Студийные мониторы. Digital Sound - Расстановка студийных мониторов

Боковая колонка Боковая колонка с новостями

Расположение мониторов

Расстояние мониторов от стены

самое ужасное - расположение в углу.

Направление мониторов

Отражения от стен и потолка

сильно влияют на восприятие стереокартины.

Расстановка студийных мониторов

Расположение мониторов
В идеале, студийные мониторы нужно располагать таким образом, чтобы два монитора и голова человека составляли равносторонний треугольник со сторонами от одного до двух с половиной метров, в зависимости от размера комнаты и размеров и мощности самих мониторов. Мониторы, опять же, в идеале, должны быть расположены в комнате симметрично и на прочных стойках высоты, достаточной для того, чтобы твиттеры находились на одном уровне с ушами. Большинство мониторов разработаны так, что высокочастотный динамик находится выше, чем низкочастотный, поэтому, убедитесь, что вы расположили их правильной стороной кверху. Установка мониторов вверх-ногами оказывает негативное влияние на частотную характеристику, характеристику направленности и ухудшает стерео-картину.

Расстояние мониторов от стены
Большинство мониторов разработаны в расчете на то, что они будут расположены достаточно далеко от поверхностей стен, как сбоку, так и сзади. Если у вас есть выбор, то обычно лучше ставить мониторы так, чтобы стена сзади была ближе, чем стены по бокам. Если расположение вблизи стены неизбежно, постарайтесь использовать мониторы, в которых предусмотрена компенсация такой ситуации. В большинстве активных мониторов предусмотрена возможность некоторой коррекции низких частот, чтобы понизить негативное влияние близкого к стенам расположения, или, что самое ужасное - расположение в углу. Если вы используете мониторы с фазоинвертором, есть шанс улучшить звучание, заткнув их акустической пеной, либо просто тряпкой, хотя, результаты непредсказуемы и звучание мониторов может стать хуже, чем было до этого. Часто советы по расстановке мониторов конкретных моделей можно найти в руководстве пользователя.



Направление мониторов
Также стоит подумать о том, куда будут направлены мониторы. Хотя при разработке большинства мониторов предполагается, что они будут направлены непосредственно на слушателя (например, мониторы Genelec), существуют модели, предназначенные для параллельного направления в комнату (например, большинство мониторов PMC), и, если их направить непосредственно на слушателя, они будут звучат слегка более ярко, чем нужно. Этот аспект расстановки мониторов зависит в первую очередь от их характеристики направленности.

Отражения от стен и потолка
Постарайтесь уменьшить влияние ранних отражений от стен и потолка, так как они сильно влияют на восприятие стереокартины. Если расположение мониторов возле стен неизбежно, есть смысл разместить на стене акустическую пену, или просто одеяло на боковых стенах, между мониторами и позицией слушателя. Наиболее походящее место для абсорберов можно подобрать, используя зеркало. Пусть кто-то перемещает зеркало вдоль стены, в то время как другой человек сидит там, где будет сидеть слушатель. Когда слушатель увидит в зеркале отражение твиттера монитора, это будет означать, что в этом месте надо расположить центр абсорбирующей панели.

Боковая колонка Боковая колонка с новостями

Расположение мониторов

Расстояние мониторов от стены

самое ужасное - расположение в углу.

Направление мониторов

Отражения от стен и потолка

сильно влияют на восприятие стереокартины.

Расстановка студийных мониторов

Расположение мониторов
В идеале, студийные мониторы нужно располагать таким образом, чтобы два монитора и голова человека составляли равносторонний треугольник со сторонами от одного до двух с половиной метров, в зависимости от размера комнаты и размеров и мощности самих мониторов. Мониторы, опять же, в идеале, должны быть расположены в комнате симметрично и на прочных стойках высоты, достаточной для того, чтобы твиттеры находились на одном уровне с ушами. Большинство мониторов разработаны так, что высокочастотный динамик находится выше, чем низкочастотный, поэтому, убедитесь, что вы расположили их правильной стороной кверху. Установка мониторов вверх-ногами оказывает негативное влияние на частотную характеристику, характеристику направленности и ухудшает стерео-картину.

Расстояние мониторов от стены
Большинство мониторов разработаны в расчете на то, что они будут расположены достаточно далеко от поверхностей стен, как сбоку, так и сзади. Если у вас есть выбор, то обычно лучше ставить мониторы так, чтобы стена сзади была ближе, чем стены по бокам. Если расположение вблизи стены неизбежно, постарайтесь использовать мониторы, в которых предусмотрена компенсация такой ситуации. В большинстве активных мониторов предусмотрена возможность некоторой коррекции низких частот, чтобы понизить негативное влияние близкого к стенам расположения, или, что самое ужасное - расположение в углу. Если вы используете мониторы с фазоинвертором, есть шанс улучшить звучание, заткнув их акустической пеной, либо просто тряпкой, хотя, результаты непредсказуемы и звучание мониторов может стать хуже, чем было до этого. Часто советы по расстановке мониторов конкретных моделей можно найти в руководстве пользователя.



Направление мониторов
Также стоит подумать о том, куда будут направлены мониторы. Хотя при разработке большинства мониторов предполагается, что они будут направлены непосредственно на слушателя (например, мониторы Genelec), существуют модели, предназначенные для параллельного направления в комнату (например, большинство мониторов PMC), и, если их направить непосредственно на слушателя, они будут звучат слегка более ярко, чем нужно. Этот аспект расстановки мониторов зависит в первую очередь от их характеристики направленности.

Отражения от стен и потолка
Постарайтесь уменьшить влияние ранних отражений от стен и потолка, так как они сильно влияют на восприятие стереокартины. Если расположение мониторов возле стен неизбежно, есть смысл разместить на стене акустическую пену, или просто одеяло на боковых стенах, между мониторами и позицией слушателя. Наиболее походящее место для абсорберов можно подобрать, используя зеркало. Пусть кто-то перемещает зеркало вдоль стены, в то время как другой человек сидит там, где будет сидеть слушатель. Когда слушатель увидит в зеркале отражение твиттера монитора, это будет означать, что в этом месте надо расположить центр абсорбирующей панели.

Студийные мониторы — это идеальные колонки или, другими словами, акустические системы, небольшой мощности. Используемые в профессиональной звукозаписи для контроля баланса инструментов, качества исполнения (во время записи) и качества звука.

Мониторы созданы, чтобы максимально чисто отображать звучание записанного материала. Стоит добавить, что студийные мониторы не выбирают по красоте звучания — прежде всего, мониторы должны выявлять максимальное количество дефектов записи.

Студийные аудиомониторы также можно назвать идеальной акустической системой, так как для контроля звука ничего более качественного пока не изобретено. Учитывая идеально четкое и ровное звучание студийных мониторов, их можно применять для написания и прослушивания любых типов и жанров музыки, то есть они универсальны.

Особенности студийных мониторов

Студийные мониторы по своей конструкции делятся на два вида: пассивные и активные . Активные мониторы отличаются от пассивных наличием встроенного усилителя. Поэтому если вы решили покупать пассивные мониторы не забудьте заранее подумать о подходящем качественном усилителе.

Есть множество сторонников и того, и другого вида мониторов. Нельзя утверждать точно, что лучше. С одной стороны в конструкции пассивных мониторов нет ничего лишнего, а с другой стороны активные мониторы идут в комплекте с усилителем от одного производителя и соответственно с параметрами максимально подходящими для данной акустики.

Также нужно отметить, что студийные мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего действия. Различить эти мониторы можно по размеру динамиков .

Для работы в домашней студии , с учётом квадратуры помещения, эксперты магазина “Ученик” рекомендуют использовать студийные мониторы ближнего действия (диаметр динамиков до 8 дюймов).

Для того, чтобы ощутить возможности такого оборудования будет не лишним позаботиться о хорошей звукоизоляции помещения. Только так вы сможете оценить потенциал студийных мониторов.

Достоинства активных мониторов:

  • широкие возможности использования;
  • широкие возможности соединения (обеспечиваются наличием цифровых и аналоговых входов);
  • наличие собственного усилителя;
  • способность тонко подстраиваться под акустические особенности конкретного помещения;
  • тщательно проверенная схемотехника, позволяющая работать, не перегорая, динамикам и усилителям.

Недостатки активных мониторов:

  • наличие множества проводов (минимум два);
  • сложный ремонт;
  • отсутствие у звукорежиссера возможности управлять громкостью на рабочем месте.

Достоинства пассивных мониторов:

  • легко инсталлируется;
  • имеет только один провод (сигнальный);
  • отсутствие лишней «начинки»;
  • легкость ремонта и диагностики;
  • более тщательно продумано акустическое пространство;
  • звукорежиссер имеет возможность аппаратно управлять громкостью монитора на рабочем месте.

Недостатки пассивных мониторов:

  • необходим отдельный усилительный тракт;
  • наличие только аналоговых входов (акустического или линейного);
  • неподвижность установки.

Три вида студийных мониторов

Как правило, профессиональные студии имеют не одну, а три мониторные линии : дальнего, среднего и ближнего поля. От расположения монитора зависит его назначение.

Монитор ближнего поля (или полочный) представляет собой наиболее часто встречающуюся разновидность. Чаще всего их помещают на стойках или на столе звукорежиссера. Они сводят треки и монтируют рабочую фонограмму, так как прилично передают звучание средних и верхних частот.


Монитор среднего поля создают акустические эффекты, которые плохо слышно вблизи, а также позволяют прослушивать низкие частоты, которые почти отсутствуют у ближних мониторов. Отдельные мониторы можно использовать и для переноса фонограмм на носитель.


Монитор дальнего поля позволяет прослушивать сведенную композицию и весь альбом целиком, на любой громкости и любых х. Такие мониторы применяют, как правило, на больших студиях и при переносе записей на носитель для последующего размножения.


В условиях домашней студии чаще всего применяют комбинацию из ближнего монитора и низкочастотного динамика. Студийные мониторы требуют для установки специальных демпфирующих стоек (для гашения или предотвращения колебаний), которые предотвращают ненужные отзвуки и колебания в процессе прослушивания записи.

  1. Отберите музыкальные композиции , которые досконально вам известны. Лучше, если они будут того же стиля и жанра , в которых вы будете работать. Они также должны быть максимально возможного качества. Перенесите эти записи на CD-диск или флешку и возьмите его с собой, когда отправитесь в магазин за монитором. Возьмите также пару дисков для тестирования, которые позволят обнаружить особенности звучания, которые не слышны обычному уху.
  2. Определитесь заранее, куда вы будете ставить мониторы . Вооружитесь рулеткой, листом бумаги и карандашом. Начертите схематический план помещения, отметьте места расположения мониторов, измерьте расстояния:- между мониторами;- между каждым монитором и стеной, расположенной позади;- между каждым монитором и оператором-слушателем.Если вы планируете ставить мониторы вплотную к стене , то вам нужны системы с передним расположением а. Если же между монитором и стеной можно будет организовать расстояние в 30-40 см, то лучшим вариантом будут системы с задним расположением а, так как в этом случае можно будет рассчитывать на максимально качественную проработку басов.
  3. Войдя в торговый зал, сначала выберите мониторы, подходящие по типу (напольные, настольные, ближнего или среднего поля), по мощности, по расположению а, по наличию необходимых интерфейсных разъемов или регуляторов, ну и, конечно же, по дизайну. Не лишним будет оценить вес - хорошие мониторы достаточно тяжелы.
    Вес монитора говорит о качестве материалов , использованных в акустическом оформлении. К у же тяжелый монитор не так резонирует и под действием басовых нот не смещается со своего места. Если площадка, на которой будет установлена такая , будет хоть чуточку неровной, то легкий монитор под действием вибрации будет двигаться и даже падать.
  4. Выбирайте монитор, изучая его характеристики, дизайн, функции ; не беспокойтесь особо по поводу выходной мощности: скорее всего, вам не потребуется максимальная громкость, может быть, уже при 30-50 будут слышны те звуковые оттенки, которые с трудом можно услышать на домашней акустике. Наилучшая мощность для ближних мониторов должна составлять 100 .
  5. Если, слушая музыку на мониторах в магазине, вы почувствуете новые оттенки , возможно, это ваша будущая покупка. Если ничего интересного не услышали, вероятно, вы нуждаетесь в более чувствительном мониторе.

Правильное расположение мониторов

Кроме того, вам нужно будет решить как вы собираетесь ставить свои мониторы . Есть несколько вариантов. Вы можете расположить их на столе, но тогда советуем вам прикупить специальные подкладки. Или же вы можете купить стойки, на которых будут стоять мониторы.

Мониторы должны находиться на одном уровне с ушами и образовывать со слушателем равнобедренный треугольник. Если у вас не получается сделать такой треугольник в силу дефицита помещения - ничего страшного. Главное, чтобы динамики мониторов были направлены на вас (на ваши уши).

Установка студийных мониторов

Примеры студийныйх мониторов


Первым делом вы подумаете: «Инструкция по эксплуатации для колонок? Да бросьте, это как руководство пользователя для зубной щетки». Всем же известно, что надо подцепить их в фазе, а потом сидеть и слушать. Какие еще требуются знания? Понятно, что колонки предназначены для профессиональных или полупрофессиональных студий. Поэтому не будем говорить, что нельзя ставить на них горшки с цветами и что не стоит водружать правую на книжную полку, а левую - на пол за диван. Вы серьезные слушатели, иначе бы вы не купили Yamaha, Genelec или Tannoy. Мы, звукоинженеры одной из ведущих компаний по производству студийных мониторов, решили: кто-то должен написать такую инструкцию, и раз нас интересует собственно мониторинг, а не продажа колонок, мы сочли себя вправе сделать это. Данная инструкция расскажет вам, как добиться абсолютно лучшего результата от своих мониторов.

Изначально следует предупредить вас по поводу высоких звуковых уровней, на которые способны мониторы. Уровни более 95 дБ по 8 часов в день могут в конечном счете вызвать полную потерю слуха. Поскольку профессиональные мониторы имеют очень низкие уровни временных, амплитудных и частотных искажений, при работе с ними не всегда заметно, что уровень громкости очень большой.

При непрерывной работе стоит изредка использовать измеритель уровня шума, способный интегрировать звуковой уровень за смену согласно стандартам шумового контроля. Необходимо удостовериться, что уровни шума всегда находятся в безопасных пределах.

Размещение мониторов

А теперь действительно критичные вещи. Размещение монитора и обстановка прослушивания могут полностью скомпрометировать параметры любого монитора, независимо от его цены. Важно понять некоторые ограничения мониторов ближнего поля и рабочей обстановки, чтобы получить максимальный результат от пары, стоящей в вашей студии.

Ориентация

Для серьезного слушателя двухполосные мониторы должны иметь определенную ориентацию. В 2-полосных системах басовик и пищалка установлены на панели по вертикальной линии. Между центрами этих головок на панели есть фиксированное вертикальное расстояние и есть фиксированное расстояние между вероятным акустическим центром каждой головки и плоскостью панели в точке разбивки частот (crossover point). Ставя басовик и пищалку вертикально, мы минимизируем проблемы, вызванные этими физическими сдвигами. Условия прослушивания мониторов ближнего поля увеличивают эффекты сдвига динамиков, поэтому приходится действительно оптимизировать ориентацию монитора. Если вы сидите очень близко к мониторной системе, вертикальные движения головы существенны, потому что ваше перемещение является большим изменением угла дуги, и отсюда количество градусов выше и ниже оси (это линия между басовиком и пищалкой). Иными словами, подергайте головой вверх-вниз с амплитудой примерно в несколько сантиметров на расстоянии 1 метра от колонки, и ваше ухо двинется на больший угол относительно оси динамика, по сравнению с тем же вертикальным движением на расстоянии 4-5 метров. Нужны доказательства? Включим негромко музыку и подставим глову очень близко, примерно на 500 мм (20″). Переместите теперь голову вверх и вниз, и вы сможете разбить музыкальный образ на отдельные источники ВЧ и НЧ. Это сильно утрированный пример того, о чем речь. В нормальной позиции прослушивания все не так плохо, но изменения все те же.

Все 2-полосные системы принуждают мириться с некими компромиссами в точке разбивки частот. Частота кроссовера таких маленьких систем приходится на центр СЧ-диапазона (2.0-3.0kГц), где человек очень тонко различает частотно-фазовые отклонения.

На диаграмме ниже дано графическое представление мониторной системы, работающей в точке кроссовера, где как ВЧ-, так и НЧ-динамики выдают одинаковый выходной уровень. Первая показывает пару 2-полосных громкоговорителей, находящихся на боку. Обратите внимание, каждый динамик выдает звук, и из-за физического расстояния, отделяющего их на панели, есть также разница во времени, разделяющая динамики. Результат вы видите. Вокруг точки раздела монитор производит многочисленные лепестки, вызывающие изменения в характере СЧ-звука, покуда вы двигаетесь по горизонтальной плоскости прослушивания.

При мониторах, лежащих горизонтально, будет самое большое количество отклонений, вызванных геометрическими/временными сдвигами между динамиками. И если вы думаете, что на это трудно смотреть, представьте, каково это слушать!

Стерео происходит слева направо, и плоскость прослушивания должна быть такой, чтобы мы смогли уменьшить изменения в геометрических/временных сдвигах между басовиками и пищалками. Это не идеально - сдвиг динамика все еще есть, но размещение басовика и пищалки на панели вертикально дает звукоинженеру самый широкий диапазон движения в горизонтальной плоскости. Можно прокатиться в кресле по всей длине пульта и не изменить отношения между басовиком и пищалкой. Только не дергайте головой вверх-вниз в этот момент.

С басовиком и пищалкой, установленными вертикально, вы ощутите наименьшие изменения, двигаясь поперек горизонтальной плоскости рабочей поверхности пульта.

Интересное примечание, касающееся подлинно точечных двойных концентрических мониторов Tannoy последних разработок. Они свободны от физических сдвигов, описанных ранее, что означает: поведение мониторов не будет изменяться в горизонтальной, вертикальной или любой другой плоскости на выбор. Еще одна четкая вещь: независимо от того, как близко к ним садиться, звуковая картина не разобьется отдельно на источники ВЧ и НЧ.

И если последовать обычной практике размещения 2-полосных мониторов на боках - для лучшего обзора над индикаторной панелью, - вы увидите (и услышите!), что произойдет. Когда монитор на боку, стоит вам двинуть головой горизонтально, и вы теперь двигаетесь через все те лучи, или лепестки, где фронты импульса от басовиков и пищалок смешиваются и интерферируют друг с другом. Звучание на СЧ будет разным для каждого положения головы. Все 2-полосные мониторы, независимо от производителя, нужно использовать с вертикальной многоголовочной осью (именно так надо поступать с мониторами ближнего поля). И если вам интересно, как работают 3-полосные колонки ближнего поля с целой пачкой динамиков, навешанных по всей панели… вы быстро поймете, почему лучшие конструкторы остановились именно на 2-головочных системах.

Размещение

Это мониторный эквивалент регулировки колеса. Куда вы нацеливаете мониторы для получения самого ровного и наиболее последовательного звука, и как далеко друг от друга вы размещаете их для получения хорошей стереокартины? Основное правило: следуйте расположению равностороннего треугольника. Расстояние между 2 мониторами должно быть ровно таким же, как расстояние между одним монитором и вашим носом в положении прослушивания, где вы наклоняетесь вперед на подлокотнике пульта. См. следующую диаграмму.

Ось монитора (показана на диаграмме) должна быть нацелена в точку на полпути между самым далеким передним и самым дальним задним положениями прослушивания (как обозначено двумя головами на диаграмме). Это диапазон около 600 мм. Если можете, то совместите свои уши с вертикальной осью монитора (полпути между басовиком и пищалкой). Вспомните предыдущие рисунки, показывающие ваши уши и монитор. Они помогут найти нормальную позицию прослушивания, которая находится в лучшей возможной точке. Если из-за этого вам придется положить подбородок на пульт, нужно слегка наклонить монитор назад. При этом ваша голова окажется в «сладкой точке», независимо от того, наклоняетесь ли вы вперед, регулируя уровень или тембр, либо наклоняетесь назад, отслушивая микс. Не сходите с ума в попытках вычислить это место с точностью до миллиметра - разброс в 5-10 см пойдет. Хорошие мониторы имеют обширную «сладкую точку» как горизонтально, так и вертикально для снижения отклонений качества звука, в то время как вы двигаетесь вокруг, выполняя свои звукоинженерские штучки. Поворот мониторов таким образом дает лишнюю выгоду отсутствия отражения высоких частот от стен и внешних приборов.

Отражения пульта

Микшерский пульт - это убийца номер один ровного диапазона мониторов ближнего поля. Большинство из вас паркует мониторы ближнего поля на индикаторной панели, что делает вершину пульта наиболее влиятельной отражающей поверхностью для звука на сведении. Насколько важно это отражение? Если бы это было такое большое дело, разве бы уже не сделали что-то другое? Надо признать, что разработчики не особо быстро оценили ситуацию, и теперь очевидно, что мы игнорировали проблему больше 10 лет, с тех пор мониторы ближнего поля стали популярными. Так что, вы все еще сдержаны насчет значения этого отражения? Окей, выковыривайте свой генератор розового шума - время экспериментировать! Вам понадобится помощник из публики. Пусть он подержит монитор в воздухе на расстоянии примерно 600 мм (24«) от верха пульта при прохождении через него розового шума. Удостоверитесь, что слушаете прямо по оси монитора (эта линия между басовиком и пищалкой). Пусть помощник медленно опускает монитор на свое место на индикаторной панели. Слышите это изменение в СЧ-характере, в то время как он приближается к последним 30 см пульта? А насколько по-другому он звучал, находясь в воздухе? Здесь происходят две существенных вещи. Первая - проходит доля секунды (и крошечная доля), прежде чем звук непосредственно от монитора дойдет до вашего уха. А вы думали, что не можете позволить себе купить флэнджер для студии! Вы заметили, что в последнем футе (30 см) до приземления на пульт основное звуковое изменение было в СЧ-области. Вот суровая правда, связанная с законами физики. Скорость звука в воздухе дает длины волн в СЧ-диапазоне, которые соизмеримы с геометрическими размерами всего, на что мы устанавливаем мониторы, максимизируя проблемы, созданные отражениями. Предыдущие диаграммы (горизонтальная и вертикальная), показывающие взаимодействие отдельных басовика и пищалки, также демонстрируют проблему, вызванную отражением. Замените в диаграмме отражение на один из динамиков, и вы имеете довольно честную картину происходящего, когда встречаются фронт первоначального импульса и фронт отраженного импульса. Проблема с этим гребенчатым фильтром кроется в том, что это невозможно исправить никаким земным эквалайзером - как только волны компенсируются, нечего усиливать. Вы, должно быть, заметите, что при движении головой фильтрация меняется. И любая регулировка частот эквалайзером для одного положения повредит всем другим положениям прослушивания. Мы упомянули, что здесь имеются две вещи. Вторая - это изменение в направленности, вызванной добавлением границы (верх пульта). Желая покричать кому-то на открытом воздухе, вы складываете руки рупором вокруг рта, чтобы увеличить направленность своего голоса. Помещая монитор на панели индикаторов, вы сделали эквивалент такого рупора. На нижних СЧ (200-800Гц), где длина волны достаточно длинна (400-1400 мм), чтобы случилась компенсация, фронты импульсов складываются вместе. Это вызывает приращение уровня в области выше нижней середины; в то же время в СЧ-диапазоне появляются эти дыры от эффекта гребенчатого фильтра. Теперь, когда вы поверили, что мониторы ближнего поля нельзя использовать на верху пульта, поговорим о том, что можно сделать для облегчения проблем. Первое - суметь распознать поверхности, которые могут причинить серьезный вред. Можно сделать это с большими затратами, используя анализатор реального времени, и „убить“ несколько месяцев, учась им пользоваться. Но можно прихватить с собой леску, микрофонную стойку, немного липкой ленты и приготовиться к другому эксперименту.

Сначала теория. Для незапятнанной стереокартинки и частотного диапазона лучше бы все слушать в среде, полностью свободной от отражений. Например, в анехоиковой камере вы услышите прямой звук, воспроизводимый мониторами - никаких противных отражений. Но для большинства людей это непрактично, и вот следующая самая хорошая вещь. „Нащупайте“ позицию прослушивания, свободную от отражений, идущих в пределах 2 мс после прямого звука (за это время звук проходит 600 мм или меньше - частоты от 500 Гц и выше) и минимизируйте отражения, идущие в пределах 10 мс после прямого звука. Тогда вы сможете поддерживать замечательно устойчивую стереокартину и однородное звучание по всей области прослушивания. „Прямой звук“ действительно таков, это кратчайший прямой путь, по которому звук идет от монитора к уху - никаких отскоков, никаких отражений. 2-миллисекундное окно отражения очень влияет на характер звука в позиции прослушивания, решительно изменяя звучание монитора в критическом звуковом диапазоне 500Гц и выше. 10-миллисекундное окно отражения вызывает гораздо большие тонкости в звучании монитора, ведь ухо/мозг читает отражения, идущие в пределах 10 мс прямого звука, и как часть диапазона монитора эти отражения могут таскать стереокартинку вокруг на разных частотах в разных направлениях. Довольно теории, теперь в лабораторию.

Вот где мы забавляемся с наукой. Возьмите микрофонную стойку и поставьте ее в положение прослушивания. Приложите один конец лески к верху стойки и протяните леску к передней панели одного из мониторов. Это - прямая звуковая дорожка от монитора к положению прослушивания. Для отыскания всех поверхностей, которые внесут отражения в пределах того чудесного 2-миллисекундного окна, добавьте 600 мм к протянутой леске. Небольшой полоской скотча прикрепите леску к панели - НЕ динамикам! Теперь каждая поверхность, которой вы можете коснуться любой частью той лески, может вносить отражения в вашу позицию прослушивания.

Анализатор лески

Эта же самая забота об отражающих поверхностях применима ко всему близлежащему барахлу типа компьютерных мониторов, внешних приборов, кофейных чашек, рулонов ленты, деревянного протеза продюсера и прочего мусора, привычного для студийной обстановки. Расчистить эту короткую звуковую дорожку от мониторов к положению прослушивания - это как вынуть ватный тампон из уха.

Вы можете повторить процесс с дополнительной 300 мм (10») нитью, чтобы посмотреть, какие поверхности повлияют на тембр и картину вашего микса. Это упражнение не для того, чтобы найти места, куда навешать мягких или пенистых поглотителей. Ведь самое последнее, что вы хотите сделать - это намертво заглушить свою комнату. Этот процесс покажет, какие поверхности надо наклонить, чтобы перенаправить отражения подальше от вашей позиции микширования. Если есть поверхности, невозможные для перемещения или сдвига, на них стоит нанести немного поглощающего материала, но не покрывать ВСЮ комнату поглотителем.

Возможно, вы захотите разместить мониторы не на индикаторах пульта, а иначе: возможно, приподнятыми - на настенной «руке» - или на специальной стойке мониторов среднего поля сразу за пультом. Эти вещи помогут очистить это 2-миллисекундное окно. Держите ваши уши открытыми для других проблемных отражений. Например, наклонная панель разъема позади пульта и панель монитора приведут к отражению звука, который вернется в уши продюсера с запаздыванием. Трюк с леской просто прекрасно работает для отыскания этих отражающих поверхностей. Важно, чтобы вы услышали влияние размещения монитора на характер звучания мониторов, и понимали, ЧТО те изменения сделают с миксом. Для полноты картины вот еще несколько вещей.

Установка мониторов

Вы, вероятно, аккуратно установили мониторы на индикаторной панели своего пульта или возле харддискового редактора. Найдите музыку с действительно солидным низом, которая вам хорошо знакома. Послушайте эту музыку с монитором непосредственно на поверхности размещения, а затем на тонком куске резинового коврика. Слышите разницу? Как звучит запись? Становится как в корыте или мутной? В зависимости от типа установки поверхности вы, возможно, сочтете необходимым использовать тонкий слой гибкого материала (например, Bluetack) под громкоговорителем. Этот не только немного поглотит вибрацию, но и избавит монитор от вибрации от установочной поверхности.

Отверстие фазоинвертора

Если отверстие фазоинвертора расположено на задней панели, то надо отодвинуть мониторы, по крайней мере, на 150 мм от ближайшей стены, чтобы избавиться от раздутого басового звука. Если невозможно избежать установки к стене или если используется отдельный сабвуфер, можно полностью заткнуть трубу фазоинвертора затычкой из каучуковой пены, держаться она будет на трении. Поскольку отверстия не нужны, если динамики монитора используются с ВЧ-фильтром, вы никак не потеряете в басах и можете улучшить нижнюю середину, заткнув отверстия.

Эквализация

Мы считаем, что с мониторами вообще не нужно использовать эквалайзер; отклонения в работе мониторов должны исправляться их размещением (в конце концов, вот о чем эта инструкция). Но мы понимаем, что иногда эквализация - неизбежное зло. Если есть выбор эквалайзеров для мониторных применений, то здесь чем меньше, тем лучше. Чем меньше число фильтров, тем лучше эквалайзер будет звучать. 5 полос стереопараметрики лучше, чем 15 полос стерео, а это лучше, чем 1/3-октавный стерео. Возможно, вы не сознаете, но во всех 1/3-октавных эквалайзерах, за исключением всего 1-2 фирм, все 30 фильтров стоят последовательно. Считайте: минимальное переходное время через каждый фильтр приблизительно 25 мс, плюс еще немного времени затухания на каждый фильтр. Даже с эквалайзером, установленным плоско, в рамках времени он ведет себя не просто как кусок провода. Если нет ОСОБОЙ нужды изменять тембральное звучание мониторов, то вообще не цепляйте к их усилителю эквалайзер.

Если вы крутите частоты у компактных мониторов ближнего поля, важно иметь в виду, что они не сравнятся с большими системами для отслеживания синтезаторных партий или барабанных сэмплов. Не старайтесь их заменить, они на это не рассчитаны! Не пытайтесь улучшить их звук эквалайзером, чтобы они зазвучали как колонки с 15-дюймовыми динамиками в музыкальном магазине. Эквализовать систему ближнего поля надо с большой тонкостью. Только с лучшими намерениями можно по вкусу чуть подрезать нижнюю середину там или сям для небольшого завала частот, где пульт или верх стола дают подъем. И только, чтобы исправить характеристики размещения, о которых шла речь. Общее правило здесь: диапазон контроля больше, чем 6дБ, никому не нужен, и никогда не должно быть двух смежных фильтров с разницей между ними, превышающей 6дБ. Чрезмерная эквализация может уменьшить динамику системы и внести фазовые искажения. В итоге вместо улучшения будет больше проблем.

Необходимой эффективности и максимально положительных результатов пользователь звукового оборудования может добиться только при условии правильного использования практически любого технического средства. Не являются исключением и студийные мониторы. До того, как приступить к использования подобного звукового оборудования, необходимо их грамотно расставить. Расстановку студийных мониторов необходимо производить с соблюдением всех существующих норм, правил и рекомендаций. При правильной расстановке студийных мониторов можно добиться предельно ровного значения АЧХ, получить отличное отображение общей стерео-картины.

Особенности установки и расположения студийных мониторов.

Даже если человек является владельцем студийных мониторов самого высокого качества, произведённых лучшими компаниями и самыми известными в мире музыкального оборудования брендами, при их расстановке по месту в обязательно порядке необходимо учитывать особенности помещения, предназначенного для размещения студийных мониторов. Иногда имеет смысл больше внимания уделить именно акустике помещения, а так же грамотному выбору места для расположения студийных мониторов, чем покупать абсолютно новое дорогостоящее для дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество вариантов для правильной расстановки студийных мониторов, но есть самые распространённые и используемые чаще других варианты. Огромное значение при расположении студийных мониторов имеет симметрия стен помещения, в которых будет производиться установка оборудования, в особенности это относится к боковой и задней части студийных мониторов. Окружающая среда не имеет такого определяющего значения. Следует отметить, что относительно передних и задних стен мнения профессионалов расходятся, но большинство из них не перестают утверждать, что перегородка, которая находится позади звукового режиссёра, должна иметь отличные характеристики звукопоглощения. Помимо этого, присутствие параллельности задней стены ни в коей мере не должно ощущаться по отношению к стенке, которая расположена в передней части. В этом случае можно избежать появления нежелательных стоячих волн.

Эксперты рекомендуют полностью заглушить зону, которая находится вокруг студийных мониторов. Это поможет уменьшить отражения в максимальной степени. Кроме этого очень важно произвести заглушку стен, которые находятся сбоку и перед студийными мониторами. Это позволит существенно снизить отражения от расположенных сбоку перегородок.