Что такое gpl. Разница между различными типами открытых лицензий. Мир лицензий: разбираемся с GNU GPL

Татары и башкиры относятся к тюркской языковой группе . Издревле эти народы проживали всегда рядом. У них много общих признаков, к которым относятся внешние и внутренние. Эти народы развивались и жили всегда в тесном контакте. Однако имеется ряд отличительных особенностей. Среда татарского народа также неоднородна и включает в себя следующие его ответвления:

  • Крымские.
  • Волжские.
  • Чулымские.
  • Кузнецкие.
  • Горские.
  • Сибирские.
  • Ногайские и пр.

Краткий экскурс в историю

Для того чтобы разобраться в них, необходимо совершить короткое путешествие в прошлое. До позднего Средневековья Тюркские народы вели кочевой образ жизни . Они делились на роды и племена, одними из которых и были «татары». Это название встречается у европейцев, которые пострадали от нашествий Монгольских ханов. Ряд отечественных учёных-этнографов сходятся во мнении, что у татар нет общих корней с монголами. Ими предполагается, что корни современных татар берут начало от поселений Волжских булгар. Башкиры же считаются коренным населением Южного Урала. Их этноним образовался примерно в 9-10 веке.

У башкир по антропологическим признакам несравненно больше сходства с монголоидными расами, нежели у татар. Основой для башкирского этноса послужили древнетюркские племена, которые генетически связаны с древними людьми, населявшими Юг Сибири, Среднюю и Центральную Азию. По мере расселения на Южном Урале башкиры начали вступать в тесные связи с финно-угорами.

Ореол распространения татарской национальности начинается от земель Сибири и заканчивается полуостровом Крым. При этом нужно отметить, что он, конечно отличаются по многим своим признакам. Население же башкир охватывает в основном, такие территории как Приуралье, Южный и Средний Урал. Но большая их часть проживает в рамках современных границ республик Башкортостан и Татарстан. Крупные анклавы встречаются в Свердловской, Пермской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях.

Чтобы подчинить непокорных и сильных татар русским царям пришлось приложить немало военных усилий. Примером является неоднократный штурм Казани русским войском. Башкиры же не с тали оказывать сопротивления Ивану Грозному и добровольно вошли в состав Российской империи. В истории башкир таких крупных битв не было.

Несомненно, историками отмечается периодическая борьба за независимость и того и другого народа. Достаточно вспомнить Салавата Юлаева, Канзафара Усаева, Бахтияра Канкаева, Сююмбике и др. И если бы они этого не сделали, их численность была скорее бы ещё меньше. Сейчас башкир в 4-5 раз меньше по численности, чем татар.

Антропологические различия

В лицах татарской национальности преобладают черты европейской расы. Эти признаки больше относятся к поволжско-приуральским татарам. Монголоидные черты присутствуют у этих народов, проживающих по ту сторону Уральских гор. Если подробнее описывать поволжских татар, коих большинство, то их можно разделить на 4 антропологических типа:

  • Светлые европеоидные.
  • Понтийские.
  • Сублапоноидные.
  • Монголоидные.

Изучение расовых особенностей антропологии башкир привело к выводу о чёткой территориальной локализации, чего нельзя сказать про татар. Башкиры в своей основной массе имеют монголоидные черты лица. Цвет кожи у большинства представителей этого народа смуглый.

Деления башкир по антропологическому признаку по мнению одного из учёных:

  • Южно-сибирский вид.
  • Субуральский.
  • Понтийский.

А вот у татар уже значительно преобладают европейские очертания лиц. Цвета кожного покрова более светлые.

Национальная одежда

Татары всегда любили очень яркие цвета одежды – красные, зелёные, синие.

Башкиры же обычно предпочитали более спокойные краски – жёлтые, розовые, голубые. Одежда этих народов подобает тому, как предписывают законы ислама – скромности.

Языковые различия

Различий между татарским и башкирским языком значительно меньше, чем это можно встретить в русском и белорусском, британском и американском. Но всё же у них есть свои грамматические и фонетические особенности.

Отличия в лексиконе

Имеется ряд слов, которые в переводе на русский язык имеют совсем другое значение. Например слова, кошка, далеко, нос, мать.

Различия в фонетике

В татарском языке нет некоторых специфических букв, которые характерны для башкирского. Из-за этого наблюдается небольшие различия в написании слов. Так, например, буквы «к» и «г» имеют разные произношения. Также у многих существительных во множественном числе различаются окончания слов. По причине фонетических различий, башкирский язык воспринимается мягче, чем татарский.

Вывод

Вообще вывод такой, что у этих народов, конечно же, больше сходств, чем отличий. Взять, к примеру, тот же язык, на котором разговаривают, одежду, внешние антропологические признаки и жизнь в быту. Основное сходство лежит в историческом развитии этих народов, а именно, в их тесном взаимодействии в длительном процессе сосуществования. Их традиционная религия – это ислам суннитского направления . Однако надо сказать, что казанский ислам более фундаментальный. Несмотря на то, что яркого воздействия религия на сознание башкир не имеет, те не менее он стал традиционной социальной нормой в жизни многих людей. Скромная жизненная философия правоверных мусульман наложила свой отпечаток на устройстве быта, отношении к материальным ценностям и взаимоотношениях людей.

Башкиры и татары – два близкородственных тюркских народа, издавна живущие по соседству. И те и другие – мусульмане-сунниты, их языки близки настолько, что они понимают друг друга без переводчика. И все-таки различия между ними есть. Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. Начнем с экскурса в историю.

Историческое прошлое башкир и татар

Тюркские народы (точнее, тогда это были не народы, а, скорее, племена) издавна кочевали на всем пространстве Великой Степи – от Забайкалья до Дуная. В первые века нашей эры они вытеснили или ассимилировали известных нам по античным источникам кочевников – ираноязычных скифов и сарматов, и с тех пор безраздельно господствовали на этой территории, поочередно грабя соседей или воюя друг с другом. И до позднего Средневековья (14-15 вв.) говорить о существовании башкир или татар как этносов нельзя – национальное самосознание в современном смысле сложилось позднее. «Татары» русских летописей – это не совсем те татары, которых мы знаем сегодня. В то время многочисленные тюрки делились на роды или племена. Они назывались по-разному, и «татары» – как раз одно из таких племен, позже давшее название современному народу.

Этноним «татары» фонетически перекликается с греческим названием подземного мира – «Тартар». Кочевники, вторгшиеся с Батыем в Европу в начале 1240-х годов, своим бесстрашием, всесокрушающей мощью и жестокостью напоминали знатокам греческой мифологии выходцев из ада, поэтому название народа вслед за Русью закрепилось и в европейских языках. Отличие башкир от татар в том, что их этноним сформировался раньше – примерно в середине 9 века нашей эры, когда они впервые под своим именем фигурировали в записках одного из мусульманских путешественников. Башкиры считаются автохтонным населением Южного Урала и прилегающих территорий, и, несмотря на многолетнее соседство с близкородственными татарами, ассимиляции не возникло. Скорее было взаимодействие и культурный обмен.

Татары, в этногенезе которых приняли большое участие булгары – древний тюркский народ, государство у которого (Волжская Булгария) возникло в последние века первого тысячелетия нашей эры, – довольно быстро перешли от кочевничества к оседлой жизни. А башкиры вплоть до 19 века оставались преимущественно кочевниками. При первом контакте с монголами башкиры оказали ожесточенное сопротивление, и война продлилась целых 14 лет – с 1220 по 1234 годы. В конце концов башкиры вошли в Монгольскую империю с правом автономии, но с обязанностью военной службы. В «Сокровенном сказании монголов» они упомянуты как один из народов, оказавших наиболее сильное сопротивление.

Сравнение

Современные башкирский и татарский языки различаются очень немного. И тот и другой принадлежат к поволжско-кипчакской подгруппе тюркских языков. Степень понимания – свободная, больше даже, чем у русского с украинцем или белорусом. Да и в культуре народов много общего – от кухни до свадебных обычаев. Однако взаимной ассимиляции не происходит, так как и татары, и башкиры – сформировавшиеся народы с устойчивой национальной самоидентификацией и многовековой историей.

До Октябрьской революции и башкиры, и татары пользовались арабским алфавитом, а позже, в 20-е годы прошлого века, была предпринята попытка ввести латинскую графику, но в конце 30-х годов от нее отказались. И сейчас эти народы используют графику на основе кириллической письменности. И башкирский, и татарский языки имеют по несколько диалектов, а расселение и численность народов разнятся довольно сильно. Башкиры преимущественно проживают в республике Башкортостан и прилегающих регионах, а вот татары рассеяны по стране. Диаспоры татар и башкир есть и вне пределов бывшего СССР, а численность татар в несколько раз превышает численность башкир (см. таблицу).

Таблица

Подводя итог, в чем разница между башкирами и татарами, можно добавить, что, несмотря на близость культур и происхождения, у этих народов есть и антропологические различия. Татары преимущественно принадлежат к европеоидной расе с небольшим количеством монгольских черт (вспоминаем популярного актера татарина Марата Башарова); это связано с тем, что татары активно перемешивались со славянами и финно-уграми. А вот башкиры – в основном монголоиды, и европейские черты среди представителей данного народа встречаются значительно реже. В приведенной ниже таблице подведены итоги, в чем разница между ними.

Когда-то татары и башкиры жили вместе и строили великую империю. Они говорят на близких языках, но сейчас эти отношения иногда перестают быть братскими. Народ, который исторически веками доминировал в регионе, уверен, что язык народа, также веками живущего по соседству, - всего лишь диалект великого и древнего языка. Более того, даже существование самостоятельного соседа под вопросом: «Мы, - говорят, - единый народ». И действительно, в регионе, где проживают башкиры и татары, отличия повседневного уклада чаще всего равны нулю.

Причины противоречий

Сосед не согласен. «Вы живите сами по себе, а мы тоже обойдёмся». Соседи уверены в своей идентичности, любят свой язык, строят своё государство. Такие претензии на самостоятельность доминирующему народу кажутся блажью. Они уверены, что соседняя страна - искусственное образование. Прежде всего потому выдвигается этот посыл, что на значительной части Башкорстана преобладают этнические татары, а башкиры, к тому же, очень часто разговаривают по-татарски. Естественное желание преобладающего на территории населения - сделать свой язык государственным и добиться, чтобы все жители им пользовались. Необходимо доказать, что хозяева этой земли - башкиры, и татары отличия в менталитете должны были бы признать.

Однако так не получается. Татары и башкиры - один народ, уверены в Татарстане и многочисленных татарских поселениях Башкорстана. Башкиров обвиняют в искусственной ассимиляции и навязывании языка. Это вместе с требованием, чтобы татарский язык стал вторым государственным в Татарстане.

Итак, историческое доминирование, приближающееся к шовинизму, против навязчивого нациестроительства. Кто больше прав? Башкиры и татары - отличия или идентичность?

Как заморозить этнические конфликты

Вряд ли кто-то в России слышал о подобном конфликте, но это вовсе не потому, что эти противоречия незначительны. Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты.

И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья!

Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары - вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы (кумыки) никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё.

Национальные сложности

Рассмотрим этнический состав поближе. Последняя перепись показала 29% башкир в Башкорстане. Татары составили 25%. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Тем не менее, более всего в Башкорстане русских - 36%, и что они об этом думают, никто не спрашивает.

Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен.

Из истории создания государства

Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ.

Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились.

Сегодня же границы Башкорстана - часть башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства.

Пакт о ненападении

Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить. Но он не убит, и есть риск, что когда-нибудь вырвется на свободу. Если бы республики были суверенными, тогда вряд ли конфликт долго оставался бы в покое, но, во всяком случае, можно попробовать. Националистическое государство - всегда плохо: тут можно вспомнить осетин и абхазов, испугавшихся националистических проектов Грузии, гагаузов среди молдаван, сербов среди хорватов. Так же точно и татары не хотят вливаться в культуру башкир, оставив притязания на свою.

Пока кровь не пролилась, а претензии уже озвучены, можно ожидать мирного диалога и полного разрешения противоречий. Разница между татарами и башкирами во взглядах может быть преодолена.

Итак, каковы притязания сторон? Башкиры хотят незыблемости границ и концепцию башкирского государства. Татары не хотят потерять лидерство в регионе. Татары башкорстанские хотят собственной идентичности и своего языка. И нельзя забывать, что в Татарстане велико число националистов, которые хотят один Большой Татарстан.

Согласование интересов

Башкиры хотят "башкирскости" на своей территории - пусть её получат вместе с нерушимостью границ. Татары не хотят ассимиляции - пусть получат гарантии, что им не навяжут башкирскую идентичность и башкирский язык. Татарстан хочет быть лидером в регионе - должен довольствоваться равноправием.

Все народы Башкорстана должны иметь право на получение образования на родном языке (при обязательном изучении башкирского как отдельного предмета). Татарский язык может быть использован в органах власти Башкорстана, но он не станет официальным языком наравне с башкирским.

Башкорстан может вводить национальные квоты, чтобы роль башкир стала лидирующей, но было и представительство других народов, а также должен отказаться от ассимиляции татар и манипуляций с переписями населения. Татарстан откажется от территориальных претензий и от предоставления двойного гражданства. Башкорстан отказывается от своих претензий на национально-территориальную автономию. Но надежды на то, что подобный диалог состоится скоро, пока нет.

Справедливость живёт в аду, а в раю - только любовь

Такой план наверняка покажется несправедливым и той, и другой стороне. Однако какова альтернатива, чем она порадует? Разницы между татарами и башкирами в этом случае не существует, и плохо будет всем. С одной стороны, татары должны понимать, что мир - залог их претензии на лидерство. Татары, живущие в Башкорстане, послужат связующим звеном между республиками.

А если война, даже победная, случится, Татарстан получает злейшего врага у границ, плюс к этому, не видать международной легитимности, зато будет много подозрительности от рядом расположенных республик. Мирно же башкиры не откажутся от границ республики и роли своего народа на этой территории.

Башкирам тоже нужно многое осознать. Сохранить границы и статус титульной нации можно только в случае договорённости с народами, живущими в республике. Есть вариант: при национальной диктатуре этнические чистки. Ничего хорошего для Башкорстана это не сулит - ни в международном статусе, ни во взаимоотношениях с ближайшими соседями.

Теперь о русских, коих большинство

Как быть в этой ситуации русским, проживающим на территориях Башкорстана и Татарстана? Сейчас русский язык имеет непропорциональное преимущество в обеих республиках, несмотря на весь их национализм. Наблюдается тотальное преобладание русского языка в бизнесе, во всех СМИ и в книгоиздании, а государственное управление почти целиком ведётся на русском, даже там, где количество русских людей невелико.

В Башкортостане легко идти по карьерной лестнице, не зная ни татарского, ни башкирского. Но даже смешно говорить о об этом, если человек не знает русского. Нельзя сравнивать преподавание башкирского и татарского русским детям с преподаванием русского татарам и башкирам. Русским языком владеют все без исключения и в самом полном объёме, что никак нельзя сказать о владении русскими республик.

Русским всё равно, "башкиризация" наступит или "татаризация" - в любом случае в течение ближайших нескольких десятилетий как минимум доля русского языка будет намного выше доли любого национального. Так сложилось, несмотря на все претензии к равноправию и справедливости. А политическое представительство можно распределять по договорённости, как того и хотят рядовые башкиры и татары. Отличия между ними несущественны и в таких важных областях, как религия: помимо атеизма и православия, которые присутствуют в обеих республиках, большинство исповедует суннитский ислам.

Благие подвижки

Надежда на улучшение башкиро-татарских отношений появилась после ухода президента М. Рахимова. Президенты республик обменялись визитами. В Уфе начал работу татарский телеканал ТНВ в виде корреспондентского пункта.

Увеличилось культурное и экономическое сотрудничество этих республик. Хотя нерешённые проблемы никуда не ушли и остаются в отношениях двух стран многочисленные противоречия. На самом деле странно, что у элит народов, ближайших по языку и одинаково сложившейся культуре, не получается совместного подхода к проблемам нациестроительства.

Откуда это разное видение этнополитического пространства? Год 1917-й с его ошибочными, может быть, решениями неимоверно далёк от настоящего момента, но, тем не менее, спрятанные там конфликты до сих пор влияют на менталитет двух братских народов.

Причины противоречий

Если покопаться, можно выделить из канвы событий вековой давности пять основных факторов такого развития событий. Первый - субъективный, остальные - вполне объективные.

1. Неприязнь и полное отсутствие взаимопонимания между лидерами Заки Валиди и Гаязом Исхаки.

Заки Валиди был вождём башкирского освободительного движения от 1917 года до 1920-го. Востоковед, историк, доктор философии, профессор и почётный член университета Манчестера в будущем. А пока - просто лидер.

Гаяз Исхаки - лидер национального движения Татарии, издатель и писатель, публицист и политик. Ревностный мусульманин - главенствовал в подготовке, а после в проведении первого съезда мусульман в предреволюционной Москве. Умные же, образованнейшие люди, почему не договорились?

2. Земельный вопрос рассматривался у татар и у башкир по-разному.

Татары за 365 лет с момента колонизации постепенно растеряли все земли, захваченные во времена монголо-татарского ига, поскольку положение этих территорий было стратегическим: реки, дороги, торговые пути. Первый раз - после 1552 года, затем - в начале 18 века по царскому указу в Татарии были ликвидированы феодалы, а земли переданы русским переселенцам и казне. С тех пор безземелье стало настоящей бедой для татар.

Иная ситуация сложилась на территориях башкир, обладавших в царской империи вотчинным правом и постоянно впоследствии за него воевавших. Во время голода, случавшегося при царизме периодически - раз в 3-5 лет, а также во время в Башкирию прибывали поселенцы как из России, так и из ближайших земель. Образовалось многонациональное крестьянство. Земельный вопрос стоял в Башкирии всегда очень остро, а после 1917 года стал фактором для формирования национального движения.

3. Чисто географическое расположение татарских и башкирских земель.

Земли татар находились в самой глубине Империи, они не имели границ ни с каким окраинным регионом, способным объединить усилия в борьбе на общие интересы. Башкирия почти граничила с Казахстаном - пятьдесят километров русской земли отделяли эти республики друг от друга. Вероятность союза была очень велика.

4. Некоторые различия в системе расселения башкир и татар в Российской империи.

Дисперсное расселение татар до революции, даже на своих землях не составляющее подавляющего большинства, против башкир, составляющих на своих землях это подавляющее большинство.

5. Разный культурный и образовательный уровни башкир и татар.

При дисперсном расселении татар главным их оружием стал интеллект, высокие моральные качества и организованность. Силой же башкир не были медресе и интеллигентность. Они владели землёй, были военизированы и готовы в любой момент встать на защиту своей независимости.

Несмотря на все эти пункты, вполне дружественными могут быть башкиры и татары. Фото в статье демонстрируют многие моменты действительно братских и добрососедских отношений.

GNU GPL 3 человеческим языком

Интеллектуальная собственность - не хрен собачий, помните об этом. © Артемий Лебедев

Удивительное дело, практически все коммерческие лицензии, главная цель которых - связать пользователя по рукам и ногам, написаны четким и понятным языком. А самая либеральная в мире лицензия GPL, гарантирующая всем и каждому свободу использования, распространения и модификации программного обеспечения, напичкана такими формулировками, что сам черт ногу сломит и без поллитра не разберется. Парадоксальная ситуация! Попробуем разобраться что здесь к чему.

GNU General Public License - это свободная лицензия для программного обеспечения, разработанная Фондом Свободного Программного Обеспечения (Free Software Foundation). Если коммерческие лицензии запрещают распространять и изменять программное обеспечение, то GNU GPL, наоборот, разрешает и даже гарантирует право пользователя на свободное использование, распространение и модификацию программ. Большая часть программного обеспечения Free Software Foundation распространяется под лицензией GNU GPL. Любой автор может использовать эту лицензию для своего ПО.

GPL дает вам множество прав:

  • запускать и использовать свободные программы в любых целях
  • распространять копии свободного ПО
  • получить вместе с программой ее исходный код
  • модифицировать программу или использовать ее часть при разработке нового свободного ПО

… и накладывает всего одну обязанность:

  • делиться с общественностью измененными версиями программ. Даже если вы переписали две строчки кода, вы обязаны предоставить другим свободный доступ к программе и ее исходному коду. Вместе с измененной программой пользователи получают полный комплекс прав на ее использование, распространение, модификацию и т. д.

GPL3 - это идеальная лицензия для обычных пользователей, она попросту отмахивается от них и концентрируется на программистах и распространителях. Для того чтобы получить программу и пользоваться ею даже не обязательно читать и принимать лицензию. Передача ПО соседу Васе из рук в руки также не требует принятия лицензии. А вот если вы собираетесь изменить что-то в программе или заняться ее распространением - вам уже придется ознакомиться с текстом лицензии, осознать и принять все условия. В противном случае все ваши действия по модификации и распространению ПО будут считаться незаконными.

Однако и здесь есть свои послабления. Если вы модифицируете программу исключительно для собственных нужд и не собираетесь распространять ее - вам не обязательно делиться со всей Сетью своим кодом. Передача «свободного» ПО через peer-to-peer сети фактически приравнивается к простой передаче ПО от пользователя к пользователю. Соответственно, распространять GPL-софт через торрент теперь можно без предоставления исходного кода, достаточно просто оставить ссылку на общедоступный сервер, где этот код выложен. Это нововведение, которого не было в GPL2.

«Свободное» ПО - не значит «бесплатное». Вы можете распространять копии свободного ПО за деньги, но при этом вы обязаны передать покупателю весь комплекс прав: право на свободное распространение программы, исходный код программы, право на модификацию программы и использование ее элементов в собственных разработках и т. д. Так что на практике взимание платы за свободное ПО не имеет смысла, в абсолютном большинстве случаев софт, распространяемый под лицензией GNU GPL, бесплатен. Плату если и берут, то за пересылку, носители информации, обслуживание, помощь в настройке и установке и т. д.

Авторские права на свободное ПО принадлежат его разработчикам. При этом авторы не дают никаких гарантий на свои программы и не несут ответственности за проблемы, возникшие в результате их использования. Модифицированные версии программ должны помечаться как «измененные», также должна проставляться дата внесения изменений. Это делается с целью защиты авторов, чтобы им не приписывали чужие ошибки. Программа, созданная на основе «свободного» кода, должна распространяться также на условиях GPL, она не может быть переведена на коммерческую лицензию модификаторами и прочими «третьими лицами». Что понятно, иначе многие «свободные» разработки давно уже были бы растащены и закрыты, а всякие жадные до денег компании зарабатывали бы на них и даже не думали делиться кодом со «свободной» общественностью. Правообладатели имеют право перелицензировать свою программу (т. е. выпустить ее под другой лицензией, в том числе и коммерческой), но при этом они не могут отозвать лицензии у тех, кто уже успел получить программу под GPL.

Программы могут распространяться на любых носителях, выкладываться на ftp-сервера для скачивания и т. д. При этом к программе должна прилагаться копия GPL - она может быть встроена в программу или идти отдельным файлом, в любом случае в программе должна присутствовать ссылка на лицензию, под которой она распространяется.

Также должны присутствовать: информация об авторах и копирайтах, отказ от гарантий.

Обычно вся эта информация размещается в диалоге «О программе», также она должна присутствовать в начале каждого файла с исходным кодом… обо всем этом подробно написано в самом конце лицензии, в разделе «Как применить данные условия к Вашим Новым Программам».

Удалять вышеперечисленную информацию из оригинальной версии программы, равно как и изменять ее, запрещается. А вот в модифицированной версии кроме всего вышеперечисленного и отметки о внесенных изменениях могут быть прописаны дополнительные условия, установленные «переразработчиками» . Эти дополнения должны помочь в вопросах совместимости GPL с другими свободными лицензиями, подробная информация о них содержится в 7-ом пункте GPL3 .

При разработке свободного программного обеспечения не должны быть использованы софтверные патенты, т. к. это автоматически делает программу несвободной, превращает ее в частную собственность. Либо патент не должен запрещать свободное использование и модификацию программы, т. е. не должен противоречить принципам GPL.

Софтверный патент - это патент на какое-либо программное решение. Запатентована может быть любая мелочь, например, компания Amazon запатентовала «покупку одним кликом», теперь они могут подать в суд на любую компанию, которая случайно повторит эту элементарную технологию. В США таким образом запатентован практически каждый шаг в создании программы, написать программу и не нарушить при этом чьи-нибудь патенты практически невозможно. Microsoft активно пользуется таким положением вещей, заявляя, что использование свободного ПО незаконно. Недавно «мелкомягкие» сменили позицию и заявили, что не будут преследовать пользователей свободного ПО за нарушение авторских прав - при условии что те получают софт от поставщиков, работающих с Microsoft. Эта открытая попытка нажиться на пользователях свободного ПО противоречит принципам свободы, прописанным в GPL .

GPL3 гарантирует, что патенты не могут быть использованы с целью «закабалить» свободную программу. Исходный код программы должен быть доступен для копирования, бесплатно и с соблюдением всех условий GPL, в любом случае - даже если распространитель передает ПО, сознательно полагаясь на патентную лицензию. Несогласным с таким положением вещей предлагается просто перестать распространять программу. Это правило работает во всех подобных ситуациях. Если какие-либо посторонние обязательства не позволяют вам распространять программу в соответствии с требованиями GPL - вы должны вовсе отказаться от ее распространения.

За нарушение условий «свободной» лицензии тоже можно поплатиться, правда, не так жестоко как в случае с коммерческими лицензиями - вы просто теряете все права, которые дает GPL , начиная с права пользования программой. Чтобы оказаться «вне закона» достаточно начать распространять или модифицировать «свободное» ПО непрописанным или запрещенным в лицензии образом (например, скрывать код модифицированной вами программы, запрещать дальнейшим пользователям его изучение и т. д.). Предъявить вам претензии по поводу нарушения лицензии может конкретный обладатель авторских прав на программу, с которой вы «нехорошо» обошлись. Впрочем, GPL достаточно лояльна по отношению к нарушителям и действует по принципу «исправленному - верить».

Если в течение 30 дней после получения уведомления от обладателя авторских прав вы исправите положение и перестанете нарушать лицензию - ваши права будут полностью восстановлены. Если вы проявите сознательность и ликвидируете нарушение, не дожидаясь письма от авторов программы, а они так и не соизволят уведомить вас об уже исправленном нарушении в течение 60 дней - ваши права также считаются полностью восстановленными. Если ни вы, ни правообладатели не проявляете никакого беспокойства по поводу нарушения лицензии… что ж, на нет и суда нет. Но помните, что формально вы - злостный нарушитель, лишенный прав, и вас могут припереть к стенке в любую минуту.

Полное и окончательное прекращение ваших прав никак не повлияет на тех пользователей, которые получили программу от вас, они могут и дальше спокойно пользоваться ею и всеми правами, которые предоставляет им GPL . Вы же сами получить новые права лицензиата на ту же самую программу уже не сможете. В то же время вы не отвечаете за соблюдение лицензии пользователями, которые получили программу от вас. В случае нарушения с ними будут разбираться правообладатели (поскольку именно они и предоставляют права лицензиата, а распространитель предоставляет только саму программу), вас эти «разборки» никак не затронут.

Как распространитель программы, вы не вправе требовать от пользователей выплачивать вам лицензионные платежи или как-то иначе заставлять их расплачиваться за возможность пользоваться правами, предоставляемыми GPL . Эти права передаются «бэзвозмездно», то есть даром (при этом сама программа, как уже говорилось выше, не обязана быть бесплатной). В общем, вы не имеете права ограничивать право других пользоваться их правами.

Фонд Свободного ПО может время от времени выпускать новые версии GPL . Пользователь должен руководствоваться той версией лицензии, которая указана в программе или любой последующей версией. Если конкретный номер версии не оговаривается, вы можете выбрать любую из опубликованных на данный момент версий GPL , на свой вкус. При этом ваш личный выбор следовать более поздней версии лицензии, чем та, которая принята авторами программы, не налагает на этих самых авторов никаких дополнительных обязательств.

Сравнивая две последние версии GPL сложно сказать, что такого есть во второй, чего нет в третьей. Проще, наоборот, перечислить чего нет в GPL2 . Вторая версия GPL вышла в 1991 году и просуществовала практически без изменений почти 15 лет. За это время появилось множество новых технологий и типов ПО, которые она не охватывает. Здесь нет ни слова о DRM и «тивоизации», peer-to-peer сетях и многом другом.

Патентам уделено минимум внимания, в те времена они еще не представляли серьезной опасности для развития свободного ПО. В GPL 2 говорится только о недопустимости приобретения кем-то исключительных прав на использование программного обеспечения и регистрации их в Патентном ведомстве.

«Обладатель исключительных прав обязан предоставить любому лицу права на использование программного обеспечения либо не приобретать исключительных прав вообще». «В том случае если распространение и/или использование Программы в отдельных государствах ограничено соглашениями в области патентных или авторских прав, первоначальный правообладатель, распространяющий Программу на условиях настоящей Лицензии, вправе ограничить территорию распространения Программы, указав только те государства, на территории которых допускается распространение Программы без ограничений…«

Вот и все, что можно увидеть здесь на тему патентов, в то время как в третьей версии GPL этому посвящен целый раздел, который так и называется - «Патенты». В нем больше не рассматриваются аспекты патентных условий, основным требованием является отсутствие каких бы то ни было претензий. Новая лицензия призвана исключить возможность патентования модифицированной версии ПО, защищенного GPL , и последующее судебное преследование тех, кто «незаконно» ею воспользуется.

При этом нарушение условий в GPL2 карается более жестко. Нарушитель автоматически теряет все предоставляемые лицензией права навсегда. Единственный способ обрести их снова - обратиться к правообладателю. Если учесть, что обычный Linux дистрибутив использует работу тысяч людей, можно представить, сколько времени займет процесс восстановления лицензии с рассылкой запросов ко всем держателям прав. Третья версия GPL в этом плане более демократична.

Автор не претендует на кристально ясное понимание всех условий GPL3 =) Если вы обнаружили в тексте неточность или какой-то важный момент упущен - пишите, тыкайте автора носом в ошибки и они будут исправлены =)