FAQ по языку Perl для начинающих. Использование функции print. Функции push и pop

Предисловие, на наш взгляд, должно дать читателю информацию, на основании которой он решает, нужна ли ему эта книга.

О чем наша книга. Она, естественно, о языке Perl, потому что так заявлено в названии. Кому он нужен, этот Perl? Тем, кто создает CGI-сценарии, занимается администрированием системы при помощи написания скриптов, а не щелкая левой кнопкой мыши, обрабатывает тексты, решает многие другие задачи из смежных областей и при этом нуждается в мощном, но простом в применении средстве, позволяющем создавать большие программы и маленькие программки и быстро их опробовать. Тем, кто преподает программирование, тоже полезно иметь представление об этом языке, так как он обладает интересными свойствами, отсутствующими в традиционных языках программирования, используемых в процессе обучения.

Нам нравятся некоторые особенности языка: зависимость результата от контекста, ассоциативные массивы, тип данных typeglob, пакеты, реализация объектно-ориентированного программирования и, конечно, средства обработки текста. Если вам не интересно хотя бы узнать, что все это означает, то можете книгу отложить. Если все перечисленное вам уже известно, то тоже можете ее отложить, потому что эта книга для тех читателей, кто еще только начинает изучать Perl самостоятельно.

Язык Perl создан системным программистом Ларри Уоллом (Larry Wall) как средство UNIX, позволяющее «склеивать» из программок, выполняющих отдельные функции, большие сценарии для решения комплекса задач, связанных с администрированием, обработкой текста и т. д. В дальнейшем он вышел за эти рамки, превратился в настоящий язык программирования, в котором нашли отражение многие тенденции, обозначившиеся в технологии программирования за последнее десятилетие, и получил широкое распространение в связи с развитием Inernet. Perl является основным средством создания приложений CGI, удобен для решения задач администрирования Web-серверов, электронной почты и других систем. Благодаря быстроте и легкости написания сценариев на этом языке он распространился и на другие платформы: DOS, Windows, OS/2, Mac, VMS и пр. Одно из основных достоинств языка Perl - его открытость и доступность. В сети Internet можно получить совершенно бесплатно исходные тексты интерпретатора perl (язык Perl - интерпретируемый, что в некоторых случаях является преимуществом) и модулей его расширения.

Данная книга - самоучитель языка Perl, который изучается, что называется, с нуля, т. е. предполагается, что читатель не знаком с этим языком - все необходимое он узнает, последовательно изучив темы и закрепив пройденный материал, отвечая на вопросы и выполняя упражнения, приведенные в конце каждой главы. Повторим, что предлагаемый материал представляет всего лишь основы языка Perl. Наша книга ни в коей мере не претендует на учебник по программированию на языке Perl. В ней вы не найдете методологию программирования или готовые рецепты решения задач, в ней нет подробного описания наиболее часто используемых модулей и решения задач с их помощью, но, прочитав книгу, вы приобретете базовые знания, которые позволят разобраться в любом сценарии Perl.

Появился в 1987 году.

Этот язык программирования богат возможностями по работе с текстом, что определяет основную область его применения - манипуляции с текстом, в частности .

В этой статье будут описаны шаги по установке среды исполнения Perl, выбору средств разработки и созданию первой программы. В конце этого руководства вы найдете список источников, которые помогут быстро освоить основы Perl, а также изучить язык более углубленно.

Perl - это единственный язык, программы на котором выглядят одинаково до и после RSA-шифрования.

На момент написания этого материала актуальной версией интерпретатора является 5.22.0 . Perl 6 готовится к релизу в 2015 году, но еще недостаточно документирован.

Язык программирования Perl крайне не рекомендуется брать в качестве языка для знакомства с программированием. Если вы абсолютный новичок - лучше начните с чего-нибудь менее губительного для вашего неокрепшего сознания. Серьезно, вот что говорил об этом языке Йон Риббенс:

PHP - это маленькое зло, созданное некомпетентными новичками, в то время как Perl - это большое и коварное зло, созданное умелыми, но извращёнными профессионалами.

К слову сказать, с PHP начинать тоже не стоит. А теперь ближе к делу.

Среда исполнения

На данный момент Perl официально поддерживается тремя ведущими платформами: Mac OS X, Unix и Windows. На первых двух из них среда исполнения Perl является предустановленной, и ее версию можно узнать через команду perl -v (свежую версию можно скачать ), а для операционных систем семейства Windows интерпретатор Perl доступен для скачивания на этой странице . Рекомендуется выбирать ActivePerl (дистрибутив от ActiveState) как самый распространенный.

Интегрированная среда разработки (IDE)

Perl, к сожалению, не очень популярен среди разработчиков сред разработки, поэтому на выбор вам предоставлено лишь небольшое количество специализированных инструментов.

Padre, the Perl IDE

Мультиплатформенная легковесная среда разработки, созданная специально для Perl и удобная для новичков. Помимо традиционных подсветки синтаксиса и автодополнения, имеет также встроенные инструменты рефакторинга. Кстати, Padre сама написана на Perl 5.

Текстовые редакторы

Как и в случае с любым языком программирования, конечно же, вам предоставляется огромное множество мультиплатформенных текстовых редакторов на выбор: от предустановленных блокнотов до более удобных средств редактирования исходного кода с подсветкой синтаксиса, автодополнением и т.п. В частности, обратите внимание на:

  • KomodoEdit - урезанная версия коммерческой среды разработки Komodo IDE, разрабатываемая ActiveState (той самой, которая поддерживает дистрибутив ActivePerl), располагает функциями автодополнения, подсветки синтаксиса, множественных курсоров и подсказок из документации;
  • Vim - текстовый редактор, интерфейс которого может оказаться непривычным для Windows-пользователя; поддерживает подсветку синтаксиса;
  • Sublime Text - один из самых инструментов редактирования исходного кода с подсветкой синтаксиса, автодополнением и т.п., функционал которого расширяется множеством существующих плагинов;
  • Notepad++ - легковесный текстовый редактор, отличающийся наиболее корректной, после KomodoEdit, подсветкой синтаксиса; функционал может быть расширен плагинами, однако специально для Perl их существует довольно мало.

CodeGround

Кроме того, если вы хотите только попробовать программирование на Perl и не хотите устанавливать дополнительное программное обеспечение на свой компьютер, вы можете воспользоваться сервисом CodeGround , предоставляющим доступ к онлайн-средам разработки с базовым функционалом для большинства языков программирования, в число которых входит и Perl.

Первый «Привет, мир!» на Perl

Традиционно предлагаем начать знакомство с новым языком со всем хорошо известной программы:

Print "Hello World\n";

Сохраните эту строку в файле hello.pl и запустите только что созданную вами программу командой:

Perl hello.pl

Однако прежде убедитесь, что исполняемые файлы Perl есть среди ваших переменных среды (переменных окружения), а также в том, что вы вызывается perl из папки с исходным файлом hello.pl . В случае успеха, вы увидите ожидаемое «Hello, world!»

Поздравляем, вы начали писать на Perl!

А дальше - в путь …

Отличное англоязычное руководство по языку программирования Perl для быстрого старта вы можете найти на сайте tutorialspoint.com . Помимо этого, существует официальный обучающий ресурс -

Все нижесказанное ни в коей мере не претендует на полноту и достоверность.

Заранее хочу предупредить вас, что эта статья не сделает из вас супер PERL программиста, но она даст вам некоторые необходимые начальные сведения, которые помогут вам в дальнейшем изучении этого интереснейшего языка программирования.

Эту статью я решил написать, после того как узнал насколько сложно "врубиться" во всё, даже если у вас есть под рукой какое либо пособие по PERL. Везде, уже в самом начале, начинают ссылаться на какие-то загадочные термины и команды, а вам остаётся только удивлённо хлопать глазами, или (если вы всё же что-то поняли) заставить эти программы работать (не "как надо", а вообще!). Эту статью можно было бы назвать "PERL для чайников", если бы она охватывала весь материал, но здесь я ставлю перед собой цель дать вам лишь необходимые начальные понятия, и так сказать "подготовить к дальнейшим сражениям":). Хотя вполне возможно, что в дальнейшем, "по просьбам трудящихся", эта небольшая статья разрастётся в нечто большее.

Итак... начинаем!

Для начала сообщу вам, что PERL необходимо установить на ваш компьютер. Эту, казалось бы, простую операцию некоторые мои знакомые начисто пропускали, а после, написав простенькую программу, долго пытались её запустить... ;) Наиболее доступный пакет PERL (на мой взгляд) - это ActivePerl, хотя, этот пакет ориентирован на пользователей Windows, а если у вас UNIX, то можно скачать что нибудь родное с www.perl.com. Так или иначе, вы достанете и поставите себе perl (если уже этого не сделали). Так вот: у вас появится новая папочка "perl", но это вовсе не значит, что все проги нужно помещать именно туда:) Perl, там сидящий, лишь исполняет все ваши гениальные творения с расширением *.pl , а уж где они сами находятся - одному юзеру известно:) (справедливо для пользователей windows с установленным пакетом ActivePerl, т.к. он ассоциирует файлы *.pl).

Т.к. как эта статья рассчитана в первую очередь на пользователей windows, то считаю себя обязанным рассказать вам, что для программ, исполняемых в этой операционной системе вовсе не обязательно начинать каждую программу со строки:

#!/usr/bin/perl

Всё дело в том, что язык этот создавался на базе ОС UNIX, а эту строку нам пытаются передать в "наследство" от их операционки. Однако вам следует помнить, что на сервере (если вы решите скинуть туда свои проги) может стоять и UNIX.

Теперь немного о методе написания.
Советую вам для начала использовать простой блокнот, чтобы запомнить все команды и синтаксис программирования. В дальнейшем, можно использовать какой нибудь редактор, но это уже не спортивно:), и уж тем более нежелательно для тех, кто только знакомится с этим языком программирования, да и программированием вообще.

Практически все руководства по этому языку начинаются с самой простой программы, которая выглядит примерно так:

print ("hello, WORLD!\n");

Некоторые из вас уже, наверное, скопировали приведенную программу в свой файл и заметили, что она быстренько открывается и также быстро закрывается. Это связанно с тем, что программа есть программа, и после того как она выполнится - сразу же закроется, поэтому добавьте к программе ещё одну строку с следующим содержанием:

В итоге всё это примет следующий вид:

print ("hello, WORLD!\n");
<>;

Не так уж и просто выглядит для непосвященного... Даже немного пугающе... Но это только для непосвященных, на самом деле всё - проще некуда! :) Не верится? Сейчас докажу.
Во-первых, вам нужно узнать, что print - это команда, которая выводит информацию на стандартный вывод STDOUT (STanDart OUT или, проще говоря - вывод на монитор).
Во-вторых, непонятность в виде \n - это переход на новую строку (newline), но не программы, как могли бы испугаться некоторые, а информации на экране, т.е. если бы вы продолжили бы текст, заключенный в кавычки, то после этого символа он был бы напечатан с новой строки. А если вам понадобилось бы в самом тексте использовать обратный слеш (шелс:), то перед ним надо поставить еще один шелс. Например:

print "\a"; #Команда, после которой Perl #выведет сигнал на SPICER print "\\a"; #Perl просто выведет на экран \a

Затем хочу вас обрадовать: скобки нафиг не нужны:) Их использование зависит целиком от вашего настроения, хотя в мануалах говорят, что это якобы помогает выделить текст в программе. В общем - кому как больше нравится...
Как вы уже наверно догадались - кавычки нужны для заключения в них текста, так что осталось два непонятных пунктика. Но перед тем как остановится на них, считаю необходимым объяснить вам какая бывает информация в Perl.
Фундаментальной единицей информации в Perl является скаляр (scalar), т.е. отдельное значение, хранящееся в отдельной переменной.

$a = "hello, world!"; #Присвоить переменной $a некий текст
$b = 777; #Присвоить переменной $b некое число

В этих переменных хранятся строки, числа и ссылки. При этом необходимо понимать разницу между числами как таковыми и числами, содержащимися в строке.

$abc = "123"; #Число в строке
$123 = 123; #Число как таковое

Если вам нужно для вычислений число, то просто не ставьте двойных кавычек.

Точка с запятой в конце каждой строки - это собственно... конец строки, из чего следует, что вы можете написать всю программу в одну строку, но нам что - строк жалко что ли:) Из выше сказанного есть исключение: знак # говорит о том, что всё, что есть в строке после него - это комментарий, и к программе уже не относится.
Знак ромб <> - это по умолчанию или, говоря понятным языком - стандартный ввод с монитора (разъясняю: на мониторе появляется запрос, а вводите вы конечно же через клаву. Потом нажимаете ентер и введенное значение уже в переменной Perl, если она была задана). Вся хитрость добавления этого ромба в нашем случае в том, что он будет запрашивать у вас этот ввод, пока вы не нажмете кнопку "enter", а так как в программе не указанно, что делать с этим вводом, то perl о нём просто забудет и станет считать нашу программку завершенной. И врезультате выполнения этой программы мы с вами увидим на своих мониторах текст Hello, world! .

Теперь немного усложним нашу программку:

print "enter your name: ";
$name = <>;
print "hello $name!";
<>;

Вам следует уяснить, что программы выполняются построчно, т.е. сначала первая строка, после неё вторая и т.д..

Итак, в первой строке мы выводим предложение ввести имя пользователя. Во второй строке мы его считываем в переменную $name. $name - это, как уже говорилось, скалярная переменная Perl, которая начинается знаком доллара. Забегая вперёд, скажу вам, что кроме переменных, начинающихся с доллара, бывают также массивы (@массив), хэши (%хеш), и ещё несколько видов, о которых пока рано рассказывать. Между переменной и ромбом стоит равенство, это значит, что мы присваиваем переменной результат запроса. В третьей строке мы выводим слово hello, а после него выводим то, что хранилось в переменной $name. В нашем случае это имя, которое мы просили ввести.

Сделаем ещё одно отвлечение, в котором я расскажу вам, что можно делать с переменными... С ними можно делать ВСЁ! И это не преувеличение. Например, возможно такое:

$a = 3;
$b = 4;
$c = $a+$b; #Сложить две переменные и
#присвоить их третьей
print $c; # Вывести получившееся число
print $a+$b; # тоже самое, только без
# привлечения третьей переменной

Надеюсь с этим всё понятно... А пока до некоторых доходит, мы напишем программку, которая выполняет команды ДОС dir. Для тех кто не знает - dir - команда выводящая на экран содержимое директории в которой вы находитесь.

$dos = `dir`;
print $dos;
<>;

Эта программка считывает в переменную $dos результат выполнения команды dir, которая заключена в обратные кавычки, (если бы это были простые кавычки, то получилась бы не команда, а просто слово) после чего выводит на монитор этот самый результат.

Теперь так сказать вернёмся к нашим баранам, вернее пока лишь к барашкам:) Мы научились выводить на экран необходимый нам текст, получать информацию от пользователя, а так же узнали, что ДОС команды в обратных кавычках будут выполняться как ДОС команды:) Самое время написать программку, которая будет запрашивать не что иное, как эти самые команды:

print "enter comand: ";
chmod($com = <>);
print `$com`;
<>;

Из соображений безопасности крайне не рекомендую вводить команду FORMAT, догадайтесь почему:) Из новшеств нужно выделить появление команды chmod(). Эта команда убирает из информации, которую мы получаем в запросе знак новой строки \n, который есть там по умолчанию. То, что находится во второй строке - это сокращенная запись двух строк:

Выгадываем мы этим всего несколько символов, но ведь всё равно приятно:)

На этом считаю, что первые шаги вы прошли и готовы продолжить тернистый путь изучения Perl.

О днако наиболее широко применяемым языком для написания скриптов является Perl.

Э та глава посвящена языку Perl и его использованию. После того как вы научитесь программировать, используя Perl, вы сможете использовать его для написания скриптов, с помощью которых решаются разнообразные задачи программирования для Internet и Web.

О собый упор будет сделан на тех особенностях, которые используются при написании CGI-скриптов. Если вы никогда не программировали ранее на языке Perl, используйте эту главу как отправную точку в его освоении.

К онцепции, с которыми вы познакомитесь в этой главе, научат, как писать профессиональные скрипты на языке Perl.

В главе рассматриваются не только основы программирования на Perl, но также и несколько других аспектов. К моменту окончания чтения главы вы будете в состоянии усвоить следующие ключевые концепции: Perl является интерпретируемым языком программирования, специально ориентированным на обработку текста.

П рограммисты часто называют программы на языке Perl скриптами. Используя Perl,программисты создают CGI-формы.

P erl поддерживает операции с файлами и с базами данных. Это делает его хорошо приспособленным для хранения и извлечения информации в соответствии с потребностями пользователей Web.

P erl снабжается отладочной программой, с помощью которой вы тестируете код Perl

В этом разделе:

8 Язык программирования PERL
Эта статья введет вас в курс посвященный языку Perl, даст сравнительную характеристику Perl и C/C++, расскажет о богатстве Perl.

8 Использование PERL
Принципы использования Perl, или что можно сделать при помощи Perl.

8 Знакомство с языком PERL
Основные понятия языка Perl, первый пример.

8 Установка PERL
Легкий намек на то, как становить Perl.

8 Использование отладчика PERL
Основные принципы работы с отладчиком Perl; команды отладчика; примеры использования.

8 Типы данных в PERL
Глава посвященна типам данных и переходу от одного типа к другому

8 Переменные
Perl поддерживает три типа переменных: скаляры, массивы и ассоциативные массивы. О них и речь. ;-)

8 Операторы PERL
Обзор основных операторов Perl.

8 Конструкции языка PERL
Описание особенностей синтаксиса Perl. Основные операторы.

8 Подпрограммы
Синтаксис и семантика подпрограмм в Perl.

8 Обработка строк
Описание функций для обработки строковых переменных.

8 Обработка списков
Несколько функций, которые расширяют набор возможностей для работы со списками.

8 Работа с массивами
Perl содержит несколько встроенных функций, которые помогают работать с элементами массива.

8 CGI-скрипты при помощи PERL
В этой главе вы научитесь использовать Perl для создания скриптов CGI.

Заранее хочу предупредить вас, что эта статья не сделает из вас супер PERL программиста, но она даст вам некоторые необходимые начальные сведения, которые помогут вам в дальнейшем изучении этого интереснейшего языка программирования.

Эту статью я решил написать, после того как узнал насколько сложно "врубиться" во всё, даже если у вас есть под рукой какое либо пособие по PERL. Везде, уже в самом начале, начинают ссылаться на какие-то загадочные термины и команды, а вам остаётся только удивлённо хлопать глазами, или (если вы всё же что-то поняли) заставить эти программы работать (не "как надо", а вообще!). Эту статью можно было бы назвать "PERL для чайников", если бы она охватывала весь материал, но здесь я ставлю перед собой цель дать вам лишь необходимые начальные понятия, и так сказать "подготовить к дальнейшим сражениям":). Хотя вполне возможно, что в дальнейшем, "по просьбам трудящихся", эта небольшая статья разрастётся в нечто большее.

Итак... начинаем!

Для начала сообщу вам, что PERL необходимо установить на ваш компьютер. Эту, казалось бы, простую операцию некоторые мои знакомые начисто пропускали, а после, написав простенькую программу, долго пытались её запустить... ;) Наиболее доступный пакет PERL (на мой взгляд) - это ActivePerl, хотя, этот пакет ориентирован на пользователей Windows, а если у вас UNIX, то можно скачать что нибудь родное с www.perl.com. Так или иначе, вы достанете и поставите себе perl (если уже этого не сделали). Так вот: у вас появится новая папочка "perl", но это вовсе не значит, что все проги нужно помещать именно туда:) Perl, там сидящий, лишь исполняет все ваши гениальные творения с расширением *.pl , а уж где они сами находятся - одному юзеру известно:) (справедливо для пользователей windows с установленным пакетом ActivePerl, т.к. он ассоциирует файлы *.pl).

Т.к. как эта статья рассчитана в первую очередь на пользователей windows, то считаю себя обязанным рассказать вам, что для программ, исполняемых в этой операционной системе вовсе не обязательно начинать каждую программу со строки:

#!/usr/bin/perl

Всё дело в том, что язык этот создавался на базе ОС UNIX, а эту строку нам пытаются передать в "наследство" от их операционки. Однако вам следует помнить, что на сервере (если вы решите скинуть туда свои проги) может стоять и UNIX.

Теперь немного о методе написания. Советую вам для начала использовать простой блокнот, чтобы запомнить все команды и синтаксис программирования. В дальнейшем, можно использовать какой нибудь редактор, но это уже не спортивно:), и уж тем более нежелательно для тех, кто только знакомится с этим языком программирования, да и программированием вообще.

Практически все руководства по этому языку начинаются с самой простой программы, которая выглядит примерно так:

print ("hello, WORLD!\n");

Некоторые из вас уже, наверное, скопировали приведенную программу в свой файл и заметили, что она быстренько открывается и также быстро закрывается. Это связанно с тем, что программа есть программа, и после того как она выполнится - сразу же закроется, поэтому добавьте к программе ещё одну строку с следующим содержанием:

В итоге всё это примет следующий вид:

print ("hello, WORLD!\n"); ;

Не так уж и просто выглядит для непосвященного... Даже немного пугающе... Но это только для непосвященных, на самом деле всё - проще некуда! :) Не верится? Сейчас докажу. Во-первых, вам нужно узнать, что print - это команда, которая выводит информацию на стандартный вывод STDOUT (STanDart OUT или, проще говоря - вывод на монитор). Во-вторых, непонятность в виде \n - это переход на новую строку (newline), но не программы, как могли бы испугаться некоторые, а информации на экране, т.е. если бы вы продолжили бы текст, заключенный в кавычки, то после этого символа он был бы напечатан с новой строки. А если вам понадобилось бы в самом тексте использовать обратный слеш (шелс:), то перед ним надо поставить еще один шелс. Например:

print "\a"; #Команда, после которой Perl #выведет сигнал на SPICERprint "\\a"; #Perl просто выведет на экран \a

Затем хочу вас обрадовать: скобки нафиг не нужны:) Их использование зависит целиком от вашего настроения, хотя в мануалах говорят, что это якобы помогает выделить текст в программе. В общем - кому как больше нравится... Как вы уже наверно догадались - кавычки нужны для заключения в них текста, так что осталось два непонятных пунктика. Но перед тем как остановится на них, считаю необходимым объяснить вам какая бывает информация в Perl. Фундаментальной единицей информации в Perl является скаляр (scalar), т.е. отдельное значение, хранящееся в отдельной переменной.

$a = "hello, world!"; #Присвоить переменной $a некий текст $b = 777; #Присвоить переменной $b некое число

В этих переменных хранятся строки, числа и ссылки. При этом необходимо понимать разницу между числами как таковыми и числами, содержащимися в строке.

$abc = "123"; #Число в строке $123 = 123; #Число как таковое

Если вам нужно для вычислений число, то просто не ставьте двойных кавычек.

Точка с запятой в конце каждой строки - это собственно... конец строки, из чего следует, что вы можете написать всю программу в одну строку, но нам что - строк жалко что ли:) Из выше сказанного есть исключение: знак # говорит о том, что всё, что есть в строке после него - это комментарий, и к программе уже не относится. Знак ромб - это по умолчанию или, говоря понятным языком - стандартный ввод с монитора (разъясняю: на мониторе появляется запрос, а вводите вы конечно же через клаву. Потом нажимаете ентер и введенное значение уже в переменной Perl, если она была задана). Вся хитрость добавления этого ромба в нашем случае в том, что он будет запрашивать у вас этот ввод, пока вы не нажмете кнопку "enter", а так как в программе не указанно, что делать с этим вводом, то perl о нём просто забудет и станет считать нашу программку завершенной. И врезультате выполнения этой программы мы с вами увидим на своих мониторах текст Hello, world! .

Теперь немного усложним нашу программку:

print "enter your name: "; $name = ; print "hello $name!"; ;

Вам следует уяснить, что программы выполняются построчно, т.е. сначала первая строка, после неё вторая и т.д..

Итак, в первой строке мы выводим предложение ввести имя пользователя. Во второй строке мы его считываем в переменную $name. $name - это, как уже говорилось, скалярная переменная Perl, которая начинается знаком доллара. Забегая вперёд, скажу вам, что кроме переменных, начинающихся с доллара, бывают также массивы (@массив), хэши (%хеш), и ещё несколько видов, о которых пока рано рассказывать. Между переменной и ромбом стоит равенство, это значит, что мы присваиваем переменной результат запроса. В третьей строке мы выводим слово hello, а после него выводим то, что хранилось в переменной $name. В нашем случае это имя, которое мы просили ввести.

Сделаем ещё одно отвлечение, в котором я расскажу вам, что можно делать с переменными... С ними можно делать ВСЁ! И это не преувеличение. Например, возможно такое:

$a = 3; $b = 4; $c = $a+$b; #Сложить две переменные и #присвоить их третьей print $c; # Вывести получившееся число print $a+$b; # тоже самое, только без # привлечения третьей переменной

Надеюсь с этим всё понятно... А пока до некоторых доходит, мы напишем программку, которая выполняет команды ДОС dir. Для тех кто не знает - dir - команда выводящая на экран содержимое директории в которой вы находитесь.

$dos = `dir`; print $dos; ;

Эта программка считывает в переменную $dos результат выполнения команды dir, которая заключена в обратные кавычки, (если бы это были простые кавычки, то получилась бы не команда, а просто слово) после чего выводит на монитор этот самый результат.

Теперь так сказать вернёмся к нашим баранам, вернее пока лишь к барашкам:) Мы научились выводить на экран необходимый нам текст, получать информацию от пользователя, а так же узнали, что ДОС команды в обратных кавычках будут выполняться как ДОС команды:) Самое время написать программку, которая будет запрашивать не что иное, как эти самые команды

print "enter comand: "; chmod($com =); print `$com`; ;

Из соображений безопасности крайне не рекомендую вводить команду FORMAT, догадайтесь почему:) Из новшеств нужно выделить появление команды chmod(). Эта команда убирает из информации, которую мы получаем в запросе знак новой строки \n, который есть там по умолчанию. То, что находится во второй строке - это сокращенная запись двух строк:

Выгадываем мы этим всего несколько символов, но ведь всё равно приятно:)

На этом считаю, что первые шаги вы прошли и готовы продолжить тернистый путь изучения Perl.