Ход вашингтонской конференции. Вашингтонская конференция (1921—1922)

Несмотря на то, что Первая мировая война официально завершилась 11 ноября 1918 года, ее отголоски продолжали звучать в мире вплоть до начала 1923-его года, когда прошли последние конференции, определяющие международное положение государств-победителей и государств, оказавшихся в проигрыше.

Вудро Вильсон отказавшийся вступить в созданную им Лигу Наций, оставаться в стороне от международной обстановки в послевоенном мире долгое время не мог, потому в ответ на проводимые в Европе Парижские, Лондонские и Лозанские мирные конференции, Америка решила открыть свою собственную.

12 ноября 1921 года в Вашингтоне открылась Вашингтонская конференция, посвященная ограничению морских вооружений, положению на Дальнем Востоке и бассейне Тихого океана.

На конференцию было приглашено несколько десятков государств, за исключением России, которая впоследствии отказалась признавать законность принятых без ее участия решений. Де-юре Вашингтонская конференция являлась собранием всех заинтересованных в мире государств, де-факто основная роль в принятии решении отводилась Америке, Великобритании и Японии.

Причина созыва конференции

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе Соединенных Штатов, опасавшихся значительного перевеса в морских вооружениях, наблюдавшегося в последнее время в бассейне Тихого океана со стороны Японии. Данной конференцией Америка надеялась создать для себя более выгодные условия для продвижения своих военных и политически сил на территории Китая. Кроме того, созыв конференции совпал с ростом национально-освободительной борьбы среди порабощенных народов колоний, из-за чего к ее участию были приглашены некоторые представители местных колониальных властей.

Также данная конференция являлась прямым ущемлением прав Советской России на территории Дальнего Востока, судьбу которых предполагалось решить без ее участия, на что собственно и надеялось правительство Дальневосточной республики, прислав в декабре 1921 года для участия в конференции свою собственную делегацию.

Ход конференции

Как уже было сказано, главенствующее место на конференции принадлежало Соединенным Штатам, что было обусловлено не только тем, что страна принимала делегатов, но и тем, что долг Англии, Франции и Италии перед Соединенными Штатами достигал к этому времени 9 миллиардов долларов.

В ходе конференции было заключено несколько важнейших для мировой политики договоров, названных по числу держав, принимавших участие в их подписании:

    Договор четырех держав. 13 декабря 1921 года США, Великобритания, Япония и Франция заключили договор, предусматривающий равноправное их положение в Тихоокеанском регионе, а также объединение сил союзников против начавшегося на островах освободительного движения. Данный договор ликвидировал имевшийся между Англией и Японией договор 1902 года, ущемлявший американские интересы в бассейне Тихого океана.

    Договор пяти держав, или Вашингтонское морское соглашение 1922 года был заключен между Соединенными Штатами, Англией, Японией, Францией и Италией и предусматривал установление морских ограничений между этими государствами. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Фактически страны, подписавшие договор, признавали необходимость значительного уменьшения морских видов оружия, в том числе тяжелых и легких кораблей, авианосцев и линейных судов. Договор пяти держав должен был прекратить свое существование в декабре 1936 года, являясь первым в истории договором, ограничивающим начавшуюся в ходе Первой войны гонку вооружений.

  1. Договор девяти держав – был подписан всеми участниками конференции, поскольку касался территориальной целостности Китая, сохранения его экономического и политического суверенитета. В отношении Китая был введен, так называемый, принцип «открытых дверей», предусматривающий полную свободу действий для всех держав, заинтересованных в свободе торговой деятельности на территории Китая, естественно, что интересы последнего были учтены лишь в той мере, в какой этого требовалось мировым державам. После его подписания Англия и Соединенные Штаты добились от Японии, под чьим контролем находилась большая часть Китая, некоторых территориальных уступок. Японские войска покидали провинцию Шаньдун, но отказались оставить Манчжурию, где впоследствии было образованно независимое от Китая государство Маньчжоу-Го, правителем которого стал последний китайский император. Кроме того, договор предусматривал подписание трактата о китайском таможенном тарифе, закрепившем неравноправное положение Китая на границе.

Итак, на Вашингтонской конференции были подписаны судьбоносные для всего мира договоры, предусматривающие главенствующее положение Америки, Великобритании, Японии и Франции среди остальных государств, а также произошло окончательное складывание версальско-вашингтонской системы международных отношений, завершившей Первую мировую войну.

Введение

Вашингтонская конференция 1921-1922 - международная конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне. В работе конференции приняли участие США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Португалия, а также пять британских доминионов, хотя основные вопросы решались тройкой сильнейших морских держав США - Британская Империя - Япония. Советская Россия не получила приглашения в Вашингтон, вследствие чего заявила о своём непризнании любых решений конференции.

Вашингтонская конференция была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил в Китае и в бассейне Тихого океана. Конференция также была направлена против национально-освободительного движения народов колониальных и зависимых стран. Советское правительство, не получивший приглашения на конференцию, заявило 19 июля и 2 ноября 1921 года протест против устранения ее от участия в вопросах конференции, а 8 декабря 1921 года направило протест против обсуждения на ней вопроса о Китайско-восточной железной дороге. В декабре 1921 года в Вашингтон прибыла делегация Дальневосточной республики, но она не была допущена на конференцию.

1. Основные договоры

Договор четырех держав от 13 декабря 1921 года между США, Великобританией, Францией и Японией, который стал известен как «Четверной тихоокеанский трактат» или «Дальневосточная Антанта». Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года, направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

Договор пяти держав , более известный как Вашингтонское морское соглашение 1922 года. Договор между США, Великобританией, Японией, Францией и Италией об ограничении морских вооружений. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно). Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещение свыше 35 тыс. т. Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 1936 года.

Договор девяти держав от 6 февраля 1922 года, подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Еще раньше, 4 февраля 1922 года, Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун, а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао - Цзинань и территории Цзяочжоу. Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе, где закреплялись таможенные неравноправия Китая.

1.1. Вашингтонская конференция в произведениях искусства

Ярослав Гашек дал пародийное изображение работы конференции в юмористическом рассказе "Конференция по разоружению".

Список литературы:

    «Теперь, когда на увеличение тоннажа военных флотов наложены ограничения, начинается новое соревнование, это будет соперничество за качество» (Ллойд Джордж) .

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вашингтонская_конференция_(1921-1922)

Закрепление раскола митемы не отвечало интересам американской дипломатии . США не ратифицировали Версальский договор и не вошли в Совет Лиги наций. Вместе с тем США не могли остаться в стороне от складывания нового мирового политического пространства. Примирить их позиции с бывшими союзниками должна была новая конференция, проходившая в столице США Вашингтоне в конце 1921 - начале 1922 г.

На Вашингтонской конференции был принят ряд решений, которые пересматривали или уточняли положения заключенных ранее договоров.

1) введены ограничения на военные флоты пяти держав - США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, в пропорции 5:5:3: 1,75: 1,75.

2) США удалось также добиться расторжения существовавшего с 1902 г. англо-японского союза и заключения договора четырех стран -США, Англии, Франции и Японии - по совместной защите их островных владений в Тихом океане.

3) Был подписан договор девяти стран по Китаю, в соответствии с которым на эту страну распространялся американский принцип «открытых дверей». Он предусматривал также возвращение Японией Китаю полуострова Шаньдун.

Созданная в Версале и Вашингтоне система договоров зафиксировала соотношение сил между великими державами, сложившееся в результате мировой войны. Версальский мир провозгласил начало новой эпохи без войн и насилия. Однако последующий ход событий продемонстрировал всю шаткость, непрочность и недолговечность системы, закрепившей раскол мира на победителей и побежденных.

Основные договоры

Договор четырех держав от 13 декабря 1921 года междуСША, Великобританией, Францией и Японией, который стал известен как«Четверной тихоокеанский трактат» или«Дальневосточная Антанта». Договор имел целью объединить силы союзников против национально-освободительного движения народов бассейна Тихого океана и Дальнего Востока. Согласно этому договору подписанты обязались взаимно уважать права на острова и островные владения в Тихом океане. Договор предусматривал также (под давлением американской дипломатии) ликвидацию англо-японского союза 1902 года, направленного в тот период против планов США на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. Против англо-японского союза высказывались и некоторые британские доминионы (в первую очередь Канада), которые опасались усиления Японии за счет Китая и других стран Дальнего Востока. Таким образом, соглашение юридически закрепляло статус-кво и временное равновесие четырёх держав в Тихоокеанском регионе.

Договор пяти держав,более известный какВашингтонское морское соглашение 1922 года. Договор между США, Великобританией, Японией, Францией иИталией об ограничении морских вооружений. Соглашение устанавливало соотношение тоннажа линейных судов и авианосцев в следующей пропорции: 5:5:3:1,75:1,75 (США, Англия, Япония, Франция, Италия соответственно).Было также принято предложение США о запрещении постройки линкоров водоизмещение свыше 35 тыс. т. Соглашение было заключено на срок до 31 декабря 1936 года.

Договор девяти держав от 6 февраля 1922 года, подписанный всеми участниками конференции. Договор касался обеспечения гарантий территориальной целостности Китая, уважения его суверенитета, а также провозглашал принцип «открытых дверей и равных возможностей» по отношению к Китаю в области торговой и предпринимательской деятельности и обязывал не прибегать к использованию внутренней обстановки в Китае с целью получения специальных прав и привилегий, которые могут нанести ущерб правам и интересам иных государств-участников договора. Китай рассматривался участниками договора как общий объект эксплуатации. Этот договор был направлен против притязаний Японии на монопольное господство в Китае. Еще раньше, 4 февраля 1922 года , Япония вынуждена была подписать так называемое Вашингтонское соглашение - китайско-японское соглашение об эвакуации японских войск из китайской провинции Шаньдун , а также о возвращении Китаю железной дороги Циндао - Цзинань и территории Цзяочжоу . Глава японской делегации дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы «двадцати одного требования» Японии о назначении японских советников при китайском правительстве и др. Однако требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии Япония отклонила. Одновременно с Договором девяти держав 6 февраля 1922 года был подписан Трактат о китайском таможенном тарифе , где закреплялись таможенные неравноправия Китая.


Похожая информация:

  1. I. Анализ сети подведомственных учреждений, принятие решения о выборе типа государственного (муниципального) учреждения

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

1. Межгосударственные противоречия в АзиатскоТихоокеанском регионе после Первой мировой войны

2. Вашингтонская конференция как способ устранения международных проблем в Тихоокеанском бассейне

2.1. Планы и интересы странучастников

2.2. Итоги и последствия конференции в мировом пространстве

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Данная исследовательская работа посвящена событию международной значимости - Вашингтонской конференции 19211922 г. Эта конференция закрепила новую международную правовую систему, просуществовавшую до Второй мировой войны, а некоторые ее элементы стали основой для современных межгосударственных отношений. Поэтому очень важно анализировать и понимать итоги данной конференции, уметь проследить проблемы которые встали перед государствами до конференции, были решены на ней и, главное, которые появились «благодаря» ей. Это особенно актуально в свете современных международных отношений, полных противоречий и двойных стандартов. Более того, можно провести некоторые параллели между Вашингтонской конференцией и более современными встречами глав государств (такие пункты как ограничение вооружений, раздел сфер влияния, недопущения России к международным договоренностям).

Цель данной работы:

Показать важность Вашингтонской конференции в становлении международных отношений между мировыми войнами.

1. Выявить межгосударственные противоречия, сложившиеся после Первой мировой войны и неразрешимые Версальской конференцией.

2. Проанализировать итоги и последствия Вашингтонской конференции.

По данной проблеме имеется достаточное количество источников, доступных в хрестоматиях и сборниках документов. Количество и качество просмотренной литературы я считаю недостаточным для такой важной мировой темы. В учебниках этой проблеме уделяется крайне мало места и предается слишком низкое значение. В специальной литературе, посвященной международным отношениям, этому вопросу также не уделяется достаточного внимания. В итоге моего обозрения литературы, касающейся Вашингтонской конференции, я считаю этот вопрос недостаточно исследованным, при этом делая скидку на мою относительную компетентность по этому вопросу. Тем не менее, в защиту моей точки зрения отмечу тот факт, что во время моей подготовке к реферату мне ни разу ни попалась работа посвященная исключительно Вашингтонской конференции.

1.Межгосударственные противоречия на Дальнем Востоке

Окончание Первой мировой войны не решило проблем, породивших ее. После нее перед всеми державами встали новые вопросы, требующие своего скорейшего завершения. Важным свидетельством несовершенства созданной в Париже международной системы стала искусственная самоизоляция США. Версальский договор не наше понимания у значительной части американцев, в том числе у националистов, изоляционистов, регионалистов сторонников «Доктрины Монро», сторонников протекционизма др. Наиболее важное значение имела боязнь того, что положение статьи 10 Устава Лиги наций могут вовлечь Соединенные Штаты в международные споры, не отвечающие их национальным интересам. В итоге 19 марта 1919 года ратификация договора была провалена, не получив необходимые две трети голосов, соответственно США отвергли также Лигу наций. Вместе с тем США не могли остаться в стороне от складывающегося нового мирового политического пространства, ввиду чего ими была предпринята попытка примириться с бывшими союзниками на конференции, проходившей в Вашингтоне в конце 1921 начале 1922 г.

АзиатскоТихоокеанский регион к этому моменту был серьезным центром межгосударственных противоречий. Основными соперниками в этом регионе выступали США, Великобритания и Япония.

Основными вопросами, которые вызвали противоречия между указанными государствами, были:

Контроль над Китаем;

Неприкосновенность колониальных владений;

Баланс морских вооружений.

Во время Первой мировой войны Япония, воспользовавшись тем, что европейские державы и США были заняты на Европейском театре военных действий, усилила свои позиции на Дальнем Востоке, Тихом океане, особенно в Китае, опираясь в своих действиях на англояпонское соглашение 1902 г. Япония была заинтересована в том, чтобы сохранить существующее положение и не допустить коллективного обсуждения дальневосточных вопросов. Когда США объявили о намерении созвать конференцию в Вашингтоне, японские дипломаты сказали, что "Японию привлекают к суду англоамериканского трибунала". После неудачных попыток добиться отмены конференции, японцы пытались добиться того, чтобы "не обсуждались уже решённые вопросы", в частности имелись в виду договоры, навязанные Китаю в 1915 ("Двадцать одно требование"), и предлагали созвать предварительную конференцию трёх держав (США, Англии и Японии). Все эти попытки наталкивались на активное противодействие дипломатии Белого Дома.

США выступили против разделения Китая на зоны влияния и требовали проведения политики в отношении Китая под лозунгами "открытых дверей" и "равных возможностей". Также Соединенные Штаты беспокоил рост морской мощи Японии. В Вашингтоне и Токио не исключали возможности военного столкновения. Великобритания, в свою очередь, настаивала на сохранении принципа разделения Китая на сферы влияния. Такая позиция Великобритании, а также требование США оплатить все долги обострили и англоамериканские отношения.

Для решения этих вопросов была необходима встреча представителей государств, интересы которых пересекались в бассейне Тихого океана.

Ещё в декабре 1920 сенатор Бора внёс предложение о созыве конференции по ограничению морских вооружений, в феврале 1921 это предложение было включено в виде поправки к морскому биллю, принятому конгрессом. В феврале 1921 канадский премьер Мейген выдвинул предложение о заключении договора четырёх держав (США, Великобритании, Японии и Франции) взамен англояпонского союзного договора.

Созыв конференции объяснялся не только стремлением США и Англии приостановить японскую агрессию на Дальнем Востоке, но и тем, что после ликвидации военноморского могущества Германии морское соперничество великих держав было связано в основном с Тихим океаном как главным потенциальным плацдармом морской войны. Дипломатия США и Англии стремилась стабилизировать на новой основе международные отношения в Китае и на Дальнем Востоке, а также предотвратить новую гонку морских вооружений, грозившую военными конфликтами.

Американская экономическая активность создание в конце 1920 международного банковского консорциума в Китае была направлена своим остриём против Японии. Хотя изоляционизм господствовал во внешней политике США и Гардинг в своей речи при вступлении в должность президента возвестил о "традиционном невмешательстве в дела Старого Света", но изоляционизм почти никогда не затрагивал тихоокеанскую и дальневосточную политику Белого Дома.

2. Вашингтонская конференция как способ устранения международных проблем в Тихоокеанском бассейне.

2.1. Планы и интересы странучастников.

В июле 1921 английский министр иностранных дел лорд Керзон в переговорах с послом США Харвеем предложил включить дальневосточные и тихоокеанские вопросы в повестку дня проектируемой конференции и в том же месяце государственный секретарь США Юз сделал публичное заявление с предложением созвать конференцию в Вашингтоне. Державам было послано официальное приглашение от имени правительства США.

США были представлены на конференции государственным секретарём Юзом, Лоджем, Ундервудом и Рутом; Англия Бальфуром, первым лордом адмиралтейства Ли и Геддесом. Доминионы и Индия были представлены самостоятельными делегатами, лишь ЮжноАфриканский Союз уполномочил Бальфура быть его представителем. Поэтому Бальфур на соответствующих документах подписался два раза: и как представитель Англии, и как представитель ЮжноАфриканского Союза; Япония была представлена Като, Сидехара, Токугава и Ханихара; Франция Брианом, Вивиани, Сарро и Жюссераном; Италия Шанцером, Риччи и Альбертини.

Вопрос об англояпонском союзе на самой конференции не обсуждался: он был предрешён соглашением "большой тройки". Уже со времени учреждения Лиги наций обсуждался вопрос о несовместимости англояпонского союза с уставом Лиги наций. В Англии на ликвидации этого союза настаивали деятели пацифистского толка, сторонники Лиги наций, лейбористы. Противники возобновления союза с Японией указывали в частности на то, что этот военный союз вызывает враждебность Китая по отношению к Англии. Но главный их довод заключался в том, что при наличии острых японоамериканских противоречий союз с Японией грозит Англии военным столкновением с США и распадом Британской империи, поскольку Канада ни в каком случае не участвовала бы в войне против США. Австралия и Новая Зеландия в общем поддерживали идею возобновления союза с Японией, опасаясь, что в противном случае они окажутся под непосредственной угрозой японской агрессии. Однако и в этих доминионах имелась сильная оппозиция возобновлению союза, в частности со стороны лейбористов.

Самым важным вопросом, который обсуждался на Вашингтонской конференции был вопрос о Китае. Американская дипломатия резко выступила против японских попыток сохранить все захваченные в Китае позиции. Главной дипломатической задачей США было принудить Японию к отступлению в китайском вопросе, заставить её отказаться от "21 требования", утвердить принцип "открытых дверей" и равных возможностей в Китае, провозглашённый ещё в 1899 государственным секретарём США Геем.

Британская дипломатия пыталась добиться компромиссного решения. Прежде всего она опасалась национальноосвободительного движения в Китае и влияния его на Индию. Японию она рассматривала как "жандарма Дальнего Востока". Поскольку японская экспансия охватывала в основном район Маньчжурии и Северного Китая, а не долину Янцзы и Южный Китай (где сосредоточены две трети британских капиталовложений), Англия хотела удержать Китай от сближения с Советской Россией и США. Кроме того, японская экспансия всё же наносила большой ущерб британским интересам в Китае. Наконец, играло роль давление американской дипломатии. В результате Англия на Вашингтонской конференции, несмотря на все колебания, в общем выступала по китайскому вопросу вместе с США против Японии. Бальфур заявил на конференции об отказе от политики сфер влияния и о поддержке политики "открытых дверей" и равных возможностей.

Вашингтонская конференция была типичным образцом "новой", "лигонационной" (хотя она была созвана вне рамок Лиги наций), внешне весьма демократической дипломатии. Руководители конференции всячески афишировали её гласность, отказ от тайной дипломатии и т. д. Речи и выступления делегатов печатались в газетах и журналах, был издан даже стенографический отчёт конференции. Но эта гласность была только показной. Ни один из решающих вопросов большой политики не был разрешён на официальных заседаниях конференции. Всё делалось за кулисами конференции во время переговоров, которые велись на заседаниях "большой тройки", в которую входили Юз, Бальфур и Като. Даже французская делегация не была в курсе всех дел. О договоре четырёх держав, который должны были подписать США, Англия, Япония и Франция, французская делегация узнала лишь за два дня до его подписания. Ещё меньше считались с итальянской делегацией, которую, несмотря на её протесты, отстранили от участия в договоре четырёх держав.

2.2.Основные задачи Вашингтонской конференции и договора как их решения.

В рамках Вашингтонской конференции (12 ноября 1921 6 февраля 1922) было подписано три крупномасштабных договора и достигнуто несколько двусторонних соглашений. Первым был договор четырех держав, подписанный 13 декабря 1921, срок действия которого был определен на 10 лет. Согласно его условиям терял силу англояпонский союз (19021921) о разделе сфер влияния в Тихом океане между двумя странами. США, Великобритания, Япония и Франция принимали взаимные обязательства уважать права сторон относительно их островных владений в зоне Тихого океана и принять совместные действия в случае возникновения угрозы со стороны третьей державы. Дополнительными протоколами к договору подобные гарантии были предоставлены Нидерландам и Португалии относительно их владений в этом регионе.

Договор девяти держав (США, Великобритания, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия и Китай), заключенный 6 февраля 1922 г, провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной целостности и административной неприкосновенности Китая, предоставлял равные возможности странамучастницам в торговле и участия в промышленном развитии на всей территории Китая. Правда, японская делегация долгое время не соглашалась на эти условия, настаивая на "особых интересах" Японии в Китае и отказываясь вывести японские войска из провинции Шаньдунь, Южной Маньчжурии и некоторых других китайских территорий. Страны участницы пообещали предоставить Китаю полнейшую и ничем не стеснённую возможность развиваться и поддерживать у себя жизнеспособное и прочное правительство. Ст. III обязывала договаривающиеся державы в соответствии с принципом "открытых дверей" не добиваться монополий или преимуществ, а также особых привилегий в какомлибо определённом районе Китая, которые наносили бы ущерб гражданам других стран. Ст. IV констатировала, что договаривающиеся стороны отказываются от создания сфер влияния в определённых частях китайской территории. Договор не содержал никакого упоминания о способах осуществления политики "открытых дверей" или способах предотвращения нарушения этой политики. Державы обязались уважать (но не защищать) суверенитет, независимость и территориальную неприкосновенность Китая. Договор предусматривал лишь возможность обмена мнениями, между договаривающимися державами в случае его нарушения. Также на Вашингтонской конференции был сделан ряд уступок Китаю. Особая резолюция предусматривала возможность в будущем отмены прав экстерриториальности. Япония по соглашению, заключённому с Китаем 4 февраля 1922, обязалась очистить Шаньдунь и вынуждена была фактически отступить от "21 требования". Однако формально отказаться от них, несмотря на настояния Китая, она не согласилась. Японский представитель Сидехара, выступая на пленуме конференции, наоборот, заявил, что не может быть речи об аннулировании договоров 1915 года, поскольку они "подписаны в законном порядке и скреплены печатью". Он ещё раз подтвердил наличие "специальных прав" Японии в Китае: "говорить, что Япония имеет специальные интересы в Китае, это значит просто констатировать ясный и современный факт". Ряд постановлений Вашингтонской конференции по экономическим и военным вопросам явился не чем иным, как нарушением суверенитета Китая и вмешательством в его внутренние дела.

Англия на конференции заявила об отказе от арендованной территории Вэйхайвэй, но, когда речь зашла об уступке Коулуна, Бальфур заявил, что здесь, исходя из экономических и стратегических мотивов, Англия ни на какие уступки не пойдёт.

6 февраля 1922 г был подписан договор пяти государств (США, Великобритания, Япония, Франция и Италия) об ограничении морских вооруженных сил, в частности об установлении предельного тоннажа линейного флота и количества линкоров по следующей схеме: 5:5:3: 1,75:1,75. Государства, подписавшие договор, запрещалось строить и покупать корабли такого типа в других странах водоизмещением более 35 тыс. т и устанавливать и на них пушки калибром более 16 дюймов. В конечном итоге Великобритании разрешалось иметь 20 таких кораблей, США 18, Японии, Франции и Италии 10 линкоров. О кораблях другого класса (крейсеров, миноносцев, фрегатов и т.п.) договор не определял никаких ограничений, но их количество было соответствовать потребностям охраны страны.

Этот договор отменял традиционный принцип Англии "стандарт двух держав" (two power standart), согласно которому Англия содержала военный флот, равный по силе двум сильнейшим флотам других держав. Уже к моменту окончания первой мировой войны англоамериканское морское соперничество приняло напряжённый характер. Продолжать гонку морских вооружений значило идти на неизбежное столкновение с Америкой. В этом столкновении Америка не только обладала бы превосходящими экономическими и финансовыми ресурсами, но и находилась бы в более выгодном политическом и стратегическом положении, в частности благодаря своим связям с британскими доминионами, особенно с Канадой. Англия вынуждена была отказаться от безусловного господства на морях и согласиться с тем, чтобы флот США был равен по силе британскому флоту.

Япония решительно возражала против пропорции 5: 3 и требовала пропорции 10: 7. Однако требование Японии было отклонено, и японская делегация должна была принять предложенное Англией и Америкой соотношение. Согласно договору пяти держав была установлена следующая пропорция для замещения линейных кораблей между этими державами: 5: 5: 3: 13/4: 13/4. Тоннаж замещения линкоров был установлен 525 тыс. для Англии и США, 315 тыс. для Японии и 175 тыс. для Франции и Италии. Для авианосцев был установлен общий тоннаж: США и Англии по 135 тыс., Японии 81 тыс., Франции и Италии по 60 тыс. В течение десяти лет со дня подписания договора Англия, США и Япония не должны были закладывать новых линкоров.

Вашингтонский морской договор не устанавливал никаких ограничений в отношении общего тоннажа крейсерского флота. Точно так же не было принято никаких постановлений относительно подводного флота, хотя британская делегация настаивала на полном запрещении подводных лодок.

Установленное в Вашингтоне соотношение морских сил означало, что в случае войны на Тихом океане между Японией и одной из великих держав Япония имела бы явное преобладание, поскольку ни Англия, ни США не могли бы сосредоточить более двух третей своего флота в западной части Тихого океана, т. е. ни Англия, ни США, действуя порознь, не в состоянии были бы успешно атаковать Японию в её водах.

Хотя в Японии велась шовинистическая кампания, направленная против "вашингтонского позора", однако по существу соотношение сил, установленное Вашингтонским договором, было достаточно благоприятным для Японии. Крупным успехом Японии была ст. 19 договора пяти держав. По этой статье США и Англия лишались возможности иметь удобные базы для эффективных действий в водах, прилегающих к Японии. Создавалась обстановка, сильно затруднявшая в случае необходимости активное выступление Англии и США против Японии. Поэтому Вашингтонский морской договор вызвал большое недовольство в американских морских кругах. В Англии также открыто признавали, что ст. 19 договора оставляет Гонконг и Филиппины в случае войны на милость японского флота и что в войне против Британской империи или США "за Японией обеспечено важное преимущество первых успехов". Подобное попустительское отношение к Японии Англии и США, которые всегда просчитывали и просчитывают свои политические шаги на несколько ходов вперед, вызывает много вопросов. К чему этим сильным морским державам ставить под удар свои колониальные и экономические завоевания? Я думаю, ответ лежит в плоскости англоамериканскорусских отношений. Ослабление Советской России посредством Японии возможно входило в планы США И Англии, что можно было проследить хотя бы на примере интервенции иностранных держав в Россию 19181921 гг.

Не самым последним является тот факт, что Советская Россия не была приглашена на Вашингтонскую конференцию, в связи с чем Народный комиссариат иностранных дел 19 июля 1921 послал протест соответствующим правительствам и заявил: "Российское правительство, торжественно заявляет, что оно не признает никакого решения, принятого упомянутой конференцией, поскольку это совещание состоится без его участия… Оно считает, что имеет основания утверждать, что на самом деле решения этой конференции останутся недействительными и лишёнными значения ввиду отсутствия и неучастия одной из главнейших заинтересованных сторон".

2 ноября 1921 НКИД вновь заявил протест против устранения Советской республики от участия в конференции. В этой ноте указывалось, что "при таких условиях решения Вашингтонской конференции неизбежно станут лишь источником новых конфликтов, новых замешательств и новых потрясений", а также заявил протест против того, что на Вашингтонской конференции обсуждался вопрос о КитайскоВосточной ж. д., касающийся исключительно Китая и России.

Советское правительство заявило о своих правах на КВЖД и оставляло за собой "полную свободу действий, чтобы заставить уважать эти права и чтобы отстаивать вытекающие из них требования в тот момент и теми средствами, которые оно сочтёт удобными и подходящими". Никаких решений по этому вопросу не было принято, а требование Китая об очищении дороги было отклонено.

Во время работ конференции в Вашингтон прибыла делегация существовавшей тогда Дальневосточной республики, которая опубликовала ряд разоблачительных документов, касающихся интервенции капиталистических держав на Советском Дальнем Востоке. Эта публикация имела большое политическое значение.

На самой конференции без участия Советской республики обсуждался ряд вопросов, непосредственно касавшихся Советской России. По вопросу о КВЖД никаких решений не было принято. Япония сделала заявление о намерении эвакуировать свои войска с Советского Дальнего Востока. Эти войска действительно были в конце 1922 эвакуированы, но под давлением Красной Армии, а не под влиянием вашингтонских решений.

Заключение:

Таким образом, в результате серии компромиссов между ведущими державами на Вашингтонской конференции на некоторое время был установлен новый порядок в Тихоокеанском регионе. Прежде всего, были определены рамки японского экспансионизма, Китай смог утвердиться как самостоятельный субъект в Азии. Однако главная опасность состояла в том, что все принятые решения были слишком нечеткими и двойственными для того чтобы в действительности сдерживать заинтересованные стороны к утверждению своей воли путем агрессии. На этот момент зона Тихого океана четко контролировалась Англией и Соединенными Штатами. Позднее обе страны развязали руки Японии для возобновления ее экспансии на Китай.

На Вашингтонской конференции главную роль играла американская дипломатия. Она была главным инициатором, организатором и потенциальным гарантом вновь созданного на Дальнем Востоке равновесия сил. Таким образом, США выступали и в качестве косвенного гаранта всей версальской системы, хотя они не подписали Версальского мира и не вступили в Лигу наций. Руководящая роль США на конференции была проявлением резко возросшего после первой мировой войны удельного веса США в мировой экономике и мировой политике. На конференции установился общий фронт американской и британской дипломатии против Японии, в результате чего Япония была вынуждена к отступлению и отказалась от ряда захваченных ею позиций в Китае. Однако она сохранила в своих руках достаточные позиции для того, чтобы в благоприятный момент вновь перейти в наступление на Китай. Конференция не только не ослабила, а, наоборот, закрепила монопольное господство Японии в южной Манчжурии и создала для Японии важные стратегические гарантии на случай войны. Вашингтонские договоры не предусматривали никаких санкций против агрессоров.

Вашингтонская конференция закрепила господствующую роль в мире США и должна была предоставить миру, как и ее предшественница Парижская конференция, дополнительные гарантии предотвращения нового глобального конфликта, она должна была стать эффективным инструментом в борьбе за мир. Это был первый в истории договор об ограничении гонки вооружений. Впервые Великобритания формально признала равенство флота США со своим. Решение Парижской и Вашингтонской конференций заложили основу ВерсальскоВашингтонской системы послевоенных международных отношений. Несмотря на эти достижения, сама система оказалась непрочной, и ее распад привел, наконец, к новой мировой войне.

Список литературы:

1. Аварин В. Я., Борьба за Тихий океан. Японоамериканские противоречия, М., 1947;

2. Он же. Борьба за Тихий океан. Агрессия США и Англии, их противоречия и освободительная борьба народов, М., 1952;

3. Вашингтонская конференция по ограничению вооружений и тихоокеанским и дальневосточным вопросам 1921 1922 гг., Поли, перевод актов и документов А. В. Сабанина,

4. Ленин В. И., IX Всероссийский съезд Советов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44.

5. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Под. ред. А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. М., 2001.


Целью конференции было ограничение морских вооружений, проблема Д. Востока и бассейн Тихого океана.

Конференция проходила с ноября 1921 г. по февраль 1922 г. в столице США Вашингтоне.

В ней участвовали: США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия. Германия, лишённая по Версальскому договору всех владения на Тихом океане, и Россия -"ввиду отсутствия единого правительства" -на конференцию приглашены не были. Однако делегация Дальневосточной Республики прибыла в Вашингтон без приглашения и вела там переговоры вне рамок официальной повестки дня с представителями США и других держав, добиваясь главным образом решения о выводе японских войск с её территории.

Всего было подписано семь договоров и два дополнительных соглашения.

США, Великобритания, Франция и Япония подписали сроком на 10 лет "договор четырёх держав" о неприкосновенности островных владений и территорий на Тихом океане. Они обязались соблюдать статус-кво в отношении принадлежащих им в Тихом океане островов и вступать в переговоры друг с другом в случае возникновения в регионе опасности для их прав и интересов со стороны какой-либо страны, не являющейся участницей договора, для принятия надлежащих мер каждой из сторон самостоятельно или вместе со всеми.

"Договор четырёх держав" отменил военно-политический союз Великобритании и Японии, заключённый в 1911 г. Сделано это было для того, чтобы не провоцировать недоверие между великими державами. Это решение, принятое под давлением Вашингтона, было неоднозначно воспринято в разных странах. Многие полагали, что наличие союза с Японией давало Западу инструмент воздействия на политику Токио и могло помешать превращению Японии в экспансионистскую державу. Вместе с тем, созданная многосторонняя основа международного регулирования в принципе создавала более надежную базу для стабилизации обстановки в регионе.

6 февраля 1922 г. девять держав -Китай, США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия и Португалия --- подписали договор о принципах политики в китайском вопросе ("договор девяти держав"). Он гарантировал суверенитет, независимость и территориальную целостность Китая, обязывая участников воздерживаться от использования сложной ситуации в Китае для получения особых прав и привилегий. Все девять стран подписали также договор, обеспечивавший совместное регулирование китайских тарифов и "равные возможности" в стране в области торговой и предпринимательской деятельности. Державы также согласились уважать права Китая как нейтрального государства в случае войны, в которой Китай не участвует.

По отдельному договору от 4 февраля 1922 Япония возвращала Китаю суверенитет над Шаньдунским полуостровом (переданным ей в Версале в 1919 г.), а также железную дорогу Циндао-Цзинань и территорию Цзяочжоу. Глава японской делегации также дал обязательство, что японское правительство не будет требовать от китайского правительства выполнения пятой группы "Двадцати одного требования" Японии. ("Двадцать одно требование" Японии -требования, предъявленные Японией Китаю 18 января 1915 в целях установления японского господства в Китае, политического и экономического.) Они состояли из 5 групп:

1-я группа требовала, чтобы Китай безоговорочно признал все условия, о которых Япония в будущем договорится на мирной конференции с Германией по вопросу о германской территории в Шаньдуне, которая была арендована там немцами и захвачена японцами в 1914г.;

2-я группа предусматривала продление срока аренды Люйшуня (Порт-Артура), Даляня (Дальнего) и Южно-Маньчжурской железной дороги Японией до 99 лет;

3-я группа предполагала превращение Ханьепинского металлургического комбината в смешанное японо-китайское предприятие;

4-я группа обязывала Китай не предоставлять какой-либо третьей державе гавани, бухты или острова;

5-группа содержала общеполитические требования Японии: о приглашении Китаем японских советников, создании единой японо-китайской полиции в важнейших городах, новых японских железнодорожных концессиях в Китае и т.д.)

6 февраля 1922 США, Великобритания, Франция, Италия и Япония подписали "Договор пяти держав" об ограничении морских вооружений. Путь к его заключению открыло согласие Лондона на предложение США отказаться от "стандарта двух держав" ("two powers standard"), в соответствии с которым Великобритания старалась поддерживать общий тоннаж водоизмещения своего военно-морского флота на уровне флотов любых двух других великих держав, вместе взятых. Новый план, представленный США, предусматривал установление довольно высокого уровня морских вооружений и для Японии, хотя квота для нее была предусмотрена меньшая, чем для США и Британии.

Договор устанавливал пропорцию предельного тоннажа линейного флота его участников: США -5, Великобритания -5, Япония -3, Франция -1,75, Италия -1,75.

Договор ограничивал размеры судов, подлежащих закладке в будущем. Ни одна из держав не должна была приобретать или строить линейные су-да водоизмещением более 35 тыс. т. На этом настаивали США, поскольку Панамский канал не мог пропускать боевые корабли большего тоннажа, а Соединенным Штатам было крайне важно иметь возможность свободно перебрасывать свой флот из Атлантического океана в Тихий и обратно. Общий тоннаж линкоров не должен был превышать:

Для США и Великобритании 525 тыс. т, -для Японии 315 тыс. т,

Для Италии и Франции 175 тыс. т.

Устанавливался также тоннаж авианосцев: -для США и Великобритании 135 тыс. т, -для Японии 81 тыс. т,

Для Италии и Франции 60 тыс. т.

Впрочем, общий тоннаж военно-морского флота держав не ограничивался, что фактически сохраняло превосходство флота Великобритании. США, Великобритания и Япония согласились сохранить статус-кво в вопросе береговых укреплений и военно-морских баз. Они отказались от дополнительного военного строительства во всех точках региона за исключением ряда оговоренных районов:

Соединенным Штатам было разрешено продолжать строительство укреплений в зоне, прилежащей к их побережью, у берегов Аляски, в районе Панамского канала и Гавайских островов. США отказывались от попыток укреплять Алеутские острова, со стороны которых они могли угрожать Японии;

Великобритания сохраняла право заниматься усилением своих позиций в островных владениях, примыкающих к побережью Канады, Австралии с прилежащими к ней территориями и Новой Зеландии, но отказывалась расширять базы в Гонконге и в островных владениях к востоку от 110 меридиана восточной долготы;

Япония принимала обязательство не наращивать вооружения на Курильских островах, островах Бонин, Амама-Осима, Лушу (Люйшу), Формоза (Тайвань) и Пескадорских.

Также устанавливался десятилетний мораторий на новое строительство судов и замораживалось количество военно-морских баз на Тихом океане.

Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы мирного урегулирования

Можно выделить несколько причин, которые сделали послевоенную систему мирного урегулирования неустойчивой и неэффективной.

1. Версальский порядок не был всеобъемлющим. Прежде всего, из него "выпадали" СССР и США -две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе в ХХ веке было уже невозможно. Фактически была восстановлена многополярная структура европейских отношений в духе европейского равновесия XIX века, когда идеальным вариантом казалось отсутствие на континенте стран, которые бы слишком явно вырывались вперед по своим геополитическим и иным возможностям.

Именно эти идеи и привели к тому, что усилия Франции по максимальному ослаблению Германии увенчались успехом: она была разделена на части, искусственно уменьшена в размерах и поставлена в крайне тяжелое экономическое положение. Но потому же и сама Франция усилиями Британии не получила преобладания в Европе и не смогла реализовать в полной мере планы расширения своего влияния.

Но подобное европейское равновесие было возможно лишь при участии Пруссии, (место которой занимала теперь единая Германия) и России. Новую европейскую безопасность предстояло строить, во-первых, в условиях объединившейся Германии, и, во-вторых, в условиях уменьшившейся в размерах и изолировавшейся от европейских дел России.

К сожалению, лишь первое из этих новых обстоятельств было учтено, результатом чего и стало раздробление Германии, что позволило отсрочить конфликт между интересами крупнейших европейских стран и естественным стремлением немцев к объединению. Второе же поначалу вовсе не было принято в расчет -в тот момент казалось, что участие США в европейских делах является достаточным возмещением за уход из европейской политики России. В этой ситуации срыв расчётов на сотрудничество с Соединенными Штатами подрывал основы Версальского порядка в том виде, как он был задуман исходно.

2. Фундаментальной слабостью Версаля была заложенная им схема экономического взаимодействия европейских стран. Дело в том, что новое государственное размежевание полностью разрушало экономические связи в Центральной и Восточной Европе. Вместо единого рынка, проницаемого и достаточно открытого, Европа оказалась территорией, разбитой на несколько десятков маленьких, отгородившихся друг от друга таможенными стенами рынков. Часто новые малые государства остро соперничали не только в политической, но и в экономической области, полностью сосредоточиваясь на собственных хозяйственных трудностях и не пытаясь для их преодоления предпринимать совместные усилия.

Провозглашённый принцип самоопределения наций породил экономический раскол, преодолеть который европейские страны так и не смогли. Это создавало постоянную неустойчивость экономической ситуации в Старом Свете. Европа оказалась не готовой к принятию совместных решений по финансовым и экономическим вопросам. К тому же экономическое разорение Германии, раздавленной тяжестью наложенных на неё репарационных выплат и не способной, поэтому выйти из состояния депрессии с быстротой, необходимой для экономического подъёма не только в стране, но и во всей Европе, оказало решающее воздействие на негативное развитие ситуации.

Мировой экономический кризис 1929-1933 годов привёл к резкому ухудшению отношений как между странами-победительницами, так и между ними и побеждёнными государствам и. Всё это вкупе с внутринациональным кризисом большинства государств привело к краху Версальско-Вашингтонской системы и ко Второй Мировой войне.

Следствия Версальского договора

· Германия и Советская Россия оказались пострадавшими, что вызвало взаимовыгодное сближение двух стран. Германия строила на территории СССР запрещенную договором военную технику и обучала свои вооруженные силы. Советский Союз получил официальное признание статуса важной европейской страны (1922), в результате его были вынуждены признать также страны Антанты, иначе Германия имела привилегированное положение в торговле с Россией.

· И СССР, и Германия считали Версальский мир несправедливым. Страны Антанты сняли с себя всю ответственность за мировую войну, хотя на самом деле это была общеевропейская трагедия, и вина за неё лежала на всех участвующих сторонах.

· Слишком большая сумма репарации, взысканной с Германии, привела к инфляции и обнищанию больших масс населения. Можно сказать, что благодаря Версальскому договору возник режим Адольфа Гитлера, выдвинувшего популярные лозунги реванша.

· Лига Наций, первое рабочее заседание которой состоялось 16 января 1920 года в Женеве, шла на поводу у Антанты. Не сумев ограничить агрессию Франции против Германии (оккупация Рурской области в 1923 году), Лига Наций утратила авторитет и возможности вмешаться в более серьезные конфликты 1930-х годов и предотвратить II мировую войну.

В современной отечественной историографии как правило условия Версальского мирного договора считаются исключительно унизительными и жестокими по отношению к Германии. Считается, что именно это привело к крайней социальной нестабильности внутри страны, возникновению ультраправых сил и приходу к власти фашистов. Усугубляет ситуацию тот факт, что жёсткие ограничения, наложенные на Германию, должным образом не контролировались европейскими державами (или же нарушения их намеренно спускались Германии с рук). Как аргумент в пользу второго нередко называется желание европейских держав использовать гитлеровский режим для борьбы с СССР. Этим же объясняется Мюнхенское соглашение, по которому ведущие европейские страны разрешили нацистской Германии аншлюс Чехословакии, которой они ещё вчера обещали поддержку.