Стоит ли покупать серверный компьютер для дома? Что такое сервер и чем он отличается от обычного компьютера или хостинга

Число пользователей растет, база 1С пухнет, имеющаяся машина, используемая в качестве сервера, не справляется с нагрузкой, руководство рвет и мечет, производительность падает, уменьшается скорость обслуживания клиентов, специалист по ИТ заявляет о необходимости покупки нового сервера, увеличивается время восстановления после сбоев, компания несет убытки, - наверно все рано или поздно сталкивались с подобной проблемой. Итак, мы встали перед выбором - Приобрести сервер или обычный компьютер, но по-мощнее.
При этом у руководителя возникает вполне ожидаемый вопрос: "А зачем покупать сервер стоимостью более 100 тысяч, когда можно обойтись мощным системным блоком до 30 тысяч? "
Скорее всего, такая экономия выйдет боком. Серверное оборудование стоит дорого не просто так - оно обеспечивает большую стабильность, надежность, и производительность. Рассмотрим эти пункты более детально в сравнении: сервер - обычный ПК.

Система питания:
Сервер рассчитан на работу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Для этого он оснащен резервным блоком питания (в идеале подключенным к другой фазе, а еще лучше с двумя разными блоками бесперебойного питания на каждый блок питания) - таким образом, нагрузка распределяется равномерно на два блока питания и, что не маловажно, у сервера гораздо больше шансов "выжить" в случае отключения электроэнергии и/или смерти одного из блоков бесперебойного питания. Мощность блоков питания - от 750 Ватт, что позволяет блокам питания уверенно выдерживать нагрузку внутренних компонентов.

Обычные системные блоки обладают только одним блоком питания, мощность которого, как правило, не превышает 500 Ватт. Таким образом, на обычном ПК мы периодически можем наблюдать некорректную работу некоторых устройств по причине банальной нехватки напряжения.

Система охлаждения:
Все мы знаем, что электроника не любит жары - от перегрева компьютеры перезагружаются, зависают, и ведут себя неадекватно.

Понижение температуры воздуха внутри корпуса компьютера, вокруг электронных компонент достигается за счет циркуляции воздуха. Поэтому корпусы серверов в большинстве случаев больше, к тому же обладают вентиляторами не только на процессоре и блоке питания, но так же и дополнительными корпусными вентиляторами и отдельными вентиляторами для жестких дисков.

В обычном системном блоке корпусные вентиляторы отсутствуют в половине случаев, а вентиляторы для жестких дисков бывают только в тех случаях, если их специально установил опытный системный администратор. Так же стоит отметить, что установка дополнительных вентиляторов служит дополнительной нагрузкой на и без того не очень мощный блок питания. В результате, спасая компьютер от перегрева, мы подводим его к смерти от нехватки напряжения на блоке питания.

Дисковая подсистема:
Серверные материнские платы обладают интегрированными RAID-контроллерами, которые позволяют "объединять" несколько физических дисков в один логический, таким образом повышая производительность (повышается скорость чтения и записи), а так же отказоустойчивость (записываемые данные автоматически дублируются на других дисках, что позволяет сохранить данные, в случае смерти одного из них).
Серверы дают возможность осуществлять "горячую замену" - замену жестких дисков "на ходу", без выключения и остановки работы, что очень важно в случае возникновения внештатных ситуации - три минуты и пользователи ничего не заметили, продолжая спокойно работать.

Материнские платы обычных ПК среднего и высшего ценовых диапазонов так же имеют встроенные RAID-контроллеры, однако в большинстве случаев эти контроллеры менее функциональны, и позволяют конфигурировать в большинстве случаев всего лишь два жестких диска, гораздо реже четырех. Конечно, можно установить дополнительную плату RAID-контроллера, при этом опять же увеличив нагрузку на блок питания и создав дополнительную преграду для циркуляции воздуха.
Обычные системные блоки не позволяют производить "горячую замену", следовательно, смерть одного диска в RAID-массиве, конечно, не приведет к потере данных, но остановит работу сервера (и всех его пользователей) на продолжительное время - установка нового диска и пересоздание RAID-массива.

Корпус:
Корпус сервера, в большинстве случаев, больше корпуса обычного ПК, что в первую очередь позволяет нормально двигаться воздуху для охлаждения (про дополнительные корпусные вентиляторы см. Выше), а во-вторых, устанавливать большее количество жестких дисков. Так же следует отметить сталь, из которой сделан корпус - ее толщина составляет от 1 миллиметра и более, что, во-первых, значительно снижает уровень шума, исходящего от сервера, во-вторых, позволяет избежать повреждения рук при сборке и обслуживании сервера, в-третьих, увеличивает механическую прочность и надежность.

Рассмотрим корпус обычного компьютера: малый объем и затрудненная циркуляция воздуха; отсутствие возможности установки большого числа жестких дисков; тонкая и острая корпусная сталь, которую с одной стороны легко повредить, а с другой стороны ей легко пораниться. Повышенный шум.

Расширяемость:
Задумываясь о будущем, начальник прогнозирует рост компании и бизнеса. Для удовлетворения потребностей, растущих вместе с компанией и бизнесом, системный администратор должен задуматься о планомерном росте мощности и производительности сервера. Что для этого есть у сервера? - в большинстве случаев, материнская плата содержит несколько дополнительных сокетов для установки процессоров. На материнской плате имеется до 32 слотов для установки модулей оперативной памяти. Корпус сервера, как было сказано ранее, больше, и содержит множество отсеков для установки десятков дополнительных жестких дисков.

Что можно сказать об обычном компьютере? - как максимум можно приобрести двухпроцессорную материнскую плату. Больше - это уже серверная материнская плата, но она не входит в корпус стандартного ПК. Количество слотов для оперативной памяти на обычной материнской плате не превышает четырех. Число отсеков для жестких дисков не превышает шести. Таким образом, не трудно посчитать каков максимально доступный нам размер операционной и дисковой памяти и на сколько он удовлетворит бизнес-потребности организации.
При этом стоит помнить, что установив максимальное количество жестких дисков, мы получим проблемы и с нагрузкой на блок питания, и проблемы с охлаждением - в обычном корпусе не будет места для циркуляции воздуха между дисками, и они будут сильно греться.

Срок поддержки:
Рассматриваем не сервисную поддержку производителя, а реальную возможность физически ремонтировать и/или модернизировать компьютер
У сервера этот срок составляет порядка пяти лет, т. е. Сегодня есть реальная возможность купить комплектующие для сервера, который был куплен как современный пять лет назад. Так же к современному серверу купленному сегодня будет возможность докупить модуль памяти, жестки диск, процессор, и т. д. Через пять лет. Т. е. Через пять лет эти комплектующие будут в продаже и доступны к заказу.

Для обычного компьютера срок поддержки и полной смены технологий и комплектующих составляет всего три года. Т. е. Если через три года возникнет потребность в модернизации сервера и увеличении его производительности, то, скорее всего, придется покупать новый системный блок, поскольку комплектующий уже не будет в продаже, они будут считаться морально устаревшими.

Экономический эффект:
Учитывая вышеизложенное, предположим, что после Покупки сервера общая производительность выросла на 10%, т. е. На 10% быстрее копироваться файлы, на 10% быстрее индексироваться база, на 10% быстрее стала запускаться 1С, и т. д. Мы приходим к тому, что производительность каждого отдельно взятого сотрудника, работающего с сервером, выросла на 10%. Бухгалтер, кладовщик, менеджер, - каждый получил почти час дополнительного рабочего времени в день! Плюс к этому значительно снизилось время простоя в случае аварии и количество этих аварий. А сколько это часов в месяц? А сколько в год? А в рублевом эквиваленте? - грамотный руководитель легко сможет посчитать, что на самом деле ему, как владельцу бизнеса, дает использование сервера.
Таким образом, мы приходим к выводу, что если вы решите Купить сервер , то это будут не затраты, а инвестиции - инвестиции в стабильную и надежную работу бизнеса.


Сервер
- это компьютер, выполняющий глобальные функции, обслуживающие работу пользователей или работу других компьютеров.

Функции сервера

Существует огромное количество функций у серверов. Вот основные из них:

  • файловый;
  • почтовый;
  • web-сервер;
  • сервер баз данных;
  • сервер видеонаблюдения;
  • шлюз интернета;
  • контроллер домена;
  • сервер сетевых служб;
  • сервер удаленного доступа и т.д.

Таким образом сервер - это компьютер, который выполняет какую-либо функцию или задачу.

Например, почтовый сервер - это сервер, точнее компьютер , который управляет работой всей почты, на котором хранится вся электронная почта. Или, например, файловый сервер. Это сервер, т.е. компьютер на котором хранятся файлы пользователей.

Чем отличается сервер от обычного компьютера с аппаратной точки зрения?

Если сравнить сервер в аппаратном плане и обычный компьютер, то серверы как правило очень мощные, т.е. на них стоят мощные процессоры, большой объем оперативной памяти, большой объем жестких дисков, хорошая система охлаждения и т.д. Т.е. сервер можно назвать мощным компьютером.

Но почему сервер - это сервер, а мощный компьютер - это мощный компьютер, в чем отличия?

Сервер, по сути говоря, это тот же самый компьютер, только на нем установлена другая программа.

Нужно разграничить: есть оборудование для серверов и есть оборудование для обычных компьютеров.

Оборудование для серверов как правило очень мощное, отказоустойчивое и рассчитанное на круглосуточную бесперебойную работу без выключения. Соответственно оно более дорогое.

Сервер с программной точки зрения

Еще раз, сервер - это по сути обычный компьютер, который выполняет какие-то функции или задачи . Например, сервер почты, на котором хранится почта и управляется вся почта; сервер телефонии, который управляет телефонией и всеми функциями, связанными с телефонами; файловый сервер, на котором хранятся файлы и данные, который выполняет функцию хранения и т.д.

С программной сточки зрения, сервер - это обычный компьютер. Т.е. можно взять любой компьютер и сделать из него сервер. Но, как я писал выше, он будет не надежный и вероятно будет медленно работать.

За функцию сервера отвечает программа, которая на нем установлена. Например, если это почтовый сервер, то на компьютер устанавливается программа, которая управляет работой почты. Тип этих программ называется почтовый сервер. Если это файловый сервер, то соответственно за его работу отвечает программа, которая управляет процессом хранения файлов и отвечает за работу. Т.е. само по себе оборудование функций сервера никакого не несет. На него нужно поставить какую-либо программу, которая эту функцию будет выполнять. А само оборудование - это ресурс аппаратный.

Если грубо классифицировать, то для серверов существует 2 варианта операционной системы - это Windows и Linux (все *NIX подобные системы). Если коротко, то операционная система - это базис, который управляет компьютером.

В зависимости от функций, надежности и задач, которые требуются от сервера, выбирается операционная система.

У Linux есть два очень больших плюса:

  • Во-первых, Linux абсолютно бесплатна!
  • Во-вторых, Linux очень надежна.

Обычно слово “сервер” пользователей пугает. Представляется какая-то махина, вроде ЭВМ середины прошлого века, занимающая залы и требующая обслуживания толпами сосредоточенных программистов. И представляется она где-то далеко, и с обычной человеческой жизнью не связана, решает жутко специфические задачи. На самом же деле компьютер-сервер имеет с привычными нам ПК гораздо больше общего, особенно если сервер маломощный и обслуживает не гигантскую корпорацию, а локалку уровня подъезда или небольшой офис.

Определение

Сервер , или компьютер-сервер — компьютер, соответствующий определенным задачам и условиям, обрабатывающий запросы других компьютеров, включенных в одну сеть, и снабженный соответствующим программным обеспечением.

Под обычным компьютером понимают домашний или офисный ПК стандартных характеристик, вне зависимости от участия в локальной сети.

Сравнение

Разница между сервером и обычным компьютером исходит из задач того и другого. Сервер, как обслуживающий всех участников сети, должен быть более производительным, чтобы обрабатывать запросы максимально быстро. Чем шире сеть, тем мощнее сервер. Для организации небольшой сети какие-то аппаратные спецификации не понадобятся, достаточно серверного ПО, управляющего множественными подключениями и обеспечивающего удаленный доступ к ресурсам. Для более серьезных задач и конфигурация должна быть соответствующей: серверные многопроцессорные материнские платы, оперативная память большого объема, множество накопителей, все это должно быть заключено в хорошо вентилируемый корпус.

Серверу, в отличие от домашнего ПК, не нужны мощности графики, чаще всего видеокарта у него отсутствует, а монитор подключается к интегрированной. Сервер может работать столько, сколько понадобится владельцам, но чаще всего бесперебойно по графику 24/7, так что система охлаждения и система питания должны быть устойчивы к перегрузкам, не говоря уже об электронике самого важного элемента — накопителей. Кроме того, жесткие диски в серверные станции устанавливаются специальные, производители зачастую их маркируют. Отличаются они огромным количеством оборотов — 10000, и стоят гораздо дороже тех, которые устанавливают в ПК. Вообще все комплектующие для сервера — дороже, и обслуживание его обходится недешево, учитывая, что энергоемкая система не выключается в течение длительного времени.

Кроме того, сервер требует внимательного отношения к созданию резервных копий, и бэкапы на нем — дело постоянное, даже если он обслуживает не рабочую сеть, а домашнюю. Для этого, помимо программных средств, используют возможности подключения накопителей в RAID.

Выводы сайт

  1. Сервер обслуживает множество подключенных компьютеров.
  2. Сервер демонстрирует более высокую производительность.
  3. Сервер предполагает наличие специальных комплектующих.
  4. Сервер игнорирует графические возможности систем.
  5. Сервер — удовольствие дорогое.

Приветствую, друзья!

Сегодня мы поговорим о серьезных «железках», устроенных покруче, чем бытовой компьютер.

Аппаратный и программный сервер

Многие из нас слышали умное слова «сервер» и «файл-сервер» и словосочетания «почтовый сервер», «выделенный сервер» и т. п.

В этой статье мы ознакомимся с тем, что такое сервер , как он устроен, и чем отличается от бытового или офисного компьютера.

Слово server образовано от английского термина to serve (обслуживать). Таким образом, сервер - это «обслуживатель».

Звучит не очень красиво, зато понятно, чем он занимается. Обслуживает запросы клиентов .

Обслуживать можно на аппаратном («железном») и программном уровнях.

Поэтому понятие server включает в себя два — «аппаратный сервер» и «программный сервер».

Сразу укажем первое отличие сервера от персонального компьютера (ПК). На персональном компьютере постоянно работает пользователь. А сервер (аппаратный), в большинстве случаев, стоит тихонечко в отдельной комнате и работает самостоятельно.

Обычный пользователь за ним не работает, к нему только иногда подсаживается системный администратор - для настройки или иных служебных манипуляций. Он обязательно включен в локальную сеть (а иначе как он будет обслуживать клиентские запросы?) Поэтому на него можно зайти с любого компьютера из этой сети (при соответствующих настройках, разумеется). Аппаратный сервер, в отличие от ПК, работает круглосуточно и семь дней в неделю.

Программный сервер

Программный сервер - это программный комплекс, обслуживающий запросы клиентов.

Эта идеология подразумевает наличие двух частей программного комплекса - серверную и клиентскую . Главная часть - серверная. Она располагается на аппаратном сервере (физически - на его жестком диске).

Такую идеологию используют многие программы, в частности, бухгалтерские. На сервере хранится основная часть программы и базы данных пользователей. Пользователь взаимодействует с основной частью посредством клиентской части, расположенной на своем компьютере.

В основном модуле могут работать одновременно несколько (или много) клиентов. Поэтому аппаратная часть должна обладать необходимой вычислительной мощностью. В зависимости от вида программного сервера, к аппаратной части могут предъявляться различные требования.

Почтовый сервер - это программа, работающая с почтой. Разумеется, есть и аппаратная его часть, где, собственно физически и хранятся письма.

Любая поисковая система имеет в своем составе и почтовый сервис. В настоящее время завести себе почтовый ящик (или даже несколько) на сервере не проблема.

Существует такое понятие как «файл-сервер». Это хранилище многих файлов, куда разрешен доступ многим пользователям. Файлов может быть очень много, поэтому аппаратная часть должна обладать большой дисковой памятью. Программная часть - это, бесспорно, очень интересно, но наш блог о «железе», поэтому рассмотрим чуть более подробно, как устроен аппаратный сервер.

Сразу отметим, что сервер может месяцами работать без выключения. Поэтому он должен иметь гораздо более надежное аппаратное обеспечение. Повышенная надежность обеспечивается, в частности, более качественными и дорогими комплектующими.

Оперативная память

Используется с контролем четности ECC (Error Correction Code). Дело в том, что всегда существует какая-то ненулевая вероятность ошибки в оперативной памяти.

Одна дело, когда ошибка или сбой случится на компьютере пользователя, когда он работает с собственным приложением (а не на сервере). Цена такой ошибки чаще всего невелика.

Другое дело, когда на сервере «потеряется» чья-то транзакция на миллион долларов.

С ошибками на сервере борются и аппаратными средствами, применяя избыточное кодирование данных. Информация снабжается дополнительными (служебными) битами, что позволяет обнаруживать и исправлять некоторые (а не все возможные!) наиболее вероятные ошибки.

Такие модули памяти, в отличие от обычных, имеют нечетное количество микросхем. Так, в обычных модулях, применяемых в обычных или офисных компьютерах, устанавливают чаще всего 8 микросхем. В серверных модулях устанавливают 9 микросхем. Серверная память при одинаковом объеме и скорости стоит существенно дороже обычной.

Винчестеры

К серверу одновременно могут обращаться несколько пользователей. Поэтому от сервера, помимо высокой надежности требуется и повышенное быстродействие . В серверах применяются как обычные (электромеханические), так и твердотельные SSD (Solid State Drive) накопители.

Последние обладают повышенным быстродействием, но они гораздо более дороги (при одинаковом объеме). SSD накопители не содержат вращающихся частей. Данные записываются в ячейки полупроводниковой памяти. Сразу отметим, что записать данные в ячейку памяти SSD накопителя можно ограниченное (хотя и большое) число раз.

Для сокращения времени доступа к данным в серверах используют электромеханические винчестеры с высокой скоростью вращения шпинделя - до 15 000 об/мин. Такие винчестеры греются сильнее, поэтому проблема отвода тепла становится еще более актуальной.

В серверных винчестерах используются более интеллектуальные интерфейсы - SCSI и SAS, которые обладают бОльшим количеством функций и большей гибкостью.

Как правило, винчестеры в серверах обладают возможностью «горячей» замены (hot swop), т. е. без выключения питания.

Выключение и последующее включение сервера - это не всегда быстрая процедура. Сервер «не любит» выключений. Иной раз для введения его в работу требуется повышенный расход нервных клеток:-) Возможность «горячей» замены обеспечивается специальной конструкцией «кармана» для винчестера. При вытаскивания накопителя сначала размыкаются контакты питания, а потом уже информационные. При установке в первую очередь замыкаются контакты питания, а потом уже информационные.

Резервирование

В серверах всегда осуществляется резервировани е . Для этого существует так называемый RAID (Redundant Array of Independent Disks, избыточный массив жестких дисков). Информационные файлы дублируются определенным образом. Способов дублирования может быть несколько, поэтому существует RAID-0, -1, -2, -3, -4, -5 и -6. Теперь, даже если какой-то винчестер выйдет из строя - информация не потеряется.

Для конфигурации RAID существует аппаратный контроллер. Это то, чего чаще всего нет в бытовых или офисных компьютерах Контроллер RAID (точнее, та его часть, которая хранит конфигурацию) может иметь собственный источник резервного питания — аккумулятор небольшой емкости.

Охлаждение

Сервер содержит минимум два процессора, в каждом из которых может быть по нескольку ядер, несколько винчестеров, модулей памяти.

Все это добро потребляет достаточно много энергии. Поэтому серверу требуется эффективная система охлаждения.

Охлаждение осуществляется с помощью с помощью радиаторов и , как и в обычном ПК. Помимо вентиляторов, установленных в блоке (блоках) питания, устанавливаются несколько дополнительных вентиляторов. Все вентиляторы имеют повышенный рабочий ресурс и сделаны на основе подшипников качения. Дешевых «ветродуек» с подшипниками скольжения вы там не найдете. Вентиляторы могут иметь разные габариты в зависимости от конструкции.

Систем охлаждения организована так, что обдуваются не только радиаторы процессоров и чипсета, но и - обязательно! — винчестеры. Все вентиляторы содержат в себе датчики числа оборотов. Имеется также несколько термодатчиков. При увеличении температуры внутри сервера система управления увеличивает обороты вентиляторов для более интенсивного охлаждения.

В заключение отметим, что для увеличения силы воздушного потока вентиляторы могут дублироваться.

Для этого вентиляторы устанавливаются вплотную друг к другу и дуют общим воздушным потоком. При неисправности вентилятора схема управления может подавать звуковой сигнал или выводить служебные сообщения на экран монитора.

В этом месте сделаем паузу. Во второй части статьи мы познакомимся с блоками питания, конструктивным исполнением серверов и некоторыми тонкостями, о которых не все знают. Не пропустите!

С вами был Виктор Геронда.

До встречи на блоге!

Привет, Гиктаймс! Народное поверье гласит, что трава у соседа всегда зеленее, а компьютеры, которые для своих нужд закупают дотошные предприниматели, надёжнее и производительнее, чем сдобренные маркетингом модели в рознице. Целая каста энтузиастов охотится на серверные комплектующие и боготворит производительность железа корпоративного класса. Разбираемся, действительно ли крупные организации плещутся в «IT-раю», или же гики сотворили себе идола из ничего?


Нет преград энтузиастам, особенно если эти преграды воздвигнуты коварными маркетологами, которые поделили все электронные устройства на корпоративные и консьюмерские! Потому что даже в СМИ с рекламой о загадочном «пользовательском опыте» разработчики софта и железа проговариваются, мол, «камера этого смартфона обеспечивает профессиональное качество снимков!», да и другим образом штамп о профессионалах, которые ерундой не пользуются, эксплуатируют уже давно. И если уж искать пресловутую «профессиональную технику» и качество услуг, то лучше вопрошать железо и методы обслуживания корпоративного класса, верно?

Мотивы, которыми руководствуются неугомонные энтузиасты, лежат на поверхности - пусть консьюмерская техника и развивается бодрее за счёт аппетитов покупателей, «закаленные боями» комплектующие корпоративного класса явно будут надёжнее, а на вторичном рынке - ещё и дешевле. Играют же как-то гики на видеокартах для рабочих станций, собирают же могучие и «вечные» домашние ПК с серверной начинкой! Стало быть, есть смысл попытать счастья?

И толика этого самого смысла в подобное затее, разумеется, есть, но с приобретением корпоративных «атрибутов» под домашние условия можно «влипнуть» и, в лучшем случае, переплатить за невостребованную функциональность, а в худшем - уйти в минус в сравнении с вариантами, доступными для розничного покупателя. Разбираемся, в чём состоит подвох в использовании железа, разработанного для корпораций.

Серверный - тоже игровой. Intel Xeon в домашних ПК

Первое, что приверженцы технологий любят использовать из корпоративного сегмента - серверные процессоры. Не экзотические, а наиболее «понятные», то есть, на базе архитектуры x86. Удовольствие это не из дешёвых, поэтому «зеоноводы», условно говоря, включают в себя два лагеря с немного разными ориентирами в постройке ПК:


Xeon - изначально не для игр и «гонок» в бенчмарках, но иногда бывают полезны

Энтузиасты, нацеленные на High-End комплектующие . Это такой уровень, когда крупносерийных версий Intel Core i7 уже недостаёт, а при взгляде на платформу LGA-2011 (любого из поколений) на ум приходят мысли о том, что «суперзаряженные» Core i7 предлагают «те же яйца», только в меньшем количестве и без разгона.

Потому что, коль уж мы говорим о цене, случались в истории моменты, когда восьмиядерные Xeon оказывались эдак на треть дешевле и значительно «холоднее», чем 6-ядерные Core i7 Extreme Edition. Например, так было после дебюта чипов Intel Haswell-E в 2014 году - во-первых, что разница в цене между шестиядерным Core i7-5960X и «гражданским» четырёхъядерником i7-4790K составляла жалкие 15%. А во-вторых, младший серверный восьмиядерный Xeon E5-2609 v4 стоил примерно на 30% дешевле, чем кандидат из лагеря Haswell-E. При этом, в отличие от «просто» Core i7 в Xeon ниже уровень TDP и отсутствует бесполезная для энтузиастов интегрированная в процессор графика.

При этом кэша L3 во всех трёх моделях навалено тоннами, а частота, хоть ниже в Xeon, но убеждения «в работе ядра лишними не бывают» и «очень скоро игры оптимизируют таким образом, чтобы они работали быстро на 8 и более ядрах» не дают экономным любителям скорости покоя, после чего горячие парни отправляют младшие версии Xeon в чипсет Intel X99 и… никому не признаются, как обстоят дела в играх.

Потому четыре ядра, разбавленных с помощью Hyper-Threading, почти всегда оказываются эффективнее в играх, чем восемь низкочастотных «горшков» в Xeon, которые даже разогнать никак нельзя (заблокированный множитель, околонулевой разгон по шине).

«Кулибины», которые захотели модернизировать старую платформу при минимальных затратах . Например, приобрести взамен старого процессора Core 2 Duo не старый Quad, а гораздо более крутой и высокочастотный четырёхъядерный Xeon X5460, который с помощью нехитрого переходника можно установить не в серверную материнскую плату с Socket 771, а в «гражданскую» для Socket 775.

Главное в таком сценарии - озаботиться качественным охлаждением (серверные «камни» щеголяют TDP порядка 120 Вт взамен 95 Вт у стандартных четырёхъядерников), но в итоге такой вариант апгрейда с очень старой платформы до «терпимо старой» себя оправдывает, тем более, что на некоторых матплатах процессор можно разогнать аж до 4 ГГц.

И ведь у «Зионов» есть преимущества, которыми они компенсируют свою многоядерную нерасторопность в играх! Например, возможность городить мультипроцессорные конфигурации, с которыми кодирование видео/музыки/фото и CAD-моделирование происходит намного быстрее, чем в топовых Core i7 Extreme. Поддержка регистровой памяти с ECC, к примеру, позволяет исправлять ошибки «на лету», а это пригождается при большом аптайме (сервер же!). Поддержка «конских» объёмов ОЗУ и огромное количество ядер тоже придутся ко двору, когда серверу нужно обработать входящие соединения максимально быстро. Но всё это почти бесполезно в домашнем ПК.

А полезно для него - много ядер на высокой частоте. Если эти условия соблюдены, сам процессор совместим с платформами LGA 2011 или LGA 2011-3 и обходится дешевле, чем «просто» Core i7 - смысл в его приобретении есть. В противном случае лучше либо обойтись массовыми четырёхъядерниками о восьми потоках, либо конструировать рабочую станцию под конкретные сценарии использования (рендеринг, кодирование).


Высокочастотные Intel Xeon (если они дешевле мейнстрим CPU) могут стать хорошим подспорьем не только в работе, но и в играх (источник: ferra.ru)

Косите фраги на рабочей станции с хакнутыми драйверами NVIDIA

Если с использованием серверного процессора можно играть скорее вопреки, чем благодаря установленному железу, то графика, которую должно использовать для видеомоделирования или проектирования, исторически была крутой в игровых дисциплинах. В противостоянии AMD и NVIDIA даже сценарии «нецелевого использования» видеоускорителей всегда были разными: «красные» геймерские видеокарты ещё недавно были нарасхват у майнеров, а NVIDIA Quadro, так уж исторически, уговаривали переквалифицироваться в игровую видеокарту.


Профессиональные видеокарты NVIDIA Quadro значительно производительнее своих игровых сородичей

Причём Quadro для этих целей вполне подходит - дело в том, что игровые GeForce чаще всего представляют собой профессиональную видеокарту с частично отключенными конвейерами графического процессора (от маркетинговых соображений до отбраковки чипа) по более доступной цене. Например, новая профессиональная видеокарта Quadro P6000 содержит наиболее «полную» версию графического чипа GP102 и по этой причине обходит в производительности крутую геймерскую GeForce 1080 почти на 20%, да и могучий Titan X на базе всё той же архитектуры Pascal неизменно оставляет позади.

А вообще, среди поклонников видеокарт NVIDIA уже давно образовался фирменный спорт - приблизить с помощью аппаратной модификации GeForce к Quadro (например, GTX 680 в аналог Quadro K5000 по производительности), а любители игр, напротив, скрещивают ежа с ужом, «ковыряют» драйверы и заставляют профессиональные видеокарты работать быстрее в пострелушках/покатушках/бродилках. «Играть как задумано» такая деятельность не позволяет, но настырности энтузиастов можно только позавидовать.

В мобильных рабочих станцией почти у каждой видеокарты NVIDIA Quadro наблюдается забавная закономерность: всякий мобильный видеоускоритель NVIDIA Quadro равен игровой GeForce классом ниже в геймерских задачах и на пару уровней более крутой игровой GeForce в дисциплинах CAD.


Производительность мобильных NVIDIA Quadro в сравнении с аналогами GeForce (источник: msi.com)

Например, Quadro M2000M в играх показывает себя на уровне GeForce GTX 960M, но как только дело доходит до моделирования, «подпрыгивает» в результатах до GeForce GTX 980M. Примерно такое же соотношение справедливо и в случае с другими моделями Квадро: M5000M соревнуется с GTX 980M в играх, а M1000M соперничает с 950M в играх.


NVIDIA Quadro M6000 в сравнении с самыми быстрыми игровыми видеокартами
(источник: techgage.com

Детям мороженное, даме - цветы: приоритеты в корпоративной памяти и накопителях

Серверная оперативная память не совместима с материнскими платами в домашних ПК не потому, что кто-то так решил «назло» конечным покупателям. Просто серверная ОЗУ устроена чуть иначе - она содержит регистр между микросхемами и системным контроллером памяти для того, чтобы снизить электрическую нагрузку на контроллер и иметь возможность установить больше модулей в одном канале памяти.

Иными словами, дополнительные микросхемы и умение автоматически распознавать и исправлять ошибки очень повышает отказоустойчивость такого типа памяти, но и увеличивает её стоимость. Словом, не удивляйтесь, если обнаружите, что даже низкочастотные (по меркам стандарта DDR4) модули окажутся на 50% и более дороже, чем их «бытовые» аналоги - бесчеловечные требования в выносливости в круглосуточно включенных системах заметно видоизменили серверную ОЗУ. В повседневном использовании она не будет ни быстрее, ни эффективнее «гражданских» аналогов, поэтому за высокой производительностью стоит обращаться к геймерским комплектам - например, HyperX Savage, если вам нужна удобная в разгоне память для геймеров, и HyperX Predator, если хочется выжать из подсистемы ОЗУ максимум. Для штатных частот замечательно подходит бюджетный Kingston ValueRAM - надёжный, один раз установил и забыл.


Серверный процессор в домашнем ПК может пригодиться, а вот вместо регистровой памяти лучше приобрести стандартный комплект DDR3/DDR4

SSD корпоративного класса тоже претерпели «тюнинг» в сторону надёжности - в них, к примеру, есть возможность гибко управлять резервным объёмом под нужды контроллера. Чем больше объём - тем ниже износ ячеек и выше долговечность накопителя. И огромное количество алгоритмов, эффективных в тяжёлых условиях работы, особенно по части сохранности данных на случай, если накопитель выключится в аварийном режиме. Перенастроенная на минимальную задержку в режиме многопользовательского доступа прошивка и борьба за стабильную производительность даже при внештатно большом объёме операций записи и чтения. Такую нагрузку домашний компьютер не переживает, даже если «пытать» SSD торрентами. С другой стороны, рекордсменами в типовых операциях промышленные SSD тоже не являются - типовые SATA-накопители быстрее устареют «морально», с точки зрения объёма памяти, чем полностью исчерпают количество доступных для ячеек циклов перезаписи - проверенно длительным сравнительным тестом с участием моделей HyperX. А рекорды скорости при таком же уровне надёжности уже давно перешли к накопителям на базе интерфейса NVMe, которые реализованы в одном из новомодных форм-факторов «поверх» PCI-Express. В модельной линейке Kingston/HyperX «царём горы» был и остаётся Predator SSD PCI-E.


Выигрыш в долговечности при покупке SSD корпоративного класса не сравнится с радостью от быстродействия геймерского PCI-e накопителя

Если нельзя, но очень хочется - то можно

Железо корпоративного класса не настолько отличается от «гражданских» аналогов, чтобы признать его непригодным к работе в качестве домашнего ПК, просто всегда нужно исходить из того, стоит ли овчинка выделки. Потому что ситуация обстоит следующим образом:

Покупать платформу, в которой используется регистровая память с коррекцией ошибок (ECC) для дома - плохая идея. Избыток долговечности не компенсирует дорогостоящие комплектующие и средний (в сравнении с геймерскими аналогами) уровень производительности не будут радовать, тем более, что и цены на серверную память заметно выше, чем на среднестатистический модуль DDR3/DDR4.

Накопители корпоративного класса в домашнем компьютере нужны, если вы параноик, экстремально тревожитесь о сохранности данных в случае перебоев с электроэнергией и переживаете касательно надёжности современных SSD вообще. Накопители, ориентированные на организации, позволят вам «выкрутить на максимум» показатели надёжности, чтобы душа была спокойной.

Серверный процессор для игр… любопытная и достаточно эффективная идея, но только лишь в том случае, когда речь идёт о более дешёвой (в сравнении с мейнстрим-аналогами) и, что главное, высокочастотной модели. Либо об апгрейде старого компьютера на серверный CPU «малой кровью», то есть, почти за бесценок. И да, в идеале платформа должна быть позаимствована у «обычной» Extreme-серии массовых процессоров.

Профессиональные видеокарты отлично справляются не только с моделированием, но и с играми. Но следует помнить, что в мобильных рабочих станциях (с «задушенным» TDP) профессиональный видеоускоритель среднего класса сможет конкурировать в геймерских дисциплинах только с игровыми видеокартами бюджетного класса. А десктопные профессиональные видеокарты, в свою очередь, хоть и быстрые во всех сценариях работы, стоят заградительно дорого, и уж точно не годятся на роль эконом-варианта для «поработать и поиграть».

Как бы то ни было, на качественной и быстрой оперативной памяти экономить нельзя… Но сегодня - можно! Напоминаем, что с 2 по 20 февраля на все комплекты памяти