Ламповый усилитель для чего нужен. Лучший ламповый усилитель: характеристики и отзывы

Коротко, в основном фото (перезалил в хорошем качестве). Сразу скажу, что опыта и познаний в радиотехнике было мало, сделал много ошибок. Не являясь фанатичным любителем теплого лампового звука, для меня был интересен сам процесс сборки.

Самое сложное - найти выходные трансформаторы. Себе купил уже готовые от усилителя ТУ-100М (долго не выбирал, взял какие были). Каркас делал из алюминиевого профиля и запасом по прочности немного переборщил.

Верхнюю часть корпуса сделал из 3мм стали. Отверстия для трансформаторов и ламп были вырезаны лазером. Дно тоже было вырезано из 2мм стали с вентиляционными отверстиями:

Передняя панель из куска алюминия:

Схема

Оконечный усилитель собран по двухтактной схеме на двух лампах Г-807. Предварительный усилитель содержит два каскада усиления, собранных на двойном триоде 6Н9С (зарубежный аналог 6SL7).

Достоинства 6Н9С:
1) Лампа изначально разработана для звукового применения;
2) Два триода в баллоне;
3) Высокая линейность;
4) Широкое распространение, невысокая цена.

Недостатки 6Н9С:
1) Высокое внутреннее сопротивление.

Предоконечный усилитель (промежуточное звено между однотактным и двухтактным усилителями) собран по фазоинверсной схеме на двойном триоде 6Н9С, основное назначение –формирование из входного сигнала двух взаимно противофазных, равных по амплитуде сигналов. В схеме ТУ-100М лампа усиливает входной сигнал и усиленное ею напряжение поступает на сетку лампы первого плеча двухтактного усилителя.

Часть выходного напряжения первой лампы фазоинверсного усилителя подается на вход второй лампы этого усилителя. Напряжение, усиленное второй лампой фазоинверсного усилителя, поступает на сетку лампы второго плеча двухтактного
усилителя. Таким образом для первого плеча двухтактного усилителя сигнал проходит через одну лампу, а для второго через две.

Было бы лучше, если напряжение, подаваемое на вход первого плеча, было бы равно напряжению на вход второго плеча. Сделал немного другую схему, с измененным фазоинверсным каскадом.

Преимущества:
1) Пониженные требования к фильтрации напряжения питания;
2) Крайне низкий уровень шумов;
3) Равные выходные напряжения плеч.

На форумах нашел еще один вариант:

Панельки для ламп 6Н9С:

В корпусе усилителя собран ЦАП с возможностью подключения к компьютеру по USB:

Наладочный вариант:

Экраны трансформаторов, первые наброски на бумаге:

Вырезаны из 2мм стали:

После подгонки напильником и шлифовки:

Еще немного фотографий:

Немного почистил:

Цена: неоправданно дорого.
Проще купить готовый за 4-5 тыс руб. Но если кому-нибудь будет нужно, могу скинуть файлы для резки и для печатных плат.

Нашел отличный вариант апгрейда домашней аудиосистемы «усилитель+ЦАП». Дешево, удобно. И подойдет для любых стереосистем - от полочников (настольных колонок) до вакуумных затычек под смартфон.

«Лампу» - в массы! Даешь искажения на каждый рабочий стол!

Теплый ламповый звук - это правда?

Я люблю музыку. И, как музыкант - высоко ценю ламповое оборудование. Вовсе не за неповторимый чистый звук, как многие могут подумать.

Аналоговый (ламповый) проигрыватель выдаёт набор «сигнал + шум». Причем, если для транзисторных аудиосистем шум может быть отделяемой составляющей, то ламповые схемы не отделяют зерна от плевел, усиливая (или искажая) всю запись. Откуда она попадает на усилитель - из цифрового или аналогового источника - нет никакой разницы. Это и есть тот самый «оттенок», который так ценят любители.

Что дает слушателю подобный подход к обработке звука? Массу искажений и то самое уникальное звучание, которое появляется на цифровых аудиосхемах при эквализации. На самом деле - шум элементов (схемы, трансформатора, самой записи) и неточность. Но эта неточность мягкая, плавная (так работает лампа, сглаживая резкие переходы сигнала).

С другой стороны, транзисторные схемы усилителей выдают слушателю множество дополнительных, лишних звуков. Если объяснять для широкого пользователя, то суть состоит в следующем: каждый усилитель в работе «дублирует» (не совсем так, но будет понятнее) звуковую волну (каждую!), и передает слушателю с более низкой громкостью и отставанием во времени.


Количество таких дублей для аналоговых и транзисторных аппаратов различно. Если ламповый усилитель в среднем порождает не больше 3 дополнительных волн с резким спадом громкости, то транзисторный - до 20, отчетливых и зачастую слышных едва ли не меньше, чем исходная звуковая волна.

Другая особенность «лампового звучания» - заложенная в схеме компрессия при перегрузке. Транзисторная, цифровая схема в какой-то момент начинает хрипеть либо жестко обрезает, клиппирует лишние частоты. «Лампа» самостоятельно обрезает то, что приведет к излишним искажениям при перегрузке. Мягко и приятно.

Причем, те искажения, что появляются при усилении звука, тоже ведут себя по разному. В ламповой технике они пропорциональны громкости (выходной мощности). У цифровых наибольшие искажения появляются на минимальной и максимальной.

Наконец, самая приятная фишка. При перегреве лампового усилителя появляется то самое искажение, что сейчас называется «гитарной» примочкой. Не зря гитаристы выбирают ламповые усилители: каждая схема дает собственное звучание инструмента.

При прослушивании музыки это не настолько важно. Но определенный эффект эквалайзинга, уникальный для каждой аналоговой схемы, есть. И сымитировать его невероятно сложно.

Хочу дешево и сердито. Какие есть варианты?


Итак, с типом обновления определенность есть. Но что покупать - всегда большой вопрос. Современные цифровые усилители предлагают массу дешевых, но качественных вариантов.

Аналоговые системы сегодня считаются уделом аудиофилов. Со всеми вытекающими проблемами: «золотыми» проводами, уникальными схемами питания (сочиненными без знаний электротехники), огромными размерами и ужасающими ценниками.

Вариантов остается немного: сделать самому или купить все такой же огромный усилитель из далекого прошлого. Впрочем, последний вариант может оказаться очень интересным, если заниматься не только звуком, но и украшением комнаты. В условиях ограниченного рабочего пространства 20-килограммовый агрегат окажется лишним. Да и рядом с современной компьютерной техникой такие решения нисколько не смотрятся.

Путь самурая-самодельщика долог и сложен. Однажды мы коснемся и этой темы. А сегодня поговорим о том, что будет, если простую аналоговую схему заказать в виде уже готового усилителя из Китая. На самом деле, получится намного лучше, чем собирать самому - уж по-крайней мере, в среднестатистическом случае. Дешевле и надежнее.

Самый простой ламповый усилитель собирается на советских лампах типа 6ж«Х», где Х - цифра от 1 до 12. В зависимости от конкретной цифры, меняется звучание готового устройства и некоторые условия настройки, не критичные для готового изделия.

Преимущество этой схемы - невероятная простота и возможность отказаться от громоздкого трансформатора - лампы этого типа можно питать не переменным, а постоянным током! Вот с этого и начинается «дешево и сердито».

К тому же, лампы этого типа до сих пор выпускаются (завод восстановлен американским бизнесменом). Да и раньше были очень распространены: на любом рынке их можно покупать десятками. Кроме того, их можно заменить на не менее распространенные E180F или 6688. Китайские производители выпускают на базе этих ламп множество готовых аудиорешений различного назначения.

Сочетание ретро и современных технологий


Я выбрал LynePAudio A962, как наиболее доступное и универсальное.

Итак, на борту имеем:

  • выходной усилительный каскад на 2 лампах 6ж9 в китайском исполнении,
  • встроенный цифровой ЦАП с декодированием аудиопотока 16-32 бит, 44.1/48 КГц,
  • поддержка ASIO,
  • 2 высокоомных выхода для наушников с импедансом от 16 до 600 Ом,
  • линейный стереовыход на RCA для использования в качестве преампа,
  • цифровой вход (USB),
  • аналоговый вход 3,5 и RCA.

Внушает? Еще как, ведь конечная мощность усилителя - 1,1 Вт для нагрузки в 32 Ома. Для настольной игрушки этой цифры хватит даже мониторы раскачать, не говоря уже о любых портативных наушниках.


Плата аккуратно упакована в красивый корпус и может украсить любой интерьер. Особенно - рабочий стол. Очень круто! И реально экономит время - даже если потом придется дорабатывать.

Внешний вид LynePAudio A962 действительно стоит того, чтобы купить готовое изделие, а не заморачиваться самоделкой. Удобство и простота использования еще важнее. Включил - пользуйся.

Для работы с цифровыми источниками аудиосигнала не требуются драйвера или дополнительный софт (если не использовать смартфон). Встроенный ЦАП цифровой и переваривает большинство форматов, поступающих с компьютера или смартфона: съедает и MP3, и FLAC, и WAV. Впрочем, есть ограничение до 32 бит и 48 КГц. DSD не переваривает вовсе.


При наличии качественного ЦАП можно обойтись без встроенного. Для этого у LynePAudio A962 есть отдельный аналоговый вход (мини-джек на 3,5 миллиметра). Не самое правильное решение, но иногда пригодится. Он работает на удивление стабильно, но требует толстый провод. Желательно - с хорошим экранированием.

Мощь и фон: 2 стороны дешевой «лампы»

Все это только цветочки. Ягодки - выходы LynePAudio A962. Пара выходов на наушники, джек и мини-джек, связаны в одну цепь. Выбрать можно оба, но итоговая мощность разделится в соответствии с нагрузкой (импедансом наушников). И даже так этого хватит для любых настольных вариантов головных телефонов.

Ламповый каскад может работать на полной мощности без серьезных искажений. Так даже правильнее: на пиковой мощности лампы загораются до красного свечения, а звук приобретает ту самую, ярко выраженную окраску. Ее можно сравнить с легким, теплым фуззом. Да, звук не чистый - но ведь именно это нам и нужно?

LynePAudio A962 может раскачать любые, даже самые высокоомные наушники. Причем, с достаточной для любого слушателя громкостью. Главное - не выкрутить потенциометр громкости на максимум, чтобы не сжечь наушники и не выбить барабанные перепонки. Среднестатистические портативы с импедансом 16-32 Ома потребуют только половину мощности для максимума.


Второй выходной канал превращает LynePAudio A962 в ламповый предусилитель. В данном случае его единственная роль - придать окраску звучанию. И без дополнительного усилителя такой вариант окажется малопригоден.

В любом случае, звук этой коробки именно такой, как ждешь. Это хороший ламповый однотактный усилитель для наушников. Не больше. Но и не меньше. Чистый, теплый звук и масса приятных впечатлений.


Испортить его может только комплектный блок питания. Дело в том, что лампы серии 6ж могут питаться от постоянного источника тока. И китайцы не преминули этим воспользоваться. В комплекте с LynePAudio A962 поставляется обычный импульсный блок питания на 12 В, который становится причиной фона.

Фон не зависит от громкости, прогрева или способа включения усилителя. Требуется либо стабилизация питания, либо замена блока на более качественный. И все проблемы исчезают, оставляя идеальный, теплый звук.

Стоит ли экономить?


Целесообразность покупки дешевого лампового усилителя кажется сомнительной. Но на самом деле, при отсутствии необходимости в громоздкой комнатной стереосистеме, разница между крошечным китайцев и дорогостоящим японцем не всегда ощутима.

Уж по-крайней мере, не на разницу в цене. Однотактные ламповые усилители имеют множество недостатков, в том числе низкую мощность и повышенную зависимость от внешних источников шума. Если их исключить - получится почти идеальный звук, мягкий и спокойный. Тот самый ламповый звук.

Простота схемы позволяет легко модифицировать LynePAudio A962. И это едва ли не самая классная возможность. В России все еще легко найти лампы серии 6ж, и даже самостоятельно подобрать пару. В зависимости от использованного типа ламп меняется окраска звучания. Такая вот оригинальная замена эквалайзеру.

Купить LynePAudio A962 можно всего за 3100 рублей . Дополнительный комплект ламп на рынке стоит 100 рублей. Если вы еще не знакомы с настольной ламповой техникой - отличный повод познакомиться.

После победного шествия несколько десятилетий твердотельных усилителей, ламповые усилители организовали мощное возвращение в последние десять лет, в связи с их звуковыми высококачественными возможностями. Давайте разберёмся: Почему ламповый усилитель лучше транзисторного?

Более простые, более чистые схемы

Когда идет перегрузка транзисторов (в дискретной цепи или в ОУ), это доминирующее искажения третьей гармоники. Вместо того, чтобы полнее сделать тембр, тон, сильная третья фактически делает сигнал тонкими и твердыми. С другой стороны, в ламповом усилителе (в частности, триоды) доминирующим продуктом будут являться второй гармоники. Музыкально вторая октава выше фундаментальных и почти не слышно её, но она добавляет тело к звуку, что делает его более полным. Потому и ламповые усилители звучат лучше, потому что их искажения более музыкальные. Лампы обеспечивают более подходящий груз для преобразователей…. Таковы основные причины, почему высококачественный ламповый усилитель звучит лучше.

Вот почему многие слушатели считают, что усилитель звучит мощнее.

Если вы не верите, то послушайте ламповый усилитель с хорошими и , и я верю, что жизнь ваша изменится в лучшую сторону.



Я надеюсь, что статья «ламповый усилитель лучше транзисторного?» хоть как то немного помогла.
Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы я мог вернуться к вам.
Не бойтесь меня и добавляйтесь в

Простой ламповый уилитель звуковых частот своими руками или ощутите теплоту лампового звука

Я уже не помню как и когда в моей голове поселилась эта странная идея — собрать ламповый усилитель. Зачем тоже не совсем понятно — меломаном я не являюсь, домашними кинотеатрами давно и быстро переболел, на память об этом времени остались напольные колонки Wharfedale Diamond 8.4, последние годы использовавшиеся исключительно как декоративная подставка для цветов. Как бы то ни было, мысль настолько глубоко поселилась в моей голове, что началось неспешное изучение профильных ресурсов, чтение форумов, поиск схем ламповых усилителей «для чайников» и т.д. и т.п. Отсутствие какого-либо опыта общения с ламповой техникой (самый современный гаджет, который я помню — это ч/б телевизор в студенческой общаге в начале 90-х годов прошлого века) отпугивало и привлекало одновременно.

Вялотекущий поиск мог продолжаться бесконечно долго, если бы однажды не был обнаружен замечательный ресурс — http://tubelab.com/. Свой выбор остановил на однотактном усилителе Tube Lab Simple Single End (SSE), идеально соответствующем моим интересам, а именно: простой усилитель для начинающих с минимумом компонентов, отсутвием каких либо регулировок, при этом достаточно универсальный и, судя по отзывам, прекрасно себя зарекомендовавший. Заказ платы был сделан на сайте (отправляется куда угодно кроме России и Италии), оплата через Paypal, короткая переписка с разработчиком, достаточно быстрая доставка двух плат (Кроме SSE была также заказана плата для продвинутой версии Tublab SE — так сказать «на вырост»). Комплектующие решено было заказывать через e-bay, не быстро, но надежно и недорого — сроки доставки компенсировались удобством (получение на почте, неторопливый поиск сидя за компьютером). Процесс занял достаточно долгое время, но я особенно не торопился (с момента заказа плат до момента успешного включения прошло почти 2 года).

Первые полученные комплектующие

Описывать процесс сборки платы усилителя не имеет смысла, подробные инструкции с картинками есть на сайте проекта. Особо порадовал дисклаймер отказ от ответственности:

We are not responsible for injury, accidents, acts of random stupidity, burning your house down, exploding parts, and other undesired actions (all of which are possible) resulting from the use of ANY information contained herein.

Некоторые рекомендации, полученные в процессе изучения материалов.
Никогда не устанавливайте электролиты «до упора», между ними и платой должен быть небольшой зазор. Дело в том, что при пайке ножка нагревается и удлиняется, а остывая укорачивается, и, при плотной посадке, может просто отвалиться от обкладки. Учитывая, что в ламповом усилителе процесс нагревания-остывания происходит регулярно, на этот момент стоит обратить внимание.
Шасси выходных и силового трансформаторов располагать перпендикулярно для уменьшения взаимного влияния.
Входные аудио разъемы изолировать от шасси, дабы исключить возможность появления «земляных петель» в сигнальных линиях. Если провод экранированный — то экран заземлять только с одной стороны.
Заказывать комплектующие с запасом, дабы избежать задержек на логистику и сэкономить на доставке.
И самое главное — осторожнее с покупками комплектующих на ebay (об этом немного позднее).

Одной из проблем, с которой пришлось столкнуться, оказался выбор трансформаторов (силового и выходных) — довольно сложно купить трансформатор с нужными напряжениями, если 110-и вольтовая версия как правило есть в наличии у американских ритейлеров, то трансформатор на 220V нужно заказывать у производителя и ждать 45-60 дней. Кроме того, они довольно тяжелые и стоимость доставки из США практически удваивает стоимость заказа. К счастью, подходящая версия (Hammond 374BX) нашлась в Германии, что позволило существенно сэкономить на доставке и попутно заказать дроссель (индуктивность) для использования в выходном фильтре блока питания. Первая ошибка — заказывая индуктивность, я подбирал сопротивление, совершенно забыв про ток, в результате получил катушку с ограничением по току 100ma вместо минимально необходимых 170ma, пришлось вернуться к более простому и менее качественному варианту с RC фильтром и покупать соответствующий проволочный резистор, поменять же резистор на катушку, если возникнет желание, можно в любое время. С выходными трансформаторами было проще, адекватные сроки доставки оказались только у Transcendar, по всем параметрам подошла модель TT-119.

Наконец, настал момент, когда все комплектующие получены, обозначилось свободное время и ничего не мешало посмотреть, как все это будет работать. В нарушение всех правил техники безопасности, все соединения были произведены прямо на столе перед монитором.

На роль источника сигнала был приглашен старенький LG-P500, в роли колонок — спикеры от музыкального центра, понадобилось некоторое количество красной изоленты и немного храбрости. Таадаааам — включение состоялось, ничего не взорвалось, лампы засветились красивым оранжевым светом… и тишина, точнее, если поднести ухо к колонке, на фоне шума можно было даже услышать музыку, но это был совсем не тот «теплый ламповый» звук, который я надеялся услышать.

Первое, что я решил проверить - это напряжение на выходе выпрямителя, и сразу же был неприятно удивлен, вместо ожидаемых мной 375V x √2-27V= 503.33V (напряжение на вторичной обмотке умноженное на корень из 2 минус падение на лампе) я увидел почти 550V на выходе выпрямителя и соответственно 525V B+(анодное напряжение). Желание тестировать электролиты на выносливость (они рассчитаны на 500V) отсутствовало, пришлось выключить питание. Проверив напряжение сети я в очередной раз удивился — оно оказалось больше 240V (дальнейший опрос соседей подтвердил, что это у всех так). К счастью, трансформатор можно перекоммутировать и на такое напряжение. При втором включении напряжения пришли в норму, но колонки по-прежнему молчали, дальнейшая проверка обнаружила отсутствие анодного напряжения на входном триоде, что на мой взгляд, говорило о неисправности единственного полупроводникового прибора - регулируемого источника тока IXIS10M45.

Решив, что проблема возникла из-за перенапряжения и/или китайского ebay-продавца, заказал новую пару IXIS10M45 из Англии, показалось надежнее и быстрее. Должен сказать, что очередное включение завершилось абсолютно аналогично первому и второму, новые детали хоть и выглядели совершенно иначе, но работать отказывались точно так же. Здесь я уже начал беспокоиться, так как оба канала вели себя совершенно идентично, а напряжение на анодах 12AT7 совершенно отсутствовало. Так как в данной цепи кроме собственно лампы, регулятора тока и априори работающей мелочевки ничего больше не было, подозрение пало на лампу. Аукцион на ebay позволил совсем недорого купить ECC81 (европейский аналог американской 12AT7), а заодно и очередную партию IXYS 10M45 (опять китайский продавец, брал уже с запасом на всякий случай). Третья партия 10M45 выглядела (и звонилась) точно так же, как и вторая, для чистоты эксперимента заменил сразу лампу и IXYS, отсоединил все лишнее (второй каскад) и в четвертый раз не обнаружил ничего на аноде первого триода.

Полный провал, разум отказывался понимать, как такое может быть. На макетной плате собрал простенькую схему со светодиодом и регулируемым источником тока (использовал нетронутый из третьей партии), запитал от блока питания ноутбука - и ОНА НЕ ЗАРАБОТАЛА!!!

В этот момент меня стала преследовать мысль о вселенском заговоре, не работало даже то, что обязано было работать… и я опять решил заказать проблемные микросхемы, только уже через проверенного продавца (Digikey). И в очередной раз возникли сложности даже там, где их не должно было быть. Первую возникшую проблему (в Digikey минимальная стоимость доставки в мой регион составляла 75$, даже за 5-и долларовый заказ). Эта проблема решилась с помощью американского посредника, а вот вторая выявилась уже после размещения заказа — на мой емейл пришло письмо с просьбой подтвердить что я не террорист заполнить форму BIS711 (кому интересно goo.gl/VAkDYB). Я заказывал обычные радиодетали на американский адрес, зачем нужно заполнять данную форму при покупке обычных радиодеталей мне сих пор не понятно. Указав свое имя свое имя и домашний адрес во все полях, а именно: я — конечный пользователь, я — официальный представитель конечного пользователя, я — покупатель, я — экспортер и указал, что при всем этом я — частное лицо, отправил заполненную форму в Digikey, и уже на следующий день получил подтверждение заказа и тракинг на посылку.

Очередная партия внешним видом отличалась от всех предыдущих, что вселяло определенный оптимизм (картинка ниже)

Проверка на макетной плате обрадовала, светодиод радостно менял яркость в зависимости от сопротивления управляющего резистора. Пять минут для замены детали на плате…

… очередное включение и из колонок зазвучала МУЗЫКА.

Как выяснилось в процессе общения на профильных форумах — поддельные радиодетали на ebay становятся большой проблемой. Вот что пишут модераторы Diyaudio
— Fake parts are a real plague by now. No small chance we all get a share of those when fishing for a quick small purchase.
— I never buy semi-conductors or electrolytic capacitors on eBay for this reason.

В результате я получил рабочую плату, восстановил собственную самооценку, разочаровался в Ebay. На скорую руку был изготовлен корпус, как предполагалось в качестве макета для тестирования компоновок, но неожиданно понравившийся.

В настоящий момент усилитель работает в связке с Raspberry Pi&Volumio (в качестве источника), звук действительно очень приятный и реально теплый (+65С). В планах облагородить корпус, побороть немного мешающий гул, встроить USB DAC (будет ламповая звуковая карта), возможно добавить дистанционное управление. Если возникнет интерес, опишу процесс изготовления корпуса, а так же расскажу о выявленных проблемах и путях их устранения.

Схема и расположение элементов (его трудно найти на сайте, использовал для разметки отверстий на корпусе).