Тест на тему: "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов". Компьютер как средство автоматизации информационных процессов Ø

Основные информационные процессы

Сбор и поиск информации осуществляются через

  • наблюдение;
  • общение с компетентными лицами;
  • чтение литературы;
  • просмотр видеоматериалов;
  • прослушивание аудиоматериалов;
  • аппаратный сбор при помощи технических средств.

Использование информации

Накопленная информация ценна не сама по себе, а благодаря тому, что она может использоваться людьми для решения актуальных задач или принятия решений. При этом хорошо, когда нужную информацию можно легко найти. Например, если собрать много книг на разные темы и свалить их в кучу, то выбрать нужную книгу будет крайне затруднительно, даже зная ее название и имя автора. Если же расставить книги по полкам, назначить им уникальные номера и создать библиотечный каталог, то поиск нужной книги станет делом нескольких минут. Если написать на конверте адрес получателя в произвольной форме, то такое письмо вернется отправителю. Однако, если по четким правилам и в правильной последовательности вписать составляющие адреса, то письмо дойдет адресату без проблем. Это происходит потому, что куча книг или адрес, записанный в произвольной форме, представляют собой неструктурированную информацию, а библиотечный каталог и правильно записанный адрес являются примером структурированной информации. Структурированная информация готова для повторного многократного использования, потому что она предполагает поиск по четким правилам. Неструктурированную информацию практически невозможно использовать повторно, потому что совершенно неясно, что и как искать. Ценна именно та информация, которая подготовлена для повторного использования.

Определение 2

Хранение информации - это процесс поддержания накопленной информации в специальном структурированном виде, обеспечивающем быстрый доступ к нужной информации и выдачу ее пользователю в удобном формате.

Использование информации людьми всегда предполагает ее передачу.

Определение 3

Передачей информации называется физический процесс, благодаря которому

  • либо информация перемещается в пространстве в виде знаков;
  • либо осуществляется доступ субъектов информации к этим знакам.

В процессе передачи информации всегда участвуют источник информации, приемник информации и канал связи между ними.

Обработкой информации называется преобразование одной информации в другую, осуществленное по определенным формальным правилам.

Например , при регистрации на любом форуме или в социальной сети пользователь дает информацию о дате своего рождения. Система обрабатывает эту информацию при помощи несложных формул и показывает в профиле пользователя уже другую информацию – его возраст на текущий момент.

Рисунок 1.

Данные

Определение 4

Для возможности последующей компьютерной обработки информация сначала должна быть превращена в данные, то есть приведена к специальному виду. Данные – это информация, которая представлена в виде сигналов, пригодных для хранения, обработки и передачи компьютером. Данные хранятся и передаются компьютерами в двоичном виде.

С данными компьютер может работать автоматически. Для этого человеком заранее готовится последовательность действий (программа), которую компьютер должен выполнять в процессе работы с данными. В современном мире приходится иметь дело с очень сложными информационными процессами и пытаться автоматизировать их, работая напрямую с двоичным кодом, совершенно нецелесообразно. Для записи программ используются языки программирования.

Замечание 1

Организация данных исключительно на основе двоичного кода тоже является совершенно недостаточной для удобной работы с ними. Например, текст, набранный в офисном редакторе, хранится в двоичном формате и, безусловно, пригоден для обработки компьютером. Однако, так ли уж много действий мы можем выполнить с текстом при помощи компьютера? Пожалуй, самые сложные операции, которые можно сделать с текстом, это поиск по ключевому слову и автозамена. Быстро выбрать из текста нужные цифры и применить их в расчетах компьютер уже не сможет. А вот если ту же информацию организовать в виде таблиц, то шансы компьютера на успех резко повышаются. Все дело в том, что у таблиц более высокая степень структурирования, чем у текста. А чем лучше данные структурированы, тем удобнее создавать алгоритмы для их обработки. Одной из ключевых задач информатики является поиск различных способов структурирования данных под нужды различных задач.

В результате такого структурирования обычно появляются базы данных, банки данных и базы знаний. К ним пользователи могут обращаться с запросами при помощи специальных языков запросов и быстро получать выборки данных, соответствующие заданным критериям отбора. Компьютерные сети

Работа с большими объемами данных предполагает совместное использование одних и тех же данных различными людьми и различными программами. Зачастую эти программы работают на разных компьютерах, а люди находятся на больших расстояниях от источника данных. Поэтому передача данных осуществляется через компьютерную сеть.

Определение 5

Компьютерной сетью называется множество компьютеров, связанных какой-либо физической средой передачи данных. В качестве физической среды передачи могут использоваться:

  • кабель разных типов;
  • радиоканалы;
  • инфракрасные каналы.

В соответствии с размером территории, на которой расположены связанные средой передачи компьютеры, компьютерные сети делятся на два типа:

Локальные сети обычно связывают территорию с радиусом порядка 1-3 километра и принадлежат одной организации. Для таких сетей выбираются качественные линии связи с высокой устойчивостью к помехам и скоростью передачи сигнала.

Примером глобальной сети может служить Internet, а также глобальная сеть учебных заведений BITNET. Глобальная сеть прежде всего рассчитана на неограниченное количество абонентов. Для глобальной сети используются каналы передачи более низкого качества.

Поскольку все локальные сети имеют выход в глобальные, то на сегодняшний день граница между ними постепенно стирается.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИКЕ

Рабочая программа ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе:

· Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы Составитель М. Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, .2009

Всего часов на изучение программы 34

Количество часов в неделю __1__

Уровень программы: базовый

Год разработки: 2011 г.

Срок реализации: 1 год

Составитель рабочей учебной программы: Никитина Е.Н.

Должность: учитель информатики и математики

2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Учебная рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования. Содержание профильного курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне соответствует утвержденным Министерством образования РФ Стандарту среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям и Примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта полного общего образования на базовом уровне (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04 № 1312).

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствие с Базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе).

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 11 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

· освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

· овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

· воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

№п/п Тема Часы
Теория Практика Всего
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. 5,5 5,5
Моделирование и формализация.
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД)Практическая работа 2.11. 4,5 3,5
Информационное общество
Повторение. Подготовка к ЕГЭ. Тесты по темам курса «Информатика и ИКТ» -
резерв - - -
Итог:

Тема 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов - 11 часов

1.1. История развития вычислительной техники 1.2. Архитектура персонального компьютера 1.3. Операционные системы 1.3.1. Основные характеристики операционных систем 1.3.2. Операционная система Windows 1.3.3. Операционная система Linux 1.4. Защита от несанкционированного доступа к информации 1.4.1. Защита с использованием паролей 1.4.2. Биометрические системы защиты 1.5. Физическая защита данных на дисках 1.6. Защита от вредоносных программ 1.6.1. Вредоносные и антивирусные программы 1.6.2. Компьютерные вирусы и защита от них 1.6.3. Сетевые черви и защита от них 1.6.4. Троянские программы и защита от них 1.6.5. Хакерские утилиты и защита от них Практическая работа 1.1. Виртуальные компьютерные музеи Практическая работа 1.2. Сведения об архитектуре компьютера Практическая работа 1.3. Сведения о логических разделах дисков Практическая работа 1.4. Значки и ярлыки на Рабочем столе Практическая работа 1.5. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux Практическая работа 1.6. Установка пакетов в операционной системы Linux Практическое задание 1.7. Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи Практическое задание 1.8. Защита от компьютерных вирусов Практическое задание 1.9. Защита от сетевых червей Практическое задание 1.10. Защита от троянских программ Практическое задание 1.11. Защита от хакерских атак
Контроль знаний и умений: тестирование, практическая зачетная работа.
Информатика и ИКТ-11:Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Ø Эта информация должна быть представлена в виде специальных сигналов. Информацию, представленную в компьютере в виде сигналов называют данными.

Данные Ø Это информация, представленная в виде сигналов, пригодных для ее хранения, обработки и передачи с помощью компьютера.

Ø Компьютер представляет собой единство аппаратных и программных средств, неразрывно связанных между собой и нефункционирующих друг без друга.

Ø Поскольку компьютер изначально создавался людьми для автоматизации информационных процессов, традиционно свойственных человеку, то в компьютере можно выделить функциональные устройства, выполняющие информационные функции по аналогии с человеком.

Ø Человеку для восприятия информации необходимы органы чувств (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание). У компьютера предусмотрены устройства ввода, которые позволяют преобразовывать информацию из формы, понятной человекуm в форму, понятную компьютеру.

Ø При разговоре между людьми передача информации происходит с применением речи, мимики и жестов. Устройства вывода в современном компьютере позволяют представить информацию в форме, удобной для человека.

Обработка информации Ø Обработка информации – одна из основных составляющих формационной деятельности человека. До недавнего времени практически единственным средством обработки информации оставался человеческий мозг. В компьютере эту роль выполняет процессор.

Процессор Ø электронный блок либо интегральная схема, исполняющая машинные инструкции (код программ), главная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера.

Ø Информация, которая хранится в памяти человека, всегда доступна ему называется внутренней. Ø Для длительного хранения больших объемов информации человек использует внешнюю память(бумажные и др. материальные носители).

Ø С помощью устройств ввода или из внешней памяти информация передается во внутреннюю память компьютера. Процессор считывает из внутренней памяти команды программы и данные, обрабатывая данные в соответствии с поступающими командами. Результаты обработки также сохраняются во внутренней памяти компьютера.

Ø Далее информация передается c помощью устройств вывода, а при необходимости сохраняется во внешней памяти. Передача управляющих сигналов, синхронизирующих работу устройств компьютера, происходит напрямую от процессора ко всем другим устройствам компьютера.

Ø Компьютер используется не только для обмена информацией между ним и человеком, но и для передачи информации между компьютерами. Чтобы компьютеры обладали возможностью обмениваться информацией, они должны быть объединены в компьютерную сеть.

Ø Компьютерные сети предназначены для передачи, хранения, обработки информации. Они обеспечивают оперативный обмен информацией между компьютерами и людьми, а также возможность совместного использования людьми аппаратных и программных средств компьютеров.

»

Вариант 1

А1. Как называется устройство ввода графических изо­бражений в компьютер?
1) джойстик 2) микрофон 3) сканер 4) клавиатура

А2. К ак называется устройство вывода любой визуальной информации от ПК?
1) колонки 2) монитор 3)принтер 4) плоттер

А 3. Поименованная информация на диске:
1) дисковод 2) папка 3) файл 4) каталог

А4. Укажите расширение файла proba.docx.
1) нет расширения 3) рrobа 2) .docx 4) docx

А5. Укажите тип файла fact.exe.
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4) Web-страница

А6. Имя С: имеет:

А7. Операционная система - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляю­щих работой компьютера и обеспечивающих про­цесс выполнения других программ
3) программыдля обеспечения работы внешних устройств

А8. Выберите прикладные программы для обработки гра­фической информации.
1) МiсrosоftWord, StarOfficeWriter
2)Mu1tip1an, Quattro Рro, SuperCalc
3) Adobe Photoshop, Core1 PhotoPaint, Macromedia Freehand
4) Мicrоsоft Power Point, StarOffice Impress

А9. Выберите определение компьютерного вируса.
1) прикладная программа
2) системная программа
3)программа, выполняющая на компьютере несанкционированные действия
4) база данных

В1. Дайте определение.

Форматирование – это…

В2. Назовите средства защиты от вирусов.

Тест «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

Вариант2

А1. Как называется устройство, используемое только для управления курсором по экрану монитора?
1) мышь 2) клавиатура 3)трекбол 4) сканер

А2. Как называется устройство, используемое для вывода чертежей на бумажные носители?
1) плоттер 2) принтер 3)колонки 4) монитор

А3. Файл - это:
1) единица измерения информации
2)программа в оперативной памяти
3)программа или часть памяти, имеющая имя
4) текст, напечатанный на принтере

А4. Укажите расширение файла primer .а vi .
1) primer.avi . 2) .primer 3) аvi 4) .аvi

А5. Укажите тип файла fact.jpeg .
1) текстовый 2) графический 3) исполняемый 4)Web-страница

А6. Имя А: имеет:
1) дисковод для гибких дисков 2) жесткий диск 3) дисковод для DVD-дисков 4) папка

А7. Драйвер - это:
1) программа для загрузки ПК
2) программа или совокупность программ, управляющих работой компьютера и обеспечивающих про­цесс выполнения других программ
3) программы для обеспечения работы внешних устройств
4) программы для работы с файлами

А8. Выберите наиболее правильное описание этапов дей­ствия программного вируса.
1) размножение, вирусная атака
2) запись в файл, размножение
3) запись в файл, размножение, уничтожение программы
4) размножение, запись в файл, удаление программы

А9. Выберите антивирусные программы .
1) AVP, DrWeb, NortonAntiVirus
2) MS- DOS, MSWord, АVP
3) MSWord, MSExcel, NortonCommander
4) DrWeb, AVP, NortonDiskDoctor

В1. Дайте определение.

Антивирусник – это…

В2. Напишите как бороться с троянскими программами, хакерскими утилитами