Работа с текстовыми файлами в Visual Basic. Отображение текстового файла с помощью объекта текстового поля. Чтение из файла и StreamReader

Как правило, настраиваемые параметры приложения хранятся во внешних по отношению к программе расположениях. Имеется множество способов вынести настройки программы вне кода самой программы. Распространёнными способами являются: хранение параметров приложения в реестре Windows, в базах данных, в конфигурационных XML файлах, в файлах *.config или *.cfg, в специфических двоичных форматах и, конечно же, в *.ini файлах. Эти файлы мы сейчас и рассмотрим.

1 Что такое INI-файлы

Что такое INI-файлы известно, наверное, каждому более-менее опытному пользователю операционной системы Windows. Зачастую файл с расширением *.INI - это самый быстрый и удобный способ вынести настраиваемые параметры приложения вне кода программы. Эти файлы имеют свою, довольно простую, структуру и, как правило, отличаются малыми размерами. Это обычные текстовые файлы, которые открываются даже в «Блокноте».

Вообще, INI-файл может иметь некоторые отступления от общепринятых норм, каждый разработчик определяет структуру и синтаксис файла для себя. Но есть некоторые общепринятые соглашения. Собственно, вот как выглядит структура INI-файла в общем виде:

; комментарий # комментарий в стиле Unix ; комментарий key1=value_1 key2=value_2 ;другой комментарий key3=value_3 ;ещё один комментарий key4=value_4

Видно, что *.INI файл может содержать:

  • комментарии;
  • заголовки разделов (секций);
  • параметры в виде пары «ключ-значение»;
  • пустые строки.

Пример INI-файла:

;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;; ; Copyright сайт ;;;; ;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;;; height=600 width=800 lang=RU

2 Создание разделов и ключей INI-файла с помощью Visual Basic .NET и kernel32.dll

Можно изобретать велосипед и создать свой разборщик и генератор для INI-файлов. Но мы поступим более рационально и приземлённо и воспользуемся готовым решением из самой ОС Windows.

Дело в том, что в поставку любой операционной системы семейства Windows входит динамическая библиотека kernel32.dll . Эта библиотека расположена в системном каталоге Windows/system32 . Она имеет множество функций для доступа к API Windows. В том числе и для работы с INI-файлами. Описывать все его возможности нет смысла, т.к. их великое множество (вот, например, описание kernel32 на 500+ страниц). Посмотреть все методы библиотеки можно с помощью наших старых знакомых DllExportViewer или DependencyWalker .

Нас здесь интересуют всего два метода: GetPrivateProfileString() для чтения ключей и разделов INI-файлов и WritePrivateProfileString() для записи.

Напишем класс-обёртку для упрощённого доступа к функциям работы с файлами *.INI, предоставляемым библиотекой kernel32 :

Код класса IniFile.vb для работы с INI-файлами (разворачивается) Imports System.IO Imports System.Runtime.InteropServices Imports System.Text Namespace Ini Public Class IniFile #Region "ИМПОРТ DLL" """ """ Записывает ключ в заданный раздел INI-файла. """ """ Имя раздела. """ Имя ключа. """ Значение ключа. """ Путь к INI-файлу. Private Shared Function WritePrivateProfileString(ByVal section As String, ByVal key As String, ByVal value As String, ByVal filePath As String) As Long End Function """ """ Считывает ключ заданного раздела INI-файла. """ """ Имя раздела. """ Имя ключа. """ """ """ """ Путь к INI-файлу. """ С помощью конструктора записываем путь до файла и его имя. Private Shared Function GetPrivateProfileString(ByVal section As String, ByVal key As String, ByVal As String, ByVal retVal As StringBuilder, ByVal size As Integer, ByVal filePath As String) As Integer End Function #End Region "/ИМПОРТ DLL #Region "КОНСТРУКТОР" """ """ Имя файла. """ Private IniPath As String """ """ Читаем ini-файл и возвращаем значение указного ключа из заданной секции. """ """ Public Sub New(ByVal iniPath As String) Me.IniPath = New FileInfo(iniPath).FullName.ToString End Sub #End Region "/КОНСТРУКТОР #Region "МЕТОДЫ РАБОТЫ С INI-ФАЙЛАМИ" """ """ Проверяет, что заданный ключ существует в INI-файле. """ """ Имя раздела. """ Имя ключа. Public Function KeyExists(ByVal section As String, ByVal key As String) As Boolean Return (Me.ReadKey(section, key).Length > 0) End Function """ """ Читает значение заданного ключа в заданном разделе INI-файла. """ """ Имя раздела. """ Имя ключа. Public Function ReadKey(ByVal section As String, ByVal key As String) As String Dim retVal As New StringBuilder(&HFF) IniFile.GetPrivateProfileString(section, key, "", retVal, &HFF, Me.IniPath) Return retVal.ToString() End Function """ """ Создаёт заданный ключ в заданном разделе. Если раздел не существует, он будет создан. """ """ Имя раздела. """ Имя ключа. """ Значение ключа. Если NULL, то ключ будет удалён. Если String.Empty, то присвоится пустое значение. Public Sub WriteKey(ByVal section As String, ByVal key As String, ByVal value As String) IniFile.WritePrivateProfileString(section, key, value, Me.IniPath) End Sub """ """ Удаляет заданный ключ из заданного раздела INI-файла. """ """ Имя раздела. """ Имя ключа. Public Sub DeleteKey(ByVal section As String, ByVal key As String) Me.WriteKey(section, key, Nothing) End Sub """ """ Удаляет заданный раздел INI-файла. """ """ Имя раздела. Public Sub DeleteSection(ByVal section As String) Me.WriteKey(section, Nothing, Nothing) End Sub #End Region "/МЕТОДЫ РАБОТЫ С INI-ФАЙЛАМИ End Class End Namespace

Использовать класс IniFile можно, например, так:

Dim iniFile as New IniFile("config.ini") iniFile.WriteKey("SECTION1", "KEY1", "12345") If iniFile.KeyExists("SECTION1", "KEY1") MessageBox.Show("Ключ создан!") iniFile.DeleteKey("SECTION1", "KEY1") MessageBox.Show("Ключ удалён!") End If

Последнее обновление: 30.10.2015

Непосредственно для работы с текстовыми файлами в пространстве System.IO предназначены специальные классы StreamReader и StreamWriter .

Чтение из файла и StreamReader

    Метод Close закрывает файл и освобождает поток

    Метод Peek возвращает следующий доступный символ, если символов больше нет, то возвращает -1

    Метод Read считывает и возвращает следующий символ в численном представлении. Имеет перегруженную версию: Read(array As Char(), index As Integer, count As Integer) , где array - массив, куда считываются символы, index - индекс в массиве array, начиная с которого записываются считываемые символы, и count - максимальное количество считываемых символов

    Метод ReadLine считывает одну строку из файла

    Метод ReadToEnd считывает из файла весь текст

Считаем текст из файла различными способами:

Imports System.IO Module Module1 Sub Main() Dim path As String = "C:\SomeDir\note.txt" Try Console.WriteLine("******считываем весь файл********") Using reader As New StreamReader(path) Console.WriteLine(reader.ReadToEnd()) End Using Console.WriteLine() Console.WriteLine("******считываем построчно********") Using reader As New StreamReader(path, System.Text.Encoding.UTF8) Dim line As String = reader.ReadLine() While (line IsNot Nothing) Console.WriteLine(line) line = reader.ReadLine() End While End Using Console.WriteLine() Console.WriteLine("******считываем блоками********") Using reader As New StreamReader(path, System.Text.Encoding.UTF8) Dim archars As Char() = New Char(4) {} "считываем 4 символа reader.Read(archars, 0, 4) Console.WriteLine(archars) End Using Catch ex As Exception Console.WriteLine(ex.Message) End Try Console.ReadLine() End Sub End Module

Как и в случае с классом FileStream здесь используется конструкция Using .

В первом случае мы разом считываем весь текст с помощью метода ReadToEnd() .

Во втором случае в цикле While считываем построчно. Когда объект reader дойдет до конца файла и больше строк не останется, то метод reade.ReadLine() вернет значение Nothing.

В третьем случае считываем в массив четыре символа.

Обратите внимание, что в последних двух случаях в конструкторе StreamReader указывалась кодировка System.Text.Encoding.UTF8 . Если нам известна кодировка файла, то мы можем ее указать при чтении файла. Также через другие свойства мы можем указать другие кодировки. Если кодировка не указана, то по умолчанию при чтении используется UTF8 . Иногда важно указывать кодировку, так как она может отличаться от UTF8, и тогда мы получим некорректный вывод.

Запись в файл и StreamWriter

Для записи в текстовый файл применяется класс StreamWriter . Его основные методы:

    Close : закрывает записываемый файл и освобождает все ресурсы

    Flush : записывает в файл оставшиеся в буфере данные и очищает буфер.

    Write : записывает в файл данные простейших типов, как Integer, Double и т.д.

    WriteLine : записывает в файл строку

Посмотрим на использование класса StreamWriter на примере:

Imports System.IO Module Module1 Sub Main() Dim readPath As String = "C:\SomeDir\note.txt" Dim writePath As String = "C:\SomeDir\note2.txt" Dim text As String Try Using reader As New StreamReader(readPath) text = reader.ReadToEnd() End Using Using writer As New StreamWriter(writePath, False, System.Text.Encoding.UTF8) writer.WriteLine(text) End Using Using writer As New StreamWriter(writePath, True, System.Text.Encoding.UTF8) writer.WriteLine("Дозапись") writer.Write(4.5) End Using Catch ex As Exception Console.WriteLine(ex.Message) End Try Console.ReadLine() End Sub End Module

Вначале весь текст из файла считывается в переменную text, а затем содержание этой переменной с помощью объекта StreamWriter записывается в другой файл.

Класс StreamWriter имеет несколько конструкторов. Здесь мы использовали два из них: New StreamWriter(writePath, False) . В качестве первого параметра передается путь к записываемому файлу. Второй параметр представляет булевую переменную, которая определяет, будет файл дозаписываться или перезаписываться. Если этот параметр равен True , то новые данные добавляются в конце к уже имеющимся данным. Если False , то предыдущее содержимое стирается, и файл перезаписывается. И если в первом случае файл перезаписывается, то во втором делается дозапись в конец файла.

Третий параметр указывает кодировку, в которой записывается файл.

Совсем недавно в непомню какой коференции я видел запись какого-то человека, который просил, чтобы хоть кто-нибудь объяснил ему элементарную работу с файлами... Казалось бы такое простое... Но это простое для тех, кто уже хоть немного продвинулся в программировании, а кто это только начал? Это же, действительно, непроходимый лес! И я сильно сомневаюсь, чтобы кто-нибудь из других наших Web-мастеров когда-нибудь уделит этому хоть какое-то внимание. Поэтому этим займусь я и попробую в этой статье показать только основы.

1. Открытие файла для чтения информации из него.

Итак, чтобы безпроблемно работать с текстовыми файлами сначала их нужно открыть. Делается это с помощью оператора Open, например:

Open "c:\text.txt" For Input As #1

Обратите внимание на режим открытия файла - Input (для чтения). Здесь файл text.txt открывается для считывания под номером 1. Внимание!!! Номер файла - обязательный параметр, и вводить его нужно всегда! Если ваша программа будет иметь дело не с одним десятком открытых файлов, то уследить за их нумерацией будет сложновато. Используйте для этого функцию FreeFile. Она возвращает ещё не занятый номер (от 1 до 511) для файла:

Dim FileNum As Integer

FileNum = FreeFile

Так, файл открыли! Теперь из него нужно что-нибудь считать. Оператор Line Input считывает из открытого файла по одной строке при каждом вызове. Поэтому для считывания из файла нужно построить цикл, который бы вызывал этот оператор до тех пор, пока не дошёл бы до конца файла:

цикл выполняется, пока конец файла не достигнут

Do Until EOF(FileNum)

при каждом вызове оператора Line Input он записывает в

переменную новою строку

Line Input #FileNum, переменная

Закрыть открытый файл можно оператором Close #FileNum. А теперь вот как это должно выглядеть в практике:

Dim FileNum As Integer

Dim txt As String

Dim alltxt As String

FileNum = FreeFile

открываем файл в режиме чтения

Open "c:\text.txt" For Input As FileNum

запускаем вышеупомянутый цикл

Do Until EOF(FileNum)

считываем строку из файла с номером FileNum и кладём её в

переменную txt

Line Input #FileNum, txt

теперь к переменной alltxt добавляем содержимое переменной txt -

строки и vb-константу vbCrLf (Chr(13)+Chr(10)), т.к. каждая строка

должна быть с новой строки:-)

alltxt = alltxt + txt + vbCrLf

выводим содержимое переменной alltext

2. Открытие файла для записи информации в него.

Записать информацию в файл ещё проще!!! Эта операция отличается от предыдущей только тем, что открыть файл надо в режиме записи:

и вместо цикла нужно вставить оператор Print #, который записывает в файл содержимое переменной:

Print #FileNum, "Азбука Visual Basic"

Print #FileNum, alltext

Dim FileNum As Integer

Dim txt As String

FileNum = FreeFile

txt = "http://members.tripod.de/cmvb"

открываем файл в режиме записи

Open "c:\text.txt" For Output As FileNum

Print #FileNum, txt

закрываем файл с номером FileNum

Проверьте содержимое файла.

И ещё хочу предложить второй способ записи информации в файл - с помощью API-функции WritePrivateProfileStringByKeyName. Считывать же информацию нужно с помощью API-функции GetPrivateProfileString. Теперь расскажу - как всё это работает?

1.Создайте стандартный проект.

2.Введите модуль.

3.Удалите форму и кликните два раза по модулю.

4.В раздел General Declarations следующее объявление двух, вышеназванных функций:

Declare Function GetPrivateProfileString& Lib _

"kernel32" Alias "GetPrivateProfileStringA" (ByVal _

lpszSection$, ByVal lpszKey$, ByVal lpszDefault$, _

ByVal lpszReturnBuffer$, ByVal cchReturnBuffer&, _

ByVal lpszFile$)

lpszSection -имя секции

lpszKey - имя ключа

lpszDefault - значение, возвращаемое по умолчанию, при строке ""

lpszReturnBuffer - место для строки

cchReturnBuffer - размер (длина) места для строки

lpszFile - имя файла

Declare Function WritePrivateProfileStringByKeyName% Lib _

"kernel32" Alias "WritePrivateProfileStringA" (ByVal _

lpApplicationName As String, ByVal lpKeyName As String, _

ByVal lpString As String, ByVal lplFileName As String)

lpApplicationName - имя секции

lpKeyName - имя ключа

lpString - строка

lplFileName - имя файла

5.Создайте подпрограмму Main - просто введите Sub Main.

6.В подпрограмму Main введите:

создаём файл test.ini, в нём заголовок "Main", ключ "URL" _

и строку "http://members.tripod.de/cmvb"

Call WritePrivateProfileStringByKeyName("Main", "URL", _

"http://members.tripod.de/cmvb", "c:\test.ini")

создаём файл test.ini, в нём заголовок "Main", ключ "eMail" _

и строку "[email protected]"

Call WritePrivateProfileStringByKeyName("Main", "eMail", _

"[email protected]", "c:\test.ini")

При запуске проекта на диске С: тут же будет создан файл Test.ini со следующим содержимым:

URL=http://members.tripod.de/cmvb

[email protected]

создаём переменную, в которую будет передоваться строка

Dim MyString As String

"набиваем" её пробелами

MyString = Space(100)

записывается строка из заголовка "Main", ключа "URL"

Call GetPrivateProfileString("Main", "URL", "", MyString, _

Len(MyString), "C:\test.ini")

открывается файл файл test.ini, и в переменную MyString _

записывается строка из заголовка "Main", ключа "eMail"

Call GetPrivateProfileString("Main", "eMail", "", MyString, _

Len(MyString), "C:\test.ini")

выводится на экран содержимое переменной MyString

Рассказывалось о создании простейшего графического редактора.
В этом уроке вы узнаете, как работать с информацией, хранящейся в текстовых файлах. Будет показано, как создать новый текстовый файл на диске и как отобразить его содержимое с помощью объекта текстового поля.

Для чтения и записи текстового файла будут использоваться новые классы StreamReader и StreamWriter из библиотеки.NET Framework.

Проект «Работа с файлами»

Задание. Создать проект, в котором можно будем вводить текст с клавиатуры и сохранять в текстовом файле на диске. После окончания ввода показать содержимое текстового файла.

Для ввода и вывода информации использовать текстовые поля.

Создание текстового файла

    В меню Вид выберите Код , чтобы открыть редактор кода.

    Для записи в файл предназначен класс объектов StreamWriter из пространства имен System.IO. Поэтому необходимо добавить следующие операторы в самом начале кода, перед объявлением класса формы, которое начинается с Public Class Form1.

    Imports System.IO

    Перед записью в файл необходимо создать экземпляр класса StreamWriter. Для этого достаточно в обработчике события присвоить значение соответствующей переменной.

    В меню Вид выберите Конструктор чтобы вернуться в окно Конструктор Windows Forms .Создайте обработчик событий Click кнопки Button1 (Сохранить) и добавьте следующий код.

    Dim fw As StreamWriter Dim ReadString As String Try "Путь к файлу указан в StreamWriter конструкторе. "Для параметра append установлено значение True, так что файл не будет перезаписан. fw = New StreamWriter("D:\Test1.txt", True) ReadString = TextBox1.Text fw.WriteLine(ReadString) Finally "Очистить поле TextBox1.Text = "" "Закрыть файл. fw.Close() End Try

    Не стоит беспокоиться о том, что возникнет исключение, если файла не существует, т. к. в этом случае он будет создан автоматически.

    Чтобы убедиться, что пользователь не сможет отправить пустую запись, можно добавить следующий код сразу после Dim ReadString As String.

    If (TextBox1.Text = "" Or TextBox1.Text = "Введите произвольный текст.") Then TextBox1.Text = "Введите произвольный текст." Return End If

    Создайте обработчик события Click для кнопки Очистить, добавьте в него код, очищающий элемент управления TextBox.

    TextBox1.Text = ""

    Чтобы проверить работоспособность кода, запустите проект. В текстовое поле введите свои фамилию и имя. Нажмите кнопку сохранить.Затем введите название проекта, нажмите сохранить. И наконец, введите текущую дату и время, нажмите Сохранить.В текстовый файл должен записаться текст, состоящий из этих трех строк. Чтение этих строк из файла выполним в следующем задании.

    Сохраните проект

Отображение текстового файла с помощью объекта текстового поля

Простейшим способом отображения в программе текстового файла является использование объекта TextBox (текстовое поле). Можно создать объекты текстового поля различного размера. Если содержимое текстового файла не помещается в текстовое поле, можно добавить к текстовому полю полосы прокрутки так, что пользователь сможет увидеть весь текст.

В этом уроке была показано работа с текстовыми файлами. Мы записали текстовый файл, выполнили чтение из него и отображение информации в текстовом поле. На следующем уроке начнем изучать массивы.

Работа с файловой системой

В пространстве имен System.IO предусмотрено четыре класса, которые предназначены для работы с файловой системой компьютера, т.е для создания, удаления переноса и т.д. файлов и каталогов.

Первые два типа - Directory и Filе реализуют свои возможности с помощью статических методов, поэтому данные классы можно использовать без создания соответствующих объектов (экземпляров классов).

Следующие типы - DirectoryInfo и FileInfo обладают схожими функциональными возможностями c Directory и Fi1е, но порождены от класса FileSystemInfo и поэтому реализуются путем создания соответствующих экземпляров классов.

Работа с каталогами

Абстрактный класс FileSystemInfo

Значительная часть членов FileSystemInfo предназначена для работы с общими характеристиками файла или каталога (метками времени, атрибутами и т. п.). Рассмотрим некоторые свойства FileSystemInfo:Свойство Описание

Attributes Позволяет получить или установить атрибуты для данного объекта файловой системы. Для этого свойства используются значения и перечисления FileAttributes

CreationTime Позволяет получить или установить время создания объекта файловой системы

Exists Может быть использовано для того, чтобы определить, существует ли данный объект файловой системы

Extension Позволяет получить расширение для файла

FullName Возвращает имя файла или каталога с указанием пути к нему в файловой системе

LastAccessTime Позволяет получить или установить время последнего обращения к объекту файловой системы

LastWriteTime Позволяет получить или установить время последнего внесения изменений в объект файловой системы

Name Возвращает имя указанного файла. Это свойство доступно только для чтения. Для каталогов возвращает имя последнего каталога в иерархии, если это возможно. Если нет, возвращает полностью определенное имя

В FileSystemInfo предусмотрено и несколько методов. Например, метод Delete() - позволяет удалить объект файловой системы с жесткого диска, a Refresh() - обновить информацию об объекте файловой системы.

Класс DirectoryInfo

Данный класс наследует члены класса FileSystemInfo и содержит дополнительный набор членов, которые предназначены для создания, перемещения, удаления, получения информации о каталогах и подкаталогах в файловой системе. Наиболее важные члены класса содержатся в следующей таблице:Член Описание

Create() CreateSubDirectory() Создают каталог (или подкаталог) по указанному пути в файловой системе

Delete() Удаляет пустой каталог

GetDirectories() Позволяет получить доступ к подкаталогам текущего каталога (в виде массива объектов DirectoryInfo)

GetFiles() Позволяет получить доступ к файлам текущего каталога (в виде массива объектов FileInfo)

MoveTo() Перемещает каталог и все его содержимое на новый адрес в файловой системе

Parent Возвращает родительский каталог в иерархии файловой системы

Работа с типом DirectoryInfo начинается с того, что мы создаем экземпляр класса (объект), указывая при вызове конструктора в качестве параметра путь к нужному каталогу. Если мы хотим обратиться к текущему каталогу (то есть каталогу, в котором в настоящее время производится выполнение приложения), вместо параметра используется обозначение ".". Например:

// Создаем объект DirectoryInfo, которому будет обращаться к текущему каталогу

DirectoryInfo dir1 = new DirectoryInfo(".");

// Создаем объект DirectoryInfo, которому будет обращаться к каталогу d:\prim

DirectoryInfo dir2 = new DirectoryInfo(@"d:\prim");

Если мы попытаемся создать объект DirectoryInfo, связав его с несуществующим каталогом, то будет сгенерировано исключение System.IO.DirectoryNotFoundException. Если же все нормально, то мы сможем получить доступ к данному каталогу. В примере, который приведен ниже, мы создаем объект DlrectoryInfo, который связан с каталогом d:\prim, и выводим информацию о данном каталоге:

using System.Text;

using System.IO;

namespace MyProgram

static void Main(string args)

Свойство Attributes позволяет получить информацию об атрибутах объекта файловой системы. Возможные значения данного свойства приведены в следующей таблице:Значение Описание

Archive Этот атрибут используется приложениями при проведении резервного копирования, а в некоторых случаях - удаления старых файлов

Compressed Определяет, что файл является сжатым

Directory Определяет, что объект файловой системы является каталогом

Encrypted Определяет, что файл является зашифрованным

Hidden Определяет, что файл является скрытым (такой файл не будет выводиться при обычном просмотре каталога)

Normal Определяет, что файл находится в обычном состоянии и для него установлены любые другие атрибуты. Этот атрибут не может использоваться с другими атрибутами

Offline Файл (расположенный на сервере) кэширован в хранилище off-line на клиентском компьютере. Возможно, что данные этого файла уже устарели

Readonly Файл доступен только для чтения

System Файл является системным (то есть файл является частью операционной системы или используется исключительно операционной системой)

Через DirectoryInfo можно не только получать доступ к информации о текущем каталоге, но получить доступ к информации о его подкаталогах:

static void printDirect(DirectoryInfo dir)

Console.WriteLine("***** "+dir.Name+" *****");

Console.WriteLine("FullName: {0}", dir.FullName);

Console.WriteLine("Name: {0}", dir.Name);

Console.WriteLine("Parent: {0}", dir.Parent);

Console.WriteLine("Creation: {0}", dir.CreationTime);

Console.WriteLine("Attributes: {0}", dir.Attributes.ToString());

Console.WriteLine("Root: {0}", dir.Root);

static void Main(string args)

DirectoryInfo dir = new DirectoryInfo(@"d:\prim");

printDirect(dir);

DirectoryInfo subDirects = dir.GetDirectories();

Console.WriteLine("Найдено {0} подкаталогов", subDirects.Length);

foreach (DirectoryInfo d in subDirects)

Метод CreateSubdirectory() позволяет создать в выбранном каталоге как единственный подкаталог, так и множество подкаталогов (в том числе, и вложенных друг в друга). Создадим в каталоге несколько дополнительных подкаталогов:

DirectoryInfo dir = new DirectoryInfo(@"d:\prim");

dir.CreateSubdirectory("doc"); //создали подкаталог

dir.CreateSubdirectory(@"book\2008"); //создали вложенный подкаталог

Метод MoveTo() позволяет переместить текущий каталог по заданному в качестве параметра адресу. При этом возможно произвести переименование каталога. Например:

DirectoryInfo dir = new DirectoryInfo(@"d:\prim\bmp");

dir.MoveTo(@"d:\prim\letter\bmp");

В данном случае каталог bmp перемещается в по адресу d:\prim\letter\bmp. Так как имя перемещаемого каталога совпадает с крайним правым именем в адресе нового местоположения каталога, то переименования не происходит. Следующий пример позволит нам переименовать текущий каталог:

DirectoryInfo dir = new DirectoryInfo(@"d:\prim\letter");

dir.MoveTo(@"d:\prim\archive");

Класс Directory

Работать с каталогами файловой системы компьютера можно и при помощи класса Directory, функциональные возможности которого во многом совпадают с возможностями DirectoryInfo. Но члены данного класса реализованы статически, поэтому для их использования нет необходимости создавать объект.

Рассмотрим работу с методами данного класса на примерах.

Directory.CreateDirectory(@"d:\prim\2008");//создали подкаталог 2008

Directory.Move(@"d:\prim\bmp",

@"d:\prim\2008\bmp");//перенесли каталог bmp в каталог 2008

Directory.Move(@"d:\prim\letter",

@"d:\prim\archives");//переименовали каталог letter в archives

Работа с файлами

Класс Filelnfo

Класс Filelnfo предназначен для организации доступа к физическому файлу, который содержится на жестком диске компьютера. Он позволяет получать информацию об этом файле (например, о времени его создания, размере, атрибутах и т. п.), а также производить различные операции, например, по созданию файла или его удалению. Класс FileInfo наследует члены класса FileSystemInfo и содержит дополнительный набор членов, который приведен в следующей таблице:Член Описание

AppendText() Создает объект StreamWriter для добавления текста к файлу

CopyTo() Копирует уже существующий файл в новый файл

Create() Создает новый файл и возвращает объект FileStream для взаимодействия с этим файлом

CreateText() Создает объект StreamWriter для записи текстовых данных в новый файл

Delete() Удаляет файл, которому соответствует объект FileInfo

Directory Возвращает каталог, в котором расположен данный файл

DirectoryName Возвращает полный путь к данному файлу в файловой системе

Length Возвращает размер файла

MoveTo() Перемещает файл в указанное пользователем место (этот метод позволяет одновременно переименовать данный файл)

Name Позволяет получить имя файла

Ореn() Открывает файл с указанными пользователем правами доступа на чтение, запись или совместное использование с другими пользователями

OpenRead() Создает объект FileStream, доступный только для чтения

OpenText() Создает объект StreamReader (о нем также будет рассказано ниже), который позволяет считывать информацию из существующего текстового файла

OpenWrite() Создает объект FileStream, доступный для чтения и записи

Как мы видим, большинство методов FileInfo возвращает объекты (FIleStream, StreamWriter, StreamReader и т. п.), которые позволяют различным образом взаимодействовать с файлом, например, производить чтение или запись в него. Приемы работы с данными потоками нам уже известны. Поэтому рассмотрим другие возможности класса FileInfo.

using System.Text;

using System.IO; //для работы с файловым вводом-выводом

using System.Text.RegularExpressions;

namespace MyProgram

static void Main()

//создаем новый файл и связываем с ним строковый поток

FileInfo f = new FileInfo("text.txt");

StreamWriter fOut = new StreamWriter(f.Create());

//записываем в файл данные и закрываем строковый поток,

// при этом связь с физическим файлом для f не рвется

fOut.WriteLine("ОДИН ДВА ТРИ...");

//получаем информацию о файле

Console.WriteLine("*******"+f.Name File Inf+"**************");

Console.WriteLine("File size: {0}", f.Length);

Console.WriteLine("Creation: {0}", f.CreationTime);

Console.WriteLine("Attributes: {0}", f.Attributes.ToString());

Рассмотрим следующий пример:

static void Main()

FileInfo f = new FileInfo(@"d:\prim\letter\letter1.txt");

f.CopyTo(@"d:\prim\bmp\letter.txt");

f.MoveTo(@"d:\prim\archives\letter1.txt");

f = new FileInfo(@"d:\prim\letter\letter2.txt");

Рассмотрим еще один пример по удалению файлов:

static void printFile(FileInfo file)

Console.WriteLine("***** "+file.Name+" *****");

Console.WriteLine("File size: {0}", file.Length);

Console.WriteLine("Creation: {0}", file.CreationTime);

Console.WriteLine("Attributes: {0}", file.Attributes.ToString());

static void Main(string args)

DirectoryInfo dir = new DirectoryInfo(@"d:\prim\bmp");

FileInfo files = dir.GetFiles();

if (files.Length!=0)

Console.WriteLine("Найдено {0} файла", files.Length);

foreach (FileInfo f in files)

Console.WriteLine("\nТеперь в каталоге содержится {0} файлов и можно его удалить",

dir.GetFiles().Length);

Доступ к физическим файлам можно получать и через статические методы класса File. Большинство методов объекта Fileinfo представляют в этом смысле зеркальное отражение методов объекта File.

static void Main(string args)

File.Copy(@"d:\prim\letter\letter1.txt",@"d:\prim\bmp\letter1.txt");

Directory.CreateDirectory(@"d:\prim\archives");

File.Move(@"d:\prim\letter\letter1.txt",@"d:\prim\archives\letter1.txt");

File.Delete(@"d:\prim\letter\letter2.txt");

Directory.Delete(@"d:\prim\letter");

Имеет прямой смысл использовать статический класс File, когда требуется осуществить единственный вызов метода на объект. В этом случае вызов будет выполнен быстрее, поскольку.NET Framework не придется проходить через процедуру создания экземпляра нового объекта с последующим вызовом метода. Однако если приложение осуществляет несколько операций над файлом, то более разумным представляется создать экземпляр объекта FileInfo и использовать его методы. Это позволит сэкономить определенное время, поскольку объект будет заранее настроен на нужный файл в файловой системе, в то время как статическому классу придется каждый раз осуществлять его поиск заново.

Аналогичное правило действует и при выборе между классами Directory и DirectoryInfo.