Словарь икт терминов. Информационно-коммуникативные технологии. Алфавитный указатель терминов на английском языке

«Глоссарий: Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно–методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в...»

Мастер – класс:

«Использование ИКТ в образовательном процессе в условиях

введения ФГОС ДОУ»

«Человек образованный - тот,

кто знает, где найти то, чего он не знает»

(немецкий философ и социолог Георг Зиммель)

Мы живем в XXI веке, в условиях стремительного роста информационного

потока, развития новых информационных технологий. Компьютеризация проникла

практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому

внедрение компьютерных технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Что же такое ИКТ?

Хотя аббревиатурой ИКТ ныне широко пользуются, этот термин имеет разные значения, в зависимости от ситуации. В контексте образования это понятие обычно подразумевает средства ИКТ и методы их использования для поддержки процессов обучения и других видов познавательной и развивающей деятельности.

Вашему вниманию представляю небольшой глоссарий по данной теме:

Глоссарий:

Информационно – коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – это комплекс учебно–методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.



Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – эта технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленная на получение конкретного результата.

Информация – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

Т.е. под ИКТ подразумевается использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер, программируемых игрушек и других подобных устройств, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для познавательного развития.

ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации

Подразумевается использование:

информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.

аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора, интерактивной доски….

Современное общество, развивающееся на базе использования новых информационно-технических средств, предъявляет все большие требования к информатизации и в дошкольных образовательных учреждениях. Информационнокомпьютерные технологии стали активно применяться в ДОУ. Нормативноправовой базой для этого процесса является ряд нормативных документов.

Вот некоторые из них:

Нормативные документы:

*Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ *«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. 1155 *"Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.

4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. N 26 * «Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03 * Инструктивно-методическое письмо "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возрасте в организованных формах обучения" Минобразования России от 14.03.2000 N 65/23-16 * Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года.

В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" Статья 16.«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей…»

Статья 18. «В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»

Статья 29. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам, посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» отражены требования к условиям реализации Программы, которые включают: требования к психолого-педагогическим условиям; требования к кадровым условиям; требования материально-техническим условиям; требования к финансовым условиям; требования к развивающей предметнопространственной среде.

В связи с рассматриваемой сегодня темой, мы обращаем внимание на два требования ФГОС ДО ФГОС ДОУ.

3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими)… (в соответствии со спецификой Программы).

3.4. Требования к кадровым условиям реализации Программы.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования»

ЕКС: Должен знать: … основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;… Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности. В частности, к коммуникативной, предполагающей способность успешно выстраивать коммуникации в различных форматах: устной, визуальной, компьютерной, электронной.

В Профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 18 октября 2013 года определены требования к педагогам.

Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психологопедагогического просвещения.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. При использовании компьютерных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться «Санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений» и «Гигиеническими требованиями к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»

«Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы» Сан ПиН 2.2.2/2.4.1340-03

4.12. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, для детей 6 лет - 15 мин.

4.13. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ПЭВМ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.

4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. « Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»

С детьми младшего возраста использовать 2-3 слайда в начале занятия, как игровую мотивацию, проблемную ситуацию и в конце занятия для подведения итога.

Для детей старшего дошкольного возраста используется больше слайдов, но с преобладанием других методических приёмов.

Для снижения утомляемости детей необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности, расстояние до экрана не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

Поскольку вся современная лицензированная компьютерная техника выпускается с учетом всех гигиенических норм, при должном уходе за ней, никаких нарушений при ее использовании возникать не должно. Самая большая опасность при работе в модели «1 ученик: 1 компьютер» связана с нарушениями зрения и осанки в результате слишком длительного использования компьютера.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

На сегодняшний день воспитателю доступен довольно обширный выбор ИКТ в своей практике. Воспитатели стали для ребенка проводником в мир новых технологий.

В нашем дошкольном учреждении педагоги активно используют в своей деятельности ИКТ.

Можно выделить 4 основных области применения ИКТ:

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1. Ведение документации.

2.Методическая работа, повышение квалификации педагога.

3. Работа с родителями.

1. Ведение документации.

В процессе образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ составляют и оформляют календарные и перспективные планы, готовят материал для оформления родительского уголка, печатают характеристики детей для комиссии, оформляют табель посещаемости детей в Excel и т.д. Согласитесь, что, например, напечатать характеристику ребенка с помощью компьютера легче и быстрее, чем написать от руки: ошибку сделал – переписывать, а в Microsoft Office можно исправить, дополнить, вставить целые «куски» из другого источника, сохранить в памяти и на основе одной характеристики написать другую. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации: оформление документации, подготовка портфолио. Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы, а современные требования в образовании диктуют свои правила. Сегодня я хочу представить вашему вниманию моё портфолио, выполненное с использованием компьютерной техники. Считаю, что выполненное от руки, портфолио «проиграло» бы в качестве.

Методическая работа, повышение квалификации педагога.

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Предлагаю вам список сайтов, информацией с которых я чаще всего использую в своей работе:

Полезные сайты http://planetadetstva.net/- «Планета детства», интернет-журнал для педагогов, http://www.maam.ru/ - «МААМ», международный образовательный портал, учебные материалы для детского сада, http://nsportal.ru/ - «Наша сеть», социальная сеть работников образования, http://dohcolonoc.ru - «Дошколенок», сайт для воспитателей детских садов, http://detsad-kitty.ru – «Детсад», сайт для детей и взрослых, http://pochemu4ka.ru – «Почемучка», сайт для детей и их родителей, «Дошкольный возраст», сайт для детского сада, http://doshvozrast.ru воспитание ребенка в детском саду и семье, http://www.o-detstve.ru/ - «О детстве», педагогический интернет-портал, http://doshkolnik.ru/ - «Дошкольник», сайт для всей семьи, http://igrateshka.ru/ - «Игратешка», игры, игрушки, викторины, головоломки, развлечения, розыгрыши, фокусы, сценарии праздников и др.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога регулярного повышения своей квалификации. Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. Дипломы и сертификаты таких конкурсов пополняют портфолио педагога.

Также владение компьютером помогает осуществлять методические разработки.

Мною разработано несколько дидактических игр по ознакомлению с родным городом. Помогло мне в этом умение работать с программами Photoshop, MicroSoft Office Picture Manager (Диспетчер рисунков). Представляю вашему вниманию дидактическую игру «Найди ошибку»: с помощью программы Photoshop я убрала или добавила некоторые детали на фотографии достопримечательностей.

Получилось необычная «головоломка» для ребят.

3. Работа с родителями.

Одним из критериев оценки профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.

Важную роль в этом направлении также играет использование интерактивных технологий.

В нашем ДОУ создан официальный сайт http://dskv21.gubkabob.org что дает родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, здесь можно делиться информацией о мероприятиях, организованных в детском саду, что в свою очередь позволяет участвовать в жизни детского сада, получать информацию в форме объявлений, педагогических советов на форуме сайта и др. Это очень актуально, так как в настоящее время родители торопятся и не всегда успевают прочитать информацию, размещенную в уголке для родителей. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, узнать о прошедших событиях, получить консультацию, быть в курсе событий группы и детского сада в целом. В результате родители внимательнее прислушиваются к советам педагогов, активнее участвуют в групповых проектах и мероприятиях.

Очевидно, родители испытывают необходимость общаться друг с другом, обмениваться информацией, мнениями, и в этом им помогает интернет.

Современные технические средства используются нами также при оформлении родительских уголков, объявлений, поздравлений и другого наглядного материала, при подготовке рекомендуемых заданий для повторения лексических тем, проведении родительских собраний и т.д.

Родители и педагоги используют цифровую фото- и видеоаппаратуру и программы их редактирования. Кроме того, родители используют компьютер для создания портфолио своего ребенка.

А на выпускных балах просмотр подготовленной мультимедийной презентации из старых фотографий вызывает отклик в сердцах и детей, и взрослых. Когда есть видео выступлений наших ребят на конкурсах на городской сцене, на разных мероприятиях, простых моментов повседневной жизни, то их просмотр вызывает живой интерес у детей и родителей.

4. Воспитательно – образовательный процесс.

Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно образовательного процесса, который включает в себя:

Организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

Организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей, реализацию проектов, создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

Современного ребенка дошкольного возраста становится все труднее привлечь и удивить традиционными средствами: картинками, игрушками, разрезными моделями, складными кубиками. Дети, уже знакомые с компьютером, требуют при организации занятия особого внимания и особых средств воздействия.

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно – образное мышление. И использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет педагогам ДОУ быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми.

Использование ИКТ позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.

Для меня компьютер – это инструмент, который дает мне возможность делать обучение детей более интересным и простым, а получаемые знания более глубокими. С помощью ИКТ разрабатываю наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям, которое позволяет сделать их более насыщенными, интересными, разнообразными. На мой взгляд, использование ИКТ базируется на подходах, в основе которых лежат естественное детское любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

Считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким средством, которые открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы.

Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная мини-библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для детей, картотеки игр, наблюдений, прогулок, мнемотаблицы, раскраски к лексическим темам, схемы лепки и рисования для доски памяти и т.д.. Материалы мною постоянно добавляются.

Для использования видеоматериалов нам понадобится только флешкарта с закаченным видео и телевизор. А вот, чтобы использовать материал в формате Power Point необходим персональный компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, колонки, экран.

Использование ИКТ

–  –  –

Каталог имеющихся презентаций Power Point и видео постоянно пополняется.

1. Тематические презентации Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций. Мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука.

Видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: как прорастает цветок, как из куколки появляется бабочка, как разговаривают звери и птицы и т.д.

Давайте посмотрим короткое видео.

1* Просмотр видео «Скворец».

Хороша весенняя песня скворца! Всего 36 сек. длится видео, а сколько приятных эмоций. Можно вблизи рассмотреть эту красивую птицу с чёрными перышками, блестящими примесью металлических оттенков, послушать, как он распевает свою песенку на разные голоса.

Важно отметить, что, несмотря на огромное количество презентаций, находящихся в открытом доступе в сети Интернет, не так много практического материала, который педагог может использовать без предварительной обработки.

Причем имеющийся материал не всегда соответствует по содержанию дошкольному возрасту, часто не учитываются принципы обучения и воспитания детей с речевыми проблемами. Поэтому его доработка и расширение является на сегодняшний день актуальной задачей.

Когда сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, можно самим создать презентационные материалы с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ.

Microsoft Power Point - самая популярная на сегодняшний день программа для создания и проведения презентаций, которая является частью Microsoft Office.

С помощью этой программы можно создать дидактическую игру. Давайте поиграем в такую игру.

Практический пример мультимедийной дидактической игры.

3 педагога в качестве детей играют в дидактическую игру 2* «Собери фрукты в вазу».

Сегодня предлагаю вам познакомиться с некоторыми приемами создания презентации (дидактической игры) в Power Point.

Практическая работа «Создание дидактической игры» с использованием программы PowerPoint.

1. Для запуска Power Point нажимаем кнопку Пуск и в открывшемся Главном (стартовом) меню щелкнем команду Программы. Запускаем программу Microsoft Power Point.

Ниже строки Заголовка на синей полосе находится Строка меню.

Строка меню предоставляет доступ ко всем важным командам программы Power Point. Вы хотите вставить рисунок на слайд. Ключевое слово, здесь требуемое действие, то есть вставить. Какое меню вам нужно? Правильно - Вставка.

Вы хотите изменить фон документа. Следовательно, вы хотите работать с оформлением документа. Нужное вам меню - Формат.

2.Выбир дизайна.

Можно из предложенных Тем, или использовать Стили фона, Формат фона (сплошная заливка, градиентная заливка, рисунок или текстура) Что касается выбора цвета фона, то психологи пришли к выводу о том, что определенный цвет влияет на психическое состояние человека.

Если кратко изложить теорию цвета, то она выглядит следующим образом:

ЦВЕТОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СЛАЙДА

Теория цвета:

красный –позитивный и веселый, но после 18 слайда вызывает агрессию и не учебное состояние;

желтый - лучше приглушить ближе к бежевому, хороший цвет для учеников младшего и среднего звена;

зеленый (мягкий, приглушенный) – до 29-30 слайда воспринимается оптимально;

синий (мягкий) – позитивный цвет до 30 слайда;

фиолетовый – не способствует запоминанию информации;

белый - способствует воспроизведению информации от 50 до 70%;

черный – цвет агрессии и стресса;

коричневый (яркий) – после 23 слайда вызывает подъем артериального давления;

серый – вызывает тревогу.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что цвет фона лучше всего делать в светлых, пастельных тонах.

3. Заполнение первой страницы:

заголовок слайда (Дидактическая игра);

подзаголовок слайда (Что лишнее?).

4. Создание нового слайда Создать слайд. Выбираем макет содержимого Пустой слайд

5. Вначале нужно на слайде разместить объекты. Для выбора рисунка нажмем на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком из папки их расположения. Для нашего примера добавляем картинки: художник, мольберт, краски, дрель.

6. Нужно продумать каким образом к ним будет применена анимация и триггер.

(Триггер, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимирует его или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу и по мере выполнения задания.) По нашему замыслу надо сделать так, чтобы не нужное удалялось, а нужное оставались.

Задаем выбранную анимацию. Для этого на верхней панели Показ слайдов откроем Настройка анимации...

Кнопкой мыши выделяем нужные объекты. В области задач «Настройка анимации» щелкаем по кнопке «Добавить эффект».

Присваиваем им анимацию: дрели - анимацию выхода (исчезновение), мольберту и краскам - анимацию изменения размера.

7. Создаем триггер (переключатель). В области задач «Настройка анимации»

нужно щелкнуть стрелку рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду «Время».

Нажимаем кнопку «Переключатели» в левой нижней части окна. Выберираем параметр «Начать выполнение эффекта при щелчке». Будет отображен список.

Выбрать нужный элемент из предложенного списка (какому объекту применяем триггер- рисунок2).

8. После создания презентации просмотрим ее в режиме показа слайдов. Для этого в строке меню выберем Показ слайдов. По окончанию показа нажмите клавишу ESC (расположена на клавиатуре верхнем левом углу), чтобы вернуться в предыдущий режим Power Point.

Практическая работа «Как заставить объект в программе Power Point двигаться в нужном направлении»

1. Для выбора рисунка нажмем на панели инструментов кнопку Вставка, Рисунок и далее выбираем фото или рисунок двойным щелчком.

2. Этот рисунок мы можем заставить двигаться по слайду, как пожелаем.

Уменьшаем рисунок в размере. Перетаскиваем к краю слайда. Выделим его.

Выбираем Анимация Настройка анимацииДобавить эффектПути перемещения Нарисовать пользовательский путьРисованная кривая Появившимся карандашом рисуем от выделенного рисунка путь, по которому должен перемещаться этот рисунок.

3.Добавим к движущейся картинке звук. В области задач «Настройка анимации»

щелкнем стрелку справа рядом с эффектом, чтобы открыть раскрывающееся меню, и выбрать команду Параметры эффектов, выберем звук аплодисментов, и подтвердим ОК. Теперь наш рисунок будет двигаться по указанному пути под аплодисменты. Можно выбрать и свою «озвучку», для этого в развернутом меню выбираем Другой звук. В презентации вы можете использовать два типа звуковых файлов: файлы с расширением MP3 и WAV.

MP3-файлы наиболее распространены. Но эти файлы не встраиваются в саму презентацию, а устанавливаются как гиперссылки на файл. Звуки в формате.wav будет работать на любом компьютере, куда вы перенесете презентацию. Чтобы конвертировать звуковой файл в wav, можно воспользоваться программой «Онлайн ауди конвертер» или определенными действиями звук можно присвоить к слайду или к объекту на слайде.

4.Просмотр презентации.

Необходимо помнить, что презентация нужна тогда, когда только с ее помощью ребенок может увидеть то, чего не может увидеть и ощутить лично, на практике.

Если есть возможность продемонстрировать детям опыт, явление в реальности или сделать самим, то презентацию лучше не использовать.

Практический показ применения ИКТ в работе с детьми.

1. Презентация

Ребята, кто знает, что такое море! (ответы детей)

Вы знаете, одному человеку тоже задали такой вопрос. Хотите узнать, как он ответил? Он прислал нам свой ответ в видеописьме.

После просмотра 3* презентации «Что такое море?» снова задается вопрос:

Подумайте и ответьте еще раз – Что такое море?

2. Развитие фонематического слуха.

Несколько педагогов в роли детей сидят спиной к экрану. Они на слух по голосу животного определяют, какое животное изображено на экране.

5* Игра «Кто, где находится?»

6* Игра «Что лишнее?»

4.Физминутки ИЗО «Елочка». Средняя группа.

Елочка красивая, стройная, потому что всегда делает зарядку. Елочка предлагает детям выполнить вместе с ней физминутку. На экране появляется елочка и под музыку дети вместе с ней выполняют упражнения.

7* Физминутка «Елочка»

5. 8* Гимнастика для глаз «Игрушки на елочке»

После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

6. 9* Релакс «Рыбки»

Применение в работе с детьми специально разработанных компьютерных игр.

Все дети любят играть на компьютере, и возможность позаниматься на нём служит дополнительным стимулом для выполнения заданий. Игры создают высокую мотивацию детей, поддерживают их активное восприятие занятий.

Интерес к заданию при этом удерживается значительно дольше. Использование компьютера даёт ребенку с речевыми недостатками возможность в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, так как на мониторе он видит результат своих действий.

Хорошо зарекомендовали себя такие специально разработанные компьютерные программы, которые можно использовать на занятиях с детьми «Баба-яга учится читать», «Несерьезные уроки от 3-8», «Рекс в детском саду», «Трое из Простоквашино: Дядя Федор идет в школу», «Трое из Простоквашино: Шарик учит азбуку» и др.

При коррекции и формировании фонетической стороны речи наши учителялогопеды использует компьютерную программу «Игры для Тигры», где содержатся задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать индивидуальные возможности и коррекционно-образовательные потребности каждого ребёнка.

У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т.д.

Формирование и развитие знаковой функции сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств у детей старшего дошкольного возраста. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение целеполаганию, планированию и контролю посредством сочетания различных приемов. Решая заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели. Таким образом, использование компьютерных средств обучения помогает развивать у детей дошкольного возраста такие качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также учит их сопереживать, помогать герою программы.

–  –  –

2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);

6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

При всех неизменных плюсах использования ИКТ в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

1. Материальная база ДОУ.

Для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: ПК, проектор, колонки, экран или мобильный класс. Далеко не все детские сады на сегодняшний день могут позволить себе создание таких классов.

2.Защита здоровья ребенка.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, специфику технических правил действия с каждой из них, разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.

Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательнообразовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Благодарю за внимание и хочу пожелать, чтобы компьютер для вас стал лучшим

Квалификации и качеству подготовки специа...» свойств распределенной генерации В Европе малая генерация в большей степени представлена установками на возобновляемых источниках...» НАСЕКОМЫХ (INSECTA, HETEROPTERA) РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ А.Б. Ручин1, А.М. Николаева2 Мордовский государственный природный заповедник им. П.Г. Смидовича; e-mail: [email protected] Окский государственный...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные материалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Адрес

Адрес ячейки является основным элементом ссылки на ячейку. С помощью адреса можно найти любую ячейку в рабочей книге. Адрес состоит из имени столбца и номера строки (например, В2 - это ячейка, которая находится на пересечении столбца В и строки 2).

Активизация

В каждую ячейку листа пользователь может ввести данные. Перед вводом данных ячейка должна быть активизирована. Ячейка активизируется в результате щелчка на ней или вследствие размещения на ней указателя ячейки с помощью клавиш управления курсором или комбинации клавиш.

Буфер обмена

Буфер обмена - это временная память, предоставляемая в распоряжение пользователя операционной системой Windows. С помощью буфера данные переносятся в другое приложение без импортирования. Данные в буфере обмена в зависимости от их источника могут быть представлены в различных форматах.

Выделение

Выделение применяется для указания того, какие ячейки следует использовать при выполнении той или иной операции. Выделенная ячейка заключается в рамку, а выделенный диапазон ячеек отображается инверсно.

Выделенный диапазон ячеек

Выделенный диапазон ячеек состоит из нескольких маркированных ячеек рабочего листа, которые будут использоваться при выполнении операций до отмены маркировки.

Имя

Имена, присвоенные ячейкам и диапазонам, могут использоваться в адресах и ссылках, а также вместо адресов в формулах.

Книга

В Excel рабочие листы, листы диаграмм и макросов объединены в единый документ - книгу. По умолчанию каждая книга состоит из трех рабочих листов. С помощью контекстного меню ярлычков листа в книгу можно вставить дополнительные или удалить ненужные листы. Все листы рабочей книги сохраняются в одном файле.

Контекстное меню

Контекстное меню содержит команды, которые предназначены для обработки только активного объекта и связаны с текущей операцией. Контекстное меню открывается в результате нажатия правой кнопки мыши или клавиатурной комбинации .

Листы книги

Ввод данных и вычисления выполняются на листах книги. Лист (таблица) разделен на строки и столбцы. Он состоит из 256 столбцов и 65536 строк, то есть содержит 16777216 ячеек. Для различных форм представления данных используются листы разных типов.

Связь

Под связью следует понимать связывание нескольких рабочих листов и листов диаграмм. Связь устанавливается в результате задания внешней ссылки и играет важную роль в тех случаях, когда значения в одной таблице зависят от значений в другой таблице

Ссылка является основным элементом при выполнении вычислений с использованием нескольких ячеек. Например, если нужно определить сумму значений двух ячеек и поместить результат в третью, в формуле указываются ссылки на ячейки, в которых находятся слагаемые. Основным элементом ссылки является адрес ячейки.

Таблица

Таблицей принято считать совокупность данных, упорядоченных по строкам и столбцам. Таблица может содержать формулы, ссылки на другие таблицы, а также другие объекты, например отформатированные ячейки, предназначенные для ввода данных, диаграммы, рисунки и т. д.

Указатель ячейки (табличный курсор)

Указатель ячейки - это рамка, с помощью которой на рабочем листе или листе макросов выделяется активная ячейка. После выделения можно заносить данные в ячейку или использовать ее содержимое при выполнении операций. Указатель ячейки перемещается с помощью мыши или клавиш управления курсором.

Форматирование ячеек

Включает назначение шрифта, оформление ячеек цветом и рамками (стилевое форматирование), а также выбор формата значений (числовое форматирование). Стилевое форматирование используют для придания таблице привлекательного внешнего вида, а числовое - для определения метода интерпретации находящихся в ячейке данных.

Ячейка

Ячейка является наименьшей структурной единицей рабочего листа. Может содержать данные в виде текста, числовых значений, формул или параметров форматирования. Чтобы изменить высоту или ширину ячейки в таблице, нужно изменить высоту строки или ширину столбца, В ячейку можно поместить не более 32000 символов. Всего на рабочем листе имеется 16777216 ячеек.

Термины и понятия

Модуль - законченная электронная таблица небольшого размера, которая имеет вход и выход. Модули предназначены для решения определенных задач, они могут входить как самостоятельный элемент в состав более сложных электронных таблиц. Особенностью модуля является возможность его перемещения, копирования и вставки в другие электронные таблицы.

Вход - ячейка модуля (или некоторой электронной таблицы), в которую заносятся данные, подлежащие последующей обработке. Данные могут заноситься с клавиатуры, а также из других ячеек электронной таблицы. В одном модуле может быть несколько входов.

Выход - ячейка модуля (или некоторой электронной таблицы), в которой размещается результат расчетов данного модуля (или некоторой электронной таблицы). В одном модуле может быть несколько выходов. Выход одного модуля может быть связан с входом другого, если второй модуль использует результаты первого модуля для дальнейших расчетов. Эта связь реализуется в виде ссылки из ячейки входа второго модуля на ячейку, служащую выходом первого модуля.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Информационно-коммуникационные технологии в образовании". В стандарте установлены основные термины и определения, соответствующие законодательной базе и национальным стандартам Российской Федерации и гармонизированные с международными стандартами.

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

За стандартизованным термином приведены отделенные точкой с запятой их краткие формы, представленные аббревиатурой.

Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, а за ними в квадратных скобках приведена ссылка на данный стандарт с указанием года его принятия и номера терминологической статьи. Эти терминологические статьи заключены в рамки из тонких линий.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Приведен алфавитный указатель терминов на русском и английском языках.

Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткие формы, представленные аббревиатурой, - светлым шрифтом в тексте и в алфавитном указателе.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Термины, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных и научных организаций, а также объединений юридических лиц.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины, отличающиеся от установленных в настоящем стандарте для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) этого стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения вышеуказанных противоречий может стать основанием для внесения внеочередного изменения в данный стандарт.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 Термины в области информатизации

3.1.1 информация: Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Примечание - В соответствии с определением, приведенным в ГОСТ Р ИСО 9000 , информацией являются значимые данные.

данные: Представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.

3.1.3 информационная технология: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.

information technology

3.1.4 информационно-телекоммуникационная сеть: Технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Примечание - Примером информационно-телекоммуникационной сети является сеть "Интернет".

3.1.5 информационно-коммуникационная технология: Информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

information and communication technology; ICT

3.1.6 информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку.

information system

3.1.7 корпоративная информационная система: Информационная система, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

Примечание - Круг лиц могут составлять граждане и/или юридические лица.

corporate information system

3.1.8 информационно-коммуникационная система: Совокупность инженерного оборудования, предназначенного для комплексного управления технологическими процессами в зданиях и сооружениях образовательных учреждений с применением средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

information and communication system; ICS

3.1.9 оператор информационной системы: Лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных.

information system operator

3.1.10 электронный документ: Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

electronic document

3.1.11 электронное сообщение: Информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

electronic message

3.1.12 электронная цифровая подпись: Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

electronic digital signature

3.1.13 документированная информация: Зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить данную информацию или ее материальный носитель.

documentary information

3.1.14 конфиденциальность информации: Обязательное требование для лица, получившего доступ к определенной информации, не передавать данную информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

confidential information

защита информации; ЗИ: Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

[ГОСТ Р 50922-96 , ]

information security

3.1.16 компьютер: Техническое средство, способное выполнять множественные арифметические и логические операции на основе заданной программы и данных.

Примечание - Термин компьютер по смыслу близок к термину электронно-вычислительная машина (ЭВМ).

3.1.17 база данных: Совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними.

3.1.18 программный продукт: Программное обеспечение и соответствующая документация, предназначенные для поставки пользователю.

Примечание - В соответствии с определением, приведенным в ГОСТ Р ИСО 9126, программной продукцией является программный объект, предназначенный для поставки пользователю.

software product

3.1.19 медиа-средство: Средство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных.

3.1.20 мультимедиа: Совместное использование нескольких медиа-средств.

3.1.21 гипермедиа: Представление данных в виде информационных блоков, соединенных гиперсвязями.

Примечание - Гиперсвязь представляет собой однонаправленное логическое соединение между двумя различными блоками данных в информационно-телекоммуникационной сети.

3.2 Термины в области электронного обучения

3.2.1 дистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

distant learning technology

3.2.2 открытое образование: Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.

open education

3.2.3 электронное обучение: Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.

3.2.4 мобильное обучение: Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.

mobile learning; m-learning

3.2.5 сетевое обучение: Обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.

on-line learning

3.2.6 автономное обучение: Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.

off-line learning

3.2.7 смешанное обучение: Сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.

blended learning

3.2.8 совместное обучение: Образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.

collaborative learning

3.2.9 система управления обучением: Информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.

learning management system; LMS

3.2.10 система управления образовательным контентом: Информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента.

learning content management system; LCMS

3.2.11 технологическая система обучения: Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения.

learning technology system

3.2.12 электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

Примечание - Электронный образовательный ресурс может включать в себя данные, информацию, программное обеспечение, необходимые для его использования в процессе обучения.

electronic learning resource

3.2.13 образовательный контент: Структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.

Примечание - В электронном обучении образовательный контент является основой электронного образовательного ресурса.

learning content

3.2.14 метаданные (образовательного контента): Информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.

Примечание - Метаданные ЭОР содержат стандартизованную информацию, необходимую для поиска ЭОР посредством технологической системы обучения.

Алфавитный указатель терминов на русском языке

база данных

гипермедиа

данные

документ электронный

защита информации

информация

информация документированная

компьютер

контент образовательный

конфиденциальность информации

медиа-средство

метаданные

мультимедиа

образование открытое

обучение автономное

обучение мобильное

обучение сетевое

обучение смешанное

обучение совместное

обучение электронное

оператор информационной системы

продукт программный

ресурс образовательный электронный

сеть информационно-телекоммуникационная

система информационная

система информационная корпоративная

система информационно-коммуникационная

система обучения технологическая

система управления образовательным контентом

система управления обучением

сообщение электронное

технология информационная

технология информационно-коммуникационная

технология образовательная дистанционная

электронная цифровая подпись

Алфавитный указатель терминов на английском языке

blended learning

collaborative learning

confidential information

corporate information system

distant learning technology

documentary information

electronic digital signature

electronic document

electronic learning resource

electronic message

information

information and communication system

information and communication technology

information security

information system

information system operator

information technology

information telecommunication network

learning content

learning content management system

learning management system

learning technology system

mobile learning

off-line learning

on-line learning

open education

software product

УДК 681.118.087:006.354

ОКС 35.240.99

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии в образовании, электронные образовательные ресурсы



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2018

Автоматизированные обучающие системы - учебные комплексы, в которых присутствует комбинированное использование компьютерной графики, анимации, живого видеоизображения, звука, других медийных компонентов. Благодаря автоматизированным учебным системам модель реального объекта становится максимально наглядной, а потому понятной и доступной для ученика.

Алгоритм - формальный предписание, однозначно определяет содержание и последовательность операций, которые переводят совокупность исходных данных в результат - решение задачи. Алгоритм состоит из системы последовательных элементарных преобразований над текстами определенного вида и уровня, регулирующих порядок выполнения этих преобразований.

Аудиальные (слуховые) средства обучения - средства, передающие информацию, рассчитанную на восприятие органами слуха комплекты грампластинок; записи программных художественных произведений; записи музыкальных произведений; документальные звукозаписи; звукозаписи для организации самостоятельной работы на уроке; записи с радио специальных учебных и воспитательных передач для учащихся; документальные, драматические; фрагменты радиоспектаклей, музыкальные передачи.

Аудиовизуальные (зрительно-слуховые) средства обучения - звуковое кино, телевидения, дидактические машины, компьютеры и т. К таким средствам можно отнести учебные кинофильмы, телевидение, видеозаписи. Эти средства обучения некоторые ученые считают отдельным видом наглядности, которые подразделяются на: дидактическую технику (кино-, диапроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны, электрофоны), отдельные виды статической проекции (диафильмы, диапозитивы, транспаранты и т.п.), экранные средства динамической проекции (кинофильмы, кино фрагменты, видеозаписи, граммофонные записи, магнитофонные средства, радио- и телепередачи).

Браузер - компьютерная программа для просмотра информации в сети Интернет. Например, Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox и др.

Веб-узел (веб-сайт) - сочетание веб-страниц, в общую структуру. Кроме собственно веб-страниц, веб-узел содержит теги и файлы, обеспечивающие его функционирование в сети Internet.

Веб-страница - это файл с расширением HTM, HTML, SHTML, XHTML. Документ, который пользователь получает в результате считывания HTML-файла специальной программой - Web-обозревателем. Web-страница содержит текст, графику, а также ссылки на другие документы и файлы (текстовые, графические, аудио и видео).

Видеопроекторы - проекторы для работы с источниками аналогового видеосигнала в ТВ стандартах PAL, SECAM, NTSC (видеомагнитофоны, телевизоры, проигрыватели CD-I, DVD и др.) Через интефейс S-Video.

Видеостена - великоекранна система отражения информации. Находят применение практически в любой сфере деятельности, где необходим анализ большого потока информации или адресовать информацию широкой аудитории. Представляет из себя совокупность проекторов, экранов, коммутирующих устройств и других частей. Видеостена собирается с видео-кубов, расположенных вплотную так, чтобы размер видеостены совпадал с размером изображения.

Визуальные (зрительные) средства обучения - оригинальные предметы или их различные эквиваленты, диаграммы, карты и пр. Это средства, в которых носителями информации являются диафильмы, диапозитивы, епипосибникы и транспаранты, которые подаются ученикам с помощью диапроекторов, епипроекторив и кодоскоггив в виде фотографий предметов.

Гиперссылка - это указание браузеру обратиться к данным или указаний в сетях (или вне) HTML - документа. С помощью гиперссылок пользователи могут переходить с одной страницы на другую, документ становится интерактивным и динамичным. Существуют три основных типа ссылок: внутренние, внешние и относительные.

Гипертекстуальность - насыщенность среды информации, организованность и удобство данного информационной среды с помощью специальных технологических приемов; такое учебно-познавательное среда является открытым с точки зрения доступа к информационным сообщениям и общения с другими участниками конференции.

Графопроектор (другие названия - кодоскоп, оверхед-проектор) - оптическое устройство, предназначенное для проектирования информации, нанесенной на специальную прозрачную пленку. Информация на пленку наносится с помощью любого копировального аппарата, лазерного или струйного принтера или вручную специальными фломастерами. По сравнению с другими проекционными аппаратами графопроекторы отличаются невысокой ценой, простотой изготовления демонстрационных материалов и большой яркостью изображения, поскольку принцип действия прибора основан на просвечивании прозрачной пленки с информацией - потерь света при этом не происходит.

Домен - область, единица структуры, определенная зона в системе доменных имен Интернета, выделенная владельцу домена (какой-либо стране, международной организации, региона, юридическому или физическому лицу) для целей обеспечения доступа к предоставляемой в Интернет информации, принадлежит владельцу домена. Доменное имя - это уникальное алфавитно-цифровое имя, которое идентифицирует конкретный узел сети Интернет.

Инновация - создание и внедрение различного вида новшеств, которые порождают значительные изменения в образовании и других отраслях.

Интерактивная (мультимедийная) доска - средство информационных мультимедийных технологий, сочетает в себе уникальные возможности вывода на нее любой информации с компьютера (путем проекции изображения с помощью обычного проектора), произвольного дополнения выводимого изображения ручными заметками, комментариями, примечаниями или " очертаниями "каких-то важных фрагментов текста или графики, привлекают внимание учеников.

Интерактивность - это возможность общаться с компьютером, наличие реакции программы на каждое действие пользователя. Интерактивность - неотъемлемая составная часть качественного учебного процесса и учебных компьютерных материалов. Предоставляя школьникам возможность выбора различных вариантов их действий, интерактивность является основой тестов, учебных игр и других средств пробуждения ученического интереса и познавательной активности. Презентациям и подобным продуктам программного обеспечения (ППС) интерактивность предоставляет нелинейной структуры, которая предусматривает возможность учета разного хода мыслей учеников на уроке и создает условия для активизации их самостоятельного мышления, способствует развитию творческих способностей учащихся.

Информационная компетентность - способность личности ориентироваться в потоке информации, как умение работать с различными видами информации, находить и отбирать необходимый материал, классифицировать его, обобщать, критически к нему относиться, на основе полученных знаний решать любую информационную проблему, связанную с профессиональной деятельностью. Информационная компетентность является основным компонентом информационной культуры.

Информационные технологии - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Технологии, обеспечивающие и поддерживающие информационные процессы, а именно процессы поиска, сбора, передачи, хранения, накопления, тиражирование информации и процедуры доступа к ней.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяет знания людей и развивает их возможности по управлению техническими и социальными проблемами.

Компьютерный тренажер - средство моделирования реальности. С его помощью можно не только воссоздать любой объект, но и обеспечить его программой, которая описывает его поведение в реальных условиях. Благодаря этой "виртуальной лаборатории" человек практикует операции, максимально соответствующих реальным, на самом деле имея дело только с их электронным аналогом.

Компетентность - это совокупность сложных умений и качеств личности. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт.

Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, умениях, способностях, опыте, ценностях, которые приобретаются благодаря обучению.

Контрастность - отношение максимальной яркости изображения (при показе белого поля) к минимальной яркости (при показе черного поля). Данная величина определяет способность к передаче оттенков и полутонов. Контрастность является важным параметром при оценке качества изображения проекторов. Чем выше контрастность проектора, тем лучше он справляется с воспроизведением затемненного видеоряда.

Медиа-плеер - проигрыватель мультимедиа (медиа-плеер, англ. Media player) - тип компьютерных программ, предназначенных для воспроизведения мультимедиа файлов. Большинство программных мультимедиа проигрывателей поддерживают значительное количество медиа-форматов, включая аудио и видео файлы. Некоторые мультимедиа проигрыватели предназначены для воспроизведения только аудио или видео файлов и называются, соответственно, проигрыватели аудио (аудиоплееры) и проигрыватели видео (видеоплеер). Разработчики таких проигрывателей стремятся сделать их как можно более удобным для воспроизведения соответствующих форматов.

Моделирование - воспроизведение характеристик определенного объекта на другом, специально созданном для их изучения.

Мультимедиа - технология, описывает порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов; информационный ресурс, созданный на основе этой технологии; компьютерное программное обеспечение, выше упомянутого информационного ресурса; компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов; особый обобщающий вид информации, которая сочетает в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую составляющую различных типов (устный текст, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Мультимедиа (datavideo) проекторы - проекторы, которые можно подключить к компьютеру (вместо монитора) через интерфейс RGB (VGA) или к источнику видеосигнала.

Мультимедиа-компьютеры - компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющих воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), А также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.)

Мультимедийная компетентность - качество личности, включающее в себя интегрированную совокупность знаний, умений и опыта выполнения различных видов операций с мультимедийными технологиями и ценностное отношение к этой деятельности.

Мультимедийная компетентность учителя истории - это профессиональное качество личности учителя-предметника, что включает в себя интегрированную совокупность знаний, умений и опыта выполнения различных операций - как составляющих мультимедийных технологий, при подготовке и проведении учебных занятий, а также ценности связанные с этой деятельностью.

Мультимедийное среда - подсистема социокоммуникативные пространства, обеспечивающей функционирование в обществе мультимедийной информации.

Мультимедийный кабинет истории - информационно-тематический ми-ни-центр оборудован компьютером с мультимедийными возможностями, проекционной техникой (мультимедийный проектор), интерактивной (мультимедийной) доской, акустической системой, подключением к сети Интернет, сканером и принтером.

Мультимедийность - это целесообразное сочетание в компьютерном учебном средстве (презентации, программе и т.д.) текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов. Мультимедийность позволяет максимально наглядно учебный материал.

Мультимедиа-презентация - это файл-документ, в котором собраны материалы для наглядной демонстрации. Они представлены в удобном для восприятия виде с применением различных мультимедийных форм и эффектов. Презентация, как компьютерный документ, созданный программными средствами является последовательностью слайдов, сменяющих друг друга.

Учебные фильмы - фильмы, имеют обучающий характер и воспроизводят те или иные процессы как в виде реальных специальных съемок, так и трехмерной компьютерной графики.

Педагогическое мастерство - синтез психолого-педагогического мышления, соответствующих знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему эффективно решать учебно-воспитательные задачи.

Педагогический мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе на уровне учителя (об уровне развития личности, ее продвижение в системе ключевых компетентностей, уровень знаний учащихся) и на уровне администрации - это система внутришкольного руководства и контроля.

Поисковая система в сети Интернет - сайт, предназначенный для поиска страниц, содержащих заданное слово или словосочетание соответствуют другим критериям. Например, Google, Yandex, Yahoo и др.

Провайдер - организация, которая предоставляет услуги доступа и передачи (информации) определенными информационными каналами. Подобные организации часто предоставляют комплексное решение доступа и пользования Интернетом.

Профессиональная компетентность - приобретенная субъектом и актуализирована им в реальных профессиональных ситуациях или в ситуациях, комплементарным им, совокупность сложных умений, необходимых для возможности субъекта эффективно функционировать в той или иной профессиональной сфере.

Уровень образованности - качество личности, характеризующий способность личности решать задачи разного характера (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности), опираясь на полученный социальный опыт.

Сабвуфер - это устройство, предназначенное для воспроизведения сигналов низкой частоты. Обычные колонки просто физически не способны воспроизводить глубокий, по-настоящему низкий бас. Для того чтобы получить хорошие низкие частоты, в дополнение к колонкам нужен сабвуфер.

Сервер - в компьютерной терминологии срок может касаться отдельного компьютера или программы. Главным признаком в обоих случаях является способность машины или программы подавляющее количество времени работать автономно, без вмешательства человека реагируя на внешние события согласно установленного программного обеспечения.

Системно-деятельностный подход - методологический направление управления социально-педагогическими системами, предусматривающий наличие взаимосвязанных и взаимообусловленных видов деятельности субъектов педагогического процесса (обучение, воспитание, управление, развитие, учения и т.д.).

Системно-функциональный подход - методологический направление управления социально-педагогическими системами, предусматривающий наличие компонентов, определение функций и согласованности по горизонтали и вертикали, то есть обеспечение координации и субординации в их реализации.

Тест - совокупность взаимосвязанных контрольных заданий, которые позволяют надежно и валидных измерить и оценить знания, умения и любые другие характеристики личности.

Хостинг (также иногда гостинґ, англ. Hosting) - услуга, которая предоставляет дисковое пространство для размещения физической информации на сервере.

Качество образования - система социально обусловленных показателей уровня знаний, умений, опыта творческой деятельности, ценностного отношения к миру и тому подобное. Интегрированная образовательной системы, которая отражает степень соответствия реальных достигнутых образовательных результатов нормативным требованиям, общественным и личным ожиданиям.