Образование веб 2. Ввести свои данные на форму подписки. Что такое СМС-информирование

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

4.6.

4.7.

4.8.

4.9.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

6.1.

6.2.

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

Ответы:

Раздел 1. Регистрация пользователей:

1.1. Кто выдает логин и пароль от портала «Образование web2.0»?

На портале «Образование web2.0» можно запросить роль только Учителям и Классным руководителям , которую подтверждает Завуч и Администратор школы .

Директор школы, Завуч и Администратор школы получают логин и пароль в Управлении образования.

Специалисту Управления образования необходимо обратиться за логиным и паролем в .

Родители и ученики получают логин и пароль у Администратора школы/Завуча/Классного руководителя.

Если вы уже зарегистрированы в системе, то получать новый логин и пароль для новой роли не нужно. См. раздел 3 .

1.2. Какая должна быть учетная запись в ЕСИА (Госуслуги http://gosuslugi.ru/ ), чтобы мне были доступны для работы в системе все функции согласно роли?

На портале ЕСИА есть несколько уровней учетных записей: упрощенная и подтвержденная .

1. Упрощенная учетная запись , используется детьми до 14 лет . Это самый первый уровень учетной записи, позволяющий получить доступ к ограниченному перечню услуг и возможностей ЕСИА.

2. Подтвержденная учетная запись , используется пользователями старше 14 лет. Для ее получения требуется наличие и активация учетной записи, посредством подтверждения личности пользователя.

Инструкция по регистрации на Госуслугах .

1.3. Как сделать привязку учетной записи Госуслуг к полученному логину и паролю от портала «Образование web2.0»?

Чтобы попасть в личный кабинет электронного дневника Вам необходимо на главной странице портала «Образование web2.0» нажать кнопку: «Войти через Госуслуги».

Шаг 1: На открывшейся форме входа Госуслуг введите номер мобильного телефона (или адрес электронной почты, или СНИЛС) и пароль. Ознакомтесь с инструкцией по регистрации на портале Госуслуг .

Шаг 2: Нажмите «Ок». Заполните поля «Логин» и «Пароль»: введите данные, выданные ответственным лицом школы (логин и пароль от личного кабинета портала "Образование web2.0")

Шаг 3 : Нажмите кнопку «Прикрепить».

После этого Вы попадете в личный кабинет электронного дневника.

1.4. Что делать, если я зарегистрировался, вошёл в систему, но ничего не вижу?

Без присвоения пользователю какой-либо роли (Директор, завуч, учитель, родитель, ученик, специалист УО), вход осуществляется в роли Гость . Возможности будут ограничены. Доступ будет только на просмотр в разделах: Новости, Общение, Интерактив, Образование региона .

Запросить роль можно только Учителям и Классным руководителям , которую подтверждает Завуч и Администратор школы .

Директор школы , Завуч и Администратор школы получают логин и пароль в Управлении образования .

Родители и Ученики получают логин и пароль у Администратора школы/Завуча/Классного руководителя .

1.5. Что делать, если я не вижу класс своего ребенка (не вижу своего ребёнка в списке класса)?

В школе не заведен класс вашего ребёнка, не заполнен список класса. Обратитесь к директору вашей школы или к завучу, ответственному за электронные дневники. Непосредственно с сайта вы можете написать им сообщение, зайдя на раздел Моя школа / Интернет-приёмная.

1.6. Как зарегистрировать директора, с чего начать?

Директор школы получает логин и пароль в Управлении образования .
Управление образования добавляет Директора школы в ИВ "Контингент" .
После получения логина и пароля, Директору необходимо зайти на портал под учетной записью ЕСИА и привязать её к учетной записи электронных дневников.

Раздел 2. Вход в систему

2.1. Что делать, если я забыл пароль от ГосУслуг?

Если вы забыли пароль, восстановите через сайт, нажав на ссылку «Восстановить пароль» на главной странице сайта Госуслуг

2.2. Что делать, если я сменил пароль, а зайти не могу?

1. Если у Вас указан верный электронный адрес, то на него пришло письмо с измененным паролем. Проверьте Вашу почту и попробуйте снова.

2. Новый пароль можно получить, нажав на ссылку «Восстановить пароль » на странице авторизации сайта Госуслуг и выполнив указанные там операции.

Раздел 3. Создание новых пользователей, присвоение ролей

3.1. Что делать если учитель уволился, и его предмет ведет другой учитель?

1. Перейти в Моя школа/ Учебные планы , найти в списке имеющийся уже учебный план по предмету, который вел предыдущий учитель, закрыть роль учителя-предметника у уволившегося учителя.

2. Затем добавить в учебный план нового учителя, открыв роль учителя-предметника с даты увольнения предыдущего преподавателя.

3.2. Что делать, если ученик выбыл из школы?

Закрыть роль Ученика в ИС «Контингент».
Подробный алгоритм рассмотрен в Помощи в ИС «Контингент», раздел Часто задаваемые вопросы / Работа с классами, группами.

3.3. Как добавить нового ученика?

Добавление ученика осуществляется через ИС «Контингент».
Подробный алгоритм рассмотрен в Помощи в ИС «Контингент», раздел Часто задаваемые вопросы / Работа с классами, группами.

3.4. Если у меня несколько ролей, мне нужно несколько раз регистрироваться?

НЕТ. Учетная запись должна быть только одна.

Для добавления ролей Управление образования, Дошкольное образование к имеющейся учетной записи необходимо обратиться в портала, официальным письмом от организации, указав имеющийся логин от портала «Образование web2.0» (логин можно найти Личная страница /Профиль).

Для добавления роли Директор школы необходимо обратиться в Управление образования, указав имеющийся логин от портала «Образование web2.0» (логин можно найти Личная страница /Профиль).

Для добавления ролей Завуч/ Администратор школы образование к имеющейся учетной записи необходимо обратиться к Директору школы, который в ИС «Контингент» в разделе Организация/ Специалисты организации добавит пользователя по ФИО и логину.

Для добавления ролей Учитель, Классный руководитель необходимо пользователю, которому нужно добавить роль, выполнить запрос роли на портале «Образование web2.0». Завуч /Администратор подтверждает роли в шапке портала по ссылке Запросы.

Если запрос долго не подтверждается, то обратитесь к Завучу/ Администратору школы лично.

Обязательно, прежде чем добавят роль Родитель, необходимо чтобы у пользователя была указана дата рождения на Личной странице в Профиле.

3.5. Как можно завести несколько ролей?

Для добавления ролей Управление образования, Дошкольное образование, Дополнительное образование к имеющейся учетной записи необходимо обратиться в портала, официальным письмом от организации, указав имеющийся логин от портала «Образование web2.0» (логин можно найти Личная страница /Профиль).

Для добавления роли Директор школы/ Завуч/ Администратор школы необходимо перейти в ИС «Контингент» в разделе Организация/ Специалисты организации добавить пользователя по ФИО и логину.

Для добавления ролей Учитель, Классный руководитель необходимо попросить пользователя, которому нужно добавить роль, выполнить запрос роли на портале «Образование web2.0». Завуч /Администратор подтверждает роли в шапке портала по ссылке Запросы.

Для добавления роли Родитель необходимо чтобы у пользователя имеющего уже другую роль была указана дата рождения, так как родитель добавляется в ИС «Контингент» Директором школы/ Завучем/ Администратором школы на странице учащегося в разделе Родитель по ФИО и дате рождения.

3.6. Можно ли зарегистрировать учителя/ученика/родителя без привязки ЕСИА?

НЕТ , привязка ЕСИА является обязательным условием для работы в системе.

Регистрация Ученика/Родителя осуществляется ответственным школы в ИС «Контингент».

Подробный алгоритм рассмотрен в Помощи в ИС «Контингент» в разделе Часто задаваемые вопросы / Вход в систему.
Регистрация Учителя осуществляется Завучем школы в ИС «Система электронных журналов и дневников».

3.7. Что делать, если учитель перешел из одной школы в другую?

Нового пользователя создавать НЕ НАДО .

Необходимо завучу школы или ответственному за электронные дневники, закрыть роль, уволившегося учителя-предметника, проставив срок конца работы. А в новой школе, также завучу школы или ответственному за электронные дневники, найти данного пользователя на портале и добавить роль учителя в своей школе, проставив дату начала работы.

Раздел 4. Создание и редактирование классов, групп, списков

4.1. Как перевести ученика из класса в класс?

Перевод учащихся осуществляется с помощью ИС «Контингент».

Подробный алгоритм рассмотрен в Помощи в ИС «Контингент» раздел Часто задаваемые / Работа с классами, группами.

4.2. Как перевести ученика из группы в группу?

Для перевода ученика из группы в группу необходимо зайти на страницу групп (Моя школа/Классы/Учебные группы/Редактирование ), отредактировать нужную информацию, далее нажать кнопку «Сохранить».

4.3. Когда и как осуществляется перевод учеников в следующий класс?

Перевод учеников осуществляется автоматически со сменой учебного года в летний период. О выполненном переводе администрация портала публикует новость.

4.4. Что делать с 12-м классом?

Роспуск подразделения осуществляется с помощью ИС «Контингент».

4.5. Как сформировать учебные группы?

1. Под ролью Директора/Завуча вы можете создать и изменить состав учебных групп для всех классов школы (Мой кабинет/Классы/Учебные группы ). Более подробно смотрите в разделе «Документы для ознакомления» на Главной странице портала «Образование web2.0» в роли Завуч/ Администратор школы .

2. Под ролью Классного руководителя вы можете создать и изменить состав учебных групп для вашего класса (Мой кабинет/ Учебные группы моего класса ).

Создание потоковых групп: Создание потоковых групп осуществляет Завуч/ Администратор школы . Инструкция по созданию таких групп расположена в разделе «Документы для ознакомления» на Главной странице портала «Образование web2.0» в роли Завуч/ Администратор школы .

4.6. Можно ли "пакетно" загрузить всех учеников одного/нескольких классов школы?

МОЖНО . Через информационную систему «Контингент». Опция импорта учащихся доступна Директору, Завучу школы.

Подробный алгоритм рассмотрен в Помощи в ИС «Контингент» раздел Часто задаваемые вопросы / Работа с классами, группами.

4.7. Сколько учебных групп необходимо создавать в классе?

Если группа в одном составе ходит на все предметы, необходимо создать группу только один раз или использовать по умолчанию созданную учебную группу «Весь класс».

Если состав групп варьируется в зависимости от предмета, количество групп будет складываться из числа групп по предметам, на которые делится класс.

4.8. Для чего нужны группы классов для звонков и группы классов для периодов?

Во многих школах у младших классов уроки идут по 35 минут, то есть расписание звонков отличается от расписания звонков общей школы. Для того чтобы Вы могли создать расписание звонков и уроков в соответствии с нормами вашей школы, например, для младших классов, мы предусмотрели возможность создания группы классов для звонков .

Во школах сейчас старшие классы учатся по полугодиям (семестрам), существуют и такие школы, где некоторые классы учатся по триместрам, некоторые по четвертям, а некоторые по полугодиям. Для того чтобы Вы смогли ставить итоговые оценки так, как это принято у Вас в школе и как вам удобно, мы предусмотрели возможность создания группы классов для периодов. Группу классов для периодов Вы указываете при редактировании класса, если он входит в данную группу. Таким образом, у учеников данного класса в журнале будут стоять учебные периоды их группы классов по периодам.

Более подробно по созданию таких групп можно ознакомиться в разделе «Документы для ознакомления» на главных страницах Директора/Завуча школы на портале «Образование web2.0».

4.9. Как убрать из списка ученика/учителя/родителя?

Чтобы не отображались на списке в школе/классе Учитель/Классный руководитель, которые уже не работают, необходимо закрыть роль Учителя-предметника/Классного руководителя у уволившегося педагога (Моя школа/Учителя/Редактирование/Роли пользователя ).

Ученик не отображается на списке школы/ класса, когда отчисляется/переводится по одной из причин в ИС «Контингент».

Родитель не отображается на списке класса, когда роль родителя не актуальна или в ИС «Контингент» нет привязки Ученик-Родитель.

Раздел 5. Составление расписания, тематическое планирование, учебная нагрузка

5.1. Почему я не вижу наименования предметов/номера кабинетов при составлении расписания?

Вы не заполнили учебный план/список кабинетов. Учебный план (нагрузку учителей) можно заполнить в разделе Моя школа/Учебные планы . Список кабинетов можно заполнить в разделе Моя школа/Классы/Кабинеты .

Для этого надо перейти в раздел Мой кабинет/Копилка уроков .

Обязательные поля:

1. Автор (проставляется по умолчанию)
2. Предмет, по которому составляется план (выбираете из списка)
3. Номер класса
4. Номер урока (с начала учебного года)
5. Тема урока и домашнее задание

Все остальное заполняете по вашему усмотрению. Без темы урока и домашнего задания тематический план будет неинформативным для детей и родителей. Без темы урока, мониторинг качества заполнения электронного дневника будет считаться некачественным

1. Заполнение расписания уроков зависит от качества заполнения учебных планов (Моя школа/Учебные планы ) и расписания звонков (Моя школа/Звонки ).

2. Если класс учится во время, пересекающееся с 1-ой и 2-ой сменой, то такие классы необходимо выделять либо в отдельную смену (Моя школа/Звонки ), либо в группу по звонкам (Моя школа/Звонки/Группы классов для звонков ).

3. Для того чтобы создать возможность объединения учащихся одной параллели, но разных классов в одну потоковую учебную группу , необходимо выполнить ряд действий, алгоритм рассмотрен в Инструкции по работе с потоковыми учебными группами в раздел «Документы для ознакомления» на главной странице Директора/ Завуча школы.

5.7. Что такое "общий доступ" в тематическом плане?

Общий доступ - это возможность открыть ваш тематический план для всех педагогов , зарегистрированных на портале. По умолчанию в поле «Общий доступ » всегда стоит значение "нет" (план закрыт для общего доступа), вы можете открыть ваш план, установив значение "Да".



Раздел 6. Добавление файлов, личная страница

6.1. Раздел 7. Возможные сложности при работе с журналами

7.1. В журналах долго идет ожидание, что делать?

Возможно, у вас не хватает скорости подключения к сети Интернет. Попробуйте уменьшить временной диапазон при просмотре журнала.

7.2. Долго открывается текущая успеваемость, что делать?

1. При просмотре журнала выбирайте диапазон в пределах недели.

88003004444

7.3. Почему у меня появляется сообщение "Заблокировано пользователем"?

Возникает при неправильном выходе из формы редактирования информации о пользователе. Необходимо зайти на портал, открыть форму редактирования данного пользователя (Моя школа/Учителя , Моя школа/Ученики ) и корректно выйти из формы (по кнопке «Сохранить и закрыть » или синей стрелке).

7.4. Почему у меня не отображаются кнопки?

1. Чаще такая проблема возникает при использовании браузера Internet Explorer. Можно установить другие бесплатные браузеры, например, Mozilla Firefox.

2. Выясните, каким браузером вы пользуетесь. Откуда именно вы входите в Систему (школа, дом, др. места), существует ли такая же проблема в других местах (дома, в других помещениях школы и т.п.)? Какая скорость доступа к Интернету? Подключение идёт через прокси-сервер (если да - через какой) или напрямую? Если есть возможность – выясните, какие настройки браузера и компьютера установлены, какой антивирус стоит и т.п. Соберите, пожалуйста, максимально подробную информацию. Далее напишите или позвоните в техподдержку по телефону 88003004444 , чтобы специалисты могли понять, когда и в каких случаях возникают проблемы и помочь вам их решить.

Функция смс-информирования

1. Что такое СМС-информирование?

СМС-информирование - отправка на мобильный телефон СМС-сообщений с информацией об успеваемости ученика, размещенной на портале «Образование 2.0». Услуга СМС-информирования об успеваемости ученика включает в себя отправку дважды в неделю (в понедельник и пятницу) во второй половине дня информации о школьных оценках полученных учеником и размещенных на Портале «Образование 2.0» за неделю. Также информация дублируется на электронный адрес родителя.

Почему именно в понедельник и в пятницу? Учителя не всегда успевают выставить оценки в течении рабочей недели, некоторые оценки заносятся в журнал в пятницу вечером или в выходные. В понедельник Вы получите все оценки, выставленные за всю неделю, в том числе и в выходные.

*Все тарифы на услуги указаны в рублях. Для Заказчика - физического лица - включая все сборы и налоги, действующие на территории Российской Федерации.

** Может быть оплачен любой срок не менее 30 дней. Например, при оплате 95 рублей услуга будет оказываться в течение 57 дней (95:1,67=57).

2. Как подписаться на услугу СМС-информирования?

Ввести свои данные на форму подписки.

Для того чтобы перейти к страничке подписки, в меню слева в разделе «Дневник ребенка» нажмите ссылку СМС-информирование .

Ваши фамилия, имя и отчество, а также имя и фамилия вашего ребенка добавлены на форму подписки автоматически. Вам необходимо ввести номер сотового телефона , на который будут приходить СМС-уведомления об успеваемости вашего ребенка, и адрес электронной почты , на который будет приходить необходимая справочная информация.

Обратите внимание , номер сотового телефона должен быть федеральным , то есть иметь вид 89ххххххххх !

Внимание! Подписать родителей может также классный руководитель, завуч, директор (по своим классам и школам), указав необходимые данные (телефон и электронный адрес родителя и ребенка). ФИО родителя и ребенка в таком случае необходимо выбирать из списка класса/школы по кнопке .

3. Как оплатить услугу СМС-информирования?

Оплату можно производить через платежные терминалы:

1. Сбербанка: раздел Платежи/ Прочие / Платежи за услуги/ Электронный дневник. Нужно указать семизначный номер договора - оферты.

Важно! Комиссия при оплате через платежные терминалы Сбербанка 0%. Минимальная сумма платежа для активации услуги 100 рублей .

2. Свободная касса, Дельта Телеком, Qiwi и др**: раздел Электронные деньги/ 2pay. Нужно указать семизначный номер договора - оферты.

Важно! При платежах через терминалы взимается комиссия от 0 до 5% сверх указанной в терминале . Минимальная сумма платежа 50 рублей без учета комиссий . Телефон горячей линии «2 pay » 8-800-200-2729, звонки из России бесплатно.

Оплату можно производить с помощью мобильного телефона:

1. Оплата СМС - подписки на месяц.

Чтобы оплатить СМС - подписку на месяц отправьте СМС с текстом ДД и номером договора на номер 7250 . Стоимость услуги не более 88,88 р. с НДС.

Цена всех доступных операторов: МегаФон - 86,14 р., МТС - 84,67 р., Билайн - 88,88 р., ТЕЛЕ2, Ютел, БВК - 88,50 р., ЕТК - 80,р., НТК - 85,21 р., Мотив - 87 р., НСС - 85,95 р., СМАРТС - 88,15 р., Ульяновск GSM, Дельта Телеком SKYLINK - 86,14р., Астрахань GSM - 89,00,р. Цены указаны с НДС.

2. Прием разового смс-сообщение с оценками за предыдущую неделю.

Для получения разового СМС-сообщения с оценками за предыдущую неделю отправьте СМС с текстом ДД и номером вашего договора на номер 5125 . Стоимость услуги не более 11 рублей с НДС.

Цена всех доступных операторов: МТС, ТЕЛЕ2 - 10,16 р., МегаФон, Билайн - 10,00 р., Ютел - 11 р. Цены указаны с НДС.

Оплату можно производить с помощью системы "Интернет-Банк" или в офисах любого банка по реквизитам:

ООО "Мобильный маркетинг"
ИНН 5903092227 КПП 590301001
Р/сч.40702810549090016326
в Западно-Уральском банке Сбербанка РФ Ленинское отделение № 22/0272 г.Пермь
БИК 045773603
К/сч. 30101810900000000603

Как платить через платежные терминалы?

Шаг 1. Открыть пункт "Электронные деньги"

СМС-уведомления рассылаются два раза в неделю (понедельник, пятница) во второй половине дня.

2. Какая минимальная сумма должна быть на счету, чтобы получать уведомления?

На вашем личном счету должно быть не менее 50 рублей. При пополнении счета необходимо учитывать процент, взимаемый за перевод денег на счет.

3. Могу я указать городской номер телефона при подписке на СМС-уведомления?

Нет, номер должен быть федеральным, то есть вида 89ххххххххх.

4. У меня несколько детей, я могу получать уведомления об оценках каждого?

Да, для этого вам необходимо оформить подписку на каждого вашего ребенка.

Аннотация: В статье рассмотрены основные образовательные тенденции современного общества. Обоснована необходимость внедрения модели Образования 2.0 на основе технологий Web 2.0. Предложены основные подходы эффективной организации процесса обучения нового типа для повышения качества образования.Ключевые слова: модели образования, электронное обучение, технологии Web 2.0, системы совместного создания и редактирования контента.Направление исследований: Использование ИИ-семантических Web-технологий для личностного и ситуативного образования, образовательные информационные системы, базирующиеся на Web-технологиях, - конференция MeL-2010 , текст статьи в сокращении.
Введение Тенденции развития современного общества диктуют необходимость построения системы образования инновационного типа. Это определяется как недостатками действующей системы образования, прежде всего, ее изоляцией от широкого социально-экономического контекста, а также решением вопроса о подготовке компетентных и креативных специалистов для реализации стратегии инновационного прорыва на мировые рынки.Инновационные образовательные проекты призваны реализовать современную образовательную парадигму, основным содержанием которой является индивидуализация и личностно-ориентированное образование, возрастание возможности творческой самореализации в образовательном процессе, синергия сотрудничества преподавателей и студентов.Mодели образовательных процессов
В научно-педагогической литературе на сегодняшний день можно выделить обобщенные модели образования вообще и электронного обучения, в частности: модели образования 1.0, 1.5, 2.0, а также 3.0.Данная работа посвящена исследованию основных аспектов модели образования 2.0.
Образование 2.0 - это совокупность «электронных» способов доступа, анализа, обработки и отклика на индивидуально/коллективно обрабатываемые данные, представляющие образовательный интерес для различных пользовательских групп; современные технологии вносят интерактивность в процесс обучения.В модели Образования 2.0 отсутствует четкое разделение «преподаватель-студент»; вместо фиксированного плана обучения используется понятие индивидуальной образовательной траектории, маршрутизации образования, когда студент сам выбирает, какие темы ему нужно изучить для того, чтобы достичь необходимой компетенции в интересующей его области знаний. Такая модель нового типа предусматривает наличие информационно-образовательной среды, содержащей значительное количество различных инструментов. Это могут быть учебные пособия в их классическом понимании, виртуальные кафедры и лаборатории, видеоуроки, компьютерные деловые игры и т.д.В перспективе должен быть разработан «идеальный» персональный курс для каждого обучающегося. Основная задача Образования 2.0 - создать инфраструктуру, которая придаст образовательным материалам живость, откроет возможность перманентного обновления и обеспечит к ним доступ в режиме 24х7.Главный акцент Образования 2.0 - передача инициативы в управлении знаниями самим студентам, самоорганизация обучения, - будет понят только тогда, когда студенты будут готовы эту инициативу проявить. В этом случае ключевой является фраза: готов ученик, готов и учитель. (Сердечно благодарю господина Фрида за высказанную мудрость ).Электронное обучение
Сегодня необходимость применения технологий электронного обучения уже не является предметом дискуссии - это вызов времени. Внедрение электронного обучения позволит учащимся с помощью беспроводной связи и специальных технологий в любом месте загружать и изучать перманентно обновляемый образовательный контент высокого качества.Для эффективной организации процесса обучения нового типа и повышения качества образования необходимо гармоническое сочетание таких трех аспектов, как:
- технический , предоставляющий удобную среду для организации учебного процесса и эффективного интерактивного взаимодействия;
- организационный , определяющий типы взаимосвязи и права участников образовательного процесса;
- информационный , отвечающий за наполнение системы контентом и перманентное, динамичное его обновление.Современный образовательный процесс должен рассматриваться как проект создания нового уникального контента и связывания различных его составляющих между собой. Реализация такого проекта требует наличия удобной среды, позволяющей участникам проекта совершать любые действия относительно представления, обсуждения и классификации публикуемого материала. Для того чтобы обеспечить такие возможности, необходимо прибегнуть к бурно развивающимся на сегодняшний день и активно внедряющемся во все сферы жизнедеятельности человека, технологиям Web 2.0.Технологии Web 2.0 в образовании
Новый термин - Web 2.0 был введен в статье Тима О"Рейли 30 сентября 2005, в которой он рассказал о новой концепции Web, дав следующее определение «Web 2.0: Web - как платформа», рассматривая Web 2.0, в первую очередь, как множество правил и практических решений для ведения эффективного, социально- ориентированного бизнеса.
Понятие Web 2.0 многогранное и трудно формулируемое, в связи с чем, его стоит рассматривать не только с позиции бизнеса, но и с позиции образовательного процесса и образовательной системы в целом.Эволюция Web привела к смене принципов взаимодействия пользователей с ресурсами. В основе Web 2.0 лежат не ресурсы, а пользователи, их знания, их взаимодействие. Веб-документ (веб-страница) становится веб-приложением, а Интернет и все предоставляемые им возможности, начиная с поиска (поисковой машины) - услугой.
Под веб-приложениями понимаются приложения, функциональные возможности которых обеспечиваются сервером и доставляются конечным пользователям по сети.Среди ключевых веб-дванольных технологий следует выделить технологию Ajax (Asynchronous JavaScript), - технологию создания динамических интерфейсов веб-приложений, основанную на асинхронном фоновом обмене данными в XML формате между сценариями написанными на JavaScript и сервером. Применение Ajax технологии позволяет достичь повышения удобства работы, простоты использования (usability) и расширенной функциональности разрабатываемых веб-приложений, стирая различия между обычными и веб-приложениями (Благодарю за конструктивные пояснения и вдохновение loosa ).Таким образом, если c Web 1.0 в сети мы имели возможность пользоваться только одиноко отстоящими и никак не связанными между собой сайтами со статичной информацией, и такого же типа форумами для общения и обсуждения важных проблем, то сегодня им на смену вместе с концепцией Web 2.0 пришли совершенно новые способы коммуникации, в частности:- Wiki-системы - гипертекстовые среды (веб-сайт) для сбора и структурирования письменных сведений, которые характеризуются такими признаками, как: множество авторов; возможностью многократно править текст посредством самой среды (веб-сайта), без применения приложений на стороне редактора; возможностью наблюдать за динамикой изменений сразу после их внесения; разделять информацию на порции, имеющие свое название (категорию); особым языком разметки, позволяющим легко и быстро размечать в тексте структурные элементы, форматирование, гиперссылки и т. п.; учитывать изменения (контроль версий) текста и возможность отката к ранней версии документа.- Системы совместного создания и редактирования контента (сollaboration editing), например, GoogleDocs, GoogleWave и др., обеспечивающие возможность совместного одновременного доступа к документу, работу с ним и его обсуждение.- Живой блог (англ. blog, от Web log, виртуальный «сетевой журнал или дневник событий») - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративные, клубные) или общественными (открытыми). По содержанию - тематическими или общими. Так же блоги могут объединяться в сети блогов, по тематическим признакам или по другим критериям. Для блогов характерна возможность ознакомления с материалом одновременно многими пользователями сети Интернет и оставления отзывов к записям непосредственно в электронной среде; публичность. Эта возможность позволяет использовать блоги в качестве среды сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, новостными группами, веб-форумами и чатами. Появление и быстрое распространение блогов вписывается в концепцию Web 2.0, создавая так называемую «редактируемую Паутину» (writeable Web). В новых интернет-проектах существует также аббревиатура UGC - User Generated Content (контент, создаваемый самими пользователями). Живость блогу придает именно способность обновлять свое содержимое без вмешательства пользователей (технология Ajax).- RSS - семейство XML-форматов, предназначенных для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т.п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами либо самим браузером. Первоначально эта технология использовалась на новостных ресурсах и в блогах, но постепенно сфера применения расширилась, и теперь подписка на свежий информационный контент может быть искусно внедрена и в образовательный процесс.- Вебинар - он-лайн семинар, лекция, курс, презентация, организованный при помощи web-технологий, целью которого является максимально эффективно обеспечить доставку контента к слушателю. Проведение вебинара позволяет охватить широкую аудиторию не только пассивных участников, но и дает возможность проявить желающим активность. Вебинар как современный телекоммуникационный инструмент образовательного процесса достаточно перспективен, т.к. прежде всего вызывает огромную заинтересованность у участников в его проведении.Все названные технологии и открывающиеся, благодаря их использованию, возможности, способствуют формированию сетевых тематических сообществ и их росту, подобно большим городам, которые самоорганизуются на удобных площадках (Благодарю за идеи и поддержку Илью w-495 Никитина ).Активность современных сетевых сообществ настолько велика, что журнал «Тайм» в 2006 году назвал сетевого автора человеком года и поместил на обложку своего журнала слово «You» (Вы). Основной особенностью является то, что почетный титул заслужил не потребитель - читатель и зритель каналов, а тот, кто сам активно участвует в формировании содержания. В формат нового типа непременно должны перестроиться и все образовательные отношения с целью повышения качества обучения и достижения синергетических эффектов благодаря коллективному взаимодействию.Заключение
На основе проведенного анализа современных образовательных тенденций и ключевых технологий Web 2.0 можно заключить, что представляется не только целесообразным, а и неизбежно необходимым внедрять в образовательный процесс интеллектуальные Web-технологии, подключать ресурсы и использовать возможности, предоставляемые Интернет-средой. Это позволяет активно вовлекать в образовательный процесс всех его участников, повышать мотивацию обучения, и соответственно качество образования.Реализация модели Образования 2.0 на практике требует использования и творческого осмысления бурно развивающихся на сегодняшний день и активно внедряющихся во все сферы жизнедеятельности человека технологий Web 2.0.

В последние годы в Интернет-сообществе появился термин «Образование 2.0». Возник он по аналогии с термином «Веб 2.0», обозначающим новую парадигму в рамках www-сервиса сети Интернет. В марте 2008 года компания Google даже провела в Москве конференцию «Образование 2.0»; создан сайт edu20.ru с тем же названием. Блоги и электронные версии интернет-изданий пестрят статьями на тему Образования 2.0... лишь педагогическое сообщество молчит.

В подавляющем большинстве публикаций, где используется данный термин, его значением является использование технологий Веб 2.0 в образовании согласно формуле «Образование 2.0 = Образование + Веб 2.0» (наиболее яркими являются, на наш взгляд, и ). Иногда Образование 2.0 понимается несколько шире - как построенное на использовании информационных технологий в учебном процессе. Конечно, у каждого есть право придумать какой угодно термин и вложить в него какой угодно смысл; однако в случае с Образованием 2.0 ситуация несколько иная: утверждается (цитата с титульной страницы сайта edu20.ru), что «развитие интернет-технологий изменяет саму сущность образовательного процесса». Нам такой подход представляется в корне неверным (никакие частные технологии, даже такие мощные, как информационные, не изменят ситуации, пока не будет пересмотрена сама парадигма образования на современном этапе развития общества), и мы поэтому предлагаем придать термину «Образование 2.0» совершенно иной - педагогический - смысл , речь о котором и пойдет ниже. Думается, что пока этот термин циркулирует только в Интернет-сообществе, не поздно вмешаться и заявить о своем понимании проблемы.

Но обо всем по порядку. В сентябре 2005 года Тим О"Рейли, широко известный в Интернет-сообществе пропагандист программных продуктов с открытым исходным кодом и ярый сторонник, по его собственному выражению, «открытого распространения знания об инновациях», опубликовал знаковую статью «Что такое Веб 2.0» . Многие до сих пор считают этот термин простым маркетинговым ходом, не несущим в себе нового содержания. Однако даже поверхностный анализ парадигмы Веб 2.0 сразу же обнаруживает ее удивительное сходство с современными инновационными подходами в образовании. Более того, те принципы, о которых адепты Веб 2.0 заговорили только в XXI веке, в образовании были провозглашены гораздо раньше. К сожалению, очень многое до сих пор остается на бумаге, если не считать отдельных экспериментальных площадок, зачастую плохо вписывающихся в практику массового образования.

В качестве базовых в Веб 2.0 обычно называются принципы интерактивности, синдикации и социализации . Кратко их можно описать следующим образом.

Интерактивность. Веб 2.0 - это платформа , то есть такая технология наполнения сайта содержанием, когда он становится тем лучше, чем больше людей им пользуются - посетители активно формируют сайт, наполняя и многократно редактируя его содержание. В Веб 1.0 содержание сайта (во всяком случае, значительной его части) определялось разработчиками, а не пользователями; сайт являлся в основном носителем информации , подобно бумажной книге. Платформы же Веб 2.0 выступают, по выражению О"Рейли, лишь посредниками между пользователями в обмене их онлайновым опытом, то есть их личным живым знанием.

Синдикация (mash-up) - полное или частичное использование в качестве источников информации других сервисов Интернет (например, так называемых RSS-каналов), за счет чего пользователю предоставляется новая функциональность для работы. Сервис, использующий mash-up, может также становиться источником информации для других mash-up сервисов. Таким образом образуется сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с другом.

Социализация - использование технологий, которые позволяют создавать сообщество . В это понятие обычно включаются: возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны для пользователя, чтобы реализовать его уникальность; поощрение, поддержка и доверие «коллективному разуму»; технологии, которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставят пользователям дополнительные цели присутствия на сайте (соревновательный элемент, система репутаций и пр.)

Удивительно, но эти принципы для педагогов, активно занимающихся инновационным образованием, не являются новыми! По всей видимости, педагоги смотрели далеко вперед - Образование 2.0 (как явление, а не как термин) возникло задолго до Веб 2.0.

Итак, что же мы понимаем под Образованием 2.0?

Классическими работами Дэниела Белла в научный обиход введено понятие постиндустриального общества , то есть такого общества, где знания превалируют над капиталом, где доминирующим производственным ресурсом является информация, а наиболее ценными качествами работника - уровень образования, обучаемость, креативность, способность к непрерывному самосовершенствованию и повышению квалификации в течение всей жизни (см., например, ). Между тем повсеместно распространенная сегодня классно-урочная образовательная система, берущая свое начало и мало изменившаяся по сути со времен двухлетней Шарош-Патакской начальной школы, созданной Яном Коменским в 1652 году, возникла в эпоху становления индустриального способа организации общества, где от работника требовалось в первую очередь умение точно выполнять определенные вышестоящим начальником рутинные личностно не значимые операции, работать по заранее известной программе, составленной кем-то другим.

Современный постиндустриальный этап развития общества вступил в явное противоречие с классно-урочной парадигмой, и под Образованием 2.0 мы понимаем совокупность таких базовых принципов и основанных на них образовательных систем, которые адекватны цели образования в постиндустриальную эпоху - созданию условий для наиболее полного раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося, развития у него личной предприимчивости, навыков самообразования, умения принимать ответственные решения в ситуации выбора .

Перейдем к рассмотрению базовых принципов Образования 2.0. В том или ином виде они неоднократно формулировались многими педагогами - как теоретиками, так и практиками, начиная с классической статьи Л. Толстого «Воспитание и образование» и заканчивая работами наших современников И. Иллича , М. Балабана , А. Лобка , А. Тубельского и многих других. Еще раз отметим, что эти принципы появились намного раньше практически тождественных им постулатов Веб 2.0, что и дает нам право переопределить термин «Образование 2.0».

Как и в Веб 2.0, выделим в Образовании 2.0 три базовых принципа: субъектность, избыточность и сотрудничество .

1. Принцип субъектности. В Образовании 1.0 (в традиционной классно-урочной системе) под содержанием образования обычно понимается «подлежащая усвоению учащимися часть социально-культурного опыта, отобранная в соответствии с образовательными целями» ; такое содержание определяется образовательной программой (в том числе совокупностью учебных программ по предметам учебного плана ). В Образовании 2.0 содержанием образования является деятельность, направленная на усложнение (уменьшение неопределенности, структуризацию, повышение членораздельности) личной картины мира обучающегося в той или иной предметной области - О. Леонтьева предложила для обучения, являющегося частью такого образования, термин фрактальное (от слова fraction - дробь, частица). Таким образом, в Образовании 2.0 не существует составленных заранее, в отрыве от обучающихся, учебного плана и программ. Содержание образования всегда субъектно, то есть формируется не составителями программ, а самими обучающимися «здесь и сейчас», в ходе их личного движения в мире большой культуры по индивидуальным образовательным траекториям.

Непосредственным следствием из этого принципа является тезис о субъективности всякого знания (в противовес теории «объективного знания» Платона и пансофизму Яна Коменского, лежащим в основе классно-урочной системы). Знание понимается в первую очередь как надстройка над личным опытом , продукт психической деятельности по осмыслению и структуризации этого опыта. Школа (в широком смысле) - это не учреждение, где организуется трансляция «системы знаний» обучающимся (пусть и в сколь угодно передовых компьютерных технологиях). Школа - это в первую очередь специально организованное пространство (платформа, если говорить языком О"Рейли) для обмена частным знанием участников образовательного процесса. Безусловно, в этом обмене участвует и частное знание других людей (удаленных в пространстве или во времени), закрепленное в артефактах культуры, в том числе и в специальной учебной литературе. Но при этом учебник из «носителя объективного знания» превращается лишь в один из элементов образовательной среды.

2. Принцип избыточности является необходимым условием для реализации принципа субъектности. Личное знание обучающихся не формируется по образовательной программе, а развивается в специально организованной избыточной образовательной среде . Под избыточностью мы понимаем насыщение образовательного пространства носителями знания - разновозрастность состава обучающихся (партнерами по учебной коммуникации являются не только учитель или учебник, но и другие обучающиеся), наличие разнообразной литературы (а не только учебников), возможность работы с экспертами (совсем не обязательно профессиональными педагогами), с телекоммуникационными сетями (Интернет, локальные электронные ресурсы), организация предметно-практической деятельности (работа с лабораторным оборудованием, с артефактами культуры, реальная продуктивная деятельность). Такая заведомо избыточная образовательная среда дает возможность каждому обучающемуся накопить необходимый для развития личного знания опыт деятельности, выстроить личную образовательную траекторию.

Работа педагога в образовательной системе, построенной на принципах Образования 2.0, состоит не в изучении программы , а в организации разнообразной деятельности обучающихся в образовательной среде . М. Балабан, пусть и несколько грубовато, характеризовал различие этих подходов на примере содержания крупного рогатого скота: при стойловом содержании мы составляем «наиболее полезный», с нашей точки зрения, рацион и скармливаем его животным; при выпасном содержании мы должны заботиться лишь о том, чтобы разгонять животных по лугу и обеспечивать наличие на этом лугу разнообразной растительности (т. е., возвращаясь к образованию, организовывать интенсивное и разнообразное взаимодействие обучающихся с миром большой культуры, накопление их личного опыта и его дальнейшее структурование).