Программы для создания пластилиновых мультиков. Как создают пластилиновые мультики? Среди плюсов можно выделить

Посоветуйте друзьям, пожалуйста!

Дети обожают смотреть мультфильмы. А если вы предложите им снять свой собственный мультик, они вообще будут в восторге! В этой статье я расскажу, как самому сделать простой мультфильм. Я не буду рассказывать о каких-либо специализированных программах анимации. Речь пойдёт о классическом способе - мы снимем множество отдельных кадров и "склеим" их в видеоролик. Это совсем не сложно, довольно весело и занимательно. Есть в этом и обучающий элемент - ребёнок поймёт "откуда берутся мультики", плюс немного потренируем усидчивость:)


Итак, для создания самого простого мультфильма нам потребуются:

  • фотоаппарат
  • программка для создания видео из фото
  • сцена и герой
  • фантазия

Можно конечно подойти к процессу серьёзно и добавить к списку штатив для фотоаппарата и хорошее освещение, но мы ведь снимаем любительский мультик, не так ли?


Давайте рассмотрим конкретный пример. Используем фотоаппарат Sony NEX 5N, бесплатную программку для склейки видео . В качестве сцены - просто диван, в качестве героя - странная конструкция, собранная сыном из конструктора Lego.


Идея простая - надо зафиксировать фотоаппарат, чтобы он не смещался и был направлен на "сцену". В этом примере я просто положил фотоаппарат на диван. На сцене двигаем героя и снимаем кадр, еще немного двигаем и снимаем и так далее, пока хватит терпения и фантазии:) Я для такой съёмки отключаю автоматическую фокусировку на фотоаппарате и выставляю фокус вручную, чтобы была отчетливо видна сцена и в разных кадрах фокус не менялся.


Чем больше кадров снимете, тем интереснее и плавнее будет мультик. Экспериментируйте!

Склеиваем отдельные кадры мультфильма в один видеофайл

На этом этапе часто возникают затруднения, поэтому я распишу процесс подробнее. Когда всё будет готово, скопируйте все снятые для мультика кадры в отдельную папку. Запускаем Bolide Slideshow Creator. Вообще это программа для создания слайдшоу, но в ней есть возможность выставлять очень маленькую задержку между кадрами, она бесплатная, плюс есть еще некоторые удобства для наших целей, о которых напишу дальше. Теперь пошагово:

Немного подождём и наш мультик готов! У нас получилось в этот раз вот такое:

Это был пример с 10 кадрами в секунду, когда время показа кадра 0,1 секунда. Для этого мультика мы насчелкали 71 кадр. А вот для примера тот же самый проект, но со временем показа кадра 0,05 секунды:

Еще пара самодельных мультиков

Создание самодельных мультиков - отличное развлечение! Вот еще парочка снятых с сыном мультиков. Для этого мы насчёлкали 85 кадров, правда немного с фокусом промахнулись:

И вот еще странная LEGO-конструкция, улетающая ракета и сумасшедшая лошадь:)

02 Июн 2014, Автор: admin

Технология создания мультфильмов из пластилина называется Stop Motion анимация. Stop Motion — это видео материал, полученный из последовательностей кадров, снятых на фото, или выбранных из видео.

Материалы и программы для создания мультфильма из пластилина: пластилин, фотоаппарат, компьютер, микрофон, и программы (например, Киностудия Windows Live, Windows Live Movie Maker, Nero, или программы для создания пластилиновых мультфильмов Claymation Studio, Moho, Anime Studio Pro). По этой технике можно создавать также рисованные или кукольные мультфильмы.

Принцип мультипликации состоит в быстром воспроизведении на экране заранее подготовленных рисунков (картинок). Поскольку зрительные нервы не фиксируют информацию продолжительностью < 1/6 сек., то быстрая смена кадра (изображения на экране) не замечается человеком. С точки зрения технологии процесс выглядит так: на каждом следующем рисунке фигурка представлена в чуть иной фазе движения. Отдельные рисунки покадрово фотографируются, а затем проецируются на экран со скоростью 24 кадра в секунду в звуковой анимации или 16 кадров в секунду в немой.

По технологическому процессу мультфильмы бывают:

  • — рисованные (в такой технике работала компания Уолта Диснея);
  • — компьютерные;
  • — кукольные (впервые появились в России, известные мультфильмы: «Чебурашка», «Варежка»);
  • — пластилиновые (мультфильм «Пластилиновая ворона»);
  • — песочные (использование любых сыпучих материалов).

Технология создания мультипликационного фильма

(из опыта работы Лобода Н.В., воспитателя МАДОУ д/ с№14 г. Ишима)

Если вы, вместе с воспитанниками (возраст детей 5-7 лет), решили создать свой собственный мультипликационный фильм, вам понадобится:

1. Цифровой фотоаппарат

3. Компьютер с программой для монтажа видеоматериалов (Киностудия Windows Live, Windows Live Movie Maker, Nero, или программы для создания пластилиновых мультфильмовClaymation Studio, Moho, Anime Studio Pro и другие).

4. Подборка музыкальных произведений

5. Материалы для создания персонажей и декораций (бумага, краски, пластилин, природные материалы и т.п.)

1 этап. Разработка сюжета мультипликационного фильма.

Сюжетом может быть простая сценка, длиной в несколько минут, придуманная детьми, или инсценировка известной сказки, рассказа, песенки, стихотворения, но постарайтесь, чтобы мультфильм нес в себе какую-то законченную идею, мысль. Хорошо, если инициатором создания сюжета выступят дети. Продумайте с ними из какого материала лучше сделать мультипликационный фильм. Для первых проб лучше использовать немного объектов.

2 этап. Создание персонажей и декораций.

Обсудите с воспитанниками персонажей и декорации будущего мультипликационного фильма. Создайте героев Вашего мультфильма (для человечков или животных можно предварительно сделать каркас из проволоки). Подготовьте декорации, для этого можно распечатать фон на листе бумаги, можно использовать пластилинографию, объемные предметы: домики, деревья, кусты, предметы интерьера. При съемке с нескольких ракурсов можно подготовить несколько разных фонов.

3 этап. Подготовка рабочего места.

В зависимости от того, какие материалы будут использованы для создания мультипликационных фильмов, вам понадобится оборудовать рабочее место.

Если действие будет разворачиваться на горизонтальной плоскости стола или пола, установите штатив с фотоаппаратом объективом вниз. Посмотрите в объектив фотоаппарата, в кадре не должно быть ничего лишнего (края листа, тени от мебели или людей…). Для такой съёмки подойдёт интенсивное, но равномерное освещение рабочей плоскости. Основной лист (фон) лучше закрепить.

Если в мультипликационном фильме используются объёмные фигурки, то рабочее место должно представлять собой сцену с декорацией. В такой съёмке важно правильно поставить свет.

4 этап. Подготовка рабочих материалов.

Все необходимые материалы для создания мультфильма нужно приготовить сразу. Потому что, после того, как сделан первый кадр, дети оказываются в состоянии игры. Они начинают быстро менять ситуацию в кадре, стремясь достичь конечного результата.

Конечно, в процессе съёмки возникают и новые идеи. Такие инструменты, как ножниц, клей, цветная бумага, пластилин, фломастеры должны быть рядом.

5 этап. Съёмка статичных картинок — фотографий.

Итак, когда всё готово к съёмке, представьте, какие чувства должен вызвать ваш фильм у зрителей. Помните, Что это состояние будет во многом обусловлено первыми кадрами, которые они увидят и первыми звуками, которые они услышат.

Мультипликационые фильмы повествовательного или обучающего характера лучше начать с чистого листа. То есть первый кадр это чистый лист – фон. После на нём появятся персонажи, а уже потом будет происходить действие.

Установите предметы и героев в первоначальную позицию, настройте фокус, контрастность и другие параметры съемки. Сделайте первый кадр.

Измените немного положение героя. Сделайте второй кадр. В одной секунде видео должно быть 5-24 кадра, от их количества будет зависеть точность и плавность движения героев. Чем меньше различий между кадрами, тем плавнее будет движение объектов.

Важно, чтобы при съёмке не двигался фотоаппарат. Поэтому закрепите его на штативе, устойчиво поставьте штатив, так чтобы дети не сдвинули его. Для съёмки, нажатия кнопки, лучше выбрать одного «ответственного».

6 этап. Верстка (монтаж).

Перенесите отснятые фотографии на компьютер. Разместите снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе для монтажа. урегулируйте скорость движения кадров каждого по отдельности или всех сразу. Если есть необходимость, Вы можете их копировать, вставлять, удалять.

Если фильм необходимо озвучить, то лучше это сделать, когда закончите монтаж на временной шкале. Тогда ребёнку легче сориентироваться в сюжете и прокомментировать происходящее на экране. Но можно также записать звук заранее и снимать мультипликационный фильм, прослушивая аудиозапись. Переведите получившуюся работу в формат видео и наслаждайтесь просмотром.

Важно сразу показать готовый мультфильм детям. Тогда технологическая цепочка создания фильма будет им понятней. А при съёмке нового мультипликационного фильма, они более осознанно подойдут к процессу. Когда дети смотрят самостоятельно созданные мультипликационные фильмы, они радуются результату и гордятся своим участием в создании фильма. С удовольствием показывают его родителям, проговаривают, как они его создавали.

Для воспитателей детского сада совместное создание мультфильма с детьми — это дополнительная возможность рассказать о чем-то новом, закрепить пройденный материал, сделать наглядное пособие для занятий или игр.

Если вас интересует программа для создания мультфильмов то вы попали по адресу.

Приложения и программы, работающие с анимацией и видео, развиваются непрерывно.

Их число увеличивается с каждым днем, как и их возможности.

Ранее было сложно представить, что мультфильм можно сделать в домашних условиях. Теперь же это осуществимо.

Среди массы подходящих на эту роль, мы выбрали топ-5 самых популярных, многофункциональных и в тоже время простых в использовании утилит.

iClone Pro

Одна из ведущих утилит, которая вмещает в себя полный спектр работы с анимацией. С помощью инструментов iClone можно создавать не только персонажей, но и прорабатывать ландшафт и текстуры разных размеров.

Ее функции позволяют создать полноценный мультфильм даже без каких-либо навыков и предварительных знаний в этой среде. Вместе с ней предлагается широкая библиотека реквизитов, в которой содержатся различные заготовки, которые упростят работу на начальном этапе.

Обратите внимание: iClone поддерживает опцию Kinect, разработанную компанией Microsoft. Она позволяет преобразовывать действия живых людей напрямую в анимационный проект. Стоит лишь отснять нужные движения на камеру.

Среди плюсов можно выделить:

  • возможность корректировать прозрачность созданных деталей;
  • наличие опции FaceTrix, что позволяет обычный снимок преобразовать в модель 3D;
  • проработка текстур до самых минимальных деталей.

Что касается минусов, то он один, но достаточно серьезный. Она является бесплатной лишь первый месяц использования, далее она требует оплаты как за последующие месяца, так и за предлагаемые обновления.

Toon Boom Harmony

Оно активно используется такими гигантами киноиндустрии как Walt Disney и Warner Bros. Выделено оно ими среди остальных за счет наличия сетевого режима. Он позволяет работать над одним проектом и даже сценой сразу группе людей, что в разы ускоряет процесс создания ролика и делает его более качественным и продуманным.

Кроме этого, Toon Boom Harmony поддерживает работу со слоями, позволяет создавать плавные переходы между разными сценами, обладает функцией захвата изображения камерой и множеством других. Интерфейс простой, но требует хотя бы минимальных знаний английского языка, ведь пока не переведен на русский. Денежная оплата после пробного периода на порядок ниже, чем у предыдущего приложения.

Утилита является ведущим и заставляет разработчиков равняться на свой функционал, но при этом имеет минус. Огромное количество возможностей изрядно влияет на компьютер. Если он не оснащен по последним техническим требованиям, могут возникнуть проблемы с перегреванием видеокарты и процессора.

Anime Studio Pro

В отличие от других, представленных в обзоре, Anime Studio не пестрит своими возможностями в работе с 3D объектами. Однако это полностью компенсирует собой ее функционал, позволяющий заниматься векторной анимацией на высоком уровне.

Она является лучшим вариантом при создании мультфильмов в жанре аниме, на который она и ориентирована. К ней подключаются библиотеки с готовыми персонажами и базовыми текстурами, а также в дополнение идет масса скриптов.

Одним из ключевых плюсов программы является сопряжение с другим софтом. Используя Anime Studio, можно запросто импортировать и экспортировать заготовки PSD формата и даже обмениваться созданными текстурами или готовыми сценами с теми, кто работал в совсем другой среде разработки.

Обратите внимание: при добавлении в сцену аудиодорожки персонажам автоматически подключается функция шевеления губами.

К числу недочетов можно отнести то, что она до сих пор не переведена на русский. В сети есть масса русификаторов, но они, как правило, поверхностны и изменяют только некоторые пункты меню. С другой стороны, на YouTube есть множество видеоуроков по данному софту, и при желании его легко можно освоить.

ZBrush

Приложение ценится как среди профессионалов, так и среди новичков. Его интерфейс очень понятен и гибок, а перечень опций построен логически, что упрощает работу над созданием анимации. Возможность прорисовки до мельчайших деталей любого объекта – вот за что он так любим и популярен.

Известный факт связывает утилиту с полнометражным фильмом «Пираты Карибского моря». В свое время с помощью нее были созданы щупальца на лице Дейви Джонса, которые неоднократно заставляли зрителей содрогаться от одного лишь взгляда на них, настолько реалистично они были созданы.

К положительным сторонам относят:

  • широкий выбор кистей и красок;
  • уникальные функции в построении моделей, которые отсутствуют в иных вариантах;
  • имитация создания 3D моделей;
  • максимальная детализация;
  • наличие дополнительных модулей;
  • относительные требования к возможностям компьютера.

Если же говорить о сложностях при работе с ней, то у пользователя уйдет масса времени на изучение всех опций, которые ZBrush предоставляет. Но с другой стороны, софт настолько нетребователен, что может спокойно устанавливаться и на 32-битные системы, для которых найти хорошие варианты из числа самых последних – большая редкость.

Сегодня можно создавать мультфильмы не выходя из дома. Есть немало специальных с помощью которых вы, немного освоившись, легко создадите анимационный фильм. Это очень увлекательное занятие. Можно создавать анимацию как для профессионального пользования, так и просто как хобби. В этой статье рассмотрены лишь некоторые возможности компьютерной мультипликации. На самом деле эта сфера постоянно развивается: выпускаются новые программы или обновляются уже работающие в данной сфере. Рынок предлагает много программных продуктов, в том числе и без оплаты, но ничем не уступающих платным.

Занятие для детей

Для детей существует множество развлечений. Можно гулять, читать книги, ходить в спортивные секции, смотреть мультики, наконец. Но почему только смотреть? Ведь можно их создать самому и порадовать своим творчеством близких и друзей. Такой вид деятельности развивает детскую фантазию, мелкую моторику, повышает уровень компьютерной грамотности. Для этого необходимо:

  • придумать сюжет;
  • взять пластилин и слепить персонажей;
  • с помощью техники stop-motion оживить их;
  • следовать инструкциям программного продукта;
  • родители могут быть ассистентами для своего ребенка-аниматора.

К примеру, хорошая программа для мультипликации - это видеоредактор Movavi. Он может быть скачен в версии для Windows и для Mac. Для того чтобы убедиться в том, что создавать в домашних условиях мультфильмы несложно, нужно начать это делать. Данный видеоредактор имеет возможности приближения и удаления кадров, обрезки и вставки видео, озвучки, эффектов старого кино и т. п.

Компьютерная программа Pencil

Если всерьез хотите заняться созданием мультиков, тогда стоит изучить технические решения, разработанные для этого. Например, программа для мультипликации Pencil воплощает фантазии автора в реальность. Она дает возможность работать с растровой и векторной графикой. Сам редактор имеет англоязычный интерфейс. Однако он интуитивно понятен пользователю. Инструменты для рисования в программе Pencil стандартные. Есть панель опций, которая служит для изменения диаметра инструмента, цвета, размытия границ и т. п. Есть шкала для кадрирования - таймлайн. Для создания мультфильма рисуют кадры один за другим и присваивают им номера от последнего, т. е. в обратном порядке. Например, если в видео 5 фрагментов, значит, первому присваиваем номер 5, затем нажимаем + в keys на шкале и рисуем второй. Присваиваем второму кадру номер 4, затем + и т. д. Таким образом получаем мультфильм с обратным отсчетом. Pencil - это программа для мультипликации, позволяющая редактировать созданный кадровый ряд мультфильма путем добавления или удаления фрагментов. Для озвучки есть кнопочка рупора, в этом же разделе меняют скорость смены кадров. С помощью классических Saveas сохраняют мультфильм на компьютер.

Программные решения

Существует ряд программ, с помощью которых может быть создана разная мультипликация. Программы на русском: Movavi, CartoonMaker-конструктор «Мои любимые герои», Aurora 3D, Synfig Studio, «Мультстудия 3D», Anime Studio Pro с русским ключом и другие. Например, «Мои любимые герои» - отличное решение для маленьких мультипликаторов. Освоив программу, ребенок сможет за 20 минут создать свой мультяшный мир, который даст ему возможность почувствовать себя творцом. Он сможет создавать не только мультфильмы, но и комиксы. Как правило, детям интересны мультипликация и анимация. Программы, дающие возможность осуществить детскую мечту, разработаны таким образом, что будет интересно создавать анимационные фильмы не только детям, но и родителям. В редакторе CartoonMaker юного мультипликатора сопровождают любимые герои сказок: Робин Гуд, Мюнхгаузен, и другие. В его арсенале сто пятьдесят разных анимационных вариантов, тридцать фоновых декораций, пятнадцать персонажей, более двухсот звуковых эффектов, возможность формата в.avi, создание титров и многие другие функции. Synfig Studio - свободная и удобная программа для создания векторной двумерной графики. Подходит для Windows, Linux и Mac.

Какую программу выбрать?

Среди производителей программ для анимации лидирует Autodesk. К ней имеют отношения такие пакеты, как 3ds Мах, Maya и Softimage XSI. Отличный продукт от немецкого разработчика Cinema 4D. Он имеет возможность работы на многих языках, в том числе и на русском. Очень интересно канадское решение - Houdini. Трудно сказать, какая программа для мультипликации является наиболее удачной разработкой. Каждая из них имеет свои достоинства и, конечно, недостатки. Однако весь перечисленный софт, и не только он, но и другие программы, нашли свою нишу на рынке CG. Выделять какой-либо из них нет смысла, но рассмотреть для примера некоторые необходимо. Трехмерная графика сегодня востребована повсеместно: телевидение, киноиндустрия, реклама, видеоклипы, игры, дизайн, архитектура, полиграфия, медицина, криминалистика, машиностроение и т. д. Каждый выбирает, какая программа мультипликации на компьютер подойдет именно ему, исходя из версии ОС, технических характеристик ПК, своих финансовых возможностей и профессиональной деятельности.

Анимационная технология

Мультипликация - это очень трудоемкий процесс. Ее технология состоит в том, чтобы заставить неодушевленные образы двигаться на экране, тем самым получая мультипликационный фильм. При использовании рисованной анимации кадры составляются из рисунков, каждый из которых отображает движение объекта. Например, на первом фигура стоит ровно, на втором она уже слегка наклонила голову, на третьем - наклон головы стал еще больше и т. д. В итоге при их соединении получится видео, где фигура склонила голову. Рисунки покадрово фотографируются и проецируются на экран. Для звукового видео это двадцать четыре кадра в минуту, для немого - шестнадцать. Благодаря анимации можно создать эффекты, которые невозможно реализовать в реальной жизни: персонажи будут перемещаться в пространстве и времени, в одно мгновение из песчинок построится дом, герои ходят по воздуху, перевоплощается в разных личностей или животных и т. п. Кроме рисованной, есть еще пластилиновая и кукольная анимация, силуэтная и коллажная… Есть такие программы для мультипликации 3D, которые дают возможность создавать проекты, достойные уровня высокого профессионализма.

в Morfeus

Этот редактор очень прост в использовании и отлично подойдет начинающему аниматору. После загрузки и установки программы запускаем ее с помощью ярлыка на рабочем столе. После следуйте инструкции:

  • Выбираете вариант работы с нужным изображением.
  • Кликаем мышкой на кнопке «Далее».
  • Редактор предложит загрузить нужную картинку для последующей модификации.
  • Указываем путь к изображению (кликаем на Load Picture).
  • Опять «Далее».
  • Запускается основное окно редактирования.
  • Устанавливаем диапазон модификации рисунка с помощью Add Dots.
  • Ставим точки по контуру (или в местах, где не нужно менять изображение).
  • Перетаскиваем направление изменения картинки.
  • Кликаем на Preview, чтобы увидеть результат.
  • Сохраняем модифицированное изображение (меню File - export movie и кнопка Export).
  • Пара секунд, и анимация готова!
  • Просматриваем рисунок стандартными средствами системы.
  • Создаем изображения для мультфильма (желательно в иной программе - например, "Фотошопе").
  • Для первых шагов используем редакторы типа gif (можно Easy GIF Animator Pro), которые имеют все элементарные возможности для создания первого простого мультфильма даже из двух кадров.
  • Одной из наилучших программ для флэш-анимации является Macromedia Flash Professional, которая дает возможность самому создавать рисунки, добавлять звуки, баннеры и многое другое.
  • Интересно: для создания разного рода анимационных эффектов используют программы Easy GIF Animator, Ulead GIF Animator…
  • Важно использовать для работы четкие изображения! Расплывчатые невозможно редактировать четко!

Технология создания кукольного мультфильма

Чтобы создать хороший кукольный мультфильм, потребуется немалый талант и умение. Зритель очень требователен к тому, как выглядят куклы на экране. Персонажи таких мультипликационных фильмов могут быть сделаны из пластилина, бумаги, пластмассы, дерева, тряпочек… Задача мастера - сделать их очень реалистичными. При создании кукольной анимации герои, аналогично рисованным, кадр за кадром меняют свое положение. Куклу аккуратно ставят в нужную позу и снимают кадр. Для смены эмоций специально изготавливают несколько голов, отдельных частей лица и т. п. Благодаря современным технологиям съемок такого мультфильма есть специальная программа. Кукольная мультипликация с стала намного проще, при этом возможности мультипликационных художников и операторов в воплощении их идей расширились.

3D-образование

Современное общество развито технологически и не собирается останавливаться на достигнутом. Анимация и киноиндустрия сегодня не обходятся без компьютерных специалистов в данной области. Поэтому компьютерное образование стало актуальным уже с первых классов общеобразовательной школы. Есть достаточно курсов и кружков, где изучается мультипликация для детей. Программа на таких курсах отличается своей направленностью, поэтому можно выбрать подходящую. Производство трехмерной анимации имеет свои направления в технической специализации: моделлер, сетапер, текстурщик, визуализатор, аниматор. Если есть желание стать мультипликатором или 3D-аниматором, нужно определиться, в каком направлении развиваться. Для развития профессионализма в этой области есть также ряд программ как на платной, так и на бесплатной основе. Многие бесплатные редакторы не уступают в своих функциях платным. К таким относится простая программа для мультипликации Synfig Studio. Отличный продукт для решения многих 3D-задач - это Blender. Хотя среди коммерческих решений относительно функциональных возможностей выбор все же куда более широк.

Наталья Фролова
Рабочая программа «Пластилиновая мультипликация»

Дополнительная общеразвивающая программа «Пластилиновая мультипликация »

Пояснительная записка

Пластилиновая мультипликация – одна из старейших техник анимации. В мире современных технологий компьютерная анимация становится все популярнее. Все большее число учащихся проявляют желание творить свою виртуальную реальность, используя различные компьютерные технологии. Данная программа предназначена не только для знакомства с компьютером как техническим инструментом, но, в первую очередь, как инструментом для самовыражения.

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие - к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвертые – еще к чему-либо. Анимация – как вид экранного искусства – дает детям возможность реализовать все эти творческие способности.

Кино вообще, и в особенности анимационное кино – искусство синтетическое, оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. Даже в самом коротком мультфильме используется и художественное слово, и визуальный образ, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Занятие анимацией развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов.

Программа является модифицированной, она создана на основе программно -методического материала «Азбука кино» под редакцией Л. М. Баженовой, издательство «Просвещение» , 2005 г.

Так же используется книга Нелли Больгерт, Сергея Больгерт «Мультстудия «Пластилин » . Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками

Направленность программы - художественная .

Ведущая идея данной программы – создание студии пластилиновой мультипликации , для воспитания гармонично развитой личности посредством освоения анимационных техник.

Актуальность программы заключается в том , что освоение основных приёмов и принципов создания движущихся изображений - это элемент грамотности современного человека, становящийся все более нужным и школьнику, и учителю. Возможность, изучая различные процессы, иметь дело не только с текстами или со статичными картинками, но и с динамическими образами, даёт процессу учения дополнительную выразительность и новые мотивации.

Педагогическая целесообразность данной дополнительной общеобразовательной программы , разработанной для детей 7-12 лет , заключается в том, что она учитывает их возрастные особенности.

Новизна программы в том , что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами , но и способствует формированию эстетической культуры. Эта программа не даёт ребёнку «уйти в виртуальный мир» , учит видеть красоту реального мира.

Отличительные особенности программы

Проходя данный курс, обучающийся быстро получает результат своей работы , в последующем усложняя себе цели, получает более весомый результат.

Программа «Пластилиновая мультипликация » ориентирована на детей 7-12 лет.

Цель программы : ознакомление детей с различными техниками анимации и изучение возможности создания анимационного пластилинового фильма .

Данная цель реализуется через решение следующих задач :

Обучающие задачи :

Познакомить учащихся с основными видами мультипликации , освоить рисованную, пластилиновую и кукольную анимации, создать в этих техниках и озвучить мультфильмы ;

Научить различным видам анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов и различных художественных материалов;

Познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильмов , планированием собственной индивидуальной и коллективной работы ,

Познакомить учащихся с процессами разработки и изготовления фонов и декораций, установки освещения, раскадровки сюжета и съёмки кадров, озвучивания и сведения в единый итоговый продукт видео- и звукорядов;

Обучить учащихся некоторым компьютерным технологиям и работе в специальных компьютерных программах .

Развивающие задачи :

Способствовать развитию интеллекта и творческих способностей детей;

Развивать интерес к лучшим образцам мультипликации и желание к самостоятельному творчеству;

Развивать художественно-эстетический вкус, фантазию, изобретательность, логическое мышление и пространственное воображение;

Развивать творческое мышление при создании видеосюжетов;

Создавать условия для раскрытия личностного потенциала каждого обучающегося.

Воспитывающие задачи :

Создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения контролировать свои действия;

Воспитывать эстетический вкус;

Воспитывать культуру зрительского восприятия;

Способствовать созданию коллектива, который становится развивающей обогащающей средой, где каждый – личность, а все вместе – участники детских творческих проектов : технических, социально-педагогических, художественных.

Программа «Пластилиновая мультипликация » рассчитана на 1 год (136 часов) . Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа «Пластилиновая мультипликация » может использоваться как в системе дополнительного образования, так и для организации внеурочной деятельности.

Планируемые результаты :

К концу учебного года учащиеся

Получат знания о :

Истории мультипликации ;

Свойствах и техниках лепки из пластилина ;

Основных анимационных техниках;

Процессе создания пластилиновой анимации ;

Закономерности движений героев фильма;

Основных способах создания мультипликационного фильма .

Приобретут опыт в :

Применении знакомых техник для экранизации общеизвестных сюжетов – песенок, сказок, считалок;

Лепке персонажей из пластилина ;

Написании сценария;

Съемке мультипликационных сюжетов ;

Озвучивании мультипликационного сюжета ;

Монтаже кадров.

Приобретут навык в :

Рисованной и пластилиновой анимации ;

Лепке персонажей мультфильма из пластилина ;

Самостоятельном создании небольшого сюжета (замысла, сочинения, сценария, съемки, монтажа, озвучивании, демонстрации фильма, обсуждении результатов работы )

Создании мультфильмов .

В основе программы – методы и приемы , способствующие развитию художественно-эстетического вкуса учащихся, навыков межличностного общения, реализации творческого потенциала.

Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения :

Репродуктивный (воспроизводящий) ;

Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала) ;

Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения) ;

Содержание программы предполагает выполнение заданий, как на компьютере, так и непосредственно с художественными материалами. Это облегчает изучение и усвоение детьми режимов, инструментов и свойств компьютерной программы , а также помогает сравнить процесс и результат рисования на компьютере и художественными материалами, и понять возможности и ограничения того и другого способа рисования.

Для получения нужного результата работы , важно правильно организовать занятия, чередовать беседу с показом, рисование на доске с беседой, помогать детям организовать рабочие места в студии . Чётко ставить цели и задачи перед учениками. Нацеливать на выполнение работ последовательно и аккуратно. Проводить сравнительный анализ работ , участвовать в конкурсах.

Для развития познавательной и интеллектуальной сферы учащимся предлагаются специально составленные кроссворды, ребусы, викторины.

Также, в процессе обучения, учащиеся увидят множество увлекательных мультфильмов .

В течение учебного года учащиеся участвуют в различных образовательных и интеллектуальных мероприятиях различного уровня (Муниципальные, Региональные, Всероссийские) .

Материально-техническое обеспечение программы .

В кабинете для занятий имеется шкаф с пособиями, а также основные инструменты и материалы, необходимые в работе :

Компьютер (ноутбук)

Доступ в интернет

Фотоаппарат

Штатив (обычный)

Декорации, костюмы;

Набор канцелярских расходных материалов (пластилин , цветная бумага, краски, клей, карандаши, фломастеры, ножницы и т. п)

Пластилиновые фигурки , выполненные преподавателем и учащимися

Примеры сценариев

Наглядный материал для занятий – мультфильмы , созданные учащимися

Компьютер (ноутбук)

Доступ в интернет

Фотоаппарат

Штатив (обычный)

Тема 1. Вводное занятие.

Знакомство с понятием «мультипликация » . Беседа о том, как создать свой мультфильм .

Практическая работа : Просмотр первого русского мультфильма «Война рогачей и усачей» (1912 год) . Обсуждение просмотренного мультфильма .

Просмотр и обсуждение мультфильмов выпущенных ребятами в студии «Пластилиновая мультипликация » .

Тема 2. Инструменты и материалы. Инструктаж по технике безопасности.

Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами для лепки и компьютерной техникой.

Практическая работа : Игра-викторина «В гостях у мультфильма » .

Тема 3. Материал - пластилин .

Откуда и как появился пластилин , виды и свойства пластина . Видео сюжет об истории пластилина .

Волшебные свойства пластилина .

Практическая работа : Просмотр пластилинового мультфильма «Падал прошлогодний снег» . Лепка объемных фигур из пластилина по образцу .

Изготовление пластилина своими руками , опыты над пластилином . Лепка фигур из пластилина .

Тема 4. Основы мультипликации .

История мультипликации , видеосюжет из телепередачи «Галилео» Колоризация (Раскраска кино) . Виды мультфильмов . Знакомство с видами мультипликационных фильмов : советские; аниме; современные; развивающие. Просмотр мультфильмов и их обсуждение .

Отличие пластилиновых от других мультфильмов .

Практическая работа : Игра-практикум на тему «Мультипликация » .

Просмотр мультфильма и сравнение , определение отличительных особенностей художественных и мультипликационных фильмов .

Тема 5. Анимация.

История анимации. Знакомство с профессиями в анимации. Знакомство с профессией мультипликатора . Анимационные картинки. Планирование анимационного сюжета, знакомство с комиксами. Анимационные фокусы. Анимация - одушевление, оживление неживых предметов. Живопись в анимации. Работа с цветным пластилином . Обьемные фигуры в анимации.

Практическая работа : Викторина «Путешествие в историю детской анимации» .

Игра-практикум : распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажёр и др.) .

Изображение движения «Аэроплан» . Анимация с коробком «Веселый болтун» . Поделки своими руками «Проделки рыбы» , «Птичье гнездо» .

Создание рисованных комиксов.

Съемка на натуре детей в роли моделей для элементарных анимационных фокусов.

Индивидуальная работа в малой форме (на листе бумаги) .

Просмотр мультфильма «Варежка» или отрывков из фильма Яна Шванкенмайера с оживающими предметами.

Просмотр мультфильма «Голубой щенок» (Союзмультфильм , 1976 год) .

Просмотр пластилиновых мультфильмов Александра Татарского. , «Спокойной ночи, малыши!» .

Работа с пластилином . Освоение на практике способов работы с цветным пластилином .

Тема 6. Жанр. Сюжет. Сценарий.

Знакомство с понятиями «Жанр» , «Сюжет» , «Сценарий» в мультипликации .

Ознакомление с алгоритмом построения сюжета и написанием сценария.

Практическая работа : Выбор жанра, построение короткого сюжета, написание сценария. Самокритика, поиск ошибок и возможных недоработок . Написание пробного сюжета и сценария по выбранному жанру.

Тема 7. Создание : приемы и техника лепки.

Создание мультипликационных персонажей . Устное описание героев мультфильма и фона . Приемы лепки героев мультфильма . Что такое декорации? Виды декораций. Беседа о правилах создания декораций для мультфильма .

Практическая работа : Создание героев мультфильма на бумаге (эскиза героев) .

Изготовление объемных пластилиновых персонажей .

Создание эскизов декораций и их изготовление по разработанным эскизам . Коллективная работа по созданию фона мультфильма .

Тема 8. Съемка и монтаж мультфильма .

Покадровая съемка мультфильма . Понятие «Монтаж» .

Практическая работа : Съемка мультфильма . Монтаж мультфильма из отдельных кадров в программе Windows Movie Maker .

Тема 9. Звуки и музыка в фильме : речь героев.

Практическая работа : Подборка музыки для мультфильма . Репетиция озвучивания текста мультфильма по ролям (с использованием кукольных героев, бумажных героев) . Озвучивание текста на студии звукозаписи.

Тема 10. Итоговое тестирование учащихся.

Подведение итогов, систематизация и обобщение результатов деятельности.

Практическая работа : выполнение тестовых заданий.

Тема 11. Итоговое занятие.

Подготовка к защите мультипликационных творческих проектов . Просмотр, обсуждение, выявление и решение проблем творческого проекта.

Практическая работа : Круглый стол «Просмотр и обсуждение полученного мультфильма » . Выявление лучших работ и предоставление их на региональных конкурсах в сети интернет.

Формы контроля и аттестации

Формы подведения итогов реализации образовательной программы :

Педагогическое наблюдение;

Тестирование;

Выполнение творческих заданий;

Презентация творческих проектов;

Выпуск анимационных фильмов.

Участие в конкурсах различного уровня.

Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения информации и навыков.

Для диагностики успешности овладения учащимися программы в конце учебного года проводится итоговая аттестация.

Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением «О формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся» (утверждено приказом №57 от 02.09.2013 г.) . Таблица № 1. Форма проведения «Итоговое занятие»

Итоговая работа предполагает создание проекта, созданного средствами пластилиновой лепки (и других техник, с соблюдением всех условий и правил. Итоговый проект демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с пластилином (и другими материалами, готовить анимационный пластилиновый проект к просмотру .

Тему итоговой работы каждый учащийся выбирает сам, учитывая свои возможности реализовать выбранную идею.

Объект оценивания : мультфильм . Требования к объекту оценивания : мультфильм снят по сценарию , смонтирован.

Методические материалы

Методическое обеспечение - это необходимая информация, учебно-методические комплексы, разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической , научно-экспериментальной, воспитательной деятельности педагога системы дополнительного образования детей.

Методы обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач, такие как словесные, наглядные, практические :

Словесные методы обучения используются на этапе изучения нового материала. В процессе разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысления активно его воспринимают и усваивают :

Объяснения

Рассказ

Иллюстрация

Демонстрация

Наглядные методы обучения достаточно важны для обучающихся в творческом объединении, имеющих визуальное восприятие действительности.

Просмотр видеоматериалов

Демонстрация плакатов, таблиц

Использование технических средств

Практические методы обучения используются на этапе закрепления изученного материала и охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых.

Практические задания

Викторины

Упражнение

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать :

Наглядные пособия по искусству.

Репродукции произведений изобразительного искусства.

Художественные фотографии, рисунки и иллюстрации.

Электронные презентации по основным разделам программы .

Журналы, книги, альбомы с произведениями искусства.

Компьютерные программы

Подборки кинофрагментов.

Видеозаписи фильмов, мультфильмов .

Список мультипликационных и художественных фильмов для просмотра :

Просмотр мультфильма «Голубой щенок» (Союзмультфильм , 1976 год) .

Просмотр пластилиновых мультфильмов Александра Татарского. «Новогодняя песенка Деда Мороза» , «Спокойной ночи, малыши!» . 1983

мультфильма «Война рогачей и усачей» (1912 год) .

«Варежка» , реж. Р. Качанов, 1967;

«Ежик в тумане» , реж. Ю. Норштейн,1976;

«Мороз Иванович» , реж. И. Аксенчук,1981;

«Ну, погоди!» , реж. В. Котеночкин,1969-1981;

«Пластилиновая ворона » , реж. А. Татарский;

«Фильм, фильм, фильм» , реж. Ф. Хитрук, 1968;

«Цветик - семицветик» , реж. М. Цехановский, 1949;

Видеосюжет из телепередачи «Галилео» Колоризация (Раскраска кино)

«Морозко» , реж. А. Роу, 1964, к/ст. им. М. Горького;

«Приключение Буратино» , реж. Л. Нечаев, 1975, Беларусьфильм;

«Снежная королева» , реж. Г. Казанский, 1966, к/ст. Ленфильм;

Фильмы для просмотра нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Указанные в программе фильмы могут быть заменены другими, если есть необходимость. Выбор фрагментов фильмов для работы выбирает сам педагог, исходя из целей показа и имеющихся в его распоряжении. Просмотр полнометражных фильмов может происходить не на одном, а на двух занятиях.