Наследование js. Чем не являются прототипы? Запутывающая всех конструкция new

JavaScript – это язык, основанный на прототипах. Это значит, что свойства и методы объектов можно повторно использовать посредством общих объектов, которые можно клонировать и расширять. Это называется наследованием прототипов и отличается от наследования классов. Среди популярных объектно-ориентированных языков программирования JavaScript относительно уникален, поскольку другие известные языки (PHP, Python и Java) являются языками на основе классов, которые в качестве макетов для объектов используют классы вместо прототипов.

В этом мануале вы узнаете, что такое прототипы объектов, наследование и цепочки прототипов и как использовать функцию-конструктор для расширения прототипов в новых объектах.

Прототипы в JavaScript

Создайте новый массив:

Помните, что создать его можно также с помощью конструктора массива: let y = new Array().

Если посмотреть на [] нового массива y, вы увидите, что он имеет больше свойств и методов, чем объект x. Он унаследовал все это от Array.prototype.

y.__proto__;

Вы увидите свойство constructor в прототипе, для которого задано значение Array(). Свойство constructor возвращает функцию-конструктор объекта, которая является механизмом для построения объектов из функций.

Теперь можно объединить два прототипа, так как в этом случае цепочка прототипов будет длиннее. Он выглядит так: y-> Array -> Object.

y.__proto__.__proto__;
{constructor: ƒ, __defineGetter__: ƒ, __defineSetter__: ƒ, …}

Эта цепочка теперь относится к Object.prototype. Можно проверить внутренний [] на свойство prototype функции конструктора, чтобы увидеть, что они ссылаются на одно и то же.

y.__proto__ === Array.prototype; // true
y.__proto__.__proto__ === Object.prototype; // true

Также для этого можно использовать свойство isPrototypeOf():

Array.prototype.isPrototypeOf(y); // true
Object.prototype.isPrototypeOf(Array); // true

Можно использовать оператор instanceof, чтобы проверить, появляется ли свойство prototype конструктора в пределах цепочки прототипов объекта.

y instanceof Array; // true

Итак, все объекты JavaScript имеют скрытое внутреннее свойство [] (которое можно определить с помощью __proto__ в некоторых браузерах). Объекты могут быть расширены и наследуют свойства и методы от [] их конструктора.

Прототипы складываются в цепочки, и каждый дополнительный объект наследует все по этой цепочке. Цепочка заканчивается на Object.prototype.

Функции-конструкторы

Функции-конструкторы – это функции, которые используются для построения новых объектов. Оператор new используется для создания новых экземпляров на основе функции конструктора. Вы уже знаете некоторые встроенные конструкторы JavaScript (new Array() и new Date(), например); вы также можете создавать собственные пользовательские шаблоны для построения объектов.

Предположим, что вы создаете очень простую текстовую ролевую игру. Пользователь может выбрать персонажа, а затем класс персонажа (например, воин, целитель, вор и т. д.).

Поскольку каждый персонаж будет иметь множество характеристик – имя, уровень, количество набранных баллов — имеет смысл создать конструктор. Однако, поскольку каждый класс персонажа может иметь совершенно разные способности, нужно, чтобы каждый персонаж имел доступ только к своим способностям. Давайте попробуем добиться этого с помощью наследования прототипов и конструкторов.

Функция-конструктор изначально является обычной функцией. Она становится конструктором, когда экземпляр вызывает ее с ключевым словом new. По соглашению JavaScript функция-конструктор записывается с большой буквы.

// Initialize a constructor function for a new Hero
function Hero(name, level) {
this.name = name;
this.level = level;
}

Теперь у вас есть функция-конструктор Hero с двумя параметрами: name и level. Поскольку у каждого персонажа будет имя и уровень, для них имеет смысл наследовать эти свойства. Ключевое слово this будет ссылаться на новый созданный экземпляр; this.name в параметре name гарантирует, что новый объект будет иметь свойство name.

Создайте новый экземпляр с помощью new.

let hero1 = new Hero("Bjorn", 1);

Если запросить в консоли hero1, вы увидите новый объект с правильно установленными свойствами:

Hero {name: "Bjorn", level: 1}

Теперь, если запросить [] объекта hero1, вы увидите constructor Hero().

Object.getPrototypeOf(hero1);
constructor: ƒ Hero(name, level)

Как видите, пока что в конструкторе определены только свойства, а не методы. В JavaScript методы прототипов обычно определяются для повышения эффективности и удобочитаемости кода.

Мы можем добавить помощью prototype. Создайте метод greet().

// Add greet method to the Hero prototype


}

Поскольку greet() – это prototype в Hero, а hero1 является экземпляром Hero, метод будет доступен и для hero1:

hero1.greet();
"Bjorn says hello."

Если вы проверите [] в Hero, вы увидите доступную опцию greet().

Теперь нужно создать классы персонажей. Вкладывать все способности для каждого класса в конструктор Hero не имеет смысла, потому что разные классы будут иметь разные способности. Нужно создать новые функции-конструкторы и связать их с оригинальным Hero.

С помощью метода call() скопируйте свойства одного конструктора в другой. Создайте конструкторы Warrior и Healer.

...
// Initialize Warrior constructor

// Chain constructor with call

// Add a new property
this.weapon = weapon;
}
// Initialize Healer constructor

Hero.call(this, name, level);
this.spell = spell;
}

Оба новых конструктора теперь обладают свойствами Hero и несколькими уникальными свойствами. Добавьте метод attack() в Warrior и метод heal() в Healer.

], которым обладают все объекты. Также вы теперь умеете создавать пользовательские функции-конструкторы и использовать наследование прототипов для передачи значений свойств и методов.

Tags:

(prototypal ). В любом случае, так как речь про объектно-ориентированное программирование, наследование - это про создание множества объектов, обладающих общими свойствами , на основе уже существующих .

Рассмотрим пример на некотором вымышленном языке программирования удивительно похожем на JavaScript:

// Простейший способ создать объект var greeterInstance = { person: null, greeting: function() { return "Hello " + this.person; } }; greeterInstance.person = "Alice"; // Некоторый код, который использует greeterInstance ... // А здесь нам нужен аналогичный объект, но для Bob"а. var greeterInstance2 = { person: null, greeting: function() { return "Hello " + this.person; } }; greeterInstance2.person = "Bob"; // ...

Упс, похоже на copy/paste! Такой код будет трудно поддерживать, так как изменения придется вносить сразу во все места, где создается instance. Попробуем улучшить:

Function createGreeter(person) { return { person: person, greeting: function() { return "Hello " + this.person; } }; } var aliceGreeter = createGreeter("Alice"); // Некоторый код, который использует aliceGreeter ... var bobGreeter = createGreeter("Bob"); // ...

Отлично, теперь мы можем создавать множество похожих объектов , используя createGreeter() , и мы избавились от дублирования кода. Это уже наследование? Нет, так как никто ни от кого ничего не наследует. Это способ повторного использования кода - да.

Function createGreeter(person) { return { person: person, greeting: function() { return "Hello " + this.person; } }; } function createGateKeeper(person) { var keeper = { opened: false, open: function() { this.opened = true; console.log(this.greeting()); } }; var greeter = createGreeter(person); for (var k in keeper) { greeter[k] = keeper[k]; } return greeter; } var gateKeeper = createGateKeeper("Alice"); gateKeeper.open();

А вот это уже больше похоже на наследование, так как с помощью createGateKeeper() мы можем создавать множество похожих объектов , каждый из которых основывается на объектах типа Greeter .

Наследование на основе классов

Рассмотрим аналогию из реального мира. Класс можно воспринимать, как чертеж, по которому создаются изделия на заводе (объекты). Чертеж изделия!= самому изделию. Это лишь информация о том, как построить изделие (создать объект). В основанном на классах наследовании, одни чертежи наследуют общие свойства от других чертежей. А затем, объекты, созданные на основе таких чертежей, обладают свойствами, определенными как в первых, так и во вторых. Рассмотрим пример на Python 3:

Class Greeter: def __init__(self, person): self.person = person def greeting(self): return "Hello " + self.person aliceGreeter = Greeter("Alice") # Во многих языках (Java, C++, C#, etc) принято писать aliceGreeter = new Greeter(...). # Обратите внимание на ключевое слово new. Такую реализацию наследования # принято называть "классической". print(aliceGreeter.greeting()) # "Чертеж" для gate keeper"ов построен на основе чертежа для greeter"ов. # Т.е. наследует все его свойства. А также добавляет собственные. class GateKeeper(Greeter): def __init__(self, person): super().__init__(person) self.opened = False def open(self): self.opened = True print(self.greeting()) gateKeeper = GateKeeper("Alice") gateKeeper.open()

Прототипное наследование

В прототипном наследовании отсутствует понятие чертежа (класса). Тут речь скорее идет о некотором первородном объекте-образце. Этот объект используется для создания множества других, идентичных ему объектов, расширяющих его дополнительными свойствами. Т.е. это похоже на завод, где нет чертежей изделия, которое нужно производить, но есть образец в единственном экземпляре. Задача инженеров на таком заводе научиться воспроизводить копии такого изделия по образцу и встраивать в них новые функции. И да, само по себе изделие №0 также является полноправным изделием (вспомним, что класс!= объект этого класса).

Прототипное наследование можно реализовать минимум двумя разными способами:

  • копированием всех свойств основного объекта в создаваемый на этапе его построения
  • делегированием обращений к свойтвам, не заданным в создаваемом объекте, базовому объекту

Оба способа имеют свои плюсы и минусы. Рассмотрим реализацию первого способа :

Function createBaseObject() { return { foo: "bar", method1: function() { return 42; } }; } var base = createBaseObject(); function createChildObject() { var child = { baz: 9001, method2: function() { return 43; } }; for (var k in base) { child[k] = base[k]; } return child; }

  • Так как каждый child объект содержит копию свойств base требуется дополнительная память.
  • Дополнительное время на копирование свойств base в child при создании.
  • Скорость обращения к свойствам child"ов не страдает за счет делегирования (см. ниже).
  • Изменение base объекта после создания child"ов не влияет на уже созданные объекты (это может быть как плюсом, так и минусом).

Рассмотрим реализацию на основе делегирования (обращаю внимание, что это не JavaScript, а некоторый вымышленный язык удивительно на него похожий):

Function createBaseObject() { return { foo: "bar", method1: function() { return 42; } }; } var base = createBaseObject(); function createChildObject() { return { baz: 9001, method2: function() { return 43; }, __get__: function(prop) { assert !this.hasOwnProperty(prop) return base; // Делегирование обращения базовому объекту } }; }

Предположим, что "магический" метод __get__ переопределяет поведение при обращении к свойтвам, которые не заданы у самого объекта. Т.е. внутри __get__ вызов this.hasOwnProperty(prop) всегда возращает false .

  • Скорость такого кода должна быть ниже (если не рассматривать различные оптимизации под капотом языка) за счет дополнительного уровня косвенности, вводимого методом __get__ .
  • Создание объектов происходит быстрее.
  • Требуется меньше дополнительной памяти.
Прототипное наследование в JavaScript

JavaScript - весьма гибкий язык. Прототипное наследование в нем можно реализовать обоими способами. На самом деле, код из примера реализации прототипного наследования копированием свойств базового объекта (см. выше) является рабочим в JavaScript. Однако, JavaScript из коробки реализует функциональность, схожую с методом __get__ из второго примера. Использование родных для языка механизмов, на мой взгляд, является предпочтительным для реализации наследования, потому что они потенциально могут быть оптимизорованы движком языка.

Для ссылки на базовый объект при обращении к свойствам, не заданным у текущего объекта, используется свойство [] . Т.е., для того, чтобы унаследовать один объект от другого, нужно каким-либо способом задать для наследника [] равным ссылке на базовый объект. Простейший (но не стандартизованный до ES6 и не самый быстрый при этом) способ - это использовать свойство __proto__ :

Var base = { foo: "bar" }; var child = { baz: 42, __proto__: base }; console.log(child.baz); console.log(child.foo); // Делегирование обращения базовому объекту

До ES6 было как минимум два "законных" способа сделать это. Первый и не самый прямолинейный - это использование ключевого слова new . Поговорим о нем чуть позже. Второй же - изобретенная Дугласом Крокфордом функция Object.create() (ссылка), которая в итоге была добавлена в сам язык.

Код из примера выше можно переписать следующим образом:

Var base = { foo: "bar" }; var child = Object.create(base); // создает новый объект с заданным прототипом child.baz = 42; console.log(child.baz); console.log(child.foo);

Обернув две строки создание child в функцияю createChild() мы создадим удобную реализацию прототипного наследования от base .

Запутывающая всех конструкция new

Основная причина, усложняющая понимание реализации наследования в JavaScript - это конструкция new , добавленная в язык с целью популяризовать его, сделав похожим на языки с "классической" схемой наследования.

Как уже было сказано выше, с помощью new можно создать объект с заданным прототипом. Для этого нам понадобится функция.

Var base = { greeting: function() { return "Hello " + this.person; } }; function Greeter(person) { this.person = person; } Greeter.prototype = base; var greeter = new Greeter("Alice"); console.log(greeter.greeting()); // prints "Hello Alice" console.log(greeter.__proto__ === base); // prints "true"

Функции наподобие Greeter в JavaScript называются конструкторами (а иногда не совсем корректно - классами). При вызове new Greeter() создается новый объект, this внутри конструктора ссылается на этот объект. А в качестве прототипа этого объекта задается объект Greeter.prototype . Таким образом, вводится дополнительный уровень косвенности.

This indirection was intended to make the language seem more familiar to classically trained programmers, but failed to do that, as we can see from the very low opinion Java programmers have of JavaScript. JavaScript’s constructor pattern did not appeal to the classical crowd. It also obscured JavaScript’s true prototypal nature. As a result, there are very few programmers who know how to use the language effectively. (с) Дуглас Крокфорд

Теперь, обладая этими знаниями, мы можем без труда понять первоначальную реализацию Object.create() :

Object.create = function(o) { function F() {} F.prototype = o; return new F(); };

В результате вызова Object.create() будет создан новый пустой объект (new F()), прототипом которого будет объект o . И достигается это за счет описанной выше особенности JavaScript.

  • Давайте начнем с отвлеченного примера:

    Var a = {test: 11} b = a; b.test = 12; console.log(a.test); // Выведет 12!

    Это происходит потому, что объекты в JS присваиваются и передаются по ссылке а не по значению.

    Свойство .prototype - это объект. Когда вы выполняете код:

    Bar.prototype = Foo.prototype;

    вы присваиваете свойству Bar.prototype ссылку на объект Foo.prototype . Как следствие, любое изменение свойства Bar.prototype приводит к изменению Foo.prototype , о чем и говорится в приведнной цитате:

    This means when you start assigning, like Bar.prototype.myLabel = ..., you"re modifying not a separate object but the shared Foo.prototype object itself, which would affect any objects linked to Foo.prototype.

    Небольшое лирическое отступление .

    Bar.prototype = new Foo();

    а всех тех, кто вам это советует -- смело отправляйте учить основы JS . Вся соль в том, что вызывая new Foo() вы вызываете конструктор объекта. При этом сам конструктор может с одной стороны накладывать ограничения на передаваемые аргументы, а с другой иметь побочные действия. Разберем каждый из этих случаев отдельно.

    Предположим, у вас есть вот такой конструктор, накладывающий ограничения на свои аргументы:

    Foo = function(a) { if (typeof a === "undefined") { throw new Error("You have to set the first argument."); } this.a = a; }

    В этом случае вы уже не можете просто взять и выполнить:

    Bar.prototype = new Foo();

    т.к. вам нужно в явном виде предать аргумент в конструктор, который полностью лишен смысла в момент описания иерархии наследования. Самое интересное, что значение параметра a все равно будет затерто при вызове конструктора Foo в дочернем конструкторе Bar . Поэтому конструкция new Foo() еще и лишена смысла.

    Теперь предположим, что родительский конструктор имеет побочные эффекты:

    Foo = function(a) { console.log("Here I am!"); }

    При использовании:

    Bar.prototype = new Foo();

    и дальнейшем:

    Var Bar = function() { Foo.call(this); }

    строка " Here I am! " будет выведена даважды . Согласитесь, это не всегда желаемое поведение системы.

    Ну и еще один любопытный факт: даже если в сейчас родительский конструктор не имеет ни побочных эффектов ни ограничений на аргументы, это не значит, что он останется таким навсегда . Лучше уж сразу сделать все правильно, чем нервно отлаживать код в поисках ошибки, когда все сломается.

    Приведу, для справки, правильную реализацию наследования в JS:

    // Базовый конструктор var Foo = function() { // ... }; Foo.prototype.doSomething = function() { // ... }; // Дочерний конструктор var Bar = function() { // Вызываем базовый конструктор для текущего объекта. Foo.call(this); // ... }; // Устанавливаем правильное значение в цепочке прототипов. Bar.prototype = Object.create(Foo.prototype, { // Выставляем правильную функцию-конструктор для всех создаваемых // объектов. constructor: { value: Bar, enumerable: false, writable: true, configurable: true } }); // Расширяем прототип дочернего "класса". Этот шаг должен идти // СТРОГО ПОСЛЕ установки значения Bar.prototype. Bar.prototype.doAnotherAction = function() { // ... };

    В случае, когда вы не можете использовать Object.create (старые барузеры) вы можете либо использовать один из существующих полифилов, либо сделать все ручками(через анонимный конструктор):

    Var inherits = function(ctor, superCtor) { // Временный конструктор, который не делает ничего и нужен // только для разрыва прямой связи между прототипами ctor // и superCtor. Его использование позволяет менять прототип // дочернего конструктора, не боясь сломать родительский. var Tmp = function() {}; Tmp.prototype = superCtor.prototype; // Обратите внимание, вызов new Tmp() не имеет АБСОЛЮТНО // никаких побочных эффектов и не накладывает ограничений // на передаваемые значения. ctor.prototype = new Tmp(); // Выставляем правильную функцию-конструктор для всех // создаваемых объектов. ctor.prototype.constructor = ctor; };

    С учетом всего выше сказанного универсальная функции наследования может иметь вид:

    Var inherits = (function() { if (typeof Object.create === "function") { // Используем более простой вариант, если Object.create существует. return function(ctor, superCtor) { ctor.prototype = Object.create(superCtor.prototype, { constructor: { value: ctor, enumerable: false, writable: true, configurable: true } }); }; } // Используем временный конструктор для старых браузеров return function(ctor, superCtor) { var Tmp = function() {}; Tmp.prototype = superCtor.prototype; ctor.prototype = new Tmp(); ctor.prototype.constructor = ctor; }; })();

    В реализациях выше, после присваивания прототипа, задается свойство Function.prototype.constructor . Хотя это свойство редко используется на практике (лично я ни разу не видел в production коде), полноценная реализация наследования должна его выставлять.

    • Перевод

    Примечание переводчика: Тема наследования в JavaScript является одной из самых тяжелых для новичков. С добавлением нового синтаксиса с ключевым словом class, понимание наследования явно не стало проще, хотя кардинально нового ничего не появилось. В данной статье не затрагиваются нюансы реализации прототипного наследования в JavaScript, поэтому если у читателя возникли вопросы, то рекомендую прочитать следующие статьи: Основы и заблуждения насчет JavaScript и Понимание ООП в JavaScript [Часть 1]

    По всем замечаниям, связанным с переводом, обращайтесь в личку.

    JavaScript является очень мощным языком. Настолько мощным, что в нем сосуществует множество различных способов проектирования и создания объектов. У каждого способа есть свои плюсы и минусы и я бы хотел помочь новичкам разобраться в этом. Это продолжение моего предыдущего поста, Хватит «классифицировать» JavaScript . Я получил много вопросов и комментариев с просьбами привести примеры, и для именно этой цели я решил написать эту статью.

    JavaScript использует прототипное наследование Это означает, что в JavaScript объекты наследуются от других объектов. Простые объекты в JavaScript, созданные с использованием {} фигурных скобок, имеют только один прототип: Object.prototype . Object.prototype , в свою очередь тоже объект, и все свойства и методы Object.prototype доступны для всех объектов.

    Массивы, созданные с помощью квадратных скобок, имеют несколько прототипов, в том числе Object.prototype и Array.prototype . Это означает, что все свойства и методы Object.prototype и Array.prototype доступны для всех массивов. Одноименные свойства и методы, например .valueOf и .ToString , вызываются из ближайшего прототипа, в этом случае из Array.prototype .

    Определения прототипа и создание объектовСпособ 1: Шаблон конструктор JavaScript имеет особый тип функции называемых конструкторами, которые действуют так же, как и конструкторы в других языках. Функции-конструкторы вызываются только с помощью ключевого слова new и связывают создаваемый объект с контекстом функции-конструктора через ключевое слово this . Типичный конструктор может выглядеть следующим образом:
    function Animal(type){ this.type = type; } Animal.isAnimal = function(obj, type){ if(!Animal.prototype.isPrototypeOf(obj)){ return false; } return type ? obj.type === type: true; }; function Dog(name, breed){ Animal.call(this, "dog"); this.name = name; this.breed = breed; } Object.setPrototypeOf(Dog.prototype, Animal.prototype); Dog.prototype.bark = function(){ console.log("ruff, ruff"); }; Dog.prototype.print = function(){ console.log("The dog " + this.name + " is a " + this.breed); }; Dog.isDog = function(obj){ return Animal.isAnimal(obj, "dog"); };
    Использование этого конструктора выглядит также как и создание объекта в других языках:
    var sparkie = new Dog("Sparkie", "Border Collie"); sparkie.name; // "Sparkie" sparkie.breed; // "Border Collie" sparkie.bark(); // console: "ruff, ruff" sparkie.print(); // console: "The dog Sparkie is a Border Collie" Dog.isDog(sparkie); // true
    bark и print методы прототипа, которые применяются для всех объектов созданных с помощью конструктора Dog . Свойства name и breed инициализируются в конструкторе. Это общепринятая практика, когда все методы определяются в прототипе, а свойства инициализируются конструктором.Способ 2: Определение класса в ES2015 (ES6) Ключевое слово class было зарезервировано в JavaScript с самого начала и вот наконец-то пришло время его использовать. Определения классов в JavaScript схоже с другими языками.
    class Animal { constructor(type){ this.type = type; } static isAnimal(obj, type){ if(!Animal.prototype.isPrototypeOf(obj)){ return false; } return type ? obj.type === type: true; } } class Dog extends Animal { constructor(name, breed){ super("dog"); this.name = name; this.breed = breed; } bark(){ console.log("ruff, ruff"); } print(){ console.log("The dog " + this.name + " is a " + this.breed); } static isDog(obj){ return Animal.isAnimal(obj, "dog"); } }
    Многие люди считают этот синтаксис удобным, потому что он объединяет в одном блоке конструктор и объявление статичных и прототипных методов. Использование точно такое же, как и в предыдущем способе.
    var sparkie = new Dog("Sparkie", "Border Collie"); Способ 3: Явное объявление прототипа, Object.create, фабричный метод Этот способ показывает, что на самом деле новый синтаксис с ключевым словом class использует прототипное наследование. Также этот способ позволяет создать новый объект без использования оператора new .
    var Animal = { create(type){ var animal = Object.create(Animal.prototype); animal.type = type; return animal; }, isAnimal(obj, type){ if(!Animal.prototype.isPrototypeOf(obj)){ return false; } return type ? obj.type === type: true; }, prototype: {} }; var Dog = { create(name, breed){ var proto = Object.assign(Animal.create("dog"), Dog.prototype); var dog = Object.create(proto); dog.name = name; dog.breed = breed; return dog; }, isDog(obj){ return Animal.isAnimal(obj, "dog"); }, prototype: { bark(){ console.log("ruff, ruff"); }, print(){ console.log("The dog " + this.name + " is a " + this.breed); } } };
    Этот синтаксис удобен, потому что прототип объявляется явно. Понятно что определено в прототипе, а что определено в самом объекте. Метод Object.create удобен, потому что он позволяет создать объект от указанного прототипа. Проверка с помощью .isPrototypeOf по-прежнему работает в обоих случаях. Использование разнообразно, но не чрезмерно:
    var sparkie = Dog.create("Sparkie", "Border Collie"); sparkie.name; // "Sparkie" sparkie.breed; // "Border Collie" sparkie.bark(); // console: "ruff, ruff" sparkie.print(); // console: "The dog Sparkie is a Border Collie" Dog.isDog(sparkie); // true Способ 4: Object.create, фабрика верхнего уровня, отложенный прототип Этот способ является небольшим изменение способа 3, где сам класс является фабрикой, в отличии от случая когда класс является объектом с фабричным методом. Похоже, на пример конструктора (способ 1), но использует фабричный метод и Object.create .
    function Animal(type){ var animal = Object.create(Animal.prototype); animal.type = type; return animal; } Animal.isAnimal = function(obj, type){ if(!Animal.prototype.isPrototypeOf(obj)){ return false; } return type ? obj.type === type: true; }; Animal.prototype = {}; function Dog(name, breed){ var proto = Object.assign(Animal("dog"), Dog.prototype); var dog = Object.create(proto); dog.name = name; dog.breed = breed; return dog; } Dog.isDog = function(obj){ return Animal.isAnimal(obj, "dog"); }; Dog.prototype = { bark(){ console.log("ruff, ruff"); }, print(){ console.log("The dog " + this.name + " is a " + this.breed); } };
    Этот способ интересен тем, что похож на первой способ, но не требует ключевого слова new и работает с оператором instanceOf . Использование такое же, как и в первом способе, но без использования ключевого слова new :
    var sparkie = Dog("Sparkie", "Border Collie"); sparkie.name; // "Sparkie" sparkie.breed; // "Border Collie" sparkie.bark(); // console: "ruff, ruff" sparkie.print(); // console: "The dog Sparkie is a Border Collie" Dog.isDog(sparkie); // true СравнениеСпособ 1 против Способа 4 Существует довольно мало причин, для того чтобы использовать Способ 1 вместо Способа 4. Способ 1 требует либо использование ключевого слова new , либо добавление следующей проверки в конструкторе:
    if(!(this instanceof Foo)){ return new Foo(a, b, c); }
    В этом случае проще использовать Object.create с фабричным методом. Вы также не можете использовать функции Function#call или Function#apply с функциями-конструкторами, потому что они переопределяют контекст ключевого слова this . Проверка выше, может решить и эту проблему, но если вам нужно работать с неизвестным заранее количеством аргументов, вы должны использовать фабричный метод.Способ 2 против Способа 3 Те же рассуждения о конструкторах и операторе new , что были упомянуты выше, применимы и в этом случае. Проверка с помощью instanceof необходима, если используется новый синтаксис class без использования оператора new или используются Function#call или Function#apply .Мое мнение Программист должен стремиться к ясности своего кода. Синтаксис Способа 3 очень четко показывает, что именно происходит на самом деле. Он также позволяет легко использовать множественное наследование и стековое наследования. Так как оператор new нарушает принцип открытости/закрытости из-за несовместимости с apply или call , его следует избегать. Ключевое слово class скрывает прототипный характер наследования в JavaScript за маской системы классов.
    «Простое лучше мудреного», и использование классов, потому что оно считается более «изощренным» является просто ненужной, технической головомойкой.
    Использование Object.create является более выразительным и ясным, чем использование связки new и this . Кроме того, прототип хранится в объекте, который может быть вне контекста самой фабрики, и таким образом может быть более легко изменен и расширен добавлением методов . Прям как классы в ES6.
    Ключевое слово class , возможно будет наиболее пагубной чертой в JavaScript. Я испытываю огромное уважение к блестящим и очень трудолюбивым людям, которые были вовлечены в процесс написания стандарта, но даже блестящие люди иногда делают неправильные вещи. - Eric Elliott
    Добавление чего-то ненужного и возможно пагубного, противоречащего самой природе языка является необдуманным и ошибочным.
    Если вы решите использовать class , я искренне надеюсь, что мне никогда не придется работать с вашим кодом. На мой взгляд, разработчики должны избегать использования конструкторов, class и new , и использовать методы, которые более естественны парадигме и архитектуре языка. ГлоссарийObject.assign(a, b) копирует все перечислимые (enumerable) свойства объекта b в объект a , а затем возвращает объект a
    Object.create(proto) создает новый объект от указанного прототипа proto
    Object.setPrototypeOf(obj, proto) меняет внутреннее свойство [] объекта obj на proto

    Теги: Добавить метки

    Нет ничего более постоянного, чем временное.
    Народная мудрость

    Если помните, предыдущая набла закончилась полгода назад на том, что при программировании на JavaScript очень неплохо использовать прототипы объектов. Сейчас настало время уточнить данный термин, и заодно показать, как его применять еще эффективнее.

    В JavaScript каждый объект может иметь асоциацию с другим объектом - так называемый «прототип» (prototype). В случае, если поиск некоторого свойства (или метода - это одно и то же) в исходном объекте заканчивается неудачно, интерпретатор пытается найти одноименное свойство (метод) в его прототипе, затем - в прототипе прототипа и т. д. К примеру, если мы затребовали обращение к obj.prop (или, что абсолютно то же самое, obj["prop"]), JavaScript начнета искать свойство prop в самом объекте obj , затем - в прототипе obj , прототипе прототипа obj , и так до конца.

    Секреты прототипов

    В Интернете масса литературы, описывающей, что такое prototype , и в каком контексте его обычно используют. Однако львиная доля статей страдает одним большим недостатком: там не разъясняется детально, как именно работают прототипы, когда их можно применять, а когда - нельзя .

    Продемонстрируем «классическое» применение прототипов для реализации наследования в JavaScript.

    Листинг 1

    //** //** Базовый "класс" Car (Машина). //** function Car() { document.writeln("Вызван конструктор Car()."); } // Определяем новый метод "класса" Car. Car.prototype.drive = function() { document.writeln("Вызван Car.drive()"); } //** //** Производный "класс" Zaporojets (Запорожец - тоже Машина). //** function Zaporojets() { document.writeln("Вызван конструктор Zaporojets()."); } // Говорим, что прототип Car - "класс" Zaporojets. Zaporojets.prototype = new Car(); // Определяем новый метод "класса" Zaporojets. Zaporojets.prototype.crack = function() { document.writeln("Вызван Zaporojets.crack()"); } //** //** Основная программа. //** document.writeln("Программа запущена."); // Создаем объект производного "класса" Zaporojets. // (*) вызывается функция базового объекта var other = new Zaporojets(); vehicle.crack();

    Запустив данный пример, можно заметить, что с точки зрения "обычного" ООП результат выглядит несколько необычно:

    Листинг 2

    Вызван конструктор Car(). Программа запущена. Вызван конструктор Zaporojets(). Вызван Car.drive() Вызван конструктор Zaporojets(). Вызван Zaporojets.crack()

    В объектно-ориентированных языках с поддержкой классов (C++, Java, PHP, Perl, Python и т. д.) конструкторы базовых классов обычно вызываются непосредственно внутри конструкторов производных. В JavaScript, как было уже сказано в предыдущей набле , классов нет, есть только объекты. Здесь мы видим совершенно другую картину: конструктор Car запустился даже до вывода сообщения "Программа запущена"! Кроме того, при повторном создании объекта Zaporojets конструктор Car вызван не был, а значит, один и тот же объект Car «разделяется» многими объектами Zaporojets ! С точки зрения идеологии наследования это совершенно неправильно.

    К сожалению, невозможно задать прототип для некоторого объекта, не создав предварительно объект базового класса. Если вы хотите присвоить Zaporojets.prototype новое значение, вы просто обязаны использовать оператор new Car() . Иными словами, создание подобъекта базового «класса» производится в JavaScript не в конструкторе производного (как во всех остальных объектно-ориентированных языках), а гораздо раньше, еще на этапе конструирования «класса-потомка», и при том однократно.

    Подобное поведение, конечно, следует из того, как написана программа. Действительно, мы создали объект Car только один раз - при присваивании значения прототипу Zaporojets ; соответственно, и его конструктор был вызван в этот момент лишь однажды.

    Вывод: в JavaScript «стандартное» наследование реализуется совсем не так, как в других, «класс-ориентированных» языках программирования. Понятие «конструктора» в нем - не то же самое, что конструктор в C++, Java или даже Perl.

    Чем не являются прототипы?

    Как и в дзене, чтобы лучше понять, что собой представляет некоторый термин, иногда бывает полезно уяснить, чем он точно не является . В тридцать девятой набле было сказано, что с каждым объектом (или, что то же самое, хэшем) может быть ассоциирован свой собственный хэш-прототип, просматриваемый интерпретатором в случае отсутствия некоторого свойства текущего объекта. Основываясь на этом, вы могли, обрадовавшись, тут же кинуться писать примерно следующий код:

    Листинг 3

    Var obj = { // Зато у него есть прототип... prototype: { // ...в котором данное свойство определяется... prop: 101 } // ...так что в итоге интерпрететор должен считать его. } // Проверим? alert("Значение свойства: " + obj.prop); // What a...

    Увы и ах: данный пример не работает , выдавая: "Значение свойства: undefined". А следовательно, присваивание свойству prototype произвольного объекта нового значения ничего нам не дает!

    Модифицируем теперь код программы:

    Листинг 4

    Var obj = { // В самом объекте свойства prop нет. } // Пробуем обратиться к прототипу по-другому. obj.constructor.prototype.prop = 101; // Проверим? alert("Значение свойства: " + obj.prop); // Он в этом-то объекте свойства быть не должно... var newObj = {}; // пустой хэш alert("Пустота: " + newObj.prop); // А это еще откуда?!

    Результат "Значение свойства: 101" говорит нам, что программа заработала. Однако какой ценой? Свойство prop теперь появилось вообще в любом объекте, создаваемом когда-либо в программе, а не только в obj ! Убедиться в этом позволяет второй вызов alert() , гордо сообщающий, что «пустота», оказывается, является числом 101. («Просветлей сам - просветлятся все существа в мире.»)

    Какие выводы можно сделать из примера?

  • В самом объекте свойства prototype не имеет никакого особого смысла.
  • К прототипу объекта следует обращаться через служебное свойство constructor , присутствующее в любом хэше.
  • Выражение obj.constructor.prototype (а не obj.prototype ! это важно!) означает прототип объекта.
  • Оператор new и obj.constructor

    Новый объект в JavaScript может быть создан только одним способом: применением оператора new:

    Листинг 5

    Var vehicle = new Car(); // создание нового объекта var hash = {}; // сокращенная запись для new Object() var array = ; // сокращенная запись для new Array()

    Немногие над этии задумываются, но первый оператор примера полностью эквивалентен такому коду:

    Листинг 6

    Var vehicle = new window.Car(); // можно и так... var vehicle = new self.Car(); // в браузере self==window

    или даже такому:

    Листинг 7

    Он также функционально не отличается от следующего примера:

    Листинг 8

    // Создание объекта стандартным способом. self.Car = function() { alert("Car") } var vehicle = new self.Car();

    Ну что, понравилось? Начали улавливать закономерности? Вот еще примеры:

    Листинг 9

    // Создаем "класс" на лету. var clazz = function() { alert("Динамическая!") } var obj = new clazz(); // А можно и без промежуточной переменной. var obj = new (function() { alert("Wow!") })();

    Иными словами, справа от new может стоять любое значение JavaScript. Это совсем не обязательно имя функции - к тому же, что такое функция, как не переменная, значение которой является ссылка на код?

    Так вот, после создания объекта интерпретатор присваивает его свойству constructor значение, равное величине, стоящей справа от оператора new . Таким образом, vehicle.constructor == self.Car , а obj.constructor в последнем примере вообще ссылается на функцию, не имеющую отдельного имени в глобальной области видимости (анонимную). Это настолько важно, что я приведу еще один поясняющий пример:

    Листинг 10

    // Создаем "класс" на лету. var clazz = function() { alert("Динамическая!") } var obj = new clazz(); alert(obj.constructor == clazz); // выводит true!

    Но позвольте, ведь справа от new не может стоять совсем уж все, что угодно. К примеру, там недопустимо число или строка... Следующий пример также не работает:

    Листинг 11

    Var clazz = {}; // clazz.constructor == self.Object var obj = new clazz(); // не работает!

    Что же можно использовать с оператором new ? Ответ прост: только функции (точнее, объекты, конструктор которых равен self.Function). А если еще точнее - разрешено использовать стандартные объекты JavaScript self.Array , self.String и т. д.

    Оказывается, что свойство prototype со специальным назначением есть только у таких объектов, которые могут быть использованы в правой части new ! Например, допустимы обращения к Function.prototype , String.prototype или Array.prototype .

    Теперь вы понимаете, почему JavaScript не рассматривает элемент obj.prototype произвольного хэша obj как специальный, но обращается к obj.constructor.prototype ? Ведь специальное назначение prototype имеет только для встроенного объекта, коим всегда является ссылка obj.constructor .

    Итак, вывод: прототипы объектов доступны по цепочке obj.constructor.prototype.constructor.prototype... , а не obj.prototype.prototype , как можно понять из многих руководств по JavaScript в Интернете. Конструктором объекта может быть только объект встроенного класса (обычно это Function).

    Заставляем конструкторы базовых классов работать

    Данная набла имеет циклический характер, и сейчас, хорошо понимая, как работают прототипы и конструкторы, мы снова возвращаемся к самому первому примеру. Речь пойдет о создании базового и производных объектов в стиле «класс-ориентированного» программирования.

    Итак, перед нами стоят следующие задачи:

    • Заставить конструкторы базовых объектов вызываться при создании производных.
    • Научиться получать доступ к методам, переопределенным в производных объектах под тем же именем.

    Если программировать на «чистом» JavaScript, данные две задачи выливаются в довольно громоздкий код. Чтобы каждый раз его не писать, я предлагаю вам использовать совсем небольшую библиотечку, обеспечивающую удобное применение рассматриваемых подходов. С ее использованием создание производных классов выглядит весьма просто:

    Листинг 12

    // Базовый "класс". Car = newClass(null, { constructor: function() { document.writeln("Вызван конструктор Car()."); }, drive: function() { document.writeln("Вызван Car.drive()"); } }); // Производный "класс". Zaporojets = newClass(Car, { constructor: function() { document.writeln("Вызван конструктор Zaporojets()."); this.constructor.prototype.constructor.call(this); }, crack: function() { document.writeln("Вызван Zaporojets.crack()"); }, drive: function() { document.writeln("Вызван Zaporojets.drive()"); return this.constructor.prototype.drive.call(this); } }); document.writeln("Программа запущена."); // Создаем объект производного "класса". var vehicle = new Zaporojets(); vehicle.drive(); // вызывается функция базового объекта // Создаем еще один объект того же класса. var vehicle = new Zaporojets(); vehicle.crack(); // функция производного объекта

    Результат работы данного примера кардинально отличается от того, что было приведено в начале наблы.

    Листинг 13

    Программа запущена. Вызван конструктор Zaporojets(). Вызван конструктор Car(). Вызван Zaporojets.drive() Вызван Car.drive() Вызван конструктор Zaporojets(). Вызван конструктор Car(). Вызван Zaporojets.crack()

    Как видите, все работает так, как и ожидает программист на «класс-ориентированном» языке: конструктор Car() вызывается вместе с конструктором Zaporojets() . Однако запускать конструктор базового класса в конструкторе производного нужно явно (заодно приведено, как вызывать метод drive из базового объекта, если он был переопределен в производном):

    Листинг 14

    // Вызов конструктора базового объекта. this.constructor.prototype.constructor.call(this); // Вызов переопределенного метода базового объекта. this.constructor.prototype.drive.call(this); // У стандартного метода call() можно указывать // дополнительные аргументы (после this), которые // будут переданы функции-члену объекта.

    Библиотека Oop.js состоит из определения одной-единственной функции newClass . Она невелика, однако детальный разбор механизма ее работы, возможно, займет у вас немало времени (по крайней мере, я потратил не один час на эксперименты в разных браузерах). Могу сказать, что информации данной наблы должно быть вполне достаточно.

    Листинг 15

    // // Create proper-derivable "class". // // Version: 1.2 // function newClass(parent, prop) { // Dynamically create class constructor. var clazz = function() { // Stupid JS need exactly one "operator new" calling for parent // constructor just after class definition. if (clazz.preparing) return delete(clazz.preparing); // Call custom constructor. if (clazz.constr) { this.constructor = clazz; // we need it! clazz.constr.apply(this, arguments); } } clazz.prototype = {}; // no prototype by default if (parent) { parent.preparing = true; clazz.prototype = new parent; clazz.prototype.constructor = parent; clazz.constr = parent; // BY DEFAULT - parent constructor } if (prop) { var cname = "constructor"; for (var k in prop) { if (k != cname) clazz.prototype[k] = prop[k]; } if (prop && prop != Object) clazz.constr = prop; } return clazz; }