Негативные последствия информационных технологий: психологическая характеристика. Выступление «Позитивные и негативные последствия применения информационных технологий в обучении

С каждым днём техника и различные современные технологии всё прочнее входят в нашу жизнь, и сегодня мы уже не представляем ни одного дня без них. Различные приборы и технологические новинки - от компьютеров, электронных книг, планшетов и смартфонов, до социальных сетей и компьютерных игр - всё это не просто изменило нашу жизнь, но и наши привычки, которые как помогают нам в жизни, так и усложняют её, формируя зависимости и меняя наш характер.

Когда мы говорим о негативном влиянии техники на нашу жизнь, то обычно вспоминаем в первую очередь - воздействие источников электромагнитного излучения, например, компьютера. Действительно, источники слабого электромагнитного излучения, действующего в течение длительного промежутка времени, являются опасными. К таким источникам, помимо компьютера, относятся также аудио- и видеотехника, мобильные телефоны, телевизоры и бытовая техника. Под влияние электромагнитного излучения попадают нервная, иммунная, половая и эндокринная системы организма.

Это то, что знают о влиянии современной техники и технологий, хотя бы поверхностно, многие из нас. Однако это ещё не всё. Поговорим о другой, не менее важной, стороне такого влияния. Ранее в статье « » уже упоминалось о том, что 85% людей испытывают приступы ярости, истерики, сильного стресса, доходящего до нервного срыва, и другие нервные расстройства от… проблем, возникающих в работе технологических устройств.

Так, «синдром песочных часов» - развивающийся от одного только ожидания при работе за компьютером, когда на экране курсор застыл в виде песочных часов - может вызвать отчаяние, чувство бессилия и панику.

В то же время, такая незаменимая вещь, как Интернет, также имеет свою обратную сторону. Японские и английские медики детально исследовали вопрос о том, как . Поводом к подобным исследованиям стало возрастающее число жалоб пациентов на проблемы с памятью.

Итоги исследования, поведённого в одной из японских больниц среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, удивили не только учёных. Оказалось, что новое поколение, приученное к устройствам «внешней памяти», утрачивает основные функции памяти. Люди всё хуже запоминают новую информацию, становятся не способными выделить из большого объёма информации необходимое.

Современная техника, Интернет всегда под рукой, и уже нет необходимости держать что-то в памяти, куда проще найти нужную информацию в Сети.

Что касается социальных сетей и подобных современных средств связи, здесь ситуация также не оптимистична. Социальные сети, используемые многими для расширения круга общения, завязывания новых контактов и т. п., лишь усиливают чувство одиночества.

Если говорить об украинцах, то, по словам экспертов, тратя до 27 часов в месяц или чуть менее одного часа в день на общение в социальных сетях.

Продолжение следует…

Стремительное развитие производительных сил, вызванное нарастанием научно-технического прогресса, приводит к увеличению мощи человека. Но как, во имя чего эта мощь используется? Кто извлекает выгоду из непрерывно растущего могущества человека? Чтобы сделать обсуждение этих вопросов более конкретным, следует обратиться к основным направлениям, основным линиям, по которым осуществляется научно-технический прогресс.

1. Мы знаем, что на современном технологическом этапе научно-технического прогресса определяющая, стержневая роль, роль катализатора производственной и управленческой деятельности принадлежит информационной технологии. Она начала интенсивно развиваться с 40-х годов нашего столетия и за полвека достигла необычайного размаха и таких технических результатов, о которых нельзя было и мечтать несколько десятилетий назад. Первые гигантские компьютеры совершали всего несколько тысяч операций в секунду. Новейшие суперкомпьютеры выполняют уже миллиарды операций в секунду. Потребление ими энергии уменьшилось в сотни раз. Первые компьютеры занимали несколько больших помещений и требовали для своего изготовления сотни километров проводов. Современные микрокомпьютеры помещаются на письменном столе, и управлять ими может практически любой человек. В связи с новейшими открытиями в области высокотемпературной сверхпроводимости можно ожидать, что к середине 90-х годов компьютеры, совершающие десятки триллионов операций в секунду и обладающие памятью, способной вместить информацию, содержащуюся в миллионах книг, не будут превышать размеров человеческого черепа. В настоящее время ведутся работы по созданию искусственного интеллекта. Компьютеры с искусст­венным интеллектом смогут осуществлять довольно сложные логические рассуждения, им можно будет поручать решение сложнейших задач, связанных с научными исследованиями, проектированием машин и целых предприятий. Они смогут автоматически управлять гибкими производствами и избавят множество рабочих, инженеров и служащих от монотонной, рутинной работы. С помощью новейших персональных компьютеров можно будет создавать современные надомные производства, резко повысить производительность труда и изменить характер образования. Дети и взрослые получат возможность осваивать новую информацию в десятки раз быстрее, а научные знания, к которым сейчас имеют доступ лишь специалисты, станут достоянием сотен миллионов людей. Изменятся образ жизни людей, быт, общение, рухнут языковые барьеры. Компьютеры будут переводить научную литературу и документы с одного языка на другой почти без помощи человека.

На основании современной микроэлектроники уже сейчас действуют сотни тысяч роботов, сотни полностью автоматизированных производств. К концу столетия в строй вступят миллионы роботов нового поколения, способных понимать и передавать человеческую речь, обладающих цветным и объемным зрением, неутомимых, лишенных негативных эмоций, невозмутимых и крайне выносливых, автоматически действующих устройств, способных во многом заменить человека. К чему же все это приведет?

В условиях капиталистического общества даже в самых развитых странах существует огромная армия людей, исключенных в связи с научно-техническим прогрессом из сферы производственной деятельности. Несмотря на то что развитие информационной технологии приводит к созданию некоторого числа новых рабочих мест, армия безработных, порождаемая роботизацией и компьютеризацией производства, непрерывно возрастает. В развитых капиталистических странах появилась новая социальная болезнь, вызванная страхом перед современной компьютерной техникой и роботами,- «техностресс», а в перспективе число так называемых ненужных людей, исключенных из общественной жизни, может расти еще быстрее. Это объясняется тем, что капиталистические предприятия видят в информационной технологии прежде всего средство для извлечения прибыли. Следовательно, негативные последствия распространения этой технологии не результат применения компьютеров и роботов самих по себе, а следствие их капиталистического использования.

Напротив, в социалистическом обществе развитие и применение информационной технологии преследует другие цели, важнейшая из которых - создание условий для творческого труда и всестороннего развития человека. Поэтому внедрение компьютеров и роботов подчинено здесь не извлечению прибыли, а интересам человека. В настоящее время социалистические страны вступают на путь информатизации общества и стремятся использовать ее достижения для ускорения социально-экономического прогресса. Осуществляется систематическая переподготовка трудящихся. При этом развитие новых технологий планируется таким образом, чтобы все трудоспособное население было занято в общественно полезном труде. Но ведь и при социализме информационная технология сокращает долю живого человеческого труда в производстве материальных благ. Не приведет ли это и здесь рано или поздно к появлению безработицы? Безусловно, нет. Освобождающаяся в промышленности рабочая сила будет использоваться для гуманитарных целей, таких, как воспитание подрастающего поколения, создание лучших условий жизни для нетрудоспособных и престарелых, укрепление физического и духовного здоровья всех членов общества, охрана и восстановление природы. Все большее число людей будет получать доступ к знаниям. Образовательный уровень общества, а вместе с тем и его информационный интеллектуальный потенциал будут расти. Информационная технология приведет к ускорению производства новых знаний и их реализации в промышленности, сельском хозяйстве, медицине, управлении и т. д.

Возрастет и объем знаний о природе, о способах ее сбережения, о возможностях предельно экономного расходования и восстановления природных ресурсов. Таким образом, внедрение самой мощной из новых технологий позволит сделать и самый значительный шаг в установлении гармонических отношений между природой и человеком, обществом и средой его обитания. Использование современных компьютеров позволяет создавать точные и очень сложные математические модели (515) взаимодействия человека и природы. С их помощью можно точно рассчитывать процесс обмена между обществом и природой, полностью учитывать и строго дозировать объем необходимых природных ресурсов, а также создавать и, что особенно важно, автоматически контролировать безотходные замкнутые технологические циклы. Тем самым развитие информационной технологии и компьютеризации всех сфер общественной деятельности порождает новые возможности для восстановления нарушенного предыдущим развитием общества экологического равновесия.

2. Одной из важнейших глобальных проблем человечества является создание новых источников энергии. До сих пор главным достижением энергетической технологии остается использование атомной энергии. Однако оно таит в себе много опасностей и противоречий. С одной стороны, атомная энергия позволяет получать дешевое электричество и экономить природное топливо, а с другой - создает постоянную угрозу радиоактивного заражения окружающей среды. Но самая большая опасность таится в существовании ядерного оружия. Социалистические страны, борясь за мир и ядерное разоружение, внесли ряд предложений о сокращении количества ядерных боеголовок, ракет-носителей, о запрещении ядерных взрывов и т. д. Империалистические же круги под предлогом укрепления безопасности, которой в действительности никто не угрожает, стремятся сохранить свое ядерное могущество, что представляет собой угрозу не только существованию человечества, но и всего живого на земле.

Новейшие научные открытия позволяют надеяться, что к концу столетия человечество создаст управляемую термоядерную реакцию. Это предоставит в его распоряжение практически неисчерпаемые ресурсы энергии, с помощью которой можно будет преодолеть многие трудности, стоящие на его пути, сохранить многие полезные ископаемые и ограничить использование нефти, угля и природного газа лишь областью химического производства. Но для этого необходимо, чтобы все государства в мире, все экономические системы ставили во главу угла интересы человека, а не извлечение прибыли, не подчинение других народов. Такой подход возможен лишь с позиций социализма, с позиций социалистических духовных ценностей.

Вместе с тем производство атомной энергии связано с большими опасностями для человека и природы. Где бы ни произошла катастрофа на атомной электростанции, она может иметь самые тяжелые последствия для всего человечества, для экологической системы всей планеты. Поэтому перспектива дальнейшего развития энергетической технологии должна рассматриваться в тесном единстве с охраной естественной и искусственной окружающей среды. Противоречие между необходимостью охранять естественные источники энергии от исчерпания и негативными последствиями атомной энергетики может быть преодолено лишь на основе своеобразной «технологической диалектики», позволяющей избежать разрушительных для природы последствий технологического прогресса с помощью самого этого прогресса.

3. Современная химическая технология позволяет получать новые искусственные материалы, не существующие в природе, заменяющие натуральную кожу, древесину, каучук, шерсть, некоторые металлы и т. д.

Химизация создает высокоэффективные удобрения, медикаменты, средства борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Все это способствует лучшему использованию природных богатств, улучшению продуктивности сельского хозяйства, укреплению здоровья и увеличению продолжительности жизни людей. Вместе с тем химические отбросы загрязняют окружающую атмосферу, водоемы, почву, морское дно, В капиталистическом обществе, где каждый капиталист преследует свои личные цели, где существует частная собственность на землю и природные богатства, вредные последствия химизации почти невозможно предотвратить. Напротив, в социалистическом обществе химическая индустрия может быть использована для борьбы с вредными последствиями собственного производства. В СССР и других социалистических странах выделяются огромные средства для борьбы с загрязнением окружающей среды. В этом направлении достигнуты определенные результаты.

4. Научно-технический прогресс позволяет создать безотходную технологию. Используя достижения науки, современная промышленность и сельское хозяйство могут организовать технологический процесс так, чтобы отходы производства не загрязняли окружающую среду, а вновь поступали в производственный цикл как вторичное сырье. Здесь одновременно используются и современная восстановительная химия, и электронно-вычислительная техника. При социализме химизация и безотходные технологии позволяют провести целый ряд природоохранительных мер и вместе с тем резко улучшить искусственную среду обитания человека. На первый взгляд кажется, что создание безотходных технологий является чисто технической и инженерной задачей. В действительности же оно наводит на серьезные философские размышления. Ведь биологические системы, сложившиеся в природе в виде биоценозов, устроены так, что входящие в них животные, растения, микроорганизмы взаимно дополняют и обусловливают жизнедеятельность друг друга, причем отбросы жизнедеятельности одних могут служить предпосылкой жизнедеятельности других. Углекислый газ, выделяемый животными, поглощается растениями, а выделяемый последними кислород необходим для дыхания животных. Для человека, взаимодействующего с природой, сейчас во весь рост встала задача организовать это взаимодействие по аналогичной схеме. Необходимо добиться того, чтобы огромное количество уже накопленных отходов жизнедеятельности и производства было использовано для создания полезной продукции и вместе с тем перестало поступать в природные экосистемы, предотвращая тем самым их разрушение. Эта задача становится теперь глобальной и поистине судьбоносной для всего человечества.

5. Развитие биологии, особенно биотехнологии, генетики и генной инженерии, делает возможным уже в настоящее время управление наследственностью живых организмов. В ближайшем будущем промышленное применение генной инженерии позволит резко увеличить продуктивность сельскохозяйственных растений и животных. Достижения в этой области создают условия для ликвидации многих болезней, их профилактики, общего улучшения здоровья и повышения продолжительности жизни. Однако здесь возникает ряд проблем, нуждающихся в серьезном социально-философском и этическом осмыслении. Речь идет прежде всего о том, что сами по себе достижения современной науки, генной инженерии, биотехнологии не ведут однозначно, автоматически к заранее заданным, исключительно положительным последствиям. Характер этих последствий зависит и от объективных условий, и от субъективных факторов, таких, как уровень технологического развития, культура производства, нравственные и социально-политические установки, а также от характера социальной системы в целом. Так, современная микробиология и вирусология могут с помощью биотехнологии привести к созданию новых лекарств, новых пищевых концентратов для животных и людей, но могут и породить страшное биологическое оружие, вызвать тяжелые болезни, эпидемии и т. д. Новые удобрения и средства борьбы с сорняками и вредителями могут привести к увеличению урожаев, но в ряде случаев способны вызывать пищевые отравления. Сейчас существует как реальная возможность излечивать тяжелые наследственные недуги, так и возможность в преступных целях влиять на наследственность людей. Поэтому нравственные установки ученых и инженеров, сознание ими моральной ответственности за результаты научно-технического прогресса приобретают сегодня большое общественное значение. Вместе с тем прогресс в области биотехнологии может иметь и серьезные экологические последствия. Он может стать важным природоохранительным и природовосстановительным фактором, способствующим поддержанию нарушавшегося столетиями экологического равновесия, сохранение которого является одним из важнейших условий существования человечества. Именно поэтому так велика ответственность науки и технологии за наше будущее.

Человек, появившийся на земле в результате развития и усложнения жизни, оказался теперь в состоянии создавать новые формы живого, влиять на его изменение в глобальном и даже космическом масштабах. Это существенно меняет наше понимание сущности и всемирно-исторического значения человечества и вносит новые серьезные изменения в мировоззрение и картину мира (003, 105).

6. Особенно важную роль в современном обществе играет научная агротехнология. Дело в том, что на протяжении нескольких тысячелетий люди накопили огромный опыт земледелия и скотоводства, обеспечивавший им получение необходимого продовольствия. Но сейчас, в условиях так называемого демографического взрыва (309), многим странам и народам, особенно недавно освободившимся от колониализма, продовольственных запасов, создаваемых традиционным путем, не хватает. Современная наука разработала много эффективных способов интенсификации сельского хозяйства. Вместе взятые, они образуют новейшую агротехнологиго. К ним относятся применение высокоэффективных удобрений, использование новейшей сельскохозяйственной техники и электроники, проведение сложных гидромелиоративных работ, наконец, селекция и выведение высокопродуктивных пород скота, домашней птицы и новых видов сельскохозяйственных растений. Однако последствия применения этой агротехнологии различны в различных социальных системах. Так, некоторые страны Европы и Америки производят достаточное количество продовольствия, чтобы обеспечить им не только свое население, но и население других стран. При этом они нередко делают продовольствие своим политическим орудием, продавая и предоставляя его на льготных условиях странам, которые следуют их политическим курсом, и отказывая в этом другим.

Напротив, в социалистическом обществе, несмотря на ряд еще не преодоленных трудностей, порожденных застойными явлениями в экономике, делается все необходимое для того, чтобы обеспечить все слои населения высококачественными сельскохозяйственными продуктами. При этом ставится целью сочетать курс на постоянное повышение сельскохозяйственного производства с проведением всего комплекса природоохранительных мер, при­званных обеспечить сохранение плодородных почв, лесных массивов, лугов и пастбищ в интересах нынешнего и будущих поколений.

Мы рассмотрели лишь основные последствия научно-технического прогресса и некоторых современных технологий в различных социально-экономических системах. Вывод, вытекающий из этого, очевиден: характер последствий современного этапа научно-технического прогресса зависит не от самой техники и технологии, не от изолированных научных результатов, а от того, в каких условиях и ради достижения каких целей они применяются. Философский смысл нашего анализа заключается в том, что отношение человека к окружающему миру или общества к природе опосредствовано определенными социальными условиями. И если мы хотим сделать это отношение гармоничным и конструктивным, не ведущим к разрушению природы и вместе с тем обеспечивающим благоприятные условия развития человечества, то необходимо прежде всего создать соответствующие социальные условия.

Что же произошло здесь в XX веке и в каком положении

оказалась наука и техника сегодня, что сулят они и чем угро-

жают народам в грядущем? Это уже вопросы конкретные, практи-

ческие неизбежно приобретающие политическое звучание.

Еще сравнительно недавно - всего полвека назад наука

функционировала как бы с процессами, которые развивались в

сфере производства, не затрагивая общественные основы жизне-

деятельности людей. Несмотря на отдельные блестящие достиже-

ния естествознания, научные исследования в глазах многих ос-

тавались занятием важности которого можно было отдавать

должное, но которое нельзя было в широких масштабах включать

в сферу деловых интересов. Соответственно и деятельность

ученых продолжала восприниматься традиционно - лишь как не-

понятный широким кругам труд одиночек, занятых созерцанием

явлений природы. Положение изменилось после того, как в

Лос-Аламо было взорвано первое ядерное устройство. Стало

очевидным, что даже самые абстрактные разделы науки имеют

тесную связь с социально-экономической жизнью, с политикой.

Однако невиданное ранее непосредственное влияние науки

на дела людей обнаруживается, разумеется, не только в том,

что от военного применения ее открытым оказался вопрос жизни

только через атомные взрывы. Непосредственно характер этого

влияния дает о себе знать в сфере созидания, в повседневной

жизни населения. Какие это будет иметь последствия для само-

го человека и общества, в котором мы живем, и какие реаль-

ные, не требующие отлагательства социальные и человеческие

проблемы возникают в связи с этим сегодня. Если попытаться

коротко ответить на поставленные вопросы и определить тем

самым главную социальную проблему, то ответ может звучать

так: чем выше уровень технологии производства и всей челове-

ческой деятельности, тем выше должна быть степень развития

общества, самого человека в их взаимодействии с природой.

Подобный вывод был сделан давно: выявлена глубокая вза-

имосвязь развития науки и техники и социальных преобразова-

ний, а также развития человека, его культуры включая отноше-

ние к природе. Что же нового вносит новый тип развития науки

и техники? Он до предела обостряет возникшие здесь проблемы,

требуя именно высокого соприкосновения: новой технологии с

обществом, человеком, природой, причем это становится уже не

только жизненной необходимостью, но и непременным условием

как эффективного применения этой технологии, так и самого

существования общества, человека, природы. Эта проблема име-

ет широкое значение в современных условиях так как от того,

как она решается, зависит построение стратегии научно-техни-

ческого прогресса как силы, которая может либо угрожать, ли-

бо способствовать развитию человека и цивилизации. И здесь

на пути осознания гуманистической направленности науки ока-

зываются идолы технократизма.

Есть определенная логика в том, какие именно принципы

выдвигаются в данный момент на передний план, что им проти-

востоит реально, а что в качестве мнимой альтернативы. Логи-

ка эта определяется объективными и субъективными факторами

общественного развития в их связи с прогрессом и технологи-

Сложившуюся ситуацию коротко можно охарактеризовать

следующим образом. Предельная напряженность мысли человечес-

кой, сконцентрированная в современной науке, как бы пришла в

соприкосновение со своим "антимиром" - с извращающей силой

антигуманных общественных отношений, с отчужденной от под-

линной науки сферой ложного сознания,стремящегося быть мас-

совым и казалось бы, результат может быть только один - об-

щественный взрыв. Но он не происходит, или во всяком случае,

выражается хотя и в достаточно резких, но ограниченных фор-

мах. Дело обстоит так, во-первых потому, что специализация

науки зашла слишком далеко, чтобы любое соприкосновение со

сферой отчужденного массового сознания могло затронуть глу-

бинные, так сказать сущностные силы науки; во-вторых, пото-

му, что появились тенденции несущие "успокаивающий эффект" и

среди них не последнюю (если не первую) роль играют те мате-

риальные блага, которые оказались непосредственным образом

связаны с успехами науки и техники и ощутимо повлияли на

рост общественного массового потребления.

Эти последние тенденции не замедлили оформиться, если

не теоретически, то, во всяком случае идеологически - в со-

ответствующих технократических концепциях, которые абсолюти-

зируют значение науки и техники в жизни общества, утверждая

что они преобразуют его непосредственно и прямо минуя соци-

альные факторы.

В 1949 г. вышла в свет книга Ж.Фурастье "Великая надеж-

да XX века", ставшая знаменем буржуазно-реформистского тех-

нократизма. По мнению Фурастье, интенсивное техническое и

научное развитие открывают перед человечеством возможность

эволюции в сторону создания так называемого "научного об-

щества", избавленного от бремени политических, социальных,

религиозных и прочих антагонизмов. Наука и техника в этом

грядущем обществе станут основой жизнедеятельности не только

социального организма как целого, но в равной мере и отдель-

ных индивидов, входящих в состав этого целого. " Компьютер-

ная утопия", предложенная Фурастье, была оценена как "Вели-

чайшая надежда XX века". В более поздних своих работах фран-

том, чтобы сделать невозможным существование устаревшей сис-

темы ценностей и поставить фундамент для новой, а это, пола-

гае он будет связано с возникновением новой космической ре-

лигии, которая явится целительным началом, пронизывающим всю

ткань грядущего "научного общества". Эту реконструкцию со-

вершают, по Фурастье, приверженцы науки, точнее, теологи,

"проникнутые научно-экспериментальным духом и знакомые с ве-

личайшими достижениями науки".

Таков неожиданный на первый взгляд итог рассуждений

Ж. Фурастье, закономерный для технократического мышления.

Фурастье был один из первых, кто привлек внимание мировой

общественности к современным проблемам, называемыми глобаль-

ными, в том числе и к проблеме человека и его будущего в

связи с процессами развития науки и техники. Однако в случае

с Фурастье ярко видна закономерность перехода технократичес-

кого мышления от неумеренного оптимизма к пессимизму, от

переувеличенной надежды - к разочарованию, от абсолютизации

науки - к сомнению в ее возможностях и даже к религиозной

Взгляды Ж.Фурастье являются своеобразным истоком многих

других технократических воззрений. В этом легло можно убе-

диться, обратившись к образцам технократического мышления,

представленным, в частности, в труда американского социолога

Д.Белла, который говорит о грядущем "новом обществе", пост-

роенном структурно и функционально в прямой зависимости от

науки и техники. Д.Белл, полагает, что в этом, как он его

назвал, постиндустриальном обществе определяющими оказывают-

ся в конечном счете разные виды используемого в экономике

научного знания и поэтому главной проблемой становится орга-

низация науки. В соответствии с этим "постиндустриальное об-

щество" по Беллу, характеризуется новой социальной структу-

рой, базирующейся не на отношениях собственности, а на зна-

нии и квалификации. В книге "Культурные противоречия капита-

лизма" - провозглашенные ранее идеи Белл доводит до разрыва

между экономикой и культурой в соответствии с концепцией

"разобщенности сфер".

Имеется немало сторонников линии "технократического

мышления", которые считают, что воздействие науки и техники

на человека и общество, особенно в наиболее развитых странах

мира, становится сильным источником современных перемен.

Так, З.Бжезинский в своей книге "Между двумя веками" утверж-

дает, что постиндустриальное общество становится технотрон-

ным обществом в результате непосредственного влияния техники

и электроники на разные стороны жизни общества, его нравы,

социальную структуру и духовные ценности. Хотя З.Бжезинский,

как и многие другие стороники технократических идей, посто-

янно говорил о социальных изменениях, имеющих глобальный ха-

ются им лишь для того, чтобы доказать способность общества

Технократические тенденции весь отчетливое развитие по-

лучили у Г.Кана и У.Брауна: "Следующие 200 лет. Сценарий для

Америки и всего мира". Затрагивая в ней вопрос о роли и зна-

чении науки и техники (являются они силами добра или зла),

ществует между человечеством и наукой и техникой. Обретя мо-

гущество с помощью науки и техники, человечество подвергает

себя опасности, которая в них заключена. Авторы, однако выс-

пупают против проведения политики направленной на прекраще-

ние или замедление научно-технического прогресса. Напротив,

они считают необходимым в отдельных случаях ускорять это

развитие, сохраняя осторожность и бдительность с целью пре-

дотвращения или уменьшения возможных неблагоприятных пос-

возникновения в сравнительно полном объеме "супериндустри-

альной экономики", многосторонняя тенденция развития запад-

ной культуры выразится в непрерывном экономическом росте,

технологических усовершенствованиях, рационализме и ликвида-

ции предрассудков, наконец, в открытом бесклассовом общест-

ве, где утвердится вера в то, только люди и человеческая

жизнь являются абсолютно священными.

В западной философии все в большей степени обнаружива-

ется стремление избежать популяризации технократизма. К.Яс-

перс отмечает, что в Европе почти исчез прометеевский инте-

рес перед техникой. Отвергая представление о "демонизме"

техники, К.Яперс считает, что она направлена на то, чтобы в

ходе преобразования трудовой деятельности человека преобра-

зовать и самого человека. Более того, по его мнению, вся

дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредс-

твом которого он подчинит себе последствия научно-техничес-

кого развития. По Ясперу "техника- только средство, сама по

себе она не хороша. Все зависит от того что из нее сделает

человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь

вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит

он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может

быть ею достигнуто, она лишь игрушка в руках человека.

К.Ясперс сформулировал ясную программу, которая в осо-

бенности касается новой техники, способной коренным образом

изменить структуру человеческой деятельности. Использование

"высоких технологий" создает принципиально новую ситуацию в

сфере производства, быта, отдыха, во многом меняет мировозз-

рение и психологию людей.

Обращаясь к социальным проблемам, возникающим всвязи с

применением новой технологии, английские исследователи -

член Национального совета по экономическому развитию Я.Бен-

сон и социолог Дж.Мойд считают, что "быстрые технологические

измемения, развертывающиеся в условиях свободного рынка,

влекут за собой чрезмерные экономические, социальные, лич-

ностные издержки со стороны той части общества, которая ме-

нее всего в состоянии их выдержать".

Последствия научно-технического прогресса породили с

свое время на Западе различные технократические теории. Их

суть сводилась к идее о том, что всеобщая технизация жизни

способна решить все социальные проблемы. Широкое распротра-

нение получила концепция "постиндустриального" общества

(Д.Белл и другие), согласно которой обществом станут управ-

лять организаторы науки и техники (менеджеры), а определяю-

щим фактором развития общественной жизни станут научные

центры. Ошибочность ее основных положений заключается в аб-

солютизации, гипертрофировании роли науки и техники в ощест-

ве, в неправомерном переносе организаторских функций из од-

ной, узкой сферы на все общество в целом; тут происходит за-

мена целого оной из ее составных частей. Ни техника, ни нау-

ка сами по себе не в состоянии решать сложные политические

проблемы. Не надо забывать и о том, что техника составляет

лишь часть производительных сил, притом не самую главную.

Человек, как главная производительная сила общества совер-

шенно выпал из поля зрения сторонников данной концепции. В

этом и есть ее главное заблуждение.

В последние годы получили распространение и прямо про-

тивоположные концепции технофобии, то есть страха перед

всепроникающей и всепоглощающей сило техники. Человек ощуща-

ет себя беспомощной игрушкой в "железных тисках" научно-тех-

нического прогресса. С этой точки зрения научно-технический

прогресс принимает такие масштабы, что грозит выйти из под

контроля общества и стать грозной разрушительной силой циви-

лизации, способной нанести непоправимый вред природе, как

среде обитания человека и самому человеку. Безусловно, это

вызывает тревогу всего человечества, но не должно принимать

характера неотвратимой роковой силы, ибо тем самым невольно

умаляется значение разумных начал, присущих самому челове-

Человек в информационном обществе

Информационная культура

В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

Степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы (???).

Информационная культура проявляется в следующем:

В конкретных навыках по использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

В способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

В умении извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций;

В умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;

В знании аналитических методов обработки информации;

В умении работать с различными видами информации.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

Расщепление реальности и расщепление личности

Виртуальная реальность (Virtual reality - VR) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются:

Моделирование в реальном масштабе времени;

Имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;

Возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Наиболее распространенным видом виртуальной реальности являются компьютерные игры.

Компьютерная игра (Computer game) - игра, построенная с использованием мультимедийных возможностей компьютера. Можно долго спорить, насколько компьютерные игры соотвествуют реальности и как они влияют на психику и поведения игрока, но их роль в формировании личности уже неоспорима. Чего стоит феномер расщепления личности, когда молодой человекне только полностью "погружается" в виртуальную реальность игры, но и играет там одновременно несколько ролей, управляя несколькими персонажами. Феномен расщепления личности, характерный для шизифрении, пока не отмечен.

Но отмечен феномен познания реальности через мир компьютерных игр, когда социализация происходит не только путем чтения книг, учебников и общения со взрослыми, но и через компьютерную игру, особенно стратегиии. Компьютерные игры тренируют скорость воприятия и обработки информации, так необходимые для совремнной жизни.

В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие - характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», - написал Тоффлер. «Футуршок» - буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений.

Основные тенденции развития информационных технологий

Глобализация. Компании могут с помощью ИТ вести дела на мировом рынке, где угодно, немедленно получая исчерпывающую информацию. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Получение преимуществ за счет постоянного распределения информационных расходов на более широкий географический регион становится необходимым элементом стратегии.

Конвергенция. Стираются различия между промышленными изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами его получения, их профессиональным и бытовым использованием. Передача и прием цифровых, звуковых и видеосигналов объединяются в одних устройствах и системах.

Усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных, служб эксплуатации и экспертного обеспечения имеет тенденцию к постоянному развитию и усложнению. В то же время интерфейсная часть ИТ при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, делая все более комфортным интерактивное взаимодействие пользователя и системы.



Способность к взаимодействию (Interoperability). Проблемы оптимального обмена данными между компьютерными информационными системами, между системой и пользователями, проблемы обработки и передачи данных и формирование требуемой информации приобрели статус ведущих технологических проблем. Современные программно-аппаратные средства и протоколы обмена данными позволяют решать их во все более полном объёме.

Ликвидация промежуточных звеньев (Disintermediation). Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта к потребителю. Становится ненужной цепочка посредников, если есть возможность размещать заказы и получать требуемое непосредственно с помощью ИТ.

Негативные последствия информатизации и их преодоление.

положительные последствия Отрицательные последствия
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Свободное развитие индивида. Информационное общество . Социализация информации. Коммуникативное общество. Преодоление кризиса цивилизации "Автоматизация" человека. Дегуманизация жизни. Технократическое мышление. Снижение культурного уровня. Лавина информации. Элитарное знание (поляризация). Изоляция индивида
ПОЛИТИКА
Расширение свобод. Децентрализация. Выравнивание иерархии власти. Расширенное участие в общественной жизни Снижение свобод. Централизация. Государство-"надзиратель". Расширение государственной бюрократии. Усиление власти благодаря знаниям. Усиление манипуляции людьми
ХОЗЯЙСТВО И ТРУД
Повышение продуктивности. Рационализация. Повышение компетентности. Рост богатства. Преодоление кризиса. Экономия ресурсов. Охрана окружающей среды. Децентрализация промышленности. Новая продукция. Улучшение качества. Диверсификация Все возрастающая сложность жизни. Обострение промышленного кризиса. Концентрация. Подверженность кризисам. Стандартизация. Массовая безработица. Новые требования к мобильности трудящихся. Дегуманизация труда. Стрессы. Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран "третьего мира". Улучшение обороноспособности страны Усиление взаимозависимости. Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга - Запада. Уязвимость. Усиление опасности новой войны

Информационные технологии и системы в туризме (виды информационных технологий в туризме, классификация информационных систем в туриндустрии, структура автоматизированных систем управления объектами туриндустрии).

ИТ в туризме делятся на 2 группы:

Современные средства оргтехники (ССОТ)

Персональный компьютер

Современные средства связи

Офисная техника (ксерокс)

Автоматизированное рабочее место

Аудио- и видеотехника

Новые прикладные программы (для определенной сферы деятельности)

Локальные вычислительные сети

Глобальные вычислительные сети и Интернет

Мультимедиа

Системы бронирования и резервирования

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема - это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы Применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем.

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное, правовое и другое обеспечение.

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание пользователей, решение задач с применением ЭВМ и других технических средств управления в установленных режимах работы.

Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИТ. Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу АИТ.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств.

Информационные системы в управлении спортивными соревнованиями (виды и классификация информационных технологий и информационных систем, используемых на спортивных объектах; структура автоматизированных систем управления объектами ФКиС).

ИС должна обеспечивать реализацию следующих функций:

Своевременное представление данных от подчиненного объекта (или объекта более низкого уровня иерархии в отрасли) до необходимого уровня принятия решения в требуемом виде (документ, видео- звукозапись др.);

Сбор, систематизацию, накопление, обработку, выдачу, отображение и передачу указанной информации в целях ее анализа и обобщения, выработки вариантов решения;

Своевременное доведение решений в виде документов и распоряжений до подчиненных подразделений;

Контроль исполнения поручений;

Информационное обеспечение спортивных мероприятий;

Обеспечение учебно-тренировочного процесса автоматизированными средствами поддержки

Американские врачи описывают всё новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Специалисты описали восемь наиболее распространённых психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь.


Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьёзно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится всё сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и сконцентрироваться на содержании. И медики уверяют, что это далеко не последние последствия, которыми наградили нас современные технологии. И некоторые из них уже официально признаны заболеванием.

Номофобия (страх остаться без мобильного телефона)

Он развивается у людей, зависимых от мобильной связи. Заболеванию подвержены пользователи, которые старательно следят за развитием индустрии, и уделяют своему мобильному телефону более двух часов в день. И при отсутствии доступа к мобильному телефону, пациенты испытывают беспокойство. В клиническом случае заболевания человек без телефона впадает в настоящую панику.

В общей сложности, в США номофобией страдают практически 99% активных пользователей смартфонов. Для профилактики заболевания психиатры рекомендуют сократить использование смартфона до необходимого минимума – звонков близким. Почта и чтение новостей под определение «необходимого минимума» не подпадают.

Синдром фантомного звонка

Фанаты телефонов, также, часто подвержены синдрому фантомного звонка – у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего не самом деле не происходит.

Заболевание развивается на фоне стресса, и тоже очень широко распространено. Согласно исследованиям доктора Ларри Росена (Larry Rosen), который целенаправленно занимается изучением влияния мобильных технологий на психику человека, 70% людей, который называют себя закоренелыми фанатами современных технологий минимум раз в час испытывают ощущение того, что в их кармане вибрирует телефон – даже, если телефон предварительно выкладывают на стол.

Лечится синдром примерное как и стресс – при помощи индивидуального курса антидепрессантов, отпуска и отказа от высокотехнологических устройств на продолжительный срок.

Киберболезнь, или «цифровая морская болезнь»

Данный недуг появляется из-за злоупотребления использования смартфонов и планшетных компьютеров. Больных действительно «укачивает» от использования телефона – это поясняется визуальными эффектами интерфейса и расстройством вестибулярного аппарата.

Дело в том, что современные экраны слишком хорошо имитируют окружающую реальность – что дезориентирует мозг. Соответственно, чем выше качество картинки, тем больше вероятность возникновения данной проблемы. Сегодня этому заболеванию подвержены около 90% американцев – исследователи пока не могут привести точную цифру из-за разброса марок мобильных устройств.

Тем не менее, на тошноту и головокружение после длительного использования смартфона жаловалось подавляющее большинство участников тестов. На данный момент лечения у болезни как такового нет – врачи рекомендуют сократить время, проводимое с телефоном, планшетом и перед экраном компьютера.

«Эффект Google»

Страдающие от «эффекта Google» уверены, что знания им не нужны, поскольку любая информация находится на расстоянии клика. При этом заболеванию подвержены даже те, кто не разделяет подобного убеждения – мозг просто отказывается запоминать информацию, независимо от человеческой воли.

Сегодня в США им страдает около 40% подросток в возрасте до 25 лет. В долгосрочной перспективе внешне безобидный «эффект Google» чреват развитием склероза и болезнью Альцгеймера.

Facebook-депрессия

Это состояние выражается в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети, или же от их отсутствия. Психологи поясняют это тем, что в социальные сети люди, как правило, выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. Таким образом, у пользователя создаётся впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее, чем у него.

Исследователи Университета Мичигана отмечают, что процент молодых людей, страдающих от депрессии прямо пропорционален количеству времени, которое они уделяют социальной сети. В целом, заболевание рекомендуют лечить теми же средствами, что и обычную депрессию. Кроме того, психологи советуют пойти на отчаянный по современным меркам шаг, и просто удалиться из социальных сетей.

Интернет-зависимость

Страдающие ей постоянно хотят получить доступ в Сеть. Желание полностью вытесняет любые потребности, и вынуждает отказаться от работы и личной жизни. Зависимость уже собираются приравнять к наркомании.

Исследователи отмечают, что Интернет-зависимость в долгосрочной перспективе вырабатывает у людей сильный комплекс неполноценности в купе с низкой самооценкой. Кроме того, зависимость чревата деградацией социальных навыков, вплоть до неспособности вызвать «скорую помощь».

На данный момент психиатры рассматривают возможность медикаментозного лечения, но пока что рекомендуют больным изоляцию от мест, где им будет доступно подключение к Сети. Отметим, что в США один за другим открываются специальные лагеря для Интернет-зависимых, наподобие летних.

Онлайн игромания

Весьма схожа с ней зависимость от онлайн-игр, которая, однако, славится большей деструктивностью. Нередки случаи, когда игра затягивает человека в виртуальный мир, в результате чего он теряет работу, семью, а порой и жизнь.

К слову, это пока что единственная зависимость, порождённая миром высоких технологий, при которой у человека вырабатывается физическая необходимость играть, вплоть до возникновения абстинентного синдрома.

Согласно официальным данным, около 8% от общего населения США страдают от зависимости. Особенно ей подвержены люди в возрасте от 9 до 39 лет. На данный момент зависимость считается весьма опасной, и психологи разрабатывают комплексные программы по освобождению от неё.

Киберхондрия

Наконец, больные киберхондрией считают, что у них есть заболевание, о котором они вычитали в Интернете, и, как правило, не одно. В результате здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем.

Здесь серьёзную роль играет эдакое «кривое зеркало эффекта Плацебо» – человек на подсознательном уровне начинает убеждать себя в том, что он смертельно болен. Мозг активно собирает информацию, поступающую от органов восприятия, и человек начинает подмечать в себе все несущественные изменения, на которые он раньше не обращал внимания. Постоянное нервное напряжение, в конечном счете, приводит к появлению всевозможных заболеваний.

Принимая во внимание, что ипохондрия существовала задолго до появления Интернета, исследователи не берутся сказать, сколько точно людей подвержены киберхондрии. Тем не менее, заболевание начало встречаться чаще из-за доступности всевозможных справочных материалов в Сети.

А сколько из обозначенных в статье заболеваний выявили Вы у себя? Или быть может Вы наблюдаете у себя симптомы какого-иного негативного воздействия Интернет либо мобильных технологий? Делитесь в комментариях!

Темпы развития информационных технологий в современном мире становятся все больше и больше. Развивается компьютерная техника, совершенствуются уже имеющиеся приложения, создаются новые методы и средства информатизации общества.

В последнее время специалисты по IT-технологиям вплотную занялись разработкой интеллектуальных систем, внедряемых в различные сферы деятельности человека. Новые технологии открывают новые возможности, меняя наш мир и делая его более удобным. Но это удобство сопровождается изменениями в структуре потребностей и мотивации, изменением образа мысли и образа жизни, навыков и даже топологии телесности человека. Автоматизированными инновационными технологиями оборудованы как производства, транспорт, социальные учреждения, так и политические, экономические и культурные организации. Данный феномен изменяет, реконструирует все бизнес-процессы, происходящие в том или ином структурном подразделении предприятия. И, как и любые ноу-хау, инновации в сфере информационных технологий имеют свои последствия. Последствия эти могут быть как положительные, так и отрицательные, ведь революция в компьютерном мире открывает следующую страницу в развитии науки и общества в целом.

Электронно-вычислительные машины, объединяемые в глобальные компьютерные сети, электронная почта, конференции в режиме реального времени обеспечивают возможность рационального использования таких жизненно важных ресурсов, как время, здоровье, деньги. Огромные потоки и массивы информации, которые раньше обладали рутинными свойствами, сегодня становятся объектом деятельности компьютера, что позволяет экономить временные ресурсы сотрудников организации. Человеку дается возможность избавиться от рутинных работ и заниматься лишь активной творческой деятельностью, где требуется воображение, фантазия и креативность индивида. Телеработа, телекоммъютинг (telecommuting), расширение сектора SOHO (малый и домашний офис) позволяют работать дистанционно, и это является положительной стороной информатизации. Благодаря такой возможности очень часто стал применяться гибкий график работы для многих специальностей, причем затраты (такие как офисное помещение, транспортные расходы, производственная инфраструктура) всех участников существенно сокращаются.

Сотрудник организации может более эффективно использовать те временные интервалы, когда его организм работает максимально продуктивно. Появление новых интеллектуальных автоматизированных систем в аграрном и промышленном секторе может избавить человека от тяжелого ручного труда, что впоследствии положительно скажется на здоровье и продолжительность жизни населения. Также положительным аспектом информатизации является оптимизация работы многофункциональных центров, которые позволяют сократить бюджетные издержки, сэкономить время получателя госуслуг и расширить его возможности. Разработка электронного правительства обеспечивает повышение эффективности государственных функций во всех сферах общественного развития. Процесс информатизации - это процесс не только технический и технологический, но также и социальный, поскольку он воздействует на большинство сфер человеческой деятельности и на самого человека. На данный момент в обществе имеет место мнение, что технический прогресс имеет психопатологические последствия. Это способствует развитию и хронификации психических заболеваний, особенно заболеваний невротического плана. На самом деле психологические нагрузки, стресс, раздражительность людей увеличиваются, и это можно увидеть невооруженным глазом.

Развитие технических средств - актуальный процесс, который вызывает определенные психологически изменения. Эти изменения могут быть очень масштабными, например такие феномены, как киборгизация и инвалидизация. Киборгизация - такой процесс, при котором человек, имеющий технические средства, использует их постоянно, и даже не замечает этого, а при длительном неиспользовании техники остро ощущает и переживает ее нехватку. Прежде всего, это касается смартфонов, которые имеются у каждого современного человека. Мобильный телефон позволяет получить доступ к любой информации, находящейся во Всемирной паутине, позволяет связаться с людьми, находящимися в другой стране или на другом материке. Смартфон заменяет живое общение, люди все чаще используют смс-сообщения вместо звонков. Чрезмерное пребывание в виртуальном мире и социальных сетях вызывает зависимость от них, теряется чувство реальности, в которой требуется выполнение каких-либо обязанностей. Живое, открытое общение заменяется на виртуальное. Причем это происходит даже с самыми близкими людьми, друзьями, родственниками, членами семьи.

Отсюда очень часто вытекает непонимание, разногласия, конфликты. Кстати будет упомянуть об одном эксперименте, который провела семейный психолог детской поликлиники. Эксперимент вошел в книгу «Любить или воспитывать?». Суть эксперимента заключалась в том, что детям подросткового возраста предложили добровольно провести 8 часов без каких-либо гаджетов, компьютеров, радио и телевизора. Результаты испытания достаточно плачевны: из 68 участников до конца эксперимент довели только лишь трое. Оказалось, что выполнение, казалось бы, такой простой задачи очень сложно осуществить, не прилагая никаких усилий. У некоторых детей возникли суицидальные мысли, некоторые испытали острые «панически атаки», а также прямые вегетативные симптомы. Описанная ситуация позволяет сделать вывод, что уже в подростковом возрасте проявляется зависимость от социальных сетей и в целом от Интернета. Врачи описывают все новые и новые нарушения в поведении человека, которые вызваны негативным воздействием развития информационных технологий. Уже доказано, что чрезмерное увлечение Интернетом серьезно вредит способности концентрироваться на одном тексте более тридцати секунд. Людям становится все сложнее читать длинные статьи со сложными предложениями и концентрироваться на содержании.

Специалисты описали восемь наиболее распространенных психических недугов, которые часто развиваются у людей, активно использующих Интернет и мобильную связь. К их числу относятся номофобия (страх остаться без мобильного телефона), синдром фантомного звонка, киберболезнь («цифровая морская болезнь»), «Эффект Google», Facebook-депрессия, онлайн- игромания, киберхондрия и интернет-зависимость. Все эти нарушения разрешаются отказом от социальных сетей или снижением времени использования смартфона. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на данном этапе развития перед обществом как никогда остро стоит проблема информатизации. Противоречивый процесс всеобщей компьютеризации и информатизации грозит тяжелыми социальными последствиями.

Исчезает разнообразие идей, творческий подход к труду, снижается качество образования. В отличие от традиционного общества, сейчас наиболее ценным продуктом человеческой деятельности становится информация и связанная с ней интеллектуальная собственность, в которой воплощены огромные затраты средств, времени и труда.

Существенные изменения происходят в социальной структуре общества: мобильность экономики, основанной на высоких технологиях, привела к возрастанию социальной мобильности в обществе, поскольку теперь преимущество в продвижении по лестнице социальной иерархии имеет индивид, получивший необходимое образование и имеющий доступ к новейшей информации. Особенно важным обстоятельством является то, что в связи с этим меняется психология человека, где чувства «притупляются» и уходят глубоко вовнутрь его. При постоянной жизни в виртуальном пространстве и общении на «ты» с машиной у человека, особенно молодого, заглушается эмоциональная сторона психики и одновременно формируется безразличие к миру человеческих чувств. Это ведет ко все большему оскудению духовной жизни. Наблюдается общий ценностный и нормативный кризис у молодежи.

Потеря ориентации в ценностно-нормативной системе вызывает у молодежи либо чувство растерянности и утраты смыслообразующих ориентиров, либо стремление любой ценой добиться в жизни успеха и материального благополучия, надеясь при этом не на государство или власть, а исключительно на себя и свою семью . Однако необходимо признать также и огромное положительное влияние компьютеризации и информатизации на общество. Наше общество становится информационным, а отсюда следует, что оно становится более цивилизованным, более развитым, любой индивид может получить доступ к практически неограниченным объемам информации. Наше общество становится все более образованным .

Литература 1. Хахалева, О.А. Последствия развития информационных технологий в современном обществе / О.А. Хахалева // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 87-94.

Дорошенко Кристина Вячеславовна