Формирование информационной компетентности. "формирование информационной компетенции у младших школьников". на уроках литературного чтения

Современный этап развития общества характеризуется бурным развитием производства. Мы видим, что наибольших успехов добились те государства, которые в качестве генерального направления выбрали путь информационно интеллектуального развития. Осознание этого факта заставляет по-новому взглянуть и на систему подготовки педагогов. Любое образовательное учреждение сегодня выдвигает четкое требование: от учебного заведения оно должно получить качественно подготовленного специалиста, который незамедлительно вольется в трудовой процесс. В течение длительного времени педагогические системы были ориентированы на усвоение студентов готовых знаний, добытых человечеством. Но возможно ли это в наши дни, когда объем знаний растет лавинообразно. Ответ очевиден: ни о каком качестве в подготовке специалиста говорить не приходится. Налицо явная необходимость модернизации системы образования. Практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования системы образования сделан на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач. Усвоение готовых знаний должно стать не целью, а одним из вспомогательных средств при подготовке специалиста. Таким образом, современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий творчески решать возникшие проблемы, а также имеющий навыки самообеспечения.

Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход, личностно-ориентированный по своей природе.

Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования. При этом оно должно опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно в процессе обучения формируются социальные, психологические, общекультурные предпосылки информатизационного общества. Новые потребности общества и личности определили информационную компетенцию как одну из базовых, ключевых.

Кроме того, данная компетентность имеет некоторые отличительные особенности:

1.Приоритетность (все больший внес в состав деятельности современного специалиста приобретает информационная деятельность).

2.Динамизм (при подготовке выпускника недостаточно учитывать только современное состояние информатизации, необходимо ориентироваться на тенденции информационного развития).

3.Оптимальность (в ситуации стремительного развития информационной сферы необходимо готовить выпускника к оптимальной информационной деятельности; компетенции должно быть не много и не мало, а ровно столько, чтобы справляться с поставленными профессиональными задачами).

В процессе информатизации общества и образования постепенно складываются определенные традиции, стереотипы информатизационного поведения, приоритетные источники информации и способы информационного обмена, актуализируются личностные ценности и смыслы; все это отражается на формировании современного уровня информационной культуры.

Тогда можно сделать вывод, что информационная культура – это достаточно широкое и общее понятие, охватывающее значительную область научного и практического информационного знания и опыта. Мы рассматриваем информационную культуру как компонент в структуре культуры личности. Понятие информационной культуры часто отождествляется с понятием информационная грамотность.

Информационная грамотность определяется как «умение будущего специалист идентифицировать вид необходимой информации, произвести ее поиск, осуществить ее отбор и анализ, эффективно использовать в профессиональной деятельности». Таким образом, понятие информационной грамотности охватывает, прежде всего, технологическую сторону работы с информацией. Выбор технологии работы во многом определяется имеющимися техническими средствами. Знания и умения работы с современной компьютерной техникой определяют как компьютерную грамотность (техническая сторона работы). Но основное отличие грамотности от компетентности в том, что грамотный человек владеет знаниями, а компетентный – реально и эффективно может (готов) использовать знания в решении практических задач.

Из вышесказанного можно определить основное содержание информационной компетентности, в котором сочетаются информационно-технологические и информационно-технические компоненты:

§ Владение конкретными навыками по использованию технических устройств (от телефона до компьютера до компьютерных сетей);

§ Способность использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;

§ Умение извлекать информацию из различных источников (как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций), представлять ее в понятном виде и эффективно использовать;

§ Владение основами аналитической переработки информации;

§ Умение работать с различной информацией;

§ Знание особенностей информационных потоков в своей предметной области.

Информационная компетенция многопланова, т.е. для выработки соответствующих способностей требуется значительное интеллектуальное развитие, проявление таких качеств, как абстрактное мышление, алгоритмическое мышление, саморефлексия, определение собственной позиции и т.д. (например, выбор значимой информации требует развития таких личных качеств, как самостоятельность и критичность). Необходимы различные типы действий: умение действовать автономно, использовать интерактивные режимы, входить в различные социальные группы и функционировать в них. Следует также подчеркнуть ее полифункциональный характер: формирование информационной компетентности является одной из целей образования, но, в то же время, это ведущее средство процесса обучения.

Так как информационная компетентность является ключевой, то ее формирование происходит на всех уровнях образования, при этом должны выполняться принципы непрерывности и преемственности. Важно выяснить, какие компетенции будут формироваться на каждом этапе образования. То есть необходимо проектирование ключевых, межпредметных и предметных компетенций, тем самым мы сможем определить содержание образования в компетентностном подходе.

Опрос студентов показал, что около 50 % опрошенных легко работают в Интернете с электронной почтой, в то же время, только 20 % свободно работают с клавиатурой и текстовыми документами. Таким образом, уровень подготовленности абитуриентов варьируется от нулевого до профессионального. Кроме того, все ярче проявляется информационное неравенство учащихся: более 60 % студентов имеют компьютер на своем рабочем столе дома, тогда как остальные имеют доступ к этой технике в среднем 1-4 часа в неделю. Из вышесказанного можно сделать вывод, что проектировать информационную компетентность необходимо не по единому сценарию, а исходя из уровня первоначальной подготовки студентов.

Одним из требований при разработке программного обеспечения является интуитивная понятность использования. В результате от пользователя скрывается сущность компьютерного решения проблем профессиональной деятельности, и это формирует у студента ложное чувство того, что компьютер сам все решает. Поэтому не возникает потребности в изучении фундаментальных понятий и методологических подходов в изучении информационных технологий. Таким образом, учебный процесс следует строить не по принципу «нажми на кнопку – получишь результат», а исходя из поставленной задачи, обсуждения возможных методов решения в общем виде, определения оптимального подхода. Выработка этих компетенций невозможна без знаний фундаментальных основ информатики.

Особо необходимо остановиться на роли преподавателя при формировании информационной компетентности студента. Как показал опрос абитуриентов, около 60 % опрошенных считают, что основная причина слабой информационной подготовки – это низкая квалификация преподавателей информатики. Преподаватели информационных дисциплин и преподаватели специальных дисциплин часто «оторваны» друг от друга, т.е. преподаватель информатики имеет слабое представление о предметной области других дисциплин, а преподаватель специальных дисциплин имеет слабую информационную подготовку. Тесному контакту преподавателей мешает и сама система учебного процесса, в основу которого преимущественно положена классно-урочная система. В этом случае преподаватель может передать студенту необходимые знания по предмету, но говорить о компетентностном подходе уже не приходится.

Для получения профессионального уровня информационной компетентности необходимо создать условия для обучения квалификационной работе на ПК. Вполне очевидно, что студент должен иметь навыки работы с самым современным оборудованием и программным обеспечением (соответствующим его будущей профессиональной деятельности).

Важно вовлекать студентов в самостоятельную работу с элементами научно-исследовательской деятельности с активным использованием возможностей информационных технологий.

Требуется также обеспечить выполнение принципа преемственности и последовательности. Необходимо сотрудничество учителей средней школы, преподавателей педучилища.

Для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах следует предусмотреть дисциплины по выбору, связанные с информационным блоком, учитывающие степень подготовленности и выводящие обучаемого на заданный уровень информационной компетентности.

Применяемые информационные технологии должны подчиняться принципу технической адекватности, т.е. в процессе обучения необходимо поддерживать технические и программные средства на современном уровне. Имеющийся информационный ресурс должен эффективно и рационально использоваться.

Формирование информационной компетентности учащихся в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Переход к информационному обществу вносит изменения во все сферы жизнедеятельности человека, что ведет к изменению требований, предъявляемых к современному специалисту. Одним из решений сложившейся ситуации является переход от знаниевой к компетентностной модели специалиста. Реализация этой модели обеспечивает подготовку человека не только обладающего знаниями, но и умеющего их применить в различных ситуациях. Информационная компетентность предполагает, в частности, знания как в области ИКТ, так и в области их эффективного применения в процессе своей непосредственной деятельности, ориентированной на использование информационного ресурса.

В ходе изучения обозначенной тематики выявлены противоречия между потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем информационной компетентности в области права, и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов, с одной стороны; с другой - потребностью студентов в овладении информационной компетентностью и неопределенностью механизмов её формирования; потребностью во время педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса формирования информационной компетентности студентов на основе применения информационных технологий и неразработанностью организационно-педагогических условий, направленных на подготовку студентов к такого рода информационной деятельности.

Вышеперечисленные противоречия выражаются в форме научной проблемы: каковы организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности студентов на уроках права в аспекте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов?


Цель:

  • выявить, теоретически обосновать организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий, и экспериментально проверить эффективность их реализации.

Объект :

  • процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий в условиях внедрения стандартов нового поколения.

Предмет:

  • организационно-педагогические условия формирования информационной компетентности обучающихся на основе применения информационных технологий.

Гипотеза .

  • Процесс формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий будет эффективным, если: будет обеспечена организация информационно-образовательной среды путем насыщения информационными ресурсами; осуществлена диагностика и последующий мониторинг образовательных потребностей, мотивов и уровня знаний обучающихся; в учебной деятельности обучающихся активно использованы информационные технологии; самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся происходит на основе использования ИКТ.

Работа состоит из четырёх этапов включает в себя период с сентября 2012 года по май 2014 года. Второй этап (декабрь 2012 - январь - апрель 2013 г.) включает в себя разработку организационно-педагогических условий формирования информационной компетентности учащихся на основе применения информационных технологий и определение научно-методического инструментария их реализации; выявление критериев эффективности выделенных организационно-педагогических условий; осуществление, апробацию основных положений исследования в виде выступлений на научно-практических конференциях различного уровня значимости.


Обзор информации

1. Понятия «компетенция» и «ключевые компетенции».

Идеи модернизации образования на компетентностной основе активно обсуждаются и разрабатываются в научных кругах В.А. Болотовым, Е.В. Бондаревской, А.Н. Дахиным, Э.М. Днепровым, И.А. Зимней, В.А. Кальней, С.В. Кульневичем, О.Е. Лебедевым, Е.А. Ленской, А.А. Пинским, В.В. Сериковым, А.П. Тряпициной, И.Д. Фруминым, В.Д. Шадриковым, С.Е. Шишовым, А.В. Хуторским, Б.Д. Элькониным и др. Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция» или «ключевая компетенция».

Компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем.

Доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии Хуторской Андрей Викторович даёт своё понимание сегодняшнего термина «Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».


2. Понятие «информационная компетенция».

Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся на дисциплине «Право», большое значение имеет выражение видов компетенций. Для учащихся на уроках «Право» лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). При изучении Права предметные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых компетенций. Они успешно формируются в контексте всех четырех ключевых компетенций - информационных, коммуникативных, кооперативных и проблемных.

В исследовании по совершенствованию предметной подготовки учащихся НПО при изучении дисциплины «Право» особое внимание обращалось на формирование информационной компетенции.

В исследованиях ученых понятие «информационная компетенция» трактуется как: сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений и личностного отношения в области инновационных технологий и определённого набора личностных качеств; новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В структуре категории «информационная компетенция» выделяют следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, технико-технологический, коммуникативный, рефлексивный. Таким образом, свойствами категории «информационная компетенция» являются следующие: дуализм, относительность, структурированность, селективность, аккумулятивность, самоорганизованность, «полифункциональность».

  • познавательная;
  • коммуникативная;
  • адаптивная;
  • нормативная;
  • оценочная (информативная);
  • интерактиавная.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины «Право» формирование информационных компетенций имеет большое значение. При помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, сохранения и передачи ее, самоорганизации, преобразования.


3. Характеристика информационной компетентности обучающихся в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов по дисциплине «Право»

Главной целью дисциплины «Право» является формирование у учащихся правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

Так, для качественной подготовки обучающихся важно научить их поиску правовой информации: находить в нормативных документах отличительные признаки, справочниках, энциклопедиях, электронных базах данных значения терминов и понятий. Нельзя обойтись без формирования умений общаться - слушать собеседника, анализировать сказанное другими, аргументировать свою позицию, обмениваться информацией, формулировать выводы в разных формах. Как правило, общение и совместная учебная деятельность более эффективно может быть организована при объединении учащихся в пары, звенья и группы. Групповой характер обучения способствует оптимизации процесса усвоения правовых знаний. Каждая группа умений имеет определенный компетентностный состав.


4. Развитие информационной компетентности обучающихся на дисциплине «Право» может быть обеспечено применением таких методик, как:

  • использование компьютерных учебников, словарей, справочников, энциклопедий, Интернет-ресурсов, формирующих способность к самостоятельной деятельности по получению знаний и развитию умений. Использование мультимедийных продуктов даже в рамках нескольких уроков является мощным средством индивидуализации обучения;
  • система специальных упражнений, которые стимулируют активную мыслительную деятельность учащихся, необходимую для формирования общей информационной компетентности. Кроме того, используются развивающие упражнения, кейсы, карточки-конверты, а также кроссворды и ребусы, которые кроме перечисленного, создают условия для повышения интереса к изучению права, а также позволяют осуществлять личностно-ориентированное обучение;
  • организация проектной деятельности: данная методика является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенций учащихся, в том числе информационной, поскольку универсальна по отношению к предметному содержанию, например, по теме «Трудовое право»;
  • нетрадиционные формы занятий: урок-проблема по решению кейсов, урок-соревнование «Правовая олимпиада», урок-игра «Правовой турнир»... Данные формы позволяют решать такие задачи, как: развитие интереса к информационным объектам, усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины «Право», формирование информационно-коммуникативно-технологических навыков. Нетрадиционные формы занятий проводятся в рамках Декады гуманитарных наук или в рамках программы Сектора гражданско-патриотического воспитания.

Так как работа по данному исследованию продолжается, то планируется разработать автоматизированные системы контроля, например, тестовая оболочка MyTest. На основе этого исследования применить метод рейтинговой оценки, который дает возможность повысить объективность оценки знаний.


Список литературы:

1. Аксенова М.В. Реализация информационных процессов в подготовке учащихся профильной школы к продолжению образования// Подготовка учащихся профильной школы к продолжению образования: Монография/ Под ред. проф. В.И. Земцовой. - Орск: Издательство ОГТИ, 2004. - 122 с.

2. Акуленко, В.Л. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в системе повышения квалификации [Текст]/ В.Л.Акуленко// Применение новых технологий в образовании: Материалы XVМеждунар. конф., 29-30 июня 2004 г., г. Троицк Московской обл.: Изд-во "Тровант", 2004. - С.344-346.

Доклад подготовила: Коршунова Светлана Станиславовна, ГБОУ СПО ЧТПТиУ

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной компетентности учащихся средствами ИКТ

Текст выступления

Сопровождение выступления








Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках..
Информатизация начального образования проходит по следующим направлениям:
использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.);
введение учебного курса «Информатика» как учебного предмета для младших школьников;
проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями).

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; и не только дети, но и их родители тоже; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

В заключении хочу сделать такой вывод: Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока.

Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это НЕОБХОДИМОСТЬ .


1

В данной статье рассматриваются теоретико-практические основы формирования информационной компетентности учащихся, рассматриваемой нами как составляющая их конкурентоспособности. Именно в данном аспекте определен компонентный состав информационной компетентности, включающий тот комплекс информационных знаний, умений и навыков, который мотивирует проявления качеств конкурентоспособности личности обучающегося в ее учебной и внеучебной деятельности. Представленные в статье модель и технология формирования информационной компетентности учащихся разработаны нами на основе интеграции системно-деятельностного и компетентностного подходов. На основе выделенных подходов и в соответствии с особенностями процесса обоснована структурно-функциональная модель, которая включает мотивационно-ценностный, содержательно-процессуальный и оценочно-корректирующий компоненты. Модель формирования информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности будет эффективно функционировать посредством внедрения соответствующей технологии. Технология представляется в виде совокупности мотивационно-ценностного (целевые ориентации на самообразование, самосовершенствование, самореализацию), содержательного (информационно-предметная основа и блочно-модульная структура освоения учебного материала), процессуального (совокупность форм, методов и средств обучения) и оценочно-корректирующего компонентов (диагностика уровней сформированности информационной компетентности учащихся).

информационная компетентность обучающегося как составляющая его конкурентоспособности

методологические подходы

компонентный состав информационной компетентности

модель формирования информационной компетентности

технология формирования информационной компетентности.

1. Шевчук, Е. В. Информатика: программа для 5 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева, Т. Т. Жаналинова. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. - 12 с.

2. Шевчук, Е. В. Информатика: программа для 6 кл. 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Астана: РНЦП Учебник, 2008. - 15 с.

3. Шевчук, Е. В. Информатика: программа для 9 кл. 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Астана: РНЦП Учебник, 20011. - 14 с.

4. Шевчук, Е. В. Информатика: учебник для 5 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Кокшетау: Изд-во «Келешек-2030», 2007. - 119 с.

5. Шевчук, Е. В. Информатика: учебник для 6 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Кокшетау: Изд-во «Келешек-2030», 2008. - 145 с.

6. Шевчук, Е. В. Информатика: учебник для 8 классов общеобразовательных школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008. - 128 с.

7. Шевчук, Е. В. Информатика: пробный учебник для 9 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2011. - 120 с.

8. Шевчук, Е. В. Информатика. Рабочая тетрадь: учебное пособие для 8 классов общеобразовательных школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008. - 56 с.

9. Шевчук, Е. В. Информатика. Методическое руководство: пособие для учителей 8 классов общеобразовательных школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева, Н. Н. Завертунова. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008. - 176 с.

10. Шевчук, Е. В. Информатика [Текст]: методическое руководство: пробное пособие для учителей 9 классов 12-летних школ / Е. В. Шевчук, Н. С. Кольева. - Алматы: Изд-во «Мектеп», 2011. - 172 с.

Несмотря на достаточно широкий спектр педагогических исследований по формированию информационной компетентности учащихся (А. С. Белкин, И. И. Дзегеленок, Э. Ф. Зеер, Е. М. Ермеков, А. А. Кузнецов, М. П.Лапчик, Н. В. Макарова, Е. И. Машбиц, И. Г. Семакин, Н. Д. Угринович, Е. К. Хеннер и др.), неразработанным остается аспект, связанный с рассмотрением информационной компетентности как характеристики конкурентоспособности личности .

Основными причинами этого являются:

  • отсутствие общепризнанного понимания информационной компетентности учащихся и конкурентоспособной личности как комплексного феномена;
  • недостаточная разработанность теоретических основ процесса формирования у учащихся информационной компетентности, отражающих его природу, сущность, структуру;
  • необходимость поиска в образовательном процессе современной школы направлений формирования информационной компетентности и отсутствие соответствующих модели и технологии;
  • недостаточная разработанность содержательного и учебно-методического аспектов формирования у учащихся информационной компетентности.

Исследуя проблему формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности, мы опирались на интеграцию системно-деятельностного и компетентностного подходов.

Представим основные положения, отражающие результат использования системно-деятельностного подхода относительно исследуемого процесса.

  1. Системно-деятельностный подход способствует выделению группы элементов: цели, задачи, содержание, формы, средства, методы, этапы - в целостном педагогическом процессе и рассматривает их взаимодействие в структуре данного процесса и с внешними объектами (средой), что обеспечивает комплексное изучение исследуемой проблемы.
  2. Формирование информационной компетентности учащихся является подсистемой системы общеобразовательной подготовки учащихся, что позволяет осуществлять его реализацию с учетом общедидактических принципов.
  3. Системно-деятельностный подход позволяет эффективно организовать педагогическое управление процессом формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности.
  4. Системно-деятельностный подход определяет характер деятельности педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе, создает условия для проявления качеств личности.
  5. Формирование исследуемого качества представляет собой непрерывную смену различных видов деятельности, направленных на достижение достаточного уровня сформированности у учащихся информационной компетентности.

Компетентностный подход выступает практико-ориентированной тактикой исследования, обеспечивает анализ педагогического объекта как явления, в рамках которого осуществляется формирование у учащихся исследуемого вида компетентности. Анализ исследований в области компетентностного подхода показал, что результатом его реализации должна стать содержательная характеристика формируемого вида компетентности. Поэтому нами определен компонентный состав информационной компетентности (конкретизированы составляющие: знания, умения, навыки и качества личности), который выявлен, исходя из основных параметров учащихся, специфики выполняемой деятельности.

Таким образом, представленные в таблице 1 информационные умения и навыки, обеспечиваемые совокупностью информационных знаний, трансформируются в способности и качества личности, комплекс которых составляет ее конкурентоспособность.

Таблица 1. Структура информационной компетентности учащихся

Информационная компетентность

информационные знания

информационные умения и навыки

качества личности

учащиеся знают:

  • ¨ виды информации (социаль-ная, техниче-ская, биологическая, генетическая) по раз-личным ос-нованиям де-ления и форме пред-ставления; цен-ность информа-ции;
  • ¨ персональный ком-пьютер как сред-ство по-лучения, обра-ботки и передачи ин-форма-ции, принципы его устрой-ства и ос-новные области при-менения;
  • ¨ основные виды и назначе-ние про-грамм-ного обеспече-ния;
  • ¨ вторичные доку-менты как результат анали-тико-синтети-че-ской переработки ин-форма-ции;
  • ¨ интернет как ис-точник ин-формацион-ных ре-сурсов, алго-ритмы поиска по раз-лич-ным ти-пам запро-сов: адрес-ным, тема-тическим, факто-графи-ческим;
  • ¨ различные техно-логии под-го-товки и оформле-ния ре-зульта-тов самостоятельной ра-боты;

учащиеся понимают:

негативные по-следст-вия не-ин-фор-мирован-но-сти и не-уме-ния ра-ботать с информацией.

учащиеся умеют:

  • ¨ сообщать, сис-тема-тизи-ро-вать, гене-риро-вать, де-лать выводы, пра-вильно ин-терпре-тировать по-лучае-мую инфор-ма-цию;
  • ¨ самостоятельно выпол-нять про-грамм-ные учебные задачи;
  • ¨ применять про-граммное обеспе-чение для работы с инфор-мацией;
  • ¨ обрабаты-вать, созда-вать, ис-поль-зо-вать и защи-щать ин-формацию;
  • ¨ осуществлять по-иск ин-формации по адресным, фак-тогра-фическим, тема-ти-че-ским за-про-сам в Ин-тернете;
  • ¨ использовать информаци-онные техно-логии в про-цессе под-го-товки и оформ-ления ре-зультатов само-стоя-тельной работы; со-блюдать правила се-те-вого этикета.

учащиеся проявляют :

  • ¨ сформированность цен-ностей информа-ционного общества и деятельности че-ловека в нем;
  • ¨ информационную мо-биль-ность, адаптив-ность в раз-личных ин-фор-мацион-ных сооб-ще-ствах;
  • ¨ достижение постав-лен-ных целей в быстро ме-няющихся ситуациях ин-форма-ционного общества на основе способов ин-фор-мационной дея-тельно-сти и информа-ционного взаимо-дей-ствия;
  • ¨ инициативность, актив-ность и жела-ние быть лиде-ром;
  • ¨ лидерство, осно-ванное на понимании при-роды творче-ского са-моразвития как инте-гральной характе-ри-стики «самости», сис-те-мообразую-щими компо-нентами кото-рой являются само-обучение, са-моразви-тие и самосовершен-ствова-ние в творче-ских видах дея-тельно-сти.

Обоснование теоретико-методологических подходов, конкретизация и уточнение основополагающих понятий позволили нам сформулировать определение модели формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности.

Графическая интерпретация модели представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности


Итак, под структурно-функциональной моделью формирования информационной компетентности учащихся мы понимаем обобщенный образ процесса обучения, где в условиях системной интеграции учебной, внеучебной и информационно-коммуникативной деятельности обучающихся информационная компетентность формируется не как сумма знаний, умений и навыков, а как качество конкурентоспособной личности, способной к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

Планируемый результат педагогического процесса, отвечающего разработанной модели, - формирование ценностных ориентаций, мотивов к учебной, внеучебной и информационно-коммуникативной деятельности; изучение предметного материала, осуществляемого на основе системных информационных знаний; формирование информационных умений и навыков, соответствующего опыта в процессе решения проблемно-исследовательских задач.

В исследовании разработана и апробирована технология формирования у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности , включающая ценностно-целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-корректирующий компоненты.

Исходным пунктом каждого из компонентов является цель, которая конкретизируется в системе задач по формированию у учащихся информационной компетентности как характеристики конкурентоспособной личности, а затем трансформируется в результат - сформированность информационных знаний, умений, навыков, качеств личности, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации, посредством поэтапного освоения содержания, методов, средств, форм взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Ценностно-целевой компонент технологии включает детализацию целей обучения, систему проблемно-исследовательских задач актуализации информационных знаний, умений, навыков и направлен на решение следующих задач:

  • формирование готовности к работе с информацией как с особым типом предметно-действенных знаний;
  • совершенствование навыков поиска, отбора, хранения и обработки информации с использованием различных источников на основе информационно-коммуникационных технологий;
  • развитие умений систематизации и интерпретации полученной информации, ее анализа, оценки и построения выводов;
  • формирование способностей генерирования новой информации, а также принятия оптимальных решений в информационной деятельности;
  • развитие личностных качеств учащихся, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

Содержательный компонент технологии предполагает принятие решений об эффективных педагогических стратегиях с учетом отбора и структурирования учебного материала, направленных на получение информационных знаний, формирование информационных умений, навыков и качеств личности, на раскрытие способностей к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации. Данный компонент охватывает содержательное обеспечение процесса формирования у учащихся информационной компетентности.

Так, например, в содержание образования включены вопросы, связанные с информатизацией общества и правилами поведения в информационном обществе, использованием информационных технологий обработки текстовых, числовых и графических данных, разработкой базы данных, видами информационных систем.

Содержательный компонент технологии представлен в полном объеме в разработанном нами учебно-методическом обеспечении «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов (экспериментальные программы , , , школьные учебники , , , , рабочие тетради для учащихся , методические пособия для учителей , ). Данное учебно-методическое обеспечение разработано по заказу Республиканского научно-практического центра «Учебник» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Процессуальный компонент технологии включает организационные формы, методы, средства, условия учебно-воспитательного процесса как поэтапного овладения теоретическими знаниями и формирования информационных умений и навыков, качеств личности, способствующих самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

В качестве теоретических методов нами выбраны мини-лекции и дискуссии, практических - метод проектов, деловая игра, мозговой штурм и исследовательский метод. Мы предлагаем такие формы , как комбинированный урок, практические работы, лабораторные, проектные учебные занятия, консультации (индивидуальные и групповые); средства обучения - различные источники учебной информации: традиционные школьные учебники в сочетании с электронными; технические - персональный компьютер и информационно-коммуникационные технологии.

Оценочно-корректирующий компонент технологии включает разработку критериев сформированности информационной компетентности, определение уровней и показателей, методов и процедур оценивания достижений учащихся в овладении учебным материалом. Данный компонент рассматривает готовность и способность учащихся к использованию имеющихся знаний в информационной деятельности, потребность в самообучении, самосовершенствовании и самореализации. Это дает возможность индивидуального выбора учащимися темпа работы, очередности этапов достижения учебной цели, эффективного тренинга в соответствии с личностными особенностями и уровнем подготовки, развивает качества личности.

Представленные модель и технология формирования у учащихся информационной компетентности апробированы нами в ходе экспериментального исследования. Данное исследование показало общедидактическую значимость внедрения полученных результатов. В то же время обозначились новые проблемы, нуждающиеся в решении: исследование закономерностей, принципов, механизмов, условий индивидуализации и дифференциации формирования информационной компетентности и конкурентоспособности в условиях начального и среднего общего, начального и высшего профессионального образования, а также поиск других средств повышения уровня сформированности информационной компетентности обучающихся.

Рецензенты:

  • Абдыров А. М., д.п.н., профессор, Первый проректор Казахского агротехнического университета им. С. Сейфуллина, г. Астана.
  • Саламатов А. А., д.п.н., доцент ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Мурзалинова А.Ж., Кольева Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6270 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Губарь О. М.

МАОУ «СОШ№11»

В русле модернизации современной школьной системы актуальным является вопрос реализации компетентностного подхода в образовании.

Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций и включает в себя множество составляющих ее знаний, умений, навыков деятельности по отношению к информации, в том числе и владение современными средствами информации (компьютер, интерактивная доска, принтер, модем и т.д.) и информационными технологиями (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет).

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.

В информационном обществе XXI века, главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

В современном мире всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни. В силу этого возникает объективная необходимость внести существенные изменения и в образовательный процесс средней школы с целью интенсификации развития информационных компетенций учащихся. Необходимость изменений продиктована в частности тем, что в настоящее время Интернет становится важным фактором информационного взаимодействия, той реальностью, игнорировать которую уже не представляется возможным. Данная причина, а также быстрое совершенствование информационных технологий, доказывает возрастающую роль информационных компетенций человека в современном обществе.

Информационные компетенции представителя современного общества должны не только обеспечить успешную социализацию личности, но и гарантировать овладение эффективными методами и средствами сбора, накопления, передачи, и переработки информации в течение всей социально активной жизни человека.

Современная концепция модернизация российской системы образования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями страны связана, в первую очередь, с разработкой проблемы информатизации, причём заложенные принципы и подходы ориентированы на такой уровень информатизации образования, на котором должна активно решаться и задача развития информационных компетенций участников образовательного процесса. Однако в настоящее время мы можем наблюдать ситуацию, когда выпускник, даже имеющий аттестат с отличием при поступлении в вуз не может применить свои знания и умения в конкретной практической ситуации. Такое противоречие возникает из-за того, что, как правило, в реальном учебно-воспитательном процессе эти цели ставятся, но не достигаются.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями в обширных знаниях, умениях школьника и низким уровнем развития необходимых информационных компетенций.

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования» оценка результата образования ориентирована на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.

В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении учащимся определенным набором способов деятельности.

Ученик, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т.д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью – «компетенции».

Основополагающими теоретическими источниками, в которых всесторонне исследована проблема формирования информационных компетенций занимались Н.И.Гендина, М.В.Рыжаков, В.Н.Борздун и др.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность не зависимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных гипотез.

Понимая важность поставленной проблемы, мною была разработана и апробирована модель формирования информационной компетенции. Развитие умений и навыков работы с информацией должно проходит через следующий порядок формирования информационной компетенции: последовательно раскрывая, включаю в понимание и активное использование детьми информационных ресурсов.

Развитие умения осознанно воспринимать информацию в электронном варианте и использовать её в учебных целях (в первое время учащиеся могут отвлекаться на различные новые для них компьютерные эффекты: анимация, возможности оперирования с информацией на экране, даже тень от проектора на экране вызывает бурные эмоции);

  1. использование электронных словарей, справочников, энциклопедий для поиска учебной информации
  2. развитие навыков работы с обучающими программами для расширения предметных знаний;
  3. сбор и систематизация длительное время (четверть, учебное полугодие или другой отрезок времени) тематической информации
  4. умение представить информацию
  5. создание презентаций PowerPoint

Использование доступных компьютерных ресурсов для извлечения информации.

В своей работе я применяю алгоритмы решения задач, информационные карты, а так же различные виды информационных моделей: иерархическая модель, сетевая модель, семантическая модель.

Работа с данными моделями и картами позволяет учащимся увидеть взаимосвязь понятий по изучаемой теме и способствует осознанному восприятию информации.

Одним из педагогических условий для развития информационных компетенций учащихся является организация самостоятельной исследовательской деятельности. В основе исследовательской деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность является неотъемлемой составляющей личности.

Новые принципы компетентностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности требуют новых методов обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов, который лежит в основе концепции компетентностно-ориентированного образования.

В процессе выполнения учебных проектов у школьника формируются следующие информационные компетенции:

1. Компетенции в сфере первоначального информационного поиска (выделении ключевых слов для информационного поиска; самостоятельное нахождение информации в Интернет).

2. Технологические компетенции (составление плана работы, подбор литературы по теме, перевод информации из одной формы представления в другую и т.п.).

3. Предметно-аналитические компетенции (выделение главного, анализ, систематизация информации, формулировка выводов на основе ее обобщения).

4. Операционно - деятельностные компетенции (разработка и использование различных средств наглядности при защите творческих проектов, оформление информационного продукта в виде компьютерной презентации).

5. Коммуникативные компетенции (представление собственного информационного продукта).