Сильные лидерские качества. Развитие лидерских качеств

В зависимости от менталитета, сферы деятельности и особенностей сообщества людей, востребованные лидерские черты могут отличаться. Какими качествами обладает настоящий лидер в универсальном понимании, независимо от того наделен ли он формальными полномочиями руководителя или имеет неформальную властью в группе или коллективе?

Лидер и лидерство

Что такое лидерство? Лидер - человек, которого, благодаря авторитету, сообщество наделяет правом решать основные вопросы за всех. Лидерство - совокупность качеств, позволяющих получить этот авторитет, способ организации влияния.

Со времен Платона до XIX в. считалось, что только индивидуальные и врожденные свойства личности позволяют стать настоящим лидером. К примеру, двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, полагал, что лидерство – наследственный талант.

Позже, выдвигали теории, что лидера вполне можно воспитать, но при наличии способностей. Современный подход в меньшей мере учитывает индивидуальные свойства, смещая основной акцент на стратегию поведения. Сейчас - это человек, обладающий способностью вдохновлять на действие.

Как выявить лидерский потенциал? Потенциал настоящего лидера определяют:

  1. Врожденные индивидуальные черты.
  2. Приобретенные. Благодаря воспитанию, обучению, самообразованию, опыту.
  3. Психологическая установка (призвание). Чувства, убеждения, идеи, представления о себе.

Быть лидером - это не должность, а характер.

Черты настоящего лидера

Сами по себе врожденные качества обладателя лидером автоматически не делают, но помогают им стать. Приобретенные качества могут превратить в эффективного руководителя. Но, без некоторых индивидуальных качеств, настоящим лидером, за которым добровольно потянутся люди, стать сложно.

  1. Характер. Определяется по отношению к себе и людям, к вещам и деятельности. Черта характера, выявляющая лидера сразу - воля. Умение сознательно , формировать цель и концентрироваться на ней. Саморегулировать собственную активность для достижения результата. Основные волевые качества:
  • Целеустремленность. Лидер видит главное и не теряет его во множестве проблем и мелочей. Умение концентрироваться на ожидаемом результате - эта способность также планировать путь к достижению, словно смотришь фильм с конца. Джон Максвелл, написавший десятки книг, посвященных мотивации, называет это свойство – перспективным видением.
  • Самообладание и мужество. Поведение лидера зависит от его решений, а не обстоятельств.
  • Самостоятельность, решительность, настойчивость. Умение принимать решения. Брать всю ответственность на себя и доводить начатое до конца, невзирая на неудачи.
  • Проактивность, инициативность, любознательность. Быть в центре событий и на шаг впереди всех остальных.
  • Исполнительность. Как ни странно, но исполнительность тоже черта настоящего лидера. Ведь чтобы принятые решения привели к достижению цели, необходимо работать над ними старательно и систематично.
  1. Харизма. Исключительность и личная притягательность, внушающая безусловную веру окружающим в возможности обладателя.

  1. Стремление к управлению людьми, выражающееся в организаторских способностях:
  • Способность в короткие сроки находить решение проблемы.
  • . Способность правильно и точно выражать свои мысли.
  • Настоящий лидер легко создаст команду. Может подбирать нужные кадры, находить применение их способностям в контексте поставленных задач, понимает психологию людей. Открывает в них таланты.
  • Умение организовать. Отдавать распоряжения и приказы или другим способом влиять на окружающих. В том числе и манипулировать ими.
  • Умеет нести ответственность за действия подчиненных.

  1. Эмоциональная компетенция. Умение создать эмоциональный микроклимат в сообществе или коллективе, наиболее подходящий для быстрого достижения поставленных целей. Атмосфера достигается с помощью убеждения, внушения или заражения. Этому помогают:
  • Вера и страсть.
  • Позитивные установки.
  • Энергичность.
  • Умение слушать.
  • Справедливость и строгость.
  • Умение наказывать и поощрять.
  • Гибкость поведения.
  • Щедрость.
  • Чувство юмора.
  • Красноречие. Дар убеждения.
  • Умение ценить людей.
  1. Компетентность. Не обязательно обладать самым высоким IQ, но для эффективной и успешной деятельности необходимо иметь определенный опыт и , чтобы устранять проблемы и находить решения.
  2. Готовность к риску. Неразрывно и умением аналитически мыслить.
  3. Надежность и последовательность.
  4. Знание себя, своих достоинств и слабостей. И умение работать над недостатками, органично замещать их преимуществами.
  5. Способность к самообучению и самовоспитанию. Желание развиваться, не останавливаться в развитии. Стремление к идеалу.

Лидер и руководитель не одно и то же. Руководитель - наделен формальной, официальной властью, а лидер способностью психологического влияния. Идеально, когда эти две роли совпадают.

Настоящие лидерские черты можно попробовать в себе воспитать, ведь не зря распространена точка зрения, что лидерами становятся, а не рождаются.

Как пробудить в себе лидера?

Бывают в жизни ситуации, когда у обычного человека в опасной или напряженной ситуации активируются латентные (скрытые) лидерские качества. Он берет ответственность на себя и решает какой-то жизненно важный вопрос. Такие случаи позволяют утверждать, что каждый может стать лидером в определенных условиях

Как создать самому необходимую атмосферу для пробуждения в себе лидерского потенциала?

  1. Сформировать способности к .
  • Для того чтобы оценить себя, заведите тетрадь, в которую запишите собственные положительные и негативные качества, по своему мнению, и словам близких. Научитесь не реагировать болезненно на критику. Каждое критическое замечание научитесь логически опровергать. Развивайте уверенность в себе. Но не путайте ее с себялюбием.
  • Поставьте за правило составлять план на следующий день. Каждый вечер описывайте то, что удалось сделать. Отмечайте успехи. Такой «дневник» позволит выявить свои слабые стороны и наметит путь на их искоренение.

  1. Развивать лидерское поведение в коллективе и семье.
  • Начинайте с малого: организовывайте интересный и активный досуг. Предлагайте лучшие, на ваш взгляд, решения проблем на работе. Для лидера главное - и организовать людей.
  • Больше общайтесь. Развивайте коммуникативные навыки при каждой возможности. Умейте слушать и слышать других, а после этого делайте собственные выводы.
  • Принимайте людей такими, какие они есть. Это поможет находить лучшее применение их качествам. Настоящий лидер - это не тот, кто задается вопросом: «Как коллектив может помочь достичь моей цели?». Он спрашивает себя: «Как я могу помочь им достичь нашей цели?»
  • Мысленно проигрывайте диалоги с целью мотивировать вымышленных собеседников.
  • Тренируйте самообладание.
  1. Научиться брать на себя инициативу и ответственность.
  • Боязнь критики и неудачи естественна. Но развитие умения конструктивно относиться к промахам, помогает расти. Относитесь оптимистично к провалам. Боритесь со страхом потерпеть поражение.
  • Без терпения и упорности успех невозможен. Научитесь концентрироваться.
  • Настоящий лидер выбирает себе работу сам: ту, которая нравится или развивает.
  • не только другим, но и себе. Тренируйте волю, отказавшись от .
  • Проявляйте заботу о других, но не живите чужими проблемами.
  • Старайтесь не принимать навязанных ролей. Оставайтесь самими собой.

  1. Ставить цели, строить планы. Идти к достижению результата. От меньшего – к большему.
  • Ставьте цели, которые выше ваших возможностей. Они не должны быть туманными, а только четкими и ясными. Не ставьте нереальные сроки для осуществления. Учитесь терпению и настойчивости.
  • Научитесь планировать. Сначала распишите день, потом - неделю.
  • «Лень» и «лидерство» несовместимые понятия. Будьте активны. Делайте максимальные усилия для достижения заданного результата.
  • Больше читайте, узнавайте. Ведь владеть Миром - владеть информацией.
  • Выполняйте свои обязанности максимально ответственно.
  • Записывайте достижения.

Мальком Гладуэл в книге «Гении и аутсайдеры» отмечает, что часто пассивность - это качество выходцев из бедных сословий, которые не хотят брать инициативу в свои руки из-за боязни уязвимости и неуверенности в своих силах. Как пробудить в себе лидера? Выдавливайте «из себя по каплям раба», как говорил Чехов.

Внешние проявления лидерских качеств

Доминантный человек в сообществе не всегда проявляет активность. Но выявить его достаточно легко по внешним проявлениям лидерских качеств:

  • Хорошо одеваются. Следят за внешним видом, но без экстравагантности в образе. Имеют свой стиль.
  • Окружают себя людьми.
  • Прямо смотрят в глаза и уверенно пожимают руку.
  • Направляют беседу при общении.
  • Всегда до конца выслушивают говорящего и не спешат с ответом.
  • Достаточно вежливы и тактичны.
  • В аудитории размещаются на некотором удалении от всех, чтобы иметь обзор и не пускать в личное пространство посторонних. Но не прячутся за спинами.
  • Характерна уверенная походка с размахиванием рук.
  • Сами вызываются исполнять обязанности, от которых большинство отмалчивается.
  • Сразу схватывают суть проблемы.

Рассмотреть неявного лидера в коллективе очень важно, чтобы направить его деятельность на благо всей организации.

Женщина-лидер

Слабому полу тяжело доминировать, особенно в мужском коллективе. Какие же особые качества настоящего лидера, кроме основных, следует культивировать в себе женщинам, чтобы добиться успеха?

  • Контролировать эмоциональность. Социальный интеллект помогает женщине чувствовать взаимоотношения в коллективе, но эмоции не должны управлять рассудком.
  • Учиться строить долгосрочные перспективы.
  • Четко и конкретно формулировать мысли.
  • Для женщины-лидера авторитарный стиль управления не всегда эффективен. Лучше всего использовать демократический.
  • Быть готовой к риску. Для этого отлично подходит женская интуиция.
  • Воспринимать критику адекватно.
  • Не бояться использовать обаяние для расположения к себе. Но всегда разделять работу и отношения.

Лидерство позволяет личностно развиваться и ощутить полноту жизни. Но только при условии осознания уникальности своих качеств. Просто перенять поведение и имитировать качества, чтобы почувствовать возвышение над другими - стать настоящим лидером вряд ли поможет.

Нужно быть самим собой, найти в себе дарование, способности, энергию и отдать на это все время и силы. Ведь быть лидером - не только награда, но и тяжелая ноша.

Одними из главных тем для исследования современными науками, касающимися социальной психологии, являются лидерство и личность. По мнению ученых, формирование лидерства напрямую связано с поиском определенных черт личности, позволяющих обладать преимуществом ввиду своих психологических и физических характеристик. Лидер имеет главную роль в организации деятельности группы, к которой он относится, а также формирует и регулирует межличностные отношения ее участников.

Характеристика

Кто такой лидер? Существует множество определений, из которых можно сделать вывод: лидер - это человек, ведущий за собой других, имеющий авторитет и умеющий организовать и распределить деятельность группы. Определение лидерства означает еще и наличие у индивида определенных способностей, которые помогают ему вести за собой остальных. Эти способности формируются из психологических качеств личности, представляющих собой единение знаний, ценностей, умений и навыков, норм поведения. Лидер всегда видит общую картину и знает, как достичь цели, куда идти. Даже при неблагоприятных обстоятельствах он не опускает руки и целенаправленно движется вперед. Он всегда дисциплинирован, способен аналитически мыслить и помогает остальным достичь желаемого результата.

Основные качества

Многие исследователи в области социологии и психологии спорят, могут ли быть лидерские качества врожденными, или их нужно развивать. Но есть личностные и психологические качества человека, которые отличают их от других людей. Это сильные и волевые личности, открытые для критики и закрытые от неприятностей, они имеют такие черты характера, как:

  • контроль над эмоциями и поведением;
  • позитивный настрой;
  • готовность к переменам;
  • твердо верят в удачливость;
  • выражение мыслей коротко и понятно;
  • не опускают руки перед трудностями.

Перечисленные свойства характера волевого человека – это еще не все качества, присущие лидеру. Существует множество других, характеризующих сильную личность. К таковым относятся.

Спокойствие, честность, целеустремленность, надежность

Честному и целеустремленному лидеру верят и следуют за ним, т.к. он не боится трудностей и твердо следует своей цели. Такой человек надежный и никогда не подведет последователей, доводя дело до конца.

Открытость

Хороший лидер умеет выслушать и принять во внимание предложенные другими идеи, даже если они не соответствуют его планам. Умение рассмотреть альтернативное решение своему является положительным навыком для лидера. Открытость во взаимоотношениях между ним и его последователями означает доверие и уважение в коллективе.

Творческий подход

Часто случается, что обыденный образ мышления не помогает решить проблему. Тогда необходимо расширить границы сознания и подумать по-другому, применить другой подход к делу. Лидером обычно является творческая личность, не испытывающая трудностей в таких вопросах. Он не отчаивается, а предлагает: «А что, если?». Расширенное мышление ведущего подталкивают последователей к подобному подходу поиска решения проблем.

Уверенность и ответственность

Для достижения поставленных целей лидер должен быть напористым, а также ответственным за оправдания ожиданий подопечных, поэтому он собирает все силы команды на решение задачи и подведение к конечному результату. Такая напористость часто воспринимается более «слабыми» людьми, как агрессивность. Но следует разграничивать эти понятия.

Чувство юмора

Это личное и важное качество «сильного» человека, помогающее снять скуку, разрядить напряженную обстановку в команде, а также способствует развитию корпоративного духа. Юмор является своеобразным видом власти, обеспечивающей контроль над членами группы.

Энтузиазм

Человек, с преданностью относящийся к своему делу, заслуживает доверия последователей. С помощью проявленного энтузиазма лидер становится вдохновителем и мотиватором. Несмотря на различие обязанностей, ведущий помогает остальным наравне с ними и не боится погружаться «в грязную работу».

Аналитическое мышление

Лидер всегда видит общую картину ситуации, но для детального ее изучения он может «разбивать» ее на отдельные части. Так, не упуская из виду конечную цель, ставит несколько маленьких, что ускоряет прогресс в этом направлении. Это основные личностные и психологические качества лидера. Они проявляются как в повседневной жизни, так и на работе. Также к качествам такой личности можно отнести:

  • настойчивость и решительность;
  • умение быстро определять цели и задачи и доносить их до подчиненных;
  • умение мотивировать и вдохновлять сотрудников;
  • умение оставаться невозмутимым в любых ситуациях;
  • быстрое и широкое мышление;
  • умение оперативно ориентироваться не на трудности, а на достижение поставленной цели;
  • идти на риск, но обоснованный;
  • необходимо четко понимать, от чего можно отказаться, а от чего нельзя;
  • прислушиваться к другим и обсуждать их идеи;
  • умение ускорять движение к цели или вовремя останавливать опасные процессы.

Можно сделать вывод, что лидерство и сильная, волевая личность – это неразделимые понятия. Лидер должен иметь множество различных черт характера, помогающих ему добиваться успехов на любом поприще. Но обладание ими, это еще не означает быть главным и вести за собой общество. Необходимо научиться правильно показывать их.

Демонстрация качеств

  • гордая осанка показывает уверенность;
  • спокойный и твердый взгляд, направленный прямо в глаза оппонента, указывает на сильную личность;
  • уместная и нечастая улыбка;
  • уважительные и располагающие манеры;
  • имидж должен производить хорошее впечатление.

При разговоре следует верить в собственную правоту и демонстрировать собеседнику преданность выбранному пути. Личность, характеризующая лидера, обладает уверенностью в себе и твердой волей, которые помогают в преодолении проблем и трудностей. Но что делать, если таковых качеств не наблюдается? Можно ли их развить? Изучение данного вопроса актуально и по сей день. Многие исследователи считают, что лидерские качества развить реально, стоит только долго и упорно работать над собой.

Формирование необходимых качеств

Развитие личности лидера необходимо начинать с детства, но, если момент уже упущен, не стоит расстраиваться, т. к. заняться саморазвитием никогда не поздно. Существует множество различных тренингов по формированию лидерских качеств, цель которых - создать четкий план по самостоятельному развитию, состоящий из конкретных шагов.

Для начала необходимо разделить свой план на несколько разделов для постепенного становления личности как лидера:

  • краткосрочные цели, достигаемые в ближайшее время;
  • цели среднего срока, которые нужно достигнуть за несколько месяцев;
  • долгосрочные цели, требующие года на самосовершенствование.

Говорят, что практика важнее теории, что в корне неверно. Без теоретического фундамента не получится стать лидером, а лишь сформируется умение копировать слова и поступки других людей с более выдающимися способностями. Для успеха на данном поприще необходимо научиться наблюдать и анализировать их деятельность и поведение, творчески применяя полученный опыт для решения собственных задач.

Для развития лидерских навыков в начале целенаправленного пути специалист по лидерству Д. Эдайр придумал упражнение, которое поможет достичь успеха. Оно заключается в списке ключевых целей, из которых необходимо выделить для себя некоторые и следовать им:

  • За год пройти несколько тренингов по самосовершенствованию.
  • Беседа с признанными лидерами для понимания идей лидерства.
  • Беседа с сотрудниками о том, за что они ценят лидера. Ответы нужно записать и обдумать.
  • За год прочитать несколько пособий по саморазвитию и определить на ее основе 5 практических шагов.
  • Выяснить точную информацию про мнение компании о себе, свой потенциал в ней.
  • Если на работе нет возможности для развития лидерских качеств, нужно сменить ее.
  • Выбрать длительный курс обучения по расширению знаний в определенной области.

Данное упражнение является очень действенным при условии полного погружения в самосовершенствование. При создании плана необходимо учитывать развитие в себе лидерских качеств. Это очень трудоемкая работа, но в результате успех не заставит себя долго ждать. Психологи, изучив биографии наиболее известных личностей, определили 10 качеств, необходимых для успеха на поприще саморазвития.

Движение к результату

Лидер всегда видит свою цель, знает, куда двигаться и что предпринимать для ее достижения. Для того чтобы научиться этому, можно читать истории успешных людей, книги по саморазвитию и мотивации.

Принятие решений

Человек с сильным, волевым характером боится принимать нелегкие решения. Для развития навыков принятия решений необходимо научиться принимать их в областях, где отказ не будет серьезным промахом. Его нужно проанализировать и не останавливаться на этом.

Риск

Настоящий лидер действует, несмотря на отсутствие гарантий положительного результата. Чтобы научиться рисковать, нужно анализировать задачу и составлять несколько вариантов ее решения, назначая шкалу для каждого от 1 до 5. Затем нужно продумать, пройдет ли все так, как задумано потом предпринимать соответствующие меры. Не стоит отчаиваться в случае проигрыша. Совершая ошибки и понимая их суть, лидеры «растут».

Мотивация людей

Лидер умеет четко изъяснять свои мысли и цели другим, внушает доверие и стремление к вершинам, о которых они и подумать ранее не могли. Под его руководством остальные члены группы пытаются совершенствовать свои личные и профессиональные качества. Как мотивировать других: нужно изучить потребности всех участников группы, побуждающие к активным действиям. Каждый из них должен понимать значимость своей работы в команде.

Создание команды

У лидера команда состоит из сильных и продуктивных личностей, где царит корпоративный дух и взаимопонимание. Для создания своей команды необходимо концентрироваться на мнениях других во время дискуссий, на их лучших качествах.

Самопознание

Хорошие лидеры стремятся к совершенству, осознавая недостатки и достоинства. Они открыты к критике и охотно меняют свои качества при необходимости. Для расширения познания нужно проводить анализ собственных действий и последствий. Можно спросить мнение других о том, какие изменения необходимы для улучшения лидерских качеств. Отличным опытом для самопознания будет ведения дневника с наиболее важными событиями. С его помощью можно отслеживать прогресс в совершенствовании навыков.

Личностная целостность

Целостность помогает не отступать от своих принципов, даже если другой путь более легкий и выгодный. Человека с такой чертой характера все считают надежным и примером для подражания. Активный поиск общения с друзьями, коллегами позволит трезво оценить целостность, сопоставляя свои представления о цели и ответственности с их мнением.

Самосовершенствование

Для этого необходимо часто общаться с людьми для обмена новыми идеями, анализировать поступки и слова как свои, так и опытных сильных личностей, читать литературу по теме лидерства.

Продуктивное общение

Хорошие лидеры могут с легкостью четко представить свои мысли, цели и идеи так, чтобы за ними шли последователи. Чтобы научиться подобному, нужно практиковать активное слушание, уметь видеть невербальные послания тела, доносить наиболее нужную информацию и просить ее повторить, важно научиться читать между строк в разговоре.

Активная взаимопомощь

Поощрение даже небольших успехов каждого из команды позволяет им раскрыть собственный потенциал, можно поручить некоторым свои обязанности. При развитии данных качеств успех в различных областях жизни не заставит ждать, главное - терпение и упорство, а также огромное желание изменить себя к лучшему.

Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про- бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз- никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го- ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Искусство общения во все времена признавалось обяза- тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви- нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст- вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим - в военное. Вожди бы- ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи- ческая сила на войне.

Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак- центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора- тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе- седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль- шинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута- ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Умение общаться с людьми - это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе-чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны- ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи- тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред- мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

Общение - это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

Слушать означает больше, чем просто слышать.

Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед- ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

При получении информации необходимо полностью уде- лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо- лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

Делайте это с полным вниманием;

Не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

Не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

Глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима- тельно его слушаете;

Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо- дящему в комнате отвлекать вас;

Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно- ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

При необходимости делайте пометки.

Слушание представляет собой умение, которое можно вы- работать. Оно заключается в правильных ответах на постав ленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе-чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима- тельны и желаете продолжить беседу.

Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра- вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре- акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо- мент паузы.

При анализе феномена лидерства особое внимание уделяется личности лидера. Несмотря на то, что исследователи столкнулись с большой сложностью при составлении краткого, согласованного списка ключевых черт, присущих всем лидерам, в последние годы многие ученые пришли к выводу, что лидеры действительно отличаются от других людей в нескольких важных отношениях .

Понимание лидерства с точки зрения качеств личности и характера, которыми лидер наделен в большей степени, чем остальные, по-прежнему не утратило своего значения . Лидер становится привлекательным для последователей, благодаря умению видеть то, что, в конечном счете, будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь.

Лидерство как специфический тип отношений управления основывается на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации . В отличие от собственно управления, этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. Лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения "начальник – подчиненный", свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями "лидер – последователь".

Рассматривая вопрос о лидерстве в системе управления , Чередниченко И.П. с соавторами перечисляет наиболее важные особенности личности человека как лидера, которые в значительной мере определяют его становление и успех в деятельности: 1) личностные черты лидера; 2) представления лидера о себе самом; 3) потребности и мотивы, влияющие на поведение; 4) система важнейших убеждений; 5) стиль принятия решений; 6) стиль межличностных отношений; 7) устойчивость к стрессу.

1. На успешное лидерство влияют достаточно высокий уровень интеллекта и знаний, честность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, дисциплинированность, настойчивость, определенный социально-экономический статус, надежность, ответственность, социальная активность. Одним из важнейших качеств лидера, по мнению Чередниченко И. П. с соавторами, является коммуникабельность, которая предполагает способность к установлению хороших взаимоотношений, к сохранению их в любое время; способность создавать такие взаимоотношения, которые наиболее необходимы коллективу. Авторы выделяют наиболее характерные черты мышления, присущие лидерам: гибкость, продуктивность, скорость и аналитичность мышления. Гибкое мышление обеспечивает большую приспосабливаемость к изменяющимся обстоятельствам функционирования группы или организации, что обеспечивает ее жизнеспособность.Продуктивность мышления отражает способность лидера к рождению новаторских и оправданных реальностью идей. Необходимость скорости мышления объясняется тем, что тугодум в силу естественного отбора не может стать лидером. А если у лидера нет склонности к анализу ситуации, то он долго не сохранит свои властные позиции.

2. Лидер в любой ситуации ведет себя в соответствии с собственной Я-концепцией. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует. Адекватное осознание лидерских составляющих Я-концепции позволяет руководителю более четко реализовать основные управленческие функции: планирования и контроля, принятия решения и урегулирование конфликтов, стимулирование труда и другие.

3. Лидер , как и каждый человек, имеет большой набор потребностей , каждая из которых появляется в определенный момент времени и исчезает после удовлетворения или подавления, если ее оказалось невозможным удовлетворить. Однако, помимо общечеловеческих, имеются и специфические лидерские потребности, главными из которых являются: потребность во власти; потребность в контроле над событиями и людьми; потребность в достижении; потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

4. Система важнейших убеждений представляет собой упорядоченную совокупность знаний, в истинности которых человек уверен, и которые он использует для регуляции своего поведения. При жесткой системе убеждений подчиненным легче понять лидера, угадать его намерения и соответствовать им. Коллектив не лихорадит из-за того, что шеф меняет решения в соответствии с настроением или под влиянием чьих-то советов. С другой стороны, жесткая система убеждений обусловливает негибкость руководителя, которая распространяется и на его способ принимать решения и на все остальные управленческие функции. Есть опасность окружить себя подхалимами. Человеком с жесткими убеждениями легче манипулировать, чем с убеждениями гибкими.

5. Под стилем принятия решений понимают индивидуальные методы принятия решения. Стиль принятия решений определяется: а) подходом к получению новой информации: склонность получать любую, как позитивную, так и негативную информацию в сжатой форме; склонность вникать в детали, быть независимым от экспертов; стремление получать объективную, но сжатую информацию, оставляя детали на помощников; б) характеристиками мышления - здесь задействованы как виды мышления, так и индивидуальные его особенности; г) предпочтением определенной величины риска; д) когнитивной сложностью, то есть способностью и склонностью к анализу и синтезу получаемой информации.

6. Стиль межличностных отношений . Личностные черты, имеющиеся в руководителе, и, прежде всего, те из них, которые образуют склад его характера, определяет то поведение, которое он позволяем себе по отношению к другим людям. Братченко С.Л. различает 6 видов направленности в общении, которые и могут определять стиль межличностных у отношений в управленческой деятельности: 1) ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии; 2) ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе; 3) ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, стремление "вычислить" собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью; 4) добровольная "центрация" на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, безразличие к пониманию себя с его стороны; 5) готовность "подстроиться" под собеседника, подчинение силе авторитета, уход от противодействия, отсутствие стремления к действительному пониманию и желанию быть понятым; 6) доминирование ориентации на "сугубо деловые" вопросы, "уход" от общения как такового .

7. Устойчивость к стрессу является неотъемлемой характеристикой лидера. Если человек не стрессоустойчив, то он лидером не может стать по определению, поскольку лидерская позиция предполагает более высокие, по отношению к последователям, психологические нагрузки.

Бэрон Р.С., с соавторами , рассматривая проблему ключевых черт лидеров, пишут, что лидеры опережают других людей по таким характеристикам, как напористость – желание успеха, соединенное с большой энергией и решительностью; самоуверенность; креативность; мотивация лидерства – желание руководить и иметь власть над другими людьми (табл. 1).

Таблица 1. Характеристики лидеров по Бэрону Р.С. с соавт.

Описание

Напористость

Желание успеха; амбиции; большая энергия; упорство; инициатива

Честность и прямота

Заслуживают доверия; надежность; открытость

Мотивация лидерства

Желание оказывать влияние на других для достижения общих целей

Самоуверенность

Вера в собственные способности

Умственные способности

Ум; способность объединять и интерпретировать большое количество информации

Креативность

Оригинальность

Приспособляемость

Способность адаптироваться к нуждам своих подчиненных и к изменяющимся требованиям ситуации

Компетентность

Знание деятельности группы; знание соответствующих технических вопросов

Однако наиболее важной характеристикой лидера, как полагают авторы, является высокий уровень приспособляемости: способность осознавать, какие действия или подходы требуются в данной ситуации, и затем действовать соответственно им. Подчеркивается, что успешные лидеры в большей степени, чем другие люди, демонстрируют черты характера, приведенные в этом списке.

Рассматривая вопрос эффективного лидерства , Чалдини Р. с соавторами , отмечая, что лидеры действуют эффективно, если приспосабливают свой стиль к потребностям группы, обращают особое внимание на то, что есть некоторые лидеры, которые эффективны не потому, что изменяются сами, а вследствие того, что способны преобразовывать группу и вдохновлять ее на выполнение своих собственных целей. На основании ряда исследований психологи сделали вывод, что лидеры, способные не только вызывать одобрение своих подчиненных, но и добиваться высокой продуктивности, обладают определенными характеристиками. Людей, обладающих несколькими такими характеристиками, исследователи назвали трансформирующими (харизматическими) лидерами. Они формируют стремления и Я-концепции последователей, так что успех всей группы становится и личным успехом последователей, а цель лидера становится их собственной целью. Такие лидеры интеллектуально стимулируют своих последователей, позволяют им испытать свои жизненные позиции и ценности, убеждают последователей, что те лично играют значительные роли и вносят важный вклад в общее дело. Авторами перечисляются конкретные характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение (табл. 2).

Таблица 2. Характеристики трансформирующего лидера и соответствующее им поведение по Чалдини Р. с соавт.

Характеристика

Соответствующее поведение

Идеализированное влияние, или
«харизма»

Передает чувство «совместной миссии» последователям

Демонстрирует преданность своим последователям

Апеллирует к надеждам и желаниям последователей

Желает пожертвовать своими личными целями ради блага группы

Интеллектуальная стимуляция

Формирует открытость к новым способам мышления

Создает «большую картину», включающую разные взгляды на проблему

Желает принимать в расчет идеи, даже на первый взгляд «глупые»

Воодушевляющая мотивация

Убеждает последователей, что они обладают способностями выполнить больше, чем они сначала считали возможным

Подает остальным пример, к которому надо стремиться Представляет оптимистический взгляд на будущее

Индивидуализированный подход

Признает силы и слабости отдельного человека

Открыто интересуется благополучием других людей

Поддерживает усилия других, направленные на улучшение работы

Описывая ключевые черты харизматического лидера, Столяренко Л.Д. обращает внимание прежде всего то, что его индивидуальные интересы, потребности и ценности не всегда совпадают с общегрупповыми, но лидер демонстрирует личную искреннюю приверженность общегрупповым целям, готовность идти на риск ради их достижения. Во-вторых, харизматический лидер может внушить членам коллектива новые ценности, но этот процесс не может носить насильственный характер - подчеркивая значимость индивидуальных ценностей, лидер стремится связать их с общегрупповыми. В-третьих, харизматические лидеры, как правило, подчеркивают положительное значение деятельности данного коллектива, для общества в целом – благородство работы врача и педагога, героический характер деятельности работников милиции и т.д. Четвертое: харизматический лидер выявляет в человеке все самое лучшее. Задачи, которые он ставит перед своими подчиненными, трудны, но всегда посильны, и каждый член группы ощущает свою компетентность, верит, что способен преодолеть трудности. Эта вера прямо влияет на самодеятельность, индивидуальную заинтересованность сотрудника, его упорство в преодолении препятствий. Индивидуальная вера в собственные силы базируется на коллективном ожидании высоких результатов деятельности от каждого работника и всех членов трудового коллектива. В-пятых, в группе с харизматическим лидерством первостепенную роль играют не внешние стимулы (заработная плата, престижность деятельности), а внутренняя мотивация - реализованность потребностей в самовыражении, осознание собственной значимости, признание со стороны лидера и членов коллектива.

Опровергая предположение о том, что природа трансформационного лидерства основана на определенных чертах характера, Р.С. Бэрон с соавторами утверждают, что оно в большей степени основывается на определенном типе реакций со стороны последователей. Такие реакции включают: 1) высокий уровень приверженности, преданности и уважения к лидеру; 2) увлеченность лидером и его идеями; 3) желание последователей принести в жертву свои личные интересы ради более значительной общей цели и 4) более высокий, по сравнению с обычным, уровень активности. Таким образом, делают вывод авторы, трансформационное, или харизматическое, лидерство подразумевает особый тип взаимоотношений "лидер – последователи", при котором лидер может "заставить обычных людей делать экстраординарные вещи перед лицом несчастья" .

Наиболее эффективные лидеры, по мнению Мескона М.Х. с соавт. способны нести ответственность за свое поведение, желают достичь поставленной цели, а также имеют образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую надо исполнить.

Адлер Ю.П., и Липкина В.В. также выделяют особую роль, которая имеет ответственность лидера и, кроме нее, – системное мышление и ценностный базис. "Ответственность – это то, без чего в принципе не бывает истинного лидерства, – подчеркивают авторы. – Даже в тех случаях, когда ответственным назначают, требуется внутреннее согласие человека, иначе все превращается в пустую формальность".

Системное мышление позволяет создать общее видение организации, адекватно оценить ситуацию, корректно осуществить постановку задачи. Только при системном подходе процесс может стать большим, чем сумма его элементов. Основной принцип системного мышления состоит в том, что любой процесс, объект или явление рассматривается как система.

Определяющим фактором при признании лидера группой являются ценности. При этом играет роль не только система ценностей группы, но и система ценностей организации и общества . В ходе исследований Далгаарда определились и основные ценности лидера: взаимное уважение, доверие, терпимость, любознательность, мужество .

Мелиссой Х. были выделены четырнадцать ключевых черт глобальных лидеров: 1) мыслит глобальными категориями; 2) предвидит потенциальные возможности; 3) создает общее видение будущего; 4) способствует развитию способностей людей, делегирует им полномочия; 5) ценит в людях различия; 6) развивает командный подход к работе, чувство партнерства; 7) приветствует перемены; 8) демонстрирует знание технологий; 9) поощряет конструктивный вызов; 10) обеспечивает удовлетворение клиентов; 11) достигает успехов в соревновании с конкурентами; 12) демонстрирует личные достижения, высокий уровень компетенции; 13) проявляет готовность к коллективному руководству; 14) действует в соответствии с провозглашенными ценностями .

Питер Сенге в своей книги "Пятая дисциплина: основа самообучающейся организации" отмечает, что большинство выдающихся лидеров, с которыми ему случилось работать, "отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. Таких людей отличает "умение формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Они размышляют над личными ценностями и увязывали с ними собственное поведение" . В разработанной Сенге П. программе развития лидерских качеств автор акцентирует "индивидуальные дисциплины" – системное мышление, работу с интеллектуальными моделями и личное совершенствование. Эти дисциплины охватывают жизненно важные для лидерства умения: концептуализацию, общение и творческий подход. В свою очередь, природное лидерство, по мнению Сенге, не сводится к набору умений или знаний: люди в конечном итоге следуют за теми, кто во что-то верит и при этом способен достигать адекватных результатов. Иначе говоря, природным лидером становится тот, кто способен учиться .

Лидерство – это постоянная, напряженная деятельность, которая может быть не выражена во внешнем плане. В связи с этим А.М. Первитская разграничивает лидерскую деятельность на актуальную и потенциальную. Исходя из понимания лидерской деятельности как процесса активного воздействия на деятельность других и (или) на свою собственную, актуальная лидерская деятельностьопределяется как разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на деятельность других членов группы. Потенциальная лидерская деятельность– это разновидность деятельности, в которой лидерская активность личности направлена на собственную деятельность и может быть преобразована в активность относительно других членов группы. Рассматривая специфику лидерства как роли, автор подчеркивает, что эту роль лидеру не только "дают", но он берёт её сам, то есть стремится реализовать свои потенциальные возможности. На месте лидера не может быть любой человек, а лишь тот, чья готовность действовать соответствует моменту.

Таким образом, психологическую готовность к лидерству можно рассматривать как возможность мобилизации лидерского потенциала, который предполагает наличие соответствующих потребностей и мотивов, а также определенный уровень принятия ответственности за свои действия и поступки.

Каждый из нас бывает лидером в определенной области: на работе, среди друзей, в семье. Для многих быть лидером - значит контролировать других. Те, кто придерживаются этой точки зрения, однажды обнаруживают: чем больше они стараются держать других под контролем, тем меньше влияния на них имеют. Парадокс!
Для кого-то лидерство напрямую связано с властью, однако они забывают, что лидером можно быть и занимая совершенно рядовую позицию. Когда мужчина видит, что необходимо что-то сделать, его рядовое положение не удержит его от проявления инициативы; он просто возьмет на себя ответственность и сделает то, что должно. Настоящее лидерство не имеет ничего общего с превосходством над другими, высоким положением или престижем. Оно связано с раскрытием и реализацией потенциала окружающих людей. Лидерство - это не сила одного, а плод совместного труда многих людей.

К сожалению, сегодня многие мужчины не хотят быть лидерами из-за собственной апатии и лени. Они бы с большим удовольствием прожили жизнь тихо и просто, в то время как за них будут отвечать другие. Однако обществу нужны лидеры. Если тебе придется быть лидером, ты будешь готов принять вызов?

Быть лидером может каждый мужчина, обладающий пятью качествами, о которых мы расскажем тебе в нашей сегодняшней колонке.

1. Способность принимать решения

Хороший лидер может продумать выполнение каждой задачи от начала до конца. Решение нужно принимать в период затишья перед бурей, а грядущий стресс, страх и хаос утвердят тебя в принятом решении. В любой ситуации есть возможность отступить, этакий запасный выход, шанс уйти от ответственности и выбрать безопасность и спокойствие. Но разве победа, достойный выход из сложной ситуации не являются лучшей наградой? Настоящий лидер принимает решение и, сделав это однажды, не сомневается в правильности своего выбора. Он знает, что правильно, и не мучится в тисках нерешительности, а невозмутимо принимает вызов. Хороший лидер не паникует, не вопит и не пытается скрыть свою беспомощность имитацией кипучей деятельности. Рядом с таким лидером каждый чувствует себя в высшей степени уверенно, он подобен прочному якорю в шторм.

Как научиться принимать решения
Не дожидайся кризисной ситуации, которая заставит тебя действовать. Обдумай свои цели и разработай план, как ты будешь реагировать на кризисную ситуацию, что ты собираешься предпринять в случае каждой конкретной сложности. Не жди, пока проблема вырастет до необъятных размеров и ты запаникуешь и начнешь сдавать позиции. Потренируйся на каких-нибудь бытовых задачах и увидишь: никакой паники, никаких колебаний - ты просто вспомнишь свой план и будешь ему следовать.

2. Готовность рисковать

Кто не рискует, тот не пьет шампанского. Высокие достижения приходят лишь к тому, кто готов пойти на риск. Лидер, который выбирает только проторённые дороги, никогда не придут к успеху. Перспектива жить без риска, конечно, привлекательна, эта тихая гавань защищенности и комфорта часто заманивала многих в ловушку апатии и рутины. Слабый человек всегда будет колебаться, пойти ли на риск: его манит то, что он сможет получить в результате, но одновременно с этим парализует страх поражения. Помни о том, что из неудачи тоже можно извлечь урок: ни разу не провашившись, человек не узнает пределов своих возможностей, своего потенциала, своих способностей. Тот, у кого никогда не хватает смелости, не замечает, что он идет на самый большой риск из возможных: он рискует остановиться в развитии, облениться душой и не замечать вокруг себя ничего, что стоило бы его усилий.

Как научиться рисковать
Страх перед рискованными затеями - распространенная вещь. У тебя не получится пойти на большой риск, если ты не рисковал по мелочам. Поэтому найди для себя в повседневной жизни возможность рисковать по незначительным поводам. Это может быть просто беседа с незнакомцем. Подумай, что тебя пугает: например, необходимость говорить на публике - и занимайся этим. Если ты будешь ежедневно преодолевать себя, то разовьешь в себе способность побеждать собственный страх и поймешь, что рисковать всё-таки стоит. В конце концов ты научишься рисковать и в больших делах, когда того потребует твое положение лидера.

3. Готовность разделить награду с подчиненными

Хороший лидер, в высшей степени уверенный в собственных силах, скромно признает, что ни один успех не является его собственным достижением, вне зависимости от того, насколько велика была его роль. Он глубоко благодарен всем тем, чьим силами был достигнут высокий результат. Лидер понимает человеческую природу: все люди хотят признания, хотят, чтобы их оценили по достоинству. Когда организация или просто группа людей достигает успеха, настоящий лидер выказывает свою признательность подчиненным. Когда люди видят, что лидер скромен и делит с ними успех, они еще больше хотят следовать за ним.

Как научиться делить успех с подчиненными
Делиться успехом просто. Часто для того, чтобы человек понял, что его оценили по достоинству, достаточно публичной благодарности или простой открытки «Спасибо». Когда ты благодаришь или хвалишь кого-то, старайся быть максимально конкретным. Так человек поймет, что ты хорошо осведомлен о том, чем именно он занимается; ощутит, что в нем заинтересованы.

4. Готовность взять на себя вину

Это как раз тот параметр, по которому можно отличить хорошего лидера от плохого. Настоящий лидер готов одновременно к двум противоположным сценариям развития событий. Он готов разделить с подчиненными успех и в то же время знает, как себя вести, если дело окончилось неудачей. Если лидер начнет искать виноватых в общем провале и снимет с себя всю ответственность за него, люди утратят к нему доверие. Настоящий лидер берет на себя ответственность за все последствия принимаемых решений, в том числе и за плохие. Даже если в неудаче есть вина подчиненного, настоящий лидер подумает, что он сделал не так. Возможно, он дал нечеткие указания или поставил человека на неподходящую должность. После того как лидер взял на себя ответственность, он начинает предпринимать шаги, чтобы исправить ситуацию.

Как научиться брать на себя вину
Когда ты берешь на себя ответственность за неудачу, ты должен быть искренним. Признание собственного промаха должно произрастать из твоей уверенности в том, что за дело отвечаешь в первую очередь именно ты. Если ты признал вину просто напоказ, это будет по-мальчишески, а не по-мужски. Не вздумай строить из себя мученика или искать одобрения за то, что ты взял на себя ответственность. Кроме того, не нужно публично красоваться этой ответственностью, чтобы потом в неофициальной обстановке сказать своим подчиненным, что взял вину на себя ради спасения их шкур. Это будет выглядеть фальшиво и подорвет доверие к тебе.

5. У настоящего лидера крепкие нервы, которые помогают ему пережить бури и разочарования и каждый день начинать с чистого листа, не заостряя внимание на своих успехах и не угнетаясь поражениями.

Даже у сильнейших лидеров в истории случались моменты головокружительных успехов и жесточайших поражений. Настоящий лидер концентрируется на том, что он может изменить и на что он может повлиять, а прошлое не относится к списку этих вещей. Если ты потерпел неудачу, ты сделаешь из этого выводы а потом немедленно перестанешь волноваться - и неудача пойдет тебе на пользу. Постоянные муки над тем, что уже прошло, ничем тебе не помогут. Более того, люди, которые идут за тобой, разуверятся в тебе.

Празднуй победы со своими подчиненными и двигайся дальше. Если лидер зациклен на прошлых достижениях, это говорит о том, что он не ставит себе новых целей. Как нас учит , часто высокомерие лидеров служит причиной их упадка.

Как не концентрироваться на прошлом
Читай биографии великих людей. Когда ты узнаешь больше о жизни великих лидеров, ты поймешь, что даже они переживали моменты глубочайших провалов. Ты поймешь, что единственная неудача еще не говорит о том, что ты не способен руководить. А пример знаменитых правителей покажет тебе, что хороший лидер может многого добиться.