Приоритетные направления развития науки, техники и технологий рф. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники рф

Внесены изменения в правила оценки заявок на выполнение строительных работ при госзакупках Постановление от 21 марта 2019 года №293. Установлено, что при выборе подрядчика для строительства автомобильных дорог и особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства заказчик будет отдавать приоритет таким нестоимостным критериям оценки заявок, как общее количество исполненных контрактов по строительству, их общая стоимость, наибольшая цена одного из таких исполненных контрактов.

25 марта 2019 , Электроэнергетика: генерация, электросети, рынок электроэнергии О пилотном проекте по созданию агрегаторов спроса и предложения на рынках электроэнергии Постановление от 20 марта 2019 года №287. «Дорожной картой» «Энерджинет» Национальной технологической инициативы предусмотрено создание нового субъекта рынков электроэнергии и мощности – агрегаторов спроса и предложения. Принятые решения позволят в пилотном режиме отработать механизм создания и развития таких агрегаторов, обеспечивающих объединение потребителей электрической энергии, объектов распределённой генерации и накопления электрической энергии с целью совместного участия на оптовом и розничных рынках электроэнергии.

25 марта 2019 , Экономика городов. Городская среда Утверждена методика определения индекса качества городской среды Распоряжение от 23 марта 2019 года №510-р. Федеральным проектом «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жильё и городская среда» к концу 2024 года предусмотрено повышение индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Для определения индекса качества будут использоваться 36 индикаторов, характеризующих состояние городской среды и условия проживания людей.

25 марта 2019 , Расселение аварийного жилья О реализации в 2019–2021 годах региональных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда Распоряжение от 16 марта 2019 года №446-р, постановление от 16 марта 2019 года №278. В целях контроля выполнения субъектами Федерации в 2019–2021 годах региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2017 года, утверждены целевые показатели реализации таких программ. Для каждого субъекта Федерации установлены общая площадь подлежащего расселению аварийного жилищного фонда, численность подлежащих переселению граждан.

22 марта 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

1

Приложение 1

Приоритетные направления

развития науки, технологий и техники

в Российской Федерации

Наименование

Безопасность и противодействие терроризму

Живые системы

Индустрия наносистем и материалов

Информационно-телекоммуникационные системы

Перспективные вооружения, военная и специальная техника

Рациональное природопользование

Транспортные, авиационные и космические системы

Энергетика и энергосбережение

Приложение 2

ПЕРЕЧЕНЬ

критических технологий Российской Федерации

Наименование

Базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии

Биоинформационные технологии

Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии

Биомедицинские и ветеринарные технологии жизнеобеспечения и защиты человека и животных

Геномные и постгеномные технологии создания лекарственных средств

Клеточные технологии

Нанотехнологии и наноматериалы

Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом

Технологии биоинженерии

Технологии водородной энергетики

Технологии механотроники и создания микросистемной техники

Технологии мониторинга и прогнозирования состояния атмосферы и гидросферы

Технологии новых и возобновляемых источников энергии

Технологии обеспечения защиты и жизнедеятельности населения и опасных объектов при угрозах террористических проявлений

Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации

Технологии оценки ресурсов и прогнозирования состояния литосферы и биосферы

Технологии переработки и утилизации техногенных образований и отходов

Технологии производства программного обеспечения

Технологии производства топлив и энергии из органического сырья

Технологии распределенных вычислений и систем

Технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф

Технологии создания биосовместимых материалов

Технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления

Технологии создания и обработки композиционных и керамических материалов

Технологии создания и обработки кристаллических материалов

Технологии создания и обработки полимеров и эластомеров

Технологии создания и управления новыми видами транспортных систем

Технологии создания мембран и каталитических систем

Технологии создания новых поколений ракетно-космической, авиационной и морской техники

Технологии создания электронной компонентной базы

Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии

Технологии создания энергоэффективных двигателей и движителей для транспортных систем

Технологии экологически безопасного ресурсосберегающего производства и переработки сельскохозяйственного сырья и продуктов питания

Технологии экологически безопасной разработки месторождений и добычи полезных ископаемых

Приложение 3

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ

1.1 Математика
1.1.1. Алгебра, теория чисел, математическая логика
1.1.2. Геометрия и топология
1.1.3. Математический анализ
1.1.4. Дифференциальные уравнения и математическая физика
1.1.5. Теория вероятностей и математическая статистика
1.1.6. Вычислительная математика
1.1.7. Математическое моделирование
1.1.8. Теоретическая информатика
1.1.9. Параллельные и распределенные вычисления
1.1.10. Дискретная математика
1.1.11. Системное программирование
1.1.12. Информационные системы
1.1.13. Математические проблемы механики и исследования космоса

1.2. Физика конденсированных сред
1.2.1. Развитие теории конденсированных сред
1.2.2. Структурные исследования конденсированных сред
1.2.3. Физика магнитных явлений, магнитные материалы и структуры
1.2.4. Физика полупроводников
1.2.5. Физика твердотельных наноструктур, мезоскопика
1.2.6. Физика низкоразмерных систем, физика поверхности и поверхностей раздела
1.2.7. Физика низких температур, включая квантовые кристаллы и жидкости
1.2.8. Сверхпроводимость
1.2.9. Свойства веществ при высоких давлениях
1.2.10. Физика диэлектриков
1.2.11. Физика металлов
1.2.12. Физическое материаловедение и новые материалы

1.3. Оптика и лазерная физика
1.3.1. Классическая и квантовая оптика
1.3.2. Нелинейные оптические явления, материалы и устройства
1.3.3. Сверхбыстрые явления в оптике
1.3.4. Взаимодействие лазерного излучения с веществом, в т.ч. в сверхсильных полях
1.3.5. Волоконная оптика и оптическая связь. Интегральная оптика.
1.3.6. Оптическая информатика, голография
1.3.7. Развитие методов и применений спектроскопии, люминесценции. Прецизионные оптические измерения
1.3.8. Физика лазеров и лазерных материалов
1.3.9. Лазеры в физике, химии, биологии, медицине, экологии и технике
1.3.10. Новые оптические материалы, технологии и приборы, их применение

1.4. Радиофизика и электроника, акустика
1.4.1. Когерентные источники микроволнового излучения и их применение в науке и технике
1.4.2. Физика твердотельных элементов и устройств генерации, усиления, преобразования и приема электромагнитных волн
1.4.3. Разработка методов и средств генерации и приема излучения в терагерцовом диапазоне
1.4.4. Физика нелинейных волн и нелинейная динамика
1.4.5. Фундаментальные проблемы распространения радиоволн
1.4.6. Акустика, в том числе нелинейная и низкочастотная, акустоэлектроника. Развитие методов акустической диагностики природных сред
1.4.7. Наносекундная релятивистская электроника больших мощностей и ее применение в науке и технике
1.4.8. Радиофизические методы диагностики окружающей среды

1.5. Физика плазмы
1.5.1. Физика высокотемпературной плазмы и управляемый термоядерный синтез
1.5.2. Физика лазерной плазмы и ее применение
1.5.3. Физика низкотемпературной плазмы
1.5.4. Плазменные процессы в геофизике и астрофизике
1.5.5. Разработка плазменных устройств и их применение в науке и технике

1.6. Астрономия и исследование космического пространства
1.6.1. Происхождение, строение и эволюция Вселенной
1.6.2. Нестационарные звезды и звездные атмосферы
1.6.3. Образование звезд и планетных систем и их эволюция
1.6.4. Солнечная активность
1.6.5. Исследование планет

1.7. Ядерная физика
1.7.1. Физика элементарных частиц и квантовых полей
1.7.2. Фундаментальная физика атомного ядра
1.7.3. Физика космических лучей и ядерные аспекты астрофизики
1.7.4. Физика и техника ускорителей заряженных частиц
1.7.5. Ядерно-физические проблемы энергетики

2 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

2.1. Энергетика
2.1.1. Тепломассообмен, гидро-, газо- и плазмодинамика
2.1.2. Безопасность, надежность, ресурс и экология в энергетике
2.1.3. Проблемы атомной, термоядерной и водородной энергетики
2.1.4. Низкотемпературная плазма и технологии на ее основе. Теплофизические и электрофизические свойства веществ в широком диапазоне параметров; экстремальные состояния
2.1.5. Исследования в области современной теплотехники, электротехники, прямого преобразования энергии и возобновляемых источников энергии
2.1.6. Энергоресурсосбережение и энергоэффективные технологии. Повышение эффективности комплексного использования природных топлив
2.1.7. Современная энергетическая политика и механизмы ее реализации. Управление энергетическими системами
2.1.8. Математическое моделирование электроэнергетических и теплоснабжающих систем
2.1.9. Проблемы сильноточной импульсной энергетики
2.1.10. Проблемы авиационной, космической и транспортной энергетики

2.2. Механика
2.2.1. Общая механика. Динамика космических тел и управляемых аппаратов, транспортных систем
2.2.2. Механика жидкости, газа и плазмы, твердого тела, неидеальных и многофазных сред
2.2.3. Физико-химическая газодинамика и процессы при высоких плотностях энергии: горение, детонация, взрыв, высокоскоростной удар и взаимодействие потоков направленной энергии с веществом
2.2.4. Физика и механика деформирования и разрушения сплошных структурированных материалов, в том числе, в экстремальных условиях. Трибология
2.2.5. Механика природных процессов и сред, механика добычи и трубопроводного транспорта нефти и газа
2.2.6. Биомеханика

2.3. Машиноведение
2.3.1. Теория машин и механизмов, анализ и синтез машинных комплексов
2.3.2. Безопасность, ресурс, живучесть машин и сложных технических систем
2.3.3. Динамика машин, волновые и вибрационные процессы в технике
2.3.4. Эргономика и биомеханика систем «человек - машина - среда»
2.3.5. Создание и функционирование макро- и микроробототехнических, мехатронных комплексов
2.3.6. Комплексные проблемы машиноведения; повышение безопасности машин, снижение техногенных и технологических рисков для объектов гражданского и оборонного назначения
2.3.7. Математическое и физическое моделирование перспективных конструкций, материалов и технологий в авиации, ракетной и атомной технике, судостроении, наземном транспорте, станко- и приборостроении

2.4. Процессы управления
2.4.1. Теория систем и общая теория управления. Системный анализ
2.4.2. Управление в детерминированных, стохастических системах и в условиях неопределенности
2.4.3. Моделирование и идентификация систем управления. Информационное взаимодействие в сложных системах
2.4.4. Методы оптимизации и интеллектуализации систем и процессов управления. Адаптивное управление.
2.4.5. Сложные технические системы и информационно-управляющие комплексы
2.4.6. Управление движущимися объектами. Системы навигации, ориентации и наведения

3. ИНФОРМАТИКА

3.1. Теория информации, научные основы информационно-вычислительных систем и сетей, системный анализ
3.2. Искусственный интеллект, системы распознавания образов, принятие решений при многих критериях
3.3. Системы автоматизации, математические методы исследования сложных управляющих систем и процессов, CALS-технологии
3.4. Нейроинформатика и биоинформатика
3.5. Глобальные и интегрированные информационно – телекоммуникационные системы и сети
3.6. Архитектура, системные решения и программное обеспечение информационно-вычислительных комплексов новых поколений
3.7. Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров. Материалы для микро - и наноэлектроники. Микросистемная техника
3.8. Опто -, радио - и акустоэлектроника, оптическая и СВЧ-связь. Вакуумная электроника

4. ХИМИЧЕСКИЕ НАУКИ И НАУКИ О МАТЕРИАЛАХ

4.1. Теория химического строения и химической связи, кинетика и механизмы химических реакций, реакционная способность химических соединений, стереохимия, кристаллохимия
4.2. Синтез и изучение новых веществ, разработка материалов и наноматериалов с заданными свойствами и функциями (полимеров и полимерных материалов, композитов, сплавов, керамик, продуктов биологического и медицинского назначения, оптических, сверхпроводящих, магнитных материалов и особо чистых веществ)
4.3. Химическая энергетика: разработка путей преобразования и аккумулирования энергии в химических системах, создание эффективных путей сопряжения энерговыделяющих и энергопоглощающих процессов. Новые химические источники тока, топливные элементы и разработка химических генераторов для энергетики больших мощностей и бытовых нужд
4.4. Химическая аналитика: создание методов и средств определения и контроля веществ в окружающей среде. Разработка новых методов и средств химического анализа веществ и материалов
4.5. Теоретические основы химико-технологических процессов, включая создание и совершенствование химико-технологической аппаратуры
4.6. Разработка эффективных экологически чистых и максимально безопасных технологических процессов переработки природного сырья (в том числе газа, нефти, угля), органического и минерального сырья (включая полиметаллические руды), облученного ядерного топлива, радиоактивных отходов и материалов
4.7. Создание катализаторов для синтеза и переработки химического сырья. Моделирование и использование принципов синтеза и функционирования биологических молекул и систем для создания высокоэффективных химических процессов и новых материалов
4.8. Поверхностные явления в коллоидно-дисперсных системах, физико-химическая механика
4.9. Развитие теории прочности, пластичности и формообразования
4.10. Супрамолекулярные и наноразмерные самоорганизующиеся системы для использования в современных высоких технологиях
4.11. Химия и физикохимия твердого тела, расплавов и растворов
4.12. Химические процессы в веществах, находящихся в экстремальных состояниях или подвергнутых экстремальным воздействиям, процессы горения
4.13. Химическое сопротивление материалов, защита металлов и других материалов от коррозии и окисления
4.14. Химия и технология радиоактивных элементов
4.15. Химия окружающей среды, в том числе атмосферы и океана. Разработка проблем химической защиты человека и биосферы

5. БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

6. НАУКИ О ЗЕМЛЕ

6.1. Физические поля Земли, их природа, взаимодействие и интерпретация
6.2. Глубинное строение и геодинамика Земли; взаимодействие внутренних и внешних (гидросфера, атмосфера, ионосфера) геосфер и их влияние на окружающую среду
6.3. Современная геодинамика, движения и напряженное состояние земной коры, сейсмичность и сейсмический прогноз
6.4. Современные и древние процессы седиментогенеза, литогенеза и осадочного рудообразования
6.5. Глобальные и региональные модели строения и формирования основных типов структур Земли
6.6. Ранние этапы геологической истории Земли, особенности геологии и металлогении раннего докембрия, формирование гидросферы и атмосферы
6.7. Осадочные бассейны континентов, шельфа и континентального склона: закономерности образования и строения, полезные ископаемые
6.8. Проблемы зарождения биосферы Земли и ее эволюция; геологическая функция биоты в истории Земли: биогеохимические циклы, роль в седиментогенезе, экологические кризисы и катастрофы; палеоклимат
6.9. Фундаментальные проблемы геологии и геохимии нефти и газа, развитие нефтегазового комплекса России
6.10. Экспериментальные исследования физико-химических проблем геологических процессов и термодинамика природных систем
6.11. Изотопные системы в природных процессах; изотопная геохронология и источники вещества
6.12. Биостратиграфические, хемостратиграфические, изотопно-геохронологические методы стратиграфии и периодизации истории Земли
6.13. Наночастицы в природе: условия образования, экологические и технологические аспекты их изучения
6.14. Проблемы магматизма: состав, источники, эволюция, механизмы образования и дифференциации магм, роль флюидов, связь с рудообразованием
6.15. Генетические особенности и условия образования крупных и суперкрупных месторождений стратегических видов минерального сырья и проблемы их комплексного освоения
6.16. Проблемы комплексного освоения недр Земли и новые технологии извлечения полезных ископаемых из минерального и техногенного сырья
6.17. Эволюция окружающей среды и прогноз ее развития в условиях быстрых природных и антропогенных изменений
6.18. Мировой океан: геологическое строения дна и минеральные ресурсы; физические процессы в океане и их влияние на климат Земли; морские экосистемы и их роль в формировании биологической продуктивности
6.19. Водные ресурсы, качество вод и проблемы водообеспеченности страны; динамика и охрана подземных и поверхностных вод и ледников
6.20. Изменение окружающей среды и климата: исследования, мониторинг и прогноз состояния природной среды; природные катастрофы, анализ и оценка природного риска, вулканизм
6.21. Исследование, мониторинг и прогноз состояния криосферы и изменений мерзлотных условий
6.22. Физические и химические процессы в атмосфере, термодинамика, перенос радиации, изменение состава
6.23. Изменение природно-территориальных комплексов России в зонах интенсивного техногенного воздействия; основы рационального природопользования
6.24. Разработка новых методологий, технологий, технических средств и аналитических методов исследований поверхности и недр Земли, ее гидросферы и атмосферы
6.25. Изучение вещественного состава и строения Земли, Луны и других планет; космохимия и метеоритика как средство познания происхождения и эволюции Земли Российской приоритетных направлений развития науки , технологий и техники в Российской Федерации предусматривается прозрачность и публичность. Приоритетные направления развития науки , технологий и техники в Российской Федерации будут...

Перед современным российским обществом стоит задача инновационного развития. Под инновациями понимается создание принципиально новых технологий, которые смогут обеспечить России XXI века достойное место в мировом сообществе. При этом главным конкурентным преимуществом страны являются уникальные знания или технологии. Условием эффективного использования таких уникальных знаний и технологийявляется концентрация научного потенциала, финансовых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники. Под ними понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социально-экономическое и научно-техническое развитие страны и достижение за счет этого национальных социально-экономических целей.

В каждом из приоритетных направлений развития науки и техники можно выделить ряд критических технологий.

Под критическими технологиями понимаются такие технологии, которые носят межотраслевой характер и создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей, или направлений исследований и разработок, и дают в совокупности определяющий вклад в решение ключевых проблем, существующих в реализации приоритетных направлений развития науки и техники.

Развитие приоритетных направлений развития науки и техники началось в Российской Федерации сразу после распада СССР, с 1992 г., в том числе в рамках федеральных целевых программ, по разделу «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». Впервые на федеральном уровне приоритетные направления развития науки и техники, а также критические технологии, были утверждены 21 июля 1996 года. Было принято постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок» и «О доктрине развития российской фундаментальной науки». Приоритетными направлениями стали фундаментальные исследования, информационные технологии и электроника, производственные технологии, новые композитные материалы и химические продукты, технологии поддержания биологических и живых систем.

С тех пор регулярно каждые несколько лет принимаются новые приоритетные направления развития науки, технологий и техники РФ. Так, в 2002 году Президент РФ утвердил основы государственной политики в области развития науки и технологий на период до 2015 года и на дальнейшую перспективу. В стране был создан Совет по науке и высоким технологиям. Целью выделения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники была консолидация финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов на стратегически значимых точках роста. К приоритетным направлениям были отнесены: информационно-телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии. Их развитие невозможно без фундаментальной науки.

В 2004 г. по поручению Правительства, на основании комплексных научных исследований, с привлечением ведущих ученых, экспертов и представителей бизнеса, перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники был сокращен. Основными критериями отбора были выбраны обеспечение национальной безопасности, снижение риска техногенных катастроф, ожидаемый вклад в ускорение роста ВВП и повышение конкурентоспособности экономики.

Перечень критических технологий охватывал перспективные области: технологии передачи, обработки и защиты информации; технологии производства программного обеспечения; биоинформационные технологии; нанотехнологии и наноматериалы; технологии создания биосовместимых материалов; биосенсорные технологии; биомедицинские технологии жизнеобеспечения и защиты человека; технологии биокатализа и биосинтеза; технологии новых и возобновляемых источников энергии.

В 2007 г. была принята Федеральная целевая программа «Исследование и разработка по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2012 годы». В 2009 г., в целях концентрации усилий государства, научного и предпринимательского сообщества на решение важнейших задач модернизации и технологического развития экономики, Правительством РФ была проведена работа по корректировке приоритетных направлений развития фундаментальной науки, технологий и техники, что нашло отражение в перечне критических технологий.

Основной целью является уточнение ориентиров развития отечественного научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, исходя из национальных интересов России и тенденций мирового научного, технологического и инновационного развития, среднесрочных задач социально-экономического развития страны с учетом необходимости формирования экономики, знаний, разработки и реализации важнейших государственных программ и проектов. Приоритетные направления и перечень критических технологий взаимосвязаны с приоритетами модернизации национальной экономики, определенных Президентом, концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, и долгосрочным прогнозом технологического развития страны до 2025 года.

В результате работы экспертных групп, федеральных органов исполнительной власти, государственных Академий наук и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ было сформировано 7 приоритетных направлений и 27 критических технологий, которые являются наиболее перспективными с позиций технологического и инновационного развития. Они и являются определяющими ориентирами для совершенствования отечественного научно-технического комплекса с учетом среднесрочных социально-экономических задач развития страны. Современные «гражданские» приоритеты выглядят так: индустрия нанотехнологий и наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, живые системы (в медицине).

Фундаментальные исследования упомянуты в качестве приоритетных лишь в 1996 г., затем их «растворили» в других приоритетах, где они играют вспомогательную роль. Лидерами являются информационно-телекоммуникационные технологии и индустрия наносистем, в которую трансформировалась позиция «новые материалы и химические технологии». Хотя нанотехнологии прямо и не указаны в президентских направлениях технологического прорыва, предполагается, что именно реализация этой позиции и позволит создать новые перспективные материалы, приборы и устройства особого
назначения с повышенным сроком службы, низкой материалоемкостью и весом конструкции. Это, в свою очередь, будет способствовать укреплению национальнойбезопасности, созданию отечественной элементной базы, повышению качества жизни, а также активизирует процессы импортозамещения и выхода на внешние рынки.

Таким образом, индустрия наносистем пронизывает все остальные приоритеты и направления, однако её развитие невозможно без фундаментальных исследований.

Инновационное развитие страны непременно связывается с высокими технологиями. Однако следует помнить, что высокие технологии – это средство, а не самоцель.

В развитых странах, построивших у себя конкурентоспособные национальные инновационные системы, очень высока доля высокотехнологичной продукции как в структуре внутреннего производства и потребления, так и в структуре экспорта. Этого пока нельзя сказать о России. Здесь хотелось бы отметить два момента.

Во-первых, российский интеллектуальный потенциал достаточно высок (об этом свидетельствует хотя бы число наших исследователей, работающих за границей, в том числе по причине недостаточного финансирования их работ на Родине).

Во-вторых, переносить зарубежный опыт на отечественную почву следует очень осторожно, поскольку необходимо учитывать как особенности институциональной заграничной среды, в которой он сформировался, так и российскую специфику.

В последние годы стабильно развивается вузовский сектор науки: число организаций, выполняющих в вузах исследования и разработки, выросло на 17 %, численность исследователей – на 16,4 %. Такой динамике способствовала государственная поддержка, ориентированная на вовлечение преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов и студентов – в научные исследования. По данным экспертов, объем финансирования исследований в вузах Российского образования с 2002 по 2012 г. вырос с 8,69 млрд. до 27,91 млрд. руб.

Сокращение объемов финансирования сказывается на масштабах образовательной деятельности государственных Академий наук и не позволяет в полной мере обеспечить решение кадровой проблемы, прежде всего, подготовку специалистов для работы в сфере фундаментальных
исследований. Одним из путей решения могло бы стать создание нескольких академических исследовательских университетов, по аналогии с уже созданными федеральными исследовательскими университетами, а также расширение участия академических институтов в реализации образовательных программ Министерства образования и науки РФ.

Представляется, что меры по совершенствованию организации академической науки должны приниматься взвешенно и аккуратно, поскольку она является основой культурного и интеллектуального потенциала нации. При этом важнейшей задачей государственной политики является повышение роли фундаментальной науки в решении стратегических задач модернизации.

Смещение акцентов государства в сторону национальных исследовательских университетов и центров не приведет к постепенному угасанию государственных академий наук. Государству, вузам и академическим организациям надо искать пути консолидации усилий по созданию конкурентоспособной национальной инновационной системы. Политика государства в отношении науки должна быть направлена на отработку взаимоприемлемых норм и правил, стимулирующих повышение эффективности работы всех научно-исследовательских и образовательных организаций.

При этом государство должно учитывать в своих мерах дифференциацию проблемы по отраслям знаний, регионам, академическим организациям и вузам, предусматривая разумный социальный баланс науки и образования.

Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно-технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. Эти технологии носят межотраслевой характер и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждается Правительственной комиссией по научно-технической политике.

Финансирование работ, выполняемых программ направлен на развитие исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно-технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем. Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.

Особыми объектами науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры. Результаты их научных исследований получили международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы. Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др.

К началу 1996 г. в России было свыше 60 государственных научных центров. Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа. Федеральная научно-техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению. Целями федеральных научно-технических программ являются: получение новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решение научно-технических проблем; создание конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно-технического и экспортного потенциала России.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

  • - существенная значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
  • - принципиальная новизна и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

В качестве государственного заказчика выступает Комитет по науке и технологиям РФ. Руководство программой осуществляет научный совет. Научный совет отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов. В настоящее время в России действует 41 государственная научно-техническая программа. Среди государственных научно-технических программ можно выделить: создание высокоэффективных процессов производства для агропромышленного комплекса; экологически чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники осуществляется целевым назначением Комитетом по науке и технологиям РФ из средств федерального бюджета.

Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются: информационные технологии и электроника, производственные технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например, биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий. Разработка перечисленных направлений связана с осуществлением государственных научно-технических программ, программ государственных научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов. Государственная научно-техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники. Программы отбираются исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств.

Федеральные научно-технические программы разрабатываются на среднесрочный (пятилетний период) в соответствии с федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Программы относятся к федеральному уровню при наличии следующих условий:

  • - соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий;
  • - значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
  • - невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки;
  • - принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно-технических результатов;
  • - возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства;
  • - достаточность (полнота и взаимоувязанность) системы программных мероприятий для решения поставленных задач;
  • - реальность решения проблемы, исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально-технической базы и других необходимых ресурсов.

Критерии их отбора -- обеспечение национальной безопасности, снижение риска техногенных катастроф, ожидаемый вклад в ускорение роста ВВП и повышение конкурентоспособности экономики. Эти направления для России стратегически важны, а значит профессионалы, работающие в этих направлениях, будут всегда востребованы.

В рамках приоритетных направлений развития науки и технологий предусматривается проведение задельных исследований и разработок по следующим тематическим областям.

3.1. Информационно-телекоммуникационные системы:

Компьютерные архитектуры и системы;

Телекоммуникационные технологии;

Технологии обработки информации;

Элементная база и электронные устройства, робототехника;

Предсказательное моделирование, методы и средства создания и обеспечения функционирования перспективных систем;

Информационная безопасность;

Алгоритмы и программное обеспечение.

3.2.Биотехнологии:

3.2.1. Развитие научно-методической базы исследований в области
биотехнологии:

Высокопроизводительные методы анализа геномов, транскриптомов, протеомов и метаболомов;

Системная и структурная биология;

Синтетическая биология, метаболическая инженерия и биоинженерия;

Иммунобиотехнологии;

Клеточные биотехнологии;

Исследование природного биоразнообразия с целью создания новых биотехнологий, в том числе разработка методов изучения микроорганизмов, «некультивируемых» в лабораторных условиях, методов анализа метагеномов микробных сообществ.

3.2.2.Промышленные биотехнологии.

3.2.3.Агробиотехнологии.

3.2.4.Экологические биотехнологии.

3.2.5.Пищевые биотехнологии.

3.2.6.Лесные биотехнологии.

3.2.7.Аквабиокультура.

3.3.Медицина и здравоохранение:

Поиск, разработка и исследования перспективных лекарственных кандидатов на основе установления молекулярных фармакологических мишеней;

Молекулярная диагностика для профилактической и персонализированной медицины;

Протеомное профилирование человека;

Биомедицинские клеточные технологии;

Биодеградируемые и композитные материалы медицинского назначения;

Биоэлектродинамика и лучевая медицина;

Геномная паспортизация человека для профилактической и персонализированной медицины.

3.4. Новые материалы и нанотехнологии:

3.4.1.Конструкционные материалы:

Материалы с повышенной прочностью;

Материалы с высокой термостабильностью;

Легкие материалы;

Материалы, обеспечивающие защиту конструкций;

Интеллектуальные и настраиваемые конструкционные материалы;

Конструкционные материалы для энергетики.

3.4.2.Функциональные материалы:

Сенсорные материалы;

Материалы для энергетики и электротехники;

Оптические материалы и материалы для светотехники;

Магнитные материалы;

Функциональные покрытия и слоистые материалы;

Наноразмерные катализаторы для глубокой переработки сырья;

Наноструктурированные мембранные материалы;

Биомиметические материалы и материалы медицинского назначения.



3.4.3.Гибридные материалы и конвергентные технологии.

3.4.4.Компьютерное моделирование материалов и процессов.

3.4.5.Диагностика материалов.

3.5.Транспортные и космические системы:

Развитие единого транспортного пространства;

Повышение безопасности и экологичности транспортных систем;

Технологии, лабораторные образцы и стенды для создания перспективных транспортных и космических систем.

3.6.Рациональное природопользование:

Технологии сохранения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

Перспективные технологии мониторинга состояния окружающей среды, оценки и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Технологии изучения недр, поиска, разведки и комплексного освоения минеральных и углеводородных ресурсов;

Изучение и освоение ресурсов Мирового океана, Арктики и Антарктики.

3.7. Энергоэффективность и энергосбережение:

Перспективные энергетические технологии;

Интеллектуальные энергетические системы будущего;

Эффективное потребление энергии;

Моделирование перспективных энергетических технологий и систем;

Новые материалы и катализаторы для энергетики будущего.

3.8. Междисциплинарные исследования социально-экономической и
гуманитарной направленности:

Моделирование и прогнозирование глобальных и национальных тенденций в социально-экономической и политической сфере с учетом развития науки и технологий;

Новые механизмы экономической деятельности;

Моделирование и прогнозирование развития науки и технологий;

Развитие человеческого потенциала;

Социальная стабильность, сплоченность и конфликты в обществе;

Региональная политика и устойчивое развитие регионов и городских агломераций;

Гуманитарные проблемы инновационного развития.

Данный перечень корректируется с учетом параметров прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, сформированного с использованием системы технологического прогнозирования .