Поисковая деятельность в доу. Образовательный портал. Перспективный план работы с детьми

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему « В мире динозавров».

Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель, ГБОУ г. Москвы "Школа №285 имени В.А. Молодцова", структурное подразделение №14.
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей подготовительной группы детского сада. Данная методическая разработка может быть полезной для педагогов дошкольного образования и родителей.
Цель: Знакомство с динозаврами.
Задачи:
- Познакомить детей с различными видами динозавров, с их внешним видом, с видами передвижения.
- Воспитывать интерес к изучению динозавров.
Материал к занятию: картинки с изображением динозавров.
Предварительная работа: - Экскурсия с родителями в музей динозавров.
- Беседа о динозаврах.
- Игра "Динозавры"

Ход занятия

Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с удивительными существами, которые жили на Земле много много лет тому назад - с динозаврами.
- Динозавры появились примерно 225 миллионов лет назад, а вымерли около 65 миллионов лет назад.
- Динозавры обитали на Земле в эру Мезозоя.
- Мезозой включал в себя три периода: Триасовый, Юрский и Меловой.
- Динозавр в переводе с греческого означает «ужасная ящерица».
- А сейчас мы с Вами поближе познакомимся с этими удивительными существами, жившими на Земле много лет
назад.(показ картинок)
- Аллозавр - это огромный хищный динозавр.
Он мог достигать 15 метров в длину и 4 метров в высоту.


- Диплодок жил по берегам рек и питался зеленью, водорослями и раками.
Длина тела диплодока была не менее 27 метров.


- Тираннозав р весил от 6 до 8 тонн.
Длина тела достигала 12-15 метров, а высота - 6 метров.


- Стегозавр - это крупный травоядный динозавр.
Они достигали 9 метров в длину и 4 метров в высоту и весили до 4.5 тонн.
Мозг весил очень мало, всего 80 граммов.


- Велоцираптор - это хищный двуногий динозавр.
Он был маленьким динозавром - весил около 20 кг, был до 1.8 метра в длину и около 60 см в высоту.


- Диметродон - это хищный динозавр с парусом на спине.
Они достигали 4 метров в длину и весили до 200 кг.


- Игуанодон - это большой растительноядный динозавр.
У них был клюв и 4-5 рядов зубов.
Они достигали 10 метров в длину и 5 метров в высоту.


- Паразауролоф - это травоядный динозавр.
В высоту он достигал около 5 метров, а в длину 10 метров.
- На голове у него был полый гребень.


- Трицератопс - это мощный травоядный динозавр.
Они достигали 6-8 метров в длину, 3 метров в высоту и весили от 7 до 12 тонн.
У него был самый крупный череп среди наземных животных.


- Анкилозавр - это панцирный динозавр.
Он ходил на 4 лапах и питался растениями.
Тело его длиной с автобус было покрыто панцирем с острыми шипами.


- Овираптор - это небольшой всеядный динозавр.
Они в высоту достигал около 2 метров и весил около 400 кг.
У них были длинные ноги и тонкие, ловкие передние лапы.


- Целофизис - это маленький хищный динозавр.
Он достигал 2-3 метров в длинуи весил от 15 до 30 кг.
Целофизисы были опасными хищниками, они охотились как на ящериц, так и на крупных динозавров.


- Апатозавр - это крупнейший растительноядный динозавр. Его еще называют бронозавром.
У него было массивное тело, маленький череп и длинная шея.
Апатозавр мог достигать в длину 20-23 метров и весить 20-30 тонн.


- Дейноних - это хищный двуногий динозавр. Он был длиной около 2-3 метров и весил около 80 кг. Верхние конечности его были похожи на крылья птиц.
Дейноних умел быстро бегать и лазать по деревьям.


- Спинозавр - это крупный плотоядный динозавр. Взрослые спинозавры достигали 15-17 метров в длину и весили 7-9 тонн.
Помимо острых зубов у них были острые когти на передних лапах.
Они могли жить в воде и на суше.


- Орнитохейр - это самый крупный летающий ящер. Он был размером с маленький самолет- его размах крыльев достигал 12 -15 метров.
Они могли пролетать сотни километров, едва взмахивая крыльями.


- Птеранодон - это летающий динозавр.
Размах крыльев был от 7 до 10 метров, а длина тела до 4 метров.
Они населяли берега рек, и морей. Питались рыбой и мелкими рептилиями.


- Археоптерикс - это вымершая птица, размером с ворону.
Тело археоптерикса было покрыто перьями.
У него были зубы, похожие на зубы крокодилов. Питался он насекомыми.


- Плезиозавр - это большой водный динозавр. У плезиозавров было 4 конечности-ласты и тело, похожее на бочонок.
Плезиозавры питались рыбой, а также крупными морскими рептилиями.
Плезиозавры жили в соленых водоемах - морях и океанах.


- Платиптеригий - это большой водный динозавр, похожий на дельфинов.
Они питались моллюсками и рыбой.
Платиптеригий достигал в длину 9 метров и быстро плавал.
- Вот мы с вами и познакомились с динозаврами.
- Давайте немного отдохнем и поиграем в игру "Динозаврик". (дети смотрят на картинку и изображают динозавров)
- Ребята, а вы знаете, почему вымерли динозавры?
- В течение 150 миллионов лет динозавры безраздельно господствовали на планете, а затем внезапно исчезли с лица Земли.
- Вымирание динозавров произошло не внезапно, а продолжалось в течение длительного периода.
Постоянные перемещения континентов и морей привели к изменению климата. Вследствие смещения земной коры и расширения океанического дна мелководья превращались в пустыню. Наступали суровые зимы.
- Ребята, а вы знаете, как называют человека, занимающегося раскопками динозавров?
- Это палеонтолог. Давайте повторим это слово и запомним его.
- Наше занятие подошло к концу.
- Какие названия динозавров вы запомнили?
- Назовите хищных динозавров.
- Назовите растительноядных динозавров.
- Чем питались эти динозавры?
- Кто такой палеонтолог?
- Занятие окончено.

В дополнение к занятию можно предложить детям нарисовать понравившегося динозавра.
Мы с детьми нарисовали стенгазету.



А также оформили в группе уголок "Мир динозавров".

Делает обобщения.

Развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность

1 Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание "детское экспериментирование".

Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н.Н. Поддъякова. Их многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений.

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие.

Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода им приводятся доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.

По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой "самодеятельности" заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

2. Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справится с самыми простыми заданиями, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую область или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интересней поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Исследовательский подход к обучению представлен, в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В. Кларин, 1994). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения, как обучения, при котором ребенок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

Предлагает возможные решения;

Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

Делает выводы в соответствии с результатами проверки;

Применяет выводы к новым данным;

Делает обобщения.

Интеллектуальная сфера ребенка раннего возраста формируется не только при целенаправленном руководстве взрослых, но и в часы свободной, самостоятельной практической деятельности. Процесс мышления предполагает не только готовые способы действия и отработанные схемы, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей ребенка). И один из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности - детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает - ребенок осуществляет его самостоятельно.

Как у взрослых, так и у ребенка экспе­риментирование направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе свободного экспериментирования ребенок приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую, порой неожиданную информацию, уста­навливает практические связи между собственными действиями и явлениями окру­жающего мира, совершает своего рода от­крытия. Открытия эти ведут к перестрой­ке как самих действий, так и представле­ний об окружающих предметах. В данной деятельности явно представлен момент са­моразвития: в результате преобразований объекты раскрывают новые свойства, ко­торые, в свою очередь, позволяют ребенку строить новые, болеесложные преобразо­вания. Экспериментирование стимулиру­ет к поискам новых действий и способст­вует смелости и гибкости мышления. Са­мостоятельное экспериментирование дает ребенку возможность опробовать разные способы действия, снимая при этом и страх ошибиться, и скованность мышле­ния готовыми схемами действия.

В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы по­казать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы сти­мулировать его интерес к предметам, про­буждать любознательность и познаватель­ную активность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригу­ющих, загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность опе­рировать ими, открывать их новые свойст­ва стимулирует, в свою очередь, самостоя­тельную поисковую активность.

Объекты, стимулирующие познаватель­ную активность, должны обладать следую­щими свойствами.

Во-первых, быть новыми и неопределен­ными. Высокая степень неопределенности требует разнообразия используемых по­знавательных действий, что обеспечивает гибкость и широту обследования предме­та. Кроме того, незнакомые и неопределен­ные предметы вызывают у ребенка любо­знательность, что является мотивационной основой познавательной активности. Любознательность такого рода может иметь как бескорыстный характер, не свя­занный с решением практической задачи, так и направленный на решение какой-либо конкретной задачи.

Во-вторых, такие объекты должны быть достаточно сложными. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребен­ку, чем больше в ней разнообразных вос­принимаемых деталей, тем больше вероят­ность того, что она вызовет различные ис­следовательские действия.

Однако для того, чтобы ребенок развер­нул исследовательское поведение, необхо­дим оптимальный уровень сложности объ­екта. Заметим: как слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют быстрому угасанию познавательной ак­тивности. Оптимален такой уровень слож­ности, который требует определенных усилий, таких, которые дают ясный и по­нятный для ребенка эффект.

Третий признак объекта, вызывающий познавательную активность ребенка, про­тиворечивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки долж­ны сочетаться с новыми и неожиданными.

Для успешного развития любознательности и потребности в самостоятельном поиске ответа на возникающие вопросы одинаково неблагоприятными представляются две ситуации.

1. Если действия ребенка наталкиваются на неизменное сопротивление, то всякая активность, прежде всего поисковая, обесценивается в его глазах и воспринимается как бессмысленная и даже ведущая к наказанию. Ребенок постепенно убеждается, что поиск опасен и не сулит удачи.

2. Если все желания ребенка удовлетворяются немедленно и без всяких усилий с его стороны, если взрослые оберегают его от малейшего проявления самостоятельности и бдительно следят за тем, чтобы они ни в чем не проявляли инициативы, если он выключен из контакта со сверстниками, в процессе которого волей-неволей приходится самостоятельно отстаивать свои интересы, потребность поисковой активности угасает, ибо в этом нет никакого смысла. Следовательно, необходимы несложные препятствия, развивающие вкус к поиску путей их преодоления. Отказ от борьбы, выработанный в одной ситуации при решении определенных задач, имеет тенденцию распространяться и на другие ситуации, в том числе достаточно простые. Поэтому наиболее актуален вариант, когда «высокая поисковая активность, направленная на решение определенных задач, повышает вероятность проявления активного поиска выхода и в других, незнакомых ранее ситуациях.

О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей?

  • Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов.
  • Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
  • Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку.
  • Воспитывать настойчивость в выполнении задания, доведении эксперимента до конца.
  • Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей.
  • Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу.

Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются.

Известно, что опыт экспериментальной деятельности приобретается только поэлементно и пооперационно.

На первом уровне педагог сам ставит проблему и намечает основные пути ее решения. Затем предоставляет детям возможность самостоятельно решить проблему и убедиться, что для достижения цели их знаний явно не достаточно. Взрослый сознательно подчеркивает возникшие противоречия, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения и принимает участие в построении доступной детям звеньев рассуждения. По мере накопления новых знаний дошкольники становятся более самостоятельными в поиске решения.

На втором уровне педагог только ставит проблемы, а метод ее решения дети ищут самостоятельно (возможен коллективный поиск). Педагог лишь в крайнем случае оказывает минимальную помощь.

Переход от более низкого уровня экспериментальной деятельности к более высокому основан на принципах сокращения сообщаемой детям информации и предоставления им все большей самостоятельности.

Экспериментальная деятельность дает больше возможностей для физического и социального включения ребенка в работу с группой сверстников, чем традиционные методы обучения, позволяет самореализоваться и самоутвердиться.

С точки зрения педагогики, в первую очередь важен сам процесс эксперимента. Для его осуществления оптимально разделение детского коллектива на малые группы (по 3-4 человека).

Работа в таком небольшом коллективе способствует максимальной заинтересованности каждого ребенка в экспериментальной деятельности, развитию самостоятельности, умения предлагать и формулировать варианты решения задачи, убедительно доказывать свою точку зрения и выслушивать мнения других, управлять своим эмоциональным состоянием. Все это повышает самооценку ребенка, развивает его коммуникативно-речевые умения и мышление, активизирует творческую, поисковую активность в новых нестандартных ситуациях.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. В группе приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе и любознательности, присущих детям, и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений. Так эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его эстетическим развитием.

Разделы: Работа с дошкольниками

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:

  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).

В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.

В нашем детском саду традиционно присутствуют занятия по ознакомлению с окружающим. Они строятся в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Но показатели мониторинга развития детей по данному направлению были не достаточно высоки: высокий и средний уровень составляли всего 58%.

Тогда мы сочли необходимым, включить в данное направление метод проектов , т.к. он охватывает весь педагогический процесс, основанный на взаимодействии педагога – ребенка – родителя, способствует взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.

Данная работа строилась в следующих направлениях: с кадрами, детьми и родителями.

I. Формы работы с кадрами:

  • Анкетирование воспитателей.
  • Цель: Изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ; выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
  • Консультация на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Семинар-практикум «Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности»

  • Смотр-конкурс: «Лучший огород на окне»


Старшая группа 2 младшая группа

  • Смотр-конкурс: «Уголков экспериментирования»

Старшая группа Подготовительная группа

  • Мастер-класс для педагогов: «Использование метода проектов в развитии у дошкольников познавательного интереса»

  • Педсовет: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности»

II. Работа с детьми

Во всех возрастных группах работа строилась через проектную деятельность по разделу «Неизведанное рядом»

  • II младшая группа – «Волшебница вода» (приложение 1)
  • Средняя группа – «Царство воды» (приложение 2)
  • Старшая группа – «Воздух невидимка» (приложение 3 у автора)
  • Подготовительная группа – «Волшебный магнит» и «Электричество» (приложение 4 у автора)

В рамках проектной деятельности с детьми проводились следующие мероприятия:

  • Диагностика уровня развития ЭЕНП у дошкольников и построение воспитательно-образовательног процесса на основе данных диагностического обследования.
  • Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры науки.).
  • Проведение циклов познавательных, эвристических бесед.

Таким образом, мы выстраиваем занятие так, чтобы вызвать познавательную инициативу детей и поддержать их исследовательскую активность.

Приняв позицию заинтересованного, любознательного партнера, воспитатель придерживался следующей последовательности этапов исследования:

  1. актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
  2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;
  3. опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;
  4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.

Отправными моментами стали реальные события, происходящие данный период: яркие природные явления (например: листопад) и общественные события (например: предстоящий Новый год, о котором все говорят и к которому готовятся).

Также это события, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему и т. п.

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей » или путешествие «Чука и Гека» из одноименной повести А. Гайдара и т. п.).

И наконец, стимулом к исследованию стали события, происходящие в жизни группы , «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

  • Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни.
  • Использование технологии ТРИЗ в поисково-исследовательской деятельности.
  • Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
  • Чтение и заучивание художественного слова по теме проекта.
  • Организация и проведение художественно-продуктивной и конструктивной деятельности в рамках проекта;
  • Отработка различных приемов развития мысли ребенка: от анализа факта, рассуждений к обобщению, выводу, первым маленьким открытиям.

III. Работа с родителями

  • Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»
  • Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
  • Оформление наглядной информации в родительском уголке
  • Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»
  • Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
  • Рекомендации: «Проведите с детьми дома»
  • Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей.
  • Оформление папки «Мои открытия»

Результатами нашей работы стали показатели мониторинга развития детей по данному направлению, которые свидетельствуют о правильном пути решения данной задачи. Уровень знаний детей удалось повысить до 93% высокого и среднего уровня.

Используемая литература:

  1. Журнал Дошкольное воспитание №6, 2007.
  2. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Кривошеева Ирина Владимировна
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 15 с. Кабанск»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,
дай попробовать - и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Перед дошкольным учреждением и родителями встает задача необходимой важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.
Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Поддьякова Н.Н (Николай Николаевич) Усовой А.П., Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.
Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй вид ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В связи с этим с целью изучения условий организации экспериментальной деятельности детей в старшей группе провели диагностику, используя методику «Выбор деятельности» Людмилы Николаевны Прохоровой. Данная методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей.
Результаты показали, что можно выделить 3 группы детей по уровню сформированности детского экспериментирования.
В первую группу вошло 5 детей, что составляет – 20 % . Познавательное отношение у дошкольников к экспериментальной деятельности устойчиво. Они проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Видят проблему. Активно высказывают предположения. Осознано выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым поясняют ход экспериментальной деятельности. Доводят дело до конца. Формулируют в речи, достигнут или нет результат. Делают выводы.
Ко второй группе относятся 13 детей - это 52 %. В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Видит проблему иногда с небольшой подсказкой взрослого, высказывает предложения с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании экспериментальной деятельности совместно со взрослым. Готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Может формулировать выводы по наводящим вопросам.
И в третьей группе 7 детей – это 28 %. Редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности. Могут увидеть проблему только с подсказки взрослого. Принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого. С помощью взрослого готовят материал для эксперимента. Не всегда способны сформулировать вывод, им необходима подсказка взрослого или пример сверстников.
Причины низкого уровня овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью:
1. Познавательный интерес неустойчивый;
2. Не всегда дети видят проблему;
3. Малоактивны в выдвижении идей;
4. Стремление к самостоятельности не выражено;
5. Пользуются доказательствами с помощью взрослого.
Исследователь Павлов И.П. считал, наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Наблюдение - очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий.
Опытно – экспериментальная деятельность тесно связана с разными видами деятельности. Одной из которых является труд.
Он может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество.
В своей работе с детьми придаем большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: « Отвечай быстро», "Когда это бывает", «Кузовок », " Кто больше назовет предметов ", " Что, где растет? " Такие игры помогают в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", «Закончи предложение»" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. хорошо развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Также экспериментирование связано и с другими видами деятельности - чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием.
У детей поддерживается интерес к экспериментам в том случае, если результат виден сразу или через непродолжительное время. Эксперименты с живой природой, как правило, в большинстве долгосрочные и требуют определенного терпения от дошкольников, в результате чего нередко интерес к такой деятельности угасает, цель экспериментирования забывается детьми. Поэтому для развития интереса к поисково-исследовательской деятельности используем эксперименты и опыты с неживой природой, знакомим детей со свойствами воды, песка, земли, глины, воздуха и т.п. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал среды, который дается в свободное распоряжение детей, стал стимулом, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые ребенок мог бы опереться.
В связи с этим оформлена мини - лаборатория, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
безопасность для жизни и здоровья детей;
достаточность;
возрастные особенности детей
доступность расположения

В лаборатории имеется разнообразное оборудование:
Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы;
Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, скрепки, винтики, гвоздики, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха;
Мука, соль, сода, свечи, фонарики;
Детские халаты, фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.

Постепенно с помощью родителей пополняем «лабораторию» новыми материалами для опытов, поддерживаем интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем следующие формы работы:

* познавательные занятия;
* беседы;
* дидактические и развивающие игры и упражнения;
* сюжетно-ролевые игры;
* эксперименты и опыты;
* использование мультимедиа, видео-слайдов;
* фотосессии;
* картотека опытов;
* конкурсы, праздники и развлечения.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи.
Формы работы с родителями вы видите на экране одно из которых является анкетирование

Оформление наглядности;
групповые родительские собрания;
«Дни открытых дверей»;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, развлечений, открытых мероприятий;
Рубрику в родительском уголке «Спрашивайте! Отвечаем!»;
Картотека «Опыты»
организация тематических выставок совместного с детьми творчества;
Анкетирование.

Анкета для родителей:
1. Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?
2.С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?
3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома?
Если да, то как часто?
4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка?
Если да, то какое?
5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с
вами своими открытиями?

Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы. Нами был разработан проект «Детское экспериментирование – юный исследователь»

Проект «Детское экспериментирование – юный исследователь»
Формы проекта: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты
Средства: поисковые действия
Вид проекта: Групповой
Условия: постепенное усложнение – от простого к сложному, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Актуальность: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно ребенком или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Цель нашего проекта:
- Развивать познавательные способности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Развивать собственный познавательный опыт.
- Вызывать желание к поисковой деятельности.
Методы обеспечения:
Поисково-исследовательские наблюдения и эксперименты:
случайные наблюдения и эксперименты, плановые наблюдения и эксперименты.
Проведение опытов (практических).
Беседы (конструктивные).
Подготовительный этап:
Подготовка материала для деятельности детей
Подбор детской и научной литературы.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую активно используем, являются опыты. Их проводим как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми в режимных моментах.
При ознакомлении детей с объектами неживой природы нами был разработан перспективный план, который мы поделили на семь блоков:
1. Камни.
2. Почва.
3. Песок, глина.
4. Вода.
5. Воздух.
6. Бумага
7. Мир ткани
При знакомстве с камнями было проведено ряд занятий. Одним из которых является познавательное «Удивительные камни», где дети вспомнили сюжет сказки Бажова «Малахитовая шкатулка», посмотрели слайд- шоу о местонахождении камней, проводили опыты. А дома вместе с родителями изготовили различные поделки из камней.
В блоке «Почва», мы рассматривали землю через лупу, беседовали как она влияет на рост растений и в группе организовали мини-огород, где наблюдали за ростом растений.
В блоке «Песок, глина» - рассматривая их через лупу, обнаружили что песок состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. А мокрая глина имеет свойства - вязкости.
При ознакомлении со следующим блокам «Вода» проводили опыты: "Наливаем - выливаем", «Закрасим воду», "Превращение воды в лёд," «Тонет- не тонет» и др.
В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Выявили, что вода – является жидкостью, не имеет запаха, цвета, формы, может замерзать.
Эти опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - дети всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, умение общаться и находить пути решения проблемных ситуаций.
Ожидаемый результат нашего проекта:
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у них новых практических и умственных действий. Результатом реализации проекта «Детское экспериментирование – юный исследователь» является приобретенный детьми опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширения словарного запаса и обогащения речевого общения на основе культурных норм.

«Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,
чем большим количеством элементов действительности
он располагает в своем опыте,
тем значительнее и продуктивнее при других равных
условиях будет его творческая деятельность»
Л.С. Выготский

В ходе проведения реформирования системы образования, в настоящее время большое внимание уделяется реализации Суть заключается в том, что ребенок является полноправным, активным участником воспитательно-образовательного процесса.

При ознакомлении дошкольника с окружающим миром, на первый план выступает исследовательская деятельность, активность. Любознательность и желание познания ставятся во главу угла при реализации программ дошкольного воспитания. В условиях огромного информационного потока, доступности всевозможных ресурсов и легкости нахождения решения какой-либо проблемы, ребенок должен хотеть познавать новое.

Дошкольников - естественное состояние детей. Вспомните себя в детстве - быть может, кто-то разбирал родительские часы, пытаясь понять суть механизма. Маленький исследователь с отверткой в руках - закономерное и нормальное явление для детей как школьного, так и детсадовского возраста.

Создает условия для психического развития, далее плавно переходя в саморазвитие. Опытный педагог знает и понимает, что не следует мешать этому процессу, достаточно лишь направить его в нужное русло.

Многие отечественные психологи склоняются к мысли о том, что исследовательская деятельность - это высшая форма развития познавательной активности, когда ребенок не хаотично пытается понять, что как устроено, а целенаправленно, пытаясь планировать результат, идет к намеченной им цели.

Структура поисковой деятельности представлена следующим образом:

Переданная от взрослого или выдвигаемая самими детьми задача, требующая решения;

Анализ условий, способствующих решению поставленной задачи (данная операция может быть выполнена детьми как самостоятельно, так и с помощью взрослого);

Выдвижение гипотез о возникновении задачи и способов ее решения;

Выбор способов проверки и непосредственно сама проверка способов решения задачи;

Выводы, итоги, анализ;

Новые задачи и их обсуждение.

Исследовательская деятельность осуществляется по следующему алгоритму:

Формулирование проблемы;

Определение темы, постановка цели и задач;

Выдвижение гипотезы;

Разработка плана действий;

Непосредственное проведение опыта для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы;

Анализ реализованных мероприятий, выводы, дальнейшая разработка путей решения проблемы.

Исследовательская деятельность школьников и дошкольников, впрочем, как и всех людей, предполагает действие по вышеописанному алгоритму.

Что же касается интересов и тем для исследования, то старшие дошкольники предпочитают эксперименты, в которых просматриваются причинно-следственные связи. Так, в игровой форме (а ведущим в данном возрасте является игра), развивается мышление. Главная задача взрослого - попытаться заинтересовать ребенка необычным опытом или эффектом, дать возможность провести эксперимент самому дошкольнику.