Как запустить программы Windows на Linux. Удаленный доступ к машине с линуксом. Редактирование командной строки. История команд

Linux может пригодиться вам по многим причинам. Например, ваш старый компьютер нельзя обновить до новых версий Windows или macOS, или вам нужны специфические приложения для Linux, или же вам просто любопытно попробовать новое. А может быть, вы просто приобрели новый компьютер без операционной системы и хотите сэкономить, выбрав бесплатную Linux.

Установить Linux несложно. Конечно, есть такие дистрибутивы, как Arch, установка которого довольно трудна для новичка. Но большинство современных дистрибутивов устанавливается очень просто. Пожалуй, даже проще и быстрее, чем Windows.

Прежде чем устанавливать Linux на свой основной компьютер, сделайте копию важных данных. Работая с разделами вашего жёсткого диска, вы можете по небрежности стереть что-нибудь важное. Конечно, если вы будете следовать инструкциям и внимательно читать, что вы делаете, то ничего непредвиденного не произойдёт. Но - нелишняя штука в любом случае.

Установить Linux можно на компьютеры под управлением Windows и macOS или на пустой жёсткий диск. Вы можете выбрать Linux своей основной системой либо пользоваться ей параллельно с вашей старой системой.

1. Загрузите дистрибутив Linux

Прежде всего нужно выбрать дистрибутив Linux. Определиться вам поможет рейтинг DistroWatch.com .

Затем нужно загрузить выбранный дистрибутив. Сделать это легче лёгкого: откройте сайт нужного дистрибутива, отыщите раздел загрузок и выберите то, что подходит по разрядности вашему процессору.

Как правило, дистрибутивы Linux на официальных сайтах предлагается скачать двумя способами. Первый способ - обычная загрузка. Второй - через P2P посредством торрент-клиента. Второй способ, естественно, быстрее. Так что выбирайте его, если хотите сэкономить время.

Когда дистрибутив в формате ISO скачан, нужно записать его на CD или обычную USB-флешку.

Запись на CD можно осуществлять стандартными средствами системы: «Запись образа диска» Windows или «Дисковая утилита» macOS. Достаточно щёлкнуть по загруженному образу правой кнопкой мыши и выбрать соответствующий пункт в меню.

Для записи ISO на флешку вам понадобятся специальные утилиты. Для Windows лучше выбрать Rufus , а для macOS - UNetbootin . У этих программ очень простой интерфейс, в них довольно сложно запутаться.

3. Подготовьте раздел диска

Этот пункт следует выполнять в том случае, если вы хотите сохранить установленную у вас систему и использовать Linux одновременно с ней. Если вы решили перевести свой компьютер на Linux полностью или устанавливаете ОС на пустой жёсткий диск, пропустите параграф.

Windows

Откройте «Средство управления дисками» Windows. Выберите диск или раздел, от которого вы планируете отрезать немного места для установки Linux. Большинству дистрибутивов с лихвой хватит 10 ГБ. Но если вы планируете устанавливать много приложений, возьмите больше. Щёлкните по разделу правой кнопкой мыши и выберите «Сжать том». Введите размер и нажмите ОК.

Процесс может занять довольно много времени, так что запаситесь терпением.

Когда «Средство управления дисками» закончит изменять размеры разделов, на диске появится пустое неразмеченное пространство, отмеченное чёрным цветом. Туда мы и установим Linux.

Позже, если Linux вам не понадобится, можно будет удалить разделы с ним и отдать освободившееся место обратно Windows при помощи всё того же «Средства управления дисками».

macOS

Выделить место для установки Linux можно через «Дисковую утилиту» macOS. Выберите ваш диск и щёлкните по значку «+», чтобы создать раздел для Linux. Создание нового раздела может занять некоторое время.

4. Подготовьте загрузчик

Windows

Этот пункт касается только новых компьютеров под управлением предустановленной Windows 10, 8.1 или 8. На таких компьютерах используется загрузчик UEFI, который не позволит вам загрузить какую бы то ни было систему, кроме Windows.

Чтобы это исправить, зайдите в настройки BIOS вашего компьютера и отключите опцию Secure Boot. Затем перезагрузитесь. Готово, теперь вы можете загружать и устанавливать другие системы рядом со своей Windows.

macOS

В отличие от большинства компьютеров, Mac требует пары дополнительных действий для того, чтобы установить Linux в дуалбуте с macOS.

Прежде всего, отключите SIP. Перезагрузите Mac и нажмите Cmd + R. Появится меню Recovery. Выберите в нём «Терминал» и введите csrutil disable .

Перезагрузите Mac ещё раз. SIP отключён.

Ручной

Подойдёт, если вы хотите сами задать размеры для ваших разделов или, например, создать отдельный раздел для ваших файлов. Для этого выберите «Другой вариант» и нажмите «Продолжить».

Linux отобразит, какие разделы есть у вас на компьютере. Вы можете удалять их, форматировать или, наоборот, не трогать разделы с той информацией, которую хотите сохранить.

Чтобы установить Linux вместо вашей системы, выберите раздел с установленной системой и удалите его кнопкой «–». Затем на освободившемся месте создайте новые разделы.

  • Корневой раздел для системных файлов Linux. Выберите файловую систему Ext4 и точку монтирования /.
  • Swap-раздел, или раздел подкачки, пригодится, если у вас не хватает оперативной памяти, но зато быстрый SSD-диск. В списке файловых систем выберите «Раздел подкачки».
  • Home-раздел, где будут храниться ваши файлы. Выберите файловую систему Ext4 и точку монтирования /home.

Нажмите «Продолжить» и подтвердите изменения. Установщик сотрёт выбранные вами разделы и создаст новые на освободившемся месте.

Как установить Linux рядом с текущей системой

Установить Linux рядом с вашей системой можно двумя способами.

Автоматический

Большинство установщиков Linux сразу обнаруживают установленные у вас системы. Если вы не создавали отдельное пространство на диске для Linux, то можете попробовать выбрать пункт «Установить рядом с Windows». Установщик самостоятельно создаст нужные разделы, и вам не придётся ничего делать вручную.

Ручной

Если же вы хотите сами определить, сколько места выделять системе, и выполнили указания в пункте 3, щёлкните «Другой вариант» и нажмите «Продолжить». Вы увидите разделы своего диска и пустое место, которое мы приготовили для Linux. Создайте там корневой раздел (точка монтирования /), как описано выше. Домашний раздел в таком случае не обязателен: вы сможете копировать и изменять файлы в своей основной системе.

Нажмите «Продолжить». Установщик оставит ваши файлы на своих местах. Он просто создаст новые разделы на свободном месте. Вы сможете выбирать, какую систему хотите загрузить при запуске.

8. Завершите установку Linux

Затем вам будет предложено представиться. Введите своё имя и придумайте пароль. Не забудьте пароль, поскольку он будет постоянно нужен вам для выполнения задач от имени всех. При желании можете зашифровать свою домашнюю папку.

Затем просто подождите. Когда установка завершится, вам будет предложено вытащить установочный диск и перезагрузиться. Не забудьте отключить в BIOS загрузку с внешних дисков, если вы включали её.

Что делать после установки

Когда вы перезагрузитесь и перед вами появится рабочий стол вашей Linux, вы сможете делать всё то же, что и в Windows и macOS: сёрфить в интернете, редактировать документы и слушать музыку. Не забудьте обновиться и заглянуть в «Магазин приложений» (или его аналог в зависимости от дистрибутива), чтобы доустановить нужные вам приложения.

Попробуйте Linux, и вы увидите, что в повседневной жизни она ничуть не сложнее Windows или macOS.

Рано или поздно может понадобиться запустить программы Windows на Linux. Для операционной системы Linux написано огромное количество программ, для решения одной определенной задачи, может быть даже несколько десятков программ. Но такая тенденция наблюдается только для широко распространенных задач, что же касается специализированных программ и игр, то тут ситуация совсем иная. Программ, для решения узкоспециализированных задач, например, в той же сфере СЕО для Linux попросту нет, а игры начали появляться только последние несколько лет.

Были и раньше простенькие игры с открытым исходным кодом, но популярные игры, класса ААА начали появляться только тогда, когда этой платформой заинтересовалась Valve. Но до сих пор ситуация с играми обстоит не так, как хотелось бы. Поэтому и возникает необходимость установки Windows программ в Linux.

Windows программы не могут запускаться просто двойным щелчком по исполняемому файлу. Формат исполняемых файлов Linux очень сильно отличается от Windows. Поэтому для их запуска необходимо использовать специальное программное обеспечение - wine. Название Wine образовано с помощью, почему-то популярного в мире свободного программного обеспечения способа - рекурсивный акроним, и расшифровывается как Wine is not emultor. И это правда, wine не является эмулятором.

Это программная оболочка, которая преобразует системные вызовы Windows программ в вызовы функций операционной системы Linux. Таким образом, wine представляет из себя прослойку между Windows программой и операционной системой Linux вместе с ее ядром и библиотеками.

Чтобы понять как работает Wine, нужно сначала сказать несколько слов о ядре Windows. У Windows, так же как и у Linux есть ядро. Как вы знаете ядро Linux состоит из одного файла и находится в папке boot. Ядро Windows совсем другое, по сути это набор dll библиотек, которые расположены в папке C:\windows\system32. Поэтому нам, чтобы заставить Windows программы работать в Linux достаточно реализовать dll библиотеки, которые нужны программе, так чтобы они вызывали необходимые нам функции из системы linux, что собственно и делает Wine. Но проект развивается очень медленно и разработчики не успевают реализовать все функции из системных библиотек Windows, поэтому работают далеко не все программы, особенно новые.

Популярные программы в Wine запускаются легко, и без дополнительных настроек. Но дело в том, что для решения популярных и востребованных задач в Linux есть достаточно альтернатив, а запускать нам придется специализированные программы и игры, требующие серьезных компонентов, еще не написанных в Wine. Вот тут и всплывает недоработанность этой программы. Но есть выход, его мы и рассмотрим дальше.

Основы использования Wine

Все файлы программ wine, установленные программы, библиотеки, файлы реестра, конфигурационные файлы находятся в домашнем каталоге, а точнее, в ~/.wine.

Поскольку для разных программ, понадобится разная архитектура библиотек и нужно будет подменять на оригинальные библиотеки от windows разные файлы была придумана такая возможность, как префиксы.

Папка ~/.wine это префикс, но мы можем создавать для каждой новой программы свой префикс и она будет работать только с ним. Чтобы задать префикс, с которым нужно работать wine используется переменная окружения WINEPREFIX, например:

export WINEPREFIX=~/program

Для разных программ может потребоваться различная архитектура системы, wine может запускать и 64 битные программы, но многим для правильной работы нужна архитектура х86.

Чтобы задать архитектуру используйте переменную WINEARCH. Например, для х86:

export WINEARCH=win32

Также не создавайте папку для нового префикса с помощью mkdir или файлового менеджера, пусть программа сама создаст эту папку при своем первом запуске.

Установка Windows программ в Wine

Если вам нужно запустить программу, полностью поддерживаемую Wine, например, проводник или notepad, достаточно выполнить:

wine адрес/файла/программы.exe

Но как я уже говорил, нам придется запускать мало таких программ, большинство из них будут требовать функционала, который еще не реализован в wine. Тогда нам придется заменить библиотеки Wine, на оригинальные библиотеки Windows. Конечно, есть оболочки для Wine, которые автоматизируют этот процесс, например, Crossover, PlayOnLinux, WineWizard и тд. Но мы рассмотрим ручной вариант.

Для установки компонентов Windows в wine существует специальный инструмент - winetricks. Устанавливать его лучше из сайта программы, так версия будет новее:

wget https://raw.githubusercontent.com/Winetricks/winetricks/master/src/winetricks
$ chmod +x winetricks

Чтобы установить нужный компонент достаточно передать имя этого компонента:

winetricks vcrun2008

С установкой компонентов более-менее понятно, но как узнать какие компоненты нужны? Скорее всего, вашу программу уже пытались устанавливать и другие пользователи нашли решение проблемы. Поэтому воспользуйтесь поиском Google для того, чтобы найти способы установки программы. Также очень полезным будет сайт appdb.winehq.org. На нем собрана база данных всех поддерживаемых в Wine приложений, там есть инструкции по установке, описываются возможные проблемы и дается общая оценка работы программы, правда все на английском.

Давайте рассмотрим пример. Наберите в поиске по appdb Advego Plagiatus, напомню, что это программа для проверки уникальности текстов, часто используемая копирайтерами:

Она сразу же была найдена в базе данных:

На странице программы, мы видим кроме скниншота и оценки работы, желтый значит золото, очень хорошо, и инструкции по ее установке, в нашем случае нужен набор библиотек riched30, который можно установить командой:

winetriks riched30

После установки этого пакета программа запуститься и будет работать.

Но остается вопрос, что же делать, если инструкций нет, информации минимум, а нужно чтобы программа работала. Мы можем анализировать вывод Wine при запуске программы. Причем нас будут интересовать не все сообщения из лога программы, а только последние, именно то что вызвало ошибку.

Рассмотрим на примере той же Advego Plagiatus. Сначала создадим новый префикс, чтобы не испортить то что уже было установлено:

export WINEPREFIX=~/advego

Архитектуру нам менять не нужно, но если хотите, можете явно указать, что нужно использовать win64:

fixme:richedit:ITextRange_fnEndOf (0xa04410)->(6 0 (nil)): stub
fixme:richedit:ITextRange_fnEndOf (0xa04410)->(6 0 (nil)): stub
fixme:richedit:ITextRange_fnEndOf (0xa04410)->(6 0 (nil)): stub

Осталось понять, что такое richedit, и Microsoft TechNet нам любезно сообщает что это их API и состоит оно из Riched32.dll, это последняя версия, но раньше это была riched20.dll, уже понимаете какие библиотеки нужны?

Мы знаем как их установить с помощью winetricks, но это делать необязательно, можно и вручную. Скачайте библиотеки, найти их не составит труда с помощью Google. Только ищите версию для Windows XP.

Копируем библиотеку в наш префикс, в папку syswow64:

cp ~/Загрузки/riched32.dll ~/advego/drive_c/windows/syswow64/

cp ~/Загрузки/riched20.dll ~/advego/drive_c/windows/syswow64/

Для 32 битных библиотек используется папка system32, а поскольку мы указали архитектуру 64 бит нужно и библиотеки использовать соответствующие. Затем запустите winecfg и на вкладке библиотеки, в поле новое замещение для библиотеки наберите *riched32, затем добавить и *riched20 и опять добавить:

Все, теперь можете пробовать запускать программу:

wine ~/advego/drive_c/Program\ Files\ \(x86\)/Advego\ Plagiatus/plagiatus.exe

Теперь программа работает и больше не падает с ошибкой. Таким образом, вы можете заменить много библиотек Wine. Можно запустить практически любую программу, написанную несколько лет назад и не требующую сверх новых технологий. Достаточно только заменить нужные библиотеки. Вы можете не только использовать winetricks или копировать библиотеки из интернета, но и брать их прямо из Windows. Точно не стоит заменять gdi32.dll, kernel32.dll, и user32.dll - эти библиотеки реализуют функции ядра Windows на самом низком уровне, и если их заменить, это только нарушит работу Wine. Наверное, есть и другие библиотеки, которые нельзя заменять, но это вычисляется только путем экспериментов. Экспериментируйте и пусть ваши программы работают без ошибок!

По сути операционная система состоит из ядра и огромного набора программ, которые предназначены для выполнения различных задач, обслуживания системы и удовлетворения потребностей пользователя. Почти все взаимодействие пользователя и операционной системы выполняется с помощью программ. Поэтому новичкам важно понять как запустить программу на Linux, что происходит во время запуска и какие есть способы запуска.

Перед тем, как мы перейдем к запуску программ, нужно сначала понять что представляет из себя программа. В Linux программы отличаются от других файлов только тем, что для них установлен флаг исполняемости. Я уже подробно писал об этом в статье поэтому не буду повторяться.

Все программы можно поделить на несколько типов:

  • Бинарные программы - содержат инструкции процессору уже готовые к выполнению, большинство программ находятся в таком формате, они быстрые и выполняются сразу же системой;
  • Программы на байт-коде - это уже не процессорные инструкции, а инструкции определенной виртуальной машины, которая может их выполнять, без виртуальной машины такие команды не могут быть выполнены. Такие программы потребляют больше ресурсов, но тоже достаточно быстрые, их преимущество в том, что они могут выполняться без изменения везде где может работать виртуальная машина. К таким программам можно отнести программы на Java.
  • Скриптовые программы - эти программы состоят из набора команд в виде обычного текста, которые выполняет специальный интерпретатор. Такие программы более медленные, но зато они проще в разработке и их код можно легко и быстро изменить.

А теперь перейдем к запуску программ.

Запуск программ в терминале

Изначально в операционных системах Unix и Linux не было графического интерфейса, поэтому программы запускались командами из терминала. Сейчас это тоже возможно и достаточно активно используется опытными пользователями. Синтаксис запуска программы выглядит таким образом:

/путь/к/файлу/программы параметры

Параметры указываются только, когда они нужны, но всегда оболочка должна знать полный путь к программе. Все что после имени программы и пробела - это параметры. Вы, наверное, уже заметили, что обычно мы не указываем полный путь при выполнении программ. Это было бы очень долго и неудобно.

Разработчики придумали обходной путь. Была создана переменная PATH, в которой хранятся все пути к папкам где обычно находятся программы - /bin, /sbin, /usr/bin, /usr/sbin и так далее. Вы можете посмотреть ее содержимое командой:

Когда вы набираете имя программы система ищет исполняемый файл с таким именем по всем папкам из PATH и если находит - то выполняет. Если же такого файла нет, то выдается сообщение - command not found. Таким образом, чтобы запустить одну из системных программ достаточно набрать имя ее исполняемого файла, например:

И можно передать параметры после пробела:

Когда программа находится не в этих каталогах, нужно указать к ней полный путь:

/usr/local/bin/ls1

Если же вы хотите запустить программу через терминал ubuntu, которая находится в текущей папке, то ситуация будет немного другой. Система выполняет только поиск по папкам из переменной PATH, в текущей директории она не ищет. Поэтому, если вы наберете имя исполняемого файла, то получите ошибку. Нужно указывать полный путь, как вы помните будет./:

Иногда возникает необходимость передать программе, какие-либо особые . Например, переменная EDITOR указывает какой текстовый редактор нужно использовать по умолчанию. Вы можете указать имя переменной и ее значение перед именем команды используя синтаксис:

имя_переменной = значение команда

Например:

EDITOR=nano visudo

По умолчанию эта команда открывает настройки в редакторе Vim, но с этой переменной окружения настройки откроются в редакторе nano.

Запуск программ от имени другого пользователя

Вы уже знаете как запустить программу в терминале linux, а что насчет других пользователей? В Windows достаточно часто используется запуск программ от имени администратора чтобы программа могла получить больше прав доступа в системе. В Linux для этого используется утилита sudo. Ее имя можно расшифровать как s witchu serdo - изменить пользователя и выполнить. По умолчанию утилита выполняет команду от имени суперпользователя root:

sudo команда
sudo whoami

Но с помощью опции -u можно выполнить программу от имени любого пользователя, зарегистрированного в системе:

sudo -u имя_пользователя команда
sudo -u postgres whoami

Команда whoami (кто я) выводит имя текущего пользователя.

Как запустить программу в фоне

Иногда возникает необходимость запустить долго выполняющуюся программу в терминале так, чтобы она не мешала дальше работать. Для этого можно использовать запуск программы в фоновом режиме linux:

имя_программы &

Например:

dd if=/dev/zero of=~/file count=100000 &

Система выведет PID, уникальный идентификатор программы, который вы потом можете использовать чтобы закрыть ее :

Как запустить скрипт в Linux

Мы уже говорили, что программы делятся на бинарные и интерпретируемые. Раньше мы говорили только про бинарные программы. Для запуска интерпретируемых нужен непосредственно интерпретатор, к таким программам относятся написанные на таких языках, как Java, Python, Perl, Ruby, PHP, NodeJS и многих других. Синтаксис запуска такой программы отличается:

интерпретатор /путь/к/файлу/программы параметры

Разные интерпретаторы ведут себя по разному, поэтому лучше сразу указывать полный путь к программе. Python обычно подхватывает скрипты из текущей папки без указания полного пути:

python hellowrld.py

А Java программы нужно запускать так:

java -jar program.jar

Для файлов интерпретируемых программ флаг исполняемости необязательный, поскольку они передаются в виде параметра основной программе. Только Bash скрипты составляют исключение. Вы можете запустить скрипт интерпретатором:

Или же просто набрать путь к скрипту:

Оболочка сама определяет свои скрипты по флагу исполняемости и выполняет их. Если флаг исполняемости не установлен, то его стоит добавить:

sudo chmod u+x ./script.sh

Поэтому то и для большинства интерпретируемых программ созданы простые sh скрипты которыми их можно быстро запустить.

Запуск программ Linux в графическом интерфейсе

Намного удобнее запускать программы через графический интерфейс. Если консольные программы так запускать невозможно, то для всех графических утилит существуют ярлыки, которые вы можете найти в главном меню системы:

Кроме того, вы можете запустить программу из файлового менеджера, двойным кликом мышью, но тогда для нее обязательно должен быть установлен флаг исполняемости.

Точно так же работает запуск скриптов в графическом интерфейсе. Вы можете найти все ярлыки из меню в каталоге /usr/share/applications/. Любую программу можно запустить двойным щелчком отсюда. Но давайте посмотрим что находится внутри ярлыка, для этого откройте его в текстовом редакторе:


Кроме всего прочего, в строке Exec указана команда, которая выполняет запуск программы linux, когда вы делаете двойной клик на ярлыке. Вы можете взять один из существующих ярлыков и сделать на его основе свой. Здесь указано просто имя программы. Но важно заметить, что лучше указывать полный путь в таких местах, как ярлыки, скрипты, cron и так далее это уменьшит количество ошибок, поскольку вы не можете знать проверяет ли система в этом случае PATH или ищет программу только в текущем каталоге. Теперь вы знаете все о том как запустить программу на linux.

Выводы

В этой статье мы рассмотрели как запустить программу через терминал ubuntu или в других дистрибутивах Linux. Несмотря на то, что это кажется очень простой темой, тут есть свои интересные моменты, которые могут быть полезны. Но вы о них уже знаете. Если у вас остались вопросы, спрашивайте в комментариях!

Итак, инсталляция Linux завершена, и вы перезапускаете компьютер. Если Linux - единственная операционная система, установленная на вашем компьютере (а, значит, загрузчик LILO размещается в главной загрузочной записи - MBR), то после обычного тестирования аппаратуры, выполняемого BIOS, ненадолго появится надпись

Если не предпринимать никаких действий, то на экран будет выдана масса сообщений, разбирать смысл которых мы пока не будем, и, наконец, появится стилизованное изображение пингвинчика. (я пока рассматриваю тот случай, когда вы при установке отказались от автоматической загрузки графической оболочки). Ниже изображения пингвина на экране написано:

Linux Version 2.0.36, Compiled #1 Tue Dec 29 13:11:11 EST 1998
One Intel 486 DX/2-WB Processor, 16M RAM, 33.28 Bogomips Total
Black Cat Linux release 5.2 (Fulcrun)
Kernel 2.0.36 on an i486 localhost login:

Я привел здесь то сообщение, которое появлялось у меня при одном из вариантов установки, когда я ставил Black Cat версии 5.2; у вас, конечно, сообщение будет отличаться в некоторых деталях. Если у вас хватит терпения дочитать эту книгу, то вы узнаете, что выдаваемое при загрузке сообщение при желании можно изменить, так что будет выдаваться что-нибудь вроде "Привет, дружище! Сегодня 11 ноября 2001 года. Сейчас 19 часов 22 минуты. Введи, пожалуйста, свое имя и пароль". Однако пока рано говорить о том, как это делается.

Если вы загружались с дискеты, то загрузка происходит точно также, только чуть медленнее.

Если Linux не единственная ОС на вашем компьютере, и вы используете LILO для организации многовариантной загрузки, то в тот момент, когда на экране появится надпись LILO boot: вы должны нажать клавишу ‹Tab› или ‹?›. Тогда LILO выдаст вам список меток, которые сопоставлены разным ОС. В версии 21 LILO уже автоматически выводит этот список на экран в виде меню. Необходимо выбрать из меню или ввести (набрать на клавиатуре) одну из этих меток и нажать клавишу ‹Enter›. Если вы выберете метку, соответствующую Linux, то в конце концов вы все равно должны увидеть слово login:, которое в данном случае служит приглашением к вводу вашего пользовательского имени.

3.2. Вход в систему

Как вы понимаете, в ответ на это приглашение необходимо ввести имя пользователя, а потом, по запросу, и пароль для входа в систему. Если это первый вход в систему после ее установки, то входить надо под именем ""root"". Это единственный пользователь, для которого обязательно заводится счет или бюджет (account) во время инсталляции. Этот пользователь является полным хозяином системы (как сейчас, так и в последующем), то есть имеет неограниченный доступ к ее ресурсам, может заводить и удалять других пользователей, останавливать систему и т. д. Неосторожное поведение пользователя с такими правами легко может привести к печальным последствиям, вплоть до полного краха системы. Поэтому обычно под этим именем входят в систему только для выполнения административных задач. Но у нас сейчас как раз такой случай, так что в ответ на приглашение login: вводим "root" и нажимаем клавишу ‹Enter› (или ‹Return›). Система выдаст запрос на ввод пароля:

Очевидно, что в ответ надо вводить пароль того пользователя, имя которого было введено ранее. При первой загрузке надо ввести тот пароль, которой был задан для пользователя root в процессе инсталляции, и нажать ‹Enter›. Заметим, что если после ввода имени очень долго не вводить пароль, то система снова вернется к запросу имени пользователя. После ввода пароля вы увидите примерно такую надпись:

Такая строка называется приглашением. Появление приглашения означает, что система готова воспринять и выполнить вашу команду. Сейчас это свидетельствует о том, что вы успешно вошли в систему. Вы видите черный экран и приглашение системы к вводу команды - то, что в MS-DOS или Windows принято называть режимом командной строки. Мы будем называть этот режим текстовым (в отличие от графического режима, предоставляемого системой X Window).

В приведенном примере приглашение включает в себя указание имени пользователя (root), имени системы (localhost) и тукущего каталога (/root). Вид приглашения тоже можно изменить. Во всех последующих примерах мы будем использовать приглашение, состоящее только из имени пользователя.

Прежде чем предложить вам ввести первую команду, надо сказать, что в любой UNIX-системе учитывается регистр символов, т. е. различаются строчные и прописные буквы. Поэтому вводить все команды и их параметры следует именно так, как указано в примерах, учитывая регистр.

Первая команда, которую стоит ввести - команда useradd. После имени команды надо ввести пробел и имя пользователя, например, jim:

После этого система будет знать о существовании пользователя jim (говорят, будет "открыт счет для пользователя jim"). Однако войти в систему (или, как обычно говорят, "логироваться") под этим именем еще невозможно. Для того, чтобы система разрешила работать пользователю с именем jim, надо задать ему пароль. Для этого вводим команду

Появится строка

Вводите пароль. После того, как вы завершите ввод нажатием клавиши ‹Enter›, система попросит ввести его повторно:

Если вы не ошиблись при вводе (пароль приходится вводить "вслепую", поскольку он не отображается на экране), появится сообщение: passwd: all authentication tokens updated successfully и приглашение системы. Если вы выбрали пароль не очень удачно (слишком короткий или простой), вам будет выдано предупреждение, но система все равно примет пароль и позволит новому пользователю входить с ним в систему.

Таким образом, вы познакомились с первыми двумя командами системы Linux: useradd и passwd. Следующая команда, о которой нужно знать каждому пользователю любой UNIX-системы - это команда man. Команда man - это система встроенной помощи системы Linux. Вводить ее надо с параметром - именем другой команды или ключевым словом, например,

В ответ вы получите описание соответствующей команды или информацию по теме, обозначенной ключевым словом. Поскольку информация обычно не помещается на одном экране, при просмотре можно пользоваться клавишами ‹PageUp› и ‹PageDown›, а также клавишей пробела. Нажатие клавиши ‹Q› в любой момент приводит к выходу из режима просмотра и возврату в режим ввода команд. Попробуйте просмотреть информацию по рассмотренным уже командам login и passwd. Заметим, что точно также можно получить информацию по самой команде man. Введите

К сожалению, в большинстве случаев информация выдается по-английски. Если вы не читаете по-английски, то терпеливо читайте настоящее руководство или другую подходящую книгу по данной теме.

Вы можете попробовать вводить еще некоторые команды и понаблюдать за реакцией системы. Попробуйте, например, команды, перечисленные в табл. 3.1 (вводите их с приведенными в таблице параметрами).

Таблица 3.1. Простейшие команды Linux.

Команда Краткое описание
whoami Сообщает имя, с которым вы вошли в систему в данном сеансе работы
w или who Сообщает, какие пользователи работают в данный момент в системе
pwd Сообщает имя текущего каталога
ls -l Выдает список файлов и подкаталогов текущего каталога
cd ‹имя_каталога› Осуществляет смену текущего каталога
ps ax Выдает список выполняющихся процессов

Просмотрите описания этих команд с помощью команды man.

Мы не будем приводить здесь более подробный список возможных команд. Во-первых, с необходимыми командами можно будет постепенно познакомиться в ходе дальнейшего чтения. Во-вторых, описания основных команд можно найти в любой книге по UNIX.

3.3. Консоль, виртуальные терминалы и оболочка

Итак, вы приобрели первый опыт работы в текстовом, или "консольном", режиме системы Linux. Понятия "терминала" и "консоли", которые встретятся нам еще не раз, требуется, вероятно, дополнительно пояснить.

Когда создавалась система UNIX, компьютеры были большими (мейнфреймами), и пользователи работали на них через множество последовательных интерфейсов для подключения удаленных терминалов. Терминал - это устройство, которое предназначено для взаимодействия пользователя с компьютером и состоит из монитора и клавиатуры. К вашему персональному компьютеру наверняка не подключены удаленные терминалы, но есть клавиатура и монитор, которые и выполняют роль терминала пользователя (только в его состав добавилась мышь).

У мейнфреймов имелся особый терминал, который предназначался для системного администратора и назывался консолью. Консоль обычно подсоединялась к компьютеру не по последовательному интерфейсу, а через отдельные разъемы (иногда в качестве устройства вывода в ее состав вместо монитора входило печатающее устройство).

Поскольку в UNIX-системах обычно соблюдаются традиции, клавиатура и монитор персонального компьютера ведут себя так же, как ранее консоль. Преимущество такого решения состоит в том, что все старые программы, создававшиеся для администраторов UNIX, без проблем работают и на новом типе системной консоли.

Но, кроме консоли, Linux позволяет подключать к компьютеру и удаленные терминалы и, более того, обеспечивает возможность работы с несколькими виртуальными терминалами с одной консоли. Нажмите комбинацию клавиш ‹Ctrl›+‹Alt›+‹F2›. Вы снова увидите приглашение login:. Однако это не возврат к началу работы с системой - вы просто переключились в другой виртуальный терминал. Здесь вы можете зарегистрироваться под другим именем. Попробуйте войти в систему под именем только что заведенного пользователя. После этого нажмите комбинацию клавиш ‹Ctrl›+‹Alt›+‹F1›. Вы вернетесь к первому экрану. По умолчанию Red Hat Linux открывает при запуске 6 параллельных сеансов работы (виртуальных терминалов), и этим иногда очень удобно пользоваться. Для переключения между виртуальными терминалами используются комбинации ‹Ctrl›+‹Alt›+‹F1› - ‹Ctrl›+‹Alt›+‹F6›. (Заметим, что при работе в текстовом режиме тот же результат можно получить, используя комбинации ‹Alt›+‹F1› - ‹Alt›+‹F6›, однако в графическом режиме без клавиши ‹Ctrl› не обойтись, так что лучше сразу привыкать к комбинациям из 3 клавиш). Кстати, если в процессе работы вы забыли, в каком терминале находитесь в данный момент, воспользуйтесь командой tty, которая выводит имя терминала в следующем формате: /dev/tty2.

Сразу же скажем, что, если вы хотите завершить сеанс работы с системой в одном из терминалов, вы можете сделать это нажатием комбинации клавиш ‹Ctrl›+‹D›. Это не приведет ни к остановке работы компьютера, ни к перезагрузке системы. Не забывайте, что Linux - многозадачная и многопользовательская система. Завершение работы одного пользователя не означает, что надо выключать компьютер. Просто завершается сеанс работы одного из пользователей, и система снова выводит в данном терминале приглашение, которое вы уже видели. Можно завершить сеанс работы и введя одну из команд logout или exit.

Зная теперь как открыть и закрыть сеанс работы в системе, выполните приведенные выше рекомендации, т. е. заведите себя как рядового пользователя (без суперпользовательских прав), завершите все сеансы работы, открытые от имени root, и снова войдите в систему под своим новым именем.

Теперь надо сказать несколько слов об оболочке. Оболочка, или просто shell (это слово часто не переводят, а оставляют в английском написании), - это программа, которая осуществляет все общение с пользователем. Именно оболочка воспринимает все команды, вводимые пользователем с клавиатуры, и организует исполнение этих команд. Поэтому оболочку можно назвать еще командным процессором (более привычный термин для пользователя DOS, не правда ли?). Строго говоря, когда выше говорилось, например, "система выводит приглашение", это неправильно, поскольку приглашение выводит именно оболочка, ожидая ввода пользователем очередной команды. Каждый раз, когда очередной пользователь входит в систему, команда login запускает для него командный процессор - оболочку. Если вы логировались со второго терминала под именем пользователя jim (или под другим выбранным вами именем), то обратите теперь внимание на различие в приглашениях у пользователей root и jim. У пользователя root приглашение оканчивается символом #, а у всех остальных пользователей - символом $.

Оболочку может запускать не только команда login. Вы можете просто ввести команду bash (именно так называется программа-оболочка в системе Red Hat Linux) и тем самым запустить новый экземпляр оболочки. Выходя из него (по команде exit или по комбинации клавиш ‹Ctrl ›+‹ D›) вы вернетесь к предыдущему экземпляру оболочки.

Оболочка bash является не только командным процессором, но и мощным языком программирования. В ней имеется целый ряд встроенных (внутренних) команд и операторов, а, кроме того, в качестве команды может использоваться любая программа, хранящаяся в виде файла на диске. Список встроенных команд можно получить по команде help. Попробуйте! Детальную информацию по конкретной встроенной команде выдает та же команда help с указанием в качестве параметра имени встроенной команды, например: help cd.

Поскольку оболочка играет очень важную роль в Linux, ей будет посвящена отдельная глава этой книги. Впрочем, аналогичный материал вы найдете в любой книге по UNIX. Стоит только отметить, что для UNIX-подобных систем разработано несколько альтернативных bash оболочек. Их можно использовать и в Linux, но по умолчанию запускается именно bash.

Рассмотрим теперь еще одну команду, которую вам необходимо знать, поскольку все же компьютер у вас персональный (неважно, дома ли это происходит, или на работе). А это значит, что вы и есть суперпользователь данного компьютера. Но, как уже было сказано выше, входить в систему под именем суперпользователя не рекомендуется, поскольку любое неосторожное действие суперпользователя может привести к нежелательным последствиям. Входя под именем простого пользователя, вы, по крайней мере, не можете по неосторожности удалить или испортить системные файлы. В то же время, имеется ряд действий (например, монтирование файловых систем), выполнить которые может только суперпользователь. Не перезагружать же каждый раз компьютер! Именно в таких ситуациях выручает команда su. Достаточно ввести команду su и текущая оболочка (так и хочется сказать "система") запустит для вас новый экземпляр оболочки, в который вы попадете уже с правами пользователя root. Естественно, что для этого вам придется (в ответ на соответствующий запрос) ввести пароль этого пользователя. Закончив выполнять администраторские действия, выйдите из оболочки, и вы снова станете непривилегированным пользователем с отведенными ему полномочиями.

Если вы вошли в систему под именем root, то вы можете аналогичным образом запустить новый экземпляр оболочки от имени любого пользователя, пароль которого вы знаете . Но для этого надо указать имя этого пользователя в командной строке, например:

Когда мы вводим su без указания имени, по умолчанию подставляется имя суперпользователя root.

Но в ОС Linux есть еще одна возможность временно переключаться в бюджет пользователя root для выполнения административных функций. Вспомните, что Linux - это многопользовательская система, в ней одновременно могут работать несколько пользователей. Поэтому в первом виртуальном терминале можно войти под именем root, а в любом другом терминале - под именем простого пользователя. Основную работу вы можете выполнять как простой пользователь, а когда потребуется выполнить административные функции, вы "зовете системного администратора". Для этого достаточно нажать ‹Ctrl›+‹Alt›+‹F1› - и системный администратор уже тут. По завершении операции, которую может выполнить только суперпользователь, вы немедленно должны вернуться в бюджет простого пользователя. В таком случае вы не рискуете нарушить что-либо в системе, пока еще не набрались необходимого опыта.

3.4. Редактирование командной строки. История команд

В предыдущих разделах вам было предложено выполнить несколько команд ОС Linux. Полагаю, что, если в процессе набора возникали ошибки, вы сами догадались, как их исправить. Тем не менее будет полезно привести для справки короткую сводку команд, позволяющих редактировать командную строку, а также вообще оказывать какое-то влияние на поведение оболочки с помощью клавиатуры (о мышке разговор отдельный).

Примечание . Приводимые ниже описания команд относятся к оболочке GNU bash версии 1.14.7(1). Думается, что они будут верны и для последующих версий этой оболочки.

Таблица 3.2. Клавиши редактирования командной строки

Клавиша Описание реакции системы
‹Стрелка вправо› или ‹Ctrl›+‹F› Перемещение вправо по командной строке в пределах уже набранной цепочки символов плюс один символ справа (место для ввода следующего символа)
‹Стрелка влево› или ‹Ctrl›+‹B› Перемещение на один символ влево
‹Esc›+‹F› Перемещение на одно слово вправо
‹Esc›+‹B› Перемещение на одно слово влево
‹Home› или ‹Ctrl›+‹A› Перемещение в начало набранной цепочки символов
‹End› или ‹Ctrl›+‹E› Перемещение в начало/конец набранной цепочки символов
‹Del› или ‹Ctrl›+‹D› Удаление символа, на который показывает курсор
‹Backspase› Удаление символа в позиции, предшествующей курсору
‹Ctrl›+‹K› Удалить правую часть строки, начиная с символа, на который указывает курсор
‹Ctrl›+‹U› Удалить левую часть строки, включая символ, который находится слева от курсора
‹Enter› или ‹Ctrl›+‹M› Запуск на выполнение команды, определяемой набранной цепочкой символов
‹Ctrl›+‹L› Очистить экран и поместить текущую команду в верхней строке экрана
‹Ctrl›+‹T› Поменять местами два символа: символ, на который показывает курсор, и символ слева от курсора, затем, курсор переместить на один символ вправо
‹Esc›+‹T› Поменять местами два слова: слово, на которое указывает курсор и слово слева от первого
‹Ctrl›+‹K› Вырезать часть строки от текущей позиции курсора до конца строки (вырезанная часть строки сохраняется в буфере, ее можно вставить в другое место строки)
‹Esc›+‹D› Вырезать часть строки от текущей позиции курсора до конца текущего слова (если курсор указывает на пробел между словами, то вырезается все слово справа от курсора)
‹Esc›+‹Del› Вырезать часть строки от текущей позиции курсора до начала текущего слова (если курсор указывает на пробел между словами, то вырезается все слово слева от курсора)
‹Ctrl›+‹W› Вырезать часть строки от текущей позиции курсора до предыдущего пробела
‹Ctrl›+‹Y› Вставить последний вырезанный текст в позицию курсора
‹Esc›+‹C› Символ, на который указывает курсор, заменить на тот же, но заглавный, а курсор переместить на первый пробел справа от текущего слова
‹Esc›+‹U› Сделать символы данного слова заглавными, начиная с символа, на который указывает курсор, а курсор установить на пробел справа от слова
‹Esc›+‹L› Превратить символы, начиная с символа, на который указывает курсор, до конца данного слова в прописные (маленькие) буквы, а курсор установить на пробел справа от слова
‹Shift›+‹PgUp› ‹Shift›+‹PgDown› Эти команды позволяют просмотреть несколько страниц экранного вывода (количество зависит от размера видеопамяти); полезны в тех случаях, когда та или иная команда выводит на экран очень много информации, быстро пробегающей по экрану и как бы исчезающей для пользователя; как видите, эта информация не пропадает
‹Ctrl›+‹C› Прервать выполнение запущенной команды
‹Ctrl›+‹D› Выход из оболочки bash

Примечание . Если вы работаете не просто в оболочке bash, а запустили программу Midnight Commander, то такие клавиши как ‹Стрелка вправо›, ‹Стрелка влево›, ‹Home›, ‹End›, ‹Del› не могут использоваться так, как указано в приведенной таблице, поскольку они используются для перемещения подсветки в текущей панели . Но указанные выше в скобках комбинации символьных клавиш с клавишами ‹Ctrl› и ‹Esc› по-прежнему действуют для редактирования командной строки.

Список возможных команд не ограничивается только приведенными в табл. 3.2, но из-за ограниченности объема книги невозможно привести здесь полный перечень клавиатурных команд. Для получения дополнительной информации воспользуйтесь командой info bash.

Заметим, что оболочка bash имеет встроенную подпрограмму, предназначенную для облегчения ввода команд в командной строке. Эта подпрограмма вызывается при двукратном нажатии клавиши ‹Tab› после того, как вы уже ввели некоторое число символов. Если эти символы являются началом названия одной из стандартных команд, которые известны оболочке, то возможны два варианта реакции оболочки на двукратное нажатие клавиши ‹Tab›. Если по введенным символам команда определяется однозначно, оболочка просто добавляет окончание команды в командную строку. Если однозначно восстановить имя команды по введенным символам невозможно, то выдается список возможных вариантов продолжения для того, чтобы пользователь мог ввести еще несколько символов, позволяющих однозначно завершить ввод команды нажатием клавиши ‹Tab›.

Если вы попробуете дважды ввести символ табуляции в пустой командной строке, то после первого ввода вы получите только звуковой сигнал, а после второго - примерно следующее сообщение: "There are 1217 possibilities. Do you really wish to see them all? (y or n)" ("Возможны 1217 вариантов завершения. Вы действительно хотите увидеть их все?").

Если дважды нажать клавишу табуляции после того, как введена одна из команд и пробел, оболочка предполагает, что вы ищете имя файла, который должен вводиться как параметр команды, и выдает в качестве подсказки список файлов текущего каталога. Если же достаточная часть имени файла введена, то заканчивается ввод этого имени в командную строку. Аналогичным образом можно пытаться угадывать окончания переменных окружения, если вместо клавиши ‹Tab› воспользоваться комбинацией ‹Esc›+‹$›.

Для практической работы с оболочкой также полезно знать, что оболочка запоминает некоторое число введенных команд (по умолчанию 1000, это значение задается в переменной HISTSIZE; см. гл. 5) и позволяет вызывать их путем выбора из списка - так называемой истории команд. Историю команд можно просмотреть, введя в командной строке history (здесь вы сможете воспользоваться комбинациями клавиш ‹Shift›+‹PgUp› и ‹Shift›+‹PgDown›, чтобы просмотреть то, что выдаст эта команда). История команд сохраняется в файле, определяемом переменной HISTFILE (обычно $HOME/.bash_history). Для работы с историей команд в оболочке bash используются следующие комбинации клавиш.

Таблица 3.3. Клавиши для управления историей команд.

Клавиша Описание реакции системы
‹Стрелка вверх› или ‹Ctrl›+‹P› Переход к предыдущей команде в списке (движение назад по списку)
‹Стрелка вниз› или ‹Ctrl›+‹N› Переход к следующей команде в списке (движение вперед по списку)
‹PgUp› Переход к (вызов в командную строку) самой первой команде, сохраненной в истории команд
‹!›, ‹N› Выполняется (без нажатия клавиши ‹Enter›) n-ная команда из списка истории команд
‹!›, ‹-›, ‹N› Выполняется n-ая от конца списка команда
‹!›, строка символов Выполняется команда, имя которой начинается на строку символов (поиск нужной команды осуществляется движением в обратном порядке от конца файла истории и выполняется первая попавшаяся команда, которая начинается на строку символов)
‹Ctrl›+‹O› То же что нажатие клавиши ‹Enter›, затем отображается очередная команда из файла истории

3.5. Завершение работы системы Linux

Хотя компьютер, работающий под управлением ОС Linux, при выполнении некоторых условий можно оставлять работающим круглосуточно, большинство пользователей персональных компьютеров привыкли выключать их после завершения работы. Если вы работаете с ОС Linux, нельзя выключать компьютер простым отключением питания, как это было под MS-DOS. Дело в том, что в любой момент времени в системе запущено несколько процессов, вы могли видеть это, когда выполняли команду

(и можете посмотреть еще раз, повторив запуск этой команды). Но более важная причина состоит в том, что некоторые из этих процессов могут работать с файлами, причем система не записывает все изменения файлов на диск сразу после внесения этих изменений пользователем или процессом, а сохраняет их временно в оперативной памяти (кэширует). Если просто выключить питание, эти изменения не будут сохранены и пропадут, что иногда может привести даже к невозможности последующей загрузки системы. Так что надо уметь правильно завершить работу системы перед выключением компьютера. Это делается командой shutdown.

Команда shutdown может быть выполнена только пользователем root , так что вы либо должны были войти в систему под этим именем, либо должны предварительно выполнить команду su, чтобы приобрести соответствующие права.

Команда shutdown имеет следующий синтаксис:

# shutdown ‹options› ‹time› ‹warning-massage›

Замечание

Существует некоторая вероятность того, что запустив команду, вы получите ответ "command not found". Это значит, что оболочка не знает, где находится файл программы. В таком случае вам необходимо ввести команду с указанием полного пути, в данном случае в виде /sbin/shutdown -h, поскольку для команды shutdown файл программы лежит в каталоге /sbin.

Из опций программы shutdown наиболее часто используются две:

H - полная остановка системы (компьютер будет выключен);

R - перезагрузить систему.

Параметр time указывает время, когда должна быть выполнена команда (не обязательно выполнять ее немедленно). Время можно указать в форме задержки от текущего момента. Например, если вы хотите, чтобы система остановилась через 5 минут, вводите команду

что будет означать "остановить систему через 5 минут и перезагрузиться после того, как работа будет корректно завершена"". Для вас пока наиболее актуальной формой этой команды будет, скорее всего,

когда вы захотите просто выключить компьютер. Эквивалентом команды

является команда halt. При нажатии известной комбинации клавиш ‹Ctrl›+‹Alt›+‹Del› в Red Hat Linux выполняются действия, аналогичные команде

так что таким образом тоже можно выключить компьютер, только надо в момент перезагрузки отключить питание.

3.6. Помощь по работе с Linux

Вы завершили первый сеанс работы с операционной системой Linux, и, надеюсь, понимаете, что вам еще не раз потребуется подсказка в разных ситуациях. Надеюсь также, что настоящая книга сможет служить вам такой подсказкой на первых порах, но она наверняка не решит всех ваших проблем. Поэтому постараюсь сразу указать другие источники информации. При этом я несколько забегаю вперед, рассказывая о получении подсказки в графическом режиме работы, о котором еще ничего не было сказано. Но это оправдано, поскольку о способах выхода из затруднительных ситуаций лучше знать заранее.

Если вы окажетесь в ситуации, когда не знаете, что предпринять или сделать для достижения желаемой цели, лучше всего начать искать подсказку в самой системе. Дистрибутив Red Hat Linux содержит тысячи страниц документации, представленной в электронном виде, так что ответы на все возникающие вопросы у вас, что называется, "на кончиках пальцев". Существует несколько независимых источников, которые содержат информацию почти по любому аспекту работы в системе Linux:

Страницы интерактивного руководства man;

Гипертекстовое руководство info;

Документация, прилагаемая к пакетам ПО;

Текстовые файлы HOWTO и FAQ проекта Linux Documentation Project;

Команда locate.

Необходимо сразу сказать, что большую часть информации из этих источников вы будете получать на английском языке. Только для русифицированных дистрибутивов часть страниц интерактивного руководства man выдается на русском языке. Можно дополнительно скачать из Интернета имеющиеся там страницы руководства man, переведенные на русский язык [П5.1], и разместить их в соответствующих каталогах. Но все равно, на русский переведено далеко не все. Учитывая это замечание, рассмотрим каждый из перечисленных выше источников информации подробнее.

3.6.2. Страницы интерактивного руководства man

Выше уже было вкратце рассказано о команде man, с помощью которой пользователь всегда может в затруднительной ситуации получить подсказку почти по любой команде системы, форматах файлов и системных вызовах. Это основной способ получения подсказки во всех UNIX-системах. Страницы руководства man в Linux делятся на следующие секции:

Таблица 3.4. Основные секции интерактивного руководства man

Секция Содержание
1 Команды пользователя
8 Системные команды
2 Системные вызовы
3 Библиотечные вызовы (подпрограммы)
4 Устройства
5 Форматы файлов
6 Игры
7 Разное
9 Ядро (kernel internals)
n Tcl/Tk commands

Порядок перечисления секций в этой таблице не случаен. Дело в том, что файлы с информацией расположены в подкаталогах каталога /usr/man и команда man ищет нужную информацию, просматривая эти подкаталоги именно в том порядке, который приведен табл. 3.4. Если вы, например, дадите команду

то получите справку о команде swapon из секции 8. Поэтому если вы хотите получить справку по системному вызову swapon, надо дать команду

указывая номер секции, в которой надо искать информацию.

Страницы man просматриваются с помощью команды less (что дает возможность просматривать информацию поэкранно и перемещаться по этим экранам вперед и назад), так что для управления процессом вывода информации можно использовать клавиши, используемые в программе less. Наиболее употребительные:

Таблица 3.5. Клавиатурные команды, используемые при просмотре man-страниц

Клавиша Назначение
‹Q› Выход из программы
‹Enter› Просмотр строка за строкой
‹Space› Вывод следующего экрана информации
‹B›

Линукс – комплекс бесплатных и привлекательных доступностью операционных систем с открытым исходным кодом, заманчивая альтернатива Windows. Однако некоторые пользователи не готовы сделать рискованный выбор и шагнуть в неизвестность. Именно поэтому разработчики *Nix создали возможность запускать операционную систему без установки. С ее помощью вы познакомитесь с незнакомой рабочей средой, оцените ее и решите, стоит ли она внимания.

Одна из самых простых и “доброжелательных” к неопытному пользователю ОС семейста Линукс – это Убунту. Чтобы посмотреть на ее функциональность и разобраться с возможностями, сперва создадим загрузочный диск (Live CD). Для этого качаем образ Ubuntu с официального русскоязычного сайта , инсталлируем программу для записи – например, InfraRecorder, запускаем ее. В cd-роме должен находиться диск, соответствующий размерам скачанного образа ОС. В Инфрарекордере выбираем образ и нажимаем кнопку “Write Image”. Процесс завершится, мы получим рабочий LiveCD Ubuntu. Чтобы после ребута компьютер загрузился с LiveCD, а не с винчестера, нужно кое-что исправить в BIOS. Общая последовательность действий такова:
  • до запуска текущей ОС внимательно смотрим в нижнюю часть экрана, где должна появиться надпись, вроде “Press <название клавиши> to Enter Setup”;
  • жмем нужную кнопку, попадаем в текстовое меню, находим в нем строку «Boot device priority»;
  • заходим в подменю enter’ом и указываем «1st device» – CD-привод;
  • сохраняем изменения (кнопка F10), выходим и перезагружаемся снова.


Если все сделано верно, перед вами появится приветственный экран Ubuntu. Пока система демонстрирует заставку, нажмите произвольную клавишу для того, чтобы выбрать язык. Далее всплывет экран с перечнем умений загрузочного диска. Тут можно инсталлировать Убунту или посмотреть ее без установки. Жмем на соответствующий вариант.


Скорость загрузки операционной системы зависит от мощности вашего ПК. Через некоторое время появится рабочий стол Ubuntu, готовый к использованию. Главное меню находится сверху и слева, состоит из трех панелей. В русскоязычной локализации это «Приложения», «Переход» и «Система». Приложения соответственно содержат в себе базовый набор полезных программ, Переход – файлы и папки, Система – инструменты администрирования. Значки справа – это избранный язык, состояние сети, уведомления, звук и выход из системы.


На верхнюю панель можно добавить иконки любых программ для быстрого запуска. Нижняя тоже найдет, чем удивить. На ней разместятся все запущенные программы, а также доступ в корзину и кнопка для переключения рабочих столов (а их в Убунту несколько). Если так получилось, что вы купили компьютер с уже установленным линуксом, но не можете его запустить, сперва внимательно посмотрите на экран. Находитесь в командной строке? Попробуйте набрать “startx” – команду запуска графического интерфейса. Также можно самостоятельно установить Linux или Windows – об этом мы подробно писали ранее.


Если ваш компьютер не имеет cd-привода, Линукс легко запускается с флешки, абсолютно аналогичным образом. Кроме прочего, LiveCD удобно использовать для тестирования ПК, записав на диск необходимые программы.