История компьютера ZX Spectrum

Пятнадцать лет назад самым популярным компьютером в России был ZX Spectrum. Как появились первые клоны "Спектрума", и почему они создаются до сих пор?

Когда вы читаете эти строчки, где-то наверняка светится экран монитора со знакомой до боли надписью "© 1982 Sinclair Research Ltd". А это значит, что ZX Spectrum, восьмиразрядный компьютер, придуманный без малого тридцать лет назад, и не собирается сходить с компьютерного небосклона.

Одна из причин особого отношения людей к "Спектруму" (или "Спекки", как ласково величают его пользователи) - это, безусловно, ностальгия, и не только по нему, но и по всей технике и окружавшей её атмосфере рубежа восьмидесятых-девяностых годов. Те компьютеры с нынешних высот кажутся плохенькими и неказистыми, но для многих они были первыми компьютерами в доме - с первыми играми, бейсиками, фокалами, паскалями...

Первые ZX Spectrum были созданы компанией Sinclair Research в начале восьмидесятых годов, и с тех пор они продавались миллионными тиражами. Хоть "Спектрумы" и не были особенно мощными, однако благодаря своей простоте, дешевизне и обилию доступного софта и игр стали просто идеальными домашними компьютерами.

В отличие от поклонников не менее знаменитых на Западе компьютеров Commodore 64 и Apple II, любители ZX Spectrum обитают в странах Восточной Европы. Российские спектрумисты-самоделкины не оставили эту платформу и в девяностые годы - когда производство фирменных компьютеров было давно свёрнуто. Как же появился "Спектрум" на просторах тогда ещё СССР, и почему именно он стал для нас символом компьютеров той эпохи?

Почему "Спектрум"?

"Спектрумы" вовсе не были первыми машинами, доступными для рядового советского гражданина. Такие отечественные восьмибитные изделия, как "Микро-80" и "Радио-86РК", появились ещё раньше. Неплохо распространились и отечественные компьютеры серии "БК", были компьютерные классы на базе ДВК и УКНЦ. Параллельно с первыми "Спектрумами" из-за рубежа в нашу страну проникли и другие популярные в те времена восьмибитные машины: Commodore-64, MSX, серия Atari и прочие.

Всё это тоже памятные и дорогие многим компьютеры, но ZX Spectrum, вероятно, имел какое-то волшебное соотношение цены, качества, возможностей, доступности и простоты. Из всех компьютеров, которые в конце восьмидесятых стали доступны советским гражданам, только машины, совместимые со "Спектрумом", можно было приобрести по относительно низкой цене практически везде. В стоимость Atari и Commodore включали таможенные пошлины и прочие накрутки, связанные с их дальним путешествием. "Спектрумы" же очень скоро стали производиться на месте. А так как в СССР имелось смутное представление о таком понятии, как "копирайт", то масса программ для "Спектрума", скопированных и взломанных нашими умельцами, потоком хлынула к нам через Польшу и другие страны Восточной Европы.

Устройство ZX Spectrum 48K трудно описать иначе, как словами "гениальная простота". Здесь без лишних наворотов был реализован джентльменский набор функций: графика, интерфейсы к внешним устройствам, звук и 48 Кб оперативной памяти. Чтобы получить рабочий "Спектрум", не требовалось докупать периферию - подключить его можно было к обычному телевизору, а в качестве устройства внешней памяти использовался обычный кассетный магнитофон, который имелся у многих.

Почти сразу выяснилось, что большинство компонентов "Спектрума" можно заменить на отечественные, а это было очень важно при тогдашнем дефиците радиодеталей. Даже фирменную "секретную" микросхему ULA, в которой был прошит видеоконтроллер и некоторые другие узлы компьютера, в итоге взломали и повторили на обычной "рассыпухе". Единственной импортной деталью оставался центральный процессор Z80. Впрочем, отечественная промышленность вскоре освоила производство и его аналогов, а впоследствии - и аналогов звуковой микросхемы AY-3-8910.

Не самое плохое компьютерное изделие отечественной промышленности "БК-0010" стоило тогда 600-650 рублей, тогда как средняя цена на клон ZX Spectrum 48K лишь немногим превышала 100 рублей и со временем только снижалась. Неудивительно, что компьютер стал настолько массовым. Его можно было встретить где угодно, и даже серьёзные предприятия не обходили его вниманием.

Первые клоны

Клоны "Спектрума" стали массово появляться в Советском Союзе в 1986-89 годах. Долгое время было неизвестно, с чего начался этот процесс, но в 1999 году авторам электронной спектрумовской газеты Optron удалось выяснить, где появился первый советский "Спектрум".

Оказалось, что впервые схему фирменного "Спектрума" "взломали" и повторили на отечественных комплектующих во Львове. Все работы велись в 1984-1985 гг. в ОКБ Львовского политехнического института. В то время он был секретным и режимным предприятием, а ныне называется НИКИ ЭЛВИТ (Научно-исследовательский конструкторский институт электронно-вычислительной измерительной техники) госуниверситета "Львовская политехника".

В 1999 году авторы "львовского варианта" по-прежнему работали в институте. О том, как в СССР попали первые спектрумы, мы сегодня можем узнать из интервью опубликованного в спектрумовском журнале "Оптрон".

Инициатором перевоплощения фирменного "Спектрума" в отечественный можно считать Эдуарда Андреевича Марченко. Он выступил дизайнером корпуса компьютера и впервые подключил "Спектрум" к телевизору через антенный вход. Тем не менее он не так уж горд своими свершениями. По словам Марченко, знай он, что со всех предприятий Союза начнут пропадать микросхемы памяти РУ5, растаскиваемые спектрумистами-самоделкиными (причём в таких масштабах, что стало невозможным выполнение некоторых госзаказов), он бы ещё хорошенько подумал, прежде чем способствовать популярности "Спектрума".

Первым полностью воспроизвёл "Спектрум" Юрий Дмитриевич Добуш: он изучил и разобрал на доступные в СССР детали фирменную и особо секретную микросхему ULA, в которой фактически и содержался весь компьютер, не считая памяти, процессора и пары мультиплексоров.

Также в разработке принимали участие Евгений Евгеньевич Натопта, занимавшийся программной частью компьютера, и Олег Васильевич Старостенко - создатель первой печатной платы "Львова".

По словам Юрия Добуша, тогда была необходимость в создании компьютера, который имел бы хорошую графику. Нужно было, чтобы это был компьютер с достаточным количеством программ и игр и чтоб они были доступны. Возник вопрос, как сделать что-то компактное, удобное, дешёвое и одновременно надёжное. И тут под руку попался Спектрум.

В августе 1985 года оригинальный ZX Spectrum был взят у иностранных студентов на два часа для снятия осциллограмм. На основе анализа этой информации и схемы оригинального ZX Spectrum, полученной из ГДР, была разработана схема с аналогичными параметрами. Её разработка заняла около месяца, причём работа велась не на бумаге, а непосредственно "в железе" - в виде рабочего макета, собранного из доступных тогда деталей.

Первый вариант клона был запущен в октябре 1985 года. При разработке старались приблизить все тайминги к параметрам оригинального компьютера, а также достичь аналогичного потребления тока. Схема на бумаге была составлена только после окончания разработки.

Прошивка ПЗУ была набрана с фотокопий статьи из западногерманского журнала, где опубликовали дизасемблированный код прошивки. Фотокопии статьи тоже были получены у иностранных студентов, занимавшихся разработкой ПО для ZX Spectrum и имевших много документации.

Сам Юрий вспоминает это время так: "Был такой Женя, где-то он имел контакты. Кто-то из иностранных студентов привез фирменный "Спектрум" сюда, в ОКБ. Этот Женя контактировал с Натоптой Евгением Евгеньевичем, который, увидев этот компьютер, попросил Женю взять его себе домой поиграть... Мы берём с работы 99-й осциллограф, тащим его туда и буквально проходим по всем ножкам, зарисовываем осциллограммы этой ULA-шки. Кроме того, у нас была информация по структуре программного обеспечения: буквально был исписан один листок. Ещё мы считали информацию из ROM компьютера. И начали работать. Евгений Евгеньевич Натопта занимался программным обеспечением, а я, молодой ещё тогда специалист, - конкретно железом. Собственно разработкой. По осциллограммам восстанавливал схему".

Нельзя сказать, что только во Львове обратили внимание на этот компьютер. Так, параллельно работы над копированием "Спектрума" велись в Каунасе, однако именно схема "львовского варианта" первой пошла в народ и легла с небольшими изменениями в основу многих последующих моделей "советских" спектрумов.

Московский клон "Москва-48" представлял собой почти полную копию "львовского варианта"; на основе этой же схемы в Ленинграде вышла модель "Ленинград-48". Львовская схема использовалась и при разработке других отечественных клонов - например, "Пентагон-48". Многие микросхемы там имеют те же номера, что и на схеме из Львова.

А потом варианты "Спектрума-48" посыпались как из рога изобилия, производимые как умельцами, которых было пруд пруди благодаря многочисленным радиокружкам, так и подключившейся отечественной промышленностью. "Дубны", "кванты", "компаньоны"... Чуть ли не в каждом городе было по своему клону ZX Spectrum 48К.

Успех и провал ZX Spectrum на Западе

Один из самых неясных моментов в истории ZX Spectrum - падение его популярности в начале девяностых годов. Почему компания, выпускавшая настолько хорошо продававшийся компьютер, вдруг свернула производство, вместо того чтобы продолжать развивать платформу и делать более совершенные модели?

Большинство источников, описывающих историю тогдашнего Sinclair Research, восхваляют гениальность её основателя Клайва Синклера, описывают причины взлёта "Спектрума", но, когда речь заходит о падении, сообщают лишь, что ZX Spectrum был вытеснен с рынка другими популярными в те времена компьютерами.

Исторические источники, собранные Константином Свиридовым, дают куда более полное понимание истории Синклера. На сайте Свиридова опубликован крайне подробный отчёт о его изысканиях.

Первое, что нужно понять: Синклер начинал вовсе не с компьютеров. В начале своей предпринимательской карьеры он продавал радиодетали по почте. Первым настоящим успехом его фирмы был карманный калькулятор. Синклер вовсе не изобрёл его, однако нашёл удачное сочетание дизайна, цены и функциональности.

Судьба калькулятора предвосхитит судьбу "Спектрума": первая модель была хоть и привлекательной, но с кучей недостатков (в том числе процент брака был непристойно высок), вторая метила на куда более серьёзный рынок, но так до него и не добралась. В случае с калькуляторами нужно было освоить выпуск научных моделей с дополнительными функциями; в случае с ZX Spectrum Клайв Синклер предпринял крайне неудачную попытку сделать из него офисный компьютер.

И успех и провал ZX Spectrum (и даже последовавшая популярность у энтузиастов) имеют, по сути, одну и ту же причину: Синклер предпочитал максимально упрощать и удешевлять свои продукты и продавать их по почте вместо торговых сетей. Качество зачастую очень страдало, однако "Спектрумы" было не так уж сложно собрать или починить самостоятельно.

В Sinclair Research до последнего не отказывались от этих принципов, однако они мешали компании выйти на международный рынок. Дешевизна и простота конструкции ZX Spectrum недолго были его конкурентными преимуществами: более совершенные компьютеры дешевели, а попытки развить успех ZX Spectrum по большей части оказывались запоздалыми и проваливались.

К примеру, у компании слишком много времени занял выпуск специализированного накопителя на магнитной ленте Microdrive, который позволил бы заменить подключавшиеся к "Спектруму" бытовые магнитофоны. Когда Microdrive был выпущен, оказалось, что его специфические кассеты и по качеству, и по цене уступают уже распространившимся к тому моменту пятидюймовым дискетам.

Компания Синклера тем временем была занята разработкой модели Sinclair QL - куда более дорогого и совершенного компьютера, предназначенного не для домашнего использования, а для офисов. Но пробиться на этот рынок не вышло: Sinclair Research не удалось вовремя договориться с поставщиками программного обеспечения, к тому же качество "железа" по-прежнему не дотягивало до корпоративных стандартов.

Иронично, что первая по-настоящему удачная и популярная модель со времён выпуска оригинального ZX Spectrum была одновременно и его первым "клоном". Spectrum 128 (со 128 килобайтами памяти вместо 48) разработали не непосредственно в Sinclair Research, а по инициативе испанской компании Investronica, производившей "Спектрумы" по лицензии.

Так или иначе, сложно сомневаться если не в гениальности Синклера, то как минимум в обладании неплохим видением будущего. В семидесятые годы его компания выпускала часы и калькуляторы с жидкокристаллическими дисплеями, в начале восьмидесятых - портативные телевизоры. Впрочем, особой популярностью они не пользовались: как ни пытайся сделать электронно-лучевую трубку поменьше, по-настоящему портативной она не станет. В Sinclair Research также пытались разработать плоские экраны - именно ими должен был комплектоваться Sinclair QL. К конечным результатам эти разработки так и не привели.

В 1985 году подразделение Sinclair Vehicles создало компактный одноместный электромобиль Sinclair C5 - можно сказать, Segway своего времени. Потенциальные покупатели, правда, побаивались выезжать на дорогу на трёхколёсном "электровелосипеде", произведённом на заводе бытовой техники.

Складывается впечатление, что Синклер просто не мог сконцентрироваться на чём-то одном. В итоге компьютерный бизнес так, по-хорошему, и не перешагнул стадию торговли полуфабрикатами и запчастями, а его основатель устремился к новым неосвоенным горизонтам - разработке инновационных транспортных средств. Где, кстати, до сих пор продолжает экспериментировать. В 2006 году Sinclair Research выпустила складной велосипед A-Bike , а в 2010 анонсировала электровелосипед X-1.

Компьютерное подразделение же было продано британской компании Amstrad ещё в 1986 году. Для Amstrad это было вполне удачным приобретением: во-первых, одним конкурентом стало меньше, во-вторых "Спектрумы" ещё какое-то время продавались. Амстрадовский ZX Spectrum +2 был основан на ZX Spectrum 128 и имел встроенный накопитель на магнитных лентах, а ZX Spectrum +3 уже поставлялся с трёхдюймовым дисководом.

Последним компьютером, выпущенным под маркой Sinclair, стал PC200, выпущенный в 1988 году. Он был основан на процессоре Intel 8086, имел 512 Кб оперативной памяти и дисковод. По сути, это уже был не "Спектрум", а вполне стандартный бюджетный PC - на нём работали ОС MS-DOS версии 3.3 и графическая оболочка GEM. Популярностью эта машина не пользовалась: покупатели предпочитали Atari ST и Commodore Amiga. С тех пор логотип Sinclair не появлялся на корпусах новых компьютеров.

Андрей Письменный

Зарождение сообщества

"Спектрум-48" стал идеальным конструктром-тренажёром для начинающего радиолюбителя. Буквально за два-три года "Спектрум" завоевал многомиллионную аудиторию. Многие пользователи, наигравшись в игры, хотели научиться самостоятельно их делать. Сначала техническая документация ходила по рукам, почти как пресловутый "самиздат", - в виде машинописных перепечаток, кое-как переведённых с иностранных источников, затем в дело включились кооперативы и серьёзные книжные издательства.

К 1991 году в информационном обеспечении наступил перелом. Книга "ZX Spectrum для пользователей и программистов", которую выпустило издательство "Питер", стала бестселлером. За ней последовали книжки по программированию на бейсике и ассемблере: многие помнят серию книг с описаниями игр фирмы "Солон".

В том же году научно-технический кооператив "Инфорком" начал выпуск ежемесячного журнала "ZX-ревю". Журнал быстро превратился в главное печатное издание для спектрумистов в бывшем СССР. Через журнал знакомились, вступали в переписку и делились опытом со своими товарищами по увлечению со всех концов страны. Так вокруг "Инфоркома" и других подобных проектов начало складываться то, что впоследствии назовут творческим спектрумовским сообществом.

Постепенно многие творческие группы наладили выпуск собственной электронной прессы. На пятидюймовых дискетах, набитых компьютерными новостями, украшенные оригинальной графической оболочкой и музыкальным сопровождением, электронные журналы расползались по всей стране - когда по почте, а когда и через проводников поездов дальнего следования. Первым стал журнал "Спектрофон", выпущенный в 1994 году творческой группой STEP - бывшими журналистами ZX-Ревю Юрием Матвеевым и Сергеем Шишлянниковым, позже прославившимися игрой "Звёздное наследие".

Затем появились издания ZX-Format, Adventurer, BornDead, газеты Cweek, Nicron и многие-многие другие - сотни наименований.

Плотность кода

1990-1992 годы были переломными для "Спектрума" в нашей стране. Именно в этот момент "количество перешло в качество". Комплектующие и периферия дешевели, и аппетиты пользователей законным образом росли. Всё чаще стали появляться клоны "Спектрума" с контроллером дисковода "Beta disk interface" и системой TR-DOS, прошитой в ПЗУ. Именно она стала для нашей страны стандартом де факто. Подавляющее большинство программ и игр быстро адаптировали для пятидюймовых дискет.

Но главным прорывом этого периода стала смена модельного ряда. В 1990 или 1991 году радиолюбители повторили модель ZX Spectrum 128K - со 128 Кб ОЗУ, двумя экранными страницами и музыкальным сопроцессором. Первыми "новыми" спектрумами были "Москва-128" и "Пентагон-128". Дальше всё пошло как и с 48К: каждый способный радиолюбитель делал по своему клону. Модели со 128 килобайтами и дисководом быстро вытеснили "классические" спектрумы. Программисты тоже быстро стали ориентироваться на 128 Кб как на новый стандарт. Стандарт ZX-48 умер, но жизнь Спектрума продолжалась.

Количество перешло в качество и в программировании. В отличие от "больших" компьютеров, возможности софта прирастали прежде не за счёт увеличения числа мегабайт и мегагерц, а за счёт максимального использования всех особенностей архитектуры компьютера и оптимизации машинного кода (а именно на нём написано подавляющее большинство серьёзных приложений для "Спектрума"). Глядя на некоторые игры и программы, появившиеся с тех пор, трудно поверить, что им хватает 128 килобайтов памяти и восьмибитного процессора с тактовой частотой до семи мегагерц: посмотрите хотя бы на спектрумовские ипостаси известных игр Mortal Kombat, DOOM и Wolfenstein.

Ещё поразительнее для непосвящённых выглядят демонстрационные компьютерные клипы, в просторечии "демки", демонстрирующие посредством аудиовизуальных эффектов "крутизну" кода её автора. В качестве примера можно привести такие демоклипы, как AEON, JAM, BINARY LOVE или ANAMNESIS... да что там - их великое множество. У многих демок есть сюжет, и они смотрятся не хуже видеоклипов. Но это не видеоклипы, ведь всё, что происходит на экране, - плод математических способностей процессора и таланта программиста.

Демонстрация - красот и возможностей

Одно из главных увлечений современных любителей древних компьютеров - написание и просмотр демосцен, то есть небольших видеороликов, изображение в которых генерируется компьютером "на лету". Технические достижения в виде разнообразных визуальных эффектов здесь сочетаются с настоящим искусством - работами художников и музыкантов.

ZX Spectum - одна из наиболее популярных платформ среди российских демосценеров. Каждый год в России проходят соответствующие фестивали и конкурсы. Один из главных фестивалей - питерский Chaos Constructions.

Достижения спектрумовского демо сегодня не очень понятны непосвящённым: вряд ли кого-то можно удивить, к примеру, трёхмерной графикой, однако на компьютере без отдельного видеоадаптера и со столь маломощным процессором иначе, как чудом, её не назовёшь.

Андрей Письменный

Монстростроение

Между тем отечественные мастера паяльника продолжали пытаться расширить возможности уже 128-килобайтных машин. На Западе развитие "Спектрума" давно закончилось, поэтому новые возможности пришлось изобретать самостоятельно. Поскольку этим независимо друг от друга занимались одиночки или небольшие группы в разных городах, то тут, то там возникали модели, совместимые лишь номинально.

Общим у таких "монстров" была лишь основа - тот самый 128-килобайтный "Спектрум". Остальное придумывалось по своим принципам, и взятые с потолка номера портов в одной модели могли конфликтовать с портами в другой. Часто получалось так, что навороты поддерживали только их создатели, а остальные, запутавшись в стандартах, предпочитали не лезть в эти дебри и продолжали писать программы под стандартные возможности.

Пик "монстростроения" пришелся на 1991-1996 годы. Несмотря на неразбериху, в итоге выкристаллизовались модели, которые, по сути, стали новым стандартом. Речь идёт о Scorpion ZS 256k Сергея Зонова, KAY-1024 Вячеслава Скутина, PROFI (с памятью от 128 Кб до 1024 Мб) фирмы "Кондор", ATM-turbo 1 (512 Кб) и TURBO2+ (1024 Кб) фирмы "МикроАРТ". Помимо самих клонов, появлялись дополнительные периферийные устройства: звуковая карточка "General Sound", контроллер мыши (на который не сразу, но был выработан единый стандарт), контроллеры винчестера (в Profi и TURBO2+ они сразу интегрированы в плату) и так далее.

Плата ATM Turbo

Именно в те годы зародилась спектрумовская демосцена. Кроме того, один за другим появляются прикладные и, конечно, игровые мегапроекты - Prince of Persia, The Last Battle, "Зеркало". Авторы особенно удачных игр становились настоящими знаменитостями среди спектрумистов - к примеру, Вячеслав Медноногов (он же CopperFeet) стал для многих настоящим кумиром благодаря играм "НЛО", "НЛО-2" и "Чёрный ворон".

И наконец, высшая точка развития "Спектрума" - его выход в сеть. Нет, не в интернет. Однако гулявшие по рукам многочисленные схемы самопальных модемов к середине девяностых претерпели унификацию и стандартизацию, и с помощью них сотни пользователей по всей стране организовали свою собственную FIDO-образную сетку под названием ZXNet, которую со временем удалось связать и самим FIDOnet.

Поздние игры

Вячеслав и Алексей Медноноговы - пожалуй, самые знаменитые российские разработчики игр для ZX Spectrum. В 1995 году они сделали отечественный клон игры UFO: Enemy Unknown, под названием "НЛО". Через годы вышла и вторая часть игры, а затем и следующий спектрумовский блокбастер тех времён - клон Warcraft под названием "Чёрный ворон". Были и другие игры, причём по качеству они подчас не только не уступали, но значительно превосходили всё, что было выпущено для ZX Spectrum западными издателями.

По сути, это период небывалого расцвета российского игрового инди. С тех пор многие разработчики перебрались со "Спектрумов" на ПК, а некоторые принесли туда и свои разработки. Пожалуй, самая известная из них - "Звёздное наследие". Компания Step Creative Group, выпустившая спектрумовскую версию в 1995 году, через десять лет полностью переделала игру и выпустила версию для Windows на компакт-диске.

Поразительно, но спектрумовские игры до сих пор пишут. Дмитрий Быстров, известный как Alone Coder, и Александр "Shiru" Семёнов в 2006 году написали для ATM Turbo 2+ (предшественника ZX Evolution) игру Ball Quest, использующую нестандартный графический режим "цвет на точку" (обычно ZX Spectrum отображает только по два цвета на знакоместо, что заметно на большинстве цветных скриншотов). Такие игры, конечно, делаются не на продажу, а для конкурсов. Скачать их можно совершенно бесплатно, а запускать вовсе не обязательно на настоящем "железе" - вполне подойдёт обычный ПК и эмулятор.

Time Gal, Ball Quest, Pang, Wolfenstein

Той же команде принадлежит и ещё одно значительное достижение. В 2006 году была создана первая игра для ZX Spectrum (вернее, ATM Turbo) на компакт-диске. Конечно, "создана" - не совсем верное слово: игра Time Gal была перенесена с первой Sony Playstation и при этом сохранила все анимационные сцены. Создание плеера, играющего видео с компакт-дисков, позволило портировать игру на ATM Turbo и ZX Evolution. Time Gal занимает 90 Мб, и её можно скачать с сайта Alone Coder вместе с исходными кодами.

Андрей Письменный

Закат

Ничто не длится вечно. Как когда-то на Западе, в России популярность "Спектрума" тоже стала клониться к закату. Печатные издательства свернули в своих публикациях спектрумовскую тематику, одна за другой закрывались или перепрофилировались фирмы, производившие или ремонтировавшие спектрумы, а новые программы и игры стали появляться всё реже и реже.

Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, компьютерный рынок наводнили дешёвые китайские приставки - все эти "сеги", "нинтендо" и "денди". С другой стороны, резко подешевели IBM-совместимые компьютеры, по всем статьям превосходившие "Спектрум". В итоге он потерял своё главное на тот момент "утилитарное" преимущество - дешевизну и доступность. Те, кому "Спектрум" был нужен только для игр или "хозяйственных" нужд, с радостью пересели на более мощные машины.

И всё же "Спектрум" выжил - выжил благодаря той категории пользователей, для которых ZX Spectrum стал средством самореализации хоть в паянии, хоть в музицировании, хоть в программировании. Для них это уже не просто машина, а верный друг, которых, как известно, не бросают. Когда на рубеже веков совершился перелом и на других восьмибитных платформах остались только беспомощные одиночки, сообщество любителей "Спекки" уцелело.

Ему пришлось пережить тяжёлые шторма. Переход с диалапа на выделенку и введение поминутной оплаты за телефон убили ZXNet (одним из последних в Москве владельцев узла ZXNet долгое время оставался Владимир Булчукей), массовое распространение доступного интернета обессмыслило и почти убило электронную ZX-прессу на дискетах, но "Спектрум" продолжает жить.

Продолжают выходить программы и игры, а в интернете ведётся большая работа по сохранению спектрумовского наследия. Для тех, у кого вышла из строя "реальная" машина, "Спектрум" возродился и обрёл второе дыхание в эмуляторах. Возникло новое, пока ещё немногочисленное, поколение спектрумов, основанное на современной дешёвой элементной базе XXI века. Они мало похожи на своих предшественников, но если вы заглянет в их ATX-корпуса, то увидите, что среди современных чипов в центре платы по-прежнему бьётся кремниевое сердце старичка Z80.

Компьютер поступил в продажу 23 апреля 1982 года и имел стоимость £125 для варианта с 16 КБ ОЗУ и £175 для варианта с 48 КБ. Впоследствии цена была снижена до £99 и £129 соответственно.

Главным достоинством и достижением компьютера являлась его низкая стоимость. Однако, она была достигнута за счёт экономии на всех составляющих и снижения технических характеристик по сравнению с другими домашними компьютерами того времени.

Аппаратная часть компьютера разработал Ричард Альтвассер (Richard Altwasser). Встроенное ПО (интерпретатор BASIC в ПЗУ) разрабатывался фирмой Nine Tiles , непосредственно Стивеном Виккерсом (Steven Vickers). Дизайн внешнего вида компьютера выполнен Риком Дикинсоном (Rick Dickinson). В комплект компьютера входила кассета с ПО фирмы Psion (на кассете имелась Arkanoid -подобная игра, написанная на BASIC).

Среди пользователей распространена уменьшительная форма названия компьютера - Speccy , применяемая для всех компьютеров линейки ZX Spectrum. Впервые это название было использовано в журнале Your Sinclair ? На русском языке этот вариант названия произносится как спекки , однако некоторое распространение имеет ошибочное произношение спейси . Оригинальный источник, распространивший подобное произношение, неизвестен.

В 1990-х годах в России компьютеры, совместимые с ZX Spectrum, часто называли синклерами (по названию производителя). Такой вариант названия некорректен, так как ZX Spectrum не является единственным компьютером, выпущенным компанией Sinclair Research.

Также в отечественной литературе часто встречается неправильное написание полного названия - ZX-Spectrum . В оригинальной литературе и надписи на корпусе компьютера дефис отсутствует.

Характеристики

  • Процессор: Zilog Z80A на частоте 3.5 МГц
  • ОЗУ : 16 КБ в минимальной конфигурации, 48 КБ в полноценной
  • Видео: единственный видеорежим - графический 256 x 192 точек, 8 цветов с двумя уровнями яркости
  • Клавиатура: резиновая 40-кнопочная для оригинальной модели, пластиковая 58-кнопочная для Spectrum+
  • Разъёмы:
    • Cистемный разъём
    • MIC - выход записи на магнитофон
    • EAR - вход чтения с магнитофона
    • Высокочастотный ТВ-выход (стандарт PAL)

Версии плат

Всего за время выпуска ZX Spectrum и ZX Spectrum+ выпускалось 6 версий плат.

Разница в цене между вариантами с 16 и 48 килобайтами памяти была меньше, чем стоимость любых комплектов для расширения памяти.

А его многочисленные клоны в начале 1990-х получили широкое распространение на территории бывшего СССР /СНГ . Благодаря невысокой цене, за первые 17 месяцев было продано более миллиона этих машин. Низкая стоимость компьютера была обусловлена рядом факторов: использованием технологии ULA , с помощью которой большая часть схемы размещалась в одном чипе; низкими техническими и пользовательскими характеристиками по сравнению с более дорогими компьютерами того времени; использованием бытового телевизора в качестве монитора и магнитофона в качестве внешнего накопителя .

В 1980-х основным соперником ZX Spectrum на европейском рынке был "Commodore 64 ". Другими важными конкурентами были 8-битные «Atari» , «BBC Micro », «Amstrad CPC » и в некоторых странах MSX .

Технические особенности

«Sinclair ZX Spectrum» был представлен в апреле 1982 года в двух вариантах - с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти .

Первая модель «ZX Spectrum» имела недорогую в производстве клавиатуру , состоявшую из 40 резиновых клавиш . Характерной её особенностью была многофункциональность: алфавитно-цифровые клавиши имели до семи значений в различных режимах. При этом режим ввода отображался с помощью курсора. Такими режимами были:

  • L - для ввода строчных букв
  • C - для ввода заглавных букв
  • K - для ввода основных ключевых слов BASIC
  • E - для ввода дополнительных ключевых слов и операторов
  • и G - для ввода псевдографических, управляющих символов и символов, определённых пользователем.

Режим переключался как автоматически, так и с помощью управляющих клавиш Caps Shift и Symbol Shift . Например, в начале набора BASIC ждёт номер строки или команду, поэтому курсор находится в режиме K . Однократное нажатие клавиши «G» в таком режиме приводит к автоматическому вводу оператора GO TO. После этого курсор переходит в режим L и позволяет набрать число, имя переменной по буквам или математическое выражение (в том числе с помощью режима Е ) . Более поздние модели (начиная с «ZX Spectrum 128») позволяли в качестве альтернативы набирать команды языка по буквам .

Не менее характерным был единственный графический режим компьютера при отсутствии текстового. Цвета (8 цветов и два уровня яркости, плюс атрибут мерцания) и собственно графика хранились в разных участках памяти . При этом, хотя графическое разрешение составляло 256×192 точек, цветовые атрибуты задавались по знакоместам. Каждое знакоместо размером 8×8 пикселей могло иметь только два приписанных ему цвета (называемые цветами «чернил» и «бумаги» в Sinclair BASIC) и по одному атрибуту яркости и мерцания . Таким образом, область 8×8 пикселей кодировалась 9 байтами ОЗУ (8 байт - побитовая картинка 8×8 пикселей, 1 байт - атрибуты цвета: 3 бита - цвет знака, 3 бита - цвет фона, 1 бит повышенной яркости и 1 бит мерцания знакоместа). Такая организация вызывала определённые сложности (конфликт атрибутов) при создании компьютерной графики . С другой стороны, малый объём экранной памяти (около 7 КБ) позволял быстрее обновлять экран и увеличивать долю ОЗУ, используемую собственно программой , что было существенно для компьютерных игр. Кроме того, особая организация графического режима позволяла существенно оптимизировать вывод текста при отсутствии текстового режима .

Первые модели «ZX Spectrum» имели встроенный динамик, осуществлявший однобитный выход звука . Воспроизведение музыки, особенно многоголосной, требовало использования почти всего времени процессора, так как звук полностью генерировался программно . В модели «ZX Spectrum 128» была добавлена микросхема звукогенератора AY-3-8912 , позволяющая воспроизводить трёхканальный звук без больших затрат процессорного времени . Подключение этой микросхемы также было возможно и для моделей с объёмом памяти 48 КБ .

Модели

Модели Sinclair Research

Оригинальные модели «ZX Spectrum», выпущенные «Sinclair Research»:

  • ZX Spectrum 16K/48K ()
  • ZX Spectrum+ ()
  • ZX Spectrum 128 ()

Аппаратную часть ZX Spectrum 16K/48K разработал Ричард Альтвассер (Richard Altwasser ) из «Sinclair Research», корпус машины был создан промышленным дизайнером Риком Дикинсоном (Rick Dickinson ) . Программное обеспечение для нового компьютера разработал Стив Викерс (Steve Vickers ) по контракту с компанией «Nine Tiles Ltd», в которой был создан «Sinclair BASIC» . Модель имела резиновые клавиши, миниатюрный корпус и характерный логотип в виде спектра . Компьютер был выпущен на рынок в 1982 году по цене в 125 фунтов за модель с 16 КБ ОЗУ и 175 фунтов - за модель с 48 КБ; эти цены позже были снижены до 99,95 и 129,95 фунтов соответственно . Владельцы модели с 16 КБ памяти могли приобрести обновление на 32 КБ; для обновления пользователи могли выслать свой «Spectrum» в «Sinclair Research» по почте . Сторонние фирмы также предлагали ОЗУ-модуль на 32 КБ, подключаемый в порт расширения .

«Sinclair Research» разрабатывала ZX Spectrum 128 совместно со своим испанским дистрибьютором «Investrónica» . «Investrónica» помогла адаптировать «ZX Spectrum+» к испанскому рынку после того, как испанское правительство обложило особым налогом все компьютеры с памятью в 64 КБ и ниже, не поддерживающие испанский язык . Новая модель содержала 128 КБ ОЗУ, трёхканальный звук через AY-3-8912 , совместимость с MIDI , порт RS-232 , RGB-выход на монитор, а также 32 КБ ПЗУ с улучшенным Бейсик-редактором . Машина была впервые представлена и запущена в продажу в сентябре 1985 года в Испании . В Великобритании, из-за наличия большого числа нераспроданных «Spectrum+», продажи были отложены до февраля 1986 года ; начальная цена была установлена в £179,95 .

Процессор Z80 имеет 16-разрядную шину адреса, что означает, что он может адресовать только 64 КБ памяти. Для доступа к дополнительным 80 КБ ОЗУ было внедрено переключение банков памяти (англ. bank switching ), таким образом, вся оперативная память разделена на восемь страниц, каждая из которых может быть отображена в верхней части адресного пространства. Подобным образом реализовано переключение между новыми 16 КБ ПЗУ и оригинальными 16 КБ ПЗУ в нижней части адресного пространства .

Для использования новых звуковых возможностей в «Sinclair BASIC» появилась инструкция PLAY , а с помощью новой инструкции SPECTRUM компьютер переключался в режим «Spectrum 48K» . Новые инструкции заняли место двух существующих символов, определяемых пользователем , что вызвало проблемы совместимости с некоторыми старыми бейсик-программами.

Модели Amstrad

Модели «ZX Spectrum», выпущенные компанией «Amstrad » после передачи прав на всю линию машин:

  • ZX Spectrum +2 ()
  • ZX Spectrum +3 ()
  • ZX Spectrum +2A / +2B ()

ZX Spectrum +3 выглядел подобно модели «+2», но вместо магнитофона содержал привод 3-дюймовых гибких дисков (как в «Amstrad CPC 6128»); корпус был чёрного цвета. Модель была выпущена в 1987 году с начальной ценой в £249, которая позже упала до £199 . Это был первый «Spectrum», способный запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования .

В «+3» появилось ещё 2 × 16 КБ ПЗУ, в виде одного чипа на 32 КБ. Половину этого объёма заняла вторая часть реорганизованного 128 ROM, вторую половину - дисковая операционная система +3DOS, которая по сути являлась изменённой версией AMSDOS. Для возможности использования других операционных систем механизм переключения банков памяти был изменён таким образом, что ОЗУ могло отображаться на все 64 КБ адресного пространства. Такие коренные изменения привели к ряду несовместимостей, некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K перестали работать на новой машине .

«ZX Spectrum +3» стал последней официальной моделью «Spectrum», которая пошла в серию; производство модели продолжалось до декабря 1990 года . Хотя в то время продажи «Spectrum» составляли треть продаж всех домашних компьютеров, «Amstrad» прекратила производство в попытке перевести потребителей на линейку «CPC» .

ZX Spectrum +2A был сделан для того, чтобы линейка машин стала более однородной. На корпусе по-прежнему была надпись «ZX Spectrum +2», но цвет корпуса вновь стал чёрным, как у первых моделей. «+2A» был сделан на основе «+3», с моделью ПЗУ 4.1 и с материнской платой, на которой было значительно уменьшено количество чипов - большинство из них было интегрировано в ASIC -микросхему. Привод диска и оборудование для него из модели «+3» был заменён на кассетный привод, как в оригинальном «+2». Первоначально «Amstrad» планировала вывести интерфейс для диска, но это так и не было сделано. Как и в случае с «ZX Spectrum +3», некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K были несовместимы с этой моделью [ ] .

Модели, не вышедшие на рынок

В середине 1980-х в Sinclair Research разрабатывался проект Loki , в качестве намного более дешёвого (около £200) конкурента компьютера Amiga . Предполагалось, что Loki будет работать на Z80H на частоте 7 МГц, располагать не менее 128 КБ ОЗУ. Для звука и видео использовались две специализированные микросхемы. Проект был закрыт в 1986 году , после сделки с Amstrad.

Периферия

«Sinclair» предоставляла для «ZX Spectrum» следующие модули расширения:

Помимо этого, предлагался ряд расширений от сторонних производителей, в частности:

  • Kempston joystick - интерфейс для подключения джойстика .
  • Morex Peripherals Centronics/RS-232 - параллельный и последовательный порт.
  • Currah Microspeech - модуль синтеза речи.
  • Videoface Digitiser - дигитайзер .
  • RAM pack - модуль расширения оперативной памяти.
  • Cheetah Marketing SpecDrum - ударная установка.
  • Multiface - отладочный инструмент от компании Romantic Robot.

Также пользовались популярностью клавиатуры различных производителей .

Существовало несколько интерфейсов для подключения дисковода, в частности:

  • SPDOS (Abbeydale Designers/Watford Electronics , 1985)
  • KDOS (Abbeydale Designers/Kempston , 1985) - обновлённая версия SPDOS со своей операционной системой KDOS
  • Opus Discovery (Opus Supplies Ltd, 1985)
  • DISCiPLE (Miles Gordon Technology , 1987) - контроллер дисковода, содержащий также два порта джойстика, параллельный порт, интерфейс локальной сети и «волшебную кнопку».
  • Beta Disk Interface (Technology Research Ltd, 1984) и Beta 128 Disk Interface (1987)

На Западе наиболее популярным стал интерфейс DISCiPLE, в странах Восточной Европы и в России - Beta Disk Interface.

Производные и клоны

«Sinclair» лицензировала «Spectrum» американской компании «Timex». Её модели, порождённые от «Spectrum»:

  • Timex Sinclair 2068 (TS2068) - значительно более сложная машина, чем оригинальный «Spectrum»; добавился порт картриджа, звуковой чип AY-3-8912, а также улучшенная ULA с несколькими графическими режимами. Модель продавалась в основном в США, хотя почти идентичные версии распространялись в Португалии и Польше под названиями «Timex Computer 2068» (TC2068) и «Unipolbrit Komputer 2086» (UK2086).
  • Timex Computer 2048 - машина, очень похожая на «Spectrum», но с улучшенной ULA, позволяющей переключаться в другие графические режимы; продавалась только в Португалии.
  • Timex Sinclair 2048 - версия TS2068 с 16 КБ ОЗУ; не была выпущена на рынок.

Программное обеспечение

«Spectrum» был дёшев и лёгок в обучении - как использования, так и программирования [ ] . Благодаря этому он стал отправной точкой для многих программистов и инженеров, вспоминающих его с ностальгией. Успех ранних моделей «Spectrum» в качестве игровой платформы вероятно был связан с низкой стоимостью компьютера и внешней привлекательностью, так как особыми «игровыми характеристиками» этот компьютер не обладал [ ] .

Семейство компьютеров «Spectrum» обладает крупной библиотекой программного обеспечения из более чем 25 тысяч наименований [значимость факта? ] . Хотя большая часть этой коллекции - игры, набор программ очень разнообразен и включает в себя языки программирования, базы данных (например, VU-File ), текстовые процессоры (Tasword II ), электронные таблицы (VU-Calc ), инструменты рисования (OCP Art Studio , The Artist ) и даже 3D-моделирования (VU-3D ).

Наиболее популярные игры

Игры для «ZX Spectrum» создаются силами энтузиастов и в настоящее время, как на территории бывшего СССР , так и за рубежом. Существуют пакеты для автоматизированного создания игр многих жанров (например, IF Creator для интерактивных книг, 3D Construction Kit для трёхмерных квестов), но чаще используется язык ассемблера. Проводятся конкурсы по написанию игр (например, Твоя Игра , Mini Game Compo, Crap Game Compo, конкурсы в рамках различных демопати , иногда в общем конкурсе с играми для других платформ).

Эмуляция

Основная статья: Список эмуляторов ZX Spectrum

Современные компьютеры, включая мобильные телефоны, карманные компьютеры (кпк) и коммуникаторы, имеют техническую возможность эмуляции компьютера Z80. Благодаря большой базе готового программного обеспечения (в основном игр) «Sinclair ZX Spectrum» является, возможно, наиболее эмулируемой платформой в мире. Существует более полутора сотен эмуляторов для всех распространённых операционных систем для ПК, в частности под архитектуру Windows 32-bit, игровых приставок и мобильных телефонов .

См. также

Примечания

  1. How the Spectrum began a revolution (неопр.) . BBC (2007). Проверено 15 июня 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.
  2. Справочное пособие по процессору Z80 - Минск, УКИК «Центр», 1991 г.
  3. specLOGO02 и specModel01 в фотоархиве Рика Дикинсона
  4. Рубцов С. Компьютеры, которые мы выбираем - "Scorpion ZS-256" // ZX Ревю: журнал. - Инфорком, 1994. - № 2 .
  5. Vickers, Steven. 6. Using the cassette recorder // Sinclair ZX Spectrum: Introduction . - Sinclair Research Ltd , 1982. - P. 21.
  6. Owen, Chris ZX Spectrum 16K/48K (неопр.) . Planet Sinclair . Проверено 23 марта 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.
  7. Andrew Owen. Sinclair BASIC History (неопр.) . - история создания и эволюция Sinclair BASIC . Архивировано 23 августа 2011 года.
  8. Machine Code
  9. Ian Adamson, Richard Kennedy. The Spectrum of Success // Sinclair and the "Sunrise" Technology: The Deconstruction of a Myth . - Penguin Books Ltd, 1986. - ISBN 0140087745 .
  10. Ряд ошибок приводится в тексте (недоступная ссылка) ; в описании Spectrum +4 ROM говорится об исправлении 14-ти ошибок.
  11. Ian Logan, Frank O’Hara. The executive routines // The Complete Spectrum ROM Disassembly . - С. 59. (недоступная ссылка)
  12. Steven Vickers. A description of the ZX Spectrum for reference // . - Sinclair Research Ltd , 1982.
  13. Launch of the Spectrum 128 in Spain // Sinclair User. - 1985. - № 44 . Архивировано 17 мая 2011 года.
  14. Steven Vickers. The memory // Sinclair ZX Spectrum BASIC Programming . - Sinclair Research Ltd , 1982.
  15. Steven Vickers. Colours // Sinclair ZX Spectrum BASIC Programming . - Sinclair Research Ltd , 1982.
  16. Mike James. An Expert Guide to the Spectrum . - Granada Publishing, 1984. - С. 74-76. - ISBN 0-246-12278-1 . (недоступная ссылка)
  17. [Рощин. ] Секреты текстового вывода (неопр.) . zxdn.narod.ru (15 декабря 2002). - Примеры вывода текста на Ассемблере Z80. Из журнала "Чёрная Ворона 6" Украина, Донецкая область, г.Дмитров-1, 05.2001. Проверено 1 ноября 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.
  18. Steven Vickers. BEEP // Sinclair ZX Spectrum BASIC Programming . - Sinclair Research Ltd , 1982.
  19. Евдокимов А., Капульцевич А., Капульцевич И. Глава 10 // Как написать игру на ассемблере для ZX Spectrum . - 1995.
  20. Hands on the 128 // Sinclair User. - 1986. - № 47 .
  21. Inside the 128 // Sinclair User. - 1986. - № 49 .
  22. Ю. Дудник. ZX Spectrum 128K - что это такое? // Радиолюбитель: Журнал. - Минск: Белорусский Дом печати, 1991. - № 11 . - С. 8-9 .
  23. Ю. Дудник. ZX Spectrum 128K - что это такое? Ответы на вопросы // Радиолюбитель: Журнал. - Минск: Белорусский Дом печати, 1992. - № 5 . - С. 8 .
  24. Г. Шепелев. Особенности подключения AY-3-8910 к «Спектруму» // Радиолюбитель: Журнал. - Минск: Белорусский Дом печати, 1994. - № 3 . - С. 13 .
  25. News // Sinclair User. - 1983. - № 14 .
  26. Hewson"s Helpline // Sinclair User. - 1986. - № 50 .
  27. Hardware World // Sinclair User. - 1983. - № 16 .
  28. Spectrum+ // Sinclair User. - 1984. - № 33 .
  29. Sue Denham. The Secret That Was Spectrum+ // Your Spectrum. - 1984. - № 10 .
  30. Owen, Chris ZX Spectrum+ (неопр.) . Planet Sinclair . Проверено 9 мая 2009. Архивировано 23 августа 2011 года.
  31. Your New Spectrum // Your Spectrum. - 1985. - № 21 .
  32. David Crookes. Why QWERTY? // Micro Mart.

Домашний компьютер ZX Spectrum – детище известного британского изобретателя Клайва Синклера. Он является прародителем современных устройств, которыми пользуются взрослые и дети. История создания компьютера «Спектрум» насыщена интересными фактами. Его совершенствовали, клонировали и модифицировали.

ZX Spectrum – что это

Восьмиразрядный ZX Spectrum появился на рынке 23 апреля 1982 года. Его создателем выступила производственная компания Sinclair Research Ltd , основанная Клайвом Синклером. Британский предприниматель занимался разработкой радиотехнических устройств бытового назначения. Его труды увенчались большим успехом. В 80-ых годах домашний компьютер «Спектрум» стал востребованным в европейских странах. В 90-ых годах его клоны распространились на территории бывшего СССР.

Особенности домашнего компьютера ZX Spectrum

«Спектрум» обладал рядом инновационных решений. Часть из них были призваны уменьшить стоимость готового изделия до заветных 99 фунтов стерлингов, часть были обусловлены развитием электронной базы восьмидесятых годов:

  • в качестве монитора использовался экран телевизора;
  • компьютер поставлялся в двух модификациях – с 16 и 48 килобайтами оперативной памяти;
  • в качестве языка программирования ZX Spectrum применялся диалект языка Бейсик;
  • загрузка компьютера осуществлялась за несколько секунд;
  • в качестве внешнего накопителя применялся бытовой кассетный магнитофон;
  • первая модель была оснащена недорогой клавиатурой, состоящей из 40 резиновых клавиш. Ключевой особенностью клавиатуры являлась многофункциональность;
  • первые модели имели однобитный выход звука. Для этой цели использовался встроенный динамик. Это была «пищалка», ритмично пикавшая в играх;
  • наличие графического режима совмещенного с текстовым. Главное отличие от предшественников «Спектрума» — цветное изображение, хоть и с некоторыми ограничениями;
  • к компьютеру могли подключаться джойстики, состоящие из рукоятки и кнопки.

Первые модели восьмиразрядных устройств пользовались огромным спросом. Благодаря простоте, дешевизне (меньше 100 фунтов) и обилию доступного , «Спектрум» был идеальным домашним компьютером.

В середине восьмидесятых годов советские умельцы начали повторять оригинальный компьютер, они разрабатывали аналоги на отечественной элементной базе. Для создания компьютера использовали пригоршню советских микросхем и процессор Z80. Клоны выпускали и государственные заводы. В магазинах продавались «Байты», «Импульсы», «Спектры», «Синтезы» и «Дельты», на которых играли тысячи школьников.

Клайв Синклер — гений минувших дней

Клайв Марльз Синклер (англ. Clive Marles Sinclair) родился 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Мальчик последовал их примеру. В 1962 году англичанин создал компанию Sinclair Radionics, производящую детали для усилителей звука и радиоприемников. Вскоре ассортимент продукции расширился. Предприятие начало выпускать портативные телевизоры и электронные часы.

В 1979 году Клайв Синклер учредил новую компанию Sinclair Research Ltd . В 1980 году был выпущен первый продукт – компьютер Sinclair ZX80. Модели поставлялись в виде готовых устройств или наборов для сборки. Во втором случае покупателю нужно было самостоятельно собирать компоненты в единое целое.

В 1981 году компания запустила в производство компьютер ZX81. Сначала устройство поставлялось по почте. Позже аксессуары для сборки начали продаваться в розничной сети. Объем продаж составил 400 000 экземпляров.

В 1982 году случилось знаменательное событие. Было разработано устройство «ZX81 Colour». Позже компьютер переименовали. Новое название ZX Spectrum подчеркивало основополагающее отличие от предшественника – цветное изображение. За первые 17 месяцев пользователи приобрели больше миллиона устройств. Многие ласково называли компьютер «Спекки». Невысокая цена была главным преимуществом, благодаря которому «Спектрум» успешно конкурировал с Commodore 64 и BBC Micro.

Развитие западного рынка для ZX Spectrum разделяется на три этапа:

  • 1982-1984 годы – наблюдается количественный рост продаж. Появление домашнего компьютера вызвало бум в индустрии программного обеспечения. В чем заключалась такая тенденция? Все просто: написанием программ для «Спектрума» активно занимались компании и энтузиасты-одиночки;
  • 1985-1987 годы – потенциал устройства раскрылся во всей красе. Рынок был переполнен играми разнообразных жанров. Огромное внимание разработчики уделяли сюжету и звуковому сопровождению;
  • 1988-1993 годы – интерес к компьютеру снизился. Устройство устарело, а пользователи перешли на другие системы.

Клайв Марльз Синклер спонсировал разные проекты: плоский телевизор, электромобиль, новая модель компьютера Sinclair QL. В 1983 году он был удостоен звания «Рыцарь королевского Ордена». В 1986 году англичанин закончил карьеру в компьютерной индустрии. В 2004 году изобретатель продемонстрировал миру раскладной велосипед, который легко собирался и помещался в рюкзак. В 2010 он анонсировал электровелосипед.


Интервью с Клайвом Синклером, программа Click на телеканале BBC 24 января 2015 года

Разновидности компьютера ZX Spectrum и их особенности

Развитие компании Sinclair Research Ltd не стояло на месте. Вниманию пользователей было представлено несколько моделей компьютеров:

  • ZX Spectrum – базовая модель с резиновой клавиатурой, в качестве монитора использовался бытовой телевизор, а в качестве внешней памяти – бытовой магнитофон;
  • ZX Spectrum+ — он появился на рынке в 1984 году. Устройство имело 48 КБ памяти, обновленный корпус и клавиатуру с кнопкой сброса. Изменения в компьютере были незначительными, но он быстро приобрел популярность и хорошо продавался;
  • ZX Spectrum 128 – модель, появившаяся на рынке в 1986 году. Она была разработана совместно с дистрибьютором Investronica. Особенности новой модели заключались в следующем: 128 КБ ОЗУ, трехканальный звук, улучшенный Бейсик-редактор, совместимость с цифровым интерфейсом музыкальных инструментов. Дистрибьютор адаптировал компьютер к испанскому рынку и существенно повысил уровень продаж.

В 1986 году компьютерное подразделение Sinclair Research Ltd купила британская компания Amstrad . Это было выгодное приобретение для производителя электроники, потому что одним конкурентом стало меньше, а «Спектрумы» хорошо продавались.

После передачи прав на выпуск машин разработчики компании Amstrad создали новые модели:

  • ZX Spectrum +2 – устройство 1986 года выпуска имело пружинную клавиатуру, два порта джойстиков и встроенный кассетный магнитофон. В остальном компьютер был идентичен предшественнику;
  • ZX Spectrum +3 – в 1987 году разработчики создали компьютер, с приводом трехдюймовых гибких дисков вместо магнитофона. ОЗУ отображалось на 64 КБ адресного пространства. Глобальные изменения привели к возникновению несовместимостей с программами для предыдущих версий «Спектрума» — на новой машине некоторые игры не работали;
  • ZX Spectrum +2A – устройство 1987 года выпуска. Эта модель была сделана на базе предшественника. Без изменений не обошлось: уменьшилось количество чипов, появился встроенный кассетный привод.

Периферия для «Спектрума»

Росту популярности ZX Spectrum способствовал выпуск большого количества девайсов. Периферийные устройства значительно расширяли функциональные возможности компьютера. К числу таких приборов относятся:

  • ZX Printer – принтер, в котором использовалась искровая технология печати. Устройство подсоединялось к системному разъему. В ходе работы применялась черная бумага с алюминиевым напылением. Принтер был оснащен печатающей головкой, которая перемещалась в горизонтальной плоскости. В напечатанной строке помещалось 32 символа;
  • ZX Microdrive – аксессуар, предназначенный для хранения информации. Он представлял собой сменную кассету с закольцованной магнитной лентой. С помощью такого устройства можно было быстро загружать и сохранять написанные программы и данные;
  • Kempston Interface – интерфейс для подключения джойстика;
  • ZX Interface 1 специальное устройство, главным предназначением которого являлось расширение возможностей «Спекки». Модуль был оснащен двумя сетевыми портами. Использовался проприетарный протокол;
  • Currah Microspeech – устройство воспроизведения синтезированной речи. Оно выпускалось в виде картриджа, подключаемого к порту расширения;
  • ZX Interface 2 внешний модуль с разъемами для подсоединения джойстиков, картриджа ПЗУ;
  • Cheetah Marketing SpecDrum – ударная машина, подключаемая к системному разъему компьютера. Она воспроизводила 8 сэмплов ударных инструментов, которые загружались с кассеты. Базовый набор состоял из нескольких элементов: бас-бочка, открытый и закрытый хэт, рабочий барабан, хлопок в ладоши, колокольчик.

Причины популярности ZX Spectrum

Восьмиразрядный «Спектрум» – компьютер, о котором, наверное, никогда не забудут. Ключевой причиной популярности устройства является наличие огромного количества прикладных программ. Библиотека программ состоит из 25 тысяч наименований. В коллекции имеются электронные таблицы, инструменты для рисования и 3D-моделирования, текстовые процессоры.

За пару лет «Спектрум» завоевал многомиллионную аудиторию, поскольку 90% софта составляют игры. Коллекция игр на ZX Spectrum потрясающая. По такой причине каждый геймер находит для себя подходящее развлечение. К числу относятся 3D Deathchase, Rainbow Islands, RoboCop, Boulder Dash.

Игры для «Спектрума» и сейчас еще создают энтузиасты, проживающие на территории нашей страны и за рубежом. Коммуникаторы и мобильные телефоны имеют возможность . Винрарный компьютер ZX Spectrum является самой эмулируемой платформой. Это весомый плюс, благодаря которому до сих пор бьется «сердце» старичка «Спекки»!

3,5 МГц

О компьютере

ZX Spectrum, Спектрум, Спекки, Спек - так называют большую группу совместимых компьютеров. Официальных моделей Спектрумов было только только 7, причем уникальных моделей было только 3 (48, 128, +3). Но в мире было выпущено больше сотни различных Спектрум-совместимых компьютеров.

Краткая история официального Спектрума

Первая и официальная модель этого компьютера ZX Spectrum 16K или ZX Spectrum 48K была разработана фирмой Sinclair Research в 1982 году. Директор фирмы ставил перед разработчиками всего две цели - компьютер должен стоить $100 и уметь показывать цветное изображение (цветные игры). Компьютер был слабее других компьютеров на рынке и имел ненадежную и неудобную клавиатуру, но низкая цена стала главным фактором успеха этого компьютера. За короткое время для компьютера было разработано множество программ и расширений.

В 1984 году была выпущена вторая официальная модель ZX Spectrum+ , которая отличалась от прошлой модули только более удобной клавиатурой и стильным корпусом. Фирма Sinclair Research хотела продать компьютеры школам, а по закону такие компьютеры должны иметь нормальную клавиатуру.

В 1985 году была выпущена третья официальная модель ZX Spectrum 128К . Этот компьютер спроектировал по собственной инициативе испанский партнер Investrónica . Испанское правительство ввело налог на иностранные компьютеры с объемом памяти 64Кб и менее. Помимо увеличения памяти с 48 Кб до 128 Кб, фирма Investrónica значительно переработала компьютер. В компьютер добавили звуковой чип AY-3-8912 , дополнительный улучшенный Бейсик, MIDI-порт , RS-232 порт. В Испании продажи этого компьютера начались сразу же в 1985 году, а в Британии по экономическим соображениям на год позже.

В 1986 году фирма Sinclair Research была на грани банкротства и продала права на компьютер конкурирующей фирме Amstrad .

В том же 1986 году Amstrad выпустила следующую модель ZX Spectrum +2 . Это был ZX Spectrum 128К со встроенным магнитофоном. Они использовали корпус и магнитофон компьютера Amstrad CPC , немного его доработав.

В 1987 году фирма Amstrad выпустила модель ZX Spectrum +3 . Это был ZX Spectrum 128К со встроенным дисководом и операционной системой +3DOS. Они использовали корпус и уникальный 3" дисковод компьютера Amstrad CPC . Этот дисковод не поддерживал стандартные 3,5" дискеты.

Так же для удешевления производства были выпущены модели ZX Spectrum +2A и ZX Spectrum +2B незначительно отличающиеся от ZX Spectrum +2 .

На этом история официальных компьютеров ZX Spectrum оканчивается.

Почти вся схема оригинального ZX Spectrum 48K была спрятана в специализированную микросхему ULA и неизвестна до сих пор. В 1987 году начались первые попытки расшифровки и повторения функций ULA и создания отечественного Спектрума.

Так же проблемой был дефицит Z80 -совместимых процессоров. Они не производились в Советском Союзе.

В 1988 году были выпущены первые советские ZX-совместимые компьютеры: Москва 48 , обладающая хорошей совместимостью с оригиналом, и более простой, но менее совместимый компьютер Балтика .

В 1989 году был выпущен компьютер