Как пользоваться программой sound forge pro 10.0. Музыкальный редактор Sound Forge. Рабочее поле программы Sound Forge


Беглое знакомство с программой Sound Forge

Поскольку Sound Forge является очень мощным приложением, вы можете его использовать для решения различных задач. В число таких задач входят редактирование и мастеринг звука, разработка звуковых эффектов и сэмплерных петель, подготовка компакт-дисков, создание аудиофайлов для Интернета и даже завершающий этап создания фильмов и видеоклипов. Программа Sound Forge имеет несколько функций для выполнения этих и многих других задач. В сочетании с вашим любимым программным секвенсором Sound Forge позволяет создавать такие же записи, какие создаются в профессиональных студиях. Используя Sound Forge, вы обнаружите в его инструментах исключительную гибкость и функциональность.

Аудиофайлы

Поскольку программа Sound Forge является приложением для редактирования звука, у нее нет собственного формата для хранения данных, поскольку звуковые данные можно хранить в различных форматах. Двумя наиболее популярными форматами являются WAV (на платформе Windows) и AIFF (на платформе Macintosh). Эти форматы так популярны, что стали стандартными, однако существуют и другие форматы файлов, имеющие свои недостатки и преимущества по сравнению с WAV и AIFF. В число таких форматов входят МРЗ, Window Media и RealAudio. Программа Sound Forge может открывать и сохранять файлы более чем тринадцати различных форматов, это не считая форматов АСМ. О форматах файлов мы поговорим в главе 4.

Рабочее пространство

Для работы с аудиофайлами в программе Sound Forge имеется рабочее пространство (Workspace). Это главная часть интерфейса программы, в которой находится окно данных (о котором мы сейчас поговорим) для каждого из открытых аудиофайлов. В программе Sound Forge можно иметь одновременно несколько открытых аудиофайлов (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Рабочее пространство является тем местом, где вы будете работать с аудиофайлами в программе Sound Forge:

В рабочем пространстве также находятся индикаторы воспроизведения, на которых вы увидите выходной уровень проигрываемых аудиоданньгх. Вы можете сохранить расположение элементов рабочего пространства в специальные файлы рабочего пространства и в последующем загрузить их, что является быстрым и простым способом настройки Sound Forge для каждого из ваших проектов. О рабочем пространстве мы поговорим в главе 3.

Окно данных

Когда вы открываете аудиофайл в Sound Forge, его данные выводятся в окне данных (Data Window). Если открыто сразу несколько файлов, для каждого из них имеется свое окно данных. Когда вы работаете с аудиофайлом, вы можете видеть изображение звуковых волн, представляющее данные из этого файла, как видно на рис. 2.4.

Окно данных позволяет вам не только видеть данные аудиофайла, но и редактировать и обрабатывать их. Кроме того, вы можете добавлять эффекты. На протяжении всей книги, мы будем рассказывать вам об окне данных и работе с ним.

Рис. 2.4. Каждый аудиофайл, открытый в Sound Forge, выводится в своем окне данных:

Меню

Почти ко всем функциям редактирования, обработки и добавления эффектов можно получить доступ через меню. Чаще всего вам придется пользоваться меню Special, Process, Effects и Tools (рис. 2.5).

Рис. 2.5. Большая часть функций Sound Forge доступна через меню:

Каждое меню содержит свою группу функций. Меню Special содержит большую часть функций навигации, записи и воспроизведения. Меню Process содержит функции обработки звука, например эквалайзер и управление амплитудой. В меню Effects, как очевидно из названия, находятся различные эффекты. Наконец, меню Tools предоставляет дополнительные возможности, которые нельзя отнести к вышеперечисленным категориям, например спектральный анализ (Spectrum Analysis). О возможностях обработки звука мы поговорим в главах 8, 9 и 10.

Диалоговое окно Record

Кроме открытия и сохранения существующих звуковых файлов, вы может также использовать программу Sound Forge для создания и записи новых файлов. Для записи звука предназначено диалоговое окно Record (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Вы можете записывать новые аудиофайлы в Sound Forge с помощью диалогового окна Record:

Программа Sound Forge позволяет записывать звук с разрядностью до 64 и множеством частот сэмплирования от 8 Гц до 192 кГц. Диалоговое окно Record имеет свой набор индикаторов уровня входного сигнала и даже обеспечивает синхронизацию MTC/SMPTE. О записи звука с помощью программы Sound Forge мы будем говорить в главе 6.

Спектральный анализ

Различия между программами Sound Forge и Sound Forge XP Studio

Не каждому нужна вся мощь такого профессионального приложения для редактирования цифрового звука, как Sound Forge. Обычным пользователям, а тем более новичкам, для которых музыка - только хобби, достаточно будет другого продукта из того же семейства: Sound Forge XP Studio. По существу, Sound Forge XP Studio представляет собой просто урезанную версию программы Sound Forge. Она обладает той же основной функциональностью, но в ней отсутствуют некоторые продвинутые возможности.

Программа Sound Forge XP Studio предназначена для тех пользователей, которым редактирование звука необходимо на любительском или полупрофессиональном уровне. Основные возможности редактирования и обработки звука в ней достаточно мощные, но отсутствуют такие функции, как поддержка подключаемых модулей DirectX и предварительный просмотр обработки. Количество функций обработки в ней ограничено, например имеется только восемь эффектов (против семнадцати в Sound Forge) и есть только графическая эквализация (в отличие от графической, параметрической и параграфической в Sound Forge).

Здесь мы только коснулись некоторых функций Sound Forge XP Studio в сравнении с Sound Forge. Для подробного сравнения компания Sonic Foundry выпустила полный список функций, имеющихся в каждом из этих продуктов. Вы можете найти его на Web-сервере компании Sonic Foundry http://www.sonicfoundry.com .

Одной из мощнейших функций, имеющихся в Sound Forge, является спектральный анализ (Spectrum Analysis). Хотя функция спектрального анализа может показаться сложной, на самом деле использовать ее несложно. Имеет смысл потратить некоторое время на то, чтобы понять, как она работает. Коротко говоря, функция спектрального анализа позволяет вам исследовать ваши аудиоданные с помощью специальных диаграмм, которые выводят амплитуду и частоты, обнаруженные в данных. Это позволяет обрабатывать данные и реально "видеть" эффект обработки. Это весьма мощная функция, так что о ней мы поговорим в главе 10.

Настройка вашей системы для повышения производительности

Компания Sonic Foundry указывает в качестве минимальных требований для работы программы Sound Forge компьютер с процессором Pentium с частотой 90 МГц и по крайней мере 16 Мбайт оперативной памяти. Конечно, у вас должна быть также звуковая карта, которая поддерживается операционной системой Windows. Если ваш компьютер удовлетворяет этим требованиям, все, что вам потребуется - установить программу на компьютер. Если же вы хотите добиться максимальной производительности при работе с Sound Forge, вам нужно произвести некоторую настройку компьютера.

Процессор

Из процессора выжать очень много вам вряд ли удастся, если не заменить его на более новый и быстрый или вообще не купить новый компьютер. Чем новее и быстрее ваш центральный процессор, тем выше будет производительность компьютера и программы Sound Forge. По производительности процессоры идут в следующем порядке: Pentium, Pentium MMX, Pentium Pro, Pentium II, Celeron, Pentium III, Pentium IV (на момент перевода книги). Можно также поставить процессор компании AMD, однако в этом случае есть некоторая вероятность несовместимости компьютера и звуковой карты. Некоторые звуковые карты не работают на таких процессорах, так что обратите на это внимание перед покупкой. Все сводится к тому, что программа Sound Forge обрабатывает звук значительно быстрее, чем самый мощный процессор, поэтому наличие быстрого процессора позволяет уменьшить период ожидания. Кроме того, в случае мощного процессора программа Sound Forge работает более ровно.

Если вы хотите проверить, как используется производительность вашего процессора при выполнении разных задач, в составе операционной системы Windows имеется программа System Monitor (Системный монитор). Чтобы использовать ее, выполните следующие шаги:

1. Если программа System Monitor не установлена, откройте Windows Control Panel (Панель управления). Сделайте двойной щелчок на значке Add/Remove Programs (Установка и удаление программ) и выберите вкладку Windows Setup (Установка Windows) в диалоговом окне Add/Remove Programs Properties (Свойства: Установка и удаление программ). Затем укажите в списке пункт Accessories (Служебные), щелкните на кнопке Details (Состав), выберите в появившемся списке элемент System Monitor (Системный монитор) и щелкните на кнопке ОК для закрытия диалогового окна. После этого операционная система Windows установит программу System Monitor.
2. Откройте System Monitor, щелкнув на кнопке Start (Пуск) и выбрав в меню Programs -> Accessories -> System Tools -> System Monitor

(Программы -> Стандартные -> Служебные -> Системный монитор) . Общий вид программы показан на рис. 2.7.

3. Выберите в меню этой программы Edit -> Add Item (Правка -» Добавить показатель). В появившемся диалоговом окне щелкните на элементе Ядро списка Category (Категория). Затем щелкните на элементе Processor Usage (Использование процессора) в списке Item (Показатель) и нажмите на кнопку ОК.
4. В зависимости от текущих установок, вы увидите линейную диаграмму, гистограмму или числовое представление данных. Другое представление вы можете выбрать в меню View (Вид).

Рис. 2.7. Программа System Monitor позволяет оценить загрузку процессора:

Теперь System Monitor будет непрерывно показывать изменения загрузки процессора.

Оперативная память

Вы, вероятно, уже знаете, что чем больше оперативной памяти установлено на компьютере, тем лучше. Это тем более верно для сложных приложений, каким является Sound Forge. Хотя компания Sonic Foundry и указывает в качестве минимальных требований 16 Мбайт оперативной памяти, лучше иметь по меньшей мере 64 Мбайт. Это позволяет значительно ускорить работу системы. При большем объеме оперативной памяти меньше вероятность того, что операционной системе Windows придется обращаться к виртуальной памяти.

Виртуальная память

Чтобы обмануть компьютер и заставить его думать, что установлено больше памяти, чем есть на самом деле, Windows использует часть жесткого диска в роли виртуальной памяти. Каждый раз при своем запуске Windows создает на жестком диске файл подкачки под названием win386.swp. Этот файл изменяет свой размер в зависимости от того, какие задачи выполняются на компьютере. Когда вы пытаетесь использовать больше памяти, чем установлено на компьютере, Windows сохраняет избыточные данные в файле подкачки. Например, если на компьютере установлено 32 Мбайт оперативной памяти, а вы запустили одновременно четыре различных программы, каждой из которых требуется 16 Мбайт, два из этих приложений, по идее, не могут быть запущены. Однако Windows просто использует виртуальную память для того, чтобы получить 32 Мбайт дополнительной памяти. Поскольку виртуальная память использует для хранения данных жесткий диск, скорость доступа к которому несравнимо ниже, чем к оперативной памяти, работа с файлом подкачки резко замедляет работу компьютера. Вот одна из причин, по которой компьютер с большим объемом оперативной памяти работает быстрее.

Жесткий диск

Скорость вашего жесткого диска является одним из важнейших факторов, влияющих на то, насколько быстро программа Sound Forge будет выполнять задачи редактирования больших звуковых файлов. В отношении производительности интерфейс SCSI лучше, чем IDE, но хороший диск с интерфейсом E-IDE может быть столь же хорош, как и диск SCSI. При выборе диска нужно обратить внимание на несколько параметров. Среднее время поиска (average seek time) должно быть как можно меньше, желательно, 9 мс или меньше. Скорость вращения (rotation speed) должна быть больше, наиболее распространенными скоростями сейчас являются 5400 и 7200 об./мин. Скорость передачи данных большого объема (sustained data transfer speed) тоже должна быть как можно больше, не меньше 5 Мбайт/сек. Другим важным обстоятельством является способ подключения карты контроллера жесткого диска внутри компьютера. Подключение через разъем PCI предпочтительнее, чем через разъем ISA.

Между прочим, с помощью программы System Monitor можно протестировать производительность жесткого диска подобно тому, как вы можете протестировать процессор (см. разд. "Процессор " выше в этой главе).

Не говоря об обновлении жесткого диска, стоит сказать, что есть прием, позволяющий несколько ускорить работу существующего диска. Это установка прямого доступа к памяти (DMA) для контроллера жесткого диска. При этом жесткий диск обращается к памяти компьютера напрямую, без их обработки данных процессором. Если ваш жесткий диск поддерживает прямой доступ к памяти, вы можете активизировать его следующим образом:

1. Откройте Windows Control Panel (Панель управления). Сделайте двойной щелчок на значке System (Система), затем выберите вкладку Device Manager (Устройства) в диалоговом окне System Properties (Свойства: Система).
2. В списке устройств разверните группу Disk Drives (Дисковые накопители) и выберите ваш жесткий диск. Его название может выглядеть как-то подобно "Generic IDE Disk".
3. Щелкните на кнопке Properties (Свойства), затем выберите вкладку Settings (Настройки) в диалоговом окне свойств диска. Диалоговое окно должно выглядеть примерно так, как показано на рис. 2.8.

Рис. 2.8 . В этом диалоговом окне свойств диска показаны настройки жесткого диска:

4. Установите флажок DMA в группе Options (Параметры) и щелкните на кнопке ОК для закрытия диалогового окна.

После перезапуска Windows ваш жесткий диск будет иметь непосредственный доступ к памяти компьютера, что может дать заметное увеличение скорости.

Видеоадаптер

Верите вы или нет, но видеоадаптер может влиять на производительность компьютера. Во-первых, аппаратное ускорение видеокарты может вызвать проблемы с воспроизведением звука. Если у вас видеокарта на шине PCI, a звук иногда прерывается щелчками и другими неожиданными звуками, это может означать, что установлено слишком высокое аппаратное ускорение видеокарты. Попробуйте протащить окно программы по экрану во время воспроизведения цифрового звукового файла. Влияет ли это действие на проигрывание звука? Если да, то для устранения проблемы попробуйте уменьшить или отключить аппаратное ускорение видеокарты. Для этого выполните следующую последовательность действий:

1. Откройте Windows Control Panel (Панель управления). Сделайте двойной щелчок на значке System (Система).
2. В диалоговом окне System Properties (Свойства: Система) выберите вкладку Performance (Быстродействие). Затем щелкните на кнопке Graphics (Графика) в группе Advanced Settings (Дополнительные параметры).
3. В диалоговом окне Advanced Graphics Settings (Дополнительная настройка видеоадаптера) переместите ползунок Hardware acceleration (Аппаратное ускорение) влево для уменьшения или полного отключения аппаратного ускорения видеокарты. Диалоговое окно должно выглядеть примерно так, как показано на рис. 2.9.

Рис. 2.9. Степень аппаратного ускорения видеокарты устанавливается в диалоговом окне Advanced Graphics Settings:

4. Вы можете полностью отключить аппаратное ускорение, а можете и не делать этого. Наилучшее значение можно подобрать экспериментальным путем. После того как вы найдете оптимальное положение ползунка, щелкните на кнопке ОК для закрытия этого диалогового окна.

Новые настройки войдут в силу после перезагрузки Windows. Если у вас видеокарта на новейшей шине AGP, вам не придется беспокоиться о проблемах, связанных с аппаратным ускорением. Такие видеокарты получают доступ к оперативной памяти напрямую, не взаимодействуя с шиной PCI, поэтому обычно не вызывают вышеописанных проблем.

Другими настройками экрана, способными повлиять на производительность системы, являются хранители экрана, разрешение монитора и глубина цвета. При выполнении задач, требующих большой загрузки процессора, лучше отключить хранитель экрана. Даже когда он ничего не выводит на экран, он все равно в фоновом режиме отслеживает активность системы и тем самым дополнительно загружает процессор. Кроме того, некоторые хранители экрана не знают, что делает компьютер в данный момент времени, и активизируются в самой середине процесса записи. Чтобы отключить хранитель экрана, выполните следующие действия:

1. Щелкните правой кнопкой мыши где-нибудь на рабочем столе и выберите из контекстного меню пункт Properties (Свойства).
2. Откройте вкладку Screen Saver (Заставка) диалогового окна Display Properties (Свойства: Экран). Диалоговое окно должно выглядеть примерно так, как показано на рис. 2.10.

Рис. 2.10. В диалоговом окне Display Properties вы можете настроить многие параметры Windows, включая хранители экрана:

3. Выберите элемент (None) (Нет) в раскрывающемся списке в группе Screen Saver (Заставка) и щелкните на кнопке ОК.

Разрешение экрана и глубина цвета влияют на то, насколько точно ваш монитор показывает графику. Большая глубина цвета означает, что выводится больше цветов, а более высокое разрешение приводит к тому, что изображение будет более резким. Но чем выше разрешение и глубина цвета, тем больше работы должен выполнить компьютер. Увеличение значений этих параметров может заметно замедлить работу компьютера, особенно если на нем установлен старый процессор. Лучшим выбором является разрешение 800 х 600 и количество цветов, равное 256. Обычно более высокие значения и не нужны, но вы можете поэкспериментировать, как высокие значения влияют на производительность компьютера. При этом уменьшение глубины цвета дает больше пользы, чем уменьшение разрешения.

Замечание
Хотя программа Sound Forge может работать при любой глубине цвета, она лучше выглядит при 16-битном цвете. Поэтому, если ваш компьютер поддерживает это разрешение, попробуйте установить его.

Рис. 2.11. В диалоговом окне Display Properties вы можете настроить многие параметры Windows, включая разрешение экрана и глубину цвета:

Для того чтобы изменить глубину цвета и разрешение, выполните следующие действия:

1. Щелкните правой кнопкой мыши в любом месте рабочего стола и выберите из контекстного меню пункт Properties (Свойства).
2. Откройте вкладку Settings (Настройки) диалогового окна Display Properties (Свойства: Экран). Диалоговое окно должно выглядеть примерно так, как показано на рис. 2.11.
3. Выберите в раскрывающемся списке в группе Colors (Цветовые палитры) элемент 256 Colors (256 цветов). Затем перетащите ползунок в группе Screen area (Область экрана) влево, пока разрешение не достигнет значения 800 х 600. Затем щелкните на кнопке ОК.

После перезагрузки Windows ваш монитор будет работать с установленным разрешением и глубиной цвета. Привыкание к новым настройкам может занять некоторое время, если до этого вы постоянно работали при более высоких значениях, но это не смертельно. Зато вы заметите, насколько быстрее заработает Windows.

Сетевая карта

Если ваш компьютер подключен к сети, вы можете захотеть использовать для редактирования и записи звука другой компьютер или отключить сетевую карту на время работы с программой Sound Forge. Сетевая активность дает большую нагрузку на процессор и может сильно замедлить работу компьютера. Простейший способ отключить компьютер от сети - просто вытащить сетевой кабель из сетевой карты. Однако еще больше увеличить производительность можно, отключив сетевую карту следующим образом:

1. Откройте Windows Control Panel (Панель управления). Сделайте двойной щелчок на значке System (Система), затем скройте вкладку Device Manager (Устройства) диалогового окна System Properties (Свойства: Система).
2. В списке устройств разверните группу Network adapters (Сетевые платы) и выберите вашу сетевую карту. Ее название обычно отражает название продукта. Оно может выглядеть, например, как "EZ-Link USB Adapter".
3. Щелкните на кнопке Properties (Свойства) для открытия диалогового окна свойств сетевой платы. Диалоговое окно должно выглядеть примерно так, как показано на рис. 2.12.
4. Установите флажок Disable in this hardware profile (Отключено в данной конфигурации) в группе Device usage (Использование устройства) и щелкните на кнопке ОК для закрытия диалогового окна.

Windows отключит сетевую карту без необходимости перезагрузки. Теперь вы можете просто закрыть диалоговое окно System Properties (Свойства: Система).

Рис. 2.12. В этом диалоговом окне свойств сетевой карты показано состояние устройства:

Звуковая карта

Что касается звуковых карт, то мы можем дать только один совет: производительность звуковой карты на шине PCI значительно выше, чем на шине ISA. Новейшие звуковые карты на шине PCI обычно имеют более совершенную звуковую схему, предназначенную для того, чтобы максимально разгрузить центральный процессор от работы по обработке звука. Также будет неплохо, если ваша карта будет поддерживать функции Direct Sound технологии DirectX компании Microsoft. Такой тип карты обеспечивает большую совместимость приложений и иногда большую производительность.

Еще одни важный момент: в том случае, если вы действительно хотите обеспечить наилучшее качество звука, приобретайте аудиоинтерфейс, а не звуковую карту. Разница в том, что аудиоинтерфейс поставляется с внешним корпусом, закрывающим схему и контакты. В результате аудиоинтерфейс не подвержен влиянию шумов, образующихся внутри компьютера. Обычная звуковая карта расположена очень близко к другим компьютерным схемам, дающим различные наводки. Конечно, аудиоинтерфейс стоит значительно дороже, так что решайте сами, нужно ли вам тратить лишние деньги.

Одним из самых распространенных читательских вопросов является следующий: "Звуковую карту какой марки лучше всего покупать?" На рынке есть столько различных звуковых карт, имеющих самые разные возможности, что дать однозначный ответ просто невозможно. Однако мы можем рассказать, на какие возможности следует обратить внимание, чтобы сделать осмысленный выбор.

Мы уже упоминали, что вам нужно искать предназначенную для персональных компьютеров звуковую карту, совместимую с технологией DirectX. Вам также нужно разобраться в типах разъемов, имеющихся в карте. Типичная звуковая карта имеет несколько различных входных и выходных гнезд, включая линейный вход и выход, микрофонный вход и выход на динамики. Линейный вход и выход предназначены для обмена сигналами с кассетным магнитофоном, радиоприемником, электронной клавиатурой и другими стандартными аудиоустройствами. Микрофоны генерируют очень слабый электрических сигнал, поэтому для них требуется отдельный вход, подключенный к внутреннему усилителю на звуковой карте. Динамики тоже требуют отдельного гнезда со встроенным усилителем для того, чтобы выдавать сигнал достаточной мощности. Некоторые карты высокого класса имеют гнезда для цифрового входа и выхода. Такие специальные разъемы позволяют подключать звуковую карту непосредственно к совместимым устройствам, например проигрывателям компакт-дисков и цифровых магнитофонов. Использование этих разъемов дает звук максимально возможного качества, поскольку не требуется преобразования звукового сигнала в аналоговую форму. Кроме того, надо понимать, что разъемы могут иметь разную форму. Дешевые звуковые карты обычно имеют одинаковые гнезда диаметром 1/8 дюйма, используемые для микрофонов на аудиоплеерах. Для обеспечения лучшего качества существуют гнезда диаметром 1/4 дюйма, разъемы RCA и XLR. Разъемы могут быть также сбалансированными или несбалансированными. Сбалансированные разъемы обеспечивают экранирование от радиопомех, в то время как несбалансированные разъемы такой защиты не дают.

Если вы хотите иметь возможность производить запись одновременно от нескольких источников звука, вам потребуется карта с несколькими аудио-разъемами. Большинство звуковых карт среднего класса смешивает все входящие сигналы в один стереосигнал, но карты высокого класса (которые, конечно же, стоят гораздо дороже) позволяют записывать звук от каждого подключенного устройства в отдельный стереоканал. Эта возможность очень полезна для студий звукозаписи, но нужна она не каждому. Вы также можете поискать полнодуплексную звуковую карту. Это означает, что карта может одновременно записывать звук и воспроизводить его, в отличие от полудуплексной карты, которая в каждый момент может выполнять только одну из этих задач.

Каждому хочется получить аудиосигнал высокого качества. В процессе записи частота сэмплирования (о которой мы говорили в главе I) играет ведущую роль в качестве записи. Чем выше частота сэмплирования, тем лучше звук. Частота сэмплирования для записи с качеством компакт-диска равна 44,1 кГц (44 100 сэмплов в секунду) и все имеющиеся в настоящее время в продаже звуковые карты поддерживают ее. Профессиональные карты могут поддерживать частоту сэмплирования 48 кГц и выше. Разрядность карты (которую мы тоже обсуждали в главе Г) также влияет на качество звука. Чем она выше, тем выше качество звука. Стандартом для записи с качеством компакт-диска является 16 бит, он поддерживается всеми звуковыми картами. Некоторые карты (в основном дорогие) поддерживают разрядность до 20, 22 и даже 24 бит.

Другими числовыми характеристиками, на которые вам нужно обратить внимание, являются отношение сигнала к шуму и частотная характеристика. Как и для вышеупомянутых характеристик, чем больше значение, тем лучше. Поскольку все электронные устройства генерируют шум, отношение сигнала к шуму звуковой карты показывает, во сколько раз сигнал сильнее, чем шум, производимый звуковой картой. Чем выше значение, тем тише карта. Хорошее значение отношения сигнала к шуму не ниже 90 дБ. Частотная характеристика представляет собой диапазон чисел, основанный на возможностях человеческого слуха. Частотная характеристика человеческого слуха составляет приблизительно от 20 Гц до 20 кГц. Хорошая звуковая карта должна охватывать по крайней мере этот диапазон, а лучше - более широкий.

Если вы хотите приобрести звуковую карту со встроенным синтезатором MIDI, существует несколько дополнительных возможностей, о которых вам нужно знать. На старых звуковых картах использовались синтезаторы, основанные на методе частотной модуляции (frequency modulation). К сожалению, этот метод недалеко ушел от тех звуков, которые издает стандартный встроенный динамик персонального компьютера. Хоть метод частотной модуляции хорошо работает со звуками органа или колокольчиков, со звуками других инструментов возникают проблемы. На сегодняшний день в звуковых картах используется другая технология, именуемая волновым синтезом (wavetable synthesis). Она позволяет создавать очень реалистичные звуки. Эта технология основана на том, что для воспроизведения звука используются заранее записанные звуки настоящих инструментов. Когда синтезатор получает сообщение MIDI Note On, вместо создания звука "с нуля" (как в случае метода частотной модуляции), он воспроизводит маленькую цифровую запись, в качестве которой может выступать какой угодно звук, от звука рояля до кваканья лягушек. Единственный недостаток волнового синтеза заключается в том, что большое количество сэмплов должно храниться в оперативной памяти или в ПЗУ. Достаточно упомянуть, что чем больше объем оперативной памяти или ПЗУ на звуковой карте, тем лучше.

Также нужно обратить внимание на степень контроля над воспроизведением сэмплов из волновых таблиц, которую дает карта. Все современные звуковые карты поддерживают стандарт General MIDI (GM), представляющий набор из 128 заранее определенных звуков, которые должны быть на любом совместимом с этим стандартом синтезаторе, и расположение в памяти (или номера программ MIDI) данных звуков. Это гарантирует, что если звуковая карта получит команду выполнить программу номер 37, будет воспроизведен звук электрической бас-гитары, а не звук саксофона. Однако, в отличие от профессиональных синтезаторов, GM не поддерживает никакого программирования параметров звука. Вот почему появились форматы GS и XG. Формат GS компании Roland расширяет стандарт GM путем предоставления дополнительных звуков и программного контроля над некоторыми параметрами синтезатора. Формат XG компании Yamaha идет еще дальше. Он требует наличия трех отдельных процессоров для реализации эффектов, предлагает более десятка программируемых параметров синтезатора (например, яркость звука) и более сотни наборов из 128 звуков каждый. Поэтому ищите карту, поддерживающую хотя бы один из форматов GS и XG.

Настройка аппаратного профиля Sound Forge

Конечно, выполнение вышеупомянутых изменений на вашем компьютере каждый раз перед началом работы с программой Sound Forge и возвращение компьютера в прежнее состояние после работы с Sound Forge - занятие малоосмысленное. К счастью, операционная система Windows имеет удобную функцию, именуемую аппаратным профилем (hardware profile). Вы можете рассматривать аппаратный профиль как набор заранее заданных установок. С помощью аппаратных профилей вы можете сохранить несколько различных настроек Windows под одним именем, а в последующем вызывать эти настройки как единый набор. Например, вы можете создать один профиль для обычной работы, другой - для игр, третий - для редактирования и записи звука и т. д. Создание аппаратного профиля не представляет сложностей. Выполните следующие шаги:

1. Откройте Windows Control Panel (Панель управления). Сделайте двойной щелчок на значке System (Система), затем выберите вкладку Hardware Profiles (Профили оборудования) в диалоговом окне System Properties (Свойства: Система). Диалоговое окно должно выглядеть примерно так, как показано на рис. 2.13.
2. Скорее всего, в списке будет присутствовать единственный профиль по умолчанию, который называется "Original Configuration". В этом профиле хранятся текущие настройки системы. Щелкните на этом профиле.
3. Щелкните на кнопке Сору (Копировать) для создания копии исходного профиля "Original Configuration".
4. В диалоговом окне Copy Profile (Копирование профиля) введите в качестве имени нового профиля строку "Sound Forge Configuration". Затем щелкните на кнопке ОК для закрытия диалогового окна.
5. Перезагрузите компьютер. При запуске Windows предложит выбрать аппаратный профиль. Выберите профиль "Sound Forge Configuration".
6. Выполните те операции, которые мы обсуждали в предыдущих подразделах - настройку прямого доступа к памяти, видеоакселератора и т. п.

Рис. 2.13. Вкладка Hardware Profiles диалогового окна System Properties показывает различные конфигурации оборудования:

Теперь при каждом запуске Windows вы сможете выбрать аппаратный профиль, необходимый именно для тех задач, которыми вы собираетесь заниматься в этом сеансе работы с компьютером. Единственная настройка из числа описанных, которая не сохраняется в аппаратном профиле, это экранная заставка. Вам придется менять ее каждый раз вручную. Впрочем, даже автор сам всегда оставляет заставку отключенной. Если нужно уйти от компьютера больше, чем на 15 минут, он просто выключает монитор.

Где получить справку?

Компания Sonic Foundry предлагает несколько способов получения справки в случае возникновения проблем при работе с программой Sound Forge. Двумя наиболее очевидными местами являются руководство пользователя и файл встроенной справки. При первых признаках появления проблем просмотрите имеющуюся информацию об их разрешении. Если вам не удается найти ответ в этих источниках, посетите Web-узел компании Sonic Foundry.

Страница Product Support Web-сервера компании Sonic Foundry (http://wvw.somcfomdiy.com/) содержит массу полезной информации, в том числе список часто задаваемых вопросов и ответов на них и технические документы, в которых изложены подробности по многим вопросам. Сначала посмотрите эти документы. Если и здесь решения проблемы найти не удастся, обратитесь к форуму Sonic Foundry (http://www.sonicfomdry.com/Forums/) , где вы сможете обменяться советами и прочей информацией с другими пользователями программы Sound Forge. Те проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, могли раньше появиться у других пользователей, которые уже знают пути их решения. Кроме того, обратитесь к приложению 4 данной книги.

Наша цель - обеспечить Вам самый быстрый доступ к руководству по эксплуатации устройства . Пользуясь просмотром онлайн Вы можете быстро просмотреть содержание и перейти на страницу, на которой найдете решение своей проблемы с Sony Sound Forge V.10.0 Pro SF-10000 .

Для Вашего удобства

Если просмотр руководства Sony Sound Forge V.10.0 Pro SF-10000 непосредственно на этой странице для Вас неудобен, Вы можете воспользоваться двумя возможными решениями:

  • Полноэкранный просмотр -, Чтобы удобно просматривать инструкцию (без скачивания на компьютер) Вы можете использовать режим полноэкранного просмотра. Чтобы запустить просмотр инструкции Sony Sound Forge V.10.0 Pro SF-10000 на полном экране, используйте кнопку Полный экран .
  • Скачивание на компьютер - Вы можете также скачать инструкцию Sony Sound Forge V.10.0 Pro SF-10000 на свой компьютер и сохранить ее в своем архиве. Если ты все же не хотите занимать место на своем устройстве, Вы всегда можете скачать ее из ManualsBase.

Руководство по эксплуатации Sony Sound Forge V.10.0 Pro SF-10000

Advertisement

Advertisement

Печатная версия

Многие предпочитают читать документы не на экране, а в печатной версии. Опция распечатки инструкции также предусмотрена и Вы можете воспользоваться ею нажав на ссылку, находящуюся выше - Печатать инструкцию . Вам не обязательно печатать всю инструкцию Sony Sound Forge V.10.0 Pro SF-10000 а только некоторые страницы. Берегите бумагу.

Сегодня и в Интернете, и в специализированных печатных СМИ можно найти много материалов, освещающих различные аспекты работы с видео. Вместе с тем зачастую упускают из виду не менее важную тему - редактирования звука. А ведь именно хорошее звуковое сопровождение создает как минимум половину эффекта от просмотра движущейся картинки. Не говоря уже о том, что существует масса вещей, для которых определяющую роль играет именно аудио - например, запись подкастов.

Именно потому, что тема обработки звука как-то менее «на слуху», перед пользователем зачастую встает вопрос, какую программу лучше использовать. Одной из наиболее известных программ в этой области является Sony Sound Forge (ранее известный Sonic Foundry’s Sound Forge). Изучив возможности программы, мы попытаемся понять, подходит ли ее арсенал для большинства пользователей, а также рассмотрим альтернативные варианты. Под наш «микроскоп» попала свежая, десятая, версия программы. Для тех, кто знаком с более ранними выпусками Sound Forge , стоит отметить, что основная логика работы с этим приложением сохранилась, но при этом добавились некоторые улучшения. Однако обо всем по порядку.

Сама всеядность

Сперва стоит сказать несколько слов о том, что может служить исходным материалом для работы с программой. Это могут быть записи в цифровом виде, полученные с диктофона, плеера, жесткого диска ПК и т. д. - приложение поддерживает огромный спектр форматов: как наиболее популярные MP 3, WAV , WMA , Ogg Vorbis и др., так и специализированные типы файлов, созданные в других продуктах Sony для работы со звуком. При желании можно извлечь дорожки из музыкальных компакт-дисков - для этого необходимо воспользоваться пунктом Extract Audio from CD меню File .

Кроме того, вы сможете сами записать звуковую дорожку, подключив микрофон, непосредственно в Sound Forge. Причем модуль записи при всей простоте реализации предоставляет довольно обширные настройки (об этом поговорим чуть позже). Еще одна интересная «фишка» программы - возможность редактирования звуковой дорожки видеоролика. Звуковое сопровождение открывается приложением как обычный аудиофайл.

Внимание, идет запись!

Для записи с микрофона, как мы уже упоминали, в Sound Forge предусмотрен отдельный и достаточно простой в работе модуль. Вызывается он кнопкой Record на панели инструментов программы (см. вставку «Все на виду») либо комбинацией клавиш + . Прямо в открывшемся окне вы увидите кнопки управления записью, а также шкалу интенсивности звуковой волны. При нажатии красной кнопки, запускающей процесс записи, программа автоматически создает новую дорожку для редактирования и помещает в нее записанный материал для редактирования. На выбор пользователю предлагается несколько режимов записи (выпадающий список Mode ): обычный режим по умолчанию (Automatic retake (automatically rewind) ), создание множества вариантов записи, расположенных один за другим и сохраняемых в одном звуковом файле, автоматически разделенном на области (Multiple takes creating Regions ) и без создания отдельных областей для каждого варианта (Multiple takes (no Regions )), запись каждого «куска» в отдельном окне (Create a new window for each take ), а также запись интервалов определенной длины (Punch-In (record a specific length) ). В последнем случае необходимо указать время начала и окончания записи. При этом остальная часть дорожки останется неизменной - это удобно, когда необходимо переписать лишь какой-то определенный кусок материала.

Все что под рукой

Когда запись готова, можно приступить к ее редактированию. В Sound Forge предусмотрено четыре основных инструмента редактирования звуковой дорожки. Edit Tool предназначен для выделения нужных участков записи, Magnify Tool служит для изменения масштаба звуковой волны, Pencil Tool позволяет вручную рисовать звуковую волну (работает лишь при сильном увеличении масштаба), а Event Tool дает возможности перемещать выделенные области. Переключаться между ними можно либо на панели инструментов программы щелчком по соответствующей каждому средству кнопке, либо же прямо в окне редактируемого сэмпла (клавиша D ).

Кроме того, в Sound Forge есть вспомогательные объекты, облегчающие редактирование звуковой дорожки. Так, чтобы отметить какой-либо нужный момент сэмпла, можно добавить на дорожку маркер (Marker ). А выделить определенный участок поможет Область (Region ). Стоит отметить, что выделение куска дорожки между двумя маркерами или в области осуществляется просто двойным щелчком мыши.

Зачистка сэмпла

Одно из преимуществ Sound Forge заключается в том, что многие задачи, касающиеся обработки аудиофайла, автоматизированы, и вам не придется тратить много времени для «ковыряния» дорожки вручную. Например, убрать паузы и участки с тишиной позволит инструмент Auto Trim/Crop (меню Process ). Работает это функция следующим образом. программа обнаруживает часть данных, уровень сигнала которой выше, чем указанный, и расценивает ее как приемлемую. Когда уровень сигнала падает ниже указанного вами, Sound Forge расценивает такую часть как конец нужной секции, или начало фрагмента тишины. Затем программа ищет следующую секцию, имеющую достаточный уровень сигнала, и удаляет все данные между двумя секциями.

Auto Trim/Crop позволяет использовать несколько вариантов для зачистки записи (выпадающий список Function ). Так, Keep edges outside of the selection удаляет фрагменты тишины внутри выделенной области, не затрагивая данные вне этого участка, Remove edges outsde of the selection исключает паузы в границах выделенной области, а также удаляет все данные, находящиеся за ее пределами. Remove Silence between phrases (creates regions ) удаляет фрагменты тишины между фразами (при записи голоса). А Remove data from start and limit file length удаляет тишину в начале звукового файла, а также обрезает конец записи в указанной точке. Кроме того, в выпадающем списке Preset есть несколько предустановленных настроек для наиболее востребованных задач.

Для создания эффекта перетекания одной части записи в другую или плавного затухания можно воспользоваться функцией Fade . Регулировать громкость трека или отдельных его частей можно с помощью инструмента Volume , «выровнять» куски записи разного качества позволяет Normalize . А функция Mute поможет и вовсе отключить звук в ненужных участках записи.

Достаточно важным инструментом является Bit-Depth Converter, изменяющий значение разрядности звукового файла в битах. Перед обработкой записи рекомендуется повышать его разрядность - это не повлечет улучшения качества дорожки, но увеличит ее разрешение, и дальнейшее редактирование и обработка файла не приведут к появлению шумов. Понижение же разрядности файла понизит и его качество, однако в некоторых случаях приходится идти на такой шаг - например, чтобы записать на компакт-диск 24-битный файл, придется снизить его разрядность до 16 бит, поскольку аналоговый компакт-диск может использовать только такую разрядность. Кстати, в таких случаях стоит оставлять копию оригинального файла - на всякий пожарный.

Еще одной интересной функцией является возможность сжатия/растяжки записи по времени без изменения высоты тона. Это полезно, например, при корректировке звуковой дорожки к видеоряду. Сделать это можно с помощью инструмента Time Stretch . Программа предоставляет 19 различных режимов (Mode ), которые предназначены для конкретного типа аудиоданных, которые вы обрабатываете. В окне настройки Time Stretch необходимо установить в нужную позицию на шкале специальный индикатор, показывающий, насколько вытянулась или ужалась дорожка.

Добавь огоньку

Программа Sound Forge оснащена обширным набором эффектов (раздел меню Effects ), которые можно применять как ко всей записи в целом, так и к отдельным ее частям (тут как раз и пригодятся области и маркеры). Наиболее интересные из них: реверберация, создающая набор эффектов эха (Reverb ), эффект трели за счет вибрации высоты тона (Vibrato ), искажение звука для вокала или гитарных партий (Distortion), добавление «космических» или «свистящих» звуков, характерных для психоделической музыки 1960х – 1970х годов (Flange/Wah-Wah), эффекты хорового звучания (Chorus) и акустического колорита (Acoustic Mirror) и т. д. Каждый из них нуждается в самостоятельной настройке, поэтому на первых порах для получения желаемого результата вам наверняка придется использовать метод научного тыка J . Благо, в настройках каждого из эффектов есть функция предварительного просмотра действия, оказываемого эффектом на звуковую дорожку (кнопка Preview ). Кроме того, некоторые пункты настроек являются схожими для большинства эффектов. Например, Dry out - громкость «сухого», не обработанного эффектом сигнала, Wet out - громкость эффекта, Rate - скорость модуляции, Depth - амплитуда (диапазон) модуляции и т. д. Чтобы лучше разобраться в настройках эффектов, стоит обратиться к справке программы или русскоязычному учебнику по Sound Forge (http://wikisound.org/Sound_Forge_(Manual)) .

Что в результате?

Когда обработка звука закончена, получившуюся в результате дорожку можно сохранить на жестком диске в один из множества форматов, поддерживаемых программой, с выбором качества трека (битрейта и частоты дискретизации). Если же планируется дальнейшая обработка трека, есть смысл сохранить его как проект Sound Forge - файл с расширением FRG . Это позволит программе в будущем быстрее загрузить композицию.

Готовый звуковой файл можно также записать на диск. Для этого в разделе меню Tools необходимо выбрать один из вариантов: Burn Track —at —Once Audio CD или Burn Disc —at —Once Audio CD (о различии между этими методами читайте во вставке «Отжигаем по полной»).

И напоследок…

Первый вывод, напрашивающийся после знакомства с Sony Sound Forge , заключается в том, что программа не слишком сложна в освоении - многие вещи интуитивно понятны даже тем пользователям, которые увидели программу впервые, не говоря уже о тех, кто имел дело с предыдущими версиями приложения. Однако для того, чтобы выполнять какие-либо сложные задачи по обработке звука, одной интуиции мало - необходимо будет запастись детальным пособием как самому продукту, так и общими учебниками по работе со звуком. Для простого редактирования музыкальной композиций, например нарезки рингтонов, склеивания двух треков или наведения легкого «марафета» звукового файла все-таки лучше использовать бесплатные звуковые редакторы (см. вставку «Зачем платить больше?»). И не потому, что Sound Forge не умеет этого делать, а по той причине, что приложение ориентировано на тех пользователей, для которых обработка звука - серьезное хобби, а также на людей, занимающихся написанием музыки в коммерческих целях. Да и цена продукта, указанная на сайте производителя (от $375), прозрачно намекает на этот факт.

Скованные одной цепью

Эффекты к звуковым дорожкам в Sound Forge можно применять не только по одному, но и создавать из них последовательность. Для этого в программе присутствует модуль Plug-in Chainer. Для его запуска необходимо нажать на кнопку в окне редактирования сэмпла. Нажав на кнопку Add Plug —Ins to chain , вы получите доступ к менеджеру эффектов и плагинов, из которых можете выбрать нужные. После построения цепочки эффектов каждый из них можно будет настроить отдельно, лишь щелкнув на соответствующую ему кнопку в цепи. Естественно, перед применением эффектов можно будет предварительно оценить, какое воздействие они окажут на запись.

Массовая обработка

Есть в Sound Forge и специальный модуль для автоматизированной обработки множества файлов - Batch Converter. Он позволяет переконвертировать несколько записей из одного формата в другой. Кроме того, этот модуль дает возможность проводить обработку группы файлов плагинами - например, удалить шум из 20 файлов или нормализовать их уровень под заданный параметр. В добавок Batch Converter поддерживает групповое переименование файлов и внесение дополнительной информации (метаданных).

Отжигаем по полной

При прожиге дисков в Sony Sound Forge можно воспользоваться одним из двух режимов: Track —at —once (TAO ) или Disc —at —once (DAO ). Разница между ними с технической точки зрения заключается в том, что в первом случае лазер записывает за раз по одному треку, и между каждой композицией выключается, а во втором - пишет весь массив аудиоданных за один подход. Что же дает это с точки зрения рядового пользователя? При методе записи TAO вы можете как финализировать диск, так и записать его без финализации, что позволяет в последствии добавить на другие данные. За счет того, что между треками происходит отключение лазера, возникают двухсекундные паузы, в результате чего на некоторых устройствах воспроизведения звука между композициями будут раздаваться неприятные щелчки. При использовании DAO диск автоматически финализируется, и добавлять на него данные впоследствии не получится. В Sound Forge режим Disc —at —once позволяет также встраивать дополнительную графику и текст, добавлять между треками различные интродукции. Вообще считается, что именно этот режим как нельзя лучше подходит для записи концертных выступлений вживую и создания мастер-дисков для последующего тиражирования на заводе.

Ручная автоматизация

В Sound Forge предусмотрен специальный модуль Script Editor, в котором вы можете не только написать необходимый программный код, но откомпилировать его и запустить прямо из оболочки. Это означает, что если вы владеете возможностями написания программного кода на С++, Visual Basic либо Java, то можете самостоятельно автоматизировать процессы в программе. Например, разбить трек множеством маркеров, стоящих через определенные интервалы, импортировать треки с CD и сразу их переконвертировать в какой-либо доступный формат, создать определенное количество аудиофайлов и т. д. Такой подход позволяет сэкономить множество времени.

Все на виду

Интерфейс Sony Sound Forge можно гибко настроить - практически все основные функции программы отображены кнопками на 12 панелях инструментов, размещение которых можно установить индивидуально.

Панель Standard повторяет основные пункты меню File и Edit, а также имеет набор из четырех различных типов курсора редактирования.

Панель Transport: командное меню - зацикливание, перемотка, запись, воспроизведение и останов.

Панель Navigation: управление в окне редактирования звуковой волны - масштабирование, установка маркеров, быстрая навигация.

Функции панели Views позволяют запоминать текущие визуальные настройки окна редактирования звуковой волны, включая, положение курсора, масштаб и т.п. Данная панель очень полезна при работе с большими файлами.

Панель Status/Selection: переход от одной временной сетки к другой, то есть отображение значений по сэмплам, секундам и минутам и различным протоколам синхронизации.

Панель Regions/Playlist: доступ к окнам со списками регионов и плейлисту, управление синхронизацией MIDI и отображение статуса синхронизации.

Панель Process повторяет двадцать функций одноименного пункта главного меню и является одним из ключевых окон при работе с Sound Forge.

Панель Effects повторяет ключевые функции одноименного пункта главного меню.

Панель Tools повторяет ключевые функции одноименного пункта главного меню, среди которых особенно стоит отметить запись CD и импортирование аудио-треков с дисков.

Панель Levels: цифровой индикатор, показывающий текущее значение выбранного параметра в месте положения курсора (sample value, percent, dB, Peak, RMS Power). Очень удобен в качестве вспомогательного индикативного средства.

Панель Insert : вставка объектов разметки, таких как маркеры, области и т. д.

Панель Scripting позволяет управлять работой модуля создания скриптов для автоматизации работы с программой.

Зачем платить больше?

Для записи звука и сравнительно простых операций по его редактированию не обязательно использовать дорогостоящие профессиональные пакеты. Можно обойтись утилитой Audacity - она и бесплатна, и проблем с освоением не вызывает даже у неопытных пользователей, тем более, что на можно найти подробное русскоязычное руководство. К тому же, приложение имеет многоязычный интерфейс, включающий в себя и русскую локализацию. А кроссплатформенность утилиты вообще делает ее универсальным редактором звука для любителей. Хотя Audacity вполне может сгодится и профессионалам, ведь функционал ее весьма неплох. Программа позволяет записывать и обрабатывать звук, снабжать ее эффектами, конвертировать записи в различные форматы. А подключение дополнительных модулей и возможность написания собственных эффектов на простом встроенном языке Nyquist делает ее вполне серьезным конкурентом платным решениям.

В качестве альтернативы

Для работы со звуком можно воспользоваться и другим инструментом - программой Adobe Audition (www.adobe.com/products/audition/index.html ). Это мощный звуковой редактор для микширования, редактирования, создания мастер-копий и обработки аудиоэффектов. Программа поддерживает совмещенную работу с видеофайлами. Можно просматривать фрагменты видеоролика в окне Multitrack View и работать с файлами в различных форматах, включая AVI, MPEG, Native Digital Video (DV) и WMV. Adobe Audition поддерживает более 20 популярных аудиоформатов. Имеются встроенные средства записи компакт-дисков и всевозможные аудиоэффекты, гибкие и точные средства редактирования и предварительного прослушивания. Имеется огромная коллекция (насчитывается более 5000 фрагментов в различных жанрах) закольцованных музыкальных фрагментов. Adobe Audition позволяет пользователям редактировать отдельные аудио файлы, создавать циклы, импортировать более 45 эффектов и микшировать до 128 дорожек. Стоимость программы составляет $349.

Коллеги или соперники?

Говоря о Sony Sound Forge , нужно отметить, что во многих обзорах чуть ли не главным конкурентом этого редактора называют программу Steinberg WaveLab . Это профессиональная многоканальная программа монтажа, обработки, записи музыки и мастеринга. В приложении есть возможность импорта/экспорта и кодирования/декодирования всех современных форматов, архивирования информации, записи/редактирования/формирования CD и DVD, создания собственных баз данных, графического оформления обложек и многого другого. Реализованы многоканальность и полноценная поддержка DVD-приводов. Программа позволяет работать как с аудио, так и с видео различных стандартов, с текстовыми и графическими файлами в режиме мультитрека. Имеется возможность подключения до 10 программных эффект-процессоров (плагинов) на каждый трек. Графический интерфейс программы представляет собой полностью настраиваемый «трансформер».

Подручные средства

Для несложного редактирования композиций может послужить и утилита Wave Editor , входящая в состав популярного пакета для прожига дисков Nero . Она обладает базовыми функциями по обработке и редактированию аудиофайлов, и, кроме того, имеет большое количество встроенных фильтров и эффектов. К тому же программа позволяет использовать сторонние VST-плагины.

Новая версия профессионального программного набора продукции цифровой звукозаписи от компании Sony Creative Software включающий все, что Вам необходимо на пути от необработанного звука до законченного продукта. Звуковой редактор Sound Forge Pro 11 включает в себя механизм монтажа с привязкой к событиям, запись CD-дисков в режиме «disc-at-once», алгоритм 64-битного преобразования частоты дискретизации iZotope, технология MBIT+ для сглаживания разрядности сигнала, обработка файлов со звучанием музыкальных инструментов, а также плагин elastique Pro для растягивания звуковых фрагментов и изменения размера/ритма.

Используйте программу SONY Sound Forge Pro 11.0 build 234 для создания и редактирования многоканальных звуковых файлов стерео для быстроты и точности. Эффективно анализируйте, делайте запись и редактируйте аудио. Оцифровывайте и восстанавливайте старые записи, накладывайте акустические среды, проектируйте звук для приложений мультимедиа и создавайте готовые к тираживанию компакт-диски.
Редактирование на основе событий в Sony Sound Forge Pro 11

идеально подходит для точной обработки звука, сборки черновых проектов, а также для компоновки композиций в альбомах. В Sony Sound Forge Pro 11 Вы сможете быстро перемещать, разрезать, объединять, сдвигать и «обрезать» события, создавать «уходы в тишину», применять ASR-конверты и перекрестные затухания в рамках единого окна с точнейшим контролем исходных данных. Встроенный механизм DAO-записи (Disc-at-Once – «одномоментная» запись) экономит время при создании эталонных образцов для тиражирования аудиопродукции. В частности, этот механизм поддерживает полное соблюдение стандартов Red Book по кодированию информации на компакт-дисках.

О собенности SONY Sound Forge Pro 11.0 build 234 :
- Средства для дизайна и монтажа.
- Устранение недостатков записи: помех от источника промышленной частоты, шипения ленты, щелчков и прочих звуковых элементов.
- Запись звука по расписанию или при достижении определённой звуковой частоты через Record Time.
- Редактирование стерео и мультиканального звука в реальном времени.
- Команды, аналогичные Windows, для вырезки, копирования, вставки, смешивания или плавного наложения аудио.
- Перетаскивание аудиофайлов.
- Разрешающая способность 24-бита и 32-bit/64-bit на 192 кГц с плавающей точкой для звуковой точности.
- Более 40 профессиональных эффектов и процессов: Нормализация, EQ, Задержка, Сдвиг, Гребень, Хор, Громкость, Логические шумы, Динамика, Вибрато и другие. Поддержка форматов видео AVI, MPEG-1, MPEG-2 и WMV, а также импорт Flash (SWF) файлов для визуальной синхронизации аудио.
- Экспорта многоканальных файлов в формат AC-3.
- Мощные средства монтажа звука.
- Превосходное качество звука.
- Стереофоническая и многоканальная запись звука.
- Интегрированный мастеринг компакт дисков в режиме Disc-at-Once (DAO).
- Мощные возможности обработки эффектов.
- Мощные средства шумопонижения.
- Монтаж и обработка файлов музыкальных инструментов (.DLS, .SF2, .GIG).

What"s new in version 11.0
- Improved recording workflow, including a new Record Options window and input monitoring through the Plug-In Chain.
- Added a Loudness Meters tool and loudness logging.
- The Statistics dialog now includes loudness data.
- Added Use True Peaks and Enable DC Blocking Filter controls to the Detect Clipping dialog for measuring loudness.
- Improved support for metadata in Broadcast Wave Format files.
- Added support for editing files in SpectraLayers Pro 2.0.
- Improved Plug-In Chain window now allows floating plug-in windows.
- Improved selection dragging: you no longer need to drag up before dragging a selection.
- Fade in and fade out curves now default to a linear curve in the processing and Mix dialogs.
- Added Remember last-used Save As folder to the General tab in the Preferences dialog.
- Added plain text file option for saving and opening a file’s regions list and playlist/cutlist.
- You can now rearrange maximized data window tabs by dragging the tabs to a new location.
- Added automatic resampling during playback for unsupported sample rates when you"re using an ASIO audio device.
- Added support for splitting events at region boundaries.
- Added support for moving markers, regions, and envelope points with events.
- The Options > Paste Markers/Regions command is now Options > Lock to Selection > Markers/Regions and Options > Lock to Selection > Envelope Points.
- Added support for ripple editing in event-editing mode. Choose Options > Event > Auto Ripple to toggle automatic ripple editing for downstream events.
- Improved audio playback and recording device routing in the Preferences > Audio tab.

Сайт производителя: http://www.sonycreativesoftware.com/soundforgesoftware

Год выпуска: 07. 2013
Версия: 11.0 build 234
Платформа: Windows
Язык интерфейса: английский + русский
Лекарство в комплекте.
Размер архива: 201 Мб.

Любой продвинутый пользователь ПК рано или поздно сталкивается с необходимостью создания и обработки аудиоконтента, после чего естественным образом встает вопрос о выборе подходящего софта, способного удовлетворить возникшие потребности.

С оздание подкастов и рингтонов, удаление шумов и искажений, повышение уровня громкости «тихих» файлов, запись звука с внешних источников, оцифровка виниловых пластинок и аудиокассет - вот далеко не полный перечень задач, для решения которых необходимо иметь хороший аудиоредактор, способный обрабатывать любой материал. Данный обзор посвящен программному продукту Sound Forge Audio Studio 10 от компании Sony, который, как вы уже догадались, как раз и умеет делать все вышеперечисленное. Intro Высокий порядковый номер версии говорит о том, что продукт имеет долгую и интересную историю. Данный аудиоредактор был создан компанией Sonic Foundry еще в эпоху Windows 3.11 и всегда пользовался определенным успехом, но с течением времени разработчики столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны других производителей клиентского музыкального ПО и стали терпеть большие убытки. В 2003 году тройка таких программ - Sound Forge, ACID и Vegas - была выкуплена компанией Sony Pictures Digital, что обеспечило им долгую жизнь и дальнейшее устойчивое развитие. Сама Sonic Foundry при этом никуда не исчезла, просто она перестала заниматься клиентским ПО и сосредоточилась исключительно на профессиональных средствах для веб-кастинга, а ее основным продуктом на данный момент времени является платформа Mediasite.

В области обработки звука Sound Forge обладает таким же потенциалом, что Adobe Photoshop в области обработки изображений. То есть он позволяет делать со звуком практически все.

Так, собственно, почему в качестве образца программы, предназначенной для обработки и создания аудиоконтента, мы остановились именно на Sound Forge Audio Studio и почему именно версии 10? На то есть как минимум две веские причины. Первая состоит в том, что в области обработки звука Sound Forge обладает примерно таким же потенциалом, что Adobe Photoshop в области обработки изображений. То есть он позволяет делать со звуковыми файлами практически все, что вам когда-либо может понадобиться, а также многое из того, о чем вы даже не догадывались (смайл). Существует и вторая причина.

Дело в том, что данная версия редактора Sound Forge (впервые в истории) была полностью официально русифицирована, что заметно упростило работу с ней для большей части населения нашей страны. Качество перевода очень хорошее - девелоперы потрудились на совесть и выдали по-настоящему достойный результат без каких-либо косяков или нелепых сокращений, который нельзя даже сравнить с аналогичными попытками, предпринимавшимися в прошлом энтузиастами на добровольной основе.

  • Программа: Sound Forge Audio Studio 10
  • Тип: аудиоредактор
  • Разработчик: Sony
  • Объем дистрибутива: 145 Мбайт
  • Русификация интерфейса: есть
  • Адрес: www.sonycreativesoftware.com/audiostudio

Очевидно, что в локализации принимали участие профессионалы, разбирающиеся в вопросе, а не просто случайные переводчики широкого профиля. Причем переведен был не только сам интерфейс программы с подсказками и всплывающими сообщениями, но и абсолютно все разделы справки, так что при необходимости узнать что-то новое совсем необязательно рыскать по форумам в интернете, поскольку теперь ответы на многие вопросы можно получить не покидая окна программы. Тут же имеется и обширный глоссарий с объяснением многих инженерно-звуковых терминов, из которого можно почерпнуть много полезного. Уже за одно это можно сказать компании Sony большое человеческое спасибо!

Sound Forge Audio Studio 10 подходит для записи звука с внешних источников - микрофонов, виниловых проигрывателей, живых инструментов и т. д.

Кроме того, на панели инструментов присутствует кнопка «Как это сделать?», при нажатии на которую появляется окно со списком интерактивных уроков по использованию наиболее востребованных функций программы (запись звука с внешних источников, базовые принципы обработки, применение эффектов, создание петель, запись дисков и т. д.). Существуют также наглядные видеоуроки, но бесплатно (то есть в составе ПО) их могут получить лишь те, кто обновляется с предыдущей версии редактора, а всем остальным придется покупать их отдельно. Ну и не лишним будет отметить, что интерфейс и внешний вид Sound Forge совершенно не изменились за последние годы, так что если вы когда-то имели дело, скажем, с древней версией 5.0, у вас не возникнет абсолютно никаких сложностей при освоении десятого релиза. Пункты меню, кнопки, панели инструментов, принципы работы - все осталось на своих местах, но не потому, что авторам было лень совершенствовать свой продукт, а потому, что с самого начала они сделали свой софт максимально удобным и продуманным. Базовые возможности Первое, что вам, скорее всего, захочется сделать со своим аудиоматериалом, - это разбить его на части. Предположим, вы решили создать для своего мобильника новый рингтон, который будет содержать наиболее яркий фрагмент из любимой на данный момент музыкальной композиции. Для этого необходимо сначала открыть аудиофайл в программе, где он будет отображен в виде звуковой волны, состоящей из двух частей, расположенных друг над другом (левый и правый канал соответственно).

Диалоговое окно графического эквалайзера. Здесь, в общем-то, и русский язык не нужен (смайл)

После чего остается выделить мышкой нужный отрывок, скопировать его стандартным сочетанием клавиш Ctrl + C и вставить в новый пустой файл (Ctrl + V) либо просто перетащить выделенный фрагмент в свободную область окна. Операцию вставки при желании можно повторить несколько раз подряд, тогда фрагмент будет неоднократно повторяться. Далее можно слегка отредактировать созданный отрывок и довести его до ума - например, сделать более плавными начало и конец, воспользовавшись командами «Затухание» / «Нарастание» из пункта меню «Обработка», и поднять общий уровень громкости («Обработка» > «Громкость»). Кстати, применив обработку «Нормализация», можно автоматически поднять уровень громкости на максимум без появления каких-либо искажений. Теперь остается только сохранить полученный результат в нужном формате и закачать его в свой мобильник. Все эти операции при должной сноровке займут не более 5 мин. Стоит помнить, что при открытии любого файла программа создает на жестком диске (в той же папке) одноименный файл описания с расширением *.sfk, что занимает некоторое время в зависимости от длительности и формата исходного файла. Описание содержит все метаданные, «рисунок» звуковой волны и автоматически обновляется при очередном сохранении. Это удобно, если вы редактируете файл большой длительности и не можете завершить работу за один подход. В следующий раз файл будет открыт мгновенно на основании имеющегося описания. После закрытия программы SFK-файлы не удаляются, так что их придется тереть с диска вручную.
Работа с эффектами Применение алгоритмов обработки звуковых данных (наложение эффектов) является основным методом для изменения вашего аудиоматериала. В Sound Forge Audio Studio 10 эффекты - это такие же инструменты, как фильтры и кисти в «Фотошопе». Работа с ними представляет собой легкий, интуитивно-понятный процесс. Накладывать эффекты можно в неограниченном количестве как целиком ко всем файлу, так и к отдельному выделенному фрагменту или каналу. Для этого надо открыть пункт «Эффекты» или «Избранные эффекты». В первом содержатся 11 базовых, проверенных временем алгоритмов (с подробным описанием на русском), сохранившихся еще с тех пор, когда пакет Sound Forge принадлежал фирме Sonic Foundry, во втором - плагины, разработанные компанией Sony или сторонними производителями VST-плагинов. В моем случае после установки программы в «Избранном» сразу лежало несколько десятков эффектов - эквалайзеры, задержки, эхо, устранение шумов и т. д. На первое время хватит с головой, можно не сомневаться. К сожалению, описания для них в большинстве случаев отсутствуют даже на английском языке, так что юзеру придется разбираться в тонкостях их использования самостоятельно. После выбора нужного эффекта появляется окошко с настройками. Проще всего выбрать одну из предустановок через выпадающий список, а потом немного довести ее до «кондиции» вручную. Для большей уверенности можно нажать на кнопку «?» и ознакомиться с соответствующим разделом справки. Самое приятное, что, нажав на кнопку «Предпросмотр», можно сразу же, без какого-либо ожидания прослушать, как будет звучать после обработки эффектом ваш аудиофайл или его фрагмент. Причем эта операция почти не нагружает процессор и оперативку. Когда результат вас устроит, можно жать на «Ок», после чего программа запишет измененный файл (с примененным эффектом) на жесткий диск. Запись Sound Forge Audio Studio 10 отлично подходит для записи звука с любых внешних источников - микрофонов, виниловых проигрывателей, живых инструментов, цифровых плееров и т. д. Процесс предельно прост и, кроме того, представлен в виде наглядного урока в меню «Как это сделать?». Записывать звук можно в существующий или в новый файл, а если дублей будет несколько, их можно записывать друг за другом, не закрывая лишний раз диалоговое окно. Программа фиксирует сигнал, поступающий на вход звуковой карты, указанной в общих настройках. Качество по умолчанию - 44 100 кГц / 16 бит, но эти значения можно поднять вплоть до 19 200 кГц / 32 бит, разумеется, если они поддерживаются вашей звуковухой.
Для оцифровки звука с аналоговых носителей (винил, пленка) в программе предусмотрена функция «Запись и восстановление с винила» в меню «Инструменты». С ее помощью можно записать две стороны с пластинки или аудиокассеты, сразу устранить на них ненужные артефакты (щелчки, треск, шум), разделить записанный материал на отдельные дорожки и сохранить их в виде аудиофайлов нужного формата с одновременным созданием тегов. Еще проще «выдрать» треки с компакт-диска. Эта операция выполняется в три клика: «Файл» > «Извлечь аудио из CD» > «Ок». Информация о диске автоматически загружается из интернета через сервис Gracenote, так что в некоторых случаях программа сама расставит необходимые теги и назовет файлы. Видео «Видеовозможности» у Sound Forge Audio Studio 10 ограничиваются редактированием встроенной аудиодорожки. В базовой комплектации ПО (без установки дополнительных модулей) поддерживаются лишь три формата - WMV, AVI и SWF. При открытии файла видеодорожка располагается сверху, под ней находится звуковая, обращаться с которой можно точно так же, как и с любым аудиоматериалом. Для уверенной работы с видеоматериалом рекомендуется иметь мощный современный двухъядерный процессор и быстрый жесткий диск, иначе процесс редактирования будет проходить не столь гладко, как хотелось бы.

О мифах редактирования Одна из функций аудиоредактора носит название «Стирание голоса», и на сайте разработчика про нее говорится много интересного, в частности, что юзер якобы сможет удалить вокал из музыкальной композиции и использовать инструментальную часть для собственного творчества. Это весьма популярный миф, который производители музыкального ПО уже не первый год поддерживают для того, чтобы повысить привлекательность своих продуктов. На практике же удалить что-либо из аудиофайла можно только на уровне частотного спектра, но никак не на уровне инструментов, звучание которых обычно охватывает практически весь частотный диапазон и никогда не ограничено какой-то одной его областью. Поэтому не верьте подобным рекламным обещаниям - никакой, даже самый дорогой, софт не сможет удалить партию инструмента или голоса из аудиофайла. Справедливости ради стоит заметить, что некоторая доля правды в этом все же есть. Заявленная функция будет работать, если при сведении музыкальной композиции голос был помещен точно по центру стереопанорамы, а все инструменты, наоборот, были убраны на 100% в левый или правый канал. В таком случае действительно возможно устранить вокальную партию путем простого удаления центрального канала. Однако в области звукозаписи, по крайней мере в последние лет десять, такие прецеденты зарегистрированы не были (смайл). Outro Напоследок остается сказать, что компания Sony установила более чем адекватную цену на десятую версию редактора Sound Forge, что делает его приобретение абсолютно оправданным и, что самое главное, реальным для большинства пользователей домашних компьютеров. Менее 70 американских долларов за качественный, стабильный и полностью русифицированный программный продукт от компании с мировым именем - это именно то, что вполне может позволить себе увлекающийся музыкой рядовой юзер, не обремененный какими-либо профессиональными обязанностями в данной области и лишними денежными средствами. Sound Forge Audio Studio 10 от компании Sony будет исправно помогать вам в редактировании аудиоконтента и справится с этим намного лучше аналогичных продуктов от других производителей, не говоря уже о бесплатных аналогах. Этот инструмент стоит вложенных в него средств! UP

Профессиональные отличия Помимо рассматриваемого нами сегодня Sound Forge Audio Studio есть и еще один продукт из данной линейки с лаконичным названием Sound Forge Pro. Он имеет множество существенных отличий от младшей версии, в частности, умеет обращаться с многоканальным материалом, в то время как «аудиостудия» способна обрабатывать только двух- (стерео) или одноканальные (моно) файлы. Нетрудно догадаться, что такая возможность позволяет создавать и редактировать аудиоконтент формата 2.1, 5.1, 7.1 и т. д., в том числе экспортировать данные в формат Dolby Digital AC-3. Кроме того, Sound Forge Pro поддерживает стандарт 192 кГц / 64 бит и содержит огромное количество встроенных плагинов профессионального уровня от компании iZotope. Еще одним ключевым отличием Pro-версии от обычной является поддержка файлов типа Sound Forge Project. Так, если «студия» позволяет сохранять результаты деятельности пользователя только в виде отдельных аудиофайлов выбранного формата, то Sound Forge Pro способна фиксировать рабочий материал в виде «проекта», в котором может быть открыто множество файлов одновременно, причем для каждого из них запоминается вся история изменений даже после закрытия программы. Это позволяет в любой момент прервать процесс и выключить компьютер, а при следующем запуске программы продолжить редактирование с того же момента, на котором оно было прекращено. При выполнении профессиональных задач такая возможность является насущной необходимостью, поскольку практически в любом high-end-проекте всегда задействовано некоторое количество аудиофайлов, а его завершение требует, как правило, нескольких подходов. Естественно, столь радикальные отличия не могли не повлиять и на конечную стоимость продукта. На сайте разработчика Pro-версия предлагается по цене в $375, кроме того, она доступна только на английском и китайском языках, хотя русские народные умельцы, конечно же, уже успели изготовить для нее самопальный русификатор, устанавливаемый отдельно. По моему мнению, приобретать Sound Forge Pro для домашнего использования нет никакого смысла, особенно с учетом того, что базовые возможности по работе с аудиоматериалом у обеих версий абсолютно одинаковые.