Соотношение сторон экрана: полное руководство

Из года в год мониторы совершенствовались в основном только в увеличении разрешения матрицы и Все это стало причиной стремления людей к просмотру контента все более хорошего качества. Благо, производство не стоит на месте, и на мировой рынок выходят все более мощные и совершенные компьютерные устройства. С их помощью создается и транслируется этот высококачественный контент.

Экранное разрешение 16:9, так же как и 16:10, является стандартом для современного времени. При этом разрешение матрицы составляет 1920 х 1080 и 1920 х 1200 пикселей соответственно. Однако сейчас не стоит судить о размере монитора по его так как даже некоторые мобильные телефоны с диагональю экрана в 5 дюймов обладают разрешением матрицы более чем стандарт FullHD (1920 х 1080 пикселей).

Современные мониторы из среднего ценового сегмента, имея разрешения экрана 16:9 и 16:10, обычно обладают в 22-24 дюйма. Но так было не всегда. Оптимальное разрешение экрана в разные времена было разным.

Краткая история

В начале истории создания и воспроизведения контента стояло соотношение сторон экрана 1:1, то есть «квадрат». Такое решение использовалось только в фотографии и позволяло использовать компоновку кадра как вертикально, так и горизонтально. Позже подобный формат начали использовать и при создании кинофильмов.

На смену «квадрату» пришел формат 5:4, который еще называли 1,25:1. Он использовался в некоторых компьютерных мониторах, и многие люди путали его с более распространенным форматом 4:3. Разница была лишь в разрешающей способности в 1280 х 1024 пикселя. Некоторые «знатоки» и «профессионалы» отмечали более точную передачу геометрии на данном формате экрана, но не все с этим согласны, и споры идут до сих пор.

Сразу после «квадрата» с целью расширения видимой сцены и кадра создан формат 4:3 или 1,33:1. Этот формат сначала получил широкое распространение в фотографии и кинематографе, а потом и вовсе стал стандартом вещания аналогового телевидения. Можно вспомнить период, когда в каждом доме стояли сначала огромные деревянные, а позже пластиковые с плоским экраном телевизоры с практически квадратным экраном для приема того стандарта вещания. Компьютерные мониторы также получили данный формат и долгое время имели разрешения 1024 х 768, 1152 х 864 и 1600 х 1200 пикселей. Впоследствии их вытеснили широкоформатные устройства, имеющие разрешение 16:9.

Существовали также форматы 3:2 и 14:9. Первый ничем знаменательным себя не зарекомендовал, а вот второй был промежуточным форматом для перехода от аналогового телевещания 4:3 к широкоформатному и легко помещался в старый формат в виде небольших черных полосок вверху и внизу экрана.

Современный формат соотношения сторон 16:10 получили компьютерные мониторы и большое количество ноутбуков с разрешением 1280 х 800, 1440 х 900 и 1680 х 1050 пикселей на дюйм. Преимуществом этого формата является большее рабочее пространство по сравнению с самым массовым, имеющим разрешение 16:9. Такой формат широко используется в игровых мониторах.

Переход на цифровое ознаменовался созданием единого стандарта телевидения высокой четкости HDTV, имеющим формат 16:9. Разрешение матрицы экранов в данном случае составляет: 1366 х 768, 1600 х 900, 1280 х 720 и 1920 х 1080 пикселей. Сейчас существуют и гораздо более емкие матрицы такого же формата. В чем же разница для пользователя?

Соотношение сторон экрана дома и в офисе

Сейчас люди пользуются массой различных компьютерных устройств, мобильных гаджетов и носимых электронных приспособлений как у себя дома, так и на работе в офисе. Все эти технологии призваны упрощать и ускорять работу, а также развлекать владельцев.

Разрешения экрана 16:9 и 16:10 встречаются как в компьютере или ноутбуке, так и в телевизоре, транслирующем цифровой контент и цифровое телевещание. Для любителей компьютерных видеоигр идеально подходят оба этих формата и отличаются они незначительно, а вот в телевизорах обычно не применяются форматы 16:10.

Для работников, имеющих дело с таблицами, текстом или трехмерным моделированием и чертежами, наличие чуть более высокого экрана по вертикали (16:10 по сравнению с 16:9) позволяет получить дополнительное важное пространство для работы и обзора, что способствует более качественному труду.

Контент важен

Имея монитор с экраном 16:9, необходимо иметь еще и сам цифровой контент. Создается он как на устройствах видео- и фотозаписи, так и на самих компьютерных устройствах. В современном мире медиамир подгоняется в стандарты FullHD и 4К, имеющие разрешение 16:9, так как, унифицируя контент, производители оборудования и контента отказываются от нестандартных решений в пользу общепринятых норм. Такие действия позволили сократить расходы на разработку новых форматов и их внедрение, а также высвободить производственные ресурсы для улучшения и совершенствования продукции в других направлениях.

Исходящий сигнал

Сам видеосигнал формируется в специальном устройстве (видеоплате или видеоадаптере, соотношение 16:9). Разрешение при этом варьируется в пределах, выбранных пользователем. Чем больше разрешение, тем сильнее идет нагрузка на мощность аппаратной части как видеоадаптера, так и всего электронного устройства в целом. Современные видеоустройства способны транслировать видео или игровой контент в трехмерном изображении с самой высокой четкостью (вплоть до 4К и UltraHD).

Для любителей качественного кино и компьютерных игр

Современные мониторы с соотношением сторон в 16:9 и 16:10 для ценителей игрового и киноконтента не позволяют полностью погрузиться в цифровой мир, так как ограничены шириной обзора, а человеческий глаз своим воспринимает гораздо больше. Для этого разработчики мониторов и телевизоров создали специальные серии своих устройств с очень Они получили соотношение сторон 21:9 и разрешения 2560 х 1080 и 3440 х 1440.

При покупке нового монитора к своему системному блоку консультанты любого магазина электроники могут спросить у вас, какое разрешение экрана для монитора вам предпочтительно. Для тех, кому такой вопрос может показаться чем-то из раздела китайской грамоты, разложим все по полочкам. Итак.

Что такое разрешение экрана?

Начнем с того, что собой представляет изображение, которое мы видим на мониторе. Любая картинка собирается из особенных точек – пикселей. Чтобы как-то понять, о чем речь, проведем аналогию с вышиванием. Из однообразных крестиков разного цвета в итоге получается какая-то картина или узор. Так и здесь, пиксели – это крестики на вышивке, только они гораздо меньше и плотно прижаты друг к другу, потому нет ощущения, что изображение состоит из отдельных точек, а выглядит целым. Кроме того, они способны принимать разный окрас, необходимый по ситуации. Благодаря этому мы смотрим фильмы, картинки, переключаем разные окна и моментально видим на мониторе соответствующие изменения.

Пиксели - без них никуда

Пиксели могут быть квадратными или же в некоторых случаях прямоугольными. Была даже волна пересмены полюбившихся квадратных мониторов на более вытянутые, которые иногда чересчур растягивали изображения. Но об этом позже.

Именно количество этих самых пикселей на единицу длины, или по-иному их плотность, определяет разрешения экранов мониторов.

Параметры разрешения экрана

Основными параметрами разрешения монитора считаются высота и ширина. Так, если зайти в панель управления на своем компьютере и перейти в раздел настроек экрана, можно выйти на вот такое окно (конкретно это окно - для пользователей операционной системы Windows 7), которое вы выдите на фото ниже.

В данном случае монитор имеет установленное максимальное разрешение 1366 х 768 пикселей. Что это значит? Это значит, что по ширине от левой до правой сторон монитора размещено 1366 пикселей, а сверху до низа - 768. Это оптимальное разрешение экрана монитора, приведенного в качестве примера, при котором информация с экрана будет передаваться максимально четко и удобно для человека с обычным, нормальным зрением.

Также видим, что монитору можно задать и другое, меньшее разрешение. Уменьшая, например, значение ширины до 1024 пикселей, изображения можно сделать более растянутыми. То есть фактически физическое количество пикселей, определяющее разрешение экрана монитора, не меняется, оно остается прежним, но отображение изображений будет такое, каким бы было при ином расширении.

Самые популярные форматы экранов

Выше упоминалось о форме пикселей, потому рассмотрим этот вопрос подробнее.

Раньше, а речь о сотне лет, минувших со времен появления первых кинолент, все мониторы первых моделей телевизоров и компьютеров имели формат 4:3. Даже когда еще не было телевизоров, в таком формате снимали немое кино. Что значат эти цифры? Это соотношение сторон отображающего элемента, можно сказать, коэффициенты высоты и ширины монитора. Так, размеры могут быть следующие: 16:12 = 4х4:3х4, 40:30 = 4х10:3х10. Аналоговые телевизоры в своем большинстве имеют именно этот формат и, соответственно, аналоговые телепередачи тоже «подгоняют» под рамку 4:3. Сюда же относится формат 5:4. Он тоже более «квадратен», и его применяют в производстве мониторов для компьютеров. Но постепенно в жизнь ворвался новый формат 16:9, который дал начало новому размеру изображения, и появилось разрешение экрана широкоформатного монитора, постоянно модернизирующегося и меняющегося по параметрам.

Широкоформатное вещание: удобно или выгодно?

Новое течение было разрекламировано его удобностью. Так, человек должен лучше воспринимать информацию по бокам монитора, чем сверху и снизу. Но нельзя упускать тот момент, что широкоформатные мониторы дешевле производить. Да-да, если взять мониторы 4:3 и 16:9, у которых будут равные диагонали, окажется, что их площадь разная. Экран 4:3 будет иметь больше места для работы, чем экран 16:9, но на производство широкого монитора будет затрачено меньше ресурсов, чем на квадратный. Много мнений было высказано как в защиту, так и против широкоформатных мониторов, и у обоих есть свои плюсы и минусы. Для тех людей, кто начал свое знакомство с компьютерными средствами во времена формата 4:3, широкие экраны неудобны и требуют много времени для адаптации к нему.

Так, при работе в офисных программах типа Microsoft Word при одинаковом масштабе мониторы 5:4 смогут отображать больше строк, чем их широкоформатные собратья. Не нужно постоянно перемещаться по листу вверх-вниз, чтобы найти какую-то информацию, можно видеть весь лист целиком, и при этом несильно потерять в удобочитаемости текста. Широкие мониторы растягивают «квадратное» изображение, отчего круглые вещи становятся овальными, растягиваются лица и тела персонажей на экране. Благо, над всеми проблемами работают. Так, на мониторе 5:4 можно просмотреть широкоформатный фильм, только сверху и снизу будут добавлены черные поля, чтобы не обрезать часть изображения. Аналогично на широком мониторе можно сделать так, чтобы картинка имела свои исходные параметры и не расползалась по всей площади экрана. В компьютерных играх разработчики добавляют возможность поддержания разных форматов и т. п. Но все же важно то, что широкий формат в первую очередь выгоден для производителя, и нам его постоянно навязывают, сокращая производство квадратных экранов. «Вы хотите монитор 5:4? Но это же немодно, сейчас уже такие никто не покупает!» Конечно, не покупает, ведь все гонятся за модой, не очень-то думая об удобстве. И забавно то, что экраны с форматами 4:3, 5:4 стоят дешевле, чем модели широкоформатных мониторов, на производство которых используется меньше материала, и которые, по логике, должны стоить дешевле. Но все же вернемся к вопросу разрешения экранов мониторов.

Проблемы в подборе оптимального разрешения

Дело в том, что обилие производителей, которые сами решают, какое им лучше сделать расширение, ставит потребителя в затруднительное положение. Существует более трех десятков разных видеостандартов, которым присуще разное разрешение и разное соотношение сторон. Допустим, видеостандарт XGA имеет разрешение 1024 × 768 (786k) или 640 × 480 (307k), с соотношением сторон 4:3, когда стандарт VGA имеет четыре допустимых разрешения (640 × 480, 640 × 350, 320 × 200, 720 × 400) с соответствующими соотношениями сторон (4:3, 64:35, 16:10, 9:5). Видеостандарт WHUXGA на сегодняшний день имеет наибольшее количество пикселей – 7680 × 4800 (36864k), и он широкоформатный – 16:10. Но как подобрать именно тот, который устроит конкретного пользователя?

Чем руководствоваться при выборе разрешения для монитора

Максимальное разрешение экрана монитора зачастую и является оптимальным для работы на компьютере. Его можно вручную менять на один из тех, которые доступны в списке настроек разрешения.
Поскольку вопрос разрешения экрана актуален и для телевизоров, и для компьютеров, которые являются принципиально разными устройствами (хотя и телевизор можно подключить к ПК в качестве монитора), рассмотрим оптимальность параметров отдельно для обоих видов устройств.

Телевизор: удобство просмотра

Стандартная четкость аналогового телевидения, монополиста в своей области до некоторого времени, всегда имела соотношение сторон кадра 4:3, и только сравнительно недавно стало появляться соотношение 16:9, которое позиционируется как изображение с высокой четкостью – цифровое телевидение. Мы сейчас находимся как раз на том этапе, когда происходит переход с одного стандарта на другой, и на сколько времени еще затянется этот процесс – совершенно неясно. Одни страны уже давно перешли на новый, более удобный и качественный цифровой формат, но на отечественных просторах такого ожидать можно еще долго. Потому можно купить новомодный широкоформатный телевизор, в практически всех моделях которого предусмотрительно имеется функция подстройки разрешения экранов мониторов. Изучив внимательно инструкцию, пользователь уже сможет сам решить, в каком виде ему смотреть квадратную картинку на прямоугольном мониторе – растянуть ее, заполнив ею весь монитор, или же добавить черную рамку по бокам для сохранения пропорций исходного изображения.

Монитор от ПК – дилемма для геймеров

Если монитор выбирает геймер, то он должен предварительно ознакомиться с требованиями к предпочитаемой игре/играм, а затем уже по этим данным подвести итог, какие разрешения экранов мониторов подойдут для этого лучше всего. Однозначно сказать «вот такая-то модель идеально подойдет для всех игр в мире» нельзя.

Посмотреть новость в "Одноклассниках" – стоит ли заморачиваться с выбором разрешения?

Если же использовать ПК для работы в офисных программах или просто для просмотра почты, ленты новостей в социальных сетях и т. п., нужно выбирать исключительно по личному опыту либо же проконсультироваться с опытным пользователем, который сможет разъяснить вам все интересующие моменты.

Сюда же относится и разрешение экрана монитора ноутбука. Вероятно, что для его транспортировки будет удобнее (чисто физически), чтобы он был прямоугольный и компактный, чтобы поместиться в рюкзак или сумку. На прямоугольном мониторе удобно открыть сразу два окна, когда монитор 4:3 или 5:4 дает больше места для обзора и работы над одним документом.

Монитор – основной способ коммуникации между человеком и компьютером. Поэтому качество монитора непосредственно влияет на качество этой коммуникации. В данной статье мы расскажем о том, как выбрать монитор и постараемся проанализировать основные характеристики современных мониторов.

Для того чтобы не ошибиться при выборе монитора необходимо разобраться с основными характеристиками, которые свойственны современным мониторам.

Самый очевидный параметр монитора. Естественно чем больше диагональ, тем лучше . Но, в разумных пределах. И эти пределы для каждого индивидуальны. Поэтому диагональ монитора можно смело выбирать на собственный вкус, не руководствуясь никакими умными советами.

Единственное замечание, которое имеет отношение к диагонали это то, что диагональ нужно выбирать, делая скидку на соотношение сторон. Чем ближе формат монитора к квадрату, тем комфортней работать с небольшими диагоналями.

Например, 19-ти дюймовый монитор с соотношением сторон 4:3 вполне удобен, но 19-ти дюймовый монитор с соотношением сторон 16:9 будет казаться слишком узким, вам будет не хватать высоты. Эта проблема особенно сильно выражена при просмотре веб-страниц, которые имеют вертикальную структуру и не расширяются на весь экран.

Соотношение сторон монитора

Данный параметр монитора часто игнорируется при . Большинство обычных пользователей ПК не понимают, какие преимущества дает то или иное соотношение сторон.

Сейчас в продаже можно найти мониторы с таким соотношением сторон:

  • 16:9 – наиболее распространенное соотношение сторон. Большинство современных мониторов используют именно 16:9. Можно сказать, что это уже стандарт.
  • 16:10 – второй по популярности вариант соотношения сторон монитора. Подобные мониторы немного ближе к квадрату, чем мониторы с соотношением сторон 16:9.
  • 4:3 и 5:4 – стремительно теряющие популярность форматы. Сейчас практически все мониторы с этим соотношением сторон это дешевые офисные мониторы с матрицей TN+film. Выбор монитора с таким соотношением сторон позволит сэкономить на покупке, при этом за счет соотношения сторон вы получите вполне комфортное решение.
  • 21:9 – соотношение сторон, которое очень быстро набирает популярность. Главная особенность данного формата это то, что его ширина значительно больше его высоты. При большой диагонали подобное решение позволяет заменить сразу два монитора.

Сравнить диагональ и соотношение сторон для двух выбранных мониторов можно на сайте displaywars.com. Например: .

Разрешение монитора

Еще один очень важный параметр при выборе монитора. Чем выше разрешение, тем четче картинка на экране. Это особенно заметно при просмотре веб-страниц и чтении текста с экрана.

Ориентироваться на разрешение нужно уже после выбора диагонали и соотношения сторон. Сравните с одинаковой диагональю и соотношением сторон и выберите монитор с наибольшим разрешением.

Наиболее распространенными являются мониторы с такими разрешениями:

  • Соотношение сторон 16:9 — 1920×1080, 1600×900 и 1366×768;
  • Соотношение сторон 16:10 — 1920×1200, 1680×1050
  • Соотношение сторон 4:3 — 1280 х 1024;

Тип матрицы монитора

Наряду с диагональю и разрешением, тип матрицы является одной из основных характеристик любого экрана. К сожалению, при выборе монитора многие пользователи не обращают на это внимание.

Недавно я столкнулся с проблемой выбора нового монитора по причине поломки старичка 19” Benq T905, прослужившего мне верой и правдой более 5 лет. От формата 16:9 я отказался почти сразу, а задача выбрать монитор с соотношением сторон 16:10 оказалась нетривиальной, т. к. они почти пропали с прилавков магазинов. В рекламных статьях и роликах красиво и сказочно описываются преимущества мониторов нового формата 16:9, но далеко не все их достоинства оправданы, скажу больше – формат компьютерных дисплеев 16:9 создан не для удобства потребителя, а для большей выгоды производителя, а также продавцов.

Разберемся с мифическими «преимуществами» дисплеев формата 16:9 по пунктам:

1. В первую очередь в магазине продавцы в защиту формата с соотношением сторон 16:9 говорят, что на таком мониторе HD фильмы отображаются без черных полос.

На самом деле они не договаривают, что без полос выводятся только сериалы в формате 16:9 (Разрешение такого видео 1920х1080). Фильмы в прямом смысле этого слова, которые крутятся в кинотеатре, сняты в формате 47:20 (Разрешение в HD качестве 1920*816, без черных полос), поэтому из-за несовместимости форматов экрана и видео все кинотеатровские фильмы будут отображаться на мониторах 16:9 с полосами.

Таким образом, утверждение про отсутствие полос либо некомпетентность продавца, либо намеренный ввод в заблуждение покупателя.

2. Продавцы подчеркивают, что на мониторе формата 16:9 с разрешением 1920х1080 HD видео отображается якобы «точка в точку», а на мониторе 16:10 с разрешением 1680х1050 («не родным» для HD) картинка проиграет по качеству.

Это утверждение справедливо только для сериалов формата 16:9 с разрешением 1920х1080 (и то с оговорками). Кино формата 47:20 вы в любом случае будете растягивать (увеличивать масштаб), пока не исчезнут горизонтальные полосы. Получается, после увеличения видео точка на точку уже не попадает, и соответственно уже не принципиально, на каком соотношении сторон (16:10 или 16:9) или разрешении крутить HD видео формата 47:20.

Еще можно добавить, что при просмотре фильма адекватный человек не будет через лупу разглядывать, как распределяются точки по матрице монитора, если это не тест или эксперимент. У меня, например, телевизор 32” формата 16х9 с разрешением 1366х768, я сравнивал HD кино на нем и на FULL HD телевизоре. В упор – разница конечно есть, НО!!! Нормальные люди смотрят кино на большом экране с соответствующего расстояния, и смею вас заверить, разницы с расстояния 2-3 метра вы уже не увидите, не важно, какое разрешение матрицы экрана (1920х1080 или 1366х768).

Таким образом, утверждение о преимуществе одинакового формата матрицы и видео сильно преувеличено.

3. На замечание о том, что на мониторах даже 24" (не говоря про 23" и меньше) слишком мала точка – продавцы говорят, что чем меньше размер пиксела, тем лучше.

У монитора 19” с разрешением 1280х1024 размер пиксела равен 0.294 мм. В плане физических размеров объектов на экране, и для работы с текстом это самый приемлемый размер. Для монитора 22" разрешением 1680х1050 размер пиксела чуть меньше – 0.282 мм. Для мониторов 16:9 размеры пиксела такие:

20" – 1600x900, соотношение сторон 16:9, точка 0.277 мм,
21. 5" – 1920x1080, соотношение сторон 16x9, точка 0.248 мм,
23" – 1920x1080, соотношение сторон 16:9, точка 0.265 мм,
24" – 1920x1080, соотношение сторон 16:9, точка 0.277 мм,

Таким образом, на мониторе с размером точки 0.282 и меньше становится проблематично верстать сайты и читать тексты, если же планируется играть и смотреть кино, то это не очень принципиально. Причем изменение разрешения на более низкое еще больше усугубляет ситуацию, т. к. текст становится размытый из-за «не родного» разрешения.

Также нужно отметить, что производители нарезают из стандартного листа 100 матриц формата 16x9, если же резать другие форматы, кол-во готовых матриц получается 90 и меньше.

Следовательно, единственное оправданное преимущество мониторов 16:9 – это их низкая стоимость. Других достоинств нет. Далее, при увеличении соотношения сторон диагональ увеличивается, а полезная площадь панели уменьшается (математика за 2й класс). Большая диагональ – маркетинговая уловка, т. к. с большей диагональю покупатель получает меньшую площадь экрана монитора.

4. И последнее, обывательское утверждение, что формат 16:9 просто удобен и все тут.

Главное в выборе монитора, это то, для чего он вам нужен. Продавцы говорят, удобнее смотреть кино и играть. Насчет игр согласен, но вот фраза «смотреть кино»… вызывает иронию. Ведь кино удобнее всего смотреть не на мониторе (какого бы формата он ни был), а на телевизоре, желательно от 40”.

Желаю вам удачного выбора, я же остановился на модели со светодиодной подсветкой – 22” LG W2286L led. Это монитор с соотношением сторон 16:10 и разрешением 1680х1050 точек.