Приоритетное направление научно технологического развития российской федерации. Приоритетные направления развития науки и техники

Перед современным российским обществом стоит задача инновационного развития. Под инновациями понимается создание принципиально новых технологий, которые смогут обеспечить России XXI века достойное место в мировом сообществе. При этом главным конкурентным преимуществом страны являются уникальные знания или технологии. Условием эффективного использования таких уникальных знаний и технологийявляется концентрация научного потенциала, финансовых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Под ними понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социально-экономическое и научно-техническое развитие страны и достижение за счет этого национальных социально-экономических целей.

В каждом из приоритетных направлений развития науки и техники можно выделить ряд критических технологий.

Под критическими технологиями понимаются такие технологии, которые носят межотраслевой характер и создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей, или направлений исследований и разработок, и дают в совокупности определяющий вклад в решение ключевых проблем, существующих в реализации приоритетных направлений развития науки и техники.

Развитие приоритетных направлений развития науки и техники началось в Российской Федерации сразу после распада СССР, с 1992 г., в том числе в рамках федеральных целевых программ, по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Впервые на федеральном уровне приоритетные направления развития науки и техники, а также критические технологии, были утверждены 21 июля 1996 года. Было принято постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» и «О доктрине развития российской фундаментальной науки». Приоритетными направлениями стали фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые композитные материалы и химические продукты, технологии поддержания биологических и живых систем.

С тех пор регулярно каждые несколько лет принимаются новые приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ. Так, в 2002 году Президент РФ утвердил основы государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2015 года и на дальнейшую перспективу. В стране был создан Совет по науке и высоким технологиям. Целью выделения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники была консолидация финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов на стратегически значимых точках роста. К приоритетным направлениям были отнесены: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии. Их развитие невозможно без фундаментальной науки.

В 2004 г. по поручению Правительства, на основании комплексных научных исследований, с привлечением ведущих ученых, экспертов и представителей бизнеса, перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники был сокращен. Основными критериями отбора были выбраны обеспечение национальной безопасности, снижение риска техногенных катастроф, ожидаемый вклад в ускорение роста ВВП и повышение конкурентоспособности экономики.

Перечень критических технологий охватывал перспективные области: технологии передачи, обработки и защиты информации; технологии производства программного обеспечения; биоинформационные технологии; нанотехнологии и наноматериалы; технологии создания биосовместимых материалов; биосенсорные технологии; биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека; технологии биокатализа и биосинтеза; технологии новых и возобновляемых источников энергии.

В 2007 г. была принята Федеральная целевая программа «Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». В 2009 г., в целях концентрации усилий государства, научного и предпринимательского сообщества на решение важнейших задач модернизации и технологического развития экономики, Правительством РФ была проведена работа по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальной науки, технологий и техники, что нашло отражение в перечне критических технологий.

Основной целью является уточнение ориентиров развития отечественного научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, исходя из национальных интересов России и тенденций мирового научного, технологического и инновационного развития, среднесрочных задач социально-экономического развития страны с учетом необходимости формирования экономики, знаний, разработки и реализации важнейших государственных программ и проектов. Приоритетные направления и перечень критических технологий взаимосвязаны с приоритетами модернизации национальной экономики, определенных Президентом, концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, и долгосрочным прогнозом технологического развития страны до 2025 года.

В результате работы экспертных групп, федеральных органов исполнительной власти, государственных Академий наук и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ было сформировано 7 приоритетных направлений и 27 критических технологий, которые являются наиболее перспективными с позиций технологического и инновационного развития. Они и являются определяющими ориентирами для совершенствования отечественного научно-технического комплекса с учетом среднесрочных социально-экономических задач развития страны. Современные «гражданские» приоритеты выглядят так: индустрия нанотехнологий и наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, живые системы (в медицине).

Фундаментальные исследования упомянуты в качестве приоритетных лишь в 1996 г., затем их «растворили» в других приоритетах, где они играют вспомогательную роль. Лидерами являются информационно-телекоммуникационные технологии и индустрия наносистем, в которую трансформировалась позиция «новые материалы и химические технологии». Хотя нанотехнологии прямо и не указаны в президентских направлениях технологического прорыва, предполагается, что именно реализация этой позиции и позволит создать новые перспективные материалы, приборы и устройства особого
назначения с повышенным сроком службы, низкой материалоемкостью и весом конструкции. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению национальнойбезопасности, созданию отечественной элементной базы, повышению качества жизни, а также активизирует процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки.

Таким образом, индустрия наносистем пронизывает все остальные приоритеты и направления, однако её развитие невозможно без фундаментальных исследований.

Инновационное развитие страны непременно связывается с высокими технологиями. Однако следует помнить, что высокие технологии – это средство, а не самоцель.

В развитых странах, построивших у себя конкурентоспособные национальные инновационные системы, очень высока доля высокотехнологичной продукции как в структуре внутреннего производства и потребления, так и в структуре экспорта. Этого пока нельзя сказать о России. Здесь хотелось бы отметить два момента.

Во-первых, российский интеллектуальный потенциал достаточно высок (об этом свидетельствует хотя бы число наших исследователей, работающих за границей, в том числе по причине недостаточного финансирования их работ на Родине).

Во-вторых, переносить зарубежный опыт на отечественную почву следует очень осторожно, поскольку необходимо учитывать как особенности институциональной заграничной среды, в которой он сформировался, так и российскую специфику.

В последние годы стабильно развивается вузовский сектор науки: число организаций, выполняющих в вузах исследования и разработки, выросло на 17 %, численность исследователей – на 16,4 %. Такой динамике способствовала государственная поддержка, ориентированная на вовлечение преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов – в научные исследования. По данным экспертов, объем финансирования исследований в вузах Российского образования с 2002 по 2012 г. вырос с 8,69 млрд. до 27,91 млрд. руб.

Сокращение объемов финансирования сказывается на масштабах образовательной деятельности государственных Академий наук и не позволяет в полной мере обеспечить решение кадровой проблемы, прежде всего, подготовку специалистов для работы в сфере фундаментальных
исследований. Одним из путей решения могло бы стать создание нескольких академических исследовательских университетов, по аналогии с уже созданными федеральными исследовательскими университетами, а также расширение участия академических институтов в реализации образовательных программ Министерства образования и науки РФ.

Представляется, что меры по совершенствованию организации академической науки должны приниматься взвешенно и аккуратно, поскольку она является основой культурного и интеллектуального потенциала нации. При этом важнейшей задачей государственной политики является повышение роли фундаментальной науки в решении стратегических задач модернизации.

Смещение акцентов государства в сторону национальных исследовательских университетов и центров не приведет к постепенному угасанию государственных академий наук. Государству, вузам и академическим организациям надо искать пути консолидации усилий по созданию конкурентоспособной национальной инновационной системы. Политика государства в отношении науки должна быть направлена на отработку взаимоприемлемых норм и правил, стимулирующих повышение эффективности работы всех научно-исследовательских и образовательных организаций.

При этом государство должно учитывать в своих мерах дифференциацию проблемы по отраслям знаний, регионам, академическим организациям и вузам, предусматривая разумный социальный баланс науки и образования.

Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

1

Президент РФ своим указом утвердил приоритетные направления развития науки, технологий и техники в стране и перечень критических технологий. В документе встречается 10 слов с приставкой "нано".

Дмитрий Медведев своим указом утвердил приоритетные направления развития науки, технологий и техники в стране и перечень критических технологий. Списки подготовлены в целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности. Правительству поручено обеспечить реализацию указа. В документе встречается 10 слов с приставкой "нано". Так, приоритетными считаются следующие 8 направлений развития науки:

  1. Безопасность и противодействие терроризму.
  2. Индустрия наносистем.
  3. Информационно-телекоммуникационные системы.
  4. Науки о жизни.
  5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.
  6. Рациональное природопользование.
  7. Транспортные и космические системы.
  8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.
Перечень критических технологий состоит из 27 пунктов. В него включены, в частности, следующие:
  • Военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
  • Базовые технологии силовой электротехники.
  • Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
  • Клеточные технологии.
  • Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
  • Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
  • Технологии биоинженерии.
  • Технологии наноустройств и микросистемной техники.
  • Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
  • Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
Напомним, критическими называются технологии, имеющие важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства. Ранее перечень таких технологий был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 N 1243-р. Документ был подготовлен в целях реализации закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Список насчитывал 35 позиций. Добавим, что отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) регулирует закон "О науке и государственной научно-технической политике". Правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.04.2009 N 340. Основы государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу изложены в Письме Президента РФ от 30.03.2002 N Пр-576. Указ главы государства вступил в силу со дня подписания - 7 июля.

Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899
"Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"

В целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения ее конкурентоспособности постановляю:

2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию настоящего Указа.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

Д. Медведев

Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
(утв. Указом

С изменениями и дополнениями от:

1. Безопасность и противодействие терроризму.

2. Индустрия наносистем.

3. Информационно-телекоммуникационные системы.

4. Науки о жизни.

5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

6. Рациональное природопользование.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 16 декабря 2015 г. N 623 настоящее приложение дополнено пунктом 6.1

6.1. Робототехнические комплексы (системы) военного, специального и двойного назначения.

7. Транспортные и космические системы.

8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Перечень
критических технологий Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899)

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2. Базовые технологии силовой электротехники.

3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.

5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

6. Клеточные технологии.

7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

10. Технологии биоинженерии.

11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.

15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.

26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.

1. Безопасность и противодействие терроризму.

2. Индустрия наносистем.

3. Информационно-телекоммуникационные системы.

4. Науки о жизни.

5. Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники.

6. Рациональное природопользование.

7. Транспортные и космические системы.

8. Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

Перечень критических технологий Российской Федерации

1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.

2. Базовые технологии силовой электротехники.

3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.

4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.

5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.

6. Клеточные технологии.

7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.

8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.

9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.

10. Технологии биоинженерии.

11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.

12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.

13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.

14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.

15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.

16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.

17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.

18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.

19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.

20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.

21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.

23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.

24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.

25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.

26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.

27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.