Юзабилити-тестирование: создание мобильного приложения, которому будут доверять. Анализ юзабилити мобильных приложений

Компании по юзабилити тестированию выполняют такую верификацию для того, чтобы помочь разработчикам создать быстрые и простые в использовании приложения. Главная цель – обеспечить удобство пользования приложением, создать интерфейс, соответствующий общим стандартам.

Выполняя юзабилити тестирование, тестировщику нужно:

  • убедиться, что кнопки соответствующего размера и что они удобны для больших пальцев;
  • расположить кнопки в одной области экрана, чтобы не сбивать с толку пользователей;
  • проверить, расположены ли изображения и иконки в соответствии со средой приложения;
  • убедиться, что цвет кнопок, выполняющих те же функции, совпадает;
  • убедиться, что система функционирует корректно при увеличении и уменьшении масштаба;
  • обеспечить минимальный ввод с клавиатуры;
  • выяснить, можно ли вернуться или отменить действие в случае нажатия неверной клавиши;
  • выяснить, не перегружены ли контекстные меню, так как они предполагают быстрое использование;
  • проверить, насколько текст прост, понятен и виден ли пользователю;
  • убедиться, что короткие предложения и абзацы читабельны;
  • найти оптимальный размер шрифта;
  • убедиться, что в случае загрузки большого объема информации, приложение предупреждает пользователя о возможных сбоях;
  • проверить, возможно ли выйти из приложения в любом режиме работы, и возобновит ли оно работу в том же режиме;
  • проверить, все ли строки отображаются на необходимом языке, и содержит ли приложение опцию перевода;
  • убедиться, что компоненты приложения синхронизируются с действиями пользователя;
  • обеспечить руководство, которое могло бы помочь понять приложение и использовать его эффективно.

Тестирование мобильного приложения выполняется с помощью участия пользователей, так как только реальные люди могут понять субъективные ощущения, вызванные работой с приложением.

Тестирование мобильных приложений — это метод тестирования, нацеленный на определение уровня удобства пользования, обучаемости, понятности и привлекательности для целевой аудитории продукта, разрабатываемого в контексте определенных условий.

Уровень юзабилити оценивается следующими пунктами:

  • Производительность и эффективность – сколько времени и этапов потребуется пользователю для выполнения основных заданий приложения; например, разместить новость, зарегистрироваться, совершить покупку (чем меньше нужно времени и шагов – тем лучше).
  • Точность – сколько ошибок совершает пользователь во время работы приложения?
  • Активация памяти (напоминание) – как долго пользователь помнит, как пользоваться приложением после задержки в работе в течение длительного периода времени? (Повторяющееся выполнение операций после задержки должно быть быстрее, чем у нового пользователя).
  • Эмоциональная отдача – как чувствует себя пользователь после выполнения задачи: он испытывает смешанные чувства, стресс, или ему, наоборот, все понравилось? Посоветует ли он систему своим друзьям?

Два принципа улучшения удобства пользования:

  • «Защита от дурака» — если в поле предлагается ввести номер телефона, то диапазон должен быть ограничен только номерами, и клавиатура должна быть оформлена соответствующим образом. То же должно быть сделано для электронной почты и других элементов, предполагающих ввод данных.
  • Цикл Деминга (Plan-Do-Study-Act) – это означает, что информация о дизайне и удобстве пользования должна быть принята от существующих пользователей и основанная на их мнении, должны быть спланированы изменения приложения.

Наблюдая за пользователями мобильных приложений и изучая их поведение, можно сделать вывод о том, что люди плохо воспринимают сложный дизайн и медленную работу программы. Пользователи терпеть не могут ждать запуска приложения или загрузки данных, а чтение справки о работе приложения наводит на них тоску. Вспомните когда вы последний раз читали многостраничный гайд о работе мобильного приложения? Я не могу припомнить ни одного.

Понятия «инструкция использования мобильного приложения» не существует. Пользователи хотят сразу после установки приложения, понять как оно работает. Если этого не удается, они ищут и устанавливают более удобный инструмент. Поэтому мы говорим про юзабилити мобильного приложения как об обязательном этапе при разработке мобильного приложения . Без него можно упустить сразу несколько моментов: лояльность, установки, «время жизни» приложения у пользователя.

Основы юзабилити мобильных приложений

Юзабилити (от англ. usability - возможность использования, полезность, способность быть использованным) - качественная мера, определяющая удобство пользования интерфейсом.

Синоним юзабилити: степень удобства использования. Юзабилити определяется комбинацией факторов, которые оказывают влияние на опыт пользователей:

  • Эффективность использования – скорость и удобство использовании для решения задач пользователя;
  • Количество ошибок – как часто пользователи допускают ошибки при работе с приложением. Уровень ошибок и возможность их исправления;
  • Простота обучения – как быстро пользователь может освоить выполнение простых задач и действий, если видят интерфейс приложения впервые;
  • Интуитивный интерфейс – насколько просто пользователи могут повторить выполнение задачи или навигацию по разделам приложения;
  • Субъективное восприятие – эстетическое восприятие пользователей, им «нравится» работа с приложением.

Правило первое: эффективность использования

Это самый важный критерий при оценке интерфейса. Как достичь максимальной эффективности приложения? Составьте список задач которые будут выполнятся чаще всего. Уделите этим задачам первоочередное внимание при проектировании экранов приложения. Понаблюдайте за существующими пользователями. Задачи из этого списка должны выполняться быстро и просто. В этом вам могут помочь следующие принципы:

1. Спроектируйте понятную навигацию и удерживайте пользователя в контексте задачи при переходе между экранами

При работе с устройствами, у которых маленький дисплей, трудно воспринимать большое количество информации с одного «экрана», поэтому рекомендуем создать несколько «экранов» и разнести контент по ним. Сделайте удобную навигацию между экранами приложения, чтобы пользователь отчетливо понимал, где он находится, как ему вернуться назад и что именно он сейчас делает.

2. Соблюдайте непрерывность работы с приложением

При работе с приложением, мы периодически начинаем заниматься другими делами, а затем снова возвращаемся в приложение. Задача состоит в том, чтобы в то время, когда пользователь вернется к приложению, он оказался в том же месте, где ему пришлось прерваться и с теми же данными, которые он вводил.

3. Текст должен быть читаем

У пользователя не должно быть проблем с восприятием информации с экрана мобильного приложения. Оптимальный размер шрифта для чтения - ваш друг и помощник.

4. Формы для пользователя, а не пользователь для форм

Подбирайте размер поля в формах максимально подходящим к формату данных. Если в полях остается пустое пространство или данные не помещаются, появляется неуверенность в правильности введенных данных. Запрашивайте только ту информацию, которая необходима для совершения операции. Если пользователь что-то из необходимого вводил ранее, запомните это и просто предзаполните нужное поле.

Правило второе: обработка ошибок

Повышает работоспособность с приложением в случае нештатных ситуаций.

1. Должно быть понятно

Простое сообщение об ошибке будет с большей вероятностью. Если из сообщения будет ясно, как решить появившуюся проблему, пользователи будут вам благодарны. Не утомляйте их терминами и аббревиатурами.

2. Опережайте возникновение ошибок

Используйте предупреждения о «критичных или необратимых изменениях». Это намного лучше, чем сообщение «Все ваши данные удалены. Спасибо». Всегда информируйте пользователя о возможных последствиях до принятия им решения.

Из-за размера мобильной клавиатуры при вводе текстовых сообщений возникает много опечаток. Поэтому при наборе, если возможно, сразу предлагайте варианты в выпадающем списке. После того, как пользователь заполнил поле, проверьте его содержимое на корректность и подтвердите правильность введенных данных, поставив галочку или изменив цвет поля, например, на зеленый.

3. Разрешайте отменять совершенные действия

Для защиты пользователя от «необдуманных или инфантильных ошибок», после которых велика вероятность обращения в техподдержку с требованием «Верните как было». Предусматривайте возможность отката критических изменений, например, опубликованных постов, важных данных или удаления аккаунта целиком. Для этого достаточно будет перевести удаленные данные в «Корзину» в облаке или на самом устройстве, в которой они будут храниться с возможностью восстановления некоторое время до полного удаления. Для удаленного аккаунта достаточно прислать письмо с инструкцией и ссылкой для восстановления на почту.

При совершении платежных операций, таких, как например, покупка товара, заказ услуги, перевод денег и прочее, дублирование уведомлений с полной платежной информацией и возможностью аннулирования заказа на почту давно является хорошим тоном.

Сложно выделить важные и не очень важные пункты при разработке успешного мобильного приложения. На практике может оказаться абсолютно все иначе, а пользователь совершенно не тем, кем мы его представляли.

Никто не любит сырой продукт и, при возникновении любых проблем с мобильным приложением, гневно вспоминает криворуких разработчиков. Заказчику и пользователям не важно, сколько сил было потрачено на реализацию хитрого алгоритма кэширования приложения в фоновом режиме. В большинстве случаев, они по-настоящему оценят только визуальную часть и работу с интерфейсом.

Для своих сотрудников мы создали чек-лист распространенных ошибок в юзабилити мобильного приложения. Этот список стал удобным инструментом для тест-драйва очередного продукта перед сдачей. Мои коллеги-разработчики проверяют по нему самих себя, а тестировщики - принимают работу программистов.

Итак, приступим.

Работа с экранами

    Все навигационные элементы на дисплее обязаны иметь достаточный размер и быть расположенными на оптимальном расстоянии друг от друга (таком, чтобы пользователь однозначно попадал по нужным);

    Приложение не должно падать при быстром многократном нажатии одной и нескольких кнопок одновременно;

    Никаких пустых экранов. Важно, чтобы пользователь, на каждом этапе работы с приложением, понимал, что ему делать дальше, и что происходит прямо сейчас.

Ресурсы памяти

    Утечка памяти может возникать во время продолжительной работы внутри приложения, и на окнах со значительным количеством изображений. Часто проявляется, если кэширование картинок работает некорректно;

    Ошибки приложения могут появляться в ответ на недостаток памяти для функционирования ОС смартфона - тестируйте как во время работы в фоновом, так и в активном режиме;

    Системные ошибки при переносе или установке приложения на SD-карту - очевидная, но распространенная проблема;

Технические особенности дисплеев и ОС мобильных устройств

    На ретина-дисплеях текст и другие элементы интерфейса показываются мельче, чем на обычных. Соответственно, если изображения для ретина-экрана попадут в неретина версию - они могут отобразится просто огромными;

    Должна быть предусмотрена адаптация приложения к ландшафтному и портретному режиму смартфона;

    Проверка версии ОС при установке обязана исключить возможность установки приложения на не поддерживаемое мобильное устройство;

    Важно, чтобы визуальные компоненты приложения соответствовали своему назначению по смыслу и концепциям платформы (решения,оптимальные для одной платформы, запросто могут стать неуместными в другой);

Реакция на внешние раздражители

    Оповещения других приложений, звонки, SMS, MMS;

    Зарядка устройства.

    Разрядка, выключение или изъятие аккумулятора устройства;

    Время и условия перехода устройства в режим ожидания, включая защиту паролем;

    Отключение и включение сотовой сети, режима в самолете, Bluetooth, GPS.

    Подключение и отключение USB-кабеля, SD-карты и других внешних устройств;

    Утеря связи с прокси или сервером;

Локализация

    Проверка правильности и корректности перевода;

    Уточнение соответствия всех надписей формам и кнопкам, к которым они относятся;

    Проверка специфических особенностей интернационализации, разделителей в числах, форматов дат. Например, мы привыкли к дате в формате ДД.ММ.РР, в то время, как для американцев общепринятая ММ.ДД.РР.

Обратная связь

    Скорость отклика элементов интерфейса должна быть достаточно большая, даже на самых слабых устройствах из всех, которые поддерживает ваше приложение;

    Индикатор загрузки контента или соответствующее сообщение о требуемом времени должно показываться в каждый момент ожидания;

    Оповещения с ошибкой доступа к сотовой сети, Bluetooth, GPS должны отображаться корректно;

    Сообщения-предостережения должны быть очевидны для пользователя, если он пытается удалить важную информацию;

    Уведомления об окончании игры или процесса должны отображаться всегда и корректно;

    Важна синхронность уведомлений (звуков и вибраций приложения) с другими событиями, которые отображаются на экране.

Обновления

    Должна поддерживаться та же версия операционной системы, что и у предыдущей версии приложения - если обновленная версия приложения использует новый функционал операционной системы, то нужно сделать урезанную версию приложения для предыдущих поддерживаемых версий ОС.

    Все данные пользователя внутри приложения обязаны сохраняться после установки обновленной версии.

Приведем простой пример из практики компании - Lifestyle приложение TRENDMEON . В изначальной версии приложения, при первом запуске приложения скачивалась сразу вся база скидок, и потом отображалась локально.

Но вскоре обнаружилась проблема - если у пользователя был медленный интернет, база скидок подгружалась медленно. Пользователи воспринимали это как глюк. Они считали, что приложение зависло и выходили из него. После первых нескольких негативных отзывов мы изменили алгоритм отображения скидок (теперь подгружается не вся база сразу), чем уменьшили время ожидания при первом заходе до 1 секунды. Дополнительно мы уведомляем пользователя о возможных задержках при первом заходе в приложение.

Примеров мелочей, которые оказывались ключевыми, было немало в нашей практике. Мы будем рады, если наш обобщенный список основных из них поможет и другим компаниям в разработке их собственных мобильных приложений. Приглашаем обменяться опытом в комментариях.

Живя в эпоху Big Data, интернета вещей и смартфонов, мы регулярно устанавливаем новые приложения, которые запрашивают наши персональные данные и местоположение, просят согласия на отслеживание нашего поведения в сети. Очевидно, что за всеми этими запросами стоит желание владельцев продукта собрать как можно больше данных о пользователях, оптимизировать собственный продукт и увеличить конверсию.

Однако последние исследования говорят о том, что пользователи не слишком-то охотно делятся своими персональными данными. Так, согласно данным Global Consumer Trust Report 2016 года, число пользователей, который с легкостью делятся своими данными с приложением, снизилось с 21% в 2013 году до 15% в 2015 году. Число тех, кто вынужденно делится данными для того, чтобы продолжать пользоваться приложением выросло до 41% (по сравнению с 33% в 2014 году).

И если для одних приложений запрос на совершение определенных действий — это необязательная опция, то другие просто не смогут работать, если не получат согласия пользователей. Например, если работа приложения напрямую зависит от месторасположения пользователя, то отказ в предоставлении данных о геолокации сведет смысл существования продукта к нулю.

Может ли тестировщик мобильного приложения изменить ситуацию к лучшему и повысить уровень доверия пользователя к приложению? Конечно, может! Если это специалист по проведению юзабилити-тестирования.

Стоит помнить, что дизайн играет очень большую роль. Чем проще пользователю будет взаимодействовать с продуктом, тем быстрее он проникнется доверием и поделится желаемыми данными.

В этой статье мы собрали несколько советов экспертов a1qa по проведению грамотного юзабилити-тестирования:

Проверьте, как приложение запрашивает разрешения

Один из пунктов, на который стоит обратить внимание — это пользовательский интерфейс, а точнее, диалоговые окна. Обратите внимание на то, как приложение просит разрешения у пользователя.

Существует множество способов запросить у пользователей их данные: реализовать опцию входа в приложение через аккаунт социальных сетей (соответственно, приложению станет доступна вся информация аккаунта), предлагать бонусы за выполнение определенного действия и так далее.

Независимо от того, какую стратегию использовали разработчики, одно условие должно быть выполнено обязательно: пользователь должен четко понимать, зачем это нужно и что он получит взамен. В процессе установки приложения или ответа на дополнительные вопросы, у пользователя не должно быть сомнений.

В некоторых приложениях пользователю задается бесконечное количество вопросов. Наш совет: не следует запрашивать разрешения до того времени, как оно действительно понадобится. Если же ограничить число вопросов не представляется возможным, то хорошим решением может стать разработка нового окна с индикатором прогресса.

Обратите внимание, не перегружен ли интерфейс

Приложение не должно нагружать пользователя ненужной информацией. Следуйте простому правилу: одно окно — одно действие. Лучше иметь множество понятных окон, чем одно заполненное до отказа. Если это правило нарушено, у вас есть все основания указать это в отчете по проведенному тестированию.

Обеспечьте интуитивную навигацию

Навигация в приложении должна быть простой. Используемые символы не должны вызывать вопросов или требовать пояснений. При этом каждый элемент навигации должен приводить к ожидаемому результату. Кроме того, хорошая навигация должна сообщать пользователю о его текущем нахождении в приложении. Отсутствие такой индикации является, пожалуй, одной из наиболее распространенных ошибок, которые встречаются во многих приложениях.

Проверьте читабельность текста

Сможет ли пользователь разобрать текст в приложении, находясь на улице? А внутри помещения? Кроме того, обратите внимание на цветовой контраст между элементами, чтобы с тестируемым приложением могли работать слабовидящие пользователи.

Не прекращайте тестировать продукт

Зачастую случается так, что мобильное приложение выглядит хорошо на настольном ПК, но никуда не годится на мобильном устройстве.

Или продукт был качественно разработан, но не прошел тестирование на реальных пользователях и дефекты проявились позже.

Чтобы избежать подобных сценариев, должно проходить на реальных пользователях и на реальных устройствах. Базовые проверки можно провести своими силами, но для полного тестирования удобства пользования приложением лучше обратиться к профессиональной команде.