Что такое HTML5? Какие преимущества имеет HTML5? Что такое HTML5 – Различия Между HTML и HTML5

27.01.14 15.5K Введение

Я, разработчик ASP.NET MVC , недавно искал работу, и на собеседовании много вопросов из тех, что мне задавали, касались HTML5 и его особенностей.

Поэтому ниже приводятся 40 важных вопросов, которые помогут вам блеснуть знаниями по HTML5 .

Эти вопросы не являются ключом к успеху при поиске работы, но они, несомненно, помогут вам ориентироваться в теме.

Удачной охоты.

Какая связь между SGML, HTML, XML и XHTML?

SGML (Standard generalized markup language — стандартный обобщённый язык разметки) – это стандарт, который определяет разметку документа.

HTML – это язык разметки, который описывается с помощью SGML.

Итак, с помощью SGML было создано DTD (определение типа документа), на которое ссылается и которого должен придерживаться HTML. Поэтому вы всегда можете найти декларацию «DOCTYPE » в начале страницы HTML, которая определяет, какое DTD будет использовать браузер при разборе кода страницы.

Разбор кода по стандарту SGML был связан с определёнными трудностями, поэтому был создан XML, чтобы облегчить эту процедуру. XML использует SGML.

Например, в SGML вы должны использовать открывающие и закрывающие теги, тогда как в XML вы можете использовать самозакрывающиеся теги, которые закрываются автоматически (например, “” ).

XHML был создан из XML и использовался в HTML 4.0 . Поэтому, например, в HTML, основанном на SGML, тег
недопустим, а в XHTML он допускается. Вы можете использовать XML определение документа, как показано в следующем примере:


Вкратце, SGML стоит в основе всего. Старые версии HTML основаны на SGML, а HTML 4.0 использует XHTML, построенный на основе XML. Что такое HTML 5?

HTML 5 – это новый стандарт HTML, главной целью которого является предоставление любого контента без использования дополнительных плагинов, таких как Flash, Silverlight и т.д. Он содержит всё необходимое для отображения анимации, видео, богатого графического интерфейса и прочего.

HTML5 – это результат совместной работы World Wide Web Consortium (W3C) и Web Hypertext Application Technology Working Group (WHATWG).

В HTML 5 нам не нужно DTD. Почему?

HTML 5 не использует SGML или XHTML. Это полностью новая разработка, поэтому вам не нужно ссылаться на DTD. В HTML 5 вам нужно использовать следующую декларацию doctype, которая позволяет браузеру идентифицировать документ как HTML 5.

Если я не вставлю в документ , будет ли работать HTML 5?
Нет, браузер не сможет идентифицировать документ как HTML 5, и теги HTML 5 не будут работать корректно.

Какие браузеры поддерживают HTML 5?

Практически все браузеры, как Safari, Google Chrome, Firefox, Opera, Internet Explorer поддерживают HTML 5.

Как изменилась структура страницы при переходе с HTML 4 или предыдущих версий на HTML 5?

Обычно веб-страница содержит заголовки, подвал, навигацию, основной контент и боковой блок. Поэтому когда мы хотим представить эти блоки в HTML 4 с подходящим наименованием, мы, скорее всего, будем использовать теги DIV . Но в HTML 5 введены более понятные элементы для этих блоков, что позволило сделать код HTML более читаемым.


Ниже приведено описание этих элементов HTML 5 из разметки на рисунке:
  • : Представляет блок заголовка страницы;
  • : Подвал страницы;
  • : Навигационные элементы страницы;
  • : Основной контент страницы (статья);
  • : Используется внутри статьи, чтобы разделить статью на секции;
  • : Представляет боковой блок страницы.
Что такое элемент datalist в HTML 5?

Элемент datalist в HTML 5 помогает реализовать функцию автозаполнения в поле для ввода, как показано на рисунке ниже:


Ниже приведён код HTML для элемента DataList:

Какие новые элементы форм введены в HTML 5?

В HTML 5 введены десять новых важных элементов форм:

  • Color;
  • Date;
  • Datetime-local;
  • Email;
  • Time;
  • Range;
  • Telephone;
  • Number;
  • Search.

Давайте разберём эти элементы по порядку.

Если вы хотите отобразить диалоговое окно выбора цвета:


Если вы хотите отобразить диалоговое окно календаря:


Если вы хотите отобразить календарь с локальным временем:


Если вы хотите создать HTML поле для ввода с проверкой адреса электронной почты, можно задать тип поля «email »:


Для проверки URL-адреса используйте тип «url », как показано ниже:


Если вы хотите отобразить поле для ввода чисел в заданном диапазоне, используйте тип «number »:


Если вы хотите отобразить ползунок, используйте тип «range »:


Хотите сделать поле для поиска:

Хотите принимать только время:

Если вы хотите сделать поле для ввода номеров телефона:

Что такое элемент output в HTML 5?

Элемент output требуется, когда вы хотите отобразить сумму двух введённых чисел в виде текста.

Например, у вас есть два поля для ввода и вы хотите сложить числа из этих двух полей и отобразить их сумму в виде текста.

Ниже приведён пример использования элемента output в HTML 5:

+ =

Вы можете заменить «parseInt » на «valueAsNumber » для простоты. Также вы можете использовать атрибут «for» элемента output для повышения читаемости.

Что такое SVG?

SVG означает scalable vector graphics (масштабируемая векторная графика). Это текстовой язык графики, с помощью которого можно рисовать изображения в виде текста, линий, точек и т.п., что позволяет создавать лёгкие и быстро обрабатываемые браузером изображения.

Можно ли сделать простое SVG изображение, используя HTML 5?

Допустим, мы хотим отобразить простую линию, как показано на рисунке ниже, используя HTML 5 и SVG:


Ниже приведён код HTML 5. Вы можете видеть тэг SVG, который заключает в себя тэг line , отображающий линию:

Что такое канва в HTML 5?

Канва – это область HTML документа, в которой вы можете рисовать.

Итак, как же нарисовать простую линию при помощи канвы?

  • Определите область канвы;
  • Получите доступ к контексту канвы;
  • Нарисуйте изображение.
Определение области канвы

Чтобы определить область канвы, вам потребуется следующий HTML код. Он определяет область, в которой вы можете рисовать:

Получение доступа к области канвы

Прежде чем приступить к рисованию в области канвы, нужно получить ссылку на контекст канвы. Ниже приведён код, позволяющий это сделать:

var c=document.getElementById("mycanvas"); var ctx=c.getContext("2d");

Рисование изображения

Теперь, когда у вас есть доступ к контексту объекта, можно начинать рисовать по канве. Поэтому сначала вызываем метод «move » и начинаем с точки 10, 10, используем метод «line », чтобы нарисовать линию, и, наконец, применяем к ней штриховку:

ctx.moveTo(10,10); ctx.lineTo(200,100); ctx.stroke();

Ниже приведён полный код:

function DrawMe() { var c=document.getElementById("mycanvas"); var ctx=c.getContext("2d"); ctx.moveTo(10,10); ctx.lineTo(200,100); ctx.stroke(); }

Вы должны получить результат, как на следующем рисунке:

В чём разница между канвой и SVG?

Замечание : Если вы посмотрите на предыдущие два вопроса, то поймёте, что и канва, и SVG применяются для отображения графики в браузере. Поэтому задавая этот вопрос, интервьюер хочет узнать, когда вы будете использовать то или другое .

SVG Канва
SVG действует по принципу «нарисовал и запомнил ». Другими словами любая фигура, нарисованная с помощью SVG, запоминается, допускает манипуляции над собой, и браузер может нарисовать её снова. Канва действует по принципу «нарисовал и забыл ». После того, как что-то нарисовано, вы не можете получить доступ к этому изображению и манипулировать им.
SVG подходит для создания графики такой, как в программах CAD, где пользователь может манипулировать однажды нарисованным изображением. Канва хороша для сценариев «нарисовал и забыл », таких как анимация и игры.
Медленный формат, т.к. ему требуется запоминать координаты для будущих манипуляций. Более быстрый формат, т.к. нет надобности запоминать что-либо.
Мы можем создать обработчик событий, связанный с нарисованным объектом. В этом случае мы не можем привязать обработчик событий к объектам рисунка, т.к. у нас нет ссылки на них.
Не зависит от разрешения. Зависит от разрешения.
Как нарисовать прямоугольник, используя элементы Canvas и SVG в HTML 5?

HTML 5 код прямоугольника с помощью SVG

HTML 5 код прямоугольника с помощью канвы:

var c=document.getElementById("myCanvas"); var ctx=c.getContext("2d"); ctx.rect(20,20,150,100); ctx.stroke();

HTML 5 код круга с помощью SV:

HTML 5 код круга с помощью канвы:

var canvas = document.getElementById("myCanvas"); var context = canvas.getContext("2d"); var centerX = canvas.width / 2; var centerY = canvas.height / 2; var radius = 70; context.beginPath(); context.arc(centerX, centerY, radius, 0, 2 * Math.PI, false); context.fillStyle = "green"; context.fill(); context.lineWidth = 5; context.strokeStyle = "#003300"; context.stroke();

Манипуляции с нарисованным изображением в SVG:

var timerFunction = setInterval(DrawMe, 20); alert("ddd"); function DrawMe() { var circle = document.getElementById("circle1"); var x = circle.getAttribute("cx"); var newX = 2 + parseInt(x); if(newX > 500) { newX = 20; } circle.setAttribute("cx", newX); }

Что такое селекторы в CSS?

Селекторы помогают выбрать элемент, к которому вы хотите применить стиль. В качестве примера ниже приведён простой стиль «intro», который применяет красный цвет фона к HTML элементу:

.intro { background-color: red; }

Чтобы применить стиль «intro » к элементу div, мы можем использовать атрибут «class », как показано в следующем блоке кода:

My name is Shivprasad koirala.

I write interview questions.

Как можно применить стиль CSS, используя значение ID?

Допустим, у вас есть HTML тэг параграфа с id «mytext », как показано в следующем примере:

Это вопросы по HTML, которые могут задать на собеседовании.

Вы можете создать стиль, используя селектор «# » и значением свойства «id », чтобы применить стили CSS к соответствующему тэгу параграфа. Поэтому, чтобы применить стиль к элементу «mytext » мы можем использовать селектор «#mytext », как показано ниже:

#mytext { background-color: yellow; }

Коротко рассмотрим некоторые важные селекторы

Установка жёлтого фона для всех параграфов и заголовков h1 :

p,h1 { background-color:yellow; }

Установка жёлтого фона для всех параграфов внутри элемента div :

div p { background-color: yellow; }

Установка жёлтого фона для всех параграфов, следующих за элементом div :

div+p { background-color: yellow; }

Установка жёлтого фона для всех элементов с атрибутом «target »:

a { background-color: yellow; } ASP.NET interview questions c# interview questions .NET interview questions with answers

Установка жёлтого фона полей для ввода при получении ими фокуса:

input:focus { background-color: yellow; }

Установка стиля гиперссылок, в зависимости от их статуса:

a:link {color: green;} a:visited {color: green;} a:hover {color: red;} a:active {color: yellow;}

Как использовать разбивку контента по колонкам в CSS?

Разбивка по колонкам в CSS помогает вам разделить ваш текст на вертикальные колонки.

Например, посмотрите на статью из журнала на рисунке ниже, представляющую собой большой текст, который нужно разбить на три колонки с границей между ними.

Здесь нам на помощь придёт разбивка по колонкам HTML 5.


Чтобы реализовать разбивку по колонкам, вам потребуется определить следующее:

На сколько колонок требуется разбить текст?

Для определения количества колонок используется свойство column-count . Префиксы «webkit » и «moz » необходимы для браузеров Chrome и Firefox соответственно.

Moz-column-count:3; /* Firefox */ -webkit-column-count:3; /* Safari и Chrome */ column-count:3;

Какой промежуток сделать между колонками?

Moz-column-gap:40px; /* Firefox */ -webkit-column-gap:40px; /* Safari и Chrome */ column-gap:20px;

Хотите ли вы нарисовать линию между колонками, и если да, какой толщины?

Moz-column-rule:4px outset #ff00ff; /* Firefox */ -webkit-column-rule:4px outset #ff00ff; /* Safari и Chrome */ column-rule:6px outset #ff00ff;

Ниже приведён полный код примера:

.magazine { -moz-column-count:3; /* Firefox */ -webkit-column-count:3; /* Safari and Chrome */ column-count:3; -moz-column-gap:40px; /* Firefox */ -webkit-column-gap:40px; /* Safari and Chrome */ column-gap:20px; -moz-column-rule:4px outset #ff00ff; /* Firefox */ -webkit-column-rule:4px outset #ff00ff; /* Safari and Chrome */ column-rule:6px outset #ff00ff; }

Затем вы можете применить этот стиль к тексту, используя атрибут «class »:

Здесь следует ваш текст, который вы хотите разбить на 3 колонки:

Расскажите о блочной модели CSS

Блочная модель CSS – это прямоугольное пространство вокруг элемента HTML, в котором определяются границы, поля и отступы.

Границы – определяют максимальную область, в которой будет содержаться элемент. Мы можем сделать границу видимой, невидимой, определить высоту и ширину элемента и т.п. Поля – определяют расстояния между границами и элементом.

Отступы – определяют расстояния между границами и соседними элементами.


В качестве примера, ниже приведён простой CSS код, который определяет блок и значения границ, полей и отступов:

Поэтому, если мы применим этот код CSS к элементу div, приведённому в следующем блоке кода, результат будет такой, как показано на рисунке ниже. Я добавил элементы «Some text » и «Some other text », чтобы продемонстрировать свойство «margin » (отступ).

Some text Some other text

Расскажите о некоторых текстовых эффектах в CSS 3

Здесь интервьюер ожидает от вас рассказа об одном из двух эффектов, появившихся в CSS 3.

Ниже приведены оба эффекта:

Эффект тени текста

Specialtext { text-shadow: 5px 5px 5px #FF0000; }


Эффект разрыва слов:

.breakword { word-wrap: break-word; }

Что такое web workers и зачем они нужны?

Рассмотрим следующий «тяжёлый » цикл for , который выполняется миллиард раз:

function SomeHeavyFunction() { for (i = 0; i < 1000000000; i++) { x = i + x; } }

Допустим, этот код исполняется при нажатии на кнопку HTML формы. Исполнение этой функции синхронное. Другими словами браузер будет ждать окончания цикла.

В итоге это может привести к зависанию браузера и сообщению об ошибке, как показано на рисунке ниже:


Поэтому если бы мы могли поместить этот тяжёлый цикл в файл JavaScript и запустить его асинхронно, тогда браузеру не пришлось бы ждать его завершения, и мы бы получили более отзывчивое приложение.

Для этого и предназначена технология web workers , позволяющая исполнять файлы JavaScript асинхронно.

Какие ограничения накладываются на поток Web Worker?

Потоки web worker не могут изменять HTML элементы, глобальные переменные и некоторые свойства окон, такие как window.location . Вы можете использовать типы данных javascript, вызовы XMLHttpRequest и прочее.

Так как же создать поток web worker в JavaScript?

Чтобы создать поток web worker, мы должны передать имя файла JavaScript в конструктор Worker.

var worker = new Worker("MyHeavyProcess.js");

Чтобы отправить сообщение объекту web worker , можно использовать метод «postMessage », как в приведённом ниже коде:

worker.postMessage();

Когда web worker посылает сообщение, мы можем получить его на вызывающей стороне с помощью события «onmessage».

worker.onmessage = function (e) { document.getElementById("txt1").value = e.data; };


Тяжёлый цикл помещён в javascript файл «MyHeavyProcess.js », ниже приведён его код.

Когда этот код пожелает отправить сообщение, он использует метод «postMessage », а любое сообщение, полученное от вызывающей стороны, получается при помощи события «onmessage »:

var x =0 self.onmessage = function (e) { for (i = 0; i < 1000000000; i++) { x = i + x; } self.postMessage(x); };

Как уничтожить объект web worker? Зачем в HTML 5 введены события server-sent?

Одной из наиболее частых потребностей в сетевом мире является получение обновлений с сервера. Например, в приложении, отображающем биржевые сводки, браузер должен регулярно получать последние котировки с сервера.


Поэтому, чтобы реализовать этот тип запросов, разработчики обычно пишут некоторый pull-код, который отправляет запросы на сервер и получает оттуда данные через определённые интервалы времени. Это хорошее решение, но оно забивает сеть множеством запросов, а также добавляет нагрузку на сервер.

Поэтому вместо pull-запросов было бы здорово иметь какое-нибудь push-решение. Проще говоря, когда сервер получает обновление, он рассылает его браузерам клиентов. Это может быть достигнуто с помощью «SERVER-SENT СОБЫТИЙ ».

Сначала браузер должен связаться с источником на сервере, который будет посылать обновления. Допустим, у нас есть страница «stock.aspx », которая рассылает обновления котировок.

Чтобы связаться со страницей, мы должны использовать привязку к объекту источника события, как показано в коде ниже:

var source = new EventSource("stock.aspx");

Нам также потребуется привязать функцию, которая будет получать сообщения, когда сервер будет рассылать обновления. Для этого нам нужно привязать функцию к событию «onmessage », как показано в следующем коде:

source.onmessage = function (event) { document.getElementById("result").innerHTML += event.data + "
"; };

Наконец, со стороны сервера нам нужно рассылать события. Ниже приведён список важных событий, с командами, которые должны рассылаться со стороны сервера.

Например, если мы хотим отправить данные, ниже приведён код ASP.NET , чтобы сделать это. Пожалуйста, обратите внимание, что заголовок «ContentType » установлен в «text/event-stream »:

Response.ContentType="text/event-stream"; Response.Expires=-1; Response.Write("data: " + DateTime.Now.ToString()); Response.Flush();

Чтобы попросить клиент повторить запрос через 10 секунд.

Response.Write("retry: 10000");

Если вы хотите привязать обработчик события на стороне клиента, используйте метод «addEventListener », как показано ниже.

source.addEventListener("message", function(e) { console.log(e.data); }, false);

Следующее сообщение сервера вызовет javascript функцию «message »:

event: message data: hello

Расскажите о концепции локального хранилища в HTML 5

Часто нам нужно хранить информацию о пользователе на его локальном компьютере. Допустим, пользователь наполовину заполнил большую форму, и неожиданно пропадает интернет соединение.

Поэтому хорошо было бы хранить эту информацию локально у пользователя, а когда интернет соединение восстановится, пользователь использовал бы её и отправил на сервер.

Современные браузеры имеют хранилище, называемое «Локальным хранилищем » («Local storage »), где вы можете хранить эту информацию.

Как мы можем добавлять и удалять данные из локального хранилища?

Данные добавляются и удаляются из локального хранилища с помощью пары «ключ-значение ». Ниже приведён пример кода добавления страны «India » с ключом «Key001 »:

localStorage.setItem(“Key001”,”India”);

Получить данные из локального хранилища можно с помощью метода «getItem », передав ему значение ключа:

var country = localStorage.getItem(“Key001”);

Также вы можете хранить объекты JavaScript, как показано ниже:

var country = {}; country.name = “India”; country.code = “I001”; localStorage.setItem(“I001”, country); var country1 = localStorage.getItem(“I001”);

Если вы хотите хранить данные в формате JSON, вы можете использовать функцию «JSON.stringify »:

localStorage.setItem(“I001”,JSON.stringify(country));

Какой срок жизни у локального хранилища?

Локальное хранилище не имеет срока жизни. Данные будут храниться до тех пор, пока пользователь не удалит их из своего браузера, либо вы не удалите их, используя код JavaScript.

В чём разница между локальным хранилищем и cookies?
Cookies Локальное хранилище
Сторона клиента / Сторона сервера Данные доступны как на стороне клиента, так и на стороне сервера. Cookies пересылаются на сервер при каждом запросе Данные доступны только на стороне браузера клиента. Сервер не может получить доступ к данным локального хранилища до тех пор, пока они не отправлены на сервер методом POST или GET
Размер 4095 байт для каждой cookie 5 Мб для каждого домена
Срок хранения Cookies имеют срок хранения. После истечения этого срока, cookie удаляются Срока хранения не существует. Данные будут храниться до тех пор, пока пользователь не удалит их из своего браузера, либо вы не удалите их, используя код JavaScript
Что такое хранилище сессии и как его создать?

Хранилище сессии похоже на локальное хранилище, но данные действительны на протяжении сессии. Проще говоря, данные удаляются, как только вы закрываете браузер.

Чтобы создать хранилище сессии, вам нужно использовать конструкцию «sessionStorage.имяпеременной». В следующем коде мы создаём переменную «clickcount ».

Если вы обновите страницу в браузере, счётчик увеличится. Но если вы закроете браузер и откроете его снова, переменная «clickcount » снова установится в ноль:

if(sessionStorage.clickcount) { sessionStorage.clickcount=Number(sessionStorage.clickcount)+1; } else { sessionStorage.clickcount = 0; }

В чём разница между хранилищем сессии и локальным хранилищем?

Данные в локальном хранилище сохраняются навсегда, а в хранилище сессии только на период работы браузера. Как только браузер закрывается, данные из хранилища сессии теряются.

Что такое WebSQL?

WebSQL – это реляционная база данных, работающая на стороне браузера клиента. Внутри браузера есть реляционная СУБД, в которой вы можете выполнять SQL запросы.

Является ли WebSQL частью спецификации HTML 5?

Нет. Многие относят его к HTML 5, но WebSQL не является частью спецификации HTML 5. Спецификация основана на SQLite.

Так как же можно использовать WebSQL?

Для начала нам нужно открыть базу данных, с помощью функции «openDatabase », как показано ниже. Первый аргумент – это имя базы данных, далее версия, простое текстовое название и размер базы данных.

var db=openDatabase("dbCustomer","1.0","Customer app’, 2 * 1024 * 1024);

Выполнять запросы можно с помощью функции «transaction », вызывая внутри неё метод «executeSql »:

db.transaction(function (tx) { tx.executeSql("CREATE TABLE IF NOT EXISTS tblCust(id unique, customername)"); tx.executeSql("INSERT INTO tblcust (id, customername) VALUES(1, "shiv")"); tx.executeSql("INSERT INTO tblcust (id, customername) VALUES (2, "raju")"); }

В случае если вы выполняете запрос «select », вы получаете данные в коллекцию «results », которую можно обходить и отображать результаты на странице:

db.transaction(function (tx) { tx.executeSql("SELECT * FROM tblcust", , function (tx, results) { for (i = 0; i < len; i++) { msg = "

" + results.rows.item(i).log + "

"; document.querySelector("#customer).innerHTML += msg; } }, null); });

Что такое кэш приложения в HTML5?

Одной из наиболее востребованных функций для конечного пользователя является работа в автономном режиме. Другими словами, если соединение с интернетом недоступно, страница должна возвращаться из кэша браузера, и кэш приложения поможет вам в этом.

Кэш приложения помогает вам определить, какие файлы должны быть кэшированы, а какие нет.

Так как же нам реализовать кэш приложения в HTML 5?

Нам необходимо создать файл «манифеста ». Файл «манифеста » помогает вам определить, как должно работать кэширование. Ниже приведена структура файла «манифеста »:

CACHE MANIFEST # version 1.0 CACHE: Login.aspx

  • Все файлы «манифеста» начинаются со строки CACHE MANIFEST;
  • # (хэш тэг) помогает указать версию файла кэша;
  • Команда CACHE определяет, какие файлы должны быть кэшированы;
  • Заголовок «ContentType» файла должен быть «text/cache-manifest».

Ниже приведён манифест кэша, выведенный с помощью ASP.NET C#:

Response.ContentType = "text/cache-manifest"; Response.Write("CACHE MANIFEST n"); Response.Write("# 2012-02-21 v1.0.0 n"); Response.Write("CACHE: n"); Response.Write("Login.aspx n"); Response.Flush(); Response.End();

После того, как манифест кэша создан, следующий этап – указать ссылку на файл манифеста на странице HTML, как показано ниже:

Когда эта страница открывается впервые, она добавляется в кэш приложения браузера и в случае потери связи с сервером, страница возвращается из кэша приложения.

Как обновить кэш приложения браузера?

Кэш приложения обновляется при смене номера версии, указанного после тэга «# », как показано в следующем коде:

CACHE MANIFEST # version 2.0(new) CACHE: Login.aspx Aboutus.aspx NETWORK: Pages.aspx

Что такое fallback в кэше приложения?

Команда fallback в кэше приложения помогает вам указать файл, который должен быть отображён, когда сервер недоступен.

Например, в манифесте, приведённом ниже, мы говорим, что если кто-то заходит в «/home», когда сервер недоступен, то должна быть возвращена страница «homeoffline.html »:

FALLBACK: /home/ /homeoffline.html

Что такое network в кэше приложения?

Команда network определяет файлы, которые не должны быть кэшированы. Например, приведённый ниже код говорит, что страница «home.aspx» никогда не должна кэшироваться, и не должна быть доступна в автономном режиме:

NETWORK: home.aspx

Данная публикация представляет собой перевод статьи «40 important HTML 5 Interview questions with answers » , подготовленной дружной командой проекта

Хорошо Плохо

Перевод: Влад Мержевич

1. Это не одна большая вещь

Вы можете спросить: «Как я могу использовать HTML5, если старые браузеры его не поддерживают?». На самом деле этот вопрос ошибочен. HTML5 не одна большая вещь, это набор разных возможностей. Вы не можете написать «поддерживается HTML5», потому что это противоречит здравому смыслу, но можете определить поддержку некоторых технологий HTML 5, таких как рисование, видео и геолокация.

Вы можете думать об HTML как о тегах и угловых скобках. Это конечно важная часть, но не вся. Спецификация HTML5 также устанавливает, как эти угловые скобки взаимодействуют с JavaScript посредством объектной модели документа (Document Object Model, DOM). HTML5 не просто определяет тег , он также сообщает DOM обо всех видео-объектах. Вы можете использовать интерфейс прикладного программирования (API) для поддержки разных видеоформатов, проигрывания ролика, его остановки, отключения звука, отслеживания загрузки файла и многого другого построенного на взаимодействии пользователя и тега .

2. Вам не надо откидывать имеющееся

Нравится вам это или нет, но вы не сможете отрицать, что HTML4 это наиболее удачный формат разметки. HTML5 основывается на этой удаче, поэтому вам не придется выкидывать имеющуюся разметку и переучиваться. Если ваше веб-приложение сегодня работает в HTML4, оно также будет работать в HTML5 и точка.

Вот конкретный пример: HTML5 поддерживает все элементы форм, что и HTML4, а также включает новые элементы. Некоторые из них, вроде ползунков и выбора даты, напрашивались давно, другие не столь очевидны. К примеру, поле для ввода адреса электронной почты это рядовое текстовое поле, но современные браузеры для этого поля позволяют упростить набор адреса. Старые браузеры не поддерживают input type="email" , поэтому покажут обычное текстовое поле, и формы будут работать с ним без всяких дополнительных ухищрений. Это позволяет вам уже сегодня улучшить свои формы, даже если некоторые пользователи до сих пор привязаны к IE6.

3. Легко начать

«Обновление» до HTML5 можно сделать простым изменением доктайпа. Элемент должен всегда располагаться в первой строке кода любой веб-страницы. Предыдущая версия HTML определяла несколько вариантов доктайпа и выбор правильного был делом нелегким. В HTML5 есть только один доктайп:

Смена доктайпа не разрушает существующую верстку, потому что все теги, определенные в HTML4 также поддерживаются и в HTML5. Ко всему прочему, вы можете использовать, и корректно, новые семантические элементы вроде , , и .

4. Это уже работает

Если вы желаете сделать рисунок, проигрывать видео, улучшить функциональность форм или построить оффлайновое веб-приложение, то обнаружите, что HTML5 прекрасно поддерживается браузерами. Firefox, Safari, Chrome и мобильные браузеры работают с тегом , видео, геолокацией, локальным хранилищем и др. Google понимает аннотацию микроданных. Даже Майкрософт, который обычно тащится в хвосте стандартов, поддерживает основные возможности HTML5 в своем браузере Internet Explorer 9.

Все разделы этой книги содержат таблицу совместимости популярных браузеров. Гораздо важнее, что включено обсуждение вариантов для поддержки старых браузеров. Такие технологии HTML5 как геолокация и видео были реализованы с помощью плагинов вроде Gears или Flash. Другие возможности, вроде рисования, могут быть эмулированы через JavaScript. Эта книга рассказывает, как использовать встроенные функции современных браузеров без отбрасывания старых версий.

5. Он уже здесь

Тим Бернерс-Ли изобрел всемирную паутину в начале девяностых. Позже он основал W3C для поддержки веб-стандартов, организацию с более чем пятнадцатилетней историей. Вот что объявил W3C о будущем веб-стандартов в июле 2009:

Сегодня руководство заявило, что когда устав Рабочей Группы XHTML 2 завершится в конце 2009 года, он не будет продлен. Это сделано для повышения ресурсов рабочей группы по HTML. W3C надеется, что это ускорит продвижение HTML5 и разъясняет позицию W3C относительно будущего HTML.

HTML5 уже здесь. Давайте погрузимся в него.

В последние несколько лет ведется активная разработка HTML5. Инновационный язык разметки гипертекста должен разом решить все проблемы и вопросы, связанные с проектированием и разработкой веб-сайтов.

Правда, до последнего момента так и не было заявлено о завершении работ и достижении успешного результата. Чтобы лучше понять, что такое HTML5, полезно обратиться к истории и проанализировать результаты предыдущих этапов поиска идеального кода. Несмотря на незаконченность работы, все больше появляется HTML5-сайтов.

HTML1 и HTML2

Первые версии были очень несовершенны, да к тому же не стандартизированы. Каждый дизайнер писал код, как ему казалось лучше. Поэтому сайты часто неадекватно отражались в разного типа браузерах. Поэтому от этих языков очень быстро отказались.

HTML3.0

Третья версия уже приобрела некий единообразный формат и позволяла делать сайты приличного качества. Однако были и серьезнейшие проблемы. Например, в HTML3 все форматирование и выравнивание делалось в рамках самого кода станицы.

На странице размещалась и графика и скрипты. Это сильно увеличивало вес веб-страниц и серьезно замедляло загрузку сайта. Постепенно представление о качественном сайте существенно расширилось. Потребовалась гораздо большая интерактивность и медийные возможности. Пользователи интернета стали гораздо более взыскательными к возможностям веб-проекта.

HTML4.1

Считается самым совершенным вариантом. Все внутреннее форматирование было вынесено в каскадные таблицы стилей, работающие по принципу стилей в MS Word. Кроме того, сами таблицы было принято выносить за пределы страниц и размещать в отдельных директориях. Введение в действие CSS привело к достижению соответствия внешнего вида страницы в браузере задумкам веб-мастера.

Отдельно стали располагаться графические и программные элементы. Все это привело к значительному снижению веса кода и ускорению работы сайтов. Людям такая ситуация понравилась и до сегодняшнего дня большая часть сайтов сделана именно на HTML4.1.

XHTML и DHTML

Довольно сомнительные попытки сделать сайты более стандартными и динамичными. Сложности кодирования и чрезмерная строгость языка не способствовали широкому распространению этих версий.

Истоки появления HTML5

Появились мобильные компьютеры, экраны стали сенсорными. При этом каждый производитель устанавливает на своих девайсах операционную систему собственной разработки. Пользователи привыкли пользоваться компьютерами не просто как электронной пишущей машинкой, а как многофункциональными медиа-развлекательными центрами. Общение по видеотелефонии через интернет стало массовым явлением.

Поэтому от нового кода требовались современные условия.

  • Обеспечить кроссплатформенность, одинаковость отображения во всех типах браузеров.
  • Сайт должен быть одинаково хорошо читаем в десктопах, смартфонах и планшетах любых производителей.
  • Приспособленность к сенсорному управлению для мобильных компьютеров.
  • Способность воспроизводить видео без помощи Flash–плейера. Многие планшеты вообще не поддерживают эту технологию.
  • Возможность открывать документы разных форматов без дополнительных приложений, которые необходимо устанавливать на компьютер.
  • Повысить быстродействие сайтов. Что особенно важно для мобильного интернета, который обеспечивает меньшую скорость.
  • Сделать сайты динамичными и интерактивными. Современный пользователь желает общаться с интернет-ресурсом почти как с человеком.
  • Короче говоря – HTML5 должен удовлетворить самые изысканные вкусы пользователей и позволить разработчикам легко и просто делать великолепные веб-сайты.

    Насколько успешно идут работы по созданию самого совершенного и стандартного языка гипертекста? Такие сайты действительно многое могут. Если у вас нет Flash-плейера, сайт сам это понимает и предлагает просматривать видео и слушать музыку с помощью своих возможностей.

    HTML5–сайты на самом деле стали очень шустрыми. Что касается динамических возможностей и интерактивности, большинство пользователей интернета привыкли пользоваться всеми этими прекрасными вещами уже на подсознательном уровне.

    Люди просто пользуются удобствами современных технологий, не вспоминая, что так было далеко не всегда. Вполне возможно, что затянувшаяся разработка HTML5 так никогда и не закончится.

    Интернет и компьютеры так быстро совершенствуются, что достаточно тяжело предвидеть будущее. Возможно, появятся такие возможности компьютеров, о которых сегодня никто и не подозревает. Сегодня голосовой набор текста представляется почти чудом, а ведь специалисты прогнозируют, что буквально через пять лет никто не будет пользоваться клавиатурой и мышью. Возможно, компьютеры научатся читать мысли человека и понимать его желания.

    Откуда взялся HTML5?
    Я не буду вдаваться глубоко в историю HTML и HTML5 - это тема для отдельного большого рассказа, но суть вопроса вот в чем.
    Сама история HTML имеет весьма давние корни, начиная с языка GML (Generalized Markup Language), родившегося в недрах IBM в конце 60х годов, продолжая стандартизированным в первой половине 80х языком SGML (Standard Generalized Markup Language) и переходя непосредственно к работам в начале 90х, которые и вылились в первые наброски HyperText и HTML и первую официальную стандартную версию HTML 2.0 в 1995 г.

    Примерно тогда же началась активная работа над следующей версией HTML, ярко выразившая себя целой плеядой новых документов и предложений, добавляющих в стандарт все новые и новые возможности:

    В конце-концов уже в течение года эта активность дала дорогу HTML 3.2, довольно быстро перешедшему в состояние официальной рекомендации W3C.
    Появлялись новые идеи, стандарт продолжал усложняться и в 1997 г. был выработан и утвержден HTML 4.0, спустя 2 года обновившийся до ревизии HTML 4.01.
    Это последняя полностью утвержденная версия HTML, которой мы продолжаем активно пользоваться и на базе которой построены практически все страницы современного интернета. Это был 1999 год и это было более 11 лет назад.

    Волнующий многих вопрос: а что же дальше? А дальше нужно вернуться на несколько лет назад - в 1996 г., когда появился первый черновик нового языка разметки - знакомый сегодня всем разработчикам язык XML (eXtensible Markup Language), довольно быстро (по сегодняшним меркам) стандартизированный и нашедший огромное применение во множестве сфер благодаря своей универсальности и формализму, крайне удобному при машинной обработки данных.
    Не оказался неподвластным влиянию XML и наш любимый HTML, что, как вы уже догадались, вылилось в XML-версию HTML, известную как XHTML. В новом статусе язык обретает новые возможности, получает модульность и… развитие самого языка разметки практически прекращается.
    Не менее интересен и браузерный фон происходящих событий - наступает царство IE5.5 и далее IE6, рынок практически остается без серьезной конкуренции, традиционно являющейся ключевым элементом устойчивого развития.
    Фокус W3C тем временем смещается в новые области, особенно завязанные на развитие и использование XML - от языков разметки специализированных данных до языков обработки XML.

    С возвратом конкуренции в середине 2000х и накоплением довольно большого опыта в работе с XML в W3C появляется новый проект - XHTML 2.0, на практике явивший собой несовместимую со старыми версию языка для разметки веб-страниц - хотя и со множеством новых идей, но преимущественно в силу обозначенного недостатка, не принятый активно в сообществе.
    В конечном счете в 2009 работа над XHTML 2.0 была заморожена, а в конце 2010 перестала работать и соответствующая рабочая группа.
    Параллельно со всем этим процессом шла активная работа по разработке новой версии HTML, совместимой с HTML 4.01. Начиная с новой версии веб-форм WebForms 2.0, разрабатываемой Яном Хиксоном (Ian Hickson) и внесенной в 2005 г. на рассмотрение в W3C, годом позже формально принятой в качестве черновика, - и переходя к новым возможностям для создания веб-приложений Web Applications 1.0. Вместе оба документа вылились в черновик стандарта HTML5, в начале 2008 г. внесенный на рассмотрение в W3C.
    (Надо отметить, что работа над стандартом изначально велась в рамках рабочей группы WHATWG и впоследствии проходила и сегодня проходит в параллельном режиме в W3C и WHATWG. Группы имеют несколько разные подходы к работе, но обе версии стандарта синхронизируются между собой и у них также общий редактор - Ян Хиксон.)

    На сегодня HTML5 находится в стадии Last Call Working Draft и в целом уже устоялся и находит активную поддержку как среди производителей браузеров, так и в сообществе разработчиков.
    Спецификация HTML5 значительна по объему - она в три раза больше описания HTML 4.01. Но пусть вас не смущает размер: значительная часть спецификации адресована разработчикам браузеров и нацелена на обеспечение совместимости реализаций HTML5, выполненных различными производителями.

    Новая спецификация HTML несет в себе множество интересных изменений, сильно отличающихся по своему масштабу: от тонкостей смысла уже существующих элементов до принципиально новых возможностей.

    Ну хорошо, сегодня у нас есть HTML5, что с того? Зачем он взялся и зачем он нужен?
    Что происходило, пока HTML спал?
    Если кратко, то весь фоновый (хотя какой он фоновый? он как раз самый что ни на есть активный!) мной уже описан в одном из предыдущих постов с вот этой картинкой:

    Фактически, пока спал HTML и спали или подремывали сопутствующие технологии (главным образом, CSS и javascript), интернет продолжал активно развиваться, требовал новых возможностей и находил способы их воплощения.

    Подумайте, в рамках стандартного четвертого HTML и тогда еще не окончательно принятого CSS 2.1 и предыдущего стандарта javascript - ECMAScript 3, вооруженные мощностью плагинов (прежде всего, Flash и позднее Silverlight), веб-разработчики совершили целую революцию в интернете:

    • Насыщенные интернет-приложения (RIA) и вообще веб-приложения, работающие целиком в браузере
    • Асинхронное взаимодействие (AJAX - хотя технология XMLHTTPRequest, лежащая в его основе появилась еще в IE 5.5, но только с 2004 этот подход начал активное шествие по вебу)
    • Web 2.0, социальные сети
    • Онлайновое видео и аудио в браузере, живой стриминг
    • Общение через веб-камеру и микрофон прямо в браузере
    • Расцвет мобильного веба и специфических возможностей вроде геолокации
    • Драматическое ускорение javascript (за последние несколько лет это увеличение на порядок)

    И многое чего еще - и не забываем, что компьютерная техника также сильно обновилась, включая появление возможности аппаратного ускорения за счет ресурсов видео-карты и приход многоядерных процессов даже в небольших нетбуках.
    Веб изменился. А HTML все спал и спал:) Тут самое время сказать: дождались!


    Если вы читаете этот пост, вы наверняка уже много слышали про HTML5. А то и вовсе вам уже приелось слышать из всех углов истории про HTML5 и увлекательные рассказы разработчиков браузеров про всеобщую любовь к HTML5?
    И ведь сегодня действительно очень многие воодушевлены приходом HTML5. И это не просто слова, радостный маркетинг или восторженная истерия на пустом месте (без них, конечно, тоже не обходится). За HTML5 и правда стоит ряд принципиальных нововведений, подчеркивающих и направляющих дальнейшее развитие веб-стандартов.

    Давайте уже к сути?
    Почему HTML5 - это мега-мега-круто?
    (Это тонкий момент, на котором я не буду останавливаться подробно в этой статье, но будьте уверены - расширения браузеров в виде плагинов еще рано списывать со счетов и во многих сценариях их возможности на несколько лет впереди того, что сегодня может предложить семейство HTML5.)
    HTML5, на мой взгляд, дает три основных преимущества на концептуальном уровне, которые важно понимать прежде, чем мы перейдем к деталям:
    1. Нативная поддержка. Браузеры, поддерживающие HTML5 (а на сегодня это современные версии всех популярных браузеров), делают это нативно, из коробки, то есть без необходимости устанавливать дополнительные плагины. Функционал из коробки - это всегда хорошо, если он работает не хуже того, что в принципе можно доставить сверху. За надежность и интеграцию встроеного функционала отвечает производитель браузера, он же следит за обеспечением безопасности и приватности. Для встроенного функционала проще обеспечить доступ к системным ресурсам - будь то данные или вычислительные мощности.
    2. Полноправные элементы. В отличие от плагинов, работающих как черный ящик, вставленный на страницу и в лучшем случае взаимодействующий с ней через специальные интерфейсы на javascript, встроенный в браузер функционал полноправно интегрируется во всю экосистему технологий и поддерживаемых стандартов. Например, это означает, что видео-элементы HTML5 можно стилизовать через CSS, к ним можно напрямую обращаться через DOM и javascript. Это единая хорошо связанная экосистема.
    3. Открытые технологии. Открытость - штука двоякая и есть палка о двух концах. Открытые стандарты, доступные любому для изучения, использования и реализации, - с одной стороны, и необходимость в стандартизации и стремлении к совместимости разных реализаций - с другой. И вместе с этим относительно легкий доступ к коду (благо в каждом уважающем себя браузере сегодня есть встроенные средства разработки, ну или популярный плагин:)). Открытость, да! Да, с побочными эффектами.

    Так что там нового?
    Как я уже писал выше, спецификация HTML5 несет в себе множество изменений разного уровня и разной важности. Принципиально, ключевые изменения можно разделить на 5 блоков:

    • Семантика. В HTML5 появился ряд новых семантических тегов, позволяющих более осмысленно организовывать внутреннюю структуру веб-страниц. Это включает как блочные теги вроде header, footer, article, так и теги для разметки текста, например, mark, ruby, details. Ряд существующих тегов HTML4 признан устаревшим, отдельные теги поменяли свое значение, определенные изменения претерпели атрибуты.
    • Мультимедиа. HTML5 добавляет нативную поддержку мультимедийного контента (аудио и видео) прямо в HMTL-разметке - с соответствующим API для управления воспроизведением (и некоторыми заморочками с кодеками).
    • Графика. Работать с графикой на стороне клиента стало заметно проще. В HTML5 добавлен элемент canvas и специальный API на javascript для работы с ним. Canvas представляет собой динамическую «поверхность», поверх которой можно программного рисовать. Также в HTML5 официально включен тег svg, позволяющий внедрять векторную графику, описываемую соответствующим веб-стандартом (SVG, Scalable Vector Graphics).
    • Веб-формы. Новые элементы веб-формы: как типы, так и атрибуты, позволяющие расширить возможности традиционных форм встроенными средствами без использования дополнительных библиотек - от подсказок в поле ввода (placeholder) и проверки вводимых значений до специальных элементов для ввода дат и цвета.
    • javascript APIs. Как обозначенные выше API для работы с графикой и мульмедиа, так новые возможности по перемещению объектов (Drag & Drop) и работе с историей переходов (History API), а также ряд мелочей, вроде возможности сделать контент редактируемым прямо в текущем месте с помощью Content Editable атрибутов.

    HTML5 - это спецификация. HTML5 - это и зонтичный термин, объядиняющий в себе целое семейство спецификаций, или даже, как правильнее будет сказать, новое поколение веб-стандартов.
    Вы это наверняка слышали и, наверняка, еще много раз услышите - “HTML5” - это и про верстку, и про новые стили CSS, и про множество новых API, и даже про новую версию javascript - ECMAScript5.


    Так случилось - и да, это маркетинг. Чертовски хорошо раскрученный маркетинг. И в этом маркетинге вам, как специалистам или потенциальным специалистам в веб-разработке, я могу сказать только следующее.
    Не имеет большого практическо значения, как вы все это называете, смотрите ли на мир веб-стандартов глазами абсолютного пуриста, считающего, что HTML5 - это только то, что описано в спецификации HTML5, а остальное - это просто другие стандарты. Или же вы тоже включаетесь в эту игру и рассматриваете все это новое поколение как единое, но сложное веяние, радикально меняющее ландшафт веба и веб-разработки.

    И в этом контексте, абсолютно все равно, будете ли вы называть левую и правую части соответственно HTML5 и все остальное, или смотреть на них как стандарт HTML5 и большой маркетинговый “HTML5”, или вполне справедливо полагать первое просто HTML5, а второе каким-нибудь “HTML5 Extended” или “HTML5+” или “HTML5*” или как вам больше нравится.

    Все вы наверняка хоть что-то слышали о HTML5 – новой версии языка разметки страниц в интернете. Она до сих пор считается находящейся в разработке, хотя со времени официального утверждения действующей версии HTML4 прошло более пятнадцати лет – фактически всё время активного развития Всемирной сети. В чём же заключаются преимущества HTML5 и принципиальные его отличия от HTML4?

    1. HTML5 – новый подход к разметке: мультимедиа внутри

    В отличие от разработанного ещё в девяностых языка разметки HTML4, когда даже относительно несложный мультимедийный контент был слишком «тяжёлым» для подавляющего большинства пользователей интернета, в 2004 году, в котором фактически началась работа над новой версией стандарта, в Сети уже вовсю шло распространение аудио- и видеозаписей, как официальное, так и неофициальное. Хорошим тоном для веб-сайтов стало размещение на своих страницах анимационных фильмов и видеороликов, вошли в моду аудиоблоги-подкасты.

    Однако действующий стандарт не предусматривал описания мультимедийного контента средствами самого языка: для этого использовалась функция вставки некоего объекта («object»), возможность воспроизведения которого зависела от того, установлены ли в браузере клиента совместимые с таким контентом дополнительные плагины третьих разработчиков.

    Говоря о подобных плагинах, мы прежде всего имеем в виду Adobe Flash, QuickTime или менее распространённые Real Player и Silverlight. Всё это – «надстройки», дополнения к браузерам, не являющиеся их составной частью и выполняющие роль неких посредников, которые преобразуют загружаемый цифровой контент в видео и звук.

    Эта система до сих пор вполне работоспособна, однако отсутствие общепринятых стандартов приводит к тому, что на разных сайтах используются разные технологии, для просмотра их медиаконтента требуются разные плагины и, самое главное, поскольку такие плагины не входят непосредственно в составе браузера, необходима их отдельная установка.

    В стандарте HTML5, представляющем собой сочетание собственно HTML, а также CSS и JavaScript, изначально реализуется принципиально иной подход, в котором медиаконтент представляет собой неотъемлемую часть кода страницы. HTML5 обеспечивает единый стандартный способ описания (синтаксис) встраиваемого в страницы аудиовизуального контента.

    Для интеграции аудио или видео в HTML5 достаточно использовать простой набор тэгов, описывающих, какой тип контента вы намерены поместить («video» или «audio»), и обычные ссылки на соответствующие медиафайлы.

    Разумеется, у HTML5 есть и множество других нововведений, но это самое главное из них – изменение идеологического подхода.

    2. Проблема обратной совместимости: сначала HTML, потом плагины

    К сожалению, в мире остаётся значительная часть пользователей, у которых установлены устаревшие браузеры, вполне их устраивающие, но не поддерживающие все возможности HTML5. Прежде всего, речь идёт об Internet Explorer версии 8, до сих пор самой популярной для этого браузера. Последующие версии – IE 9 и 10 – уже практически полностью поддерживают HTML5. Что касается Chrome, Opera и Safari, то они уже в течение нескольких лет способны обрабатывать теги «video» и «audio».

    Тем не менее для обеспечения обратной совместимость в HTML5 сохраняется поддержка использования плагинов (тега «object»), но по схеме «сначала HTML, а потом уже плагины». Это означает, что браузер должен сначала осуществлять рендеринг страницы с использованием тегов «video» и «audio» – и лишь при невозможности сделать это применять код плагинов.

    Для обеспечения правильного функционирования такого подхода можно использовать одну из множества доступных библиотек JavaScript, часть из которых предоставляет полностью интегрированный программный интерфейс (API) для управления как HTML-контентом, так и встроенными объектами. Среди них, в частности, можно назвать Projekktor или программный видеоплеер Video.js , обеспечивающие полную совместимость как с HTML5, так и со старыми браузерами, в которых применяются плагины.

    3. Единый подход к десктопным и мобильным платформам

    Поддержка нового стандарта HTML5 обеспечивается и практически на всех современных мобильных устройствах, включая iOS, Android и Windows Phone, в чём заключается ещё одно его важное достоинство. Веб-мастеру уже не нужно размещать несколько версий медиаконтента для «полноценных» компьютеров и мобильных устройств. Известно, что iOS полностью несовместима с Flash, а ОС Android совместима лишь частично. В случае с HTML5 эта проблема полностью снимается.

    Кроме того, многие современные мобильные устройства поддерживают аппаратное декодирование видео в широко распространённом формате H.264, что вновь избавляет веб-мастеров от лишней работы и необходимости выкладывания видео в нескольких разных кодеках. Владельцы же таких устройств получают низкую нагрузку на систему и длительное время автономной работы.

    4. Поддержка разных форматов видео и звука

    Несмотря на то что HTML5 позволяет размещать на веб-страницах медиафайлы простыми стандартными тэгами, такие файлы могут быть закодированы в самые разные форматы и самыми разными кодеками. Между тем пока не существует какого-то стандартного сочетания формата (контейнера) и кодека, которое с равным успехом работало бы во всех браузерах и мобильных системах.

    Самые популярные контейнеры для интернет-видео – это AVI, MP4, FLV и WebM, а основных «сетевых» видеокодеков всего три: H.264, Ogg Theora и VP8. При этом каждому кодеку обычно (но далеко не всегда) лучше всего соответствует свой формат контейнера: H.264 – MP4, Theora – OGG, VP8 – WebV.

    Кодек H.264 сжимает видео с потерями, чтобы получить файл высокого качества, но небольшого размера. При этом спецификация предусматривает несколько профилей с разным качеством и степенью сжатия, чтобы на маломощные мобильные устройства можно было транслировать «лёгкие» файлы, а на десктопы с широкополосными доступом – более качественное видео.

    Хотя H.264 – коммерческий кодек, то есть предполагает лицензионные отчисления, он наиболее универсален: его встроенная поддержка есть в Internet Explorer, Chrome, Firefox, Safari, iOS и Android, а отсутствует лишь в Opera, где такое видео декодируется только через внешний плагин.

    Кодек Ogg Theora, изначально рассчитанный на системы под Linux, вначале тоже был коммерческим, но теперь лицензируется бесплатно. Встроенная поддержка имеется в браузерах Chrome, Firefox и Opera, в Internet Explorer и Safari доступен только через плагины.

    Кодек VP8, ориентированный на мобильные устройства, распространяется Google на условиях Open Source и обеспечивает качество, сходное с H.264, при меньшей сложности декодирования. Встроенная поддержка есть в Chrome, Firefox и Opera, а также в мобильных устройствах под управлением Android.

    Таким образом, чтобы обеспечить воспроизведение видеоконтента практически на всех существующих системах, достаточно выкладывать файлы в контейнерах MP4 в стандарте кодирования H.264 и в формате WebM с кодеком VP8. Поскольку изо всех современных десктопных браузеров встроенная поддержка H.264 отсутствует только в Opera, такие сочетания будут самыми универсальными.

    5. Существует обширная общедоступная документация

    Несмотря на то что HTML5 пока ещё не имеет статуса окончательного стандарта, его поддерживает подавляющее большинство современных браузеров и мобильных устройств. Потому не удивительно, что для веб-разработчиков уже существует обширная общедоступная документация – бо льшая часть которой, естественно, опубликована на английском языке.

    Кроме того, на русский язык переведено уже довольно много книг по HTML5, среди которых, например,