Азы информатики. Азы информатики для школы. «Азы информатики» в школе

«Азы информатики» — это электронный интерактивный курс базовой информатики для школьников (5-9 классы). Сохраняя методические идеи курса «Роботландия» (разработчики: М.А.Гольцман, Н.Б.Дроздов, А.А.Дуванов, Я.Н.Зайдельман, Ю.А.Первин, А.А.Русс.), новый курс предлагает школьнику и педагогу современные средства для реализации педагогической задачи, делает обучение более эффективным, увлекательным и контролируемым.

Познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах, и все это — в рамках одного гипертекстового продукта, работающего в браузере.

Отзывы на Азы информатики

Прежде чем купить серьёзную вещь, всегда читаю отзывы людей, которые эту вещь используют. Взвешиваю «за» и «против», и если аргументы «за» перевешивают, достаю кошелёк.

Тематический план курса

В курсе представлены 8 тем, каждая из которых поддерживается отдельной гипертекстовой книгой.

Современная информатика немыслима без компьютера, как современное строительство без подъемных кранов и другой мощной техники. Книга знакомит начинающего пользователя с основными приемами работы на компьютере.

0. Здравствуй, компьютер!

Состав компьютера. Компьютерные термины. Техника безопасности. Приемы работы с книгой. Мышиные щелчки, переходы, флажки.
  1. Компьютер — наш помощник
    Орудия труда, автоматы, программы, программирование, профессии компьютера. Исполнитель Бука.
  2. Рабочий стол
    Значки и ярлыки на Рабочем столе. Панель задач. Главное меню. Мышиные операции. Алгоритм операции Перетаскивание . Исполнитель Извозчик.
  3. Курсор
    Указатели. Мышиные курсоры. Операция изменения размеров.
  4. Пиктограмма
    Разнообразие пиктограмм. Пиктограммы на экране компьютера. Исполнитель Пиктограмма. Конкурс пиктограмм.
  5. Программа и ее окно
    Структура окна. Заголовок окна и кнопки управления. Операции над окном. Оконные ОС.
  6. Меню
    Понятие интерфейса. Простой список. Пиктографическое меню. Меню на обычных кнопках, радиокнопках, флажках. Разворачивающийся список. Иерархия. Иерархическое меню.
  7. Привет и Сочинитель
    Алгоритмы работы «литературных» исполнителей. План, алгоритм, программа. Понятие параллельного алгоритма. Может ли компьютер думать? Исполнители Привет и Сочинитель.

Информация как безбрежное море, окружает нас со всех сторон. Мы об этом не думаем, как о том, что у нас есть нос, и он может чихнуть. Книга расскажет о способах хранения, передачи и обработки информации.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

  1. Что такое информация
    Понятие информации. Какую информацию изучает информатика. Скорость передачи, алгоритмы обработки. Редактор строки (цифры, переключения регистра и алфавита, русские строчные буквы, клавиша Bs).
  2. Как получить информацию
    Универсальность информатики. Виды представления информации. Органы чувств. Алгоритмы обработки. Редактор строки (заглавные буквы, клавиша Del).
  3. Что можно делать с информацией
    Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Игра «Поход за информацией». Измерение объема информации. Байт. Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (знаки препинания, специальные символы).
  4. Хранение информации
    Информационные носители. Способы хранения информации. Двоичное кодирование. Хранение информации в компьютере, Интернете. Алгоритмы Обработчика. Редактор строки (латинские буквы).
  5. Хранить, чтобы искать
    Способы структурирования информации (информационный элемент, множество, линейный список, стек, очередь, список, иерархия, лес, граф, таблица, составные структуры). Электронные таблицы. Хранение по алфавиту. Содержание. Индекс. Гипертекст. Поиск информации в Интернете. Редактор строки (Home , End , Ins).
  6. Передача информации
    Источник, приемник и канал передачи. Преобразование информации при передаче. Передача в Интернете. Скорость передачи. Игры в передачу информации. Классификация ошибок клавиатурного набора. Алгоритмы исправления. Тренажер Правилка.
  7. Искажения при передаче
    Причины искажений. Типы ошибок передачи. Ошибки в компьютере. Защита от искажений. Исполнитель Листик. Игры в кодирование и передачу. Тренажер Правилка.
  8. Обработка информации
    Схема обработки информации. Обработка на компьютере. Операционная система. Исполнители Бухгалтер и Переводчик.
  9. Алгоритмы обработки информации
    Понятие алгоритма, составителя, исполнителя. Компьютерные алгоритмы и программы. План работы программиста. Пример разработки программы. Исполнитель Малыш (учебный компьютер). Буфер обмена ОС.
  10. Кодирование информации
    Способы кодирования. Двоичное кодирование и физика ЭВМ. Исполнители Листик и Бухгалтер. Игры в кодирование.
  11. Шифрованные сообщения
    Криптография. Тарабарский язык. Табличный шифр. Алфавитные сдвиги. Компьютерная криптография. Симметричное и асимметричное шифрование. Исполнители: Криптограф, Табличный шифр, Волшебный квадрат, Ребус.
  12. Что там у компьютера внутри
    Информационная схема компьютера и набор его устройств. Единицы измерения объема памяти. Иерархическая схема компьютерной памяти. Исполнитель Компьютер.
  13. Информационные объекты
    Понятие объекта. Материальные и виртуальные объекты. Объекты в информатике. Свойства, алгоритмы и события объекта. Структурное программирование. Объектное программирование. Визуальное программирование объектов в исполнителе Конструктор.

  14. Повторение пройденного материала.
Вы уже умеете писать на бумаге записки, письма, стихи, сочинения, диктанты… Книга научит вас делать то же самое на компьютере.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

  1. В редакции «Школьной газеты»
    Обработка текстов в газетной редакции. Грамматические ошибки, ошибки стиля, макетирование статьи. Способы выравнивания. Работа с редактором строки.
  2. Компьютер — помощник редактора
    Макет газеты. Возможности и ограничения компьютерной технологии подготовки документов. Тренажер Правилка (классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления, тренинг).
  3. Многострочный редактор
    Редакторы информации. Работа в плоском текстовом редакторе (на примере многострочного поля браузера). Движения курсора. Клавиша Enter . Линейки прокрутки.
  4. Приёмы редактирования
    Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставки и удаления.
  5. Копирование
    Откатка и накатка. Буфер обмена. Операции Вырезать, Копировать, Вставить. Выполнение и составление алгоритмов редактирования.
  6. Блокнот
    Знакомство с редактором Блокнот. Обзор возможностей. Файл, папка. Имя файла, папки. Сохранение документа на диске. Выполнение циклических алгоритмов редактирования.
  7. WordPad
    Понятие текстового процессора. Сравнение WordPad с Блокнотом. Панель инструментов. Понятие формата. Абзацы и способы их форматирования. Склейка файлов.
  8. Дизайн текста
    Определение дизайна. Дизайн текстового документа. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Работа со шрифтами в WordPad. Списки.
  9. Word
    Знакомство с Word. Меню, стандартная панель и панель форматирования. Знаки форматирования. Стили. Вставка картинок. Проектирование стилей для книжной страницы. Изготовление страницы.
  10. Цыплёнок босиком
    Специальные символы. Тире, дефис. Нумерация страниц. Оглавление. Проектирование обложки. Рамка. WordArt. Преимущество стилей. Изготовление книги.
  11. Правописание, списки
    Проверка правописания в текстовом процессоре. Орфографические ошибки, ошибки пунктуации и стиля. Возможности и недостатки компьютерных алгоритмов проверки правописания. Пробелы и знаки пунктуации. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Представление иерархии в виде вложенного списка.
  12. Детективное агентство «Word»
    Поиск/замена. Работа с окнами документов. Клипарт. Работа с файлами.
  13. Таблицы
    Табличная информация. Средства построения таблиц.
  14. Макрокоманды
    Проектирование макрокоманд в режиме обучения редактора. Использование макрокоманд.

  15. Повторение пройденного материала. Творческие задания.
Уметь рисовать — это прекрасно! Даже если я не художник — все равно немного рисую… Хотите научиться рисовать на экране компьютера? Книга поможет освоить основные технические приемы.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

  1. Рисунки на компьютере
    Рисунки на компьютере. Возможности компьютерной графики. Области приложения компьютерной графики. Алгоритмы рисования в редакторе Word. Приемы построения и редактирования векторного рисунка.
  2. Графическая система компьютера
    Как строится изображение на экране. Графическая система компьютера (монитор, сканер, принтер,…). Построение векторного рисунка в редакторе Word.
  3. Paint: выделение, перенос, копирование
    Интерфейс Paint, настройка редактора. Выделение, перенос, копирование, откатка/накатка, вставка из файла, копирование в файл.
  4. Paint: преобразования рисунка
    Отражения, повороты, наклоны, растяжение, сжатие, копия экрана.
  5. Paint: построение линий
    Инструменты: Линия, Кривая. Изменение масштаба, пикселная сетка.
  6. Paint: построение фигур
    Инструменты: Прямоугольник, Скругленный Прямоугольник, Многоугольник, Эллипс. Тени, блики, вдавленные, приподнятые объекты. Работа с координатами.
  7. Paint: компьютерные цвета
    Теория цвета. Компьютерные цвета. Цветовые модели: аддитивные (RGB), субтрактивные (CMYK), перцепционные (HSB). Рекомендации по работе с цветом. Вычисление цветности монитора. Вычисление размера видеопамяти. Режимы работы монитора. Выбор цвета в редакторе, основная палитра, дополнительные цвета, конструирование цвета, заливка.
  8. Paint: рисование
    Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Приёмы работы, антиалиасинг, классификация шрифтов. Обзор возможностей редактора Paint, его слабые стороны и ограничения.
  9. Форматы графических файлов
    Анатомия графических форматов: BMP, GIF, JPEG. Обзор форматов: растровые (PNG, TIFF, PSD), векторные (WMF), универсальные (EPS, CDR, WEB, XAR). Выбор подходящего формата. Оптимизация графики. Масштабирование картинок.
  10. Фотокамера, сканер, монитор, принтер
    Устройство и работа фотокамеры, фотоплёнки. Цифровая фотография. Преимущества и недостатки цифровой фотографии. Устройство и работа сканера, монитора, принтера. Оптическое разрешение фотопленки, цифровой матрицы, сканера, монитора, принтера.
  11. Векторный редактор
    Устройство векторного рисунка и знакомство с векторным редактором. Растяжение и сжатие, удаление, вращение, наклоны, отражения, сложение и вычитание, ближе/дальше, выравнивание, координатная сетка.
  12. Основы векторного редактирования
    Прямоугольники, эллипсы, многоугольники, линейная заливка, заливка по кругу, заливка по эллипсу, заливка растровым изображением, заливка фракталами, объединение объектов, исключение объектов, пересечение объектов, разделение объекта.
  13. Конструирование векторного рисунка
    Инструменты: Прямая, Кривая, Текст. Преобразование в кривые. Экспорт векторного объекта в растровые форматы GIF, JPEG, BMP. Приёмы конструирования векторного рисунка.

  14. Повторение пройденного материала. Творческие задания. Где больше всего информации? Конечно, в Интернете! Книга расскажет, как устроена эта глобальная компьютерная сеть и научит основным приемам работы с ней.

    Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

    3.
    Адрес электронной почты. Выбор почтовой службы (провайдерская, корпоративная, коммерческая, бесплатная). Почтовые программы. Как доставляются письма. Перевод из системы q в систему q k . Перевод из системы q k в систему q.
    4. Подготовка и отправка писем
    Правила хорошего письма. Устройство почтовых программ. Тема письма. Проверка правописания. Длина строки.
    5. Приём писем и ответы на них
    Правила хороших ответов. Автоматика почтовых программ. Шаблоны писем. Адресная книга.
    6. Письма с вложениями
    Как приложить файл к письму. Архивирование и сжатие файлов. Правила для писем с вложениями. Как вложение передаётся по электронной почте. Как извлечь вложение из письма. Как устроено электронное письмо. Какие бывают кодировки. Как кодируются электронные письма. Транслит. Настройка почтовых программ.

    7. Web-пространство Интернета
    Понятие Web-пространства. Понятие сайта. Понятие гиперссылки. Просмотр сайта. Разнообразие браузеров. Управление браузером. Устройство сайта. Системы навигации по сайту. Внутренние и внешние ссылки. Текстовые и графические ссылки, альтернативный текст. Графические гипертекстовые карты.
    8. Поиск информации
    Поиск на странице, поиск на сайте, поиск в Интернете. Инструменты поиска: коллекции ссылок, каталоги, рейтенги, индексы, метапоиск. Особенности поиска: картинок, файлов, книг, определений, карт, образования, работы, людей.
    9. Одностраничный документ
    Простейшая HTML-страничка. Структура HTML-кода. Как работает браузер. Структура и вид документа. Атрибуты тегов. Цвет фона и цвет шрифта. Оформление текста. Кодирование списков. Стиль записи кода. Тестирование и отладка.
    10. Основы CSS
    HTML и CSS. Стили отдельного элемента. Стили отдельного файла. Стили сайта и фон элемента. CSS-конструирование. Позиционирование и z-индекс.
    11. Многостраничный документ
    Понятие гиперссылки. Кодирование переходов. Разработка структуры сайта.
    12. Графика на страницах
    Графические Web-форматы. Подготовка графики для Web. Кодирование картинок. Дизайн картинок.
    13. Работа с таблицами
    Кодирование таблиц. Дизайн таблицы. Дизайн на таблицах.
    Без алгоритмов работать с информацией — это все равно, что носить воду решетом! Книга расскажет о том, как составлять, записывать алгоритмы и передавать их на исполнение.

    Книга 7. Исполнители

    Исполнитель — это тот, кто исполняет алгоритмы. Устройство, среда обитания, аварийные сообщения, система команд исполнителя — обо всем этом рассказано в книге и еще о том, как правильно управлять исполнителем.

    Книга 8. Черные ящики

    Алгоритмы можно не только составлять, но и отгадывать! Например, многие ученые только и делают, что отгадывают алгоритмы, по которым «работает» природа, и получают закон всемирного тяготения или закон плавания тел. Оказывается, у отгадывания есть свои правила и приемы! О них-то и рассказано в этой книге.

    Устройство книг

    Основной и дополнительный слой

    Основной слой ориентирован непосредственно на обучаемого — ученика младших классов. Дополнительный слой — на учителя, который сопровождает ученика в работе над книгой и помогает ему. В крайнем случае, если ученик работает с книгой совершенно самостоятельно, он может использовать второй слой для дополнительного чтения и проверки ответов на вопросы книги.

    Основной слой имеет следующую структуру:

    • Читальный зал. Раздел содержит фактический материал урока, вопросы и домашние задания.
    • Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.
    • Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.
    • Практикум. Работа с исполнителями и испытателями по теме урока.
    • Зачетный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.

    Методика

    Книга состоит из глав-уроков. Каждый урок — это одна тема. Фактически изучение главы может занять несколько школьных уроков: это зависит от уровня подготовки школьников, их возраста, подробности изучения, объема стороннего материала, которым учитель дополняет материал учебника.

    Валентина Алексеевна Козлова (учитель информатики из Перми) рекомендует следующий план организации обучения:

    • Знакомство с материалом урока. Тема урока излагается учителем в классе или ученик знакомится с ней по текстам Читального зала самостоятельно дома. В последнем случае этот раздел учебника лучше распечатать для уменьшения вредных воздействий монитора на глаза ребенка (особенно, если монитор невысокого качества). Полезно конспектирование в тетради, поскольку оно способствует лучшему усвоению материала.
    • Обсуждение темы урока. В основу можно положить вопросы из раздела Задания и ключевые фразы из раздела Конспект.
    • Практикум. Любой опыт или эксперимент содействует закреплению новых знаний, переводя их из абстрактно-логической сферы в предметно-чувственную. Кроме того, компьютерный практикум существенно повышает мотивацию к занятиям.
    • Зачетный класс. Школьники решают задания до тех пор, пока не получат звание Профессор (нет ошибок, оценка 5) или звание Студент (1-2 ошибки, оценка 4).
    • Обсуждение заданий зачета. После того как ученики сдали зачет, необходимо публично еще раз пройтись по вопросам. Пусть дети обоснуют выбор того или иного ответа.

    Реальные условия проведения занятий могут существенно повлиять на предложенный план. Если времени много, то один урок можно разбить на два: на первом — изложение материала и практикум, на втором — обсуждение (повторение) на основе разделов Вопросы и Зачетный класс.

    В условиях же дефицита времени учитель может отказаться от каких-то разделов урока. К примеру, сразу после изложения материала перейти к Зачетному классу.

    Домашние задания

    Домашние задания книги предложены Валентиной Алексеевной Козловой. Они разбиты на три группы.

    Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят репродуктивный характер, то есть, основаны только на материалах и приемах, изученных и освоенных на занятии.

    Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания.

    Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на последнее).

    Демоверсия

    Рабочий фрагмент второй книги

    В настоящее время готовы к распространению электронные книги:

    1. Знакомство с компьютером (5 класс)
    2. В мире информации (5 класс)
    3. Пишем на компьютере (6 класс)
    4. Рисуем на компьютере (7 класс)
    5. Выходим в Интернет (8 класс)

Азы информатики.
Выходим в интернет

А.А. Дуванов
г. Перславль-Залесский,
[email protected]

Эта публикация является рабочей презентацией новой книги автора по курсу “Азы информатики” - “Выходим в Интернет” (8-й класс) .

1. Компьютерные сети.

2. Как работает Интернет.

3. Электронная почта.

4. Сервисы Web.

5. Web-дизайн и основы сайтостроения.

Электронные книги-лаборатории по курсу “Азы информатики” можно заказать на сайте Роботландии www.botik.ru/~robot/sale или письмом автору по адресу [email protected] .

Бумажные учебники выпускает издательство “БХВ-Петербург” (алгоритм заказа для школ по специальным низким ценам приводится на роботландском сайте по адресу www.botik.ru/~robot/ru/bhv.htm ).

Подробную презентацию курса “Азы информатики” (с демо-версией) можно скопировать с адреса: ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/azinfd.zip (6,3 Мб).

Отзывы пользователей можно посмотреть на странице: www.botik.ru/~robot/sale/reasons.htm .

Также можно посмотреть доклад, сделанный автором на конференции “ИТО-2005” (доклад оформлен в виде иллюстрированного гипертекстового приложения): ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/ito2005.zip (1 Мб).

25 марта 2006 года в Санкт-Петербурге прошел Фестиваль курса “Азы информатики” (см. “Информатику” № 9/2006). В нем приняли участие 45 команд из 9 районов города, всего более 170 человек. По нижеприведенной ссылке расположена запаковка с описанием Фестиваля, условиями и решениями заданий: http://robotland.narod.ru/pub/festival.zip (3,7 Мб).

В Роботландском сетевом университете (www.botik.ru/~robot/ru ) открыт набор на 2006/2007 учебный год (см. с. 48). В этом учебном году будет работать и новый курс 16. “Азы информатики. Выходим в Интернет” (по представляемым здесь материалам).

Часть I. Компьютерные сети

Слово к читателю

На суд доброго читателя выносится первый фрагмент учебника с тайной надеждой на радушный прием.

Дело в том, что мне самому этот материал нравится: нет-нет, да и снова перелистываю его страницы для собственного удовольствия! :)

Оказывается, компьютерные сети - страшно интересная вещь! Как с точки зрения алгоритмических основ, так и с точки зрения содержательных идей. Эти базовые идеи каким-то образом залетели в головы сетевых пионеров в далекие 70-е годы и успешно работают до сих пор без радикальных изменений!

Введение

1. Читальный зал. Компьютерные сети в упрощенном изложении. Этот материал читайте ниже.

2. Академия-1. Общая информация по сетям (более подробные, по сравнению с “Читальным залом”, сведения о компьютерных сетях). Этот материал читайте в следующем номере.

3. Академия-2. Локальные сети Ethernet (детальное описание принципов и алгоритмов работы локальных сетей на примере сетей Ethernet). Этот материал будет опубликован в № 19.

В соответствии с поставленными задачами обучения можно ограничиться только материалом Читального зала , можно продвинуться далее к Академии-1 или углубиться в конкретные подробности построения сетей Ethernet на базе материала Академии-2 .

Читальный зал

В этом разделе представлен рассказ о компьютерных сетях в упрощенном изложении.

В доме Куков появляется паутина

Интернет сегодня стал таким же обычным средством связи людей, как телефон, но возможности Интернета гораздо шире. Опутывая своей сетью малые и большие предприятия, он постепенно приходит в каждый дом.

Понятно, что семье Куков, в которой живут “продвинутые” компьютерные пользователи, было начертано попасть в сетевую паутину еще тогда, в далеком 1969 году, когда в США появился первый росток нынешней Всемирной сети. Даже удивительно, что Интернет у Куков появился только сейчас!

Рис. 1.1. Паутина в доме у Куков

Послушаем, как братья (Петя и Вася) справляются с “наступившим” на них радостным событием.

Вася! У меня для тебя хорошая новость: папа наконец подключил наш домашний компьютер к сети Интернет.

Здорово! Теперь можно этот Интернет “потрогать” своими руками. Столько разговоров вокруг: Интернет, Интернет… Ах, какие у него возможности! Интернет может все! Последнее время я чувствовал себя как Маленький Мук без своих волшебных туфель. Когда мы начнем разбираться с этой штуковиной?

Почему бы не приступить прямо сейчас! Вот наш компьютер, к нему уже подсоединен модем, с нашим провайдером все отношения улажены, можно начинать работу!

Двумя руками - за! Только по порядку. Модем, провайдер - что это такое?

Разберемся сначала с самим Интернетом.

Интернет - это Всемирная компьютерная сеть. Так говорят, но я не слишком хорошо представляю себе, как она устроена.

Сети бывают рыболовные для ловли трески - это понятно. Паук плетет свою сеть для бедных цокотух, это тоже понятно. А что такое компьютерная сеть? Что ловят этими сетями?

Компьютерными сетями ловят информацию! Как ты обмениваешься картинками со своей подружкой Машей Пушковой?

Очень просто! Записываю картинку на диск и несу Маше. Маша переписывает с диска на свой компьютер и готово!

Можно соединить ваши компьютеры проводами, и тогда не нужно будет бегать с дисками.

Красивое решение! Компьютеры умеют передавать информацию по проводам?

Почему же нет? Ведь информация от твоей старой мышки, например, в компьютер так и передается: по проводу. Ты прямо сейчас прекрасно видишь этот электрический мышиный хвостик.

Верно! Для подключения мышки в компьютере предусмотрено специальное гнездо, в него я вставляю разъем, которым оканчивается мышиный хвост. А как соединить проводами два компьютера? Для этого есть гнезда, как для мышки?

Для соединения двух компьютеров можно обойтись теми же гнездами и разъемами, которые в нем уже есть (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Соединение двух компьютеров

Только кабель, используемый для соединения, не должен быть слишком длинным - ведь компьютерный сигнал очень слабый и быстро угасает на расстоянии.

Маша живет в другом конце города, это расстояние не слишком большое для соединения наших компьютеров?

Увы, таким образом вы с Машей не свяжетесь, да и как вы будете по улице прокладывать свой кабель? А вот компьютеры, находящиеся в соседних комнатах, соединить кабелем можно. И тогда они будут образовывать маленькую компьютерную сеть.

А как же тогда компьютеры связываются друг с другом в разных странах?

Для такой связи можно использовать телефонные линии и модемы.

Модем - это специальное электронное устройство: оно может вставляться прямо в корпус компьютера (внутренний модем ) или располагаться подобно принтеру на столе рядом с компьютером и соединяться с ним проводами (внешний модем ). Отдельным шнуром модем подключается к обычной телефонной розетке.

Когда модем работает на передачу, он усиливает и кодирует компьютерный сигнал для передачи по телефону, а когда на прием - декодирует телефонный сигнал и ослабляет его. Схема соединения показана на рис. 1.3:

Рис. 1.3. Соединение двух компьютеров по телефону с помощью модемов

Замечу, что модем является не единственным сетевым адаптером - так называют электронные устройства, преобразующие компьютерную информацию в форму, пригодную для передачи по каналу связи и обратно.

Модемом называют сетевой адаптер, рассчитанный на телефонный канал связи, в отличие, например, от сетевого адаптера, рассчитанного на соединение компьютеров при помощи радио.

Если два человека говорят по телефону, они могут говорить одновременно, и разговор не получается. Не возникает ли такая проблема при “общении” компьютеров?

Ты прав! “Разговор” компьютеров по телефону не может быть таким же, как разговор людей. Обменом компьютерной информацией нужно управлять, и эту координацию выполняет сетевое программное обеспечение - специальные программы, которые должны быть установлены на связанных между собой компьютерах.

Значит, мы с Машей можем установить на своих компьютерах модемы, сетевое программное обеспечение и обмениваться файлами по телефону?

Да, конечно. Но лучше подсоединиться к серверу Интернета. Тогда вы сможете общаться не только между собой, но и со всеми другими пользователями этой Всемирной сети.

А что такое сервер?

- Сервер - это компьютер, который при помощи специального программного обеспечения способен предоставлять пользователям сетевой сервис (например, обмен файлами, сообщениями). Слово “сервер” - английское, оно обозначает объект, который оказывает услуги (от слова serve - служить).

Например, сервер может обслуживать компьютеры школьной локальной сети , которые подсоединены к нему при помощи кабельной связи. На рис. 1.4 показан один из возможных вариантов соединения компьютеров в локальную сеть:

Рис. 1.4. Вариант соединения компьютеров
в локальную сеть

Все узлы сети, показанной на рис. 1.4, связаны между собой при помощи одного общего кабеля. Такой способ соединения компьютеров в сеть, или, как говорят, топология сети, носит название общая шина .

Рядовые компьютеры, подключенные к локальной сети, называют рабочими станциями .

При помощи сервера в сети организуются разные полезные службы, доступные пользователям рабочих станций: обмен файлами, электронная переписка, служба новостей, доска объявлений, общение в режиме реального времени, видеоконференции, поддержка коллективных проектов…

Сервер хранит на своем жестком диске многочисленные файлы (наборы данных и программы), которые могут использовать рабочие станции. Кроме того, рабочие станции могут использовать оборудование, подключенное к серверу (принтер, сканер, факс, модем...).

Устройства могут подключаться к сети самостоятельно, без компьютера. Например, популярны сетевые принтеры: они имеют свой встроенный компьютер.

Значит, сеть в школьном классе - это и есть Интернет?

Интернет связывает компьютеры по всему миру. В вашей школе между собой связаны только 20 компьютеров. Какой же это Интернет! Сеть является частью Интернета, если она связана с другими сетями (или отдельными компьютерами), входящими в состав Интернета.

Ты меня совершенно запутал! Получается, что сеть - часть Интернета, если она - часть Интернета. Масло масляное! Что же такое Интернет? Где он находится, кто у него хозяин?

Ладно, ладно! Сейчас все станет понятно, но придется затронуть новейшую историю.

История Интернета

В 60-х годах прошлого века Министерство обороны США задумало создать надежную систему связи между компьютерами своих штабов. Обмен данными не должен был прекращаться даже тогда, когда отдельные участки сети выходили из строя.

Исследования, проведенные в рамках этого проекта, были профинансированы подразделением Пентагона - Агентством перспективных научных разработок США (A dvanced R esearch P roject A gency , ARPA), и в 1969 году система была создана. Она получила соответствующее название - ARPANET (сеть ARPA).

Надежность работы сети обеспечивалась за счет:

· отсутствия у нее единого центра управления;

Если бы сеть управлялась из единого центра, то она прекратила бы свою работу при поломке головного компьютера или его каналов связи (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Разрыв кабеля в центре управления вывел бы из строя всю сеть

Если бы компьютеры были соединены в цепочку, то сеть также была бы ненадежна. Скажем, выход из строя компьютера 3 привел бы к тому, что компьютеры 1 и 2 не смогли бы связаться с компьютерами 4 и 5 (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Поломка компьютера в цепочке вывела бы
из строя всю сеть

В надежной сети один компьютер может связаться с другим многими способами, и тогда выход одного узла из строя не повлияет на работу других.

Например, пять компьютеров можно соединить так, как показано на рис. 1.7.

Рис. 1.7. Паутинная связь компьютеров
в надежной сети

Если узел 3 выйдет из строя, это не повлияет на работу остальной части сети. Узел 4 может соединиться с узлом 2 либо через узел 1, либо через узел 5.

Говорят, что такие сети имеют ячеистую топологию . В ячеистой сети сообщение от одного узла к любому другому может проходить по нескольким маршрутам.

Идея компьютерных коммуникаций оказалась очень привлекательной. Сеть ARPANET, которая объединяла сначала 2 компьютера (один из которых был в Лос-Анджелесе, а другой - в Пало-Альто), потом 4 компьютера, стала зародышем Всемирной компьютерной сети под названием “Интернет”.

Со временем к этой сети подсоединялось все больше пользователей (отдельные компьютеры и целые сети). Остановить этот процесс было уже невозможно. Даже если бы ARPANET уничтожила все свои компьютеры и все свои каналы связи, то оставшаяся часть сетевого сообщества продолжала бы работать, даже не заметив потери.

Замечу к слову, что примерно так и произошло: в 1989 году исходная сеть ARPANET прекратила свое существование, но Интернет остался!

В 2005 году количество пользователей Интернета достигло миллиарда.

Согласно оценкам компании Morgan Stanley, 36% пользователей Интернетом сейчас проживают в Азии и 24% - в Европе. Лишь 23% пользователей живут в Северной Америке, т.е. там, где в 1969 году все это началось с сети ARPANET.

Для привлечения первого миллиарда пользователей Интернет трудился 36 лет. По прогнозам второй миллиард добавится уже к 2015 году (т.е. за 10 лет), затем темпы роста числа пользователей замедлятся, и третий миллиард будет добавлен только к 2040 году (за 25 лет).

У Интернета нет центра управления, а значит, нет и хозяина. Каждый узел Интернета сам заботится о том, чтобы иметь связь с другими узлами сети.

На что уходят наши денежки

Вася немного помолчал, “переваривая” рассказ Пети, а потом задал коварный вопрос:

Ты говоришь, что у Интернета нет хозяина. Значит, мы будем пользоваться им бесплатно? Как воздухом и солнечным светом?

Мы будем платить деньги своему провайдеру. Провайдер - это организация, которая подключает пользователей к своему серверу, связанному с Интернетом.

За что же мы будем платить деньги?

Сервер провайдера - это компьютер, который должен работать 24 часа в сутки. Он обслуживает компьютеры своей собственной сети (своих клиентов ), он передает и принимает внешние сообщения Интернета, в том числе и транзитные, то есть те, которые следуют через сервер нашего провайдера к своему адресату (рис. 1.8).

Компьютер-сервер надо обслуживать, поддерживая его в рабочем состоянии, за каналы связи с другими серверами надо платить владельцам этих каналов. Нужно платить за помещение, в котором находится сервер, за электроэнергию, зарплату обслуживающему персоналу… Вот на что тратятся наши денежки! Мы платим их не за Интернет, а за обслуживание.

Рис. 1.8. Подключение к Интернету через сервер провайдера

Локальные и глобальные сети

Значит, компьютерная сеть - это либо локальная сеть, либо сеть Интернет?

Классификацию компьютерных сетей можно проводить по разным признакам (материал раздела Академия-1 ). Если в качестве критерия деления рассматривать территориальный признак, то сети разделяют на локальные и глобальные.

Локальная сеть - соединение компьютеров, как правило, внутри здания или в пределах небольшой территории в одну группу для совместного использования информации, устройств и услуг.

Глобальная сеть - соединение компьютеров на большом географическом пространстве.

Интернет - глобальная сеть, но не единственная. Существуют и другие глобальные (в том числе и мировые) компьютерные сети, например, сеть Фидонет (Fido - так в США называют дворняг). Было бы неплохо, если бы ты самостоятельно нашел и прочитал описание этой сети.

Как работает Интернет

Вася - не глупый мальчик. Если предмет ему интересен, схватывает на лету!

Вот что в итоге я понял, - сказал Вася. - Сети бывают локальные и глобальные. Интернет - это глобальная всемирная компьютерная сеть. Она появилась в США в 1969 году под названием ARPANET. Сначала сеть содержала несколько компьютеров, затем к ней стали подсоединяться все новые и новые пользователи (отдельные компьютеры и целые сети).

На компьютере, подсоединенном к Интернету (сервере Интернета ), должны быть установлены специальные программы, которые обеспечивают прием и передачу данных по единым для всего Интернета правилам.

Правила, по которым компьютеры в сети обмениваются информацией, называются сетевым протоколом , - заметил Петя.

Интернет не имеет хозяина, не имеет единого центра управления, - продолжил Вася.

Каждый сервер Интернета организует передачу и прием данных для своих пользователей. Кроме того, серверы - хорошие товарищи. Они работают не только на своих клиентов, но принимают и передают транзитные сообщения.

Ты все понял правильно, - подбодрил Петя брата. - Вот посмотри, на рис. 1.9 я условно изобразил путь, который проделало сообщение, посланное с нашего компьютера на компьютер Грега:

Рис. 1.9. Прохождение сообщения в Интернете

На рис. 1.9 показан не один путь, - заметил Вася, - а целых два.

Это не ошибка, тропинок для одного сообщения может быть и более двух! Дело в том, что сообщение перед передачей в Интернет разделяется на части-пакеты. Каждый пакет путешествует самостоятельно, и путь его зависит от текущей “дорожной” ситуации, которая в Интернете меняется постоянно: перегрузка или временное отключение одних каналов заставляет пакет двигаться по другим. В пункте назначения отдельные пакеты собираются в исходное сообщение.

Теперь твой рисунок понятен!

К серверу Интернета подсоединяются не только отдельные компьютеры (как, например, наш домашний), но и локальные сети (как, например, ваша школьная сеть), - дополнил Петя рассказ Васи (рис. 1.10).

Рис. 1.10. К Интернету подсоединяются локальные сети и отдельные компьютеры

Вопросы и ответы Читального зала

Объясните смысл терминов

1. Компьютерная сеть

Ответ. Компьютерная сеть - соединение компьютеров при помощи каналов связи для обмена информацией и совместного использования ресурсов и услуг.

2. Локальная сеть

Ответ. Локальная сеть - соединение компьютеров внутри здания или в пределах небольшой территории для совместного использования информации, устройств и услуг.

3. Глобальная сеть

Ответ. Глобальная сеть - соединение компьютеров на большой географической территории.

4. Топология сети

Ответ. Топология сети - способ физического соединения компьютеров в сеть каналами связи.

5. Интернет

Ответ. Интернет - глобальная всемирная компьютерная сеть. Интернет появился в США в 1969 году (ARPANET). Сначала сеть содержала несколько компьютеров, затем к ней стали подсоединяться новые пользователи по всему миру (отдельные компьютеры и сети).

Ответ. Сервер - компьютер, подключенный к сети (и выполняющаяся на нем программа), обслуживающий запросы клиентов на получение информационных услуг.

Сервер предлагает клиентам место на своем жестком диске, принтеры, сканеры, факсы, другие подключенные к нему устройства, организует различные сетевые службы (почта, файловые архивы, тематические страницы, доски объявлений, новостные группы, форумы, чаты, конференции…).

7. Сервер Интернета

Ответ. Сервер Интернета - сервер, связанный с другими серверами Интернета. Сервер Интернета обслуживает клиентов и выполняет транзитную передачу сообщений от других серверов к адресатам.

Ответ. Клиент - компьютер (и программа), имеющий доступ к услугам сервера.

9. Рабочая станция

Ответ. Рабочая станция - рядовой компьютер локальной сети.

10. Провайдер

Ответ. Провайдер сетевых услуг - организация, предоставляющая сетевые услуги через свой сервер.

11. Сетевой протокол

Ответ. Правила, по которым компьютеры в сети обмениваются информацией, называются сетевым протоколом.

Более подробный ответ: сетевой протокол - согласованный и утвержденный стандарт, содержащий описание форматов данных, правил приема и передачи. Протоколы служат для синхронизации работы сети.

12. Сетевой адаптер

Ответ. Сетевой адаптер - электронное устройство (как правило, компьютерная плата) - преобразователь информации, поступающей от компьютера в форму, пригодную для передачи по каналу связи и обратно.

Ответ. Модем - сетевой адаптер для передачи данных по телефонному каналу связи.

Ответьте на вопросы

1. Какие задачи решает компьютерная сеть?

Ответ. Компьютерная сеть позволяет объединять программные, информационные и электронные ресурсы компьютеров и предоставляет пользователям различные информационные услуги (электронная почта, работа с файловыми архивами, поиск информации, дистанционные конференции, электронная коммерция…).

2. Чем глобальная сеть отличается от локальной сети?

Ответ. По территориальному признаку. Локальная сеть соединяет компьютеры внутри здания или в пределах небольшой территории. Глобальная сеть - на большом географическом пространстве.

3. Как появился Интернет?

Ответ. В 1969 году Агентством перспективных научных разработок (A dvanced R esearch P roject A gency , ARPA - подразделение Министерства обороны США) была создана компьютерная сеть ARPANET, из которой вырос современный Интернет.

Основной задачей этой разработки было получение надежной компьютерной сети, которая продолжала бы работу даже тогда, когда отдельные узлы выходили из строя.

4. Какие задачи решает сервер Интернета?

Ответ. Сервер Интернета работает на своих клиентов: передает и принимает для них информацию, а также выполняет транзитные пересылки информации, следующие через него к своему пункту назначения.

Основной режим работы сервера - ожидание запросов от клиентов или других серверов. Когда запрос получен, сервер либо сам выполняет его, либо передает запрос другим серверам.

5. Как информация передается в Интернете?

Ответ. Отправитель (сетевое программное обеспечение) разделяет сообщение на части-пакеты. Каждый пакет снабжается адресом получателя и отправляется соседу в сети по пути следования. В зависимости от текущей обстановки в сети пакеты могут попадать к адресату разными путями. В пункте назначения из полученных пакетов сообщение восстанавливается.

6. Назовите две основных причины, которые обеспечивают надежность Интернета.

Ответ. Надежность Интернета обеспечивается за счет:

· отсутствия единого центра управления;

· множественных (паутинных) связей между отдельными узлами.

1. Исследуйте условия подключения к Интернету у провайдеров вашего населенного пункта.

На что следует обратить внимание:

  • Тип подключения.
  • · Через аналоговый модем по телефонной линии (DIAL-UP). Самый медленный тип подключения (до 56 Кбит/с).

    · Через цифровой модем по телефонной линии (ADSL). До 8 Мбит/с в режиме приема и до 1,5 Мбит/с в режиме передачи.

    · Подключение на передачу в режиме DIAL-UP (до 56 Кбит/с), на прием через спутниковую антенну (до 5 Мбит/c).

    · По кабелю (до 10 000 Мбит/с).

    · Другим способом.

  • Стоимость доступа.
  • Большинство провайдеров предлагают, как минимум, два тарифных плана: дневной (более дорогой) и ночной (более дешевый).

    Оплата взимается либо за трафик (количество переданных и полученных мегабайт), либо за время работы в сети. Кроме трафика (или времени), может назначаться фиксированная абонентская плата.

    Трафик может подразделяться на внутренний (в пределах локальной сети провайдера), российский и зарубежный. Внутренний трафик может быть бесплатным.

  • Пропускная способность канала, соединяющего провайдера с Интернетом.
  • Измеряется в килобитах в секунду и определяет, сколько клиентов провайдера одновременно могут получить доступ в Сеть. Например, при пропускной способности 560 Кбит/c канал способен “пропустить” в сеть одновременно 10 человек, работающих по модему на скорости 56 Кбит/с.

  • Удобство дозвона по модему.
  • Зависит от числа входных телефонных линий у провайдера. Скажем, для одновременной работы 10 человек необходимо 10 линий. Важно именно количество входных линий, а не число номеров (их может быть меньше).

    Результаты исследования представьте в виде таблицы.

2. Исследуйте локальную сеть своего класса (школы). Подготовьте отчет, в котором укажите:

  • Стандарт, по которому построена сеть (Ethernet, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet, 10G Ethernet, Token Ring, FDDI).
  • Быстродействие сети.
  • Оценку реальной скорости передачи данных в вашей сети при малой, средней и максимальной нагрузке (подумайте, как организовать такие уровни нагрузок и как выполнить замеры скоростей).
  • Топологию сети.
  • Типы используемых каналов связи (коаксиальный кабель, витая пара, оптоволокно).
  • Укажите используемые коммуникационные устройства (повторители, хабы, коммутаторы, маршрутизаторы) и их паспортные характеристики (производитель, количество портов, дополнительные свойства). Назначение и принципы работы этих устройств описаны в разделах Академия-1 и Академия-2 .
  • Сколько разделяемых сред (доменов коллизий) в сети (см. Академию-1 и Академию-2 ).
  • Опишите функции сервера вашей локальной сети (предоставляемые пользователям устройства и услуги, в том числе связь с Интернетом).
  • Нарисуйте полную схему сети.
  • Кто обслуживает локальную сеть?
  • Какое программное обеспечение используется для обеспечения работоспособности сети?
  • Оцените стоимость сети (укажите цены коммуникационных устройств, кабелей, разъемов, адаптеров, стоимость монтажа и обслуживания сети).

3. Используя Интернет и другие источники информации, подготовить доклад на одну из перечисленных тем:

· Принципы построения небольшой локальной сети внутри квартиры или дома.

· Развитие Интернета в численном отношении, начиная с 1969 года.

· Развитие Интернета в России.

· Возникновение глобальной сети Фидонет и принципы ее работы.

Вопросы зачета (с ответами)

В каждом задании Зачетного класса отметьте все правильные высказывания.

1. Компьютерная сеть:

1.1. множество компьютеров внутри одного здания

1.2. множество компьютеров на большом географическом пространстве

1.3. множество компьютеров по всему миру

1.4. множество компьютеров, соединенных каналами связи

1.5. множество компьютеров внутри одного предприятия

Правильные ответы: 4.

2. Локальная сеть:

2.1. компьютерная сеть на небольшой территории

2.2. компьютерная сеть на большом географическом пространстве

2.3. множество компьютеров на небольшой территории

2.4. множество компьютеров на большом географическом пространстве

Правильные ответы: 1.

3. Глобальная сеть:

3.1. множество компьютеров на небольшой территории

3.2. множество компьютеров на большом географическом пространстве

3.3. компьютерная сеть на небольшой территории

3.4. компьютерная сеть на большом географическом пространстве

Правильные ответы: 4.

4. Топология сети:

4.1. способ соединения компьютеров в сеть

4.2. количество каналов связи компьютерной сети

4.3. тип каналов связи компьютерной сети

4.4. скоростные характеристики компьютерной сети

Правильные ответы: 1.

5. Интернет:

5.1. сеть ARPANET

5.2. мировая сеть с выделенным управляющим сервером

5.3. локальная сеть

5.4. глобальная сеть

5.5. международная сеть

5.6. компьютерная сеть

Правильные ответы: 4, 5, 6.

6. Сервер:

6.1. компьютер в сети

6.2. рядовой компьютер в сети

6.3. организация, поставщик сетевых услуг

6.4. компьютер, обслуживающий запросы клиентов

Правильные ответы: 1, 4.

7. Клиент:

7.1. компьютер, обслуживающий запросы клиентов

7.2. компьютер в сети

7.3. рядовой компьютер в сети

7.4. сетевой адаптер

Правильные ответы: 2, 3.

8. Сервер Интернета:

8.1. сервер, управляющий работой Интернета

8.2. компьютер, работающий по протоколу Интернета

8.3. компьютер, управляющий работой сервисной станции

8.4. сервер, связанный с другими серверами Интернета

Правильные ответы: 2, 4.

9. Рабочая станция:

9.1. рядовой компьютер локальной сети

9.2. пункт обслуживания компьютеров

9.3. компьютер, управляющий работой локальной сети

Правильные ответы: 1.

10. Сетевой протокол:

10.1. правила передачи данных в сети

10.2. правила работы пользователей сети

10.3. отчет о сетевой активности компьютеров

10.4. отчет о сетевой активности компьютерной сети

Правильные ответы: 1.

11. Две основные причины надежности Интернета:

11.1. разветвленные связи

11.2. дублирование информации

11.3. защита от вирусов

11.4. равноправие всех узлов

11.5. наличие единого управляющего центра

Правильные ответы: 1, 4.

12. Сетевой адаптер:

12.1. преобразователь сигналов

12.2. ускоритель сигналов

12.3. руководство по работе в сети

12.4. тренажер по работе в сети

Правильные ответы: 1.

13.1. устройство для подключения компьютера к телефонной линии

13.2. телефонный аппарат, подключенный к компьютеру

13.3. сетевой адаптер

13.4. преобразователь сигналов

Правильные ответы: 1, 3, 4.

Инструкция

Далее овладейте навыками формализации, структурирования и измерения информации. Постарайтесь развивать в себе логический и алгоритмический мышления. Это поможет вам в решении конкретных задач. Операции поиска, хранения и обработки информации крайне необходимы. Постарайтесь изучить закономерности данных процессов и используйте их в дальнейшей работе.

Ознакомьтесь с устройством персонального компьютера (ПК), с теми задачами, которые можно выполнить на компьютере. Освойте простейшие программы для работы с информацией на ПК (Word, Excel и т. п.).

Переходите от большого к малому. Будьте методичны в изучении предмета и начинайте с самых базовых аспектов. Например, изучение любого программирования начинается с понятия «алгоритма» и навыков блок-схемы, а работа с Microsoft Word начинается с редактирования текста и создания заголовков.

Используйте литературу. Правильно выбранная выполнит за вас обе вышеуказанные задачи: материал в ней будет представлен системно и последовательно, согласно возрастанию сложности. При этом, старайтесь подбирать издание, максимально подходящее вашему уровню : в противном случае может оказаться, что весь представленный материал вами уже изучен самостоятельно. Если у вас есть постоянный доступ в интернет, то оптимальным станет сайт, посвященный нужному вам разделу информатики. Там вы наверняка сможете найти массу советов и уроков, в сумме превышающих объем любого печатного издания.

Ставьте себе практические задачи. Материал можно считать выученным только тогда, когда вы смогли сделать что-то полезное на его основе. Поэтому, досконально изучив ту или иную тему, придумайте себе одну-две «лабораторные работы» с использованием нового приема. При этом, старайтесь сформулировать задание максимально нестандартно, чтобы решение не было простым дублированием изученного – например, можете комбинировать несколько последних тем. (Идеальным вариантом будет, опять же, использование -методички с приложенными заданиями на закрепление).

Видео по теме

Популярный ныне термин «информатика» на этапе становления вычислительной техники использовался как синоним словосочетания «наука вычислять». Им обозначали специальную дисциплину, которая была призвана оптимизировать работу с данными, использовавшимися в первых электронно-вычислительных машинах. Со временем информатика превратилась не только в науку, но и стала отраслью экономики.

Что такое информатика

Термин « » имеет французские корни, он происходит от сочетания слов «информация» и «автоматика». Назначение данной дисциплины, таким образом, состоит в совмещении принципов, на основе которых работают информационные системы, с теми преимуществами, которые предоставляют пользователям автоматизированные комплексы, предназначенные для обработки данных. Коротко суть информатики можно выразить так: это автоматизация информационных процессов.

Современная информатика представляет собой отдельную отрасль научного знания, в центре рассмотрения которой находятся вопросы, связанные с получением, сохранением, поиском, переработкой и распространением самой разной информации. Появление информатики прямым образом связано со становлением нового, информационного общества, постепенно приходящего на смену обществу индустриальному.

Решать стоящие перед информатикой задачи помогает современная компьютерная техника. Мощные аппаратно-программные комплексы бытового и производственного назначения широко используются для накопления, обработки и последующего сохранения данных. С помощью вычислительной техники специалисты осуществляют инженерные, конструкторские и экономические расчеты.

Где применяется информатика

Сфера применения информатики необычайно широка. Эта наука востребована в самых разных сферах деятельности: от работы секретаря или библиотекаря, до деятельности крупных проектно-конструкторских организаций. Положенные в основу информатики принципы с успехом применяются в быту и социальной сфере, в фундаментальных и прикладных науках, в промышленном производстве и экономике.

Сбор и анализ информации представляет собой один из этапов любой познавательной деятельности. Нужные сведения требуются при составлении маршрута туристической поездки, при планировании расходов и приготовлении пищи. Не обходятся без информации специалисты в области менеджмента и . Особое значение организованные в систему данные и сведения имеют в научно-практической деятельности.

Любая сфера человеческой деятельности нуждается в научно обоснованных принципах работы с информационными потоками. Разработками в этой области как раз и занимается информатика. Знание правил и законов информатики облегчает обслуживание вычислительной техники, помогает грамотно выстраивать работу с компьютером, без которого уже не обходятся ни образовательные учреждения, ни промышленные предприятия.

Совет 4: Какие предметы изучают на специальности "Финансы"

Чтобы стать специалистом своего дела, следует иметь необходимый перечень умений и знаний о сущности своей работы. Весь этот конструктивный набор со временем подкрепляется ассортиментом навыков и «шлифуется» полученным опытом. Но перед практическим применением своих способностей, следует процесс теоретического освоения будущей профессии.

Инструкция

Студенты первого курса, поступившие на специальность «Финансы», изучают перечень стандартных, влияющих на всестороннее развитие личности предметов. К таким относятся: концепция современного естествознания, русский язык и культура речи, экономическая математика, информатика, экономическая теория, введение в специальность, математические методы моделирования, иностранный язык, школы экономических учений. Цель этих предметов – подкрепить и пополнить знания, полученные в школе, ввести студента в курс, что из себя представляет экономика, рассказать об экономической истории и главных ее деятелях и подготовить «фундамент» для новых знаний.

Второй курс по своей структуре насыщеннее. Все меньше предметов, напоминающих школьные годы, все больше тех, которые затягивают в самую глубину будущей профессии. Это мировая география, международные экономические отношения, бюджетные отношения, финансовое право, философия, политология, социология, эконометрика. Задача этих предметов – сообщить студентам, что творится в мире, как построена политика, на чем держится власть, расширить границы , информировать о международном положении страны, об основных инструментах экономики на макроуровне, научить рассчитывать базовые экономические задачи.

Следующий курс включает в себя статистику, финансы, финансы предприятий, ДКБ, БЖД, налоги, бухгалтерский учет, основы аудита. Эти дисциплины прививают будущим специалистам необходимые навыки. После их изучения считается, что у студента уже имеется неполное высшее образование, и он вполне пригоден для практического применения полученных знаний. По одному из предметов курсовая работа, для более детального его изучения. Подводя итоги третьего курса, учащийся проходит практику в или коммерческой организации. После прохождения, на основании полученных умений пишет отчет, содержащий информацию о месте прохождения практики, информацию о деятельности, необходимые расчеты. Согласно общепринятым стандартам, оформляет и защищает в открытой форме у своего научного руководителя.

Последние годы обучения - наиболее важные. Дисциплины, изучаемые в этот период, напрямую связаны со специальностью и понадобятся при работе по профессии. Это такие предметы как рынок ценных бумаг, инвестиции, финансовое прогнозирование, международные валютные рынки, страхование, финансы некоммерческих организаций, законодательство, структура центрального банка, фонды денежных средств, финансовый менеджмент.

Роботландский университет, г. Переславль-Залесский

«Азы информатики» - это новый гипертекстовый интерактивный курс информатики для детей. Он рассчитан на 5 лет школьного обучения, стартовый возраст: пятый класс. Автор курса - А. А. Дуванов.

«ABC OF INFORMATICS»

Duvanov Alexander Alexandrovitch ( kurs@robotland. pereslavl.ru )

Robotland University , Pereslavl-Zalessky

«ABC of Informatics» - is a new hypertext interactive course of Informatics for young learners. The duration of learning is 5 school years, the beginners are pupils of the 5 the grade. The author of the course is A . A . Duvanov .

Введение

Новый курс можно определить, как практический курс концептуальной информатики.

Основной методический приём - формирование концептуальных основ через практические задачи, решаемые на компьютере.

Сохраняя методические идеи курса «Роботландия» (разработчики: М.А. Гольцман, Н.Б. Дроздов, А.А. Дуванов, Я.Н. Зайдельман, Ю.А. Первин, А.А. Русс.), новый курс предлагает школьнику и педагогу современные средства для реализации педагогической задачи, делает обучение более эффективным, увлекательным и контролируемым.

Познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах.

Демо-версию можно скопировать с адреса:

Тематический план курса

· Тема 1. Знакомимся с компьютером (5 класс)

· Тема 2. Работаем с информацией (5 класс)

· Тема 3. Пишем на компьютере (6 класс)

· Тема 4. Рисуем на компьютере (7 класс)

· Тема 5. Выходим в Интернет (8 класс)

· Тема 6. Составляем алгоритмы (9 класс)

· Тема 7. Программируем исполнитель (9 класс)

· Тема 8. Конструируем черный ящик (9 класс)

«Азы информатики» в школе

1-4 классы

Пропедевтическое введение в информатику на базе курса «Роботландия», «Зимние Вечера» или других подобных курсов

5 класс

Знакомимся с компьютером. Работаем с информацией

6 класс

Пишем на компьютере

7 класс

Рисуем на компьютере

8 класс

Выходим в Интернет

9 класс

Составляем алгоритмы. Программируем исполнитель. Конструируем черный ящик

10-11 классы

В современном мире изучение данного предмета в школе является уже необходимостью, ведь компьютеризация проникла уже практически во все сферы жизнедеятельности человека. Вот почему знание хотя бы основ компьютерной грамотности позволит детям чувствовать себя уверенно в наше время.

Изучать информатику онлайн вы можете, зайдя на наш сайт, который содержит практически все темы по информатике, составляющих школьную программу, в видеоформате. Поэтому, располагая достаточным временем, компьютером и доступом в Сеть, вы можете обратиться к видеоурокам и разобрать нужную тему.

Дисциплина строится на принципах и методах обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютера и компьютерных сетей. Одним из приоритетных направлений в современном преподавании информатики в школе является направление «Глобальная сеть Интернет». Данный факт обуславливается популяризацией интернет-коммуникаций и общей информатизацией общества.

Программа по информатике

Уроки информатики в формате видео, представленные на нашем портале, помогут ребенку в освоении школьного курса по данному предмету. Во всех школах изучение начал информатики начинается в 5 классе, где рассказывается, как устроен компьютер, как им пользоваться, ребенок также знакомится с наиболее распространенными компьютерными программами. В разделе информатики 5 класса вы сможете найти интересные видеоуроки по всем этим темам. Информатика 6 класса знакомит школьников с основами программирования, что способствует развитию логического мышления у ребенка, этому также помогает изучение теоретических вопросов о формах мышления. Изучение программирования, в частности, на языке Basic, продолжается также и в следующем классе. На нашем сайте в доступной форме объясняются все нюансы этих непростых вопросов, которые изложены в видеоуроках по информатике 7 класса . В 8 классе школьники узнают о таких понятиях, как информационные модели, изучают архитектуру компьютера, узнают, что такое алгоритмы , знакомятся с их свойствами. Все это вы тоже можете найти на нашем портале в разделе информатике 8 класса .

Далее на уроках информатики начинается детальное изучение компьютерной графики, компьютерной анимации, средств и технологий обработки числовой информации, а также трехмерного моделирования и технологий хранения информации, в том числе баз данных. Эти сложные темы могут быть непонятны школьнику с первого раза, именно поэтому на сайте сайт представлены видеоуроки по информатике 9 класса в простой и наглядной форме изложения. С каждым классом курс становится все сложнее: на уроках по информатике 10 класса школьники будут осваивать понятия моделирования живой и неживой природы, логико-математические модели, а также информационную деятельность человека с использованием в ней компьютерных технологий. На уроках информатики 11 класса школьники продолжают изучение вопросов информационной деятельности человека, а еще повторяют и углубляют свои познания, касающиеся особенностей операционных систем и программного обеспечения..

ГИА по информатике является необязательным экзаменом для учеников 9 класса. Экзамен состоит из трёх частей: части А (подразумевает выбор правильного ответа), части B(подразумевает краткий ответ на вопрос) и части С (подразумевает развёрнутое решение). При сдаче экзамена по данной дисциплине ученик должен сообщить, на каком языке программирования он будет выполнять задание С. Эта часть выполняется при помощи компьютера. Чтобы успешно сдать ГИА по информатике, нужно готовиться систематически и подойти к процессу изучения материала серьёзно, используя учебники, лекции и конспекты, а также проверочные материалы по всем темам курса, решать диагностические и тренировочные контрольные.

В процессе изучения тем в рамках программы по информатике важна не только теоритическая составляющая, но и практический компонент. Потому что информационные технологии и процессы невозможно полностью осмыслить и понять, изучив лишь только теорию - как правило, навык приобретается на практике. Грамотное использование компьютера способно превратить невероятно сложную задачу в простейший алгоритм действий и тем самым упростить имеющуюся задачу.

Курс начальной информатики призван расширить кругозор младшеклассников, развить мыслительный процесс и познакомить с базовыми понятиями предмета.

При преподавании информатики в школе в старших классах должны достигаться следующие цели:

1. Приобретение навыков работы со средствами информационно-коммуникационных технологий.

2. Знакомство с различными видами информации и умение работать с ними при помощи ПК.

3. Выполнение и разработка проектов разной сложности.

4. Получение основополагающих теоретических знаний.

5. Развитие творческих способностей.

Роль компьютерных технологий в жизни человека растет с каждым днем. И на данный момент ПК применяется практически во всех сферах нашей повседневности. XXI век - эпоха глобальной информатизации общества, поэтому залогом успешной профессиональной деятельности любого человека является компьютерная грамотность. Следовательно, важно, чтобы школьник, изучая информатику в школе, в полной мере овладел основами компьютерной грамотности.

Изучать материал и повторять знания вы сможете с помощью нашего ресурса. Здесь содержится большое количество материалов, которые помогут изучить самостоятельно информатику онлайн.