Срок годности телефонного аккумулятора без использования. Эксплуатация, зарядка, плюсы и минусы литиевых аккумуляторов. Хранить аккумулятор частично заряженным


Смартфон – тот гаджет, без которого современному человеку обойтись достаточно сложно. Но ни одна из его функций не будет работать, если «сядет» батарея. Сегодня смартфоны со съёмными батареями встречаются всё реже и реже, поэтому нужно должным образом обращаться с установленной в аппарате по умолчанию. Делать это несложно, если следовать нескольким простым правилам.

1. Главное правило

Чтобы продлить жизнь батареи не стоит держать постоянно включенным Wi-Fi и GPS и тратить много времени на игры. Использовать телефон стоит по мере необходимости, а не по привычке.

Но есть и другие секреты, которые позволят сохранить работоспособность аккумулятора долгое время.

2. Не допускать полной разрядки батареи

Наверняка, многие слышали об «эффекте памяти» аккумуляторной батареи. Заключается он в том, что если не «учить» аккумуляторы полностью раскрывать свой потенциал, разряжая их полностью и затем заряжая до 100%, то они «теряют» часть своей ёмкости. Но в современных аппаратах используются литий-ионные аккумуляторы, и их нужно заряжать по-другому.

Чтобы получить максимальную отдачу от литий-ионного аккумулятора, нужно следить, чтобы уровень заряда не падал ниже 50%. С одной стороны, это значит, что батарею нужно заряжать как можно чаще, но с другой – мало кто захочет, чтобы его аккумулятор перегрелся (что в случае с литий-ионными батареями возможно). К счастью, новые зарядные устройства достаточно умные, чтобы помочь пользователю справится с этой проблемой - они автоматически выключаются, когда телефон заряжен.
У большинства производителей примерно одинаковые показатели количества циклов зарядки: если заряжать аккумулятор с нуля, то батарея выдержит 400-600 циклов зарядки, а если с 10-20% - то 1000-1100 циклов.

3. Держать аккумулятор в прохладном месте

Серьёзный враг литий-ионных аккумуляторов - жара. Аккумулятор смартфона будет изнашиваться гораздо быстрее в условиях высоких температур, независимо от того, используется устройство или нет.
При средней температуре в ноль градусов по Цельсию литий-ионный аккумулятор потеряет 6% максимальной мощности в год. Если же температура на улице +25 градусов, то этот показатель увеличится до 20%, а если +40 градусов, за год аккумулятор потеряет колоссальные 35% мощности.

Безусловно, не стоит впадать в крайности и держать телефон в холодильнике, но и оставлять телефон в автомобиле, раскаленном на солнце тоже не следует.

4. Избегать беспроводной зарядки

Беспроводная зарядка – это безусловно удобно, но в ней есть ряд недостатков. Индуктивные, беспроводные зарядные устройства имеют одну неприятную особенность - они нагревают аккумулятор. А, как уже было сказано, литий-ионные аккумуляторы не переносят перегрева.

5. Хранить аккумулятор частично заряженным

Литий-ионные аккумуляторы нужно хранить заряженными на 30-50%. Если полностью разряженный аккумулятор оставить на длительное хранение, то он уже «не оживёт».

6. Относиться проще

Ухаживать за батареей достаточно легко. Как правило, срок службы литий-ионного аккумулятора – 3-5 лет, а за это время многие успевают поменять не один смартфон. Просто не стоит обращаться с батареей по-варварски - оставлять на солнце или разряжать до нуля, и она прослужит верой и правдой достаточно долгий срок.

Ну и не стоит забывать о таком приспособлении, как внешний аккумулятор. О них можно поподробнее узнать в нашем материале: .

Чтобы продлить срок службы батареи телефона, существует несколько хитростей - они позволят добиться достаточно долгой работы аккумулятора. Их стоит учесть тем, кто только что приобрёл новый мобильный телефон, и хочет, чтобы он прослужил не один год.

Сколько в среднем служит батарея телефона

Батарея смартфона будет изнашиваться намного быстрее в условиях высоких температур, независимо от того, используется телефон или нет

При грамотном использовании батарея обеспечивает качественную зарядку в течение как минимум трёх лет, максимум - пяти и даже семи лет. Последний вариант, как отмечают эксперты, – вполне возможен.

Как продлить срок службы

Литий-ионные аккумуляторы следует хранить заряженными на 30–50%

Совсем недавно продавцы телефонов советовали обладателям новых «трубок» полностью разряжать устройство к его первой зарядке. Далее следовало зарядить устройство до 100 %, в противном случае оно могло уже на начальном этапе использования потерять часть своей ёмкости. С появлением литий-полимерных и литий-ионных аккумуляторов данный совет перестал быть актуальным.

Вот что действительно стоит запомнить обладателю нового гаджета:

  • ни в коем случае не допускать частой разрядки телефона «в ноль»;
  • использовать для подзарядки лишь оригинальное зарядное устройство;
  • избегать переохлаждений и перегрева устройства;
  • не заряжать «трубку» до 100 % в жаркие дни, а доводить заряд лишь до 80–90 % (чтобы аккумулятор не испытывал дополнительной нагрузки);
  • чаще держать телефон в тени, защищать его от попадания солнечных лучей;
  • отключать телефон от сети сразу после достижения 100 % зарядки.

Эксперты отмечают, что срок жизни батареи телефона завязан на количестве циклов зарядки. Как правило, их - ровно 500 при условии разрядки до 0 %. Поэтому при регулярной зарядке мобильного, разряженного до 45 или 50 %, увеличить срок службы батареи вполне можно до 1000 циклов.

Какие действия приводят к порче аккумулятора

Один из факторов, которые существенно сокращают срок службы батареи - постоянно включённые на устройстве wi- fi и GPS.

Высаживают батарею, уменьшая длительность её работы, и различные игры. Отказавшись от них и используя мобильный телефон лишь для звонков и передачи сообщений, можно продлить жизнеспособность устройства.

Ещё один фактор риска для аккумулятора - регулярное использование беспроводной зарядки. Она приводит к опасному для устройства перегреву.

Хитрости, позволяющие увеличить срок службы батареи телефона, есть и у каждой отдельно взятой модели. О них покупателю смогут подробно рассказать продавцы в магазинах техники.

Как увеличить срок службы батареи? Почему смартфон так быстро разряжается? Мы проверим популярные мифы, которые вы можете найти в интернете, и расскажем всю правду про современные гаджеты.

Миф: Зарядка по ночам сокращает срок службы батареи


Стоит ли заряжать телефон по ночам? Давайте разберемся.

  • В основе данного мифа лежит опасность перегрузки аккумулятора. Но эта проблема не актуальная для современных смартфонов.
  • Даже старые литиево-ионные батареи очень редко перегреваются, если они слишком долго подключены к зарядному устройству. Современные батареи, однако, достаточно умны, чтобы без проблем выдержать ночную зарядку.
  • К сожалению, в этом мифе есть доля правды: аккумулятор и в самом деле теряет зарядную способность, если вы оставляете его . Но эти потери настолько минимальны, что вы их не заметите.
  • Следовательно, вам не нужно беспокоиться, если вы хотите поставить свой смартфон заряжаться на ночь. Последствия будут далеки от тех, каких опасались владельцы телефонов со старыми батареями.

Совет: Аккумулятор прослужит дольше, если он будет постоянно балансировать в диапазоне от 40 до 80 процентов заряда.

Миф: Завершение работы приложений увеличивает время работы аккумулятора


Многие владельцы смартфонов считают, что они могут продлить время автономной работы своего гаджета, если закроют неиспользуемые . Но это миф, ведь овременные мобильные телефоны предназначены для многозадачности.

  • Например, если вы выйдете из приложения в iOS, оно будет заморожено. Это означает, что программа перестанет что-либо делать и не будет потреблять энергию.
  • Полностью завершая работу приложения, вы удаляете его данные из оперативной памяти гаджета. Когда вы решите открыть его еще раз, приложение должно будет заново загрузиться в память смартфона. А этот процесс потребует гораздо больше ресурсов батареи, чем повторное открытие.

Совет: Не завершайте работу приложения, если в скором времени снова будете его использовать.

  • Вместо постоянного закрытия приложений, вы можете продлить время автономной работы своих гаджетов другими способами. Например, или фоновые обновления программ.

Миф: Используйте только оригинальные зарядные устройства


Логично, что большинство производителей хотят, чтобы вы использовали только оригинальные зарядные устройства. «Родные» аксессуары довольно дорогие, но то, что они лучше для аккумулятора — это миф. Для многих гаджетов можно использовать и другие зарядные устройства, и мы докажем, почему.

  • Современные устройства для зарядки смартфонов стандартизированы. Как правило, время подпитки от «неродного» прибора немного больше, но это не влияет на работу аккумулятора.
  • Вы можете заряжать свой смартфон практически любым , но мы не советуем использовать только дешевые аксессуары, купленные на известных китайских сайтах.
  • Сторонние зарядные устройства являются бюджетной альтернативой, которую можно спокойно использовать до тех пор, пока они сертифицированы и заряжают аккумулятор до необходимого уровня.

Миф: Bluetooth, Wi-Fi и службы геолокации быстрее разряжают аккумулятор


Некоторые приложения очень быстро разряжает аккумулятор смартфона. Но это не относится к функциям вроде Bluetooth, Wi-Fi и определению местоположения.

  • Bluetooth и Wi-Fi не разряжают батарею так быстро, как многие считают. Когда мы тестировали смартфоны, активность этих функций в среднем сокращала общее время автономной работы гаджета всего на 30 минут. Согласитесь, это незначительные потери, если смартфон работает в течении суток.
  • Но раньше все было иначе: и Bluetooth использовали другие модули, для работы которых требовалось гораздо больше питания, чем для современных аналогов. Прогресс не стоит на месте, и теперь эти службы не потребляют так много энергии.
  • Выключение определения местоположения не увеличит общий срок службы батареи. Но если вы не используете эту функцию, лучше ее отключить.

Совет: Больше всего энергии тратится на подсветку дисплея. Если вы не используете смартфон, выключайте экран. Уменьшение яркости дисплея поможет сильно сэкономить заряд батареи.

Миф: Всегда полностью разряжайте аккумулятор перед зарядкой


Многие думают, что аккумулятор всегда должен быть полностью разряжен, прежде чем его стоит подключать к сети. Но мы готовы развеять и этот миф.

  • Такое правило было актуально во времена никель-кадмиевых или никель-металлогидридных . Именно они обладали так называемым «эффектом памяти», при котором снижается общая емкость батареи, и она не заряжается выше определенного уровня.
  • Сегодня в смартфонах установлены только литий-ионные или литиево-полимерные аккумуляторы, у которых уже нет «эффекта памяти». Однако некоторые производители по-прежнему рекомендуют откалибровать батарею, если гаджет стал быстро разряжаться или вовсе выключаться на определенном уровне заряда аккумулятора.

Аккумулятор по своей сути не является готовым к употреблению изделием.

Он скорее идет в качестве комплектующего элемента к автомобилю, телефону, шуруповерту, эпилятору и любому другому изделию, имеющему отдельный элемент питания.

Однако срок годности для этого элемента важен даже больше, чем для основного изделия.

От работоспособности аккумулятора зависит не только качество работы, но и безопасность использования основного прибора .

Закон о сроках годности аккумулятора

И период для устранения неполадок отдельных элементов и изделий в целом определяются законодательными актами .

Для покупателей «настольной книгой» являе
тся закон о Защите прав потребителей .

Основная статья – 19 , данного Закона.

Аккумулятор, как составной компонент, не может иметь срок годности меньше, чем та же характеристика целого товара.

В этом случае стоит усомниться в качестве и отказаться от покупки .

Даже если элемент питания идет запасной частью, то время его качественной работы ни в коем случае не должно быть короче, периода эксплуатации основного изделия.

Если же данный товар приобретается отдельно, то на него устанавливает продавец/изготовитель и он указывается в сопроводительной документации к покупке.

Зачем и как определять?

Для аккумулятора понятие срока годности тождественно равно понятию безопасности использования.

Поэтому знание данного периода времени является необходимым .

Его продолжительность зависит от множества факторов, в том числе :

  1. Материал изготовления.
  2. Составляющим компонентом чего является (автомобильный, телефонный и т.д.).
  3. Находится в работе или нет.
  4. Электрические характеристики.
  5. Количество циклов перезарядки.
  6. Условия эксплуатации и пр..


Важным моментом является то, что во время хранения происходит естественная разрядка элемента питания .

Поэтому, фактически работать данный продукт начинает с момента изготовления .

Дата изготовления всегда указывается на упаковке.

В идеале до продажи должно пройти не более полугода .

Если аккумулятор на складе находился более длительный срок, уточните, сколько раз его заряжали.

Если АКБ будет долго храниться без подзарядки , он потеряет свою способность долго держать заряд: естественные химические реакции пагубно скажутся на его работоспособности .

Отличия основных типов элементов питания

Несмотря на одинаковый принцип работы, существует большое разнообразие аккумуляторов.

Главное их отличие – состав .

Гелевые являются одними из последних изобретенных.

Вместо электролита в их корпусе находится гель .

Гарантия от производителя для этого типа элементов питания самая долгая: срок годности гелевых аккумуляторов составляет до 10 лет , а в реальной работе срок службы составляет порядка 7 лет .

Но условия эксплуатации выполнять нужно строго .

Гелевый аккумулятор хорош тем, что у него очень высокий пусковой ток и он не требует обслуживания.


обеспечена тем , что гель не протекает сквозь трещины в корпусе (если по какой-то причине они там образовались).

Работать этот элемент может не только в строго горизонтальном положении.

При хранении практически не теряет заряда .

Чтобы никаких проблем при использовании не возникло, ни в коем случае нельзя допускать перезарядя батареи и перепада температур.

Гель боится сильной жары и морозов .

Кроме того автомобильная электроника должна работать как часы.

Стоимость соответствует качеству – высокая .

Литий–ионные элементы питания считаются самыми энергоемкими.

По количеству циклов у него тоже одни из самых высоких показателей .

Удельная емкость из всех электролитосодержащих аккумуляторов самая высокая.

Производители гарантируют бесперебойную работу литий-ионных аккумуляторов в течение срока годности от 2-х до 3-х лет .

В отличие от других типов стерпит подзарядку при неполной разрядке и на дальнейшей работе это никак не отразится.

Существенный недостаток заключается в боязни высоких и низких температур . Цена высокая.

Сухозаряженные аккумуляторы могут хранится в течение срока годности до 5-ти лет : безотказно работают примерно тот же срок.

Обслуживание так же не требуется .

Чтобы привести в рабочее состояние нужно подзарядить или заполнить электролитом.

Эта же особенность является отрицательной .


Сразу после покупки такой аккумулятор использовать нельзя.

Аккумулятор – это не та вещь, на которой можно экономить .

На сегодняшний день цена у этого товара вполне сопоставима с качеством.

Правильная эксплуатация практически исключает сбои в работе .

Возможные дефекты появляются, как правило, еще на заводе при сборке.

Но это скорее исключение, чем правило .

В любом случае претензии предъявляются исключительно к производителю.

На рассмотрение и исправление недостатков отводится срок не более 45 дней .

Возникновение аккумуляторов и понятие срока службы

Электрический аккумулятор представляет собой источник тока, который можно использовать многократно .

В нем происходят обратимые химические процессы, обеспечивающие циклическое использование устройства (заряд-разряд).

Прототип современного аккумулятора был создан в 1803 году И. В. Риттером .

Тогда он создал аккумуляторную батарею в виде столба из нескольких десятков медных кружков и проложил между ними влажное сукно.

При пропускании через столб тока конструкция вела себя как источник электричества.

Несколько объединенных в одну электроцепь аккумуляторов формируют аккумуляторной батареей .

Как и всякое другое изделие, это устройство имеет определенный срок службы, длительность которого, в первую очередь, зависит от электролитического состава.


Срок службы измеряется либо временным параметром, либо количеством циклов разрядов-зарядов (при интенсивной эксплуатации).

Важным условием при этом является соблюдение рекомендованной производителем температуры хранения и эксплуатации устройства.

Какими бывают аккумуляторы?

В зависимости от используемых материалов, которые определяют, в том числе, и область применения такой продукции, различают несколько типов аккумуляторов :

  • свинцово-кислотный;
  • никель-кадмиевый (Ni-Cd);
  • никель-железный;
  • никель-металлогидридный;
  • никель-водородный;
  • серебряно-цинковый и серебряно-кадмиевый;
  • литий-ионный;
  • литий-полимерный.

Свинцово-кислотные


В свинцово-кислотных приборах используется в качестве реагента диоксид свинца или свинец, электролита – раствор серной кислоты .

Эти аккумуляторы бывают:

  • стартерными - используются в двигателях внутреннего сгорания;
  • стационарными – используются в энергетике, на телефонных и телекоммуникационных станциях, как источник аварийного электроснабжения;
  • тяговыми – предназначены для электрокаров и другого электротранспорта, спецтехники, других машин;
  • портативными – обеспечивают питание приборов, инструмента, аварийного освещения.

Срок службы такого типа аккумуляторов может достигать 12 лет (до 300 циклов).

Оптимальной температурой для них является +25 оС.

Повышение температуры на +8 оС приведет к сокращению этого периода на 5 лет, а при температуре + 42 оС он прослужит всего один год или чуть больше .

Никель-кадмиевые

Их изготовляют из реагентов никеля и кадмия, а также электролита - раствора КОН .

Различают такие виды аккумуляторов:

  • ламельные;
  • безламельные;
  • герметичные.

Безламельные модели обладают «эффектом памяти».

Так называют явление, когда устройство как бы запоминает , что в предыдущем цикле его емкость использована не полностью, и, разряжаясь, отдает только до границы, которую он запомнил.

Сфера применения никель-кадмиевых аккумуляторов :


Срок их службы достигает 7 лет , что зависит от модели и режима эксплуатации.

Никель-железные

В этих устройствах вместо токсичного кадмия используют железо .

Такие аккумуляторы производят только в негерметичном виде.

Применяются в основном в качестве тяговой установки на шахтных электровозах, электрических автомобилях, подъемных механизмах, используемых в промышленности.

Срок службы никель-железных аккумуляторов может составлять 10 лет .

Никель-металлогидридные

Для их производства используют интерметаллид, обратимо сорбирующий водород .

Они выпускаются в дисковой, призматической и цилиндрической формах. Ni-MH батареи нашли применение в портативной аппаратуре.

Срок их службы – 200–500 циклов , что несколько ниже, чем у никель-кадмиевых аналогов.

Никель-водородные

Это один из самых дорогих типов аккумуляторов .


Отрицательный электрод в них газодиффузный, дополненный платиновым катализатором.

Это один из самых дорогих источников питания , и устанавливается на ракетно-космической технике и глубоководных аппаратах.

Срок службы таких устройств достигает 10 лет, или 28 000 циклов.

Серебряно-цинковые и серебряно-кадмиевые

В этом типе аккумуляторов на положительный катод наносят серебро , на отрицательный – цинк или кадмий (щелочной аккумулятор).

Они тоже относятся к дорогим изделиям, выпускаются в форме диска или призмы.

Область их применения :

  • военная техника;
  • авиация;
  • часы;
  • портативные приборы и аппаратура.

Срок службы серебряно-цинковых аккумуляторов относительно мал – около 100 циклов , в то время как для серебряно-кадмиевых моделей он достигает 6000 циклов .

Литий-ионные

Литий-ионные модели впервые были выпущены в 1991 году компанией Sony.

Они представляют собой комбинацию электродов (анодный материал на медной фольге и катодный – на алюминиевой), разделенных пористыми сепараторами.

Электроды помещены в корпус герметичной конструкции.

Данным аккумуляторам свойственен «эффект памяти ».


Ранее считалось, что они не подвержены этому эффекту.

Их применяют :

  • в электрокарах;
  • в бытовой технике;
  • в накопителях энергии;
  • в цифровой технике.

Срок службы литий-ионных аккумуляторов достигает 400–600 циклов .

В целом, у литиевых аккумуляторов средний срок службы – примерно 300 циклов

Литий-полимерные

Литий-полимерные аккумуляторы возникли вследствие улучшения предыдущего типа.

В качестве электролита в нем используется полимер, включающий гелеобразный литий-проводящий наполнитель .

Область их применения :

  • мобильные телефоны;
  • цифровая техника;
  • радиоуправляемые модели;
  • портативный электроинструмент;
  • электромобили.

У них нет эффекта памяти . Срок службы литий-полимерных (li-pol) аккумуляторов - 2000 циклов .

Срок службы и годности аккумуляторов для разной аппаратуры

Для телефона


Годность аккумулятора также как и самого телефона по сопроводительным документам к покупке равна одному году .

Как правило, производить очень редко увеличивает этот период для гарантийного обслуживания.

Но фактически при бережном использовании мобильник вполне может проработать на одной батарейке около трех лет.

Если вы намерены купить сменную батарею, помните, что аккумулятор должен быть произведен именно для вашей модели телефона.

При покупке аналога обратите внимание на :

  1. Вольтаж.
  2. Сила тока.
  3. Размер.

Эти показатели должны полностью совпадать с теми, которые требует производитель телефона.

Кроме того, дешевизна не является признаком качества.

Для мобильных телефонов чаще всего используют четыре типа аккумуляторов :

  • никель-камдиевые;
  • никель-металлогидридные;
  • литий-ионные;
  • литий-полимерные.

Обычно на аккумуляторы для мобильного телефона производителем предоставляется срок годности по гарантии 1 год.

Но в реальности срок их службы немного дольше, и при правильной эксплуатации может достигать 6 лет.

Для смартфона (андроид)


Смартфоны подвержены , чем мобильные телефоны.

Потому они комплектуются усиленными аккумуляторами типа:

  • никель-кадмиевые;
  • никель-металлогидридные;
  • литий-ионные;
  • литий-полимерные.

Срок службы аккумулятора для смартфона достигает 1000 циклов (никель-кадмиевые и литий-ионные).

Срок службы аккумулятора смартфона iPhone 5 приблизительно тот же.

Для ноутбука

Для ноутбуков используется тот же набор аккумуляторов, что и для телефонов, смартфонов, но с более мощными характеристиками:

  • никель-камдиевые;
  • никель-металлогидридные;
  • литий-ионные;
  • литий-полимерные.

Прослужит такой аккумулятор для ноутбука 500–800 циклов , что приблизительно соответствует сроку службы 3 года: о том как его продлить — прочтите , посвящённый общим рекомендациям для всех аккумуляторов.

Для автомобиля


При хранении автомобильного АКБ нужно помнить : он разряжается на 0,25% ежедневно.

Поэтому товар такого рода до непосредственного момента покупки скорее всего заражался хотя бы раз.

Это никак не влияет на качественные характеристики.

После покупки аккумулятор для вашего автомобиля будет работать как минимум 2 года.

Максимальный срок годности этого элемента авто, встречающийся на российском рынке – 7 лет.

Качество и длительность беспроблемного пользования зависят от цены товара.

Стоимость аккумулятора складывается из материала изготовления.

Чем он дороже, тем дольше прослужит .

Новый элемент питания не стоит сразу использовать , если:

  1. Показания вольтметра меньше 12,6 В.
  2. Плотность не превышает 1, 26 г/см 3 .
  3. Электролит над пластинами находится на уровне ниже 10 мм.

В этом случае требуется подзарядка .

В автомобилях, а также для ИБП используется в основном свинцово-кислотный тип аккумуляторных батарей (6 последовательно соединенных аккумуляторов).

Какой средний срок службы автомобильного аккумулятора типа «АКБ автомобиля» VARTA и сколько лет можно не беспокоиться о его работоспособности?

Гарантийный срок годности этого наиболее востребованного автомобильного аккумулятора марки VARTA составляет 1 год со дня выпуска, а срок службы при правильном обращении, которое зависит также и от исправности автомобиля, может достигать 10 лет.

Срок службы необслуживаемого аккумулятора автомобиля будет ниже.

Срок службы аккумулятора ИБП 4-6 лет.

Для шуруповерта


Для такого распространенного в арсенале домашнего мастера инструмента как шуруповерт используются такие типы аккумуляторов:

  • никель-камдиевые;
  • никель-металлогидридные;
  • литий-ионные.

Срок службы никель-кадмиевых и литий-ионных (li-ion) аккумуляторов для шуруповерта достигает до 3500 циклов .

Необслуживаемые

Необслуживаемые аккумуляторы – относительно новая технология в этой сфере производства.

Они удобны тем, что в них не нужно контролировать уровень электролита и не требуется постоянная доливка дистиллированной воды, как в обслуживаемых моделях.

Большая часть современных автомобилей комплектуются именно такими аккумуляторами.

Прослужат необслуживаемые аккумуляторы при правильной эксплуатации 5–7 лет.

На этот срок влияет , в частности, исправность автомобиля.

Как вернуть?

Как можно вернуть аккумулятор и что влияет на его возврат ?

Обычно на аккумулятор устанавливается гарантийный срок 1–2 года в зависимости от области применения устройства и производителя.

В течение этого срока покупатель имеет право вернуть неисправное изделие в магазин.

Если такой период не установлен, то это можно сделать в течение 2 лет со дня покупки .

При возврате может возникнуть спор относительно того, правильно ли покупатель эксплуатировал аккумулятор.

Тогда продавец за свой счет должен провести экспертизу .


Участие в этой мероприятии имеет право принять покупатель.

Если установит, что устройство стало непригодным из-за производственного брака, продавец обязан заменить бракованный товар исправным или вернуть деньги за него.

Но если поломка произошла по вине покупателя , то последний вынужден будет компенсировать продавцу стоимость экспертизы.

Для возврата изделия в магазин потребуются :

  • гарантийный талон;
  • чек на приобретенный товар или показания свидетелей;
  • общегражданский паспорт.

Как продлить жизнь аккумулятору?

Советы о том, как продлить и увеличить срок службы аккумулятора телефона андроид, ноутбука и других подобных :


И напоследок, при покупке аккумулятора следует учитывать критерий «срок свежести» .

Например, для автомобильного аккумулятора он составляет три месяца.

Если аккумулятор залежался, его лучше не приобретать .

Вся проблема в том, что если прошел больший срок со дня производства, то происходит большой саморазряд батареи.

А это плохо влияет на общий ресурс устройства , особенно когда речь идет об автомобилях, которые терпят большие нагрузки.

Эксплуатация, зарядка, плюсы и минусы литиевых аккумуляторов

Очень многие сегодня используют электронные устройства в своей повседневной жизни. Сотовые телефоны, планшеты, ноутбуки… Все знают, что это такое. Но немногие знают, что ключевым элементом этих устройств является литиевый аккумулятор. Этим типом аккумуляторных батарей комплектуется практически каждое мобильное устройство. Сегодня мы поговорим о литиевых аккумуляторах. Эти АКБ и технология их производства постоянно развиваются. Существенное обновление технологии происходит раз в 1─2 года. Мы рассмотрим общий принцип работы литиевых батарей, а разновидностям будут посвящены отдельные материалы. Ниже будет рассмотрена история возникновения, эксплуатация, хранение, преимущества и недостатки литиевых аккумуляторов.

Исследования в этом направлении проводились ещё в начале 20 века. «Первые ласточки» в семействе литиевых аккумуляторов появились в начале семидесятых годов прошлого столетия. Анод этих батарей был выполнен из лития. Они быстро стали востребованы благодаря тому, что обладали высокой удельной энергией. Благодаря наличию лития, очень активного восстановителя, разработчикам удалось сильно нарастить номинальное напряжение и удельную энергию элемента. Разработка, последующие испытания и доводки технологии «до ума» заняли около двух десятков лет.


За это время решались в основном вопросы с безопасность использования литиевых аккумуляторов, подбором материалов и т. п. Вторичные литиевые элементы с апротонными электролитами и разновидность с твёрдым катодом похожи по электрохимическим процессам, протекающих в них. В частности, на минусовом электроде идёт анодное растворение лития. В кристаллическую решётку плюсового электрода идёт внедрение лития. Когда аккумуляторный элемент заряжается, то процессы на электродах идут в обратном направлении.

Материалы для плюсового электрода разработали достаточно быстро. Основное требование к ним было в том, чтобы на них проходило обратимые процессы.

Речь идёт об анодной экстракции и катодном внедрении. Эти процессы ещё называют анодным деинтеркалированием и катодным интеркалированием. Исследователи испытывали различные материалы в качестве катода.

Требование было в том, чтобы отсутствовали изменения при циклировании. В частности, изучались такие материалы, как:

  • TiS2 (дисульфид титана);
  • Nb(Se)n (селенид ниобия);
  • сульфиды и диселениды ванадия;
  • сульфиды меди и железа.

Все перечисленные материалы имеют слоистую структуру. Проводились исследования и с материалами более сложных составов. Для этого использовались добавки некоторых металлов в небольших количествах. Это были элементы имеющее катионы большего радиуса, чем у Li.

Высокие удельные характеристики катода были получены на оксидах металлов. Пробовались разные оксиды на предмет обратимой работы, которая зависит от степени искажения кристаллической решётки материала оксида, когда туда внедряются катионы лития. В расчёт принималась и электронная проводимость катода. Задача заключалась в том, чтобы обеспечить изменения объёма катода не более 20 процентов. Согласно исследованиям, наилучшие результаты показали оксиды ванадия и молибдена.



С анодом возникли главные сложности при создании литиевых аккумуляторов. Точнее в процессе зарядки, когда происходит катодное осаждение Li. При этом образуется поверхность с очень высокой активностью. Литий осаждается на поверхности катода в виде дендритов и в результате образуется пассивная плёнка.

Получается так, что эта плёнка обволакивает частицы лития и препятствует их контакту с основой. Этот процесс называется инкапсулированием и приводит к тому, что после зарядки аккумулятора определённая часть лития исключается из электрохимических процессов.

В итоге после определённого количества циклов, электроды изнашивались и нарушалась температурная стабильность процессов внутри литиевого аккумулятора.

В какой-то момент элемента разогревался до точки плавления Li и реакция переходила в неконтролируемую фазу. Так, в начале 90-х годов на предприятия компаний, занимавшихся их выпуском, возвратили много литиевых АКБ. Это были одни из первых аккумуляторов, которые стали применяться в мобильных телефонах. В момент разговора (ток достигает максимального значения) по телефону из этих батарей происходил выброс пламени. Было немало случаев, когда пользователю обжигало лицо. Образование дендритов при осаждении лития, помимо опасности пожара и взрыва, может приводить к короткому замыканию.

Поэтому исследователи потратили много времени и сил на разработку методом обработки поверхности катода. Разрабатывались способы введения в электролит добавок, препятствующих образованию дендритов. В этом направлении учёные достигли успехов, но полностью проблема не решена до сих пор. Эти проблемы с использованием металлического лития пытались решить и другим методом.

Так, отрицательный электрод стали изготавливать из литиевых сплавов, а не из чистого Li. Самым успешным оказался сплав лития и алюминия. Когда идёт процесс разряда, то в электроде из такого сплава вытравливается литий, а при заряде, наоборот. То есть, в процессе цикла заряд-разряд изменяется концентрация Li в сплаве. Конечно, произошла некоторая потеря активности лития в сплаве по сравнению с металлическим Li.

Потенциал электрода из сплава снизился где-то на 0,2─0,4 вольта. Рабочее напряжение литиевой батареи снизилось и одновременно уменьшилось взаимодействие электролита и сплава. Это стало положительным фактором, поскольку уменьшился саморазряд. Но сплав лития и алюминия не получил широкого распространения. Проблема здесь заключалась в том, что при циклировании сильно изменялся удельный объем этого сплава. Когда происходил глубокий разряд, то электрод охрупчивался и осыпался. Из-за снижения удельных характеристик сплава исследования в этом направлении были прекращены. Изучались и другие сплавы.


Как показали исследования, лучше всего подходят сплав Li с тяжёлыми металлами. Примером может служить сплав Вуда. Они хорошо показали себя в плане сохранения удельного объёма, но удельные характеристики оказались недостаточными для использования в литиевых аккумуляторах.

В результате из-за того, что металлический литий нестабилен, исследования стали вести в другом направлении. Было решено исключить из компонентов батареи литий в чистом виде, а использовать его ионы. Так появились литий─ионные (Li-Ion) аккумуляторы.

Энергетическая плотность литий─ионных АКБ меньше, чем у литиевых. Но безопасность и удобство эксплуатации у них значительно выше. Можете прочитать подробнее про по указанной ссылке.

Эксплуатация и срок службы

Эксплуатация

Правила эксплуатации будут рассмотрены на примере распространённых литиевых аккумуляторов, которые применяются в мобильных устройствах (телефонах, планшетах, ноутбуках). В большинстве случаев от «дурака» такие аккумуляторы защищает встроенный контроллер. Но пользователю полезно знать базовые вещи об устройстве, параметрах и эксплуатации литиевых АКБ.

Для начала следует запомнить, что литиевый аккумулятор должен иметь напряжением от 2,7 до 4,2 вольта. Нижнее значение здесь говорит о минимальном уровне заряда, верхнее – о максимальном. В современных Li батареях электроды выполняются из графита и в их случае нижняя граница напряжения составляет 3 вольта (2,7 – это значение для электродов из кокса). Электрическая энергия, которую отдаёт аккумулятор при падении напряжения от верхней границы к нижней, называется его ёмкостью.

Чтобы продлить срок службы литиевых аккумуляторов производители несколько сужают диапазон напряжения. Часто это 3,3─4,1 вольта. Как показывает практика, максимальный срок службы литиевых батарей достигается при уровне заряда 45 процентов. Если аккумулятор передерживать на зарядке или сильно разряжать, то срок эксплуатации сокращается. Обычно рекомендуется ставить литиевый аккумулятор заряжаться при 15─20% заряда. А прекращать зарядку надо сразу после достижения 100% ёмкости.

Но, как уже говорилось, от перезарядки и глубокого разряда аккумулятор спасает его контроллер. Эта управляющая плата с микросхемой имеется практически на всех литиевых аккумуляторных батареях. В различной потребительской электронике (планшет, смартфон, ноутбук) работу контроллера, интегрированного в АКБ, ещё дополняет микросхема, которая распаяна на плате самого устройства.

В общем, правильная эксплуатация литиевых аккумуляторов обеспечивается их контроллером. От пользователя в основном требуется не встревать в этот процесс и не заниматься самодеятельностью.

Срок службы

Срок службы литиевых аккумуляторных батарей составляет около 500 циклов заряд-разряд. Это значение справедливо для большинства современных литий─ионных и литий─полимерных аккумуляторов. По времени срок службы может быть разный. Это зависит от интенсивности использования мобильного устройства. При постоянном использовании, нагрузкой ресурсоёмкими приложениями (видео, игры) аккумулятор может исчерпать свой лимит за год. Но в среднем срок службы литиевых аккумуляторов составляет 3─4 года.

Процесс зарядки

Сразу стоит отметить, что для нормальной эксплуатации батареи, нужно использовать штатное зарядное устройство, которое поставляется в комплекте с гаджетом. В большинстве случаев это источник постоянного тока с напряжением 5 вольт. Штатные зарядки для телефона или планшета обычно отдают ток около 0,5─1 * С (С – номинальная ёмкость батареи).
Стандартным режимом зарядки литиевого аккумулятора считается следующий. Этот режим используется в контроллерах компании Sony и обеспечивает максимальную полноту зарядки. На рисунке ниже этот процесс представлен в графическом виде.



Процесс состоит из трёх этапов:

  • продолжительность первого этапа около одного часа. При этом ток зарядки держится на постоянном уровне до тех пор, пока напряжение АКБ не достигнет значения 4,2 вольта. По окончании степень заряженности равна 70%;
  • второй этап также идёт около часа. В это время контроллер поддерживает постоянное напряжение 4,2 вольта, а ток зарядки при этом снижается. Когда сила тока падает примерно до 0,2*C, запускается заключительный этап. По окончании степень заряженности равна 90%;
  • на третьем этапе ток постоянно снижается при напряжении 4,2 вольта. В принципе, эта стадия повторяет второй этап, но имеет строгое ограничение по времени в 1 час. После этого контроллер отключает батарею от зарядного устройства. По окончании степень заряженности равна 100%.

Контроллеры, которые способны обеспечить такую стадийность, стоят довольно дорого. Это отражается на стоимости аккумулятора. В целях удешевления многие производители устанавливают в аккумуляторы контроллеры с упрощённой системой заряда. Часто это бывает только первый этап. Зарядка прерывается при достижении напряжения 4,2 вольта. Но в этом случае литиевая батарея заряжается лишь на 70% от ёмкости. Если литиевый аккумулятор вашего устройства заряжается 3 часа и меньше, то, скорее всего, он имеет упрощённый контроллер.

Стоит отметить ещё ряд моментов. Периодически (раз в 2─3 месяца) делайте полный разряд АКБ (чтобы телефон отключился). Затем проводится полная зарядка до 100%. После этого вынимаете батарею на 1─2 минуты, вставляете и включаете телефон. Уровень заряда будет меньше 100%. Заряжаете полностью и так делаете несколько раз, пока при вставке батареи не будет показан полный заряд.


Помните, что через разъём USB ноутбука, десктопа, переходника от прикуривателя в машине зарядка идёт значительно медленнее, чем от штатного ЗУ. Это объясняется ограничением интерфейса USB по току в 500 мА.

Также помните о том, что на холоде и при низком атмосферном давлении литиевые аккумуляторы теряют часть своей ёмкости. При отрицательных температурах этот тип батарей становится неработоспособным.