Атрибуты файла. Управление атрибутами файлов

Задание №4. Ответить на вопросы:

1. Что называется архивацией? это сжатие одного или более файлов с целью экономии памяти и размещение сжатых данных в одном архивном файле.
2. Для чего предназначена архивация? это сжатие, уплотнение, упаковка информации с целью ее наиболее оптимального размещения на наружном носителе (диске либо дискете).
3. Какой файл называется архивным? организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации, размерах и т. д.
4. Что называется разархивацией? означающий процесс, обратный архивации, т. е. процесс восстановления записи сжатых, архивных файлов или их копий для использования в работе.
5. Какая информации хранится в оглавлении архивного файла? имя, тип, дата и время последней модификации, размер на диск
6. Какие функциональные возможности имеют архиваторы? Архивация данных, разархивация созданного ранее архива, создание самораспаковывающихся и многотомных архивов, использование алгоритмов шифрования

Лабораторная работа №10

Тема: Поиск информации на государственных образовательных порталах

Задание №1.

1. Загрузите Интернет.

2. С помощью строки поиска найдите каталог ссылок на государственные образовательные порталы.

3. Выпишите электронные адреса шести государственных образовательных порталов и дайте им краткую характеристику. Оформите в виде таблицы:

Название портала Электронный адрес портала Характеристика портала
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru Общая информация о службе: положение о Федеральной службе, сведения о руководстве и структуре, телефонный справочник. Сборник официальных документов. Информационные ресурсы. Освещение конкурсов в интересах Рособрнадзора. Официальные материалы службы по контролю качества образования (ЕГЭ),надзору по соблюдению законодательства,лицензированию,аттестации и аккредитации, аттестации научных и педагогических кадров и государственной аттестации школьников. Новости и анонсы.
Образование:национальный проект http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml Общие сведения о проекте: цели и задачи, основные направления деятельности, ожидаемые результаты. Освещение проводимых проектов и программ в области среднего, высшего и профессионального образования. Сборник документов. Новости проекта.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://ict.edu.ru/ Электронная библиотека: книги, статьи по проблеме информационных технологий в образовании. Сведения о форумах, о конференциях. Каталог ресурсов. База данных по организациям, деятельность которых связана с образованием в области информационно-коммуникационных технологий и применением ИКТ в сфере образования.
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/ Материалы Центрального сервера консалтингового центра информационно-образовательной среды открытого образования. Информация о программном комплексе "Российский портал открытого образования": концепция, нормативное обеспечение, рекомендации, глоссарий. Интегральный каталог виртуальных университетов и представительств, а также информация о курсах, дисциплинах, специальностях и направлениях, коллекция учебных планов. Новости образования. Обзор прессы и информационно-аналитические материалы в сфере образования. Электронные версии научно-образовательных публикаций. Образовательные сетевые конференции и форумы.
Наука и образование: http://edu.rin.ru Материалы об образовании в России. Каталоги образовательных учреждений различных уровней и органов управления образованием: дошкольное образование, школьное образование, профессионально-техническое, высшее образование, научно-исследовательская деятельность, повышение квалификации, дистанционное образование, обучение работе в интернете. Рефераты, статьи, словари, программы
Interneturok.ru: коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы http://www.interneturok.ru Видеоуроки по основным школьным предметам, материалы по психологии для родителей и учителей.


Задание №2.



1. Откройте программу Enternet Explorer.

2. Загрузите страницу электронного словаря Promt– www.ver-dict.ru.

3. Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий) .

4. В текстовое поле Слово для перевода : введите слово, которое Вам нужно перевести.

5. Нажмите на кнопку Найти .

6. Занесите результат в следующую таблицу:

Задание №3.

1. Загрузите страницу электронного словаря– www.efremova.info.

2. В текстовое поле Поиск по словарю : введите слово, лексическое значение которого Вам нужно узнать.

3. Нажмите на кнопку Искать . Дождитесь результата поиска.

4. Занесите результат в следующую таблицу:

Слово Лексическое значение
Метонимия 1.Оборот речи, представляющий замену названия явления, понятия или предмета названием другого предмета, неразрывно связанным в нашем сознании с представлением о таком явлении («стол» вместо «еда»); употребление подобного оборота речи
Видеокарта электронное устройство, преобразующее графический образ, хранящийся, как содержимое памяти компьютера, в форму, пригодную для дальнейшего вывода на экран монитора.
Железо Химический элемент, твердый ковкий металл серебристого цвета, образующий в соединении с углеродом сталь и чугун. разг. Малоуглеродистая сталь.
Папирус Свиток из склеенных полосок стебля такого растения как материал для письма у египтян и других древних народов.
Скальпель Небольшой металлический хирургический нож.
Дебет Приход, общая сумма денежных поступлений.

Задание №4. С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:

Задание №5. Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: www.yandex.ru.

Задание №7. Ответить на вопросы:

Сегодня хотелось бы уделить внимание на то, что такое атрибуты файла и как изменить атрибуты файла. Прежде чем задавать себе вопрос, почему меня потянуло в такие тонкости, давайте проведем один небольшой эксперимент. Задайте кому-нибудь из знакомых (в аське, скайпе, социальной сети) один вопрос – «Файл?».

Можете так и написать в окне чата, кстати, если вы не знаете, как установить скайп, то можете прочитать статью: « ». Так вот, могу поспорить, что в ответ на вопрос «Файл?», процентов 75% людей ответят «Какой?», надеясь получить дополнительную информацию о том, какой именно файл вас интересует. Вы можете подробно объяснить своему собеседнику, что именно имели ввиду. А вот для того, чтобы операционная система вашего компьютера получила подобные сведения, используются атрибуты файла. Поэтому уделить им внимание будет не лишним.

Зачем нужны атрибуты файлов

Если сказать по- простому, то это параметр, который указывает операционной системе на возможные действия с файлом.

Для каждого файла есть четыре основных параметра:

  • R – read only (только для чтения)
  • S – system (системный )
  • H – hidden (скрытый )
  • A – archive (архивный, требующий архивации)

R – read only . Этот параметр, который на русский язык переводится как «только чтение» отвечает за потенциальную возможность редактирования. Если его значение «да», то любые попытки внести изменения ни к чему не приведут. ОС просто не даст возможность сохранить их. Это очень удобно, если доступ к файлу имеют несколько пользователей, например в случае общих файлов в локальной сети.

S – system . Этот параметр однозначно указывает ОС, что данный файл является системным и его наличие обязательно для стабильной работы приложения или системы. Поскольку наличие этих файлов критично при попытке перемещения или удаления, Windows настойчиво спросит вас, действительно ли вы хотите проделать эти операции.

Но, вы должны помнить о существовании вирусов, если какой-то файл помечен как системный, то это не повод думать, что это так и есть.

H – hidden . Этот параметр отвечает за видимость файла пользователями. Обычно скрывают служебные или системные файлы для того, чтобы уменьшить риск случайного удаления.

A – archive . Этот параметр указывает на то, что файл находится в сжатом виде.

Как видим все достаточно просто. Стоит отметить, что в UNIX-подобных операционных системах также существуют атрибуты. На них я останавливаться не буду потому что такие ОС распространены гораздо меньше и их пользователям такая информация наверняка известна. Скорее всего, вас также интересует вопрос:

Меняем атрибуты

Сделать это достаточно просто с помощью стандартного проводника Windows. Для этого необходимо выделить файл, открыть контекстное меню (оно активируется кликом правой кнопкой мыши) и выбрать пункт «Свойства».


На вкладке «Общие» мы видим два чекбокса, которые отвечают за присвоение главных атрибутов «Только чтение» и «Скрытый». Можно задать необходимое значение, просто отметив нужный пункт галочкой.


Для примера, можете любому текстовому документу задать атрибут «Только чтение». Откройте только что созданный документ и напечатайте любое слово. Получилось его сохранить?

Кстати, именно из-за этой ситуации я и решил написать статью. Ведь многие начинающие пользователи и не понимают в чем же подвох.

Если продолжить исследование, то можно перейти к подразделу «Дополнительно». В нем содержатся чекбоксы дополнительных атрибутов, которые задают необходимость архивации после редактирования, а также необходимость проиндексировать файл для более быстрого поиска.

Как видим атрибуты файла вещь достаточно простая и задать их не сложно. Думаю, у меня получилось донести до вас информацию, что такое атрибуты файла.

А на сегодня все. Буду рад познакомиться с вашими комментариями 😉 .

Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. Запись информации на компакт-диски различных видов. Создание архива данных. Извлечение данных из архива.

Изучив эту тему, вы узнаете: Определение объемов различных носителей информации. Архив информации Изучив эту тему, вы сможете: Создавать архив данных. Извлекать данные из архива. Производить запись информации на компакт-диски различных видов Выполнять организацию информации на компакт-диске с интерактивным меню.

Файл - наименьшая единица хранения информации, содержащая последовательность байтов и имеющая имя. т. е. Файл -это определенное количество информации, имеющее имя и хранящееся во внешней памяти. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой. Слева от точки - находится собственно имя файла (задает пользователь). Справа формат файла (расширение; тип), которое указывает, какого рода информация хранится в данном файле. Формат устанавливает операционная система в зависимости от отго в какой программной среде создавался файл

форматы файлов: exe, com, bat - программы arj, zip, lzh, rar - сжатые файлы gif, pcx, bmp, jpeg - картинки (графика) html - Web страницы txt, doc - текстовый файл wav, mid - звуковые файлы bas, pas - тексты на языках программирования Бейсик, Паскаль avi - видеофильмы Имя файла в ОС Windows может иметь до 255 символов, причем можно использовать русский алфавит.

ФАЙЛ Чтобы открыть файл или папку Откройте папку Мои документы. Если в папке «Мои документы» или ее подпапках нет файла или папки, которые требуется открыть, найдите этот файл или папку, нажав кнопку «Поиск» . Чтобы запустить средство поиска, нажмите кнопку Пуск и выберите команду Найти. Дважды щелкните файл или папку, которые следует открыть. Примечания Чтобы открыть папку «Мои документы» , нажмите кнопку Пуск и выберите команду Мои документы. Если файл, который требуется открыть, не связан с какой-либо определенной программой, можно назначить ему такую программу. Для этого щелкните файл правой кнопкой мыши, выберите команду Открыть с помощью и затем выберите имя программы. Для изменения режима отображения файлов можно использовать меню Вид. Для изменения параметров файла или папки можно также использовать вкладку Вид диалогового окна Свойства папки. Чтобы открыть это диалоговое окно, выберите в меню Сервис команду Свойства папки.

Чтобы сохранить файл В меню Файл текущей программы выберите команду Сохранить. Если данный файл сохраняется впервые, введите для него имя в поле Имя файла. Примечание Чтобы сохранить копию файла под другим именем или в другой папке, выберите в меню Файл команду Сохранить как. Раскройте, щелкнув стрелку, список Папка, чтобы найти диск или папку для сохранения файла, а затем введите новое имя в поле Имя файла.

Чтобы переименовать последовательность файлов Откройте папку Мои документы. Если в папке «Мои документы» или ее подпапках нет файлов, которые требуется переименовать, найдите их, нажав кнопку «Поиск» . Чтобы запустить средство поиска, нажмите кнопку Пуск и выберите команду Найти. Выделите файлы, которые требуется переименовать. В меню Файл выберите команду Переименовать. Введите новое имя и нажмите клавишу ВВОД. Все файлы последовательности будут переименованы в соответствии с введенным новым именем. Например, если ввести «День рождения» , остальным файлам последовательности будут присвоены имена «День рождения (1)» , «День рождения (2)» и т. д.

Чтобы скопировать файл или папку на гибкий диск Вставьте гибкий диск в дисковод. Откройте папку Мои документы. Если в папке «Мои документы» или ее подпапках нет файла или папки, которые требуется скопировать, найдите этот файл или папку, нажав кнопку «Поиск» . Чтобы запустить средство поиска, нажмите кнопку Пуск и выберите команду Найти. Выберите файл или папку, которую следует скопировать. В группе Задачи для файлов и папок щелкните ссылку Копировать этот файл или Скопировать эту папку. В окне Копирование элементов выберите Диск 3, 5 (A:) и нажмите кнопку Копировать. Примечания Чтобы открыть папку «Мои документы» , нажмите кнопку Пуск и выберите команду Мои документы. Чтобы скопировать файл или папку на гибкий диск, можно также щелкнуть объект правой кнопкой мыши и выбрать команду Отправить, а затем Диск 3, 5 (А).

Чтобы изменить имя файла или папки Откройте папку Мои документы. Если в папке «Мои документы» или ее подпапках нет файла или папки, которые требуется переименовать, найдите этот файл или папку, нажав кнопку «Поиск» . Чтобы запустить средство поиска, нажмите кнопку Пуск и выберите команду Найти. Выберите файл или папку, которые следует переименовать. В группе Типичные задачи для файлов и папок щелкните ссылку Переименовать этот файл или Переименовать эту папку. Введите новое имя и нажмите клавишу ВВОД. Примечания Чтобы открыть папку «Мои документы» , нажмите кнопку Пуск и выберите команду Мои документы. Некоторые программы не распознают длинные имена файлов. Предельная длина имени файла для таких программ составляет восемь символов. Не допускается использование в именах файлов следующих символов: / : * ? " |.

Чтобы переместить файл или папку Откройте папку Мои документы. Если в папке «Мои документы» или ее подпапках нет файла или папки, которые требуется переместить, найдите этот файл или папку, нажав кнопку «Поиск» . Чтобы запустить средство поиска, нажмите кнопку Пуск и выберите команду Найти. Выберите файл или папку, которые требуется переместить. В группе Типичные задачи для файлов и папок щелкните ссылку Переместить этот файл или Переместить эту папку. В окне Перемещение элементов выберите новое место для файла или папки, а затем нажмите кнопку Переместить. Примечания Чтобы открыть папку «Мои документы» , нажмите кнопку Пуск и выберите команду Мои документы. Чтобы выбрать группу последовательных файлов, выберите первый файл и, удерживая клавишу SHIFT, выберите последний файл. Чтобы выбрать несколько файлов или папок порознь, щелкните их поочередно при нажатой клавише CTRL.

Чтобы скопировать файл или папку Откройте папку Мои документы. Если в папке «Мои документы» или ее подпапках нет файла или папки, которые требуется скопировать, найдите этот файл или папку, нажав кнопку «Поиск» . Чтобы запустить средство поиска, нажмите кнопку Пуск и выберите команду Найти. Выберите файл или папку, которые следует скопировать. В группе Задачи для файлов и папок щелкните ссылку Копировать этот файл или Скопировать эту папку. В окне Копирование элементов выберите диск или папку, куда производится копирование, и нажмите кнопку Копировать. Примечания Чтобы открыть папку «Мои документы» , нажмите кнопку Пуск и выберите команду Мои документы. Можно копировать сразу несколько файлов или папок. Чтобы выделить несколько подряд идущих файлов или папок, выберите первый объект и, удерживая нажатой клавишу SHIFT, выберите последний объект. Для выбора разрозненных файлов или папок щелкните поочередно каждый объект, удерживая нажатой клавишу CTRL.

Чтобы удалить файл или папку Откройте папку Мои документы. Если в папке «Мои документы» или ее подпапках нет файла или папки, которые требуется удалить, найдите этот файл или папку, нажав кнопку «Поиск» . Чтобы запустить средство поиска, нажмите кнопку Пуск и выберите команду Найти. Выберите файл или папку, которые следует удалить. В группе Задачи для файлов и папок щелкните ссылку Удаление файла или Удаление папки. Примечания Чтобы открыть папку «Мои документы» , нажмите кнопку Пуск и выберите команду Мои документы. Файл или папку также можно удалить, щелкнув объект правой кнопкой мыши и выбрав команду Удалить. Чтобы восстановить удаленный файл, дважды щелкните значок Корзина на рабочем столе. Щелкните нужный файл правой кнопкой мыши и выберите команду Восстановить. Чтобы окончательно удалить файл, нажмите клавишу SHIFT и, удерживая ее, перетащите файл в «Корзину» . Файл будет удален навсегда, и его нельзя будет восстановить из «Корзины» .

Удаление или восстановление файлов из корзины На рабочем столе дважды щелкните значок Корзина. Выполните одно из следующих действий: чтобы восстановить файл, щелкните его правой кнопкой мыши и выберите Восстановить; чтобы восстановить все файлы, выберите Выделить все в меню Правка и затем в меню Файл выберите команду Восстановить; чтобы удалить файл, щелкните его правой кнопкой мыши и выберите Удалить; чтобы удалить все файлы, выберите команду Очистить корзину в меню Файл;

Примечания При удалении файла из корзины он удаляется с компьютера без возможности его восстановления. Элементы, удаленные из корзины, не могут быть восстановлены. Имеется возможность удалять элементы, перетащив их в корзину. Если при перетаскивании удерживать клавишу SHIFT, объект будет удален без помещения корзину. При восстановлении файла из корзины, он будут помещен в исходное местоположение. Чтобы восстановить сразу несколько файлов, нажмите клавишу CTRL и, удерживая ее, выделите все нужные файлы. Завершив выделение восстанавливаемых элементов выберите команду Восстановить в меню Файл. При восстановлении файла, находившегося в удаленной папке, вначале будет восстановлена сама эта папка, а затем сам файл. Следующие элементы не хранятся в корзине и не могут быть восстановлены: элементы, удаленные с сетевых дисков; элементы, удаленные с гибких дисков (например 3, 5 -дюймовых дисков); элементы, размер которых превышает емкость корзины;

Архивирование файлов Создайте в своей рабочей папке (папке с вашей группой) следующие папки: папку со своей фамилией, в ней папки Архивы. 2. Запустите программу Win. Rar. 3. Откройте на компьютере учителя папку с исходным материалом для практической работы Практикум. В этой папке хранятся три типа файлов. doc, . bmp, . exe. Ответьте на вопрос письменно в тетради, какого типа документы имеют вышеперечисленные расширения? 1.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Скопируйте в папку Архивы файлы из папки Практикум. Заархивируйте графический файл и сравните размеры обоих файлов. Для этого выполните следующие действия: Щелчком правой кнопки мыши выделите файл типа. bmp Щелкните на кнопке Добавить в архив…, появится диалоговое окно, уточняющее параметры архивации. По умолчанию архивный файл имеет имя исходного файла. Если необходимо задать иное имя архива, то введите его в поле ввода имени. Выберите формат архивного файла, например RAR. Остальные параметры оставьте без изменения. Щелкните по кнопке Ok.

1. 2. 3. 4. 5. Сравните размеры исходного файла и архивного. Данные внесите в таблицу 1. Заархивируйте файл типа. doc и сравните размеры обоих файлов. Данные внесите в таблицу 1. Заархивируйте файл типа. exe и сравните размеры обоих файлов. Данные внесите в таблицу 1. Удалите исходные файлы. Заархивируйте файлы в формате архива ZIP. Заполните таблицу 1. полученными данными. Внимание!!! Возможно упаковывать файлы с их последующим удалением, если был выбран такой метод.

При создании нового архива нужно задать параметры архивирования. Прежде всего, необходимо задать имя архивного файла и место его сохранения на диске. Далее, нужно выбрать формат архивации RAR или ZIP (формат ZIP более широко распространен, а метод RAR обеспечивает больше возможностей и более сильное сжатие). В обоих форматах поддерживаются шесть методов архивации: Без сжатия, Скоростной, Быстрый, Обычный, Хороший и Максимальный метод обеспечивает наиболее высокую степень сжатия, но с наименьшей скоростью. Напротив, Скоростной сжимает плохо, но очень быстро. Метод Без сжатия просто помещает файлы в архив без их упаковки. Если вы создаете архив для передачи по компьютерным сетям или для долговременного хранения, имеет смысл выбрать метод Максимальный для получения наилучшего сжатия. Если же вы создаете ежедневную резервную копию данных, то, как правило, лучше использовать Обычный метод. Следующий параметр архивации - размер словаря. Он может принимать значения 64, 128, 256, 512 и 1024 Кб. Чем больше размер словаря, тем лучше, но медленнее сжатие.

Win. RAR позволяет создавать многотомные архивы, то есть архивы, состоящие из нескольких частей. Обычно тома используются для сохранения большого архива на нескольких дискетах или других сменных носителях. Первый том архива имеет обычное расширение гаг, а расширения последующих томов нумеруются как r 00, r 01, r 02 и так далее. Архив может быть непрерывным (позволяет добиться максимальной степени сжатия) и самораспаковывающимся (SFX, от англ. Self-e. Xtracting). Для разархивации такого архива не нужна специальная программа, достаточно запустить файл архива на выполнение, так как он является исполняемым файлом и имеет расширение. exe. Для архивации звуковых и графических файлов может использоваться дополнительный специальный метод мультимедиа сжатие, при котором может быть достигнута на 30% более высокая степень сжатия, чем при обычном сжатии.

Разархивирование файлов. Архивирование файлов с защитой паролем Найдите файл или группу файлов, которые вы хотите заархивировать с защитой паролем. 2. Обычно архиватор, установленный на компьютере, доступен через контекстное меню. Выделим найденные файлы и через контекстное меню вызовем архиватор Win. Rar. 3. Зададим параметры архивирования. На вкладке Дополнительно зададим пароль. Можно выбрать опцию Показывать пароль при вводе 4. Разархивируем файлы. Выполнить эту операцию можно двойным кликом по файлу архива, либо через контекстное меню - Извлечь файлы. При разархивации запаролированного архива от вас потребуются ввести пароль. 1.

Атрибуты файла

Каждый файл обладает рядом характерных свойств - атрибутов . Важнейшими атрибутами файла являются: название, расширение, длина, время и дата создания.Название файла . Название, или имя файла, точно так же как и имя человека, название документа, книги, служит для того, чтобы иметь возможность отличить один файл от другого, указать на нужный файл.

Расширение файла . Кроме названия каждый файл может иметь или не иметь расширение. Расширение используется для того, чтобы определенным образом охарактеризовать содержимое файла. Например, расширения doc и txt указывают на то, что файл содержит какой-либо документ или текст, а расширение bmp имеет файл, содержащий изображение в формате битовой карты. Расширение, если оно есть, отделяется от названия файла точкой. В операционной системе MS DOS расширение может содержать от одного до трех символов, например, otchet4.doc, vedzarpl.txt, picture.bmp, а в системах Unix и Windows 9.x допускается более трех символов. Если расширения нет, то точка в названии файла не ставится. Название вместе с расширением называют полным именем файла.Длина файла. Следующим важным атрибутом файла является его длина. Длина файла равна объему занимаемого файлом участка диска или ленты, и, следовательно, измеряется в байтах. Значение этого атрибута используется для определения возможности размещения файла на свободном участке дискового носителя и в некоторых других целях.Время и дата создания файла . При первоначальной записи файла на диск, а также при внесении в файл изменений с помощью системных часов (специальной программы, входящей в состав операционной системы) автоматически фиксируются время и дата записи файла на дисковое устройство. При выключенном компьютере работа системных часов поддерживается за счет специальных батареек или других источников питания.

в операционной системе MS DOS файлы имеют еще четыре атрибута -только для чтения, системный, скрытый и архивный . Каждый из этих атрибутов имеет ровно два состояния - атрибут включен или атрибут выключен.Включение атрибута только для чтения (иногда его называют атрибутом разграничения доступа) означает, что файл недоступен для внесения в него каких-либо изменений. Кроме того, усложнено уничтожение такого файла. После выключения атрибута только для чтения файл доступен для любых операций.Атрибут системный обычно включен только у основных файлов операционной системы. У всех остальных файлов атрибут системный, как правило, выключен.Атрибут скрыты й включен у тех файлов, которые при просмотре списка файлов, находящихся на дисковом устройстве, командой операционной системы в этот список не включаются. Остальные файлы имеют выключенное значение атрибута скрытый. Для обеспечения надежности хранения информации на дисковых устройствах необходимо иметь одну или две копии файлов, содержащих важную информацию. Для этого организуютархивные файлы . При записи файла в архив атрибут архивный включается. Это значит, что копия последнего варианта файла находится в архиве. При внесении любых изменений в такой файл атрибут архивный выключается. Это значит, что в архиве имеется устаревший вариант файла (или же файл вообще не архивирован). Специальные программы-архиваторы, отслеживая значение атрибута архивный, могут обновлять в архиве только те файлы, в которых были сделаны изменения. Это позволяет оптимизировать работу архиваторов.

Технологическая карта

(закрепление знаний и формирование умений и навыков/ практическое занятие/ лабораторная работа)

МДК/Дисциплина

ОУДп. 12 Информатика

Группа

Ф-11,12,13

Тема занятия

Файл как единица хранения информации на компьютере. (Пр.10)

Вид занятия

Практическая работа

Цель занятия

Получить представление об архивации файлов, познакомиться с понятием избыточности, научиться архивировать и распаковывать файлы, получить основные понятия, необходимые для грамотной работы на компьютере.

Задачи занятия

Обучающие: изучение принципов архивации файлов; изучение функций и режимов работы наиболее распространенных архиваторов; приобретение практических навыков по созданию архивных файлов; приобретение практических навыков по извлечению файлов из архивов

Развивающие: способствовать формированию логического мышления

Воспитательные: воспитывать чувства ответственности.

Аппаратное и программное обеспечение

Требования к ПО:

    Операционная система Windows XP

    MS Office

Средства обучения

Мультимедийная презентация, демонстрационный материал

Методы и приемы

Групповые обсуждения, мозговой штурм, словесно – наглядный

Используемые педагогические технологии

Информационные компьютерные технологии

Организационная структура занятия

Этап 1

Организационный момент

Цель этапа

Предварительная организация группы (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания)

Длительность этапа

3 минут

Этап 2

Актуализация знаний

Цель этапа

Воспроизведение студентами знаний умений и навыков

Длительность этапа

10 минут

Фронтальная

Координатор, организатор, привлечение к размышлению

Содержание этапа

Архивация предназначена для создания резервных копий используемых файлов, на случай потери или порчи по каким-либо причинам основной копии (невнимательность пользователя, повреждение магнитного диска, заражение вирусом и т.д.).

Для архивации используются специальные программы, архиваторы, осуществляющие упаковку и позволяющие уменьшать размер архива, по сравнению с оригиналом, примерно в два и более раз.

Архиваторы позволяют защищать созданные ими архивы паролем, сохранять и восстанавливать структуру подкаталогов, записывать большой архивный файл на несколько дисков (многотомный архив).

Сжиматься могут как один, так и несколько файлов, которые в сжатом виде помещаются в так называемый архивный файл или архив. Программы большого объема, распространяемые на дискетах, также находятся на них в виде архивов.

Архивный файл - это специальным образом организованный файл, содержащий в себе один или несколько файлов в сжатом или несжатом виде и служебную информацию об именах файлов, дате и времени их создания или модификации.

Выигрыш в размере архива достигается за счет замены часто встречающихся в файле последовательностей кодов на ссылки к первой обнаруженной последовательности и использования алгоритмов сжатия информации.

Степень сжатия зависит от используемой программы, метода сжатия и типа исходного файла. Наиболее хорошо сжимаются файлы графических образов, текстовые файлы и файлы данных, для которых степень сжатия может достигать 5 - 40%, меньше сжимаются файлы исполняемых программ и загрузочных модулей - 60 - 90%. Почти не сжимаются архивные файлы. Программы для архивации отличаются используемыми методами сжатия, что соответственно влияет на степень сжатия.

Для того чтобы воспользоваться информацией, запакованной в архив, необходимо архив раскрыть или распаковать. Это делается либо той же программой-архиватором, либо парной к ней программой-разархиватором.

Разархивация (распаковка) - процесс восстановления файлов из архива в первоначальном виде. При распаковке файлы извлекаются из архива и помещаются на диск или в оперативную память.

Самораспаковывающийся архивный файл - это загрузочный, исполняемый модуль, который способен к самостоятельной разархивации находящихся в нем файлов без использования программы-архиватора.

Самораспаковывающийся архив получил название SFX-архив (SelF-eXtracting). Архивы такого типа в обычно создаются в форме.ЕХЕ-файла.

Архиваторы, служащие для сжатия и хранения информации, обеспечивают представление в едином архивном файле одного или нескольких файлов, каждый из которых может быть при необходимости извлечен в первоначальном виде. В оглавлении архивного файла для каждого содержащегося в нем файла хранится следующая информация:

    • имя файла;

      сведения о каталоге, в котором содержится файл;

      дата и время последней модификации файла;

      размер файла на диске и в архиве;

      код циклического контроля для каждого файла, используемый для проверки целостности архива.

Архиваторы имеют следующие функциональные возможности:

    1. Уменьшение требуемого объема памяти для хранения файлов от 20% до 90% первоначального объема.

      Обновление в архиве только тех файлов, которые изменялись со времени их последнего занесения в архив, т.е. программа-упаковщик сама следит за изменениями, внесенными пользователем в архивируемые файлы, и помещает в архив только новые и измененные файлы.

      Объединение группы файлов с сохранением в архиве имен директорий с именами файлов, что позволяет при разархивации восстанавливать полную структуру директорий и файлов.

      Написания комментариев к архиву и файлам в архиве.

      Создание саморазархивируемых архивов, которые для извлечения файлов не требуют наличия самого архиватора.

      Создание многотомных архивов– последовательности архивных файлов. Многотомные архивы предназначены для архивации больших комплексов файлов на дискеты.

Развитие

(закрепление ПК и ОК)

Закрепление знаний по теме Создание архива данных. Извлечение данных из архива.

Этап 3

Цель этапа

Объяснение учащимся, как выполнять практическую работу

Длительность этапа

3 минут

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор, организатор

Содержание этапа

Необходимо решить задачи на нахождение полной площади и площади боковой поверхности цилиндра

Этап 4

Выполнение различных заданий, задач, упражнений

Цель этапа

Выполнение практической работы, помощь при выполнении

Длительность этапа

20 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организующая, направляющая, инструктирующая

Содержание этапа

Изучить теоретическое обоснование.

2.Выполнить практические задания по вариантам.

3.Ответить на контрольные вопросы по указанию преподавателя.

4.Оформить отчет.

Содержание отчета:

1.Название и цели работы.

2.Результаты выполнения практических заданий.

3.Ответы на контрольные вопросы.

4.Вывод.

Вариант 1

    Создать каталог WORK и подкаталоги EXE, COM, ZIP, WD и RAR по схеме.

    Скопировать в каталог ЕХЕ - 5 файлов с расширением *.ЕХЕ, в каталог СОМ - 4 файла с расширением *.СОМ, в каталоги ZIP и RAR - все файлы из каталога Мои документы.

    Заархивировать файлы в каталоге ЕХЕ архиватором ZIP с паролем 234.

    Заархивировать файлы в каталоге СОМ архиватором RAR с добавлением текста комментария «Это мой архив».

    В каталоге RAR создать многотомный архив, размером 1457664 байт, используя архиватор RAR.

    В каталоге ZIP произвести архивацию файлов, создав многотомный архив размером 1457664 байт, используя архиватор RAR;

    В каталог WD скопировать любой архивный файл и разархивировать его, удалив архивный файл;

    Заархивировать каталог WORK архиватором RAR с учетом каталогов и подкаталогов.

Тип

архиватора

ZIP

RAR

Размер

каталога

До архивации

После

архивации

Степень

сжатия

До

архивации

После

архивации

Степень сжатия

ЕХЕ

СОМ

Вариант 2

    Создать каталог WORK и подкаталоги ЕХЕ, COM, ZIP, WD и RAR.

    Скопировать в каталог ЕХЕ - 5 файлов с расширением *.СОМ, в каталог СОМ - 4 файла с расширением *.ЕХЕ, в каталоги ZIP и RAR - все файлы из каталога Мои документы.

3. Заархивировать файлы в каталоге ЕХЕ архиватором RAR с паролем 128.

    Заархивировать файлы в каталоге СОМ архиватором ZIP с добавлением текста комментария «Это мой архив».

    В каталоге RAR создать многотомный архив размером 1440 Кбайт, используя архиватор RAR.

    В каталоге ZIP создать многотомный архив размером 1440 Кбайт, используя архиватор RAR.

    В каталог WD скопировать любой архивный файл и разархивировать его, удалив архивный файл.

8. Заархивировать каталог WORK архиватором RAR с учетом каталогов и подкаталогов.

    Создать самораспаковывающийся (SFX) архив в каталоге WORK каталога COM.

    Данные занести в таблицу и показать результат преподавателю.

Тип

архиватора

ZIP

RAR

Размер

каталога

До архивации

После

архивации

Степень

сжатия

До

архивации

После

архивации

Степень сжатия

ЕХЕ

СОМ

Степень сжатия определяется следующим образом: размер каталога после архивации делится на размер каталога до архивации и умножается на 100

Закрепление

ПК и ОК

Развивать навыки создания архивов данных

Этап 5

Проверка выполнения работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель этапа

Проверить выполнение практической работы

Длительность этапа

3 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная оценки своих товарищей.

Функции преподавателя на данном этапе

Содержание этапа

Студенты обмениваются тетрадями. На слайде высвечиваются правильные ответы, студенты отмечают правильные ответы и выставляют друг другу отметки.

Закрепление

ПК и ОК

Развивать навыки самооценки и

Этап 6

Рефлексия (подведение итогов и самоанализ деятельности/ обратная связь)

Цель этапа

Оценка освоения умений, формирование умений самооценки

Длительность этапа

3 минуты

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная, индивидуальная

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, аналитик, эксперт

Содержание этапа

Итак, что же мы делали сегодня на уроке?

Все ли практические задание выполнили?

Какие затруднения возникли при выполнении практических заданий?

1. Что такое архивация?

2. Назовите основные действия при работе с архивами?

3. Какие архивы называют самораспаковывающимися?

4. Как происходит шифрование архива?

5. Какие файлы не имеет смысла архивировать?

6. Почему перед пересылкой текстового файла по электронной почте имеет смысл предварительно его упаковать в архив?

Закрепление

ПК и ОК

Формировать способность к самоанализу у студентов.

Этап 7

Домашнее задание

Цель этапа

Закрепление полученных знаний

Длительность этапа

3 минут

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор, эксперт

Содержание этапа

Выполнение работы:

Задание №1.

    В своей папке создайте папку Архивы. В ней создайте папки Изображения и Документы.

    Найдите и скопируйте в папку Изображения рисунки с расширениями *.jpg , *.bmp и *.gif.

    Сравните размеры файлов *.bmp, *.gif.и *.jpg. и запишите данные в таблицу_1.

    В папку Документы поместите файлы *.doc (не менее 3) и запишите их исходные размеры в таблицу№1.