Топология «общая шина». Что такое Ethernet
Ethernet
(читается эзернет
, от лат. aether - эфир) - пакетная технология передачи данных преимущественно локальных
.
Стандарты Ethernet определяют проводные соединения и электрические сигналы на физическом уровне, формат
кадров и протоколы управления доступом к среде - на канальном уровне модели OSI. Ethernet в основном
описывается стандартами IEEE группы 802.3. Ethernet стал самой распространённой технологией ЛВС в середине
90-х годов прошлого века, вытеснив такие устаревшие технологии, как Arcnet, FDDI и Token ring.
История создания
Технология Ethernet была разработана вместе со многими первыми проектами корпорации Xerox PARC.
Общепринято считать, что Ethernet был изобретён 22 мая 1973 года, когда Роберт Меткалф (Robert Metcalfe)
составил докладную записку для главы PARC о потенциале технологии Ethernet. Но законное право на
технологию Меткалф получил через несколько лет. В 1976 году он и его ассистент Дэвид Боггс (David Boggs)
издали брошюру под названием «Ethernet: Distributed Packet-Switching For Local Computer Networks».
Меткалф ушёл из Xerox в 1979 году и основал компанию 3Com для продвижения компьютеров и локальных
вычислительных сетей (ЛВС). Ему удалось убедить DEC, Intel и Xerox работать совместно и разработать
стандарт Ethernet (DIX). Впервые этот стандарт был опубликован 30 сентября 1980 года. Он начал
соперничество с двумя крупными запатентованными технологиями: token ring и ARCNET, - которые вскоре были похоронены под накатывающимися волнами продукции Ethernet. В процессе борьбы 3Com стала основной компанией в этой отрасли.
В стандарте первых версий (Ethernet v1.0 и Ethernet v2.0) указано, что в качестве передающей среды
используется коаксиальный кабель, в дальнейшем появилась возможность использовать витую пару и оптический
кабель.
Причинами перехода на были:
- возможность работы в дуплексном режиме;
- низкая стоимость кабеля «витой пары»;
- более высокая надёжность сетей при неисправности в кабеле;
- большая помехозащищенность при использовании дифференциального сигнала;
- возможность питания по кабелю маломощных узлов, например IP-телефонов (стандарт Power over Ethernet, POE);
- отсутствие гальванической связи (прохождения тока) между узлами сети. При использовании коаксиального кабеля в российских условиях, где, как правило, отсутствует заземление компьютеров, применение коаксиального кабеля часто сопровождалось пробоем сетевых карт, и иногда даже полным «выгоранием» системного блока.
Причиной перехода на оптический кабель была необходимость увеличить длину сегмента без повторителей.
Метод управления доступом (для сети на ) - множественный доступ с контролем несущей и
обнаружением коллизий (CSMA/CD, Carrier Sense Multiple Access with Collision Detection), скорость передачи
данных 10 Мбит/с, размер пакета от 72 до 1526 байт, описаны методы кодирования данных. Режим работы
полудуплексный, то есть узел не может одновременно передавать и принимать информацию. Количество узлов в
одном разделяемом сегменте сети ограничено предельным значением в 1024 рабочих станции (спецификации
физического уровня могут устанавливать более жёсткие ограничения, например, к сегменту тонкого коаксиала
может подключаться не более 30 рабочих станций, а к сегменту толстого коаксиала - не более 100). Однако
сеть, построенная на одном разделяемом сегменте, становится неэффективной задолго до достижения
предельного значения количества узлов, в основном по причине полудуплексного режима работы.
В 1995 году принят стандарт IEEE 802.3u Fast Ethernet со скоростью 100 Мбит/с и появилась возможность
работы в режиме полный дуплекс. В 1997 году был принят стандарт IEEE 802.3z Gigabit Ethernet со скоростью
1000 Мбит/с для передачи по оптическому волокну и ещё через два года для передачи по витой паре.
Разновидности Ethernet
В зависимости от скорости передачи данных и передающей среды существует несколько вариантов технологии.
Независимо от способа передачи стек сетевого протокола и программы работают одинаково практически во
всех ниже перечисленных вариантах.
Большинство Ethernet-карт и других устройств имеет поддержку нескольких скоростей передачи данных,
используя автоопределение (autonegotiation) скорости и дуплексности, для достижения наилучшего
соединения между двумя устройствами. Если автоопределение не срабатывает, скорость подстраивается под
партнёра, и включается режим полудуплексной передачи. Например, наличие в устройстве порта Ethernet
10/100 говорит о том, что через него можно работать по технологиям 10BASE-T и 100BASE-TX, а порт
Ethernet 10/100/1000 - поддерживает стандарты 10BASE-T, 100BASE-TX и 1000BASE-T.
Ранние модификации Ethernet
- Xerox Ethernet - оригинальная технология, скорость 3Мбит/с, существовала в двух вариантах Version 1 и Version 2, формат кадра последней версии до сих пор имеет широкое применение.
- 10BROAD36 - широкого распространения не получил. Один из первых стандартов, позволяющий работать на больших расстояниях. Использовал технологию широкополосной модуляции, похожей на ту, что используется
в кабельных модемах. В качестве среды передачи данных использовался коаксиальный кабель. - 1BASE5 - также известный, как StarLAN, стал первой модификацией Ethernet-технологии, использующей витую пару. Работал на скорости 1 Мбит/с, но не нашёл коммерческого применения.
10 Мбит/с Ethernet
- 10BASE5, IEEE 802.3 (называемый также «Толстый Ethernet») - первоначальная разработка технологии со скоростью передачи данных 10 Мбит/с. Следуя раннему стандарту IEEE использует коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 50 Ом (RG-8), с максимальной длиной сегмента 500 метров.
- 10BASE2, IEEE 802.3a (называемый «Тонкий Ethernet») - используется кабель RG-58, с максимальной длиной сегмента 185 метров, компьютеры присоединялись один к другому, для подключения кабеля к сетевой
карте нужен T-коннектор, а на кабеле должен быть BNC-коннектор. Требуется наличие терминаторов на каждом
конце. Многие годы этот стандарт был основным для технологии Ethernet. - StarLAN 10 - Первая разработка, использующая витую пару для передачи данных на скорости 10 Мбит/с.
В дальнейшем эволюционировал в стандарт 10BASE-T.
Несмотря на то, что теоретически возможно подключение к одному кабелю (сегменту) витой пары более чем
двух устройств, работающих в симплексном режиме, такая схема никогда не применяется для Ethernet, в
отличие от работы с . Поэтому, все сети на витой паре используют топологию «звезда»,
в то время как, сети на коаксиальном кабеле построены на топологии «шина». Терминаторы для работы по
витой паре встроены в каждое устройство, и применять дополнительные внешние терминаторы в линии не нужно.
- 10BASE-T, IEEE 802.3i - для передачи данных используется 4 провода кабеля витой пары (две скрученные пары) категории-3 или категории-5. Максимальная длина сегмента 100 метров.
- FOIRL - (акроним от англ. Fiber-optic inter-repeater link). Базовый стандарт для технологии Ethernet, использующий для передачи данных оптический кабель. Максимальное расстояние передачи данных без повторителя 1 км.
- 10BASE-F, IEEE 802.3j - Основной термин для обозначения семейства 10 Мбит/с ethernet-стандартов, использующих оптический кабель на расстоянии до 2 километров: 10BASE-FL, 10BASE-FB и 10BASE-FP. Из перечисленного только 10BASE-FL получил широкое распространение.
- 10BASE-FL (Fiber Link) - Улучшенная версия стандарта FOIRL. Улучшение коснулось увеличения длины сегмента до 2 км.
- 10BASE-FB (Fiber Backbone) - Сейчас неиспользуемый стандарт, предназначался для объединения повторителей в магистраль.
- 10BASE-FP (Fiber Passive)- Топология «пассивная звезда», в которой не нужны повторители - никогдане применялся.
Быстрый Ethernet (Fast Ethernet, 100 Мбит/с)
- 100BASE-T - общий термин для обозначения стандартов, использующих в качестве среды передачи данных . Длина сегмента до 100 метров. Включает в себя стандарты 100BASE-TX, 100BASE-T4 и 100BASE-T2.
- 100BASE-TX, IEEE 802.3u - развитие стандарта 10BASE-T для использования в сетях топологии «звезда». Задействована витая пара категории 5, фактически используются только две неэкранированные пары проводников, поддерживается дуплексная передача данных, расстояние до 100 м.
- 100BASE-T4 - стандарт, использующий витую пару категории 3. Задействованы все четыре пары проводников, передача данных идёт в полудуплексе. Практически не используется.
- 100BASE-T2 - стандарт, использующий витую пару категории 3. Задействованы только две пары проводников. Поддерживается полный дуплекс, когда сигналы распространяются в противоположных направлениях по каждой паре. Скорость передачи в одном направлении - 50 Мбит/с. Практически не используется.
- 100BASE-SX - стандарт, использующий многомодовое волокно. Максимальная длина сегмента 400 метров в полудуплексе (для гарантированного обнаружения коллизий) или 2 километра в полном дуплексе.
- 100BASE-FX - стандарт, использующий одномодовое волокно. Максимальная длина ограничена только
величиной затухания в оптическом кабеле и мощностью передатчиков, по разным материалам от 2х до 10
километров - 100BASE-FX WDM - стандарт, использующий одномодовое волокно. Максимальная длина ограничена только
величиной затухания в волоконно-оптическом кабеле и мощностью передатчиков. Интерфейсы бывают двух
видов, отличаются длиной волны передатчика и маркируются либо цифрами (длина волны) либо одной латинской
буквой A(1310) или B(1550). В паре могут работать только парные интерфейсы: с одной стороны передатчик
на 1310 нм, а с другой - на 1550 нм.
- 1000BASE-T, IEEE 802.3ab - стандарт, использующий витую пару категорий 5e. В передаче данных участвуют 4 пары. Скорость передачи данных - 250 Мбит/с по одной паре. Используется метод кодирования PAM5, частота основной гармоники 62,5 МГц. Расстояние до 100 метров
- 1000BASE-TX был создан Ассоциацией Телекоммуникационной Промышленности (англ. Telecommunications
Industry Association, TIA) и опубликован в марте 2001 года как «Спецификация физического уровня
дуплексного Ethernet 1000 Мб/с (1000BASE-TX) симметричных кабельных систем категории 6
(ANSI/TIA/EIA-854-2001)» (англ. «A Full Duplex Ethernet Specification for 1000 Mbis/s (1000BASE-TX)
Operating Over Category 6 Balanced Twisted-Pair Cabling (ANSI/TIA/EIA-854-2001)»). Стандарт, использует
раздельную приёмо-передачу (по одной паре в каждом направлении), что существенно упрощает конструкцию
приёмопередающих устройств. Ещё одним существенным отличием 1000BASE-TX является отсутствие схемы
цифровой компенсации наводок и возвратных помех, в результате чего сложность, уровень энергопотребления
и цена процессоров становится ниже, чем у процессоров стандарта 1000BASE-T. Но, как следствие, для
стабильной работы по такой технологии требуется кабельная система высокого качества, поэтому 1000BASE-TX
может использовать только кабель 6 категории. На основе данного стандарта практически не было создано
продуктов, хотя 1000BASE-TX использует более простой протокол, чем стандарт 1000BASE-T, и поэтому может
использовать более простую электронику. - 1000BASE-X - общий термин для обозначения стандартов со сменными приёмопередатчиками GBIC или SFP.
- 1000BASE-SX, IEEE 802.3z - стандарт, использующий многомодовое волокно. Дальность прохождения
сигнала без повторителя до 550 метров. - 1000BASE-LX, IEEE 802.3z - стандарт, использующий одномодовое волокно. Дальность прохождения
сигнала без повторителя до 5 километров.
используется.- 1000BASE-CX - стандарт для коротких расстояний (до 25 метров), использующий твинаксиальный кабель
с волновым сопротивлением 75 Ом (каждый из двух волноводов). Заменён стандартом 1000BASE-T и сейчас не
используется. - 1000BASE-LH (Long Haul) - стандарт, использующий одномодовое волокно. Дальность прохождения
сигнала без повторителя до 100 километров.
10-гигабитный Ethernet
Новый стандарт 10-гигабитного Ethernet включает в себя семь
стандартов физической среды для LAN, MAN и
WAN. В настоящее время он описывается поправкой IEEE 802.3ae и должен войти в следующую ревизию
стандарта IEEE 802.3.
- 10GBASE-CX4 - Технология 10-гигабитного Ethernet для коротких расстояний (до 15 метров), используется медный кабель CX4 и коннекторы InfiniBand.
- 10GBASE-SR - Технология 10-гигабитного Ethernet для коротких расстояний (до 26 или 82 метров, в
зависимости от типа кабеля), используется многомодовое волокно. Он также поддерживает расстояния до 300
метров с использованием нового многомодового волокна (2000 МГц/км). - 10GBASE-LX4 - использует уплотнение по длине волны для поддержки расстояний от 240 до 300 метров по многомодовому волокну. Также поддерживает расстояния до 10 километров при использовании одномодового
волокна. - 10GBASE-LR и 10GBASE-ER - эти стандарты поддерживают расстояния до 10 и 40 километров
соответственно. - 10GBASE-SW, 10GBASE-LW и 10GBASE-EW - Эти стандарты используют физический интерфейс, совместимый
по скорости и формату данных с интерфейсом OC-192 / STM-64 SONET/SDH. Они подобны стандартам 10GBASE-SR,
10GBASE-LR и 10GBASE-ER соответственно, так как используют те же самые типы кабелей и расстояния передачи. - 10GBASE-T, IEEE 802.3an-2006 - принят в июне 2006 года после 4 лет разработки. Использует
экранированную витую пару. Расстояния - до 100 метров.
Локальная сеть Ethernet.
Ethernet – изначально коллизионная технология, основанная на общей шине, к которой компьютеры подключаются и «борются» между собой за право передачи пакета. Основной протокол - CSMA/CD (множественный доступ с чувствительностью несущей и обнаружению коллизий). Дело в том, что если две станции одновременно начнут передачу, то возникает ситуация коллизии, и сеть некоторое время «ждет», пока «улягутся» переходные процессы и опять наступит «тишина». Существует еще один метод доступа - CSMA/CA (Collision Avoidance) - то же, но с исключением коллизий. Этот метод применяется в беспроводной технологии Radio Ethernet или Apple Local Talk – перед отправкой любого пакета в сети пробегает анонс о том, что сейчас будет происходить передача, и станции уже не пытаются ее инициировать.
Ethernet бывает полудуплексный (Half Duplex), по всем средам передачи; источник и приемник «говорит по очереди» (классическая коллизионная технология) и полнодуплексный (Full Duplex), когда две пары приемника и передатчика на устройствах говорят одновременно. Этот механизм работает только на витой паре (одна пара на передачу, одна пара на прием) и на оптоволокне (одна пара на передачу, одна пара на прием).
Ethernet различается по скоростям и методам кодирования для различной физической среды, а также по типу пакетов (Ethernet II, 802.3, RAW, 802.2 (LLC), SNAP).
Ethernet различается по скоростям: 10 Мбит/с, 100 Мбит/с, 1000 Мбит/с (1 Гбит/с) . Поскольку давно уже ратифицирован стандарт Gigabit Ethernet для витой пары категории 5е, можно сказать, что для любой сети Ethernet могут быть использованы витая пара, одномодовое (SMF) или многомодовое (MMF) оптоволокно. В зависимости от этого существуют различные спецификации:
· 10 Мбит/с Ethernet: 10Base-T, 10Base-FL (10Base-2 и 10Base-5 существуют для коаксиального кабеля и уже не применяются);
· 100 Мбит/с Ethernet: 100Base-TX, 100Base-FX, 100Base-T4, 100Base-T2;
· Gigabit Ethernet: 1000Base-LX, 1000Base-SX (по оптике) и 1000Base-TX (для витой пары).
Существуют два варианта реализации Ethernet на коаксиальном кабеле, называемые «тонкий» и «толстый» Ethernet (Ethernet на тонком кабеле 0,2 дюйма и Ethernet на толстом кабеле 0,4 дюйма).
Тонкий Ethernet использует кабель типа RG-58A/V (диаметром 0,2 дюйма). Для маленькой сети используется кабель с сопротивлением 50 Ом. Коаксиальный кабель прокладывается от компьютера к компьютеру. У каждого компьютера оставляют небольшой запас кабеля на случай возможности его перемещения. Длина сегмента 185 м, количество компьютеров, подключенных к шине, - до 30.
После присоединения всех отрезков кабеля с BNC-коннекторами (Bayonel-Neill-Concelnan) к Т-коннекторам (название обусловлено формой разъема, похожей на букву «Т») получится единый кабельный сегмент. На его обоих концах устанавливаются терминаторы («заглушки»). Терминатор конструктивно представляет собой BNC-коннектор (он также надевается на Т-коннектор) с впаянным сопротивлением. Значение этого сопротивления должно соответствовать значению волнового сопротивления кабеля, т.е. для Ethernet нужны терминаторы с сопротивлением 50 Ом.
Толстый Ethernet – сеть на толстом коаксиальном кабеле, имеющем диаметр 0,4 дюйма и волновое сопротивление 50 Ом. Максимальная длина кабельного сегмента - 500 м.
Прокладка самого кабеля почти одинакова для всех типов коаксиального кабеля.
Для подключения компьютера к толстому кабелю используется дополнительное устройство, называемое трансивером . Трансивер подсоединен непосредственно к сетевому кабелю. От него к компьютеру идет специальный трансиверный кабель, максимальная длина которого 50 м. На обоих его концах находятся 15-контактные DIX-разъемы (Digital, Intel и Xerox). С помощью одного разъема осуществляется подключение к трансиверу, с помощью другого - к сетевой плате компьютера.
Трансиверы освобождают от необходимости подводить кабель к каждому компьютеру. Расстояние от компьютера до сетевого кабеля определяется длиной трансиверного кабеля.
Создание сети при помощи трансивера очень удобно. Он может в любом месте в буквальном смысле «пропускать» кабель. Эта простая процедура занимает мало времени, а получаемое соединение оказывается очень надежным.
Кабель не режется на куски, его можно прокладывать, не заботясь о точном месторасположении компьютеров, а затем устанавливать трансиверы в нужных местах. Крепятся трансиверы, как правило, на стенах, что предусмотрено их конструкцией.
При необходимости охватить локальной сетью площадь большую, чем это позволяют рассматриваемые кабельные системы, применяется дополнительные устройства - репитеры (повторители). Репитер имеет 2-портовое исполнение, т.е. он может объединить 2 сегмента no 185 м. Сегмент подключается к репитеру через Т-коннектор. К одному концу Т-коннектора подключается сегмент, а на другом ставится терминатор.
В сети может быть не больше четырех репитеров. Это позволяет получить сеть максимальной протяженностью 925 м.
Существуют 4-портовые репитеры для подключения соответственно сразу 4 сегментов.
Длина сегмента для Ethernet на толстом кабеле составляет 500м, к одному сегменту можно подключить до 100 станций. При наличии трансиверных кабелей до 50м длиной, толстый Ethernet может одним сегментом охватить значительно большую площадь, чем тонкий. Эти репитеры имеют DIX-разъемы и могут подключаться трансиверами, как к концу сегмента, так и в любом другом месте.
Очень удобны совмещенные репитеры, т.е. подходящие и для тонкого, и для толстого кабеля. Каждый порт имеет пару разъемов: DIX и BNC, но они не могут быть задействованы одновременно. Если необходимо объединять сегменты на разном кабеле, то тонкий сегмент подключается к BNC-разъему одного порта репитера, а толстый - к DIX-разъему другого порта.
Репитеры очень полезны, но злоупотреблять ими не стоит, так как они приводят к замедлению работы в сети.
Ethernet на витой паре. Витая пара - это два изолированных провода, скрученных между собой. Для Ethernet используется 8-жильный кабель, состоящий из четырех витых пар. Для защиты от воздействия окружающей среды кабель имеет внешнее изолирующее покрытие.
Основной узел на витой паре - hub (в переводе называется накопителем, концентратором или просто хаб). Каждый компьютер должен быть подключен к нему с помощью своего сегмента кабеля. Длина каждого сегмента не должна превышать 100 м. На концах кабельных сегментов устанавливаются разъемы RJ-45. Одним разъемом кабель подключается к хабу, другим - к сетевой плате. Разъемы RJ-45 очень компактны, имеют пластмассовый корпус и восемь миниатюрных площадок.
Хаб - центральное устройство в сети на витой паре, от него зависит ее работоспособность. Располагать его надо в легкодоступном месте, чтобы можно было легко подключать кабель и следить за индикацией портов. Хабы выпускаются на разное количество портов- 8, 12, 16 или 24. Соответственно к нему можно подключить такое же количество компьютеров.
Технология Fast Ethernet IEEE 802.3U. Технология Fast Ethernet была стандартизирована комитетом IEEE 802.3. Новый стандарт получил название IEEE 802.3U. Скорость передачи информации 100 Мбит/с. Fast Ethernet организуется на витой паре или оптоволокне.
В сети Fast Ethernet организуются несколько доменов конфликтов, но с обязательным учетом класса повторителя, используемого в доменах.
Репитеры Fast Ethernet (IEEE 802.3U) бывают двух классов и различаются по задержке в микросекундах. Соответственно в сегменте (логическом) может быть до двух репитеров класса 2 и один репитер класса 1. Для Ethernet (IEEE 802.3) сеть подчиняется правилу 5-4-3-2-1.
Правило 5-4-3-2-1 гласит: между любыми двумя рабочим у станциями не должно быть более 5 физических сегментов, 4 репитеров (концентраторов), 3 «населенных» физических сегментов, 2 «населенных» межрепитерных связей (IRL), и все это должно представлять собой один коллизионный домен (25,6 мкс). Физически из концентратора выходит много проводов, но логически это все один сегмент Ethernet и один коллизионный домен, в связи с ним любой сбой одной станции отражается на работе других. Поскольку все станции вынуждены «слушать» чужие пакеты, коллизия происходит в пределах всего концентратора (на самом деле на другие порты посылается сигнал Jam, но это не меняет сути дела). Поэтому, хотя концентратор - это самое дешевое устройство и, кажется, что оно решает все проблемы заказчика, не рекомендуется использовать эту методику, особенно в условиях постоянного роста требований к ресурсам сетей, и переходить на коммутируемые сети. Сеть их 20 компьютеров, собранная на репитерах 100 Мбит/с, может работать медленнее, чем сеть из 20 компьютеров, включенных в коммутатор 10 Мбит/с. Если раньше считалось «нормальным» присутствие в сегменте до 30 компьютеров, то в нынешних сетях даже три рабочие станции могут загрузить весь сегмент.
Технология Gigabit Ethernet. Следующий шаг в развитии технологии Ethernet - разработка стандарта IEEE-802.32. Данный стандарт предусматривает скорость обмена информацией между станциями локальной сети 1Гбит/с. Устройства Gigabit Ethernet объединяют сегменты сетей с Fast Ethernet со скоростями 100 Мбит/с. Используются сетевые карты со скоростью 1 Гбит/с, а также серия сетевых устройств, таких как коммутаторы и маршрутизаторы. В сети с Gigabit Ethernet используется управление трафиком, контроль перегрузок и обеспечение качества обслуживания (Quality Of Service- QOS). Стандарт Gigabit Ethernet - один из серьезных соперников развивающейся сегодня технологии ATM.
Технологии ATM.
Сеть ATM имеет звездообразную топологию. Сеть ATM строится на основе одного или нескольких коммутаторов, являющихся неотъемлемой частью данной коммуникационной структуры.
Высокая скорость передачи и чрезвычайно низкая вероятность ошибок в волоконно-оптических системах выдвигают на перши план задачу создания высокопроизводительных систем коммутации на основе стандартов ATM.
Простейший пример такой сети - один коммутатор, обеспечивающий коммутацию пакетов, данных и несколько оконечных устройств.
ATM - это метод передачи информации между устройствами в сети маленькими пакетами фиксированной длины, названными ячейками (cells). Фиксация размеров ячейки имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с пакетами переменной длины:
Во-первых, ячейки фиксированной длины требуют минимальной обработки при операциях маршрутизации в коммутаторах. Это позволяет максимально упростить схемные решения коммутаторов при высоких скоростях коммутации;
Во-вторых, все виды обработки ячеек по сравнению с обработкой пакетов переменной длины значительно проще, так как отпадает необходимость в вычислении длины ячейки;
В-третьих, в случае применения пакетов переменной длины передача длинного пакета данных могла бы вызвать задержку выдачи в линию пакетов с речью или видео, что привело бы к их искажению. Модель ATM имеет четырехуровневую структуру. Различают несколько уровней:
Ø пользовательский (User Layer) - включает уровни, начиная с сетевого и выше (TPX/SPX или TCP/IP);
Ø адаптации (ATM Adaptation Layer - AAL);
Ø ATM (ATM Layer);
Ø физический (Physical Layer).
Пользовательский уровень обеспечивает создание сообщения, которое должно быть передано в сеть ATM и соответствующим образом преобразовано. Уровень адаптации (AAL) обеспечивает доступ пользовательских приложений к коммутирующим устройствам ATM. Данный уровень формирует стандартные ATM-ячейки и передает их на уровень ATM для последующей обработки.
Физический уровень обеспечивает передачу ячеек через разнообразные коммутационные среды. Данный уровень состоит из двух подуровней - подуровня преобразования передачи, реализующего различные протоколы передачи по физическим линиям, и подуровня адаптации к среде передачи.
Оконечные устройства ATM - сети, подключающиеся к коммутаторам через интерфейс, называемый UNI - интерфейс пользователя с сетью. UNI может быть интерфейсом между рабочей станцией, ПК, АТС, маршрутизатором или каким угодно «черным ящиком» и АТМ-коммутатором.
Сеть Internet
Всемирная паутина (World Wide Web - WWW), компьютерная сеть информационных ресурсов, через которую пользователь может двигаться, используя связи одного документа с другими. Информация по Всемирной паутине распространяется по компьютерам всего мира. Всемирная паутина часто упоминается просто как «Сеть» (Web).
Сеть стала очень популярным информационным ресурсом с тех пор, как впервые стало возможным представлять изображения и другие мультимедиа продукты в Internet, всемирной сети компьютеров, в 1993 г. Сеть предлагает место, где компании, учреждения, и личности могут отображать информацию относительно их изделий, программ, исследований или их жизней. Сеть стала форумом для многих групп и рынком для многих компаний. Музеи, библиотеки, правительственные агентства и школы считают Сеть ценнейшим изобретением, она также несет информацию в широком спектре форматов.
Подобно всем сетям ЭВМ, Web объединяет два типа компьютеров - клиентов и серверов - с использованием стандартного набора правил (протокола) для связи между компьютерами. Компьютер-сервер содержит информационные ресурсы, которые содержатся в Сети, и пользователи Сети, используют компьютеры-клиенты, чтобы обратиться к ресурсам. Компьютерная сеть может быть сетью общего пользования - типа всемирного Internet - или частной сетью, типа Intranet компании. Web - часть Internet. Internet также включает и другие средства межкомпьютерного обмена, типа Telnet, протокола передачи файлов, и Gopher, но Web быстро стала наиболее широко используемой частью Internet. Она отличается от других частей Internet правилами, которые компьютеры используют для общения друг с другом, и доступностью иной, чем текст, информация. Намного труднее иметь дело с изображениями или другими мультимедиа-файлами иными методами, чем применяемыми в Web.
Предоставление компьютером-клиентом возможности отобразить страницы сети с изображениями и другими медиа-средствами стало возможным после введения специального программного продукта, называемого браузером (от англ. Browse - просматривать). Каждый документ Сети содержит кодированную информацию относительно того, что находится на странице, как страница должна просматриваться и с какими другими сайтами (информационными узлами) документ связан. Программа просмотра на компьютере пользователя читает эту информацию и использует ее, чтобы отобразить страницу на экране пользователя. Почти каждая Страница сети или документ Сети включают связи, названные гиперссылками, с другими сайтами. Гиперссылки - определяющая особенность Сети - они позволяют пользователям путешествовать между документами Сети без следования специальному порядку или иерархии.
Когда пользователи хотят обратиться к Сети, они используют браузер Сети на их компьютере-клиенте, чтобы соединиться с компьютером-сервером Сети. Компьютеры-клиенты соединяются с Сетью одним из двух способов. Клиенты с разрешенным доступом подключаются либо прямо в Сеть посредством маршрутизатора (специального аппаратного средства, которое определяет наилучший способ соединения клиента и сервера), либо с помощью локальной сети, прямо подключенной к Сети. Клиенты с удаленным доступом соединяются с Сетью посредством модема, аппаратного устройства, которое транслирует информацию от компьютера в сигналы, которые могут передаваться по телефонным линиям. Некоторые модемы посылают сигналы по каналам кабельного телевидения, или специальным телефонным линиям большой емкости типа цифровой сети интегрального обслуживания (ISDN -Integrated Services Digital Network), или по ASDL - Asymmetric Digital Subscriber Loop.
Серверы Сети содержат документы Сети и средства, связанные с ними. Они могут быть обыкновенными персональными компьютерами, мощными универсальными компьютерами или чем-то промежуточным между ними. Клиентом может быть любой тип компьютера. Web и все форматы Internet используют протокол, названный TCP/IP. Однако, каждая часть Internet - Web, системы Gopher или FTP - использует несколько различные системы для передачи файлов между клиентами и серверами.
Адрес документа Сети помогает компьютеру пользователя найти и соединяться с сервером, который содержит нужную страницу. Адрес страницы сети называется URL (Uniform Resource Locator).
URL - составной код, который сообщает браузеру клиента три вещи:
Ø правила (протокол), которые пользователь должен использовать, чтобы получить доступ к сайту;
Ø адрес Internet, который уникально определяет сервер;
Ø расположение в пределах файловой системы сервера данного элемента.
Пример URL – http://encarta.msn.com.
Первая часть URL, http://, показывает, что сайт находится во Всемирной паутине. Большинство браузеров также способно к воспроизведению файлов с форматами других частей Internet, типа Gopher и FTP. Другие форматы Internet используют различные коды первой части их URL - например, система Gopher использует префикс gopher://, a FTP использует ftp://.
Следующая часть URL, encarta.msn.com, дает название или уникальный адрес в Internet сервера, на котором хранится сайт.
Некоторые URL определяют специфические каталоги, или файлы такие, как http://encarta.msn.com/explore/default.asp-explore является названием каталога, в котором находится файл default.asp.
Сеть содержит информацию во многих формах, включая текст, графические изображения и любой тип цифрового медиа-файла, включая видео- и звуковые файлы. Некоторые элементы страниц сети фактически являются небольшими программами с их собственными правами. Эти объекты, называемые апплетами (от небольшого приложения - другое название для компьютерной программы), следуют определенному набору команд.
Апплеты позволяют пользователям запустить в Сети игры, поиск в базах данных, выполнять виртуальные научные эксперименты и множество других действий.
Коды, которые сообщают браузеру на компьютере пользователя, как отобразить документ Сети, соответствуют своду правил, названному Языком разметки гипертекста (HTML – HyperText Markup Language).
Каждый документ Сети написан как открытый текст, и команды, которые сообщают компьютеру пользователя, как представить документ, содержатся в самом документе непосредственно, закодированными с использованием специальных символов, названные тэгами (tag) HTML. Браузер знает, как интерпретировать тэги HTML, так что документ появляется на пользовательском экране именно так, как имел в виду проектировщик документа (также называемый веб-дизайнером (web-designer)).
В дополнение к HTML, некоторые типы объектов в Сети используют свое собственное кодирование. Апплеты, например, являются мини-программами, которые написаны на языках программирования типа Visual Basic и Java.
Клиент-серверная связь, URL и HTML позволяют информационным узлам (сайтам, хостам) включать гиперссылки, которые пользователи могут использовать, чтобы путешествовать «сквозь» Сеть. Гиперссылки - часто являются фразами в тексте документа Сети, которые связываются с другим документом Сети, снабженным своим URL, когда пользователь щелкает своей мышью на этой фразе. Браузер пользователя обычно различает гиперссылки и обычный текст, помечая гиперссылки различным цветом или подчеркиванием. Гиперссылки позволяют пользователям переходить между разбросанными на Сети страницами не в каком-то определенном порядке. Этот метод доступа к информации назван ассоциативным доступом, и ученые уверяют, что это подобие того, каким путем человеческий мозг получает доступ к хранящейся информации. Гиперссылки делают ссылочную информацию в Сети быстрее и проще, чем при использовании традиционных печатных документов.
Даже при том, что Всемирная паутина - только часть Internet, отчеты показали, что более чем 75% случаев использования Internet приходится на Web. Эта доля, вероятно, вырастет в будущем.
Один из наиболее замечательных аспектов Всемирной паутины - ее пользователи. Они - поперечный разрез общества. Пользователи включают студентов, которые должны найти материалы на заданную тему, врачей, которые нуждаются в информации относительно самого последнего медицинского исследования, и абитуриентов колледжа, исследующих университетские городки или даже заполняющих заявки о финансовой помощи, формируемых интерактивно. Другие пользователи включают инвесторов, которые могут интересоваться деловой историей акционерной компании и оценить данные относительно различных общественных и открытых фондов. Вся эта информация с готовностью располагается в Сети. Пользователи могут часто находить финансовые диаграммы о деятельности компании, которые показывают информацию несколькими различными способами.
Путешественники, изучающие возможную поездку, могут совершать виртуальные туры, посмотреть расписания авиалиний и плату за проезд, и даже заказывать рейс с помощью Сети. Многие места назначения - включая парки, города, гостиницы - имеют их собственные сайты с руководствами и местными картами. Крупные компании – поставщики товаров также имеют информационные узлы, на которых заказчики могут проследить процесс отгрузки, выяснить, где их товары находятся или когда они будут поставлены.
Правительственные агентства имеют информационные узлы, где они отправляют по почте инструкции, процедуры, информационные бюллетени и налоговые формы. Многие должностные лица имеют свои сайты, где они выражают свои взгляды, перечисляют собственные достижения и т.п. Сеть также содержит каталоги почтовых адресов, электронной почты и номеров телефонов.
Пользователи Сети могут посетить сайты крупных книжных магазинов, одежды и других товаров. Многие центральные газеты имеют специальные электронные издания, которые выпускаются чаще, чем ежедневно. Электронные журналы почти в каждой отрасли науки – теперь в Сети. Большинство музеев предлагает пользователю виртуальный тур по их экспозициям и зданиям. Эти организации и учреждения обычно используют сайты, чтобы дополнить неэлектронные части деятельности. Некоторые получают дополнительные доходы от продажи места для публикации рекламных объявлений на своих сайтах.
Всемирная паутина была разработана британским физиком и компьютерным специалистом Тимоти Бернерсом-Ли как проект в рамках исследований для Европейского Центра Ядерной энергии (CERN, теперь Европейская Лаборатория Физики элементарных частиц) в Женеве, Швейцария. Бернес-Ли первым начал работать с гипертекстом в начале 1980-ых гг. Созданная им Сеть стала функционировать в CERN в 1989 году, и затем стала быстро распространяться по университетам в остальной части мира с помощью ученых-ядерщиков. Группы в Национальном Центре Прикладных программ Супервычислений в Университете Штата Иллинойс также исследовали и разработали технологию Сети. Они первыми разработали браузер, названный Мозаика (Mosaic) в 1993 г.
Для пользователя Сеть притягательна, потому что сформирован графический интерфейс пользователя (GUI – graphical user interface), метод отображения информации и управления изображениями. Методы хранения информации в Сети ассоциативны, восстановление документов с помощью связей гипертекста, и названы Web-сайтами с URL, обеспечивающими плавный переход к остальной части Internet. Это обеспечивает свободный доступ к информации между различными частями Сети.
Итак с конца 1960-х до начала 1990-х годов Internet был инструментом связи и исследований, используемым почти исключительно для академических и военных целей. Это положение изменилось радикально с введением Всемирной паутины (также называемой WWW, или W3) в 1989 г.
WWW - набор программ, стандартов и протоколов, с помощью которых мультимедиа файлы (документы, которые могут содержать текст, фотографии, графику, видео и звук) создаются и отображаются в Internet.
Internet включает WWW, а также включает аппаратные средства (компьютеры, супер-ЭВМ и связи) и не-WWW программное обеспечение и протоколы, на которых WWW выполняется. Различие между Internet и WWW подобно различию между компьютером и программой мультимедиа, которая выполняется на компьютере. Всплеск популярности Internet в 1990-х наиболее вероятен из-за интенсивного применения графики во Всемирной паутине.
Чтобы обратиться к информации в Internet, пользователь должен сначала войти в сеть или соединиться с главным компьютером сети пользователя. Как только подключение будет установлено, пользователь может запрашивать информацию от удаленного сервера. Если информация, требуемая пользователем, постоянно находится на одном из компьютеров сети ЛВС, эта информация быстро будет найдена и послана к пользовательскому терминалу.
Если информация, требуемая пользователем, находится на
сервере, который не принадлежит ЛВС, то сеть ЛВС соединяется с
другими сетями до тех пор, пока она не сделает подключение к
сети, содержащей требуемый сервер.
В процессе соединения с другими сетями, главный компьютер ЛВС может быть будет должен обратиться к маршрутизатору – устройству, которое определяет лучший путь подключения между сетями и помогает сетям осуществлять соединения.
Как только компьютер пользователя подключится к серверу, содержащему требуемую информацию, сервер посылает информацию пользователю в форме файла. Специальная компьютерная программа вызывает браузер, который дает возможность пользователю просмотреть файл. Примерами браузеров Internet являются Mosaic, Mozilla, Netscape и Internet Explorer. Большинство файлов Internet - документы мультимедиа, то есть текст, графика, фотографии, звуковые и видео материалы могут быть объединены в едином документе. Документы не относящиеся к мультимедиа не нуждаются в браузерах. Процесс поиска и передачи файла с удаленного сервера на пользовательский терминал называется загрузкой.
Одна из причин мощи Internet состоит в использовании концепции гипертекста. Термин гипертекст используется, чтобы описать связанную систему документов, в которых пользователь может переходить от одного документа к другому нелинейным, ассоциативным способом.
Мультимедийный файл в Internet называется гипермедийным документом.
Доступ к Internet может быть осуществлен посредством двух обширных категорий: прямой (выделенный) доступ и удаленный доступ (через модем). При выделенном доступе компьютер напрямую связан с Internet через маршрутизатор, или компьютер, являющийся частью сети, сопряженной с Internet. При доступе с помощью модемной связи компьютер подключается к Internet временным соединением, обычно по телефонной линии, использующей модем - устройство, которое конвертирует электрические сигналы из компьютера в сигналы, которые могут быть переданы по традиционным телефонным линиям.
Все данные, передаваемые по Internet, разделены на небольшие блоки информации, называемые пакетами, каждый из которых помечен уникальным номером, указывающим его место в потоке данных между ЭВМ. Когда различные пакеты, которые составляют набор данных, достигают их места назначения, они собираются вместе, используя уникальные метки. Если часть сети, по которой посланы пакеты, работает со сбоями или вышла из строя, специальное оборудование маршрутизации Internet автоматические направляет пакеты так, чтобы они передавались по функционирующей части сети. Другие особенности позволяют удостовериться, что все пакеты данных прибывают неповрежденными, автоматически требуя переспроса поврежденных или неполных пакетов от источника. Эта система, названная пакетной коммутацией, использует ряд протоколов или правил, известных как TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).
Чтобы быть клиентом Internet, компьютер должен иметь уникальный в соответствии с Протоколом Internet (IP) сетевой адрес так, чтобы сообщения могли быть правильно направлены к и от машины по Internet. Адреса Internet названы URL (Uniform Resource Locators). Некоторые URL - строка чисел (например 89.123.121.34), но т.к. такие длинные строки чисел неудобны для запоминания, используются и другие соглашения об адресовании. Пример этого соглашения: http://encarta.msn.com/downloads/pryearbk.asp. Http указывает протокол - в данном образце, протокол передачи гипертекста - используемый обыкновенно при обращении к конкретному местоположению в Internet. Название после двоеточия и двойной косой черты (encarta.msn.com) указывает имя хоста, которое является именем отдельной компьютерной системы, связанной с Internet. Остающиеся названия (имена) после имени хоста определяют различные файлы, на которые указывает конкретный URL. В примере URL, файл pryearbk расположен в директории downloads. Другие файлы, расположенные в том же самом каталоге, будет иметь подобный URL, единственная разница будет в названии файла или файлов в конце адреса. Конкретные имена серверов отображают номера IP в имена доменов (msn.com в вышеупомянутом URL) и гарантируют, что правильный номер IP источника и места назначения будет обеспечен для всех пакетов.
Наиболее широко используемый инструмент в Internet – электронная почта или e-mail. Электронная почта используется, чтобы посылать письменные сообщения между отдельными лицами или группами лиц, часто географически разделенных большими расстояниями. Сообщения электронной почты обычно посылаются и принимаются почтовыми серверами - компьютерами, которые специализированы для обработки и отправления электронной почты. Как только сервер получил сообщение, он направляет его на компьютер, которому данная почта адресована.
До введения World Wide Web, существовали различные стандарты и типы программного обеспечения для передачи данных по Internet. Многие из них все еще используются. Среди наиболее популярных Telnet, FTP и Gopher.
Telnet позволяет пользователю Internet соединиться с удаленным компьютером и использовать его так, как будто он или она работает с ним напрямую (в режиме удаленного терминала).
FTP (File Transfer Protocol - протокол передачи файлов)- метод перемещения файлов от одного компьютера до другого по Internet, даже если каждый компьютер имеет различную операционную систему или формат хранения данных.
Gopher - усовершенствование FTP, облегчающее возможность ведения списка и удаленно восстанавливающая файлы.
В то время как эти протоколы передачи и программное обеспечение все еще используются, WWW намного более легка для применения и используется намного более часто, чем более ранние протоколы передачи.
Главная проблема, возникшая в процессе длительного роста Internet - трудность обеспечения достаточной ширины полосы передачи, чтобы поддерживать функционирование Сети. Поскольку приложения Internet становятся все более сложными, и поскольку все большее количество людей во всем мире использует Internet, количество информации, передаваемой через Internet, будет требовать связи с очень большой шириной полосы передачи. В то время как многие телекоммуникационные компании пытаются разрабатывать более производительные технологии, не известно, будут ли эти технологии способны удовлетворить растущий спрос.
Чтобы подстроиться к увеличивающемуся числу пользователей, некоммерческая организация Корпорации Университетов для развития Internet (University Corporation for Advanced Internet Development - UCAID) работает над созданием Internet 2.
Internet 2 добавит ширину полосы или доступные линии связи к нынешнему сверхширокополосному тракту передачи информации, чтобы предоставить возможность передачи большего числа пакетов данных. Члены UCAID включают представителей университетов, правительства и компьютерной промышленности.
Лекция № 6.
Информационные технологии формирования кадровой политики и управления предприятием. Создание базы данных персонального учета.
(см. мультимедиалекции)
Лекция № 7.
Информационные технологии в пожарной безопасности
Лекция № 8.
Проблемы защиты информации.
Работа с персоналом, владеющим конфиденциальной информацией.
Основные вопросы:
1. Компьютерные вирусы.
2. Антивирусные программы.
3. Защита от вирусов.
Чтобы избежать суровых последствий «вирусного», поражения нужно соблюдать ряд несложных правил, пренебрежение которыми может привести к весьма плачевным результатам.
Основная тактика защиты от вирусной «инфекции» состоит в использовании программного обеспечения из надежных источников (в идеале - только лицензионного), в регулярном контроле за состоянием наиболее важной информации в компьютере (по возможности - с созданием резервных копий на дискетах, ленте или сетевом диске). Необходима также обязательная проверка всех вновь поступающих на дисках или по сети программ каким-нибудь надежным антивирусом или их комплектом. Набор качественных антивирусных программ неизменно пополняется по мере расширения фронта вирусной атаки.
Популярными антивирусными пакетами являются комплект АО «ДиалогНаука», Norton Antivirus и Antiviral Toolkit Pro. Panda Antivirus Titanium.
В стандартную поставку антивирусного комплекта АО «ДиалогНаука» входят четыре программных продукта: еженедельно обновляемый полифаг Aidstest, ревизор диска ADinf, лечащий блок ADinf Cure Module и программа Doctor Web, отслеживающая и уничтожающая сложношифруемые и полиморфные вирусы. В расширенный вариант поставки комплекта входит аппаратный комплекс Sheriff, гарантированно предотвращающий на аппаратном уровне проникновение вирусов в систему.
Наиболее популярным средством против вирусов является, как известно, Aidstest, но, используя его, всегда надо помнить, что он предохраняет только от вирусов, с которыми он уже знаком. Для обеспечения большей безопасности использование Aidstest необходимо сочетать с повседневным использованием ревизора диска Adinf.
Ревизор ADinf позволяет обнаружить появление любого вируса, включая Stealth-вирусы, вирусы-мутанты и неизвестные на сегодняшний день вирусы. При установленной программе ADinf Cure Module (лечащий блок ревизора ADinf) можно немедленно удалить до 97% из них. ADinf берет под контроль все участки винчестера, куда возможно проникновение вируса. Такой способ проверок полностью исключает маскировку Stealth-вирусов и обеспечивает весьма высокую скорость проверки диска. Расширение ревизора ADinf - программа ADinf Cure Module (файл ADinfExt.exe) дополнительно поддерживает небольшую базу данных, описывающую файлы, хранящиеся на диске. В случае обнаружения вируса она позволяет немедленно и надежно вылечить машину.
Doctor Web борется с известными программе полиморфными вирусами. Кроме того, Doctor Web может проводить эвристический анализ файлов в целях выявления неизвестных вирусов, в том числе сложношифруемых и полиморфных вирусов. Успех такого анализа - в среднем 82%. Программа может распаковывать и проверять исполняемые файлы, обработанные архиваторами LZEXE, PKLite и Diet.
AVP Антивирусный набор, являющийся расширенной версией известного антивирусного комплекта «Доктор Касперский». Комплекс содержит программу-фаг, тестирующую и восстанавливающую файлы и загрузочные сектора дисков, поврежденные вирусами. В процессе работы программы производится тестирование на неизвестные вирусы. Также в комплект входит резидентная программа, отслеживающая подозрительные действия, совершаемые на компьютере, и дающая возможность просматривать карту памяти. Специальный набор утилит помогает обнаруживать новые вирусы и разбираться в них.
Norton Antivirus
Антивирусный пакет Norton Antivirus относится к средствам типа «установил и забыл». Все необходимые параметры конфигурации и плановые мероприятия (проверка диска, проверка новых и модифицированных программ, запуск Windows-утилиты Auto-Protect, проверка boot-сектора диска A: перед перезагрузкой) устанавливаются по умолчанию. Программа сканирования диска существует для DOS и Windows. В числе прочих Norton AntiVirus обнаруживает и уничтожает даже полиморфные вирусы, а также успешно реагирует на вирусоподобную активность и борется с неизвестными вирусами.
Наибольшее распространение среди стандартных сетей получила сеть Ethernet. Впервые она появилась в 1972 году (разработчиком выступила известная фирма Xerox). Сеть оказалась довольно удачной, и вследствие этого ее в 1980 году поддержали такие крупнейшие компании, как DEC и Intel (объединение этих компаний назвали DIX по первым буквам их названий). Их стараниями в 1985 году сеть Ethernet стала международным стандартом, ее приняли крупнейшие международные организации по стандартам: комитет 802 IEEE (Institute of Electrical and Electronic Engineers) и ECMA (European Computer Manufacturers Association).
Стандарт получил название IEEE 802.3 (по-английски читается как "eight oh two dot three"). Он определяет множественный доступ к моноканалу типа шина с обнаружением конфликтов и контролем передачи, то есть с уже упоминавшимся методом доступа CSMA/CD. Этому стандарту удовлетворяли и некоторые другие сети, так как уровень его детализации невысок. В результате сети стандарта IEEE 802.3 нередко были несовместимы между собой как по конструктивным, так и по электрическим характеристикам. Однако в последнее время стандарт IEEE 802.3 считается стандартом именно сети Ethernet.
Основные характеристики первоначального стандарта IEEE 802.3:
топология – шина;
среда передачи – коаксиальный кабель;
скорость передачи – 10 Мбит/с;
максимальная длина сети – 5 км;
максимальное количество абонентов – до 1024;
длина сегмента сети – до 500 м;
количество абонентов на одном сегменте – до 100;
метод доступа – CSMA/CD;
передача узкополосная, то есть без модуляции (моноканал).
Строго говоря, между стандартами IEEE 802.3 и Ethernet существуют незначительные отличия, но о них обычно предпочитают не вспоминать.
Сеть Ethernet сейчас наиболее популярна в мире (более 90% рынка), предположительно таковой она и останется в ближайшие годы. Этому в немалой степени способствовало то, что с самого начала характеристики, параметры, протоколы сети были открыты, в результате чего огромное число производителей во всем мире стали выпускать аппаратуру Ethernet, полностью совместимую между собой.
В классической сети Ethernet применялся 50-омный коаксиальный кабель двух видов (толстый и тонкий). Однако в последнее время (с начала 90-х годов) наибольшее распространение получила версия Ethernet, использующая в качестве среды передачи витые пары. Определен также стандарт для применения в сети оптоволоконного кабеля. Для учета этих изменений в изначальный стандарт IEEE 802.3 были сделаны соответствующие добавления. В 1995 году появился дополнительный стандарт на более быструю версию Ethernet, работающую на скорости 100 Мбит/с (так называемый Fast Ethernet, стандарт IEEE 802.3u), использующую в качестве среды передачи витую пару или оптоволоконный кабель. В 1997 году появилась и версия на скорость 1000 Мбит/с (Gigabit Ethernet, стандарт IEEE 802.3z).
Помимо стандартной топологии шина все шире применяются топологии типа пассивная звезда и пассивное дерево. При этом предполагается использование репитеров и репитерных концентраторов, соединяющих между собой различные части (сегменты) сети. В результате может сформироваться древовидная структура на сегментах разных типов (рис. 7.1).
Рис. 7.1. Классическая топология сети Ethernet
В качестве сегмента (части сети) может выступать классическая шина или единичный абонент. Для шинных сегментов используется коаксиальный кабель, а для лучей пассивной звезды (для присоединения к концентратору одиночных компьютеров) – витая пара и оптоволоконный кабель. Главное требование к полученной в результате топологии – чтобы в ней не было замкнутых путей (петель). Фактически получается, что все абоненты соединены в физическую шину, так как сигнал от каждого из них распространяется сразу во все стороны и не возвращается назад (как в кольце).
Максимальная длина кабеля сети в целом (максимальный путь сигнала) теоретически может достигать 6,5 километров, но практически не превышает 3,5 километров.
В сети Fast Ethernet не предусмотрена физическая топология шина, используется только пассивная звезда или пассивное дерево. К тому же в Fast Ethernet гораздо более жесткие требования к предельной длине сети. Ведь при увеличении в 10 раз скорости передачи и сохранении формата пакета его минимальная длина становится в десять раз короче. Таким образом в 10 раз уменьшается допустимая величина двойного времени прохождения сигнала по сети (5,12 мкс против 51,2 мкс в Ethernet).
Для передачи информации в сети Ethernet применяется стандартный манчестерский код.
Доступ к сети Ethernet осуществляется по случайному методу CSMA/CD, обеспечивающему равноправие абонентов. В сети используются пакеты переменной длины со структурой, представленной на рис. 7.2. (цифры показывают количество байт)
Рис. 7.2. Структура пакета сети Ethernet
Длина кадра Ethernet (то есть пакета без преамбулы) должна быть не менее 512 битовых интервалов или 51,2 мкс (именно такова предельная величина двойного времени прохождения в сети). Предусмотрена индивидуальная, групповая и широковещательная адресация.
В пакет Ethernet входят следующие поля:
Преамбула состоит из 8 байт, первые семь представляют собой код 10101010, а последний байт – код 10101011. В стандарте IEEE 802.3 восьмой байт называется признаком начала кадра (SFD – Start of Frame Delimiter) и образует отдельное поле пакета.
Адреса получателя (приемника) и отправителя (передатчика) включают по 6 байт и строятся по стандарту, описанному в разделе "Адресация пакетов" лекции 4. Эти адресные поля обрабатываются аппаратурой абонентов.
Поле управления (L/T – Length/Type) содержит информацию о длине поля данных. Оно может также определять тип используемого протокола. Принято считать, что если значение этого поля не больше 1500, то оно указывает на длину поля данных. Если же его значение больше 1500, то оно определяет тип кадра. Поле управления обрабатывается программно.
Поле данных должно включать в себя от 46 до 1500 байт данных. Если пакет должен содержать менее 46 байт данных, то поле данных дополняется байтами заполнения. Согласно стандарту IEEE 802.3, в структуре пакета выделяется специальное поле заполнения (pad data – незначащие данные), которое может иметь нулевую длину, когда данных достаточно (больше 46 байт).
Поле контрольной суммы (FCS – Frame Check Sequence) содержит 32-разрядную циклическую контрольную сумму пакета (CRC) и служит для проверки правильности передачи пакета.
Таким образом, минимальная длина кадра (пакета без преамбулы) составляет 64 байта (512 бит). Именно эта величина определяет максимально допустимую двойную задержку распространения сигнала по сети в 512 битовых интервалов (51,2 мкс для Ethernet или 5,12 мкс для Fast Ethernet). Стандарт предполагает, что преамбула может уменьшаться при прохождении пакета через различные сетевые устройства, поэтому она не учитывается. Максимальная длина кадра равна 1518 байтам (12144 бита, то есть 1214,4 мкс для Ethernet, 121,44 мкс для Fast Ethernet). Это важно для выбора размера буферной памяти сетевого оборудования и для оценки общей загруженности сети.
Выбор формата преамбулы не случаен. Дело в том, что последовательность чередующихся единиц и нулей (101010...10) в манчестерском коде характеризуется тем, что имеет переходы только в середине битовых интервалов (см. раздел 2.6.3), то есть только информационные переходы. Безусловно, приемнику просто настроиться (синхронизоваться) при такой последовательности, даже если она по какой-то причине укорачивается на несколько бит. Последние два единичные бита преамбулы (11) существенно отличаются от последовательности 101010...10 (появляются переходы еще и на границе битовых интервалов). Поэтому уже настроившийся приемник легко может выделить их и детектировать тем самым начало полезной информации (начало кадра).
Для сети Ethernet, работающей на скорости 10 Мбит/с, стандарт определяет четыре основных типа сегментов сети, ориентированных на различные среды передачи информации:
10BASE5 (толстый коаксиальный кабель);
10BASE2 (тонкий коаксиальный кабель);
10BASE-T (витая пара);
10BASE-FL (оптоволоконный кабель).
Наименование сегмента включает в себя три элемента: цифра "10" означает скорость передачи 10 Мбит/с, слово BASE – передачу в основной полосе частот (то есть без модуляции высокочастотного сигнала), а последний элемент – допустимую длину сегмента: "5" – 500 метров, "2" – 200 метров (точнее, 185 метров) или тип линии связи: "Т" – витая пара (от английского "twisted-pair"), "F" – оптоволоконный кабель (от английского "fiber optic").
Точно так же для сети Ethernet, работающей на скорости 100 Мбит/с (Fast Ethernet) стандарт определяет три типа сегментов, отличающихся типами среды передачи:
100BASE-T4 (счетверенная витая пара);
100BASE-TX (сдвоенная витая пара);
100BASE-FX (оптоволоконный кабель).
Здесь цифра "100" означает скорость передачи 100 Мбит/с, буква "Т" – витую пару, буква "F" – оптоволоконный кабель. Типы 100BASE-TX и 100BASE-FX иногда объединяют под именем 100BASE-X, а 100BASE-T4 и 100BASE-TX – под именем 100BASE-T.
Подробнее особенности аппаратуры Ethernet, а также алгоритма управления обменом CSMA/CD и алгоритма вычисления циклической контрольной суммы (CRC) будут рассмотрены далее в специальных разделах курса. Здесь следует отметить только то, что сеть Ethernet не отличается ни рекордными характеристиками, ни оптимальными алгоритмами, она уступает по ряду параметров другим стандартным сетям. Но благодаря мощной поддержке, высочайшему уровню стандартизации, огромным объемам выпуска технических средств, Ethernet выгодно выделяется среди других стандартных сетей, и поэтому любую другую сетевую технологию принято сравнивать именно с Ethernet.
Развитие технологии Ethernet идет по пути все большего отхода от первоначального стандарта. Применение новых сред передачи и коммутаторов позволяет существенно увеличить размер сети. Отказ от манчестерского кода (в сети Fast Ethernet и Gigabit Ethernet) обеспечивает увеличение скорости передачи данных и снижение требований к кабелю. Отказ от метода управления CSMA/CD (при полнодуплексном режиме обмена) дает возможность резко повысить эффективность работы и снять ограничения с длины сети. Тем не менее, все новые разновидности сети также называются сетью Ethernet.
– технология локальных сетей, отвечающая за передачу данных по кабелю, доступную для устройств компьютерных и промышленных сетей. Данная технология располагается на канальном (подуровни LLC и MAC) и физическом уровнях модели OSI.
Классификация Ethernet
По скорости передачи данных существуют такие технологии:
- Ethernet – 10 Мб/с
- Fast Ethernet – 100 Мб/с
- Gigabit Ethernet – 1 Гб/с
- 10G Ethernet – 10 Гб/с
Современное оборудование позволяет достигать скорости в 40 Гб/с и 100 Гб/с: такие технологии получили название 40GbE и 100GbE соответственно.
Также стоит выделить классический и коммутируемый Ethernet. Первый изначально использовал разделяемую среду в виде коаксиального кабеля, который позже был вытеснен концентраторами (hub). Основные недостатки – низкая безопасность и плохая масштабируемость (искажение данных при одновременной передаче 2-мя и более компьютерами, также известное как «коллизия»).
Коммутируемый Ethernet является более новой и усовершенствованной технологией, которая используется по сей день. Чтобы устранить недостатки предыдущей версии, разделяемую среду исключили и использовали соединение точка-точка. Это стало возможным благодаря новым устройствам под названием «коммутаторы» (switch).
Классическая технология Ethernet давно и успешно заменена новыми технологиями, но некоторые нюансы работы сохранились. Рассмотрим классическую версию.
Физический уровень включает в себя 3 варианта работы Ethernet, которые зависят от сред передачи данных. Это:
- коаксиальный кабель
- витая пара
- оптоволокно
Канальный, в свою очередь, включил методы доступа, а также протоколы, что ничем не отличаются для различных сред передачи данных. Подуровни LLC и MAC в классической технологии присутствуют вместе.
MAC-адреса позволяют идентифицировать устройства, подключенные к сети Ethernet, и идентичных при этом быть не должно, в противном случае из нескольких устройств с одинаковыми адресами будет работать только одно.
По типам MAC-адреса разделяются на:
- Индивидуальные (для отдельных компьютеров).
- Групповые (для нескольких компьютеров).
- Широковещательные (для всех компьютеров сети).
Адреса могут назначаться как производителем оборудования (централизованно), так и администратором сети (локально).
Технология Ethernet и формат кадра:
Также не стоит забывать о коллизиях. Если сигнал, который принят, отличается от переданного, это означает, что произошла коллизия.
Технология CSMA/CD разработана с учетом возникновения коллизий и предполагает их контроль. Модель CSMA/CD выглядит следующим образом:
Классический Ethernet плох тем, что становится неработоспособным при нагрузке более чем 30%.
Коммутируемый Ethernet
На сегодняшний день это наиболее оптимальная альтернатива, которая полностью исключает возможность появления коллизий и связанных с ними проблем.
Суть коммутируемого Ethernet в том, что вместо хаба используется свич (коммутатор) – устройство, которое работает на канальном уровне и обладает полносвязной топологией, что обеспечивает соединение всех портов друг с другом напрямую по технологии точка-точка.
Таблицы коммутации есть в каждом таком устройстве. Они описывают, какие компьютеры к какому порту свича подключены. Чтобы узнать MAC-адреса, используется алгоритм обратного обучения, а для передачи данных – алгоритм прозрачного моста.
Простейшая таблица коммутации:
Алгоритм обратного обучения работает таким образом: коммутатор принимает кадры, анализирует заголовок и извлекает из него адрес отправителя. Таким образом, к определенному порту подключен компьютер с конкретным MAC-адресом.
Прозрачный мост не требует настройки и так назван за счет того, что он не заметен для сетевых устройств (у него нет своего MAC-адреса). Коммутатор принимает кадр, анализирует заголовок, извлекает из него адрес получателя и сопоставляет его с таблицей коммутации, определяя порт, к которому подключено устройство. Таким образом, кадр передается на конкретный порт получателя, а не на все порты, как в случае с концентратором. Если же адрес не найден в таблице, коммутатор работает так же, как и хаб.
Итоги
Технология Ethernet претерпела немало изменений с момента своего появления. Сегодня она способна обеспечить высокоскоростное соединение, лишенное коллизий и не ограниченное небольшой нагрузкой сети, как это было в случае с классическим Ethernet.
В современных локальных сетях используются коммутаторы, которые по своей функциональности значительно эффективнее концентраторов. Больше нет разделяемой среды и связанных с ней коллизий, затрудняющих работу с сетью. Свичи анализируют заголовки и передают кадры только конечному получателю по принципу точка-точка. Способны «изучать» сеть благодаря таблице коммутации и алгоритму обратного обучения.
Плюсами коммутируемого Ethernet являются масштабируемость, высокая производительность и безопасность.
В основе технологии Ethernet лежит моноканал. Т.е. это сеть с селекцией информации. Изначально вся технология была разработана для локальных сетей, объединяющих компьютеры на расстоянии 10-100 м. Сейчас технология Ethernet позволяет строить коммуникационные подсети, связывающие компьютеры на расстоянии 40 км.
Ethernet (ether – эфир, net – сеть). Откуда появилось это название? Технология, которая была положена в основу сетей Ethernet, изначально разрабатывалась для радио сетей.
Ранние сети использовали для передачи именно фиксированную среду передачи – коаксиальный кабель, витую пару.
Когда говорят Ethernet, то под этим обычно понимают любой из вариантов этой технологии. В более узком смысле, Ethernet - это сетевой стандарт, основанный на технологиях экспериментальной сети Ethernet Network, которую фирма Xerox разработала и реализовала в 1975 году (еще до появления персонального компьютера). Метод доступа был опробован еще раньше: во второй половине 60-х годов в радиосети Гавайского университета использовались различные варианты случайного доступа к общей радио среде, получившие общее название Aloha. В 1980 году фирмы DEC, Intel и Xerox совместно разработали и опубликовали стандарт Ethernet версии II для сети, построенной на основе коаксиального кабеля. Поэтому стандарт Ethernet иногда называют стандартом DIX по заглавным буквам названий фирм.
На основе стандарта Ethernet DIX, комитет IEEE 802 - Institute of Electrical and Electronics Engineers (Институт инженеров по электротехнике и электронике) и создал стандарт, который описывает сети – моноканалы, работающие по тому же принципу, что и сети Ethernet.
Есть определенные различия между стандартом IEEE 802 и исходного описания Ethernet. Эти различия касаются формата кадров, некоторых особенностей протоколов. Эти отличия возникли из-за того, что ассоциация DIX после создания первоначального протокола продолжала работу по улучшению скоростей передачи, повышении надежности. В то же время разработчики стандарта 802 следовали коммерческим разработкам. Во многих пунктах описания Ethernet и IEEE 802 совпадают. Поэтому, с небольшой поправкой, можно сказать, что это одно и то же.
Почему говорят о комплексе стандартов? Группа 802 работала не только для стандартов для моноканальных сетей типа Ethernet, но и для циклических сетей, и сейчас создает и развивает стандарты для современных сетей. В частности 802.11 – WI-FI, 802.16 – WI-MAX. Сейчас ведется разработка новых стандартов.
Комплекс стандартов 802 описывает 2 уровня: физический и канальный. Причем канальный разбит на 2 уровня: нижний – уровень 2a и верхний – уровень 2b.
Уровень 2а – уровень управления доступом к среде (Media Access Control (MAC)). В нем описываются особенности доступа к сетям с конкретными видами среды распространения и различными видами доступа.
Уровень 2b – уровень управления логическим каналом (Logical Link Control (LLC)). В нем локализованы функции, общие для всех сетей.
Как устроены и работают сети Ethernet?
Как мы уже говорили, это моноканал, который, однако, может быть по-разному реализован.
Существует целое семейство спецификаций, описывающих работу сетей Ethernet в разных передающих средах. Изначально описывались сети Ethernet на базе толстого коаксиального кабеля. К нему подключалось специальное устройство – трансивер (transmitter + receiver).
Трансивер - это часть сетевого адаптера, которая выполняет следующие функции:
1) прием и передача данных с кабеля на кабель,
2) определение коллизий на кабеле,
3) электрическая развязка между кабелем и остальной частью адаптера,
4) защита кабеля от некорректной работы адаптера.
Через это устройство идет подключение к сетевому адаптеру компьютера. Станции подключаются через определенное фиксированное расстояние. С обеих сторон коаксиального кабеля устанавливаются специальные заглушки – терминаторы.
Данная схема довольно долго была единственной существующей. Она схема описывается спецификацией 10Base-5 . Эта технология была довольно популярной, но и дороговатой.
Сеть могла состоять из нескольких таких сегментов – нескольких моноканалов, соединяемых репитерами (усилителями), которые принимая кадры из одного порта, усиливали сигналы и передавали их дальше.
Таким образом, 10Base-5 – коаксиальный кабель диаметром 0.5 дюйма, называемый "толстым" коаксиалом. Имеет волновое сопротивление 50 Ом. Максимальная длина сегмента - 500 метров (без повторителей).
К достоинствам стандарта 10Base-5 относятся:
1) хорошая защищенность кабеля от внешних воздействий,
2) сравнительно большое расстояние между узлами,
3) возможность простого перемещения рабочей станции в пределах длины кабеля AUI.
К недостаткам следует отнести:
1) высокую стоимость кабеля,
2) сложность его прокладки из-за большой жесткости,
3) наличие специального инструмента для заделки кабеля,
4) при повреждении кабеля или плохом соединении происходит останов работы всей сети,
5) необходимо заранее предусмотреть подводку кабеля ко всем возможным местам установки компьютеров
Следующий этап – создание сетей на основе тонкого коаксиального кабеля. Здесь функции трансивера были перенесены на сетевые адаптеры, и подключение кабеля к компьютеру происходит уже по более простой схеме.
Соответствующая спецификация имеет название 10Base-2 .
10Base-2 - коаксиальный кабель диаметром 0.25 дюйма, называемый "тонким" коаксиалом. Имеет волновое сопротивление 50 Ом. Максимальная длина сегмента - 185 метров (без повторителей).
Таким образом, 10 в названии обозначает битовую скорость передачи данных этих стандартов – 10 Мб/с, а слово Base – сокращение от baseband – метод передачи на одной базовой частоте 10 МГц (в отличие от стандартов, использующих несколько несущих частот, которые называются broadband – широкополосными).
Следующий этап развития – использование неэкранированной витой пары (UTP) и сети на основе централизованной структуры.
Рассмотренные выше схемы обладают достаточно низкой надежностью. Достаточно произойти разрыву хотя бы в одном месте, выходит из строя вся сеть.
Hub работает также как и репитер. Если какая-то станция желает передать информацию какой-то одной из станций, подключенных Hub(у), она формирует кадр с указыванием адреса получателя, этот кадр передается по витой паре в Hub. Каждая станция имеет свой отдельный порт. Поступивший в Hub кадр затем ретранслируется во все остальные порты. Т.е. логика работы остается той же самой – моноканал – сеть с селекцией информации.
Это решение – стандарт 10Base-T .
Одна из версий объяснения буквы T в названии говорит о том, что на начальном этапе создания сетей на базе витой паре, в разных организациях и офисах для подключения компьютера к одному Hub(у) использовались существующие телефонные линии.
Сети, построенные на основе стандарта 10Base-T, обладают по сравнению с коаксиальными вариантами Ethernet"а многими преимуществами. Эти преимущества связаны с разделением общего физического кабеля на отдельные кабельные отрезки, подключенные к центральному коммуникационному устройству. И хотя логически эти отрезки по-прежнему образуют общий домен коллизий, их физическое разделение позволяет контролировать их состояние и отключать в случае обрыва, короткого замыкания или неисправности сетевого адаптера на индивидуальной основе. Это обстоятельство существенно облегчает эксплуатацию больших сетей Ethernet, так как концентратор обычно автоматически выполняет такие функции, уведомляя при этом администратора сети о возникшей проблеме.
Стандарт 10Base-F использует в качестве среды передачи данных оптоволокно (fiber). Функционально сеть стандарта 10Base-F состоит из тех же элементов, что и сеть стандарта 10Base-T - сетевых адаптеров, многопортового повторителя и отрезков кабеля, соединяющих адаптер с портом повторителя. Как и при использовании витой пары, для соединения адаптера с повторителем используется два оптоволокна - одно соединяет выход Tx адаптера со входом Rx повторителя, а другое - вход Rx адаптера с выходом Tx повторителя.
Метод CSMA/CD (IEEE 802.3)
Carrier-Sense-Multiply-Access with Collision Detection
Множественный доступ с прослушиванием несущей и обнаружением коллизий
Данный метод описывает логику работы моноканалов с селекцией.
Довольно часто в описании этого метода присутствуют подобного рода блок-схемы.
Структурная схема алгоритма CSMA/CD (уровень MAC): при передаче кадра станцией
Структурная схема алгоритма CSMA/CD (уровень MAC): при приеме кадра станцией
Название метода расшифровывается как - Множественный доступ с прослушиванием несущей и обнаружением коллизий.
Множественный доступ означает, что все станции, подключенные к моноканалу, равноправны. Как происходит управления передачей? Централизованного управления, какой-то особой точки, из которой осуществлялось бы управление, нет. Функция управления сетью распределена по всем станциям. Каждая станция реализует свою часть общего алгоритма.
Допустим, какая-то станция хочет передать кадр (frame). В нем в заголовке указан адреса получателя и отправителя, а в информационной части хранится пакет. Внутри информационной части пакета хранится сообщение, в информационной части которого, в свою очередь, хранится, к примеру, запрос http.
Может ли начаться передача? Чисто теоретически – может. С другой стороны также может возникнуть ситуация, когда канал занят, т.е. какая-та другая станция уже проводит передачу. Поэтому, станции, желающие начать передачу, сначала анализируют, свободен или занят канал. Т.е. выполняют операцию «прослушивания несущей». Если опознается несущая (carrier-sense, CS), то станция откладывает передачу своего кадра до окончания чужой передачи, и только потом пытается вновь его передать.
Если же канал свободен, то станция начинает передачу. Все остальные станции, которые тоже могут передавать, прослушивают состояние канала. И как только они обнаруживают, что пошла передача, они начинают прием передаваемого сигнала, из которого они собирают 0 и 1. Из 0 и 1 уже собирают либо кадр целиком, либо его заголовок и анализируют его. Каждая станция по заголовку определяет, ей ли предназначен кадр. И та станция, которая узнает собственный адрес в заголовках кадра, записывает его содержимое в свой внутренний буфер, обрабатывает полученные данные и посылает по кабелю кадр-ответ. Адрес станции-источника также включен в исходный кадр, поэтому станция-получатель знает, кому нужно послать ответ. Если же кадр предназначается не ей, то кадр или его заголовок (в зависимости от того, что уже было принято) стирается и дальнейший прием невозможен.
Станция, осуществляющая передачу кадра, также осуществляет его прием и анализ. Если принятый сигнал совпадает с переданным, то это говорит о том, что в канале проходит тот самый сигнал, который эта станция передает, и никто больше в этот процесс не вмешивается, не происходит никаких искажений. Если это остается верным до окончания передачи, то считается, что кадр передан.
Чтобы корректно обработать коллизию, все станции одновременно наблюдают за возникающими на кабеле сигналами. Если передаваемые и наблюдаемые сигналы отличаются, то фиксируется обнаружение коллизии (collision detection, CD). Для увеличения вероятности немедленного обнаружения коллизии всеми станциями сети, ситуация коллизии усиливается посылкой в сеть станциями, начавшими передачу своих кадров, специальной последовательности битов, называемой jam-последовательностью.
В разных источниках встречается сравнение этого метода CSMA/CD с разговором нескольких человек в темной комнате. Света нет, никто не видит друг друга. Кто-то один начинает говорить, все остальные молчат и слушают. Или вдруг одновременно двое начинают говорить. Естественно, они начинают перебивать друг друга и замолкают.
После обнаружения коллизии передающая станция обязана прекратить передачу и ожидать в течение короткого случайного интервала времени, а затем может снова сделать попытку передачи кадра.
Теоретически может случиться так, что они будут выжидать одно и то же время и снова начать одновременную передачу, снова вызывая при этом коллизию. Для того чтобы свести к минимуму вероятность возникновения подобных ситуаций было предложено реализовать алгоритм двоичной экспоненциальной задержки .
После возникновения коллизии время делится на дискретные интервалы – интервалы отсрочки (slot time) – это время, в течение которого станция гарантированно может узнать, что в сети нет коллизии. Это время тесно связано с другим важным временным параметром сети – окном коллизий (collision window). Окно коллизий равно времени двукратного прохождения сигнала между самыми удаленными узлами сети – наихудшему случаю задержки, при которой станция еще может обнаружить, что произошла коллизия. Интервал отсрочки выбирается равным величине окна коллизий плюс некоторая дополнительная величина задержки для гарантии:
интервал отсрочки = окно коллизий + дополнительная задержка
Величина интервала отсрочки в стандарте 802.3 определена равной 512 битовым интервалам или 51,2 мкс, и эта величина рассчитана для максимальной длины коаксиального кабеля в 2.5 км. Величина 512 определяет и минимальную длину кадра в 64 байта, так как при кадрах меньшей длины станция может передать кадр и не успеть заметить факт возникновения коллизии из-за того, что искаженные коллизией сигналы дойдут до станции в наихудшем случае после завершения передачи. Такой кадр будет просто потерян.
После первого столкновения каждая станция ждет или 0 или 1 интервал, прежде чем попытаться передавать опять. Если две станции столкнутся и выберут одно и то же псевдослучайное число, то они столкнутся снова. После второго столкновения каждая станция выбирает случайным образом 0, 1, 2 или 3 интервала из набора (2 2 интервалов) и ждет опять. При третьем столкновении (вероятность такого события после двойного столкновения равна 1/4) интервалы будут выбираться в диапазоне от 0 до 2 3 – 1.
Время паузы после N-ой коллизии полагается равным L интервалам отсрочки, где L - случайное целое число, равномерно распределенное в диапазоне . Величина диапазона растет только до 10 попытки, а далее диапазон остается равным , то есть . После 16 столкновений подряд контроллер признает свое поражение и возвращает компьютеру ошибку. Дальнейшим восстановлением занимаются более высокие уровни.
|
После запуска системы она находится в состоянии прослушивания. Допустим, поступил запрос на передачу кадра. Станция переходит в состояние ожидания. Если канал занят, то это ожидание может продлиться довольно долго, а может и случиться так, что станция сразу перейдет в состояние передачи. Это зависит от того, занята ли среда. Если передача происходит успешно, не возникает коллизий, то по команде «передача завершена» станция переходит в состояние прослушивания. А если же возникла коллизия, то станция из состояния передачи переходит в состояние задержки, где выполняется расчет задержки. По окончанию задержки, когда возникает событие «время задержки истекло», станция снова переходит в состояние ожидания. По окончанию приема возникает событие «кадр принят», которое переводит станцию в состояние прослушивания. В случае коллизии на приеме станция тоже переходит в состояние прослушивания.