Css искажение. Пример #5. Масштабирование объектов в html. Демонстрация множественного масштабирования

  • Перевод

Здравствуй, дорогой хабрадруг! В интернете можно найти множество примеров отличного применения трансформаций и переходов в CSS3. В этой статье мы обратимся к основам основ CSS3 и научимся создавать что-то вроде этого . Данный туториал будет полезен тем, кто только начал знакомиться с CSS3. Давай-те же начнем!

Система координат

Чтобы легче понять то, как устроено перемещение объекта, мы будем работать в системе координат.


Однако наша система координат имеет одну особенность: ось Y направлена в противоположную сторону, чем обычно. Почему? Дело в том, что HTML и CSS (наравне, например, с ActionScript) используют обратную систему координат , так как веб-страница начинается с левого верхнего угла и идет вниз.
Заметка: Мы будем полагать, что вы уже знакомы со структурой HTML и CSS. Я пропущу объяснения того, как настроить файл CSS, как разместить картинки и т.д. Мы сфокусируемся на анимировании изображений. Если вы не уверены в том, что ваши навыки на высоком уровне, то советуем взглянуть на курс уроков «HTML и CSS за 30 дней» (бесплатно и на английском языке), чтобы выучить все необходимое.

1: Горизонтальное перемещение

Первое перемещение, которое мы продемонстрируем - горизонтальное. Мы будем двигать объекты слева направо и справа налево.

Двигаемся вправо

Чтобы переместить объект мы будем использовать transform: translate(x,y) , где X - положительное число, а Y=0.


HTML
Откройте ваш любимый редактор кода и введите следующее:


Мы определили три класса к картинке:

  • object: Установление главных правил нашего объекта.
  • van: Мы будем использовать различные объекты для демонстрации каждого вида анимации.
  • move-right: Используя этот класс, мы будем двигать наш объект.
CSS
Во-первых, мы разместим наш объект (картинку грузовика) по центру.
.object { position: absolute; } .van { top: 45%; left: 44%; }
В этом примере мы подвинем объект на 350px вправо. Использован синтаксис transform: translate(350px,0); . Кроме того объект будет двигаться только при наведении на него курсора: #axis:hover .move-right.

#axis:hover .move-right{ transform: translate(350px,0); -webkit-transform: translate(350px,0); /** Chrome & Safari **/ -o-transform: translate(350px,0); /** Opera **/ -moz-transform: translate(350px,0); /** Firefox **/ }
Параметр transform всего лишь переместит объект из одной точки в другую, но не создаст анимацию данного перемещения. Чтобы исправить это, нужно добавить параметр перемещения в классе.object.

Object { position: absolute; transition: all 2s ease-in-out; -webkit-transition: all 2s ease-in-out; /** Chrome & Safari **/ -moz-transition: all 2s ease-in-out; /** Firefox **/ -o-transition: all 2s ease-in-out; /** Opera **/ }
Это правило перемещение скажет браузеру анимировать все параметры объекта на 2 секунды (без задержки) с помощью функции ease-in-out.
Мы можем использовать 6 различных функций хронометража перемещений:

  • linear : перемещение происходит постоянной скоростью от начала и до конца.
  • ease : перемещение начинается медленно и затем набирает скорость.
  • ease-in : перемещение начинается медленно.
  • ease-out : перемещение заканчивается медленно.
  • ease-in-out : перемещение начинается и заканчивается медленно.
  • cubic-bezier : ручное определение значения перемещения.

Двигаемся влево

Чтобы переместить объект влево, нужно просто поставить отрицательное значение к оси ОХ , в то время как Y остается неизменным. В нашем случае мы переместим объект на -350px влево.

HTML
Создайте новый документ html и вставьте следующий код:


На этот раз мы используем класс move-left, чтобы переметить объект влево.

CSS
Теперь введем -350px для оси OX. transform: translate(-350px,0); - переместим объект влево.
#axis:hover .move-left { transform: translate(-350px,0); -webkit-transform: translate(-350px,0); /** Safari & Chrome **/ -o-transform: translate(-350px,0); /** Opera **/ -moz-transform: translate(-350px,0); /** Firefox **/ }
Так как ранее мы уже определяли правила перемещения, нам не нужно делать это снова.

2: Вертикальное перемещение

Перемещение объекта по вертикали не составит особого труда, ведь оно идентично горизонтальному. Единственная разница заключается в том, что мы будем иcпользовать значение -y для перемещения вверх и значение y для перемещения вниз.

Двигаемся вверх


HTML
Шаблон HTML идентичен предыдущим примерам. Однако, мы заменим наш объект ракетой (для наглядности) и назначим класс move-up.

CSS
Так же как и грузовик, мы разместим ракету по центру:
.rocket { top: 43%; left: 44%; }
Как мы отметили ранее, координата Y должна быть отрицательной. В нашем случае мы подвинем объект на 350px вверх.

#axis:hover .move-up { transform: translate(0,-350px); -webkit-transform: translate(0,-350px); -o-transform: translate(0,-350px); -moz-transform: translate(0,-350px); }

Двигаемся вниз

Как вы догадались, чтобы переместить объект вниз, координата Y должна быть положительной, а X равняться 0. Синтаксис: translate(0,y);

HTML

CSS
#axis:hover .move-down { transform: translate(0,350px); -webkit-transform: translate(0,350px); -o-transform: translate(0,350px); -moz-transform: translate(0,350px); }

3: Диагональное перемещение

Чтобы переместить объект по диагонали, мы совместим параметры x и y . Синтаксис будет следующим: transform: translate(x,y). В зависимости от направления, значение x и y может быть как положительным, так и отрицательным.

HTML

CSS
#axis:hover .move-ne { transform: translate(350px,-350px); -webkit-transform: translate(350px,-350px); -o-transform: translate(350px,-350px); -moz-transform: translate(350px,-350px); }

4: Вращение

Вращение в CSS3 регулируется градусными координатами (от 0° до 360°). Чтобы повернуть объект, примените следущие параметры: transform: rotate(ndeg) ; где n - градусы.

Вращение по часовой стрелке

Для того чтобы повернуть объект по часовой стрелке, применим положительное значение для rotate(ndeg) .

HTML

CSS
#axis:hover .rotate360cw { transform: rotate(360deg); -webkit-transform: rotate(360deg); -o-transform: rotate(360deg); -moz-transform: rotate(360deg); }

Вращение против часовой стрелки

Для того чтобы повернуть объект против часовой стрелки, применим отрицательное значение для rotate(ndeg) .

HTML

CSS
#axis:hover .rotate360ccw { transform: rotate(-360deg); -webkit-transform: rotate(-360deg); -o-transform: rotate(-360deg); -moz-transform: rotate(-360deg); }

5: Масштабирование

Масштабирование - это интересная особенность CSS3. Используя параметр scale(n) или параметр scale(x,y) , мы можем либо увеличивать, либо уменьшать объект непосредственно в рамках HTML. Объект будет менять размер в зависимости от значения n/x,y, где ось X - ширина, а Y - высота.
Давайте посмотрим на следующий пример.

Свойство CSS transform (от слова "трансформация") позволяет видоизменять элемент на html-страницах. Например, можно

  • вращать
  • смещать
  • изменять масштаб
  • наклонять
  • комбинировать выше описанные действия

Благодаря этому свойству можно создавать интересные эффекты без применения JavaScript, что позволяет ускорять работу браузера. Важно так же отметить, что есть возможность кобминировать эффект с временными задержками.

1. Синтаксис CSS transform

transform : трансформация1 [трансформация2 ];

Допускается одновременно несколько действий с объектом (например, вращать, сместить и изменить масштаб).

Примечание про браузеры

Не все браузеры поддерживают трансформацию. Необходимо использовать вендорные префиксы CSS :

  • -ms-transform - для IE9 и старше (младше девятой версии трансформация не поддерживается
  • -webkit-transform - для Chrome, Safari, Android и iOS
  • -o-transform - для Opera до версии 12.10
  • -moz-transform - для Firefox до версии 16.0

2. transform:rotate(x) - вращение объекта

Чтобы вращать элемент существует команда rotate(x) . Она позволяет повернуть объект на x градусов по часовой или против часовой стрелке. Значение х нужно указывать в градусах deg

Пример #1. Вращение объекта в html через трансформацию

Примечание

Свойства:

-ms-transform : rotate (20deg ); -webkit-transform : rotate (20deg ); -o-transform : rotate (20deg ); -moz-transform : rotate (20deg );

Нужны для корректной работы в старых версиях браузеров. В следующих примерах мы также будем их писать.

Пример #2. Вращение объекта в html при наведении курсора

Создадим класс kvadrat2 и пропишем для него псевдокласс :hover , в котором и будет прописано вращение и смена цвета на более светлый (с #444 на #888).

На странице преобразуется в следующее

Но это вращение происходит резко и не смотрится "эффектно". Это можно легко исправить сделав сглаживание. В следующем примере будет реализована анимация.

Пример #3. Плавное вращение при наведении курсора (анимация) в html

Для плавного вращения (или другими словами сглаживания) необходимо прописать еще одно свойство transition . Это свойство отвечает за время и эффект сглаживания. В данном примере рассматривается самый простой случай с переходом за 1 секунду с линейной скоростью linear

На странице преобразуется в следующее

Стало гораздо симпатичнее и такая анимация дает множество возможностей для создания эффектов на сайте только за счет CSS.

3. transform:translate(x,y) - смещение объекта

Следующей командой, которую мы рассмотрим это команда для перемещения объекта translate(x,y) , где аргументы в скобках - смещение по оси Х и У соответственно.

Пример #4. Смещение объектов в html через трансформацию

На странице преобразуется в следующее

Такие эффекты зачастую используются. Ведь это дает возможность создавать анимацию без JavaScript. В данном случае квадрат перемещается мгновенно (без анимации).

Примечание

Если нужно применить преобразование только по одной из осей, то можно воспользоваться более частным случаем: translateX(x) - смещение по Х, translateY(y) - смещение У.

4. transform:scale(x,y) - масштабирование объекта

Команда для масштабирования объекта scale(x,y) , где аргументы в скобках - масштабирование по осям Х и У соответственно.

Пример #5. Масштабирование объектов в html

На странице преобразуется в следующее

При наведении квадрат становится больше по горизонтали на 50% (коэффициент 1.5), а по вертикали на 30% (коэффициент 1.3). Значение 1 означает отсутствие масштабирования. Все что меньше 1, будет означать уменьшение объекта.

Примечание

Если нужно применить преобразование только по одной из осей, то можно воспользоваться более частным случаем: scaleX(x) - масштабирование по Х, scaleY(y) - масштабирование по У.

5. transform:skew - наклон объекта

Команда для наклона объекта skew(x,y) , где аргументы в скобках - наклон по осям Х и У соответственно. Наклон необходимо указывать в градусах deg .

Пример #6. Наклон объектов в html

На странице преобразуется в следующее

При наведении квадрат трансформируется в ромб благодаря наклону.

Примечание

Если нужно применить преобразование только по одной из осей, то можно воспользоваться более частным случаем: skewX(x) - наклон по Х, skewY(y) - наклон по У.

6. Комбинирование значений transform

Настало время рассмотреть интересные эффекты, которые можно получить комбинируя вместе различные трансформации. Применим сразу три действия по изменения объекта масштабирование (scale ), вращение (rotate ) и перемещения (translate ).

Пример #7. Комбинирование значений transform

Исходное значение: квадрат с черной рамкой. При наведении на него он вращаясь превратится в круг с красной рамкой и изменит цвет.

На странице преобразуется в следующее

7. Другие значения transform

Мы рассмотрели самые основные значения transform . Рассмотрим остальные возможности.

  • none - отсутствие преобразований (по умолчанию включено оно);
  • matrix(x,x,x,x,x,x) - преобразование 2D с помощью матрицы из 6 значений;
  • matrix3d(x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x,x) - преобразование 3D с помощью матрицы из 16 значений;
  • translate3d(x,y,z) - перемещение 3d (по сравнению с обычным перемещением, здесь добавлена еще третья координата);
  • scale3d(x,y,z) - масштабирование в 3d (по сравнению с обычным масштабированием, здесь добавлена еще третья координата);
  • rotate3d(x,y,z) - вращение в 3d (по сравнению с обычным вращением, здесь добавлена еще третья координата);
  • rotateX(x) - 3d вращение по оси X;
  • rotateY(x) - 3d вращение по оси Y;
  • rotateZ(x) - 3d вращение по оси Z;
  • perspective(n) - перспектива для преобразования 3D элемента;

В JavaScript свойство CSS transform доступно по следующим свойствам:

object.style.transform="Трансформация" document.getElementById("elementID").style.transform = ""

Возможно, вы зададите вопрос "а зачем вообще использовать transform, когда можно просто изменять данные объекта как нам нужно. Например, изменив размеры объекта?" Разница в том, что свойств transform при трансформации никак не сдвигает другие элементы на странице. В случае же простого изменения размеров объекта это неминуемо приводит к сдвигу соседних объектов вокруг, что, как правило, некрасиво.

Свойство transform осуществляет CSS трансформацию элемента. Оно имеет много значений, и каждое значение производит свой вид трансформации.

Вращение

Один из видов трансформации - вращение элемента. Значение свойства:

transform: rotate(угол)

Вращение происходит по часовой стрелке. Угол указывается в градусах. После числа без пробела нужно написать ключевое слово deg . Создадим блок, к которому далее применим вращение:

Стиль:

Я задал блоку id, но стиль указал для тегов

, потому что на страницу будут добавлены другие блоки. Теперь произведём вращение блока:

Стиль:

14
15
16
17

#rotate { transform: rotate(5deg); }

ВАЖНО: При трансформации элемент не освобождает пространство для нового положения, а перекрывает другие элементы, как при позиционировании.

Осью вращения является центр элемента. Свойство transform-origin позволяет указать другое положение.

Это свойство устанавливает точку, относительно которой происходит трансформация. Для вращения - это ось вращения. В значении свойства указывается положение точки по оси X, потом через пробел положение точки по оси Y.

По оси X бывают такие значения: left , center , right .

По оси Y бывают такие значения: top , center , bottom .

Также смещение точки можно указать в единицах изменения CSS и в процентах. Расстояние отсчитывается от левого верхнего угла элемента.

Укажем это свойство блоку:

HTML код:

Существуют значения свойства transform , которые по отдельности устанавливают горизонтальное и вертикальное перемещение.

transform: translateX(смещение)

transform: translateY(смещение)

Смещение указывается точно также.

Изменение размеров

CSS трансформация позволяет менять размеры элемента. Значение свойства:

transform: scale(X, Y)

X - число, на которое умножается ширина элемента.

Y - число, на которое умножается высота элемента.

Добавим на страницу блок и изменим его размеры:

Стиль:

HTML код:

Есть значения для отдельного изменения ширины и высоты.

transform: scaleX(цифра)

transform: scaleY(цифра)

Искажение

Можно осуществить искажение элемента. При этом стороны элемента сдвигаются вдоль осей координат. Значение свойства:

transform: skew(искажение по оси X, искажение по оси Y)

Искажение указывается в градусах. Можно указать только первое значение. Тогда искажения по оси Y не будет.

Стиль:

Есть значения свойства transform , которые отдельно искажают элемент по оси X и по оси Y.

transform: skewX(искажение)

transform: skewY(искажение)

Большая часть того, что приносит нам удовольствие в анимации, связано с перемещением по экрану различных объектов. hover эффекты CSS привлекают внимание пользователей к контенту, определенной части интерфейса и улучшают общее восприятие ресурса.

Перемещение может быть немного сумасшедшим, как это:

Перемещение может быть и не таким явным. Например, таким, которое возникает при наведении курсора мыши на один из квадратов на рисунке ниже:

Your browser does not support inline frames or is currently configured not to display inline frames.

В приведенных примерах перемещение реализовано с помощью CSS . И анимация, и переходы CSS позволяют чрезвычайно просто перейти от статики к движению. Но, несмотря на эту простоту, есть определенные нюансы, которые нужно учитывать, чтобы CSS hover эффект при наведении работал плавно. В этой статье я расскажу именно о них.

Преобразование с помощью translate3d()

При перемещении элемента изменяется его вертикальная и горизонтальная позиции. Существуют несколько свойств CSS , которые применяются для этого. Но я хочу порекомендовать вам использовать функцию translate3d свойства transform вместо привычных margin , padding , left , top , потому что она обеспечивает более плавную анимацию.

Функция translate3d принимает три аргумента, но сначала рассмотрим те, которые отвечают за перемещение содержимого по горизонтали и вертикали:

Аргумент Х задает перемещение по горизонтали, Y — по вертикали. Например, если вы хотите переместить содержимое на 20 пикселей вправо и вверх, функция translate3d должна выглядеть следующим образом:

Foo { transform: translate3d(20px, 20px, 0px); }

Третий аргумент, который определяет перемещение по оси Z , мы рассматривать не будем. Так как нас интересует 2d-hover эффекты CSS .

Как видите, функция translate3d не особенно сложная. Далее мы рассмотрим, как использовать ее в анимации CSS для создания движения.

Переход

Чтобы использовать это свойство в переходе, нужно выполнить два этапа. Сначала необходимо указать transform в качестве свойства, которое должно отслеживать переход:

PictureContainer img { position: relative; top: 0px; transition: transform .2s ease-in-out; }

Определив переход, вы можете задать свойство transform с функцией translate3d :

PictureContainer img:hover { transform: translate3d(0px, -150px, 0px); }

Как показано в примере, приведенном в начале статьи, CSS hover эффект при наведении курсора мыши на любой из элементов приводит к смещению изображения вверх на 150 пикселей.

Анимация

В случае анимации, убедитесь, что ключевые кадры в @keyframes содержат свойство transform с translate3d :

@keyframes bobble { 0% { transform: translate3d(50px, 40px, 0px); animation-timing-function: ease-in; } 50% { transform: translate3d(50px, 50px, 0px); animation-timing-function: ease-out; } 100% { transform: translate3d(50px, 40px, 0px); } }

Пример из статьи содержит все, что нужно, чтобы вы увидели, как работает CSS hover эффект для табличной верстки.

Не забывайте о префиксах

Чтобы разметка работала в различных браузерах, обязательно используйте для свойства transform вендорные префиксы или библиотеку —prefix-free .

Переходы с помощью JavaScript

Также можно создавать анимацию перемещения в JavaScript . Те же правила действуют и здесь. Сначала нужно установить позицию, используя transform translate3d , но в JavaScript это немного сложнее.

Фрагмент кода, который нужен для этого, выглядит следующим образом:

function getSupportedPropertyName(properties) { for (var i = 0; i < properties.length; i++) { if (typeof document.body.style] != "undefined") { return properties[i]; } } return null; } var transform = ["transform", "msTransform", "webkitTransform", "mozTransform", "oTransform"]; var item = document.querySelector("#theItem"); var transformProperty = getSupportedPropertyName(transform); if (transformProperty) { item.style = translate3d(someValueX, someValueY, 0px); }

Этот код кажется сложным потому, что мы используем префиксы и проверяем соответствие используемой версии функции transform .

Почему нам не подходит установка позиции с помощью margin , top , left и т.д.?

Если у вас нет на то особой причины, не используйте для создания hover эффектов CSS свойства margin , padding , top , left , bottom или right . Хотя это может показаться противоречащим здравому смыслу. Позвольте мне пояснить…

Ненужные вычисления

Когда вы изменяете набор значений для шести свойств CSS , которые я только что перечислил, браузер выполняет дополнительные вычисления того, как это отобразится на макете всей страницы. Я не против того, чтобы использовать эти свойства для работы с макетом. Но их применение в анимации или переходах, и изменение значений шестьдесят раз в секунду – это чересчур.

Вы можете задать для position элемента, который вы перемещаете, значение fixed или absolute . Это избавит браузер от необходимости вычислять макет для всего документа. Но в этом случае браузер все равно выполняет вычисления для элемента, который перемещается. И результат применения translate3d не обязательно будет идентичен результату, получаемому при использовании margin , padding и т.д. Более того, как вы увидите в следующем разделе, они не будут на 100% идентичны.

Аппаратное ускорение

Когда мы имеем дело с отображением элементов на экране, связанные с этим вычисления можно производить с помощью процессора или видеокарты. Но для создания CSS hover эффектов для табличной верстки лучше задействовать видеокарту:

GPU предназначен только для обработки задач, связанных с отображением на экране. В то же время процессор параллельно обрабатывает огромное количество разнообразных задач. И для того, чтобы ваша анимация отображалась плавно, нельзя пренебрегать этой закономерностью. Разница в плавности отображения анимации может быть не сильно заметна на мощном стационарном компьютере или ноутбуке, но явно проявится на мобильных устройствах. Из личного опыта могу сказать, что на этих устройствах анимация с использованием CPU проигрывается более прерывисто, чем та, которая использует GPU .

А как обеспечить, чтобы анимация в режиме аппаратного ускорения использовала GPU ? Применить translate3d ! При преобразовании элемента с помощью translate3d он обрабатывается через GPU в Webkit-браузерах , таких как Chrome и Safari (которые установлены на iPhone и iPad ), в Internet Explorer 9/10 , а также в последних версиях Firefox . Это дает translate3d явные преимущества.

Как насчет JavaScript?

Что касается hover эффектов CSS , созданных на JavaScript , где все интерполяции обрабатывается кодом, я на самом деле не знаю, является ли использование GPU таким продуктивным. Но для установки с помощью JavaScript переходов и анимации CSS со свойством translate3d используется GPU .

Когда вы применяете JavaScript , чтобы задать свойства анимации или переходов, интерполяция между начальной и конечной точкой анимации все равно создается с помощью браузера. Перемещающиеся синие круги, которые вы могли видеть в начале этой статьи, являются подтверждением этого.

Боже, благослови преобразования!

Причина, по которой transform является более производительным, заключается в том, что оно не затрагивают никакие другие элементы. Любые действия, которые вы выполняете, применяются только к одному элементу, и браузеру не нужно перестраивать все окно. Он модифицирует только ту часть экрана, которая содержит перемещающийся контент. Это не зависит от того, задействован GPU или нет.

Вместе с CSS3 появились новые способы позиционирования и изменения элементов. В настоящее время основные техники вёрстки могут быть пересмотрены с альтернативными методами для размера, положения и изменения элементов. Все эти новые техники стали возможными благодаря свойству transform .

Свойство transform поставляется в двух разных наборах - двумерных и трёхмерных. В каждом из них есть свои индивидуальные свойства и значения.

В этом уроке мы рассмотрим как двумерные, так и трёхмерные преобразования. Вообще говоря, поддержка браузера для свойства transform не велика, но она становится всё лучше с каждым днем. Для большей поддержки рекомендуются вендорные префиксы, однако вам может понадобиться загрузить последнюю версию Chrome , чтобы увидеть все эти преобразования в действии.

Синтаксис transform

Фактический синтаксис для свойства transform достаточно прост и включает свойство transform , за которым идёт значение. Значение определяет тип трансформации, внутри скобок которого следует определённая величина.

Div { -webkit-transform: scale(1.5); -moz-transform: scale(1.5); -o-transform: scale(1.5); transform: scale(1.5); }

Обратите внимание, что свойство transform включает в себя несколько вендорных префиксов, чтобы получить наилучшую поддержку во всех браузерах. Декларация без префикса идёт последней и чтобы переписать версии с префиксом браузер должен полностью поддерживать свойство transform .

В интересах краткости, остальная часть этого урока не включает префиксы. Они, однако, настоятельно рекомендуется для любого кода в производственной среде. Со временем мы сможем убрать эти префиксы, однако для безопасного подхода оставляйте их в данный момент.

Двумерная трансформация

Элементы могут быть искажены или преобразованы как в двух, так и в трёх плоскостях. Двумерные преобразования работают по осям х и у, известных как горизонтальная и вертикальная оси. Трёхмерные преобразования работают по осям х и у, а также оси z. Эти трёхмерные преобразования помогают определить не только длину и ширину элемента, но и глубину. Мы начнем с обсуждения, как трансформировать элементы в двумерной плоскости, а затем перейдём к работе с трёхмерными преобразованиями.

2d rotate

Свойство transform принимает несколько разных значений. Значение rotate обеспечивает возможность поворота элемента от 0 до 360 градусов. Положительное значение поворачивает элемент по часовой стрелке, а использование отрицательного значения поворачивает элемент против часовой стрелки. По умолчанию точкой поворота является центр элемента, 50% 50%, по горизонтали и вертикали. Позже мы обсудим как вы можете изменить эту точку поворота.

Блок 1
Блок 2

Box-1 { transform: rotate(20deg); } .box-2 { transform: rotate(-55deg); }

Демонстрация rotate

Серый квадрат за повёрнутым элементом символизирует исходное положение элемента. Кроме того, при наведении курсора мыши на блок он будет вращаться на 360 градусов по горизонтали. По ходу урока следите за серым квадратом в каждой демонстрации в качестве указателя на исходное положение элемента и горизонтальное вращение, которые помогают продемонстрировать изменения элемента и глубину.

2d scale

Использование значения scale в свойстве transform позволяет изменить визуальный размер элемента. Значение масштаба по умолчанию равно 1, поэтому любое значение от.99 до.01 визуально уменьшает элемент, в то время как любое значение больше или равное 1.01 визуально увеличивает элемент.

Блок 1
Блок 2

Box-1 { transform: scale(.75); } .box-2 { transform: scale(1.25); }

Демонстрация scale

Можно масштабировать только высоту или ширину элемента, используя значения scaleX и ScaleY . Значение scaleX будет масштабировать ширину элемента, в то время как значение ScaleY будет масштабировать его высоту. Для масштабирования высоты и ширины элемента, но с разными размерами, могут быть одновременно установлены значения по оси х и у. Для этого используя декларацию scale , задав сперва значение по оси x, затем через запятую значение по оси y.

Блок 1
Блок 2
Блок 3

Box-1 { transform: scaleX(.5); } .box-2 { transform: scaleY(1.15); } .box-3 { transform: scale(.5, 1.15); }

Демонстрация множественного масштабирования

2d translate

Значение translate работает несколько похоже на относительное позиционирование, толкает и тянет элемент в разных направлениях, не прерывая обычного потока документа. Использование значения translateX изменит положение элемента по горизонтальной оси, значение translateY изменит положение элемента по вертикальной оси.

Как и со значением scale , чтобы одновременно установить значения по осям x и y, воспользуйтесь значением translate и сперва укажите значение по оси х, затем через запятую значение по оси y.

Значения расстояния, используемые внутри translate , могут быть любыми основными единицами длины, наиболее часто применяются пиксели или проценты. Положительные значения толкают элемент вниз и вправо от позиции по умолчанию, а отрицательные значения тянут элемент вверх и влево.

Блок 1
Блок 2Блок 3

Box-1 { transform: translateX(-10px); } .box-2 { transform: translateY(25%); } .box-3 { transform: translate(-10px, 25%); }

Демонстрация translate

2d skew

Последнее значение skew в группе transform используется для искажения элементов по горизонтальной оси, вертикальной оси или двум осям сразу. Синтаксис очень похож на значения scale и translate . Применение значения skewX деформирует элемент по горизонтальной оси, в то время как значение skewY деформирует элемент по вертикальной оси. Чтобы исказить элемент по двум осям, используется значение skew , сперва задаётся значение по оси х, затем через запятую значение по оси у.

Значение skew измеряется в градусах. Единицы длины, такие как пиксели или проценты, здесь не применимы.

Блок 1
Блок 2
Блок 3

Box-1 { transform: skewX(5deg); } .box-2 { transform: skewY(-20deg); } .box-3 { transform: skew(5deg, -20deg); }

Демонстрация skew

Комбинация трансформаций

Типично использовать несколько преобразований за раз, к примеру, поворот и масштабирование размера элемента одновременно. В этом случае несколько преобразований могут быть скомбинированы вместе. Для их объединения значения идут списком в свойстве transform один за другим без использования запятых.

Применение нескольких деклараций transform не будет работать, так как каждая декларация перезапишет всё над ним. Поведение в этом случае такое же, как если бы вы установили height для элемента несколько раз.

Блок 1
Блок 2

Box-1 { transform: rotate(25deg) scale(.75); } .box-2 { transform: skew(10deg, 20deg) translateX(20px); }

Демонстрация комбинации транформаций

За каждой трансформацией также стоит матрица, явно определяющая поведение transform . Использование значений rotate , scale , transition и skew обеспечивает простой путь задать эту матрицу. Тем не менее, если вы расположены к математике и предпочитаете глубже погрузиться в преобразования, попробуйте свои силы в использовании значения matrix .

Демонстрация двумерного куба

1
2
3

Cube { position: relative; } .side { height: 95px; position: absolute; width: 95px; } .top { background: #9acc53; transform: rotate(-45deg) skew(15deg, 15deg); } .left { background: #8ec63f; transform: rotate(15deg) skew(15deg, 15deg) translate(-50%, 100%); } .right { background: #80b239; transform: rotate(-15deg) skew(-15deg, -15deg) translate(50%, 100%); }

Точка трансформации

Как упоминалось ранее, по умолчанию точкой трансформации является центр элемента, 50% по горизонтали и 50% по вертикали. Чтобы изменить это положение, может быть использовано свойство transform-origin .

Свойство transform-origin может принимать одно или два значения. Когда задано только одно значение, то оно используется для горизонтальной и вертикальной осях. Если указаны два значения, то первое применяется для горизонтальной оси, а второе для вертикальной.

Отдельно значения похожи на позиционирование фонового изображения с помощью размера или ключевых слов. Таким образом, 0 0 аналогично значению top left , а 100% 100% то же самое, что и bottom right . Более конкретные значения также могут быть установлены, к примеру, 20px 50px задаст исходную точку элемента как 20 пикселей от края и 50 пикселей вниз.

Блок 1
Блок 2
Блок 3
Блок 4

Box-1 { transform: rotate(15deg); transform-origin: 0 0; } .box-2 { transform: scale(.5); transform-origin: 100% 100%; } .box-3 { transform: skewX(20deg); transform-origin: top left; } .box-4 { transform: scale(.75) translate(-10px, -10px); transform-origin: 20px 50px; }

Демонстрация transform-origin

Следует отметить, что свойство transform-origin в действительности порождает некоторые проблемы, когда одновременно применяется значение translate у трансформации. Так как они оба пытаются позиционировать элемент, их значения могут вступать в противоречие. Используйте их с осторожностью, лишний раз убедившись что получен желаемый результат.

Перспектива

Чтобы трёхмерные преобразования работали, элементы нуждаются в перспективе, относительно которой происходит трансформация. Перспектива для каждого элемента может быть представлена как точка схождения, подобно тому, что можно увидеть в трёхмерных чертежах.

Перспектива для элемента может быть задана двумя разными способами. Один из них включает в себя использование значения perspective в свойстве transform для отдельных элементов, а другой включает в себя использование свойства perspective для родительского элемента, внутри которого трансформируются дочерние элементы.

Использование значения perspective в свойстве transform прекрасно работает для преобразования одного элемента относительно единичной уникальной перспективы. Если вы желаете преобразовать группу элементов с одинаковой перспективой или точкой схода, то применяйте свойство perspective для их родительского элемента.

Приведённый ниже пример показывает несколько элементов, при трансформации которых используются отдельные перспективы в значении perspective .

Блок 1
Блок 2
Блок 3

Box { transform: perspective(200px) rotateX(45deg); }

Демонстрация значения perspective

В следующем примере показано несколько элементов рядом друг с другом, все преобразованы с использованием одной перспективы, добавленной с помощью свойства perspective к их прямому родительском элементу.

Блок 1
Блок 2
Блок 3

Group { perspective: 200px; } .box { transform: rotateX(45deg); }

Демонстрация свойства perspective

Глубина перспективы

В качестве значения перспективы может быть задано none или длина. Значение none отключает любую перспективу, в то время как значение длины установит глубину перспективы. Чем выше значение, тем дальше вид перспективы, создавая тем самым перспективу довольно низкой интенсивности и небольшое трёхмерное изменение. Низкое значение приближает вид перспективы, тем самым создавая перспективу высокой интенсивности и большое трёхмерное изменение.

Представьте что вы стоите в трёх метрах от трёхметрового куба и сравните его с тем же кубом, стоя в 300 метрах от него. На трёх метрах ваше расстоянии до куба такое же, что и размеры куба, поэтому сдвиг перспективы значительно больше, чем на расстоянии 300 метров, где размеры куба составляют лишь одну сотую вашего расстояния до куба. Те же самые размышления применяются к значениям глубины перспективы.

Box 1
Box 2

Box-1 { transform: perspective(100px) rotateX(45deg); } .box-2 { transform: perspective(1000px) rotateX(45deg); }

Демонстрация глубины перспективы

Начало перспективы

Как и в случае установки transform-origin вы можете также задать perspective-origin . Те же значения, используемые для свойства transform-origin , могут быть использованы в свойстве perspective-origin и оказывают такое же влияние на элемент. Есть большая разница между этими двумя подходами - точка трансформации определяет координаты, используемые для расчёта изменения трансформации, тогда как начало перспективы определяет координаты точки схода преобразования.

Блок 1
Блок 2
Блок 3

Original { perspective: 200px; } .box { transform: rotateX(45deg); } .original-1 { perspective-origin: 0 0; } .original-2 { perspective-origin: 75% 75%; } .original-3 { perspective-origin: 20px 40px; }

Демонстрация perspective-origin

Трёхмерная трансформация

Работая с двумерной трансформацией мы можем менять элементы по горизонтальной и вертикальной осям, однако есть и другая ось, вдоль которой мы можем трансформировать элементы. С помощью трёхмерных преобразований мы можем менять элементы по оси z, что даёт нам контроль глубины, а также длины и ширины.

3d rotate

До сих пор мы обсуждали, как повернуть объект по часовой или против часовой стрелки на плоской поверхности. С помощью трёхмерных преобразований мы можем вращать элемент вокруг любых осей. Для этого мы используем три новые значения, включая rotateX , rotateY н rotateZ .

Значение rotateX позволяет поворачивать элемент вокруг оси х, как будто он сгибается пополам по горизонтали. Значение rotateY позволяет поворачивать элемент вокруг оси у, как будто он сгибается пополам по вертикали. И, наконец, значение rotateZ позволяет вращать элемент вокруг оси z.

В случае общего значения rotate , описанного ранее, положительные значения поворачивают элемент вокруг его выделенной оси по часовой стрелке, а отрицательные значения поворачивают элемент против часовой стрелки.

Блок 1
Блок 2
Блок 3

Box-1 { transform: perspective(200px) rotateX(45deg); } .box-2 { transform: perspective(200px) rotateY(45deg); } .box-3 { transform: perspective(200px) rotateZ(45deg); }

Демонстрация 3d rotate

3d scale

При использовании scaleZ для трёхмерных преобразованиях элементы могут масштабироваться по оси z. Это не очень интересно, когда никаких других трёхмерных преобразований нет, так как нечего, в частности, и масштабировать. В демонстрации ниже масштаб элементов увеличивается и уменьшается по оси z, при этом добавляется значение rotateX , чтобы увидеть поведение scaleZ . При удалении rotateX элементы будут выглядеть не изменёнными.

Блок 1
Блок 2

Box-1 { transform: perspective(200px) scaleZ(1.75) rotateX(45deg); } .box-2 { transform: perspective(200px) scaleZ(.25) rotateX(45deg); }

Демонстрация 3d scale

3D translate

Элементы могут также передвигаться по оси z с помощью значения translateZ . Отрицательное значение будет толкать элемент дальше по оси z, что приводит к уменьшению элемента. Положительное значение будет тянуть элемент ближе по оси z, что приводит к увеличению элемента.

Хотя это может показаться очень похоже на двумерную трансформацию scale , на самом деле у них есть различия. Преобразование происходит по оси z, а не по осям х или у. При работе с трёхмерными преобразованиями возможность переместить элемент по оси z даёт серьёзные преимущества, как при построении куба в примере ниже.

Блок 1
Блок 2

Box-1 { transform: perspective(200px) translateZ(-50px); } .box-2 { transform: perspective(200px) translateZ(50px); }

Демонстрация 3d translate

3D skew

skew является единственной двумерной трансформацией, которая не может быть преобразована в трёхмерном масштабе. Элементы могут быть наклонены по осям х и у, затем преобразованы трёхмерно как хотелось бы, но они не могут быть наклонены по оси z.

Сокращённые трёхмерные трансформации

Как и в случае комбинаций двумерных преобразований, есть также значения для записи сокращённых трёхмерных преобразований. Эти значения включают rotate3d , scale3d , transition3d и matrix3d . Эти свойства требуют чуть больше математики, а также глубокого понимания матриц, стоящих за каждой трансформацией. Если вам интересно чуть глубже взглянуть на это, тогда вперёд!

transform-style

В некоторых случаях трёхмерные трансформации будут применяться к элементу, вложенному в родительский элемент, который в свою очередь также трансформируется. В этом случае вложенные преобразованные элементы не будут появляться в своём собственном трёхмерном пространстве. Чтобы позволить вложенным элементам трансформироваться в их собственной трёхмерной плоскости применяется свойство transform-style со значением preserve-3d .

Свойство transform-style должно быть добавлено к родительскому элементу, выше любых вложенных преобразований. Значение preserve-3d позволяет преобразованным дочерним элементам появляться в их собственной трёхмерной плоскости, в то время как значение flat заставляет преобразованные дочерние элементы лежать в двухмерной плоскости.

Блок 1
Блок 2

Rotate { transform: perspective(200px) rotateY(45deg); } .three-d { transform-style: preserve-3d; } .box { transform: rotateX(15deg) translateZ(20px); transform-origin: 0 0; }

Демонстрация transform-style

Чтобы увидеть дополнительный пример использования свойства transform-style в действии прочитайте объяснение WebKit.

backface-visibility

При работе с трёхмерными преобразованиями, элементы время от времени трансформируются таким образом, что их поверхность отворачивается от экрана. Это может быть вызвано установкой значения rotateY(180deg) , к примеру. По умолчанию эти элементы показываются с обратной стороны. Так что если вы не желаете видеть эти элементы вообще, установите свойство backface-visibility как hidden , и вы спрячете элемент всякий раз, когда он отворачивается от экрана.

Другим значением для backface-visibility является значение по умолчанию visible , оно всегда показывая элемент, независимо от того, в каком направлении он смотрит.

В демонстрации ниже обратите внимание, что второй блок не отображается, поскольку установлена запись backface-visibility: hidden . Свойство backface-visibility имеет более важное значение при использовании анимации.

Блок 1
Блок 2

Box-1 { transform: rotateY(180deg); } .box-2 { backface-visibility: hidden; transform: rotateY(180deg); }

Демонстрация backface-visibility

Демонстрация трёхмерного куба

1
2
3
4
5
6

Cube-container { height: 200px; perspective: 300; position: relative; width: 200px; } .cube { height: 100%; position: absolute; transform: translateZ(-100px); transform-style: preserve-3d; width: 100%; } .side { background: rgba(45, 179, 74, .3); border: 2px solid #2db34a; height: 196px; position: absolute; width: 196px; } .front { transform: translateZ(100px); } .back { transform: rotateX(180deg) translateZ(100px); } .left { transform: rotateY(-90deg) translateZ(100px); } .right { transform: rotateY(90deg) translateZ(100px); } .top { transform: rotateX(90deg) translateZ(100px); } .bottom { transform: rotateX(-90deg) translateZ(100px); }

Ресурсы и ссылки

  • Transform Property на CSS3 Files
  • Understanding the CSS Transforms Matrix на Dev.Opera
  • An Introduction to CSS 3-D Transforms на 24 Ways
  • Transform Function на Mozilla Developer Network