Компьютерный ресурс У SM. Компьютерный ресурс У SM Результаты тестов: сравнение производительности

Не так давно мы опубликовали материал о новой линейке видеокарт Radeon HD 6800 серии . В нем были рассмотрены все аспекты новых технологий, используемых в ускорителях этой линейки, а также улучшения, которым подверглись видеокарты на ядре Barts. Было отмечено, что ожидаемого изменения техпроцесса до 32-нм не произошло. Графические чипы нового поколения серии AMD Radeon HD 6800 все еще будут производиться по старому 40-нм техпроцессу, началом применения которого можно считать презентацию Radeon HD 4770, прошедшую еще в апреле 2009 года. Вся линейка Radeon HD 5000 тоже использовала 40-нм технологию. Всему виной, как сказал Эрик Демерсон (Eric Demers), являющийся техническим директором подразделения GPU в AMD, «приверженность проработанному техпроцессу на данный момент связана с экономическими причинами. Обращая внимание на получаемый сегодня процент рабочих кристаллов, компания столкнулась с выбором, запускать в массовое производство два 32-нм или три 40-нм GPU по одинаковой цене». Учитывая этот факт, в недалеком будущем AMD, скорее всего, откажется от 32 нм и приступит к освоению производства, используя технологию 28 нм.

Не изменяя техпроцесс, компании AMD будет проблематично позиционировать Barts как значимый шаг вперёд. Главным образом, новый GPU Barts отличается от своего предшественника серьезными изменениями в области оптимизации архитектуры, увеличением производительности на каждый ватт потребленной энергии и миллиметр площади, что улучшает общую эффективность. В нем также были доработаны главные недостатки предыдущей серии ATI Radeon HD 5800, связанные с малой производительностью обработки тесселяции и геометрии. Как уже было сказано ранее в наших обзорах, именно эти два недостатка стали самой серьезной проблемой видеокарт AMD по сравнению с конкурирующими графическими ускорителями компании NVIDIA.

Изначально ожидалось, что линейка AMD Radeon 6800 должна прийти на смену AMD Radeon 5800, но такого не случилось. Как видно из выше приведенной схемы, различий между ядрами Barts и Cypress практически нет. Однако простой подсчет количества движков SIMD, нам красноречиво говорит о значительно меньшей производительности обновленного GPU Barts XT по отношению к ядру Cypress (Radeon HD 5870).

AMD Radeon HD 6850

ATI Radeon HD 5870

ATI Radeon HD 5850

ATI Radeon HD 5830

ATI Radeon HD 4870

Кодовое имя

Barts XT

Число транзисторов

1,7 млрд.

Количество потоковых процессоров

Производительность, TFLOPs

Текстурных блоков

Фильтрация текстур, GTexels/s

Количество ROPs

Фильтрация пикселей, GPixels/s

Z/Stencil, GSamples/s

Частота ядра, МГц

Частота памяти, ГГц

1,05 (4,2 ГГц эффект-я) GDDR5

1,0 (4,0 ГГц эффект-я) GDDR5

1,2 (4,8 ГГц эффект-я) GDDR5

1,0 (4,0 ГГц эффект-я) GDDR5

1,0 (4,0 ГГц эффект-я) GDDR5

900 МГц (3,6 ГГц эффект-я) GDDR5

Разрядность шины памяти

256 бит

Пропускная способность памяти, ГБ/c

Кадровый буфер

Техпроцесс

TSMC 40 нм

Максимальное / минимальное энергопотребление, Вт

В графическом процессоре Radeon HD 6870 задействовано четырнадцать движков SIMD, каждый из них состоит из четырёх текстурных блоков и шестнадцати потоковых процессоров. Один потоковый процессор имеет пять блоков АЛУ (потоковых ядер). Это суммарно дает GPU 1120 потоковых ядер с 56 текстурными блоками. Результат обработки GPU выводится через четыре кластера выходной части конвейера рендеринга. В каждый кластер входят восемь конвейеров ROP (растровых операций), которые составляют суммарно тридцать два ROP-конвейера. 256-битный интерфейс памяти обеспечивается четырьмя 64-битными контроллерами памяти.

Численные характеристики архитектуры и спецификация видеокарт Radeon HD 6870 сильно похожи на таковые у Radeon HD 5830, но с удвоенной конечной частью конвейера рендеринга. Однако если рассматривать обратную сторону, то у Radeon HD 6870 используется та же самая конечная часть конвейера рендеринга, что и у Radeon HD 5870, но меньше шейдерных ядер. Для видеокарты Radeon HD 5830 главным недостатком было как раз уменьшенное в два раза количество блоков ROP, что вызвало задержки в производительности. Radeon HD 6870 можно назвать доработанным и улучшенным перевоплощением графического процессора Radeon HD 5830. В свое оснащение ядро Barts XT получило целых два управляющих UTDP (Ultra-Thread Dispatch Processor), в то время как у Cypress он был всего один, а также была улучшена часть GPU, отвечающая за обработку алгоритмов тесселяции. Такие изменения должны обеспечить почти двукратное превосходство нового решения в обработке потоков теселяции над графическими ускорителями предыдущей серии.

Еще одним существенным улучшением, которым обладает Radeon HD 6870 за счет оптимизированной структуры кристалла, стала возможность его работы на более высоких частотах, что существенно влияет на итоговую производительность. Частота Radeon HD 6870 составляет 900 МГц, а значит упрощенное ядро GPU Barts работает со значительно более высокой тактовой частотой, чем Radeon HD 5830 или даже Radeon HD 5850. Такое повышение частоты ведет к увеличению общей производительности GPU почти на 25% в сравнении с Radeon HD 5850, работающего с частотой 725 МГц. В итоге меньшее количество АЛУ и текстурных блоков у Radeon HD 6870, по сравнению с Radeon HD 5850, вполне компенсируется повышенной частотой работы ядра GPU, что практически уравнивает их производительность.

Все эти усовершенствования позволили Radeon HD 6870 быть более производительным, чем Radeon HD 5850, при меньшей на 25% площади кристалла. Такое изменение явно снижает энергопотребление в режиме бездействия и себестоимость производства самого ядра в целом. Эти два явных преимущества должны положительно сказаться на популярности конечного продукта. Память Radeon HD 6870 работает на «родной» частоте 1050 МГц (эффективная 4200 МГц), чуть быстрее чем у Radeon HD 5850 (1000 МГц). По заявлению производителей розничная цена Radeon HD 6870 составит $240, а это немного меньше чем $260 на Radeon HD 5850.

Теоретические сведения очень обнадеживают, но всегда хочется получить конкретные результаты в тестовых приложениях. Для этих целей в нашу лабораторию и попал видеоускоритель . Предоставленная компанией MSI модель является полной копией эталонного образца, выпускаемого на заводах компании AMD. Именно по этой причине наш обзор и тестирование, по сути, будет описывать эталонное решение Radeon HD 6870 от компании AMD.

Спецификация

В спецификации нет ничего необычного, все характеристики эталонного решения уже были перечислены нами выше, теперь лишь стоит повторить их для конкретного экземпляра, продаваемого под торговой маркой MSI.

MSI Radeon HD 6870 (R6870-2PM2D1GD5)

Графическое ядро

AMD Radeon HD 6870 (Barts XT)

Конвейера

1120 унифицированных потоковых

Поддерживаемые API

DirectX 11 (Shader Model 5.0)
OpenGL 4.1

Частота ядра, МГц

Объем (тип) памяти, МБ

Частота памяти (эффективная), МГц

Шина памяти, бит

Стандарт шины

PCI Express X16 2.1

Максимальное разрешение

До 4 дисплеев по 1920x1200 каждый
До 2560x1600 Dual-link DVI или 1920x1200 Single-link DVI
До 2048x1536 VGA (через переходник DVI-to-VGA)
До 1920x1200 HDMI 1.4
До 2560x1600 DisplayPort

2x DVI-I (VGA через переходники)
1x HDMI 1.4
2x mini DisplayPort (DisplayPort через переходники)

Поддержка HDCP

Есть
Декодирование MPEG-2, MPEG-4, DivX, WMV9, VC-1 и H.264/AVC, MVC, Adobe Flash

Драйверы

Свежие драйверы можно скачать с:
- сайта производителя GPU :
- сайта поддержки .

Сайт производителя

Из таблицы видны несколько новшеств, которыми стали обладать «референсные» видеокарты Radeon HD 6870. Порт DisplayPort 1.2 позволяет выводить изображение сразу на несколько мониторов с помощью специального хаба, причем для каждого монитора может устанавливаться разное разрешение. Поддерживается до четырех дисплеев с разрешением до 1920x1200 каждый. Однако суммарно к ускорителю можно подключить до шести мониторов с использованием двух хабов и двух разъемов DVI-I, но уже с разрешением до 1600х900.

Наличие HDMI 1.4 позволит пользователю воспользоваться технологией передачи 3D-стереоизображения, что необходимо для подключения 3D-мониторов. Появилась поддержка новых технологий OpenGL 4.1 и AMD HD3D, а также остались уже хорошо знакомые нам по 5800-й серии ускорителей технологии AMD Eyefinity и AMD EyeSpeed. Такое разнообразие новых возможностей использования ускорителя станет достойным ответом компании AMD на предложенные NVIDIA в 400-й серии частично схожие технологические решения.

Видеоускоритель представлен в плотной коробке. В ее дизайне подчеркнута возможность работы с фирменной утилитой разгона MSI Afterburner. Вверху виден логотип компании, а с правой стороны упомянут производитель GPU AMD RADEON GRAPHICS, что говорит о выпуске данной линейки уже именно компанией AMD, а не ATI (AMD) как это было ранее. Ниже указано само графическое ядро R6870, наличие у ускорителя 1 ГБ GDDR5 памяти, поддержка DirectX 11 и присутствие на задней панели двух разъемов mini DisplayPort. К разъемам mini DisplayPort можно подключить до четырех экранов через специальный хаб, используя технологию AMD Eyefinity. В самом низу присутствуют логотипы поддержки продуктом фирменных технологий MSI для разгона и использование на текстолите платы конденсаторов повышенной надежности и долговечности.

Последние две особенности более подробно описаны на обратной стороне коробки.

Здесь в верхней части указана сама модель графического ускорителя R6870-2PM2D1GD5, а ниже подробно описана поддержка утилиты MSI Afterburner, позволяющей разгонять как один ускоритель, так и несколько установленных в режиме CrossFireX. Есть возможность сохранения профилей разгона, а также профилей с уменьшенными частотами работы видеокарты, что ведет к экономии электроэнергии и пониженному тепловыделению, а значит и снижению суммарного шума системы. Ниже указано использование в данной модели твердотельных конденсаторов, которые гарантируют 10 лет безотказной работы. Справа отмечены основные преимущества данного ускорителя на 30-ти языках. Упаковка оставляет впечатление качественного законченного продукта и имеет полноценную информацию о внутреннем содержимом.

Комплект поставки MSI Radeon HD 6870 (R6870-2PM2D1GD5) вполне достойный:

  • Два переходника с двух периферийных разъемов питания на один 6-контактный разъем питания видеокарты;
  • Мостик CrossFire;
  • Диск с драйверами и утилитами;
  • Краткая инструкция по установке видеокарты;
  • Переходник с mini DisplayPort на DisplayPort;
  • Переходник с DVI на VGA.

Вполне оправданный комплект, обеспечивающий 80% запросов обычного пользователя. Но для подключения группы дисплеев здесь явно придется докупить необходимые переходники или специальный хаб, с одновременной поддержкой до четырех мониторов.

В сравнении с флагманом от компании NVIDIA, видеокартой на GeForce GTX 480, новое решение от компании AMD выглядит более изящным. Это не только первое впечатление, но и судя по заявленным нововведениям компании AMD, ускорители на Radeon HD 6870 должны отличатся в два раза меньшим энергопотреблением при сравнимой в некоторых приложениях производительности. Видеокарта Radeon HD 6870 отличается от «топовых» решений обоих производителей меньшей длиной, она имеет, также как и Radeon HD 5870, два 6-контактных разъема дополнительного питания, находящихся на верхнем торце видеокарты. Подключение дополнительного питания не вызовет неудобств, а сами провода не будут мешать установке видеокарты, увеличивая ее длину за счет самих разъемов и отходящих от них проводов.

Что удивительно, эталонный образец имеет всего один разъем CrossFire. Скорее всего, впоследствии, появятся решения от другого производителя, имеющие два разъема CrossFire, которые очень полезны для повышения общей производительности видеосистемы при подключении данного ускорителя в режимах CrossFireX совместно с другими аналогичными моделями.

Задняя часть видеокарты AMD Radeon HD 6870 не имеет никаких технологических отверстий, здесь все закрыто пластиковым кожухом, гармонично дополняющим общий дизайн ускорителя. Приятно, что разъемы питания повернуты вверх – это позволяет ускорителю быть совместимым с большим числом корпусов.

Обратная сторона ускорителя не получила ни одного значимого элемента.

Благодаря двухслотовому дизайну системы охлаждения на задней панели ускорителя поместились пять разъемов подключения дисплеев (2х DVI-I, HDMI 1.4, 2х mini DisplayPort 1.2). Здесь же есть достаточно большая решетка отвода горячего воздуха из корпуса. Такое разнообразие разъемов подключения обеспечат AMD Radeon HD 6870 полную совместимость со всеми современными предложениями рынка устройств вывода изображения.

На лицевой стороне печатной платы можно выделить графический процессор и окружающие его восемь чипов видеопамяти. Здесь же находятся все элементы системы питания GPU и памяти ускорителя.

Частота работы графического процессора составляет 900 МГц. Сам чип Barts XT выполнен по 40 нм техпроцессу и содержит 1120 универсальных шейдерных конвейеров и тридцать два блока растеризации, а обмен данными между графическим ядром и памятью осуществляется через 256-битную шину.

При отсутствии нагрузки частота работы чипа снижается до 100 МГц, а видеопамять замедляется до 81 МГц (эффективная частота 324 МГц). При этом уменьшается и напряжение питания, что обеспечивает заметное снижение энергопотребления и температуры.

Видеопамять общим объемом 1 ГБ набрана восемью микросхемами стандарта GDDR5 производства Hynix H5GQ1H24AFR T2C со временем доступа 0,8 нс, что позволяет им работать на эффективной частоте до 5000 МГц. Поскольку результирующая частота работы чипов памяти на видеокарте немного ниже и составляет 4200 МГц, то остается хороший частотный коридор про запас, который, надеемся, можно будет задействовать при разгоне.

Ускоритель имеет 4+2-фазную схему питания. Здесь четыре фазы идут на GPU и реализованы при помощи контроллера Chil CHL8214, имеющего поддержку протокола I2C. Этот протокол должен обеспечить софтвольтмод при помощи новой версии утилиты MSI Afterburner. Идущая в комплекте с видеокартой утилита MSI Afterburner 2.0.0 не позволила поменять напряжение на GPU.

Сама система охлаждения состоит из двух частей. Металлический кожух через термоинтерфейс соприкасается со всеми горячими элементами платы: чипами видеопамяти и элементами подсистемы питания. Для охлаждения GPU используется отдельная конструкция - массивный алюминиевый радиатор с тремя медными тепловыми трубками разного диаметра, которые припаяны к медной пластине, соприкасающейся с кристаллом GPU. Центральная медная трубка увеличенного диаметра должна способствовать более эффективному отводу тепла от кристалла GPU. Термоинтерфейс достаточно вязкий, что тоже должно положительно отразится на общей эффективности системы охлаждения. Вентилятора турбинного типа, имеющего стандартные размеры, с излишком хватает для охлаждения графического процессора. В целом систему охлаждения можно назвать улучшенной и более технологичной по сравнению с эталонной турбиной, используемой на горячих моделях 5800-й серии.

Для оценки эффективности системы охлаждения мы использовали утилиту FurMark , а детальный мониторинг осуществлялся при помощи GPU-Z и MSI Afterburner .

Работая на штатных частотах и управляя скоростью вращения турбины автоматически, графический процессор прогрелся до 82°С. Учитывая, что при этом скорость вращения турбины была всего 35% от максимальной и весь кулер работал тихо, мы можем говорить о слабом тепловыделении ускорителя и отличной работе «референсной» системы охлаждения в автоматическом режиме.

После того, как мы в ручном режиме установили скорость вращения турбины на максимум, не убирая нагрузки, кулер начал заметно шуметь, но температура графического ядра упала до 67 градусов.

В целом система охлаждения, применяемая на эталонном решении AMD Radeon HD 6870, показала высокую эффективность, при этом она оставалась достаточно тихой в работе.

При тестировании использовался Стенд для тестирования Видеокарт №2

Процессор Intel Core 2 Quad Q9550 (LGA775, 2,83 ГГц, L2 12 МБ) @3,8 ГГц
Материнские платы ZOTAC NForce 790i-Supreme (LGA775, nForce 790i Ultra SLI, DDR3, ATX)GIGABYTE GA-EP45T-DS3R (LGA775, Intel P45, DDR3, ATX)
Кулеры Noctua NH-U12P (LGA775, 54,33 CFM, 12,6-19,8 дБ)Thermalright SI-128 (LGA775) + VIZO Starlet UVLED120 (62,7 CFM, 31,1 дБ)
Дополнительное охлаждение VIZO Propeller PCL-201 (+1 slot, 16,0-28,3 CFM, 20 дБ)
Оперативная память 2x DDR3-1333 1024 MБ Kingston PC3-10600 (KVR1333D3N9/1G)
Жесткие диски Hitachi Deskstar HDS721616PLA380 (160 ГБ, 16 МБ, SATA-300)
Блоки питания Seasonic M12D-850 (850 Вт, 120 мм, 20 дБ)Seasonic SS-650JT (650 Вт, 120 мм, 39,1 дБ)
Корпус Spire SwordFin SP9007B (Full Tower) + Coolink SWiF 1202 (120x120x25, 53 CFM, 24 дБ)
Монитор Samsung SyncMaster 757MB (DynaFlat, 2048x1536@60 Гц, MPR II, TCO"99)

Выберите с чем хотите сравнить Radeon HD6870 1GB DDR5 MSI

Оценивая полученные результаты тестирования не нужно забывать, что производительность графического ускорителя кроме всего прочего зависит еще и от оптимизации драйверов. Поэтому результаты вышли не совсем однозначными. В половине протестированных игр производительность видеокарты MSI Radeon HD 6870 располагается между показателями Radeon HD 5870 и Radeon HD 5850. При этом порой Radeon HD 6870 оказывается наравне с Radeon HD 5870. В тоже время есть пара тройка игр, где видеоускоритель Radeon HD 6870 уступает даже Radeon HD 5850. Таким образом, все же, по уровню производительности Radeon HD 6870 можно приблизительно считать равным Radeon HD 5850. Но это в играх без тесселяции, то есть c поддержкой лишь DirectX 9 и DirectX 10. Сравнивая производительность MSI Radeon HD 6870 с видеокартами NVIDIA, можно отметить превосходство над GeForce GTX 460 с 1 ГБ памяти, достигающее порою 20%. Видеоускоритель на GeForce GTX 470 во многих тестах находится наравне с MSI Radeon HD 6870, но попадаются игры в которых первый имеет заметно лучшую производительность.

По результатам синтетического приложения Uniengine Heaven 1.0 мы можем констатировать явный прогресс видеоускорителя AMD Radeon HD 6870 при построении 3D-сцен с тесселяцией. Конечно же, двукратного увеличения производительности в тестах с тесселяцией у графического ядра Barts по отношению к Cypress нет, но прирост явно заметен. В итоге видеоускоритель AMD Radeon HD 6870 показал очень схожий с GeForce GTX 470 результат, что само по себе показательно.

Разгон MSI Radeon HD 6870 (R6870-2PM2D1GD5)

Видеокарта при охлаждении своей стандартной турбиной, работающей в режиме максимальной эффективности, смогла стабильно функционировать на частотах: 975 МГц для графического ядра (+8,3%) и 1160 МГц (+10,4%) для видеопамяти, что обеспечило ее функционирование на эффективной частоте 4640 МГц. Это не самый лучший результат для GPU, но ситуация должна кардинально измениться при выходе утилиты, позволяющей повышать напряжение питания на графическом ядре. Микросхемы памяти тоже не смогли исчерпать полностью свой потенциал, но прирост в 10% тоже можно считать вполне нормальным результатом. Теперь стоит оценить полученный нами прирост производительности от разгона в реальных тестах.

Как видно из таблицы, увеличение производительности в некоторых приложениях достигает 10%, что обеспечит приятный бонус для владельца, но этого будет недостаточно для изменения общей картины эффективности среди видеокарт такого же класса.

Энергопотребление

Энергопотребление видеокарты часто является важным критерием выбора. В таблице ниже вы можете оценить уровень энергопотребления систем с современными видеокартами по сравнению с MSI Radeon HD 6870 1GB GDDR5.

Тестовый пакет

Стандартные частоты

Разогнанная видеокарта

Прирост производительности, %

Far Cry 2, Maximum Quality, NO AA/AF, fps

MSI GeForce GTS 450 1GB GDDR5 CYCLONE

Sapphire Radeon HD 5770 1 GB GDDR5 FleX

ZOTAC GeForce GTX 460 1GB GDDR5

GIGABYTE Radeon HD 5850 1GB GDDR5

MSI Radeon HD 6870 1GB GDDR5

GIGABYTE Radeon HD 5870 1GB GDDR5

ZOTAC GeForce GTX 470 AMP! 1280 MB GDDR5

ZOTAC GeForce GTX 480 1,5 GB GDDR5

MSI Radeon HD 5970 2GB GDDR5

Энергопотребление видеокарты MSI Radeon HD 6870 1GB GDDR5 условно можно приравнять к энергопотреблению Radeon HD 5850 1GB GDDR5. Немного меньший уровень энергопотребления имеет решение конкурента на ускорителе GeForce GTX 460 c 1GB памяти GDDR5. Видеокарта же GIGABYTE Radeon HD 5870 1GB GDDR5 по «расходу» энергии превосходит MSI Radeon HD 6870 1GB GDDR5, собственно, также как и по производительности. Как видите все на своих местах, поэтому очень сложно говорить о каком-то существенном превосходстве графического ядра Barts над Cypress в плане лучшего отношения производительности на ватт затраченной энергии. Возможно, энергопотребление нового чипа и уменьшилось, но не очень сильно.

Отдельным «особняком» стоят два других «топовых» ускорителя NVIDIA: GeForce GTX 470 и GeForce GTX 480. По энергопотреблению GeForce GTX 470 уступает Radeon HD 6870 приблизительно 60 Вт в режиме нагрузки, а разница между энергопотреблением GeForce GTX 480 и Radeon HD 6870 составляет целых140 Вт. Заметно, что инженеры NVIDIA постарались выжать максимум из своего графического ускорителя на GF100. В итоге энергопотребление GeForce GTX 480 1,5 GB GDDR5 получилось почти такое же, как у двухчиповой видеокарты MSI Radeon HD 5970 2GB GDDR5.

Выводы

Первенец нового поколения видеокарт компании AMD стал не столь производительным, как ожидалось, но учитывая рекомендованную цену за решения на ядре Barts, можно смело говорить об их высокой конкурентоспособности по критерию цена/производительность. Хотя ценовой критерий выбора еще можно оспорить в виду временного отсутствия моделей Radeon HD 6870 в свободной продаже. Суммарно можно во многом похвалить 6800-ю серию ускорителей компании AMD за внедрение в новой линейке большого количества новых возможностей, таких как: использование DisplayPort 1.2 с поддержкой до 4 дисплеев через хаб; HDMI 1.4, позволяющего пользователю воспользоваться технологией передачи 3D-изображения; поддержка новых технологий OpenGL 4.1 и AMD HD3D. Не оставили в стороне инженеры компании AMD и такие уже хорошо известные технологии как AMD Eyefinity и AMD EyeSpeed. К хорошим качествам ускорителей на Radeon HD 6870 можно отнести их уменьшенное по сравнению с 5800-й серией тепловыделение и увеличенную эффективность на каждый миллиметр площади кристалла и очень низкий уровень шума стандартной турбины, даже при максимальной нагрузке он ниже среднего.

Непосредственно тестируемая нами видеокарта MSI Radeon HD 6870 (R6870-2PM2D1GD5) мало чем отличается от эталонного образца, но инженеры компании MSI в скором времени обеспечат фирменную утилиту MSI Afterburner возможностью изменения напряжения на GPU видеоускорителя, что должно существенно повлиять на его возможности разгона. Видеокарты на Radeon HD 6870 должны нивелировать то небольшое преимущество, которое получила компания NVIDIA с выходом 400-й серии видеокарт. Для этого ядро Barts компании AMD имеет все предпосылки, а главное, достаточно низкую цену за графические ускорители на Radeon HD 6870.

Достоинства:

  • Низкая рекомендованная цена;
  • Низкий уровень шума стандартной турбины;
  • Поддержка технологии ATI Eyefinity с подключением до 6 дисплеев;
  • Поддержка DirectX 11 (Shader Model 5.0), OpenGL 4.1 и AMD HD3D.
  • Наличие DisplayPort 1.2 с поддержкой до 4 дисплеев через хаб;
  • Поддержка HDMI 1.4 для технологии передачи 3D-стереоизображения;
  • опубликовано 03-11-2010

    Статья прочитана 34238 раз(а)

    Подписаться на наши каналы

«…Производительность Radeon HD 6870 полностью соответствует цене в 8500 рублей. Карточка удачно вписалась между HD 5870 и разогнанными версиями GTX 460, а в некоторых случаях даже работает на уровне более дорогой GTX 470. Если вы готовы потратить на видео

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Железный цех

В октябре 2009-го мы — AMD Radeon HD 5870 . Спустя полгода NVIDIA выпустила ответ - GTX 480 и GTX 470 , . Сегодня борьба выходит на новый уровень: в продаже появилась свежая серия видеокарт AMD - Radeon HD 6000 . На данный момент в линейке всего две платы - HD 6850 и HD 6870 , и на тестах у нас старшая версия.

Перечитать

Слухи о появлении новой серии появились задолго до официального релиза. Естественно, все думали, что AMD готовит чип, который сможет обогнать GTX 480. Оказалось не совсем так. «Новой» серию можно назвать с большой натяжкой. Видеокарты основаны на доработанной версии старых процессоров Cypress и позиционируются как mid-end решения. Так что никаких fps-рекордов.

В Radeon HD 6870 установлен кристалл Barts, точная копия знакомого нам Cypress с HD 5870. Как ни странно, но процессор оказался урезанным: по сравнению с предшественником, Barts «не хватает» 450 млн транзисторов. А это значит, что снизилось количество кластеров SIMD - на новом кристалле их всего 14 штук вместо 20. Отсюда потери в численности потоковых процессоров (на Barts их 1120 против 1600) и текстурных блоков (56 вместо 80).

AMD компенсировала потери просто: частота работы процессора выросла с 850 до 900 МГц. Плюс карту оснастили «взрослой» шиной на 256 бит и 1 Гб памяти GDDR5 частотой 4200 МГц. Не затронули и блоки растеризации - на месте все 32 ROP.

Свежесть

Есть в Barts и ряд усовершенствований. Для начала о тесселяции. Тут у AMD сразу две новости. Первая: движки тесселяции работают в два раза быстрее. Вторая: с настройками надо быть аккуратнее. Как поясняет AMD, при экстремальных уровнях тесселяции модель бьется на такое количество полигонов, что на экране треугольник занимает не больше одного пикселя. В таком случае начинают буксовать блоки растеризации. Для них оптимальный режим работы - 16 пикселей на полигон, иначе они простаивают. Плюс такие маленькие частицы приходится рендерить по несколько раз, что также снижает производительность. Вывод, правда, безрадостный, более качественной картинки мы не увидим, новые полигоны не разглядеть.

Следующее улучшение касается антиалиазинга. В AMD увеличили скорость его работы, а также ввели новый режим Morphological AA. Суть его в том, что углы сглаживаются уже после того, как кадр прошел рендеринг. При этом ориентиром для постобработки служат не края полигонов или альфа-текстуры, а резкие, контрастные переходы. Таким образом, антиалиазинг применяется не выборочно, а ко всей картинке сразу. Плюс такого подхода - шейдер работает не с геометрией, а с уже готовой сценой, фактически с графическим файлом, поэтому производительность по сравнению с традиционным мультисемплингом (MSAA) возрастает в разы. Минус - при низком разрешении экрана картинка получается замыленной.

Доработали в AMD и анизотропную фильтрацию: теперь ее качество и производительность не зависят от угла поворота объекта. Дополнительно обновили и блок ускорения декодирования видео - UVD3. Помимо форматов VС-1 и H.264, его научили работать с MPEG-2 (DVD), MVC и MPEG-4 (DivX, xVid).

Розовые очки

Ну и самое главное для нас, игроков: видеокарты AMD теперь работают с 3D Stereo. AMD называют эту функцию HD3D , и она кардинально отличается от того, что предлагает NVIDIA. Вместо того, чтобы разрабатывать собственные технологии и запускать в продажу новое железо, AMD воспользовалась помощью партнеров.

Для начала она нашла разработчиков специального ПО, которое будет переводить фотографии, видео и игры в стереоизображение. В числе избранных оказались фирмы iZ3D и DDD - им открыли доступ к исходным кодам драйверов Catalyst . Затем AMD подписала договор с производителями мониторов и очков. Так что если вы захотите опробовать HD3D, то дисплей нужно будет покупать у LG , Samsung , CMI или ViewSonic , а очки у XpanD , RealD и Bit Cauldron . И ведь, что самое забавное, набор из программы и активных очков должен обойтись дешевле аналогичного предложения от NVIDIA. А главное, поддержка стереоизображения не закладывается в стоимость видеокарты, за лишний функционал переплачивать не придется.

На столе

Radeon HD 6870 на тесты прислала сама AMD, так что рассказывать будем о референсном варианте. От предшественника видеокарта отличается размером (на 3 см короче) и внешним видом. Кожух системы охлаждения стал более угловатым, исчезла красная полоса и «выхлопные отверстия» на заднем торце видеокарты.

Плата охлаждается по принципу турбины: 75-мм вентилятор затягивает воздух под кожух, прогоняет его по карте и выкидывает за пределы компьютерного корпуса. На самом кристалле стоит алюминиевый радиатор, набранный 30 пластинами и пронизанный тремя медными теплопроводными трубками. Во время нагрузки карточка потребляет всего 151 Вт (на 37 Вт меньше, чем HD 5870). В 2D-режиме HD 6870 требует 19 Вт. Питание обеспечивается двумя 6-pin вилками. Благодаря низкому тепловыделению для выброса горячего воздуха хватает половины слота на панели ввода/вывода, все остальное пространство занимают новые видеоразъемы.

По умолчанию Radeon HD 6870 оснащается двумя DVI, одним HDMI 1.4a и парой mini-DisplayPort 1.2. За всеми этими цифрами скрывается куча интересных технологий. В DisplayPort 1.2, например, увеличилась пропускная способность. Теперь к одному разъему можно подключить сразу два монитора. Для этого понадобится либо специальный разветвитель, либо дисплей с входом и выходом для DisplayPort. Плюс в версии 1.2 появилась поддержка Blu-ray 3D и вывод звука в качестве Dolby TrueHD и DTS-HD Master Audio.

Новая версия HDMI также научилась играть Blu-ray 3D и, более того, выводить стереокартинку на 3D-телевизоры. Правда, последняя функция скорее для галочки. Производители телевизоров до сих пор не пришли к единой спецификации стереоизображения, так что стопроцентной гарантии совместимости никто не дает.

Что в имени тебе моем?

Radeon HD 6000 - далеко не первый случай, когда старая архитектура выпускается под новым названием. Такую схему в свое время опробовала NVIDIA, когда выпустила доработанные GeForce 8000 под видом новой серии GeForce 9000 , а старшие версии потом вообще переименовала в GTS 250 .

Зачем это нужно? Ответ простой - привлечь внимание прессы и покупателей. Ну серьезно, новые видеокарты можно было назвать Radeon HD 5860 и HD 5840. Но при таком раскладе AMD не удалось бы привлечь и десятой доли того внимания, которое сейчас уделяется новым картам.

Но и горевать о погибшей линейке не стоит. Совсем скоро AMD официально объявит данные по Radeon HD 6950 , 6970 и 6990 . Вот это уже будет настоящий топ, на совершенно новом процессоре под названием Cayman .

Тестируем

Подобрать конкурентов для новой видеокарты оказалось непросто. На момент сдачи журнала плата еще не появилась в продаже, так что ориентироваться пришлось на рекомендованную AMD цену в 8000-8500 рублей. А это значит, что HD 6870 стоит дешевле HD 5870, но дороже HD 5850. Плюс она попадает в ценовую категорию GTX 460 1 Гб и ее разогнанных версий. За эти же деньги продается и GTX 465, а еще чуть дороже, где-то за 10 500 рублей, можно купить GTX 470. Немного подумав, мы решили взять все видеокарты разом и сравнить результаты.

Для этого мы собрали мощный тестовый стенд на основе материнской платы Foxconn Renaissance , установили на нее Intel Core i7-920 и добавили 6 Гб оперативной памяти, набранной тремя планками Kingston HyperX DDR3-1666 . К сожалению, список тестов получился коротким. Так как мы тестировали Radeon HD 6870 с бета-версией драйверов, нам не удалось запустить бенчмарк Colin McRae DiRT 2 . Так что производительность DX11 мы оценивали только в Aliens vs. Predator и синтетике Unigine Heaven Benchmark 2.0 . А вот с проектами на DX10 проблем не возникло. Стандартные Resident Evil 5 и Devil May Cry 4 - на месте. Общую оценку производительности мы проводили с помощью 3DMark Vantage.

Баланс

Синтетический тест от Futuremark очень точно определил положение HD 6870: до уровня HD 5870 не дотягивает 13%, работает чуть медленнее GTX 470, обгоняет GTX 460 и GTX 465. В Unigine Heaven Benchmark 2.0, оценивающим производительность в DX11, хорошо видна работа, проделанная AMD над движками тесселяции. В синтетическом тесте Radeon HD 6870 обгоняет более дорогую HD 5870, но по-прежнему отстает ото всех конкурентов из стана NVIDIA.

В реальных игровых приложениях картина сохраняется. Radeon HD 6870 уверенно обгоняет не только HD 5850 и GTX 460, 465, но еще и GTX 470. С DX11 такого превосходства не получается: GTX 470 быстрее на 19%, что вполне логично.

* * *

Производительность Radeon HD 6870 полностью соответствует цене в 8500 рублей. Карточка удачно вписалась между HD 5870 и разогнанными версиями GTX 460, а в некоторых случаях даже работает на уровне более дорогой GTX 470. Если вы готовы потратить на видеокарту 8500 рублей, то Radeon HD 6870 - правильный выбор, конкурентов у нее нет.

Таблица 1
Сравнительная таблица технических характеристик
Характеристика AMD Radeon HD 6870 AMD Radeon HD 5870 AMD Radeon HD 5850 NVIDIA GeForce GTX 470 NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460
Ядро Barts Cypress Cypress GF100 GF100 GF104
Количество транзисторов 1,7 млрд 2,15 млрд 2,15 млрд 3 млрд 3 млрд 1,95 млрд
Техпроцесс 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм 40-нм
Количество потоковых процессоров 1120 шт. 1600 шт. 1440 шт. 448 шт. 352 шт. 336 шт.
Частота графического ядра 900 МГц 850 МГц 725 МГц 607 МГц 607 МГц 675 МГц
Частота потоковых процессоров 900 МГц 850 МГц 725 МГц 1215 МГц 1215 МГц 1350 МГц
Тип, объем памяти GDDR 5,1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1,28 Гб GDDR5, 1 Гб GDDR5, 1 Гб
Частота памяти 4200 МГц 4800 МГц 4000 МГц 3348 МГц 3200 МГц 3600 МГц
Шина данных 256 бит 256 бит 256 бит 320 бит 256 бит 256 бит
Количество текстурных блоков 56 шт. 80 шт. 72 шт. 56 шт. 44 шт. 56 шт.
Количество блоков растеризации 32 шт. 32 шт. 32 шт. 40 шт. 32 шт. 32 шт.
Интерфейс PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16 PCIe 2.0 x16
Цена на ноябрь 2010 года 8500 руб. 12 000 руб. 7800 руб. 9500 руб. 7000 руб. 7000 руб.
Таблица 2
Технические характеристики
Синтетические тесты
3DMark Vantage
Модель видеокарты GPU CPU Overall
AMD Radeon HD 6870 15 131 16 493 15 450 100%
AMD Radeon HD 5870 17 402 17 326 17 383 113%
AMD Radeon HD 5850 14 832 17 597 15 427 100%
NVIDIA GeForce GTX 470 13 656 45 937 16 566 107%
NVIDIA GeForce GTX 465 11 674 42 636 14 264 92%
NVIDIA GeForce GTX 460 12 556 40 963 15 188 98%
14 586 43 660 17 500 113%
Unigine Heaven Benchmark 2.0
Модель видеокарты FPS Overall Соотношение производительности
AMD Radeon HD 6870 13,8 348 100%
AMD Radeon HD 5870 11,4 288 83%
AMD Radeon HD 5850 11,4 288 83%
NVIDIA GeForce GTX 470 19,9 502 144%
NVIDIA GeForce GTX 465 16,7 421 121%
NVIDIA GeForce GTX 460 16,9 426 122%
Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (900 МГц/4000 МГц) 19,6 494 142%
Таблица 3
Игровые тесты (кадров в секунду)
Название игры, настройки AMD Radeon HD 6870 AMD Radeon HD 5870 AMD Radeon HD 5850 NVIDIA GeForce GTX 470 NVIDIA GeForce GTX 465 NVIDIA GeForce GTX 460 Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum (900 МГц/4000 МГц)
Resident Evil 5 (DX10)
High, 1680x1050, AF 16x, AA 8x 96,1 105,8 92,4 97 83,7 83 97,4
High, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 89,6 99,4 90,5 88,2 76,4 76,2 87,5
Соотношение производительности 100% 110% 98% 100% 86% 85% 100%
Devil May Cry 4 (SC2, DX10)
SuperHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 8x - - - 122 95,8 101,3 118,6
SuperHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 8x 126,33 131,5 114,8 110,4 93,3 92,9 104,7
Соотношение производительности 100% 104% 91% 87% 74% 74% 83%
Aliens vs. Predator (Demo, DX11)
VeryHigh, 1680x1050, AF 16x, AA 2x 39,6 47,2 32,2 47,2 33,1 32 37,1
VeryHigh, 1920x1080, AF 16x, AA 2x 35,4 42,3 33,3 42,3 29,3 28,5 32,9
Соотношение производительности 100% 119% 87% 119% 83% 81% 93%
Соотношение цены 100% 141% 92% 112% 82% 82% 96%
Соотношение производительности 100% 111% 92% 102% 81% 80% 92%
Call of Duty: Modern Warfare 2 Battlefield Bad Company 2 DX11 Colin McRae Dirt 2 Far Cry 2 Metro 2033 Anno 1404 - Dawn of Discovery Crysis WARHEAD 3DMark Vantage (DirectX 10) Разгон видеокарт Radeon 6850 и 6870 Выводы

Познакомимся с Radeon HD 6850 и 6870 поближе

Множество слухов было по поводу характеристик карточек, основанных на графическом ядре Barts, каких только безумных версий не выдвигалось. Теперь же, пришло время познать истину. Посмотрим на табличку, камрады, столь аккуратно составленную Гилбертом:

Спецификации Radeon HD 5770 Radeon HD 5850 Radeon HD 6850 Radeon HD 6870
Графическое ядро
Juniper XT Cypress Pro Barts Pro Barts XT
Тех.процесс изготовления
40нм 40нм 40нм 40нм
Частота графического ядра
850 МГц 725 МГц 775 МГц 900 МГц
Количество потоковых процессоров
800 1440 960 1120
Частота памяти
4800 МГц 4000 МГц 4000 МГц 4200 МГц
Разрядность памяти
128-бит 256-бит 256-бит 256-бит
Объём набортной памяти
1 ГБ GDDR5 1 ГБ GDDR5 1 ГБ GDDR5 1 ГБ GDDR5
Энергопотребление
108 ватт 151 ватт ~ 127 ватт >150 ватт
Производительность
- - Быстрее 5830 Быстрее 5850

Обе карточки поддерживают все "фичи" DX11 (а как же иначе?), их графические чипы состоят из 1.7 миллиардов транзисторов. Из важных характеристик, не указанных в таблице, стоит отметить для 6850 (конкурент 768МБ версии GTX460): 12 SIMD блоков, 48 текстурных юнитов, 32 ROPа и энергопотребление в простое ~19 ватт. Производительность решения - 1.5 TFLOPS. Как видно - 5770 далеко позади, как и должно быть.

HD 6870, в свою очередь,обладает 14 SIMD блоками, 56 текстурными юнитами, 32 ROPам. Его задача - показать что к чему GTX460 с 1ГБ памяти. Энергопотребление в простое составляет ~19 ватт, производительность (по которой новинка занимает место между 5850 и 5870) - 2 TFLOPS.

Многие "фичи" карточки унаследовали от предшественников, но появилось кое-что новенькое, например видеовыход DisplayPort версии 1.2 и HDMI 1.4а. Добавили поддержку технологий HD3D и UVD3 и новый метод антиалиасинга, названный Morphological AA. Прибавьте к этому улучшенную анизотропную фильтрацию и повышенную (~ в 2 раза, по сравнению с карточками 5000 серии) производительность с тесселяцией.

А теперь можно полюбоваться на ядро новинки:

Что такое HD3D и UVD3 ?

AMD HD3D - аналог технологии 3D Vision, позволяет играть в 3D игры, смотреть 3Д БлуРэй видео и т.п. Всё это с помощью специальных очков. По мнению Гуру3Д эта технология пока что, реализована сыро - для просмотра видео в 3Д обязательным требованияем является наличие тех самых спец.очков, графической карты, 3D телевизора или монитора и HDMI 1.4а кабеля + софта, без которого всё это бесполезно. В играх дело ещё хуже - пока не существует kit"ов (наборов для разработчиков, для реализации 3Д в играх) и поддержки этой "фичи" в настройках драйвера Catalyst, иными словами придётся пользоваться сторонними решениями, а не от AMD, а это - лишние траты и заморочки. В качестве примера, автор статьи-оригинала, рассказывает о софте от компании DDD (Dynamic Digital Depth), что стоит 50 баксов (но пока что - 25, видимо скидки) и позволяет играть в игры в 3D, но по изящности исполнения и качеству, это решение уступает аналогичному от Nvidia. Иными словами, ситуация такова - разработчики софта будут рады возможности навариться на нерасторопности АМДшников, юзеры же - наоборот (ибо нести дополнительные расходы мало кто любит).

Universal Video Decoder 3.0 - технология декодирования видео силами графической карты. Полезная штука, несомненно. Всем известно, что хотя современный ПК без проблем справляется с воспроизведением Full HD видео в любых форматах, это всё же создаёт определённую нагрузку на центральный процессор, а вот технология UVD 3.0 способна эту нагрузку заметно снизить. А что тут нового, ведь мы видели тоже самое в UVD 2.0 и более старых версиях? Вот список изменений/новшеств:

  • Поддерживается аппаратное декодирование двух сигналов 1080p одновременно
  • Совместимость с Windows Aero - воспроизведение HD контента во время активированного Аэро (т.е. последний не нужно выключать)
  • Независимый контроль цветовой гаммы с рабочего стола Windows
  • Более яркий белый цвет, благодаря использованию растягивания голубого цвета (?!)
  • Контроль оттенка чёрного и белого цветов, во время воспроизведения видео


Также поддерживается автоматическая цветокоррекция, усиление контрастности и поддержка битстриминга видео в форматах MPEG2 и MPEG4 DiVX/xVID и аудио, конечно.


Новое семейство графических адаптеров от AMD лидирует, если бы этого не произошло, нам бы слайд не показали

Eyefinity

Про "Айфинити", я думаю, все Вы наслышаны. Эта технология позволяет подключать к одной видеокарте от трёх до 6 мониторов, причём с линейкой 6000 всё это становится ещё легче, т.к. имеется возможность к двум портам подсоединить шесть мониторов (в этом помогают DisplayPort версии 1.2), с помощью дополнительного девайса прямоугольной формы. Вот слайд:


Наиболее распространённым будет подключение трёх мониторов, для этого никаких девайсов докупать не придётся.

В остальном, сама технология Eyefinity не сильно поменялась с времён 5000-й серии. Автор статьи с Guru3D приводит пример, что можно легко подключить три 30" монитора к видяхе, каждый с разрешением 2560х1600 и всё это дело будет работать корректно. Конфигурация из шести мониторов показывает изображение в разрешении 7680x3200, что довольно круто. Имеется и видео:

CrossFireX

Мало производительности одной карты? Можно создать из 2 и более видяшек, CrossfireX тандем, который наверняка утолит жажду скорости (измеряемую, в нашем случае, количеством кадров в секунду).

Что нужно для построения Кроссфайер? Всего лишь пара видеокарт, мостик для их соединения и любая материнская плата с двумя (и более) слотами PCIe x8 и PCIe x16.


На Гуру3Д в тестах использовалась карта референсного дизайна производства HIS. 6850 питается лишь от одного 6-пинового коннектора от БП, так что на Crossfire из таких карточек нужно всего два вышеназванных коннектора, для 6870 - четыре.

Вот как выглядит мостик, соединяющий карточки в CrossfireX:

После установки соединительного мостика на обе видяшки (предварительно установленные в системник в соответствующие PCIe слоты), остаётся лишь включить ПК и в настройках драйвера Catalyst поставить галочку, активирующую режим CFX:


Вот и всё - теперь можно насладиться сдвоенной мощностью новинок!

Год назад AMD представила серию видеокарт Radeon HD 5800 , которая вывела компанию в лидеры рынка графических ускорителей. Но нельзя останавливаться на достигнутом, и вот перед нами уже представители новой серии HD 6800.

Перед анонсом ходило множество слухов о не совсем понятном позиционировании будущих видеокарт и небольшой рокировке в системе наименований. Особенно бурные эмоции у читателей нашего сайта вызывали данные о том, что производительность Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 будет не выше (а то и ниже), чем у старых решений на базе Cypress. Настало время сорвать покровы тайны и представить вам Radeon HD 6870.

Для начала немного разберемся с позиционированием видеокарт серии HD 6800. На нижнем слайде отлично видно, что старший Radeon HD 6870 занимает по производительности среднее положение между Radeon HD 5850 и Radeon HD 5870. Младший Radeon HD 6850 размещен на ступеньку ниже Radeon HD 5850, можно сказать, что это замена Radeon HD 5830 (про эту карту как-то забыли и даже не представили ее на графике).


Такая расстановка немного запутает потребителей, ведь за последние годы все привыкли, что топовые одночиповые видеокарты Radeon имеют номер, оканчивающийся на 870 (HD 3870, HD 4870, HD 5870). А тут получается, что новый Radeon HD 6870 выступает в качестве замены Radeon HD 5850. Роль одночиповых флагманов в новой линейке видеокарт отведена Radeon HD 6950 и Radeon HD 6970 на базе архитектуры Cayman, которые будут презентованы в конце ноября.

Появление видеокарт Radeon HD 6850 и Radeon HD 6870 — это ответ на GeForce GTX 460 , удачно занявшего нишу между Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850. Компания AMD пошла по стопам NVIDIA, и новый графический чип под кодовым именем Barts — это ни что иное, как немного урезанный Cypress на более высоких частотах.


Графический процессор состоит из 14 SIMD-ядер, структура которых аналогична таковым у Cypress. Вот только старый RV870 изначально имел 20 таких ядер. Каждый SIMD Engine включает 16 шейдерных блоков, выполняющих по 5 операций за такт, т.е. всего имеем 1120 вычислительных блоков. Это ровно столько же, сколько и у Radeon HD 5830. Аналогично и число TMU — их 56. Количество ROP идентично Radeon HD 5850 — их 32.

Такая нехитрая реорганизация помогла уменьшить число транзисторов с 2,15 млрд. до 1,7 млрд., а площадь ядра уменьшилась почти на треть — с 334 мм 2 до 255 мм 2 . Это позволило добиться меньшего энергопотребления и уменьшения себестоимости производства GPU.

Помимо «обрезания» новый графический процессор был немного доработан. В егосостав были включены два управляющих Ultra-Thread Dispatch Processor вместо одного у RV870, кроме того, подвергся доработке блок тесселяции. Со слов AMD, это обеспечило 1,5-2-кратное превосходство над старым GPU в некоторых режимах тесселяции.

Сообщение с памятью GDDR5 осуществляется по 256-битной шине, реализованной на четырех 64-битных контролерах. Собственно, все тоже самое, что и ранее.

Догнать предшественников на ядре Cypress новичкам удается в основном за счет более высоких частот, что отлично видно по следующей таблице.

Характеристики видеокарт Barts и Cypress

Видеоадаптер Radeon HD 6850 Radeon HD 6870 Radeon HD 5830 Radeon HD 5850 Radeon HD 5870
Ядро Barts Pro
Barts XT
RV870 RV870 RV870
1700 1700 2154 2154 2154
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40
Площадь ядра, кв. мм 255 255 334 334 334
960 1120 1120 1440 1600
Количество текстурных блоков 48 56 56 72 80
Количество блоков рендеринга 32 32 16 32 32
Частота ядра, МГц 775 900 800 725 850
Шина памяти, бит 256 256 256 256 256
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 4000 4200 4000 4000 4800
Объём памяти, МБ 1024 1024 1024 1024 1024
11 11 11 11 11
Интерфейс PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1 PCI Express 2.1
Заявленная потребляемая мощность, нагрузка/простой, Вт 127/19 151/19 175/25 170/27 188/27

У старшего Radeon HD 6870 ядро работает на частоте в 900 МГц, против 725 МГц у Radeon HD 5850 и 850 МГц у Radeon HD 5870. Даже чисто теоретически такая рабочая частота должна в значительной мере компенсировать 28% разницу в числе потоковых процессоров между Radeon HD 6870 и Radeon HD 5850 и давать преимущество TMU и ROP блокам Barts XT. На фоне высокой частоты ядра память GDDR5, работающая на 4,2 ГГц, не впечатляет, тем более, что даже в прошлом поколении были видеоадаптеры, у которых частоты памяти достигали 4,8 ГГц.

У младшего Radeon HD 6850 отключено два SIMD-ядра, соответственно, число потоковых процессоров уже 960, а текстурных блоков 48. Рабочая частота GPU снижена до 775 МГц, памяти — до 4000 МГц. Конкурировать с Radeon HD 5850 эта видеокарта, конечно, не сможет, но с Radeon HD 5830, возможно, еще потягается.

Одним из важных преимуществ новых видеокарт является уменьшенное энергопотребление. Даже при частоте 900 МГц старший представитель Barts укладывается в 151 Вт, в то время как энергопотребление Radeon HD 5850 — 170 Вт. Младшая модель довольствуется 127 Вт. Даже экономичный режим стал еще более экономным — 19 Вт в простое против 27 Вт у Cypress.

Количество внешних разъемов достигло пяти штук. Карты оснащаются двумя mini DisplayPort стандарта 1.2, одним HDMI 1.4a и парой DVI. Технология AMD Eyefinity получила развитие до AMD Eyefinity Multi-Display Technology. Теперь можно подключать сразу несколько устройств к одному порту DisplayPort через специальный хаб. Поддерживается вывод 3D-изображения через порт HDMI 1.4a.

Вообще, что касается 3D, то у нас, наконец-то, появилась альтернатива NVIDIA 3D Vision. Это и неудивительно, ведь «стереовидение» постепенно набирает популярность. А после того, как Sony добавила поддержку стерео-режима для своей консоли, то стало ясно, что вектор развития игровых технологий окончательно сместился в эту область. С новым поколением видеокарт появляется поддержка новой технологии AMD HD3D. Компания говорит об «открытой инициативе», которая предоставляет возможности для сотрудничества любым производителям оборудования (мониторов, очков) и софтверным компаниям в рамках данной программы. На данный момент благодаря поддержке партнеров DDD и iZ3D (занимающихся разработкой программного обеспечения для конвертации в Stereo 3D) данную технологию можно задействовать в 400 играх. Но нативную поддержку HD3D нам обещают лишь в 2011 году.

В очередной раз улучшен блок Unified Video Decoder и появилась поддержка декодирования Blu-ray 3D (у NVIDIA это было доступно еще со времен GeForce GT 240).
HIS 6870 Fan 1GB (H687F1G2M)

В данной статье мы рассмотрим Radeon HD 6870 от компании HIS.



Комплект поставки включает:
  • переходник DVI/D-Sub;
  • два переходника питания molex/PCI-E;
  • мостик CrossFire;
  • диск с драйверами;
  • инструкции.
Видеокарта немного длиннее Radeon HD 5850.


Округлые формы сменились прямыми углами. На боковой и задней панели имеются красные пластиковые вставки.



С боковой стороны расположены два 6-pin разъема питания.

На заднюю панель вынесено два разъема DisplayPort, один HDMI и пара DVI.


Система охлаждения — типичная «турбина». Массивное алюминиевое основание служит радиатором для микросхем памяти и силовых элементов системы питания. Для охлаждения графического чипа предусмотрен большой радиатор с тремя тепловыми трубками.


Верхний кожух крепится защелками по образу и подобию референсных систем охлаждения видеокарт NVIDIA. Вот только, если у GeForce при должной аккуратности снять кожух можно, не разбирая видеокарту, то у Radeon HD 6870 защелки и пластик крышки настолько тугие и твердые, что процесс разборки отнимает уйму времени и нервов, не говоря уже о необходимости предварительного демонтажа кулера.


Для сравнения ниже приведено фото системы охлаждения Radeon HD 5850.


Хорошо видно, что новичок обладает большим радиатором. В основе его одна 8-мм тепловая трубка и две стандартные 6-мм трубки.



Обдувается вся конструкция радиальным вентилятором FD9238H12S. Такие же вентиляторы устанавливаются на Radeon HD 5850.


Длина платы — 24 сантиметра. Компоновка элементов немного необычна, ведь система питания перенесена в левую часть, ближе к внешним разъемам. В отличие от видеокарт HD 5800 данный адаптер имеет лишь один разъем CrossFire.



Четырехфазная система питания GPU реализована на контроллере Chil CHL8214 c поддержкой протокола I2C. Значит, возможен софтвольтмод, но пока еще нет соответствующих программных средств. Ждем новую версию MSI Afterburner.


Графический чип Barts имеет прямоугольную форму. Вместо логотипа ATI на нем красуется AMD. С этой серии производитель полностью отказывается от старого бренда, и знакомую надпись ATI вы уже больше не увидите.


Общий объем памяти в один гигабайт набран восемью микросхемами Hynix H5GQ1H24AFR T2C.


Ядро функционирует на частоте 900 МГц, память GDDR5 — на 1050 (4200) МГц.


Несмотря на то что последняя версия утилиты MSI Afterburner вышла за полтора месяца до появления новых видеокарт Radeon, мониторинг и разгон для HD 6800 работает без проблем. Недоступна пока лишь функция программной регулировки напряжения GPU.

Видя данные о более низком энергопотреблении в сравнении с HD 5850, и наблюдая у Radeon HD 6870 больший радиатор, мы надеялись на более низкие частоты при меньшем уровне шума. Но вышло все с точностью до наоборот. При 12-минутной нагрузке Crysis Warhead на максимальных настройках качества со сглаживанием ядро разогрелось до 83 °С (при 21,5 °С в помещении). Обороты вентилятора достигли 35%, создавая весьма заметный гул. Референсный HD 5850 в аналогичных условиях прогрелся лишь до 76 °С при более низких оборотах.


В FurMark температура и вовсе достигла отметки в 90 °С.


От GPU, работающего на 900 МГц, не ждешь большого прироста при разгоне, особенно без поднятия напряжения. Хотя наш экземпляр без проблем преодолел 1 ГГц и смог сохранять стабильность на 1015 МГц даже на номинальном напряжении.


А вот память разочаровала, ведь ее стабильным максимумом оказалась частота 4520 МГц. На таких частотах сохранялась стабильность в игровых приложениях и в FurMark при максимальных оборотах вентилятора.
Другие участники тестирования


Эта видеокарта нам уже хороша знакома. Последний раз она принимала участие в нашем обзоре GeForce GTX 465 и GeForce GTX 460. Рабочие частоты ее стандартны для адаптеров серии HD 5830 — 800/4000 МГц. Разгон — 915/5200 МГц.


Референсный Radeon HD 5850 в исполнении HIS. Частоты полностью соответствуют стандартным спецификациям — 725/4000 МГц. Разгон — 1000/4912.


Референсный видеоадаптер , оснащенный нестандартным кулером. Частоты соответствуют стандартным спецификациям — ядро работает на 675/1350 МГц, память на 3600 МГц. Разгон данного экземпляра — 850/1700/4280 МГц.


Разогнанная версия GeForce GTX 460, которая функционирует на частотах 800/1600/4000 МГц. Разгон слабо отличается от референсных аналогов — 855/1710/4300 МГц. Данный экземпляр присутствовал у нас небольшое время и протестирован лишь в некоторых приложениях, поэтому его результаты присутствуют не во всех графиках.


Референсный GeForce GTX 470 производства ASUS. Рабочие частоты стандартны — 608/1215/3348 МГц. Разгон - 800/1600/4060 МГц. Более подробный обзор данного продукта будет в одном из следующих обзоров на нашем сайте.

Характеристики тестируемых видеокарт

Видеоадаптер HIS
HD6870
1GB
Sapphire
HD5830
1GB
HIS
HD5850
1GB
Zotac
GeForce
GTX460
1GB
Palit
GeForce
GTX460
Sonic
Platinum
ASUS
ENGTX470
2DI/1280MD5
GeForce
GTX470
Ядро Barts XT RV870 RV870 GF104 GF104 GF100
Количество транзисторов, млн. шт 1700 2154 2154 1950 1950 3200
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40
Площадь ядра, кв. мм 255 334 334 367 367 526
Количество потоковых процессоров 1120 1120 1440 336 336 448
Количество текстурных блоков 56 56 72 56 56 56
Количество блоков рендеринга 32 16 32 32 32 40
Частота ядра, МГц 900 800 725 675 800 608
Частота шейдерного домена, МГц 900 800 725 1350 1600 1215
Шина памяти, бит 256 256 256 256 256 320
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Частота памяти, МГц 4200 4000 4000 3600 4000 3348
Объём памяти, МБ 1024 1024 1024 1024 1024 1280
Поддерживаемая версия DirectX 11 11 11 11 11 11
Интерфейс PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1 PCI-E 2.1
Заявленная максимальная потребляемая мощность, Вт 151 175 170 160 n/a 215

Тестовый стенд

Конфигурация тестового стенда следующая:

  • процессор: Core 2 Quad Q9550 (2,83@3,95 ГГц, 465 МГц FSB);
  • кулер: Thermalright Ultra-120 eXtreme;
  • материнская плата: ASUS Rampage Formula (Intel X48 Express);
  • память: OCZ OCZ2FXE12004GK (2x2GB, DDR2-1200@1162 МГц при таймингах 5-5-5-15);
  • звуковая карта: Creative Audigy 4 (SB0610);
  • жесткий диск: WD3200AAKS (320 ГБ, SATA II);
  • блок питания: Seasonic SS-850HT (850 Вт);
  • операционная система: Windows 7 Ultimate x64;
  • драйверы видеокарт: ATI Catalyst 10.7, NVIDIA ForceWare 258.96;
  • драйверы Radeon HD 6870: Catalyst 10.10.
В операционной системе были отключены User Account Control, Superfetch, Windows Defender и визуальные эффекты интерфейса. Файл подкачки фиксировался на уровне 1024 МБ.Видеокарта Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum обозначена на диаграммах как GTX 460 Sonic Pl.

Приложения под DirectX 9

Call of Duty: Modern Warfare 2



Со сглаживанием в данной игре видеокарты Radeon справляются с трудом, в этом режиме по минимальному fps GeForce GTX 460 почти не уступает Radeon HD 5850. Новичок имеет преимущество в 5% над HD 5850.

Borderlands


Разница между HD 5850 и HD 6870 около 11% в пользу последней. Cypress обходит новичка при разгоне.

Tom Clancy"s Splinter Cell: Conviction



Небольшое преимущество Radeon HD 6870 над HD 5850 по среднему fps, но по минимальному выигрывает старая видеокарта.


В простом режиме производительность Radeon HD 6870 находится на одном уровне с GeForce GTX 470.


При активации параметра «сглаживание» в меню игры, GeForce GTX 470 уступает немного даже Radeon HD 5850. GeForce GTX 460 не может достичь уровня производительности новичка даже при разгоне до 850/1700/4280 МГц.

Приложения под DirectX 10 и DirectX 11




Еще одна победа Radeon HD 6870 над Radeon HD 5850 и практически идентичные с GeForce GTX 470 результаты.

Far Cry 2


Все вполне предсказуемо и лучшие результаты демонстрирует Radeon HD 6870, особенно большой отрыв от соперников в режиме со сглаживанием. С разгоном на первое место выходит уже GeForce GTX 470.

S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat (Зов Припяти)


Напомним, что ниже приведены данные самого тяжелого теста SunShafts S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat Benchmark.



В DirectX 11 архитектура Fermi демонстрирует превосходство над Cypress и Barts. GeForce GTX 460 почти не уступает Radeon HD 5850 в простом режиме и даже обходит эту карту при активации сглаживания. У Radeon HD 6870 небольшое преимущество над GTX 460 лишь в простом режиме. GeForce GTX 470 — вне конкуренции, особенно при разгоне.

Графическим ускорителям Radeon легко дается простой режим без сглаживания. Это один из редких случаев, когда даже Radeon HD 5830 оказывается производительнее GeForce GTX 460. Но со сглаживанием ситуация немного меняется в пользу карт GeForce, и даже Radeon HD 6870 немного уступает по среднему fps старшему представителю зеленого лагеря.

Metro 2033


Прежде чем оценивать результаты в этой игре, отметим, что на Radeon HD 6870 наблюдались проблемы с отображением теней. Точнее почти все вокруг было накрыто сплошной тенью, лишь боковые объекты выныривали из этой тени на свет. При подобных визуальных артефактах не стоит говорить об абсолютно адекватных результатах, но все же мы их приводим для ознакомления. А данный «баг», надеемся, исправят в новых драйверах.


Выводы

Настало время подвести итоги. Видеокарты семейства Barts вышли продуктами довольно интересными. В рамках одного техпроцесса, без существенной модернизации архитектуры, AMD выпустила более экономичные и производительные решения по сравнению с предшественниками. Расширение линейки видеокарт Radeon привело к небольшой неразберихе с наименованиями, что на первых порах, возможно, введет в заблуждение некоторых потенциальных покупателей. Radeon HD 6870 не стоит воспринимать как замену для одночиповому флагману Radeon HD 5870. Уровень производительности старшего Barts находится между Radeon HD 5850 и Radeon HD 5870. При этом стоимость его ниже, чем у старших Cypress. Карта заняла ценовую нишу между Radeon HD 5830 и Radeon HD 5850, где еще недавно властвовал 256-битный GeForce GTX 460. Вот только с новичком адаптер NVIDIA не может тягаться. В большинстве приложений у Radeon HD 6870 такой отрыв, что разгон GeForce GTX 460 не всегда помогает его компенсировать. Не случайно сразу же после анонса Barts калифорнийский производитель поспешил объявить о снижении цен на GeForce GTX 460 и GeForce GTX 470. Как мы убедились по итогам нашего тестирования — шаг вполне оправданный.

В чем же секрет успеха Radeon HD 6870? Высокий уровень производительности обеспечивается удачной комбинацией вычислительных блоков при высокой рабочей частоте. Аналог старой серии, Radeon HD 5830, при тех же 1120 потоковых процессорах уступает новичку в некоторых случаях до 40%. Но ни одними шейдерными блоками обеспечивается вычислительный потенциал GPU в игровых приложениях, что отлично демонстрирует нам слабый HD 5830 с 16 ROP. Ну и само собой, более компактный чип при меньшем энергопотреблении и тепловыделении позволяет безболезненно использовать более высокие частоты. Хотя в жизни это выглядит не так радужно, как в теории. За 10% превосходства над Radeon HD 5850 пользователю приходится расплачиваться более высоким уровнем шума при более высоких температурах. А ведь система охлаждения новичка включает более массивный радиатор, чем у референсного HD 5850.

Вообще, обладателям Radeon HD 5850 не стоит беспокоиться по поводу появления такой новинки. И не только из-за меньшего уровня шума и нагрева. «Производительность на мегагерц» выше у старичка HD 5850. Он легко нагонит новинку при небольшом повышении частот. А если вы захотите выжать максимум из RV870, то получите более производительное решение, чем разогнанный Radeon HD 6870. Небольшой частотный «запас» у Radeon HD 6870 приводит к тому, что лидерские позиции этого акселератора быстро теряются под натиском форсированных Radeon HD 5850 и GeForce GTX 470. Впрочем, разгон — это разговор отдельный и не всегда дополнительное вложение средств в охлаждение карты оправдано итоговым результатом. Для пользователей, которые этим вообще не интересуются, Radeon HD 6870 станет лучшей покупкой. Это также спровоцирует новую ценовую войну в middle-end-сегменте (собственно, она уже началась), что приведет к снижению цен на другие модели. Для потребителей это лишь плюс.

В нашем обзоре мы лишь вскользь упомянули о младшей видеокарте Radeon HD 6850. Окажется ли она столь же удачной как и собрат, мы выясним уже в одной из следующих статей.

Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:

  • DCLink — видеокарты Palit GeForce GTX 460 Sonic Platinum и ASUS ENGTX470/2DI/1280MD5;
  • Eletek — память OCZ OCZ2FXE12004GK;
  • HIS — видеокарты HIS HD 5850 1GB и HD 6870 Fan 1GB;
  • Syntex — блок питания Seasonic SS-850HT (S12D-850);
  • — жесткий диск WD3200AAKS;
  • Zotac — видеокарта Zotac GeForce GTX 460 1GB (ZT-40402-10P).

В конце лета пришлось попрощаться с канадскими корнями графического подразделения AMD, и, видимо, зря. Проведенные опросы на нескольких зарубежных сайтах выявили неоднозначное отношение респондентов к такому решению. Более половины участников сожалеют, что больше не увидят знакомую надпись, при этом не меньшая часть уже не ассоциирует аббревиатуру из трех букв с видеокартами. Иными словами, ATi помнят и не хотят забывать. Тогда зачем было отказываться от хорошо знакомого бренда? Возможно, в AMD считают, что пора отучать опытных и матерых потребителей от устаревшего названия, ведь все молодые как бы уже свыклись с приставкой AMD, а зачастую и вовсе не вспоминают про ATi.

Но постойте! Торговая марка всех видеокарт AMD/ATi по-прежнему именуется "Radeon". Что это – двойные стандарты? Двоякая ситуация сложилась и для описания авторами комплектующих: правильно - "ATi HD 5850", неправильно - "AMD HD 5850", а для свежевыпущенных графических адаптеров все наоборот. Честно говоря, так и запутаться недолго. Может, стоит упростить до простой приставки Radeon, а через полгода – год вернуться к имени производителя. Исходя из тех же опросов, 3/4 склонны считать видеокарты ATi/AMD именно Radeon’ами, а кто их сделал - не столь важно.

реклама

Этой осенью, вопреки знакомым традициям первыми вышли в свет видеокарты среднего ценового сегмента, призванные скорее расширить диапазон занимаемых мест на рынке, нежели полностью заменить существующие. Если раньше между $179 и $229 у AMD не было представлено ни одного приемлемого варианта, то теперь там находится привлекательный Radeon HD 6850.

Таблица характеристик

На данный момент мы можем наблюдать сразу несколько конкурирующих карт одной компании. Так, до определенного времени на рынке будут сосуществовать HD 5850 и HD 6870. Естественно, что по мере истощения складов, первая пропадет с прилавков.

Не стоит жестко привязываться к «рекомендуемой цене» производителя, она приведена лишь для сравнения. В реальности сумма, необходимая на покупку, напрямую зависит от конъюнктуры рынка и сезонности (...или, говоря без умняков, алчности продавца и всех тех, кто сопутствует попаданию видеокарт на витрины - прим. ред. ).

Характеристики HD 5830 HD 5850 HD 5870 HD 6850 HD 6870 GTX 465 GTX 470 GTX 480
Кодовое имя Cypress LE Cypress Pro Cypress XT Barts Pro Barts XT GF100 GF100 GF100
Техпроцесс, нм 40 40 40 40 40 40 40 40
Размер
ядра/ядер, мм 2 .
334 334 334 255 255 Количество
транзисторов,
млн.шт.
2154 2154 2154 1800 1800 3200 3200 3200
Частота ядра,
2D|3D, МГц
157 | 800 157 | 725 157 | 850 100 | 775 100 | 900 50/100 | 607/1215 50/100 | 607/1215 50 / 100 | 702/1402
Напряжение
на ядре,
2D|3D, В
0,95 | 1,15 0,95 | 1,10 0,95 | 1,15 0,96 | 1,21 0,96 | 1,21 0,9 | 1,05 0,9 | 1,0 0,96 | 1,05
Число шейдеров
(PS), шт.
1120 1440 1600 960 1120 352 448 480
Число блоков
растеризации(ROP), шт.
16 32 32 32 32 32 40 48
Число текстурных
блоков(TMU), шт.
56 72 80 48 56 44 56 64
Максимальная
скорость закраски,
Гпикс/сек
12,8 23,2 27,2 24,8 28,8 19,5 24,3 33,6
Максимальная
скорость выборки
текстур, Гтекс/сек
44,8 52,2 68 37,2 50,4 26,7 32,4 42,1
Версия
пиксельных/вер-
тексных
шейдеров
5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0 5.0 / 5.0
Тип памяти GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5 GDDR5
Эффективная частота
памяти, 2D|3D, МГц
1200 | 4600 1200 | 4000 1200 | 4800 300 | 4000 300 | 4200 67 | 3206 67 | 3306 67 | 3700
Напряжение
на памяти, 2D|3D, В
1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,6 1,6 | 1,63 1,6 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6 1,57 | 1,6
Объём памяти,
Мбайт.
1024 1024 1024 / 2048 1024 1024 1024 1280 1536
Шина памяти,
бит
256 256 256 256 256 256 320 384
Пропускная способность
памяти, Гб/сек
147,2 128 153,6 128 134,4 102,6 133,9 177,4
Потребляемая
мощность, 2D|3D, Вт
24 | 175 27 |170 27 |188 15 |127 19 | 151 нд | 200 нд | 215 нд | 250
Crossfire / SLi да да да да да да да да
Размер карты
(ДхШхВ), мм
282x100x38 244х100х37 282х100х38 233x100x37 248х100х37 270x100x38 270x100x38 270x100x38
Рекомендованная
цена, $
229 299 399 179 239 279 (229) 349 (259) 499