Почта России: история. Краткая история почты

Ни для кого не секрет, что мировая история тесно связана с обменом информацией - без этого процесса существование человеческого общества попросту невозможно. Ключевую роль в таком обмене играет связь, то есть передача и приём информации с помощью различных технических средств. В совсем древние времена у людей не было многоядерных смартфонов, поэтому они использовали более примитивные средства: голос, звуки, огонь, дым и тому подобное.


Со временем менялись средства и формы связи - те, кто поумней, чуть позже придумали письменность и стали передавать информацию в письменном виде. С тех пор информация стала передаваться в более долгоиграющем виде и особенно интенсивно, а первую её пересылку можно смело считать днём рождения почты.

Кстати, слово «почта» происходит от польского «poczta» и итальянского «posta». Последнее, в свою очередь, возникло от «posta» и позднелатинского «posita», которое вероятнее всего является сокращением от «statio posita in…» - остановка, станция для переменных лошадей, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена почтовых лошадей или курьеров. Слово «post» в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке.



Сегодня под словом «Почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции (письма, посылки).

Наиболее интересные музейные экспозиции о почте были, пожалуй, в музее связи им. А.С. Попова в Питере и в музее почты в Уфе (около нулевого километра).

Это я, почтальон Печкин, принёс посылку для вашего мальчика

Историки придерживаются того мнения, что устройство почтовой службы русские переняли у завоевателей - монголов. Тогда на основных дорогах появились почтовые станции (на расстоянии от 30 до 100 вёрст друг от друга) - «ямы», на которых «ямчи» (гонцы) меняли лошадей. В свою очередь, слова «ям» и «ямчи» происходят от двух татарских слов - «дзям» (дорога) и «ям-чи» (проводник). Отсюда пошло и слово «ямщик», которым называли людей, занимающихся перевозкой людей и грузов на гужевом транспорте. Ямщииик, не гониии лошадей…

Работа гонцов была на износ (и подвергалась жёстким наказаниям в случае недобросовестного исполнения обязанностей или срыва сроков доставки посылки), поэтому в их ряды старались набирать людей покрепче. Например, первая посылка из Уфы в Москву (через Казань) в 1639 году заняла у конного гонца Гришки Погорельского аж 70 дней (возможно потому, что у него были неактуальные карты в навигаторе). Попробуйте-ка 70 дней поскакать на коне… а ведь это только в одну сторону.


Макет почтовой станции 17-18 века

Слово «почтальон» (кстати, тоже позаимствованное слово) в дореволюционной России в почтовом деле стало использоваться с 1716 года, а до этого служащих, доставлявших почту, называли «почтарями». При этом были разновидности в зависимости от вида разносимой почты: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма - письмоносцы.

Серьёзно своими реформами почту прокачал Пётр I - именно при его правлении почтовая связь в России появилась во всех основных городах страны. Почта стала государственной, были созданы первые в России почтамты, открыты почтовые конторы в губернских городах, введена должность почтмейстера.

Вместе с этим была введена и новая форма для почтовых служащих: тёмно-зелёный суконный кафтан с ведомственной эмблемой - почтовым рожком (для оповещения о своём прибытии) и красным орлом (герб означал, что почтовый работник является государственным служащим и находится под опекой и защитой большого брата). Позже для подачи звукового сигнала стали использовать поддужный колокольчик.

К концу 18 века протяжённость почтовых путей в России составила ни много ни мало 33 тысячи вёрст (тут подсказывают, что это 35204,4 километров).

Кстати, раз уж заговорили о транспорте, то нельзя не упомянуть про железную дорогу. Первые почтовые вагоны (между Питером и Москвой) начали ходить с 1851 года.

Куверты и штемпеля

Как сейчас, так и раньше, бесплатный сыр был только в мышеловках и в чизбургерах, пробитых как гамбургеры. Говоря проще, пересылка писем была удовольствием не бесплатным.

Письма в то время писались на бумаге, которую потом складывали текстом внутрь. Снаружи на чистой стороне указывался адрес, а место сложения нередко запечатывали сургучом. Затем письмо относили в почтовую контору, где служащий (после взвешивания отправления и получения денег за его пересылку) ставил оттиск специального штемпеля. Получавшаяся в результате манипуляций штука носила название «куверт» (предположительно от английского «to cover» - закрывать) и являлась прообразом современных конвертов.

Штемпель же - устройство типа печати, использующееся на почте для получения (ручным или механическим способом) штемпельных оттисков, служащих для гашения знаков почтовой оплаты, подтверждения приёма почтового отправления, контроля за маршрутом и временем нахождения в пути, а также нанесения каких-либо пометок.


Ну и ещё так называют сам оттиск, который сам по себе несёт довольно много различной информации (в зависимости от цвета, формы, содержания, назначения и так далее).

Объёмы пересылок непрерывно росли, и вскоре такой несовершенный способ оплаты очень быстро стал накладен, в первую очередь для самих сотрудников службы. Поэтому для упорядочения системы почтовых сборов в 1845 году почтовый департамент осуществил ряд реформ, среди которых - введение (сначала в Петербурге, а потом и в Москве) первых знаков почтовой оплаты. Так появились штемпельные конверты - те же самые куверты, но с уже напечатанным типографским способом штемпелем на лицевой стороне. Изначально они имели хождение только в пределах города, но уже в 1848 году появились варианты разных номиналов, в том числе для иногородней корреспонденции.


С тех пор внешний вид и конструкция конверта остались практически неизменными.

Марки

На смену штемпельной системе пришли почтовые марки - специальные знаки, франкирование (форма предварительной оплаты отправителем пересылки и доставки пересылки) которыми свидетельствует о факте оплаты услуг ведомства (пересылки и доставки как внутренней, так и международной корреспонденции). Маленькие и красивые кусочки бумаги с заданной стоимостью (номиналом) и богатейшей историей.


Моя скромная коллекция)

Считается, что их изобретателем в 1837 году стал англичанин Роуленд Хилл, мать которого работала на почте и неоднократно рассказывала о трудностях работы, недостатках почтовой системы и дороговизне оплаты. На это Хилл однажды выдвинул идею единообразного почтового тарифа (оплачиваемого отправителем), выпустив памфлет «Реформа почты, её значение и целесообразность». Там-то появление марочек и предусматривалось: «Perhaps this difficulty (of using stamped envelopes in certain cases) might be obviated by using a bit of paper just large enough to bear the stamp and covered at the back with a glutinous wash, which the bringer might, by the application of a little moisture, attach to the back of the letter, so as to avoid the necessity of re-directing it » («Возможно, эта сложность (использования маркированных конвертов в определённых случаях) может быть устранена посредством бумажки, достаточно большой по размеру, чтобы нести на себе марку, и покрытой на обратной стороне тонким клеевым слоем, которую отправитель может, с помощью небольшого увлажнения, приложить на обороте письма, с тем чтобы избежать необходимости перенаправлять его. »). Чуть позже он стал автором первой марки («Чёрный пенни»), ну а дальше понеслось…


Первая в мире почтовая марка

В России марки появились немногим позже - в 1857 году А.П. Чарульский (сотрудник почтового департамента) перенял зарубежный опыт и предложил ввести марочную систему в наших холодных краях.

Первые проекты русских почтовой марок (представленные Ф.М.Кеплером 21 октября 1856 года) были отклонены Чарульским. Позже над к проекту марки подключается старший гравер ЭЗГБ Франц Михайлович Кеплер - почитав фидбек Чаруковского на первые пробы, он принялся изготавливать первые образцы - из нескольких вариантов был выбран один, ставший первой почтовой маркой России. Красивая? ;)

Первые марки приходилось вырезать ножницами, хотя очень скоро пришли к выводу, что это не самый удобный вариант. В 1847 году служащий Дублинского почтамта Генри Арчер предложил делать перфорацию, то есть пробивать сквозные круглые отверстия по всему периметру марки. Но мало кто знает, что перфорирование почтовых марок производится не только для облегчения отделения марок - форма зубцовки и её размеры также являются одним из способов защиты от подделки.

Почтовые ящики

Появление штемпелеванных конвертов упростило оплату пересылки и сделало присутствие почтового чиновника необязательным. Всё это поспособствовало скорому появлению почтовых ящиков (для сбора и хранения писем) прямо на улицах города.

Вариантов конструкции почтовых ящиков в разные времена было огромное множество - и уличные, и “домашние”, и вандалоустойчивые, и даже с устройствами для выдачи марок - во многих музеях, как правило, их целые коллекции.

Военные годы

Одно дело - гражданские письма, а совсем другое - необходимость в обмене информацией во время военных действий, когда почта была востребована ещё больше. Великая Отечественная война дала о себе знать - перемещение миллионов людей вызвало огромное увеличение потока почтового обмена, из-за чего почта (а также телеграфы, о которых чуть позже) работала круглосуточно, ежедневно обрабатывая тысячи посылок. Для понимания масштабов - в одной только Башкирской республике (Уфа была важной составляющей почтовой системы тех времён) в годы войны своевременно было обработано, отправлено и доставлено более 20 миллионов писем.


Минутка занимательной арифметики: среднестатистическая скорость LTE-соединения от Мегафона в Питере у меня составляла 50 мегабит в секунду на приём. Если предположить, что все 20 миллионов писем в Башкирской республике были бы в военные годы написаны на листах формата А4 (с обеих сторон, то есть, примерно, по 5000 символов на лист), то получившийся объём текста (20.000.000 * 5 Кб = 95.367 Гб) можно было бы скачать за 4.5 часа. Наивно предположу, что переписку всей страны вполне можно было бы выкачать за недельку… так, о чём это я.

Кстати, письма и почтовые карточки, адресованные на фронт, пересылались бесплатно.

Наше время

В конце прошлого тысячелетия техника и технологии начали развиваться особенно интенсивно, в России появились мобильная связь и Интернет. Высокий уровень проникновения этих технологий ощутимо отразился на характере коммуникаций между людьми: поток простой письменной корреспонденции продолжает сокращаться.

Но жители страны практически ничего не потеряли (кроме радости от получения тёплого лампового письма) - ведь на смену бумажной почте пришла электронная. Для передачи информации не нужно разводить костёр, заводить почтовых голубей… да даже необязательно знать, где находится ближайший к дому почтовый ящик - достаточно в любом месте города достать телефон/планшет/ноутбук и быть уже на связи. Любой почтовый адрес, мгновенная отправка и получение писем, любые вложения файлов, коллективная переписка, форвардинг, сортировка - да-да, вот это всё. Находясь в тысячах километров от офиса, я был в курсе того, что происходит на работе.

А ведь когда-то отправка только в одну сторону заняла бы не один день…
Продолжение следует.

Только что вы дочитали первую статью об истории развития связи, все остальные будут опубликованы на страницах

Из истории почты

Подготовила

Старший воспитатель ГБОУ СОШ №1317

Свириденко О.И.


Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии. Канадские индейцы разводили костры, дым которых был виден издалека. Этот дым многое мог сообщить людям на большом расстоянии .

В Африке известия передавались от одного поселения к другому дробью большого барабана- тамтама.


Пеший гонец

Голубиная почта



  • Перевозящие почту гонцы пользовались рожком для подачи сигналов.

Почтовые кареты перевозили и грузы, и пассажиров.

Русская почтовая карета. Вторая половина XIX века.


Бутылочная почта

Такая почта существовала с давних времен. Моряки бросали в воду бутылки с письмами. Бутылочная почта служит и сегодня науке. С кораблей, изучающих океаны, сбрасывают стеклянные бутылки с открытками внутри. Нашедшего просят сообщить, где он был выловлен, таким образом изучают морские течения, их скорость, изменчивость.


Письмо Привычный для нас почтовый конверт изобрел в 1820 году торговец бумагой из Великобритании Брюер .


Генриху фон Стефану


Первая в мире почтовая марка

  • «Чёрный пе́нни»-

  • В России первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге 1 декабря 1848 года. Синего цвета, сделанный из дюймовых досок и обшитый железом, он был неудобен в использовании и легко взламывался, поэтому стал настоящей находкой для почтовых воришек. Чтобы предотвратить почтовое воровство, власти заменили деревянные ящики на чугунные - весом более сорока килограммов. И лишь в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал железный почтовый ящик с механически открывающейся донной дверцей, которым мы пользуемся до сих пор.

Россия Ямщик – это возница, кучер на почтовых лошадях. Название профессии «ямщик» происходит от слова «ям». Так в России XIII – XVIII веков назывались почтовые станции.

Именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния, появились поддужные или ямщицкие колокольчики. Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). В основном колокольчики помещались на почтовых тройках в качестве сигнального средства . Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям.


  • Россия стала одной из первых стран, поставивших почту на рельсы. В 1837 году впервые была доставлена почта по железной дороге из Петербурга в Царское село.
  • В 1851 году впервые был отправлен почтовый вагон с корреспонденцией из Санкт-Петербурга в Москву, и с этого момента началась регулярная пересылка почты железнодорожным транспортом. Поезда, в состав которых цепляли почтовый вагон, шли быстрее пассажирских.

  • В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву.
  • Далее развитие авиапочты шло стремительными темпами, налаживались внутренние авиалинии, началась доставка авиапочты зарубеж.

почтовый индекс - условное цифровое обозначение почтового адреса


Бандеро́ль

Посы́лка



Профессия – почтальон…





  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (К-----т)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (А---с)
  • Цифровое условное обозначение населённого пункта. (И----с)
  • Человек, разносящий письма, газеты, телеграммы. (П-------н)

Презентация для детей старшего дошкольного возраста.Будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих и общеразвивающих групп, учителям - логопедам и родителям детей среднего и старшего дошкольного возраста при изучении темы «Почта».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1 « История письма и почты » Электронное образовательное пособие для детей старшего дошкольного возраста

2 Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне? Это он, это он, Ленинградский почтальон!

3 Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

4 Почта – это учреждение, которое занимается пересылкой почтовых отправлений – писем, газет, журналов, денежных переводов, бандеролей, посылок. Вся пересылка происходит при помощи транспорта.

5 Почтальон – это работник почты, доставляющий корреспонденцию (письма, газеты, журналы, извещения на посылки) по адресам.

6 Необходимость разговаривать друг с другом появилась у людей в древности. Но как поговоришь, если нужный тебе человек находится очень далеко? В каменном веке информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату.

8 Почтовые перевозки осуществлялись и по морю - на кораблях.

9 Затем почту стали перевозить на машинах, по железной дороге. Позже количество почты увеличилось и ее стали перевозить самолетом.

10 С изобретением телеграфа, телефона, почтовая связь не утратила своей важной роли, и всё также остаётся одним из важных средств связи между людьми. Каждый день миллионы людей отправляют и получают по почте письма, посылки и бандероли, денежные переводы, газеты и журналы. Телеграф – система связи для передачи сообщений при помощи электрических сигналов

11 В наше время, когда у каждого дома есть компьютер, письма и послания можно пересылать с помощью электронной почты.

12 Что можно переслать по почте?

13 Для чего нужны письма? Помогают людям общаться на расстоянии Являются хранителями истории человека и его семьи

Конверт (по Ушакову) – сложенный с четырех сторон углами пакетик из бумаги, в который вкладывают письмо для отправки. 14 АДРЕС ОТПРАВИТЕЛЯ АДРЕС ПОЛУЧАТЕЛЯ Индекс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное образовательное пособие "Загадки с грядки"

Презентация «Загадки с грядки» создана в программе Microsoft PowerPoint и будет интересна воспитателям ДОУ компенсирующих и общеразвивающих групп, учителям - логопедам и родителя...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов (презентация) с детьми старшего дошкольного возраста.Русский народный костюм – хранитель истории

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.Задачи: 1. Продолжать...

История почтового письма насчитывает не только столетия, но, тысячелетия. Происхождение письма было вызвано необходимостью обмениваться информацией. Первые письма отправлялись только в военных целях и были широко распространены в Ассирии, Персии, Египте. Тогда использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. Да, современным представителям этой профессии есть чему поучиться, так как, например, в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Но, самой прославленной и организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и, перевозки стали упорядоченными: имелись крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей и т.д.

Но, на этом история развития письма приостановилась. В Европе правители ленились организовать свою систему связи, а предпочитали, как и в древности, пользоваться курьерами. Возможно, все так бы и осталось, если бы не монахи, которые в те далекие времена были носителями культуры и знаний. Церковь поддерживала регулярную переписку между своими членами, и у нее была своя монастырская почта , работающая при помощи странствующих монахов. Но, слава богу, цивилизация двигалась вперед, появилась необходимость в переписке, и в истории возникли новые . Прежде всего, это купеческие письма. Большие торговые дома содержали своих курьеров и даже организовали перевозку посылок и писем. Кроме этого, появилась городская почта, когда письма горожан забирали в определенные дни и за небольшую плату в установленные сроки доставляли по назначению. И лишь в 16-17 веках Во Франции, Швеции, Англии возникли настоящие почтовые учреждения. Они были как государственными, так и частными, а прибытие почтового дилижанса было целым событием. Постепенно стали доступным и любимым средством связи. (В 19 веке, после появления железных дорог и паровозов увеличилась скорость перевозки писем и возможность общения между самыми отдаленными странами. Сейчас история почтового письма отсчитывает последние дни. Многие перешли на электронные письма , появились мобильные телефоны и смс сообщения, а на почту люди все чаще заходят не за конвертами, а для оплаты коммунальных услуг, телефона и т.д. Тем не менее, хочется надеяться, что история почтового письма все же не закончится. Ведь электронное письмо не сохранишь на годы, да и Деду Морозу не отправишь. История возникновения письма насчитывает столетия, хочется надеяться, что люди 21 века не забудут то ощущение радости и счастья, которые появляются, когда держишь конверт с письмом в руках):.
Интересные письма.

14.10.2010 - 10:54

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем...

Письмо из Египта

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов - с устными собщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "mansio pozita"... (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.

Древнерусское письмо

Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.

В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приведятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Почта XX века

Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад. Затем почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Письма будущего

Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

В наши дни промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс "завести ящик" - то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Вы пишете своему другу электронное письмо в США, и через пару минут можете читать его ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения нашей страны, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке - потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя - кто знает....

  • 5137 просмотров