Почтовые голуби: шпионы, солдаты и фоторепортёры. Голуби - пионеры воздушной почты Голубиную и другие виды почты

До открытия радиосвязи наиболее эффективным, надежным и быстрым способом передачи сообщений была голубиная почта. Максимальная скорость почтового голубя составляет 80-100, а средняя - около 40-60 километров в час. Максимальной же дистанцией (летом, в идеальную погоду) считается 1000-1200 километров. Не больших расстояниях вероятность гибели птиц в пути слишком велика, даже если выпускать их по трое, как контрубеналов. Хотя известны случаи, когда голубям удавалось вернуться домой с расстояния две, три и даже пять с половиной тысяч километров.

Главную особенность голубиной почты стоит подчеркнуть особо. Голубь, будучи выпущен, немедленно возвращается в привычную ему голубятню, откуда он был увезен в корзине или клетке. Никуда больше голубя послать нельзя. В фэнтезийном цикле Джорджа Мартина «Песнь льда и пламени» ученые вороны разносят письма в любое место на карте. Но в реальности голубь может «знать» только один адрес.

При полете на большие дистанции голубь вынужден делать посадки для «дозаправки», поэтому темп движения резко снижается. Ночью эти птицы беспомощны. Обычно голуби не поднимаются выше 100-150 метров и «стелятся» по долинам. Не любят они и долго лететь над водой - хотя и догадываются иногда пересечь море на мачте попутного парохода.

Стоунхендж. Древняя обсерватория предназначалась для тех же вычислений, которые голубь способен проделать в уме.

Каким образом голуби находят дорогу, долгое время оставалось загадкой. Подобно многим животным, они чувствительны к магнитному полю, но и компас не поможет, если не знать свое положение относительно цели. Настоящий «секрет» голубя - в исключительно точных «внутренних часах», позволяющих ему безошибочно определять широту и долготу по положению Солнца.

«Дата рождения» голубиной почты теряется в глубине веков. Возможно, впервые этот вид связи начали использовать еще в Месопотамии во 2-3 тысячелетиях до нашей эры. Определенно известно, что в Древней Греции «крылатые вестники» использовались широко.

Греки применяли голубей преимущественно «в мирных целях». Но римляне еще в 43 году до н. э. при осаде Мутины передавали с их помощью и военные сообщения. А регулярная государственная голубиная почта была организована арабами в 12 веке.

Применение почтовых голубей долгое время ограничивалось их дороговизной. Голуби, в течение тысяч лет разводившиеся по всему миру на мясо, как и наши городские «сизари», могли перелетать разве что с крыши на крышу. Для дальней связи требовалось создать новую породу. В 12-13 веках специальный почтовый голубь стоил столько же, сколько и арабский конь.

«Голубиная почта» известный феномен. В истории много примеров, когда голуби доставляли сообщение и спасали людей. В фильмах тоже можно часто встретить сцену, когда в безвыходной ситуации или когда нужно срочно доставить важную информацию выпускают из клетки голубя с привязанной к ноге бумажке и он приносил ее куда надо.

А как же голубь прилетает «куда надо»?

Тут все просто. Направление полета голубей в дальних странствиях всегда одно – домой. На явлении возвращения домой основана голубиная почта. Адреса пернатые не ищут, они просто стремятся к родным гнездам. Птиц увозят из родных мест, чтобы направить в нужный момент с посланием обратно. Примерно полтора столетия назад в Европе построили станции голубиной почты с пернатыми двух категорий – «свои» и «чужие». Для отправки писем подбирали голубей из тех мест, куда хотели доставить почту.

Есть ли порода почтовых голубей?

В птицах природой заложены уникальные способности, которые человек издавна совершенствовал в процессе отбора, одомашнивания, дрессировки. Почтовых голубей как отдельной породы не существует. Лучших птиц из опытных почтальонов теперь отбирают для спортивных состязаний по дальности и скорости полетов. Почтовых голубей продолжают использовать по назначению в швейцарской армии для экстренных сообщений, в Индии посылают в труднодоступные районы. В Голландии с голубями экстренно направляют медикаменты – это самый быстрый способ доставки на короткие расстояния. Люди ценят уникальные способности птиц, которые выручают в ситуациях, когда традиционная доставка послания невозможна.


Какой голубь не сойдет с дистанции?

По статистике надежность доставки писем голубиной почтой – в среднем 90%. Не случайно, в годы войны на птиц возлагали последние надежды на спасение. Крылатые почтальоны оправдывали ожидания людей. Известен случай периода Первой мировой войны, когда голубь, раненый, доставил сообщение о потерянном батальоне. Благодаря птице спасли 194 человека.

В годы Великой Отечественной войны организовывали «голубиную мобилизацию». Надежность крылатой доставки писем служила основанием для утверждения схем организации связи в местах боевых сражений. К дальним перелетам способны птицы с мускулистым телосложением, большим клювом, восковицей. Наивысших физических показателей пернатые достигают в возрасте 3-4 лет. Голуби переносят грузы, массой в треть собственного веса, 70-90 г. Крылатые почтальоны пролетают до 1000 км, но рекордсмены преодолевали расстояния намного больше. Пернатые опережают поезда, развивая скорость до 150 км/ч. Дневной перелет на высоте до 400 м может длиться до 12 часов без отдыха. Ночью голуби отдыхают. Доверять почту можно голубям, успевшим найти себе пару. Однолюбы всегда стремятся вернуться к своей половинке. Одинокие птицы могут остаться на стороне, если встретят единственного избранника.

В чем уникальность почтовых голубей?

Секрет, как голуби находят верный путь, остается не раскрытым полностью. Существуют две основные версии:

— оснащение клюва голубей магнитно-рецепторной системой – ориентация происходит за счет улавливания изменений магнитного поля земли;
— слуховое восприятие вибраций, колебаний в спектре низкочастотных звуковых волн.

Вторая версия имеет самое большое число приверженцев. Многие обитатели планеты, в том числе человек, не улавливают звук менее 16 Гц. Голуби воспринимают низкочастотные сигналы, способны на них ориентироваться, сохранять правильный курс, так как инфразвук отличается малым поглощением в различных средах. Условная карта земли с отражением низкочастотных волн в шуме леса, моря, зданий считывается птицами во время полета до мелочей. Голубь прилетит к тому окну, где его ждут. Голубей называют природными компьютерами за уникальные навигационные возможности. Инстинкт возвращения в родные места отличает разных пернатых, но не каждой птице человек доверяет важную информацию.

Голубиная почта сегодня кажется безнадёжно устаревшей. Но это только на первый взгляд. Эксперимент, состоявшийся в 1996 году в Прибалтике показал, что голуби до сих пор могут доставлять корреспонденцию намного быстрее наземной и авиапочты. Поэтому такой вид связи до сих пор используют в Швейцарии, на Кубе и в ряде других стран.

Домой!

Механизм, помогающий голубям находить нужный город, здание и даже окно, до конца не изучен. Пока учёные называют его инстинктом возвращения домой - хоумингом. А сам голубиный мозг - природным компьютером. В шутку, конечно. Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины: мозг этой небольшой птички развит необыкновенно, ведь голуби не только умеют собирать информацию посредством органов чувств, но и способны обрабатывать её и хранить - в довольно больших объёмах.
Главную роль в сборе информации играют глаза.
Каким-то образом голуби умеют отсеивать всё ненужное и запоминать только то, что может им пригодиться. Поэтому зрительные впечатления - самые важные в птичьем навигаторе.
Кроме того, голуби ориентируются по солнцу, правда, этот механизм не работает в ночное время: зажжённые фонари сбивают птице курса…
Некоторые исследователи считают, что голуби, в отличие от других пернатых, улавливают запахи, благодаря чему в их мозге складывается «карта ароматов» - и домашних, и тех, что приносят ветра. Находясь вдали от своего места обитания, они просто «нюхают» воздух и таким образом определяют, в каком направлении им лететь.
Впрочем, эксперимент, проведённый группой немецких учёных в 2011 году, показал, что запахи все же не являются достаточным ориентиром для голубей. Многие птицы, вывезенные в горную местность, на обратном пути часто останавливались, будто изыскивая дополнительную информацию. Причём трудности с возвращением испытывали те подопытные, которым исследователи предварительно закрыли правую ноздрю. Дело в том, что именно там у голубей находится «магнитно-рецепторная» система, позволяющая даже крохотным птенцам запомнить уровень магнитной напряжённости Земли возле своего гнезда. Причём эта информация сохраняется в голове птицы навсегда.
В 2013 году учёным удалось выяснить, что ухо голубя воспринимает инфразвук, возникающий из-за движения земной коры. При этом каждое место для птицы звучит по-своему. На этот звук она и летит к дому.
Не менее удивительно, что голуби, с древних времён живущие рядом с людьми, научились «пользоваться» их дорогами! В 241 году до н.э. между Римом и Галлией существовал прибрежный путь, по которому следовала и голубиная почта. Так вот, современные голуби продолжают летать все по тому же маршруту, хотя никакой дороги там давным-давно нет. Стало быть, информация о воздушных трассах передаётся у голубей из поколения в поколение. Но как именно, выяснить пока не удалось.

Письма из прошлого

Как отправлять письма , знали ещё в странах Древнего мира. В записках Плиния Старшего можно найти сведения о том, как в 43 году до н.э. город Мутина был осаждён и его комендант Брут известил о том консула Гирция посредством голубиной почты. А тот оперативно отправил помощь осаждённым.
Чаще всего «крылатые депеши» порхали в военное время, когда от скорости доставки почты зависела судьба целых народов. Так, в 1249 году египетскому султану Hyp ад-Дину почтовые голуби помогли вовремя доставить султану Наджм ад-Дину весть о том, что порт Дамиетта захвачен французами. Султаны объединили усилия и освободили территорию. Позже Hyp ад-Дин организовал сеть голубиных башен по всей стране. Тогда обученные птицы стоили баснословных денег - тысячу динариев за пару.
В 1870 году, во время Франко-прусской войны, посредством голубиной почты осуществлялась связь между осаждённым Парижем и городом Туром. Это были сообщения, с сильным уменьшением снятые на плёнку. Каждый голубь нёс до 20 таких посланий. Конечно, немцы знали об этом. Вначале они обстреливали пернатых почтальонов, а потом стали натравливать на них соколов. Но находчивые французы придумали прикреплять к хвостам голубей свистки, которые во время полёта отпугивали хищников своим противным звуком.
В 1815 году почтовые голуби сослужили добрую службу Якобу и Натану Ротшильдам. Когда Наполеон вернулся во власть, на фондовых биржах царила неразбериха. Ждали, чем закончится битва при Ватерлоо. Во французской армии у Ротшильдов были свои агенты, имевшие почтовых голубей. Пока Наполеон шёл к победе, акции англичан падали в цене, а после того как французы потерпели поражение, их стоимость резко возросла. Голубиная почта своевременно доставляла отчёты о ходе сражения Ротшильдам. Благодаря этому они узнали об исходе битвы раньше других и скупили акции по самой низкой цене. И на том сколотили солидный капитал.

Русский опыт

Согласно письменным источникам, родоначальником голубиной почты в России в 1854 году был князь Голицын, который таким образом наладил сообщение между своим московским домом и усадьбой, находившейся за 90 вёрст от него. Однако утверждать, что никто раньше не додумался до этого, нельзя. Скорее всего, с голубями давно передавали какую-то личную переписку, которую требовалось сохранить в тайне.
Ещё одним россиянином, задействовавшим голубей для доставки почты, стал в 1873 году штабс-капитан, плац-адъютант Печерской крепости Арендт. Он начал тренировать почтовых птиц и сумел добиться потрясающих результатов: голуби могли находиться в воздухе по 12 часов кряду и «разгоняться» до 100 км/ч. Успехи Арендта в 1891 году стали толчком к созданию линии голубиной связи между Москвой и Санкт-Петербургом, а позже и по другим направлениям. Но нет предела совершенству. Вскоре был установлен новый рекорд. Тренированные птицы голубевода Домашкева за 6 часов смогли преодолеть более 500 км при скорости 86 км/ч.
В 1890 году в России появилось «Русское общество голубиного спорта». Оно издавало свой журнал и регулярно проводило соревнования голубей на дальность полёта. После революции дело пошло на спад и стало возрождаться только после 1925 года. А в 1929-м голубей призвали на государственную службу. Тогда был утверждён приказ «О принятии системы голубиной связи на вооружение страны», в рамках которого были разработаны руководства по боевой подготовке частей военного голубеводства.

Крылатое донесение

XX век в истории человечества оказался самым кровопролитным. Одна за другой по миру прокатились две войны. И на обеих голубям нашлась работа. Так, в Первую мировую птиц впервые стали использовать в шпионских целях. Голубям прикрепляли на шею маленькие камеры и отправляли их «на задание»: снимать вражеские части. Действовала и голубиная почта. Известен случай, когда птица доставила важное послание до адресата вовремя и тем самым спасла армейское подразделение англичан от гибели. В знак благодарности голубю было присвоено звание полковника британской армии. В этом звании он прошёл всю войну, а когда настало его время, был предан земле со всеми почестями, надлежащими полковнику.
Во время Второй мировой войны почтовые голуби доставили около 15 тысяч писем, 98% которых дошли до адресатов. Правда, в СССР голуби, принадлежавшие гражданскому населению, были приравнены к нелегальному средству связи, а потому подлежали уничтожению. Несоблюдение этого распоряжения каралось по законам военного времени.. Причём с обеих сторон! Ведь немцы, оказавшиеся на оккупированных территориях, боялись, что советские граждане будут поддерживать связь с партизанами с помощью голубей.

Умение голубей ориентироваться в пространстве, а также находить дорогу к своему постоянному месту жительства из любой точки мира выглядит поистине поразительно. Хорошо натренированная почтовая птица способна безошибочно определить направление и выбрать правильный путь даже в том случае, если ввести ей большую дозу наркоза и в таком состоянии увезти на несколько тысяч километров от родного дома. Очень полезным такие уникальные навыки люди смогли приспособить для своих нужд.

Первая почтовая голубятня на территории России

До наших дней не сохранилось достоверной информации о точном времени начала распространения почтовых голубей в России. Самые ранние материалы, которые проливают свет на создание официальной голубиной почты, датируются 1854 годом. Они повествуют о попытках князя Голицына проложить птичьи пути для доставки почты. В частности - наладить быстрое сообщение между своим поместьем в Москве и усадьбой в деревне Симы, которая находилась на удалении в 90 верст.

Почтовые голуби в переносном садке.

Другие источники, содержащие более ранние упоминания об официальном создании голубиной почты в России, не были обнаружены. Из этого можно сделать выводы, что до XVIII века голуби использовались преимущественно в личных целях. А именно для передачи любовных записок и секретных телеграмм, которые старались сохранить в тайне. Развитие на государственном уровне хотя и было успешным, но началось гораздо позже.

В следующие несколько десятилетий после успешного опыта князя Голицына популярность голубеводства стремительно набирала обороты. Итогом стало создание в 1890 году «Киевского общества голубиного спорта». Спустя непродолжительный отрезок времени его переименовали в «Русское общество голубиного спорта».

Организация довольно быстро получила широкую популярность. Вплоть до 1905 года под ее руководством выпускался специальный журнал «Вестник голубиного спорта» и регулярно проводились состязания на короткие и длинные дистанции. С началом общеизвестных событий Октябрьской революции работа с голубями постепенно пришла в упадок и более или менее начала восстанавливаться только после 1925 г.

Первые русские военные голубятни

Мысль задействовать сообразительных птиц для помощи русским солдатам впервые пришла в голову штабс-капитану Арендту в 1873 году. Мужчина служил в Печерской крепости на должности плац-адъютанта и параллельно занимался обучением голубей, которых он покупал у городских любителей или выписывал из-за границы.

Солдаты выпускают голубей из переносного садка.

Тренировка пернатых начиналась рано. Примерно с трех месяцев их приучали к переносным садкам и регулярно увозили все дальше от дома, развивая способность ориентирования. При должной настойчивости птицы быстро улучшали свои полетные навыки и выносливость, что позволяло лучшим из них лететь по 12 часов без перерыва. Средняя скорость при этом составляла от 80 до 100 км.

Идея оказалась успешной, и с 1891 года по всей стране начали учреждать официальные линии голубиной связи. Первая из них пролегала между Москвой и Санкт-Петербургом. Другие соединяли ряд крупных станций на западной и южной границах.


Голубей оснащали фотокамерами для снимков с воздуха (1907 год).

При генерале М.И. Драгомирове голубиный спорт приобрел особую популярность. Он неоднократно инициировал проведение состязаний крылатых почтарей, стремясь определить самую быструю породу. Первой птицей, которая установила рекорд по дальности и скорости полета, стал рябой почтовый голубь известного в то время московского голубевода Домашкева. Он сумел за шесть часов покрыть расстояние в 537 км, развив среднюю скорость в 86 км/ч.

«Военно-голубиная повинность в СССР»

Вопреки всем прогнозам, современные средства связи не сумели оттеснить голубиную почту к другим пережиткам прошлого. Более того, в ходе Великой отечественной войны в СССР активно использовали птиц в разведывательных операциях и для доставки важных депеш вплоть до 1945 года.

Почтовых голубей активно использовали в Великой отечественной войне.

Первые предпосылки к тому, чтобы использовать почтовых голубей на государственной службе появились гораздо раньше - в 1928. Уже тогда на заседании Совета труда и обороны был вынесен на голосование проект о «военно-голубиной повинности». В 1929 его утвердили приказом «О принятии системы голубиной связи на вооружение страны», а еще через год разработали первое в своем роде руководство по боевой подготовке для частей военного голубеводства.

С началом боевых действий контроль над пернатыми почтальонами сильно ужесточился. Согласно правительственному распоряжению, у населения должны были изъять и уничтожить всех голубей как нелегальное средство связи. Тех, кто отказывался выполнить приказ, судили по законам военного времени. Надо отметить, что укрывательство несло в себе двойную угрозу. В ходе немецкой оккупации выявление пернатых грозило немедленным расстрелом, так как немцы боялись, что птиц будут использовать в партизанской войне.

На чем основан инстинкт возвращения домой?

При близком рассмотрении способности голубей ориентироваться в пространстве напрочь опровергают распространенное мнение об исключительной глупости птиц. Их мозг развит настолько хорошо, что способен одновременно обрабатывать множество различных операций. Голуби используют для определения своего местоположения относительно родного дома различные сведения: геомагнитные ориентиры, инфразвуки, ландшафтные особенности. В последние годы выдвигаются гипотезы об остром обонянии этих птиц, хотя ранее подобная версия опровергалась.

Переоборудованный в голубятню автобус, который в Первую мировую войну применялся на территории Франции и Бельгии.

Уникальным является строение голубиных глаз. Они занимают большую часть внутри черепа и наделяют птицу впечатляюще острым зрением. Яркая индивидуальная особенность, чуждая человеческому организму, заключается в избирательной фокусировке. Голуби умеют «фильтровать» визуальный ряд, полученный из окружающего пространства, выбирая только то, что важно для них в этот момент и игнорируя остальное. Для определения времени суток им вообще не нужно открывать глаза - разницу между светом и тьмой они чувствуют кожей.

Отличная память и понятливость дополняют острые зрительные реакции почтовых голубей, что позволяет им формировать сложные траектории движения и умело оперировать им.