Игровые тесты: Company of Heroes: Opposing Fronts. Игровые тесты: Call of Juarez

Мы уже не раз говорили о том, что для верхнего ценового диапазона компания AMD будет выпускать мультичиповые решения, работающие по технологии CrossFire. По сути, одночиповый соперник топовым видеокартам Nvidia у AMD есть только для Geforce GTX 260, младшей карты серии. Против этой модели выступает RADEON HD 4870 — наиболее быстродействующее решение семейства HD 4800 на основе одного GPU от компании AMD. Компания сама не раз упоминала о том, что собирается делать одночиповые видеоплаты для mid-end и нижнего high-end, а для верхнего ценового диапазона будет предлагать двухчиповые карты.

Сначала для конкуренции с Geforce GTX 280 предназначались CrossFire конфигурации на основе двух отдельных плат HD 4850 или HD 4870, затем было представлено и одноплатное двухчиповое решение, получившее название RADEON HD 4870 X2. Предварительный обзор его производительности с небольшим набором тестов мы уже публиковали на нашем сайте. Настало время и для полноценной статьи, с теорией, синтетическими тестами и расширенным набором игровых приложений.

RADEON HD 4870 X2 на базе двух RV770, связанных друг с другом при помощи специального моста, использует технологию CrofssFire и режим рендеринга Alternate Frame Rendering (AFR), о котором мы неоднократно писали. Естественно, компания AMD просто умножает все технические характеристики на два, и если цифру в 2,4 терафлопов теоретической производительности с некоторой натяжкой ещё можно принять, то, например, удвоение объёма памяти весьма спорно.

Повторим истину, что несмотря на удобство создания продуктов для разных ценовых диапазонов на основе разного количества одних и тех же чипов, одночиповое решение схожей сложности всегда будет обладать определенными преимуществами: оно будет быстрее во всех приложениях, а не только оптимизированных для мультичиповых конфигураций, не будет содержать избыточных блоков в каждом из чипов, зато будет обладать лучшими характеристиками по энергопотреблению и тепловыделению. Не касаясь основных проблем мультичипового рендеринга в режиме AFR - задержек при отрисовке изображения, свойственных таким конфигурациям. В результате, на мультичиповых системах нередки ситуации с высоким FPS, но лагом управления и отсутствием требуемой плавности.

Теоретическая часть по двухчиповой карте на основе ранее известной архитектуры не может быть объёмной, ведь это просто два чипа RV770, установленные на одну печатную плату вместе с памятью, мостом и другими элементами. Такая двухчиповая система работает по технологии CrossFire, реализованной аппаратно, линии PCI Express и связующий мост выполнены прямо на плате. По сравнению с системой из двух плат HD 4870, есть небольшая разница исключительно из-за некоторых архитектурных изменений, о которых мы поговорим далее, но в основном, разница в производительности связана с различным объёмом видеопамяти.

Если вы ещё не знакомы с архитектурой AMD RV770, то все подробности о ней можно прочитать в базовом обзоре на нашем сайте . Хотя это дальнейшее развитие архитектуры R6xx, в неё было внесено очень много изменений, которые оправдали себя на все 100% — фактически, все недостатки предыдущих чипов были устранены, и получилась очень грозная сила. Теперь её стало в два раза больше.

Перед прочтением данного материала мы рекомендуем внимательно ознакомиться с базовыми теоретическими материалами DX Current, DX Next и Longhorn, описывающими различные аспекты современных аппаратных ускорителей графики и архитектурные особенности предыдущей продукции Nvidia и AMD.

Эти материалы довольно точно спрогнозировали текущую ситуацию с архитектурами видеочипов, оправдались многие предположения о будущих решениях. Подробную информацию об унифицированных архитектурах AMD RV7xx и R6xx на примере предыдущих решений можно найти в следующих статьях:

Итак, рассмотрим подробные характеристики двухчиповых видеоплат серии RADEON HD 4800, основанных на RV770.

Двухчиповые графические ускорители серии RADEON HD 4800

  • кодовое имя карты R700 (два чипа RV770);
  • технология производства 55 нм;
  • два чипа по 956 миллионов транзисторов;
  • унифицированная архитектура с массивом общих процессоров для потоковой обработки вершин и пикселей, а также других видов данных;
  • аппаратная поддержка DirectX 10.1, в том числе и новой шейдерной модели — Shader Model 4.1, генерации геометрии и записи промежуточных данных из шейдеров (stream output);
  • две 256-битные шины памяти, по четыре контроллера шириной по 64 бита с поддержкой типов памяти GDDR3 и GDDR5;
  • частота ядра 750 МГц (для HD 4870 X2);
  • 2 × 10 SIMD ядер, включающих 2 × 800 скалярных ALU для расчётов с плавающей точкой (целочисленные и плавающие форматы, поддержка FP32 и FP64 точности в рамках стандарта IEEE 754);
  • 2 × 10 укрупненных текстурных блоков, с поддержкой FP16 и FP32 форматов;
  • 2 × 40 блоков текстурной адресации;
  • 2 × 160 блоков текстурной выборки;
  • 2 × 40 блоков билинейной фильтрации с возможностью фильтрации FP16 текстур на полной скорости и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов;
  • возможность динамических ветвлений в пиксельных и вершинных шейдерах;
  • 2 × 16 блоков ROP с поддержкой режимов антиалиасинга с возможностью программируемой выборки более чем 16 сэмплов на пиксель, в том числе при FP16 или FP32 формате буфера кадра. Пиковая производительность до 32 отсчетов за такт (в том числе и для режимов MSAA 2x/4x, в том числе для буферов формата FP16), в режиме без цвета (Z only) — 128 отсчетов за такт;
  • запись результатов до 8 буферов кадра одновременно (MRT);
  • интегрированная поддержка двух RAMDAC, двух портов Dual Link DVI, HDMI, HDTV, DisplayPort.

Спецификации карты RADEON HD 4870 X2

  • частота ядер 750 МГц;
  • эффективная частота памяти 3600 МГц (4*900 МГц);
  • тип памяти GDDR5;
  • объем памяти 2 × 1024 МБ;
  • пропускная способность памяти 2 × 115 ГБ/с;
  • теоретическая максимальная скорость закраски 2 × 12.0 гигапикселей в секунду;
  • теоретическая скорость выборки текстур 2 × 30.0 гигатекселей в секунду;
  • поддержка CrossFireX разъема;
  • шина PCI Express 2.0 x16;
  • энергопотребление 286 Вт (8-штырьковый и 6-штырьковый разъёмы);
  • двухслотовый дизайн;
  • рекомендуемая цена $549.

Спецификации карты RADEON HD 4850 X2

  • частота ядер 625 МГц;
  • количество универсальных процессоров 1600 (2 × 800);
  • количество текстурных блоков — 2 × 40, блоков блендинга — 2 × 16;
  • эффективная частота памяти 2000 МГц (2*1000 МГц);
  • тип памяти GDDR3;
  • объем памяти 2 × 1024 МБ;
  • пропускная способность памяти 2 × 64 ГБ/с;
  • теоретическая максимальная скорость закраски 2 × 10.0 гигапикселей в секунду;
  • теоретическая скорость выборки текстур 2 × 25.0 гигатекселей в секунду;
  • поддержка CrossFireX разъема;
  • шина PCI Express 2.0 x16;
  • два DVI-I Dual Link разъема, поддерживается вывод в разрешениях до 2560х1600;
  • TV-Out, HDTV-Out, поддержка HDCP, HDMI, DisplayPort;
  • энергопотребление 230 Вт (8-штырьковый и 6-штырьковый разъёмы);
  • двухслотовый дизайн;
  • рекомендуемая цена $399.

Производство не слишком сложных GPU по 55 нм технологическим нормам позволило выпустить двухчиповые решения подобной мощности. Компании AMD даже не пришлось снижать тактовые частоты, как это было в прошлом. Мало того — поставлен даже увеличенный объем памяти на оба варианта. Которые, к слову, несут ожидаемые названия, ведь суффикс X2 со времен HD 3870 X2 означает установку двойного комплекта GPU и видеопамяти. Кроме того, помимо топового RADEON HD 4870 X2 с двумя гигабайтами GDDR5 памяти, в ближайшем будущем планируется выпуск и модели HD 4850 X2 с двумя гигабайтами менее дорогой GDDR3 памяти.

Архитектура

Итак, переходим к самой скучной части. Ничего нового к ранее написанному добавить мы не можем, чип RV770 остался тем же, и его архитектура была подробно описана нами в соответствующем материале. Поговорим о некоторых особенностях мультичиповой связки. Помните, во времена HD 3870 X2 мы упоминали, что она не обладает поддержкой шины PCI Express 2.0, несмотря на то, что это было одним из основных нововведений в RV670? В той видеокарте для обеспечения работы двух чипов и их связи между собой использовался специальный PCI Express мост PLX PEX 8547, поддерживающий 48 линий PCI-E версии 1.1. И тогда ожидалось, что в будущем AMD интегрирует подобную логику PCI Express моста в следующие модели GPU.

Давайте разберёмся, что сделали в HD 4870 X2. Между двумя GPU так же стоит чип-коммутатор, который связывает между собой графические процессоры. Судя по всему, это чип из так называемого второго поколения PCI Express мостов, произведённый всё той же компанией PLX Technology, которая является одним из ведущих производителей решений с интерфейсом PCI Express для подсистем ввода-ввода и внутренних соединений. Так как ничего похожего по маркировке в линейке компании нет (см. фото в следующей части статьи), возможно, что чип изготовлен специально для AMD. Хотя по характеристикам он очень похож на PEX8647, что подтверждается документацией на сайте компании.

Второе поколение мостов PLX было анонсировано в начале 2008, и оно отличается сравнительно низким временем задержки (140 нс), очень низким энергопотреблением (в среднем порядка 3.8 Вт), решения гибко конфигурируются. Применённый мост обеспечивает три PCI-E порта с поддержкой версии 2.0 и по 16 линий на каждый из них. Для связи с каждым RV770 отводится по 16 линий PCI-E и столько же для передачи данных между системной платой и видеокартой. От чипа PEX8547, используемого в HD 3870 X2, новая модель отличается поддержкой PCI Express 2.0, меньшими размерами корпуса и лучшей экономичностью (старое решение потребляло около 5 Вт).

Рассмотрим схему соединений между чипами и системной платой, представленную компанией AMD. На ней сравниваются HD 3870 X2 и HD 4870 X2:

Сразу привлекают внимание теоретические цифры общей пропускной способности, которые отличаются у разных поколений в три раза: 21,8 ГБ/с против 6,8 ГБ/с (естественно, это суммирование по всем направлениям). Давайте разберёмся, откуда взялась такая разница. Во-первых, в этом «виноват» мост, поддерживающий PCI Express 2.0 вместо 1.1. Это добавило бОльшую часть пропускной способности, удвоив её на всех направлениях. Внешний линк с пропускной способностью 0,9 ГБ/с не изменился, а тот самый секретный sideport, который был упомянутым ещё в ранних диаграммах RV770, оказался дополнительным портом (похожим на 16-канальным PCI-E 2.0, судя по пропускной способности), предназначенным исключительно для связи между чипами, минуя мост-коммутатор и системную плату.

Даст ли это какие-то серьёзные преимущества? Вряд ли. Просто потому, что основная часть ограничений связана не с ПС между чипами, а с особенностями применяемых алгоритмов. Да, обмен данными (те же внеэкранные буферы рендеринга) по идее, должен стать быстрее, но это вряд ли является основным ограничением производительности AFR рендеринга. Было бы интересно сравнить производительность одной HD 4870 X2 и двух HD 4870 (обязательно с 1 ГБ видеопамяти и одинаковых частотах) в CrossFire, чтобы оценить вклад этого межчипового канала. Но AMD в своих документах предпочитает сравнивать скорость новой карты с 512 МБ вариантами HD 4870 в CrossFire, получая приросты за счёт нехватки последними видеопамяти в тяжёлых режимах.

Кроме того, что HD 4870 X2 сама по себе работает как двухчиповая система, возможности технологии ATI CrossFireX позволяют объединять две такие платы в одной системной плате. И по заявлениям компании AMD, в высоких разрешениях с антиалиасингом и анизотропной фильтрацией обеспечивается высокая эффективность мультичипового рендеринга, с приростом до 75-80% от каждого чипа.

Как видите, технические характеристики и теоретические возможности у двухчиповой карты прекрасные. Учитывая мощь одночипового варианта, HD 4870 X2 должна выглядеть в синтетических и игровых тестах великолепно. А теперь - небольшая ложечка дёгтя. Помните, мы писали о том, что AMD отмечает проблемы, присущие крупным high-end чипам (и они явно намекали на GT200 от Nvidia)? Среди них были слишком высокие цена и потребление энергии и большая временная задержка с освоением новых техпроцессов, так как менее сложные чипы проще переводить на более «тонкие» технологии. Если с последним замечанием ещё можно согласиться, хотя это и не является фактом, то на первом остановимся подробнее.

Итак, AMD позиционирует RADEON HD 4870 X2 и HD 4850 X2 в виде конкурентов для Geforce GTX 280. Сравним цены и заявленное компаниями энергопотребление. Для решений AMD это 230/286 Ватт и $399/549, а для GTX 280 - 236 Вт и $499. И где заявленные преимущества? Даже не касаясь цен, так как мы не знаем себестоимости производства (но вряд ли двухчиповая плата будет дешевле одночиповой). Где меньшее энергопотребление у HD 4850 X2 по сравнению с GTX 280? И что изменится при переводе GT200 на 55 нм техпроцесс? Вопросы, полагаем, риторические…

На этом мы заканчиваем теоретическую часть, так как про RV770 и CrossFire мы всю теорию давно знаем, и переходим к следующей части статьи, где нас ждёт практическая часть исследования. В ней мы определим производительность нового решения на основе двух чипов RV770 относительно скорости других решений компании AMD и конкурирующих видеокарт Nvidia.

Серьезно повысить производительность видеокарт - архисложная задача. В последний раз качественный скачок мы видели на примере GeForce 8800 GTX. Больше революций пока не намечается. Но кадры в секунду надо повышать, и это понятно каждому. Дабы не з

Игромания https://www.сайт/ https://www.сайт/

Железный цех

Серьезно повысить производительность видеокарт - архисложная задача. В последний раз качественный скачок мы видели на примере GeForce 8800 GTX. Больше революций пока не намечается. Но кадры в секунду надо повышать, и это понятно каждому. Дабы не забивать голову, NVIDIA и AMD пошли по самому простому пути - двойные видеокарты.

История

Впервые два чипа на один кусок текстолита поставили еще в 90-е годы. Тогда компания Quantum 3D объединила два ядра Voodoo 2. Большой популярностью решение не пользовалось, и о нем быстро забыли. Хотя попытки оживить технологию были. К примеру, в 1999 году ATI выпускала Rage Fury MAXX. Но тогда подкачали драйвера.

«Новая» история двухчиповых решений началась не так давно. В 2006 году NVIDIA выпустила сдвоенную GeForce 7950 GX2. Ничего сложного в ней не было: взяли две GeForce 7900 GT и сделали из них эдакий бутерброд. Но и это все были шутки, пока за дело не взялась AMD.

В начале прошлого года она серьезно проигрывала в борьбе с GeForce 8800 GTX. Делать было нечего, чипы RV670 были не готовы к честному поединку - пришлось вспомнить старые технологии: взять пару процессоров RV670 и поставить их на одну плату. Конечно, выпуск Radeon HD 3870 X2 не пошатнул позиции NVIDIA. Довольно быстро была выпущена сдвоенная GeForce 9800 GX2, которая с легкостью обошла конкурента. Но главное - AMD оставила заявку на победу.

С последним поколением ситуация аналогичная. Топовые GeForce GTX 285 обходят Radeon HD 4890, но при этом уступают сдвоенной Radeon HD 4870 X2. Но зато последняя проигрывает очередному бутерброду GeForce GTX 295.

Как ни печально, но играм мало и этого. Crysis до сих пор с трудом идет в больших разрешениях с включенным сглаживанием. Так что сегодня мы будем искать пути к увеличению производительности, а именно - собирать систему с четырьмя графическими ядрами!

SAPPHIRE RADEON HD 4870 X2

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ЯДРО : 2x RV770

КОЛИЧЕСТВО ТРАНЗИСТОРОВ : 2x 956 млн

ТЕХПРОЦЕСС : 55 нм

КОЛИЧЕСТВО ПОТОКОВЫХ ТРАНЗИСТОРОВ : 2x 800

ЧАСТОТА ЯДРА : 750 МГц

ЧАСТОТА ПОТОКОВЫХ ПРОЦЕССОРОВ : 750 МГц

ТИП , ОБЪЕМ ПАМЯТИ : GDDR5, 2x 1024 Мб

ЧАСТОТА ПАМЯТИ : 3600 МГц

ШИНА ДАННЫХ 2x 256 бит

КОЛИЧЕСТВО ТЕКСТУРНЫХ БЛОКОВ : 2x 40

КОЛИЧЕСТВО БЛОКОВ РАСТЕРИЗАЦИИ : 2x 16

ИНТЕРФЕЙС : PCIe x16 (2.0)

ЦЕНА (на март 2009 года) : от 17 000 руб.

Эксперимент мы ставили на базе сдвоенных видеокарт от AMD. Так что на вооружение взяли парочку Sapphire Radeon HD 4870 X2. Штуки, надо сказать, впечатляющие. Каждая карта в длину порядка 26,5 см и весит больше килограмма. Всю лицевую часть закрывает здоровенный кулер. Под ним скрывается пара ядер RV770, изготовленных по 55-нм техпроцессу. Работают они на частоте 700 МГц и несут в общей сложности 1600 потоковых процессоров, 80 текстурных блоков и 32 блока растеризации. Памяти AMD выделила по 1 Гб GDDR5 на каждый кристалл.

Интересно это работает. Оба набора расположены на одном куске текстолита. Соединены они специальным PCIe-мостом на 48 линий. Из них по 16 штук отдано в распоряжение каждого из кристаллов, еще столько же идет на работу с чипсетом.

Охлаждение такого монстра - задача не из простых. Sapphire использовала стандартную турбину от AMD. Вентилятор забирает воздух из корпуса и, прогоняя его через всю плату, выводит наружу. Каждое из ядер накрыто собственным радиатором. Причем на одном процессоре стоит алюминиевая сердцевина, а на другом - медная. Система логичная, ведь к дальнему ядру приходит уже горячий воздух и охлаждение ему нужно эффективнее.

Конструктор для взрослых

Сегодня перед нами стояла куда более важная задача, чем просто протестировать одну видеокарту: нам нужно было посмотреть, какой же прирост даст CrossFire X.

Чтобы не мучиться с охлаждением, тестовый стенд решили не помещать в корпус и оставили открытым. На стол легла материнская плата на базе чипсета Intel X58. На нее поставили процессор Intel Core i7 920 с крейсерской скоростью в 2,66 ГГц, его накрыли здоровым кулером Cooler Master N520. В поддержку поставили 2 Гб оперативной памяти DDR3 с рабочей частотой в 1800 МГц.

Сложностей с установкой двух Radeon HD 4870 X2 не возникает. Надо просто воткнуть две видеокарты в слоты PCIe x16 и протянуть между ними мостик CrossFire. Единственное, нужен мощный блок питания с необходимым количеством кабелей: для работы понадобятся два 8-pin и столько же 6-pin контактов. Наш тестовый стенд мы подключили к киловаттнику от Floston.

Ключ на старт

Управлялось это чудо под Windows Vista Ultimate 64-bit. С драйверами проблем не возникло. Программисты AMD исправили большинство ошибок, и единственное, что от нас понадобилось, так это включить в Catalyst 9.3 функцию CrossFire X. Нагрузку на систему мы организовали будь здоров. Видеокарты прошли испытание синтетикой 3DMark06 и играми Crysis на пару с Devil May Cry 4. От низких разрешений вроде 1280х1024 мы отказались и начали сразу с 1680х1050.

Для сравнения мы прогнали тесты на одиночной видеокарте. Результаты нас впечатлили. Devil May Cry 4 буквально «заглотила»: в самом сложном режиме производительность не падала ниже 160 кадров в секунду. Великий Crysis Radeon HD 4870 X2 тоже не остановил, с настройками на High он показывал сумасшедшие 36 кадров в секунду, что нас мало устраивало. Пришлось перейти в режим VeryHigh - показатель сразу упал до 22 кадров в секунду. Вот тут-то мы и добавили еще пару RV770. Результат порадовал: 32 кадра в секунду при самых высоких настройках. Про Devil May Cry 4 даже говорить как-то неудобно - 268 кадров. А вот тест в 3DMark06 провалился, синтетика не увидела вторую видеокарту.

Что касается работы, то за время тестов сбоев не было. Конечно, шумели видеокарты сильно, особенно при запуске системы, но работали стабильно. Отдельно хочется сказать про температуру. Под нагрузкой ядра нагреваются выше 90 градусов. Так что корпус для такой связки нужен будь здоров.

****

Ну что же, заключение у нас простое. Четыре видеокарты в одной системе - это круто, быстро и очень дорого. Вот только графическая часть в таком компьютере обойдется порядка 34 000 рублей. Но если вы хотите выжать максимум из 24-дюймового монитора, то деваться вам некуда. Что касается прироста производительности, то в Devil May Cry 4 он составил 65%. А вот в Crysis - не больше 30%. Да, к сожалению, вложив в два раза больше денег, 100%-ной прибавки скорости не получить. Но все равно - две Sapphire Radeon HD 4870 X2 в связке CrossFire X - это настоящая мечта заядлого игрока.

Таблица 1
Таблица 2
Синтетические тесты
3DMark06
SM2.0 SM3.0 CPU Overall
Sapphire Radeon HD 4870 X2 5883 9406 4744 17007
Sapphire Radeon HD 4870 X2 CrossFireX 6358 9406 4716 17902
Таблица 3
Игровые тесты
Crysis 1.2.1
Sapphire Radeon HD 4870 X2 Sapphire Radeon HD 4870 X2 CrossFire X
High, 1680x1050, AA x8, AF x16 39,68 40,74
High, 1920x1080, AA x8, AF x16 36,12 38,22
VeryHigh, 1680x1050, AA x8, AF x16 28,45 39,08
VeryHigh, 1920x1080, AA x8, AF x16 25,51 32,34
Devil May Cry 4 (SC2)
Sapphire Radeon HD 4870 X2 Sapphire Radeon HD 4870 X2
1680x1050, AA x4, AF x16 212,97 294,65
1920x1080, AA x4, AF x16 176,52 280,85
1680x1050, AA x8, AF x16 191,18 284,18
1920x1080, AA x8, AF x16 162,34 268,19

Общие характеристики

Тип видеокарты

Современные видеоадаптеры можно условно разбить на три класса, которые будут определять производительность и стоимость видеокарты: бюджетные, бизнес-класс и топовые модели. Бюджетные карты не сильно бьют по карману, но не позволят играть в современные, требовательные к ресурсам игры. Модели бизнес-класса позволят играть во все современные игры, но с ограничением по разрешению изображения, частоте кадров и другим параметрам. Топовые модели дают вам возможность играть в самые передовые игры с максимальным качеством.

игровая Графический процессор 2 x ATI Radeon HD 4870 X2 Интерфейс

Тип слота, в который устанавливается видеокарта. Через слот происходит обмен данными между видеокартой и материнской платой. При выборе видеокарты необходимо исходить из того, какой слот используется в вашей материнской плате. Наиболее распространены два типа подключения видеокарт - AGP, PCI-E 16x и PCI-E 1x.Словарь терминов по категории Видеокарты

PCI-E 16x 2.0 Кодовое название графического процессора RV770 Техпроцесс 55 нм Количество поддерживаемых мониторов 2 Максимальное разрешение 2560x1600

Технические характеристики

Частота графического процессора

Частота графического процессора во многом определяет производительность видеосистемы. Однако при повышении частоты работы процессора увеличивается и его тепловыделение. Поэтому для современных высокопроизводительных видеосистем приходится устанавливать мощную систему охлаждения, которая занимает дополнительное место и зачастую создает сильный шум при работе.Словарь терминов по категории Видеокарты

750 МГц Объем видеопамяти 2048 МБ Тип видеопамяти GDDR5 Частота видеопамяти 3600 МГц Разрядность шины видеопамяти 512 бит Частота RAMDAC 400 МГц Поддержка режима SLI/CrossFire

Технологии SLI от NVIDIA и CrossFire от ATI позволяют объединить вычислительную мощность двух видеокарт, установленных на одной материнской плате. Одновременное использование двух видеокарт может быть интересно в тех случаях, когда необходимо получить суперпроизводительную видеосистему, превосходящую по быстроте все существующие одиночные видеокарты.Словарь терминов по категории Видеокарты

есть Поддержка CrossFire X есть

Подключение

Разъемы поддержка HDCP, TV-out, компонентный

Математический блок

Число универсальных процессоров 1600 Версия шейдеров

Шейдеры - это микропрограммы, которые позволяют воспроизводить такие эффекты как, например, металлический блеск, поверхность воды, реалистичный объемный туман, всевозможные деформации объектов, эффект motion blur (размытие при движении) и т. д. Чем выше версия шейдеров, тем больше у видеокарты возможностей по созданию специальных эффектов.Словарь терминов по категории Видеокарты

4.1 Число текстурных блоков 80 Число блоков растеризации 32 Максимальная степень анизотропной фильтрации

Температурный режим и уровень разгона Force3D Radeon HD 4870 X2

Температура карты, как при разгоне, так и при обычном режиме, оказалась не маленькой – чипы прогревались до 90 градусов Цельсия, контроллер памяти – до 100 °C…

Тестирование

Тестовая конфигурация

Тестирование проводилось на следующем стенде:

  • Процессор:
    • Intel Core 2 Duo E8500 (3,16@4,27 ГГц, FSB 450 МГц)
  • Материнская плата:
    • ASUS Rampage Formula (Intel X48)
  • Оперативная память:
    • G.Skill F2-8800CL5D-4GBPI (2x2048 МБ, DDR2-1100@900, 4-4-4-12-2T, dual channel)
  • Жёсткий диск:
    • Samsung HD252HJ (250 ГБ, SATA2)
  • Блок питания:
    • Silver Power SP-S850
  • Операционная система:
    • Windows Vista Ultimate x86 SP1

Тестирование проводилось в операционной системе Windows Vista Ultimate x86 SP1. Для адаптеров на базе чипсетов GeForce использовался драйвер ForceWare 185.85, для Radeon – Catalyst 9.4. Акселерация физических эффектов посредством видеокарты отключалась лишь для тестирования в приложении 3DMark Vantage.

В качестве тестовых приложений использовались синтетические пакеты 3DMark"06 и 3DMark Vantage от Futuremark Corp., шедевр игростроения от Crytek – Crysis (тест проводился утилитой CrysisBenchmarkTool 1.05, стандартный уровень), вышедший в прошлом году Far Cry 2 (встроенный бенчмарк), бенчмарк на базе игры S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky (режим Day) и еще один бенчмарк Cryostasis TechDemo, демонстрирующий возможности игры «Анабиоз: Сон разума».

Все измерения проводились при разрешении экрана 1680x1050 (кроме 3DMark"06 и 3DMark Vantage) для создания серьёзной нагрузки на видеоакселераторы. Для 3DMark выставлялись настройки по умолчанию, в CrysisBenchmarkTool 1.05 тесты проходили с профилем Very High, для Far Cry 2 использовались максимальные настройки, в бенчмарке S.T.A.L.K.E.R. выставлялось ультра-качество с поддержкой DirectX 10, в Cryostasis TechDemo использовался пресет High. В драйверах сглаживание и анизотропная фильтрация не форсировались, а выбирались в самих приложениях.

На графиках с результатами отмечен как средний fps, так и минимальный.

До недавнего времени первенство в сегменте видеокарт высшего ценового диапазона принадлежало компании NVIDIA, а после анонса продуктов на чипе GT200 ее положение еще более укрепилось. Однако серьезную заявку на возвращение лидирующих позиций сделала AMD, представив новую серию видеокарт Radeon HD 48xx.

Четвертая серия видеоадаптеров под торговой маркой ATI оказалась очень успешной благодаря удачному сочетанию высокой производительности и доступной цены. Последнее, к радости конечных пользователей, вынудило NVIDIA начать снижение цен на свои продукты.

В августе AMD, действуя в рамках своей политики противопоставления двухчиповых адаптеров конкурирующим топовым ускорителям NVIDIA, представила флагманскую видеокарту Radeon HD 4870 X2. Новинка претендует на звание самого мощного графического акселератора на сегодняшний день, что мы и проверим в тестовой части.

Видеокарта представляет собой два ядра Radeon HD 4870, установленных на одной плате и объединенных специальным коммутатором. Соответственно, частоты ядра и памяти равны референсным значениям для RV770. Следуя формуле «всего по два», логично предположить наличие 1 ГБ видеопамяти, однако дабы избежать того, что подобный объем может стать «бутылочным горлышком» для такой мощной системы, инженеры AMD оснастили продукт 2 ГБ памяти типа GDDR5 (по 1 ГБ на ядро).

Референсная система охлаждения состоит из медного радиатора и турбины, выдувающей воздух за пределы корпуса. Под нагрузкой видеокарта нагревается до 90-95 °C, а отдельные элементы и до 100 °C. На максимальных оборотах турбина имеет очень высокий уровень шума. Помимо всего прочего, Radeon HD 4870 X2 весит свыше килограмма, а значит, требует более осторожной установки и надежного крепления.

Сравнивать новинку мы будем, разумеется, с флагманом NVIDIA - GeForce GTX 280, который сейчас является наиболее мощной видеокартой, предлагаемой компанией. Модель основана на чипе GT200 и оснащена 1 ГБ видеопамяти GDDR3. При ее производстве использован 65-нанометровый техпроцесс, в отличие от 55 нм у Radeon HD 4870 X2. Продукт NVIDIA оснащен референсной системой охлаждения, тоже состоящей из радиатора и турбины. За счет меньшей мощности, а также технологий оптимизации энергопотребления температура карты находится в диапазоне 50-80 °C в зависимости от нагрузки. Уровень шума турбины на минимальных оборотах несколько ниже, чем у продукта AMD, но на максимуме он такой же высокий, как и у Radeon HD 4870 X2.

Технические характеристики видеокарт
Видеокарта ASUS EAH4870X2 ASUS Radeon HD 3870X2 PowerColor Radeon HD 4870 Gigabyte GeForce GTX 280
Видео- процессор 2×ATI Radeon HD 4870 (RV770) 2×ATI Radeon HD 3870 (RV670) ATI Radeon HD 4870 (RV770) GeForce GTX 280 (GT200)
Техпроцесс, нм 55 55 55 65
Количество транзисторов, шт. 2×956 млн 2×666 млн 956 млн 1,4 млрд
Число функцио- нальных блоков ядра 2×800 унифициро- ванных процессоров /40 TMU/16 ROP 2×320 унифициро- ванных процессоров/16 TMU/16 ROP 800 унифициро- ванных процессоров /40 TMU/16 ROP 240 унифициро- ванных процессоров /80 TMU/32 ROP
Разрядность шины памяти, бит 2×256 512 256 512
Частоты ядра/ памяти, MГц 750/(900×4) 3600 825/(900×4) 3600 750/(900×4) 3600 602 (ядро)/1296 (блок шейдерных процессоров)/2200 (RAM)
Видеопамять 2 ГБ GDDR5, 1,0 нс 1 ГБ GDDR3, 1,0 нс 512 МБ GDDR5, 1,0 нс 1 ГБ GDDR3, 0,8 нс
Интерфейс PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0 PCI Express 2.0
Версия DirectX 10.1 10.1 10.1 10
Предоставлено Представительство ASUS в Украине Compass
Средний уровень цен, по данным hotline.ua, $ 580-620 420 305 530

Тестирование

Как видно на графиках, при тестировании на низких для видеокарт подобного класса разрешениях Radeon HD 4870 X2 не всегда показывает лучший результат, уступая GeForce GTX 280. Это связано с тем, что в таких случаях более важную роль играет производительность CPU и системы в целом, очевидно, GeForce GTX 280 менее процессорозависима и несколько позже «упирается» в быстродействие CPU. Но на высоких разрешениях, когда на первый план выходит именно мощность графической подсистемы, преимущество двухчиповой видеокарты становится явным и четко прослеживается во всех тестах.

Надо отметить, что версия драйверов ForceWare 178.13 позволила GeForce GTX 280 получить большее количество балов в 3DMark Vantage, поскольку для данного тестового пакета заявлено 11%-ное увеличение производительности.

Отдельного упоминания заслуживает участвующая в тесте пара дискретных Radeon HD 4870 в режиме CrossFire. Как видно, она получила максимальное количество баллов, ее отрыв от Radeon HD 4870 X2 в большинстве тестов невелик, но стабилен, и лишь в 3DMark Vantage разница хорошо заметна.

Классический CrossFire традиционно несколько быстрее интегрированных решений. Следует помнить, что применяя подобное решение, пользователь не сможет в дальнейшем модернизировать видеосистему, тогда как в случае Radeon HD 4870 X2 теоретически можно добавить еще одну такую видеокарту для повышения производительности.

Во время тестирования мы обнаружили артефакты изображения в 3DMark Vantage и Crysis на Radeon HD 4870 X2. Скорее всего, проблема связана с недоработками драйверов, что ранее уже отмечалось у двухчиповых адаптеров и AMD, и NVIDIA.

Выводы

Radeon HD 4870 X2, несомненно, выдающийся продукт, обеспечивающий отличные показатели во всех современных играх даже на больших разрешениях и максимальных настройках графики. На данный момент можно с полной уверенностью утверждать, что это самая быстрая одиночная видеокарта в мире. Она же является и самым доступным решением с подобной производительностью, как ни парадоксально это звучит для видеокарты класса hi-end.

Да, связка GeForce GTX 280 в SLI окажется еще быстрее, однако цена такого решения будет запредельной. Более того, в связи с особенностями строения графических чипов GT200 компания NVIDIA вряд ли сможет предложить двухчиповую версию видеокарты.

И если Radeon HD 3870 X2 не удалось добиться значительного успеха из-за несвоевременного выхода на рынок и «детских болезней», то новый продукт подоспел вовремя, а в его разработке учтены проблемы предшественника. Однако Radeon HD 4870 X2 не лишен и недостатков. К ним можно отнести очень большое тепловыделение, шумность СО и ряд проблем с драйверами. По всей видимости, в ближайшее время мы увидим их доработанные версии, где эти недостатки будут устранены. Также следует отметить более высокий, чем у конкурента, уровень энергопотребления, хотя это скорее можно назвать не недостатком, а платой за рекордную производительность.