История ZX Spectrum: Мифы и реальность. Производные и клоны. Краткая история официального Спектрума

ZX-Spectrum совместимые компьютеры

В СССР были особенно распространены компьютеры класса ZX-Spectrum. Для тех, кто не помнит, что это такое, скажу - это простейший бытовой компьютер (очень дешевый до 1300 рублей) где в одном корпусе с клавиатурой собран системный блок, ОЗУ до 64 кБ, Блок питания мог быть и внешним. В качестве монитора они использовали бытовой телевизор, а в качестве накопителя - обычный кассетный магнитофон. Все это делало его дешевым, а значит и популярным в массах! Его изобретатель, англичанин Клайв Синклер , был удостоен почетного титула "Сэр", за то, что изобретение этого компьютера вывело Англию на первое место по производству компьютеров в мире!!! (правда на короткое время)... Популярность этих компьютеров пришлась на начало 90-х годов...

Компьютеры фирмы Apple и IBM PC как бытовые ПК были хороши для жителей "развитых стран", стоимость таких ПК сравнима с месячной заработной платой инженера научного работника средней квалификации. Та что они вполне могут позволить себе приобрести компьютер стоимостью до 2500 $. Но и в этих странах такая цена отнюдь не является низкой. Многих толкают на приобретение этих ПК соображения престижа, а не реальной необходимости.

Если не все возможности ПК интересуют пользователя, то он может приобрести ПК менее известных фирм стоимостью, меньшей примерно на порядок. В 80-х года; многие фирмы предпринимали попытки создания совсем дешевых ПК - ну прямо-таки со смешной ценой две-три сотни долларов. Конечно, в этом случае речь заранее шла не о полноценных ПК. Компьютеры такой типа обычно называют домашними или бытовыми, хотя эта группа ПК все чаще вытесняется упрощенными вариантами IBM-совместимых ПК.

Отличительная особенность многих домашних ПК-применение вместо дисплея обычного телевизора, а вместо накопителя на магнитных дисках - кассетного магнитофона. Это ведет к резкому удешевлению ПК, но заметно ухудшает их технические возможности. Достаточно отметить, что загрузка серьезной игры с кассетного магнитофона занимает несколько минут - против секунд при загрузке с накопителя на гибких магнитных дисках.

Среди разработчиков бытовых ПК одним из самых известных является сэр Клайв Синклер (Великобритания). Он создал фирму "Синклер", которая вначале выпустила крошки ZX-81 с объемом ОЗУ 2 Кбайта с расширением до 16 Кбайт, а затем получившие широкую известность компьютеры класса ZX-Spectrum с ОЗУ емкостью 16 и 48 Кбайтов. Эти машины позволили Великобритании на какое-то время (начало 80-х годов) обогнать США по числу бытовых ПК на душу населения, за что Клайв Синклер был удостоен почетного дворянского титула "сэр". С начала 90-х годов волна ZX-Spectrum, схлынув с рынка западных стран, накрыла страны бывшего социалистического лагеря, включая и Россию.

При всех достоинствах машин класса ZX-Spectrum (дешевизна, простота, обширное программное обеспечение) на современном этапе информатизации быта они скорее относятся к дешевым игровым компьютерам, чем к универсальным ПК. Заметную конкуренцию им составляют бытовые ПК ряда фирм, таких, как Atari, Commodore и других. Некоторые из них намного превосходят ZX-Spectrum по возможностям графики и синтеза звуков. Прекрасными характеристиками обладают и японские компьютеры MSX, позволяющие синтезировать многослойные многоцветные подвижные графические объекты - спрайты. Они широко используются в компьютерных играх.

Волна популярности игровых компьютеров сейчас уже спала. К услугам любителей игр специализированные игровые приставки к телевизорам , например, набившие всем оскомину "Дэнди". Можно сказать, что это компьютеры, специально ориентированные на игры. Им не нужна сложная клавиатура, выход на печатающие устройства, мощный микропроцессор и т.д. Свое дело - приобщение детей к играм - они делают проще и удобнее, чем обычные ПК. А для серьезных игр нужны серьезные мультимедиа-компьютеры.

Краткая история компьютера ZX-SPECTRUM на Западе от рождения до спада популярности.

1981 - Прототип будущего ZX Spectrum"a. Назвали его ZX82.

1982 - Начало поступления Sinclair Spectrum 16K в продажу. Он имел резиновую клавиатуру, встроенный Basic и 16 цветов. В качестве внешнего накопителя использовался бытовой магнитофон. Официальным же Днем рождения ZX-SPECTRUM можно считать 23 апреля этого года, когда состоялась официальная презентация новой модели компьютера от Sinclair Research Ltd. Ими и стали ZX-SPECTRUM 16k и 48k.

1983 - Добавлены Sinclair Interface 1 и Микродрайв, что позволяет уменьшить время доступа и увеличить количество хранимой информации. И реализован порт RS-232.

1984 - Улучшена клавиатура и радиатор в блоке питания, что сняло некоторые старые проблемы.

1985 - Sinclair Spectrum 64K. В продажу не выпустили, т.к. ожидали улучшения дизайна.

Начало 1986 - Sinclair Spectrum 128K. Здесь ввели новую операционную систему позволяющую переключать режимы 48 и 128 K памяти, а так же имеющую встроенный калькулятор и нормальный экранный редактор Basic"а.

Середина 1986 - Sinclair Research Ltd - банкрот. Все права на Spectrum покупает Amstrad.

Конец 1986 - Выпущен Amstrad Spectrum +2. Он был построен на базе 128-го и Amstrad CPC464. В нем был встроен магнитофон и новый набор микросхем, что породило большие проблемы с железом и програмным обеспечением.

1987 - Amstrad Spectrum +3. Это тот же самый +2, но имел встроенный дисковод и новую версию Basic"а с командами DOS. Все еще остались проблемы совместимости и большая часть из них возникала из-за некачественного подключения звуковой микросхемы, что мешало работе RS232.

1988 - Amstrad Spectrum +2A. По существу являлся моделью +2 с ROM от +3.

Конец 1988 - Amstrad прекратил производство всех моделей Спектрума.

1992 - Появились эмуляторы Spectrum"а.

Описания моделей

Первые эксперименты по созданию отечественных ZX относятся к 1987-му году. Первой массовой моделью стала "Москва" (1988 год) являющаяся наиболее полноценным клоном.

Тогда же появилась "Балтика" в которой было меньше корпусов из-за применения K556РТ4 и K155РЕ3, машина оказалась менее совместимой из-за оригинальной схемотехники и повышенной тактовой частоты процессора (4 МГц).

В следующем 1989-м году начали выпуск "Москвы-128" (достаточно точная копия Sinclair-128), в этой модели имелись интерфейс принтера, программируемый джойстик, TV-RGB выход и системный разъем, но небыло музыкального процессора и контроллера дисковода.

Одновременно с "Ленинградом" на рынке появился "Пентагон-48" , названный так из-за пятиугольной разводки земляной шины по контуру печатной платы. Впервые, как стандартное, устройство имелся Бета-Диск интерфейс (на одной плате с компьютером). Схема этой машины несколько напоминала "Москву-128" и соответственно имелись похожие недостатки, кроме того не было формирователя TV-RGB и системного разъема, зато использовалась улучшенная схема чтения с магнитофона.

Несколько позднее появился "Красногорск" (1990 год), в котором для формирования ТВ сигнала применили ПЗУ К573РФ2(5). По массовости эта модель не смогла превзойти "Ленинград-1".

В 1991-м году родился такой представитель семейства Спектрумов как "Ленинград-2" , по сравнению с предшественником исправлена адресация Kempston-джойстика, выведена внешняя шина, значительно изменена печатная плата. Особого распространения не получил.

В то же время возник довольно необычный вариант Синклера: "ZX-Profi" . Эта машина прежде всего выделяется объемом ОЗУ (до 1 Mb), кроме обычных режимов 48 и 128 К, есть возможность работы в СР/М. Для этого предусмотрена расширенная графика (512х240 не помню сколько цветов) и текстовый режим (80 символов в строке), имеются полноценные параллельный и последовательный порты, музыкальный процессор, контроллер IBM клавиатуры, турбирование, в более поздних моделях есть контроллер винчестера. К настоящему времени выпущено несколько версий "Profi". Система СР/М дает доступ к нормальным реализациям таких языков как Pascal, C, библиотекам функций, линкерам, редакторам и базам данных.

"Пентагон-128" - одногодок "Ленинграда-2" и "Profi" . Он пожалуй до сих пор является наиболее массовой моделью среди систем с расширенной памятью, несмотря на огромное число недостатков (сложность расширения, не совсем удачная смесь "Пентагона-48" и "Москвы-128").

"Элара-Диск-128" . Конфигурация: системный блок, выносная 58-тиклавишная клавиатура, Sinclair и Kempston джойстики, Lprint-3, музыкальный процессор, встроенный динамик, системный разъем и несколько некорректная дешифрация портов.

"Кворум".

"Кворум-64" - ОЗУ 48 К, теневое ОЗУ 16 К, 88 клавиш, СР/М.
"Кворум-128" все что и модель 64 + расширенная до 128 К память, встроенные тесты, монитор, копировщик, загрузчик СР/М, TR-DOS.
"Кворум-128+" как и предыдущая модель + встроенный дисковод 3,5".

"Дельта-С-128" - процессор: аналог Z80 (говорят разгоняется до 7 МГц без проблем), видеоконтроллер выполнен на ПЛМ (и #7ffd тоже), джойстики:Кемпстон и Синклер2, есть ч/б ТВ модулятор и разъем RGB, свой контроллер принтера, выведен системный разъем, отдельно продавался контроллер дисковода со встроенным муз.сопроцессором.

"ZX-Next" . Этой модели в "ZX-Форум 2" предсказывали великое будущее, но время прошло, а никакого прогресса сей агрегат не вызвал. Основные отличия: использование еще одного Z80 в качестве видеопроцессора, слотная архитектура, несколько идентичных системных разъемов для расширений, мягкие требования к используемым микросхемам памяти, блокировка дополнительных портов для совместимости со старыми программами, полноценный порт #FF, порт RS232, TURBO-режим, дополнительный графический режим 640*200 (с адресацией CGA), ОЗУ до 512 К, контроллер IBM клавиатуры, контроллер винчестера IDE, SETUP с запоминанием конфигурации, контроллер локальной сети (10 Мбод) и блок питания с возможностью внешнего включения и выключения.

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Робик"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "ZX-Spectrum", один из вариантов

ZX-Spectrum совместимый компьютер "ZX-Spectrum", один из вариантов

ZX-Spectrum совместимый компьютер "ZX-Spectrum", один из вариантов

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Квант-БК"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Спектрум-48"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Peters-MC64"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Magic"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Ленинград-1"

Самой дешевой и массовой моделью стал "Ленинград-1"(1989 год). Для повышения совместимости которого многочисленным умельцам пришлось устранять различные упрощения схемы. Единственное дополнительное устройство в этой машине - джойстик.

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Fanny"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Сура"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Север-48"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Хоббит"

ЦПУ - UA800
Год выпуска: 1991
ОЗУ/ПЗУ: 64kB / 64kB
Цвета: 8

Хоббит Есть некоторые описыванные компьютера Хоббит. Он главным образом использовался в образовании. Он было очень мощной системой, которая была известна как в западных странах, так и в СССР.

Хоббит - русский аналог Синклер Spectrum - даже CPU - русский аналог. У него есть некоторые дополнительные характеристики - поддержка CP/M, В ПЗУ зашит Бейсик, поддержка TR-DOS.
Ранняя версия Хоббит прекратилась выпускатся в 1990 году, когда InterCompex полностью переключился на новую версию компьютера с числовой вспомогательной клавиатурой.

русифицированная 88-тикнопочная клавиатура, 8 функциональных клавиш, программируемых пользователем, 2 экрана (2-й буфер экрана). 2-й экран можно использовать как теневое ОЗУ (при RESET не очищается). Есть 3 режима работы клавиатуры, отмена автостарта программ, микромонитор и другие полезные функции. Имеется поддержка локальной сети из ПЗУ. В зависимости от модификации может присутствовать контроллер дисковода (TR-DOS , CP/M), музыкальный сопроцессор. В Basic добавлены команды удаления группы строк и поиска строки, есть альтернативный язык программирования (чаще всего LOGO).

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Байт"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Байт", с упаковкой и некоторыми деталями

ЦПУ - Z80
Год выпуска: 1991
ОЗУ/ПЗУ: 48kB / 16kB
Цвета: 8

Байт русский аналог спектрума изготавливавшиеся в 1991. У него есть хороший русифицированный драйвер клавиатуры - syle. Байт имеет модифицированный ПЗУ, которое может отображать кириллицу. Также основные команды и коды ошибок были переведены на русский язык. Кириллицу можно было выключать. Байт имеет ТВ и выход RGB.

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Spriter"

ZX-Spectrum совместимый компьютер "Spriter" и VGA видеокарта к нему!!!


Компьютер Sprinter имеет сегодня несколько конфигураций для различных режимов работы.
Конфигурация Sprinter является главной конфигурацией, обеспечивающей наиболее интересные возможности компьютера по работе с графикой и звуком.
Конфигурация Spectrum является первой конфигурацией служащей для совместимости с другими популярными компьютерами. Вы можете использовать режимы нескольких клонов компьютера Spectrum, не покидая ваш Sprinter.
Компьютер Sprinter использует стандартную периферию. Это позволяет вам использовать доступный принтер для печати документов и рисунков, CD-ROM для прослушивания аудио CD, винчестер для хранения ваших файлов.

Компьютер Sprinter

Универсальный компьютер Sprinter на базе процессора Z80 корпорации Zilog.

Гибкая архитектура
- Плата Sp2000s стандартный комплект
- Частота процессора 21MHz
- ОЗУ - 4 Mb
- Видео выход - Телевизор или аналоговый CGA монитор
- Видео режимы: 320x256, 256 цветов, 640x256, 16 цветов
- Палитра 16 млн. цветов
- Текстовый режим: 80x32 символов
- Аппаратный ускоритель операций с ОЗУ
- 16 битный звук
- Режим совместимости с ZX Spectrum

Компьютерная плата Sp2000s, разработанная для компьютера Sprinter в 2003 году.

Процессор Z84C15 (21MHz / 3.5MHz)
- ОЗУ (72 pin SIMM, 7MHz) - 4Mb (расширяется до 64 Mb)
- Видео ОЗУ - 512Kb
- ПЗУ (BIOS) - 256Kb
- ППЛМ (ALTERA Corp.) - EP1K30QC208-3
- Контроллеры - IDE & FDD
- Слоты - два ISA-8
- Звуковой ЦАП - 16 бит стерео

Видеоадаптер RGB->VGA, разработанный для компьютера Sprinter.

75Hz вертикальной частоты
- ISA-8 совместимая карта
- 8Mb SD-RAM
- ПЛМ EP1K30QC208-3 (ALTERA Corp.)
- 8-b битные АЦП и ЦАП

Scorpion ZS-256 Turbo+

Плата Scorpion ZS-256 Turbo+, его внешний вид, и вид внутри корпуса, и музыкальная карта!

Основные технические характеристики:

Полная совместимость с ZX Spectrum 48/128;
- процессор Z80B (3.5 / 7.0 MHz), причем переключение как програмно, так и аппаратно (от кнопки);
- ОЗУ - 256 кБайт, ПЗУ 64 - 512 кБайт;
- Теневой Сервис Монитор от МОА;
- музыкальный процессор AY8910/12;
- "турбированный" контроллер на 2 дисковода с цифровой ФАПЧ;
- встроенный интерфейс принтера (Centronics и RS232C);
- один источник питания +5 В (0.8 - 0.9 А);
- системная шина на 2 (+3 через расширитель) слота;
- фирменная документация и схема;
- гарантийное и послегарантийное обслуживание и сопровождение.

"Scorpion ZS-256". Прежде всего 256 К ОЗУ, полноценный системный разъем, музыкальный сопроцессор, интерфейсы Centronics и RS-232, Turbo-режим. На новых версиях машины установлено ПРОФ-ПЗУ с некоторыми полезными программами: Honey-Commander, MagOS (позволяет держать в памяти несколько задач и переключаться между ними), дисковые утилиты. Теоретически возможна работа в СР/М. Дополнительные устройства: имеется MIDI-интерфейс, универсальный контроллер периферии SMUC, контроллер IBM клавиатуры, являющийся еще и интерфейсом Kempston-Mouse (позволяет использовать АТ и ХТ клавиатуры, пассивные и активные мыши).

профессиональная музыкальная карта для Вашего ZX-Spectrum

Музыкальный бластер “General Sound” (в дальнейшем GS) предназначен для совместной работы с любым Spectrum-совместимым компьютером 48/128/256/512 и обеспечивает качественное проигрывание оцифрованных музыкальных файлов в формате *.mod, а так же проигрывание отдельных оцифрованных сэмплов. За основу GS была взята схема музыкальной платы от компьютера Amiga 500+, в связи с чем качество музыки GS практически ни в чем не уступает знаменитому качеству музыки компьютера Amiga. Проигрыватель MOD файлов в GS является практически полным аналогом ProTracker"а на Амиге и создавался при интенсивном использовании исходников ProTracker"a. (Исходники были из Protracker"а v2.1A by Lars "ZAP" Hamre - Amiga Freelancers). MOD Player поддерживает практически все команды Pro Tracker"а.

GS использует в работе свой собственный процессор и, установленные на нем 128 кб ОЗУ, благодаря чему он не отнимает ресурсы от базового процессора компьютера, что позволяет, например, загрузить свой любимый модуль, сбросить Спектрум, загрузить ассемблер и творить под любимую музыку. Soft внутри GS полностью берет на себя задачи проигрывания звука, интерпретации модуля и т.д. Программирование GS"а сводится к передаче байт за байтом модуля и/или сэмплов, а затем требуется только подавать команды типа: запустить модуль, установить глобальную громкость проигрывания модуля, запустить сэмпл #09 в канале #02 и т.д.

Конструктивно GS выполнен в виде слота для компьютеров с системной шиной в стандарте Scorpion. На данный момент выпущено уже несколько игр, поддерживающих все возможности GS, а так же профессиональный музыкальный редактор для GS. Вы так же можете использовать любые сэмплы с компьютеров IBM и Amiga.

В комплекте поставляется подробнейшее руководство по подключению и программированию GS и 2 дискеты с музыкой и играми для него.

Основные технические данные:
Процессор Z80h - 12mHz
ОЗУ 128кБ (расширяется до 512кБайт)
ПЗУ 32кБ
Частота прерываний - 44 kHz
Количество каналов - 4-восьмиразрядных канала с независимой регулировкой громкости (еще 6 бит на каждый канал).

КОНТРОЛЛЕР

IBM-совместимой клавиатуры и мыши для любого ZX Spectrum компьютера.

Позволяет подключить:
- стандартную IBM-совместимую XT или AT клавиатуру;
- активную (Microsoft) или пассивную мышку.
- Раскладка клавиатуры соответствует раскладке для XT/AT: латинской QWERTY и русской QWERTY.
- Драйвер поддерживает рускую раскладку для наиболее популярных текстовых редакторов: Tasword, The Last Word 2 (TLW2), ZX Word, Is-Dos.
- Режим эмуляции kempston, cursor, sinclair, interface-II джойстиков, возможен режим autofire
- Управление кнопкой Magic.

Контроллер предназначен для подключения к компьютеру Scorpion ZS-256 (или любому Spectrum-совместимому компьютеру) стандартной IBM-совместимой XT или AT клавиатуры и мыши Microsoft или пассивной. Раскладка клавиатуры соответствует раскладке для XT/AT: латинской QWERTY и русской ЙЦУКЕН. Драйвер поддерживает русскую раскладку для наиболее популярных текстовых редакторов Tasword, TLW2, ZX-WORD, IS-DOS (выбор - по функциональным клавишам). Определение типа клавиатуры (XT или AT) - автоматическое. Для мыши Microsoft и пассивной мыши драйвер преобразует форматы данных в формат Kempston Mouse, что позволяет использовать программы, написанные для этой мыши. Определение типа мыши - автоматическое. Кроме того, оба типа мыши могут переключаться в режим эмуляции KEMPSTON, CURSOR, SINCLAIR, INTERFACE-II джойстиков (выбор по функциональным клавишам),возможен режим AUTOFIRE, управление кнопкой Magic.

Предусмотрена функция PAUSE, обеспечивающая временный останов (WAIT) компьютера. Комбинацией клавиш Ctrl+Alt+Del производится системный сброс. Конструктивно контроллер выполнен на печатной плате размером 120x68 мм. Потребляемый контроллером с клавиатурой ток не более 400 мА

Для многих компьютерных энтузиастов постсоветского пространства ZX Spectrum стал первым домашним компьютером. А для некоторых и вовсе отправной точкой в программировании. В этом материале мы вновь вспоминаем легендарную разработку британской компании Sinclair.

Развитие компьютерного рынка в 70-х годах находилось в начальной стадии. Индустрия была еще далека от того, чтобы сделать этот продукт массовым. Поэтому в своем большинстве компьютеры представляли собой сложные устройства, предназначенные для выполнения каких-либо масштабных задач. Но к концу десятилетия люди задались вопросом: «А почему бы не использовать эти машины в качестве инструмента для развлечений?» Их голоса были услышаны, и некоторые производители занялись выпуском специальных наборов для самостоятельной сборки игровой системы. Однако минусы такого подхода значительно перевешивали его немногочисленные плюсы. Во-первых, такие наборы было очень сложно найти в продаже. Во-вторых, даже если это и удавалось, то их стоимость находилась за гранью разумного. За те деньги, которые просили за набор, вполне реально было приобрести неплохой поддержанный автомобиль. Ну и в-третьих, для таких наборов существовало откровенно мало программного обеспечения. Зачем пользователю тратить несколько тысяч долларов на компьютер, для которого нет ни одного крутого приложения? Словом, для развития идеи создания устройства для отдыха и развлечений нужен был другой подход. Один из них предложила британская компания Sinclair Research, возглавляемая Клайвом Синклейром (Clive Sinclair).

Идея фирмы заключалась в создании максимально простого и доступного компьютера, который бы сочетал в себе легкость освоения и программирования и, конечно же, невысокую цену. Это должно было решить главную проблему вышеупомянутых наборов для создания ПК - отсутствие программной базы. Простота в работе позволила бы пользователям самостоятельно писать многочисленные приложения. Именно таким путем и пошла компания Sinclair Research при разработке своего компьютера ZX Spectrum. Однако, прежде чем приступить к рассказу о легенде, мы уделим немного внимания истории самой Sinclair Research.

История Sinclair Research

Клайв Синклейр создал компанию под названием Sinclair Radionics в 1961 году. Поначалу напарников у него не было - свой бизнес он развивал в одиночку. Клайв занимался тем, что продавал радиодетали по почте (Sinclair Radionics даже выпустила несколько успешных радиоконструкторов). При этом Синклейр пытался запустить несколько инновационных устройств. Например, в 1970 году был представлен проигрыватель виниловых пластинок необычной конструкции. Вместо традиционной круглой опоры для пластинок в нем использовалась треугольная конструкций с установленными на вершинах гирьками. По словам Синклейра, это снижало вибрации, передаваемые от опоры к воспроизводящей головке, а также препятствовало загрязнению самой виниловой пластинки. Тем не менее интерес к разработке почти никто не проявил, а устройство так и не добралось до прилавков магазинов. Точнее, до почтового прилавка самого Синклейра.

Неудачную судьбу необычного проигрывателя повторил и Hi-Fi-усилитель Neoteric 60. В то время конкуренция в этом сегменте была чрезвычайно высокой, и Синклейр пытался завоевать рынок с помощью необычных продуктов, коим и являлся Neoteric 60. Однако компании вновь не повезло - Hi-Fi-усилитель продавался из рук вон плохо.

Может сложиться впечатление, что первое десятилетие компании ознаменовалось исключительно провальными проектами. Однако финансовые отчеты говорят об обратном: к 1971 году годовой оборот фирмы составлял 560 тысяч фунтов стерлингов с чистой прибылью 90 тысяч фунтов. При этом штат компании пополнился 50 новыми сотрудниками. Дела шли в гору.

1970-е годы можно смело называть «калькуляторной эпохой» Sinclair. В это время компания выпустила две модели карманных калькуляторов. Одна из них стала первым коммерчески успешным продуктом. Этому даже не смогло помешать большое число недостатков устройства, в том числе и их ненадежность. Вторая модель предназначалась для более серьезного рынка, но так на нем и не закрепилась. Изначально она создавалась просто как устройство с расширенным набором функций, однако Синклейр предпринял попытку превратить гаджет в офисный компьютер, и эта попытка с треском провалилась.

Компьютер ZX80

Во второй половине 70-х годов в Sinclair Research началась разработка недорогого бытового компьютера. За проект отвечал инженер Джим Вествуд (Jim Westwood). В 1980 году процесс создания устройства был окончен. Появился ZX80. Это был первый в мире компьютер, чья стоимость не превышала сотни фунтов стерлингов. Также в продаже можно было найти ZX80 в виде набора для самостоятельной сборки. Эта версия и вовсе стоила 79,95 фунтов.

Столь низкой цены разработчикам удалось достичь за счет упрощения элементной базы и использования достаточно примитивных комплектующих. В роли центрального процессора использовался популярный на тот момент Zilog Z80 с частотой 3,25 МГц. А если быть более точным, то клон этого «камня», произведенный компанией NEC. Плюсов у кристалла было несколько. Он не только обладал низкой стоимостью, но и (благодаря своей внутренней архитектуре) требовал меньшее количество микросхем логики. Объем оперативной памяти составлял всего 1 Кбайт, но этого было достаточно для запуска необходимых пользователю программ. Плюс существовала возможность установить дополнительно до 16 Кбайт оперативки в виде карт расширения. Объем ПЗУ составлял 4 Кбайт, и в него уже был вшит язык программирования Sinclair BASIC. А для хранения написанных программ использовались обычные магнитофон и аудиокассеты.

Интересно, что ZX80 не имел видеоконтроллера. Изображение формировалось с минимальным участием железа - операция выполнялась, прежде всего, за счет программной части. Главным и очень существенным недостатком такого подхода стало то, что ZX80 умел показывать картинку лишь в те моменты, когда не был занят выполнением программы. Прежде чем отобразить новую графику, экран попросту гас. Кстати, спецификации ZX80 не предусматривали использования какого-либо специального монитора, в качестве экрана выступал обыкновенный телевизор, что также было плюсом для простых юзеров.

Что касается «экстерьера» ZX80, то своим внешним видом компьютер скорее напоминал игровую приставку, нежели компьютер. Это была небольшая пластиковая коробочка белого цвета, с расположенной на ней мембранной клавиатурой, на которой не было символов, только команды. Пользователь просто нажимал кнопку регистра и выбирал подходящую бейсик-команду. Это значительно упрощало процесс написания программ.

Несмотря на свои недостатки, ZX80 стал чрезвычайно успешным. Конечно, главную роль в этом сыграла и стоимость гаджета. Уже в первые месяцы после релиза на покупку ZX80 образовалась очередь и наблюдался дефицит устройств, чего в Sinclair Research никак не ожидали.
Компьютер ZX81

В 1981 году было представлено следующее поколение компьютера под названием ZX81. Стоимость была снижена еще больше: теперь набор для самостоятельно сборки можно было приобрести по смехотворной цене в 49,95 фунтов стерлингов. Готовый компьютер был несколько дороже и стоил 69,99 фунтов, что все равно было дешевле аналогичной версии ZX80. Кстати, ZX81 стал первым устройством Sinclair, которое реализовывалось не только по почте, но и через розничные сети. Что касается технических характеристик, то «сердцем» компьютера был все тот же процессор Z80 производства NEC с частотой 3,25 МГц. Объем оперативной памяти остался прежним (1 Кбайт), что вызвало особое недовольство у пользователей. Столь скромное количество «мозгов» сильно ограничивало возможности при создании новых приложений. Решить проблему могли карты расширения, которые увеличивали емкость ОЗУ до 16 Кбайт, однако стоимость некоторых из них была сопоставима с ценой самого ZX81. Объем ПЗУ вырос до 8 Кбайт, а встроенный язык Sinclair BASIC обзавелся поддержкой арифметики с плавающей запятой.

Что интересно, ZX81 вновь не получил видеоконтроллера. Чтобы хоть как-то компенсировать его отсутствие, в Sinclair придумали два режима работы: медленный и быстрый. В быстром режиме ZX81 работал так же, как и его предшественник ZX80. То есть во время выполнения программы изображение пропадало с экрана. В медленном режиме экран не гас, но на обработку программного кода уходило примерно в 4 раза больше времени. Внешне ZX81 несильно отличался от ZX80. Пластиковый корпус компьютера стал черным, а мембранная клавиатура, получившая немного иную конфигурацию клавиш, для удобства осталась белой.

Как вы уже поняли, ZX81 получил лишь небольшие изменения. Но даже этого было достаточно, чтобы компьютер разошелся тиражом, в 8 раз превышающим продажи ZX80.
ZX Spectrum

На 1982 год был запланирован запуск третьего поколения компьютера ZX. К хорошему, как говорится, быстро привыкаешь, поэтому даже несмотря на то, что ZX81 предлагал приличную функциональность при более чем скромной цене, от компьютера с рабочим названием ZX82 пользователи ожидали новых и инновационных «фишек». Основным отличием компьютера следующего поколения должна была стать поддержка цветного изображения, ибо ZX80 и ZX81 работали лишь с монохромной картинкой. На такой шаг во многом повлияло широкое распространение цветных телевизоров. В связи с этим название ZX82 было заменено на говорящее ZX Spectrum.

В аппаратной части ZX Spectrum претерпел несколько ключевых изменений. В роли центрального процессора по-прежнему выступал Zilog Z80A, но его частота была увеличена до 3,5 МГц. Объем ОЗУ и ПЗУ увеличился до 16 Кбайт каждый, причем количество оперативки могло и вовсе равняться 48 Кбайт. «Спектрум» действительно научился работать с цветным изображением благодаря появлению графического контроллера. Видеорежим поддерживал разрешение 256x192 точек и 8 цветов с двумя уровнями яркости. Также был предусмотрен вывод однобитного звука через встроенный динамик. По сути, это была обыкновенная «пищалка», которая ритмично пикала в играх. Внешний вид ZX Spectrum немного отличался от дизайна ZX80 и ZX81. Новый компьютер получил иную клавиатуру: мембрану сменили полноценные резиновые клавиши.

Ввод и загрузка программ осуществлялись с кассетного магнитофона, который подключался к компьютеру. У некоторых кассет даже была своего рода цифровая защита. Например, в комплекте с игрой поставлялся серийный номер, который позволял ее запустить.

«Спектрум» оказался таким же успешным, как и его предшественники. Стартовые цены на компьютеры по-прежнему оставались демократичными: версии с 16 Кбайт и 48 Кбайт ОЗУ оценивались в 125 и 175 фунтов стерлингов соответственно. А чуть позже они были снижены до 99,95 и 129,95 фунтов.

Впоследствии ZX Spectrum получил несколько обновлений. В июне 1984 года в продажу поступил компьютер ZX Spectrum+. От обычной версии он отличался обязательным наличием 48 Кбайт оперативной памяти, а также новой клавиатурой, которая получила дополнительную кнопку сброса. Несмотря на столь несущественные изменения, ZX Spectrum+ продавался лучше оригинальной модели. При этом некоторые продавцы жаловались на ненадежность устройства, утверждая, что процент неисправных компьютеров достигал целых 30%

ZX Spectrum 128, появившийся в 1986 году, разрабатывался совместно с испанской компанией Investronica. Дело в том, что испанское правительство обложило высоким налогом все импортные компьютеры с 64 Кбайт оперативной памяти и ниже, не поддерживающие испанский язык. Для Sinclair был важен весь европейский рынок, поэтому вместе с Investronica компания принялась за адаптацию «Спектрума» для Испании. Компьютер получил поддержку 128 Кбайт «оперативки», 32 Кбайт ПЗУ с улучшенным BASIC-редактором, трехканального звука через стандарт AY-3-8910, RGB-выхода на монитор и совместимости с MIDI.

В том же 1986 году все права на бренд и компьютеры Spectrum перешли к компании Amstrad. Новые модели получили различные суффиксы: +2, +3, +2А, +2В. В плане железа компьютеры Amstrad получали лишь небольшие модификации. Например, ZX Spectrum +2 обладал встроенным кассетным магнитофоном Datacoder. А в ZX Spectrum +3 магнитофон был заменен на флоппи-дисковод. Плюс эта модель стала первым «Спектрумом», который умел запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. Она стала, пожалуй, самой неоднозначной во всей линейке. Так, ОЗУ ZX Spectrum +3 отображалась на 64 Кбайт адресного пространства, что привело к несовместимости некоторых игр, написанных для оригинального ZX Spectrum.

Об аксессуарах для ZX Spectrum

Однако не только невысокая стоимость способствовала росту популярности ZX Spectrum. К компьютеру было выпущено огромное количество различных «примочек», которые значительно расширяли функциональность этого компьютера. Одним из таких устройств был ZX Printer, совместимый не только со «Спектрумом», но и с ZX80 и ZX81. Устройство подключалось к компьютеру при помощи системного разъема и использовало искровую технологию печати. В такой печати использовалась специальная черная бумага с алюминиевым напылением. Печатающая головка представляла собой две близко расположенные иглы, которые перемещались по ширине страницы. Для печати символов между иглами создавалось напряжение, и они прожигали бумагу в нужном месте. Всего в строке помещалось 32 символа. Сама идея печати в домашних условиях была по-настоящему революционной, однако реализовать ее в полной мере в ZX Printer не удалось из-за ненадежности устройства. Плюс технология искровой печати также проявила себя не с самой лучшей стороны: качество печати быстро снижалось, а поверхность бумаги была непрочной.

Еще одним интересным аксессуаром был модуль ПЗУ на основе закольцованной магнитной ленты под названием ZX Microdrive. Объем такого устройства составлял 16 Кбайт. Он позволял быстро загружать или сохранять ранее написанную программу. Однако ZX Microdrive так и не получил должного распространения. Пользователи предпочитали использовать проверенные временем, хоть и более медленные аудиокассеты.

Также Sinclair представила карты расширения ZX Interface 1 и ZX Interface 2. Изначально первая разрабатывалась как сетевой интерфейс для организации локальной сети в школах. Однако перед выпуском продукта была добавлена поддержка одновременной работы сразу до 8 устройств ZX Microdrive, и в дальнейшем интерфейс использовался преимущественно для подключения этих модулей ПЗУ. Что касается ZX Interface 2, то эта карта расширения имела разъемы для подключения двух джойстиков (да, Sinclair даже выпускала игровой джойстик для ZX Spectrum), разъем картриджа ПЗУ и интерфейс подключения ZX Printer. Но из-за высокой стоимости устройство продавалось неважно, а уже через год оно исчезло с прилавков магазинов.

Кроме этого, в продаже можно было найти множество аксессуаров от сторонних производителей. Например, специально для «Спектрума» выпускались такие девайсы, как синтезатор речи (Currah Microspeech), игровые джойстики, дополнительные цифровые клавиатуры и даже графический планшет и ударная установка (Cheetah SpecDrum). Впечатляет!
О программном обеспечении

Но, конечно, не за огромное количество различной периферии полюбили ZX Spectrum. На компьютере было относительно легко программировать. В первой половине 80-х это вызвало настоящий бум в индустрии программного обеспечения. Написанием программ занимались как и полноценные компании, так и программисты-одиночки. Развитие западного рынка ПО для ZX Spectrum можно разделить на три этапа.

Во время первого этапа, продолжавшегося с 1982 по 1984 годы, происходит количественный рост рынка. Крупных компаний еще не было, и созданием приложений занимались небольшие конторы или писатели-одиночки. При этом около 80% программного обеспечения составляли игры! Первые видеоразвлечения были достаточно примитивными: «графон» был не очень, да и сюжет тоже. Что интересно, уже в то время начало процветать пиратство.

Знаете ли вы, каким был первый массовый персональный компьютер? С чего началась эра персональных компьютеров? Некоторые могут даже помнить свой самый первый компьютер, которым являлся ZX Spectrum. Именно он является прародителем всех современных компьютеров. ZX Spectrum продержался на рынке более 10 лет, что в компьютерном мире считается большим достижением. Жизнь Спектрума была насыщенной, с множеством интересных фактов, мифов и заблуждений.

Для начала, познакомимся с человеком, который считается создателем ZX Spectrum. Его имя Клайв Синклер (Clive Marles Sinclair).

Клайв Марльз Синклер родился в городе Суррей (Surrey), под Ричмондом, 30 июля 1940 года. Его отец и дед были инженерами. Сам Клайв последовал по тем же стопам. Уже в 1962 году Синклер создаёт Sinclair Radionics, производит комплекты деталей для сборки радиоприёмников и усилителей звука. У компании стремительно растет репутация пионера в бытовой электронике.

С 1972 года компания производит электронные часы, портативные телевизоры и инструменты. В июле 1979 года Клайв Синклер уходит в отставку из Sinclair Radionics и учереждает новую компанию Sinclair Research Ltd. Отсюда и начинается история нашего ZX Spectrum.


Первый продукт Sinclair ZX80 произведен в феврале 1980 года, это был первый компьютер в мире стоимостью ниже 100 фунтов стерлингов. Его размеры были 218 × 170 × 50mm и весил он 340 грамм. ZX 80 нельзя было назвать очень удачным, тем не менее он начал довольно хорошо продаваться.


В 1981 последовал логичный выпуск новой версии – Sinclair ZX81. Он был гораздо дешевле предшественника и стоил 69 фунтов. За два года было произведено более миллиона ZX81 и Синклер заработал более 400 миллионов фунтов стерлингов. После продажи 10 % акции компании и раздачи 5 % акций своим служащим, он сохранил 85 % акций, что давало ему возможность принимать амбициозные и непрофессиональные решения.

ZX Spectrum 48


На волне успеха Sinclair Research выпускает свой самый популярный компьютер. Происходит это в 1982 году. «ZX Spectrum 48» имел 16 КБ ПЗУ , в которые был прошит диалект языка Бейсик, так называемый Sinclair BASIC . Эта же программа ПЗУ обеспечивала базовый ввод-вывод и пользовательский интерфейс.

С выпуском ZX Spectrum были огромные проблемы. На компанию Синклера посыпалось огромное количество заказов, до 40 тысяч. Реальная возможность была производить лишь 5000 ZX Spectrum в месяц. Синклер постоянно врал в интервью, анонсировал выпуск MicroDrive, который должен был добавить дополнительные килобайты к модели Spectrum с ОЗУ в 16 килобайт. Заводы не справлялись с огромным количеством заказов, появились огромные очереди: 40 000 человек ждало от 4 до 5 месяцев свой ZX Spectrum, а Синклер периодически публично выступал, заверяя что ситуация исправлена и проблемы позади.

Вскоре правда всплывала. Репутация Синклера была сильно испорчена. Вопреки всеобщему заблуждению, Синклер сам практически ничего не понимал в архитектуре компьютеров, но зато принял участие в разработке клавиатуры для ZX Spectrum. В результате получилась ужаснейшая и неудобная резиновая клавиатура, от которой вскоре все отказались. Купить дополнительную клавиатуру можно было за 40 фунтов.


Несмотря на неудачи с ZX Spectrum, Клайв Синклер остается чрезвычайно популярным человеком в Великобритании. В основном за счет распространенности ZX81, продажи которого составляют 40% от количества всех продаваемых в Англии компьютеров. Компания вынуждена была выпустить новую версию Spectrum, чтобы не утратить доверие пользователей к этой платформе. С июня 1984 года разработчики готовили ZX Spectrum+, который был выпущен в октябре того же года.

Это был «Spectrum» c 48 КБ памяти, обновлённым корпусом и клавиатурой; на корпусе появилась кнопка сброса. Довольно быстро новая модель стала продаваться вдвое лучше предыдущей; тем не менее, некоторые продавцы говорили про высокий процент поломок. В добавок ко всему, ZX Spectrum+ поставлялся все с той же ужасной клавиатурой.


«Investronica» помогла адаптировать «ZX Spectrum+» к испанскому рынку после того, как испанское правительство обложило особым налогом все компьютеры с памятью в 64 КБ и ниже, не поддерживающие испанский язык.

Новая модель содержала 128 КБ ОЗУ , трёхканальный звук через AY-3-8912, совместимость с MIDI , порт RS-232, RGB -выход на монитор, а также 32 КБ ПЗУ с улучшенным Бейсик-редактором.

Машина была впервые представлена и запущена в продажу в сентябре 1985 года в Испании. В Великобритании, из-за наличия большого числа нераспроданных «Spectrum+», продажи были отложены до февраля 1986 года; начальная цена была установлена в 179,95 фунтов.

Процессор Z80 имеет 16-разрядную шину адреса, что означает что он может напрямую адресовать только 64 КБ памяти. Для доступа к дополнительным 80 КБ ОЗУ использовалась техника переключения банков памяти, таким образом, оперативная память была доступна в виде восьми страниц, подключаемых в верхнюю часть адресного пространства. Подобным образом выполнялось переключение между новыми 16 КБ ПЗУ и оригинальными 16 КБ ПЗУ в нижней части адресного пространства.

Для использования новых звуковых возможностей в «Sinclair BASIC » появилась инструкция PLAY , для переключения в режим «Spectrum 48K» - SPECTRUM . Новые инструкции заняли место двух существующих «символов определяемых пользователем», что вызвало проблемы совместимости с некоторыми старыми BASIC -программами.

На выпуске модели ZX Spectrum128 и заканчивается история Sinclair Research. Заканчивается довольно неожиданно. В 82-м и в 83-м годах, прибыль компании Клайва Синклера составила 13,5 миллионов фунтов стерлингов, при том что ему принадлежало 85 % акций компании. Однако в 83-85 годах амбициозный Сэр, уверенный в своей гениальности, спонсировал разнообразные проекты, такие как электромобиль, плоский телевизор и новую модель компьютера (Sinclair QL).

Конструкцию автомобиля он доверил компании, которая специализировалась в сборке стиральных машин. Автомобили никто не купил. С плоским телевизором тоже ничего не вышло. Новый компьютер отставал по качеству, по мощности и по цене от своих конкурентов. В 85-м году, чтобы избежать банкротства, Клайву удалось уговорить торговую марку Dixons заключить с ним сделку на 10 миллионов фунтов стерлингов.

Примерно в это же время от него уходит жена. Причина: банальная измена, которая длилась уже несколько месяцев. Видимо здесь Синклер и прочувствовал, что пора уходить из компьютерного бизнеса. Бытует мнение, что Синклер обанкротился, на самом деле это не так. Уйти Синклеру удалось довольно красиво и с выгодой для себя. В 86-м году, ситуация улучшается и кажется что компания вот-вот снова встанет на ноги. Однако 7-го апреля, сэр Клайв Синклер неожиданно уходит из компьютерной индустрии. При продаже компании, Клайв получает 5 миллионов фунтов стерлингов наличными.


Все права на компьютеры Spectrum переданы компании «Amstrad», которая успешно продолжает развивать линейку Spectrum. Наконец-то была создана новая удобная клавиатура, которая пришла на замену мутанту от Синклера. Компания «Amstrad» выпустила ZX Spectrum +2. Машина имела серый корпус с пружинной клавиатурой, двумя портами джойстиков, а также встроенным кассетным магнитофоном, именуемым «Datacorder» (как в «Amstrad CPC 464»), но в остальном машина была полностью идентична «ZX Spectrum 128».

Цена производства была снижена, в результате чего розничные цены упали до 139-149 фунтов. Новая клавиатура не имела надписей с ключевыми словами BASIC , за исключением LOAD , CODE и RUN , которые были нужны для запуска программ, но это не было большой проблемой, поскольку в «+2» имелась система меню, подобная меню в «ZX Spectrum 128», где можно было переключаться между старым BASIC 48K и BASIC 128K с набором ключевых слов побуквенно.

ZX Spectrum +3


ZX Spectrum +3 выглядел подобно модели «+2», но вместо магнитофона содержал привод 3-дюймовых гибких дисков. Корпус был чёрного цвета. Модель была выпущена в 1987 году с начальной ценой в 249 фунтов, которая позже упала до 199 фунтов.

Это был первый «Spectrum», способный запускать операционную систему CP/M без дополнительного оборудования. В «+3» появилось ещё 2 по 16 КБ ПЗУ , в виде одного чипа на 32 КБ. Половину этого объёма заняла вторая часть реорганизованного 128 ROM , вторую половину - дисковая операционная система +3DOS, которая по сути являлась изменённой версией AMSDOS .

Для возможности использования других операционных систем механизм переключения банков памяти был изменён таким образом, что ОЗУ могло отображаться на все 64 КБ адресного пространства. Такие коренные изменения привели к ряду несовместимостей, некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K перестали работать на новой машине.

«ZX Spectrum +3» стал последней официальной моделью «Spectrum», которая пошла в серию; производство модели продолжалось до декабря 1990 года. Хотя в то время продажи «Spectrum» составляли треть продаж всех домашних компьютеров, «Amstrad» прекратила производство в попытке перевести потребителей на линейку «CPC».


В 1987 году был выпущен ZX Spectrum +2A. Он был сделан для того, чтобы линейка машин стала более однородной. На корпусе по-прежнему была надпись «ZX Spectrum +2», но цвет корпуса вновь стал чёрным, как у первых моделей.

«+2A» был сделан на основе «+3», с моделью ПЗУ 4.1 и с материнской платой, на которой было значительно уменьшено количество чипов - большинство из них было интегрировано в ASIC -микросхему.

Привод диска и оборудование для него из модели «+3» был заменён на кассетный привод, как в оригинальном «+2». Первоначально «Amstrad» планировала вывести интерфейс для диска, но это так и не было сделано. Как и в случае с «ZX Spectrum +3», некоторые игры для 48K и несколько игр для 128K были несовместимы с этой моделью.

Девайсы для компьютеров ZX Spectrum


ZX Printer - печатающее устройство, разработанное компанией Sinclair Research Ltd для использования с компьютерами Sinclair ZX81 и ZX Spectrum, и выпущенное в ноябре 1981 года. В США устройство выпускалось компанией Timex Corporation под названием TS 2040 Personal Printer, в Португалии - под названием Timex Printer.


ZX Microdrive - высокоскоростное устройство хранения данных, выпущенное в 1983 году компанией Sinclair Research для компьютера ZX Spectrum. Также использовалось для компьютеров Sinclair QL и One Per Desk.

Устройство представляет собой сменный картридж с закольцованной, «бесконечной» магнитной лентой. При работе с данным устройством, создаётся впечатление, что работаешь с дисководом. Одновременно допускается подключение до восьми микродрайвов. Емкость одного микродрайва примерно 100 Килобайт.

Kempston Interface


Kempston Interface - внешнее устройство для компьютера ZX Spectrum, разработанное Kempston Micro Electronics и выпущенное в 1983 году - интерфейс для подключения джойстика. Интерфейс подключался к системному разъёму ZX Spectrum и позволял использовать ставшие стандартом де-факто Atari-совместимые джойстики с разъёмом DE-9. Устройство продавалось по цене в 15,00 фунтов.

Времена Рыцарских Забав сэра Синклера

А чем же занимался Клайв Синклер после своего ухода из бизнеса? 5 миллионов ему хватило с лихвой для того чтоб вести разгульную жизнь. Конец 90-ых для сэра Синклера можно назвать Временем Рыцарских Забав. Его неоднократно (примерно 10 раз) заставали в компании молодых актрис, моделей и стриптизерш 20-22 лет. Однако все отношения заканчивались очень быстро, ни о какой любви и речи быть не могло.

В 2004 году Синклер отличился изобретением велосипеда. Он демонстрирует миру раскладной велосипед собственной конструкции A-bike. Уникальность велосипеда в том, что он легко складывается и помещается в рюкзак. Стоит отметить, что это изобретение не принесло никаких дивидентов.

Таковы были начало и конец историй изобретений легендарного Клайва Синклера. В последнее время Синклер был увлечен покером. Пару раз его игры показывали по телевизору, его выигрыши составляли 25 000 фунтов стерлингов.

В завершение, приведем основные мифы и заблуждения, касающиеся Клайва Синклера и ZX Spectrum:

– Синклер не изобретал Spectrum, он вообще мало понимал архитектуру ПК.

– дичайщее заблуждение, Синклер заработал на Spectrum миллионы.

– еще одно заблуждение, были более совершенные компьютеры IBM , но они стоили гораздо дороже.

– каждые два года выпускалась улучшенная модификация Spectrum.

– Синклер не разорился, он продал Sinclair Research за 5 миллионов и ушел из бизнеса.

По просьбе немногочисленных хабралюдей, даю телеграмму по поводу состояния дел zx-specurum-а в наши дни. К сожалению, написать абсолютно про всё у меня не получится, поэтому сделаю краткий обзор современного железа и эмуляторов, на которых это железо можно виртуально пощупать.

Писать буду для обычного хабрачеловека, не спектрумиста:), так что для более детальной информации используйте ссылки в конце статьи.

Что такое для вас spectrum? Наверное, это тёплый ламповый звук загрузки с магнитофона, Manic Miner и Elite. Возможно, это TR-DOS, 128кб памяти и музыкальный чип AY. А может быть это Scorpion-256, ATM Turbo или даже Profi.

В любом случае, всё это безнадёжно устарело, завалено пылью на шкафах, и, наверное, даже не работает, но, тем не менее, пару слов о «классическом ex-USSR спектруме»:

CPU : Z80, 3.5 MHz. Возможна турба до неполных 7 MHz
RAM : от 48Kb до 1Mb
Sound : бипер, AY чип (синтезированный 3х-канальный звук)
Tape : есть
FDD : 720кб дискеты (по умолчанию TR-DOS поддерживает только 640кб)
HDD : возможно подключение, наиболее полная программная поддержка в системе is-dos

Хотя, малый размер видеопамяти позволяет процессору на 3MHz легче справляться с выводом графики, результат часто не оправдывает ожиданий.

Навороты графики

Кроме давно известных режимов "аппаратный multicolor ", 512x256 и Gigascreen , ещё бывают:

384x304 - область экрана расширяется до 384x304 пикселей, остальное остаётся прежним (атрибуты на квадратик 8x8). Из-за сложности реализации на клонах спектрума отличных от Pentagon и ужасной адресации видеопамяти (расширенная область поделена на 9 блоков, раскиданных по памяти), распространения не получил. speccy.info/384x304

16 colors per pixel - как следует из названия, даёт спектрумистам то, о чём раньше они могли только мечтать - каждая точка на экране своим цветом. Однако размер видеопамяти увеличивается в 4 раза, и кроме того, на реальном спектруме притормаживает процессор (поэтому используется обычно только в турбо режиме). Тем не менее, режим многообещающий, есть несколько игр и demo. speccy.info/16col

256 colors per 2 pixels - «апгрейд» режима 16col. Две соседние точки сдваиваются, и получается режим 128x192 при 256 цветах. Поддержка в железе экспериментальная, и без изменяемой палитры малопригоден к использованию.

Flash-Color - за счёт смешивания INK и PAPER, достигается около 46 различных цветов. Однако так как используются всё те же атрибуты (на блок 8x8 пикселей), на деле выглядит не очень. speccy.info/Flash_color


16col+palette+gigascreen

Программируемая палитра - тот самый наворот, который жизненно необходим режимам 16col и 256col . Есть несколько вариантов решений; один из них - realddp.narod.ru/zx/pal444

Навороты звука

Помимо Covox , Sound Drive , DMA Ultrasound и General Sound , выпущенных ещё в каменном веке:), были придуманы такие устройства:

TS (Turbo Sound) - представляет собой ещё один звуковой процессор AY, расширяя количество каналов звука до шести. www.nedopc.com/TURBOSOUND/ts.php

TSFM (Turbo Sound FM) - «апгрейд» режима Turbo Sound. Помимо 6 каналов AY-звука, добавляется 6-канальный звуковой чип (FM синтез, аналогичен чипу, используемому в приставке Sega Mega Drive). www.nedopc.com/TURBOSOUND/ts-fm.php

Neo GS - обновлённый вариант платы General Sound . Как и General Sound , представляет собой, по сути, отдельный компьютер со своим процессором (Z80 на частоте 12MHz для GS , 24MHz для NGS ), памятью (от 128Kb до 2Mb) и звуковым модулем: 4 (8 для NGS ) канала звука, проигрывающих сэмплы из памяти. В Neo GS помимо этого присутствуют SD/MMC ридер, аппаратный декодер mp3 и DMA режим обмена данными с памятью спектрума. Neo GS так же может использоваться как акселератор для вычислений - в память устройства можно загружать произвольный код (в обычный GS тоже, но в отличие от NGS , в обычном GS не было DMA - отсюда очень медленная скорость обмена информацией между спектрумом и GS ). www.nedopc.com/gs/ngs.php

ZX Evolution

ZX Evolution или PentEvo - это самый современный спектрум. В отличие от других (не столь современных) спектрумов, в пентеве на борту есть всё необходимое современному человеку - встроенный контроллер PS/2 клавиатуры и мыши, контроллеры дисковода и винчестера, SD card ридер, RS232 (ака COM порт).

Еще есть очень важная особенность - на борту есть скандаблер, что позволяет подключить пентеву почти к любому VGA монитору (хоть LCD); так что теперь не надо покупать TV-тюнеры, EGA-мониторы и телевизоры.

Нельзя не упомянуть про наличие FPGA на плате; это позволяет менять конфигурацию компьютера без паяльника (не на лету, как можно было в Sprinter, но тоже весьма неплохо).

ZXMC (ZX_Multi_Card) - очень многофункциональное устройство. Позволяет подключить к спектруму обычную PC клавиатуру и мышку. Имеет на борту порт RS232, более известный как COM порт (позволяя подключить, например, модем), и часы реального времени (RTC). zx.pk.ru/showthread.php?t=609

Эмуляторы

Все эмуляторы ниже рассчитаны на эмуляцию современного спектрума, а не старой доброй чёрной коробки с резиновыми клавишами:)

Win32

Unreal Speccy - эмулятор, поддерживающий максимальное количество нового железа (включая Neo GS). zx.pk.ru/showthread.php?t=1512 , dlcorp.ucoz.ru/forum/23

Unreal Speccy PPC - порт для PocketPC (старой версии, новых версий нет). Несмотря на проблемы (иногда «отключается» дисковод), лучшего для PocketPC не существует. В настоящий момент разработка остановлена.

Пятнадцать лет назад самым популярным компьютером в России был ZX Spectrum. Как появились первые клоны "Спектрума", и почему они создаются до сих пор?

Когда вы читаете эти строчки, где-то наверняка светится экран монитора со знакомой до боли надписью "© 1982 Sinclair Research Ltd". А это значит, что ZX Spectrum, восьмиразрядный компьютер, придуманный без малого тридцать лет назад, и не собирается сходить с компьютерного небосклона.

Одна из причин особого отношения людей к "Спектруму" (или "Спекки", как ласково величают его пользователи) - это, безусловно, ностальгия, и не только по нему, но и по всей технике и окружавшей её атмосфере рубежа восьмидесятых-девяностых годов. Те компьютеры с нынешних высот кажутся плохенькими и неказистыми, но для многих они были первыми компьютерами в доме - с первыми играми, бейсиками, фокалами, паскалями...

Первые ZX Spectrum были созданы компанией Sinclair Research в начале восьмидесятых годов, и с тех пор они продавались миллионными тиражами. Хоть "Спектрумы" и не были особенно мощными, однако благодаря своей простоте, дешевизне и обилию доступного софта и игр стали просто идеальными домашними компьютерами.

В отличие от поклонников не менее знаменитых на Западе компьютеров Commodore 64 и Apple II, любители ZX Spectrum обитают в странах Восточной Европы. Российские спектрумисты-самоделкины не оставили эту платформу и в девяностые годы - когда производство фирменных компьютеров было давно свёрнуто. Как же появился "Спектрум" на просторах тогда ещё СССР, и почему именно он стал для нас символом компьютеров той эпохи?

Почему "Спектрум"?

"Спектрумы" вовсе не были первыми машинами, доступными для рядового советского гражданина. Такие отечественные восьмибитные изделия, как "Микро-80" и "Радио-86РК", появились ещё раньше. Неплохо распространились и отечественные компьютеры серии "БК", были компьютерные классы на базе ДВК и УКНЦ. Параллельно с первыми "Спектрумами" из-за рубежа в нашу страну проникли и другие популярные в те времена восьмибитные машины: Commodore-64, MSX, серия Atari и прочие.

Всё это тоже памятные и дорогие многим компьютеры, но ZX Spectrum, вероятно, имел какое-то волшебное соотношение цены, качества, возможностей, доступности и простоты. Из всех компьютеров, которые в конце восьмидесятых стали доступны советским гражданам, только машины, совместимые со "Спектрумом", можно было приобрести по относительно низкой цене практически везде. В стоимость Atari и Commodore включали таможенные пошлины и прочие накрутки, связанные с их дальним путешествием. "Спектрумы" же очень скоро стали производиться на месте. А так как в СССР имелось смутное представление о таком понятии, как "копирайт", то масса программ для "Спектрума", скопированных и взломанных нашими умельцами, потоком хлынула к нам через Польшу и другие страны Восточной Европы.

Устройство ZX Spectrum 48K трудно описать иначе, как словами "гениальная простота". Здесь без лишних наворотов был реализован джентльменский набор функций: графика, интерфейсы к внешним устройствам, звук и 48 Кб оперативной памяти. Чтобы получить рабочий "Спектрум", не требовалось докупать периферию - подключить его можно было к обычному телевизору, а в качестве устройства внешней памяти использовался обычный кассетный магнитофон, который имелся у многих.

Почти сразу выяснилось, что большинство компонентов "Спектрума" можно заменить на отечественные, а это было очень важно при тогдашнем дефиците радиодеталей. Даже фирменную "секретную" микросхему ULA, в которой был прошит видеоконтроллер и некоторые другие узлы компьютера, в итоге взломали и повторили на обычной "рассыпухе". Единственной импортной деталью оставался центральный процессор Z80. Впрочем, отечественная промышленность вскоре освоила производство и его аналогов, а впоследствии - и аналогов звуковой микросхемы AY-3-8910.

Не самое плохое компьютерное изделие отечественной промышленности "БК-0010" стоило тогда 600-650 рублей, тогда как средняя цена на клон ZX Spectrum 48K лишь немногим превышала 100 рублей и со временем только снижалась. Неудивительно, что компьютер стал настолько массовым. Его можно было встретить где угодно, и даже серьёзные предприятия не обходили его вниманием.

Первые клоны

Клоны "Спектрума" стали массово появляться в Советском Союзе в 1986-89 годах. Долгое время было неизвестно, с чего начался этот процесс, но в 1999 году авторам электронной спектрумовской газеты Optron удалось выяснить, где появился первый советский "Спектрум".

Оказалось, что впервые схему фирменного "Спектрума" "взломали" и повторили на отечественных комплектующих во Львове. Все работы велись в 1984-1985 гг. в ОКБ Львовского политехнического института. В то время он был секретным и режимным предприятием, а ныне называется НИКИ ЭЛВИТ (Научно-исследовательский конструкторский институт электронно-вычислительной измерительной техники) госуниверситета "Львовская политехника".

В 1999 году авторы "львовского варианта" по-прежнему работали в институте. О том, как в СССР попали первые спектрумы, мы сегодня можем узнать из интервью опубликованного в спектрумовском журнале "Оптрон".

Инициатором перевоплощения фирменного "Спектрума" в отечественный можно считать Эдуарда Андреевича Марченко. Он выступил дизайнером корпуса компьютера и впервые подключил "Спектрум" к телевизору через антенный вход. Тем не менее он не так уж горд своими свершениями. По словам Марченко, знай он, что со всех предприятий Союза начнут пропадать микросхемы памяти РУ5, растаскиваемые спектрумистами-самоделкиными (причём в таких масштабах, что стало невозможным выполнение некоторых госзаказов), он бы ещё хорошенько подумал, прежде чем способствовать популярности "Спектрума".

Первым полностью воспроизвёл "Спектрум" Юрий Дмитриевич Добуш: он изучил и разобрал на доступные в СССР детали фирменную и особо секретную микросхему ULA, в которой фактически и содержался весь компьютер, не считая памяти, процессора и пары мультиплексоров.

Также в разработке принимали участие Евгений Евгеньевич Натопта, занимавшийся программной частью компьютера, и Олег Васильевич Старостенко - создатель первой печатной платы "Львова".

По словам Юрия Добуша, тогда была необходимость в создании компьютера, который имел бы хорошую графику. Нужно было, чтобы это был компьютер с достаточным количеством программ и игр и чтоб они были доступны. Возник вопрос, как сделать что-то компактное, удобное, дешёвое и одновременно надёжное. И тут под руку попался Спектрум.

В августе 1985 года оригинальный ZX Spectrum был взят у иностранных студентов на два часа для снятия осциллограмм. На основе анализа этой информации и схемы оригинального ZX Spectrum, полученной из ГДР, была разработана схема с аналогичными параметрами. Её разработка заняла около месяца, причём работа велась не на бумаге, а непосредственно "в железе" - в виде рабочего макета, собранного из доступных тогда деталей.

Первый вариант клона был запущен в октябре 1985 года. При разработке старались приблизить все тайминги к параметрам оригинального компьютера, а также достичь аналогичного потребления тока. Схема на бумаге была составлена только после окончания разработки.

Прошивка ПЗУ была набрана с фотокопий статьи из западногерманского журнала, где опубликовали дизасемблированный код прошивки. Фотокопии статьи тоже были получены у иностранных студентов, занимавшихся разработкой ПО для ZX Spectrum и имевших много документации.

Сам Юрий вспоминает это время так: "Был такой Женя, где-то он имел контакты. Кто-то из иностранных студентов привез фирменный "Спектрум" сюда, в ОКБ. Этот Женя контактировал с Натоптой Евгением Евгеньевичем, который, увидев этот компьютер, попросил Женю взять его себе домой поиграть... Мы берём с работы 99-й осциллограф, тащим его туда и буквально проходим по всем ножкам, зарисовываем осциллограммы этой ULA-шки. Кроме того, у нас была информация по структуре программного обеспечения: буквально был исписан один листок. Ещё мы считали информацию из ROM компьютера. И начали работать. Евгений Евгеньевич Натопта занимался программным обеспечением, а я, молодой ещё тогда специалист, - конкретно железом. Собственно разработкой. По осциллограммам восстанавливал схему".

Нельзя сказать, что только во Львове обратили внимание на этот компьютер. Так, параллельно работы над копированием "Спектрума" велись в Каунасе, однако именно схема "львовского варианта" первой пошла в народ и легла с небольшими изменениями в основу многих последующих моделей "советских" спектрумов.

Московский клон "Москва-48" представлял собой почти полную копию "львовского варианта"; на основе этой же схемы в Ленинграде вышла модель "Ленинград-48". Львовская схема использовалась и при разработке других отечественных клонов - например, "Пентагон-48". Многие микросхемы там имеют те же номера, что и на схеме из Львова.

А потом варианты "Спектрума-48" посыпались как из рога изобилия, производимые как умельцами, которых было пруд пруди благодаря многочисленным радиокружкам, так и подключившейся отечественной промышленностью. "Дубны", "кванты", "компаньоны"... Чуть ли не в каждом городе было по своему клону ZX Spectrum 48К.

Успех и провал ZX Spectrum на Западе

Один из самых неясных моментов в истории ZX Spectrum - падение его популярности в начале девяностых годов. Почему компания, выпускавшая настолько хорошо продававшийся компьютер, вдруг свернула производство, вместо того чтобы продолжать развивать платформу и делать более совершенные модели?

Большинство источников, описывающих историю тогдашнего Sinclair Research, восхваляют гениальность её основателя Клайва Синклера, описывают причины взлёта "Спектрума", но, когда речь заходит о падении, сообщают лишь, что ZX Spectrum был вытеснен с рынка другими популярными в те времена компьютерами.

Исторические источники, собранные Константином Свиридовым, дают куда более полное понимание истории Синклера. На сайте Свиридова опубликован крайне подробный отчёт о его изысканиях.

Первое, что нужно понять: Синклер начинал вовсе не с компьютеров. В начале своей предпринимательской карьеры он продавал радиодетали по почте. Первым настоящим успехом его фирмы был карманный калькулятор. Синклер вовсе не изобрёл его, однако нашёл удачное сочетание дизайна, цены и функциональности.

Судьба калькулятора предвосхитит судьбу "Спектрума": первая модель была хоть и привлекательной, но с кучей недостатков (в том числе процент брака был непристойно высок), вторая метила на куда более серьёзный рынок, но так до него и не добралась. В случае с калькуляторами нужно было освоить выпуск научных моделей с дополнительными функциями; в случае с ZX Spectrum Клайв Синклер предпринял крайне неудачную попытку сделать из него офисный компьютер.

И успех и провал ZX Spectrum (и даже последовавшая популярность у энтузиастов) имеют, по сути, одну и ту же причину: Синклер предпочитал максимально упрощать и удешевлять свои продукты и продавать их по почте вместо торговых сетей. Качество зачастую очень страдало, однако "Спектрумы" было не так уж сложно собрать или починить самостоятельно.

В Sinclair Research до последнего не отказывались от этих принципов, однако они мешали компании выйти на международный рынок. Дешевизна и простота конструкции ZX Spectrum недолго были его конкурентными преимуществами: более совершенные компьютеры дешевели, а попытки развить успех ZX Spectrum по большей части оказывались запоздалыми и проваливались.

К примеру, у компании слишком много времени занял выпуск специализированного накопителя на магнитной ленте Microdrive, который позволил бы заменить подключавшиеся к "Спектруму" бытовые магнитофоны. Когда Microdrive был выпущен, оказалось, что его специфические кассеты и по качеству, и по цене уступают уже распространившимся к тому моменту пятидюймовым дискетам.

Компания Синклера тем временем была занята разработкой модели Sinclair QL - куда более дорогого и совершенного компьютера, предназначенного не для домашнего использования, а для офисов. Но пробиться на этот рынок не вышло: Sinclair Research не удалось вовремя договориться с поставщиками программного обеспечения, к тому же качество "железа" по-прежнему не дотягивало до корпоративных стандартов.

Иронично, что первая по-настоящему удачная и популярная модель со времён выпуска оригинального ZX Spectrum была одновременно и его первым "клоном". Spectrum 128 (со 128 килобайтами памяти вместо 48) разработали не непосредственно в Sinclair Research, а по инициативе испанской компании Investronica, производившей "Спектрумы" по лицензии.

Так или иначе, сложно сомневаться если не в гениальности Синклера, то как минимум в обладании неплохим видением будущего. В семидесятые годы его компания выпускала часы и калькуляторы с жидкокристаллическими дисплеями, в начале восьмидесятых - портативные телевизоры. Впрочем, особой популярностью они не пользовались: как ни пытайся сделать электронно-лучевую трубку поменьше, по-настоящему портативной она не станет. В Sinclair Research также пытались разработать плоские экраны - именно ими должен был комплектоваться Sinclair QL. К конечным результатам эти разработки так и не привели.

В 1985 году подразделение Sinclair Vehicles создало компактный одноместный электромобиль Sinclair C5 - можно сказать, Segway своего времени. Потенциальные покупатели, правда, побаивались выезжать на дорогу на трёхколёсном "электровелосипеде", произведённом на заводе бытовой техники.

Складывается впечатление, что Синклер просто не мог сконцентрироваться на чём-то одном. В итоге компьютерный бизнес так, по-хорошему, и не перешагнул стадию торговли полуфабрикатами и запчастями, а его основатель устремился к новым неосвоенным горизонтам - разработке инновационных транспортных средств. Где, кстати, до сих пор продолжает экспериментировать. В 2006 году Sinclair Research выпустила складной велосипед A-Bike , а в 2010 анонсировала электровелосипед X-1.

Компьютерное подразделение же было продано британской компании Amstrad ещё в 1986 году. Для Amstrad это было вполне удачным приобретением: во-первых, одним конкурентом стало меньше, во-вторых "Спектрумы" ещё какое-то время продавались. Амстрадовский ZX Spectrum +2 был основан на ZX Spectrum 128 и имел встроенный накопитель на магнитных лентах, а ZX Spectrum +3 уже поставлялся с трёхдюймовым дисководом.

Последним компьютером, выпущенным под маркой Sinclair, стал PC200, выпущенный в 1988 году. Он был основан на процессоре Intel 8086, имел 512 Кб оперативной памяти и дисковод. По сути, это уже был не "Спектрум", а вполне стандартный бюджетный PC - на нём работали ОС MS-DOS версии 3.3 и графическая оболочка GEM. Популярностью эта машина не пользовалась: покупатели предпочитали Atari ST и Commodore Amiga. С тех пор логотип Sinclair не появлялся на корпусах новых компьютеров.

Андрей Письменный

Зарождение сообщества

"Спектрум-48" стал идеальным конструктром-тренажёром для начинающего радиолюбителя. Буквально за два-три года "Спектрум" завоевал многомиллионную аудиторию. Многие пользователи, наигравшись в игры, хотели научиться самостоятельно их делать. Сначала техническая документация ходила по рукам, почти как пресловутый "самиздат", - в виде машинописных перепечаток, кое-как переведённых с иностранных источников, затем в дело включились кооперативы и серьёзные книжные издательства.

К 1991 году в информационном обеспечении наступил перелом. Книга "ZX Spectrum для пользователей и программистов", которую выпустило издательство "Питер", стала бестселлером. За ней последовали книжки по программированию на бейсике и ассемблере: многие помнят серию книг с описаниями игр фирмы "Солон".

В том же году научно-технический кооператив "Инфорком" начал выпуск ежемесячного журнала "ZX-ревю". Журнал быстро превратился в главное печатное издание для спектрумистов в бывшем СССР. Через журнал знакомились, вступали в переписку и делились опытом со своими товарищами по увлечению со всех концов страны. Так вокруг "Инфоркома" и других подобных проектов начало складываться то, что впоследствии назовут творческим спектрумовским сообществом.

Постепенно многие творческие группы наладили выпуск собственной электронной прессы. На пятидюймовых дискетах, набитых компьютерными новостями, украшенные оригинальной графической оболочкой и музыкальным сопровождением, электронные журналы расползались по всей стране - когда по почте, а когда и через проводников поездов дальнего следования. Первым стал журнал "Спектрофон", выпущенный в 1994 году творческой группой STEP - бывшими журналистами ZX-Ревю Юрием Матвеевым и Сергеем Шишлянниковым, позже прославившимися игрой "Звёздное наследие".

Затем появились издания ZX-Format, Adventurer, BornDead, газеты Cweek, Nicron и многие-многие другие - сотни наименований.

Плотность кода

1990-1992 годы были переломными для "Спектрума" в нашей стране. Именно в этот момент "количество перешло в качество". Комплектующие и периферия дешевели, и аппетиты пользователей законным образом росли. Всё чаще стали появляться клоны "Спектрума" с контроллером дисковода "Beta disk interface" и системой TR-DOS, прошитой в ПЗУ. Именно она стала для нашей страны стандартом де факто. Подавляющее большинство программ и игр быстро адаптировали для пятидюймовых дискет.

Но главным прорывом этого периода стала смена модельного ряда. В 1990 или 1991 году радиолюбители повторили модель ZX Spectrum 128K - со 128 Кб ОЗУ, двумя экранными страницами и музыкальным сопроцессором. Первыми "новыми" спектрумами были "Москва-128" и "Пентагон-128". Дальше всё пошло как и с 48К: каждый способный радиолюбитель делал по своему клону. Модели со 128 килобайтами и дисководом быстро вытеснили "классические" спектрумы. Программисты тоже быстро стали ориентироваться на 128 Кб как на новый стандарт. Стандарт ZX-48 умер, но жизнь Спектрума продолжалась.

Количество перешло в качество и в программировании. В отличие от "больших" компьютеров, возможности софта прирастали прежде не за счёт увеличения числа мегабайт и мегагерц, а за счёт максимального использования всех особенностей архитектуры компьютера и оптимизации машинного кода (а именно на нём написано подавляющее большинство серьёзных приложений для "Спектрума"). Глядя на некоторые игры и программы, появившиеся с тех пор, трудно поверить, что им хватает 128 килобайтов памяти и восьмибитного процессора с тактовой частотой до семи мегагерц: посмотрите хотя бы на спектрумовские ипостаси известных игр Mortal Kombat, DOOM и Wolfenstein.

Ещё поразительнее для непосвящённых выглядят демонстрационные компьютерные клипы, в просторечии "демки", демонстрирующие посредством аудиовизуальных эффектов "крутизну" кода её автора. В качестве примера можно привести такие демоклипы, как AEON, JAM, BINARY LOVE или ANAMNESIS... да что там - их великое множество. У многих демок есть сюжет, и они смотрятся не хуже видеоклипов. Но это не видеоклипы, ведь всё, что происходит на экране, - плод математических способностей процессора и таланта программиста.

Демонстрация - красот и возможностей

Одно из главных увлечений современных любителей древних компьютеров - написание и просмотр демосцен, то есть небольших видеороликов, изображение в которых генерируется компьютером "на лету". Технические достижения в виде разнообразных визуальных эффектов здесь сочетаются с настоящим искусством - работами художников и музыкантов.

ZX Spectum - одна из наиболее популярных платформ среди российских демосценеров. Каждый год в России проходят соответствующие фестивали и конкурсы. Один из главных фестивалей - питерский Chaos Constructions.

Достижения спектрумовского демо сегодня не очень понятны непосвящённым: вряд ли кого-то можно удивить, к примеру, трёхмерной графикой, однако на компьютере без отдельного видеоадаптера и со столь маломощным процессором иначе, как чудом, её не назовёшь.

Андрей Письменный

Монстростроение

Между тем отечественные мастера паяльника продолжали пытаться расширить возможности уже 128-килобайтных машин. На Западе развитие "Спектрума" давно закончилось, поэтому новые возможности пришлось изобретать самостоятельно. Поскольку этим независимо друг от друга занимались одиночки или небольшие группы в разных городах, то тут, то там возникали модели, совместимые лишь номинально.

Общим у таких "монстров" была лишь основа - тот самый 128-килобайтный "Спектрум". Остальное придумывалось по своим принципам, и взятые с потолка номера портов в одной модели могли конфликтовать с портами в другой. Часто получалось так, что навороты поддерживали только их создатели, а остальные, запутавшись в стандартах, предпочитали не лезть в эти дебри и продолжали писать программы под стандартные возможности.

Пик "монстростроения" пришелся на 1991-1996 годы. Несмотря на неразбериху, в итоге выкристаллизовались модели, которые, по сути, стали новым стандартом. Речь идёт о Scorpion ZS 256k Сергея Зонова, KAY-1024 Вячеслава Скутина, PROFI (с памятью от 128 Кб до 1024 Мб) фирмы "Кондор", ATM-turbo 1 (512 Кб) и TURBO2+ (1024 Кб) фирмы "МикроАРТ". Помимо самих клонов, появлялись дополнительные периферийные устройства: звуковая карточка "General Sound", контроллер мыши (на который не сразу, но был выработан единый стандарт), контроллеры винчестера (в Profi и TURBO2+ они сразу интегрированы в плату) и так далее.

Плата ATM Turbo

Именно в те годы зародилась спектрумовская демосцена. Кроме того, один за другим появляются прикладные и, конечно, игровые мегапроекты - Prince of Persia, The Last Battle, "Зеркало". Авторы особенно удачных игр становились настоящими знаменитостями среди спектрумистов - к примеру, Вячеслав Медноногов (он же CopperFeet) стал для многих настоящим кумиром благодаря играм "НЛО", "НЛО-2" и "Чёрный ворон".

И наконец, высшая точка развития "Спектрума" - его выход в сеть. Нет, не в интернет. Однако гулявшие по рукам многочисленные схемы самопальных модемов к середине девяностых претерпели унификацию и стандартизацию, и с помощью них сотни пользователей по всей стране организовали свою собственную FIDO-образную сетку под названием ZXNet, которую со временем удалось связать и самим FIDOnet.

Поздние игры

Вячеслав и Алексей Медноноговы - пожалуй, самые знаменитые российские разработчики игр для ZX Spectrum. В 1995 году они сделали отечественный клон игры UFO: Enemy Unknown, под названием "НЛО". Через годы вышла и вторая часть игры, а затем и следующий спектрумовский блокбастер тех времён - клон Warcraft под названием "Чёрный ворон". Были и другие игры, причём по качеству они подчас не только не уступали, но значительно превосходили всё, что было выпущено для ZX Spectrum западными издателями.

По сути, это период небывалого расцвета российского игрового инди. С тех пор многие разработчики перебрались со "Спектрумов" на ПК, а некоторые принесли туда и свои разработки. Пожалуй, самая известная из них - "Звёздное наследие". Компания Step Creative Group, выпустившая спектрумовскую версию в 1995 году, через десять лет полностью переделала игру и выпустила версию для Windows на компакт-диске.

Поразительно, но спектрумовские игры до сих пор пишут. Дмитрий Быстров, известный как Alone Coder, и Александр "Shiru" Семёнов в 2006 году написали для ATM Turbo 2+ (предшественника ZX Evolution) игру Ball Quest, использующую нестандартный графический режим "цвет на точку" (обычно ZX Spectrum отображает только по два цвета на знакоместо, что заметно на большинстве цветных скриншотов). Такие игры, конечно, делаются не на продажу, а для конкурсов. Скачать их можно совершенно бесплатно, а запускать вовсе не обязательно на настоящем "железе" - вполне подойдёт обычный ПК и эмулятор.

Time Gal, Ball Quest, Pang, Wolfenstein

Той же команде принадлежит и ещё одно значительное достижение. В 2006 году была создана первая игра для ZX Spectrum (вернее, ATM Turbo) на компакт-диске. Конечно, "создана" - не совсем верное слово: игра Time Gal была перенесена с первой Sony Playstation и при этом сохранила все анимационные сцены. Создание плеера, играющего видео с компакт-дисков, позволило портировать игру на ATM Turbo и ZX Evolution. Time Gal занимает 90 Мб, и её можно скачать с сайта Alone Coder вместе с исходными кодами.

Андрей Письменный

Закат

Ничто не длится вечно. Как когда-то на Западе, в России популярность "Спектрума" тоже стала клониться к закату. Печатные издательства свернули в своих публикациях спектрумовскую тематику, одна за другой закрывались или перепрофилировались фирмы, производившие или ремонтировавшие спектрумы, а новые программы и игры стали появляться всё реже и реже.

Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, компьютерный рынок наводнили дешёвые китайские приставки - все эти "сеги", "нинтендо" и "денди". С другой стороны, резко подешевели IBM-совместимые компьютеры, по всем статьям превосходившие "Спектрум". В итоге он потерял своё главное на тот момент "утилитарное" преимущество - дешевизну и доступность. Те, кому "Спектрум" был нужен только для игр или "хозяйственных" нужд, с радостью пересели на более мощные машины.

И всё же "Спектрум" выжил - выжил благодаря той категории пользователей, для которых ZX Spectrum стал средством самореализации хоть в паянии, хоть в музицировании, хоть в программировании. Для них это уже не просто машина, а верный друг, которых, как известно, не бросают. Когда на рубеже веков совершился перелом и на других восьмибитных платформах остались только беспомощные одиночки, сообщество любителей "Спекки" уцелело.

Ему пришлось пережить тяжёлые шторма. Переход с диалапа на выделенку и введение поминутной оплаты за телефон убили ZXNet (одним из последних в Москве владельцев узла ZXNet долгое время оставался Владимир Булчукей), массовое распространение доступного интернета обессмыслило и почти убило электронную ZX-прессу на дискетах, но "Спектрум" продолжает жить.

Продолжают выходить программы и игры, а в интернете ведётся большая работа по сохранению спектрумовского наследия. Для тех, у кого вышла из строя "реальная" машина, "Спектрум" возродился и обрёл второе дыхание в эмуляторах. Возникло новое, пока ещё немногочисленное, поколение спектрумов, основанное на современной дешёвой элементной базе XXI века. Они мало похожи на своих предшественников, но если вы заглянет в их ATX-корпуса, то увидите, что среди современных чипов в центре платы по-прежнему бьётся кремниевое сердце старичка Z80.