Как выбрать частоту оперативной памяти. Частота оперативной памяти

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

История оперативной памяти , или ОЗУ , началась в далёком 1834 году, когда Чарльз Беббидж разработал «аналитическую машину» - по сути, прообраз компьютера. Часть этой машины, которая отвечала за хранение промежуточных данных, он назвал «складом». Запоминание информации там было организовано ещё чисто механическим способом, посредством валов и шестерней.

В первых поколениях ЭВМ в качестве ОЗУ использовались электронно-лучевые трубки, магнитные барабаны, позже появились магнитные сердечники, и уже после них, в третьем поколении ЭВМ появилась память на микросхемах.

Сейчас ОЗУ выполняется по технологии DRAM в форм-факторах DIMM и SO-DIMM , это динамическая память, организованная в виде интегральных схем полупроводников. Она энергозависима, то есть данные исчезают при отсутствии питания.

Выбор оперативной памяти не является сложной задачей на сегодняшний день, главное здесь разобраться в типах памяти, её назначении и основных характеристиках.

Типы памяти

SO-DIMM

Память форм-фактора SO-DIMM предназначена для использования в ноутбуках, компактных ITX-системах, моноблоках - словом там, где важен минимальный физический размер модулей памяти. Отличается от форм-фактора DIMM уменьшенной примерно в 2 раза длиной модуля, и меньшим количеством контактов на плате (204 и 360 контактов у SO-DIMM DDR3 и DDR4 против 240 и 288 на платах тех же типов DIMM-памяти).
По остальным характеристикам - частоте, таймингам, объёму, модули SO-DIMM могут быть любыми, и ничем принципиальным от DIMM не отличаются.

DIMM

DIMM - оперативная память для полноразмерных компьютеров.
Тип памяти, который вы выберете, в первую очередь должен быть совместим с разъёмом на материнской плате. ОЗУ для компьютера делится на 4 типа – DDR , DDR2 , DDR3 и DDR4 .

Память типа DDR появилась в 2001 году, и имела 184 контакта. Напряжение питания составляло от 2.2 до 2.4 В. Частота работы – 400МГц . До сих пор встречается в продаже, правда, выбор невелик. На сегодняшний день формат устарел, - подойдёт, только если вы не хотите обновлять систему полностью, а в старой материнской плате разъёмы только под DDR.

Стандарт DDR2 вышел уже в 2003-ем, получил 240 контактов, которые увеличили число потоков, прилично ускорив шину передачи данных процессору. Частота работы DDR2 могла составлять до 800 МГц (в отдельных случаях – до 1066 МГц), а напряжение питания от 1.8 до 2.1 В – чуть меньше, чем у DDR. Следовательно, понизились энергопотребление и тепловыделение памяти.
Отличия DDR2 от DDR:

· 240 контактов против 120
· Новый слот, несовместимый с DDR
· Меньшее энергопотребление
· Улучшенная конструкция, лучшее охлаждение
· Выше максимальная рабочая частота

Также, как и DDR, устаревший тип памяти - сейчас подойдёт разве что под старые материнские платы, в остальных случаях покупать нет смысла, так как новые DDR3 и DDR4 быстрее.

В 2007 году ОЗУ обновились типом DDR3 , который до сих пор массово распространён. Остались всё те же 240 контактов, но слот подключения для DDR3 стал другим – совместимости с DDR2 нет. Частота работы модулей в среднем от 1333 до 1866 МГц . Встречаются также модули с частотой вплоть до 2800 МГц .
DDR3 отличается от DDR2:

· Слоты DDR2 и DDR3 несовместимы.
· Тактовая частота работы DDR3 выше в 2 раза – 1600 МГц против 800 МГц у DDR2.
· Отличается сниженным напряжением питания – порядка 1.5В, и меньшим энергопотреблением (в версии DDR3L это значение в среднем ещё ниже, около 1.35 В).
· Задержки (тайминги) DDR3 больше, чем у DDR2, но рабочая частота выше. В целом скорость работы DDR3 на 20-30% выше.

DDR3 - на сегодня хороший выбор. Во многих материнских платах в продаже разъёмы под память именно DDR3, и в связи с массовой популярностью этого типа, вряд ли он скоро исчезнет. Также он немного дешевле DDR4.

DDR4 – новый тип ОЗУ, разработанный только в 2012 году. Является эволюционным развитием предыдущих типов. Пропускная способность памяти снова повысилась, теперь достигая 25,6 Гб/с. Частота работы также поднялась – в среднем от 2133 МГц до 3600 МГц . Если же сравнивать новый тип с DDR3, который продержался на рынке целых 8 лет и получил массовое распространение, то прирост производительности незначителен, к тому же далеко не все материнские платы и процессоры поддерживают новый тип.
Отличия DDR4:

· Несовместимость с предыдущими типами
· Пониженно напряжение питания – от 1.2 до 1.05 В, энергопотребление тоже снизилось
· Рабочая частота памяти до 3200 МГц (может достигать 4166 МГц в некоторых планках), при этом, конечно, выросшие пропорционально тайминги
· Может незначительно превосходить по скорости работы DDR3

Если у вас уже стоят планки DDR3, то торопиться менять их на DDR4 нет никакого смысла. Когда этот формат распространится массово, и все материнские платы уже будут поддерживать DDR4, переход на новый тип произойдёт сам собой с обновлением всей системы. Таким образом, можно подытожить, что DDR4 – скорее маркетинг, чем реально новый тип ОЗУ.

Какую частоту памяти выбрать?

Выбор частоты нужно начинать с проверки максимально поддерживаемых частот вашим процессором и материнской платой. Частоту выше поддерживаемой процессором имеет смысл брать только при разгоне процессора.

На сегодняшний день не стоит выбирать память с частотой ниже 1600 МГц. Вариант 1333 МГц допустим в случае DDR3, если это не завалявшиеся у продавца древние модули, которые явно будут медленнее новых.

Оптимальный вариант на сегодня - это память с интервалом частот от 1600 до 2400 МГц . Частота выше почти не имеет преимущества, но стоит гораздо дороже, и как правило является разогнанными модулями с поднятыми таймингами. Для примера, разница между модулями в 1600 и 2133 Мгц в ряде рабочих программ будет не более 5-8 %, в играх разница может быть ещё меньше. Частоты в 2133-2400 Мгц стоит брать, если вы занимаетесь кодированием видео/аудио, рендерингом.

Разница же между частотами в 2400 и 3600 Мгц обойдётся вам довольно дорого, при этом не прибавив ощутимо скорости.

Какой объём оперативной памяти брать?

Объём, который вам понадобится, зависит от типа работы, производимой на компьютере, от установленной операционной системы, от используемых программ. Также не стоит упускать из виду максимально поддерживаемый объём памяти вашей материнской платой.

Объём 2 ГБ - на сегодняшний день, может хватить разве что только для просмотра интернета. Больше половину будет съедать операционная система, оставшегося хватит на неторопливую работу нетребовательных программ.

Объём 4 ГБ
– подойдёт для компьютера средней руки, для домашнего пк-медиацентра. Хватит, чтобы смотреть фильмы, и даже поиграть в нетребовательные игры. Современные – увы, с потянет с трудом. (Станет лучшим выбором, если у вас 32-разрядная операционная система Windows, которая видит не больше 3 ГБ оперативной памяти)

Объём 8 ГБ (или комплект 2х4ГБ) – рекомендуемый объём на сегодня для полноценного ПК. Этого хватит для почти любых игр, для работы с любым требовательным к ресурсам софтом. Лучший выбор для универсального компьютера.

Объём 16 ГБ (или наборы 2х8ГБ , 4х4ГБ)- будет оправданным, если вы работаете с графикой, тяжёлыми средами программирования, или постоянно рендерите видео. Также отлично подойдёт для ведения онлайн-стримов – здесь с 8 ГБ могут быть подвисания, особенно при высоком качестве видео-трансляции. Некоторые игры в высоких разрешениях и с HD-текстурами могут лучше себя вести с 16 ГБ оперативной памяти на борту.

Объём 32 ГБ (набор 2х16ГБ , или 4х8ГБ)– пока очень спорный выбор, пригодится для каких-то совсем экстремальных рабочих задач. Лучше будет потратить деньги на другие комплектующие компьютера, это сильнее отразится на его быстродействии.

Режимы работы: лучше 1 планка памяти или 2?

ОЗУ может работать в одно-канальном, двух-, трёх- и четырёх-канальном режимах. Однозначно, если на вашей материнской плате есть достаточное количество слотов, то лучше взять вместо одной планки памяти несколько одинаковых меньшего объёма. Скорость доступа к ним вырастет от 2 до 4 раз.

Чтобы память работала в двухканальном режиме, нужно устанавливать планки в слоты одного цвета на материнской плате. Как правило, цвет повторяется через разъём. Важно при этом, чтобы частота памяти в двух планках была одинаковой.

- Single chanell Mode – одноканальный режим работы. Включается, когда установлена одна планка памяти, или разные модули, работающие на разной частоте. В итоге память работает на частоте самой медленной планки.
- Dual Mode – двухканальный режим. Работает только с модулями памяти одинаковой частоты, увеличивает скорость работы в 2 раза. Производители выпускают специально для этого комплекты модулей памяти , в которых может быть 2 или 4 одинаковых планки.
- Triple Mode – работает по тому же принципу, что и двух-канальный. На практике не всегда быстрее.
- Quad Mode - четырёх-канальный режим, который работает по принципу двухканального, соответственно увеличивая скорость работы в 4 раза. Используется, там где нужна исключительно высокая скорость - например, в серверах.

- Flex Mode – более гибкий вариант двухканального режима работы, когда планки разного объёма, а одинаковая только частота. При этом в двухканальном режиме будут использоваться одинаковые объёмы модулей, а оставшийся объём будет функционировать в одноканальном.

Нужен ли памяти радиатор?

Сейчас уже давно не те времена, когда при напряжении в 2 В достигалась частота работы в 1600 МГц, и в результате выделялось много тепла, которое надо было как-то отводить. Тогда радиатор мог быть критерием выживаемости разогнанного модуля.

В настоящее время же энергопотребление памяти сильно снизилось, и радиатор на модуле может быть оправдан с технической точки зрения, только если вы увлекаетесь оверклокингом, и модуль будет работать у вас на запредельных для него частотах. Во всех остальных случаях радиаторы можно оправдать, разве что, красивым дизайном.

В случае, если радиатор массивный, и заметно увеличивает высоту планки памяти – это уже существенный минус, поскольку он может помешать вам поставить в систему процессорный суперкулер. Существуют, кстати, специальные низкопрофильные модули памяти , предназначенные для установки в компактные корпуса. Они несколько дороже модулей обычного размера.



Что такое тайминги?

Тайминги , или латентность (latency) – одна из самых важных характеристик оперативной памяти, определяющих её быстродействие. Обрисуем общий смысл этого параметра.

Упрощённо оперативную память можно представить, как двумерную таблицу, в которой каждая ячейка несёт информацию. Доступ к ячейкам происходит по указанию номера столбца и строки, и указание это происходит при помощи стробирующего импульса доступа к строке RAS (Row Access Strobe ) и стробирующего импульса доступа к столбцу CAS (Acess Strobe ) путём изменения напряжения. Таким образом, за каждый такт работы происходят обращения RAS и CAS , и между этими обращениями и командами записи/чтения существуют определённые задержки, которые и называются таймингами.

В описании модуля оперативной памяти можно увидеть пять таймингов, которые для удобства записываются последовательностью цифр через дефис, например 8-9-9-20-27 .

· tRCD (time of RAS to CAS Delay) - тайминг, который определяет задержку от импульса RAS до CAS
· CL (timе of CAS Latency) - тайминг, определяющий задержку между командой о записи/чтении и импульсом CAS
· tRP (timе of Row Precharge) - тайминг, определяющий задержку при переходах от одной строки к следующей
· tRAS (time of Active to Precharge Delay) - тайминг, который определяет задержку между активацией строки и окончанием работы с ней; считается основным значением
· Command rate – определяет задержку между командой выбора отдельного чипа на модуле до команды активации строки; этот тайминг указывают не всегда.

Если говорить ещё проще, то о таймингах важно знать только одно – чем их значения меньше, тем лучше. При этом планки могут иметь одинаковую частоту работы, но разные тайминги, и модуль с меньшими значениями всегда будет быстрее. Так что стоит выбирать минимальные тайминги, для DDR4 ориентиром средних значений будут тайминги 15-15-15-36, для DDR3 - 10-10-10-30. Также стоит помнить, что тайминги связаны с частотой памяти, так что при разгоне скорее всего придётся поднять и тайминги, и наоборот - можно вручную опустить частоту, снизив при этом тайминги. Выгоднее всего обращать внимание на совокупность этих параметров, выбирая скорее баланс, и не гнаться за крайними значениями параметров.

Как определиться с бюджетом?

Располагая большей суммой, вы сможете позволить себе больший объём оперативной памяти. Основное отличие дешёвых и дорогих модулей будет в таймингах, частоте работы, и в бренде – известные, разрекламированные могут стоить немного дороже noname модулей непонятного производителя.
Кроме того, дополнительных денег стоит радиатор, установленный на модули. Далеко не всем планкам он нужен, но производители сейчас на них не скупятся.

Цена будет также зависеть от таймингов, чем они ниже- тем выше скорость, и соответственно, цена.

Итак, имея до 2000 рублей , вы сможете приобрести модуль памяти объёмом 4 ГБ, или 2 модуля по 2 ГБ, что предпочтительнее. Выбирайте в зависимости от того, что позволяет конфигурация вашего пк. Модули типа DDR3 обойдутся почти вдвое дешевле чем DDR4. При таком бюджете разумнее брать именно DDR3.

В группу до 4000 рублей входят модули объёмом в 8 ГБ, а также наборы 2х4 ГБ. Это оптимальный выбор для любых задач, кроме профессиональной работы с видео, и в любых других тяжёлых средах.

В сумму до 8000 рублей обойдётся объём памяти в 16 ГБ. Рекомендуется для профессиональных целей, или для заядлых геймеров - хватит даже про запас, в ожидании новых требовательных игр.

Если не проблема потратить до 13000 рублей , то самым лучшим выбором будет вложить их в набор из 4 планок по 4 ГБ. За эти деньги можно выбрать даже радиаторы покрасивее, возможно для последующего разгона.

Больше 16 ГБ без цели работы в профессиональных тяжёлых средах (да и то не во всех) брать не советую, но если очень хочется, то за сумму от 13000 рублей вы сможете залезть на Олимп, приобретя комплект на 32 ГБ или даже 64 ГБ . Правда, смысла для рядового пользователя или геймера в этом будет не много – лучше потратить средства, скажем, на флагманскую видеокарту.

Несколько дней назад я «психанул» — мне надоело покупать частями комплектующие будущего домашнего «суперкомпьютера» . Взял и разом приобрёл оставшиеся детальки — материнскую плату, процессор и оперативную память.

Сегодня расскажу как выбрать оперативную память в компьютер и даже как её правильно установить.

Что такое оперативная память

Перед выбором оперативной памяти для компьютера нужно чётко понимать что это такое вообще.

Оперативная память в компьютере это один из компонентов, наряду с центральным процессором и SSD-диском, который отвечает за быстродействие системы.

Официальное определение звучит примерно так: ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) — это энергозависимая часть компьютерной системы, в которой временно хранятся входные, выходные и промежуточные данные программ и операционной системы.

Но я, как всегда, попытаюсь донести Вам это определение простым языком…

Процессор — это мозг компьютера, который обрабатывает всю информацию. Жёсткий диск (или SSD-диск ) хранит в себе все данные (программы, фотки, фильмы, музыку…). Оперативная память — это промежуточное звено между ними. В неё «подтягиваются» данные, которые нужно обработать процессору.

Зачем «подтягиваются» ? Почему сразу не брать их с жёсткого диска? Дело в том, что оперативка работает во много раз быстрее, чем даже SSD-диск.


Какие данные могут скоро понадобиться процессору определяет сама операционная система, автоматически. Она очень умная, чтоб о ней не говорили.

Типы ОЗУ

Когда по земле ещё ходили мамонты оперативка делилась на SIMM и DIMM — сразу забудьте об этих типах ОЗУ, их уже давно не выпускают и не используют.

Потом изобрели DDR (2001 год). Ещё встречаются компьютеры с таким типом памяти. Главное отличие от DDR2 и DDR3 — количество контактов на плате памяти DDR, их всего 184 штуки. Такой тип ОЗУ работает гораздо медленнее своих современных собратьев (DDR2 и DDR3).

В DDR2 (2003 год) большее число контактов (240 штук), благодаря этому расширилось количество потоков данных и заметно ускорилась передача информации к процессору. Максимальная частота DDR2 составляет 1066 МГц.

DDR3 (2007 год) — это самый распространённый тип оперативной памяти в современных компьютерах. Тут оставили количество контактов в покое (240 штук), но сделали их электрически несовместимыми. Максимальная частота DDR3 – 2400 МГц. Ещё этот тип памяти отличается меньшим энергопотреблением и большей пропускной способностью.

DDR3 получилась быстрее DDR2 на 15-20 %.

Планки DDR2 и DDR3 имеют разное расположение «ключа» , они не взаимозаменяемы…

Форм-фактор планок оперативки

Планки оперативной памяти для ноутбуков (SODIMM) и стационарных компьютеров (SDRAM) разные по размеру и внешнему виду. Для ноутов они выглядят так…

…а для стационарных домашних компьютеров, примерно так…

На этом их отличия (в основном) и заканчиваются. Характеристики, которые нужно знать для выбора оперативной памяти, у этих двух видов абсолютно одинаковы.

Объём оперативной памяти

В прошлом веке объём оперативной памяти измерялся в килобайтах и мегабайтах (даже смешно вспоминать). Сегодня — в гигабайтах.

Этот параметр определяет сколько временной информации влезет в чип оперативки. Тут всё относительно просто. Сама Windows при своей работе потребляет около 1 Гб памяти, поэтому её должно быть больше в компьютере.

2 Гб — может хватить для бюджетного компьютера (фильмы, фотки, Интернет)

4 Гб — подойдёт для более требовательных программ, игр на средних и максимальных настройках качества

8 Гб — «потянут» тяжелые игры на максимальных настройках качества или очень требовательные к памяти программы *DANCE*

16 Гб — будут «летать» самые новые современные и тяжёлые игры, а также специальные профессиональные программы-монстры

32 Гб — Вам некуда девать деньги? Перешлите их мне.

Очень важно учитывать, что обычные 32-битные операционные системы Windows «не видят» памяти более 3 Гб и соответственно не используют её. Если Вы купите более 3 Гб оперативки — ОБЯЗАТЕЛЬНО устанавливайте 64-битную систему.

Частота оперативной памяти

Неопытные пользователи часто при выборе оперативки ограничиваются её объёмом, но частота памяти не менее важна. Она определяет с какой скоростью будет осуществляться обмен данными с процессором.

Современные обычные процессоры работают на частоте 1600 МГц. Соответственно и память желательно покупать с такой частотой, не выше (можно 1866 МГц). Отличие 1333 МГц от 1600 МГц практически незаметны «на глаз» .

Что касается планок памяти с частотой 2133 МГц и выше — они сами стоят диких денег, для их полноценной работы нужны специальные материнские платы, которые стоят дикие деньги, а самое главное, что нужен процессор с разблокированным множителем (поддерживающий разгон), который стоит…

При этом всё это безобразие будет сильно греться (нужна мощная охлаждающая система (желательно водяная), которая стоит…) и потреблять много энергии. Это выбор сумасшедших геймеров.

Кстати, прирост производительности компьютера при таком разгоне будет составлять всего от 10 до 30%, а денег потратите в три раза больше. Оно Вам надо?

Тайминг оперативной памяти

«Страшный» параметр оперативной памяти о котором мало кто знает и который редко учитывают при выборе памяти, а вот и зря.

Латентность (тайминг) — это временная задержка сигнала. Измеряется она в тактах. Тайминги могут принимать значения от 2 до 13. От них зависит пропускная способность участка «процессор-память» и, как следствие, быстродействие системы, правда совсем чуть-чуть.

Чем ниже значение тайминга, тем быстрее работает оперативная память. Например я приобрёл память со значениями таймингов 9-9-9-24, но есть и шустрее, конечно.

Тайминги оперативной памяти можно корректировать в БИОС при разгоне системы (не рекомендуется это делать неопытным пользователям).

И в завершении статьи, как и обещал в начале, расскажу…

Как правильно устанавливать оперативную память в компьютер

Перед процедурой надо обязательно выключить компьютер и отсоединить шнур питания от системного блока.

Никаких настроек, после установки памяти, производить в системе не нужно. Система сама её опознает и начнёт использовать.

Легче всего память устанавливать в ноутбук (бывает труднее открыть заднюю крышку). В ноутах оперативка находится в горизонтальном положении, лежит.

Просто приподнимаем и вытягиваем её из пазов, вставляем новую до упора. Замок на планке (прорезь) не даст Вам ошибиться при установке…

В стационарных компьютерах этот процесс «капельку» сложнее. Память стоит вертикально к материнской плате и зажата защёлками.

Для изъятия планки достаточно развести эти защёлки в стороны и она сама «выпрыгнет» из слота. Установка тоже займёт у Вас 2 секунды — поднесите планку к слоту, согласуйте замок (прорезь) на планке с перемычкой в слоте и вставьте до упора (услышите щелчок — это защёлки зажмут планку).

Очень важно не перепутать щелчок зажимов с хрустом проломленной материнской платы.

Двухканальный режим памяти

(англ.) мы прошлись по базовым понятиям и характеристикам оперативной памяти. В этой статье мы хотим затронуть темы, которые часто вызывают споры, и попробуем разобраться в следующих мифах и утверждениях:

  1. Вся память DDR3 одинаковая
  2. Нужно просто добавить больше ОЗУ
  3. Существует всего несколько производителей DIMM
  4. Поддержка DDR-3200 означает, что можно использовать любую ОЗУ
  5. При установке разных модулей ОЗУ работает на скорости (таймингах) самого медленного DIMM
  6. Дешевле купить два набора DIMM, чем один большой и дорогой набор
  7. ОЗУ работает быстрее, когда заняты все слоты
  8. ОЗУ быстрее 1600 МТ/с не дает прироста производительности
  9. Объема 8 Гбайт хватит на следующие десять лет
  10. Вы никогда не сможете задействовать 16 Гбайт памяти
  11. Я не использую всю доступную память, поэтому дополнительная память не даст ускорения
  12. 64-разрядная ОС позволяет использовать любой объем ОЗУ
  13. ОЗУ с напряжением 1,65 В может повредить процессоры Intel
  14. Двухканальный режим удваивает скорость передачи данных, то есть ОЗУ работает в два раза быстрее

Мифы об оперативной памяти | Вся память DDR3 одинаковая

Одна эта тема заслуживает отдельной статьи, но мы постараемся обсудить ее вкратце и обозначим несколько тезисов.

  1. Вспомним линейку ОЗУ Kingston Fury, которая не оснащается профилем XMP и вместо этого используют технологию plug and play. Модули имеют разумную цену, выглядят красиво, оснащаются разноцветными радиаторами и нацелены на пользователей старых систем, которые хотели бы обновить ОЗУ. Но поскольку эта память базируется на PnP, она будут работать только с некоторыми чипсетами: H67, P67, Z68, Z77, Z87 и H61 от Intel, наряду с AMD A75, A87, A88, A89, A78 и E35. Также сюда можно добавить Z87 и Z97. Список чипсетов взят с сайта компании.
  2. Также отличаются сами чипы:
  • Большая часть производимой сегодня ОЗУ использует чипы памяти высокой плотности 4 Гбит, а в старой DDR3 устанавливаются чипы меньшей плотности по 2 Гбит. Старые контроллеры памяти могут работать только с чипами с низкой плотностью. Один из наших редакторов недавно обнаружил, что ни одна из материнских плат на логике P55 не хотела работать с его модулями объемом 8 Гбайт. А если установить память с разными характеристиками, то модуль может не определиться или потерять стабильность.
  • Чипы памяти производят много компаний, которые придерживаются собственных спецификаций. Каждая линейка чипов тестируется или подвергается биннингу, и в соответствии с качеством чипа маркируется и выделяется в различные серии.
  • Большинство материнских плат для энтузиастов спроектированы с учетом поддержки не буферизованной памяти без использования кода коррекции ошибок (ECC). ЕСС, как правило, применяется в серверах и профессиональных рабочих станциях, где целостность данных имеет решающее значение, а буферизованные (регистровые) модули DIMM используются исключительно в серверах, требующих ультравысокой емкости памяти. Совмещение технологий в платформам high-end класса позволяет некоторым энтузиастам использовать ECC на своих материнских платах.
  • Также существует ОЗУ со слишком высокой скоростью передачи данных для вашего процессора, но будучи установленной в систему может работать с меньшей скоростью на базовых настройках.
  • Обычно мы рекомендуем сверяться с данными производителей ОЗУ, которые тратят немало времени на тестировании памяти на различных системных платах. Производители материнских плат также предоставляют списки аттестованных поставщиков (QVL) ОЗУ, продукцию которых они проверили на конкретной плате. Но обычно в этих списках указывается небольшое число производителей, чья память была в лаборатории. Потому лучше сверяться с перечнем изготовителя памяти. можно найти множество полезных советов и рекомендаций по модулям ОЗУ для отельных платформ и матплат, а также информацию об их скорости и совместимости с различными процессорами.

    Мифы об оперативной памяти | Нужно просто добавить больше ОЗУ

    JEDEC – это ассоциация производителей электронных устройств и разработчиков, которые устанавливают отраслевые стандарты для повсеместной адаптации среди своих членов. Поскольку некоторые производители ОЗУ превысили установленный JEDEC максимум DDR3-1600 CAS 11 (а позже CAS 9) и предлагают более жесткие тайминги и более высокие скорости передачи данных, смешивание разных модулей ОЗУ оказалось не такой простой задачей, как изначально предполагалось.

    Проще говоря, смешивание модулей ОЗУ из различных наборов не дает гарантии стабильной работы, даже если у вас есть два одинаковых набора одной модельной линейки. Хотим добавить, что модули DIMM, которые плохо работают вместе, часто, но не всегда, можно заставить работать с помощью регулировки напряжения и/или таймингов. Для статьи "Память DDR3: как повысить производительность системы?" две компании вместо единых наборов ОЗУ объемом 32 Гбайт со скоростью 2400 MT/с прислали нам пару одинаковых наборов модулей в конфигурации 2 х 8 Гбайт. Изначально они не заработали вместе, но с помощью незначительных корректировок мы добились положительного результата.

    В чем проблема? Ведь модули имеют одинаковые частоты, тайминги и напряжение.

    DRAM в основном состоит из чипов памяти, припаянных к печатной плате. В процессе производства ОЗУ определенной модели производитель может израсходовать некоторую партию печатных плат, и затем перейти на новые PCB из другой производственной партии, что в результате, может отразиться на ряде характеристик.

    То же самое может произойти с припоем. Производитель может начать использовать другой тип, который имеет слегка измененный проводящий свойств.

    Также сами кристаллы могут быть разными. В процессе производства чипы проходят биннинг, то есть сортировку в соответствии с их качеством.

    Давайте рассмотрим эту концепцию с теоретической точки зрения. В одной производственной партии может быть, скажем, 1000 чипов памяти, которые разделены или прошли биннинг. 200 чипов производитель может классифицировать как чипы начального уровня, 350 чуть получше, 300 чипов еще лучше и 150 первоклассных чипов. Затем они продают эти чипы разным производителям модулей памяти.

    Если купить модули памяти DDR3-1866 от нескольких компаний, то, скорее всего, вы получите разные PCB, припой с различными проводящими свойствами и, вполне возможно, чипы разного уровня от разных производителей.

    Сами чипы памяти выпускают несколько разных компаний, что только усугубляет проблему совместимости. Наверное, вы уже понимаете, почему смешивание разных модулей ОЗУ часто вызывает проблемы.

    Также мы заметили, что большинство новых линеек ОЗУ используют чипы плотностью 4 Гбит, тогда как старые линейки - 2 Гбит.

    Мифы об оперативной памяти | Существует всего несколько производителей DIMM

    Это одновременно миф и заблуждение. Есть несколько компаний-производителей чипов памяти и множество производителей модулей ОЗУ. Есть модули ОЗУ, сделанные одной или несколькими компаниями для других фирм. Например, ОЗУ AMD Radeon производят Patriot и VisionTek.

    Мифы об оперативной памяти | Поддержка DDR-3200 означает, что можно использовать любую ОЗУ

    Чтобы использовать дорогую память стандарта 3200 МТ/с вам нужен процессор, который сумеет справиться с такой высокой скоростью передачи данных. В противном случае память будет работать только в режимах 1333, 1600 или 1866.

    Во времена процессоров Intel LGA 775 разгон ЦП и ОЗУ выполнялся, в первую очередь, за счет FSB (системной шины). Допустим, у вас есть процессор Q6600 и ваша материнская плата поддерживает FSB 1066 МГц. В этом случае процессор будет работать на родной частоте 2,4 ГГц, а память на скорости 1066 МТ/с. Если вы хотите разогнать процессор с помощью повышения частоты FSB до 1333, то он будет работать на частоте 3 ГГц, а память в режиме 1333 MT/с. Другими словами, скорость памяти ограничивалась пределом частоты FSB. Контроллер памяти находился в чипсете, чаще в северном мосту материнской платы, и также работал на частоте FSB.

    Сегодня контроллер памяти переехал в ЦП. Так что основным задающим фактором работы памяти на рекламируемых частотах является ЦП. Процессоры на базе архитектуры Haswell рассчитаны на память DDR3-1600, а чипы среднего и верхнего уровня, не принадлежащие к серии K, как правило, могут достаточно стабильно работать с памятью до 1866 - 2133 МТ/с. Процессоры серии K можно разгонять, и их контроллеры поддерживают модули с повышенной скоростью передачи данных, ориентированные на энтузиастов.

    Текущая линейка процессоров FX от AMD поддерживает "до 1866 МТ/с на один канал DIMM". Тем не менее, вы можете столкнуться с проблемами при запуске памяти в режиме 1866 на процессорах начального, а иногда и среднего уровня. Отчасти это связано с тем, что контроллер памяти процессоров FX оптимизирован для DDR3-1333 (в соответствии с BIOS и Kernel Programming Guide). Как и любой другой процессор, чипы FX можно разогнать для работы со скоростями даже выше DDR3-1866, но это будет негативно сказываться на стабильности.

    Мифы об оперативной памяти | При установке разных модулей ОЗУ работает на скорости (таймингах) самого медленного DIMM

    Предположим, у вас есть модуль DDR3-1600 CAS 9 и вы добавляете еще один модуль, но уже 1866 CAS 9. Это может привести к тому, что ОЗУ будет работать на настройках, заданных материнской платой по умолчанию, то есть 1333 CAS 9 или 10 (многие материнские платы AMD использует по умолчанию 1066). Либо оба модуля будут работать в режиме 1600 CAS 9 (10 или даже 11), если перед установкой модуля DDR3-1866 были включены технологии DOCP, EOCP, XMP или AMP.

    Но вы также можете установить параметры вручную. Как правило, в таких сценариях мы бы попробовали режим 1866 при 10-10-10-27, увеличив немного напряжение, примерно + 0,005 В. В зависимости от результатов можно подстроить напряжение контроллера памяти.

    Мифы об оперативной памяти | Дешевле купить два набора DIMM, чем один большой и дорогой набор

    Даже если купить два одинаковых набора, нет никакой гарантии, что они будут работать вместе. Модули ОЗУ, которые продаются в одном наборе, были протестированы на совместимость. Производители не гарантируют работоспособность смешанных наборов, даже если в них используются одинаковые модели модулей памяти.

    Покупатели часто делают так с высокоскоростными модулями и в настройке полагаются на XMP. При включении XMP материнская плата может прочитать профиль двух планок ОЗУ и выставить второстепенные тайминги соответствующим образом, но тайминги tRFC для работы двух модулей могут иметь значение 226, в то время для связки из четырех модулей потребуется значение 314. Эту проблему трудно обнаружить, поскольку пользователи редко заходят в настройки вторичных таймингов.

    Мифы об оперативной памяти | ОЗУ работает быстрее, когда заняты все слоты

    Две планки ОЗУ дают меньшую нагрузку на контроллер памяти, чем четыре. Требуется меньше электроэнергии, контроллеру памяти нужно меньшее напряжение для стабильной работы, и ОЗУ, обычно, работает чуть-чуть быстрее, хотя это не заметно. То же самое касается трех- и четырехканальных системных плат. Пользователи часто заблуждаются, считая, что четыре модуля DIMM (часто продаются как четырехканальные наборы) всегда работают в четырехканальном режиме, хотя двухканальные материнские платы в принципе не могут так работать.

    Мифы об оперативной памяти | ОЗУ быстрее 1600 МТ/с не дает прироста производительности

    Верность этого утверждения зависит от нескольких факторов. Для процессоров со встроенным графическим ядром или APU это совершенно неверно, поскольку видеоядро использует системную память, и чем она быстрее – тем лучше!

    Большинство тестов ОЗУ измеряют скорость чтения, записи и копирования. Многие игровые тесты при смене ОЗУ 1600 на 2133 демонстрируют прирост частоты кадров от 3 до 5 FPS. Это связано с тем, что в большинстве игр ОЗУ в основном используется в качестве канала для передачи информации в GPU, а также как буфер для часто используемых данных. Факт остается фактом, оперативная память может немного повысить FPS. Поскольку разница в цене между памятью 1600 и 2133 не всегда большая, иногда покупка более быстрой ОЗУ может быть оправдана.

    Кроме того архиватор WinRAR берет данные из ОЗУ и сжимает их в ОЗУ перед записью на диск. При смене памяти DDR3-1600 на 2400 прирост скорости в тестах, использующих WinRAR, может достигать 25 процентов. Есть много других приложений, интенсивно использующих память: редактирование видео, работа с изображениями, CAD и так далее. Даже небольшое преимущество в скорости поможет сэкономить время, если вы работаете в таких приложениях.

    Если вы используете ПК в офисном однозадачном режиме, например, делаете заметки, затем просматриваете веб-страницы, после просматриваете видео, то более быстрая ОЗУ вам точно не нужна. Если вы предпочитаете работать в многозадачном режиме, например, у вас одновременно открыта куча вкладок браузера, при этом вы работаете с большими таблицами или смотрите видео в окне, или работаете с изображениями и выполняете проверку на вирусы в фоновом режиме, то более быстрая память может принести определенные выгоды.

    Вы можете проверить это самостоятельно, запустив несколько подобных приложений с памятью 1600 MT/с, а затем с более быстрой ОЗУ. Когда загрузите несколько приложений, запустите бенчмарк, например, SiSoftware Sandra и одновременно выполните архивацию большого файла с помощью WinRAR. Пока выполняются эти задачи, пройдитесь по открытым окнам Windows, затем проверьте результаты Sandra и время выполнения архивации.

    Мифы об оперативной памяти | Объема 8 Гбайт хватит на следующие десять лет

    Если вы действительно не любите многозадачность, то 8 Гбайт будет достаточно. Но это не относится к геймерам и энтузиастам. Пять лет назад было достаточно 2 Гбайт, затем 4 Гбайт и так далее.

    Еще один факт: производители компьютеров часто скупятся на ОЗУ. Например, когда 2 Гбайт казалось достаточно, они устанавливали 1 Гбайт. Сегодня 6 - 8 Гбайт оперативной памяти считается нормой и 16 Гбайт тоже не редкость, поэтому вряд ли уровень 8 Гбайт долго протянет в качестве стандарта. Игры используют все больше ОЗУ. Если вы собираете новую систему и хотите чтобы она не потеряла актуальность за несколько лет, мы рекомендуем 16 Гбайт ОЗУ.

    Мифы об оперативной памяти | Вы никогда не сможете задействовать 16 Гбайт памяти

    Это заблуждение является продолжением предыдущего, но более относится к пользователям приложений, интенсивно использующих оперативную память, а также к тем, кто работает с большими объемами файлов и данных. Чем больше у вас ОЗУ, тем больше данных она может удерживать для мгновенного повторного доступа, вместо обращения к файлу на жестком диске или к сети для повторной загрузки.

    Многие люди задействуют в системе более 20 Гбайт памяти одновременно почти каждый день, и это становится нормой среди участников форума Tom’s Hardware, которые часто обсуждают возможность максимизации производительности своих комплектов ОЗУ на 8 и 16 Гбайт.

    Помните также, что производители проводят множество исследований и контактируют с разработчиками ПО и пользователями. Поэтому в том, что современные системные платы разрабатываются с учетом поддержки ОЗУ объемом 32 Гбайт, 64 Гбайт и 128 Гбайт (и более), безусловно, есть свои причины.

    Мифы об оперативной памяти | Я не использую всю ОЗУ, поэтому дополнительная память не даст ускорения

    В отдельных ситуациях увеличение объема ОЗУ может ускорить выполнение некоторых процессов. Многие программы регулируют количество данных, хранящихся в памяти, в зависимости от величины доступной оперативной памяти, так что больший объем ОЗУ экономит время, вмещая больше часто используемых данных в оперативной памяти (а не на жестком диске). Это может быть особенно полезно, когда вы работаете над проектами с разнообразными изображениями или видео, CAD, GIS, с виртуальными машинами и т.д. Еще одним преимуществом большого объема оперативной памяти является возможность создания RAM-диска для загрузки игр, приложений и других данных. Такой диск имеет свои скрытые недостатки, но многие пользователи в восторге от данной возможности.

    Мифы об оперативной памяти | 64-разрядная ОС позволяет использовать любой объем ОЗУ

    Многие люди полагают, что с 64-разрядной операционной системой можно использовать бесконечный объем ОЗУ, но это не так. В качестве примера приведем ограничения по объему оперативной памяти в Windows 7:

    Ограничения ОЗУ в Windows 7
    x86 (32-бит) x64 (64-бит)
    Windows 7 Ultimate 4 Гбайт 192 Гбайт
    Windows 7 Enterprise 4 Гбайт 192 Гбайт
    Windows 7 Professional 4 Гбайт 192 Гбайт
    Windows 7 Home Premium 4 Гбайт 16 Гбайт
    Windows 7 Home Basic 4 Гбайт 8 Гбайт
    Windows 7 Starter 2 Гбайт не существует

    И в Windows 8:

    Ограничения ОЗУ в Windows 8
    x86 (32-бит) x64 (64-бит)
    Windows 8 Enterprise 4 Гбайт 512 Гбайт
    Windows 8 Professional 4 Гбайт 512 Гбайт
    Windows 8 4 Гбайт 128 Гбайт

    Мифы об оперативной памяти | Память с напряжением 1,65 В может повредить процессоры Intel

    Для своих процессоров Intel рекомендует память с напряжением 1,50 В и определенной скоростью передачи данных. Для Haswell – это DDR3-1600. Однако смущает тот факт, что Intel также сертифицирует ОЗУ (даже DDR3-1600), которая работает при напряжении 1,60 и 1,65 вольт. Имейте в виду, что напряжение 1,60 - 1,65 В считается нормой для ОЗУ стандарта DDR3-2133 и выше.

    Большинство памяти с более низкой скоростью передачи данных (например, DDR3-1333 и 1600) используют напряжение 1,50 В или меньше. Мы рекомендуем воздержаться от покупки оперативной памяти с такими скоростями, если ее напряжение составляет 1,65 В, поскольку это может означать, что производитель использовал самые дешевые и некачественные чипы памяти. Зачем ОЗУ с хорошими чипами вообще нужно напряжение 1,60 -1,65 В? Чтобы еще больше уберечь себя от проблем в будущем, мы бы рекомендовали не покупать память DDR3- 1866, напряжение которой превышает 1,50 В, если только она не имеет заниженные тайминги (CL7 или CL8).

    Мифы об оперативной памяти | Двухканальный режим удваивает скорость передачи данных, то есть ОЗУ работает в два раза быстрее

    Это еще одно заблуждение. Когда вы устанавливаете две планки в двухканальном режиме, контроллер памяти не воспринимает ОЗУ как два отдельных 64-битных устройства, а как одно 128-битное устройство. Теоретически, это должно удвоить пропускную способность, но на практике прирост скорости составляет 20-50 процентов на процессорах Intel и чуть меньше на чипах AMD.

    Данная статья написана с участием многих членов форума, но их слишком много, чтобы перечислить всех. Мы также хотели бы поблагодарить замечательных сотрудников таких компаний как Corsair, G.Skill и Team Group, чьи знания и опыт в данной области нам очень помогли.

    Как всегда, комментарии и конструктивная критика к статье приветствуются.

    Всем хочется, чтобы компьютер или ноутбук летал, не зависал и не притормаживал. Бюджетный вариант достижения этой цели – оптимизация системы. Это не всегда эффективно. А практичный способ добиться скорости – это купить планки оперативной памяти (ОЗУ).

    Видов ОЗУ много. Отсюда возникает затруднение в выборе. В этой статье я расскажу, как правильно подобрать и купить планки оперативной памяти своего компьютера или ноутбука.

    Критерии выбора оперативки в ноутбук отличаются от критериев для стационарного компьютера только физическим размером. В ноутбуке модули ОЗУ поменьше, покороче. Так что в целом методика выбора одинаковая.

    Кстати, в современных системных блоках тоже могут быть оперативные модули, такие же, как обычно бывают в ноутбуках. Это делается с целью экономии пространства.

    Если вы решаете, какие купить планки оперативной памяти, то самым разумным и правильным способом будет обратиться к сайту разработчика вашей материнской платы. Именно там будет подробный и правдивый список всех рекомендуемых модулей ОЗУ, которые вам подойдут. Но там всё будет, скорее всего, не на русском языке, и всё равно, не все моменты окажутся понятными. Поэтому рассмотрим, по каким параметрам отличаются модели оперативной памяти.

    Интерфейс оперативной памяти

    Оперативные памяти отличаются по своим интерфейсам – количество контактов и месту расположения паза, выреза. Существует несколько видов интерфейсов ОЗУ. Какие именно вам купить планки оперативной памяти, подскажет сайт разработчика материнской платы, маркировка на старой оперативке (если таковая имеется, если вы решили поапгрейтить комп), либо специальный софт.

    DDR, DDR2, DDR3 — это виды интерфейсов ОЗУ. Существует ещё несколько малораспространённых. Все они отличаются друг от друга физически, соответственно, купив неправильную ОЗУ, вы не сможете её вставить в свою материнскую плату. Также есть отличия и электрические, поэтому даже не пытайтесь впихнуть.

    Пожалуй, это самый главный параметр, который следует узнать перед тем, как купить планки оперативной памяти.

    Форм-фактор оперативной памяти

    Это как раз то, что отличает оперативную память стационарного компьютера от переносного ноутбука. И увидев свою оперативку один раз, вы точно узнаете, какого она формат-фактора.

    Есть два вида — DIMM и SO-DIMM. SO-DIMM покороче, соответственно, для ноутбуков. DIMM – для системных блоков.

    Частота оперативной памяти

    Частота должна поддерживаться материнской платой и процессором (опять же, лучший вариант это узнать – посмотреть на сайте производителя или на маркировке старой ОЗУ). Частота указываться после интерфейса. Например, DDR3-1333, где 1 333 – это частота в мегагерцах.

    Частота оперативной памяти определяет скорость передачи данных, то есть её быстродействие. Но значительно быстрее работать компьютер от этого не станет. Выбирать оперативную память с правильной частотой необходимо. Не стоит гнаться за более высокой частотой, если материнская плата и процессор её не поддерживают.

    Если в материнскую плату, которая поддерживает большую частоту, подключить оперативную память с меньшей частотой, то материнская плата будет работать, не используя полностью свой ресурс. Если в материнскую плату, которая поддерживает маленькую частоту подключить оперативную память с большей частотой, то оперативная память не покажет полностью свой ресурс. Кроме того, в обоих случаях велика вероятность возникновения разных ошибок в работе ОЗУ.

    Поэтому крайне важно определить частоту, на которой может работать ваша материнская плата и процессор и купить планки оперативной памяти соответственно ей.

    Помните, что если у вас несколько модулей оперативной памяти в компьютере, и они на разной частоте, оба модуля будут работать на той частоте, которая самая низкая.

    Объём оперативной памяти

    Это объёмы, которые увеличивают производительность компьютера. Чем больше, тем лучше. Времена, когда объём оперативной памяти измерялся мегабайтами, давно прошли, и поэтому теперь они в гигабайтах.

    Объём ОЗУ тоже указывается на корпусе в маркировке обычно перед интерфейсом 4GB DDR3 – значит 4 гигабайта мозгов.


    Тайминг оперативной памяти

    Тайминг – это очередная мутная вещь, которая вам встретится при выборе оперативно памяти. И я не буду на ней сильно заморачиваться, поэтому скажу только три вещи.

    Первое – чем меньше тайминг, тем лучше, тем быстрее будет работать.

    Второе – все оперативные памяти в компьютере должны быть с одинаковым таймингом.

    Третье – тайминг на корпусе ОЗУ маркируется CL. Например, CL 9-9-9-24.