Совокупность социальных общностей и групп. Социальные общности и социальные группы

В гуманитарной науке используются два схожих понятия - социальная группа и социальная общность. В чем их специфика?

Что представляет собой социальная группа?

Под социальной группой понимается сообщество, участники которого отчетливо осознают свою принадлежность к нему. Это может подкрепляться наличием у сообщества формальных признаков - атрибутики или, например, правил поведения, вступления в соответствующую группу, которых должны придерживаться участники.

Формируется социальная группа, как правило, в силу волеизъявления ее участников или организаторов. Например, если речь идет об объединении болельщиков футбольного клуба.

Случайное формирование устойчивых социальных групп наблюдается редко. Но такое бывает. Например, при длительном нахождении нескольких людей вместе - как вариант, на отдыхе, в путешествии, как соседей по отелю. В этом случае туристы могут, проживая в отеле «Пальма», именоваться «пальмовцами» при общении, условно говоря, с постояльцами гостиницы «Каштан» - то есть «каштановцами».

Социальная группа, как правило, характеризуется:

  1. относительно регулярным взаимодействием людей (они могут общаться в определенное время с конкретной периодичностью);
  2. наличием организационных ресурсов - например, офиса или штаб-квартиры (на уровне «Пальмы» и «Каштана» - холла или лобби-бара);
  3. идейным единством участников - собственно, это может быть главным критерием формирования группы (хотя бы на уровне «мы, пальмовцы, любим апельсиновый сок, а вы, каштановцы - вишневый, и вы - другие»).

Часто бывает, что принадлежность человека к одной социальной группе исключает или затрудняет его участие в деятельности другого сообщества. Это может быть связано с разностью идейных установок в каждой из групп.

Что представляет собой социальная общность?

Под социальной общностью понимается сообщество, участники которого могут осознавать свою принадлежность к нему, но формируется оно в силу естественных причин или случайно. Например, это может быть группа пассажиров туристического автобуса, следующая из отеля в город на экскурсию. В ней при этом могут находиться и «пальмовцы», и «каштановцы». Следовательно, одна социальная общность вполне может вмещать несколько социальных групп.

Рассматриваемое сообщество, таким образом, характеризуется:

  • случайным или нерегулярным взаимодействием людей;
  • отсутствием организационных ресурсов, поскольку в них, как правило, нет необходимости;
  • во многих случаях - идейным разнообразием участников.

Стоит отметить, что сообщества, о которых идет речь, могут иметь огромные масштабы. Так, европейцы или азиаты - примеры континентальных социальных общностей. Люди, исповедующие мировые религии, принадлежат к социальным общностям планетарного масштаба. Есть профессиональные, этнические сообщества рассматриваемого типа.

Сравнение

Главное отличие социальной группы от социальной общности в том, что сообщество первого типа образуется в большей степени по инициативе людей, второе - в силу естественных причин, в то время как его участники констатируют свою принадлежность к нему.

Обычно социальные группы менее масштабны, но здесь иногда наблюдаются исключения. Например, если речь идет о болельщиках известной по всему миру футбольной команды. Ее фанаты могут проживать в разных странах и в то же время принадлежать к одной социальной группе. В свою очередь, социальная общность, как правило, более масштабное объединение. Но и исключений здесь также может быть предостаточно - например, если речь идет о пассажирах автобуса.

Социальные группы обычно более устойчивы и обладают организационными ресурсами, характеризуются идейным единством участников. Но во многих случаях фактор единения людей в рамках социальной общности гораздо сильнее, чем любые идеи. Например, если речь идет о нации.

Определив, в чем разница между социальной группой и социальной общностью, отразим выводы в таблице.

Важными элементами социальной структуры общества являются социальные общности и группы. Социальная общность - это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Из этого и других, во многом сходных, определений социальной общности следует:

  • - во-первых, это не номинальное (т.е. условное), а реальное социальное образование, которое можно эмпирически зафиксировать и проверить в любой момент;
  • - во-вторых, это не простая совокупность индивидов, а определенная общность, предполагающая все характеристики целостной системы;
  • - в-третьих, это субъект социального взаимодействия, который содержит в себе источник самодвижения, развития социальных процессов и отношений.

Социальные общности отличаются необычным разнообразием конкретных форм и видов. Они могут варьироваться по количественному составу: от нескольких лиц до многочисленных масс; по продолжительности существования: от минут и часов (пассажиры поезда, театральная аудитория) до столетий и тысячелетий (этносы, нации); по степени связи между индивидами: от относительно устойчивых объединений до весьма аморфных, случайных образований (очередь, толпа, болельщики футбольных команд).

Поэтому для классификации социальных общностей важно выделить тот или иной системообразующий признак. В этом случае одни виды общностей определяются этнической принадлежностью (племя, народность, нация); другие - принадлежностью к исторически сложившимся территориальным объединения (город, деревня, поселок); третьи - социально-демографическими факторами (пол, возраст); четвертые - социокультурными и т.д. Соответственно выделяются социально-этнические, территориальные, демографические, культурные и другие общности.

Кроме того, в повседневной жизни часто встречаются ситуативно возникшие общности (толпа, публика, аудитория слушателей, социальные круги и др.), для которых характерны неустойчивость, кратковременность, непрочность взаимосвязей между контактирующими людьми. Такие общности еще называют "квазигруппами" или "социальными агрегациями". В ряде случаев они могут выступать как некие переходные образования в своих взаимодействиях - от хаотичных и случайных до более или менее устойчивых.

В целом все множество реальных социальных общностей можно разделить на два широких подкласса - общности массовые и общности групповые (социальные группы).

Массовые общности образуются на всех уровнях социальной иерархии и отличаются большим разнообразием. Например, различают массовые образования большие и малые, устойчивые и импульсивные, контактные и дисперсные, сгруппированные и несгруппированные, атомистические и ассоциативные и т.д., что отражает сложность и многообразие социальных характеристик современного общества.

В отличие от массовых общностей социальные группы характеризуются:

  • - устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования;
  • - относительно высокой степенью единства и сплоченности;
  • - однородностью состава, предполагающего наличие признаков, свойственных всем членам группы;
  • - способностью входить в более широкие социальные образования в качестве структурных единиц.

Существует много определений понятия "социальная группа". По мнению одних российских социологов, социальная группа - это объединение людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющих совместно необходимые функции в общественной структуре разделения труда и деятельности. Другие социологи определяют социальную группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Все социальные группы можно подразделить:

  • - по характеру взаимодействия - на первичные и вторичные;
  • - по количественному составу - на малые и большие;
  • - по способу организации и регулирования взаимодействия - на формальные и неформальные.
  • 1. Под первичной понимается такая группа, в которой взаимодействие носит непосредственный, межличностный характер и предполагает взаимную поддержку. Понятие "первичная группа" было введено в научный оборот американским социологом и социальным психологом Ч. Кули применительно к семье, где индивид получает первый опыт социального общения. Позднее этот термин стал применяться социологами при изучении любой группы, в которой сложились тесные личные отношения (группа друзей, сверстников, соседей и т.д.). Первичная группа является своего рода начальным связующим звеном между личностью и обществом.

В качестве вторичной выступает группа, взаимодействие в которой обусловлено достижением конкретной цели и носит формальноделовой характер. В таких группах основное значение придается не личностным качествам членов группы, а их умению выполнять определенные роли и функции. Вторичные группы имеют институционализированную систему отношений, а их деятельность регламентируется на основе формализованных правил. Примерами таких групп являются производственно-хозяйственные организации, профсоюзы, политические партии и др.

Вместе с тем не следует считать, что все вторичные группы абсолютно безличны и лишены какого-либо своеобразия. Внутри этих групп люди вступают I; дружеские отношения и часто образуют, по сути, первичные социальные образования. При руководстве вторичной группой необходимо учитывать эти неформальные связи и отношения, которые оказывают существенное воздействие на функционирование всего коллектива.

2. Малая группа - это небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, осуществляющих совместную деятельность. Для малых групп характерны следующие черты:

малочисленный и стабильный состав (как правило, от трех до тридцати человек);

  • - пространственная близость членов группы;
  • - устойчивость и продолжительность функционирования;
  • - интенсивность межличностных взаимодействий;
  • - высокая степень совпадения групповых ценностей, норм и правил поведения;
  • - развитое чувство принадлежности к группе; неформальный контроль и информационная насыщенность общения.

Иногда малые группы отождествляют с первичными. Это не совсем справедливо, ибо не всякая малая группа является первичной. Существуют в высшей степени формализованные малые группы, отношения в которых регулируются строгими служебными предписаниями (например, экипаж самолета, космический экипаж, диверсионная группа - "командос"). При изучении малой группы выделяют два основных аспекта: лидерство и групповую динамику (3.10).

Большая социальная группа - это многочисленная по своему составу группа, которая создается для определенной цели и взаимодействия в которой носят, главным образом, опосредованный характер. Примерами такой группы могут служить крупные предприятия, трудовые коллективы, управленческие организации и т.д. Под большой социальной группой понимается также многочисленная совокупность (неконтактная, нецелевая, непсихологическая) людей, занимающих одинаковое положение в структуре общества и имеющих вследствие этого общие интересы. Сюда относятся социально-классовые, профессиональные, политические, религиозные и другие группы.

3. Формальная группа - это обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой определяется системой формализованных норм и правил. Эти группы имеют нормативно закрепленную

иерархическую структуру и действуют согласно установленному административно-правовому порядку.

Неформальная группа - это не имеющая юридического статуса группа, возникающая на основе межличностных взаимодействии. Подобные группы лишены официальной регламентации и скрепляются общностью взглядов и интересов индивидов. Во главе таких групп стоят обычно неформальные лидеры. Примерами неформальных групп являются дружеские компании, объединения "неформалов" среди молодежи, любителей рок-музыки и т.д.

Лекция СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ. ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.

Реальность общественных отношений всегда дана как реаль­ность отношений между социальными группами, поэтому для со­циологического анализа крайне важным и принципиальным явля­ется вопрос о том, что понимать под термином «социальная груп­па», какой критерий следует использовать для вычленения групп из многообразия объединений, которые возникают в обществе.

В современной науке нет однозначного понятия «социальная группа». Одни ученые трактуют социальную группу как часть более крупных социальных общностей, по мнению других, социальная группа есть совокупность людей, имеющих общий социальный при­знак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения понятие «социальная группа» является родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной, религиозной и других общностей, так как фиксирует социальные различия, возникающие между отдельными совокупностями людей в процессе разделения труда и деятельности на основе отношения к средствам производства, власти, характера труда, профессии, об­разования, уровня и структуры доходов, пола, возраста, места жи­тельства и др.

Понятие «социальная группа» является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъек­тов общественных отношений, образовавшихся в результате исто­рической дифференциации общества как единого организма на от­дельные структурные составляющие.

В истории социологии самостоятельное понятие группы наряду с понятием личности (индивида) и общества встречаются уже у Аристотеля. Т. Гоббс первый определил группу как «известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом» и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политиче­ские и частные, законные и противозаконные. Социологи конца XIX - начала XX вв. (Э. Дюркгейм, Г. Тард, Г. Зиммель, Л. Гумплович, Ч. Кули, Ф. Теннис и др.) предпринимали первые попытки создания социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесения груп­повых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой «мистической групповой связи», имеющей независимую «реальность самому по себе».

Что же представляют собой социальная общность и социальная группа? Чем они отличаются?

Трудности разделения понятий «социальная группа» и «социа­льная общность» объясняются тем, что, во-первых, возникнув из социальной реальности, они долгое время трактовались по-разно­му, а во-вторых, в процессе функционирования общества люди представляют собой огромное количество видов сообществ, рас­сматриваемых по огромному количеству оснований.

Зачастую, приводя в средствах массовой информации некото­рые статистические данные (о численности рабочих, студентов ву­зов и т.д.), говорят о социальной общности, социальной группе. Это не совсем справедливо. Точнее было бы говорить о том, что статистика определяет некоторое, как отмечает Я. Щепаньский, множество, т.е. выделяет людей по такому-то признаку, но не по признаку наличия между людьми социальных связей. Другими словами, когда мы осмысливаем людей в призме множества, мы рассматриваем индивидов как бы изолированно друг от друга. Группы же людей, объединенных социальной связью, называют социальной общностью.

Социальная общность - это реально существующая, эмпириче­ски фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относи­тельной целостностью и являющаяся самостоятельным субъектом социального действия, поведения.

Социальные общности имеют огромное разнообразие конкрет­но-исторических и ситуационно-обусловленных видов и форм.

Так, по количественному составу они варьируются от взаимодействия двух людей (диад) до многочисленных международных политических и экономических движений; по времени продолжительности существова­ния - от минут и часов (аудитория кинозала) до живущих столетия и ты­сячелетия этносов, наций; по плотности связи между индивидами -от тесно сплоченных коллективов и организаций до весьма расплывчатых, аморфных образований (болельщики футбольной команды «Спартак») и т.д.

Однако значительно более существенным в классификации со­циальных общностей является выделение того или иного базового системообразующего признака. В соответствии с этим различают территориальные, этнические, демографические, культурные и иные общности. В строгом научном смысле такие сообщества не­льзя назвать социальными, группами. Они определяются обычно как квазигруппы или агрегации, социальные круги, в которых людь­ми осуществляются определенные, неглубокие социальные кон­такты, общение.Отличительными нертами квазигруппы являются: 1) достаточно случайное, непреднамеренное образование; 2) не­устойчивость взаимосвязей; 3) кратковременность совместных действий в них.

Общность, основу которой составляют связи типа взаимодей­ствия (как обмен сопряженными, скоординированными системами действий) с целью объединения, солидарности, согласования со­вместных условий, можно назвать социальной группой.

Р. Мертон определяет социальную группу как совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и призна­ющихся членами этой группы с точки зрения других. Можно выде­лить три существенных условия, необходимых для того, чтобы со­вокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) взаимные ожидания каждого члена группы относи­тельно других ее членов; 3) достаточно продолжительный срок су­ществования.

В соответствии с этим определением два человека, ожидаюшие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать ею, если начнут беседу, драку или другое взаимодействие с взаимными ожиданиями. Может случи­ться, что и более объемная агрегация может стать группой. В развитии взаимоотношений участников квазигруппы и перерастание этих образова­ний в социальные группы заключается механизм их взаимосвязи, анализ которого позволяет понять процесс группообразования и формирования социальных структур.

Основные виды квазигрупп - аудитория, толпа, социальные круги.

Аудитория - это социальная общность людей, объединенная взаимодействием с каким-то коммуникатором (индивидом или группой, владеющей определенной информацией и объединяющей на этой основе общность). Это сложное и неоднородное социаль­ное образование, различающееся прежде всего тем, что люди по-разному воспринимают и усваивают информацию в силу различ­ных личностных качеств, культурных норм и ценностей. Следова­тельно, аудитория имеет тенденцию к разделению на отдельные группы в зависимости от отношения к той или иной информации.

Толпа - это собрание людей, объединенных в замкнутом фи­зическом пространстве общностью интересов. Социальная струк­тура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа - это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Общими чертами толпы обычно яв­ляются внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость.

В зависимости от способа формирования и поведения толпу можно разделить на следующие виды: случайная толпа - наиболее неопределенная совокупность индивидов; обусловленная толпа - заранее планирующееся и относительно структурированное собра­ние людей; экспрессивная толпа - социальная квазигруппа, кото­рая обычно организуется в целях личностного удовольствия ее чле­нов и активность людей в которой сама по себе уже является це­лью и результатом; действующая толпа - форма общностей с активными, обычно эмоциональными типами поведения, в связи с чем сами ее действия носят непредсказуемый, кратковременный характер.

Некоторые теоретики определяют поведение толпы как продукт груп­повой «инфекции», вызывающей «коллективное устремление». По мнению французского ученого Г. Лебона коллективное устремление» приводит к тому, что сознание у отдельных личностей подавляется и почти полностью исчезает. Современные исследователи считают идею «коллективного устремления» ошибочной. По их мнению, поведение толпы - это в пер­вую очередь поведение отдельных индивидов, в то же время зависящее от «общественного устремления». Американский социолог Ральф Тернер, ав­тор теории «возникающих норм», объясняет уникальность феномена толпы возникающим и быстро развивающимся в ней комплексом специфических норм.

Наиболее близкими к социальным группам являются квазиг­руппы, называемыесоциальными кругами. По определению Я. Щепаньского, таковыми следует называть «свободные союзы, осно­ванные на контактах с очень слабо установленной связью, лишен­ных устойчивых отношений между членами». Это социальные общности, созданные с целью обмена информации между их участниками.

В соответствии с классификацией Я. Щепаньского существуют следующие разновидности социальных кругов: контактные - по­стоянно встречающиеся на основе тех или иных условий, основа­ний (болельщики, люди стоящие в очереди, и т.д.); профессиональ­ные - объединяющиеся для обмена информацией исключительно по профессиональному признаку; дружеские - основанные на сов­местном проведении отдельных мероприятий (нечто среднее меж­ду общей компанией и группой друзей); статусные - образующиеся по поводу обмена информации среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы.

Таким образом, квазигруппы рассматриваются обычно как не­которые переходные образования на пути от хаотичных к устойчи­вым социальным группам. Квазигруппы отличаются от социаль­ных групп слабой организованностью, неустойчивостью, нечеткой внутренней структурой.

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового образова­ния. В социологической литературе существует множество класси­фикаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для про­ведения классификации социальных групп:

этническая или расовая принадлежность;

уровень культурного развития;

типы структуры, существующей в группе;

задачи и функции, выполняемые группой в более широких об­щностях;

преобладающие типы контактов между членами группы;

различные виды связей, существующих в группах;

другие принципы.

К другим методам классификации относится, например, разде­ление групп на основе принадлежности к ним индивидов. Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он при­надлежит, и определяет эти группы как свои («моя семья», «мой класс» и т.д.). Такие группы называются имгруппами - человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами («мы»). Другие группы, к которым не принадлежит инди­вид, будут для него аутгруппамл («не мы», «другие»).

В большинстве случаев, особенно в неразвитых, традиционных обществах, природу ингрупп и аутгрупп определяют родственные отноше­ния. В современных обществах признаками людей, принадлежащих к од­ной ингруппе, могут быть социальный статус, политические или иные сходные взгляды и интересы, достаточно значимые для этих людей. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стрем­ления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки. В то же время у них есть чувства, отличные от чувств членов ингрупп, и люди непроизвольно отмечают эти черты, разделяя ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».

Р. Парком, Э. Берджесом, а также Э. Богартусом была разработа­на концепция социальной дистанции, обосновывающая и позволяю­щая (с помощью шкалы Богартуса) измерить чувства и отношения, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аут-группам. Этот инструмент еще далеко не совершенен, но он помога­ет прогнозировать действия людей в той или иной группе, условиях.

Близкой к ингруппе являетсяреферентная группа (термин, впервые предложенный социальным психологом Г. Хайменом), т.е. реальная или условная (воображаемая) социальная группа, си­стема ценностей и норм которой является для индивида эталоном.

Это может быть группа, к которой принадлежит данный индивид, или группа, членом которой он хотел бы стать. В системе отноше­ний, «личность - общество» референтная группа выполняет три важные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социаль­ной структуре общества; регулятивную (нормативную), устанавли­вающую для личности социальные нормы общества, других социа­льных групп; мировоззренческую (ценностно-оценочную), опреде­ляющую установки, ценности, идеалы и цели человека.

Важность понятий ингрупп и аутгрупп значимы потому, что феномен осознания принадлежности индивида к той или иной группе помогает понять поведение индивида.

В процессе взаимодействия с другими группами, людьми мы, чаще всего помимо нашего желания, приписываем каждому из них некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Такой стандартизованный, устойчивый, эмоцио­нально насыщенный образ о социальном объекте называется социальным стереотипом.

Например, бытует мнение, что французы более страстны и темпера­ментны, чем представители других европейских наций (хотя на самом деле это не так), англичане - замкнуты и молчаливы и т.д. Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех чле­нов соответствующей группы без учета каких-либо индивидуаль­ных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истин­ным. Хотя не бывает и полностью ложным.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают, потому что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас ауттруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и, в конечном счете, определять ли­нию своего поведения.

Социальные группы различаются и по другим признакам, на­пример по характеру взаимоотношений между ее членами социаль­ные группы делятся на малые и большие, первичные и вторичные.

Социальные группы, для которых характерно наличие непо­средственно личных взаимодействий, контактов, естественно, мо­гут включать в себя небольшое число партнеров (от 2 до 15 - 20 человек). Поэтому они называются малыми группами (термин, предложенный Ч. Кули). Наличие прямого контакта сказывается на внутри групповых взаимодействиях, делает их более персонифи­цированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с обще­групповым «Мы». Это основной объект социологических исследо­ваний.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Отличительными признаками этих групп, по Кули, явля­ются непосредственный, межличностный контакт ее членов, кото­рый характеризуется высоким уровнем эмоциональности. "Эти группы «первичны» в том смысле, что именно в них индивиды по­лучают первичный опыт социального единства.

Американский социолог Э. Шилз выделяет три типа таких групп: «первоначальные группы», имеющие прочные, долголетние связи и тради­ции; к этим группам индивид принадлежит обычно независимо от его же­лания (пример такой группы - семья); «личные группы», т.е. группы дру­зей, основывающиеся на взаимной симпатии, личных потребностях в объе­динении; «идеологические группы», объединяющие людей, имеющих одинаковое представление о ценностях.

Вторичные группы образуются из людей, эмоциональные отно­шения между которыми имеют невысокий уровень. Их взаимодей­ствие подчинено лишь достижению определенных целей и социа­льных контактов. Сами социальные контакты в этих группах носят безличный, односторонний и утилитарный характер, индивидуаль­ность личности не имеет значения - больше ценится умение вы­полнять определенные функции. Основным типом вторичной со­циальной группы является большая социальная группа, сформиро­ванная для достижения определенных целей, т.е. организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.). Обычно это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных про­странствах, связи между которыми не могут носить характер непо­средственных контактов, поэтому особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие.

Следует иметь в виду, что малая группа может быть как пер­вичной, так и вторичной - в зависимости от того, какой тип взаи­моотношений существует между ее участниками. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению в первую очередь малых групп, так как помимо удобства работы с ними по причине их небольшого размера такие группы представ­ляют огромный интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, просле­живаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ро­левых взаимоотношений.

ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА И ЛИДЕРСТВО

В любых группах имеют место динамические процессы, назы­ваемые групповой динамикой, - это различного вида взаимодейст­вия членов социальных групп между собой.

Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий: руководство и лидерство, формирование группового мнения, исключение из группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа мо­жет подчиняться одному своему члену или двум, но в процесс управления могут включаться все ее участники. На уровне возник­новения и функционирования группы определяющими являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимо­действий, - так называемых коммуникаций.

Пожалуй, впервые достаточно серьезно влияние различных способов коммуникаций на деятельность групп было изучено А. Бавеласом и Л. Лйвиттом. В ходе практических экспериментов, воспроизводящих различные способы коммуникаций (взаимосвя­зи) между членами небольших групп (4-5 человек), было уста­новлено, что при выполнении групповых заданий результатив­ность действий в большой степени зависит от самой схемы комму­никации. Различные способы взаимосвязи между членами групп по аналогии с геометрическими фигурами ученые назвали «круг», «змея - цепочка», «игрек», «колесо - штурвал», «паутина». Воз­можны и другие варианты коммуникации.

Важным является то, что эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью групп, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Причем уровень удовлетворенности групповыми отношениями наиболее высок в многоканальной модели, наиболее низок в круговой схеме и является средним в центрированной схеме, в которой централь­ная фигура может испытывать большее удовлетворение, а люди, окружающие ее, могут чувствовать себя изолированными. Необхо­димо также иметь в виду, что групповое взаимодействие во многом опосредуется нормативным поведением ее членов.

При анализе групповой сплоченности можно выделить пере­менные, соответствующие, по мнению современных американских ученых А. и Б. Лоттов, совокупности причин и следствий симпа­тии членов малой группы.

К причинам относятся частота взаимодействия индивидов, групповой характер их взаимодействия, стиль руководства груп­пой, фрустрация (гнетущее напряжение), статусные и поведенче­ские (межличностные) характеристики членов группы (по установ­кам, возрасту, этическим нормам поведения и др.).

Последствиями симпатий, а значит, и сплоченности являются агрессивное поведение по отношению к лицу, несимпатичному группе, благоприятная оценка членами группы межличностного взаимодействия, изменения оценки других лиц и внутригрупповой коммуникации, рост комфортного поведения, возможное возрас­тание продуктивности группы и т.д.

Для социологии эти переменные играют особое значение, так как ярко выраженный эмпирический характер переменных позво­ляет фиксировать их уже на уровне программы при проведении конкретных социологических исследований групповой сплоченности.

Одной из динамичных характеристик группы является система социальных ролей. Причем в группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным, - это роли лидеров. Что же такое лидер, лидерство?

В Философском энциклопедическом словаре лидерство опреде­ляется как один из механизмов интеграции групповой деятельно­сти, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязан­ность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы. Таким образом, лидер - это член груп­пы, принимающий на себя значительно большую меру ответствен­ности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объ­ективная потребность определенной группы, преломившаяся в со­знании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращенных к лидеру.

Лидерство как социальное явление носит всеобщий характер. Можно смело утверждать: там, где возникает то или иное человеческое сообщест­во, там появляются и лидеры. С этим явлением каждый человек сталкива­ется уже с детства. Стихийные детские группы всегда возглавляются лиде­рами, это же присуще школьным и студенческим группам.

По мере развития социальной жизни эволюционировал и фе­номен лидерства, усложнялись его формы и иерархия. На ранних этапах общественного развития преобладала личностная форма ли­дерства, т.е. функции руководителя группы выполняло одно лицо. В дальнейшем стали возникать различные формы коллективного лидерства, при котором руководящую функцию в группе выполня­ет какой-либо коллективный орган или ведущее положение в сис­теме общественных отношений занимает социальная группа, класс, партия, государство.

В системе институциональных форм общественной жизни ста­ли различать лидерство формальное и неформальное. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руково­дителя. Неформальный лидер - это член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения.

Понятие «лидер» стало широко применяться в социологии пос­ле известных экспериментов К. Леви (США, 30-е гг.), изучающего «стиль лидерства» - систему приемов воздействия лидера на груп­пу. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, по-разному влияющих на эффективность групповой деятельности и соответст­вующих следующим стилям руководства: авторитарный (все дейст­вия членов группы определяются ее лидером), демократический (все действия определяются самой группой) и анархический, когда группа представлена сама себе.

Разнообразие научных парадигм, используемых при анализе социальных групп, создает большие возможности для дальнейших теоретических изысканий в этой сложной сфере человеческих от­ношений.

Социальная группа - это объединение людей, связанных общими отношениями, имеющих общие нормы, ценности, традиции. Скрепляющим фактором для группы является общий интерес, т.е. духовные, экономические или политические потребности. Соц. Группа - своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Многие особенности человека являются итогом групповой деятельности. Н-р, речь, язык и т.д. численность групп на земле превышает численность индивидов. Это возможно, т.к. один человек способен сразу состоять в нескольких группах.

Социальная общность : в широком смысле - синоним соц.группы вообще. В узком - соц. общностями называют относительно устойчивые совокупности людей, ктр. имеют сравнительно одинаковые черты образа жизни, массового сознания, характеризуется совпадением или близостью соц. норм, интересов, ценностных систем

Осн. признаки общностей : взаимные чувства идентификации индивидов, солидарность и взаимопомощь, общий язык, ограниченное территориальное пространство, преимущества, возникающие в результате опр.усилий и солидарности. Осн. характеристики : количественный состав, продолжительность существования общности, плотность связи между индивидами.

24. Социальная роль и соц. статус очень близкие, почти синонимичные понятия. Термин статус - это статичная характеристика, т.к. соотносится главным образом с соц. Структурой, а понятие роль - это динамичная характеристика, это действие в рамках прав и обязанностей того или иного статуса. Соц. роль - это способ поведения, ктр. соответствует принятым в данном обществе нормам и зависит от соц. статуса человека.

Осн. черты роли: способ поведения, формализация - одни - общение по формальным

правилам, др-по неформальным, масштаб связей - одни предполагают взаимодействие со множеством лиц, др. с ограниченным количеством; эмоции - одни требуют сдержанного, неэмоционального поведения, др. экспрессивности, эмоциональности; мотивация - одна и та же роль может допускать множество мотиваций.

Соц. роль распадается на две составляющие: 1. Ролевое поведение - конкретное поведение; 2. Ролевые ожидания - то, чего ждут окружающие от носителя данной роли. Между поведением и ролевыми ожиданиями не всегда происходят совпадения.

Поэтому общество создает систему соц. контроля, важной частью ктр. является совокупность санкций.

Классификация соц. Групп

1. Формальные и неформальные . В ф. группах отношения и взаимодействия устанавливаются и регулируются спец. правовыми актами. Формальность групп проявляется: 1. в более или менее жесткой иерархии; 2. четкая специализация членов группы, выполняющих свои обязанности. Неформальные складываются стихийно, не имеют регламентирующих правовых актов. Скрепление происходит за счет авторитета (лидера). 2. По размеру: малые, средние, большие .

Малая группа - это небольшое количество людей (2-7), которые постоянно взаимодействуют друг с другом, находятся в непосредственном контакте, имеют общие цели, интересы, поэтому малую группу иногда называют контактной, первичной (семья, друзья).

Большая группа - совокупность людей, которых объединяет, как правило, какой-то один социально-значимый признак (национальность, принадлежность вероисповеданию). Характеристики: рациональные цели, ориентированные действия, крайне редкое использование группового мнения, соц. контакты носят безличный, односторонний, утилитарный характер (члены больших групп никогда не вступают в контакт со всеми членами группы).

Средние группы - это относительно устойчивые объединения людей, которые имеют общие цели, интересы, связанные одной деятельностью, но в то же время не находящиеся между собой в тесном контакте.

3. Реальные и социальные (номинальные-условные).

Реальные группы выделяются по какому-либо признаку, реально существующему в действительности и осознаваемому самим носителем данного признака.

Реальные группы могут быть малые, средние и большие.

Номинальные группы - это искусственно сконструированные для целей статистического анализа большие группы населения на основании случайных признаков, не имеющих особой социальной значимости. Принадлежность к такой группе не осознается е членом и крайне редко может стать основой для консолидации. На границе между реальными и номинальными группами находятся агрегаты.

Это совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, радио, телевидение, кино, театры, шоу, некоторые разновидности толпы).

4. первичные и вторичные. Первичные - это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами и оказывают большое влияние на индивида. Вторичные - не имеют тесных взаимоотношений между членами группы.

Целостность группы обеспечивается наличием общих целей.

Степень воздействия на индивида очень низка. Бывают большие и средние.

5. Референтные группы - это те, которые в силу авторитета для индивида способны оказывать на него сильное влияние. Эталонная для индивида группа.

В самостоятельный подкласс реальных групп выделяют 3 типа, их называют главными:

1. стратификационные (расы, классы, сословия),

2. этнические (нации, народы, народности, племена, клан),

3. территориальные (горожане, селяне, земляки).