Информационная архитектура и информационный дизайн. Полный путеводитель новичка по информационной архитектуре

Информационная архитектура (IA) - это в равной степени наука и искусство. Конечно, вы можете пойти по пути «где-то здесь будет контент», но с другой стороны, можете сделать проект продуманным, с хорошо организованной контент-структурой. Это поможет сделать сайт бесконечно более удобным для конечных пользователей.

Хотя не каждый проект может позволить себе разработку индивидуальной информационной архитектуры, знание ее базовых принципов поможет делать сайты с максимально доступным контентом.

Что такое информационная архитектура?

Информационная архитектура включает в себя несколько связанных понятий.

Во-первых, это структура доступной информации. Это то, как контент на сайте, в интранете, интернет-сообществе или любом другом интернет-пространстве организован и размечен.

Во-вторых, это искусство и наука упорядочивать и размечать. Информационная структура, в которой найти нужный контент не составляет труда для пользователя, - это конечный продукт информационной архитектуры.

В третьих, это сообщество, состоящее из практикующих преподавателей, их цель - сделать так, чтобы хорошая информационная архитектура вышла на первый план в UX .

Аналогия с архитектурой

Выяснить, какие стратегии IA нужны конкретному проекту, можно на примере архитектурных чертежей, используемых в строительстве.

Среднестатистический дом на такой же улице в среднем городе может быть очень хорошо построен по типовому плану. Есть десятки, сотни других домов, построенных по тем же наборам чертежей по всей стране. Они выполняют свои функции. Они экономичны.

Конечно, каждый из таких домов отличается: у них разная отделка, они стоят на разных участках, в них живут разные люди, которые по-разному их используют.

Из шаблонного решения можно сделать сайт, который будет отвечать потребностям широкого круга заказчиков. Незначительные косметические изменения - вот все, что будет нужно для окончательной адаптации таких проектов. Фронтенд-разработчик может легко внести все эти изменения, а никакой IA и не понадобится.

Другой сценарий - когда дом нуждается в капитальном ремонте. Часто дома строят «с запасом», чтобы изменения можно было вносить без ущерба постройке. Жильцы могут добавлять и убирать комнаты, переносить кухню, сносить перегородки. Привлекается архитектор: ведь ремонт подразумевает серьезные структурные изменения.

Эти виды решений применимы также к миру IA. Общий шаблон информационной архитектуры может быть близок к тому, что нужно. Но, возможно, потребуется капитальный ремонт? Может быть, нужно добавить модуль, чтобы потребности пользователей покрывались полностью. А может, проект нуждается в упрощении. Информационный архитектор определяет изменения, которые должны быть сделаны на проекте, разрабатывает план по претворению этих изменений в жизнь.

На другом конце спектра находится полностью индивидуальный проект. По аналогии с архитектурой это будет разработанный с нуля комплект чертежей. Архитектор будет оценивать потребности будущего жильца, а затем поговорит с инженером и строителем, чтобы убедиться, что эти желания осуществимы. Это наиболее дорогостоящее решение, но в некоторых случаях только оно может удовлетворить потребности клиента.

То же самое происходит с большими веб-проектами. Например, стартапы просто не могут обходиться решениями из коробки, даже адаптированными под их нужды. Им нужно решение, полностью соответствующее их бизнес-модели, масштабируемое (ведь стартап будет расти). Это тот случай, когда информационный архитектор (или команда таковых) может проявить себя на все сто.

Конечно, бывают и уникальные случаи. Так небольшой проект может нуждаться в IA, а большой может легко поместиться в коробочное решение. Вот почему стратегия IA должна быть разработана с самого начала, вместо того, чтобы потом пытаться втиснуть хороший контент в существующую разметку сайта.

Что информационный архитектор делает весь день?

Хотя чаще всего информационный архитектор выполняет в компании несколько ролей сразу, бывают случаи, когда это отдельный специалист. Итак, чем же он занят?

Прежде всего архитектор выполняет роль связующего звена между дизайнером сайта и разработчиками. Они должны убедиться, что дизайнер создали правильную организацию контента, а разработчики все правильно интерпретировали. И, конечно, отвечает за то, как информация на сайте будет организована и подана, чтобы наилучшим образом соответствовать потребностям пользователя. Это очень важная миссия, ибо в случае ее провала пользователя ждет разочарование.

Последнее, что делают многие информационные архитекторы, - это разработка прототипов сайтов . С помощью прототипа можно продемонстрировать, как ведут себя пользователи на сайте, а также как должны функционировать некоторые элементы.

Карта сайта, созданная на этом этапе может стать частью готового сайта. Или же остаться внутренним техническим документом.

Принципы информационной архитектуры

Дэн Браун практикует информационную архитектуру более 20 лет. Он разработал 8 принципов IA (), которые могут послужить хорошей базой для любого проекта.

  1. Принцип объектов. Принцип предписывает рассматривать контент как развивающуюся сущность, которая имеет собственный жизненный цикл. Разный контент будет иметь разные атрибуты и поведение, и это нужно учесть при проектировании дизайна.
  2. Принцип выбора. Принцип означает, что вы должны предлагать вашим пользователям осмысленный выбор. Тем не менее, вы должны убедиться, что выбор будет сосредоточен на чем-то конкретном: слишком много вариантов может дезориентировать пользователя. Информацию тоже стоит подавать в виде иерархии, категорий и суб-категорий, вместо того, чтобы приводить ее просто длинным списком.
  3. Принцип раскрытия. Важно дать пользователю необходимую ему информацию Однако стоит убедиться, что это действительно то, что ему нужно, а не то, что вам захотелось дать. Принцип говорит также о том, что нужно сразу давать пользователю информацию, необходимую для понимания: что он сможет найти на других страницах сайта, а что нет. Информацию нужно подавать постепенно, от страницы к странице, а не пытаться вывалить все и сразу.
  4. Принцип примеров. Использование принципа существенно улучшает пользовательский опыт. Например, когда вы заходите в определенную категорию товаров на Amazon, на сайте выводятся примеры товаров, которые попадают в эту категорию. Это помогает пользователю быстрее сориентироваться, особенно, если он не до конца понимает, что значит название категории.
  5. Принцип парадного входа. Половина посетителей попадают на ваш сайт не через главную страницу. Это значит, что любая страница должна содержать необходимый минимум текстовой информации - чтобы пользователи поняли, где они находятся. Также это лишний раз подтверждает пункт 3, не нужно пытаться уместить всю информацию на домашней странице сайта.
  6. Принцип множественной классификации. Этот принцип говорит о том, что разные пользователи используют ваш сайт по-разному, у них могут быть разные методы для нахождения одной и той же информации. Например, одни будут пользоваться поиском , другие предпочтут поблуждать по сайту. Контент нужно адаптировать к различным сценариям пользовательского поведения .
  7. Принцип целенаправленной навигации. Не так важно, где находится меню, важно то, что на нем написано. Постарайтесь, чтобы ваше меню и панель навигации показывали, где находится пользователь сейчас и куда он может попасть с текущей страницы.
  8. Принцип роста. На подавляющем большинстве сайтов контент - текучая, изменчивая сущность. Количество контента у вас на сайте сегодня может быть лишь малой долей того, чтобы там может быть завтра. Организуйте контент таким образом, чтобы позволять ему расти в будущем. Причем не только в плане расширения какого-то блока с текстом: контент может добавляться совершенно разных типов.

Все эти принципы в большей или меньшей степени будут применимы к тому или иному проекту. Как начать работу над информационной архитектурой?

C чего начать

С чего стоит начать - так это с выяснения цели и миссии проекта. Причем нужно понять, какова его миссия сегодня, и какой она может быть в будущем. Попробуйте узнать у клиента, как они видят проект через полгода или пару лет.

И наконец, вы должны думать, как конечные пользователи. У подкованных технически пользователей и новичков - совсем разный стиль пользования сайтом.

Выяснили эти два момента - можно планировать контент-стратегию детально.

Как пользователи находят контент

Есть четыре разных способа, как пользователи ищут информацию на веб-сайте. Классификация дает хорошую отправную точку для проектирования информационной архитектуры.

Известная цель

В этом случае пользователь точно знает, что он ищет, знает, как это описать, и даже может знать, где начать это искать. Это мечта IA-профессионала.

Таких пользователей не нужно водить за ручку, они, скорее всего, воспользуются поиском или нырнут в меню. Если ваш поиск возвращает информативные результаты, то проблем не будет.

Исследование

Когда пользователь знает, что искать, но не представляет, как. Решение - модуль поиска, который сам предлагает термины, позволяющие сузить круг поиска. Такой поиск окажет пользователю неоценимую услугу.

Неизвестность

Пользователь имеет смутное представление, он думает, что знает, что ему нужно. Особо актуально для сложных отраслей: финансовых, юридических. Универсального решения нет, но как подтолкнуть пользователя к правильному результату - нужно придумать обязательно.

Повторный поиск

Пользователь уже видел нужный ему контент, но не знает, как найти его снова. Есть два варианта: сделать раздел «вы недавно просматривали эти страницы» и функцию добавления в закладки. Первый работает пассивно, второй требует участия пользователя, но зато не ограничен по объему «памяти».

Модели для организации контента

Есть шесть основных моделей для организации и структурирования контента на сайте. Иногда они могут сочетаться, как правило, в разных разделах проекта. Но могут использоваться и независимо друг от друга.

  1. Одна страница. Подходит для сайтов с очень ограниченным содержимым, узкой целью. Подходит для продуктовых сайтов, суб-сайтов больших компаний или персональных страничек.
  2. Плоская структура. Плоская структура чаще всего применяется на сайтах менее, чем на 10 страниц. Цепочка навигации сквозная, не имеет ответвлений. Такую структуру часто можно видеть в портфолио агентств, на простых бизнес-сайтах или маленьких площадках e-commercre.
  3. Индекс. Структура, похожая на плоскую. Однако на главой странице есть список всех страниц. Примеры аналогичны предыдущей структуре.
  4. Ромашка. Такая структура чаще всего встречается в веб-приложениях, на образовательных сайтах. После выполнения целевых действий на определенной странице пользователю предлагают перейти на главную. Например, в приложении «список дел» после создания, редактирования или завершения задачи пользователь возвращается к списку.
  5. Строгая иерархия. В строгой иерархии переход на следующую страницу можно сделать только со страницы-родителя. Это отличная структура для сайтов, авторы которых не хотят, чтобы пользователи пропускали страницы. Например, если на сайте выложен последовательный учебный курс.
  6. Многомерные иерархии. Одна из наиболее распространенных структур, во многом из-за простоты реализации в плане IA. В такой структуре наибольшее количество элементов навигации, каждая страница доступна отовсюду.

«Конвенция о маркировке»

Названия некоторых страниц очень важно писать определенным образом. Например, когда пользователь ищет контактную информацию, он в первую очередь будет искать ссылки на раздел «свяжитесь с нами», «контакты» или что-то подобное. Но если вы назовете страницу «достучаться» или «обратная связь», то пользователю придется дополнительно потрудиться. Или вообще уйти на сайт конкурента.

Аналогично - страница «о компании» или «команда» лучше воспринимается, когда названа примерно так.

Большой сайт против маленького сайта

Хорошая организация контента важна для любого сайта, большого и маленького, но чем больше контента у вас на сайте, тем важнее роль структуры.

Представьте, что в статьях Википедии не было бы ссылок на другие статьи. Пришлось бы каждый раз пользоваться поиском.

UX против IA

Многие дизайнеры и разработчики думают, что IA является лишь частью работы UX-дизайнера. Да, эти области неразрывно связаны, но это не одно и то же.

Хорошая информационная архитектура является ключом к позитивному пользовательскому опыту.

Конечно, ваш UX-дизайнер может выполнять роль IA, но на крупных и сложных проектах лучше все же иметь выделенного специалиста.

IA против вашей CMS

Независимо от того, насколько хороша ваша информационная архитектура, если под проект не подобрать адекватную CMS, не сделать простым процесс создания контента для его авторов, все пройдет прахом.

Спросите себя: кто будет взаимодействовать с CMS, какой у этих людей уровень технических знаний и опыта. Техничная и сложная CMS, хоть и позволят выполнять больше задач, но может оказаться непосильной для контент-менеджеров.

Инструменты

Многие инструменты для IA являются аналоговыми, несмотря на цифровое происхождение самой науки.

Доски, сортировка карточек - очень популярные методы IA, особенно помогают на начальных этапах.

Цифровые инструменты

Эти инструменты набирают популярность, потому что все больше команд работает удаленно.

Приложения-доски отлично помогают провести брейншторм вместе с удаленной командой или клиентов. Самые лучшие представители таких сервисов функционируют как реальные доски, но на них можно легко давать ссылки.

Интервью с Луи Розенфельдом (Louis Rosenfeld), основателем и президентом Argus Associates. Луи также является соавтором популярнейшей книги Information Architecture for the World Wide Web.

Интервью основано на переписке по электронной почте, которую вел Джон Роудс (John S. Rhodes) 24 мая 99 года

Что такое информационная архитектура? В общих чертах, о самом важном?

Эта сфера знаний пока относительно нова, и находится в стадии развития; следовательно определение информационной архитектуры зависит о того, кто его дает. Вот определение, которое нравится нам:

Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные.

Это означает, что оптимизация поисковой программы на вашем сайте с целью помочь посетителям быстрее найти то, что им нужно, является информационной архитектурой (information architecture - IA). Оптимизация же поисковой программы для балансирования нагрузки в ведение IA не входит. Разработка системы надписей в меню навигации на сайте - является IA. Решение о том, каким цветом будет оформлено это меню навигации уже не в ведении IA.

Почему так велико значение IA? Ну, например, представьте себе, что вы вложили несколько миллионов долларов в свой сайт. С эстетической точки зрения он выглядит великолепно, технологически совершенен, и на нем полным полно прекрасного материала. Но вот вы узнаёте, что пользователи не могут найти нужную им информацию , а вы сами не можете определить, куда следует положить новый материал и когда следует убирать старый. Вот здесь-то и возникает необходимость обратиться к информационной архитектуре.

Или представьте, что работники вашей компании испытывают такие трудности с поиском ответа на вопросы, которые задают им ваши клиенты, что они распечатывают каждую страницу интранет-сайта, так как боятся, что снова не смогут ее отыскать. Естественно, при изменении информации на сайте распечатки будут устаревать, но ваши работники не будут об этом знать, и следовательно они будут давать устаревшие, неправильные сведения вашим клиентам. Именно такого рода проблем позволяет избежать информационная архитектура. Мы даже сталкивались с ситуацией, когда работники компании сами выдумывали ответы для клиентов из-за того, что интранет-сайт был плохо структурирован. Упс! Лучше уж исправить структуру сайта, чем попадать в такую ситуацию.

Какова связь между информационной архитектурой и юзабилити?

Хороший вопрос. Но я не уверен, что у меня готов хороший ответ на него, во всяком случае - не сегодня. Но я тем не менее попытаюсь на него ответить экспромтом.

Я считаю, что юзабилити в широком понимании этого слова одинаково хорошо подходит к описанию процедур испытания и улучшения и панели приборов в автомобиле, и банкоматов, и веб-сайтов. Я, как информационный архитектор, много научился у специалистов по юзабилити о том, как ведут себя пользователи на сайте, и о том, как оценивать результат их работы с сайтом. Однако я не думаю, что я могу что-то узнать от специалистов по юзабилити о самой информации: о том, как его материалы и их характер влияют на скорость поиска и обработки информации. Я также обнаруживаю, что специалисты юзабилити не всегда достаточно хорошо понимают, как часто меняются требования пользователя к одной и той же информации , а также то, как эти различные требования влияют на скорость поиска.

Так что, я представляю себе юзабилити, как дисциплину с чрезвычайно широкой сферой применения, но к сожалению недостаточной при применении к специфическим областям. В своей компании Argus мы как раз экспериментируем с этой проблемой; недавно мы наняли Кейт Инстоун (Keith Instone), а также еще одного специалиста по взаимодействию человек-компьютер. Так что теперь в нашей компании есть свои собственные лучшие специалисты по юзабилити. Потом мы посмотрим, какого рода услуг от нас потребует рынок, и если потребуется, мы будем смешивать наш опыт в информационной архитектуре с опытом в юзабилити. Так что год-два спустя мой ответ может быть совсем другим.

Каким образом хорошо продуманная информационная архитектура сайта может сделать сайт более удобным в использовании?

Прежде всего, необходимо понять, что каждая информационная система - будь то книга или интранет предприятия - имеют свою информационную архитектуру. Слова "хорошо продуманная" являются ключевыми: многие сайты вообще не имеют продуманную архитектуру . Они подобны зданиям, которые строились без проекта: решения, используемые на сайте, отражают личную точку зрения дизайнеров, сайт трудно масштабируется со временем, дизайн полностью зависит от технологий, используемых на сайте, а не наоборот, и так далее. Так что давайте исходить из того, что хорошо продуманная архитектура сайта планируется с самого начала.

Если мы будем считать, что архитектура сайта разрабатывается заранее, на стадии планирования, трудно сказать, какой подход лучше использовать. Существует столько много способов организовывать информацию в систему, что использование на сайте всех этих подходов вместе будет излишним. Хорошо продуманная архитектура сайта помогает пользователям тем, что использует только некоторый набор из всех этих методов, т.е. набор, который больше всего подходит для сайта исходя из:

  • информационных потребностей посетителей сайта
  • материалов сайта
  • целей и бюджетных ограничений

В компании Argus мы очень сильно полагаемся на правило "80/20", которое гласит: если мы можем использовать несколько основных методов организации информации, которые удовлетворят 80% посетителей, тогда мы можем с уверенностью сказать, что пользователи не заблудятся на нашем сайте. Их не запутает обилие "информационных коридоров", многие из которых лишь изредка будут использоваться, но зато потребуют значительных затрат в поддержке. И так же, мы часто замечаем, что примерно 20% информации, которую нам представляет компания-клиент, удовлетворяет все запросы посетителей сайта. Благодаря этому правилу мы можем создавать некрупные, более точные массивы информации, с которыми проще работать. Не пытаясь объять необъятное и удовлетворить все нужды и требования посетителей, владельцы и менеджеры сайтов будут тратить меньше средств и усилий на поддержку сайтов при этом получая от него наибольшую отдачу.

Говоря более конкретно, хорошо продуманная информационная архитектура гарантирует, что пользователи потратят меньше времени на поиск нужной информации, и почти никогда не скажут, что они чего-то не нашли . При хорошей архитектуре они всегда обнаружат, что один документ связан ссылками с другими документами по той же теме. Они всегда смогут легко переключаться с поиска документов на их просмотр и обратно. Они лучше будут понимать, какую информацию сайт может им предложить. Они станут добрее к своим ближним и будут заботиться о своих родителях. В общем, вы поняли...

Уточните, почему пользователям трудно найти информацию на веб-сайтах? Каковы типичные проблемы?

В общем случае, работа с информацией - это очень, очень трудоемкий процесс. Поиск информации напоминает игру "испорченный телефон": вы пытаетесь преобразовать свои мысли и образы в слова, а затем - в текст или в запрос для поиска. Затем вам приходится вручную перебирать все документы сайта (что очень неэффективно), либо обратиться к программе (например, к поисковому серверу), чтобы он сделал это за вас. В результате вы получаете текст, который с большей или меньшей степенью точности отражает в словах исходные мысли автора. Учтите при этом неопределенность, присущую всем человеческим языкам, и вы получаете тот самый испорченный телефон.

Исследования процесса поиска информации показывают, что попытка в совместить требования пользователей к информации с тем, что им предлагают авторы этой информации, провалилась. Примером может служить специфическая узконаправленная онлайновая база данных LEXUS/NEXUS. Web вносит еще больший хаос в эту проблему: информация в нем присутствует во множестве форматов, на различные темы, в различной подаче. В результате объем информации вырастает на порядки. Учтем еще всех пользователей Web-а со всеми их различиями, и в результате - результативность поиска информации уменьшается до нуля. Чем больше варьируется содержание информации, тем хуже будут результаты поиска. Не следует сваливать все в кучу, но в Web-е именно это обычная практика на веб-сайтах. Вот почему так часто на каждом сайте самая популярная страница - это страница поиска. Вот почему так часто невозможно работать с информацией в интрасети компании и при этом не запутаться окончательно.

Пожалуйста, опишите вкратце ключевые идеи вашей популярнейшей книги Information Architecture for World Wide Web. Так же, не могли бы вы объяснить успех этой книги?

За обязательными вводными главами у нас идут две основные части. Первая описывает то, что мы считаем основными предметами информационной архитектуры: организация информации, навигация по ней, присвоение обозначений и поиск. В следующей части описывается сам процесс: описание того, как разрабатывать и реализовывать архитектуру веб-сайта. И в конце книги мы приводим пример нашей работы. Мы не показываем вам, как вам надо разрабатывать ваш сайт; нет такого универсального метода, который подходит всем. Информационная архитектура каждого веб-сайта строится на присущих ему уникальных характеристиках пользователей, материалов и целей. В своей книге мы просто пытаемся представить читателям основные понятия информационной архитектуры, дать им терминологию, с помощью которой им легче будет вести разговор на данную тему, а также (как мы надеемся) лучше разрабатывать сайты.

Почему у книги такой грандиозный успех? Я был бы рад заявить, что это произошло благодаря революционным идеям, изложенным в ней. Но я знаю точно другую причину: реальная причина - точное время выхода книги. Сегодня веб-разработчики имеют дело с пятой или шестой реинкарнацией своего сайта. Их уже не надо учить тому, как надо оптимизировать картинки на сайте, как программировать на Java, и так далее. Но тем не менее они обнаруживают у своих сайтов такой недостаток, который берет начало от более абстрактных понятий дизайна: организация информации и юзабилити. Веб-разработчики уже начали сознавать это, а тут выходит как раз наша книга. Точное время - вот секрет успеха!

Каково будущее информационной архитектуры? Что будет дальше?

Ах, если бы я знал. Все больше выпускается приложений управления контентом для веб-сайтов, основанных на XML. Это позволит создавать более гибкие архитектуры, а также позволит более эффективно использовать опубликованный материал. Это очень интересный феномен. Но я несколько пессимистично смотрю на то, что когда-либо появится система, которая позволит эффективно организовывать разрозненные, неструктурированные материалы в различных форматах и проводить поиск по ним. Пожалуй положение с этим делом становится все хуже и хуже. С другой стороны, как бизнесмен работающий в сфере информационной архитектуры, я полон оптимизма...

В настоящее время информационная архитектура считается в меньшей степени приближенной к дизайну, а в большей степени - к организации и структурированию информации.

Несмотря на отсутствие полностью устоявшегося определения ИА и её предмета, можно выделить основные подходы к их определению.

Введение термина датируется 1976 г. и приписывается Ричарду Вурману (Richard S. Wurman), определявшему задачу информационной архитектуры в организации эффективного визуального представления больших массивов данных.

В настоящее время информационная архитектура считается в меньшей степени приближенной к дизайну, а в большей степени --- к организации и структурированию информации. Так, по определению The Information Architecture Institute, информационная архитектура - искусство и наука организации и предметизации веб-сайтов, интранет-сетей, онлайн-сообществ и программного обеспечения, преследующая целью обеспечение удобства использования (usability).

Выделяют три основных определения информационной архитектуры:

Смежными с информационной архитектурой областями являются:

  • дизайн интерфейсов (веб-дизайн), определяющий графический облик решений, заложенных информационной архитектурой;
  • маркетинг, так как информационная архитектура ставит целью удовлетворение нужд потребителей информации;
  • разработка ИС, так как реализация информационной архитектуры ИС сопряжена с применением соответствующих технологий и моделей данных;
  • управление знаниями (knowledge management), так как оно базируется на обеспечении лёгкости коллективного использования информации, одним из шагов в достижении которого является применение методов информационной архитектуры.

Потребность в выделении совокупности методов информационной архитектуры в отдельное направление обусловлена тем, что лавинообразный рост объемов информации в информационных системах разного уровня, Интернете, локальных сетях, существенно затрудняет свободную навигацию по источникам информации. В этом смысле информационная архитектура призвана обеспечить повышение эффективности использования информационных источников, а также комфортности работы с ними для пользователя.

Для этого информационная архитектура ориентируется на особенности человеческой логики и восприятия и использует современные подходы и технологии к организации информации, в том числе многоаспектную (фасетную) классификацию, слои пользовательской классификации (фолксономию) и т. д., обеспечивая интуитивный, предсказуемый доступ к содержимому информационных систем.

Несмотря на то, подходы в классификации (таксономия, предполагающая иерархическую классификацию, а также фолксономия, предполагающая задание неиерархических меток пользователями ИС) конкурируют в рамках ИА, и число сторонников фолксономии нарастало в связи с развитием концепции Web 2.0, информационная архитектура не предполагает наличия однозначно правильных во всех случаях подходов, рассматривая достоинства и недостатки, а также границы применимости каждого из них. Компромиссным подходом к классификации можно считать фасетный (многоаспектный) подход, предполагающий несколько оснований классификации с метками в рамках каждого из них, возможно --- иерархически организованными. Такой подход позволяет обеспечить индивидуальный подход к пользователю, которому не навязывается единого основания классификации и пути поиска информации и обеспечивается многоаспектный взгляд на контент, при этом наличие внутренней структуры в классификации предполагает прослеживаемость ее логики, в пику фолксономии, часто утрачивающей ценность в качестве основания навигации при росте объемов информации.

Морвиль кроме того выдвигает концепцию слоев метаданных, в рамках которой различные классификационные подходы образуют слои, характеризующиеся большей устойчивостью (фундамент: таксономии и онотологии) или большей гибкостью (фолксономии), при этом, по мере эволюции системы происходит обмен данными между слоями.

Помимо инструментов классификации и подходов семантической сети, информационная архитектура всё более оперирует и механизмами обеспечения интеллектуального поиска, коллаборативной фильтрации, пользовательских профилей и персонализации.

Важным направлением рассмотрения являются и вопросы интеграции объектов реального мира в информационные сети, навигации на стыке представлений, в том числе интеграции GPS, RFID и т. д. как пограничных технологий.

Стоит отметить, что, несмотря на основной акцент на ориентирование в рамках информационных сетей, по мере роста количества информации в рамках информационных систем, а также по мере их интеграции с сетевыми службами и сервисами, подходы, разработанные в рамках информационной архитектуры становятся всё более актуальными и для традиционных информационных систем, в первую очередь, являющихся ключевыми компонентами бизнес-инфраструктуры предприятия, так как эффективность работы пользователей с такими системами имеет экономическую значимость для бизнеса.

Вместе с тем, применимы подходы ИА и в разработке приложений, ориентированных на массовых пользователей, в первую очередь, связанных с обработкой потока данных (например, персональные органайзеры, RSS-агрегаторы и т. д.), так как одна из задач ИА --- обеспечение интуитивного доступа к содержимому --- способна при адекватном решении повысить комфорт и эффективность использования продукта, а, значит, и обеспечить конкурентное преимущество по сравнению с аналогами.

Самым простым способом выяснить суть профессии для меня стало общение с соответствующими специалистами. Ниже приводятся некоторые высказывания информационных архитекторов.

Каждая цитата в какой-то мере помогает вникнуть в суть профессии информационного архитектора. Но всё-таки после проведения собственного исследования я пришёл к выводу, что ни одно из этих высказываний не даёт полного представления об интересующей профессии. Информационный архитектор занимает нишу между графическим дизайнером , веб-дизайнером , проектировщиком опыта взаимодействия , разработчиком главной страницы и экспертом по юзабилити (я написал отдельные статьи о перечисленных профессиях). Фактически, работа всех этих людей связана с общей тематикой - ориентированным на пользователя дизайном (см. pdf Джесси Джеймса Гарретта об элементах опыта взаимодействия). Со временем круг обязанностей каждого из этих специалистов стал вполне конкретным. В отличие от графического/веб-дизайнера, который подбирает цветовую гамму, оформление, текстуру и т. д. для передачи определённого сообщения, информационный архитектор смотрит на архитектуру сайта с более практической стороны. Он может задаться вопросами: «Сколько посетителей приходит на Ваш сайт?», «Как ПО помогает пользователю систематизировать информацию?», «Каким образом пользователь узнаёт об этом ПО?», «Помогает ли эта информация потребителю (т.е. как она стимулирует его к принятию решения)?».

Чтобы ответить на эти вопросы, информационный архитектор должен сконцентрироваться на таких аспектах, как целевая аудитория, относящиеся к веб-сайту технологии, данные, которые планируется представить на сайте и (желательно) результаты первых юзабилити-тестирований сайта.

Эволюция информационной архитектуры

Информационные архитекторы - больше, чем просто дизайнеры, проектировщики или менеджеры проекта. Информационные архитекторы должны при выполнении своей работы черпать вдохновение, сотрудничая со специалистами из разных отделов компании. Обычно они начинают карьеру с должности дизайнера или работают среди дизайнеров. В какой-то момент они заинтересовываются предъявляемыми к дизайну сайта техническими требованиями и начинают работать в этом направлении. Лучшие информационные архитекторы сотрудничают сразу с несколькими отделами, связывая воедино все компоненты сайта. Они похожи на градостроителей или даже на обычных архитекторов. Они имеют общее представление о том, как и что работает, но для более детального изучения отдельных аспектов работы системы им приходится выходить за границы своей области знания.

Возможно, Вы сами находитесь в похожей ситуации или думаете над тем, можно ли назвать Вас информационным архитектором, судя по выполняемым обязанностям. Если Вам не терпится сделать выводы, советую пройти тест « ?».

Реализация ваших идей по дизайну

Чтобы понять, как информационный архитектор управляет проектом, можно представить себе, что обычному архитектору предлагают поработать над зданием после того, как оно уже построено. Хотя такое предложение кажется смешным, сегодня оно зачастую актуально. Даже после того, как самые хорошо спроектированные здания построены, они всё ещё могут подвергаться изменениям. Стюарт Бренд освещает этот удивительный феномен в своей книге «Как учатся здания: что происходит после того, как они построены» (How Buildings Learn: What Happens After They’re Built). И снова, как бы абсурдно это ни звучало, мы обычно ставим информационных архитекторов в похожее положение - предлагаем им поработать над веб-сайтом после того, как другие самопровозглашённые информационные архитекторы уже его спроектировали. Это происходит потому, что большинство людей не знают о существовании альтернативы. Чем скорее Вы доверите свою идею дизайна проекта профессионалу, тем быстрее он претворит её в жизнь.

Учитывая всё сказанное, можно констатировать тот факт, что большинству проектов не требуется специалист, специализирующийся исключительно на информационной архитектуре . Это объясняется тем, что обязанности информационного архитектора схожи с задачами менеджера проекта, но не идентичны им. Профессиональный информационный архитектор необходим лишь в том случае, если Ваш сайт располагает большим количеством информации и особенно, если Вы предлагаете какой-нибудь необычный способ её обработки. Это актуально, если, к примеру, на Вашем сайте предлагается новый способ поиска книг.

Мы выстраиваем наше здание, а потом наше здание выстраивает нас.

Уинстон Черчилль

Какие черты зданий нас больше всего волнуют? Независимо от того, кто мы – знатоки архитектуры или обычные люди, наше эмоциональ ное состояние тесно связано с физическими строениями, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни.

У каждого из зданий собственное назначение. Шумное кафе с доща тым полом и большими окнами, выходящими на главную улицу, пред ставляет собой идеальное место для короткой встречи за завтраком. Высотное здание из стали и стекла, с его смесью из «кубиклов»1 и офи сов, создает для своих обитателей энергичную атмосферу работы и со трудничества. Темный прокуренный бар с панельными металлически ми потолками и голыми кирпичными стенами оказывается убежищем от водоворота современной жизни. А средневековый готический со бор, украшенный гранитными скульптурами, витражами и башенка ми, устремленными к небу, вызывает одновременно ощущения смире ния и вдохновения.

Каждое здание служит своей уникальной цели. Архитектура, проек тирование, строительство, отделка и месторасположение играют важ ную роль в формировании общего впечатления. Все элементы должны

1 Кубикл (cube, cubicle) – отделенное невысокими перегородками рабочее пространство для каждого из сотрудников. Представляет собой недорогую альтернативу индивидуальным офисам, т. к. легко создается в больших по мещениях с помощью ширм и перегородок, что упрощает перепланировку своими силами и не требует участия строительной бригады. – Примеч. науч. ред.

работать вместе. В удачных постройках целое в совокупности превос ходит сумму составляющих его частей.

Почему мы начали книгу о веб сайтах с рассуждений о зданиях? Пото му что аналогия с архитектурой – мощный инструмент для знакомст ва со сложной многомерной природой информационных пространств. Как и здания, веб сайты обладают архитектурой, определяющей нашу работу с ними.

Некоторым веб сайтам присуща логическая структура, позволяющая нам найти ответ и выполнить задачу. В других сайтах отсутствует ка кая либо логическая организация, и попытки навигации по ним ока зываются тщетными. Не удается найти нужный товар, мы не можем найти отчет, найденный на прошлой неделе, или теряемся в корзине покупок интернет магазина. Такие веб сайты напоминают неудачные постройки: дома с протекающими плоскими крышами, кухни, в кото рых нет места для кухонного стола, офисные здания, в которых не от крываются окна, и лабиринты аэропортов с указателями, ведущими не туда.

Причины появления плохих зданий, как и плохих веб сайтов, кроют ся в сходных архитектурных просчетах. Во первых, часто архитекто ры не живут сами в тех строениях, которые проектируют. Они плохо понимают потребности своих заказчиков, и им не придется испыты вать на себе долгосрочные последствия неудачных решений. Во вто рых, создавать постройки, которые выдержат испытание временем, действительно трудно. Потребности меняются, и неожиданности воз никают сплошь и рядом. Стремление к стабильности должно сочетать ся с обеспечением гибкости и масштабируемости. Архитекторы часто сталкиваются со сложными техническими требованиями, противоре чивыми задачами и высоким уровнем неопределенности. Превратить этот хаос в порядок крайне трудно, и для этого требуются особые про ницательность и дальновидность.

Однако разработчикам веб сайтов не следует замыкаться в метафоре строительной архитектуры. В этой книге мы также будем говорить об информационной экологии, экономике информации, цифровых биб лиотеках и виртуальных сообществах. Из каждой аналогии мы возь мем все важное и отбросим несущественное.

Определение

Те, кто не знаком с этой областью, вероятно, все еще размышляют: что, собственно, такое информационная архитектура? Этот раздел ад ресован им.

ин·фор·ма·ци·он·ная ар·хи·тек·ту·ра сущ.

1. Сочетание схем организации, предметизации и навигации, реали зованных в информационной системе.

2. Структурное проектирование информационного пространства, спо собствующее выполнению задач и интуитивному доступу к содер жимому.

3. Искусство и наука структурирования и классификации веб сайтов и интрасетей с целью облегчения пользователям поиска информа ции и управления ею.

4. Развивающаяся дисциплина и сообщество практиков, ставящее своей задачей распространение принципов проектирования и архи тектуры на цифровых просторах.

Вы рассчитывали, что определение будет одно? Что нибудь коротень кое и невинное? Несколько слов, в которых кратко схвачены суть и границы области информационной архитектуры? Размечтались!

В причине, по которой мы не можем сформулировать единственное, всемогущее и универсальное определение, лежит ключ к пониманию того, почему так трудно проектировать хорошие веб сайты. Речь идет о проблемах, внутренне присущих языку и представлению. Ни один документ не может всесторонне и точно представить замысел своего автора. Ни одно название или определение не могут целиком охватить смысл документа. И никакие два человека не воспринимают и не по нимают один и тот же документ, определение или обозначение одина ковым образом. Связь между словами и смыслом оказывается в луч шем случае ненадежной.1

Сойдем с нашей философской трибуны и обратимся к основам вещей. Раскроем шире наши определения и исследуем некоторые базовые понятия информационной архитектуры.

Информация

Термин «информация» употребляется нами для различения инфор мационной структуры и управления данными и знаниями. Данные (data) – это факты и цифры. Реляционные базы данных обладают высокой степенью организации и генерируют конкретные ответы на конкретные вопросы. Знания (knowledge) – это то, что находится

в головах у людей. Специалисты по управлению знаниями разраба тывают инструменты, процедуры и стимулы для коллективного ис пользования этих знаний. Информация (information) занимает не которое промежуточное место. Информационные системы часто не могут дать единственного «правильного» ответа на заданный во прос. Нас будет интересовать информация, представленная в лю бых формах и объемах: веб сайты, документы, программные при ложения, графика и т. д. Нас также интересуют метаданные : тер мины, описывающие и представляющие такие объекты содержимо го, как документы, люди, процедуры и организации.

1 Юмористический взгляд на коварства английского языка можно найти

в книге Билла Брайсона (Bill Bryson) «The Mother Tongue: English & How It Got That Way».

Структурирование (structuring), организация (organizing) и предме+ тизация (labeling)

Это то, что лучше всего удается информационным архитекторам. В структурирование входит выбор степень детализации1 для «ин формационных атомов» сайта, и устанавливаются отношения меж ду ними. Организация состоит в объединении этих компонентов в отдельные смысловые категории и темы. Предметизация заклю чается в определении названий этих категорий и ведущих к ним на вигационных ссылок.

Поиск и управление

Возможность найти информацию – решающий фактор для удобства сайта в целом. Если пользователи оказываются не в состоянии най ти нужные им сведения, просматривая веб страницы, выполняя по иск по сайту и задавая вопросы, сайт надо считать провалившимся. Но недостаточно лишь ориентироваться на конечного пользователя при проектировании. Необходимо учесть задачи организаций и тех, кто управляет информацией. Информационная архитектура долж на приводить в равновесие потребности пользователей и задачи биз неса. Большое значение имеют эффективное управление содержи мым, четко определенные процедуры и информационная политика сайта.

Искусство и наука

Такие дисциплины, как эргономика и этнография, позволяют вне сти строгость научных методов в анализ потребностей пользователей и их поведения при поиске информации. Наши возможности в изучении шаблонов поведения пользователей и совершенствова нии своих веб сайтов неуклонно растут. Однако практическая рабо та в области информационной архитектуры никогда не будет сведена исключительно к механическим действиям – слишком велики неод нозначность и сложность. Информационные архитекторы должны полагаться на свой опыт, интуицию и творческий подход. Они долж ны быть готовыми идти на риск и доверять своей интуиции. В этом и состоит «искусство» информационной архитектуры.

Глиняные таблички, свитки, книги и библиотеки

Люди веками занимались структурированием, организацией и пред метизацией информации. Еще в 660 г. до н. э. глиняные таблички ас сирийского царя были разложены по темам. В 330 г. до н. э. библиогра фия Александрийской библиотеки была размещена на 120 свитках.

1 Уровень детализации (granularity) означает степень обобщения при разби ении информации на фрагменты или их относительный размер. Различные уровни детализации могут быть такими: отдельный номер журнала, ста тья, абзац, предложение.

В 1873 году Мелвил Дьюи (Melvil Dewey) придумал «десятичную сис тему Дьюи» для организации и упрощения доступа к неуклонно расту щему количеству книг.

В наше время большинство людей знакомы с основами организации ин формации по опыту работы с книгами и библиотеками. В табл. 1.1 по казано применение понятий информационной архитектуры (ИА) к ми ру печатного слова и к World Wide Web.

Таблица 1.1. Различия между книгами и веб+сайтами

Понятие ИА

Веб сайты

Элементы

Обложка, заглавие,

Главная страница, панель нави

главы, разделы, страницы,

номера страниц, оглавление,

жимого, карта сайта, предмет

предметный указатель.

ный указатель, поиск по сайту.

Измерения

Двумерные страницы, пред

Многомерное

информационное

ставленные в последователь

пространство

с гипертекстовой

ном линейном порядке.

навигацией.

Осязаемые и конечные, с чет

Слабо осязаемые, нечеткие, че

кими началом и окончанием.

рез которые информация «про

сачивается» на другие сайты.

Если перейти от единичных книг к книжным собраниям, то сравнение становится еще интереснее. Представим себе книжный магазин, в ко тором нет никакой организационной структуры. Тысячи книг просто свалены в огромные стопки на столах. Такие магазины действительно существуют, например Gould’s Book Arcade в Ньютоне, Австралия. Он показан на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Книжный магазин Gould’s Book Arcade (фотография любезно предоставлена Сетом Гордоном)

С философской точки зрения можно допустить, что такое случайное нагромождение книг дает возможность с облегчением оторваться от строгого порядка повседневной жизни. И в этом книжном магазине действительно можно с увлечением рыться в книгах, делая неожидан ные находки. Но если вы пришли в поисках конкретной книги или вас интересует определенный автор или тема, то вам гарантирован долгий и мучительный поиск иголки в стоге сена.

Сравните хаос этого магазина с порядком, царящим в библиотеке (рис. 1.2). Даже на первый взгляд контраст разителен. Присмотревшись же, вы обнаружите, что библиотека – это не просто склад для книг, жур налов и музыкальных записей. В ней есть сложные системы и хорошо обученные профессионалы, которые действуют незаметно и отбирают, оценивают, помечают, описывают, структурируют и организуют кол лекции, чтобы читатели библиотеки могли найти требуемое для них. Несмотря на то, что информационная среда библиотеки строго органи зована, предметно ориентированный подход, характерный для десятич ной системы Дьюи и схемы классификации Библиотеки Конгресса, до пускает также исследовательский просмотр и случайные открытия.

Рис. 1.2. Просмотр книг в библиотеке (фотография любезно предоставлена http://intergate.sdmesa.sdccd.cc.ca.us/lrc/stacks.jpg)

Кратко можно сказать, что основной путь увеличения ценности печат ных материалов библиотеками и библиотекарями состоит в размеще нии этих материалов в строгом порядке, созданном по правилам ин формационной архитектуры и облегчающем доступ к ним читателей. Информационные архитекторы выполняют аналогичную задачу, но обычно она решается в контексте веб сайтов и цифрового содержимо го. Конечно, между библиотеками и веб сайтами есть существенные различия. Часть из них приведена в табл. 1.2.

При разработке информационной архитектуры библиотеки приходит ся решать много проблем, но библиотека представляет собой относи тельно четко определенную среду и открывает доступ к обширному на копленному опыту. Напротив, веб сайты выдвигают целый ряд новых проблем. Виртуальные пространства обладают большей гибкостью по