Собери свой собственный дистрибутив Linux. Cоздание своего дистрибутива Linux с помощью Remastersys


Автор: Ben Everard
Дата публикации: 23 апреля 2015 года
Перевод: А. Кривошей
Дата перевода: июль 2015 г.

На сегодняшний день существует несколько сотен активно развивающихся дистрибутивов Linux всех цветов и размеров. Но нет ни одного точно такого же, как установлен на вашем компьютере, так как вы скорее всего настраивали его под свои предпочтения. Вы потратили определенное время на то, чтобы установить или удалить программы, изменить внешний вид и так далее.

Было бы неплохо преобразовать свою точно настроенную в соответствии со своими потребностями систему в Live дистрибутив? Вы сможете носить ее с собой на флешке, или устанавливать на другие компьютеры.
Существуют различные инструменты для создания собственного дистрибутива. Мы начнем с наиболее простого в использовании, но предлагающего ограниченное количество опций настройки, и потом перейдем к более сложным, которые позволяют тонко настроить каждый аспект дистрибутива.

Быстрое создание своего собственного Ubuntu

Подходит также для mumbuntu и dadbuntu.

За долгие годы, прошедшие с момента выхода первого релиза Ubuntu, было придумано множество утилит, позволяющих создать собственную версию Ubuntu. Отчасти этим объясняется существование огромного количества его производных. Хотя большинство их быстро забрасывают, Ubuntu Customisation Kit (UCK) жив до сих пор.

Вы можете установить UCK в Ubuntu или любом другом дистрибутиве на его базе, например в Linux Mint. Утилита есть в официальных репозиториях, поэтому вы можете установить ее с помощью пакетного менеджера. Далее, вам понадобится ISO-образ того дистрибутива, который вы хотите изменить. Чтобы упростить этот процесс, желательно использовать образ дистрибутива, включающий графическую оболочку, которую вы собираетесь задействовать. Например, если вы хотите использовать в своем дистрибутиве локализированный декстоп Gnome, лучше использовать образ Ubuntu Gnome, а не стандартного Ubuntu. Если вы работаете на 32-битной машине, образ должен быть собран для архитектуры i386. Однако если у вас 64-битная система, вы можете настраивать 32-битный образ.

После запуска UCK вы увидите приветствие и информацию о требуемом дисковом пространстве, затем мастер, который будет управлять дальнейшим процессом. На первом этапе необходимо будет выбрать язык для вашего дистрибутива вместе с языком загрузочного меню (убедитесь, что дистрибутив на базе которого вы собираете свою систему, поддерживает эти языки).

После выбора языка необходимо указать графическое окружение дистрибутива. UCK позже скачает для него файлы локализации, основываясь на вашем выборе языка. Затем необходимо будет указать местонахождение образа дистрибутива Ubuntu, который вы будете настраивать.

Затем UCK запросит у вас имя вашего дистрибутива и спросит, хотите ли вы вручную настроить свой дистрибутив. Если вы ответите положительно, откроется окно терминала, в котором корневая директория будет изменена на окружение сборки вашего дистрибутива. На последней стадии UCK предложит вам опцию удаления из вашего дистрибутива всех относящихся к Windows файлов, и создания гибридного ISO-образа диска, который можно прожечь на болванку, или скопировать на USB-флешку. После этого UCK распакует образ диска и скачает файлы локализации. Затем, вы сможете настроить дистрибутив вручную, если ранее выбрали эту опцию. Опция "Run Console Application" запустит окно терминала с оболочкой root.

Продвинутые настройки

В этом окне вы можете использовать менеджер пакетов apt-get для удаления и установки приложений. Например, вы можете установить поддержку мультимедиа с помощью apt-get install ubuntu-restricted-extras. Если ваш дистрибутив предназначен для использования на слабых машинах, вы можете удалить LibreOffice:

$ apt-get remove --purge libreoffice* /

и заменить его на AbiWord:

$ apt-get install abiword

Если вы хотите поместить на рабочий стол ярлыки для ваших программ, сначала создайте директорию Desktop:

$ mkdir -p /etc/skel/Desktop

Теперь вы можете скопировать туда ярлыки для всех установленных приложений:

$ cp /usr/share/applications/firefox.desktop /etc/skel/Desktop

и затем сделать их исполняемыми:

$ chmod +x firefox.desktop

Если вы хотите изменить обои для рабочего стола, откройте файл /usr/share/glib-2.0/schemas/10_ubuntu-settings.gschema.override в текстовом редакторе и измените параметр picture-uri на путь к вашему изображению:

Picture-uri="file:///usr/share/backgrounds/Partitura_by_Vincijun.jpg" /

Аналогично вы можете изменить тему и иконки, отредактировав соответствующие параметры в этом файле. Например, если вы хотите заменить тему Ambiance на Radiance и использовать набор иконок HighContrast:

Gtk-theme="Radiance"icone-theme="HighContrast"...theme="Ambiance"

После редактирования этого файла не забудьте скомпилировать модифицированные темы оформления:

$ glib-compile-schemas /usr/share/glib-2.0/schemas

Вы таже можете копировать файлы на свой live CD. Для этого запустите еще один терминал и перейдите в директорию ~/tmp/remaster-root/, которая является корневой для нашего live CD. Например, вы хотите скопировать определенные ярлыки и папки в Desktop:

$ sudo cp -r ~/Documents/README.txt ~/remaster-root/etc/skel/Desktop

После завершения закройте терминал chroot и выберите опцию "Continue Building" в мастере UCK. Теперь начнется сборка вашего нового дистрибутива.

Системы быстрой сборки дистрибутивов

Сборка дистрибутива в браузере с помощью SUSE Studio

SUSE Studio - это наверное самый простая система для создания собственного дистрибутива. Она графическая и работает в браузере. Вам нужен только веб-браузер и подключение к интернету. С помощью SUSE Studio вы можете создавать полнофункциональные десктопные дистрибутивы, серверные системы, или дистрибутивы, заточенные под какую-либо узкую область применения. В веб-интерфейсе вы можете добавлять пользователей, настраивать список приложений и даже настраивать внешний вид и добавлять файлы.

Можно также сэкономить себе время, установив утилиту Kickstart Configurator.

$ yum install system-config-kickstart

Эта программа предлагает простой графический интерфейс для создания файла Kickstart.

Вы можете задать требуемые вам пакеты, перечисляя их в секции %packages. Вместо отдельных пакетов здесь также можно добавить определенные группы пакетов, например gnome-desktop. Вы также можете указывать здесь пакеты из других файлов Kickstart, задавая их имя и расположение с параметром %include:

%include /usr/share/spin-kickfedora-live-base.ks

Если вам нужно после загрузки дистрибутива запустить на выполнение какую-либо команду, например для настройки сети, необходимо задать ее в секции %post. Например, если вы хотите автоматически запускать Firefox, можете поместить его ярлык в папку ~/.config/autostart, добавив в секцию %post следующие строки:

%post # autolaunch Firefoxmkdir -p /etc/skel/.config/autostartcp /usr/share/applications/firefox.desktop /etc/skel/.config/autostart/%end

Убедитесь, что конец секций %packages и %post обозначен с помощью %end. Если вы хотите запустить какую-либо команду за пределами своего live-окружения, например скопировать файлы хоста в свой дистрибутив, добавьте параметр -nochroot в секцию %post, как показано ниже:

%post --nochroot #copy resolv.conf from host to the custom distrocp /etc/resolv.conf $LIVE_ROOT/etc/%end

Переменная $LIVE_ROOT указывает на live-окружение. Аналогичным способом вы можете копировать файлы с хоста в свое live-окружение, например:

$ cp -r /home/bodhi/Music $LIVE_ROOT/

Если вы используете графическую утилиту для задания репозиториев, вы должны вручную добавить в файл Kickstart одну важную строку. Она указывает на список зеркал для репозитория Fedora (а также содержит информацию о версии и архитектуре сборки), откуда будут скачиваться пакеты. Например, если вы хотите получать пакеты для 64-битной Fedora 21, эта строка будет иметь следующий вид:

Repo --name=fedora --mirrorlist=http://mirrors.fedoraproject.org/mirrorlist?repo=fedora-21&arch=x86_64

После того, как вы закончили с файлом Kickstart, откройте его с помощью livecd-creator для сборки дистрибутива. Предположим, файл сохранен в ~/custom-kickstarts/Custom-Fedora.ks, тогда команда будет иметь вид:

$ sudo livecd-creator --config=/home/bodhi/custom-kickstarts/Custom-Fedora.ks--fslabel=FedoraUltimate--cache=/var/cache/live--verbose

Ключ -fslabel задает имя вашего дистрибутива. После выполнения всех инструкций в файле Kickstart утилита собирает ISO-образ вашего дистрибутива, который сохраняется в вашей домашней директории.

Создание собственного дистрибутива для Raspberry Pi

New Out Of the Box Software, или NOOBS - это официальный инсталлятор для Raspberry Pi. Он упрощает и стандартизирует процесс установки дистрибутивов на Raspberry Pi. Хотя главной целью создания NOOBS является упрощение установки операционных систем на Pi, эта утилита может также использоваться для создания собственных дистрибутивов.

Сначала скачайте инсталлятор NOOBS с сайта и установите его в любом поддерживаемом дистрибутиве, на основе которого вы хотите сделать свою систему. Мы советуем использовать дистрибутив Raspbian, который рекомендуется и создателями NOOBS.

После установки и загрузки Raspbian вы можете вносить в него свои изменения. Например, вы можете изменить обои рабочего стола и сменить тему с помощью утилиты командной строки obconf, а также установить дополнительные темы с помощью команды:

$ sudo apt-get install openbox-themes

Вы также можете устанавливать или удалять с помощью apt-get, или установив графический менеджер пакетов Synaptic.

Вы можете скопировать в этот дистрибутив Raspbian любые файлы.NOOBS позволяет создать раздел размером 512 Мб, в котором вы будете хранить свои файлы. Или вы можете воспользоваться командой raspi-config, чтобы расширить корневой раздел на всю SD-карту.

Кроме того, не забудьте настроить работу с сетью. Например, вы можете настроить беспроводный адаптер для подключения к вашей точке доступа Wi-Fi, а также доступ к различным сетевым службам.

После завершения настройки дистрибутива необходимо упаковать его в архив. Перейдите в корневую директорию с помощью команды cd / и выполните следующую команду:

$ sudo tar -cvpf root.tar /bin /boot /cdrom /dev /etc /home /initrd.img /initrd.img.old /lib /lib64 /media /mnt /opt /proc /root /run /sbin /srv /sys /tmp /usr /var /vmlinuz /vmlinuz.old --exclude=proc/* --exclude=sys/* --exclude=dev/pts/*

Упаковка займет примерно полчаса, в зависимости от количества сделанных вами изменений.
Теперь у вас есть файл root.tar в корневой директории. Аналогично упаковываем загрузчик. Сначала переходим в директорию boot.

Затем создаем архив.

$ tar -cvpf boot.tar

Это не займет много времени. Теперь у вас есть файл boot.tar в директории boot.

NOOBS требует сжатые версии этих файлов. Но у Raspberry Pi недостаточно ресурсов для сжатия этих файлов, поэтому вам необходимо переместить их на PC и сжать с помощью команд xz -9 -e boot.tar и xz -9 -e root.tar. При этом исходные файлы будут заменены на их сжатые версии, boot.tar.xz и root.tar.xz соответственно.

Теперь отформатируйте SD-карту и разверните на ней свежую копию NOOBS. С помощью файлового менеджера перейдите в директорию os, которая, в свою очередь включает множество директорий, в каждой из которых имеются файлы для одного из поддерживаемых дистрибутивов, включая Arch, Pidora, Raspbian и других. Так наш дистрибутив сделан на базе Raspbian, мы можем удалить все другие директории. Назовите директорию Raspbian именем, которым вы хотите назвать свой дистрибутив.

Перейдите в эту директорию и откройте файл os.json в текстовом редакторе. Заметите текст рядом с полями name и description на свой. Удалите файл flavours.json.

И наконец, удалите имеющиеся в этой директории файлы root.tar.xz и boot.tar.xz, заменив их на свои. Это все. Теперь загрузите Pi с этой карты.

Сборка пользовательского дистрибутива на базе Arch с нуля

Если у вас хватит терпения собрать собственный дистрибутив с нуля, вы должны собирать его поверх Arch Linux. Подход создателей этого дистрибутива позволяет пользователю полностью настраивать свою рабочую среду и делает его идеальной платформой для разработки пользовательских систем.

Вы можете создать пользовательский дистрибутив на базе Arch с помощью утилиты командной строки Archiso, которая представляет собой набор скриптов Bash и достаточно сложна в освоении, но при этом дает вам полный контроль над конечным результатом.

Настройка среды для сборки дистрибутива

Первое, что вам нужно для сборки - это установленный дистрибутив Arch. Инструкций по его инсталляции в сети более чем достаточно, поэтому здесь мы не будем описывать этот процесс.

После установки Arch настройте его в соответствии со своими нуждами. Установите дополнительные пакеты, смените обои и темы оформления, и настройте другие аспекты системы, например сеть. Позже мы скопируем все эти изменения из установленного экземпляра Arch в тот, который мы будем собирать.

После того, как вы настроите свой дистрибутив, откройте терминал и установите зависимости для Archiso:

$ pacman -S make squashfs-tools libisoburn dosfstools patch lynx devtools git

Теперь скачайте последнюю версию пакета archiso из репозитория Git с помощью команды:

$ git clone git://projects.archlinux.org/archiso.git

Она скопирует файлы в директорию ~/archiso. Перейдите в эту директорию и установите утилиту с помощью команды make install. После окончания установки вы можете без всяких опасений удалить директорию ~/archiso. Далее, создадим директорию, в которой мы будем настраивать файлы для нашего будущего дистрибутива:

$ mkdir ~/archlive

Убедитесь, что у вас достаточно свободного дискового пространства для размещения всех приложений, которые вы хотите установить, а также любых других файлов, которые вы решите поместить в свой дистрибутив.

Теперь вам нужно скопировать один из двух профилей Archiso. Профиль baseline хорош для создания базовой live-системы без предустановленных пакетов. Мы будем использовать профиль releng, который позволяет создать полностью настроенный под свои нужды Arch Linux с предустановленными приложениями. Для использования этих скриптов просто скопируйте их в директорию ~/archlive:

$ cp r /usr/share/archiso/configs/releng/ ~/archlive/

Добавление пакетов

Добавлять пакеты в ISO-образ с помощью Archiso также просто, как добавлять их в текстовый файл, по одному пакету на строку. В директории ~/archlive у нас три файла: packages.i686, packages.x86_64 и packages.both. Вы можете открыть их в текстовом редакторе и добавить названия пакетов, которые вы хотите включить в дистрибутив. Archiso будет считывать содержимое файла для соответствующей архитектуры и затем упаковывать их в образ, который будет работать как на 32-х, так и на 64-битных машинах. Тем не менее, для обеспечения согласованности, мы рекомендуем вам добавлять название пакетов в файл packages.both, чтобы они были доступны для обеих архитектур.

Файл packages.both уже содержит определенный набор пакетов. Вы должны оставить их там, и добавлять свои пакеты в конец файла. Вы можете вывести список всех установленных в системе пакетов с помощью команды:

И затем скопировать те, которые вам нужны. Вы можете создать базовую систему с рабочим столом Mate, менеджером входа в систему и браузером Firefox, добавив в файл packages.both следующие пакеты:

Xorg-server xorg-xinit xorg-server-utils xf86-video-vesa slim mate firefox

Вы также можете скопировать в файл packages.both все пакеты, установленные в системе, с помощью команды:

$ pacman -Qqe >> ~/archlive/packages.both

Настройка корневой директории

Директория airootfs внутри ~/archlive/ служит оверлеем для того, что будет находиться в корневой директории нового дистрибутива. Любые файлы, которые вы поместите в эту директорию, будут добавлены в файловую систему дистрибутива, поэтому, если вы используете менеджер входа Slim, скопируйте его конфигурационный файл:

$ cp /etc/slim.conf ~/archlive/airootfs/etc/

Аналогично, вам необходимо скопировать файл /etc/systemd/system/display-manager.service в соответствующее место внутри ~/archlive/airootfs/, а также директории, в которых хранятся темы оформления, а именно /usr/share/backgrounds, /usr/share/icons и /usr/share/themes.

Если вы хотите, чтобы новый дистрибутив имел тот же набор пользователей, скопируйте соответствующие файлы:

$ cp /etc/{shadow,passwd,group} ~/archlive/airootfs/etc/

Перед тем, как копировать любые файлы из домашней директории пользователя, необходимо создать директорию skel:

$ mkdir ~/archlive/airootfs/etc/skel

Эта директория отображает домашнюю директорию пользователя во время подготовки системы. Теперь вы можете копировать файлы из домашней директории:

Таким образом, вы можете скопировать любые файлы или папки из своей домашней директории в директорию skel, включая ~/.xinitrc и ~/.config.

Для того, чтобы автоматически авторизовываться в системе от имени обычного пользователя, а не root, откройте файл ~/archlive/airootfs/etc/systemd/system/[email protected]/autologin.conf в текстовом редакторе и отредактируйте следующую строку:

$ cp ~/.bashrc ~/archlive/airootfs/etc/skel/

ExecStart=-/sbin/agetty --autologin bodhi --noclear %I 38400 linux

Замените bodhi на свое имя пользователя.

Заключительные настройки

В домашней директории root (~/archlive/airootfs/root) есть файл customize-root-image.sh. Любая задача по администрированию систему, которую вы хотели бы выполнять после установки Arch, может быть добавлена в этот файл. Помните, что инструкции в этом файле должны составляться для нового окружения, то есть / в скрипте должна относиться к корневой директории собираемого дистрибутива.

Откройте файл в текстовом редакторе, найдите строку с /etc/localtime и задайте свой часовой пояс:

$ ln -sf /usr/share/zoneinfo/Europe/London /etc/localtime

Также убедитесь, что в качестве командной оболочки установлен Bash:

$ usermod -s /usr/bin/bash root

Затем скопируйте содержимое директории skel в свою пользовательскую домашнюю директорию:

$ cp -aT /etc/skel/ /home/bodhi/

и задайте правильного владельца этих файлов:

$ chown bodhi:users /home/bodhi -R

В двух последних командах замените bodhi на свое имя пользователя.

Наконец, прокрутите страницу вниз, до конца файла, и закомментируйте все команды systemctl, добавив перед ними символ #. Чтобы загружаться в графический интерфейс, добавьте следующие строки для запуска всех нужных служб:

Systemctl enable pacman-init.service choose-mirror.service systemctl set-default graphical.targetsystemctl enable graphical.target

Это все. Теперь вам нужно собрать образ дистрибутива. Перейдите в директорию ~/archlive и запустите нижеприведенную команду для запуска процесса сборки:

$ ./build.sh -v -N EduArch -V 1.0 -L EduArch_1.0

Ключ -v включает режим вывода подробной информации о процессе, -N задает имя ISO-образа, -V задает версию, в а -L добавляет метку в сгенерированный ISO.

Обратите внимание, что процесс сборки достаточно медленный, и может занять до нескольких часов в зависимости от мощности вашего компьютера. После завершения вы найдете ISO-образ в директории ~/archlive/out.

Обновление образов

Через некоторое время после сборки образа вы захотите обновить его. Возможно выйдут новые версии приложений, или вам понадобится изменить какие-либо файлы, которые вы добавляли в образ вручную.
Для этого перейдите в директорию ~/archlive/work. Директории i686 и x86_64 внутри work содержат файловые системы для соответствующих архитектур. Вы можете сменить корневую директорию на одну из них с помощью команды:

$ arch-chroot ~/archlive/work/x86_64/root-image

$ arch-chroot ~/archlive/work/i686/root-image

Теперь, изнутри, вы можете делать любые обновления или изменения системы. Если вы хотите обновить приложения, то сначала обновите базу данных ключей пакетного менеджера и список пакетов:

$ pacman-key --init $ pacman-key --populate

После чего можете обновить систему с помощью команды:

Сделав необходимые изменения, выйдите из окружения chroot.

Не забудьте сделать эти изменения для обеих архитектур. Теперь необходимо заново собрать образ. Однако скрипт build.sh, так как мы уже в директории work. Чтобы заставить его все-таки собрать новый образ, откройте файл build.sh в текстовом редакторе. Перейдите в конец файла и удалите параметр run_once из начала команд make_prepare и make_iso:

For arch in i686 x86_64; do make_preparedonemake_iso

Сохраните файл и запустите скрипт для создания образа:

$ ./build.sh -v -N EduArch -V 2.0 -L EduArch_2.0

Сборка дистрибутивов Linux для встраиваемых систем

Linux - это популярный выбор на рынке встраиваемых решений. Однако это поле занято различными специализированными встраиваемыми дистрибутивами Linux. Чтобы упорядочить этот рынок, Linux Foundation вместе с такими лидерами отрасли, как Intel, AMD, Freescale, Texas Instruments, Wind River и другими, создали проект Yocto.

Главной целью проекта является создание и распространение окружения и инструментов для создания и сборки встраиваемых дистрибутивов Linux. Проект поддерживает 32- и 64-битные встраиваемые архитектуры, такие как ARM, PPC и MIPS. С помощью этих инструментов разработчики могут собирать полнофункциональные системы Linux для встраиваемых устройств.

В помощь разработчикам проект предлагает программу Hob, которая представляет собой графический фронтенд к движку сборки проектов BitBake. Hob читает инструкции и, следуя им, скачивает пакеты, собирает их и компилирует результат в виде загрузочного образа. Вы можете установить его во всех популярных дистрибутивах, включая Fedora, Ubuntu, Debian, OpenSUSE и CentOS.

Для начала вы можете загрузить систему сборку с сайта проекта, используя git:

$ git clone -b daisy git://git.yoctoproject.org/poky.git

Как создать свою эталонную сборку Windows 10 – дистрибутив с проведенными настройками системы, внедренными твиками и установленным десктопным ПО? Этот процесс в деталях будет рассмотрен ниже, но прежде поговорим об особенностях собственных сборок системы.

1. Плюсы и минусы собственных сборок Windows

Какие плюсы у собственных сборок Windows? Своя сборка системы - это экономия времени и усилий при установке системы. Например, можно подготовить дистрибутив Windows 10 со стандартным набором программ для круга близких: браузер, архиватор, торрент-качалка, чистильщик, деинсталлятор и подобного рода софт для широкой аудитории будет устанавливаться вместе с системой. Выгоды по сравнению с обычным дистрибутивом Windows очевидны, а что получим в противовес прочим способам развертывания системы? Своя сборка Windows, эталонный образ которой создавался на GPT-диске, в дальнейшем может быть развернута на MBR-диске и наоборот. Тогда как перенос системы с помощью программ-бэкаперов или менеджеров дискового пространства не поможет при смене стиля разделов диска. В отличие от последних, собственная сборка на установочном носителе не будет привязана к файлу резервной копии на несистемном разделе диска или съемном устройстве, как и не нужно будет подключать жесткий диск назначения для клонирования Windows.

У собственных сборок Windows три минуса. Первый – дистрибутив своей сборки будет занимать больше места, чем чистый дистрибутив Microsoft. Но эта проблема решается использованием флешки с объемом как минимум 8 Гб. Второй минус – процесс установки Windows продлится немного дольше, чем обычно, что связано с развертыванием добавленного софта. Третий минус – это волокита с созданием сборки. Затраченные усилия вряд ли будут оправданы, если система переустанавливается редко.

2. Алгоритм действий

Процесс создания своей сборки Windows 10 будет проходить в несколько основных этапов:

  • Создание эталонного образа системы – подготовленного к развертыванию идеального состояния системы (с проведенными настройками и внедренным ПО, без привязки к комплектующим компьютера);
  • Захват эталонного образа в файл install.esd;
  • Перепаковка оригинального установочного ISO-образа системы с подменой файла install.esd.

3. Эталонный образ Windows 10

Эталонный образ Windows 10 можно подготовить разными способами, это может быть:

  • Наработанная система с удаленной привязкой к комплектующим при помощи утилиты Sysprep (см. п. 7 статьи);
  • Новая Windows 10, установленная на другом разделе диска;
  • Новая Windows 10 на борту виртуальной машины.

Наработанную систему необходимо тщательно почистить – удалить файлы в папках пользовательского профиля, почистить папки «Temp» и т.п. Иначе дистрибутив получится гигантских размеров. С новыми системами проще: во-первых, дистрибутив на их базе будет занимать меньше места, во-вторых, в процессе их установки эталонный образ Windows 10 можно создать с нуля в режиме аудита - специальном режиме работы системы без участия пользовательской учетной записи. Режим аудита предусмотрен компанией Microsoft для внедрения корпоративных настроек и софта OEM-поставщиками и крупными организациями перед поставкой компьютеров, соответственно, покупателям и наемному персоналу. На выходе получим нужным образом настроенною систему с установленным десктопным ПО, на этапе установки которой можно формировать новые учетные записи, задавать региональные параметры, отключать опции отправки данных компании Microsoft и т.п. При этом нигде не будет болтаться старая учетная запись.

В нашем случае эталонный образ Windows 10 создадим с нуля в режиме аудита при помощи Hyper-V. Этот гипервизор был выбран из-за удобства в работе и простоты переноса больших объемов данных с виртуальной машины в основную систему. Диски VHDX и VHD, используемые в работе виртуальных машин Hyper-V, монтируются в основную систему средствами проводника. Сторонники других гипервизоров - VMware Workstation и VirtualBox – могут использовать их. Чтобы упростить доступ к данным виртуального диска с основной системы и не возиться с дополнениями гостевых ОС, виртуальные машины можно создать на базе VHD-дисков. И VMware Workstation, и VirtualBox работают с дисками VHD.

Принявшим решение формировать эталонный образ Windows 10 на втором разделе диска реального компьютера на будущее в помощь инструкции по и полному .

4. Нюансы с активацией

Понятие собственной сборки Windows необходимо отличать от пиратских сборок системы, поставляемых активированными или с активатором на рабочем столе. Цель этой статьи – упростить процесс установки Windows, но не решать вопрос с ее активацией. Эталонный образ Windows 10 будет создан с использованием средств, не противоречащих политике Microsoft - собственно, ее же инструментов. А их использование не гарантирует работоспособность активированных сборок системы. Напомним, требования Microsoft таковы: активация каждой копии Windows, с какого бы дистрибутива она ни устанавливалась, на каждом отдельном компьютере. Если в качестве эталонного образа выступает активированная наработанная Windows, в процессе удаления привязки к комплектующим с помощью утилиты Sysprep необходимо сбросить активацию (см. п. 7 статьи).

Ищущим способ переноса активированной Windows на другие компьютеры .

5. Создание виртуальной машины Hyper-V

Итак, для подготовки эталонного образа Windows 10 создаем виртуальную машину. Условия работы с Hyper-V, активация гипервизора, а также процесс создания виртуальной машины в деталях описываются в статье сайта . Только, в отличие от рассмотренного в п. 5 этой статьи примера, выбор поколения виртуальных машин не принципиален, можно создать и машину 1 поколения. Если не планируется внедрение ресурсоемкого софта типа игр, можем ограничиться объемом создаваемого жесткого диска VHDX в 50-60 Гб. Ну и избитый совет для владельцев SSD – путь хранения файлов виртуальной машины и VHDX-диска нужно указывать на разделе HDD. На последнем этапе создания виртуальной машины указываем ISO-образ , включаем машину и запускаем процесс установки системы. Последний будет отличаться от того, как это происходит обычно.

6. Установка и настройка Windows 10 в режиме аудита

Проходим процесс установки Windows 10 до этапа выбора типа установки и выбираем второй вариант.

Нам понадобится два раздела – один для Windows, другой несистемный, куда впоследствии будет сохранен файл install.esd. Формируем раздел С из 30-40 Гб.

Оставшееся место отдаем другому разделу.

Устанавливаем Windows.

По завершении этапа копирования файлов установочный ISO-образ не извлекаем из виртуальной машины, он нам еще понадобится. На этапе установки, где необходимо задать первые настройки, ничего не трогаем, просто жмем клавиши Ctrl+Shift+F3.


5

Войдем в режим аудита с подключением скрытой учетной записи администратора.

На входе в систему в режиме аудита нас встречает окно утилиты Sysprep. Утилита будет дожидаться своей участи, чтобы провести удаление привязки настроенной системы от комплектующих. Можно приступать к настройке системы. Один нюанс: в режиме аудита не работает Microsoft Edge, для доступа к Интернету нужно запустить Internet Explorer.


7

Что касается пределов вмешательства в систему, в режиме аудита можем работать со всем, что не относится к пользовательским учетным записям. Можем устанавливать десктопное ПО, менять системные настройки, применять твики, оставлять папки или файлы на рабочем столе. А вот универсальные приложения из Windows Store установить не получится. Как и Microsoft Edge, магазин не работает в режиме аудита. Не получится даже при условии активации системы сменить тему оформления или прочие параметры персонализации. Для установки универсальных приложений и применения настроек персонализации нужна пользовательская учетная запись, а не скрытая администратора.

Если понадобится перезагрузить систему, например, это требуется для доустановки каких-то программ, этот процесс нужно провести с помощью окна Sysprep: необходимо выставить значения «Переход в режим аудита» и «Перезагрузка». Затем нажать «Ок».

Параллельно с настройкой системы необходимо сделать важную вещь – отформатировать несистемный раздел диска.

7. Удаление привязки к комплектующим (Sysprep)

Итак, эталонный образ системы готов. Теперь можем приступать к процессу удаления привязки к комплектующим. Обращаемся к окну открытой утилиты Sysprep или запускаем ее нажатием клавиш Win+R и вводом:

В открывшейся папке будет содержаться EXE-файл запуска утилиты.

В окне Sysprep выставляем действие «Переход в окно приветствия (OOBE)». Ставим галочку «Подготовка к использованию» для сброса активации. В параметрах завершения работы указываем «Завершение работы». И жмем «Ок».

Дожидаемся окончания работы Sysprep и выключения виртуальной машины.

8. Создание файла install.esd

Проверяем, стоит ли запуск виртуальной машины с ISO-образа установки Windows 10, и загружаемся с него. Установочный диск используем для доступа к командной строке. Если эталонный образ Windows 10 создавался на втором разделе диска реального компьютера, просто заходим в основную операционную систему и открываем там командную строку.

На первом этапе установки системы жмем клавиши Shift+F10.

С помощью утилиты DISM осуществим захват эталонного образа системы и сохраним его в файл install.esd. Но прежде посмотрим, под какими буквами значатся два нужных раздела – системный и раздел назначения, куда будет сохранен install.esd. Вводим:

В нашем случае диск системы значится как D, а несистемный – как E. Потому команда захвата образа системы будет такой:

Dism /capture-image /imagefile:E:\install.esd /capturedir:D:\ /name:windows

В этой команде, соответственно, в каждом отдельном случае необходимо заменить буквы E и D на свои.


12

По завершении операции выключаем виртуальную машину. Она нам больше не понадобится.

9. Монтирование диска виртуальной машины в основной системе

Чтобы диск виртуальной машины отображался в основной системе, где будут происходить дальнейшие действия, открываем в проводнике файл диска этой машины VHDX (или VHD). В контекстном меню жмем «Подключить».


13

Все разделы виртуального диска отобразятся в проводнике как отдельные диски. В нашем случае выбираем последний диск M, именно там хранится файл install.esd. После перепаковки ISO-образа виртуальный диск нужно будет размонтировать, это делается с помощью опции «Извлечь» в контекстном меню любого из добавленных разделов виртуального диска.


14

Новоиспеченным файлом install.esd заменим оригинал в составе официального дистрибутива Windows 10.

10. Перепаковка ISO-образа дистрибутива Windows 10

Заменять одни файлы на другие в составе загрузочного ISO-образа могут многие программы, в нашем случае для перепаковки выбрана программа UltraISO . Запускаем ее. Жмем меню «Файл», затем – «Открыть» и в проводнике указываем путь к ISO-образу, с которого осуществлялась установка Windows 10 на виртуальную машину.


15

Содержимое ISO-образа отобразится в верхней части окна UltraISO. Здесь открываем папку «sources» и удаляем в ней исходный файл install.esd. В нашем случае он весил 3,7 Гб. Нижняя часть окна UltraISO – это системный проводник, здесь открываем подмонтированный раздел диска (или нужный раздел реального диска), на котором хранится новоиспеченный файл install.esd. В нашем случае он весит 4,09 Гб. Новоиспеченный файл либо перетаскиваем в верхнюю часть окна - туда, где был файл исходный, либо добавляем с помощью контекстного меню.


16

Проверяем: в папке «sources» образа диска должен находится не исходный install.esd с весом в 3,7 Гб, а новоиспеченный install.esd с весом в 4,09 Гб.


17
18

Дожидаемся завершения прогресса операции.

***

Теперь осталось только протестировать свою сборку Windows 10 на новой виртуальной машине.

Отличного Вам дня!

Компания Clickteam выпускает простые и дружелюбные продукты для разработчиков: например, Clickteam Fusion, The Games Factory, Multimedia Fusion. В этом же ряду находится программа Install Creator. Основное преимущество продукта - быстрое создание дистрибутива при помощи пошагового мастера.

Разделы настроек расположены в такой строгой последовательности в виде вкладок. Вначале указываются данные (Files), текстовое содержание диалогов (Wizard Text), формат окна (Window), дополнительные настройки (Options), настройки деинсталлятора (Uninstaller), размер дистрибутива (Build). После нажатия на Build запускается компиляция инсталлятора, остается лишь указать место его расположения.

Инсталлятор занимает 65 КБ, с учетом деинсталлятора это 105 КБ. Вдобавок к этому, в Install Creator применяется один из двух алгоритмов компрессии (zipper/ differentiator), оптимальный вариант определяется автоматически. При необходимости, данные можно поместить в пакет отдельно от инсталлятора.

Функциональность Clickteam Install Creator унифицирована, отсутствуют некоторые важные опции. Так, мультиязычность не поддерживается, русский язык в перечне локализаций и вовсе отсутствует. Интеграция со сторонними решениями не предусмотрена, поэтому работа с большими проектами (подразумевающими множество связей в системе) будет неудобной. Программа не позволяет создавать обновления, патчи. Впрочем, в последнем случае, можно использовать - разработку Clickteam.

В незарегистрированной версии Install Creator присутствует реклама. Профессиональная версия, помимо снятия этого лимита, позволяет включать в дистрибутив несколько редакций, устанавливать лицензионное ограничение для пользователя инсталлятора.

Резюме . Возможности Install Creator будут востребованы при работе с несложными проектами. Получаемые инсталляторы содержат базовый набор пользовательских опций, среди которых нет выбора языков или профиля установки. Определенно, это максимально простое решение среди всех упомянутых в обзоре инсталляционных комплексов.

Actual Installer

Actual Installer - программа для создания достаточно сложных установщиков Windows Installer без использования сценариев. В базовый набор возможностей входят мультиязычность, эффективная компрессия, детальная настройка интерфейса, командная строка и прочие функции, перечисляемые ниже.

Использование пошагового мастера не предполагается, но доступно окно параметров для нового проекта. Определив базовые сведения продукта, можно перейти в главное окно программы. Опции расположены в 5 секциях - «Общее», «Установка», «Диалоги», «Система» и «Реестр».

В разделе General (Общее) указывается информация о проекте, здесь же настраивается внешний вид мастера установки. В процессе установщик может проверять системные требования (такие как версия ОС, привилегии пользователя) и зависимости (Microsoft .NET Framework, Internet Explorer, Adobe Reader, Java, SQL Server и прочие). При отсутствии указанных компонентов, инсталлятор потребует от пользователя скачать и установить их.

В Installation («Установка») - расположение файлов и папок, расположение исполнимого файла, настройки процессов установки, обновления и деинсталляции. Оба процесса могут осуществляться в тихом режиме, не требуя вмешательства пользователя. В довесок к установщику, может использоваться (Actual Updater).

Dialogs («Диалоги») предоставляют доступ к «начинке» разделов, включая текст лицензионного соглашения, readme файла, в том числе в формате RTF. Здесь же - выбор языков локализации, причем русский язык числится в списке. Ненужные разделы установщика легко отключить.

System («Система») - настройка системных изменений, вносимых при инсталляции: ярлыки, ключи реестра, переменные и пользовательские команды.

Register («Реестр») - установка файловых ассоциаций, переменных окружения, библиотек.

После выставления нужных опций достаточно нажать на кнопку Build Project - инсталлятор готов к запуску. В случае, если при создании инсталлятора была пропущена важная опция, при компиляции Actual Installer даст об этом знать и укажет на ошибку.

Резюме . Actual Installer включает в себя практически все стандартные параметры и опции проекта. Это «промежуточный» вариант между очень простыми (вроде Clickteam Install Creator) и более тяжеловесными решениями, о которых также пойдет речь.

CreateInstall

CreateInstall - инструментарий для создания установщиков. В его основу заложено две особенности - контроль над процессом установки и неограниченная расширяемость. Обе возможности реализованы благодаря , применяемому для написания сценариев.

Интерфейс CreateInstall разбит на 3 вкладки - «Проект», «Скрипт установки» и «Скрипт деинсталляции». Первый раздел позволяет задать общие настройки инсталлятора: информация о продукте, поддерживаемые языки, пути, внешний вид. Дополнительно, инсталлятор можно защитить цифровой подписью и установить пароль.

«Проект» - не равноценная замена двух последующих разделов, т. е. для создания дистрибутива нужно тщательно настроить скрипты установки и деинсталляции. Соответствующие параметры отображаются в виде групп, можно отобразить их единым списком.

Дополнением для CreateInstall служит утилита Quick CreateInstall. Она значительно упрощает создание инсталлятора, предоставляя только базовые настройки проекта. Из Quick CreateInstall в дальнейшем проект можно импортировать в CreateInstall.

Код проекта не предназначен для самостоятельного редактирования, переноса в IDE-среду, экспорта. Хотя язык Gentee имеет отличный потенциал: как минимум, это переменные и функции, условные выражения и синтаксис, базирующийся на C, C++ и Java.

Существует 3 редакции программы - полная, light (простая) и бесплатная. Список различий между ними опубликован . По большей части, отсутствующие функции бесплатной редакции программы видны при навигации по группам настроек скриптов.

Интерфейс и справка доступны на русском языке.

Резюме . CreateInstall - функциональная и доступная для понимания среда. Инструментарий CreateInstall не так уж и беден и позволяет обходиться собственными средствами. Но к недостаткам все же следует отнести замкнутость программы «в себе», подразумевая функции импорта и экспорта.

Advanced Installer

Advanced Installer основывается на технологии Windows Inslaller, позволяя создавать msi-, exe- и других видов дистрибутивов. Этому способствует продуманный интерфейс и работа с проектами. В Advanced Installer можно обнаружить немало возможностей, которых нет в других подобных комплексах, о чем ниже.

Примечательно, прежде всего, разнообразие проектов: сюда входят инсталляторы, Java-установщики, обновления, дополнения, модули слияния и другие. В разделе меню Installer собраны команды импорта проектов из Visual Studio, RAD Studio, Real Studio, Visual Basic. Здесь раскрывается потенциал Advanced Installer во взаимодействии с IDE-средами.

Для каждого из выбранных типов проекта предусмотрен детальный мастер настройки. Есть общие шаблоны - Simple, Enterprise, Architect или Professional. Большая часть проектов доступна только для определенных типов лицензии, общедоступные проекты обозначены как None в графе License Required.

Как уже сказано, при создании проекта можно воспользоваться пошаговым мастером, где, в частности, доступен выбор способа распространения пакета, языков локализации, настройка пользовательского интерфейса, ввод текста лицензии и другие опции. Advanced Installer позволяет выбрать вариант распространения программы - оставить данные без компрессии, разделить на CAB-архивы, сохранить в MSI и др., добавить цифровую подпись, потребовать ввод серийного номера и т. д.

Главное окно Advanced Installer (редактор проекта), в простом режиме отображения (Simple), содержит несколько секций:

  • Product Information (Информация о продукте) - ввод сведений о продукте, параметры установки.
  • Requirements (Требования) - указание аппаратных и системных требований, зависимостей ПО. Также имеется возможность создания пользовательских условий.
  • Resources (Ресурсы) - редактор ресурсов (файлов и ключей реестра).
  • Deployment (Развертывание) - выбор типа распространения продукта. Это может быть MSI, EXE или веб-инсталлятор. Для MSI, EXE ресурсы можно поместить отдельно от инсталлятора.
  • System Changes - переменные среды.

При выборе ресурсов могут использоваться файлы, ключи реестра, переменные окружения, конфигурационные ini, драйверы, базы данных и переводы. С помощью модулей объединения можно добавить и другие ресурсы, такие как сервисы, разрешения, ассоциации и др.

Для выполнения более сложных задач позволяется использовать пользовательские действия, EXE, DLL или скрипты, написанные на C, C++, VBS или JS. Для создания сценариев предусмотрен удобный редактор.

Однако следует отметить, что в режиме Simple доступна лишь малая часть разделов. Работая с Advanced Installer в ознакомительном режиме, есть смысл зайти в настройки и переключиться в другой режим работы с проектом. После этих действий становятся доступны новые подразделы редактора.

Резюме . Благодаря различным редакциям продукта (включая бесплатную), возможностям импорта, множеству шаблонов и схем, редактору проектов - Advanced Installer будет интересен широкой аудитории.

BitRock InstallBuilder

InstallBuilder - кроссплатформенная среда для создания инсталляторов. В перечень поддерживаемых систем входят: Windows ME - Windows 8, Mac OS X, FreeBSD, OpenBSD, Solaris (Intel & Sparc), AIX, HP-UX, IRIX, Linux (Intel x86/x64, Itanium, s390 & PPC). Инсталляторы доступны как для настольного, так и сетевого ПО. В первой части путеводителя уже рассматривался продукт IzPack, но для InstallBuilder характерна поддержка языков написания, включая не только Java, но и PHP, Perl, Python, Ruby, C/C++ и.NET/Mono.

Интерфейс программы доступен на русском языке. Для работы с проектом используется очень простая графическая оболочка. Присутствуют следующие секции с настройками:

  • Product Details («Информация о продукте») - информация о проекте.
  • Files («Файлы») - проводниковый интерфейс для добавления файлов
  • Advanced («Расширенные настройки») - наиболее интересный раздел, где, пожалуй, и раскрывается вся мощь BitRock Installer. Для работы с проектами используется формат XML (см. обзор WiX в первой части), возможна совместная работа, ручная настройка проектов с поддержкой сценариев. Встроенные действия позволяют автоматизировать процессы установки и объединять задачи, делая их доступными в несколько кликов. Таким образом можно проверять зависимости, добавлять переменные окружения, изменять реестр и файловую систему и прочее. Для редактирования сценариев используется встроенный, очень простой, XML-редактор.
  • Customization («Настройка») - настройка пользовательского интерфейса инсталлятора, переменных окружения, пост-установочных действий, платформ, разрешений и компрессии. Для сжатия применяется ZIP/LZMA-компрессия. Можно создать тихий установщик, работающий в текстовом режиме.
  • Packaging («Упаковка») - для отслеживания ошибок имеется встроенный дебаггер. При построении легко создать кроссплатформенный инсталлятор. На выходе он использует «родную» среду ОС (это относится к графическим системам Windows, KDE и Gnome).

Резюме . BitRock InstallBuilder рекомендуется, прежде всего, для создания кроссплатформенных продуктов. Сценарий, основанный на XML-спецификациях, удобен в обращении, проект легко импортировать и экспортировать для редактирования во внешней среде. Таким образом, на основе данного XML-сценария можно быстро генерировать инсталляторы для всех требуемых платформ.

InstallMate

InstallMate представляет собой инструментарий для создания дистрибутивов на основе Windows Installer. Основные особенности: интуитивная графическая среда, широкий выбор элементов установки, проверка зависимостей, детальная настройка внешнего вида инсталлятора, поддержка компонентов, локализаций и расширений. Дистрибутивы, созданные с помощью InstallMate, отличаются компактностью и скоростью работы.

Мастер создания нового проекта позволяет выбрать существующий шаблон и указать начальные параметры - языки локализации (один или несколько), имя продукта.

Можно импортировать созданный проект или воспользоваться редактором InstallMate. Кстати говоря возможности импорта не впечатлили: поддерживаются продукты компании Tarma и проекты Visual Basic.

Главное окно программы содержит разделы с параметрами, разделенные, условно, на три секции:

  • Общие настройки: детальная информация о проекте, программные зависимости, системные требования, компоненты, а также опции инсталлятора. В боковой панели Package можно также указать тип инсталлятора, компрессии, ссылку на скачивание (в случае с веб-инсталлятором), пароль на установку. В один инсталлятор можно добавить несколько пакетов.
  • Компоненты: включение в дистрибутив элементов и связей: это файлы и папки, ключи реестра, ini-конфиги, переменные среды, файловые ассоциации, COM-классы, сервисы.
  • Опции инсталлятора: с помощью редактора можно отредактировать текст диалогов. Предусмотрена гибкая настройка локализаций, InstallMate поддерживает 19 языков по умолчанию. Можно создать один дистрибутив с несколькими локализациями либо несколько проектов с одним языком. В этом же разделе доступны пользовательские действия, а также переменные - включая 250 . Расширить функциональность пакета можно с помощью расширений и DLL-библиотек.

Как было отмечено, при создании инсталлятора можно использовать шаблоны. Помимо шаблонов проектов, возможно создание пакетов на основе компонентов, определяя группы элементов. Из других опций стоит отметить скрытую и тихую установку и деинсталляцию, два типа сжатия (Deflate или LZMA).

Полный список функций представлен .

Резюме . Профессиональная среда для создания инсталляторов с действительно удобным интерфейсом и быстродоступным инструментарием: можно оперативно переключиться с одного языка локализации на другой при создании дистрибутива, протестировать проект. Не хватает функционального пошагового мастера настройки, возможностей импорта. Сильная сторона - наличие всех стандартных функций, работа с переменными и действиями.

Практически с каждым днем в сети появляется все больше и больше новых дистрибутивов Linux, которые в большинстве своем базируются на самом известном дистрибутиве - Ubuntu. Конечно, не все они слишком отличаются от своего родителя, однако, например, тот же форк Ubuntu - Linux Mint - на мой взгляд, просто превосходен. А что, если собрать свой дистрибутив? Конечно, не такой отличительный, как Mint от Ubuntu, но все же свой, подстроенный под себя и свои нужды? Попробуем?

Novo Builder - это простой инструмент Debian GNU/Linux, позволяющий на базе существующего дистрибутива построить полнофункциональную и готовую для установки систему, не требуя от вас предварительного изучения всех аспектов сборки дистрибутивов.

Установка

Для установки Novo Builder введите в консоли следующие команды от прав root"а (предварительно авторизовавшись с помощью команды su):

wget -O - http://www.cyvoc.net/novo-repo/Cyvoc.key | apt-key add -
echo deb http://www.cyvoc.net/novo-repo stable main non-free > /etc/apt/sources.list.d/cyvoc.list
apt-get update && apt-get install novo-builder novo-preset-lastos

После установки запустите Novo Builder из меню приложений, потребуется ввести пароль пользователя.

Работа с программой

Теперь можно либо выбрать уже настроенный preset, либо создать собственный вариант на основе существующего дистрибутива. Легче, конечно, воспользоваться готовой предустановкой, для этого в главном окне программы выберите в списке «Preset» базовый дистрибутив.

Если же вы хотите обойтись без предустановок, собрав собственный дистрибутив на основе существующего, заполните остальные настройки. После чего нажмите на кнопку «Prepare» («Подготовить»), сразу замечу, что это не быстрый процесс.

После подготовки станут доступными пункты меню из раздела «Edit/View». В нем вы можете отредактировать файл sources.list , включив в него нужные вам репозитории, добавить скрипты, и даже изменить ядро, оформление и приложения по умолчанию.

После того, как дистрибутив будет готов к сборке, нажмите кнопку «Build Base» в разделе «Build», это создаст базовую систему. Процесс тоже весьма не быстрый.

По окончанию сборки базовой системы станет доступен раздел «Post Build». Теперь можно открыть менеджер Synaptic и устанавливать/удалять приложения в зависимости от ваших предпочтений.

После того, как вы закончите выбор пакетов, вы сможете посмотреть на работу своего дистрибутива перед его окончательной сборкой, для этого просто нажмите кнопку «Chroot GUI».

Если все работает так, как надо, жмем заветную кнопку «Build ISO» для сборки окончательного образа дистрибутива. Забрать его вы сможете в директории /home .

При работе с программой может понадобиться до 30-40 GB свободного места на жестком диске, обратите на это внимание. Чтобы освободить место на диске после работы с программой, нажмите кнопку «Unmount/Del», это отмонтирует и удалит созданный вами образ дистрибутива.

С помощью Novo Builder вы сможете собрать собственный дистрибутив, включив в него только лучшие бесплатные программы, а самое главное - нужные вам, а также исключить те, которыми вы никогда не пользуетесь.

Удачных экспериментов! ;)

Причин, побуждающих создать собственный дистрибутив операционной системы Windows 10, может быть много, и они не являются темой этой статьи. Важно то, что потребность в собственном варианте дистрибутива есть, а мы расскажем, как его создать, пользуясь только Windows ADK (Комплект средств для развертывания Windows) и командной строкой, иными словами, обойдемся без стороннего софта, используя только встроенные в ОС средства.

Итак, настроенный дистрибутив может понадобиться, например, в том случае, если у вас планируется увеличение количества компьютеров. Вы решили обзавестись еще одной машиной, в дополнение к ноутбуку решили заказать сборку компьютера более производительного, но набор софта на нем будет примерно такой же, что и на лэптопе.

Можно, конечно, установить ОС на новую машину, а потом инсталлировать и настраивать оставшееся ПО. Можно поступить по-другому: ту конфигурацию Windows 10, в комплекте со всем установленными программами, которая работает на одном из компьютеров, превратить в дистрибутив. Останется только проинсталлировать систему на новую машину, и весь нужный софт установится автоматически. Останется только установить драйвера под то «железо», которое будет в новом компьютере.

Для работы понадобятся два компьютера, в крайнем случае, для экспериментов можно обойтись и одним, но установить виртуальную машину. Предположим, что на одном из них проинсталлирована Windows 10 и весь необходимый софт.

Подготовка

Понадобится дистрибутив ОС, который можно скачать на сайте Microsoft.

Создаем загрузочную флешку, используя этот дистрибутив, и запускаем встроенную в систему утилиту «sysprep». Задача этой утилиты – подготовка образа системы, в который входят все настройки и установленные программы, к переносу на другой компьютер.

Командную строку надо запустить и ввести команду:

C:\Windows\System32\Sysprep\Sysprep.exe

В открывшемся окне все параметры выставляются так, как показано на скриншоте:

Немного объясним, что означают некоторые пункты:

  • Перевод системы в режим OOBE – при следующем запуске система перейдет в режим переноса ОС.
  • Подготовка к использованию – будет удалена лишняя информация, не предназначенная к копированию, например, данные об активации и т. п., при этом все установленные программы, утилиты должны быть включены в копирование.

Утилита «sysprep» будет работать несколько минут, продолжительность зависит от объема данных, которые будут переноситься на новый компьютер.

После завершения компьютер выключится.

Создание образа в формате ESD

Теперь надо подключить внешний диск, вставить подготовленную ранее загрузочную флешку, и загрузиться с нее. Когда появится окно установки Windows 10, надо нажать комбинацию клавиш «Shift+10».

  1. «Diskpart» (утилита, позволяющая работать с разделами жесткого диска),
  2. «lisvol» (просмотр разделов дисков, так, Windows 10 установлена в раздел C:, а подключенный USB-диск получил букву I:),
  3. «еxit» (выходим из утилиты. Мы узнали данные о разделах).

Теперь надо запустить процесс сохранения диска C:, где находится установленная ОС Windows 10, в файл-образ в формате ESD на подключенный USB-диск. Команда выглядит так:

Dism /Capture-Image /ImageFile:I:\install.esd /CaptureDir:C:\ /Name:Windows

Поясним команду:

  • Install.esd – имя создаваемого файла с образом системы,
  • I: — диск, на котором будет создаваться этот файл В нашем случае это переносной диск I:),
  • C:\ — диск, на котором установлена исходная ОС Windows 10.

Можно еще указать степень сжатия получаемого файла. В данной строке этот параметр не указан и будет использоваться значение «по умолчанию» — fast. Если нужен иной режим работы, то можно использовать другое значение. Следует помнить, что чем сильнее сжатие, тем больше времени надо на работу.

По завершении работы на съемном диске появится готовый файл с образом.

Теперь можно выключить тот компьютер, на котором была установлена ОС Windows 10, и который использовался для создания образа. Остальная работа будет производиться на втором компьютере.

Дополнительное сжатие файла-образа

Данный раздел не обязателен к выполнению. Полученный на прошлом этапе файл «Install.esd» можно сжать еще больше, уменьшив его размер. Проверяем наличие файла на съемном диске.

Вводим команду:

DISM /Export-Image /SourceImageFile:I:\install.esd /SourceIndex:1 /DestinationImageFile:I:\install2.esd /Compress:recovery

Это командой мы создаем второй файл с именем «Install2.esd», который должен отличаться от исходного только размером. При этом используем новый тип сжатия — Compress:recovery.

После завершения операции на диске будут 2 файла, отличающиеся размером. Теперь можно удалить исходный файл с образом («Install.esd»), а новый переименовать из «Install2.esd» в «Install.esd».

В результате опять остается только один файл с прежним именем «Install.esd», но уменьшенного размера.

Редактирование ISO-образа Windows 10

Теперь настало время заняться созданием нужного нам варианта образа ОС. Для этого берем скачанный ранее с сайта Microsoft дистрибутив и копируем его содержимое в папку, которую создаем на переносном диске, где уже находится наш файл. Назовем папку «10».



После того как копирование закончится, в подпапке «sources» можно увидеть файл с таким же именем, как и созданный нами при создании образа ОС файл исходного компьютера. Наша задача – заменить этот файл своим. Для этого копируем наш файл «Install.esd».

Затем вставляем его в папку «sources» дистрибутива Windows 10.

Необходимо заменить оригинальный файл нашим.

Создание ISO-образа

Осталось сделать немного. Из папки, в которую скопировали содержимое оригинального дистрибутива Windows 10, и где произвели замену одного файла своим, опять создать ISO-образ. Для этого воспользуемся Windows ADK (Комплектом средств для развертывания Windows). Обычно он устанавливается вместе с ОС. Если же его нет, то можно скачать с сайта Microsoft и установить.

Запускаем среду средств развёртывания и работы с образами.

В открывшемся окне вводим команду:

Oscdimg /u2 /m /bootdata:2#p0,e,bI:\10\boot\Etfsboot.com#pef,e,bI:\10\efi\microsoft\boot\Efisys.bin I:\10 I:\Windows.iso

Поясним команду:

    • u2 — файловая система UDF,
    • m – образ не имеет ограничений по размеру,
    • b загрузочный сектор записать etfsboot.com , путь к файлу etfsboot.com при указании b(boot) пишется без пробела: bI:\10\boot\etfsboot.com,
    • I:\10 –указываем папку, в которой находятся файлы для создания образа,
    • I:\Windows.iso – указываем, что итоговый файл образа должен иметь имя Windows.iso и располагаться на диске I:.

После завершения операции на диске появится файл-образ дистрибутива Windows.iso.

Создаем загрузочный носитель

Дистрибутив создан, теперь нужно записать его на носитель, с которого будет производиться инсталляция системы на другой компьютер. Можно использовать флешку. Как создавать загрузочную флешку, можно найти в интернете. Это не сложно. Если вы справились с созданием собственного дистрибутива, не прибегая к посторонней помощи, не беспокоя друзей, знакомых или системного администратора на вашей работе, не обращались в ремонт ноутбуков у метро Отрадное , где, например, живете или работаете, то уж с этой задачей справитесь.

В результате получим носитель, с которого можно установить систему с интегрированным набором необходимого софта, причем инсталлировать можно на любой компьютер как с биосом UEFI, так и с обычным.

Установка ОС Windows 10

Если вы уже инсталлировали эту версию ОС, то знакомы с процедурой. Отличий при использовании самостоятельного созданного дистрибутива нет. В крайнем случае, процесс установки продлится чуть дольше.

После завершения вы получится компьютер, на котором уже установлено все необходимое ПО. Единственное, что останется сделать, это установить драйвера устройств данного компьютера.

Такая сборка удобна, если надо перенести систему на другой компьютер. Если требуется установить ОС на несколько компьютеров, то данный дистрибутив можно использовать в качестве базовой конфигурации с интегрированным комплектом необходимого ПО.