Все о микшерных пультах. Как правильно выбрать микшерный пульт

Как выбрать микшер? Правильные советы от опытных экспертов

Микшерские пульты опытные ди-джеи подбирают строго под свой стиль игры. К примеру, мастера скретчинга из множества устройств предпочтут те, у которых будет надежный и выносливый кроссфейдер, который даже спустя годы активной эксплуатации будет работать как новый. На этот рабочий элемент обычно ложится значительная нагрузка, и, если он окажется хлипким, то очень быстро перестанет работать как надо, а то и вовсе не ко времени выйдет из строя и потребует замены.

Стиль игры как важный аспект выбора

Для скретчинга более пригодными обычно признаются микшеры с короткоходными кроссфейдерами, причем часто ди-джеи, приверженные этому стилю игры, предпочитают устройства с функцией инвертирования положения кроссфейдера. Ди-джеи, выступающие в ночных клубах, где очень востребована именно техника сведения треков, покупают микшеры с длинноходными кроссфейдерами. Регулятор высокого разрешения – это инструмент для создания плавных, мягких и длинных миксов. Микшерские пульты с такими кроссфейдерами наилучшим образом подходят для хауса и техно. В качестве примера такого пульта можно назвать продукт от компании .


У ползунковых регуляторов есть один обусловленный конструктивными особенностями недостаток – они слабо защищены от грязи и жидкостей, и очень часто кроссфейдеры начинают работать плохо не из-за износа механизма или контактных групп, а из-за попавшей внутрь пыли или влаги. Для выступлений под открытым небом и на неподготовленных площадках нередко применяются специальные микшерские пульты с поворотными регуляторами.

Аналоговые и цифровые микшеры

Ди-джеи, использующие в своей работе компьютер, в большинстве случаев покупают микшер, обладающий совместимостью с PC или Mac. На сегодня самыми ходовыми являются пульты с возможностью подключения к ПК по универсальной шине USB. Такие микшерские пульты хороши тем, что позволяют пользователю самостоятельно назначать элементам управления требуемые функции. Полностью цифровой микшер - по сути своей контроллер, который предоставляет в распоряжение диджея привычные регуляторы и кнопки, но сам только генерирует и передает команды компьютерной программе, которая сводит треки, накладывает эффекты, изменяет уровень сигнала, регулирует его частотные характеристики и прочее. Микшеры, соединяющие в себе свойства и качества цифровых и аналоговых пультов, существуют в природе, и если есть потребность именно в таком инструменте, то его также не составит труда приобрести.

Микшер для мобильного ди-джея

Активно гастролирующие ди-джеи с опытом работы, обновляя свой технический арсенал, нередко выбирают микшерный пульт, исходя из принципа «необходимо и достаточно». Они подбирают пульт, к которому без проблем можно будет подключить определенный набор дополнительных устройств, вроде CD-плееров, виниловых вертушек, контроллеров, эффекторов и прочего подобного хозяйства. Но иногда мобильные ди-джеи отдают предпочтение пультам с большим запасом коммутационных возможностей – на вырост и на случай, если придется выступать на неосвоенной площадке и к пульту придется подключать незапланированное оборудование. Кроме того в таких случаях обязательным элементом является разъем для подключения микрофона. Само собой, пульт мобильного ди-джея должен быть надежным, прочным и стрессоустойчивым.

Клубные микшеры

Несколько иные решения применяются в клубах. Обычно это дорогие пульты, предоставляющие ди-джею широкий спектр возможностей по работе с подключаемыми устройствами и, собственно, со звуком. Примером качественного клубного решения может стать . Устройства вроде этого предлагают широчайшие возможности коммутации, а также встроенные процесоор эффектов. Они сами по себе являются продвинутыми контроллерами с потрясающим функционалом. К ним можно подключить сразу несколько источников звука вроде двух CD-плееров и пары виниловых проигрывателей. Но этим их коммутационные возможности не ограничиваются. Современные клубные микшеры совместимы с мобильными устройствами вроде карманных плееров, смартфонов и планшетов, причем некоторые продвинутые версии пультов сообщаются с подключаемыми устройствами не по кабелю, а с помощью радиоволн. У хорошего клубного пульта всегда найдутся свободные разъемы для очередного – нового контроллера. В комплекте с дорогим клубным микшером обычно идет богатый набор программного обеспечения.

Элементы управления и функционал

Первое и главное, чему учится начинающий ди-джей, это виртуозному сведению двух звуковых сигналов в один, и именно микшерский пульт позволяет выполнять это действие максимально изящным образом. Соответственно, диджейский пульт должен иметь минимум два канала с обязательным гейном (Gain, см. ) в придачу, а для работы с самим звуком у него должен быть трехполосный эквалайзер с возможностью регулировки уровня громкости звука, подаваемого на выход. Регулятор Gain позволяет ди-джею управлять нагрузкой на входах пульта: сигнал от различных внешних источников обязательно отличается по громкости, и без инструмента, способного выровнять разницу, нормальное сведение было бы задачей весьма затруднительной. Контроль процесса сведения ди-джей может осуществлять с помощью наушников или мониторов, подключенных также к пульту. Разъем для наушников есть у всех микшеров.

Эквалайзер среднестатистического диджейского пульта может состоять из трех регуляторов, с помощью которых можно корректировать высокие, средние и низкие частоты. В большинстве случаев это три поворотных регулятора, но некоторые производители применяют и ползунковые – фейдеры. Для управления уровнем звукового сигнала в канале традиционно выделяется специальный фейдер. Обычно над каждым таким фейдером есть кнопка, по нажатию которой звук из канала может быть отправлен на наушники. Ну и, конечно же, основным инструментом сведения был и является отдельный фейдер, смещение которого из одного крайнего положения в другое и обеспечивает то самое смешивание сигналов из двух каналов.


Чем больше пульт поддерживает каналов, тем больше к нему можно подключить внешних источников сигнала. К примеру, у таких каналов четыре, а это значит, что к нему на постоянной основе могут быть подключены как виниловые вертушки, так и CD-плееры. На базе такого пульта обычно строятся клубные системы, которые, по сути, получаются универсальными. Приглашенный ди-джей в этом случае приезжает на выступление налегке, потому что к пульту уже подключено все, что ему может потребоваться, - и виниловые вертушки, и CD-деки. В крайнем случае, ди-джей добавляет в готовую систему пару своих контроллеров.

Некоторые микшерские пульты имеют еще и собственную базу эффектов, так что покупка именно такого устройства избавит от необходимости дополнительно затрачиваться на приобретение внешнего эффектора. Кстати говоря, если в арсенале DJ уже есть подключаемые устройства или покупка таковых запланирована на будущее, то микшерский пульт следует выбирать еще и с учетом обязательной полноценной совместимости с этими самыми устройствами.

, или как петь в Караоке с удовольствием и без границ. Само по себе слово " Караоке " означает пение под фонограмму (музыкальный аккомпанемент). На первый взгляд у вас может сложиться не верное мнение о том, что Караоке организовать достаточно просто. Вам может показаться, что достаточно купить , пару Колонок, или вообще хватит тех что стоят в Домашнем кинотеатре ,..

часть 1 . Что же нужно для хорошего Караоке , кроме Профессиональной , или как петь в Караоке с удовольствием и без границ. Само по себе слово "Караоке " означает пение под фонограмму (музыкальный аккомпанемент). На первый взгляд у вас может сложиться не верное мнение о том, что Караоке организовать достаточно просто. Вам может показаться, что достаточно купить Профессиональную Караоке систему , пару Колонок, или вообще хватит тех что стоят в Домашнем кинотеатре , и Микрофон. Но это не совсем соответствует действительности. В этой статье мы расскажем вам о всех тонкостях , необходимого для организации достойного хоть, для специализированных , хоть . Само по себе Пение в Караоке - это максимально позитивный и эмоциональный вид досуга, который поднимает настроение и способствует полноценному отдыху. Будучи серьезным видом развлечения, пение в Караоке не терпит пренебрежительного отношения к мелочам, которыми лучше всего не пренебрегать. Также читайте: .

В отличии от живого выступления музыкального коллектива, у которых есть невидимый руководитель - звукорежиссер, который и доносит до слушателей ту самую музыкальную задумку, которую и требуется донести. Пение в Караоке отличается отсутствием музыкантов и звукорежиссера, который бы выстраивал звуковой баланс, в Караоке есть только фонограммы (песня без вокала), также называемые минусовками, где живым будет только вокал исполнителя. Современные Профессиональные Караоке-системы : , , Evolution Home HD , EVOLUTION PRO 2 , EVOLUTION LITE 2 , имеют обширную песенную базу, записанную на внутреннем жестком диске, более 45000-50000 композиций, записанных на Профессиональных студиях звукозаписи в формате MP 3, с оригинальными оркестровками, и даже с бэк вокалом, на разных языках. Несмотря на то, что для пения в Караоке вам не нужен музыкальный коллектив, состоящий из нескольких музыкантов, вам все же понадобится качественный МИКШЕРНЫ Й ПУЛЬТ , с большим числом каналов, для подключения микрофонов. И все же, какой же нужен Микшер для Караоке ? И так, он должен быть многоканальным. Количество каналов должно быть желательно в двое превышающем количество подключаемых микрофонов. Во-первых, само число микрофонов может быть увеличено, во-вторых, к Микшерному пульту может быть подключены и другие аудиоустройства (Медиаплеер, возврат с Процессора звуковых эффектов, DVD-проигрыватель или же Спутниковый ресивер). Так же, следует учитывать и внезапную поломку одного из микрофонных каналов. Кроме микрофонных входов, ваш Микшер должен иметь, как минимум пару стереоканалов, один для подключения Караоке-машины, а другой для подключения компьютера, встроенный Процессор эффектов, причем для Караоке клуба лучше приобретать Процессор эффектов в отдельном корпусе, а для домашнего Караоке, лучше подойдет встроенный процессор. И Эквалайзер, (набор аудио фильтров, для изменения звучания по частотной характеристике). Для микрофонных каналов Эквалайзер должен быть желательно четырех полосным параметрическим, а для стереоканалов, минимум трехполосный графический. Какой Микшерный пульт выбрать? Отличные пульты для Караоке на сегодняшний день это: (Великобритания), Soundcraft (Великобритания), и Yamaha (Япония). Микшерный пульт в Караоке , можно сравнить с сердцем всей музыкальной системы, где мозгом будет .

Фото: Цифровой Микшерный пульт

Высококвалифицированные сотрудники компании Professional Light and Sound , с удовольствием ответят на все возникающие у вас вопросы, и помогут определится с выбором . Для вас работает наш домашний шоурум, в котором вы лично можете убедится в качестве нашего оборудования.

Фото : Шоурум компании Professional Light and Sound


Свяжитесь с нами, или оставьте заявку на электронную почту E-mail: , и мы предложим вам комплексное решение под ключ. Обеспечим полную техническую поддержку, гарантийное и пост-гарантийное обслуживание.

Также на нашем сайте вы можете посмотреть и другую информацию, которая может вас заинтересовать, а наши специалисты в свою очередь, окажут вам любую техническую поддержку: , , , ,

Неотъемлемый атрибут экипировки музыкальной студии, репетиционной базы, концертного зала, клуба, караоке-бара, ресторана, стадиона…

Сколько каналов?

Число и тип каналов - одна из главных характеристик микшерного пульта. От этого зависит сколько источников звука и каких именно вы сможете подключить, «смиксовать» и отстроить одновременно во время концерта или записи. Каждый звуковой канал в микшерном пульте обладает аудиовходом того или иного типа или даже несколькими входами. Для подключения микрофонов, например, требуется наличие специального микрофонного (XLR) входа с предусилителем. Для коммутации электронных/ электроакустических инструментов (гитары, клавишные, электронные барабанные установки, сэмплеры) необходимы соотвествующие линейные (пассивные) аудиовходы (с TRS-разъемами). Подключение бытовой аудиоаппаратуры (CD-плеер, компьютер, ноутбук, ) также требует от пульта наличие каналов с входными разъемами соответствующего типа (например, RCA-стерео). Составьте список устройств, которые вы планируете подключать к микшерному пульту - это поможет с выбором оптимального решения.

Средства обработки и мониторинга

Какие возможности по управлению процессом сведения и мониторингу звука вам необходимы? Каждый канал микшера обладает тем или иным набором звуковых регулировок / обработок, а также средств индикации. Регулятор громкости (фейдер -поворотный или ползунковый), эквалайзер (есть разные типы), уровень предварительного усиления, обрезной фильтр, регуляторы посыла на эффект и/или шину возвратного канала, регулятор степени компрессии… - основные атрибуты настройки каждого канала. Более «продвинутые» и дорогие микшерные пульты предлагают больше возможностей по канальным настройкам/ обработкам. Встроенный процессор эффектов (или несколько) позволяет наложить на конкретный голос (или группу голосов) эффект эха, реверберации, хоруса, флэнджэра или сочетать эти эффекты.

Микшерный пульт. Что это?

Это устройство, основная задача которого - суммирование нескольких звуковых сигналов в один. Но современные микшерные пульты, кроме этой функции, выполняют ряд других:

Коррекцию сигналов (эквализация, компрессирование, спецэффекты);
маршрутизацию (пульт – это сердце любой концертной площадки или студии, от него расходятся провода к другому оборудованию);
усиление (такой микшер можно подключать сразу к акустическим системам);
запись на компьютер или на внешний носитель.

Как разобраться во всем этом многообразии?

Виды микшерных пультов

Все микшерные пульты условно делятся на диджейские, концертные, студийные, для радиовещания и прочие. У всех есть своя специфика, и этот важнейший фактор нельзя не учитывать.

У диджейских пультов обычно меньше каналов, чем у концертных, но в них реализованы специальные функции:

Фейдер между парой стереоисточников, позволяющий одним движением микшировать их;
специальный эквалайзер, в прямом смысле убивающий частоты;
процессор эффектов с лупером или специальный вход с тон-корректором для подключения проигрывателей винила (или, как их еще называют, вертушек).

На фото - диджейский микшерный пульт

Эти функции, скорее всего, будут бесполезны для концертной или студийной деятельности, но вот провести дискотеку с другим микшерным пультом не получится.

Сейчас очень популярны стали DJ-контроллеры. Это микшерные DJ-пульты, объединенные с многоканальной (обычно две стереопары) звуковой картой и управляемые специальной программой с компьютера. Если источником звука будет только компьютер, то нет смысла покупать обычный DJ-микшер. Более целесообразной покупкой станет DJ-контроллер.

На фото - DJ-контроллер

У концертных пультов повышенное внимание уделяют надежности и удобству оперативной работы при частых выездах. Такой пульт должен обладать развитой архитектурой - возможностью подключать разнообразное дополнительное оборудование и маршрутизировать сигнал на различные зоны звукоусиления. К концертным пультам относятся зонные и мониторные пульты, а также различные сплиттеры, решающие узкие задачи во время крупных концертов.

На фото - концертный микшерный пульт

У современных студийных пультов ценятся, прежде всего, уровень качества звука и возможность сохранения настроек. Сейчас повсеместно используют цифровые пульты, позволяющие одним касанием вернуться к незаконченному треку и продолжить его сведение в любое время. У студийных пультов часто обращают внимание на такие субъективные параметры, как сводимость и прослушиваемость, характеризующие баланс инструментов при производстве готовой записи.

На фото - современный студийный микшерный пульт

Радиовещательные пульты в некотором смысле похожи на DJ-пульты (не зря люди в эфирной студии чаще себя называют диджеями, чем ведущими). Однако у этих пультов есть некоторые дополнительные функции, например, возможность общаться вне эфира со студией или звонящими по телефону слушателями, запуск фонограммы от канала фейдера, специальная динамическая обработка управляемыми компрессорами. Все это абсолютно не нужно в студии или на концертной площадке.

На фото? радиовещательный микшерный пульт

В зависимости от количества каналов микшерные пульты делятся на портативные, переносные и стационарные.

Портативные пульты – компактные устройства, как правило, бюджетного класса, выполняющие минимум возложенных на них задач. Обычно они используются там, где не нужно много каналов и нет необходимости подключать музыкальные инструменты. Особенностью портативных пультов является применение круговых потенциометров, благодаря которым устройства обладают малыми весом и габаритами, их легко носить с собой, и они не занимают много места в домашней студии.

На фото - портативный микшерный пульт

Кстати, вы можете посмотреть наше видео про 5 самых интересных представителей этих микшерных пультов на канале:


Переносные микшерные пульты – это полупрофессиональные и профессиональные модели, которые используются при проведении различных мероприятий: концертов, студийных звукозаписей и др. Такие устройства имеют больше каналов, чем портативные модели. В концертной деятельности часто используются активные микшеры со встроенным усилителем мощности. В них есть все, что характерно для качественных микширования и записи.

На фото - переносной микшерный пульт

Стационарные микшерные пульты – это профессиональные устройства с большим количеством каналов. Используют их при проведении больших концертов и в студиях звукозаписи профессионального уровня. Все чаще встречаются цифровые микшерные пульты, которые позволяют вести многоканальную запись звука на компьютер, обладают широчайшими возможностями обработки звука, умеют запоминать все настройки конкретного студийного проекта и в значительной степени облегчают труд звукорежиссеров.

На фото - стационарный микшерный пульт

Основные характеристики микшерных пультов

Количество каналов: что об этом нужно знать?

Если пульт называется 10-канальным, это не означает, что он имеет 10 микрофонных входов. Стереовход (например, для подключения стереоплеера) – это два канала. Также существует дополнительный, нерегулируемый вход TAPE (CD) IN, подающий линейный стереосигнал сразу на мастер шину: ему тоже нужны два канала. Таким образом, у 10-канального микшерного пульта могут быть 4 микрофонных моновхода, 2 стереовхода для подключения стереоисточников и дополнительный вход для подключения проигрывателя на мастер-секцию.

Виды каналов

Как мы заметили выше, у микшерных пультов есть микрофонные и линейные входы. Они могут быть балансными и небалансными. Большинство пультов имеет балансные входы, что способствует большей помехозащищенности и, как следствие, уменьшению шумов. Поэтому следует применять балансные (их еще называют симметричными), преимущественно XLR-разъемы.

Интерфейс микшерного пульта

Все управление сигналом в микшерном пульте можно разделить на поканальное и общее.

Каждый канал микшерного пульта обычно содержит:

Микрофонный XLR-вход.

Линейный вход 1/4" TRS (толстый джек).

Очень часто микрофонный и линейный входы выполняются на бюджетных пультах для экономии места на так называемом COMBO разъеме. В него можно подключить и XLR, и Jack.

Разрыв (Insert), который обеспечивает направление сигнала на внешнее устройство обработки (чаще всего компрессор) и его прием обратно от этого устройства.

Регулятор чувствительности GAIN, позволяющий настраивать входной канал микшера для работы с любыми источниками.

Эквалайзеры.Бюджетные модели имеют двух- или трехполосный эквалайзер. Более дорогие и профессиональные модели обычно подразумевают параметрическую регулировку, меняющую не только уровень каждой регулируемой частоты, но и саму частоту. Этот вариант удобен при концертной и студийной работах, поскольку позволяет сделать более точную и глубокую коррекцию сигнала в диапазоне средних частот.

Посыл (Send), который делает возможным подмешивание в сигнал канала обработанного сигнала от внешнего устройства обработки.

Регулятор панорамы, отвечающий за управление уровнем сигнала, который будет направляться в общие левый и правый каналы.

Коммутацию, при которой с помощью кнопок определяются активность и маршрут сигнала.

Регулятор уровня громкости. На бюджетных моделях он выполнен на круговых потенциометрах, на профессиональных пультах на вертикальных фейдерах: чем он длиннее, тем более точно можно выставлять уровень сигнала.

К общему управлению относятся подгруппы, позволяющие объединить выбранные каналы для дальнейшего управления. Общая секция содержит выход на наушники, коммутацию (посылы и возвраты AUX, выходы на мониторы), встроенные DSP-процессоры. Обязателен также индикатор уровней. На профессиональных пультах есть встроенный микрофон для переговоров со звукорежиссером, специальный выход для подключения подсветки и многое другое.

Нужен ли микшер в домашней студии?

Теперь, когда мы знаем почти все о микшерных пультах, ответим на главный вопрос, который нам задают: «У меня домашняя студия. Имеет ли смысл купить в нее микшер?».

В минимальный состав домашней студии обычно входят:

Микрофон;
- звуковая карта;
- наушники;
- студийные мониторы;
- MIDI-клавиатура;
- коммутация и стойки.

Нужен ли в этом случае пульт? Наш ответ? НЕТ. Микшерный пульт для записи не нужен: он не только не улучшит запись, но и, скорее всего, ухудшит ее. Конечно, если вы не используете свою студию для того, чтобы делать «четкие» фотки на его фоне:) :)

Почему мы так считаем?

1. Современные звуковые карты содержат в себе микрофонные предусилители качества, обычно превышающие аналогичные предусилители у пультов. Предусилитель стоит не дешевле 100 долларов, в 10-канальном пульте используется как минимум 4 микрофонных предусилителя, еще имеются стереовходы. Тем не менее цена на пульт от этого не вырастает выше 400 долларов. Вполне нормальный 10-канальный пульт можно купить за 120–150 долларов (он будет даже с процессором эффектов, который тоже отдельно стоит от 100 долларов). Логично, что при таких обстоятельствах выбор? в пользу аудиоинтерфейсов и отдельных предусилителей.

Карты, кстати, могут иметь до 16 (и даже до 32) входных каналов и позволяют записать любой источник сигнала.

3. Сведение в 99 % случаев будет происходить в секвенсоре (специальной программе). Оставшийся 1 % приходится на дорогие аналоговые микшерные консоли. Стоимость таких пультов начинается сейчас от 500 000 рублей, они требуют большого количества дорогостоящей дополнительной обработки, и это совсем не домашняя звукозапись. Сводить на 8-канальном пультике за 10 000 рублей и получать великолепный результат, увы, невозможно.

4. Многие рассматривают микшерные пульты с USB на борту. К сожалению, для студийной записи эти пульты абсолютно бесполезны. Они оцифровывают только мастер-секцию, а писать поканально с ними нельзя. Другими словами, вы не сможете слушать через такой пульт минусовую фонограмму и писать вокал на отдельную дорожку: записываться будет уже готовый микс. Но для небольших выступлений это находка: не нужна звуковая карта, вы подключаетесь напрямую к ноутбуку и имеете звук в разы лучше, чем через встроенную звуковую карту. Чем больше мощность, тем заметней будет разница.
Но все вышеперечисленное не ставит крест на использовании микшерных пультов в домашней студии для мониторинга.

Пульт может быть полезен, потому что:

У вас появится дополнительный выход на наушники (еще один есть в обязательном порядке на звуковой карте).

Заметим, что если вам нужно подключить более двух пар наушников, есть специальные предусилители для наушников. Их использование более практично.

Вы сможете подключить через пульт не одну, а две пары мониторов.

Для серьезных студий существуют специальные мониторные микшеры. Они позволяют с большой гибкостью маршрутизировать сигнал.

На фото - специальный мониторный микшерный пульт

Появится возможность в режиме мониторинга пользоваться эквализацией и оценивать необходимость частотной коррекции в реальном времени.

Наконец, вы спокойно сможете перед записью порепетировать с товарищами, не думая, как это все воткнуть в вашу звуковую карту.

Надеемся, наша статья была вам полезна. Если у вас есть вопросы, напишите на почту , и мы дадим самую лучшую бесплатную консультацию по любым вопросам, связанным с концертным и студийным оборудованием.

В этой статье я попытался сделать обзор наиболее продаваемых пультов, но их очень много, поэтому остановился на наиболее популярных.

Микшерный пульт - это сердце любой студии, как профессиональной, так и домашней. Если без различных студийных приборов можно обойтись, используя виртуальные инструменты компьютера, то в любом случае нужен подавляющему большинству людей работающих со звуком.

Итак, главная задача микшерного пульта - свести множество источников сигнала воедино и добиться оптимального баланса на выходе. Пульты бывают пассивные и активные. Пассивные не нуждаются в источнике питания и, как правило, используются для коммутации аппаратуры, вырабатывающей уже определенный сигнал и не нуждающейся в предусилении. Пассивные микшеры обычно не отличаются функциональностью и большим количеством регулировок, но иногда встречаются пассивные пульты с регулировкой высоких и низких частот на выходе. Несколько каналов, которые управляются ручками громкости и главный потенциометр громкости на выходе, вот и весь набор стандартного пассивного пульта.

В случае, если требуется подключить два электроинструмента или два микрофона к комбоусилителю или активной акустической системе, то может сгодиться и пассивный пульт. Или для коммутации сигнала с нескольких небольших пультов, например, когда несколько коллективов работают на сцене и каждый предпочитает настраивать звук своим участникам самостоятельно.

Активные микшерные пульты работают от внешнего или встроенного блока питания, или на батарейках. Именно активные микшеры использует большинство домашних и профессиональных студий. Практически во всех пультах встроен двух- или трехполосный эквалайзер, в более продвинутых моделях встречаются процессоры эффектов, элементы электронного управления и так далее. Пульты, где регулировка частотности и обработка осуществляется электронным способом, носят индекс DSP (Digital Signal Processor) - "Цифровая обработка сигнала".

Учитывая, что большинство людей работает с вокалом, одним из главных критериев при выборе пульта, является качество микрофонного предусилителя. Вообще, для работы с вокалом лучше всего использовать специальные ламповые предусилители, а полученный сигнал подавать на компрессор-лимитер или процессор эффектов напрямую или через пульт, используя посыл на внешний эффект. Но так как большинство "втыкают" напрямую микрофон, то при выборе пульта важно заострить внимание именно на особенностях предусиления и искажения сигнала.

Несмотря на кажущуюся абсурдность, микшерные пульты "поют" по-разному. Сигнал, проходя через многочисленные схемы, не может не искажаться. К тому же глубина регулировок на всех пультах различается. Поэтому шум, искажения, присущие недорогим пультам - обычное явление при их эксплуатации и ожидать от дешевого Nady бесшумности профессиональной консоли, мягко говоря, неразумно.

Впрочем, особенности шума и искажения проявляются, скорее, в записи, чем на репетициях или выступлениях.

Регулировка на микшерах осуществляется при помощи вращающихся ручек управления (потенциометрами) или фейдерами ("ползунками"). Традиционно, принято считать, что фейдер намного удобнее вращающейся рукоятки, так как текущее положение регулятора можно легко контролировать визуально. Однако, фейдеры занимают на панели много места, такие пульты обычно не отличаются компактностью, а заменить сломанный или начинающий хрустеть фейдер гораздо сложнее, чем потенциометр.

На большинстве пультов, изготовленных по классической схеме, фейдерами управляется громкость каналов, а потенциометрами настраиваются эквалайзер и другие, присущие модели регулировки.

Еще один важный момент. Наличие кнопок "S" и "M", или "Solo" и "Mute" соответственно на каждом или нескольких каналах (система солирования). Эти кнопки позволяют работать только одному каналу при молчании остальных (Кнопка "Solo") или отключить один канал и оставить работать другие (Кнопка "Mute"). Наличие этих кнопок здорово облегчает работу на репетиционных или концертных саундчеках, а так же помогает в случаях, когда непонятно на какой канал, какой источник сигнала приходится. Кстати, чтобы не возникло последней ситуации, очень часто работа канала и уровень громкости сопровождается индикатором пиков - своеобразной световой линейки из светодиодов, на которой видно, насколько сильный поступает сигнал, и какой уровень его выставлен на пульте. На недорогих моделях такой индикатор обычно присутствует только на мастер-регуляторе.

Входы и каналы на пультах бывают стерео и моно. Обычно вход на стереоканале (джек "мама") разделен на два моноканала и продублирован микрофонным входом XLR. На таких каналах должен присутствовать регулятор панорамы/баланса. На более дорогих моделях полупрофессионального и профессионального класса устанавливается еще и переключатель полярности.

Что касается остальных входов-выходов, на пульте должен присутствовать выход на наушники, мониторный посыл (до эквалайзера), посыл на обработку (после эквалайзера) и естественно, один или несколько генеральных стереовыходов.

Выбор микшерного пульта - дело очень индивидуальное и сложное, сегодня на рынке предлагается огромное количество моделей, наделенных самыми различными функциями. Выбрать недорогой пульт для домашней студии и то непросто, а при выборе профессиональных аппаратов, приходится тратить уйму времени на подбор соответствующих работе характеристик.

В этой статье мы коснемся лишь наиболее популярных моделей, пользующихся наибольшим спросом, самых простых моделей, самого начального ценового диапазона (до 4500 т.р.). Указанные цены рассчитаны в среднем по предоставленным розничным прайс-листам наиболее крупных магазинов.

Yerasov

Самыми дешевыми микшерами (от 1130 рублей), представленными на российском рынке являются монофонические пульты Пензенской фирмы Yerasov.

Конечно, говорить о качестве звука и функциональности этих пультов не стоит, но за такие деньги сложно найти что-то лучше. По крайней мере, предлагаемые за 1500-1800 рублей пульты начального уровня Nady однозначно проигрывают по количеству шума и наводок нашим пультам. Микшеры Yerasov снабжены двухполосным эквалайзером, работают от стандартного адаптера 9-ти вольт. Использование таких пультов даже в домашней звукозаписи вряд ли оправдано, но для репетиций небольших коллективов пульт подходит идеально, он совсем немного весит и занимает мало места. Думаю, что вполне подойдет в качестве запасного варианта, например, при выступлении в незнакомом клубе или, при нехватке свободных каналов на основном пульте.

Behringer

Фирма Behringer за последние несколько лет активно завоевывает российский рынок. Неслучайно большая часть магазинов работает именно с ней. Ассортимент аналоговых пультов представлен сериями MX и UB.

Модели серии UB в основном используются в качестве репетиционных аппаратов, а также в домашней и студийной звукозаписи, многие приобретают модели этой серии для озвучивания музыкальных мероприятий в кафе и ресторанах. Модели с индексом MX производятся со встроенным 24-биттным аналогово-цифровым процессором эффектов, а модели с индексом Pro имеют встроенный блок питания и комплектуются набором для установки в рэк. На модели UB 1202, а также на всех моделях с индексом Pro, в качестве мастер-регулятора установлен фейдер.

Самый дешевый представитель серии - аналоговый 5-ти канальный микшер Behringer UB-502 (от 1600 рублей) оборудован, предусилителем студийного класса IMP, светодиодными указателями уровня, одним микрофонным входом XLR.


Аналоговый пяти-канальный микшер Behringer UB-502

У многих простота этого пульта может вызвать улыбку, однако, такие миниатюрные пульты рассчитаны в первую очередь на одиночных музыкантов, например, на исполнителей бардовской песни, где для выступления кроме микрофона и гитары ничего не требуется.

Более сложной моделью является 8-ми канальный пульт UB-802 Eurorack (2400 рублей).


Такой пульт уже вполне пригоден для репетиций малых коллективов, имеет два моноканала с предусилителем IMP и фантомным питанием, два стерео канала, трехполосный эквалайзер на каждом канале и фильтр НЧ на моно каналах.

Модель UB-1002 Eurorack (от 2800 рублей) - десятиканальный пульт, обладающий, как и UB-802 трехполосным эквалайзером, двумя моноканалами с IMP и фантомным питанием, но имеющий четыре стереоканала, и в качестве мастер-регулятора фейдер.


Неплохой пульт в качестве временного репетиционного аппарата небольших рок-коллективов, компактен и удобен для десятиканального пульта, но обладает определенными недостатками, присущими всем недорогим пультам Behringer , в частности шумом на высокой громкости, небольшим диапазоном эквалайзера и так далее.

Модели серии MX стоят дороже (от 3400 рублей), чем пульты UB и ориентированы, скорее всего на профессиональное использование для репортерской работы, для проведения конференций и т.д.


Микшер Behringer MX 802

Самая простая модель серии имеет четыре моно канала с микрофонными XLR и линейными входами, два стерео канала, два стерео возврата, стерео вход и выход для двухдорожечного записывающего устройства (RCA). На каждом канале есть трехполосный эквалайзер два посыла (второй переключается до/после фейдера). На моно каналах есть также обрезной фильтр низких частот. Фейдеры мастер-регулировок отсутствуют. Данную модель уже редко можно встретить на прилавках магазинов, на смену ей пришла практически аналогичная модель UB-802.


Модель MXB-1002 Eurorack (10 каналов) обладает возможностью работы от автономного источника питания или от обычной электрической сети, при этом необычайно удобна для работы с вокалом: пять предусилителей, пять входов XLR, фейдеры на лицевой панели, легко позволяют контролировать голосовой сигнал выступающих или записывающихся людей. (4300 рублей)

Отличий у обеих серий (речь идет о недорогих моделях) не слишком много, но они все-таки есть. Очень часто задают вопросы, вроде "чем отличается MXB-1002 от UB-1002, ведь количество каналов в них одинаково?". Во-первых, MXB-1002 ориентирован, прежде всего на работу с голосом, поэтому входов XLR и микрофонных предусилителей у него пять, против двух в UB. Во-вторых, фейдеры на лицевой панели в MXB позволяют более оперативно работать со звуком. В третьих - питание в MXB может быть как автономным, так и от блока питания, в UB - только от блока питания. MXB несколько превосходит по параметрам UB, но и стоит значительно дороже.

Вообще, на мой субъективный взгляд, пульты Behringer чем-то выдающимся не отличаются, но соотношение надежности, качества и цены у этих аппаратов весьма на уровне. По качеству и глубине регулировок они чем-то напоминают микшеры фирмы PHONIC, которые несколько лет назад можно было часто встретить у самых разных музыкантов. Прославленный множеством интернет-изданий предусилитель IMP (Invisible Mic Preamp — невидимый микрофонный предусилитель) требует очень аккуратного обращения, при неосторожном повороте ручки, даже дорогие микрофоны, имеющие каскады шумоподавления склонны "заводиться". Да и сам звук на высоком уровне "гейна" искажается довольно ощутимо.

ALTO

Микшерные пульты ALTO стремительно завоевали расположение многих музыкантов благодаря мягкому звучанию микрофонных предусилителей, а также очень неплохому процессору эффектов, который устанавливается на модели с индексом FX.

Наиболее покупаемыми и популярными моделями, самого низкого ценового диапазона, являются пульты серии S и AMX.

Микшер ALTO AMX-100 (2200 руб.), имеет два моно- и два стереоканала, трехполосный эквалайзер, обладает скромными размерами и малым весом, словом, функциональность и удобство этого пульта, учитывая низкую цену, на довольно высоком уровне.


На внешней панели микшера имеется светодиодный индикатор пиков, мастер-регулировка осуществляется большой рукояткой синего цвета. Каждый моноканал также имеет симметричный микрофонный вход (XLR), симметричный линейный вход и регулятор чувствительности, а каждый стереоканал — пару симметричных линейных входов. Имеются два входа и для выхода (RCA) для фонограммы и записи. Система прослушивания включает пару мониторных линейных выходов, стереовыход для наушников, регулятор громкости.

Пульты AMX-120, AMX-140 являются расширенными версиями AMX-100. В пульте AMX-120 количество стереоканалов доведено до четырех.


Пульт AMX-140 имеет четыре моноканала, два стереоканала. Каждый моноканал имеет симметричный вход XLR, симметричный линейный вход, посыл-возврат, регулятор чувствительности, переключатель фильтра верхних частот. На каждом стереоканале есть пара симметричных линейных входов, а на первом стереоканале еще и симметричный микрофонный моновход (XLR) с регулятором чувствительности.


Самым многоканальным и большим пультом, в ценовой категории до 4500 тысяч предстает микшер AMX-180 (4200 рублей). Пульт имеет четыре моно- и четыре стереоканала, имеет систему прослушивания и систему солирования.


Как и в предыдущих моделях, в AMX-180 на каждом канале присутствует трехполосный эквалайзер, моноканалы оборудованы симметричным входом XLR, имеются также симметричный линейный вход, посыл-возврат, регулятор чувствительности, переключатель фильтра высоких частот. Есть регуляторы уровней посыла на вспомогательные шины, переключатель префейдерного или постфейдерного режима, регулятор панорамы/баланса, переключатель и светодиодный индикатор заглушения, переключатель и светодиодный индикатор солирования, светодиодный индикатор пика сигнала, фейдеры на каждом канале.

Пульт ALTO S-6 (2800р) аналогичен AMX-100, два моно- и два стереоканала, на верхней панели индикатор пиков, трехполосный эквалайзер, мастер-регулировка осуществляется фейдером.


На каждом моноканале имеется симметричный/несимметричный линейный вход, симметричный микрофонный вход XLR, регулятор чувствительности, регулятор уровня посыла, регулятор стереопанорамы, регулятор уровня, светодиодный пиковый индикатор. Каждый стереоканал имеет светодиодный пиковый индикатор, трехполосный эквалайзер, регулятор стереобаланса, регулятор уровня.

Пульт ALTO S-8 (4300 рублей) имеет четыре моноканала, два стереоканала и две шины посылов на эффекты. Каждый моноканал содержит микрофонный вход (симметричный XLR, схема на дискретных элементах), линейный вход (симметричный джек), кнопку включения обрезного фильтра низких частот (18 дБ/окт, частота среза 75 Гц), регулятор чувствительности, трехполосный эквалайзер, два регулятора уровня посылов, регулятор панорамы, вращаемый фейдер уровня и пиковый светодиодный индикатор. На всех моноканалах есть гнезда разрывов для подключения внешних приборов обработки.


Фантомное питание (+48 В), как и на всех пультах серии S, включается для всех входов сразу. Тумблер включения фантомного питания расположен на задней панели микшера.

Пульт ALTO AMX-100 FX - один из самых недорогих пультов со встроенным процессором эффектов, который обладает неплохим качеством.


По характеристикам пульт схож с AMX-100, те же два моно- и два стереоканала, трехполосный эквалайзер, посыл на внешнюю петлю эффектов, но при этом возможно использование 24-разрядного аналогово-цифрового внутреннего процессора эффектов. Один из 256 нередактируемых пэтчей выбирается переключателями PRESET и VARIATION, есть светодиодный индикатор уровня, и кнопка заглушения процессора. Из имеющихся алгоритмов есть четыре вида реверберации, задержка, хорус, фленджер и комбинированные.

Если говорить о пультах ALTO в целом, то по количеству функций они во многом выигрывают у пультов Behringer и пультов других фирм, поставляемых в Россию и рассчитанных на пользователей малого и среднего достатка. Процессор эффектов в моделях с индексом FX позволяет производить регулировки в гораздо больших пределах, чем, например в Eurorack UB 1204, а стоимость последнего чуть ли не в два раза выше. Правда, стоит заметить, что количество представленных пресетов в UB 1204 довольно многочисленно (99), да и качество эффектов при более детальном прослушивании ощутимо лучше. Но, учитывая, что пользователь вообще может отказать от процессора эффектов, а использовать недорогие рэковые приборы, то пульты ALTO начального ценового диапазона вполне могут послужить альтернативой Behringer.

Что касается общего качества звучания, то оно примерно на одинаковом уровне, хотя предусилитель пультов ALTO и система шумоподавления мне показались более "мягкими" и качественными.

Обратите внимание: