Информационные технологии начальная школа. Особенности использования информационных технологий в начальной школе. К научным фактам

« Использование ИКТ в начальной школе»

учитель начальных классов

ДОШ I - III ступеней № 144

Рябцев Александр Сергеевич

Донецк, 2011-2016

1.Вступление …………………………………………………... 3-4 стр.

2.Основная часть ……………………………………………. 5-13 стр.

3.Заключение ………………………………………………... 14-15 стр.

4.Список литературы …………………………………………. 16 стр.

Вступление

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Основная часть

Когда компьютеры стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

Применение новых и новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых понятий.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

    игровая деятельность;

    создание положительных эмоциональных ситуаций;

    работа в парах;

    проблемное обучение.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров, будет возрастать и в соответствии с этим, будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.

В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

Развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;

Развитие коммуникативных способностей;

Формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);

Формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:

Повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;

Обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;

Углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.

Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами (телефон, радио, видео- и фотосредствами, диагностической аппаратурой и т.д.) обеспечивает компьютерный слух, зрение, осязание, способность речевого воспроизведения.

Я более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.

Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

При использовании ИКТ мне стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

В работе я использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Информационные технологии я применяю на всех учебных предметах. Я использую на уроках учебные и игровые программы.

На уроках русского языка использую тренажёр ПО «Русский язык» , где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов. При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука» . Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко-буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку» , способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности.

При разработке тематического планирования по обучению грамоте я включаю в планирование соответствующие электронные темы и разделы. При разработке плана урока продумываю те этапы урока, на которых целесообразно применение «Азбуки» для фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

На уроках математики использую тренажёр ПО «Математика» . Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. В 3 и 4 классах применяю слайд-фильмы с анимированными задачами на движение Для создания таких слайдов использую анимационные картинки, взятые из Интернета.

Но не только электронные приложенния с готовым для работы материалом я использую в работе. На всех учебных предметах я использую тестовые задания. Первоначально я использовал тесты только в печатном виде, которые разрабатывал сам, набирал на компьютере и распечатывал для каждого ученика. За годы использования ИКТ я разработал разные виды тестов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру с 1 по 4 класс. Теперь я применяю на уроках не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую им выдаёт компьютер, и выявить свои недоработки по той или иной теме.

Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

Кроме тестов использую кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.

На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, использую видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка», «Красота в музыке и живописи». Обязательно использую краеведческий материал с видеофильмами и фотозарисовками.

Часто использую на уроках фотографии, которые снимаю на цифровой фотоаппарат. Для подготовки и проведения урока я пользуюсь программой Power Point, которая позволяет представить материал не только в текстовой форме, но и в форматах видео, аудио. Презентация содержит подобранный мною материал о растениях, анимацию, музыку. В ходе урока использую разные виды и формы работы: тестирование, самостоятельная работа, практическая работа, работа в парах, группах, словарная работа, работа с учебником, дифференцированное домашнее задание. Дети активно работают на уроке.

Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Несколько лет назад я освоила компьютерную программу Microsoft Power Point. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность.

1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).

5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.)

Благодаря этой программе и я, и дети составляем презентации по самым разнообразным темам и предметам. Для их создания используем фотографии, рисунки, картинки, анимацию, дополнительную информацию. Вот некоторые темы последних презентаций по разным учебным предметам «Лекарственные растения», «Подводный мир», «Мастера русского пейзажа», «Жостовские подносы», «А.С.Пушкин».

Я нахожу нужную информацию, затем переработав её, загружаю в группу дистанционного обучения и предлагаю детям самостоятельно с ней поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды заданий: провести исследование, выбрать главное, составить схему, презентацию, заполнить таблицу.

Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет, к которой уже почти 5 лет подключена наша школа. Другой способ получения информации - непосредственно из Интернета прямо на уроке. Я сам заранее нахожу в Интернете нужный материал, а на уроке открываю его. Работа происходит в форме диалога по изученному материалу.

Учащиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в своей дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и выполнении разных видов проектов.

Я думаю, что именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в формировании операционного стиля мышления, который рассматривается здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как планирование структуры действий, поиск информации, структурирование общения, построение информационных моделей, инструментирование деятельности. Большое значение, на мой взгляд, имеет воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна научить ребенка практической работе с информацией на ПК. Освоив компьютер в начальной школе, дети смогут затем использовать его как инструмент своей деятельности и в других классах, у них не вызовут затруднений предметные уроки с применением компьютера.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволило мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Я использую информационные технологии на всех этапах урока.

1. При объяснении нового материала.

2. Закреплении.

3. Повторении.

4. Контроле.

5. При проведении олимпиад.

6. Внеклассных занятий и др.

Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам я детям предлагаю творческие задания, которые могут выражаться:

    в составлении кроссворда, ребуса по теме,

    в изготовлении учебного пособия;

    в подготовке различных творческих сообщений;

    в изготовлении презентаций и др.

Компьютер, как правило, я использую в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того он применяется при организации обучающих игр, а также для организации индивидуального обучения и компьютерного практикума Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках. В частности на уроках окружающего мира, математики, русского языка. Происходит развитие целостной системы знаний за счёт введения новых обобщающих понятий: объект, модель, понятие, термин и многих других.

Особое место в моей работе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы.

ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

Я включаю в процесс обучения ещё и аудио, и видео средства, для реализации не только принципа наглядности, но и значительному повышению интереса к учёбе.

Уроки литературного чтения также будут неинтересны и скучны, если я не буду включать в их содержание аудио средства. Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.

На уроках русского языка аудио средства я использую при подготовке к сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.

Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Заключение

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!»

Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно.

Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:
-повышению мотивации к учению,

Повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

Активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

Развитие наглядно-образного, информационного мышления,

Развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

Повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

Повышению уровня комфортности обучения.

Все этопозволяет говорить о повышении качества работы учителя

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик.

Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций.

Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов.

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Я уверен, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной школы, соответствует требованиям грядущего века.

Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже.

В заключении хочу сделать такой вывод:
Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ.

Литература

    Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского языка. «Начальная школа» №4 2009г.

    Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении орфографии. «Начальная школа». №9 2009г

    Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г

    Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.

    Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.

    Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003.г

    Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г

    Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа» №2 2007г

    Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г

    Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г.

    1. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. – С. 54 – 112.

    2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.

    3. Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига / Учебник. – 2005. – С. 163 – 180.

    4. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.

    5. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

    6. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.

    7. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

    8. Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. – 2007. - №10. – С.3 – 13.

    9. Карпова С. В. Урок математики в 1-ом классе с использованием информационных технологий. //Практика административной работы в школе. – 2005. - №2. – С. 50 – 53.

СЛАЙД 1

Информационные технологии в начальном образовании: теория

и практика использования

Борисенко Э.В. учитель начальных классов

Кокуйской СШ 1

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии (ИТ ) находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровн ях .

Информатизация начальной школы – одно из направлений ее развития. Сегодня широко обсуждаются проблемы, связанные с осуществлением этого процесса. Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности, которая позволяет эффективно использовать ИТ. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых предопределяет успешность последующего обучения. Эффективность решения данной задачи во многом зависит от используемых технологий обучения, особое место среди которых занимают ИТ.

Использование ИТ дает преимущества перед стандартной системой обучения:

СЛАЙД 2

Повышается интерес, мотивация учебной деятельности обучающихся;

Осуществляется дифференцированный подход;

Каждый ученик становится субъектом процесса обучения;

За один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;

Облегчается процесс контроля и оценки знаний;

Развиваются привычки учебной деятельности (целеполагание планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).

Внедрение ИТ в начальной школе основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:

СЛАЙД 3

Смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную; использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;

Большая часть знаний и умений, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к актуализации и мотивации их приобретения;

Высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Внедрение новых ИТ в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.

С разумной долей игрового подхода, мультимедийной формы ‚ с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов учебный материал переводится в яркую увлекательную форму.

Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.

Рассмотрим возможности и методику использования ИТ в начальной школе. Использование компьютера на уроках в начальной школе позволяет формировать познавательный интерес, способствует активизации учебной деятельности младшего школьника. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования знаний. Компьютер помогает учителю при проведении урока, делая его отношения с учениками более человечными.

Теоретические исследования, педагогические наблюдения, анализ собственной работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера:

При вхождении в урок (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);

При изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);

При проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль);

При выполнении заданий обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

При организации исследовательской деятельности учащихся;

При интегрировании предметов.

Программное обеспечение по каждой учебной дисциплине включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники. Программы удобны своей универсальностью могут быть использованы как для обучения, так и для самоконтроля, контроля со стороны преподавателя. Сам факт существования таких программ свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.

Широкое применение в начальной школе нашли такие информационные средства:

СЛАЙД 4

Электронные справочники и энциклопедии («Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»);

Тренажеры и программы тестирования (по математике русскому языку);

Образовательные ресурсы Интернета;

DVD и CD диски с иллюстрациями («Уроки Кирилла и Мефодия»);

Мультимедийные презентации уроков, разработанные в среде Microsoft Office PowerPoint; СЛАЙД 5

Проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д., созданные в текстовом процессоре MS Word;

Электронные таблицы, контрольные тесты, кроссворды, диаграммы и др., созданные в табличном процессоре MS Excel.

Стоит сделать особый акцент на презентациях, разработанных в MS PowerPoint, так как они являются одним из основных информационных средств. Можно выделить следующие варианты использования MS PowerPoint в работе с учащимися:

СЛАЙД 6

1.проведение презентации на уроке при объяснении нового материала. Заранее соз-данная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т.д.;

2.наглядная демонстрация модели реального процесса. Построение диаграмм, таблиц, которые невозможно или достаточно сложно выполнить с помощью плакатов или школьной доски;

3.презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.

Подготовка учениками (с помощью учителя или родителей) презентации для сопровождения собственного сообщения, реферата, создание альбомов;

4.контроль и коррекция знаний. Организация работы учащихся с программами-тренажерами и системами, содержащими элементы самоконтроля.

При включении информационных средств в процесс обучения младших школьников следует придерживаться определенных методических рекомендации по их использованию. Это:

СЛАЙД 7

Четко определять педагогическую цель применения ИТ в учебном процессе;

Уточнять, где и когда будет использован компьютер на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности его предъявления;

Согласовывать выбранное средство ИТ с другими техническими средствами обучения;

Учитывать специфику учебного материала, учебной дисциплины особенности класса, характер введения новой информации;

Анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

В соответствии с ФГОС главной задачей общего образования является развитие личности ученика . Мы рассматриваем ИТ не только как эффективное средство обучения младших школьников, но и как средство их развития.

Одним из эффективных инструментом развития младшего школьника являются компьютерные развивающие игры (КРИ ) . Они играют важную роль в развитии у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В играх нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.

КРИ по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, т.к. выполняет следующие функции:

СЛАЙД 8

- обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширению кругозора, навыков самообразования и т. д.);

- развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса);

- воспитывающу ю (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре);

- мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).

Особенностью КРИ является активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультфильмов. Есть множество компьютерных игр, кото рые развивают память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Такие и гры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности .

Учет психоэмоциональных и физиологических особенностей детей - важнейшее условие эффективного применения компьютерных игр. Детям младшего школьного возраста трудно ставить дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. КРИ ставят реальную, понятную, вполне достижимую цель: если верно решишь примеры - откроешь картинку, вставишь все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя и т.д. Примеры таких игр: СЛАЙД 9-10

«Тучкины штучки ».

Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала.

Описание: На облаке записаны слова с пропущенными буквами. Чуть в стороне на 2 маленьких облаках записаны буквы. Учитель предлагает вставить пропущенные буквы, выбрав одно облако. Если ответ неверный- гремит гром, ответ верный облако улыбается.

СЛАЙД 11-12

«Золушка. Учим таблицу умножения».

Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.

Описание: На экране появляется Золушка, около которой расположены кусты и дается задание: если правильно найдёшь значения выражений, ты поможешь Золушке

выполнить работу в саду. Обучающиеся наводят курсор на число, которое им кажется верным. Если обучающиеся неверно находят значения выражений звучит неприятный сигнал.

Целесообразность использования КДИ на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний ее возможности значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места КДИ в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем их функций и классификации.

Факторами, сдерживающими процесс информатизации начальной школы, являются плохая обеспеченность школ компьютерами и недостаточная методическая подготовка учителя начальных классов. СЛАЙД 13

Использованная литература

1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.- 1994.

2.Верещагина Н.Н. Преподавание математики в классе с компьютерной поддержкой. -http:/centen fio.ru/

3.Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных технологий // Школьные технологии – 2004 – № 3.

План:

1. Сущность и содержание профессиональной информационно - технологической компетентности учителя начальной школы.

2. Информационно-технологическая деятельность учителя начальной школы, ориентированная на достижение образовательных результатов начальной ступени общего образования.

3. Использование средств ИКТ при обучении младших школьников.

4. Программно-педагогические средства и электронные ресурсы, используемые при обучении младших школьников.

5. Обеспечение сохранности физического и психического здоровья младшего школьника при работе за компьютером.

Усвоение приемов первой группы предполагает развитие у учащихся умений ориентироваться в учебнике (уметь использовать систему навигации), быстро находить необходимый материал в тексте, запоминать главное из основного текста. Эти умения обозначены как «организационные», так как они использовались для организации внимания и учебной деятельности учащихся.

Приемы второй группы включают при изучении школьниками текстов учебника в процессе приобретения знаний и воспитания позитивных отношений к содержанию учебника путем анализа, сравнения, классификации изучаемого материала и т. д. Формируемые умения этой группы именуют как «интеллектуальные», способствующие развитию мыслительной деятельности учащихся.

Усвоение приемов третьей группы направлено на формирование у школьников умений практического характера - уметь самостоятельно выполнить задания учебника, находить ответ на поставленный вопрос, составлять схемы, таблицы, уметь работать с тестами.

Вместе с тем, материал учебника это не только содержание информации, но еще и отражение учебной деятельности, направленной на выполнение заданий и решение вопросов. Все это учащимся следует усвоить при работе с учебником таким образом, чтобы оно стало достоянием личности. Следует так же включать приемы работы с учебником, способствующие развитию самостоятельности учащихся в приобретении знаний, с целью приобщения их к самообразованию.

В ходе обучения можно применять традиционные приемы работы с учебником, такие как выделение главной мысли текста учебника, заполнение, таблиц на основе текста учебника и другие, которые обеспечивают усвоение знаний и умений воспроизводящей, исполнительской деятельностью, когда ученик ориентируется на прочное запоминание и текстовое воспроизведение учебника.

В то же время при использовании учебника следует включать учащихся и в преобразующую деятельность, для которой характерно самостоятельное добывание знаний из учебника, перестраивание ранее полученных знаний и умений, осуществление широкого переноса сформированных приемов на решение новых учебных практических задач.

В процессе обучения на уроках математики в четвертом классе, следует поставить учащихся в положение необходимости и заинтересованности заниматься самообразованием.

учебника

Умение работать со школьным учебником – сложное умение. Следовательно, при формировании у учащихся умения работать с учебником надо иметь в виду разные аспекты использования учебника.

На первом этапе формирования умений необходимо вооружить учащихся знаниями об объекте деятельности, о способах действия и условиях деятельности.

Для запуска электронного учебника «Задачи на движение» необходимо открыть файл oblozhka. html, затем при помощи гиперссылки перейти на страницу содержания, где можно выбрать нужный раздел: введение, задачи на встречное движение двух тел, задачи на движение двух тел в одном направлении, задачи на движение двух тел в противоположном направлении, задачи на движение по реке, зачетный класс, где представлена контрольная работа , приложение с разработкой уроков для учителя и список литературы. Также для удобства пользования учебником используются клавиши навигации, например, стрелка, предназначена для перехода на следующую, либо предыдущую страницу, домик – переход на станицу содержания.

На практическом занятии при ознакомлении с приемами работы с учебником учащиеся, прежде всего, воспроизводят знания о содержании учебников: сравнивают содержание учебного материала, устанавливают на одной из тем многолинейное построение учебного материала. Для формирования умений пользоваться учебником как методическим пособием включаются упражнения, направленные на выявление аппарата организации усвоения учебного материала. Примером таких заданий для учащихся могут служить следующие упражнения:

Найдите в учебнике раздел, с помощью которого будем работать на этом уроке.

Рассмотрите, как вводится новый материал в учебнике (указывается тема).

Учащимся необходимо научиться, не только выделять структурные компоненты учебника, но и работать с ними. Важнейшим условием успешного овладения учащимися умением работать с учебником своевременный контроль и самоконтроль за выполняемыми действиями.

Психологически безопасные методы использования информационных технологий в начальной школе/

Ни для кого не секрет, что компьютеризацию сегодня принято считать панацеей – только компьютер может повысить эффективность образования и промышленности, банковского дела и торговли, объединить через Интернет весь мир! И, очевидно, эта "пандемия" неостановима. Как всякий новый этап в развитии общества, компьютеризация несет с собой и новые проблемы. И одна из наиболее важных – экологическая. У экологической проблемы компьютеризации две составляющие. Первая определяется физиологическими особенностями работы человека за компьютером. Вторая – техническими параметрами средств компьютеризации. Эти составляющие – "человеческая" и "техническая" – тесно переплетены и взаимозависимы. Исследования подобных проблем – предмет эргономики, науки о взаимодействии человека, основной целью которой является создание совершенной и безопасной техники, максимально ориентированной на человека, организация рабочего места, профилактика труда. То, что работа за компьютером вовсе не безопасна, раньше других почувствовали в самой компьютеризированной стране мира - Соединенных Штатах Америки. Эпидемия "белых воротничков" охватила США, нанося вред здоровью многих людей. По данным Министерства труда, одни только так называемые "повторяющиеся травмирующие воздействия при работе с компьютером" (ПТВРК) обходятся корпоративной Америке в 100 млрд. долларов ежегодно. Компенсации, выплаченные служащим , достигают астрономических размеров, а некоторым пострадавшим от работы за компьютером приходится расплачиваться жестокими болями в течение всей жизни. Но какие причины, ведут к столь серьезным проблемам, связанным с постоянным использованием компьютера?

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название "компьютерный зрительный синдром" (CVS-Computer Vision Syndrome). Причин его возникновения несколько. И, прежде всего – сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п.), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения – оно светится; состоит из дискретных точек; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные.

В чем же выражается зрительное утомление? Сегодня уже миллионы пользователей жалуются на затуманивание зрения, трудности при переносе взгляда с ближних на дальние и с дальних на ближние предметы, кажущееся изменение окраски предметов, их двоение, неприятные ощущения в области глаз – чувство жжения, "песка", покраснение век, боли при движении глаз.

С целью профилактики зрительного переутомления необходимым представляется обучить учащихся методу аутогенной тренировки, технике нервно-мышечной релаксации, медитации в рамках специально организованных циклов занятий. Форма организации занятий по обучению этим методам психологической саморегуляции может существенно варьировать в трех основных направлениях: индивидуальные самостоятельные занятия учеников с помощью специальной методической литературы, групповые или индивидуальные занятия под непосредственным руководством психолога (гетеротренинг), групповые занятия с использованием аудиовизуальных средств. Две последние формы более предпочтительны. Например, мы считаем полезным проводить особые релаксационные тренинги-медитации для учащихся. На этих тренингах можно дать установку на хорошее зрение, на оптимальное рабочее расстояние, на правильную осанку, на концентрацию внимания на уроках и т. д.

Важно, чтобы ученики правильно выполняли рекомендации психолога и следовали его инструкциям. Медитация должна проходить в спокойной обстановке, когда ученика ничего не беспокоит. Очки следует снять. Сам медитирующий должен находиться в удобном положении - сидя или лежа, по возможности расслабиться и беззвучно (в уме) повторять, например, следующее: "Я абсолютно спокоен и невозмутим... Дыхание мое ровное и спокойное... Покой и релаксация во всем теле... Мои глаза расслабляются... Мое зрение становится лучше, окружающий мир виден более четко. Мне легко и приятно смотреть вокруг... Я чувствую, что мои глаза лучше видят... И т. п.". Длительность подобной медитации 15-20 минут.

Микротравма - это постепенный износ организма в результате ежедневных нагрузок. Большинство нарушений в организме происходит из-за накапливающихся микротравм. Такой тип повреждений не возникает вдруг, как перелом руки или ноги (макротравма). Прежде, чем вы почувствуете боль, может пройти несколько месяцев сидения в неправильной позе или повторяющихся движений. Боль может ощущаться по-разному: в виде жжения, колющей или стреляющей боли, покалывания.

Повторяющиеся действия приводят к накоплению продуктов распада в мышцах. Эти продукты и вызывают болезненные ощущения. Очень трудно предотвратить повторяющиеся движения кистей и ладоней при работе на компьютере, однако регулярные перерывы и упражнения на растягивание мышц могут предотвратить проблемы.

Назовем предлагаемые здесь упражнения "эрг-упражнениями" (ErgErcises). Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы пользователя компьютера. Их можно выполнять в любое время и любом месте. Эрг-упражнения просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Их можно выполнять в перерывах на кофе, разговаривая по телефону или ожидая на автобусной остановке. Они помогают человеку поддержать прекрасную физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы - здоровым и безболезненным.

Технические методы увеличения безопасности работы за компьютером

В настоящее время многие фирмы производители мониторов начали массовый выпуск так называемых плоскопанельных мониторов ( LCD) , которые лишены многих экологических недостатков, присущих мониторам с электронно-лучевой трубкой, как то: электромагнитное излучение, магнитное поле, мерцание и т. д.

Даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет вам избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

Научная организация рабочего пространства базируется на данных о средней зоне охвата рук человека - 35-40 см. Ближней зоне соответствует

область, охватываемая рукой с прижатым к туловищу локтем, дальней зоне - область вытянутой руки.

Неправильное положение рук при печати на клавиатуре приводит к хроническим растяжениям кисти. Важно не столько отодвинуть клавиатуру от края стола и опереть кисти о специальную площадку, сколько держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу.

Поэтому клавиатура должна располагаться в 10-15 см (в зависимости от длины локтя) от края стола. В этом случае нагрузка приходится не на кисть, в которой вены и сухожилия находятся близко к поверхности кожи, а на более "мясистую" часть локтя. Современные, эргономичные модели имеют оптимальную площадь для клавиатуры за счет расположения монитора в самой широкой части стола.

Глубина стола должна позволяет полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к монитору.

Монитор, как правило, располагается чрезмерно близко. Существует несколько научных теорий, по-разному определяющих значимые факторы и оптимальные расстояния от глаза до монитора. Например, рекомендуется держать монитор на расстоянии вытянутой руки. При этом что человек должен иметь возможность сам решать, насколько далеко будет стоять монитор.

Именно поэтому конструкция современных столов позволяет менять глубину положения монитора в широком диапазоне. Верхняя граница на уровне глаз или не ниже 15 см ниже уровня глаз.

Значимым фактором является под пространство столешницей. Высота наших столов соответствует общепринятым стандартам, и составляет 74 см. Также необходимо учесть, что пространства под креслом и столом должно быть достаточно, чтобы было удобно сгибать и разгибать колени.

Казалось бы, требования к нему сформулировать предельно просто, - оно должно быть удобным. Но это еще не все. Кресло должно обеспечивать физиологически рациональную рабочую позу, при которой не нарушается циркуляция крови и не происходит других вредных воздействий. Кресло обязательно должно быть с подлокотниками и иметь возможность поворота, изменения высоты и угла наклона сиденья и спинки. Желательно иметь возможность регулировки высоты и расстояния между подлокотниками, расстояния от спинки до переднего края сиденья. Важно, чтобы все регулировки были независимыми, легко осуществимыми и имели надежную фиксацию. Кресло должно быть регулируемым, с возможность вращения, чтобы дотянуться до далеко расположенных предметов.

Регулируемое оборудование должно быть таким, чтобы можно было принять следующее положение:

· Поставьте ступни плоско на пол или на подножку.

· Поясница слегка выгнута, опирается на спинку кресла.

· Руки должны удобно располагаться по сторонам.

· Линия плеч должна располагаться прямо над линией бедер.

· Предплечья можно положить на мягкие подлокотники на такой высоте, чтобы запястья располагались чуть ниже, чем локти.

· Локти согнуты и находятся примерно в 3 см от корпуса.

· Запястья должны принять нейтральное положение (ни подняты, ни опущены).

Литература

1.Леонтьев, сознание, личность. - М.: Политиздат,197с. 2., Молокова вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1./Под ред. .- Новосибирск: СИОТ РАО, 1997-с.77-81. 3. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях file://Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики Компетентностный подход в педагогическом образовании. Коллективная монография под редакцией проф. , проф. – СПб: Изд-во РГПУ им. , 20с. Вербицкий подход и теория контекстного обучения. Методологический семинар «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы».\ Материалы к четвертому заседанию методологического семинара. 16 ноября 2004 г. - М: МО РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 20с. Алексашина идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.:СпецЛит., 20с. Педагогика профессионального образования : Учебн. пособ. для студ. высш. пед уч. заведений. / , и др.; Под ред. . М. Издательский центр «Академия», 20с. Мылова задач в процессе профессиональной информационно-технологической подготовки студентов./ Журнал «Информатика и образование», №2, 2006. - с. 82-89.

Рецензент доктор педагогических наук, профессор Ю.П. Дубенский

Федяинова Н.В.

Ф32 Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы: Учеб.-метод. пособие. – Омск: Омск.

гос. ун-т, 2004. – 71 с. ISBN 5-7779-0483-1

Учебно-методическое пособие содержит материал, раскрывающий основные направления использования информационных технологий в сфере образования в целом и в учебном процессе начальной школы в частности. В работе приведены примеры использования программного пакета MS Office для разработки методических и дидактических материалов, представлены этапы создания обучающих программ с элементами самоконтроля в

Пособие предназначено для учителей начальной школы и может быть использовано при подготовке студентов факультета начальных классов.

УДК 37.022 ББК 72.24

Введение

В настоящее время быстро развивающиеся новые информационные технологии (ИТ) влекут за собой коренные изменения не только в производственных отраслях, но и в сфере познавательной деятельности, в частности в образовании. Во всем мире компьютер используется не только как предмет изучения, но и как средство обучения. Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям обучаемого. В этой связи ИТ необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения, психического развития учащихся. И в то же время необходимо понимать, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить учителя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность школьников.

Ожидаемый педагогический эффект от применения ИТ в обучении неразрывно связан с широкими возможностями, предоставляемыми средствами современной микропроцессорной вычислительной техники и психологическими особенностями их использования в процессе обучения с обязательным соблюдением эргономических норм по длительности непрерывного пребывания учащихся за компьютером. Так, младшие школьники могут работать за компьютером не более 15 минут в течение урока с обязательным проведением по окончании работы расслабляющей физкультминутки. Применение ИТ на уроках в начальной школе позволяет эффективно формировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач.

Современный учитель должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности ИТ, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой. Овладение знаниями и умениями, позволяющими высокоэффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым для педагога любой специализации, и в том числе для учителя началь-

ных классов. Это один из критериев качества подготовки подлинно современного специалиста.

Целью учебно-методического пособия является рассмотрение основных возможностей ИТ и методов их использованием в учебном процессе начальной школы.

Часть 1 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Понятие ИТ и их классификация

В психологической и педагогической литературе (Н.В. Апатова, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, Е.И. Машбиц, Н.Ф. Талызина, В.С. Швырев и др.) неоднократно подчеркивается, что процесс обучения неразрывно связан с различными процессами передачи информации. Если следовать определению В.М. Глушкова , что информационные технологии – это процессы, связанные с переработкой информации, то можно сделать вывод, что в обучении информационные технологии использовались всегда. Само понятие технология отражает направленность прикладных исследований на радикальное усовершенствование человеческой деятельности, повышение ее результативности в отношении гарантии целедостижения, интенсивности, инструментальности, технической вооруженности.

Понятие технология широко используется в сфере материального производства. В энциклопедической и специальной литературе содержатся различные определения данного понятия. Энциклопедический словарь определяет технологию как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции» . Методы технологии подобраны не случайно, и все они направлены на достижение единой цели – получение конкретной продукции. Ключевым звеном технологии в любой сфере деятельности (материальной или социальной) является детальное определение конечного результата и точное его достижение. Совокупность и последовательность методов преобразования исходного продукта представляют собой определенный способ производства. Таким образом, технология – это определенный способ производства продукции с заданными параметрами, использующий совокупность средств производства под управлением человека.

Как можно заметить, технология связана с определенной деятельностью и может быть реализована только в результате этой дея-

тельности. Средства производства играют в технологии доминирующую роль и несут основную нагрузку при получении продукта. Следовательно, освоение технологии связано, с одной стороны, с изучением средств, а с другой – с овладением целенаправленной деятельностью с данными средствами. Причем знание возможностей используемых средств позволяет оптимизировать деятельность в рамках технологии.

Целью ИТ является производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению како- го-либо действия. В рамках настоящего пособия под информационной технологией будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) .

В сфере образования понятие информационная технология наиболее часто стало использоваться с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу (конец 80-х гг. прошлого века).

Существуют различные классификации ИТ. Рассмотрим классификацию ИТ, широко используемую в образовательной сфере

Те ех хн но ол ло ог ги ия я р ра аб бо от ты ы с с г гр ра аф фи ич че ес ск ко ой й и ин нф фо ор рм ма ац ци ие ей й

Технологии числовых расчетов

ИИ ТТ

информационные

технологии

М Му ул ль ьт ти им ме ед ди иа а т те ех хн но ол ло ог ги ии и

Т Те ех хн но ол ло ог ги ия я р ра аб бо от ты ы с с т те ек кс ст то ов во ой й и ин нф фо ор рм ма ац ци ие ей й

Т Те ех хн но ол ло ог ги ии и х хр ра ан не ен ни ия я, , п по ои ис ск ка а и и с со ор рт ти ир ро ов вк ки и д да ан нн ны ых х

Рис. 1. Классификация информационных технологий

В педагогической и специальной литературе приводятся различные классификации средств ИТ, но всеми авторами выделяются аппаратные и программные средства производства информации. К аппаратным средствам ИТ относят электронно-вычислительные машины (ЭВМ), персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ), устройства ввода – вывода информации, средства связи на локальном и глобальном уровнях, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ. Программные средства ИТ представляют собой индивидуальные или взаимосвязанные программные продукты для определенного типа компьютера, к ним относят системы искусственного интеллекта, системы машинной графики, текстовые процессоры (редакторы), табличные процессоры (электронные таблицы), системы управления базами данных, экспертные системы, операционные системы, языки программирования, пакеты прикладных программ и т. д.

Состав программных средств конкретной ИТ зависит от архитектуры компьютера и изменяется в соответствии с прогрессом в сфере разработки программного обеспечения. В настоящее время наиболее доступными и широко применяемыми в обучении программными средствами ИТ являются продукты корпорации Microsoft® . Соответствие данных программных средств конкретным ИТ представлено в таблице 1.

Таблица 1

Предоставляемые

Программные

возможности

продукты

Технология рабо-

Обработка текстовой и графи-

ты с текстовой

ческой информации, автомати-

информацией

зация процессов информацион-

но-методического обеспечения,

визуализация информации

Технология рабо-

Обработка графической инфор-

ты с графической

мации, автоматизация процес-

информацией

сов информационно-методичес-

кого обеспечения, визуализация

информации

Окончание таблицы 1

Технологии чи-

Обработка

числовой

словых расчетов

ции, создание математических

автоматизация

цессов вычислительной

тельности и обработки резуль-

татов эксперимента, автомати-

зация процессов информацион-

но-методического обеспечения,

организационного управления

учебной деятельностью и кон-

троля за результатами усвоения

Технологии хра-

Архивное

хранение

нения, поиска и

объемов информации (тексто-

сортировки дан-

вой, числовой, графической,

аудио и видео) с возможностью

ее передачи, создание инфор-

мационных моделей, автомати-

зация процессов информацион-

но-поисковой деятельности, ав-

томатизация процессов инфор-

мационно-методического обес-

организационного

управления учебной деятельно-

стью и контроля за результата-

ми усвоения

Сетевые инфор-

Легкий доступ к центральному

мационные тех-

банку данных, целенаправлен-

ный поиск информации (тек-

стовой, числовой, графической,

аудио и видео), передача ин-

формации и обмен сообщения-

Мультимедиа-

Одновременная работа с разно-

технологии

родной информацией (тексто-

вой, графической, аудио, ви-

део), автоматизация

процессов

информационно-методического

обеспечения, компьютерная ви-

зуализация информации об объ-

ектах или явлениях

1.2. Психолого-педагогические основы использования ИТ в обучении

Вопросы внедрения и использования ИТ в обучении привлекают многих исследователей. Проблемам педагогической целесообразности применения, исследованию возможностей, перспективных направлений разработки и использования ИТ в образовании посвящены работы М.П. Лапчика, И.В. Марусевой, А.В. Могилева, И.В. Роберт и др.

На перспективы использования технических средств в обучении еще более двадцати лет назад указывал Б.Г. Ананьев: «На основе объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая, или индустриальная педагогика… Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук» .

Важное значение в изучении психолого-педагогических аспектов применения компьютерной техники в обучении имеют исследования Б.Ф. Ломова, Е.И. Машбица, О.К. Тихомирова, Л.Н. Бабанина. В данных исследованиях основной акцент сделан на то, что компьютер следует рассматривать как «мощное средство повышения эффективности обучения» , психического развития человека, что компьютеры не должны и не могут полностью заменить преподавателя, автоматизировать целиком ни его труд, ни учебную деятельность студентов и школьников.

Многочисленными исследованиями в области психологии доказано, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленна и лучше сохраняется в памяти. Установлено, например, что педагогически целесообразное и методически грамотное применение звуковых устройств увеличивает объем усваиваемой информации на 15 %, визуальных – на 25 %, совместное использование звуковой и визуальной техники обеспечивает усвоение учебной информации объемом до 65 % .

Наиболее высокое качество усвоения должно достигаться при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого ученикам изображения в процессе обучения. Потенциал компьютера как основного средства реализации ИТ позволяет более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов. Это, в свою очередь, оказывает влияние прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний – ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые органами чувств, далее подвергаются логической обработке и попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Вследствие этого создается основа для успешного протекания следующего этапа процесса познания – осмысления.

На этапе осмысления использование выразительных средств ИТ способствует формированию и усвоению понятий, доказательности и обоснованности суждений и умозаключений, установлению причинно-следственных связей и т. д. По мнению психологов и дидактов, аудиовизуальные возможности современных компьютеров влияют на создание условий, необходимых для процесса мышления, лежащего в основе осмысливания; играют большую роль в запоминании как логическом завершении процесса обучения, так как, создавая яркие опорные сигналы, помогают выявить логическую нить материала, способствуют закреплению полученных знаний и их систематизации.

Эмоциональное воздействие от применения в процессе обучения ИТ способствует концентрации внимания учащихся на содержании предлагаемого материала, вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. Сохранение внимания на протяжении всего учебно-воспитательного взаимодействия является одной из актуальных проблем педагогики. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что внимание обучаемого является чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности воспитания и обучения, и указывал средства для сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания.

Три из четырех названных К.Д. Ушинским средств присущи ИТ, которые, обладая широким диапазоном выразительных и технических возможностей, позволяют усилить впечатление от изла-

гаемого материала. Психологи отмечают, что использование компьютера способствует также усилению непроизвольного внимания у обучаемых. Смена видеоинформации на дисплее требует пристального внимания, так как несанкционированное нажатие клавиш вызывает мгновенную ответную реакцию системы компьютера в виде всплывающих меню или интерактивного диалога.

Исследования в области психологии и педагогики показали, что компьютер обладает возможностями развития творческих способностей у учащихся и обеспечивает усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации (Г.Г. Брусницина, Н.Я. Виленкин, Л.А. Жукова, Г.М. Коджаспирова и др.). Графические возможности позволяют создавать рисунки на экране дисплея, диаграммы, графики и тут же их распечатывать, конструировать модели различных объектов и проверять их работоспособность, моделировать явления окружающего мира и прогнозировать влияние на них различных факторов.

Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам. Кроме предметной и иллюстративной наглядности средствами ИТ обеспечивается и логическая наглядность, к которой относят речевые формулировки, вынесенные на экран в виде письменной речи, классификационные схемы, схемы отношений понятий, круговые схемы, классификационные деревья. Назначение такой наглядности – придать образность понятию, идее, логическому элементу. Средства ИТ способны представить логическую наглядность в динамичной форме и индивидуальном режиме изучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что грамотное использование ИТ вызывает положительный эффект на любой стадии педагогического процесса:

на этапе предъявления учебной информации обучаемым;

на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия;

на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

На этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и т. п.

Но в то же время необходимо учитывать, что использование ИТ в обучении может вызвать и ряд негативных эффектов, связанных с длительностью пребывания учащихся за экраном дисплея. Отсюда вытекает необходимость строго соблюдения эргономических норм эксплуатации компьютеров в процессе обучения.

1.3. Основные направления использования ИТ

в учебном процессе

Применение ИТ позволяет осуществлять интенсификацию учебного процесса и организовать различные виды деятельности учащихся:

1) информационно-учебную;

2) учебно-игровую;

3) экспериментально-исследовательскую;

4) самостоятельную.

Эти виды деятельности ориентируются на активное использование ИТ учителем и учащимися в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение «микрооткрытия» в процессе изучения окружающего мира. Использование ИТ в учебном процессе необходимо не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, способствующих лич- ностно-ориентированному развитию учащихся.

Организация учителем перечисленных видов деятельности с применением ИТ требует его специальной профессиональной подготовки в области практического пользования ИТ и их методического применения в учебном процессе.

Остановимся на основных направлениях использования ИТ в учебном процессе с учетом методической целесообразности и возможностей ИТ:

1) осуществление целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, её регистрации, сбора, накопления, хранения, обработки и передачи;

2) обработка результатов эксперимента;

3) осуществление управления реальными объектами (учебными роботами);

4) организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;

5) осуществление автоматизированного контроля организации учебной деятельности;

6) разработка педагогических программных средств (ППС) различного назначения;

7) разработка методических и дидактических материалов;

8) разработка web-сайтов учебного назначения;

9) организация интеллектуального досуга учащихся.

В учебном процессе начальной школы все перечисленные направления использования ИТ в той или иной степени имеют место. Наиболее широко используются ИТ для разработки методических (разработки уроков, методические рекомендации и т. д.) и дидактических (иллюстративный, занимательный материал, карточкизадания и т. д.) материалов, организации интеллектуальных игр и викторин, разработки ППС различного назначения. Остановимся более подробно на видах дидактического материала, разрабатываемого с использованием ИТ, и типах ППС.

Наиболее широко используемый в начальной школе дидактический материал и необходимые для его разработки ИТ корпорации Microsoft® представлены в таблице 2.

ребусы с автоматической обработкой текущих результатов Электронный тест (открытый, закрытый),

кроссворд, ребусы с автоматической обработкой текущих и итоговых результатов Электронный дидактический материал на классификацию предложенных объектов, конструирование объектов из готовых элементов Электронные шаблоны для обработки ре-

зультатов эксперимента, наблюдений, анкетирования и т. д.

Мультимедийный демонстрационный материал Электронные справочники, справочные таблицы

Электронные мультимедийные пособия для самостоятельного изучения материала

Разработка печатного раздаточного материала всегда была для учителя одной из самых трудоемких, а порой и рутинных задач, если речь шла о копировании однотипных вариантов заданий. Это способствовало быстрому освоению учителями технологии работы в текстовом процессоре Word.

Всего 2 р. 80 к.

Таблица 2

Вид дидактического материала

Программный

Печатный раздаточный материал (карточ-

ки-задания, кроссворды, ребусы, схемы,

1) Назови каждую из незакрашенных долей прямоугольника.

Рис. 2. Примеры индивидуальных карточек-заданий

Рис. 3. Примеры бланкового и электронного тестов

Реже учителями используются электронные тесты (рис. 3), разработанные в Word. В то же время электронные тесты обладают рядом преимуществ, основным из которых является возможность их многократного использования. Электронные тесты для младших школьников целесообразно оснащать кнопками выбора вариантов ответа (кнопочная форма) с целью сокращения времени ответа на вопросы.

Для установки кнопочной формы необходимо активизировать панель Формы , для этого следует вызвать команду меню Вид – Панели инструментов – Формы (рис. 4):

Рис. 4. Активизация панели инструментов Формы

Рис. 5. Результат выбора Поле со списком и Параметры поля формы

Затем необходимо курсор установить в то место документа,

В окне Параметры поля со списком последовательно внести

где должна быть кнопка выбора варианта ответа и на панели Формы

предлагаемые варианты ответов к данному вопросу, набирая вари-

выбрать последовательно Поле со списком и Параметры поля фор-

анты ответов в поле Элемент списка и нажимая кнопку Добавить

мы (рис. 5).

(рис. 6). Первым элементом списка всегда необходимо ставить

«пробел» или знак «?», так как первый элемент всегда отображается

Интересным для учителей начальных классов является разработка в Word электронного дидактического материала с элементами конструирования и классификации: Составь схему, Собери картинку, Что чему соответствует и т. д. (рис. 7) Работа с таким дидактическим материалом является для младшего школьника своеобразной игрой, повышает интерес к изучаемому предмету. В технологической основе выполнения таких заданий лежит умение ребенка управлять курсором мыши. Данное умение легко приобретается и способствует развитию координации движений руки ребенка.

Рис. 6. Пример заполнения Списка ответов и установки Защиты формы

После внесения вариантов ответа на каждый вопрос необхо-

димо защитить форму для функционирования кнопочной формы от-

вета, для этого на панели Формы нажимается кнопка Защита фор-

мы (рис. 6). Бланковые и электронные тесты, созданные в Word,

предполагают последующую их обработку учителем, что требует

дополнительного времени и не позволяет организовать экспресс-

Рис. 7. Пример электронного дидактического материала

тестирование.

на конструирование и классификацию, разработанного в Word