Обзоры внешних цапов. Какой ЦАП лучше

В связи с широким распространением музыки в цифровом виде, в том числе в аудиоформатах высокого разрешения (ВР), производство цифроаналоговых преобразователей (ЦАП) переживает в последнее время настоящий бум. Их характеристики постоянно улучшаются, возможности расширяются, а технологии, на которых они основаны, совершенствуются с необыкновенной быстротой. Если в 2010 году, когда мы составили первые списки ЦАП, в мире производилось около 400 моделей цифроаналоговых преобразователей, то в настоящее время их число перевалило за 1500. Отвечая на запросы любителей музыки, производители предлагают устройства самого разного уровня и назначения: от самых простых и недорогих типа «сделай сам» до самых совершенных, стоимость которых сравнима со стоимостью хорошего автомобиля. Как среди этого огромного количества разнообразных аппаратов, отличающихся по своим характеристикам и ценам, выбрать один, который подойдёт больше всего?

Для того, чтобы правильно выбрать ЦАП, сайт ПК Аудиофил предлагает воспользоваться следующей несложной методикой, заключающейся в последовательном осуществлении следующих шагов.

  1. Определение количества и типа цифровых входов.
  2. Определение частоты дискретизации и разрядности.
  3. Определение типа аналоговых выходов.
  4. Определение дополнительных характеристик.
  5. Определение предельной стоимости.
  6. Выбор подходящих моделей из «Списков ЦАП».
  7. Сравнение характеристик, прослушивание и принятие решения.

Опишем перечисленные выше шаги на простом примере.

1. Определение количества и типа цифровых входов.

Например, необходимо осуществить преобразование сигнала от двух цифровых источников звука:

музыкальный сервер/ПК (вывод через USB);

проигрыватель компакт-дисков, на котором имеется коаксиальный выход S/PDIF на разъёме RCA.

Вывод : необходим ЦАП, имеющий как минимум два цифровых входа – USB и RCA.

2. Определение частоты дискретизации и разрядности.

Проигрыватель компакт-дисков выдаёт сигнал стандартного разрешения 44,1 кГц/16 бит.

С помощью музыкального сервера или ПК через USB можно, в принципе, выводить цифровой сигнал любого из доступных в настоящее время форматов и даже выше (подробнее об аудиоформатах ВР можно прочитать в материале «Аудиоформаты BP »). То же самое можно сказать и о многих современных преобразователях. Хотя существуют ЦАП, создатели которых не гонятся за поддержкой сигналов с самыми высокими частотами дискретизации.

Исходя из сказанного, в вопросе определение частоты дискретизации и разрядности можно ориентироваться на параметры аудиофайлов, которые будут прослушиваться в обозримом будущем. Пусть, для примера, это сигналы ИКМ (импульсно-кодовой модуляции) до 192 кГц/24 бит.

Вывод : необходим ЦАП с поддержкой сигналов ИКМ до 192 кГц/24 бит включительно по входу USB (сигналы 44,1 кГц/16 бит по входу RCA поддерживают все современные преобразователи).

3. Определение типа аналоговых выходов.

Например, планируется подключить ЦАП к имеющимся активным АС, которые оснащены симметричными (балансными) входами.

Вывод : необходим ЦАП, имеющий симметричные аналоговые выходы.

4. Определение дополнительных характеристик.

Исходя из необходимости, можно составить перечень дополнительных характеристик ЦАП. Среди них могут быть, например:

аналоговые входы и регулировка выходного сигнала (ЦАП-предварительный усилитель);

ламповые выходные каскады;

выход на наушники (ЦАП с усилителем для наушников);

поддержка беспроводной передачи цифрового сигнала на ЦАП;

пульт дистанционного управления, и т.п.

5. Определение предельной стоимости.

Выбор предельной стоимости или ценового диапазона, в котором будет осуществляться поиск подходящего ЦАП, зависит не только от наличия средств. Необходимо также учитывать, во-первых, цифровые источники какого уровня будут использоваться, а во-вторых, какая аппаратура (усилительная и акустическая) составляет звуковую систему. Можно сказать, что не имеет большого смысла приобретать дорогой ЦАП для использования в простой аудиосистеме невысокого класса. С другой стороны, если в дальнейшем планируется усовершенствовать звуковую системы с заменой её компонентов на более качественные, то в этом случае целесообразно, на наш взгляд, приобрести преобразователь более высокого класса.

6. Выбор подходящих моделей из «Списков ЦАП».

Перечислим параметры ЦАП для рассматриваемого нами примера:

Цифровые входы: S/PDIF коаксиальный RCA х 1, USB х 1;

Поддержка сигналов ИКМ до 192 кГц/24 бит по входу USB;

Аналоговые выходы: симметричный стерео XLR х 2;

Регулировка громкости;

Выход на наушники;

Стоимость до 50 тыс. р.

Теперь можно обратиться к нашим «Спискам ЦАП ». Все преобразователи разделены на шесть таблиц:

1. Без передискретизации.

2. DSD в чистом виде.

3. Портативные.

4. Миниатюрные.

5. С выходом на наушники.

6. Все, кроме табл. 1–5.

Общее описание групп преобразователей, соответствующих разным таблицам в наших «Списках ЦАП», можно найти .

В нашем примере требуется выбрать ЦАП с входом на наушники. Такие преобразователи перечислены в таблице 5 . Для поиска необходимых аппаратов в таблицах Google можно воспользоваться сортировкой данных и фильтрацией. Например, для расположения всех ЦАП в порядке возрастания (или убывания) цены можно поступить следующим образом. В верхней строке столбца К , справа от буквы К , нажать на значок , а затем в открывшемся списке выбрать Сортировать лист А → Я (в порядке возрастания цены) или Сортировать лист Я → А (в порядке убывания цены). Для получения информации о других возможностях сортировки и фильтрации можно нажать на кнопку «Данные» в верхней части таблицы.

Используя данные таблицы, можно выбрать несколько ЦАП, соответствующих требуемым параметрам.

7. Сравнение характеристик, прослушивание и принятие решения.

Внимательно изучив характеристики отобранных аппаратов по их описаниям, можно предварительно составить представление о том, какой из них больше подходит. В качестве примера можно воспользоваться нашими материалами в разделе «Вопросы и ответы по выбору ЦАП ».

Но, конечно, самое важное при окончательном выборе – это прослушивание. Если такая возможность имеется, то ей обязательно надо воспользоваться. Если же такой возможности нет, то в этом случае могут помочь статьи и обзоры экспертов, ссылки на которые имеются в таблицах.

Если у вас возникнут вопросы при выборе ЦАП, то пишите , и мы постараемся вам помочь.

Желаем удачи при выборе ЦАП!

USB ЦАП - это внешняя звуковая карта, которая служит исключительно для прослушивания музыки, в 90% случаев такие ЦАП не имеют аналоговых входов. Зато у USB ЦАП практически наверняка имеется мощный специализированный наушниковый усилитель, который позволяет подключать практически все распространенные модели наушников, кроме экзотики. USB ЦАП, как правило, обеспечивает намного более качественное звучание, чем интегрированный звук или массовые звуковые карты, а также зачастую поддерживает форматы высокого разрешения и DSD-воспроизведение без конвертации. В последнее время USB ЦАП вытеснили звуковые карты в кругу любителей музыки. Обновления в этой области ведутся непрерывно и вызывают огромный интерес.

Наши читатели задавали в форуме вопросы: как соотносятся продукты из сравнительных тестирований (Creative Sound Blaster E5, Oppo HA-2, Denon DA-10, Tento Porta DAC 1866, FiiO F18 Kunlun, Venture Craft Go DAP BXD) и (Schiit Fulla, Сambridge Audio Dacmagic XS, AudioQuest DragonFly Red, FiiO Alpen 2 E17K, M-Audio Micro DAC 24/192)? Обычно мы отвечаем, что это устройства разных форм-факторов (колонки vs. наушники, велосипед vs. автомобиль). Однако сегодня мы узнаем точный ответ на этот вопрос, так как столкнем победителей обоих тестов. К настоящему времени поспела уже новая версия Oppo HA-2 с приставкой SE (Second Edition), где обновился ЦАП и усилитель для наушников - теперь это ES9028-Q2M с интегрированным усилителем, после которого стоит дополнительный транзисторный буфер для низкоомной нагрузки. Тем интереснее будет тестирование!


Oppo HA-2SE AudioQuest DragonFly Red
Контроллер XMOS U6 Microchip PIC32MX
ЦАП ESS ES9028-Q2M ESS ES9016
Поддерживаемые форматы PCM 32 бит 384 кГц 24 бит 96 кГц
Поддерживаемые форматы DSD DSD256 (11 МГц) нет
Рекомендуемый импеданс нагрузки от 16 до 300 Ом от 12 до 300 Ом
Поддержка ASIO есть нет
Наличие встроенного аккумулятора есть нет
Габариты 68×137×12 мм 12×19×62 мм
Вес 175 г 30 г
Гарантия 2 года 1 год
Цена 24 990  18 990 

AudioQuest DragonFly Red на первый взгляд выглядит не очень серьезно, однако это весьма добротный продукт. Он основан на хорошем и очень недешевом ЦАП ES9016, а цифровой контроллер PIC32MX мало потребляет, что делает устройство совместимым даже с мобильными телефонами. Oppo HA-2SE не уступит ему в поддержке любых мобильных устройств, и более того, имеет внутри батарею, которая дает возможность выдать более мощный звук усилителя и даже подзарядить мобильное устройство в случае острой необходимости. С настольным компьютером USB ЦАП Oppo дружит не менее здорово, даже лучше, чем AudioQuest - чего сто́ят одни только отдельные ASIO-драйвера с поддержкой Native DSD до 11 МГц! Внутри Oppo HA-2SE основан на чипе XMOS с собственной фирменной прошивкой, с несколькими переключаемыми режимами работы.

Oppo HA-2SE

Внешний вид Oppo HA-2SE не поменялся по сравнению по сравнению с первой версией. Корпус полностью металлический, имеет несъемную стильную кожаную обложку.

На левой грани есть переключатели усиления (низкое и высокое положение) и эквализации баса. Расположенная там же кнопка имеет две функции: индикация заряда и включение/отключение режима power bank (внешнего аккумулятора для мобильных устройств). В комплекте поставляется специальная фирменная зарядка VOOC Rapid Charger.

На нижней грани есть переключатель режимов: режим А служит для подключения устройств Apple, режим В - для подключения устройств Android, режим С - для аналогового подключения через миниджек. Стоит отметить, что в комплекте поставляется целый набор кабелей: USB-Micro-USB для обмена данными с ПК и зарядки, USB-Lightning для устройств Apple, короткий кабель Micro-USB-Micro-USB для устройств Android, а также миниджек-миниджек. Есть две силиконовые резинки для крепления устройства к смартфону.

Интересно, что Oppo HA-2SE имеет линейный выход, и судя по измерениям, он вполне имеет смысл. Опять же, можно вывести сигнал на усилитель мощности. Аналоговый регулятор громкости хорошо вписан в дизайн, благодаря насечкам регулировка громкости не вызывает проблем.

AudioQuest DragonFly Red

Используется нетипичный MIPS-процессор PIC32MX с низким потреблением энергии. Производитель обещает true побитную передачу в ЦАП и обработку регулятора громкости в ОС средствами самого ЦАП, а также обещает выпустить ПО AudioQuest Desktop Manager, на момент тестирования недоступное для скачивания. ASIO нет, DSD нет.

AudioQuest DragonFly Red совместим с iOS и Android, но при недостаточном токе выдает сигнал намного тише, чем с наушникового выхода смартфона. Текущий режим работы отображается цветом подсветки: красный - Standby, зеленый - 44 кГц, голубой - 48 кГц, желтый - 88 кГц, сиреневый - 96 кГц.

Звучание

Мы понимаем важность сравнения и подходим к экспертизе ответственно. Любой желающий может проверить результаты самостоятельно - и, мы уверены, придет к тем же самым заключениям .

В сравнении с интегрированным звуком ноутбука звук тестируемых в обзоре USB ЦАП на голову выше. И чем лучше играют подключаемые наушники или колонки, тем лучше слышна разница, тем больше новых деталей появляется в звуке. То есть смысл в покупке хорошего USB ЦАП резко возрастает для владельцев именно качественной аппаратуры.

Звучание AudioQuest DragonFly Red и Oppo HA-2SE очень похоже по характеру. Однако на хорошей аппаратуре Oppo вырывается вперед по ряду параметров - детальности и открытости звука. AudioQuest, тем не менее, можно похвалить за приятный звук - для 90% массовой аппаратуры такого качества будет вполне достаточно. То есть для любых компьютерных колонок, для массовых моделей наушников вряд ли стоит гнаться за чем-то более дорогим, чем AudioQuest DragonFly Red, так как есть большой шанс не услышать отличия - они потонут в собственных высоких искажениях этих колонок или наушников. Однако если на ценнике наушников значится 10-20 тысяч рублей, а у колонок - свыше 50 тысяч рублей, имеет смысл поискать подходящий источник звука. Вполне нормально иметь сбалансированный звуковой тракт, без перекосов.

Oppo сохраняет фирменный почерк всех устройств на ESS Sabre 32: очень высокая детальность, широкая стереопанорама, в звуке вообще не слышно искажений. В то же время, в модели HA-2SE нету и чрезмерной синтетики и потери атаки - наоборот, звук достаточно живой и напористый. Этого живого характера «добавлено» в меру - не до такой степени, чтобы был слышен окрас тембров или какая-то своя экзотическая интерпретация музыки, как в эзотерическом Hi-End. В общем-то, можно сказать, что в HA-2SE улучшено именно то, что в первую очередь вызывало у нас нарекания в обзоре AudioQuest DragonFly Red: излишняя мягкость и рафинированность. Возможно, это заслуга транзисторного буфера на выходе. А возможно, сказывается общая высокая культура проектирования устройства и удачный редизайн.

Что мешает использовать мобильный ЦАП в качестве настольного? Как ни банально это прозвучит, но мешает отсутствие хороших готовых кабелей. Мы уже писали, что качественных шнуров с разъемом миниджек практически не найти, поэтому при тестировании мы специально озаботились этой проблемой и использовали шнур максимального качества с позолоченными разъемами Neutrik и профессиональным кабелем Canare (сделано в Японии). Многие читатели пытались посмеяться над этим. Мы же просто приведем скриншот измерений, который демонстрирует рост проникновения каналов при подключении готового китайского кабеля - толстого, с позолоченными разъемами. Ничего не менялось, кроме смены проводов:

Измерения в RMAA

Как и в предыдущих частях, мы использовали специальный комплекс для изучения поведения наушниковых усилителей на низкоомной нагрузке. Тесты наушникового выхода без нагрузки показывают просто идеальную картинку, а под нагрузкой искажения растут многократно. И мы это покажем на примере роста искажений до 5% на самой низкоомной нагрузке при напряжении всего лишь 1 В RMS .

Впрочем, на низкоомной нагрузке даже при 1 В RMS сила тока очень большая, что приводит к работе в нештатном режиме. Возникает перегруз тракта, который не наблюдается в реальной эксплуатации. В реальной жизни с типичными наушниками 16 Ом и 32 Ом вполне достаточно 0,36 В RMS: на 32-омных наушниках средней чувствительности это уже громко, а на 16-омных наушниках высокой чувствительности слушать вообще невозможно.

В прошлом тестировании мы проводили все измерения при 0,36 В RMS , предполагая что большинство наушников достаточно чувствительны и не требуют высокого тока. Однако с ростом ценовой планки могут встретиться разные модели, в том числе менее чувствительные. С чем это связано? Раньше проблему составляла мощность усилителя для наушников, особенно в портативных и мобильных устройствах. Но теперь производитель наушников менее ограничен мощностью, и если появляется возможность повысить качество звука, снизив чувствительность, то в дорогих моделях наушников разработчики на это охотно идут.

Oppo HA-2SE

Тест Oppo HA-2SE 16 Oppo HA-2SE 32 Oppo HA-2SE 64 Oppo HA-2SE 300 Oppo HA-2SE - Oppo HA-2SE line out
−0,60, −0,78 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 −0,56, −0,74 +0,01, −0,03
Уровень шума, дБ (А) −109,4 −109,4 −109,4 −109,5 −109,5 −113,3
109,4 109,4 109,4 109,5 109,4 113,2
Гармонические искажения, % 0,0021 0,0013 0,0010 0,0007 0,0005 0,0005
0,026 0,027 0,027 0,026 0,026 0,0035
−59,2 −64,9 −70,8 −83,0 −102,7 −97,6

Уровень шума:

Искажения:

Все измерения проходили в пакетном режиме, без изменения подключения и положения проводов. Звуковая карта для измерений находилась в другом компьютере. Собственный шум в паузе при записи >118 дБА. Гармонические искажения AudioQuest DragonFly Red

Тест Dragonfly 16 Dragonfly 32 Dragonfly 64 Dragonfly 300 Dragonfly -
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29 +0,04, −0,29
Уровень шума, дБ (А) −112,7 −112,7 −112,6 −112,5 −112,7
Динамический диапазон, дБ (А) 112,8 112,7 112,6 112,8 112,7
Гармонические искажения, % 5,677 0,025 0,014 0,0048 0,0028
Интермодуляционные искажения + шум, % 6,587 0,026 0,015 0,0051 0,0030
Взаимопроникновение каналов, дБ −58,5 −64,1 −69,9 −82,4 −105,1

АЧХ: и провести собственные измерения.

Следует учесть, что синус максимальной амплитуды намного сильнее нагружает тракт, чем 90% уровня сигнала в музыке, при том что в кратковременных пиках человеческий слух не фиксирует форму сигнала, чем, кстати, пользуются создатели студийных лимитеров и максимайзеров. То есть искажений на более низких уровнях громкости существенно меньше, чем в нашем тесте. Тем не менее, в этот раз мы подняли планку и получили отличные высокие результаты сигнал/шум.

Куда смотреть на графиках и какие проблемы низкокачественных усилителей для наушников бывают? На графике АЧХ надо смотреть на проседание на низких частотах. На графике шума можно увидеть качество фильтрации питания. На графике искажений нужно отслеживать жесткую перегрузку и отсутствие таких проблем с цифровым сигналом, как явный джиттер или пересчет частоты дискретизации.

Измерения без нагрузки на графиках показаны знаком «прочерк», иначе указывается номинал резистора. Мы выбрали самые показательные значения: 16 Ом, 32 Ом, 64 Ом, 300 Ом. Кстати, устройствам в паспорте показана именно такая нагрузка.

Для получения чистых спектров и разрыва земляных петель все ЦАП по очереди подключались к ноутбуку на Windows 7 x64, работающему от батареи. Звук воспроизводился через DirectSound для всех устройств. Отличий по цифрам от ASIO не было.

Надо признать, что абсолютные цифры, кроме теста АЧХ, достаточно сильно зависят от уровня усиления и амплитуды тестового сигнала, так что сравнение можно делать только при измерениях в идентичных условиях. Мы использовали тестовый сигнал 24 бит 44 кГц, чтобы увидеть собственный шум устройства, насколько это возможно.

Выводы

В тестировании победителей предыдущих тестов AudioQuest DragonFly Red и Oppo HA-2SE победу с ощутимым преимуществом одерживает продукт Oppo. Он не только стильно выглядит и имеет множество востребованных функций, но и, что самое важное, просто отлично звучит. Oppo HA-2SE станет прекрасным выбором для обладателей качественных наушников, если необходим мобильный USB ЦАП для ноутбука или смартфона. И это с учетом того, что AudioQuest DragonFly Red является довольно сильным соперником, лидером в своем классе миниатюрных ЦАП.

Инженеры Oppo проделали отличную работу и в обновленном ЦАП HA-2SE развили успех предшествующей модели. С нетерпением ждем новых продуктов от команды инженеров-разработчиков Oppo Digital.

Изучая новые и новые цифровые источники, можно почувствовать скуку. Как и ранее с CD-плеерами, уже очевидно, что сегодня ЦАПы достигли определенного технологического потолка. Под верхней крышкой одно и то же - вот тороид, вот плата с чипом конвертера и приемником. Как сделать ЦАП снова желанным?

Тест USB-ЦАПа/усилителя Aurender X725

Хотя концепция цифрового оконечника с интегрированным в него конвертором корнями уходит еще в начало двухтысячных, подобные компоненты и сейчас остаются достаточно востребованными. Поэтому мы не могли пройти мимо этой новинки – изящного, но весьма мощного и продвинутого усилителя, наделенного лишь цифровыми входами.

Тест ЦАПа/усилителя Aurender X725 и сетевого аудиосервера Aurender N100C: аудиофильский потенциал

В линейке Audiophile корейской компании Aurender большинство моделей - цифровые источники сигнала: серверы, стримеры и проигрыватели. Рассматриваемый Aurender X725 - ЦАП и усилитель в одном корпусе. В сочетании с проигрывателями/стримерами N100 или X100 устройство формирует основу компактной, качественной и удобной в управлении Hi-Fi-конфигурации «без наворотов». Остается добавить акустические системы, установить на iPad контрольное приложение Aurender App - и готово.

ASUS обратилась в High-End. Усилитель для наушников и USB-ЦАП Asus Essence III, обзор. Портал "www.hifinews.ru"

ASUS Essence III - отличный ЦАП, открывающий дверь в мир бескомпромиссного звука ценителям высококачественных музыкальных записей (которые сегодня стало возможным скачивать из Интернет. На уровне математики аппарат безукоризненно точно преобразует цифровые данные в звуковой сигнал, не внося искажений.

Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Выпущенный более пяти лет тому назад цифроаналоговый конвертор DacMagic компании Cambridge Audio не так давно был заменен на более современный вариант с приставкой Plus. В ней улучшен интерфейс USB, добавлена поддержка модуля Bluetooth и встроен телефонный усилитель с более высокими характеристиками. Эта модернизация и послужила поводом для очередного знакомства.

Портативные аудиосистемы: Мифы и реальность

Дмитрий Кабанов и Тимофей Шиколенков рассказывают о том, как возникла идея записи этого подкаста, развенчивают некоторые мифы, связанные с темой аудио, и рассуждают о зачастую неизвестных широким массам, но любопытных компонентах портативных аудиосистем.

Внешний ЦАП ADL by Furutech GT40a, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Компактный Furutec ADL GT40a совсем не похож на первые ЦАПы - такие длинные, стандартного Hi-Fi-формата слепые коробки с двумя кнопками. Рабочий стол с наушниками и активными мониторами предъявляет совсем другие требования к габаритам. Именно таким аудио-довеском к ноутбуку и видится ADL GT40a, хотя мы еще поговорим об обстоятельствах, при которых ему найдется место и на стандартной стойке.

История компании Hegel Music Systems началась в 1988 году. Именно тогда студент Норвежского технологического университета (г. Тронхейм) занялся дипломной работой, в которой была рассмотрена конструкция транзисторного усилителя, лишенного недостатков, свойственных классическим системам.

Внешний ЦАП Marantz HD-DAC1, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Под капотом ни пяди свободного места. В частности, установлены моторизованный регулятор громкости в герметичной капсуле, необычно мощный блок питания с конденсаторами большой емкости, аудиофильский ЦАП Crystal Semiconductors CS4398 (работает с сильноточным сигналом, обеспечивая низкий уровень шумов), узел минимизации джиттера (т.н. Jitter Remover) и два тактовых генератора - для безошибочного чтения цифровых сигналов с частотой дискретизации, кратной 44,1 кГц или 48 кГц. Такие решения и впрямь достойны аппарата референсного класса.

Внешний ЦАП ASUS Essence One MK II и внешний ЦАП ASUS Essence One MK II MUSES Edition, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Что ж, Asus выпустил очень привлекательный универсальный продукт, который придется по душе и профессионалам, и обычным пользователям, и компьютерным фрикам, и меломанам. На рынке представлено не так уж много конкурентов, способных не то что положить на лопатки семейство Essence, но просто выступить в равной «весовой категории».

Внешний ЦАП Denon DA-300USB, обзор. Портал "www.hifinews.ru"

USB-ЦАП Denon DA-300USB - интересный аппарат. Модель отличается завидной универсальностью и дает плотный, чистый, детальный, «фирменный» звук. Передовой аудиофильский чип, тандем из двух задающих генераторов (44.1 / 48), 32-разрядная точность вычислений и поддержка DSD-потока позволяют максимально живо и трепетно воспроизводить любой цифровой аудиоконтент.

Внешний ЦАП Arcam airDac, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

У airDAC есть сильный козырь - поддержка технологии Apple AirPlay, позволяющая встроить его в домашнюю сеть беспроводным способом. Для настройки нужно просто подключить airDAC к роутеру через Ethernet при помощи кабеля или воспользоваться веб-интерфейсом.

Внешний ЦАП Cary Audio Design DAC 100t, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

DAC100t - одно из самых интересных изделий компании. Это конвертор высокого разрешения, предусматривающий коммутацию пяти цифровых входов - двух коаксиальных, двух оптических и USB 2.0. С интерфейса USB сигнал проходит обработку по асинхронному алгоритму процессором XMOS, что позволило в значительной степени подавить джиттер и принимать поток данных в формате до 24 бит/192 кГц (по некоторым данным, до 384 кГц).

Внешний ЦАП Cambridge Audio Azur 851D, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?", июль 2014 г.

У Cambridge имеется несколько цифровых фильтров, вносящих в звучание небольшие изменения. Мы предпочли вариант «Минимум» - в нашей референсной системе Bryston/Naim он дает наиболее органичный и плавный звук. Поэкспериментируйте с ними всеми и выберите лучший по своему вкусу.

Внешний ЦАП Denon DA-300USB, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

«Денону» не требуется демонстрировать каждым изделием технологический потенциал - он и без того всем прекрасно известен, поскольку выражен в топовых моделях проигрывателей, усилителей, ресиверов. Что и позволяет выпускать аппаратуру, избавленную от дорогостоящих внешних атрибутов «крутизны», но обладающую главным качеством - привлекательным звуком при умеренной цене.

Внешний ЦАП Denon DA-300USB, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Обработкой цифрового потока занимается чип РСМ1795, а помогает ему фирменный деноновский процессор Advanced AL32, который обеспечивает апсемплинг всех входящих сигналов до разрешения 192 кГц/32 бит и по заверениям разработчиков обеспечивает звуку выдающуюся детальность и точность.

Комплект TEAC: стереоусилитель AI-501DA, CD проигрыватель PD-501HR, внешний ЦАП UD-501 и усилитель для наушников HA-501, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Несмотря на скромные габаритные размеры, сравнимые с пачкой бумаги формата А4, по серьезности конструкции и качеству звучания это полноценный, очень добротный Hi-Fi.

Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic XS, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

Прежде всего, из тракта отфильтровываются едва ли не все «аппаратные» помехи - цифровой зуд, низкочастотный фон, радиочастотные наводки и прочее. А оригинальные шумы, имеющиеся в исходной записи, становятся при этом на порядок чище и нейтральнее - их уже не воспринимаешь как отвлекающий фактор. Возрастает и детальность, причём на цифровых мастер-записях 24/192 она достигает какого-то уж совсем нереального уровня.

Комплект Perreaux: внешний ЦАП Audiant DP32 и стереоусилитель мощности Audiant 100P, обзор. Портал "www.hifinews.ru"

Представленная связка компонентов Perreaux Audiant способна оставить слушателя "один на один" с музыкой. Оба компонента отличаются высокими рабочими характеристиками и минимальным уровнем вносимых искажений - их можно использовать для создания системы аудиофильского уровня.

Комплект Rotel: внешний ЦАП RDD-1580, предусилитель RC-1580 и стереоусилитель мощности RB-1582 MKII, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Комплект выдал не только очень точный, прозрачный и мощный звук, но еще и очень «съедобный». Музыкой в такой подаче просто заслушиваешься, и если на роке тебя буквально усаживает в кресло энергетический напор, то на сложных фортепианных пассажах Билла Эванса ты не перестаешь ловить себя на мысли, что слышишь явно больше, чем обычно.

Внешний ЦАП Arcam irDAC, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?", ноябрь 2013 г.

От многочисленных конкурентов ЦАП Arcam отличается в первую очередь способностью к безупречному воспроизведению ритмической структуры песни. От простенького хип-хопа до затейливых джазовых и классических произведений - во всех случаях irDAC хватает скорости и подвижности для точного воссоздания ритмических структур.

Внешний ЦАП Arcam irDAC, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?", октябрь 2013 г.

В процессе тестирования мы порой встречаем компоненты, которые покоряют с момента первого включения. Arcam irDAC – один из таких; он способен мгновенно и полностью захватить внимание слушателя. Исключительно талантливый ЦАП с невероятно музыкальным звучанием.

Внешний ЦАП Rega DAC, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

Звучание этого ЦАП – совершенно захватывающее. Энергичность нарастающего музыкального потока передается изумительно точно; организация диссонирующих ритмических структур превосходна. Музыка любого жанра демонстрирует отменные ритмичность и дотошность Rega.


Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic Plus, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?", июль 2013 г.

Для своей ценовой категории это удивительно гибкий и разносторонний ЦАП. Играет он тоже здорово; будь то студийные мастер-записи или трансляция со Spotify, звук отличают подвижность и высокая детальность, голоса – чистые, естественные и проработанные.


Внешний ЦАП Pro-Ject DAC Box DS, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

У него плавный и текучий звук, а также исключительно ровный тональный баланс – от глубоких и весомых басов до чистых ВЧ. Ничто в звучании не выделяется слишком сильно на фоне других составных частей; оно не склонно к жесткости и подходит для музыки любого стиля и любой дискретизации, в то же время преимущества HD аудио слышны вполне отчетливо.

Hi-Fi конструктор TEAC 501 Reference Series: Стереоусилитель TEAC AI-501DA, Усилитель для наушников TEAC HA-501, CD проигрыватель TEAC PD-501HR, Внешний ЦАП TEAC UD-501, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

Представляется, что обладателем Hi-Fi-системы ТЕАС 501 может стать настоящий ценитель качественного звука, проводящий много времени рядом с ПК и неплохо разбирающийся в том, где и как в Интернете можно приобрести записи в HD-форматах.

Комплект Luxman: Стереоусилитель мощности M-200 и Внешний ЦАП DA-100, обзор. Журнал "Stereo & Video"

Выпущенные относительно недавно японской компанией Luxman усилитель и ЦАП интересны не только сами по себе, по отдельности, но и как элементы потенциальной системы. В рамках теста я постараюсь описать характер аппаратов по отдельности и изучить на практике, как же их можно использовать совместно.


Комплект Rega: CD-проигрыватель Apollo-R, цифровой конвертор DAC, интегральный усилитель Brio-R, обзор. Журнал "Салон AudioVideo"

По мере прогрева компонентов, по мере ментального погружения слушателя в саунд, который создают эти три небольших компонента, различия будут становиться заметнее - и так вплоть до того, что вы станете их определять вслепую. Для техники данной марки это нормально. Её звуком надо пропитаться, испить его до дна, чтобы что-то понять. «Дегустировать» маленькими глотками бесполезно - Rega свой вкус так не раскрывает.

Внешний ЦАП Lead Audio LA-100, обзор.

После прочтения очередной заметки о ЦАПе известной фирмы, в которой автор, отметив достоинства сего девайса сетует, что описываемое им устройство обеспечивает по USB интерфейсу только 16 битовый режим с частотами 32, 44 и 48 кгц. Вот и возник вопрос: "А кто сказал, что это недостаток, какие мотивы?" Если 44 и 48 мало, то "сколько вешать в граммах?"

Внешний ЦАП Cambridge Audio DacMagic 100, обзор. Журнал "WHAT HI-FI?"

Компании Cambridge Audio удалось упаковать в этот компактный корпус большой набор функций и опций. Подключить к нему ТВ, компьютер или телеприставку можно через два коаксиальных входа, один оптический и один USB-порт; для передачи сигнала на стереосистему или AV-ресивер имеются аудиовыходы.

Главное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end"а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

На старт, внимание...

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже , китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet"ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП"ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно ". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП . Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Учиться, учиться, и... думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП"ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой - работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП"ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать .

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier"s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП"ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET"ы да depletion MOSFET"ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.