2 роль информационной деятельности в современном обществе. Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе, его экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение информатики при освоении специальностей СПО. Основные

В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека. Еще Ротшильд говорил: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Для целенаправленного использования информации ее необходимо собирать, преобразовывать, передавать, накапливать и систематизировать. Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами . Получение и преобразование информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма.

Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой. Человек также воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми используются языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего, это родные языки (русский, татарский, английский и др., на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.

Информационные процессы характерны не только для живой природы, человека, общества. Человечеством созданы технические устройства – автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации. Деятельность человека, связанную с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, называют информационной деятельностью .

Тысячелетиями предметами труда людей были материальные объекты. Все орудия труда от каменного топора до первой паровой машины, электромотора или токарного станка были связаны с обработкой вещества, использованием и преобразованием энергии. Вместе с тем человечеству пришлось решать задачи управления, задачи накопления, обработки и передачи информации, опыта, знания. Постепенно возникли группы людей, чья профессия связана исключительно с информационной деятельностью. Однако число людей, которые могли воспользоваться информацией из письменных источников, было ничтожно мало. Во-первых, грамотность была привилегией крайне ограниченного круга лиц и, во-вторых, древние рукописи создавались в единичных (иногда единственных) экземплярах.

Новой эрой в развитии обмена информацией стало изобретение книгопечатания . Благодаря печатному станку, знания, информация стали широко тиражируемыми, доступными многим людям. Это послужило мощным стимулом для увеличения грамотности населения, развития образования, науки, производства.

В результате научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах – обработка, целенаправленное преобразование информации осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Развитие науки, образования обусловило быстрый рост объема информации, знаний человека. Если в начале прошлого века общая сумма человеческих знаний удваивалась приблизительно каждые пятьдесят лет, то в последующие годы – каждые пять лет.

Выходом из создавшейся ситуации стало создание компьютеров , которые во много раз ускорили и автоматизировали процесс обработки информации.

В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации. Благодаря этому информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Понятие информации

Слово информация происходит от латинского слова informatio, что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Понятие информация является базовым в курсе информатики, невозможно дать его определение через другие, более простые понятия. Можно лишь утверждать, что это понятие предполагает наличие материального носителя информации, источника информации, передатчика информации, приемника и канала связи между источником и приемником.

Понятие информация является общенаучным понятием, используется во всех без исключения сферах – философии, информатике, кибернетике, биологии, медицине, психологии, физике и др., при этом в каждой науке понятие информация связано с различными системами понятий.

В информатике информация рассматривается как совокупность полезных сведений об окружающем мире, которые циркулируют в природе и обществе.

Информация – это общенаучное понятие, совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. В вычислительной технике информация – это данные, подлежащие вводу в ЭВМ и выдаваемые пользователям.


Информатизация. Компьютеризация. Роль информационной деятельности в современном обществе

Основным объектом внимания дисциплины «Информатика» является процесс информатизации и компьютеризации современного общества, который охватывает все сферы нашей жизни и развивается невиданными в истории темпами.

Информатизация - это не столько технологический, сколько социальный процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения.

Информатизация (англ. informatization) - политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы.

В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных технологий.

Информатизация стала одной из важнейших характеристик нашего времени. Нет ни одной области человеческой деятельности, которая в той или иной мере не была бы связана с процессами получения и обработки информации для ее практического использования.

Компьютеризация - техническое оснащение – это процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека (например, для управления технологическими процессами, транспортом, производством и передачей энергии и другими производственными процессами).

Роль информационной деятельность в современном обществе

Информационная деятельность – деятельность, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, поиск и распространение информации, а также формирование информационного ресурса и организацию доступа к нему.

Информация всегда играла чрезвычайно важную роль в жизни человека. Кто владеет наибольшим объемом информации по какому-либо вопросу, тот всегда находится в более выигрышном положении по сравнению с остальными. Общеизвестно высказывание о том, что тот, кто владеет информацией, тот владеет и миром.

С давних времен сбор и систематизация сведений об окружающем мире помогали человеку выживать в нелегких условиях – из поколения в поколение передавался опыт и навыки изготовления орудий охоты и труда, создания одежды и лекарств. Информация постоянно обновлялась и дополнялась – каждое изученное явление позволяло перейти к чему-то новому, более сложному.

Со временем большие объемы данных об окружающем мире поспособствовали развитию научно-технического прогресса и, как следствие, всего общества в целом – человек смог научится управлять различными видами вещества и энергии.

С течением времени роль информации в жизни человека становилась все существеннее. Сейчас, в первой половине XXI века роль информации в жизни человека является определяющей – чем больше навыков и знаний он имеет, тем выше ценится как специалист и сотрудник, тем больше имеет уважения в обществе.

В последние десятилетия настойчиво говорят о переходе от «индустриального общества» к «обществу информационному».

Происходит смена способов производства, мировоззрения людей, их образа жизни. Одновременно происходят изменения и в характере труда, который является показателем степени свободы трудящихся индивидов, показателем их отношения к труду. Это выражается, прежде всего, в «онаучивании» труда – в возрастании масштабов применения научных знаний в процессе производства, что ведет к возрастанию творческого начала в процессе труда. Труд становится более творческим, увеличивается доля умственного труда, возрастает значимость его индивидуальных особенностей и соответственно уменьшается доля труда физического, изматывающего мускульные силы человека. Новая технология требует не стандартных исполнителей, не роботов, а индивидуалов, творческих личностей.

Информация стала одним из важнейших стратегических, управленческих ресурсов, наряду с ресурсами – человеческим, финансовым, материальным. Использование микропроцессорной технологии, электронно-вычислительных машин и персональных компьютеров обусловило коренное преобразование отношений и технологических основ деятельности в различных сферах общественной жизни: производстве и потреблении, финансовой деятельности и торговле, социальной структуре общества и политической жизни, сфере услуг и духовной культуре.

Информационные революции. Индустриальное общество

Информационные революции

Человеческое общество по мере своего развития прошло этапы овладения веществом, затем энергией и, наконец, информацией. С самого начала человеческой истории возникла потребность передачи и хранения информации.

Для передачи информации сначала использовался язык жестов, а затем человеческая речь. Для хранения информации стали использоваться наскальные рисунки, а в IV тысячелетии до нашей эры появилась письменность и первые носители информации (шумерские глиняные таблички и египетские папирусы).

История создания устройств для обработки числовой информации начинается также с древности – с абака (счетной доски, являющейся прообразом счетов).

В истории человечества несколько раз происходили настолько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями.

По мере развития общества, научно-технического прогресса человечество создавало все новые средства и способы сбора, хранения, передачи информации. Но важнейшее в информационных процессах - обработка и целенаправленное преобразование информации - осуществлялось до недавнего времени исключительно человеком.

Первая информационная революция связана с изобретением письменности, обусловившей гигантский качественный скачок в развитии цивилизации. Появилась возможность накопления знаний и их передачи последующим поколениям. С позиций информатики это можно оценить как появление средств и методов накопления информации.

Вторая информационная революция (середина XV века) связана с изобретением книгопечатания, изменившего человеческое общество, культуру и организацию деятельности. Массовое распространение печатной продукции сделало доступными культурные ценности, открыло возможность самостоятельного обучения. С точки зрения информатики, значение этой революции в том, что она выдвинула качественно новый способ хранения информации.

Третья информационная революция (конец XIX века) связана с изобретением электричества, благодаря которому появился телеграф, телефон, радио, которые позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Этот этап важен для информатики тем, что появились средства информационной коммуникации.

Четвертая информационная революция (70-е годы ХХ столетия) связана с изобретением микропроцессорной техники и появлением персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

С середины XX века, с момента появления электронных устройств обработки и хранения информации (ЭВМ, а затем персонального компьютера), начался постепенный переход от индустриального общества к информационному обществу .

Индустриальное общество

Начиная примерно с XVII века, в процессе становления машинного производства на первом плане была проблема овладения энергией (машины и станки надо было приводить в движение).

Сначала совершенствовались способы овладения энергией ветра и воды, а затем человечество овладело тепловой энергией (в середине XVIII века была изобретена паровая машина, а в конце XIX века – двигатель внутреннего сгорания).

Переход к индустриальному обществу связан со второй информационной революцией – изобретением электричества и радио.

В конце XIX века началось овладение электрической энергией , были изобретены электрогенератор и электродвигатель. И наконец, в середине ХХ века человечество овладело атомной энергией .

Овладение энергией позволило перейти к массовому машинному производству потребительских товаров, было создано индустриальное общество .

Индустриальное общество – это общество, определяемое уровнем развития промышленности и ее технической базы.

В индустриальном обществе большую роль играет процесс нововведений в производстве – внедрение в производство последних достижений научно-технической мысли: изобретений, идей, предложений. Этот процесс получил название инновационного .

Критерием оценки уровня развития индустриального общества служит не только уровень развития промышленного производства. Учитывается также объем производимых товаров массового потребления: автомобилей, холодильников, стиральных машин, телевизоров и т.п.

Для обработки текстовой информации на компьютере необходимо представить ее в двоичной знаковой системе. Каждому знаку необходимо поставить в соответствие уникальный 8-битовый двоичный код, значения которого находятся в интервале от 00000000 до 11111111 (в десятичном коде от 0 до 255).

Поскольку в мире много языков и много алфавитов, то постепенно совершается переход на международную 16-битовую систему кодировки Unicode. В ней каждый символ занимает 2 байта, что обеспечивает 2 16 = 65 536 кодов для различных символов.

Такого количества символов оказалось достаточно, чтобы закодировать не только русский и латинский алфавиты, цифры, знаки и математические символы, но и греческий, арабский, иврит и другие алфавиты.

Не следует представлять себе текст, хранимый в памяти компьютера или на внешнем носителе, лишь как поток байтов, каждый из которых является лишь кодом символа текста. Форматы хранения текстовой информации определяются форматами текстовых файлов, используемых той или иной программой обработки текстов. Файлы, создаваемые с помощью текстовых процессоров (например, Microsoft Word), включают в себя не только коды символов алфавита, но и данные формата: тип и размер шрифта, положение строк, поля и отступы и прочую дополнительную информацию.

Таблица истинности для основных логических функций

A B AÙB конъюнкция AÚB дизъюнкция ØA инверсия

Логические элементы ЭВМ

Логический элемент компьютера – это часть электронной логической схемы, которая реализует элементарную логическую функцию.

Логический элемент – простейшая структурная единица ЭВМ – выполняющая определенную логическую операцию над двоичными переменными согласно правилам алгебры логики.

Реализуется обычно на электронных приборах (полупроводниковых диодах, транзисторах) и резисторах, либо в виде интегральной микросхемы; имеет несколько входов для приема сигналов, соответствующих исходным переменным, и выход для выдачи сигнала, соответствующего результату операций. Для логических элементов приняты дискретные значения входных и выходных сигналов («0» и «1»).

Базовые логические элементы ЭВМ реализуют три основные логические операции:

конъюнктор – логический элемент «И» логическое умножение;

дизъюнктор – логический элемент «ИЛИ» логическое сложение;

инвертор – логический элемент «НЕ» инверсию.

Поскольку любая логическая операция может быть представлена в виде комбинации трех основных, любые устройства компьютера, производящие обработку или хранение информации, могут быть собраны из базовых логических элементов, как из «кирпичиков».

Логические элементы компьютера оперируют с сигналами, представляющими собой электрические импульсы. Есть импульс – логический смысл сигнала 1 , нет импульса – 0 . На входы логического элемента поступают сигналы-значения аргументов , на выходе появляется сигнал-значение функции .

Преобразование сигнала логическим элементом задается таблицей состояния, которая фактически является таблицей истинности, соответствующей логической функции.

Конъюнктор

Конъюнкция – соответствует союзу «И», обозначается знаком Ù, иначе называется логическим умножением. Конъюнкция двух логических переменных истинна тогда и только тогда, когда обе переменные истинны.

Конъюнктор (логический элемент «И») – реализует операцию конъюнкции.

На входы А и В логического элемента «И» подаются два сигнала (00, 01, 10, 11). На выходе получается сигнал 0 или 1 в соответствии с таблицей истинности операции логического умножения .

Дизъюнктор

Дизъюнкция – соответствует союзу «ИЛИ», обозначается знаком Ú, иначе называется логическим сложением. Дизъюнкция двух логических переменных истинна тогда, когда истинна хотя бы одна переменная.

Дизъюнктор (логический элемент «ИЛИ») – реализует операцию дизъюнкции.

На входы А и В логического элемента «ИЛИ» подаются два сигнала (00, 01, 10 или 11). На выходе получается сигнал 0 или 1 в соответствии с таблицей истинности операции логического сложения .

Инвертор – логический элемент «НЕ»

Присоединение частицы «НЕ» к высказыванию называется операцией логического отрицания или инверсией.

Логическое отрицание (инверсия) делает истинное выражение ложным и, наоборот, ложное – истинным.

Операцию логического отрицания (инверсию) над логическим высказыванием A в алгебре логики принято обозначать ØA.

Инвертор – реализует операцию отрицания, или инверсию.

На вход А логического элемента подается сигнал 0 или 1. На выходе получается сигнал 0 или 1 в соответствии с таблицей истинности инверсии .

Другие логические элементы построены из этих трех простейших и выполняют более сложные логические преобразования информации. Сигнал, выработанный одним логическим элементом, можно подавать на вход другого элемента, это дает возможность образовывать цепочки из отдельных логических элементов.

Способы описания алгоритмов

Типовые конструкции алгоритмов:

· линейная – описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке;

· циклическая – описание действий или группы действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.

· разветвляющаяся – алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий;

· вспомогательная – алгоритм, который можно использовать в других алгоритмах, указав только его имя.

Форма и способ записи алгоритма зависит от того, кто будет исполнителем.

Представление алгоритмов можно разделить на две группы:

· естественное:

Словесный способ (алгоритм записан на естественном языке);

Графический способ (алгоритм изображен в виде блок-схемы);

· формальное.

Естественное представление алгоритма

Словесный способ: При словесном способе алгоритм записывается в виде текста с формулами по пунктам, определяющим последовательность действий.

Графический способ (блок-схемы): Блок-схема позволяет сделать алгоритм более наглядным и выделяет в алгоритме основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, выбор и цикл). Элементы алгоритмы изображаются на блок-схеме с помощью различных геометрических фигур. Элементы алгоритма соединены стрелками, указывающими шаги выполнения алгоритма.

Элементы блок-схем

начало и конец алгоритма процесс, выполнение команд или группы команд, в результате которых изменяется значение, форма представления или расположение данных задание и проверка условия, выбор направления выполнения алгоритма, служит для обозначения условий в алгоритмических структурах «ветвление» и «выбор» применяется для объявления переменных или ввода комментариев

Формальное представление алгоритмов

Формальное представление алгоритмов – это способ записи алгоритмов с использованием алгоритмических языков, либо языков программирования.

Алгоритмический язык – это система правил и обозначений для точной и однозначной записи алгоритмов. Такая запись является формализованной. Это означает, что запись подчиняется строгим требованиям синтаксиса языка.

Язык программирования – это система обозначений и правил для записи алгоритмов, предназначенная для использования на ЭВМ.

Программа – запись серии исполняемых команд на заданном языке программирования.

На заре компьютерной эры, в 40-50-е годы, программы разрабатывались непосредственно на машинном языке (языке программирования низкого уровня ), то есть на том языке, который «понимает» процессор. Программы на языке программирования низкого уровня представляли собой очень длинные последовательности нулей и единиц, в которых человеку разобраться было очень трудно.

В 60-е годы началась разработка языков программирования высокого уровня (Алгол, Фортран, Бейсик, Паскаль и др.), которые позволили существенно облегчить работу программистов. Языки программирования высокого уровня – позволяют создавать программы в привычном для человека виде (в виде предложений). Такие языки программирования строились на основе использования определенного алфавита и строгих правил построения предложений (синтаксиса).

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются системы объектно-ориентированного визуального программирования Microsoft Visual Basic, Borland Delphi, C++ (СИ++), JAVA.

В мире насчитывается несколько сотен языков программирования различных структур и возможностей.


Устройства компьютера

В современных компьютерах это:

Память (запоминающее устройство - ЗУ), состоящая из перенумерованных ячеек;

Процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ);

Устройство ввода;

Устройство вывода.

Эти устройства соединены между собой каналами связи, по которым передается информация.

Память
Программа
Данные
Процессор
Ввод
Вывод
Счетчик команд
Регистр команд
Регистры операторов

Одна часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико-логическим устройством , а другая его часть, выполняющая функции управления устройствами, - устройством управления . Обычно эти устройства выделяются чисто условно, конструктивно они не разделены.

В составе процессора имеется ряд специализированных дополнительных ячеек памяти, называемых регистрами . Регистр выполняет функцию кратковременного хранения числа или команды. Основным элементом регистра является электронная схема, называемая триггером .

Регистр представляет собой совокупность триггеров, связанных друг с другом определенным образом общей системой управления.

Существует несколько типов регистров, отличающихся видом выполняемых операций. Некоторые важные регистры имеют свои названия, например:

сумматор - регистр АЛУ, участвующий в выполнении каждой операции;

счетчик команд - регистр УУ, содержимое которого соответствует адресу очередной выполняемой команды. Он служит для автоматической выборки программы из последовательных ячеек памяти;

регистр команд - регистр УУ для хранения кода команды на период времени, необходимый для ее выполнения. Часть его разрядов используется для хранения кода операции, остальные - для хранения кодов адресов операндов.

Принцип однородности памяти

Программы и данные хранятся в одной и той же памяти, поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти - число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.

Принцип адресности

Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек. Процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка.

Память компьютера должна состоять из некоторого числа пронумерованных ячеек, в каждой из которых могут находиться или обрабатываемые данные, или инструкции программ. Все ячейки памяти должны быть одинаково легко доступны для других устройств компьютера.

Отсюда следует возможность давать имена областям памяти так, чтобы к сохраненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен.

Многообразие компьютеров

Персональный компьютер (ПК) – это компьютер, предназначенный для индивидуального использования. В настоящее время это мощный универсальный компьютер, который работает как дома, так и на рабочих местах в офисах, легко подключается к различным вычислительным системам.

Технической основой ПК служит микропроцессор (МП). Развитие технологии МП определило смену поколений персональных компьютеров:

· 8-разрядный МП (1975 – 1980) – I поколение;

· 16- разрядный МП (1981 – 1985) – II поколение;

· 32- разрядный МП (1986 – 1992) – III поколение;

· 64- разрядный МП (1993 г. – по настоящее время) – IV поколение;

Важную роль в развитии ПК сыграло появление компьютера IBM PC, произведенного корпорацией IBM (США) на базе МП Intel-8086 в 1981 г. Этот персональный компьютер занял ведущее место на рынке ПК. Его основное преимущество – открытая архитектура, благодаря которой пользователи могут расширять возможности ПК, добавляя различные периферийные устройства и модернизируя компьютер. В наши дни » 85% всех компьютеров базируется на архитектуре IBM PC.

Классификация ПК по назначению

ПК общего назначения – предназначены для массового потребителя для развлечения, обучения и работы.

Профессиональные ПК – применяются в научной сфере, для решения сложных информационных и производственных задач, где требуется высокое быстродействие, эффективная передача больших массивов информации, достаточно большая емкость оперативной памяти.

Классификация ПК по конструктивному исполнению

Современный персональный компьютер может быть реализован:

· в настольном (desktop),

· портативном (notebook),

· карманном (handheld) варианте.

Архитектура компьютеров

Архитектура – это наиболее общие принципы построения компьютера, отражающие программное управление работой и взаимодействием его основных функциональных узлов.

В основу архитектуры современных персональных компьютеров положен магистрально-модульный принцип .

Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию.

Модульная организация компьютера опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами.

К магистрали подключаются процессор и оперативная память , а также периферийные устройства ввода, вывода и устройства хранения информации, которые обмениваются информацией на машинном языке (последовательностями нулей и единиц в форме электрических импульсов).

Устройства ввода
Внешняя память
Устройства вывода
Сетевые устройства

Магистрально-модульное устройство компьютера

Микропроцессор – выполняет арифметические и логические операции, заданные программой, управляет вычислительным процессом и координирует работу всех устройств компьютера.

Оперативная память – (RAM – англ. Random Access Memory – память с произвольным доступом) - часть системы компьютерной памяти, в которой временно хранятся программы в процессе их выполнения и данные в процессе их обработки процессором.

Устройства ввода – оборудование, с помощью которого можно вводить данные: клавиатура, мышь, джойстик, трекбол, тачпад, световое перо, сенсорные экраны, сканеры, цифровые камеры ТВ-тюнеры, системы распознавания речи, сенсорные датчики,.

Устройства вывода – оборудование, с помощью которого можно выводить данные: мониторы, принтеры, плоттеры, колонки, системы синтеза человеческого голоса.

Внешняя память используется для постоянного хранения информации – программ и данных: накопитель на жестких магнитных дисках (HDD – Hard Disk Drive), или винчестер, дисководы для компакт-дисков (CD и DVD).

Сетевые устройства – необходимы для подключения компьютера к сети: сетевые адаптеры, каналы связи, устройства, поддерживающие функционирование сети (маршрутизаторы, концентраторы, коммутаторы).

Магистраль (системная шина) включает в себя три многоразрядные шины:

шину данных,

шину адреса,

шину управления,

которые представляют собой многопроводные линии.

Шина данных

По этой шине данные передаются между различными устройствами.

Например, считанные из оперативной памяти данные могут быть переданы процессору для обработки , а затем полученные данные могут быть отправлены обратно в оперативную память для хранения .

Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом направлении.

Разрядность шины данных определяется разрядностью процессора, то есть количеством двоичных разрядов, которые могут обрабатываться или передаваться процессором одновременно.

Разрядность процессоров постоянно увеличивается по мере развития компьютерной техники и в настоящее время составляет 64 бита.

Шина адреса

Выбор устройства или ячейки памяти, куда пересылаются или откуда считываются данные по шине данных, производит процессор.

Каждое устройство или ячейка оперативной памяти имеет свой адрес.

Адрес передается по адресной шине, причем сигналы по ней передаются в одном направлении – от процессора к оперативной памяти и устройствам (однонаправленная шина).

Разрядность шины адреса определяет объем адресуемой памяти (адресное пространство), то есть количество однобайтовых ячеек оперативной памяти, которые могут иметь уникальные адреса.

Количество адресуемых ячеек памяти можно рассчитать по формуле:

где I - разрядность шины адреса.

Разрядность шины адреса постоянно увеличивалась и в современных персональных компьютерах составляет 64 бита.

Таким образом, максимально возможное количество адресуемых ячеек памяти равно:

N = 2 64 ячеек

Шина управления

По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали.

Сигналы управления показывают, какую операцию - считывание или запись информации из памяти нужно производить, синхронизируют обмен информацией между устройствами и так далее.

Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Магнитные цифровые носители информации. Магнитный принцип записи и считывания информации. Гибкие и жесткие магнитные диски.

Информация, закодированная с помощью естественных и формальных языков, а также информация в форме зрительных и звуковых образов хранится в памяти человека. Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение используются носители информации.

Носитель информации (информационный носитель) - любой материальный объект или среда, используемый для хранения или передачи информации.

Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото- и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в компьютере, и так далее.

Все носители информации применяются для: записи, хранения, чтения, передачи информации. Самым распространенным носителем информации до недавнего времени была бумага. Но время идет, и качество бумажных носителей перестало устраивать современное общество, озабоченное все возрастающим и возрастающим количеством информации.

По оценкам специалистов, объем информации, фиксируемой на различных носителях, превышает один эксабайт в год (10 18 байт/год). Примерно 80% всей этой информации хранится в цифровой форме на магнитных и оптических носителях и только 20% – на аналоговых носителях (бумага, магнитные ленты, фото- и кинопленки).

Любая компьютерная информация на любом носителе хранится в двоичном (цифровом) виде . Независимо от вида информации (текст, графика, звук) – ее объем можно измерить в битах и байтах.

Цифровые носители информации - устройства, предназначенные для записи, хранения и считывания информации, представленной в цифровом виде.

На первых компьютерах для цифрового представления вводимых данных использовались бумажные носители – перфокарты (картонные карточки с отверстиями) и перфоленты.

Гибкие магнитные диски

Персональные компьютеры до недавнего времени комплектовались накопителем на гибких магнитных дисках (НГМД), который в прайс-листах называется FDD – Floppy Disk Drive (дисковод для флоппи-дисков). Сами флоппи-диски называют дискетами. Наиболее распространенный тип гибкого диска диаметром 3,5 дюйма (89 мм) вмещает 1,44 Мб информации.

Сам 3.5-дюймовый гибкий диск с нанесенным на него магнитным слоем заключен в жесткий пластмассовый конверт, который предохраняет дискету от механических повреждений и пыли.

Для доступа магнитных головок чтения-записи к дискете в ее пластмассовом корпусе имеется прорезь, которая закрывается металлической задвижкой. Задвижка автоматически отодвигается при установке дискеты в дисковод.

В центре дискеты имеется приспособление для захвата и обеспечения вращения диска внутри пластмассового корпуса. Дискета вставляется в дисковод, который вращает ее с постоянной угловой скоростью. При этом магнитная головка дисковода устанавливается на определенную концентрическую дорожку диска (трек), на которую и производится запись или с которой производится считывание информации.

сектор
трек
Обе стороны дискеты покрыты магнитным слоем и на каждой стороне имеется по 80 концентрических дорожек (треков) для записи данных. Каждая дорожка разбита на 18 секторов, и в каждый сектор можно записать блок данных размером 512 байт .

При выполнении операций чтения или записи дискета вращается в дисководе, а головки чтения-записи устанавливаются на нужную дорожку и получают доступ к указанному сектору.

Скорость записи и считывания информации составляет около 50 Кбайт/с. Дискета вращается в дисководе со скоростью 360 оборотов/мин.

В целях сохранения информации гибкие магнитные диски необходимо предохранять от воздействия сильных магнитных полей и нагревания, так как такие физические воздействия могут привести к размагничиванию носителя и потере информации.

Гибкие диски в настоящее время выходят из употребления.

Жесткие магнитные диски

Накопитель на жестком магнитном диске (НЖМД) или, как его чаще называют, винчестер или жесткий диск (Hard Disk ), является основным местом хранения данных в персональном компьютере. В прайс-листах винчестеры указываются как НDD - Hard Disk Drive (Дисковод жесткого диска).

Происхождение названия «винчестер» имеет две версии. Согласно первой, фирма IВM разработала накопитель на жестком диске, на каждой из сторон которого умещалось по 30 Мбайт информации, и который имел кодовое название 3030. Легенда гласит, что винтовка типа «Винчестер 3030» завоевала Запад. Такие же намерения были и у разработчиков устройства.

Урюпинский филиал государственного автономного

профессионального образовательного учреждения

“Волгоградский медицинский колледж”

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Учебное пособие

по дисциплине “Информатика”

____________________________

(ФИО студента)

____________________________

(группа)

Специальность

34.02.01 Сестринское дело

Урюпинск, 2019

Пояснительная записка.

Рабочая тетрадь по дисциплине “Информатика” разработана с учётом требований Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) и рабочей программой учебной дисциплины по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Применение рабочей тетради в обучении улучшает качество образования, повышает эффективность учебного процесса на основе его индивидуализации, появляется возможность реализации перспективных методов обучения. Актуальность использования рабочей тетради заключается в оптимальном сочетании содержания информационной подготовки студентов с возможностью выявить направление движения формирования мыслительной деятельности.

Рабочая тетрадь используется при изучении нового материала и его закрепления. Изучение нового материала осуществляется на основе информационного комплекса, составленного для каждой темы. В ходе изучения материала у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Преподавателем рабочая тетрадь используется для текущего контроля знаний и умений студентов, необходимых для последующего выполнения письменных контрольных и практических лабораторных работ.

Задания в рабочей тетради выполняются в разнообразных формах: самостоятельное изучение материала и заполнение табличных форм, решение задач, составление алгоритмов и блок-схем, написание программ.

Теоретический материал, дополняет лекционный курс и необходим для выполнения учебных заданий. В начале каждого задания даётся инструкция по выполнению. Ответы решения задач вносятся в специальное свободное место или таблицу после каждого задания.

Можно выделить основные достоинства рабочей тетради:

1. экономия учебного времени занятий за счет выполнения работы непосредственно на страницах тетради;

2. возможность самостоятельного решения большего числа задач.

В заключении можно отметить, что рабочие тетради являются современным способом ведения учебного процесса. Несомненные преимущества налицо: проверка усвоения материала, контроль мыслительной деятельности обучающихся, проверка полученных знаний, возможность исправлять ошибки в момент, когда они делаются, повышение познавательной самостоятельности у студентов. Листы рабочей тетради позволяют заметить ошибки в момент их свершения. Таким образом, рабочая тетрадь является одним из немало важных атрибутов обучения.

Рабочая тетрадь создана для удобной и комфортной работы на занятиях информатики и во внеурочное время.

Инструкция для студентов

В рабочей тетради задания представлены по разделам и темам в соответствии с образовательной программой дисциплины “Информатика”.

После изучения материала на учебном занятии студентам необходимо выполнить самостоятельную работу по каждой теме в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Информатика». Для выполнения практической работы на компьютере, задания необходимо выполнить заранее и прийти на занятие с полученными результатами.

В зависимости от тематики задания представлены в разнообразных формах: - самостоятельное изучение материала по указанным источникам литературы (имеются в библиотеке колледжа) или по электронным учебным пособиям (расположены на сайте преподавателя https://infourok.ru/user/bagrova-galina-georgievna),

Заполнение табличных форм,

Решение учебных и контрольных задач,

Написание алгоритмов;

Составление блок-схем,

Разработка программ.

Ответы вносятся в свободное поле или в таблицу задания.

Каждое задание оценивается преподавателем и является обязательным для выполнения по ФГОС СПО, учебному плану колледжа и рабочей программе дисциплины “Информатика”. За выполненное задание выставляется отметка в учебный журнал. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (см. таблица 1).

Таблица 1.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим занятиям или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения дополнительных занятий.

Время проведения дополнительных занятий можно узнать у преподавателя или посмотреть на двери его кабинета.

Содержание
1. Пояснительная записка Стр. 2
2. Инструкция для студентов Стр. 3
3. Тема 1.1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах. Занятие 1. Введение. Основные этапы развития информационного общества. Стр.5
4. Тема 1.2. Понятие, представление и измерение информации. Занятие 2. Основные подходы к определению понятия «информация». Стр.10
5. Занятие 3. Представление информации в двоичной системе счисления. Стр.17
6. Тема 1.3. Организация информации на компьютере. Занятие 4. Файлы и файловая система. Занятие 5. Файловые менеджеры. Архиваторы. Стр.22
7. Тема 1.4. Информационные процессы и их реализация. Занятие 6. Основные информационные процессы. Классификация информационных процессов. Занятие 7-8. Методы поиска информации. Архив информации. Стр.27 Стр.31
8. Тема 1.5. Программные поисковые сервисы. Проводная и беспроводная связь. Занятие 9. Поиск информации с использованием компьютера. Проводная и беспроводная связь. Стр.36
9. Тема 1.6. Защита информации, антивирусная защита. Занятие 10. Защита информации в компьютерных системах. Занятие 11-12. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы (полифаги, ревизоры, блокировщики). Стр.44 Стр.47
10. Тема 1.7. Правовые нормы в информационной сфере. Занятие 13. Правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. Занятие 14.Лицензионные и свободно распространяемые информационные ресурсы. Стр.56 Стр.63
11. РАЗДЕЛ 2. СРЕДСТВА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Тема 2.1. Компьютер: внутренние и внешние устройства Занятие 15. Архитектура компьютеров. Стр.68
12. Занятие 16. Периферийные устройства. Клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик. Стр.74
13. Занятие 17-18. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Компьютерные болезни и их профилактика Стр.79
14. Занятие 19. Компьютер и программное обеспечение. Стр.84
15. Занятие 20. Операционная система и графический интерфейс пользователя. Стр.
16. Занятие 21. Информационные системы. Классификация информационных систем Стр.

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Тема 1.1. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательных сферах.

Занятие 1. Введение. Основные этапы развития информационного общества.

Задание №1. Заполните таблицу характеристик информационных этапов развития общества.

Задание №2. Перечислите основные критерии развитости информационного общества.

· ___________________________________________________________;

· ___________________________________________________________;

· ___________________________________________________________.

Задание №3. Дайте определение понятию «информатизация».

Под информатизацией общества понимают _________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание №4. Заполните таблицу “Поколения ЭВМ и ВТ

Задание №5. Дайте определение следующим понятиям.

5.1. Информационная технология (ИТ) -___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5.2. Телекоммуникации - ________________________________________________________

________________________________________________________________________________.

5.3. Информационное общество - _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задание №6. Выделите характерные черты информационного общества:

· ________________________________________________________________;

· ________________________________________________________________;

· ________________________________________________________________;

· ________________________________________________________________;

· ________________________________________________________________;

· ________________________________________________________________;

· ________________________________________________________________;

Задание №7. Является ли наше общество информационным? Обоснуйте ответ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 8. Соблюдение информационной культуры должно проявляться в выполнении следующих требований

Задание № 9

Вопросы Варианты ответов
1 Основным носителем информации в социуме на современном этапе является: а) бумага б) кино и фотопленка в) магнитная лента г) дискета, жесткий диск д) лазерный компакт-диск
2 Появление возможности эффективной автоматизации обработки и целенаправленного преобразования информации связано с изобретением: а) письменности в) книгопечатания б) абака г) электронно-вычислительных машин д) телефона, телеграфа, радио, телевидения.
3 Первым средством дальней связи принято считать: а) радиосвязь б) телефон в) телеграф г) почту д) компьютерные сети.
4 ЭВМ второго поколения: а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые элементы; программировались с использованием алгоритмических языков в) имели в качестве элементной базы интегральные схемы; отличались возможностью доступа с удаленных терминалов; г) имели в качестве элементной базы большие интегральные схемы, микропроцессоры; отличались относительной дешевизной; д) имели в качестве элементной базы сверхбольшие интегральные схемы; были способны моделировать человеческий интеллект.
5 Информатизация общества - это процесс: а) увеличения объема избыточной информации в социуме б) возрастания роли в социуме средств массовой информации в) более полного использования накопленной информации во всех областях человеческой деятельности за счет широкого применения средств информационных и коммуникационных технологий г) повсеместного использования компьютеров (где надо и где в этом нет абсолютно никакой необходимости д) обязательного изучения информатики в общеобразовательных учреждениях.
6 Информационная революция - это: а) качественное изменение способов передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения б) радикальная трансформация доминирующего в социуме технологического уклада в) возможность человека получать в полном объеме необходимую для его жизни и профессиональной деятельности информацию г) изменение в способах формирования и использования совокупного интеллектуального потенциала социума д) совокупность информационных войн.
7 ЭВМ первого поколения: а) имели в качестве элементной базы электронные лампы; характеризовались малым быстродействием, низкой надежностью; программировались в машинных кодах б) имели в качестве элементной базы полупроводниковые элементы; программировались с использованием алгоритмических языков в) имели в качестве элементной базы интегральные схемы, отличались возможностью доступа с удаленных терминалов г) имели в качестве элементной базы большие интегральные схемы, микропроцессоры; отличались относительной дешевизной д) имели в качестве элементной базы сверхбольшие интегральные схемы, были способны моделировать человеческий интеллект.
8 Первая отечественная ЭВМ, разработанная под руководством академика С. А. Лебедева, называлась: а) БЭСМ б) Стрела в) МЭСМ г) Урал д) Киев.
9 Элементной базой ЭВМ третьего поколения служили: а) электронные лампы б) полупроводниковые элементы в) интегральные схемы г) большие интегральные схемы д) сверхбольшие интегральные схемы.
10 Информационная культура человека на современном этапе в основном определяется: а) совокупностью его умений программировать на языках высокого уровня б) его знаниями основных понятий информатики; в) совокупностью его навыков использования прикладного программного обеспечения для создания необходимых документов г) уровнем понимания закономерностей информационных процессов в природе и обществе, качеством знаний основ компьютерной грамотности, совокупностью технических навыков взаимодействия с компьютером, способностью эффективно и своевременно использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении задач практической деятельности д) его знаниями основных видов программного обеспечения и пользовательских характеристик компьютера.
11 Авторы проекта «Пятое поколение ЭВМ» пытались и пытаются разрешить проблему: а) моделирования человеческого интеллекта (создания искусственного интеллекта) б) создания дешевых и мощных компьютеров в) достижения производительности персональных компьютеров более 10 млрд. операций в секунду г) построения узлов ЭВМ в соответствии с иными физическими принципами д) создания единого человеко-машинного интеллекта.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Оценка ____________

Тема 1.2. Понятие, представление и измерение информации.

Занятие 2. Основные подходы к определению понятия “информация” .

Задание №1. Дайте определение понятию

Информация – ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________.

Задание № 2. Заполните схему “Виды информации ”.


Задание № 3. Установите соответствие между свойствами информации и их описанием.

Задание № 4. Каким свойством не обладает информация в следующих случаях 1-6:

Задание № 5. Введите понятия.

5.1. ___________________________ – это преобразование непрерывных изображений и звука в набор дискретных значений в форме кодов.

5.2. Процесс представления аналоговой информации в дискретной форме называется_________________.

5.3. Код – это ________________________________________________________________.

5.4. _____________ - это процесс представления информации в виде кода.

Задание № 6 . Дана кодовая таблица азбуки Морзе.


Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы отделены друг от друга пробелами) ?

_________________________________________________________________________

6.2. ­­ ­­­ ·­·· ­­­­ ··­ ­­ ·· ­

____________________________________________________

Задание № 7. Закодируйте с помощью азбуки Морзе:

I am a happy child.

_____________________________________________________________________________

Задание № 8. Пользуясь таблицей кодировки символов ASCII , закодируйте с помощью шестнадцатеричных кодов следующий текст:

Я изучаю информатику.

_____________________________________________________________________________

8.2. Good morning !

_____________________________________________________________________________

Таблица символов ASCII .


Задание №9. Используя таблицу символов, записать последовательность десятичных числовых кодов в кодировке Windows для своих ФИО , названия улицы , по которой проживаете. Таблица символов отображается в редакторе MS Word с помощью команды: вкладка Вставка→Символ→Другие символы



В поле Шрифт выбираете Times New Roman, в поле из выбираете кириллица. Например, для буквы “ А ” (русской заглавной) код знака– 192.

Пример:

Задание № 10. Решите задачи.

10.1. Сколько информации можно записать в тетрадь на 12 листов? 1 строка = 31 байт, 1 лист = 40 строк.

Ответ: _______________________________________

10.2. Сколько информации можно напечатать на листе А4? 1 строка = 10 байт, 1 лист = 50 строк.

Ответ: ________________________________________________

10.3. Сколько бит в пословице “Без труда не выловишь и рыбку из пруда ”?

10.4. Сколько Кбайт во фразе “Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине – только один. ”?

Ответ: _____________________________________________________

10.5. Книга, набранная с помощью компьютера, содержит 150 страниц, на каждой странице – 40 строк, в каждой строке – 60 символов. Каков объем информации в книге?

Ответ: _____________________________________________________

10.6. Алфавит племени содержит всего 8 букв. Какое количество информации несет одна буква этого алфавита?
Ответ: _____________________________________________________

10.7. Если вариант теста в среднем имеет объем 20 килобайт (на каждой странице теста 40 строк по 64 символа в строке, 1 символ занимает 8 бит), то количество страниц в тесте равно:


10.8. Два текста содержат одинаковое количество символов. Первый текст составлен в алфавите мощностью 16 символов. Второй текст в алфавите мощностью 256 символов. Во сколько раз количество информации во втором тексте больше, чем в первом?

Ответ:_____________________________________________________

Задание № 11 . Ответьте на вопросы теста.

Вопрос Варианты ответов
1. В технике под информацией понимают: А) воспринимаемые человеком или специальными устройствами сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах; Б) часть знаний, использующихся для ориентирования, активного действия, управления; В) сообщения, передающиеся в форме знаков или сигналов; Г) сведения, обладающие новизной; Д) все то, что фиксируется в виде документов
2. Информацию, не зависящую от чьего-либо мнения или суждения, называют: А) достоверной; Б) актуальной; В) объективной; Г) полезной; Д) понятной
3. Информацию, существенную и важную в настоящий момент, называют: А) полезной; Б) актуальной; В) достоверной; Г) объективной; Д) полной.
4. Зрительной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством органов (органа): А) зрения Б) осязания В) обоняния Г) слуха Д) восприятия вкуса
5. Врач, пальпируя брюшную полость больного, получает информацию следующего вида : А) вкусовую; Б) визуальную; В) аудиальную; Г) тактильную; Д) обонятельную
6. Известно, что наибольший объем информации человек получает при помощи : А) органов слуха; Б) органов зрения; В) органов осязания; Г) органов обоняния; Д) вкусовых рецепторов.
7. К звуковой можно отнести информацию, которая передается посредством: А) переноса вещества Б) электромагнитных волн В) световых волн Г) звуковых волн Д) знаковых моделей
8. Сигнал называют аналоговым, если А) он может принимать конечное число конкретных значений; Б) он непрерывно изменяется по амплитуде во времени; В) он несет текстовую информацию; Г) он несет какую-либо информацию; Д) это цифровой сигнал.
9. Информационный объем сообщения: “Люблю грозу в начале мая” - равен… А) 20 байт Б) 192 бит В) 22 байт Г) 284 бит
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Выполненную и правильно оформленную работу предоставить преподавателю.

Оценка ____________

Занятие 3. Представление информации в двоичной системе счисления .

Задание №1. Заполните схему.

Задание № 2. Запишите алфавиты следующих позиционных систем счисле­ния:

Задание № 3. Заполните пустые места таблицы степеней числа 2.

р 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2 р 1 2 4 8

Задание № 4. Запишите в развернутой форме числа в десятичной, восьмеричной, двоичной и шестнадцатеричной системах счисления

4.1. 25,341 _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4.2. 1253,4 _______________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

____

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

4.3. 1,2534 ________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание № 5. произвольной системы счисления в десятичную систему счисления.

1.
2.
3.

Задание № 6. Переведите в десятичную систему счисления числа:

6.1. 100111100,1101 2 __________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6.2. 775,11 8 __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6.3. 2В3,F4 16 _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание № 7. Укажите последовательность перевода числа из десятичной системы счисления в произвольную систему счисления.

1.
2.
3.

Задание № 8. Переведите числа из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную, восьмеричную и двоичную систему счисления (X 10 →16,8,2 )

8.1. 354 10

8.2. 75 10

8.3. 24,32 10

Задание № 9. Сравните данные числа.

9.1. 29 16 ___ 1D 16

9.2. 13 8 _____ 7 16

9.3. 415 8 ____ 23B4 16

9.4. 100001 2 ___ 27 8

Задание № 10. Выполните операции сложения и умножения.

10.1. 11001101+11011

10.2. 1001*101

10.3. 125,35 8 *25,47 8

Выполненную и правильно оформленную работу предоставить преподавателю.

Оценка ____________

Тема 1.3. Организация информации на компьютере.

Техника безопасности в компьютерном классе

Общие положения:

К работе в компьютерном классе допускаются студенты, ознакомленные с данной инструкцией.

Нахождение студентов в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (лаборанта).

Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.

Во время перемен проводится проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом студентов из класса.

Каждый студент в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Перед началом работы необходимо:

Убрать сумки на специально предоставленный стеллаж справа от входной двери.

Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте. В случае их наличия немедленно сообщить об этом преподавателю.

Разместить на столе только тетрадь, ручку и учебное пособие (так, чтобы, они не мешали работе на компьютере).

Принять правильною рабочую позу, т.е. сесть так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой.

Начинайте работу только по указанию преподавателя.

Во время работы:

Плавно нажимайте на клавиши, не допуская резких ударов;

Не пользуйтесь клавиатурой, если компьютер не включен;

Не работайте за компьютером при недостаточном освещении; при плохом самочувствии;

Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

Находясь в компьютерном классе, студенты обязаны:

Соблюдать тишину и порядок.

Выполнять требования преподавателя и лаборанта.

О плохом самочувствии (при появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения) сообщить преподавателю.

После окончания работы завершить все активные программы.

Оставить рабочее место чистым.

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

Работать на расстоянии 60-70 см, допустимо не менее 50 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.

Спина прямая, плечи опущены и расслаблены.

Ноги на полу и не скрещены.

Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

Вставать с места без разрешения преподавателя.

Находиться в верхней, грязной или влажной одежде.

Работать на клавиатуре грязными или влажными руками.

Приносить с собой еду, питье, жевательную резинку.

Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки.

Передвигать компьютеры и мониторы без разрешения преподавателя.

Включать и выключать компьютер без разрешения преподавателя.

Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.

Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе.

Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши.

Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок.

Удалять и перемещать чужие файлы; запускать файлы в чужих папках.

Запускать компьютерные игры.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

При появлении программных ошибок или сбоев оборудования следует обратиться к преподавателю (лаборанту).

При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу и сообщить преподавателю (лаборанту).

В случае возгорания в кабинете находится огнетушитель для тушения электроприборов.


Введение

Роль информационной деятельности в современном обществе

Основные понятия . Информационная деятельность. Информатика. Информационные технологии. Компьютер, его возможности и сферы применения.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Такую деятельность называют информационной . Ядром информатики являются информационные технологии.

Информационные технологии – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Компьютер, компьютерные сети и их программное обеспечение являются фундаментом современных информационных технологий.

Первоначально компьютер создавался для автоматизации вычислений. В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации.

Сегодня компьютер и помощник в бизнесе, и источник свежих новостей из «всемирной паутины» - сети Интернет, и средство мобильной связи, позволяющее, например, с помощью электронной почты быстро передать и получить информацию.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы - энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Благодаря всему вышеперечисленному информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях. Начался процесс информатизации общества.

Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации

Вывод . В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Контрольные вопросы

· Что представляет собой информационная деятельность человека?

· Дайте определение понятию «информационные технологии»

· Что является фундаментом современных информационных технологий.

· Для каких целей первоначально создавался компьютер?

· Какие функции может выполнять компьютер сегодня?

· Сферы применения компьютера в современном обществе.

Основные понятия . Информационная деятельность. Информатика. Информационные технологии. Компьютер, его возможности и сферы применения.

Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Такую деятельность называют информационной .Ядром информатики являются информационные технологии.

Информационн ые технологи и – это совокупность методов и устройств, используемых людьми для обработки информации. Компьютер, компьютерные сети и их программное обеспечение являются фундаментом современных информационных технологий.

Первоначально компьютер создавался для автоматизации вычислений. В настоящее время компьютеры используются для обработки не только числовой, но и других видов информации.

Сегодня компьютер и помощник в бизнесе, и источник свежих новостей из «всемирной паутины» - сети Интернет, и средство мобильной связи, позволяющее, например, с помощью электронной почты быстро передать и получить информацию.

Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи. Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим. Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

Разработка способов и методов представления информации, технологии решения задач с использованием компьютеров, стала важным аспектом деятельности людей многих профессий.

Компьютер находится на рабочем столе специалиста любой профессии. Он позволяет связаться по специальной компьютерной почте с любой точкой земного шара, подсоединиться к фондам крупных библиотек не выходя из дома, использовать мощные информационные системы - энциклопедии, изучать новые науки и приобретать различные навыки с помощью обучающих программ и тренажеров. Модельеру он помогает разрабатывать выкройки, издателю компоновать текст и иллюстрации, художнику - создавать новые картины, а композитору - музыку. Дорогостоящий эксперимент может быть полностью просчитан и имитирован на компьютере.

Благодаря всему вышеперечисленному информатика и вычислительная техника прочно вошли в жизнь современного человека, широко применяются в производстве, проектно-конструкторских работах, бизнесе и многих других отраслях. Начался процесс информатизации общества.

Информатизация общества – это процесс, при котором создаются условия, удовлетворяющие потребностям любого человека в получении необходимой информации

Вывод . В современном мире роль информатики, средств обработки, передачи, накопления информации неизмеримо возросла. Средства информатики и вычислительной техники сейчас во многом определяют научно-технический потенциал страны, уровень развития ее народного хозяйства, образ жизни и деятельности человека.

Контрольные вопросы

· Что представляет собой информационная деятельность человека?

· Дайте определение понятию «информационные технологии»

· Что является фундаментом современных информационных технологий.

· Для каких целей первоначально создавался компьютер?

· Какие функции может выполнять компьютер сегодня?

· Сферы применения компьютера в современном обществе.