Институт этнологии и антропологии. Библиотека иностранной литературы им. Рудомино

13 октября 2016 года исполняется 50 лет Максиму Мошкову, который хоть и не писатель, сделал для русской литературы больше, чем дюжина иных сочинителей

Текст: Михаил Визель/ГодЛитературы.РФ
Фото: Евгения Смолянская/РГ

Лет десять назад на ярмарке «Non/Fiction», после очередного круглого стола, в котором участвовал и Мошков, к нему подошла литературная дама и сказала: «Максим, дайте я на вас посмотрю. Я не подозревала, что вы живой человек!».
Чувства дамы понятны. Легендарная Библиотека Мошкова появилась в 1994 году — то есть в доисторические времена по меркам Рунета. И гуманитарии-неофиты, подсоединявшиеся к Сети четырьмя-шестью годами позже, воспринимали ее как нечто, существовавшее вечно. Но удивительно даже не это, а то, что она продолжает исправно функционировать. В отличие от других библиотек, появившихся почти одновременно с ней. И не просто продолжает — а превратилась из скромной и крайне хаотичной коллекции надерганных «с миру по нитке» текстов, отражавшей личные интересы создателя — от «альпинизма и горного туризма» и «советской фантастики» (родовая отметина советских ИТР, плотью от плоти которых Мошков и является) до «Дон Кихота» и «Волшебной горы», в четко структурированный ресурс, способный к самоподдержке и саморазвитию.
Почему это оказалось возможно? В первую очередь потому, что Максим Мошков — высококлассный программист. Причём именно веб-программист, на чьих «движках» бегают и не ломаются известнейшие порталы Рунета. Вот и для собственной библиотеки он создал десятки надежных и работоспособных скриптов, обрабатывающих присылаемые текстовые файлы и поддерживающих файловую систему. Но важнее другое: помимо технической подкованности, Максим Мошков сумел проявить качества настоящего визионера — те же, что у Стива Джобса и Джорджа Лукаса. Создав разделы «Самиздат» и «Art of War», он еще до появления Википедии предвосхитил «вики-принцип»: пополнение библиотеки — задача в первую очередь посетителей библиотеки. А открыв отдельный огромный раздел «Классика» — первым, кто еще до того, как этим озаботились академические институции и государственные органы, осознал значение доступности не только классиков первого ряда, таких как Толстой или Бунин, но и всего корпуса текстов классической русской литературы в совокупности.


Позицию Максима Мошкова в отношении авторского права тоже можно считать инновационной. «Авторское право больше вредит культуре, чем помогает ей , - открыто заявляет Маским Мошков. — Но помогает писателям и околоиздательским структурам. Кто из них более достоин - общечеловеческая культура или писатели? »
Ответ для Мошкова очевиден, но он предпочитает его не произносить вслух. А на практике руководствуется следующим принципом: если автор или издатель обращаются к нему с личным письмом, прося снять произведение сайта — снимает его немедленно. Но именно если обращаются автор или издатель, а не посредник, распоряжающийся правами на основании некоей очень широкой доверенности.
Начавшаяся в эпоху больших черно-белых экранов и матричных принтеров, «Библиотека Мошкова» продолжает успешно существовать в эпоху гаджетов и смартфонов. Журналисты, филологи, писатели знают: несмотря на множество библиотек с приятными шрифтами и гламурным дизайном, по-прежнему нет лучше места, чтобы быстро найти точную цитату из Толстого или Диккенса. А простые читатели — знают, что нет лучше места, где можно получить неожиданный ответ на извечный вопрос: что бы почитать?
ГодЛитературы.РФ поздравляет «главного библиотекаря всея Рунета» с юбилеем, желает инновационных решений. И, конечно, новых интересных книг.

История библиотеки

Библиотека Мошкова была основана в ноябре 1994 года. Основателем является Максим Мошков, но архив библиотеки пополняется за счет усилий пользователей сети Интернет, которые постоянно присылают в библиотеку оцифрованные тексты. Такой подход к работе позволяет обеспечить очень широкое и довольно-таки оперативное пополнение библиотеки. С другой стороны - такой подход может негативно повлиять на качество материала и привести к проблемам, связанным с авторским правом.

С самого начала 1994 года дизайн проекта так и ни разу не изменился. Автор сайта объясняет это, как полностью отсутствующий художественный вкус и нехватку идей по смене дизайна проекта. Также автора беспокоит, чтобы сайт одинаково хорошо отображался в различных версиях интернет браузеров и хорошо работал при использовании очень медленных каналов связи. 15 июля 2007 года была организована мощная DDoS-атака. За считанные дни была восстановлена полная функциональность сайта, но работал он не стабильно.

Структура проекта

Проект содержит несколько разделов, таких как:

1) Основной раздел, который содержит оцифрованные произведения;

2) Раздел для самостоятельной и свободной публикации;

3) Раздел для публикации своих музыкальных произведений;

4) Раздел под названием «Заграница», который служит для ведения путевых заметок о жизни за пределами страны;

«Артефакт» - популярная библиотека

С октября 2003 года на том же хостинге, где размещен проект Мошкова , появился проект под названием «Артефакт». Он был основан в 1996 году, как отдельная часть некоммерческого информационного ресурса «Артефакт». Данный проект поддерживается Андреем Пискуновым. Он является сторонником довольно дружественной политики в отношении владельцев авторских прав.

В январе 2009 года эта замечательная библиотека насчитывала около 8 200 различных произведений художественной литературы, которые были представлены на 22 языках. За основу был выбран формат Microsoft Word. Это сделано для того, чтобы соблюдать все типографические стандарты вёрстки.

Популярные иски против «Библиотеки Мошкова»

Компания «КМ Онлайн» 1 апреля 2004 года была вынуждена подать иск на имя Мошкова от имени Эдуарда Геворкяна, Василия Головачёва, Александры Марининой и Елены Катасоновой. Как оказалось, претензии к Мошкову имел только Э. Геворкян. Интересы Мошкова защищал Андрей Миронов, который являлся на тот момент юристом студии Артемия Лебедева, интересы «КМ Онлайн» были представлены в суде «Национальным обществом по цифровым технологиям» или НП НОЦиТ. В период рассмотрения данного иска из библиотеки пришлось удалить книги большого количества писателей.

30 марта 2005 года Останкинский суд обязал Мошкова выплатить в пользу Геворкяна 3 000 рублей за моральный вред, а в выплате какой-либо компенсации за нарушения прав автора – отказать. В последующие годы были поданы еще несколько исков от компаний ФТМ и портала «КМ онлайн». Данное судебное разбирательство было остановлено в результате мирового соглашения сторон.

Награды

1) Библиотека Максима Мошкова была удостоена нескольких премий Рунета;

Домашняя коллекция Максима Мошкова

03 декабря 2001, 14:52Создатель самой известной в Рунете электронной библиотеки рассказывает о развитии он-лайновой литературы в России. Интервью с Максимом Мошковым специально для "Вестей.Ru" подготовили Наталия Полонская и Ружо Анелия. Максим, в последний день работы выставки "Non/fictioN3" состоялась презентация он-лайн проекта "Журнальный зал". Я знаю, что это объединение таких журналов, как "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Звезда". Каковы, на ваш взгляд, перспективы этого проекта?

Смотря для кого. Вообще, замечательно, что такой проект появился, потому что до этого в Сети была полная "любительщина". Что значит перспективный проект? На него тратится много денег и создатели не получают никакой отдачи, кроме как культурной. Поэтому, перспективы такие: пока деньги у него есть, он будет развиваться. Когда материальная база иссякнет (я надеюсь, что такого никогда не произойдет), он вынужден будет замерзнуть.

А вообще прекрасное начинание, потому что отобранный материал литературных журналов - это гораздо более достойное чтение, чем то, что мы видим на наших прилавках и даже в электронных библиотеках. Хороших книжек у меня в библиотеке пока побольше, чем в "Журнальном зале", но и количество халтуры в моей библиотеке на порядки больше, чем в "Журнальном зале". Поэтому там высокое качество, а я беру количеством. Но я же не могу сделать все один. И они, кстати, тоже не могут сделать все. У них всего 15 журналов и вряд ли когда-нибудь будет больше тридцати. На большее сил не хватит. Значит, будут еще какие-то журналы и их объединения.

А как вам пришла в голову мысль создать вашу библиотеку?

Идеи такой не было. Семь лет назад, когда все только начиналось, это была лишь маленькая домашняя страничка, которая сейчас есть у всех. Просто я более активно пополнял литературный раздел этой странички, и в конечном итоге она превратилась в библиотеку. Ее известность непосредственно связана с ее ростом. В какой-то момент кто-то посчитал, что это народное достояние, а для меня это до сих пор - домашняя страничка и коллекция текстов.

По какому принципу пополняется ваша библиотека? Существует ли какой-нибудь специальный подбор книг?

Денег у меня на это нет. Платить некому. Единственный способ добыть материал - это сделать так, чтобы мне его присылали. Поэтому библиотека пополняется читателями, которые туда ходят и в качестве благодарности предоставляют отсканированные материалы. Честно говоря, отбора как такового нет. Пока хватает сил, библиотека берет почти все, что в нее присылают. Читатели присылают книжки, которые любят. Также читатели присылают книги, которые сами пишут. Хорошие они или плохие, установить трудно. Прежде всего, я раскладываю книжки, которые сам когда-то читал и помню. А читал я прежде очень много и очень много хорошего.

Кто является вашим читателем?

По статистике сайта, моих читателей 250 тысяч человек во всем мире. На 40 процентов это иностранцы, 13 процентов украинцев, 35 процентов москвичей. 60 процентов моих читателей - мужчины. А вообще, мои читатели те, кто пользуются Интернетом.

На презентации, вы назвали себя библиотекарем. А вы работали когда-нибудь в настоящей библиотеке?

Никогда. У меня нет для этого специального образования. Любой настоящий библиотекарь приходит в ужас, увидев, что у меня там творится. С другой стороны, этот проект работает, а у других проектов просто нет библиотекарских сайтов.

Посещаете ли вы обычные библиотеки?

Когда я учился в университете, в аспирантуре, я читал по пять книжек в неделю. Начиная с третьего класса школы, я читал в среднем по 200 книг в год. Сейчас я работаю и почти ничего не читаю.

Существуют ли у вас новые идеи, он-лайн проекты?

Да, конечно. Сейчас много настоящих авторов уже подключились к Интернету и имеют возможность сами размещать свои материалы, но в моей библиотеке это невозможно. Поэтому, я создал раздел "Самиздат", в котором авторы заводят свои собственные подразделы. За полтора года его существования уже 2600 авторов разместило порядка 20 тысяч своих произведений, из которых примерно 200 очень высокого класса. А остальные, я бы сказал, разные по качеству.

Я буду выделять какие-то части сайта на самообслуживание, создам музыкальную библиотеку, библиотеку книжек, которые читают вслух.

Вы сами читаете то, что публикуете на сайте?

Примерно половину книжек, что лежат на сайте, я читал и знаю, что они собой представляют, про остальные вообще не знаю, что это такое.

На конференции обсуждалась также тема вытеснения печатных СМИ и литературы в целом он-лайн версиями. Считаете ли вы, что эта проблема существует?

Проблемы-то уже нет. В 1989 году на журнал "Новый мир" подписывалось более миллиона человек. А сейчас толстые журналы имеют тираж в среднем 8-9 тысяч экземпляров. У них замечательное содержание, но нет денег и читателя. А в Интернете все строится заново, с нуля. Никакие старые наработки не используются. Там полная "дилетантщина". В Интернете существует такая же индустрия, которая производит то же самое и удовлетворяет такие же потребности: читать и обсуждать.

Тот же "Самиздат" не заменит собой настоящие толстые журналы, но рядом с ними даст возможность кому-то что-то выразить или что-то прочитать. Проблемы как таковой нет, но хочется, чтобы все-таки профессионалы правили миром. Если у них получится, то они будут править, если нет, то править миром будет капитал.

Сегодня прозвучала такая фраза, что точно так же как телевидение не вытеснило театры и кинотеатры, так он-лайн версии не вытеснят печатные издания. Что вы думаете по этому поводу?

Электронный файл пока не может конкурировать с бумажной книжкой. Потому что бумажную книгу можно прочесть, а электронный файл с современного экрана монитора прочитать невозможно. Я, например, в состоянии прочесть те же 200 книжек за год, но если я начну читать в таком темпе с экрана компьютера, то через месяц ослепну. И еще лет 10-15 техника будет в таком же состоянии, что и сейчас. Второе - возможность читать электронные версии имеют от одного до трех процентов всего населения России и поэтому 97 процентов читают только на бумаге. А где-то через 15 лет, я думаю, ситуация сильно изменится, точно так же как большинство людей в кино теперь не ходят, а смотрят телевизор и видео. Впрочем, кинозалы остались, посетители театра тоже остались. Книги остались, хотя и появился новый способ получения информации. Настоящей бумажной книжке осталось жить от 7-25 лет, если оптимистично подходить к этому вопросу. Лет через 25 мы будем читать все же не бумажную, а электронную книгу.

    - (родился 13 октября 1966 г. в Москве) деятель Рунета. Биография Окончил механико математический факультет МГУ. С 1991 г. сотрудник НИИ Системных Исследований РАН. Администратор институтской сети, ведущий учебных курсов по Unix, T … Википедия

    Максим Евгеньевич Мошков Максим Евгеньевич Мошков (родился 13 октября 1966 г. в Москве) деятель Рунета. Биография Окончил механико математический факультет МГУ. С 1991 г. сотрудник НИИ Системных Исследований РАН. Администратор институтской сети … Википедия

    Максим Евгеньевич Мошков Максим Евгеньевич Мошков (родился 13 октября 1966 г. в Москве) деятель Рунета. Биография Окончил механико математический факультет МГУ. С 1991 г. сотрудник НИИ Системных Исследований РАН. Администратор институтской сети … Википедия

    Максим Евгеньевич Мошков Максим Евгеньевич Мошков (родился 13 октября 1966 г. в Москве) деятель Рунета. Биография Окончил механико математический факультет МГУ. С 1991 г. сотрудник НИИ Системных Исследований РАН. Администратор институтской сети … Википедия

    Максим Евгеньевич Мошков Максим Евгеньевич Мошков (родился 13 октября 1966 г. в Москве) деятель Рунета. Биография Окончил механико математический факультет МГУ. С 1991 г. сотрудник НИИ Системных Исследований РАН. Администратор институтской сети … Википедия

    Мошков, Валентин Александрович русский учёный этнограф, генерал лейтенант Мошков, Евгений Яковлевич Мошков, Максим Евгеньевич … Википедия

    Некоторые русскоязычные блоги на сервисе «Живой журнал» (ЖЖ) пользуются особенной популярностью и привлекают внимание большого количества людей. Как правило, это происходит из за того, что блог периодически наполняется интересным читателям… … Википедия

    Некоторые русскоязычные блоги на сервисе «Живой журнал» (ЖЖ) пользуются особенной популярностью и привлекают внимание большого количества людей. Как правило, это происходит из за того, что блог периодически наполняется интересным читателям… … Википедия

Мошков Максим

Домашняя коллекция Максима Мошкова

03 декабря 2001, 14:52Создатель самой известной в Рунете электронной библиотеки рассказывает о развитии он-лайновой литературы в России. Интервью с Максимом Мошковым специально для "Вестей.Ru" подготовили Наталия Полонская и Ружо Анелия. Максим, в последний день работы выставки "Non/fictioN3" состоялась презентация он-лайн проекта "Журнальный зал". Я знаю, что это объединение таких журналов, как "Новый мир", "Знамя", "Октябрь", "Звезда". Каковы, на ваш взгляд, перспективы этого проекта?

Смотря для кого. Вообще, замечательно, что такой проект появился, потому что до этого в Сети была полная "любительщина". Что значит перспективный проект? На него тратится много денег и создатели не получают никакой отдачи, кроме как культурной. Поэтому, перспективы такие: пока деньги у него есть, он будет развиваться. Когда материальная база иссякнет (я надеюсь, что такого никогда не произойдет), он вынужден будет замерзнуть.

А вообще прекрасное начинание, потому что отобранный материал литературных журналов - это гораздо более достойное чтение, чем то, что мы видим на наших прилавках и даже в электронных библиотеках. Хороших книжек у меня в библиотеке пока побольше, чем в "Журнальном зале", но и количество халтуры в моей библиотеке на порядки больше, чем в "Журнальном зале". Поэтому там высокое качество, а я беру количеством. Но я же не могу сделать все один. И они, кстати, тоже не могут сделать все. У них всего 15 журналов и вряд ли когда-нибудь будет больше тридцати. На большее сил не хватит. Значит, будут еще какие-то журналы и их объединения.

А как вам пришла в голову мысль создать вашу библиотеку?

Идеи такой не было. Семь лет назад, когда все только начиналось, это была лишь маленькая домашняя страничка, которая сейчас есть у всех. Просто я более активно пополнял литературный раздел этой странички, и в конечном итоге она превратилась в библиотеку. Ее известность непосредственно связана с ее ростом. В какой-то момент кто-то посчитал, что это народное достояние, а для меня это до сих пор - домашняя страничка и коллекция текстов.

По какому принципу пополняется ваша библиотека? Существует ли какой-нибудь специальный подбор книг?

Денег у меня на это нет. Платить некому. Единственный способ добыть материал - это сделать так, чтобы мне его присылали. Поэтому библиотека пополняется читателями, которые туда ходят и в качестве благодарности предоставляют отсканированные материалы. Честно говоря, отбора как такового нет. Пока хватает сил, библиотека берет почти все, что в нее присылают. Читатели присылают книжки, которые любят. Также читатели присылают книги, которые сами пишут. Хорошие они или плохие, установить трудно. Прежде всего, я раскладываю книжки, которые сам когда-то читал и помню. А читал я прежде очень много и очень много хорошего.

Кто является вашим читателем?

По статистике сайта, моих читателей 250 тысяч человек во всем мире. На 40 процентов это иностранцы, 13 процентов украинцев, 35 процентов москвичей. 60 процентов моих читателей - мужчины. А вообще, мои читатели те, кто пользуются Интернетом.

На презентации, вы назвали себя библиотекарем. А вы работали когда-нибудь в настоящей библиотеке?

Никогда. У меня нет для этого специального образования. Любой настоящий библиотекарь приходит в ужас, увидев, что у меня там творится. С другой стороны, этот проект работает, а у других проектов просто нет библиотекарских сайтов.

Посещаете ли вы обычные библиотеки?

Когда я учился в университете, в аспирантуре, я читал по пять книжек в неделю. Начиная с третьего класса школы, я читал в среднем по 200 книг в год. Сейчас я работаю и почти ничего не читаю.

Существуют ли у вас новые идеи, он-лайн проекты?

Да, конечно. Сейчас много настоящих авторов уже подключились к Интернету и имеют возможность сами размещать свои материалы, но в моей библиотеке это невозможно. Поэтому, я создал раздел "Самиздат", в котором авторы заводят свои собственные подразделы. За полтора года его существования уже 2600 авторов разместило порядка 20 тысяч своих произведений, из которых примерно 200 очень высокого класса. А остальные, я бы сказал, разные по качеству.

Я буду выделять какие-то части сайта на самообслуживание, создам музыкальную библиотеку, библиотеку книжек, которые читают вслух.

Вы сами читаете то, что публикуете на сайте?

Примерно половину книжек, что лежат на сайте, я читал и знаю, что они собой представляют, про остальные вообще не знаю, что это такое.

На конференции обсуждалась также тема вытеснения печатных СМИ и литературы в целом он-лайн версиями. Считаете ли вы, что эта проблема существует?

Проблемы-то уже нет. В 1989 году на журнал "Новый мир" подписывалось более миллиона человек. А сейчас толстые журналы имеют тираж в среднем 8-9 тысяч экземпляров. У них замечательное содержание, но нет денег и читателя. А в Интернете все строится заново, с нуля. Никакие старые наработки не используются. Там полная "дилетантщина". В Интернете существует такая же индустрия, которая производит то же самое и удовлетворяет такие же потребности: читать и обсуждать.

Тот же "Самиздат" не заменит собой настоящие толстые журналы, но рядом с ними даст возможность кому-то что-то выразить или что-то прочитать. Проблемы как таковой нет, но хочется, чтобы все-таки профессионалы правили миром. Если у них получится, то они будут править, если нет, то править миром будет капитал.

Сегодня прозвучала такая фраза, что точно так же как телевидение не вытеснило театры и кинотеатры, так он-лайн версии не вытеснят печатные издания. Что вы думаете по этому поводу?

Электронный файл пока не может конкурировать с бумажной книжкой. Потому что бумажную книгу можно прочесть, а электронный файл с современного экрана монитора прочитать невозможно. Я, например, в состоянии прочесть те же 200 книжек за год, но если я начну читать в таком темпе с экрана компьютера, то через месяц ослепну. И еще лет 10-15 техника будет в таком же состоянии, что и сейчас. Второе - возможность читать электронные версии имеют от одного до трех процентов всего населения России и поэтому 97 процентов читают только на бумаге. А где-то через 15 лет, я думаю, ситуация сильно изменится, точно так же как большинство людей в кино теперь не ходят, а смотрят телевизор и видео. Впрочем, кинозалы остались, посетители театра тоже остались. Книги остались, хотя и появился новый способ получения информации. Настоящей бумажной книжке осталось жить от 7-25 лет, если оптимистично подходить к этому вопросу. Лет через 25 мы будем читать все же не бумажную, а электронную книгу.