Как подобрать частоту оперативной памяти. Разрушаем мифы о работе оперативной памяти

Если вы решили купить дополнительную оперативную память для компьютера, читайте статью с интересной информацией.

Навигация

Оперативная память (ОЗУ) нужно для ПК, чтобы хранить данные. С ее помощью работает ОС и все установленные на устройство программы. Объема данного блока должно быть предостаточно, если его мало, то устройство будет «глючить» и «тормозить». ОЗУ для ПК такое же, как и ОЗУ для ноутбука, поэтому при приобретении этого блока, стоит учитывать те же рекомендации, которые будут даны в статье. Как правильно подобрать ОЗУ, читайте ниже.

Как правильно и какую оперативную память подобрать для компьютера?

Покупайте память от известных брендов в IT-сфере:

Кроме этого учитывайте следующее:

  • Для ПК офисного варианта покупайте один блок DDR4 на 4 гигабайта с частотностью 2400 МГц.
  • ПК, на котором установлены емкие игры и программы, будет отлично функционировать с одним блоком DDR4 на 8 гигабайт с частотностью 2400 МГц.
  • Мощному ПК понадобится 2 блока по 8 гигабайт.
  • На ПК старой модели (32-р. версия ОС) не устанавливайте более 3 гигабайтов. Конечно, вы можете поставить 4 гигабайта, но поддержка будет осуществляться только на 3 «гига», то есть для ОС будет комфортно только с данным объемом.
  • Для ПК старой модели (64-р. версия ОС) можно установить любое количество памяти. Но, если вместе с ПК у вас функционирует принтер устаревшей модели, то на него вы не купите драйвера под эту ОС.

Важно: Прежде чем покупать дополнительную память на устаревший ПК, установите 64-р. версию ОС. Затем проверьте функциональность всех устройств и утилит. Также стоит запомнить, какие модульные системы и объем ОЗУ поддерживает материнка. Это легко посмотреть на ресурсе производителя.

Существуют такие типы ОЗ-устройства для ПК:

  • DDR SDRAM — это современный блок. Он до сих пор обновляется создателями. В него добавляются новые технологичные элементы для отличной функциональности.
  • Блоки DDR, DDR2 и DDR3 — это устаревшие виды. Они не устанавливаются на обновленные компьютерные ОС.
  • ОЗУ DDR4 — это мощнейшая память с хорошими характеристиками.
  • Память DDR2 имеет более высокую цену, чем DDR3 или DDR4, почти в четыре раза. Поэтому целесообразнее и экономнее будет приобрести новую плату-материнку и блок памяти.

Помните: Каждый вид ОЗ-устройства должен быть поставлен в отдельный отсек. ОЗУ DDR3 устанавливается только в материнку с отсеками DDR3 и 4.

К характеристикам памяти относится следующее:

Частотность

  • Влияет на скоростной режим функционирования.
  • Сейчас в основном пользователи покупают блоки DDR4 2400 МГц.
  • Они обладают хорошей поддержкой ультрасовременных процессоров и материнками.
  • Сегодня производители предлагают блоки с высокой частотностью от 3000 МГц до 3600 МГц. Такую скорость должна поддерживать и материнка. Но пока еще мало плат, являющихся суперсовременными, даже те, которые лежат сегодня на прилавках магазинов с IT-товарами.
  • Приобретать дорогостоящий блок с высокой частотностью и ультрасовременную материнку стоит, если вы пользуетесь игровым или профессиональным ПК с мощнейшим процессором.

Тайминги

Тайминги — это паузы между чтением, записями и копированием данных в памяти ПК.

  • Эти задержки должны быть маленькими, но на скорость функционирования памяти влияют не эти показатели, а частота.
  • Еще один важный показатель — это латентность.
  • Она должна быть для DDR3 1333 МГц равна 9, а для ОЗ-устройства с высокой частотностью DDR4 равна 16. Эти цифры указываются, как показано на рисунке выше, после латентности CL.
  • ОЗУ с низкой латентностью стоит намного больше, но это тот случай, когда экономить не нужно.

Напряжение блока питания

Этот показатель может быть различным — стандартным или повышенным. Он важен, если вы хотите вставить несколько блоков ОЗ-устройства в ПК. В этом случае показатели напряжения должны быть такими же как у уже установленных блоков ОЗУ на устройстве. В противном случае могут возникать трудности с функционированием техники. Стандартное напряжение должно быть таким:

Маркирование блоков памяти

В отметках маркировки памяти указывается ее вид и частотность. Вот так выглядит маркировка устаревшей и новой памяти:

Модули памяти для ноутбуков

Такие модули для ноутбука будут почти такими же, как и модули для обычного ПК. Единственное отличие — это показатели размера модуля. Он имеет такую маркировку: SO-DIMM DDR. Как для ПК, память для ноутбука может иметь такие типы: DDR, DDR2, DDR3, DDR3L, DDR4 . В остальных показателях отличия нет. Стоит помнить, что в ноутбуки устанавливается только 1 или 2 слота. Максимальный объем у этого устройства ограничен. Поэтому перед покупкой памяти уточняйте все необходимые параметры.

Упаковка памяти

Лучше покупать данный блок в индивидуальном запечатанном пакете от производителя. Благодаря этому вероятность повреждения будет низкой, а значит, память будет высокого качества.

Сколько свободного объема ОЗУ и жесткого диска нужно для корректного функционирования на компьютере Windows XP, 7, 8, 8.1 и 10?

Сама система Windows может расположиться и на 250 Мб. Но чтобы нормально работали все программы, грузились видео или даже поместились емкие игры, тогда понадобится намного больше мегабайтов. Все зависит от версии ОС. Для корректной работы понадобится свободной памяти:

  • Windows XP — 1 Гб — это минимум. Если вы хотите установить емкие игры, тогда нужно свободного места на диске не менее 2 Гб.
  • Windows 7 — минимум 2 Гб, а для оптимальной работы — 4 Гб.
  • Windows 8 и 8.1 — минимум 2 Гб. Этого объема хватит, чтобы пользоваться браузерами в интернете, смотреть видео. Если вы хотите загрузить еще и современные игры и программы, тогда минимум понадобится 4 Гб. Но лучше поставить 8 Гб, будет хорошая скорость работы ПК или ноутбука.
  • Windows 10 , так же как и предыдущие современные модели этой ОС, вполне уместится на 2 ГБ. Но навряд ли с такой Windows вы захотите только смотреть кино и читать блоги в интернете. Игры, программы и многое другое прекрасно разместится, если минимум будет 4 Гб памяти. Но чтобы совсем не было «тормозов», тогда поставьте 8 Гб или лучше 16 Гб.

Теперь вы сможете выбрать память нужного объема для вашего устройства. Обращайте внимание не только на цену, но и на другие параметры, как было указано выше. Удачи!

Видео: Все про оперативную память в одном выпуске!

Является DDR4. Именно ее поддерживают актуальные процессоры Intel (хотя частичную поддержку DDR3 им тоже оставили). Под DDR4 также будут выходить новые платы для процессоров AMD, которые появятся в начале 2017 года. Как выбрать DDR4 для сборки или нового ПК или апгрейда, чем отличается от нее ОЗУ для ноутбуков, поможет узнать статья.

Перед тем, как выбрать DDR4 память, нужно немного ознакомиться с особенностями этого типа ОЗУ. По сути, память DDR4 — это чипы для поверхностного монтажа методом BGA (массив из шариков припоя), что делает ее универсальной для всех типов электроники, начиная роутерами и заканчивая серверами. Однако для простоты установки, а также сохранения возможности апгрейда, увеличения доступных объемов RAM и всеобщей унификации, в ПК обычно используется модульная конструкция.

Формат

Чипы памяти DDR4 распаиваются на небольших платах,в количестве от 4 до 16 штук. Такие платы именуются DIMM (Double In-line Memory Module — двухсторонний модуль памяти) и оснащаются 284 контактами. Они имеют одинаковые размеры (5,25″ или чуть больше 13 сантиметров), но физически несовместимы с DDR3, так модуль DIMM последней имеет 240 выводов. Кроме того, модули имеют разное расположение специального выреза-ключа, предотвращающего установку платы не той стороной или в несовместимый слот. Модули DIMM — основной тип памяти ОЗУ для настольных компьютеров и серверов.

Для ноутбуков, где выдвигаются повышенные требования к компактности, созданы модули SO-DIMM (Small Outline DIMM — двухсторонний модуль памяти с маленькими выводами). Также подобные платы применяются в моноблоках, неттопах и других видах компактных персональных компьютеров. Они имеют вдвое меньшие, чем DIMM, размеры (6,76 см), а также всего 260 контактных выводов.

Характеристики

Второй критерий, по которому можно классифицировать память DDR4, это ее рабочие характеристики. Основные из них — тактовая частота (и пропускная способность, напрямую с нею связанная), латентность и напряжение.

Тактовая частота и пропускная способность характеризуют быстродействие памяти в режиме последовательных чтения и записи данных. ОЗУ типа DDR4 выпускается с поддержкой частот от 1600 МГц (на практике встречаются очень редко) до 3200 МГц. Наиболее распространены на данный момент частоты 1866 МГц (пропускная способность — 12800 МБ/с), 2133 МГц (17064 МБ/с) и 2400 МГц (19200 МБ/с). Под работу с ними и рассчитано большинство компьютеров.

Латентность CAS — задержка (измеряется в количестве рабочих тактов) между подачей запроса на чтение/запись данных и выполнением этой операции. Этот параметр характеризует быстродействие памяти в режиме чтения/записи в произвольном порядке. Чем меньше значение задержки — тем отзывчивее память. При равных частотах — быстрее будет тот модуль, у которого длительность задержки (латентность) ниже.

Напряжение — питающее напряжение модуля. На данный момент единственное распространенное значение — 1,2 В. Также существует память LPDDR4 (DDR4 с низким потреблением), использующая меньшие напряжения. Она пока не популярна, и применяется только в компактной технике (ультрабуки, планшеты, смартфоны), не поддерживающей ее апгрейд. Недостатком этого типа памяти является сниженное, в угоду экономичности, быстродействие.

Выбор памяти DDR4 при сборке нового ПК

Выбрать оперативную память DDR4 для компьютера, который собирается с нуля, проще всего. Состоянием на конец 2016-начало 2017 года, единственной платформой с поддержкой этой памяти является Intel SkyLake (Core i3-i7 6xxx, Celeron и Pentium этого семейства). В качестве базовой частоты памяти для этой платформы принято значение 2133 МГц. Более высокие частоты поддерживаются не всеми платами и достигаются только в процессе разгона.

При покупке платы , оснащенной двумя слотами памяти, желательно приобрести одну планку большого объема (8 или 16 Гб). Это оставит возможность в будущем добавить к ней еще одну и удвоить объем ОЗУ. Для плат с четырьмя слотами DIMM можно выбрать комплект из 2 планок меньшего объема. В таком случае и возможность апгрейда сохраняется, и быстродействие хоть немного, но повышается за счет двухканального режима.

Радиаторы на планках памяти DDR4 — элемент скорее декоративный, чем функциональный. Энергопотребление ОЗУ этого поколения мизерное (около 0,5-2 Вт), поэтому в дополнительном охлаждении нет никакой нужды. В корпусе с прозрачной стенкой и подсветкой — радиаторы на планках памяти украсят внутренности ПК. Однако если выбор стоит между планками с одинаковыми параметрами, а эстетическая составляющая отходит на задний план — переплачивать за радиаторы нет никакого смысла. Действительно полезны они лишь оверклокерам, разгоняющим ОЗУ гораздо выше заводских частот.

Думаю, ни для кого не является секретом, что оперативная память — это важный компонент геймерской системы, и на быстродействие в играх влияют сразу несколько параметров ОЗУ. Например, не так давно лаборатория 3DNews выяснила, что центральные процессоры AMD Ryzen очень чувствительны к частоте DDR4. Тестирование показало: использование быстрой памяти DDR4-3200 в сравнении со стандартной DDR4-2133 при одинаковых таймингах увеличивает FPS в играх на 12-16% в зависимости от приложения. Поэтому, если вы хотите выжать максимум из своей системы, покупка быстрого комплекта ОЗУ — это один из самых действенных вариантов.

На производительность влияет не только частота, но и задержки. И все же самый важный параметр оперативной памяти — это объем. Если в случае использования медленного комплекта мы лишаемся единиц FPS, то при нехватке определенного количества гигабайтов игра либо будет тормозить, либо не запустится вовсе. Поэтому мы решили выяснить, сколько ОЗУ необходимо игровому компьютеру в 2017 году. Очевидно, что основная «баталия» развернется между комплектами объемом 8 и 16 Гбайт.

Наглядный пример — пользователь произвел апгрейд своего компьютера, дополнив имеющуюся конфигурацию видеокартой уровня GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Теперь его системный блок полностью соответствует рекомендуемым требованиям Watch_Dogs 2, в которую так хотелось поиграть. Однако даже без применения максимальных настроек качества графики времяпрепровождение в любимой «песочнице» было омрачено то и дело появляющимися микрозависаниями. И вроде GeForce GTX 1060 отлично справляется со своей работой, так как средний показатель держится в районе 50 FPS, но все впечатление портят эти просадки! Оказывается, к возникновению визуально заметного падения частоты кадров причастна нехватка оперативной памяти, потому что добавление еще 8 Гбайт отчасти решило эту проблему — при тех же настройках и с той же видеокартой играть стало комфортнее.

Главная тема обозначена, но, на мой взгляд, не менее важно ответить еще на один вопрос: исправит ли ситуацию с нехваткой оперативной памяти в играх использование быстрого файла подкачки?

⇡ Современные игровые платформы

Под определение «игровой компьютер» попадает очень большое число конфигураций. Например, в ежемесячной рубрике « » рассматриваются десять различных систем. В состав самой недорогой входят Pentium G4560, GeForce GTX 1060 3 Гбайт и 8 Гбайт DDR4. Использование такого объема оперативной памяти — самый распространенный вариант, если верить официальной статистике игрового клиента Steam. Но современные платформы позволяют устанавливать 64 и даже 128 Гбайт ОЗУ.

Актуальные игровые платформы
Intel AMD
Сокет LGA1155 LGA2011 LGA1150 LGA2011-v3 LGA1151 AM3+ FM2/2+ AM4
Год поступления в продажу 2011 год 2011 год 2013 год 2014 год 2015 год 2011 год 2012 год 2017 год
Поддерживаемые процессоры Sandy Bridge, Ivy Bridge Sandy Bridge-E,
Ivy Bridge-E
Haswell, Haswell Refresh и Devil"s Canyon, Broadwell Haswell-E, Broadwell-E Skylake, Kaby Lake Zambezi, Vishera Trinity, Richland, Kaveri, Godavari (Kaveri Refresh) Ryzen, AMD 7th Generation A-series/Athlon
Контроллер памяти DDR3-1066/1333 DDR3-1066/1333
/1600/1866
DDR3-1333/1600 DDR4-2133/2400 DDR4-1866/2133/
2400, DDR3L-1333/1600
DDR3-1066/1333/
1600/1866
DDR3-1600/1866/
2400
DDR4-2133/2400/
2666
Встроенный, двух-канальный Встроенный, четырех-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, четыре-хканальный Встроенный, двух-
канальный
Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный Встроенный, двух-канальный
Максимальный объем оперативной памяти 32 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт Haswell-E— 64 Гбайт Broadwell-E — 128 Гбайт 64 Гбайт 32 Гбайт 64 Гбайт 64 Гбайт

Даже сейчас, без тестирования, можно смело заявить: указанный максимальный объем оперативной памяти избыточен для игровых конфигураций, хотя сфера развлечений и является в последнее время наиболее активным двигателем компьютерного прогресса. Как уже было сказано, большинство пользователей устанавливают в свои системы 8 или 16 Гбайт. В таблице перечислены как самые современные (LGA1151, LGA2011-v3, AM4), так и проверенные временем платформы, которые вполне можно отнести к разряду игровых в 2017 году. В большинстве случаев центральные процессоры AMD и Intel используют двухканальные контроллеры оперативной памяти. Это значит, что на материнских платах под соответствующую платформу используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2011 и LGA2011-v3 четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ соответственно. Для процессоров Haswell-E и Broadwell-E есть и «экзотическое» исключение из правил — ASRock X99E-ITX/ac.

Двухканальный режим встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевает использование четного количества модулей. Для того чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые материнки располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H110, B250 и A320 для процессоров Kaby Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS Maximus IX Apex. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ: 32 Гбайт для процессоров Skylake, Kaby Lake и Ryzen; 16 Гбайт для процессоров Haswell, Broadwell, Sandy Bridge, Ivy Bridge и Vishera. Учитывайте этот момент при апгрейде или при сборке системного блока с нуля.

⇡ Тестовый стенд

Во время всех испытаний использовалась платформа LGA1151 вместе с процессором Core i7-7700K, разогнанным до 4,5 ГГц. Менялись видеокарты, оперативная память и накопители. Полный перечень комплектующих представлен в таблице.

Конфигурация тестового стенда
Центральный процессор Intel Core i7-7700K @4,5 ГГц
Материнская плата ASUS MAXIMUS IX Hero
Оперативная память Kingston HyperX Predator HX430C15PB3K4/64, DDR4-3000, 4 × 16 Гбайт
Kingston HyperX Fury HX421C14FB2K2/16, DDR4-2133, 2 × 8 Гбайт
Накопители Western Digital WD1003FZEX, 1 Тбайт
Samsung 850 Pro
Видеокарты ASUS GeForce GTX 1060 (DUAL-GTX1060-3G), 3 Гбайт
ASUS Radeon RX 480 (DUAL-RX480-O4G), 4 Гбайт
Блок питания Corsair AX1500i, 1500 Вт
Процессорный кулер Noctua NH-D9DX
Корпус Lian Li PC-T60A
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD Crimson ReLive Edition 17.4.2
NVIDIA GeForce Game Ready Driver 381.65
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 17.0.6.1
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.3.0
Разгон и мониторинг GPU-Z 1.19.0
MSI Afterburner 4.3.0
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

⇡ Потребление оперативной памяти в современных играх

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно. Существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемого ОЗУ зависит от нескольких параметров, а потому может заметно отличаться на разных системах. Так, вместе с запуском игр не перестает работать и различный софт.

Например, открытие всего десяти вкладок Chrome приводит к увеличению потребления оперативной памяти на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже давно стали «мемом», но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Недавно я провел сравнительное тестирование GeForce GTX 1060 3 Гбайт и Radeon RX 470 4 Гбайт. Среди пользователей бытует мнение, что дополнительный гигабайт видеопамяти — это еще один довод в пользу графического адаптера AMD. Небольшой эксперимент показал, что из двенадцати игр ровно половина потребляет больше четырех гигабайт видеопамяти в разрешении Full HD. В стенде использовался ускоритель GeForce GTX 1080 с 8 Гбайт GDDR5. Получается, что в случае нехватки видеопамяти все данные, которые не поместились в ячейки GDDR5, будут помещены в ОЗУ. Некоторые игры сразу же информируют пользователя о превышении лимита видеопамяти. Некоторые — GTA V, HITMAN, Battlefield 1 — элементарно не дадут выставить более высокое качество графики, пока пользователь сам не снимет специальный «предохранитель» в меню с настройками. Поэтому для более детального изучения вопроса необходимо использовать несколько видеокарт. Мой выбор остановился на трех ходовых моделях NVIDIA: GeForce GTX 1060 с 3 и 6 Гбайт GDDR5, а также GeForce GTX 1080.

Настройки графики в играх
API Качество Полноэкранное сглаживание
1920 × 1080 / 2560 × 1440 / 3840 × 2160
1 «Ведьмак-3: Дикая охота», Новиград и окрестности DirectX 11 Макс. качество, NVIDIA HairWorks вкл AA
2 Mass Effect Andromeda, первое задание Макс. качество Временное сглаживание
3 Ghost Recon Wildlands, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA + FXAA
4 GTA V, город и окрестности Макс. качество 4 × MSAA + FXAA
5 Rise of the Tomb Raider, советская база Макс. качество SMAA
6 Watch_Dogs 2, город и окрестности Ультра, HBAO+ Временное сглаживание 2 × MSAA
7 Fallout 4, Даймонд-сити и окрестности Макс. качество, текстуры высокого разрешения, осколки от пуль выкл. TAA
8 HITMAN, встроенный бенчмарк DirectX 12 Макс. качество SMAA
9 Total War: WARHAMMER, встроенный бенчмарк Макс. качество 4 × MSAA
10 Battlefield 1, миссия «Работа для молодых» Ультра TAA
11 Deus Ex: Mankind Divided, комплекс «Утулек» Макс. качество 2 × MSAA
12 Sid Meier’s Civilization VI, встроенный бенчмарк Ультра 8 × MSAA
13 Star Wars Battlefront, карта «Битва на Эндоре» Макс. качество TAA
14 Tom Clancy"s The Division, встроенный бенчмарк Макс. качество SMAA
15 DOOM, миссия OИК Vulkan Ультра TSSAA 8TX

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin и Uplay, а также «Защитник Windows», FRAPS и MSI Afterburner.

Высказанное ранее предположение стало фактом — уже в разрешении Full HD мы видим, что с применением 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060 планку в 8 Гбайт ОЗУ преодолели девять игр из пятнадцати. То есть больше половины. Те же самые игры, запускаемые на стендах с GeForce GTX 1060 6 Гбайт и GeForce GTX 1080, оказались менее «прожорливыми» по части оперативной памяти.

При увеличении разрешения тенденция сохранилась — уже тринадцать из пятнадцати игр потребляли больше 8 Гбайт оперативной памяти в стенде с установленной GeForce GTX 1060 3 Гбайт. Стабильно больше 10 Гбайт ОЗУ потреблялось в семи проектах. Заметно возросла загрузка оперативки и в случае использования в стенде GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Значит, играм при заданных нами настройках качества графики уже недостаточно шести гигабайт видеопамяти.

Тестирование в разрешении Ultra HD проводилось только с участием GeForce GTX 1080, потому что использовать версии GeForce GTX 1060 в таком разрешении нет никакого смысла — графические процессоры этих видеокарт элементарно не справятся с возросшей нагрузкой.

Результаты оказались вполне прогнозируемыми. Можно смело констатировать: многие современные ААА-проекты на близких к максимальным настройках качества графики потребляют больше 8 Гбайт оперативной памяти. Кроме того, замеры в Rise of the Tomb Raider, Watch_Dogs 2, Deus Ex: Mankind Divided и Mass Effect Andromeda демонстрируют отсутствие серьезного запаса прочности при наличии в системе и 16 Гбайт ОЗУ. К тому же тестирование проводилось с минимумом активных приложений в Windows 10. На мой взгляд, есть все предпосылки к тому, что в скором времени появятся проекты, которым будет недостаточно 16 Гбайт оперативной памяти при максимальных или близких к ним настройках качества графики.

Думаю, многие уже обратили внимание на тот факт, что я рассмотрел всего один сценарий — игры на максимальных (или близких к ним) настройках качества графики. Однако большинство геймеров пользуются менее производительными видеокартами, а потому используют различные режимы качества.

Компьютерные игры тем и хороши, что, как правило, обладают большим количеством настроек, которые ухудшают или улучшают качество выдаваемой картинки. Например, в Deus Ex: Mankind Divided заложено пять заранее запрограммированных режимов: «Низкие», «Средние», «Высокие», «Очень высокие» и «Ультра». Подобными категориями пользуются многие разработчики. Обратите внимание, что достаточно тяжело (иногда даже нереально) на глаз определить, где выставлено высокое качество, а где — очень высокое. Таким образом, выкручивать ползунки до максимума в ряде игр нет никакого смысла. А видеопамяти и ОЗУ при этом используется заметно меньше.

Из списка игр, которые на максимальных (или близких к ним) настройках качества потребляли больше всего оперативной памяти, я выбрал пять приложений: Watch_Dogs 2, Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided и Ghost Recon Wildlands. Используя все те же видеокарты NVIDIA, я измерял потребление оперативной памяти при активации заранее заготовленных разработчиками режимов. В некоторых играх (Watch_Dogs 2 и Ghost Recon Wildlands) при изменении общего качества графики автоматически меняется и сглаживание. В других приложениях параметр антиалиасинга необходимо задавать отдельно. Собственно говоря, в Mass Effect Andromeda, Rise of the Tomb Raider, Deus Ex: Mankind Divided для этой части эксперимента сглаживание не использовалось вообще. Результаты занесены в сводную таблицу.

Зеленым цветом выделены области, в которых зафиксирован отрадный факт — игры при активации определенного режима качества графики потребляют меньше 8 Гбайт оперативной памяти. Таблица наглядно показывает, что выставление параметров «Высокий» и «Средний» подходит для видеокарт, у которых видеопамяти 4 Гбайт и меньше, для графических адаптеров с 6+ Гбайт GDDR5 — тем более.

Заметно и резкое падение потребления ОЗУ в Rise of the Tomb Raider при использовании 3-гигабайтной версии GeForce GTX 1060. Мы видим логичное подтверждение тому факту, что при использовании режима качества картинки «Высокое» игра требует меньше видеопамяти, чем на «максималках».

Конечно же, сказывается на потреблении видеоОЗУ и системной памяти и отключение сглаживания, которое должно устранить неровности (лесенки) по краям объектов. Антиалиазинг — это один из параметров, критичный к объему видеопамяти. Поэтому в игровой системе с 8 Гбайт ОЗУ и графическим ускорителем с 2, 3 или 4 Гбайт видеопамяти есть смысл выключать сглаживание или же использовать «легкие» режимы, если такие поддерживаются приложением.

Текстуры — это второй параметр, критичный к объему видеопамяти, а следовательно, и оперативной памяти. Использование текстур низкого разрешения заметно портит изображение, но в то же время особой разницы между режимами «Высокое» и «Очень высокое» в Rise of the Tomb Raider не наблюдается (в других играх — тоже). Поэтому при нехватке видеопамяти и ОЗУ и этим параметром вполне можно пожертвовать ради достижения комфортного фреймрейта.

Максимальное потребление оперативной памяти (NVIDIA GeForce GTX 1060 3 Гбайт), Мбайт
Качество текстур
Rise of the Tomb Raider (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания) Watch_Dogs 2 (общие настройки качества — режим "Ультра", но без сглаживания) Deus Ex: Mankind Divided (общие настройки качества — максимальные, но без сглаживания)
Очень высокое 11600 Ультра 11000 Ультра 11000
Высокое 6900 Высокое 9700 Очень высокое 9600
Среднее 6400 Среднее 8800 Высокое 7800
Низкое 6200 Низкое 7800 Среднее 7100
Низкое 6900
Тени
Очень высокое 10700 HFTS 11600 Очень высокое 11000
Высокое 10500 PCSS 11000 Высокое 10900
Среднее 10300 Ультра 11000 Среднее 10800
Выкл. 10300 Очень высокое 11000
Высокое 10400
Среднее 10400
Низкое 10300

Настроек изображения в компьютерных играх очень много. Разработчики тесно сотрудничают с производителями железа — AMD, NVIDIA и Intel, а потому приложения изобилуют разным количеством всевозможных опций. Например, в Rise of the Tomb Raider реализован режим PureHair, который заметно преображает прически персонажей этой игры. А еще используются различные технологии преграждения окружающего света (SSAO, HBAO, HBAO+, VXAO и так далее), которые затемняют впадины и углы, добавляя им визуальной глубины.

Все эти настройки в той или иной степени влияют на потребление видеопамяти и ОЗУ. Однако не так сильно, как сглаживание, тени и размер текстур.

Вроде бы ответ на основной вопрос получен: замеры потребления оперативной памяти показывают, что 16 Гбайт — наше все, если вы планируете играть с максимальными настройками качества графики. С другой стороны, есть доказательство того, что и 8 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для любого современного проекта — требуется лишь снизить качество изображения. Чаще всего достаточно выставить режим «Высокое» или «Среднее». По мнению автора, картинка при этом будет все равно вполне приемлемого уровня. Однако интересно узнать, как поведут себя типовые игровые системы при нехватке ОЗУ? Этому вопросу посвящена вторая часть эксперимента.

Несколько дней назад я «психанул» — мне надоело покупать частями комплектующие будущего домашнего «суперкомпьютера» . Взял и разом приобрёл оставшиеся детальки — материнскую плату, процессор и оперативную память.

Сегодня расскажу как выбрать оперативную память в компьютер и даже как её правильно установить.

Что такое оперативная память

Перед выбором оперативной памяти для компьютера нужно чётко понимать что это такое вообще.

Оперативная память в компьютере это один из компонентов, наряду с центральным процессором и SSD-диском, который отвечает за быстродействие системы.

Официальное определение звучит примерно так: ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) — это энергозависимая часть компьютерной системы, в которой временно хранятся входные, выходные и промежуточные данные программ и операционной системы.

Но я, как всегда, попытаюсь донести Вам это определение простым языком…

Процессор — это мозг компьютера, который обрабатывает всю информацию. Жёсткий диск (или SSD-диск ) хранит в себе все данные (программы, фотки, фильмы, музыку…). Оперативная память — это промежуточное звено между ними. В неё «подтягиваются» данные, которые нужно обработать процессору.

Зачем «подтягиваются» ? Почему сразу не брать их с жёсткого диска? Дело в том, что оперативка работает во много раз быстрее, чем даже SSD-диск.


Какие данные могут скоро понадобиться процессору определяет сама операционная система, автоматически. Она очень умная, чтоб о ней не говорили.

Типы ОЗУ

Когда по земле ещё ходили мамонты оперативка делилась на SIMM и DIMM — сразу забудьте об этих типах ОЗУ, их уже давно не выпускают и не используют.

Потом изобрели DDR (2001 год). Ещё встречаются компьютеры с таким типом памяти. Главное отличие от DDR2 и DDR3 — количество контактов на плате памяти DDR, их всего 184 штуки. Такой тип ОЗУ работает гораздо медленнее своих современных собратьев (DDR2 и DDR3).

В DDR2 (2003 год) большее число контактов (240 штук), благодаря этому расширилось количество потоков данных и заметно ускорилась передача информации к процессору. Максимальная частота DDR2 составляет 1066 МГц.

DDR3 (2007 год) — это самый распространённый тип оперативной памяти в современных компьютерах. Тут оставили количество контактов в покое (240 штук), но сделали их электрически несовместимыми. Максимальная частота DDR3 – 2400 МГц. Ещё этот тип памяти отличается меньшим энергопотреблением и большей пропускной способностью.

DDR3 получилась быстрее DDR2 на 15-20 %.

Планки DDR2 и DDR3 имеют разное расположение «ключа» , они не взаимозаменяемы…

Форм-фактор планок оперативки

Планки оперативной памяти для ноутбуков (SODIMM) и стационарных компьютеров (SDRAM) разные по размеру и внешнему виду. Для ноутов они выглядят так…

…а для стационарных домашних компьютеров, примерно так…

На этом их отличия (в основном) и заканчиваются. Характеристики, которые нужно знать для выбора оперативной памяти, у этих двух видов абсолютно одинаковы.

Объём оперативной памяти

В прошлом веке объём оперативной памяти измерялся в килобайтах и мегабайтах (даже смешно вспоминать). Сегодня — в гигабайтах.

Этот параметр определяет сколько временной информации влезет в чип оперативки. Тут всё относительно просто. Сама Windows при своей работе потребляет около 1 Гб памяти, поэтому её должно быть больше в компьютере.

2 Гб — может хватить для бюджетного компьютера (фильмы, фотки, Интернет)

4 Гб — подойдёт для более требовательных программ, игр на средних и максимальных настройках качества

8 Гб — «потянут» тяжелые игры на максимальных настройках качества или очень требовательные к памяти программы *DANCE*

16 Гб — будут «летать» самые новые современные и тяжёлые игры, а также специальные профессиональные программы-монстры

32 Гб — Вам некуда девать деньги? Перешлите их мне.

Очень важно учитывать, что обычные 32-битные операционные системы Windows «не видят» памяти более 3 Гб и соответственно не используют её. Если Вы купите более 3 Гб оперативки — ОБЯЗАТЕЛЬНО устанавливайте 64-битную систему.

Частота оперативной памяти

Неопытные пользователи часто при выборе оперативки ограничиваются её объёмом, но частота памяти не менее важна. Она определяет с какой скоростью будет осуществляться обмен данными с процессором.

Современные обычные процессоры работают на частоте 1600 МГц. Соответственно и память желательно покупать с такой частотой, не выше (можно 1866 МГц). Отличие 1333 МГц от 1600 МГц практически незаметны «на глаз» .

Что касается планок памяти с частотой 2133 МГц и выше — они сами стоят диких денег, для их полноценной работы нужны специальные материнские платы, которые стоят дикие деньги, а самое главное, что нужен процессор с разблокированным множителем (поддерживающий разгон), который стоит…

При этом всё это безобразие будет сильно греться (нужна мощная охлаждающая система (желательно водяная), которая стоит…) и потреблять много энергии. Это выбор сумасшедших геймеров.

Кстати, прирост производительности компьютера при таком разгоне будет составлять всего от 10 до 30%, а денег потратите в три раза больше. Оно Вам надо?

Тайминг оперативной памяти

«Страшный» параметр оперативной памяти о котором мало кто знает и который редко учитывают при выборе памяти, а вот и зря.

Латентность (тайминг) — это временная задержка сигнала. Измеряется она в тактах. Тайминги могут принимать значения от 2 до 13. От них зависит пропускная способность участка «процессор-память» и, как следствие, быстродействие системы, правда совсем чуть-чуть.

Чем ниже значение тайминга, тем быстрее работает оперативная память. Например я приобрёл память со значениями таймингов 9-9-9-24, но есть и шустрее, конечно.

Тайминги оперативной памяти можно корректировать в БИОС при разгоне системы (не рекомендуется это делать неопытным пользователям).

И в завершении статьи, как и обещал в начале, расскажу…

Как правильно устанавливать оперативную память в компьютер

Перед процедурой надо обязательно выключить компьютер и отсоединить шнур питания от системного блока.

Никаких настроек, после установки памяти, производить в системе не нужно. Система сама её опознает и начнёт использовать.

Легче всего память устанавливать в ноутбук (бывает труднее открыть заднюю крышку). В ноутах оперативка находится в горизонтальном положении, лежит.

Просто приподнимаем и вытягиваем её из пазов, вставляем новую до упора. Замок на планке (прорезь) не даст Вам ошибиться при установке…

В стационарных компьютерах этот процесс «капельку» сложнее. Память стоит вертикально к материнской плате и зажата защёлками.

Для изъятия планки достаточно развести эти защёлки в стороны и она сама «выпрыгнет» из слота. Установка тоже займёт у Вас 2 секунды — поднесите планку к слоту, согласуйте замок (прорезь) на планке с перемычкой в слоте и вставьте до упора (услышите щелчок — это защёлки зажмут планку).

Очень важно не перепутать щелчок зажимов с хрустом проломленной материнской платы.

Двухканальный режим памяти