Жанры русских народных песен. Народные песни: частушки, колыбельные, обрядовые. История народной музыки

народная - и строить, и жить помогает.. .

ПесняНаша песня\В буднях ликовала,- \Что ж, веди ее с собою в бой. \Запевай же, \первый запевала, И полки затянут за тобой.. . Михаил Светлов

ПесняНе доверяй словам печальной песни, \Тебя сожгу палящих жалоб речью. \Но мой огонь в груди погаснет, если\Тебя не встречу. Сулейман Великолепный, султан Османской империи. Перевод В. Каденко

ПесняНе знаю, где они пели, \Птицы – пели и пели –\Птицы, которые пели… Хуан Рамон Хименес. Перевод И. Поляковой-Севостьяновой ПЕСНЯ ЗИМЫ


песняНе знаю, оттуда ль\Их нега звучит, \Но русская удаль\В них бьет и кипит; Алексей К. Толстой
песняНе могу разобраться, \Хоть вой, хоть тресни, \Куда девать песню\В конце концов? \А может, братцы, \Кончается песня\И падает в землю\Белым лицом? Михаил Анчаров АНТИМЕЩАНСКАЯ ПЕСНЯ (Из книги "Этот Синий Апрель")

ПесняНе разлучайте песен с веком,… Их постигает обмеленье, Как глубь речного рукава. Меняются века и мненья, Приходят новые слова. Георгий Леонидзе. Перевод Б. Пасттернака СТАРЫЙ БУБЕН

ПесняНе соловьев Байдара песня мне слышна, \Не дев Салгира – шум лесов литовских снится, \Мне влажный мох топтать приятней, чем дивиться, \Как золот ананас и ягода красна. Адам Мицкевич. Перевод Б. Романова СТРАННИК

ПесняНе так ли ты поешь для хладной красоты? \Опомнись, о поэт, к чему стремишься ты? \Она не слушает, не чувствует поэта; \Глядишь - она цветет; взываешь - нет ответа. Александр Пушкин

ПесняНе успел он кончить этой песни -\ Крики "Vivat!" огласили зал; \Только круль махнул рукой, нахмурясь: \ Дескать, песни эти я слыхал! КАЗИМИР ВЕЛИКИЙ 1874 Посв. памяти А. Ф. Гильфердинга

ПесняНе чернилами написана она - \Кровью красною в лихие времена, \И поют ее не птицы в облаках, \А народ в бою с наганами в руках. Гирш Глик. Перевод Я. Кандрора ПАРТИЗАНСКИЙ ГИМН

ПесняНегромкой песней у огня, \Слезою поздней... \Но так же было до меня. \И будет после. Андрей Дементьев После нас А. Вознесенскому

ПесняНелепая песня\Заброшенных лет. \Он любит ее, \А она его - нет. \ Наум Коржавин 1962 Из сборника "Времена", Избранное 1976 ГРУСТНАЯ САМОПАРОДИЯ

ПесняНемного их. Не славны и не громки, \Они в века не перейдут, мой друг... \Ни современники, ни гордые потомки\Не склонят к ним заворожённый слух. Анатолий Александров Мои песни 6 авг. 1907, Ник. жел. дор.

ПесняНесло же, палимому, бровей коромысло\из глаз колодцев студеные ведра. \В шелках озерных ты висла, \янтарной скрипкой пели бедра? \В края, где злоба крыш, \не кинешь блесткой лесни. \В бульварах я тону, тоской песков овеян: \ведь это ж дочь твоя -\моя песня\в чулке ажурном\у кофеен! Владимир Маяковский

ПесняНет в моих песнях ни топи искусства, Нет в них ни музыки, ни красоты; В них я излил свои юные чувства, В них я излил дорогие мечты. Алексей Гмырев

ПесняНет, не жди ты песни страстной, Эти звуки - бред неясный. \Томный звон струны; Но, полны тоскливой муки, Навевают эти звуки\Ласковые сны. Афанасий Фет

ПесняНет, эти дни не возвратятся миру, \Оплачь, солдат, позор великий наш! \Поэт, разбей умолкнувшую лиру, \Из этой скорби песнь ты не создашь! \Теперь, когда тевтонские отряды\У всех застав стоят настороже – \Одна лишь песнь прорвется сквозь преграды. \Друзья мои! Споем из Беранже! Гюстав Надо. Перевод А. Арго

Из поколения в поколение в народе передается огромное количество музыкально-поэтических произведений. Их совокупность составляет то, что принято называть народной музыкой, а иначе - фолк-музыкой или музыкальным фольклором.

Народная музыка является частью фольклора и традиционно передается «из уст в уста», то есть не имеет письменной формы. При этом следует учитывать тот факт, что фольклорная музыка свойственна не только устным, но и письменным общественно-историческим формациям. Поэтому целесообразно рассматривать народную музыку как значимую часть музыкального искусства в целом, противопоставляемую музыке академической и популярной.

Формирование народной музыки

Считается, что народная музыка оформилась в дописьменный период. Иначе говоря, пока не появилась возможность фиксировать на бумаге музыкальные произведения, вся существовавшая музыкальная традиция передавалась устным способом, а значит, имела главную черту народной музыки.

В этот период и сформировались основные характерные черты фольклорной музыки. Исследование их ввиду отсутствия письменных источников весьма затруднено. Можно идти путем поиска аналогий в смежных сферах человеческой деятельности либо анализировать немногие имеющиеся письменные или материальные источники (в частности летописи, найденные древние музыкальные произведения…). Еще один способ - анализ современной народной музыки, которая во многом наследовала принципы своих древних форм.

Религиозные истоки народной музыки

Вопрос взаимосвязи музыки народной и духовной остро стоит по сей день. С одной стороны, религиозные песни, приобретая популярность в народе, постепенно переходили в категорию народной музыкальной традиции. В частности, так случилось с религиозными рождественскими песнями в Польше, Франции, Англии и Германии, которые со временем стали считаться народными (коляды, кароли, ноэли…). С другой стороны, часто народная музыка развивалась в противовес религиозным канонам.

Этапы эволюции народной музыки

Историки музыки выделяют три этапа развития музыкального фольклора.

Первый этап касается истории общества, который принято ограничивать моментом первых упоминаний о племени, с одной стороны, и периодом официального принятия единой государственной религии в выросшем из этого племени обществе - с другой.

Второй этап развития народной музыки - когда окончательно оформились отдельные народности и появился фольклор в своей классической форме. В Европе народный фольклор данного периода был представлен устными произведениями так называемой крестьянской музыки.

Эпоха третья касается современности, точнее новой и новейшей истории. Ее основная черта - разнообразие. В большинстве стран это в первую очередь переход к капиталистическому строю и развитие городской культуры. Для народной музыки современного периода характерна смена традиций, зарождение новых форм.

Однако ввиду различия общественно-исторических особенностей, народная музыка в разных странах на современном этапе развивается по-разному. В частности, в восточных странах не наблюдается как такового разделения народной музыки на крестьянскую и городскую традицию, как в Европе.

Если рассматривать европейскую народную музыку, то в ней четко прослеживаются все три выше изложенных этапа развития. Так, древнейшие формы фольклора эпического и обрядового перешли в период лирических жанров в Средневековье, а на современном этапе обзавелись письменной формой и танцевальным сопровождением.

Русские народные песни - важная составляющая фольклора. Это музыкально-поэтическое отражение быта, традиций и истории русского народа. Авторы этих песен забыты, но сами песни передаются из поколения в поколение, хотя у некоторых из них всё же прослеживается литературное происхождение.

Истоки возникновения

Истоком русского народного музыкально-поэтического творчества можно назвать крестьянские песни и былинный эпос древнерусской эпохи. В древности песня отражала мировоззрение и историю народа (былины) и сопровождала быт и основные события в жизни семьи: посевные работы и уборку урожая, смену времён года, а также свадьбы, похороны, рождение детей.

История развития народной песни и музыки

Частично проследить историю русской народной песни можно с XVII века. В знаменитом памятнике литературы того времени – «Домосторое» есть упоминания шутливых песен. В силу строгих нравов, царивших в старину, такое творчество осуждалось и даже объявлялось «бесовским». В эпоху царя Алексея Михайловича даже существовало предписание изымать и ломать найденные в доме музыкальные инструменты (тогда играли на сурнах, харях, домрах и гуслях).

Совершенно другое отношение было к акафистам, псалмам и тропарям – песнопениям, связанным с церковной жизнью и житиями святых. Их признавали полезными для духовного развития человека.

В результате старинные народные песни исполнялись, как правило, во время праздничных застолий.

Правление Петра Первого и его дочери Елизаветы Петровны принесло России множество перемен, и люди столкнулись с новыми реалиями. В результате возникли новые жанры народных песен, например, солдатские, а персонажами стали не только добры молодцы, красны девицы и былинные богатыри, но и подьячие, писари, солдаты и офицеры и т. д. Кроме того, постепенно (вплоть до ХХ – XIX вв.) стал развиваться городской романс, и новые народные песни отчасти копировали его.
В XIX веке появился новый жанр – частушки. Это шуточные четверостишия, написанные пятистопным хореем и исполняемые под характерную мелодию (между прочим, частушки бывают не только народные, но и авторские).

Жанры русских народных песен

Жанры – это разновидности песен по форме и содержанию. Основные известные жанры русских народных песен:

  • Былины . Это эпические песни о героях-богатырях.
  • Обрядово-календарные - масленичные, обжинковые, колядки, веснянки. Они сопровождали смену времён года и связанную с этим работу в поле (раньше большая часть населения жила в сельской местности и работала на земле), народные загадки (их тоже пели, причём чаще всего во время святочных гаданий).
  • Обрядово-семейные - свадебные, вьюнишные, колыбельные песни, а также причитания и плачи, которые исполнялись на похоронах.
  • Лирические . Основные темы – несчастная любовь, тяжёлая жизнь крестьянина, а иногда – разлука с родной страной; в эту же группу входят разбойничьи и трудовые песни (бурлацкие, солдатские и ямщицкие).
  • Частушки . Это шуточные песни-четверостишия. Они высмеивали как пороки отдельных людей (друзей и знакомых исполнителя, а также представителей власти), общественной жизни (бедность) так и просто сочинялись из хулиганства и касались интимной сферы (их так и называют – хулиганские частушки).

Герои русских народных песен

В древнерусских и старинных русских народных песнях основными персонажами были:

  • Былинные богатыри – Микула Селянинович, Вольга, Ставр Годинович, Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
  • Языческие божества – Масленица и Кострома и другие, а позднее – и ассоциирующиеся с ними православные святые, например, Агафья-Коровница.
  • Члены семьи – это касалось обрядовых песен, которые посвящались жениху и невесте, их друзьям и родственникам (в свадебных песнях), младенцу (вьюнишные и колыбельные песни), покойному (плачи и причитания).
  • Животные – такие персонажи характерны для колыбельных («Придёт серенький волчок»).

Во времена Российской Империи, а затем и Советского Союза стали выделяться некоторые другие персонажи:

  • Представители всех слоёв тогдашнего общества: солдаты, офицеры, подьячие, сельские старосты, обычные крестьяне, рабочие, разбойники, бурлаки и т. д.,
  • Любимый человек (лирические песни и озорные/хулиганские частушки).
  • Отдельно следует сказать, что некоторые частушки на военные темы высмеивали неприятеля, поднимая боевой дух солдат и населения.

Народные песни являются превосходным свидетельством огромного таланта людей, которые проживают на определенной территории. Они отражают исторические события, содержимое легенд и сказок. Такое творчество содержит огромную внутреннюю силу, свойственную гражданам государства, которые их сочинили.

Подобные произведения не умеют возраста и пользуются огромной популярностью. Их исполняют со сцены во время больших праздников и затягивают в финале посиделок за столом в узком кругу близких родственников. В каждой мелодии таится неумная сила гордого народа, борьба за свободу и независимость, человеческое горе и печаль, вера в сказку и надежда на лучшее будущее. Слова народных песен редко нужно учить наизусть: их знают все, от мала до велика практически с самого рождения.

Сочинение про Народные песни 6, 8 класс

Народная песня – это средство выражения и передачи духа того, или иного народа. У каждого они отличаются своими индивидуальными чертами, которые отражают и традиции, и культуру.

Русские народные песни слышим мы и до сих пор. Мало кто не знает самые распространенные из них. Да и как не знать наследие своего народа? Особенно, когда оно так богато.

Много песен сложил наш народ. Передавались они на протяжении столетий из уст в уста, от родителей к детям. Так и дожили они до наших дней, изменяясь и совершенствуясь.

Разнообразны направления и назначения русских народных песен. Почти каждое событие отмечено ими. Разным временам года и различным трудовым действия посвящались они. И понятно: ведь с песней веселей работать! Почти каждому народному празднику, событию есть соответствующие. Игралась ли свадьба, рождалось ли дитя, - народ слагал песню в честь этого.

Происходили значимые для страны и народа события – опять в память о них складывалась песнь, передавая значимость их и отношение к ним людей. И посвящались они, как и тяготам простого народа, так и радостным переменам в их жизни.

Немало сложено песней, прославляющих народных героев. К ним можно отнести и былины, которые сейчас воспринимаем мы больше как сказки. Вернее, это – сказания, предания старины глубокой. Они тоже складывались на протяжении веков. А исполнялись когда-то они именно как песни.

Множество хранится в кладовых народной памяти и различных прибауток, потешек. Их тоже можно отнести к песням. Их издревле применяли люди для того, чтобы что-то объяснить, донести до ребенка, или же просто развлечь его. А чтобы привлечь его внимание, произносились они нараспев.

А сколько народных колыбельных песен дожило до нашего времени! И, они и теперь звучат из уст многих матерей.

И, конечно же, до сих пор пользуются известностью и популярностью лирические народные песни. Они рассказывают о чувствах человека, о переживаниях. Их очень много.

Народная песня – это богатое наследие. Каков сам народ – таковы и его песни. А если они мелодичны и разнообразны – значит, и народ богат культурно и духовно!

8 класс русский язык

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Родной язык в моей семье

    В моей семье говорят на русском языке. Это родной язык для меня и моих родителей. Великий и могучий - русский язык

  • Сочинение Вишневый сад по пьесе Чехова рассуждение

    А.П.Чехов написал пьесу «Вишневый сад» в 1904 году. Она стала последним творческим произведением писателя. В пьесе Чехов сосредоточил все отрицательные черты русских помещиков, их никчемность и жадность

  • Сочинение Тайга наша кормилица хлипких не любит по рассказу Васюткино озеро

    В одном из таежных поселков жила семья Шадриных. У них был сын Вася. Взрослые занимались, на реке Енисей, промыслом рыбы и охотой. В поисках богатого улова они уплывали далеко, в низовья, и подолгу жили в избушке на берегу

  • Мечта – это несуществующая в настоящем реальность, созданная игрой воображения человека. Ей еще только предстоит перерасти в огромное желание. Тогда она начнет обрастать очертаниями, мелкими подробностями

  • Сочинение Мое читательское взросление 8 класс рассуждение

    Книга занимает значительное место в моей жизни! Интерес к чтению возник у меня еще совсем в раннем детстве, примерно в два года. Мама очень часто покупала яркие книжечки в толстой картонной обложке

Районная научно-практическая конференция учащихся

Секция «Мир моих увлечений»

Тема: «Народная песня – зеркало народной жизни»

Работу выполнил

Иванова Елизавета,

учащаяся 4 класса «Б»

МБОУ «СОШ №56»

Научный руководитель:

Лыченкова Ирина Витальевна,

учитель музыки

МБОУ «СОШ №56»

Новокузнецк 2015 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3-4

Основная часть…………………………………………………………………..5-11

Заключение……………………………………………………………………....11-13

Список используемой литературы……………………………………………..13

Введение

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем. Это относится и к прошлому нашего народа. Как жили русские люди, как работали, как отдыхали. Какие они соблюдали обычаи и традиции? Ответить на этот вопрос – значит восстановить связь времени, вернуть утраченные ценности. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знакомят нас с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием. Народное музыкальное творчество Н. В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями». Песни – это самый популярный и массовый жанр фольклора. Их поет весь народ от мало до велика. Поистине, песня – это душа народа. Извечные народные стремления к добру и красоте нашли в ней глубоко эмоциональное и высокохудожественное выражение. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народного нравственного – эстетического идеала целые поколения. Благодаря своей задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает глубокое воздействие на эмоциональный мир детей.

Среди обучающихся 4 –х классов МБОУ «СОШ №56» мною был проведен опрос по теме: «Русская народная песня». (Слайд 2) Задавались следующие вопросы: Нужна ли нам народная песня? Какие записи русских народных песен есть у вас дома? Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему? О чем поется в русских народных песнях? Какие народные коллективы нашего города вы знаете?

Анализ результатов диагностики.

Было опрошено 130 учащихся . Исходя, из результатов анкет выяснилось, 87 % учащихся на вопрос «Нужна ли народная песня» ответили, что нужна. Песня нужна, чтобы узнать, как жили русские люди, как работали, как отдыхали, какие они соблюдали обычаи и традиции. Был и такой вариант ответа: чтобы подарить радость любителям русской народной песни. 13 % ответили, что песня не нужна.

На вопрос, «Какие записи русских народных песен есть у вас дома» 93% отметили записи концертов Надежды Бабкиной, 23% - Надежды Кадышевой, 12% - Людмилы Зыкину и 7% ответили, что у них нет записей русских народных песен.

На вопрос, «Какие из русских народных песен вам больше всего нравятся и почему» учащиеся выделили песни, которые проходили на уроке «Солдатушки, бравы ребятушки », «Светит месяц», «Частушки», «Ой, мороз», «Калинка».

«О чем поется в русских народных песнях?» 93% ответили, что о любви и нелегкой женской доле на Руси. 7% - о том, чем жил человек, о том и пел.

На вопрос, «какие народные коллективы нашего города ты знаешь» 97 % отметили ансамбль «Ромашка» и 3% ответили - не знаю.

Исследуя работы, я пришла к выводу, что в настоящее время многие дети мало знают народные песни и мало знакомы с русским фольклором, многие так и не заинтересованы русским народным творчеством. (Слайд 3)

Цель работы: привлечь внимание моих сверстников к русским народным песням.

Задачи:

1. Выяснить, насколько хорошо мы знаем культуру своего народа.

2. Анализ русской народной песни «Матушка, матушка, что во поле пыльно…»

3. Изучить, проанализировать и систематизировать материал по выбранной теме.

Объект моего исследования: русская народная песня.

Предмет исследования: протяжная лирическая русская народная песня.

В качестве гипотезы я предполагаю следующее: русская народная песня будет жить до тех пор, пока жив русский народ.

Основная часть

Песня всегда была рядом и в радости, и в горе. От самого рождения и до самой смерти. Русская народная песня - , слова и которой сложились исторически в ходе развития . У народной песни нет определённого автора или автор неизвестен. Русская народная песня самобытна, красочна, ее мелодия глубоко раскрывает сюжет, создает единый, законченный художественный образ. На уроках музыки мы выделили особенности русских народных песен: (Слайд 4)

1.Старинные слова;

2.Внутреслоговые распевы;

3.Соло и подхват;

4.Ак капелла;

5.Напевность, протяжность;

6.Название равно началу.

Народная песня, как звучащая летопись, раскрывает историю нашего народа. Чем бы человек ни занимался: жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой огромную баржу - всюду ему помогала песня. Пели и за рукодельем, пели о тяжелой женской доле. Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения то не было на рассказ и пение. Бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть и сплясать и сказочку рассказать. Русские народные песни подразделяют на жанры и виды. Самую подробную классификацию я нашла на сайте интернета «Википедия». (Слайд 5)

Эпические народные песни:

1.Былины

2.Исторические песни

3.Баллады

Обрядовые народные песни:

1.Песни календарного круга

2.Обрядово-бытовые (свадебные, погребальные, плачи – причитания, колыбельные и др.)

Хороводные, игровые, плясовые песни:

1.Лирические хороводные (круговые хороводы шествия)

2.Комедийно – шуточные

3.Скорые хороводные

4.Удалые молодецкие

5.Беседные, гостевые и др.

Трудовые народные песни:

1.Сельские (посевные, жатвенные)

2.Фабричные

3.Бурлацкие (артельные, и др.)

Песни революционной борьбы:

1 Революционные песни борьбы и протеста

3.Патриотические песни и др.

Городские народные песни. Частушки:

1.Российская песня

2.Городская песня

3.Припевки, припляски

4.Страдания и др.

Протяжные лирические песни:

1.Женские лирические (семейно-бытовые, любовные)

2.Мужские лирические (любовные, ямщицкие, рекрутские, солдатские)

3.Общие лирические и др.

В тех песнях, в которых ведется разговор о судьбе каждого человека: о том, что ему дорого, что он любит, о чем печалится, о чем мечтает, называют лирическими. Именно лирическим песням я хочу посвятить свою работу. Им свойственны плавные мелодии на широком дыхании, пропевание нескольких звуков на один слог. Поэтому эти песни еще называют протяжными. Чувства людей или события, описываемые в песне, часто сначала как бы переживаются в природе:

Не дождичком бело лицо смолкло -

Смочило бело лицо слезами.

Не морозом ретивое познобило –

Полюбило сердце тоской-кручиной.

Песни-размышления, песни-мечтанья, песни-рассказы о пережитом. Мелодии этих песен задушевные, с частыми вздохами «аи», «ой», темп неспешный, неторопливый.

У народа много песен о родном доме, о разлуке с ним. Ведь в крестьянских семьях каждый ребенок был лишним ртом, и его старались отдать «в люди», т.е. в работники. Девушек выдавали замуж, навсегда в чужую семью, а юношей забирали в рекруты (на службу, которая длилась 25 лет). Человек тосковал по родным батюшке и матушке, и тоску эту изливал в пес­нях. Умирает раненый боец во чистом поле, в последний час мысли его о родном доме. Человек счастлив, когда он чувствует себя вольным, свободным, когда рядом с ним дорогие, близкие родные люди. И в последний час мысли человека обращены к родному дому.

Человек не может жить без любви. И об этом народ сочинил самое большое количество песен. В них - о счастливой любви, когда добрый молодец с красной девицей, как голубь с голубушкою, рядом и глядят, не наглядятся друг на друга. И люди все на них любуются, и радости их завидуют. Но таких песен немного.

Чаще добрый молодец и красна девица разлучаются, потому что предстоит «ясному соколу» дальняя дороженька или потому, что любил-любил молодец девицу, да «спокинул»:

Ванечка, ты мой, миленький дружок,

Да куда же ты, соколик, уезжаешь,

На кого ты меня спокидаешь?

Остаюсь одна я в горе,

Во слезах, как в море.

Особенно тяжела разлука, когда выдали девицу замуж за другого. И поет добрый молодец: «Прощай, радость, жизнь моя!»

На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовал свой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. В зависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» – «в два стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол» (только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковых свадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памяти своя, единственная в своем роде, свадьба. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и тем же законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом, свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательные этапы, по которым развивалось свадебное действо.

Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались», «комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Поэтическая свадебная действительность отлична от того, что совершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная; жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона (дом жениха) – «слезами полита»… Все как в сказке.

На Руси молодые люди вступали в брак в возрасте 13-15 лет. Все, кто засиделся в невестах или женихах до 20 лет, вызывали опасения у соседей и знакомых. Родители старались найти подходящую пару для своего ребенка, когда тот только начинал ходить и говорить. Мнение самих детей практически никогда не учитывалось, так как старшее поколение было более опытным и знающим. Отсюда и пошли поговорки: «Стерпится - слюбится», «С лица воды не пить» и многие другие.

Не могло не отразиться такое положение вещей в русской песне.

СЛУШАНИЕ: русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Людмилы Зыкиной. (Слайд 6)

Песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» построена в форме диалога девушки и матери. Глядя в ноты, можно увидеть Тему дочери и Тему матери.

Взволнованное обращение дочери построено на повторяющихся нисходящих и вновь взлетающих интонациях, которые не получают завершения. Смятение, тревога, переживание, драматический накал чувств. Успокаивающие ответы матери построены на неторопливой, постепенно спускающейся мелодии, которая приводит к устою (устойчивому звучанию в тонике). Покорность, смирение с безвыходной ситуацией.

Песня звучит напряжённо, в миноре. Почему героиня песни так встревожена?

Понять смысл песни и всего происходящего в ней помогут вам произведения художников.

Посмотрите на картины «Приготовление невесты к венцу» В. Феклистова, (Слайд 7) В.В.Пукирёва «Неравный брак» (Слайд 8), (Слайд 9) «Сватовство майора» Павла Федотова.

Какие эмоции переживают героини этих картин? Смятение, тревога или покорность своей доле? Эти переживания схожи с настроением героини песни «Матушка…»?

Свадебные песни привлекают нас ясностью формы, гармоническим сочетанием слова и музыки, откристаллизованностью интонаций. Наиболее ярко запечатлены семейные взаимоотношения, тяжелое положение женщины в патриархальной семье в этих песнях.

...Избывал ты меня, родный батюшка, Единым - то вечером.

Ты хотела меня, родная матушка, Во терем - то посадить.

Посадила меня, родная матушка, Во тоску - кручинушку.

Сегодня вряд ли кто-то соблюдает все правила проведения свадьбы. Наверное, из традиционного обряда остался только выкуп невесты. И уже точно никто не поет обрядовых песен на свадьбе.

Есть некоторые моменты, объединяющие все народные песни – это символы.

Горькая полынь в русской народной поэзии - это символ тоски, печали. Тосклива и печальна была жизнь народа порабощенной Руси.

... Ну и вот, жена, те работница,

С Руси русская полоняночка...

Полоняночка, с Руси русская,

Она глазами лебедей стережет,

А руками кудель пряжет,

А ножками колыбель колышет...

Такие образы, как месяц - символ отца, солнце - матери и звезды - детей, а также месяц-молодец (муж) и зорюшка-девушка (жена).

Довольно широко в народных лирических песнях в роли символов выступают различные птицы. Так, символом молодца в них чаще всего являются соловей, сокол, селезень и голубь. Символом девушки в них являются белая лебедушка, серая утица, пава и сизая голубка. Символом печальной девушки или горькой женской доли, как правило, в песнях выступает серая кукушка.

Еще шире, чем из мира птиц и животных, в традиционных лирических песнях в качестве символов выступают предметы растительного мира. Например, очень часто символом девушки в них являются белая береза, калина, малина и сладка вишня. Птица клюет вишню - молодец сватает девушку и т. д.

Символом женщины в народных лирических песнях, как правило, являются груша, сосна, рябина и осина.

В качестве символа молодца в народных песнях чаще всего выступает дуб, а иногда хмель или виноград.

Свадебные песни были и веселые (для гостей), и грустные (невесту оплакивали).

Заключение

В дружном кругу, в одиночестве и в шумной компании, в минуты радости и печали - повсюду с нами песня. Старинные и современные, задушевные и распевные задорные и озорные - все они в наших сердцах. Поэтическое содержание песен отражает различные стороны быта, семейных и социальных отношений, мыслей и чувств русского народа. С особым почтением, русский человек относился к песне, и не только потому, что она сопровождала его от рождения до смерти, но и, вероятно, потому что для исполнения песни требовалось особое, возвышенное состояние души. Народная песня и исцеляла, и утешала, воспитывала и поучала, предостерегала и веселила, забавляла и высмеивала. «Веселуха», «У нас нонче субботея», « Рассыпала Маланъя бобы...».

Не стоит удивляться, почему наш народ так трепетно относится к пению и песне. Песня, во всех ее проявлениях, была естественной потребностью самовыражения. Только духовно богатый и талантливый народ мог создать, ценить и постоянно воссоздавать такие шедевры. Не зря говорят, что песня - душа народа.

Изучая русскую народную песню, с восхищением осознаешь, как она богата, щедра, талантлива, искренна, чиста. Песня отражала и хранила в памяти поколений историю нашей Родины!

В песнях раскрывается судьба народа, неповторимый национальный характер во всем его богатстве мыслей и чувств.

Как добрая и мудрая наставница, песня внушает нам любовь к преданиям и обычаям родной земли, к ее героям и мастерам. Песня учит жить по законам справедливости, помогать в трудную минуту ближним, не бояться страданий, отстаивая правду и свое человеческое достоинство.

Подобно вольной птице, песня не признает государственных границ и свободно перелетает из одной страны в другую. У народной песни завидная судьба. Исчезают бесследно из памяти модные на один сезон «хиты» и «шлягеры». А народная песня вырывается из плена забвения и снова звучит чисто и свежо в устах людей другой эпохи.

На гулянье можно услышать веселую частушку или народную песню. А ребята из поколения в поколение передают загадки, считалки, дразнилки, не думая при этом, что они являются хранителями народной музыкальной мудрости.

Вот в этом бессмертии и заключается великая тайна национального характера народной песни. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение. Разве отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народное творчество, не является одной из высших духовных ценностей русского народа.

Материал работы может быть использован на уроках музыки, мировой художественной культуры, для бесед на классных часах.

Литература

    Алексеева О. И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: Белгород, 2006

    Кнызева Д. В. Истоки возникновения и формирования русской комической оперы последней трети XVIII века в тесной связи с изучением народной песни. 2011

    Щуров В. М. Песня, традиция, память.- М.: Государственное музыкальное издательство, 1987.