Работать с программой vegas pro 13.0. Добавляем файлы в проект сони вегас

После запуска Sony Vegas 10 вы уведите окно программы, состоящее из несколько блоков. По часовой стрелке - окно просмотра, окно монтажа и область закрепления окон. Прежде всего, вам необходимо создать новый проект. Делается это стандартным образом через меню. В открывшемся окне настроек измените конфигурацию под себя. Вы можете выбрать готовый шаблон или самостоятельно задать размер и частоту кадров.

Добавьте видео, которое вы собираетесь редактировать, в новый проект. Для этого в левой верхней панели выберите вкладку «Проводник» и выберите в файловой системе нужный файл, перетащив его на шкалу снизу. Картинка с видео будет расположена слева.

Самое простое действие для начала редактирования - вставка изображения в начало ролика как, своего рода, титульного листа. Для этого в уже знакомой вам вкладке «Проводник» выберите нужный файл и перетащите с помощью мыши на шкалу с видео. Совместите край изображения с началом ролика. Для добавления какого-либо эффекта перехода откройте вверху слева вкладку «Переходы» и выберите понравившийся эффект в списке. Перетащите его на шкалу аналогично изображению. К самому ролику также можно применять эффекты, которые находятся во вкладке «Видеоэффекты».

Для простейших операций - обрезка, изменение скорости и т. д. - можно использовать только мышку. Нажмите левой кнопкой мыши на край видео дорожки и подрежьте ролик, не отпуская кнопки. Если вы хотите замедлить воспроизведение, кликните на край дорожки, зажав клавишу Ctrl. Для того чтобы совместить несколько кусков видео, просто наложите один на другой. Наконец, для добавления текста выберите опцию «Вставить текст» в контекстном меню (клик правой кнопкой мыши).

Продвинутое редактирования

В качестве примера профессионального редактирования видео рассмотрим использование полезного инструмента «Кадрирование» и «Ключевые точки».

Откройте инструмент «Кадрирование» через меню: «Инструменты» - «Видео» - «Кадрирование». Также можно просто нажать на значок инструмента в конце файла. В окне настроек вы можете изменить масштаб, поворот кадра, соотношение сторон и т. д. Интересная возможность этого инструмента - задание ключевых или контрольных кадров. В окне настроек кадрирования выберите «Управление ключевыми кадрами» и посекундно их задайте. Например, на ключевом кадре можно приблизить или отдалить изображение, менять скорость анимации. Это очень полезный и эффектный способ сделать видео интересным и привлекающим внимание.

Программа Sony Vegas PRO 12 будет довольно полезна для тех, кто делает ролики, фильмы, слайд шоу и многое другое. Здесь есть возможность выполнять обработку видео и фото. Здесь вы получите максимум информации по работе в с этой программой. Работа с Sony Vegas PRO 12 поможет вам сделать уникальные продукты.

В каждой статье будет представлено фото, которой будет характеризовать статью. Видео поможет более детально ориентироваться в информации.

Урок 1. Монтаж фото и видео. Соединение фото и видео файлов

Sony Vegas уроки Пожалуй начнем не с обзора программы, просто все хотят сразу начинать делать видео и это возможно. Надо его накладывать и помещать в программу. Редактирование видео вполне возможно на предлагаемой программе, причем это можно сделать довольно профессионально и за не большое время. Редактирование фото делается тоже достаточно просто, вы прекрасно можете соединить все фото в один клип, добавить свой голос и музыкальный фон.

Урок 2. Наложение фото на видео

Sony Vegas уроки продолжаем и сегодня ознакомимся с наложением видео на фото и наоборот. Видео урок расскажет о правильности выполнения этой задачи на программе Сони Вегас Про 12.0. Описание можно провести, но это долго и не так понятно, как можно увидеть на видео, можно показать и на фото, но и это будет не то.

Такая работа нужна, чтобы сделать соединение, но не просто, а наложить одно изображение на другое. Это по сути простой монтаж, который не займет много времени

Урок 3. Восстановление программы Sony Vegas PRO 12

Sony Vegas уроки продолжаем и остановимся на теме, как восстановить программу. Делая фото или видео, но чаще просто из любопытства, многие сбивают настройки и потом не могут восстановить на прежние. Сони Вегас Про 12.0 предоставляет такую возможность и сделать это не сложно. Достаточно нажать пару клавиш на клавиатуре м все файлы будут восстановлены. Просмотрев видео по этой теме вы сможете за пару секунд восстановить прежние настройки программа и продолжат работу дальше.

1. Введение

Видеоредактор Sony Vegas изначально разрабатывался компанией Sonic Foundry как многодорожечный профессиональный аудио-редактор для высококачественного микширования и обработки неограниченного количества звуковых дорожек. С самой первой версии пользовательский интерфейс программы был весьма продуман и функционален при своей простоте и наглядности, и, благодаря этому, практически не изменился до сих пор.

Впоследствии в программу была добавлена возможность совмещения не только звука, но неограниченного количества дорожек с видеоматериалом, а затем группа разработчиков была приобретена компанией Sony. Начиная с пятой версии, программа выпускается уже под этой маркой, равно как и остальные программные продукты Sonic Foundry (стоит отметить, также весьма известные и качественные: профессиональный звуковой редактор Sound Forge и программа для создания музыки Acid).

Лирическое отступление. Не секрет, что определенная группа потребителей «органически не переносит» имя Sony, будучи недовольной маркетинговой политикой этой корпорации. Не вдаваясь в подробности причин такого отношения (зачастую субъективных), отметим, что к программным продуктам Sony такое отношение не имеет под собой никаких оснований. Как уже было сказано выше, изначально эти продукты разрабатывались другой компанией, заложившей основы высокого качества, и, к счастью, Sony продолжает их развитие не в ущерб качеству, устойчивости и функциональности, постоянно осваивая новые технологии и возможности редактирования видео.

Отметим основные достоинства редактора Vegas:

  • даже в «младшей» версии Vegas Movie Studio можно использовать до 4 видео- и 4 звуковых дорожек, в версии Vegas Pro количество дорожек неограничено;
  • наглядный, легко осваиваемый, интуитивно понятный, но при этом высокофункциональный и хорошо продуманный пользовательский интерфейс;
  • возможность захвата видео и вывода результата на DV/HDV-ленту, а также создания DVD (с помощью дополнительно установленной программы DVD Architect);
  • при работе с видео в форматах DV, HDV, MPEG2 необработанные участки видео сохраняются в результирующий файл (при условии, что его формат совпадает с исходным) без пересжатия и потери качества (для HDV эта возможность появилась, начиная с 8-й версии программы);
  • возможность использования в одном проекте материала разных форматов: AVI, MOV (QuickTime), Windows Media (WMV), MPEG2; изображения в форматах JPEG, BMP, PNG, GIF и других; звуковых файлов в форматах WAV, mp3, Windows Media (WMA) и прочих (список поддерживаемых форматов был ранее приведен в обзорах программы: , а актуальный список форматов находится на производителя);
  • высокая устойчивость работы: крайне редко возникают ситуации, когда программа «вылетает» в процессе монтажа, импорта данных или сохранения результата (даже при использовании в одном проекте видео одновременно в форматах AVI, MPEG2, Windows Media и других не вызывает никаких проблем);
  • нетребовательность к ресурсам компьютера - для работы с SD-видео (разрешения 720х576 для PAL и 720x480 для NTSC) вполне достаточно 512 Мб оперативной памяти и процессора с частотой 1 ГГц. Хотя для видео высокой четкости (HDV/AVCHD) объем памяти желательно увеличить минимум до 2 Гб, и использовать современный многоядерный процессор (впрочем, для работы с таким видео подобные требования предъявляются и к любым другим видеоредакторам);
  • обработка видео в реальном времени: по умолчанию не требуется предварительный просчет переходов и обработанных участков видеоматериала - можно просто запустить воспроизведение и сразу видеть результат обработки в окне предварительного просмотра (при этом не создается никаких временных файлов), хотя плавность воспроизведения зависит от сложности обработки видео и производительностью компьютера;
  • достаточно большое количество переходов, эффектов и генераторов изображения (в том числе и для наложения титров и текста) в комплекте, и есть возможность подключения дополнительных наборов эффектов (например, Boris Red, ProDAD Heroglyph);
  • мощные возможности по записи, многодорожечному сведению и обработке звука, большой набор звуковых эффектов для обработки (эквалайзеры, компрессоры, эхо и др.), также есть возможность «растягивания» звука по длительности с сохранением высоты звучания;
  • возможность создания «объемного» звука в формате 5.1, а также ввода (начиная с Vegas Pro 8-й версии) и вывода его в формате AC3 (Dolby Digital);
  • как для видео-, так и для звуковых эффектов и переходов параметры обработки можно сделать динамически изменяемыми во времени: задать профиль их изменения на дорожках, что дает практически неограниченные возможности по обработке;
  • возможность ускорения/замедления видео (наложение профиля скорости воспроизведения на видеоклипы);

Безусловно, стоит отметить и некоторые недостатки программы:

  • программа не имеет русскоязычного интерфейса (впрочем, к сожалению, его нет и у абсолютного большинства других программ для работы с видео), хотя в сети можно найти неофициальные русификаторы для разных версий;
  • на момент написания данной статьи программа не умеет сохранять без пересжатия видео в формате AVCHD (надеемся, что эта возможность появится в будущих версиях);
  • набор эффектов, а особенно возможностей по наложения текста на видео, может оказаться недостаточным для «продвинутого» пользователя, в таком случае потребуется установка дополнительных наборов эффектов и генераторов изображений (например, известные пакеты Boris Red, ProDAD Heroglyph);
  • некоторые отмечают не очень высокое качество ускорения/замедления интерлейсного (чересстрочного) видео по сравнению с некоторыми другими видеоредакторами и специализированным программами (впрочем, в большинстве случаев это не имеет особенного значения, и для абсолютного большинства людей это несущественно), подробнее об этом рассказано в о замедлении видео;
  • на момент написания данной статьи известны проблемы при использовании в одном проекте большого количества файлов с видео высокой четкости (HDV): при этом происходит высокий расход физической памяти компьютера (впрочем, то же известно и про другие редакторы, в частности Adobe Premiere Pro). Надеемся, что в будущем эти проблемы будут устранены разработчиками;
  • в отличие от Adobe Premiere, нет тесной интеграции с продуктами Adobe Creative Suite (Photoshop, Adobe After Effects и др.), что может быть существенно для профессионалов (впрочем, они вряд ли сменят свой инструмент на другой).

Перечисленные недостатки для большинства любителей домашнего видеомонтажа, скорее всего, несущественны, и с лихвой перекрываются достоинствами, в особенностью удобством, устойчивостью в работе, стабильностью и качеством получаемого результата. Тем, кому немаловажно иметь качественный и удобный инструмент для монтажа видео, предлагаем приступить к чтению описания работы с программой.

2. Начало работы

В данной статье для определенности описывается работа с SD-видео в формате DV (видео, снятое видеокамерами MiniDV и Digital8), но в целом стиль работы никак не зависит от формата видео, и все приведенные сведения справедливы и для других форматов (в частности, HDV, MPEG2, либо видео, захваченного ТВ-тюнерами или прочими устройствами захвата). Кроме того, поскольку интерфейс программы почти не изменяется, начиная с 4-й, а то и 3-й версии, то большинство рекомендаций справедливо для любой версии программы.

В нашей стране большинство видеокамер соответствуют ТВ-стандарту PAL, поэтому после запуска программы Sony Vegas создадим проект такого формата. Для этого вызовем меню File/ New , и в появившемся окне создания нового проекта New Project выберем в списке Template (шаблон) формат PAL DV :

При этом автоматически будут выбраны размер и частота кадров, а также порядок следования полукадров (полей) Lower field first . Рекомендуется сразу включить некоторые опции:

  • Full- resolution rendering quality : качество рендеринга конечного видео - выбрать Best (лучшее);
  • Motion blur type : тип «размытия» движений (только в обработанных движением участках видео) - выбрать Gaussian;
  • Deinterlace : метод деинтерлейсинга видео - лучше выбрать None и деинтерлейсинг не делать без особенной необходимости (подробнее причины этого описаны в );
  • Prerendered files folder : папка для файлов промежуточного просчета - лучше выбрать какую-нибудь временную папку на несистемном диске (впрочем, как было сказано во введении, эта папка обычно всё равно не используется, если не делать предварительный просчет переходов и видеоэффектов);

В случае, если требуется создать проект другого формата (например, HDV), нужно выбрать соответствующий шаблон в списке Template .

Желательно сразу включить опцию Start all new projects with these settings , и все последующие проекты будут сразу создаваться с указанными настройками. Рекомендуется также указать следующие параметры звука в закладке Audio:

Для удобства отображения меток времени лучше выбрать формат Time & Frames в закладке Ruler :

После этого можно нажать кнопку OK и приступить к работе над созданным проектом. Созданный проект рекомендуется сразу же сохранить командой меню File/Save As…

3. Описание главного окна

Те, кто ранее уже работали или хотя бы пробовали работать со старыми версиями Vegas, при первом запуске 8-й версии программы могут обнаружить, что главное окно выглядит непривычно: монтажный стол (или таймлиния, timeline) находится в нижней части главного окна, а не в верхней. Чтобы это изменить, нужно открыть окно настроек (меню Options/Preferences ), выбрать закладку Display и отключить опцию Display timeline at bottom of main window . После этого монтажный стол будет расположен в верхней части окна программы.

Главное окно программы состоит из нескольких основных частей (сверху вниз):

  • меню и панель инструментов с иконками (toolbar);
  • окно текущего времени Time Display, правее которого находится линейка времени;
  • собственно монтажный стол (timeline) с видео- и звуковыми дорожками (в версии Pro их количество неограничено);
  • бегунок скорости воспроизведения Rate, позволяющий осуществлять предварительный просмотр проекта как с обычной скоростью (однократной, 1), так и с кратностью от -20 до +20 (отрицательная скорость означает обратную прокрутку);
  • полоса прокрутки проекта, позволяющая также изменять масштаб просмотра проекта (подведите курсор мыши к левому/правом краю «бегунка» и потяните его влево-вправо с нажатой левой кнопкой мыши);
  • под полосой прокрутки находятся кнопки управления воспроизведением: зацикленное воспроизведение, старт/стоп, пауза, переход к началу/концу проекта, а также кнопка записи звука (если подвести курсор мыши к кнопке, над ней появится подсказка с указанием того, какую кнопку на клавиатуре нужно нажать для осуществления того же действия);
  • справа от полосы прокрутки находятся кнопки изменения масштаба просмотра проекта как по горизонтали, так и по вертикали (также есть кнопка Zoom Tool, позволяющая «обвести» мышью нужную часть монтажного стола для ее детального просмотра целиком);
  • окно с несколькими секциями (переключаются закладками внизу): проводник (Explorer, аналогичный проводнику Windows), Trimmer (окно «обрезки» клипов), Project Media (список исходных файлов проекта - в ранних версиях программы эта секция называлась Media Pool), Media Manager (менеджер исходных файлов), Transitions (монтажные переходы), Video FX (видеоэффекты), Media Generators («генераторы» изображения, в том числе для наложения текста на видео);
  • индикатор и регулятор уровня воспроизведения звука (Mixer);
  • окно предварительного просмотра видео (Video Preview).

Таково содержимое окна программы по умолчанию. Главное удобство интерфейса программы заключается в том, что практически любую секцию можно «перетащить» мышью за заголовок и поместить в другом месте окна, изменив её размер, как удобно пользователю. При наличии двух мониторов любую секцию также можно «перетащить» на второй монитор, что дополнительно повышает удобство работы. Если же какая-то секция не нужна, ее можно закрыть нажатием крестика в ее верхнем правом углу, а при необходимости - показать заново с помощью команд меню View.

Если видео, которое нужно смонтировать, уже находится на жестком диске, следующий раздел можно пропустить. Если же видео еще нет на жестком диске, его можно ввести с устройства видеозахвата либо с цифровой видеокамеры.

4. Захват видео

Модуль захвата вызывается командой меню File/Capture Video . Он позволяет осуществлять захват видео с практически любых устройств, включая тюнеры, платы видеозахвата, цифровые видеокамеры. При первом вызове команды программа предложит выбрать формат захвата (DV или HDV - выберите нужный в зависимости от того, какая используется камера), а также задать папки, в которые будут помещаться введенные видеофайлы. Лучше всего перед каждым захватом указывать папку, в которой находится и сам монтажный проект (файл с расширением.veg).

Захват по умолчанию осуществляться с автоматической разбивкой видео на сцены. Начало очередной сцены определяется моментом запуска съемки камерой, а конец - остановки съемки. При этом каждая сцена будет помещена в отдельный видеофайл (для формата DV это файл с форматом контейнера AVI, для HDV - с форматом MPEG2 Transport Stream, файл с расширением m2t).

Для DV/HDV-камер захват видео осуществляется автоматически - программа сама запустит камеру по запуску ввода и остановит по окончанию записи на кассете (естественно, ввод при необходимости можно остановить и вручную). Следует отметить, что для цифровых видеокамер осуществляется фактически не захват, а просто копирование видео- и звуковых данных «как есть» в цифровом виде, без какой-либо обработки, пересжатия и потерь качества.

По окончанию захвата программа предложит добавить все полученные файлы в окно с исходными файлами проекта (Project Media), откуда они легко могут быть добавлены на монтажный стол простым перетаскиванием мышью.

Следует отметить, что для современных видеокамер на жестком диске (HDD), DVD и Flash не требуется захват видео как таковой. Данные с носителя видеокамеры можно перенести в компьютер простым копированием либо с DVD-диска, либо с камеры как съемного дискового носителя, подключив ее по интерфейсу USB. Иногда это осуществляется с помощью программного обеспечения, прилагаемого к камере. Подробнее о том, как это сделать для конкретной камеры, обычно написано в руководстве пользователя и/или в описании программного обеспечения, идущего в комплекте.

Для DVD-камер Sony скопировать видео в компьютер и монтажный проект Vegas можно с помощью команды меню File/Import/DVD Camcorder Disc.

Модуль захвата позволяет также вывести видеофайл обратно на ленту камеры (при условии, если формат файла точно соответствует формату камеры, и в ней не заблокирован цифровой вход). Для этого в меню View нужно переключиться в режим Print to Tape, а затем воспользоваться командами меню Transport/Print to Tape.

Если нужно вывести на ленту результат монтажа проекта, то для этого в основной программе Sony Vegas нужно воспользоваться командами меню Tools/Print Video to Tape (для DV-камеры) или Tools/Print Video to HDV Tape (для HDV-камеры).

Естественно, для ввода видео с DV/HDV-камер можно воспользоваться и сторонними программами для захвата - например, ScanalyerLive для DV.

Однако, для ввода HDV рекомендуется пользоваться именно встроенными средствами. Различные источники сообщают, что HDV-файлы, введенные с помощью программы HDVSplit, могут вызвать проблемы при монтаже и даже выход Sony Vegas из строя, т.к. HDVSplit генерирует не совсем корректные m2t-файлы. Надеемся, что в будущих версиях программ это будет исправлено.

5. Встроенный учебник

В 8-й версии Vegas появился замечательный встроенный учебник по работе с программой. Это не просто руководство пользователя в виде статичного текста, как в большинстве других программ. Это набор интерактивных уроков, позволяющих изучить устройство элементов интерфейса программы в действии, а также основные приемы работы, применяемые в монтаже (причем, эти приемы могут пригодиться и при работе с другими программами). Если читатель знает английский язык, то этот учебник может существенно облегчить освоение программы.

Учебник вызывается командой меню Help/Interactive Tutorials . В появившемся окне нужно выбрать урок по названию (например, An Overview of Vegas - общий обзор элементов программы), и далее он будет представлен в виде последовательности страниц с инструкциями, с переходом между ними кнопкой Next . Наглядность этих инструкций повышается за счет того, что если в тексте упоминается какой-либо элемент окна программы, то он обводится красной рамкой. Причем, если элемент был выключен (скрыт), то будет предложено осуществить действие (например, вызвать пункт меню), которое позволяет этот элемент активировать (показать).

Кроме того, в некоторых шагах пользователю предлагается самому осуществить различные действия: нажать какую-либо кнопку, щелкнуть по заголовку окна, вызвать команду меню, осуществить действие с клипом на видеодорожке и т.п. И урок не будет продолжен, пока пользователь не осуществит требуемое действие. Поскольку тут же приводятся пояснения, для чего это нужно, и что получится в результате, процесс освоения программы становится простым и наглядным, а действия - легко запоминающимися. Можно сказать, что учебник представляет собой не просто набор инструкций, а виртуального учителя, на примере показывающего нужную последовательность действий.

Для многих главным недостатком учебника (да и самой программы) является то, что он, к сожалению, представлен только на английском языке. Надеемся, что следующие разделы данной статьи помогут в какой-то мере компенсировать этот недостаток, и позволят разобраться в основах использования Vegas для быстрого и эффективного видеомонтажа.

6. Начало монтажа

Когда программа запущена, первым делом следует в секции проводника (Explorer) найти папку с исходными видеофайлами (например, введенными с видеокамеры). При выборе файла щелчком мыши программа пытается получить информацию о формате файла, и если это удается (т.е. формат поддерживается программой), то ниже показывается формат видео и/или звука, а также их длительность:

Если формат файла не поддерживается, то надписи с информацией о формате не появляется, а если возникли проблемы при определении формата, то в поле формата появляется надпись: «Stream attributes could not be determined». Обычно это означает, что для формата видео или звука в файле не установлено соответствующего кодека (Vegas, как и другие монтажные программы, поддерживает кодеки стандарта Video for Windows для видео и Audio Compression Manager для звука, но не поддерживает DirectShow-декодеры). Для файлов формата MPEG2 должен быть установлен и зарегистрирован MPEG-плагин компании MainConcept. В последних версиях Vegas для поддержки MPEG-файлов необходимо предварительно установить программу DVD Architect.

Иногда бывает, что кодеки установлены, но формат AVI-файла без каких-либо очевидных причин в программе не распознается. Такое случается, если заголовки в файле не совсем корректны (не полностью соответствуют стандарту Video for Windows). Это можно исправить, если открыть AVI-файл в программе и сохранить в новый в режиме прямопотокового копирования (выбрать Direct Stream Copy в меню Video и Audio). После такой операции файл обычно открывается успешно (конечно, при наличии нужных кодеков для видео и звука в системе).

Если атрибуты файла определены, то его можно перетащить мышью на монтажный стол. На нём будут автоматически созданы соответствующие дорожки для видео и/или звука (в зависимости от того, какие данные есть в файле). В случае, если в файле есть и видео, и звук (например, AVI-файл с DV-камеры или с фильмом), то видео и звук автоматически попадают в группу из двух клипов, перемещаемых вместе. Чтобы обрабатывать их по отдельности, группу нужно сначала разделить (об этом ниже). Для звука будет построена волновая картинка, что потребует некоторое время (зависит от длительности звука в файле). При этом рядом с исходным файлом будет создан файл с расширением.sfk, в котором и хранится волновая картинка, и впоследствии этот же файл будет открываться (например, в другом монтажном проекте) практически мгновенно, т.к. заново строить волновую картинку звука больше не нужно.

Если выбрать сразу много файлов в секции Explorer, и перетянуть их мышью на монтажный стол, то они будут автоматически добавлены на дорожки в виде последовательности клипов. Таким образом можно осуществить простейший монтаж «встык» с перекрытием клипов - по месту стыковки клипы будут перекрываться друг с другом «внахлест». Величину перекрытия можно задать в окне Options/Preferences, закладка Editing, с помощью параметра Amount группы Cut- to- overlap conversion - он определяет, на сколько кадров видеоклипы будут перекрываться (если указать 0, то перекрытия не будет). Также нужно разрешить автоматическое перекрытие - включить опцию Automatically overlap multiple selected media when added . При этом можно указать, какой тип перехода будет использован между видеоклипами, выбрав его в списке Video default группы Envelope fade types . По умолчанию выбран тип перехода Smooth («перетекание», по-другому называется Dissolve), наиболее часто используемый при монтаже.

На видеодорожки можно помещать и изображения из графических файлов (поддерживаются все распространенные графические форматы: BMP, GIF, JPEG, PNG и другие). При добавлении изображения автоматически формируется видеоклип с неподвижной картинкой, длительность которого по умолчанию задается параметром New still image length в том же окне настроек. Если задана ненулевая величина перекрытия клипов (см. выше), то клипы, полученные из картинок, также будут автоматически перекрываться друг с другом на заданную величину. Таким образом, задав нужную длительность, перекрытие и тип перехода, можно одним движением мыши получить слайд-шоу из картинок, «перетянув» их из секции проводника на видео-дорожку. Если же автоматическое перекрытие не нужно, отключите соответствующую опцию.

После того, как нужные файлы помещены на дорожки, можно перейти к собственно монтажу видео и звука.

7. Основы монтажа

В основном монтаж осуществляется так же, как и в других подобных программах: вертикальный курсор, перемещаемый курсором мыши или клавишами «влево/вправо», определяет текущую позицию на монтажном столе от начала проекта (то есть, от начала видеоматериала, который получится в результате монтажа). Соответствующий этой позиции кадр показывается в окне предпросмотра Video Preview, а при нажатии «пробел» или кнопки «Play» запускается воспроизведение с этой позиции. Изменить масштаб просмотра проекта можно нажатием клавиш «вверх/вниз», либо с помощью колеса мыши. При нажатой клавише «Shift» колесо мыши осуществляет прокрутку окна проекта влево-вправо с сохранением текущей позиции времени в проекте, а при нажатых клавишах «Shift» и «Ctrl» - перемещает текущую позицию аналогично клавишам «влево/вправо».

Выбор нужного клипа (в программе клипы условно называются «событиями», или Events) осуществляется щелчком мыши по ним. Если нужно выбрать одновременно несколько клипов, то нужно щелкнуть по ним последовательно с зажатой клавишей «Shift». Чтобы исключить клип из выборки, нужно щелкнуть по нему еще раз вместе с «Ctrl».

Рассмотрим простейшие операции, осуществляемые при монтаже видео .

  • Можно разрезать клип(ы) на монтажном столе по текущей позиции нажатием клавиши «S» на клавиатуре, и удалить ненужный кусок (клип), щелкнув по нему мышью и нажав клавишу «Delete».
  • Если нужно «подрезать» начало или конец клипа, то нужно подвести курсор мыши к левой или правой границе прямоугольника клипа, курсор поменяет форму на прямоугольник со стрелкой. После этого можно нажать левую кнопку мыши и «потянуть» край клипа в нужную сторону. Можно предварительно выбрать место, до которого нужно переместить край клипа, установив туда текущую позицию щелчком мыши и/или стрелками влево-вправо, тогда при «перетягивании» край клипа «прилипнет» точно к нужному месту. Также «отрезать» ненужную часть клипа можно, предварительно разрезав клип в нужном месте, а затем выбрав щелчком мыши ненужную часть и удалив ее с помощью клавиши «Delete».
  • Если нужно переместить клип или группу клипов на дорожке влево/вправо, нужно выделить его щелчком мыши и «потянуть» в нужную сторону с зажатой левой кнопкой мыши. Если нужно переместить несколько клипов, которые не объединены в группу (см. ниже), их нужно сначала выбрать щелчком мыши с зажатой клавишей «Shift».
  • Если нужно объединить набор клипов в группу, их нужно последовательно выбрать щелчком левой кнопки мыши по каждому, удерживая нажатой клавишу «Shift», и нажать на клавиатуре клавишу «G». После этого вся группа клипов будет перемещаться, как единое целое. Как уже было сказано ранее, при добавлении в проект файла с видео и звуком появляется два клипа (один с видео, другой - со звуком), сразу объединенные в группу. Если, например, «подрезать» (см. выше) начало одного из этих клипов (например, с видео), то автоматически будет «подрезаться» и второй клип (со звуком). Если нужно разделить видео и звук, и работать с ними по отдельности, то группу нужно сначала разгруппировать.
  • Если нужно удалить клип из ранее созданной группы, нужно выделить его щелчком мыши и нажать «U». Если же нужно разгруппировать все клипы группы, нужно нажать над одним из клипов правую кнопку мыши и нажать «Ctrl+U». Также команды для работы с группой доступны в меню «Group» по нажатию правой кнопки мыши над клипом.
  • Простейший эффект, применяемый в монтаже - т.н. FadeIn, или плавное «проявление» видео из «темноты», а звука - из тишины. Такой эффект часто применяется в начале какого-либо сюжета (например, всего видеофильма). Противоположный эффект, называемый FadeOut, применяется к концу сюжета. Чтобы применить FadeIn к началу какого-либо клипа, подведите курсор мыши к левому верхнему краю прямоугольника клипа на дорожке, пока курсор не примет форму дуги со стрелками влево-вправо. Теперь зажмите левую кнопку мыши и потяните мышь вправо - на начале клипа появится дуга, означающая наличие FadeIn.

Длительность эффекта определяется тем, насколько вы «перетянули» мышь вправо от начала клипа - после этого отпустите левую кнопку. Теперь в месте, где эффект заканчивается, имеется вертикальная линия - ее можно «перетягивать» мышью влево-вправо, изменяя длительность эффекта (величина показывается во всплывающей подсказке «Fade Offset»). Попробуйте воспроизвести клип с начала и посмотреть, как выглядит эффект, и подберите его длительность по своему замыслу.

Точно так же осуществляется применение эффекта FadeOut, только применяется он на правом верхнем крае прямоугольника клипа, и мышь нужно перемещать влево. Эффекты FadeIn/FadeOut могут независимо применяться и к звуку, задавая плавное изменение громкости звука от тишины до нормальной громкости, и наоборот.

Если нажать правую кнопку мыши над дугой, то в подменю Fade Type можно выбрать форму профиля эффекта. Форма влияет на плавность и скорость изменения громкости для звука либо прозрачности для видео. Поэкспериментируйте и выберите профиль, наиболее подходящий для конкретного случая (обычно форма профиля по умолчанию подходит в большинстве случаев).

  • Пожалуй, наиболее часто применямый эффект при монтаже - переход одного клипа в другой, или Transition. Простейший, но и наиболее часто используемый тип перехода - плавное «перетекание», или «Cross Dissolve». Если между двумя клипами имеется пропуск (пустой промежуток на дорожке), сначала переместите клипы «встык» друг к другу, перетащив второй клип так, чтобы его начало «прилипло» к концу первого клипа:

Затем переместите (щелчком мыши по нужному месту, или клавишами «влево/вправо») текущую позицию (вертикальный курсор) влево от конца первого клипа к тому моменту, где должно начаться «перетекание», - например, на секунду раньше конца первого клипа:

Щелкните мышью по середине второго клипа и, зажав левую кнопку мыши, потяните клип влево так, чтобы его начало «наложилось» на конец первого клипа. Перемещайте клип до тех пор, пока его начало не «прилипнет» к текущей позиции, точно встав на нужное место:

Поверх перехода будет показана его длительность в секундах. Обратите внимание, что нужно перемещать именно весь второй клип, а не его левый край. Это тоже даст эффект перехода одного клипа в другой, но результат будет другим, т.к. длительность второго клипа изменится.

По умолчанию между клипами применяется эффект плавного перехода «Cross Dissolve», которого обычно достаточно в большинстве случаев (помимо простоты, он наименее навязчиво выглядит). Можно выбрать форму профилей перехода (как будет изменяться прозрачность для видео и громкость для звука в процессе перехода), нажав правую кнопку мыши над переходом, и выбрав нужное сочетание профилей в подменю Fade Type (всего доступно 25 вариантов).

Если же хочется применить другой эффект перехода, то довольно богатый их выбор («заворот листа», «шторки» и прочие) имеется в закладке «Transitions» внизу главного окна:

Слева находится список типов переходов, справа - некоторые типовые наборы эффектов (Presets, предустановки) для выбранного перехода. Если подвести курсор мыши к какой-либо иконке, то ее анимация наглядно продемонстрирует, как именно выглядит выбранный эффект. Буквами A и B условно показаны соответственно первый и второй клипы, между которыми осуществляется переход.

Чтобы применить какой-либо эффект, сначала осуществите «наложение» двух клипов друг на друга (см. выше), затем выберите нужный эффект в окне Transitions, и «перетяните» мышью иконку эффекта на переход между клипами. Это можно осуществлять сколько угодно раз, применяя разные эффекты перехода, чтобы выбрать наиболее подходящий. Некоторые типовые переходы можно быстро применить, установив текущую позицию на переход между клипами, и нажимая клавиши «/», «*», «-» на малой (цифровой) клавиатуре, либо, нажав правую кнопку мыши над переходом, выбрать нужный переход в подменю Transition.

Если подвести курсор мыши к крестообразной иконке в правой части перехода между клипами на дорожке (появится надпись «Transition Properties»), то щелчок по ней позволяет вызвать окно настроек параметров перехода:

У каждого типа перехода свои параметры, и в рамках данной статьи невозможно описать их все. Отметим только, что изменение параметров переходов позволяет получить неограниченное разнообразие эффектов. Настроенный набор параметров можно сохранить в Preset, и в окно выбора эффектов будет добавлена соответствующая иконка, позволяющая быстро применить сохраненный эффект.

Перечисленный набор операций (перемещение, разрезание, удаление, «подрезка» клипов, применение FadeIn/FadeOut, а также переходы между клипами) составляют основу практически любого, даже простейшего нелинейного монтажа.

Во второй части статьи мы рассмотрим более сложные операции, осуществляемые при монтаже. Обычно они требуются реже, но часто ставят в тупик начинающих, которым приходится применять такие операции впервые.

Программа Sony Vegas Pro

Программа Sony Vegas - один из самых совершенных инструментов для видео и аудио монтажа. Sony Vegas предлагает огромное число видео и аудио дорожек, каждая из которых имеет свою пару, продвинутые инструменты для сочинения музыки. Удобный и интуитивно понятный интерфейс программы сочетается с огромным функциональным запасом.

Благодаря специальным инструментам, программа позволяет редактировать различные параметры видео и аудио с очень высокой точностью. Добавление в проект неограниченного количества видео и аудио фрагментов, удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, коррекция цветопередачи и поддержка огромного количества форматов видео - все это отличительные черты программы Sony Vegas. Этот редактор (последние версии) поддерживает работу с видео с , что значительно расширяет потенциал создателей видеоматериалов.

Кроме того, программа Sony Vegas Pro поддерживает и такие современные функции, как работа с двумя процессорами и двумя мониторами. При невысокой стоимости и богатому набору инструментов - программа для видеомонтажа Sony Vegas Pro может являться альтернативой Adobe Premiere Pro.

О других программах для редактирования видео читайте на странице «Программы для видеомонтажа »


Описание программы Sony Vegas Pro 13 (русская версия)

Любая продукция, созданная компанией Sony, несет на себе бремя известной марки. Пользователи особенно критически подходят к программе, выпущенной этой компанией, надеясь получить больше, чем просто видеоредактор. Программистам приходится очень стараться, чтобы оправдать эти надежды. И в отношении Sony Vegas им это удается.

Универсальность программы в том, что она выходит в двух версиях: для 32 и 64-битных систем. Sony Vegas Pro 13 поддерживает все современные стандарты редактирования цифрового . Также поддерживаются файлы RED ONE, их можно напрямую открывать в Sony Vegas Pro и редактировать так же, как любые другие. Максимальное разрешение, с которым можно работать - 4096x4096 пикселей. Для того чтобы редактирование видеоматериала на временной шкале происходило быстро, Sony Vegas Pro 13 использует 8-битную обработку файла, но при экспорте готового проекта программа обрабатывает видео в режиме 32-бит с плавающей точкой. Такой режим обеспечивает более точную передачу оттенков и градиентных переходов.

Программа Sony Vegas Pro 13 имеет мультитрековую рабочую область Timeline, на которой производятся основные операции с видео и аудиодорожками. Удобно быстро переходить в режим работы с одним треком, разворачивая его по высоте всей рабочей области Timeline. Также можно свернуть любой трек в узкую полоску, чтобы сэкономить дополнительное пространство.

Несмотря на обилие сложных инструментов для редактирования видео и звука, программа подойдет и тому, кто только начинает постигать это занятие. Изучение возможностей программы легче, чем кажется. Большинство функций и команд видеоредактора расположены именно там, где Вы предполагаете их найти. Sony Vegas Pro 13 позволяет устранить проблему расхождения звука и видео. Программа автоматически определяет ошибки синхронизации звуковой и видеодорожек и выделяет проблемные участки на временной шкале.

Все команды дублируются сочетаниями горячих клавиш, которые можно сохранять в виде профилей и загружать по мере необходимости. Одно из неудобств, с которым сталкиваются при обработке видео в любом редакторе - трудность навигации по всему материалу. В Sony Vegas для этого предусмотрена возможность использования до девяносто девяти пронумерованных маркеров, которыми можно отмечать места на временной шкале проекта.

Программа Sony Vegas Pro 13 может работать в режиме многокамерного монтажа. При этом можно переключаться в любой из тридцати двух исходных видеоисточников, используя сочетания клавиш. При редактировании можно не опасаться за испорченный проект - в программе предусмотрено неограниченное количество отмены ошибочно выполненных действий.

Sony Vegas содержит около двухсот настраиваемых видеоэффектов. Действие большинства можно увидеть в окне Video FX. Одна из особенностей программы заключается в том, что при использовании фильтров можно составлять целые цепочки эффектов, комбинируя различные фильтры. Удобство работы с окном Video Event FX очевидно: пользователь всегда имеет доступ к настройкам любого фильтра использовавшегося в клипе, и может менять очередность их применения. Окно Video Event FX удобно использовать и для создания анимационных эффектов, создаваемых на основе фильтров программы. Принцип состоит в том, чтобы установить на протяжении клипа несколько ключевых кадров. Значения параметров эффекта во всех промежуточных кадрах вычисляется автоматически.

При пересечении клипов на Timeline программа автоматически создает плавный переход от первого клипа ко второму. Если это аудиоклип, то на общем участке звук первого клипа будет плавно затухать, а второго нарастать. То же самое касается и перекрывающихся видеоклипов. На месте их стыка будет создан эффект с плавным проступанием прозрачности первого клипа и увеличением непрозрачности второго. У Adobe Premiere этого нет, а жаль, функция очень удобная.

В программе есть достаточно большая библиотека Transition-эффектов. Чтобы ими воспользоваться, необходимо открыть окно Transitions, выбрать подходящий вариант и перетащить его на Timeline. Чтобы изменить настройки эффекта, достаточно дважды щелкнуть по месту пересечения клипов и выполнить настройку ключей анимации.

При работе над очередным проектом приходится часто выполнять одни и те же действия, например, накладывать анимированные титры в конце клипа. Чтобы не пришлось всякий раз настраивать анимацию такого эффекта с нуля, для создания титров и анимированных заставок в программе Sony Vegas используется набор заготовок Media Generators. В нем можно создавать анимированные заставки с использованием таких эффектов, как отбрасывание теней, движение по заданной траектории, и т.д. Добавленные в проект титры, на Timeline представлены в виде отдельного клипа. Кроме этого, каждый объект библиотеки Media Generators содержит свои индивидуальные настройки, которые могут быть отредактированы и анимированы.

Естественно, компания Sony позаботилась об интеграции программы Sony Vegas Pro 13 с другими популярными приложениями, которые выходят под ее маркой, например, с популярным аудиоредактором Sound Forge. Также в Sony Vegas реализована тесная интеграция с приложением для создания DVD-дисков, которое называется DVD Architect. Эта программа поставляется вместе с видеоредактором.

На просмотр сложных проектов, содержащих высококачественный исходный видеоматериал и большое число эффектов, требуется много аппаратных ресурсов. Одна из возможностей программы Sony Vegas Pro 13 - сетевая обработка проекта с задействованием мощностей дополнительных рабочих станций. Каждая копия программы поставляется с двумя дополнительными лицензиями, позволяющими установить специальную версию Sony Vegas для визуализации еще на два компьютера. Таким образом, задание может быть распределено между тремя машинами.

При выборе профессиональной программы для видеомонтажа пользователь ориентируется на несколько факторов, среди которых стоимость программы, ее возможности, и удобство использования. Sony Vegas Pro 13 официально продается по цене около 600 долларов. В эту стоимость, кроме видеоредактора, входит приложение DVD Architect Pro, а также приложение для кодирования Dolby Digital Professional AC-3. Цена является достаточно скромной, если сравнивать с конкурентными продуктами (Canopus Edius, Adobe Premiere Pro).

При внушительном наборе средств для обработки видеоматериала, программа Sony Vegas Pro 13 не содержит бесполезных функций, в этом пакете собраны все необходимые в работе инструменты. И хотя эта версия программы на рынке уже не первый год, но она все еще является актуальной, тем более что в последнее время, ни у кого никаких по настоящему новинок не добавляется. Что же касается удобства использования, то лучший способ проверить это - попробовать поработать в демонстрационной версии редактора.

Sony Vegas Pro – программа для работы с файлами (видео и аудио). На первый взгляд кажется, что она содержит очень много функций. И в них достаточно сложно разобраться. Но на самом деле это не так. Работать с данной программой достаточно легко и приятно. Вы привыкнете с ее помощью . И не захотите переходить ни на какую другую аналогичную программу.

1. Запуск программы.
Кликните дважды по иконке Sony Vegas Pro . После чего перед вами откроется основное рабочее пространство программы.


2. Создание нового проекта.
Можно начинать работать с программой сразу же, после ее запуска. В конце шаблон, выбранный по умолчанию самой программой, можно будет поменять на тот, который вам нужен.
Но можно и сразу задать необходимые настройки. Выберите Файл -> Создать… В открывшемся окне можете отрегулировать настройки шаблона, высоты и ширины видео, частоту кадров, задать нужные параметры для звука и т. п.

3. Открытие файла.
Переходим Файл -> Открыть…

Откроется окно, где нужно будет выбрать любой файл (видео или аудио), с которым вы хотите работать. После чего он появится на рабочей области. Если вдруг вы случайно удалите его или целую дорожку, то всегда можно вновь загрузить файл через вкладку «Данные проекта».
На скриншоте изображено добавление видео файла.

Программа Sony Vegas Pro автоматически размещает его на двух дорожках: первая теперь содержит данные с видео, а вторая – данные со звуком.

4. Удаление дорожки.
Кликните правой кнопкой мышки по нужной дорожке и выберите в меню «Удалить дорожку» .

После этого произойдет удаление дорожки и всех файлов, которые на ней присутствуют. Файлы на других дорожках останутся.
Чтобы удалить лишь часть файла, нужно нажать на инструмент «ножницы» (или CTRL+X). После чего произойдет разделение данных на два фрагмента (то есть «ножницы» разрезают файл на две части). Ту часть, которая вам не нужна, можно удалить или переместить в нужное место.

5. Наложение переходов.
Конец одного фрагмента можно совместить с началом другого. Таким образом образуется переход по умолчанию, он будет плавным. Можно и просто затемнить конец видео (заглушить звук), для этого необходимо немного переместить зеленый маленький ползунок, находящийся в углу нужного фрагмента, к началу.
Чтобы сделать красивый переход между кусочками видео, надо перейти на вкладку «Переходы» .

6. Увеличение кадра.
Для увеличения кадра нужно использовать специальную кнопку в конце видео фрагмента. Далее можно сузить квадрат (при этом изображение масштабируется) или, наоборот, расширить.

7. Наложение эффектов.
Сразу под кнопкой увеличения кадра находится иконка наложения эффектов. Необходимо кликнуть по ней, далее выбрать эффект и нажать на кнопку «Добавить» . Только после того, как будут выбраны все необходимые эффекты, надо активировать кнопку «ОК» .


Откроется окно редактирования параметров эффектов. Уменьшайте или увеличивайте значения того или иного параметра, смотрите на изменения в окне предпросмотра. Сохраните результат, как только добьетесь необходимого отображения видео.

8. Наложение фрагментов видео.
Можно разместить файлы на параллельных друг другу дорожках, а затем поменять режим наложения на первой из них.

Итоговый результат получившегося эффекта будет виден в окне предпросмотра.

9. Видеоэффекты.
Существуют автоматические эффекты для видео, которые располагаются на соответствующей вкладке.

Перетащите нужный вам эффект на файл, после чего отрегулируйте параметры, если это нужно.
Чтобы остальные файлы не мешали просмотру того, над которым вы работаете в данный момент, просто заглушите другие дорожки. Для этого нажмите на иконку восклицательного знака напротив той дорожки, которая должна «солировать».

10. Добавление текста к файлам.
На вкладке «Генераторы данных» можно выбрать различные шаблоны, в том числе текстовые. Просто перетащите выбранный шаблон в нужное место, после чего введите текст.

11. Создание видео.
Вы успешно добавили файлы, наложили переходы и эффекты. Теперь остается только создать наше видео. Выберите Файл -> Создать как…

Появится окно, где можно поменять параметры. Нажмите на кнопку «Сохранить» , как только введете нужные данные.

После чего пойдет процесс создания вашего видео.

Мы рассмотрели лишь основные возможности такой программы, как Sony Vegas Pro. Первое время будет достаточно сложно выбирать сразу нужный эффект или переход. Но со временем вы будете за секунду решать этот вопрос. Удачи при создании собственных клипов и ценных фильмов.

Кстати, если видео не вдруг не отображается, попробуйте .

По этой теме также читают:

Учимся создавать слайд-шоу с музыкальным сопровождением. Movavi Slideshow Creator и Windows Movie Maker VKMusic 4.45 – программа для скачивания музыки Вконтакте
Как правильно удалить программу? Как изменить размер диска в Windows 2000/XP/Vista/7/8. Бесплатная программа EaseUS Partition Master Free Программа Diskpart. Форматирование и создание загрузочной флешки или диска через командную строку