Виртуальная машина и советы по ускорению её работы. Некоторые настройки ВМ и гостевой системы. Загон для вирусов

Современные процессоры настолько мощны, что позволяют эмулировать самих себя
практически без тормозов. В области системного администрирования это находит
большое практическое применение. Но не все так просто, и прежде, чем возводить
виртуальную систему, следует взвесить все аргументы за и против.

Двери в виртуальный мир

За последние годы на рынке появилось множество виртуальных машин - от
узкоспециализированных (Bochs , eEye ) до эмуляторов общего
назначения (VMware , VirtualBox , QEMU , XEN ,
Virtual PC
). Интерес к виртуализации растет, а сами эмуляторы по ходу дела
осваивают новые профессии, становясь все более и более привлекательными
игрушками в глазах системных администраторов. Именно «игрушками» – потому что к
введению в промышленную эксплуатацию существующие эмуляторы еще не готовы. Ущерб
от их использования намного превышает стоимость живого железа, которое они
призваны заменять (не говоря уже о том, что большинство эмуляторов
распространяются на коммерческой основе или, попросту, стоят денег).

Тем не менее, играться с виртуальными машинами можно и нужно! Есть все
основания ожидать, что в ближайшие несколько лет разработчики вылижут баги и
доведут эмуляторы до ума, а потому осваивать их надо прямо сейчас, чтобы потом
не разворачивать виртуальную инфраструктуру впопыхах.

Существует, по меньшей мере, три типа виртуальных машин (не считая
гибридов). К самым первым (и самым древним) относятся машины с полной
эмуляцией
. Классический пример - Bochs. Тормозит ужасно, зато позволяет
эмулировать «чужеродные» архитектуры, например, x86 на Мотороллере или x86-64 на
x86. Возвести многопроцессорную машину на однопроцессорной? Без проблем. Причем,
основная операционная система надежно изолирована от гостевых виртуальных машин
и причинить ей ущерб невероятно трудно. Bochs очень хорошо подходит для
экспериментов с вирусами, червями и прочим зловредным ПО. Также его можно
использовать для того, чтобы опробовать 64-разрядные операционные системы,
прежде чем решиться покупать x86-64 – но высокие накладные расходы на эмуляцию
(даже с учетом оптимизации и кэширования инструкций) предъявляют жесткие
требования к аппаратной оснастке базовой машины. И проблема здесь даже не в том,
что WinXP на P-4 под «Борщем» стартует около суток. Она вообще не стартует!
Поскольку куча операций отваливается по тайм-ауту, в частности, если процедура
инициализации драйвера выполняется свыше 10 секунд, система автоматически
выгружает драйвер со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Динамические виртуальные машины (QEMU, VMware, VirtualBox) эмулируют
лишь привилегированные инструкции (равно, как и непривилегированные инструкции,
имеющие доступ к системным данным). За счет этого скорость эмуляции возрастает
на несколько порядков, и на P-III 733 уже можно комфортно работать в среде
виртуального Win2k3, а на P-4 все просто летает. Расплатой за скорость
становится принципиальная невозможность эмуляции «чужеродных» архитектур, плюс
потенциальный риск атаки на основную операционную систему из гостевой.
Теоретически, создать надежный динамический эмулятор вполне возможно, но
практически… это же тысячи строк на Си/Си++ и мегабайты кода! К тому же,
разработчики QEMU и VMware даже не пытались защитить основную систему от атаки
со стороны гостевых виртуальных машин, чем с успехом пользуются вирусы и черви.

Аппаратная виртуализация (поддерживаемая последними моделями
процессоров Intel и AMD) устраняет ляпы в x86-архитектуре, где системные данные
надежно защищены только от записи, но могут быть прочитаны с прикладного уровня
легальными непривилегированными командами. Это вынуждает эмулятор просматривать
блок кода перед его выполнением, на что расходуется время. В процессорах фирмы
Motorola таких дефектов нет, и потому динамическая эмуляция на них работает
намного быстрее (и без всякой новомодной аппаратной поддержки!). Но рынок
захватила x86-архитектура, вытеснив Motorol’у, и потому аппаратную виртуализацию
встречают с очень большим энтузиазмом. Теоретически, скорость эмуляции должна
вплотную приближаться к «живому» процессору, поскольку накладные расходы на
виртуализацию близки к нулю. Однако, помимо процессора, виртуальная машина
вынуждена эмулировать еще и оборудование. Без жестких дисков ведь не обойтись, а
давать прямой доступ к физическим хардам - самоубийство. В этом причина того,
что производительность виртуальных машин (даже с поддержкой аппаратной эмуляции)
существенно отстает от живого железа, но все-таки обгоняет динамическую
эмуляцию.

Естественно, за повышение скорости приходится платить. Во-первых, необходимо
приобрести процессор с поддержкой аппаратной виртуализации (ладно, это не
проблема, приобретем в ходе очередного планового апгрейда). Во-вторых (а вот это
уже действительно серьезно) - процессоры содержат кучу дефектов, позволяющих
воздействовать на основную операционную систему из гостевых виртуальных машин.
Исправить ошибку в процессоре намного сложнее, чем в полностью программном
эмуляторе! И что самое неприятное – спонтанные падения основной системы
происходят даже без всякой атаки со стороны вредоносного кода! Словом,
аппаратная виртуализация до сих пор остается плохо отлаженной игрушкой, не
готовой к промышленному внедрению. Несмотря на это, Microsoft уже включила
эмулятор с поддержкой аппаратной виртуализации в состав Win2k8, конкурирующий с
бесплатным проектом XEN.

Виртуальные сервера

Как можно использовать виртуальную машину в корпоративной или офисной сети?
Например, поднять виртуальный сервер. А что? Допустим, нам нужен публичный WEB и
приватный SQL. По соображениям безопасности, публичный сервер должен быть
расположен в так называемой демилитаризованной (DMZ) зоне, а приватный SQL –
внутри локальной сети, обнесенной по периметру глубоким защитным рвом
(брандмауэром). Что требует двух машин. А как быть, если в наличии имеется
только одна?

Теоретически (подчеркиваю!), можно поднять VMware или Virtual PC, разместив
публичный WEB-сервер на виртуальной машине, а приватный SQL – на основной. И это
как бы будет работать. «Как бы» – потому что для достижения приемлемого уровня
производительности даже при поддержке аппаратной виртуализации нам понадобится
довольно мощное железо, способное тянуть эмулятор с разумной скоростью. Значит,
много сэкономить все равно не удастся, а если добавить к этой сумме издержки от
неизбежных атак на виртуальную машину и сбои самой виртуальной машины, в
долгосрочной перспективе мы имеем весьма внушительные убытки. Купить два
отдельных физических сервера - дешевле, да и работать они будут намного
стабильнее. А если денег на железо нет, то лучше отказаться от DMZ-зон, поселив
публичные и приватные сервисы на одной машине и запретив приватным сервисам
принимать трафик с внешних интерфейсов. А для надежности – еще и закрыть порты
на брандмауэре. Как говорится, дешево и сердито, но это все-таки лучше, чем
возня с виртуальными машинами.

Загон для вирусов

Достаточно часто виртуальные машины используются для экспериментов с
потенциально небезопасным программным обеспечением, полученным из ненадежных
источников. Антивирусная проверка - не слишком-то хорошее средство для поиска
неизвестных или модифицированных червей, вирусов и руткитов. Вредителям хорошо
известно, как «ослепить» проактивные технологии и эвристические анализаторы.
Утилиты, ориентированные на поиск руткитов, хорошо работают лишь в первые дни
своего появления, а затем хакеры находят обходной путь.

Естественно, проводить подобные эксперименты лучше всего под эмулятором. Так
намного проще оперировать образами виртуальных жестких дисков, да и выделять
отдельную (физическую) машину не потребуется. Удобство, простота и экономия -
налицо. Но простота хуже воровства, и экономия на выделенной машине до добра не
доводит. Если виртуальная машина соединена с основной системой виртуальной
сетью, то черви могут атаковать базовую операционную систему, используя дыры в
сетевых службах. Администратору следует либо своевременно устанавливать все
заплатки, либо отключить вирусный загон от Сети вообще – не забывая про
расшаренные ресурсы. Виртуальная машина VMware поддерживает их в обход
Ethernet-адаптера. Шары продолжают работать даже после удаления виртуальной
сетевой карты, и подвержены сразу двум типам атак - через дыры в сервисе «общих
папок» и путем засылки червей, модифицирующих шаблон папки, автоматически
«подхватываемый» Проводником. То же самое относится и ко всем остальным типам
носителей. Это существенно затрудняет обмен данными между виртуальной и основной
машинами. Самое надежное - копировать данные через CD-ROM (не обязательно
физический - подойдет и виртуальный, просто берем любую программу для создания
iso-образов и монтируем ее на основную систему и на VMware).

Важно : по умолчанию VMware автоматически распознает все подключаемые
USB-устройства и дает виртуальным машинам к ним полный доступ. Допустим, мы
подключаем FLASH, внешний жесткий диск с USB-интерфейсом или другой девайс
подобного рода, на котором тут же поселяется вирус, вырвавшийся из застенков
виртуальной машины. Чтобы предотвратить вторжение, достаточно отключить
USB-контроллер в свойствах виртуальной машины.

Однако проблемы на этом не заканчиваются. Руткиты уже давно научились
распознавать виртуальные машины
, отказываясь от заражения в их присутствии,
что ломает весь концепт. Мы устанавливаем программное обеспечение с руткитом на
виртуальную машину, сравниваем образы, ничего не находим и, довольные собой,
запускаем руткита в основную систему. Выходит, гарантировано обнаружить
современных руткитов при помощи виртуальных машин невозможно! А если еще учесть
большое количество дыр в эмуляторах, то руткит имеет все шансы заразить основную
систему из гостевой машины. Выход? Либо использовать выделенную живую машину,
либо надежную виртуальную машину с полной эмуляцией (например, Bochs). Это
предотвратит вирусное вторжение, но, увы, не спасет от детекции виртуальной
машины руткитом. Bochs содержит множество мелких дефектов эмуляции (ведет себя
не как настоящий процессор), которые не препятствуют работе нормальных программ,
но могут быть использованы для детекта эмулятора. К тому же, ЛЮБОЙ эмулятор
несет на своем борту довольно специфический набор виртуального железа, по
которому его легко опознать. И хотя при наличии исходных текстов мы можем
воспрепятствовать этому - купить живой компьютер намного дешевле, чем корежить
виртуальное железо.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод: виртуальные машины – не слишком-то
надежный загон для вирусов, хотя если не быть параноиком, то (с учетом низкого
качества подавляющего большинства вирусов и руткитов) лучше использовать
виртуальную машину, чем всецело полагаться на антивирусы.

Инструмент выявления сетевых атак

Офисные сети обычно не испытывают необходимости в сенсорах и датчиках,
детектирующих вторжение, а если и испытывают, то дело обычно ограничивается
приобретением коммерческой IDS/IPS-системы, встраиваемой в брандмауэр и спокойно
работающей на шлюзе в интернете или на одном из узлов локальной сети.

С ростом сети появляется желание установить специализированную систему
обнаружения вторжений, например, Snort (бесплатный) или AMP (коммерческий). И
разместить ее на выделенном узле, поскольку для установки того же AMP
администратор должен предоставить его поставщикам удаленный shell на свою
машину. Причем, AMP будет не только автоматом скачивать свежие сигнатуры из
Сети, но и отправлять весь подозрительный трафик для анализа на серверы компании
Endeavor, которая и является его разработчиком.

Доверие - это прекрасно, но отдавать свой трафик в чужие руки… Нет, лучше
размесить эту штуку на отдельном узле, отключенном от основной локальной сети,
но запитанном от того же самого ISP – то есть ловящего тех же вирусов и червей,
что и основные узлы локальной сети. Можно ли использовать для этой цели
виртуальную машину? Конечно! Главное, надежно изолировать ее от корпоративной
сети.

Наибольшую проблему представляют виртуальные сетевые карты , через
которые гостевая операционная система легко доберется до основной. Все
виртуальные карты в обязательном порядке должны быть отключены! Но… если у нас
нет сети, как же тогда общаться с внешним миром и ловить трафик? Вариантов
много. Вот только один из них: ADSL-модем с USB-интерфейсом, подключенный к
виртуальной машине с выдернутой сетевой картой и заблокированными шарами.

Какую именно виртуальную машину следует использовать? VMware очень известна и
слишком дырява. Bochs невероятно медленно работает. Virtual PC – неплохой выбор,
но учитывая большое количество дыр в процессорах, его использование крайне
небезопасно. Реально остается только VirtualBox, XEN или QEMU, хотя первый из
них все еще достаточно сырой и до сих пор не отлаженный.

Зеркальный сервер

Вредоносная природа червей и вирусов вполне объяснима. Они как раз для этого
и писались. Увы, честное программное обеспечение зачастую наносит намного
больший урон. Взять хотя бы обновления безопасности или новые версии. Всем
администраторам хорошо известно, что их установка порой приводит к
трудноразрешимым конфликтам, потерям данных, а то и полному краху операционной
системы!

Аналогичным образом дела обстоят с кручением настроек, смысла которых
администратор до конца не понимает и действует методом тыка. Одно неверное
движение руки - и система отказывается загружаться, а чтобы поднять ее,
требуются знания и квалификация, вырабатываемые только в борьбе с вот такими
взлетами и падениями. По книжкам всего не выучишь… И здесь виртуальные машины –
незаменимы.

Просто устанавливаем систему со всеми приложениями и сервисными службами на
VMware/Virtual PC/VirtualBox/etc, и все новые заплатки, обновления, настройки, в
первую очередь, обкатываем на гостевой операционной системе, наблюдая за ее
реакцией. Если полет нормальный - переносим изменения на основную машину. Если
же нет - соображаем, что здесь не так, и где косяк.

Итого

Виртуальные машины открывают практически неограниченные возможности для
экспериментов. Главное - правильно ими воспользоваться, предусмотрев максимум
возможных побочных эффектов и разработав план по их устранению.

WWW

Виртуальные машины [Несколько компьютеров в одном] Гультяев Алексей Константинович

Системные требования

Системные требования

Минимальные требования, которым должны отвечать технические характеристики хост-компьютера, предназначенного для установки Virtual PC 2004, существенно зависят от номенклатуры гостевых ОС, устанавливаемых на виртуальные машины. Это и понятно - ведь гостевой ОС требуются практически те же ресурсы, которые использует ОС данного типа при работе в «реальном» режиме. Однако и для работы самого приложения Virtual PC необходимы определенные вычислительные ресурсы.

Процессор с архитектурой х86 (AMD Athlon/Duron, Intel Celeron, Intel Pentium II, Intel Pentium III, Intel Pentium 4), тактовой частотой не менее 400 МГц (рекомендуемая частота - 1 ГГц и выше) и кэшем второго уровня (L2 cache). Virtual PC поддерживает также процессоры AMD Opteron, но только при использовании 32-разрядной хостовой ОС. Возможен запуск Virtual PC в многопроцессорных системах, однако при этом будет все равно только один процессор.

Видеоадаптер Super VGA с разрешением не ниже 800?600.

В качестве хостовой ОС может использоваться Windows XP Professional, Windows 2000 Professional или Windows XP Tablet PC Edition.

Минимально необходимая емкость оперативной памяти и объем свободного пространства на жестком диске зависят от используемой хостовой ОС, соответствующие сведения приведены в табл. 2.1.

Таблица 2.1. Требования к емкости оперативной памяти и свободному пространству на жестком диске

Тип хостовой ОС Емкость ОП, Мбайт Дисковое пространство, Гбайт
Windows XP Professional 128 2
Windows 2000 Professional 96 2
Windows XP Tablet PC Edition 128 2

Для каждой из гостевых ОС следует учитывать ее собственные требования к емкости ОП и дисковому пространству (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Требования к емкости оперативной памяти и свободному пространству на жестком диске для гостевых ОС

Тип гостевой ОС Емкость ОП, Мбайт Дисковое пространство, Гбайт
Windows XP Professional 128 2
Windows XP Home Edition 128 2
Windows 2000 Professional 96 2
Windows NT Workstation 4,0, Service Pack 6 или выше 64 1
Windows Millennium Edition 96 2
Windows 98 64 0,5
Windows 95 32 0,5
MS-DOS 6.22 32 0,05
Windows XP Tablet PC Edition 128 2
OS/2 Warp 4 OS/2 Fixpack 15, OS/2 Warp Convenience Pack 1, and OS/2 Warp Convenience Pack 2 64 0,5

Если вы планируете запускать одновременно несколько ВМ с различными ОС то их требования к емкости ОП должны, разумеется, суммироваться.

Необходимая конфигурация хост-компьютера должна быть обеспечена до установки Virtual PC. Например, если планируется установить и качестве гостевых ОС Windows 2000 Professional и Windows 98, то для их совместной работы необходимо иметь 160 Мбайт оперативной памяти в дополнение к потребностям самого приложения Virtual PC и хостовой ОС.

Virtual PC поддерживает работу с двумя последовательными (СОМ) и одним параллельным (LPT) портами для каждой гостевой ОС. Работа с USB-устройствами в среде гостевой ОС невозможна. Тем не менее для гостевой ОС можно обеспечить доступ к сервисам, предоставляемым USB-устройством, подключенным к физическому порту хост-компьютера. Например, вы можете создавать в среде гостевой ОС разделяемую (общую) папку и копировать в нее файлы с накопителя Flash Drive, подключенного к USB-порту хост-компьютера.

Из книги Модель зрелости процессов разработки программного обеспечения автора Паулк Марк

Отнесенные к ПО системные требования Установленные для ПО системные требования обычно называются в СММ «установленными требованиями». Они представляют собой подгруппу системных требований, которые необходимо реализовать в программных компонентах системы.

Из книги Fedora 8 Руководство пользователя автора Колисниченко Денис Николаевич

1.1.1. Системные требования Fedora 8 можно установить на любой современный (и не очень) компьютер. Основное требование - это 256 Мбайт (можно и больше!) оперативной памяти и как минимум 3 Гбайт свободного места на жестком диске.Если у вас меньше 256 Мбайт оперативной памяти, то вы вес

Из книги Эффективное делопроизводство автора Пташинский Владимир Сергеевич

Системные требования Для пользования данной программой существуют следующие системные требования. ПК с процессором Intel Pentium 200 или выше. Операционная система Microsoft Windows XP/2000, Windows 98SE/ME (для работы с русским интерфейсом операционная система должна поддерживать

Из книги Windows Vista. Мультимедийный курс автора Мединов Олег

Системные требования Перед установкой необходимо ознакомиться со списком требований Windows Vista к оборудованию. Минимальная конфигурация аппаратных средств, необходимых для установки Windows Vista, следующая. Современный процессор Intel или AMD. Для комфортной работы

Из книги Установка и настройка Windows XP. Легкий старт автора Донцов Дмитрий

Системные требования (официальные) Рассмотрим, какое аппаратное обеспечение нужно иметь для работы системы Windows XP. Процессор с частотой не ниже 233 МГц (рекомендуется от 300 МГц и выше). 128 Мбайт оперативной памяти (при 64 Мбайт быстродействие может быть

Из книги Виртуальные машины [Несколько компьютеров в одном] автора Гультяев Алексей Константинович

Системные требования Минимальные требования, которым должны отвечать технические характеристики хост-компьютера, предназначенного для установки VMware, зависят от номенклатуры гостевых ОС для виртуальных машин.Для работы же собственно VMware Workstation необходимы следующие

Из книги Настройка Windows 7 своими руками. Как сделать, чтобы работать было легко и удобно автора Гладкий Алексей Анатольевич

Системные требования Для работы Parallels Workstation необходимы следующие вычислительные ресурсы:? процессор с архитектурой х86 (AMD Duron или Intel Pentium II) и тактовой частотой от 400 МГц (рекомендуемая частота - не менее 1,5 ГГц); если используемый процессор поддерживает режим

Из книги Самоучитель Skype. Бесплатная связь через Интернет автора Яковлева Е. С.

Системные требования Для успешной эксплуатации операционной системы Windows 7 компьютер должен отвечать следующим минимальным требованиям: Тактовая частота процессора – 1 ГГц. Он может быть как 32–разрядным (х86), так и 64–разрядным (х64). Объем оперативной памяти – 1 Гб

Из книги Бесплатные разговоры через Интернет автора Фрузоров Сергей

Системные требования Для успешной работы в программе Skype понадобятся следующие технические компоненты:? персональный компьютер с операционной системой Windows 2000 или XP (использование Windows 2000 требует установки DirectX 9.0 для видеоданных);? соединение с Интернетом

Из книги Первые шаги с Windows 7. Руководство для начинающих автора Колисниченко Денис Н.

Минимальные системные требования Radmin - довольно скромная программа, если речь идет о требованиях к аппаратной части компьютера. Ее можно запускать даже на машине с 386 процессором, имеющей 8 Мбайт оперативной памяти. Другими словами, если вы смогли установить на

Из книги Домашний компьютер автора Кравцов Роман

Системные требования при работе с VNC Как и Radmin, программа VNC предъявляет незначительные требования к компьютеру, на котором она работает:? нужно, чтобы на нем была установлена графическая карта, пригодная для работы в Windows (драйверы старых графических карт имели

Из книги Firebird РУКОВОДСТВО РАЗРАБОТЧИКА БАЗ ДАННЫХ автора Борри Хелен

2.2. Системные требования Когда появилась Windows Vista, ее часто ругали за слишком высокие системные требования. Так оно и было. Вспоминаю по себе: тогда у меня был компьютер с 768 Мбайт оперативной памяти. Я все же установил на него Vista, но производительность оставляла желать

Из книги Установка, настройка и восстановление Windows 7 на 100% автора Ватаманюк Александр Иванович

Системные требования к компьютеру Каждое программное обеспечение предъявляет свои требования к оборудованию, обеспечивающему его нормальную работу. Можно, конечно, ухитриться использовать компьютеры и с более скромными возможностями, но в этом случае вы лишь

Из книги автора

Системные требования Если у вас, к примеру, кассетный видеомагнитофон, вы никогда не купите к нему DVD диск, потому что знаете – магнитофон ваш «питается» только кассетами и диски попросту не «переваривает». Точно так же дело обстоит и с играми для вашего компьютера.

Из книги автора

Системные требования Память на сервере (все платформы) Оценка памяти сервера включает множество факторов.* Работа сервера Firebird. Сервер Firebird осуществляет эффективное использование ресурсов сервера. Суперсервер (Superserver) после старта использует приблизительно 2 Мбайта

Из книги автора

1.4. Системные требования Как и любой другой программный продукт, операционная система Windows 7 для своей установки и безотказной работы выдвигает определенные требования к мощности компьютера. В табл. 1.2 приведен список требований к системным ресурсам.Таблица 1.2. Системные

Если планируется использовать системы хранения данных с интерфейсом iSCSI – крайне рекомендуется выделить для работы iSCSI отдельный сетевой интерфейс, а то и два – для работы MPIO. Если LUN’ы будут монтироваться в хостовой ОС – то нужно просто оставить один или два интерфейса не привязанными к виртуальным сетям. Если же iSCSI-инициаторы будут работать внутри виртуальных машин – для них нужно создать одну или две отдельных виртуальных сети, которые будут использоваться исключительно для трафика iSCSI.
VLAN-тегирование
VLAN-тегирование (IEEE 802.1q) означает «маркировку» сетевых пакетов специальным маркером (тегом), благодаря которому пакет может быть ассоциирован с определенной виртуальной сетью (VLAN). При этом хосты, принадлежащие к разным VLAN, будут находиться в разных широковещательных доменах, хотя и подключаться физически к одному и тому же оборудованию. Виртуальные сетевые адаптеры в Hyper-V так же поддерживают тегирование VLAN. Для этого нужно зайти в свойства виртуального адаптера в настройках виртуальной машины и прописать там соответствующий VLAN ID.
Активное оборудование
До сих пор мы говорили о сетевых интерфейсах и виртуальных сетевых адаптерах в пределах хоста. Но необходимо так же учитывать и пропускную способность активного оборудования – к примеру, коммутаторов, к которым наши хосты будут подключаться. Простой пример: если имеется 8-портовый коммутатор 1Gbps, и каждый из портов утилизирует весь 1Gbps пропускной способности – то 1Gbps-аплинк физически не сможет пропускать такие объемы трафика, что приведет к падению производительности. Особенно это приходится учитывать при использовании iSCSI – нагрузки там могут быть высоки, а задержки пакетов могут быть достаточно критичны для производительности. Поэтому при использовании iSCSI крайне рекомендуется пускать iSCSI-трафик через отдельные коммутаторы. Теперь перейдем к рекомендациям по ОС хоста. Как известно, ОС Windows Server 2008 R2 может быть установлена в двух разных режимах: Full и Server Core. С точки зрения работы гипервизора эти режимы ничем не отличаются. Хотя режим Server Core на первый взгляд кажется сложнее (особенно для малоопытных администраторов), рекомендуется использовать именно этот режим. Установка ОС в режиме Server Core имеет следующие преимущества по сравнению с полной установкой:
  • Меньший объем обновлений
  • Меньшая поверхность атаки для потенциальных злоумышленников
  • Меньшая нагрузка на процессор и память в родительской партиции
Запуск других приложений в хостовой ОС
Запуск в гостевой ОС сторонних (не имеющих отношения к Hyper-V) приложений, а так же установка других серверных ролей помимо Hyper-V может привести к сильному падению производительности, а так же к снижению стабильности. Дело в том, что из-за особенностей архитектуры Hyper-V, все взаимодействие виртуальных машин с устройствами проходит через родительскую партицию. Поэтому высокие нагрузки или «падение в синий экран» в родительской партиции обязательно приведут к падению производительности или просто к «падению» всех запущенных виртуальных машин. Сюда же можно (и нужно) отнести антивирусное ПО. Нужно ли оно вообще на хосте, который не будет заниматься ничем, кроме, собственно, виртуализации – это, конечно, тот еще вопрос. Тем не менее, если антивирус все же установлен – первое, что необходимо сделать – исключить из списка проверки все папки, где могут находиться файлы виртуальных машин. В противном случае, при сканировании может замедлиться производительность, а если в каком-нибудь VHD-файле обнаружится что-то похожее на вирус – то при попытке лечения антивирусный пакет может испортить сам VHD. Подобные случаи наблюдались и с базами MS Exchange, и потому первая рекомендация – не ставить вообще на серверах Exchange файловые антивирусы, а если и ставить – то добавить папки с базами в исключения. Шаги, которые необходимы предпринять для повышения производительности самих виртуальных машин – зависят от приложений, которые будут на них выполняться. У Microsoft имеются рекомендации (best practices) для каждого из приложений – Exchange, SQL Server, IIS, и других. Аналогичные рекомендации существуют для ПО других вендоров. Здесь я дам лишь общие рекомендации, не зависящие от конкретного ПО.
Здесь будет рассказано, почему нужно устанавливать Integration Services в гостевой ОС, как упростить развертывание новых виртуальных машин с помощью библиотеки VHD, и как поддерживать эти VHD в актуальном состоянии с выпуском новых патчей.
Сервисы интеграции
Сервисы интеграции – это набор драйверов, работающих внутри гостевой ОС. Они должны быть установлены сразу после установки ОС. На данный момент список поддерживаемых ОС следующий:
  • Windows 2000 Server SP4
  • Windows Server 2003 SP2
  • Windows Server 2008
  • Windows XP SP2, SP3
  • Windows Vista SP1
  • SUSE Linux Enterprise Server 10 SP3 / 11
  • Red Hat Enterprise Linux 5.2 – 5.5
ОС Windows 7 и Windows Server 2008 R2 содержат сервисы интеграции в инсталляционном пакете, поэтому на эти ОС их не нужно устанавливать дополнительно.
Установка интеграционных сервисов позволяет использовать синтетические устройства, имеющие более высокую производительность по сравнению с эмулируемых. Подробнее о разнице между эмулируемыми и синтетическими устройствами – в моей статье об архитектуре Hyper-V.
Вот список драйверов, входящих в Integration Services:
  • IDE-контроллер – заменяет собой эмулируемый IDE-контроллер, что повышает скорость доступа к дискам
  • SCSI-контроллер – является полностью синтетическим устройством и требует для работы обязательной установки интеграционных сервисов. К каждому SCSI-контроллеру можно подключить до 64 дисков, самих контроллеров может быть до 4 на каждую виртуальную машину.
  • Сетевой адаптер – имеет более высокую производительность, чем эмулируемый (Legacy Network Adapter), и поддерживает особые функции, такие, как VMQ.
  • Видео и мышь – повышают удобство управления виртуальной машиной через ее консоль.
Помимо перечисленных драйверов, при установке сервисов интеграции поддерживаются следующие функции:
  • Operating System Shutdown – возможность корректного завершения работы гостевой ОС без логина в нее. Аналогично нажатию кнопки Power на корпусе ATX.
  • Time Synchronization – ясно из названия – синхронизация системного времени между хостовой и гостевой ОС.
  • Data Exchange – обмен ключами реестра между гостевой и хостовой ОС. Таким образом, к примеру, гостевая ОС может определить имя хоста, на котором она запущена. Эта возможность доступна только для гостевых ОС семейства MS Windows.
  • Heartbeat – специальный сервис, периодически отправляющий специальные сигналы, означающие, что с виртуальной машиной все в порядке. Если гостевая ОС по какой-то причине, например, зависнет – она перестанет отправлять Heartbeat, и это может служить сигналом, к примеру, для автоматической перезагрузки.
  • Online Backup – представляет из себя VSS Writer, позволяющий в любой момент получить консистентную резервную копию данных виртуальной машины. При запуске резервного копирования через VSS приложения, запущенные на виртуальной машине автоматически сбрасывают данные на диск, и потому бэкап получается консистентным.
Для установки интеграционных сервисов в ОС Windows нужно выбрать Action – Integration Services Setup . При этом к виртуальной машине автоматически подмонтируется ISO-образ с файлами установки, и запустится процесс инсталляции. Если в гостевой системе отключен запуск Autorun, то процесс инсталляции придется запустить вручную.
Интеграционные компоненты для Linux не включены в дистрибутив Windows Server – их необходимо загрузить с сайта Microsoft.
Sysprep: создаем мастер-образ
Если у вас имеется достаточно большая инфраструктура, и вам приходится часто создавать новые виртуальные машины и устанавливать на них ОС –набор готовых «мастер-образов» виртуальных жестких дисков поможет сильно сэкономить время. Такой «мастер-образ», хранящийся в виде VHD-файла, можно скопировать, а затем создать новую виртуальную машину с использованием VHD в качестве жесткого диска. При этом на нем уже будет установлена ОС и некоторый необходимый набор ПО (в частности – сервисы интеграции).
Для создания такого мастер-образа необходимо:
  1. Создать новую виртуальную машину
  2. Произвести установку ОС, сервисов интеграции, всех доступных обновлений системы и дополнительного ПО, если таковое необходимо
  3. Подготовить установленную ОС с помощью утилиты Sysprep, которая удалит информацию о пользователе, ключе продукта и уникальный идентификатор (SID).
При первой загрузке виртуальной машины с такого образа запустится процедура, именуемая «mini-setup». При этом будет предложено заново ввести имя компьютера, пароль администратора, и некоторые другие данные.
Оффлайн-установка обновлений
Мы создали мастер-образ, и он будет храниться у нас в течение длительного времени. И все бы ничего, но есть одна небольшая проблема: периодически выходят обновления системы, и при развертывании виртуальной машины с мастер-образа придется установить все обновления, вышедшие с момента создания мастер-образа. Если образ был создан, скажем, год или два тому назад – объем обновлений может быть достаточно большим. Кроме того, сразу после подключения к сети ОС без последних обновлений подвержена всевозможным угрозам безопасности, в том числе – и вирусам. Есть прекрасный инструмент, позволяющий устанавливать обновления прямо на мастер-образы виртуальных машин – он называется «Offline Virtual Machine Servicing Tool». Для его использования необходимо развернуть System Center Virtual Machine Manager (SCVMM), а так же иметь развернутый сервер WSUS или SCCM, откуда, собственно говоря, обновления и будут подтягиваться. Принцип его действия следующий:
  1. Виртуальная машина разворачивается на специальном, выбираемом с помощью SCVMM, хосте – так называемый maintenance host.
  2. Виртуальная машина запускается, и на ней производится установка всех необходимых обновлений.
  3. Виртуальная машина останавливается, и VHD-файл возвращается в библиотеку уже с установленными обновлениями.
Offline Virtual Machine Servicing Tool распространяется бесплатно. Чтобы больше узнать об этом инструменте и скачать его – можно зайти на официальный сайт:

Чтобы не подвергать ОС, установленную на компьютере, риску, но иметь возможность исследовать как различное ПО, так и функционал любой другой ОС, на рынке софта существует специальный тип программ для создания виртуальных компьютеров. Такие программы создают виртуальную среду с эмуляцией аппаратного компьютера. И на этот эмулятор можно устанавливать такую же виртуальную ОС. Самой известной такой программой является VirtualBox от американского разработчика Oracle .

1. Особенности программы

Бесплатность, функциональность, кроссплатформенность, русификация, интуитивно-понятный интерфейс, простота и понятность программных процессов и настроек, пошаговый матер создания виртуальных компьютеров – вот главные преимущества VirtualBox, благодаря которым она серьезно обыгрывает своих конкурентов.

Так, один из главных конкурентов — программа VMware Workstation – это платный коммерческий софт. Бесплатно можно использовать только VMware Player – это сильно урезанная по функционалу версия программы Workstation. В то время как VirtualBox бесплатно предоставляет полноценный функционал. Плюс к этому – VirtualBox существует в версиях для установки не только на ОС Windows и Linux, как VMware Workstation, но также первую можно установить и на ОС Mac OS X, и на Solaris.

Да и возможности регулировки видеопамяти, как у VirtualBox, у VMware Workstation нет.

У обеих этих программ также есть общий конкурент от компании Microsoft — Hyper-V, который входит в состав некоторых версий Windows. И, естественно, работать с ним можно только в рамках изучения вездесущей ОС Windows. Ни Linux, ни Mac OS X программа не поддерживает.

У VirtualBox самый богатый выбор систем, которые можно устанавливать в качестве виртуальной ОС – это большинство версий Windows, Linux, Mac OS X и Solaris, включая как 32-битную разрядность, так и 64-битную. Некоторые даже умудряются с помощью VirtualBox создать Андроид-эмулятор.

Как видите, если вы твердо решили стать на путь экспериментов с виртуальной компьютерной средой, VirtualBox идеальный для этого инструмент.

2. Минимальные системные требования

Что касается установки VirtualBox не в режиме активного виртуального компьютера, здесь программа не требовательна к аппаратным ресурсам – для установки программы необходим самый минимум:
— 512 Mб оперативной памяти,
— 200 Mб места на жестком диске для инсталляции,
— процессор с частотой, согласно требованиям самой ОС, например в случае с Windows ХР это Pentium не менее 300 МГц или его аналог от AMD.

Но, повторимся, это системные требования сугубо для установки VirtualBox на физическую (основную) ОС. Для режима активного виртуального компьютера потребуется гораздо больше системных ресурсов, и конкретные требования будут уже определяться той самой виртуальной (гостевой) ОС.

VirtualBox создает виртуальный компьютер на базе аппаратных характеристик физического ПК, часть которых автоматически эмулируется в виртуальный компьютер – например, процессор, видеокарта, CD/DVD-привод, USB-порты. А часть – оперативная память и занимаемое дисковое пространство – эмулируются согласно настройкам, которые вы устанавливаете в процессе создания виртуального компьютера программой. Некоторые аппаратные характеристики виртуального компьютера в дальнейшем можно менять, задавая им меньшие граничные параметры, которые VirtualBox имеет право задействовать. Ведь виртуальный компьютер в работающем состоянии мощь процессора, видеокарты, оперативной памяти будет заимствовать как раз таки у физического ПК.

Какую часть оперативной памяти и дискового пространства можно отдать виртуальному компьютеру при его создании программой VirtualBox?

Виртуальной ОС рекомендуется отдавать не больше половины имеющегося объема оперативной памяти на физическом ПК. Но и для работы виртуальной ОС может потребоваться минимум от 512 Мб до 1 Гб оперативной памяти. Например, для более-менее нормального функционирования виртуальной Windows ХР или Linux потребуется минимум в 512 Мб оперативной памяти.

А для установки на виртуальный компьютер ОС Windows 7 или 8 (8.1) минимальным показателем оперативной памяти будет 1 Гб.

Место на жестком диске компьютера виртуальная ОС будет занимать постоянно в виде файла формата программы. И если лишних 4-5 Гб минимума для Windows ХР или Linux без проблем наверняка найдется у многих, то о 20-25 Гб для полноценной работы ОС Windows 7 или 8 (8.1) например, владельцам старых сборок ПК с винчестером на каких-то 160 Гб придется позаботиться заранее, распрощавшись с давно не используемым файловым хламом.

3. Как бесплатно скачать программу

На официальном сайте разработчика инсталлятор программы VirtualBox в актуальной версии 4.3.8 можно скачать абсолютно бесплатно.

4. Как установить программу

Для установки программы достаточно скачанный инсталлятор запустить из загрузок браузера. VirtualBox инсталлируется стандартно, правда на английском языке. Не стоит переживать, если этот язык вам не знаком: что от вас и потребуется, так это нажать пару раз «Next » — т.е. «Далее ».

Тем более, что все активные компоненты, с которыми устанавливается VirtualBox, будут нужны для полноценной ее работы.

Единственное, что в процессе установки программы на пару минут пропадет соединение с локальной сетью. Это требуется для установки сетевых драйверов, чтобы на виртуальном компьютере работал Интернет. Впрочем, VirtualBox об этом выдаст соответствующее уведомление, правда на английском языке.

Не стоит беспокоиться об этом, можно смело жать команду установки – «Install ».

ОС Windows 7 и 8 (8.1) недоверчивы изначально к стороннему софту, потому постоянно просят то прав администратора, то разрешения доверять какому-то разработчику, то на установку отдельных компонентов дай им разрешение. Потому если при установке дополнительно понадобится подтвердить установку компонентов VirtualBox — USB Support (поддержка USB-портов) или VirtualBox Networking (поддержка сети), такое подтверждение, естественно, необходимо дать.

После этого программа завершит процесс установки, и если не снять галочку с автоматического запуска, сразу же после нажатия кнопки завершения – «Finish » — VirtualBox предстанет перед вами во всей своей красе, причем уже с русскоязычным интерфейсом.

Все – процесс установки самой программы завершен. Но впереди – создание виртуального компьютера и установка на него выбранной вами виртуальной ОС.

5. Создание виртуального компьютера

При создании виртуального компьютера с помощью VirtualBox нельзя ошибиться: после установки в главном окне программы будет виднеться единственная активная кнопка – «Создать », собственно, куда и нужно нажать. В появившемся окне необходимо виртуальному компьютеру задать название, выбрать ОС и ее конкретную версию.

Жмите «Next ».

В следующем окне настройки VirtualBox нужно выставить значение оперативной памяти, которое вы отдаете во временное пользование виртуальному компьютеру, когда тот будет активен – собственно, о чем было сказано выше. С помощью ползунка выставьте нужное значение или введите точную цифру оперативной памяти в поле рядышком.

Не выходите на красную линию – это будет передачей виртуальному компьютеру половины аппаратных мощностей реального компьютера, и в случаях с маломощными машинами может не хватить производительности на работу основной ОС, не говоря уже о виртуальных средах. Минимальные рекомендации самой же VirtualBox слишком малы для полноценной работы, потому, как упоминалось выше, не стоит выделять для работы менее ресурсоемких ОС меньше 512 Мб, а для более ресурсоемких – меньше 1 Гб оперативной памяти.

Жмите «Next ».

«Выберите жесткий диск » — именно это и нужно сделать в следующем окне настройки VirtualBox. И здесь для большинства будет целесообразно оставить пункт по умолчанию – «Создать новый виртуальный жесткий диск ».

Жмите «Создать ».

Появится следующее окно с несколькими форматами файлов хранения виртуального жесткого диска, с которыми умеет работать VirtualBox. Необходимо оставить пункт по умолчанию – «VDI ».

Жмите «Next ».

С типом виртуального жесткого диска – следующего окна настроек VirtualBox — лучше поступить так же, как и выше – оставить пункт по умолчанию.

Фиксированный жесткий диск виртуального компьютера будет более расторопным в работе.

Жмите «Next ».

В следующем окне VirtualBox предложит задать имя виртуальному жесткому диску. Это не столь важно, потому можно оставить название по умолчанию, взятое с имени самого виртуального компьютера. Куда более важнее назначить папку для хранения файла виртуального жесткого диска и грамотно определить его объем.

О минимальном объеме виртуального жесткого диска речь шла выше, отметим только, что здесь нужно исходить сугубо из имеющегося места на физическом жестком диске. Плюс к этому, нужно учитывать, что кроме установки самой виртуальной ОС определенное место займут различные служебные среды и, собственно, тестируемые программы.

По умолчанию папка хранения файла виртуального жесткого диска прописывается на системном диске физического ПК, где у многих может и не быть места для «увесистых» Windows 7 и 8 (8.1). Да и зачем захламлять системный диск? Лучше выбрать место хранения на несистемном диске. Нажмите значок в виде папки и укажите место хранения.

Жмите «Создать ».

Подождите, пока VirtualBox создаст виртуальный компьютер. После этого в левой части главного окна программы появится его название с пометкой «Выключен », а в правой части окна можно увидеть основные аппаратные параметры.

6. Установка операционной системы на виртуальный компьютер

Необходимо заранее подготовить образ установочного диска с выбранной операционной системой или вставить загрузочный диск в CD/DVD-привод физического ПК.

В главном окне VirtualBox запустите созданный виртуальный компьютер с помощью кнопки «Запустить ». Затем в автоматически появившемся окне выбора съемного носителя для загрузки выберите либо образ установочного диска с ОС, либо назначьте загрузочный диск, находящийся в CD/DVD приводе. Для этого нажмите значок обзора в виде папки.

Устанавливая впервые доселе незнакомую ОС, просто следуйте инструкциям установщика.

Помогла ли Вам данная статья?

Консоль диспетчера Hyper-V позволяет выполнять различные действия по управлению виртуальными машинами. В данном разделе кратко описаны три действия:

  • Экспорт и импорт виртуальных машин
  • Работа с моментальными снимками
  • Работа с динамической миграцией (новая функция Hyper-V R2)

Экспорт и импорт виртуальных машин

Консоль диспетчера Hyper-V позволяет экспортировать виртуальную машину с одного сервера Hyper-V для последующего импорта на другой сервер Hyper-V. Эта функциональность позволяет выполнять миграцию виртуальной машины с одного главного компьютера на другой с помощью технологии динамической миграции.

Процесс экспорта виртуальной машины с одного сервера Hyper-V и импорта на другой сервер выполняется в два этапа:

  1. Экспорт виртуальной машины с первого сервера Hyper-V в виде коллекции экспортированных файлов и папок
  2. Импорт экспортированных файлов и папок в целевой сервер Hyper-V.

Ниже кратко описаны действия по экспорту виртуальной машины.

  1. Вначале завершите работу виртуальной машины, которую требуется переместить. Чтобы завершить работу виртуальной машины, выберите виртуальную машину в консоли диспетчера Hyper-V, а затем щелкните команду «Завершить работу» на панели «Действия».
  2. Определите расположение, в которое будет экспортирована виртуальная машина. Расположение экспорта может иметь следующие значения:
    • Временная папка на внешнем жестком диске для переноса файлов экспортированной виртуальной машины с первого сервера Hyper-V на целевой сервер.
    • Общая папка на сетевом файловом сервере для временного хранения файлов экспортированной виртуальной машины до перемещения на целевой сервер.
    • Общая папка на целевом сервере, которая представляет собой итоговое расположение миграции виртуальной машины.
  3. Выберите экспортируемую виртуальную машину и щелкните команду «Экспорт» на панели «Действия». В открывшемся окне «Экспорт виртуальной машины» введите путь к расположению экспорта или выберите его. Если целевая папка является общей сетевой папкой, укажите для нее путь UNC.
  4. Нажмите кнопку «Экспорт» для запуска экспорта.

После завершения экспорта в расположении будут представлены следующие файлы и папки:

  • Confix.xml XML-файл, содержащий сведения о исходных расположениях всех виртуальных жестких дисков, настроенных для экспортированной виртуальной машины.
  • Virtual Machines Папка, содержащая файл экспорта с именем .exp. Этот файл содержит сведения об экспортированной виртуальной машине и преобразуется в XML-файл конфигурации в ходе импорта.
  • Virtual Hard Disks Папка, содержащая виртуальные жесткие диски (VHD-файлы) для экспортированной виртуальной машины.
  • Snapshots Папка, содержащая сведения о моментальных снимках виртуальной машины, в т. ч. файлы разностных дисков моментальных снимков (AVHD-файлы) и файлы сведений о состоянии этих снимков (файлы VSV и BIN).

После экспорта виртуальной машины и копирования файлов и папок в целевое расположение на сервере можно импортировать их и таким образом воссоздать виртуальную машину на целевом сервере.

При выполнении импорта необходимо понимать следующие аспекты. Во-первых, импорт возможен только для виртуальных машин, экспортированных с другого сервера Hyper-V. Импорт виртуальных машин из Virtual Server 2005 или Virtual PC невозможен. Все три продукта виртуализации серверов (Hyper-V, Virtual Server и Virtual PC) используют один формат файлов виртуального жесткого диска VHD, но сведения о конфигурации виртуальных машин хранятся по-разному. Кроме того, они также имеют другие несовместимые функции.

Во-вторых, процесс импорта экспортированной виртуальной машины можно выполнить только один раз. Это связано с тем, что в ходе импорта EXP-файлы экспорта преобразуются в XML-файлы конфигурации. Кроме того, если процесс импорта завершается с ошибкой или выполняется некорректно (например, если экспортированные файлы импортируются в неверное расположение), то единственным способом восстановления будет удаление виртуальной машины, перемещение VHD-файлов в верное расположение и повторное создание виртуальной машины с использованием тех же параметров.

Ниже кратко описаны действия по импорту экспортированных файлов и папок виртуальной машины.

  1. Убедитесь в том, что экспортированные файлы и папки находятся в корректных расположениях на целевом сервере.
  2. Подключитесь к целевому серверу в консоли диспетчера Hyper-V, а затем щелкните команду «Импорт виртуальной машины» на панели «Действия».
  3. В открывшемся окне «Импорт виртуальной машины» введите путь к расположению экспортированных файлов и папок или выберите его.
  4. Нажмите кнопку «Импорт» для запуска импорта.

После импорта виртуальной машины попытайтесь запустить ее и убедитесь в том, что она работает корректно.

Работа с моментальными снимками

Моментальный снимок является отображением состояния и параметров виртуальной машины на определенный момент времени. Hyper-V позволяет записывать моментальные снимки виртуальных машин и возвращать машины в предыдущее состояние. Например, можно установить гостевую ОС на виртуальной машине, создать моментальный снимок, выполнить изменения конфигурации системы, а затем вернуть систему к моментальному снимку и отменить все изменения.

Моментальные снимки можно делать при запущенной, сохраненной или завершенной виртуальной машине. Создание снимков приостановленной виртуальной машины невозможно. Пользователь может сделать несколько моментальных снимков виртуальной машины для создания дерева снимков - последовательности снимков, сделанных в различное время. Управление этим деревом осуществляется путем удаления отдельных снимков или всего подчиненного дерева. Чтобы вернуться к одному из снимков дерева, примените его к виртуальной машине.

Моментальные снимки особенно полезны при тестировании и разработке продукта. Например, можно установить разрабатываемое приложение на виртуальную машину, создать моментальный снимок и начать работу с приложением. Если оно аварийно завершит работу, можно вернуться к снимку и попытаться воспроизвести действия, приведшие к аварийному завершению, что позволяет устранить причину ошибки.

Примечание Моментальные снимки обычно не используются в рабочем режиме, так как они не заменяют собой соответствующие процессы резервного копирования и восстановления. Например, несмотря на то, что запуск контроллеров домена на виртуальных машинах поддерживается Hyper-V, создание снимков контроллеров и их последующее применение может вызвать проблемы репликации и поэтому не рекомендуется в рабочей среде.

Консоль диспетчера Hyper-V позволяет создавать моментальные снимки виртуальных машин. Для этого выберите виртуальную машину на панели «Виртуальные машины» и щелкните элемент «Моментальный снимок» на панели «Действия». Как показано на рисунке 2-17, после создания нового снимка его значок отображается на панели «Моментальные снимки» в центре консоли. Имя нового моментального снимка содержит имя виртуальной машины, для которой он сделан, а также дату и время снимка.

Рисунок 2-17 . Моментальные снимки виртуальной машины.

Как показано на рисунке 2-17, при создании снимка виртуальной машины на панели «Моментальные снимки» отображается зеленая стрелка с надписью «Сейчас». Эта стрелка указывает на текущую конфигурацию виртуальной машины.

Для создания снимков виртуальной машины также можно использовать средство подключения к виртуальной машине. Это можно сделать двумя способами:

  • Выберите команду «Моментальный снимок» из меню «Действие».
  • Щелкните значок «Моментальный снимок» на панели инструментов.

При создании моментального снимка с помощью средства подключения к виртуальной машине отображается диалоговое окно «Имя моментального снимка» с запросом на ввод понятного имени нового снимка.

Все файлы моментальных снимков по умолчанию сохраняются в следующей папке сервера Hyper-V.

%SystemRoot%\ProgramData\Microsoft\Windows\HyperV\Snapshots

Это расположение можно изменить отдельно для каждой виртуальной машины путем настройки ее параметров.

При создании моментального снимка машины будут созданы файлы следующих типов:

  • XML-файл конфигурации виртуальной машины
  • VSV-файлы сохраненного состояния виртуальной машины
  • BIN-файлы содержимого памяти виртуальной машины
  • AVHD-файлы разностного диска для моментального снимка

Как показано на рисунке 2-17, при выборе снимка в области «Моментальные снимки» на панели «Действия» отображаются различные действия, которые можно выполнить с этим снимком. Эти действия описаны ниже.

  • Применить Это действие позволяет скопировать состояние виртуальной машины из выбранного снимка в активную виртуальную машину. При этом виртуальная машина возвращается к состоянию, описанному в выбранном снимке. При выборе этого действия все несохраненные данные в активной виртуальной машине будут потеряны. В связи с этим перед применением состояния в снимке выводится запрос на создание нового моментального снимка текущего состояния виртуальной машины.
  • Переименовать Эта команда позволяет изменить описательное имя выбранного снимка.
  • Удалить снимок Эта команда позволяет удалить только файлы, связанные с выбранным снимком. Файлы других снимков не будут удалены. После удаления снимка возврат к описанному в нем состоянию будет невозможным. Текущее состояние активной виртуальной машины при этом не изменяется.
  • Удалить дерево снимков Это действие позволяет удалить выбранный моментальный снимок и все снимки, иерархически подчиненные ему. Текущее состояние активной виртуальной машины при этом не изменяется.

Примечание Моментальные снимки доступны только для чтения. Единственными параметрами снимка являются его имя и присоединенное описание.

При выборе виртуальной машины на панели «Виртуальные машины» на панели «Действия» отобразятся следующие задачи:

  • Моментальный снимок Это действие позволяет сделать еще один моментальный снимок виртуальной машины.
  • Вернуть Это действие позволяет применить предыдущий моментальный снимок, расположенный сразу под зеленой стрелкой «Сейчас» на панели «Моментальные снимки».

Совет При удалении всего дерева снимков к запущенной виртуальной машине будет применен последний снимок. Чтобы получить первоначальную конфигурацию виртуальной машины, необходимо делать первый моментальный снимок после ее настройки, но до внесения изменений для тестирования конфигурации. Это позволяет применить первый (исходный) снимок перед удалением дерева моментальных снимков, чтобы вернуть конфигурацию виртуальной машины к исходному состоянию.

На производительность виртуальных машин влияет не только настройка физического сервера, но и параметры настройки самой виртуальной машины. В следующих разделах приводятся рекомендации, которые необходимо учитывать при настройке виртуальных машин в Hyper-V.

Измените расположения файлов виртуального жесткого диска и конфигурации компьютера по умолчанию

Измените расположения по умолчанию, в которых хранятся файлы виртуальных жестких дисков и конфигурации виртуальной машины. Эти файлы по умолчанию хранятся на диске с установленной ОС. Для лучшей производительности их по возможности следует переместить на другой диск в сети хранения SAN. Если средства хранения SAN не настроены, используйте другой внутренний отказоустойчивый диск или диски, не поддерживающие ОС, которые можно целиком выделить для хранения данных виртуальной машины.

Установите службы интеграции

Первой (и, вероятно, наиболее важной) рекомендацией для виртуальных машин является немедленная установка служб интеграции Hyper-V, если ОС виртуальной машины поддерживается. После этого следует при необходимости обновить службы интеграции.

Удалите дополнения виртуальной машины и выполните сжатие виртуальных жестких дисков

При миграции виртуальных машин с Virtual PC или Virtual Server 2005 R2 следует удалить дополнения виртуальных машин и сжать виртуальных жесткий диск перед перемещением диска на сервер Hyper-V.

Настройте оптимальную производительность дисплея

Для оптимального отображения в виртуальной машине убедитесь в том, что интерфейс дисплея настроен на значение «Максимальная производительность», чтобы аппаратное ускорение имело значение «Полное».

Настройте фиксированные виртуальные жесткие диски

Настраивайте фиксированные виртуальные жесткие диски вместо динамически расширяющихся дисков. Это позволяет повысить производительность, свести к минимуму вероятность фрагментации, а также облегчает управление пространством на физическом диске. Перед созданием нового виртуального жесткого диска следует выполнять на нем дефрагментацию.

Используйте виртуальные адаптеры SCSI для дисков данных

Виртуальная машина Hyper-V должна загружаться с виртуального контроллера IDE, но после этого для подключения дополнительных виртуальных жестких дисков можно использовать виртуальные адаптеры SCSI.Несмотря на то, что отличия виртуального контроллера IDE и виртуального контроллера SCSI в Hyper-V минимальны (при установленных службах интеграции), к виртуальному контроллеру SCSI можно подключить больше виртуальных жестких дисков большего размера (4 контроллера с 64 виртуальными дисками, что составляет 256 дисков на машину). Таким образом, чтобы использовать больше четырех виртуальных дисков на машину, используйте контроллер SCSI.

Выделяйте ресурсы ЦП в зависимости от предполагаемого использования

Чтобы обеспечить достаточное количество ресурсов ЦП на физическом сервере, следует определить производительность виртуальной машины при обработке соответствующих рабочих нагрузок. По умолчанию сервер Hyper-V обрабатывает все виртуальные машины одинаковым образом. Такой подход на практике может быть нерациональным решением. При выделении ресурсов ЦП физической машины важно не превысить лимит, выделяя больше ресурсов физической машины, чем имеется в наличии. Следующая версия System Center Virtual Machine Manager (SCVMM 2008) будет играть ключевую роль в мониторинге производительности виртуальной машины.

На следующем рисунке показаны параметры конфигурации процессора для виртуальной машины:


Параметры конфигурации процессора на предыдущем рисунке описаны ниже:

  • Резерв для виртуальных машин Доля логического ЦП, которая выделяется для работы виртуальной машины. По мере запуска виртуальных машин доступная на сервере Hyper-V мощность сокращается
  • Ограничение для виртуальных машин Доля загрузки логического ЦП, которую не может превышать запущенная виртуальная машина.
  • Относительный вес Определяет распределение ЦП при конфликте запущенных виртуальных машин. Чем больше число, тем больше мощности выделено виртуальной машине. Относительный вес может иметь значение от 1 до 10 000.
  • Выполнить перенос на физический компьютер с другой версией процессора Этот параметр введен в Hyper-V R2 и позволяет включить или отключить режим совместимости процессора. Дополнительные сведения см. ниже во врезке «Принцип работы: режим совместимости процессора».
  • Запустить более старую операционную систему, например Windows NT Сокращает уязвимость некоторых операционных систем к высоким значениям CPUID. Неожиданно высокие значения CPUID могут служить причиной аварийного завершения работы. В исходной версии Hyper-V этот параметр назывался «Ограничить функциональность процессора».

Попробуйте использовать транзитные диски

При создании виртуальной машины рекомендуется использовать виртуальные жесткие диски, но в некоторых случаях более оптимальным будет использование транзитных дисков. Производительность при использовании транзитных дисков немного выше производительности виртуального жесткого диска VHD. Транзитные диски сохраняют буквы и позволяют настраивать диски размером больше 2 ТБ (если это поддерживается внешней системой хранения). В то же время для применения транзитных дисков необходимо переместить файлы конфигурации виртуальной машины на другой жесткий диск или сетевой ресурс. Кроме того, транзитные диски не поддерживают моментальные снимки и не являются переносимыми, как VHD-файлы.

Обеспечьте высокую доступность общего файлового ресурса

Если для хранения данных конфигурации виртуальной машины используется общий файловый ресурс, рекомендуется обеспечить его высокую доступность (например, разместить его в отказоустойчивом кластере). Кроме того, необходимо изменить параметры безопасности файлового ресурса и разрешить серверу Hyper-V (всем его узлам, если он находится в отказоустойчивом кластере) доступ на запись.

Оптимизируйте производительность контроллеров домена

Hyper-V поддерживает контроллеры домена. При их использовании следует выполнять приведенные ниже рекомендации.

  • Никогда не сохраняйте состояние в контроллере домена, так как это может вызвать ошибки его синхронизации.
  • Никогда не приостанавливайте виртуальную машину контроллера домена на долгое время, так как это может отрицательно повлиять на репликацию.
  • Всегда завершайте работу контроллера домена.
  • Не создавайте моментальные снимки контроллера домена.
  • Примите решение по синхронизации времени. Суть его заключается в необходимости использования служб интеграции Hyper-V для синхронизации. Если виртуализованные контроллеры домена обрабатываются как аппаратные контроллеры, отключите синхронизацию времени в параметрах для каждой виртуальной машины и укажите внешний источник времени для эмулятора PDC. После этого разрешите всем остальным контроллерам домена синхронизацию с эмулятором PDC. Если принято решение о синхронизации с родительским разделом, включите синхронизацию времени только для контроллера с ролью FSMO эмулятора PDC.

- Отдел CSS Global Technical Readiness (GTR)