Adobe camera RAW, и что с ним делать. Калибровка камеры в Adobe Camera RAW

Про RAW-конвертацию сказано много и вместе с тем мало. Основной недостаток материалов, с которыми мне доводилось встречаться, заключается в том, что в них мало говорится собственно о RAW-конвертации. В основном статьи сводятся к описанию возможностей программ-конверторов и их сравнению между собой. В то время, как большинство возможностей большинства RAW-конверторов не имеют отношения непосредственно к конвертации. При этом, когда речь заходит наконец о параметрах конвертации, зачастую их описание сводится к общим комментарием в духе «темнее/светлее», которые не дают понимания логики пользования этих инструментов. По моим наблюдениям, большинство начинающих фотографов, даже после прочтения книг и статей, продолжаются мучиться вопросом «что происходит, если я сдвину такой-то ползунок и вообще в какой последовательности их надо двигать». Попробуем немного восполнить этот пробел.

Основные параметры

Прежде всего давайте разберемся, что будет происходить при установке базовых параметров RAW-конвертации. Попробуем при этом обойтись без физики, математики и других основополагающих процессов, которые за этим стоят. Рассматривать будем на примере Adobe Camera RAW, хотя в общем виде эта информация применима ко всем конверторам (хотя название параметров от конвертора к конвертору может меняться).

Хотелось бы сразу уточнить, что алгоритмы RAW-конвертации являются закрытыми. Поэтому относительно некоторых возможностей RAW-конверторов нет однозначной информации, относятся ли они напрямую к конвертации или являются дополнительными функциями, которые можно использовать и в обыкновенном графическом редакторе. Поэтому в рамках этой статьи деление параметров на «конвертирующие» и «дополнительные» несколько условно.

Exposure

Этот параметр задаёт яркость белой точки. При этом яркость черной точки практически не меняется, а всё что находится между ними, «растягивается» или «сжимается» в новом диапазоне яркостей. Принципиально важно — при увеличении значений параметра его алгоритм не препятствует отсечке светов (аналогично правому ползунку инструмента Levels в Adobe Photoshop).

При значительном увеличении ведёт к проявлению шумов в тенях.

Blacks

Этот параметр является противоположным Exposure и управляет яркостью черной точки, максимально возможным образом зафиксировав белую. Не заботясь о том, происходит отсечка теней или нет. В отличие от Exposure может изменяться только в одну сторону.

Recovery

Параметр Recovery отвечает за перераспределение яркостной информации в самой светлой части изображения — снижение яркости светлых точек в целом и, по возможности, восстановление информации в пересвеченных областях. Яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся при этом практически без изменений.

При значительном увеличении ведёт к снижению общего контраста. Что может быть скомпенсировано его увеличением через другие инструменты.

Fill Light

Fill Light буквально переводится как «заливка светом» (имеется в виду заливка светом теней, по аналогии с терминологией, применяемой при управлении светом в студийной съёмке) и является параметром, противоположным параметру Recovery. Занимается перераспределением яркостей в самых тёмных областях изображения. При этом яркость точек в остальных частях тонального диапазона остаётся практически без изменений. В отличие от Recovery, не способен восстановить информацию в проваленных (отсечённых) тенях.

Большие значения Fill Light могут привести к появлению шумов в тенях.

Примечание. На отсечку информации в светах/тенях также влияют установленные значения других параметров параметров — в первую очередь Vibrance, Saturation, Temperature, Tint.

White Balance

Параметр Temperature определяет общий цветовой баланс, меняя оттенок изображения вдоль оси «b» (Lab). А параметр Tint — вдоль оси «a» (Lab). Поскольку большинство фотографов привыкло иметь дело с RGB-изображениями, другими словами это можно описать так: изменение параметров Temperature и Tint влияют на соотношения между яркостями каналов RGB, что сказывается на общем цветовом балансе итоговой фотографии.

Brightness

Этот параметр отвечает за общую яркость изображения. При увеличении/уменьшении увеличивает/уменьшает яркость всех точек итогового тонального диапазона. Яркость увеличивается/уменьшается не пропорционально — больше всего в средних тонах и меньше всего в светлых и темных тонах. Даже значительное изменение яркости практически не ведёт к отсечке светов или теней.

При значительном увеличении может привести к появлению шумов в теневых областях изображения.

Contrast

Параметр Contrast перераспределяет яркость одновременно в полутенях и тричетверть светах, не меняя яркость средних тонов. В случае положительных значений полутени становятся темнее, тричетверть света светлее. При отрицательных полутени осветляются, тричетверть света затемняются.

Чрезмерное увеличение контраста может привести к отсечкам информации в светах и тенях.

Curves

Тоновая кривая Curves доступна в большинстве RAW-конверторов. Это мощный инструмент, который позволяет определить, как будет выглядеть будущая фотография. Пользоваться им в RAW-конверторе или нет, зависит от того, хотите ли вы получить после конвертации конечный результат, или заготовку для дальнейшей работы в графическом редакторе.

Некоторые описанные выше яркостно-контрастные операции (но не все) можно сделать с помощью тоновой кривой, причем более гибко управляя перераспределением яркостей. Например, параметр Contrast аналогичен вот такой форме кривой (слева). А в случае работы непосредственно с кривой мы можем её задать более точно учитывая индивидуальные особенности каждой конкретной фотографии (пример справа).

Примечание для тех, кто использует Adobe Lightroom. Эта программа не позволяет задавать точки работы с кривой вручную, такая возможность доступна в Adobe Camera RAW.

Clarity / Vibrance / Saturation

В этой группе параметров Clarity по сути является некой более сложной аналогией спецэффекта HiRaloAm (Hi Radius Low Amount по отношению к параметрам Unsharp Mask). Vibrance и Saturaton по воздействию они аналогичны соответствующим инструментам в Adobe Photoshop. О различии этих параметров мы подробно рассуждали в этой заметке.

Все остальные инструменты конвертора Adobe Camera RAW являются ещё в большей степени «довесками», чем перечисленные. Хотя, безусловно, призваны упростить жизнь фотографов. Просто вы должны отдавать себе отчёт в том, что это дополнительные, местами довольно сильно ограниченные возможности, которые можно реализовать также в Adobe Photoshop (и, как правило, качественнее).

Последовательность выставления параметров

Теперь попробуем выстроить некоторый алгоритм установки параметров в RAW-конверторе. Почему некоторый. Дело в том, что вообще говоря, это очень сильно зависит от того, стремитесь ли вы получить в конверторе конечный результат, или же максимально хорошую заготовку для последующей обработки в Фотошопе. Вместе с тем, некоторую общую логику, пожалуй, предложить можно.

Важно понимать, что восприятие цвета зависит от его яркости. Кроме этого, композитная RGB-кривая и другие яркостно-контрастные параметры влияют на цветовые характеристики изображения. Поэтому логично было бы сначала задать точки отсечки, яркость, контраст и далее цветовой баланс и другие цветовые настройки (если требуется). Это не означает, что нельзя возвращаться к тем или иным шагам и вносить коррекции по ходу процесса, но тем не менее я бы предложил придерживаться следующей последовательности действий:

0. Отталкиваемся от значений «по нулям» — то есть выставляем все параметры в ноль, тоновую кривую в значение Linear. Это позволит нам увидеть изображение, примерно соответствующее тому, которое заложено в RAW-файле. Картинка при этом будет блёклой и полусерой — это нормально. Баланс белого на этом этапе можно выставить либо As Shot (часто он оказывается нормальным для начала работы), либо примерно на глаз (если сразу видно, что цветовой слишком сильно смещен).

  1. Задаем белую и черную точку с помощью Exposure и Blacks .
  2. Если требуется, восстанавливаем незначительные пересветы с помощью Recovery и осветляем тени с помощью Fill Light .
  3. Если необходимо получить готовую и или более-менее готовую фотографию после RAW-конвертора , устанавливаем контраст и яркость. Я рекомендую по возможности делать это через инструмент Curves, так как он более гибкий, чем параметры Brightness и Contrast , хотя использовать их можно и в совокупности.
  4. Выставляем общий цветовой баланс белого с помощью параметров Temperarure и Tint .
  5. Если требуется, снижаем или повышаем насыщенность фотографии через Vibrance и Saturation .
  6. Если требуется, можно воспользоваться другими дополнительными инструментами — настроить тонкие цветовые нюансы через цветовой эквалайзер HSL / Grayscale, побороться с хроматическими аберрациями и виньетированием в закладке Lens Correction, сделать кадрирование, выровнять горизонт, поэкспериментировать с профилями камеры в закладке Camera Calibration и т.д.

Вот такие соображения. Надеюсь, они окажутся полезны. Если где неточность допустил, буду благодарен за поправки. Всем, кто хочет лучше разобраться с вопросами RAW-конвертации, я рекомендую посетить семинар Александра Онищенко RAW-конвертация или курс Антона Мартынова Работа в RAW-конверторах , где поднятые и другие вопросы раскрываются глубже.

Серия: Секреты Camera RAW

Продолжаем изучать главу из книги “Секреты RAW. Полноцветное издание. 2-е изд. ” Александра Ефремова, сегодня мы рассмотрим настройку изображений в Camera Raw .

Некоторые профессионалы, привыкшие работать с кривыми в Photoshop, могут решить, что настраивать изображение в Camera Raw нужно именно на этой вкладке. Это - неверный подход. Вкладка Curve работает совместно с вкладкой Basic. Сначала следует выполнить все необходимые настройки на вкладке Basic, а затем, для более точной коррекции, перейти на вкладку Curve.

Кривая на вложенной вкладке Parametric (Параметрическая) используется для корректировки значений в конкретных диапазонах тонов изображения: Highlights (Света), Lights (Светлые), Darks (Темные) или Shadows (Тени). Свойства средней области (Темные и Светлые) главным образом воздействуют на среднюю область кривой. Свойства Света и Тени в основном затрагивают крайние значения диапазона тонов.

Чтобы скорректировать кривую, следует передвинуть ползунки Highlight, Lights, Darks или Shadows на вкладке Parametric. Таким образом, области кривой, на которые воздействуют ползунки, расширяются или сужаются. Другим способом коррекции может быть перемещение любой точки кривой на вложенной вкладке Point (Точка). По мере перетаскивания этой точки под тональной кривой изменяются значения Input (Входное) и Output (Выходное).

Работая с параметрами этой вкладки, следует просматривать изображение в масштабе 100% и крупнее, так как на мелком изображении такие детали снимка, как резкость или шум, просто не видны.

Sharpening (Увеличение резкости). Часть настроек повышения резкости аналогична параметрам фильтра Usharp Mask (нерезкая Маска) программы Photoshop.
Amount (Степень). При нулевом значении резкость не повышается. При открытии изображения модуль Camera Raw вычисляет используемое значение с учетом модели камеры, значения ISO и компенсации экспозиции.
Radus (Радиус) задаёт радиус контура в пикселах. Для фотографий с высокой степенью детализации следует выбирать самые низкие значения. Для фотографий с низкой степенью детализации радиус можно увеличить. При слишком большом радиусе будет снижаться качество изображения. По умолчанию включенная опция Preview Only (Только для просмотра) позволяет проводить дальнейшую обработку изображения в Photoshop. Если же обрабатывать снимок в программе Photoshop не планируется, следует активировать параметр Sharpening в диалоговом окне Preferences (об этих настройках - далее в этой главе).
Detail (Детализация). При низких значениях повышает резкость контрастных краев, не затрагивая ровных областей фотографии, таких как, например, небо. При высоких значениях повышается чёткость текстур изображения.
Masking (Маскирование). Это параметр создаёт маску и указывает, где будет повышаться резкость. При нулевом значении рез-кость на всем изображения одинаковая. При значении 100 резкость в основном повышается вблизи ярко выраженных краев. Нажав Option (Alt) при перетаскивании этого ползунка, можно увидеть, где будет повышаться резкость - белые области, а где нет - черные области. В серых областях будет промежуточное значение. Внимание! Опция работает при отображении 100% и более.

Noise Reduction (Подавление шума)
Luminance (Яркость). Яркостный шум возрастает при съёмке с длинной выдержкой и еще больше - при увеличении светочувствительности. В этих случаях изображение выглядит более зернистым, особенно это заметно в тенях.
Color (Цвет). Визуально цветной шум похож на цветной снег и, как правило, проявляется в тенях, особенно в синем канале. В некоторых моделях камер цветной шум увеличивается с повышением светочувствительности. Настройка параметров Noise Reduction - всегда компромисс между сохранением деталей изображения и снижением шума.

Параметры, задающиеся на этой вкладке, позволяют корректировать отдельные цветовые диапазоны. Например, если объект выглядит слишком ярким и отвлекающим от других элементов фотографии, то можно снизить насыщенность на вкладке Saturation.

Hue (Цветность). Смещает цвет в ту или другую сторону цветового круга (ил. 3.34).
Saturation (Насыщенность). Как понятно из названия, изменяет насыщенность цвета. Например, можно изменить цвет неба с блекло-серого на насыщенный синий или голубой.
Luminance (Яркость). Изменяет яркостную составляющую цветового тона. При установленном флажке Covert to Grayscale (Преобразовать в градации серого) отображается одна вложенная вкладка Grayscale Mix (Смешение градаций серого).

Подробно о преобразовании фотографий в градации серого, точнее, - в чёрно-белые, будет рассказано в главе «RAW и черно-белая фотография».

Настройки этой вкладки позволяют окрашивать черно-белую фотографию в один или несколько тонов. (Подробно о тонировании снимков будет рассказано в главе «RAW и черно-белая фотография».)
Применяя эти настройки к цветному изображению, можно, например, сымитировать кросс-процесс.

Вкладка Lens Corrections (Исправление аберраций)

Настройки этой вкладки (ил. 3.23) позволяют убрать или минимизировать хроматическую аберрацию, которая, в первую очередь, проявляется на низкокачественных и(или) широкоугольных объективах. Хроматическая аберрация более заметна на матрицах с мелкими пикселами.

Параметры Fix Red/Cyan Fringe (Убрать красную/голубую кайму) и Fix Blue/Yellow Fringe (Убрать синюю/жёлтую кайму) позволяют снизить до минимума хроматическую аберрацию.
Defringe (Устранение каймы). Чтобы убрать хроматическую аберрацию для всех краёв, включая резкие изменения цветов, следует выбрать All Edges (Все края). Если при использовании пункта All Edges вблизи краёв появляются тонкие серые линии или другие нежелательные эффекты, следует выбрать Hightlight Edges (Края светов), для коррекции цветной каймы только для краёв светов. Для отключения устранения каймы следует выбрать Off (Выкл). При этом можно менять Fix Red/Cyan Fringe и Fix Blue/Yellow, однако устранение хроматической аберрации возможно только для одного угла изображения.

Части вкладки, относящиеся к Виньетированию (Vignetting), дают возможность уменьшить (редко - увеличить) затемнение углов кадра, которое, в первую очередь, проявляется при съёмке широкоугольными объективами.
Amount (Эффект) - степень осветления или затемнения углов кадра.
Midpoint (Средняя точка) определяет область применения параметра Amount.


Вкладка Presets (Предустановки) (ил. 3.24)

Настройки любых параметров можно сохранять в виде определённых предустановок, а затем применять их к конкретным снимкам или через Bridge, или через Camera Raw. При сохранении настроек (первая кнопка в нижнем углу вкладки) появится окно, в котором следует задать понятное имя и указать используемые параметры (ил. 3.26).

Вкладка Snapshots (Снимок состояния)

Во время работы над конкретным изображением можно сохранять варианты настроек для текущего сеанса (ил. 3.25). Следует лишь помнить, что состояния, в отличие от предустановок, сохраняются только для конкретной фотографии и в течение текущего сеанса работы.


Вкладка Camera Calibrate (Калибровка камеры) (ил. 3.27)

Элементы управления на этой вкладке предназначены для точной настройки профиля конкретной модели фотоаппарата. При этом можно откалибровать цвета для различных условий освещения: для дневного света, импульсных осветителей (вспышек), ламп накаливания и т. д. На сайте компании Adobe (страница Adobe Labs) можно скачать профили, соответствующие различным камерам и стандартным сюжетам, например портрет или пейзаж. А профили Adobe Standard существенно улучшают цветопередачу, особенно в красных, жёлтых и оранжевых цветах. При установке обновления Camera Raw (5.3 на момент написания книги) или Lightroom, например, версии 2.2, профили устанавливаются автоматически. Профиль преобразования конкретного изображения или группы изображений следует выбрать из всплывающего списка (см. ил. 3.27). Чтобы данный профиль применялся ко всем фотографиям, после его выбора необходимо сохранить настройки. Для этого следует выбрать пункт меню Save New Camera Raw Defaults (Новые настройки Camera Raw по умолчанию). Эту операцию необходимо проводить для каждой модели цифровой камеры.

Если данных профилей недостаточно или есть необходимость построить профили для конкретных стандартных условий освещения, можно воспользоваться бесплатной программой DNG Profile Editor (ил. 3.28). Для редактирования любого профиля в програм-ме следует открыть изображение, сохранённое в формате DNG, и отредактировать его. Для создания профиля необходимо сфотографировать шкалу Color Checker и построить по ней профиль (ил. 3.29). Последняя бета-версия DNG Profile Editor была выпущена 22 октября 2008.

Для загрузки профилей необходима Camera Raw 4.5 либо Lightroom версии 2.0 или более поздних. Профили могут быть использованы в любых Raw-конверторах, которые поддерживают стандарт DNG 1.2.

Обратите внимание, что различные профили работают только с RAW-файлами. Профили не поддерживают изображения, преобразованные, например, в TIFF или JPEG.

Также вкладкой Camera Calibrate можно воспользоваться для творческого преобразования RAW-файла.

Как найти удаленную работу ?

Стремительный рост востребованности удаленной работы в Интернете привел к появлению множества специализированных ресурсов, которые выполняют роль посредника между заказчиками и исполнителями. Работа дома не всегда позволяет эффективно искать постоянных клиентов, а последние регулярно нуждаются в новых исполнителях для постоянных или разовых задач.



Буду признателен за плюсики, лайки и ретвиты! Заранее спасибо!

В связи с частыми вопросами на тему влияния различных внутрикамерных настроек на исходный RAW-файл при проявке его в сторонних конвертерах, я решил провести небольшой тест и расставить все точки над i.

Сначала нужно отключить в камере всевозможные настройки, предназначенные для улучшения изображения. Это различное подавление шума, автокоррекция яркости, приоритет светов и т.д.

Тест проводился с использованием камеры Canon EOS 6D и объективов Canon EF 24-70L f/2.8 II USM и Canon EF 100L f/2.8 Macro IS USM.

Для открытия RAW использовался конвертер Adobe Camera Raw.

Теперь можно начинать. Для того, чтобы увидеть разницу (если она есть), наведите курсор мыши на изображение.

1. Приоритет светов.

D+ или D-Lighting, могут быть и другие названия, в зависимости от фирмы-производителя. Настраиваем экспозицию так, чтобы получить некоторую отсечку в светлых областях изображения. Если настройки действительно оказывают влияние на исходный RAW-файл, то при включении D+ мы должны получить в светах гораздо больше деталей. Посмотрим, что же получилось.

Видно, что данная настройка практически не оказывает влияния на изображение (если используются сторонние конвертеры). Оно есть, но совсем незначительное.

2. Подавление шума на высоких ISO.

Для этого теста я установил значение ISO 6400. Если настройки шумоподавления оказывают влияние на исходный RAW, то при его включении мы должны получить существенное снижение шума. Что же происходит на самом деле?

Видно, что уровень шума не изменился, следовательно, данная настройка не считывается сторонними конвертерами.

3. Подавление шумов на длинной выдержке.

С помощью данной настройки мы должны получить удаление шумов, возникающих при длительной выдержке (шум от темновых токов). При этом камера делает еще один кадр без экспонирования матрицы, с той же выдержкой, поэтому время, необходимое для получения снимка, увеличивается вдвое. Затем шум этого кадра вычитается из исходного. Не следует путать этот шум с тем, который возникает при увеличении ISO.

Давайте проверим, будет ли Camera Raw считывать эти данные. Я установил выдержку 10 сек, соответствующим образом отрегулировав освещение.

Как видите, кадры абсолютно идентичны, то есть, сторонние конвертеры не смогут прочитать данную настройку.

4. Автокоррекция яркости.

При включенном параметре происходит перераспределение яркости пикселей таким образом, чтобы проявить больше деталей в тенях.

Как видно из результатов теста, при работе со сторонними конвертерами никакой коррекции не происходит.

5. Стили изображения.

Для этого теста были сделаны два снимка с идентичными параметрами, но один с использованием стандартного стиля изображения, на другом я выкрутил на максимум настройки контраста, насыщенности, резкости и цветового тона.

Как видите, снимки остались абсолютно идентичными.

Общий вывод: при использовании стороннего программного обеспечения, а это любые RAW-конвертеры, кроме поставляемых на CD вместе с камерой, вышеперечисленные внутрикамерные настройки (и им подобные) не оказывают практически никакого влияния на исходный RAW-файл либо это влияние чрезвычайно слабое.

При использовании фирменного программного обеспечения, поставляемого с камерой, все настройки будут прочитаны при открытии RAW-файла и применены при конвертации.

Большинство современных цифровых камер отличаются корректной цветопередачей. Ушли в прошлое времена, когда цветные фотографии выглядели так, как будто их снимали через цветные фильтры. Более того, если снять цветовую мишень с установками в камере JPEG -sRGB или JPEG -AdobeRGB , то попадание в цвет при лабораторном контроле будет довольно точным.

Многие студийные камеры и ПО для них позволяют использовать технологию управление цветом. Для конкретного источника освещения управление цветом с помощью профиля можно без особого труда реализовать, как постпроцесс для любой камеры (допускающей ручные установки экспозиции, баланса белого и контраста). Для этого надо лишь построить профиль камеры так, как это описано в статье «Профили для цифровых камер. Пакет XLProfiler»). А затем «присвоить» профиль файлу-снимку в графическом редакторе.

Одно из основных препятствий для внедрения управления цветом в съемочную технику - непостоянство источника освещения. Если требуется точное попадание в цвет, то калибровать камеру нужно, фактически, под каждую конкретную съемку (под каждый конкретный источник света). С другой стороны, при оперативной съемке точное попадание в цвет редко является важным критерием качества. Заложенные в камеру или ПО алгоритмы коррекции баланса белого и «пересчета» фильтров на матрице в RGB-цвета файлов JPEG/TIFF/RAW, как отмечалось выше, работают вполне корректно. Калибровка камеры в Adobe Camera RAW

В модуле есть подменю «Калибровка камеры» :

Подменю называется «Калибровка» и вообще не предназначено для выполнения задач управления цветом. В этом подменю всего семь «движков»: для коррекции цветового оттенка теней и трех основных цветов в координатах «оттенок-насыщенность». Фактически, это дополнительная возможность цветокоррекции изображений, получаемых с помощью конкретной камеры, для которой профиль «заложен» в Camera RAW или содержится в файле TIFF/JPEG/DNG (Camera RAW теперь открывает и эти файлы, а в поле «Имя - Профиль камеры» можно выбрать внедренный в них профиль, RAW-файлы пока не поддерживают профили). Целью такой цветокоррекции может быть как более точная цветопередача, так и намеренное искажения цветов, к примеру, для имитации съемки в ИК-диапазоне.

В общих чертах процесс выглядит так:
съемка мишени в определенных условиях освещения в RAW,
обработка RAW-файла в Camera RAW в подменю «Основной» для коррекции экспозиции, контраста, баланса белого и оттенка/насыщенности,
калибровка в окне «Калибровка камеры» по цветовым координатам мишени,
сохранение построенного калибровочного набора параметров, как «пользовательского набора» или «набора по умолчанию».

Методика, предложенная Брюсом Фрезером , предполагает калибровку по трем полям R, G, B мишени Macbeth Color Checker. Ручная калибровка

Опишем процесс калибровки, предложенный Брюсом Фрезером .

Прежде чем приступить к калибровке, нужно снять в RAW мишень Macbeth Color Checker. Затем приготовить цифровую идеализированную мишень, преобразовав ее исходник в пространстве LAB (ссылка на файл приведена выше) в то цветовое пространство, в котором вы привыкли работать (поддерживаемые Camera RAW пространства Adobe RGB или ProPhoto , к примеру). Для ручной калибровки удобно нанести на цветовые поля мишени их цифровые значения и распечатать такую мишень или вывести в независимом окне на дисплей, если он достаточно большой.

Когда подготовительные операции выполнены, открываем в Camera RAW снимок мишени и начинаем калибровку:

Первый этап

Открыв мишень в Camera RAW , устанавливаем «пипетки цветов» на серые поля и настраиваем параметры изображения в подменю «Основной» . Сначала, по второму серому полю устанавливаем «баланс белого», затем по первому «экспозицию», по третьему и четвертому - «яркость», по второму, пятому и шестому полю «контраст» и «точку черного». Возможно, потребуется два-три этапа регулировок всех параметров для того, чтобы координаты снимка с точностью до ошибки (неоднородность полей на снимке в пределах трех единиц R, G, B можно считать такой ошибкой) совпали с координатами не цветных полей на идеализированной мишени.

После настройки «контраста/яркости» по шести нецветным полям переходим к настройке координат «синего», «зеленого» и «красного» полей. Рекомендуется с помощью регулятора «насыщенности» добиться максимально близкого идеальному значения цвета для «зеленого» поля.

Второй этап

Следующий этап - собственно калибровка:

Калибровка начинается с настройки «Тени», если у «черного» поля имеется цветной оттенок (напомним, баланс белого настраивался пипеткой баланса белого по «второму серому» полю и «черное» поле может иметь посторонний оттенок). Далее переходим к настройке цветового тона и насыщенности для «синего», «зеленого» и «красного» полей.

После нескольких десятков минут калибровки и нескольких исписанных заметками листов бумаги, удается приблизиться к идеалу, но не очень близко - ошибка по отдельной компоненте цвета достигает 10-15 единиц (при начальной ошибке до 20-30 единиц) при калибровке конкретной камеры Canon PowerShot G2 .

Полезно изначально пользоваться рекомендациями Брюса Фрезера . Начинать с «зеленого» поля, «привыкнуть» к тому, что движок «цветовой тон» почти не влияет на тот цвет, которым именуется, и сильно «раздвигает» два других цвета (к примеру, увеличение красного «цветового тона» почти не меняет красную компоненту цвета, но увеличивает зеленую и почти всегда уменьшает синюю ), а движок «насыщенность» синхронно меняет содержание в «смеси цветов» двух компонент, кроме той, которой сам именуется (к примеру, при увеличении насыщенности красного синхронно уменьшаются обе компоненты зеленого и синего ).

Третий этап

Столкнувшись с невозможностью настроить вручную цвета лучше, чем с точностью в десяток единиц, я отказался от использования инструмента «Калибровка». Но в новой версии Camera RAW , кроме калибровки есть еще подменю выборочной коррекции цветов «HSL» . Если к настройке привлечь его возможности, то удается попасть в цвет не только для трех, но для большего числа полей мишени:

Отметим, что подменю Camera RAW «HSL» и «Разбиение тона » вообще более эффективный инструмент калибровки, чем сама «Калибровка».

Использование калибровки

Когда нужная точность калибровки достигнута, остается сохранить «калибровку» и применять ее, если это потребуется или вообще сохранить ее как настройку «по умолчанию» для конкретной камеры и конкретного осветителя:

Полуавтоматический процесс калибровки с помощью AcrCalibrator

Ручная калибровка трудоемкий рутинный процесс. Для его автоматизации можно воспользоваться модулем для Photoshop AcrCalibrator , созданным Томом Форсом (Thomas Fors) . С его можно загрузить сам модуль и инструкцию по применению. Когда готовилась статья, корректно работала с ACR версиями до 4.1. Тем, кто будет пробовать модуль, загрузив с сайта Adobe пробный Photoshop и последний ACR к нему, следует скачать так же ACR 4.1 и установить его на место более свежих конверторов RAW файлов.

Работать с AcrCalibrato r не сложно. Его (файл AcrCalibrator.jsx) нужно загрузить в папку PhotoshopCS3/Presets/Scripts и перегрузить Photoshop . Снимок мишени открывается в Camera RAW в режиме 8 бит/цвет, ProPhoto RGB, наименьшего разрешения (для ускорения обработки). Баланс белого устанавливается по второму слева «серому» полю. Файл открывается в Adobe Photoshop . Инструментом «перо» на мишени нужно нарисовать прямоугольник, выставив его углы в центры полей мишени: «темная кожа» - «белый» - «черный» - «зелено-голубой» (угловые поля нужно выбрать именно в такой последовательности). Затем запустить скрипт и подождать. В моем случае скрипт выдал на экран данные калибровки примерно через полтора часа.


На иллюстрации приведено окно отчета AcrCalibrator, идеализированная мишень и окно Adobe Camera RAW с введенными установками, полученными с помощью AcrCalibrator. Если сравнить цветовые координаты «синего», «зеленого» и «красного» полей идеальной мишени и мишени, полученной с установками AcrCalibrator, станет ясно, что и автомат не может уменьшить ошибку цветопередачи до менее чем десяти единиц.



Чтобы убедиться в том, что при работе AcrCalibrator не произошло ошибки, можно запустить его повторно. Повторный обсчет, как видно по фрагментам, приведенным выше, дает результат с точностью до ошибки идентичный первому измерению.


Для сравнения приведем данные о настройках, полученных при ручном режиме калибровки:


Чтобы сравнить эффективность различных вариантов калибровки приведем фрагменты мишени, полученные разными способами. Настройки «Основной» - одинаковые для всех способов и соответствуют тем, которые были найдены при калибровке в ручном режиме, так как именно они обеспечивают наиболее близкие идеальным координаты «серых» полей. Отличаются настройки в окнах подменю «Калибровка» и «HSL» (установки «HSL» отличаются от «по умолчанию» только в случае «ручной калибровки» по методу Брюса Фрезера ).

Левая верхняя четверть - идеализированная мишень. Правая верхняя - результат обработки снимка в Camera RAW с установками «по умолчанию» для камеры Canon PowerShot G2. Левая нижняя четверть - обработка в Camera RAW с ручными установками «калибровки» и «HSL» для трех основных цветов R, G, B, насыщенных желтого и пурпурного. Правая нижняя четверть - обработка в Camera RAW с установками калибровки, полученными с помощью AcrCalibrator.


Как только появился Photoshop CS с Camera RAW и вышла книга Брюса Фрезера , я испытал методику для камеры Canon PowerShot G2 . Оказалось, что вручную добиться хорошего (с некоторой небольшой ошибкой) попадания «в цвет» по координатам не просто. Но еще хуже то, что и после калибровки остальные поля (те, по которым калибровка не производилась) мишени не приводятся к своим числовым значениям. Стоит ли тратить на такую калибровку время? Есть задачи, при решении которых точное попадание в определенные цвета может быть актуально. Для таких калибровка подходит. Но просто «улучшать» цветопередачу с помощью «Калибровки», скорее всего, не очень хорошая идея.

Сначала о том, что такое Raw и с чем его едят. Чтобы понять, вкратце вспомним, как работает цифровой фотоаппарат (неважно, цифромыльница или профессиональная зеркальная камера, все везде абсолютно одинаково). Свет через объектив попадает на светочувствительный сенсор, который состоит из миллионов чувствительных элементов. Изначально получается черно-белое изображение, которое затем разбивается на цветовые пиксели с помощью своеобразных решеток, называемых фильтрами Байера. На выходе с матрицы мы имеем Raw-файл (от английского «сырой»), который затем с помощью специальных алгоритмов микрокомпьютера фотоаппарата сжимается, корректируется и преобразуется в хорошо знакомый нам Jpeg .
При этом значительная часть информации безжалостно отбрасывается.


Почему все больше людей предпочитают съемку в формате Raw? Ответ прост:

1. Не нужно думать о настройках фотоаппарата (резкость, насыщенность, контрастность и т.д.) – они всегда стоят в среднем положении.

2. Нет необходимости настраивать баланс белого. Его всегда можно подогнать позже с точностью до , либо по любой нейтральной точке, причем без потери качества.

3. Если вы ошиблись с выбором экспозиции, можно скорректировать ее позже без потери качества, причем до 4 ступеней, что абсолютно невозможно сделать с файлами Jpeg .

4. Из Raw легко сделать файлы Jpeg или Tiff любого качества, при этом у вас останется оригинал. Поэтому файлы Raw часто называют цифровыми негативами. Исходная глубина цвета составляет от 12 до 16 бит , против 8 в jpeg , поэтому легко восстановить информацию в светах или глубоких тенях.
5. В jpeg каждое последующее преобразование файла приводит к потере информации, то есть ухудшению качества. В Raw этого не происходит.


Недостатком формата является большой объем файла (примерно в 2 -3 раза больше, чем аналогичный файл jpeg ).


Коротко пройдемся по интерфейсу модуля. Для примера я взял Adobe Camera Raw 4.6 для русской версии Adobe Photoshop CS3 . Модуль состоит из 8 вкладок , кнопки переключения которых показаны цифрой 1 .


На первой вкладке представлены основные регулировки (2 ).


На верхней строке показаны пиктограммы инструментов, в которых несложно будет разобраться тем, кто уже знает азы Adobe Photoshop (без этого не стоит начинать знакомство с CameraRaw). При наведении на них курсора мыши появляются всплывающие подсказки. Кликнув на нижнюю строку (3 ) можно открыть диалоговое окно настроек цветового профиля и разрешения исходного изображения.


На второй вкладке представлена мастер-кривая композитного канала RGB .

Настраивать (на профессиональном жаргоне «гнуть») кривую можно либо ползунками (параметрическая кривая) либо с помощью установки и перемещения контрольных точек (точечная).


На третьей вкладке регулируется резкость изображения, а также можно уменьшить цветовой и монохроматический шумы.


Чтобы наблюдать изменения на изображении, нужно обязательно увеличить размер до 100% .

Четвертая вкладка предоставляет большие возможности управления цветом, регулировки гораздо точнее и разнообразнее, чем в Adobe Photoshop .

Можно осуществить тонкую настройку насыщенности, яркости, сдвинуть определенные цвета по цветовой шкале. Также при желании можно добиваться самых разнообразных фантастических эффектов, эффектов кросспроцессинга.

Здесь же можно произвести смешение цветовых составляющих в градации серого, то есть перевести снимок в черно-белый.

Пятая вкладка поможет устранить посторонние оттенки в тенях или светах, если съемка проводилась в сложных условиях освещения, и цветовой баланс в светах и тенях различен. Здесь также можно добиться определенных эффектов.

Шестая вкладка служит для устранения хроматических аберраций (появление цветных ореолов вокруг ярких предметов) и эффекта виньетки при съемке со вспышкой.

С помощью следующей вкладки можно создать собственные профили камеры для разных условий съемки.

На последней вкладке можно выбрать созданный вами профиль, настройки которого будут применены к изображению.

Желающие досконально изучить модуль Camera Raw могут сделать это с помощью соответствующей специальной литературы, так как подробное описание всех функций и настроек занимает книгу приличного формата.


Шаг 1

Откроем файл в программе Adobe Photoshop . При этом автоматически запускается модуль Camera Raw .


Проанализируем изображение, чтобы представить план дальнейших действий. Нам нужно:

1. Изменить баланс белого в сторону более теплых тонов. Обычно глаз лучше воспринимает теплые тона, чем холодные.

2. Настроить экспозицию.

3. Проявить детали в темных областях изображения.

4. Сделать цвета изображения более насыщенными и разнообразными. В этом случае мы уже воспользуемся программой Adobe Photoshop и цветовым пространством Lab , которому нет равных в расширении цветового диапазона.

5. Убрать ненужные шумы и усилить резкость. Здесь также обратимся к фотошопу, так как арсенал его методов в этом вопросе значительно богаче.

В этом направлении и будем работать.

Шаг 2: Настройка баланса белого

Делается проще простого - немного перемещаем ползунок «Температура » в сторону желтой области спектра.


В каждом случае нужно поступать индивидуально, иногда все сводится к единственному клику мыши в нейтральной области, но в большинстве случаев приходится регулировать два ползунка. Немного потренировавшись, вы поймете, как это просто.

Шаг 3: Настраиваем экспозицию

Все также очень просто – передвигаем соответствующий ползунок вправо для увеличения экспозиции, влево – для уменьшения.

Шаг 4

Проявим детали в затемненных областях. Для этого передвинем ползунок параметра «Заполнение светом » чуть вправо:

Шаг 5

Теперь откроем наше изображение в программе Adobe Photoshop . Для этого просто кликнем по кнопке «Открыть изображение ». Наш файл откроется в знакомой нам программе.
Переводим изображение в режим Lab : (Изображение - Режим - Lab).

Создаем корректирующий слой (Кривые). Придаем нужную форму кривым, в каждом случае она будет индивидуальной, в данном случае у меня получились кривые, показанные на рисунках.

Преимущество корректирующего слоя в том, что вы можете в любой момент изменить форму кривых, непрозрачность слоя, режим его наложения, применить стили. Вот результат применения кривых.


Теперь сливаем слои, нажав Shift+Crtl+E .


Шаг 6.

В завершении используя любые методы, убираем шум и повышаем резкость изображения.