Что такое сервер и чем он отличается от обычного компьютера или хостинга? Рабочая станция: это что такое с точки зрения компьютерных систем

О серверах и серверном "железе" пишет очень немного изданий. И главной причиной является техническая сложность - здесь существует и много отличий от обычного потребительского "железа", и ограниченная читательская аудитория. Подобные статьи интересны только администраторам и тем, кто принимает решение о закупках, ну и некоторым читателям-энтузиастам, увлекающимся аппаратным обеспечением профессионального уровня. Впрочем, серверное "железо" ближе к настольному, чем вы думаете, а дополнительные знания никогда не вредили.

Когда люди думают о серверах, они представляют большие компьютеры, тяжеленные платы и запредельную производительность, но реальность часто иная. Сегодня существует множество форм-факторов и огромное количество аппаратного и программного обеспечения, поэтому вынести универсальное определение слову "сервер" сложно.

Хотя профессиональное и потребительское "железо" во многом схоже, мы считаем, что именно упор на некоторые функции и качества позволяет отнести аппаратное обеспечение к профессиональному уровню. Например, ваш домашний ПК должен быть быстрым, тихим, с возможностью модернизации и, конечно, за разумные деньги. Он проработает несколько лет, при этом зачастую будет простаивать по нескольку часов, и у пользователя будет возможность заменить вышедшую из строя "железку" или просто убрать накопившуюся пыль. К серверам предъявляются иные требования: здесь на первом месте стоят надёжность, доступность в режиме 24/7, техническое обслуживание без остановки работы.

Первое и самое главное - сервер должен быть надёжным. Будь это сервер баз данных, файловый сервер, web-сервер или сервер другого типа, он должен быть очень надёжным, поскольку от его работы зависит ваш бизнес. Во-вторых, сервер должен быть всегда доступен, то есть аппаратное и программное обеспечение должно быть подобрано таким образом, чтобы время простоя было минимальным. Наконец, быстрое техническое обслуживание в профессиональной сфере очень критично. То есть если администратору требуется выполнить какую-то задачу, она должна выполняться максимально эффективно, не вступая в конфликт с упомянутыми выше критериями. Именно поэтому производительность серверов часто является следствием учёта необходимых требований и долговременных стратегий, а не следствием какого-то эмоционального шага, как часто бывает с геймерскими ПК.

В нашей статье мы расскажем о серверных компонентах и опишем технологии, общие для серверов и потребительских ПК, а также поговорим об отличиях и преимуществах. Поскольку все комплектующие профессионального уровня намного дороже обычных, мы начнём наш экскурс с этого вопроса.

Профессиональное, значит дорогое

Если вы будете покупать профессиональные комплектующие или серверы и рабочие станции, вы быстро обнаружите, что стоят они дороже обычного потребительского "железа". И причина часто кроется не в какой-то сложной технологии, а в спецификациях профессиональных комплектующих, в их тестировании и валидации. Например, процессор Core 2 Duo Conroe очень близок к Xeon Woodcrest по производительности. Но различия кроются в используемых сокетах, спецификациях и системах, в которые устанавливаются эти процессоры. Серверные жёсткие диски специально предназначены для продолжительной работы в режиме 24/7, в то время как настольные винчестеры - нет.

Обычно мы подразумеваем, что любые потребительские продукты совместимы со всеми другими, что выполняется не всегда, но чаще всего. Поэтому можно заменять один совместимый компонент другим, проблем, скорее всего, не возникнет. Но такой подход уже неприемлем, если вы планируете модернизировать сервер или выполнить техническое обслуживание.

Новые продукты для профессионального рынка разрабатываются с учётом предсказуемого пути модернизации, поскольку производители желают, чтобы эти продукты работали с существующими системами, с нынешними и будущими поколениями комплектующих. Клиенты AMD и Intel регулярно получают планы компаний по своим продуктам, которые позволяют заглянуть в будущее. Потребители могут покупать продукт с уверенностью, что на какое-то время получат поддержку и возможности модернизации.

Гарантия и замена комплектующих тоже очень важна. Если вышедший из строя настольный жёсткий диск по гарантии заменяется любой новой моделью, то профессиональные решения часто требуют точно таких же комплектующих. Поэтому администратору нужно искать точно такой же продукт, в то время как обычные пользователи, напротив, будут недовольны, если не получат комплектующее последнего поколения (что, кстати, большинству производителей обходится дешевле).

Магическим словом для профессионального рынка является валидация. Когда принципиально новый продукт готовится к выпуску, он будет проверяться и тестироваться на популярных аппаратных системах. Процесс валиадции гарантирует, что компании могут поставлять очень сложные системы на корпоративный рынок. Действительно, бизнес может строиться, только если ИТ-платформа будет работать безупречно.


AMD Opteron (Socket 940), Intel Xeon Dempsey и Xeon Woodcrest (Socket 771): популярные серверные двуядерные процессоры.

Конечно, вы наверняка знакомы с линейками процессоров Athlon, Celeron, Core 2 и Sempron, которые являются настольными процессорами для домашних и офисных компьютеров. Но у AMD и Intel есть продукты, нацеленные на профессиональных клиентов: AMD Opteron, Intel Xeon и Itanium. Opteron построен на архитектуре AMD64, как и процессоры Athlon 64 и Sempron, а Xeon - на архитектуре Core 2 или Pentium NetBurst, в зависимости от модели.

Профессиональные процессоры обычно обладают большим числом интерфейсов - несколько каналов HyperTransport у Opteron, две независимые шины FSB (по одной на процессор) в мире Intel - и более богатым набором функций, которые часто требуются для серверных приложений и ПО для рабочих станций.

На рынке можно обнаружить две разных версии процессоров Opteron: одна использует Socket 940 с памятью DDR, вторая - Socket 1207 (Socket F) и память DDR2 RAM. Как и в случае всех процессоров AMD64, контроллер памяти является частью процессора, что можно назвать существенным преимуществом при росте числа процессоров: вы получите не только больше контроллеров памяти, чтобы установить больше памяти, но каждый процессор будет работать с собственным блоком памяти. Конечно, при этом возникают проблемы когерентности и увеличивается сложность многопроцессорных систем, но и пропускная способность суммарно тоже оказывается выше. Opteron под Socket 940 Opteron используют упаковку PGA, то есть ножки находятся на процессоре. Opteron под Socket 1207 перешли на упаковку LGA, когда ножки находятся на сокете, а на процессоре - плоские контакты.

В наши дни следует выбирать двуядерные процессоры. Двуядерные процессоры, пусть даже с меньшей тактовой частотой, превосходят на серверном рынке одноядерные модели. Двуядерные Opteron под Socket 940 построены на ядрах Egypt и Italy, последний вариант является более совершенным. Но сегодня мы рекомендуем выбирать модели под Socket 1207 (Socket F), благодаря поддержке памяти DDR2 и возможности перейти на четырёхядерные процессоры, которые появятся где-то в этом году.


Текущий AMD Socket F с 1207 контактами подходит для современных двуядерных и будущих четырёхядерных процессоров Opteron.

Процессоры Intel Xeon доступны в разных видах, причём предыдущие версии использовали Socket 604. Современные платформы базируются на Socket 771, относящемся к сокетам LGA. Существуют разные процессоры Intel Xeon, но мы рекомендуем останавливаться только на двуядерных моделях. В таблице http://www.intel.com/products/processor_number/chart/xeon.htm есть полный список процессоров.

Модели от 5030 до 5080 производятся по 90-нм техпроцессу и основаны на уже устаревшей архитектуре NetBurst. Мы рекомендуем брать процессоры Xeon на основе Woodcrest, их модельные номера начинаются от 5110 (1,6 ГГц) до 5160 (3,0 ГГц). Они производятся по 65-нм технологии, требуют меньше энергии, но обеспечивают высокую производительность. Линейка E53xx построена на четырёхядерных процессорах Clovertown с частотами от 1,6 до 2,66 ГГц.

Процессоры Xeon не имеют встроенного контроллера памяти. Вместо этого они опираются на четырёхканальный контроллер памяти DDR2-667 чипсета материнской платы. Чтобы обеспечить достаточную пропускную способность для дву- или четырёхядерных процессоров, современная платформа Socket 771 (Blackford) обеспечивает две независимые шины FSB (DIB), по одной на каждый процессор.


Intel - первый производитель, представивший четырёхядерные процессоры. Clovertown собирается из двух двуядерных кристаллов Woodcrest, помещённых в одну упаковку.


Intel Xeon Dempsey (65-нм NetBurst), Woodcrest (65-нм двуядерный Core 2) и Clovertown (65-нм четырёхядерный Core 2).

Серверная память работает по такому же принципу, что и обычная память для потребительских ПК. Современным стандартом является память DDR2 (Double Data Rate SDRAM второго поколения). DDR2 работает с большим числом буферов предварительной выборки (4 вместо 2), поэтому частоту интерфейса можно увеличить вдвое по сравнению с DDR1.

Если сравнивать с потребительской памятью, то профессиональная память отличается двумя разными механизмами, призванными сохранить целостность данных. Регистровая память содержит небольшой чип, так называемый "регистр", который отвечает за обновление сигнала. Если память обычного ПК не может состоять больше, чем из четырёх (или иногда шести) DIMM - сигналы проходят через все модули памяти и затухают, то регистровая память с лёгкостью позволяет устанавливать восемь модулей. Кроме регистра, память DDR2 содержит терминацию на кристалле, которая предотвращает отражение сигнала.

Второй механизм - код коррекции ошибок ECC. Вместо хранения стандартных 64 битов на канал DIMM с ECC добавляют ещё один чип памяти, который может хранить ещё 8 битов, позволяющих восстанавливать данные. Поэтому однобитовые ошибки можно будет исправлять "на лету".

Все процессоры AMD Opteron для Socket 940 требуют регистровую память DDR333/DDR400, в то время как поколение Socket F (Socket 1207) требует регистровую память DDR2-667.

Fully-Buffered DIMM (FB-DIMM) используют так называемый буферный компонент, микросхему с большим энергопотреблением, которая преобразует параллельные сигналы в последовательный интерфейс. Основная её цель заключается в подключении более восьми модулей памяти на контроллер. С четырёхканальным контроллером памяти Intel DDR2 вы можете устанавливать восемь 2-Гбайт DIMM на каждый из четырёх каналов, если производители материнских плат, конечно, захотят поддержать такую конфигурацию.

FB-DIMM стоят дороже, греются сильнее и работают не быстрее обычной регистровой памяти. Да, за ними, скорее всего, будущее серверов с большими объёмами памяти, эта же технология используется для текущих платформ Intel Xeon.


Нажмите на картинку для увеличения.

В качестве примера мы взяли серверную материнскую плату Asus P5MT (она применяется в серверах начального уровня, поскольку позволяет использовать обычные процессоры, а не более дорогие серверные). Серверные материнские платы не поддерживают разгон и обычно оснащены большим количеством интерфейсов, а также слотами расширения с большой пропускной способностью.

Шина PCI-X на 133 МГц продолжает являться доминирующим интерфейсом для карт расширения. Она построена на параллельной шине PCI, которая сегодня есть практически в любом ПК. PCI-X имеет ширину 64 бита, в то время как в шина PCI в вашем компьютере 32-битная. PCI-X 133 поддерживает пропускную способность до 533 Мбайт/с. Впрочем, следует помнить, что пропускная способность контроллера PCI-X распределяется между всеми подключёнными устройствами.

Интерфейс PCI Express (PCIe) более современный. PCI Express - последовательный интерфейс, использующий несколько линий для подключения устройства к контроллеру. Профессиональные карты расширения используют слоты PCIe x4 (четыре линии), но есть и карты/слоты x1, x8 и x16 PCIe. PCIe x16 обычно используется для высокопроизводительных видеокарт, графические рабочие станции несут два полноценных слота PCIe x16 для двух видеокарт.

Материнские платы для серверов и рабочих станций обычно содержат встроенный сетевой контроллер. Он может строиться на тех же компонентах, что встречаются в материнских платах потребительского уровня, но обычно здесь встраиваются более мощные чипы, обеспечивающие, например, аппаратную поддержку вычислений TCP/IP или другие функции, чтобы увеличить производительность.

Данная плата оснащена четырьмя слотами памяти DDR2, одним разъёмом Socket 775 для установки процессора Pentium 4 или Core 2, одним 32-битным слотом PCI, одним слотом PCI Express x16 для видеокарты или мощного контроллера накопителей, а также двумя слотами PCI-X 133. Два гигабитных Ethernet-контроллера Broadcom отвечают за сетевые возможности. На материнскую плату установлен графический процессор ATi. Он, конечно, устарел, но его достаточно для отображения рабочего стола или командной строки, что и требуется для серверных ОС.

Все остальные интерфейсы и компоненты встречаются и на потребительском "железе": южный мост, контроллеры UltraATA/100 или Serial ATA, стабилизаторы напряжения и т.д. Существенная разница, опять же, заключается в процессе валидации, во время которого производители проверяют работу своих продуктов с другими и публикуют списки совместимости.


Чипу ATi RageXL уже много лет, он не поддерживает 3D-графику, но его достаточно для серверов. Тем более что там большую часть времени никто на экран и не смотрит.

Чуть выше мы уже упоминали материнскую плату с интегрированной видеокартой. Все серверные материнские платы оснащаются очень простым графическим процессором с небольшим количеством выделенной памяти - здесь решения, забирающие память из оперативной, не популярны. Преемником RageXL сегодня можно считать графический процессор ATi ES1000, который изначально работал на потребительском рынке, но затем появился и в серверах из-за совершенствования аппаратной части и драйверов. Администраторам даже не нужно задумываться об установке специальной или обновлённой версии драйвера: драйвер поставляется вместе с ОС и сертифицирован.

Рабочим станциям, с другой стороны, требуется более мощная аппаратная начинка. ATi на этот рынок позиционирует графические ускорители FireGL, построенные на линейке Radeon X1000. nVidia предлагает линейку Quadro FX, очень близкую к семейству GeForce 7000. Различие между потребительскими и профессиональными чипами может быть небольшим, например, в оптимизации драйверов. Профессиональные видеокарты обеспечивают великолепную производительность в специализированных приложениях, но и стоят они намного дороже.

Жёсткие диски - ещё один интересный аспект касательно серверов и рабочих станций. Несколько лет назад серверные жёсткие диски использовали интерфейс Small Computer System Interface (SCSI) и скорость вращения шпинделя 10 000 или 15 000 об/мин, которые ощутимо обгоняли настольные накопители со скоростью 7 200 об/мин. Серверные жёсткие диски по-прежнему быстрее, хотя разница уже не так велика.

Рынок профессиональных жёстких дисков разделён на три сегмента. В первом сегменте повышенной ёмкости используются обычные 3,5" жёсткие диски Serial ATA, валидированные на работу в режиме 24/7. Производительный сегмент пытается максимально увеличить плотность хранения данных, поэтому мы наблюдаем появление всё большего количества 2,5" высокопроизводительных жёстких дисков на 10 000 об/мин с интерфейсом Serial Attached SCSI (SAS). Высокопроизводительный сегмент опирается на жёсткие диски SCSI или SAS со скоростью вращения 15 000 об/мин.

Жёсткие диски для серверов и рабочих станций обычно требуют активного охлаждения, поскольку они оптимизированы для максимальной надёжности и производительности. Все профессиональные жёсткие диски поставляются с пятилетней гарантией.

Блоки питания для профессионального сектора специально разработаны с учётом максимальной надёжности. Любой приличный блок питания может устранить последствия одной отсутствующей фазы, но профессиональные решения справляются и с более серьёзными сбоями. Некоторые обеспечивают ещё и защиту от перенапряжения, хотя здесь мы получаем перехлёст с областью, которая лежит в зоне ответственности бесперебойных систем питания (UPS).

Профессиональные блоки питания модульные и обеспечивают избыточность в виде двух модулей, каждый из которых способен дать системе достаточное питание. Если один блок питания выйдет из строя, система продолжит свою работу от второго блока.

Казахско-русский Международный Университет

Процан Александр Валерьевич

АУ-401, 4-й курс

«Автоматизация и управление»

Контрольная работа по дисциплине

«Вычислительные системы, сети и телекоммуникации»

Тема: «Назначение сетевого оборудования компьютерных сетей: рабочей станции, сервера, модема, сетевого адаптера концентратора, моста, шлюза, маршрутизатора»

Введение

На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров, и более 80% из них объединены в различные информационно-вычислительные сети, от малых локальных сетей в офисах, до глобальных сетей типа Internet.

Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений (факсов, Е – Маil писем и прочего) не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же обмен информацией между компьютерами разных фирм производителей работающих под разным программным обеспечением.

Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе вычислительная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускорение производственного процесса не дают нам право не принимать это к разработке и не применять их на практике.

Поэтому необходимо разработать принципиальное решение вопроса по организации ИВС (информационно-вычислительной сети) на базе уже существующего компьютерного парка и программного комплекса, отвечающего современным научно-техническим требованиям, с учетом возрастающих потребностей и возможностью дальнейшего постепенного развития сети в связи с появлением новых технических и программных решений.

Под ЛВС понимают совместное подключение нескольких отдельных компьютерных рабочих мест (рабочих станций) к единому каналу передачи данных.

Благодаря вычислительным сетям мы получили возможность одновременного использования программ и баз данных несколькими пользователями.

Понятие локальная вычислительная сеть – ЛВС (англ. LAN – Local Агеа Network) относится к географически ограниченным (территориально или производственно) аппаратно-программным реализациям, в которых несколько компьютерных систем связанны друг с другом с помощью соответствующих средств коммуникаций.

Благодаря такому соединению пользователь может взаимодействовать с другими рабочими станциями, подключенными к этой ЛВС.

В производственной практике ЛВС играют очень большую роль.

Посредством ЛВС в систему объединяются персональные компьютеры, расположенные на многих удаленных рабочих местах, которые используют совместно оборудование, программные средства и информацию. Рабочие места сотрудников перестают быть изолированными и объединяются в единую систему. Рассмотрим преимущества, получаемые при сетевом объединении персональных компьютеров в виде внутрипроизводственной вычислительной сети.

Разделение ресурсов

Разделение ресурсов позволяет экономно использовать ресурсы, например, управлять периферийными устройствами, такими как лазерные печатающие устройства, со всех присоединенных рабочих станций.

Разделение данных.

Разделение данных предоставляет возможность доступа и управления базами данных с периферийных рабочих мест, нуждающихся в информации.

Разделение программных средств

Разделение программных средств предоставляет возможность одновременного использования централизованных, ранее установленных программных средств.

Разделение ресурсов процессора.

При разделении ресурсов процессора возможно использование вычислительных мощностей для обработки данных другими системами, входящими в сеть, Предоставляемая возможность заключается в том, что на имеющиеся ресурсы не «набрасываются» моментально, а только лишь через специальный процессор, доступный каждой рабочей станции.

Многопользовательский режим

Многопользовательские свойства системы содействуют одновременному использованию централизованных прикладных программных средств, ранее установленных и управляемых, например, если пользователь системы работает с другим заданием, то текущая выполняемая работа отодвигается на задний план.

Рабочая станция

Рабочая станция (англ.workstation ) - комплекс технических и программных средств, предназначенных для решения определенного круга задач.

Рабочая станция как место работы специалиста представляет собой полноценный компьютер или компьютерный терминал (устройства ввода-вывода, отделённые и часто удалённые от управляющего компьютера), набор необходимого ПО, по необходимости дополняемые вспомогательным оборудованием: печатающее устройство, внешнее устройство хранения данных на магнитных и/или оптических носителях, сканерштрих-кода и пр.

В отечественной литературе также использовался термин АРМ (автоматизированное рабочее место), но в более узком смысле, чем «рабочая станция».

Также термином «рабочая станция» обозначают компьютер в составе локальной вычислительной сети (ЛВС) по отношению к серверу. Компьютеры в локальной сети подразделяются на рабочие станции и серверы. На рабочих станциях пользователи решают прикладные задачи (работают в базах данных, создают документы, делают расчёты). Сервер обслуживает сеть и предоставляет собственные ресурсы всем узлам сети, в том числе и рабочим станциям.

Существуют достаточно устойчивые признаки конфигураций рабочих станций, предназначенных для решения определённого круга задач, что позволяет обособлять их в отдельный профессиональный подкласс: мультимедиа (обработка изображений, видео, звука), САПР, ГИС, полевая работа и пр. Каждый такой подкласс может иметь присущие ему особенности и уникальные компоненты (в скобках даны примеры областей использования): большой размер видеомонитора и/или несколько мониторов (САПР, ГИС, биржа), быстродействующая графическая плата (кинематограф и мультипликация, компьютерные игры), большой объём накопителей данных (фотограмметрия, мультипликация), наличие сканера (фотография), защищённое исполнение (вооружённые силы, полевые работы) и пр.

Сервер

Сервером называется компьютер, выделенный из группы персональных компьютеров (или рабочих станций ) для выполнения какой-либо сервисной задачи без непосредственного участия человека. Сервер и рабочая станция могут иметь одинаковую аппаратную конфигурацию, так как различаются лишь по участию в своей работе человека за консолью.

Некоторые сервисные задачи могут выполняться на рабочей станции параллельно с работой пользователя. Такую рабочую станцию условно называют невыделенным сервером .

Консоль (обычно - монитор/клавиатура/мышь) и участие человека необходимы серверам только на стадии первичной настройки, при аппаратно-техническом обслуживании и управлении в нештатных ситуациях (штатно, большинство серверов управляются удаленно). Для нештатных ситуаций серверы обычно обеспечиваются одним консольным комплектом на группу серверов (с коммутатором, например KVM-переключателем, или без такового).

В результате специализации, серверное решение может получить консоль в упрощенном виде (например, коммуникационный порт), или потерять ее вовсе (в этом случае первичная настройка и нештатное управление могут выполняться только через сеть, а сетевые настройки могут быть сброшены в состояние по умолчанию).

Специализация серверного оборудования идет несколькими путями, выбор того в каком направлении идти каждый производитель определяет для себя сам. Большинство специализаций удорожают оборудование.

Серверное оборудование, как правило, комплектуется более надежными элементами:

  • памятью с повышенной устойчивостью к сбоям, например для i386-совместимых компьютеров, память, предназначенная для серверов, имеет технологию коррекции ошибок (ECC англ. Error Checking and Correction ). На некоторых других платформах, например SPARC (Sun Microsystems), коррекцию ошибок имеет вся память.
  • резервированием, в том числе:
    • блоков питания (в том числе с горячим подключением)
    • жестких дисков (RAID; в том числе с горячими подключением и заменой). Не путать с «RAID»-системами обычных компьютеров.
  • более продуманным охлаждением (функцией)

Серверы (и другое оборудование), которые требуется устанавливать на некоторое стандартное шасси (например, в 19-дюймовые стойки и шкафы) приводятся к стандартным размерам и снабжаются необходимыми крепежными элементами.

Серверы, не требующие высокой производительности и большого количества внешних устройств зачастую уменьшают в размерах. Часто это уменьшение сопровождается уменьшением ресурсов.

В так называемом «промышленном исполнении», кроме уменьшенных размеров, корпус имеет бо́льшую прочность, защищенность от пыли (снабжен сменными фильтрами), влажности и вибрации, а также имеет дизайн кнопок, предотвращающий случайные нажатия.

Конструктивно аппаратные серверы могут исполняться в настольном, напольном, стоечном и потолочном вариантах. Последний вариант обеспечивает наибольшую плотность размещения вычислительных мощностей на единицу площади, а также максимальную масштабируемость. С конца 1990-х всё большую популярность в системах высокой надёжности и масштабируемости получили так называемые блэйд-серверы (от англ.blade - лезвие ) - компактные модульные устройства, позволяющие сократить расходы на электропитание, охлаждение, обслуживание и т. п…

По ресурсам (частота и количество процессоров, количество памяти, количество и производительность жестких дисков, производительность сетевых адаптеров) серверы специализируются в двух противоположных направлениях - наращивании ресурсов и их уменьшении.

Наращивание ресурсов преследует целью увеличение емкости (например, специализация для файл-сервера) и производительности сервера. Когда производительность достигает некоторого предела, дальнейшее наращивание продолжают другими методами, например, распараллеливанием задачи между несколькими серверами.

Уменьшение ресурсов преследует цели уменьшения размеров и энергопотребления серверов.

Крайней степенью специализации серверов являются, так называемые аппаратные решения (аппаратные роутеры, сетевые дисковые массивы, аппаратные терминалы и т. п.). Аппаратное обеспечение таких решений строится «с нуля» или перерабатывается из существующей компьютерной платформы без учета совместимости, что делает невозможным использование устройства со стандартным программным обеспечением.

Программное обеспечение в аппаратных решениях загружается в постоянную и/или энергонезависимую память производителем.

Аппаратные решения, как правило, более надежны в работе, чем обычные серверы, но менее гибки и универсальны. По цене, аппаратные решения могут быть как дешевле, так и дороже серверов, в зависимости от класса оборудования.

Последнее время, распространилось большое количество бездисковых серверных решений, на базе компьютеров (как правило x86) формфактора Mini-ITX и меньше cо специализированной переработкой GNU/Linux на SSD-диске (ATA-флэш или флеш-карте), позиционируемых как «аппаратные решения». Данные решения не принадлежат к классу аппаратных, а являются обычными специализированными серверами. В отличие от (более дорогих) аппаратных решений они наследуют проблемы платформы и программных решений, на которых основаны.

Модем

Модем (аббревиатура, составленная из слов модулятор-демодулятор) - устройство, применяющееся в системах связи и выполняющее функцию модуляции и демодуляции. Модулятор осуществляет модуляцию несущего сигнала, то есть изменяет его характеристики в соответствии с изменениями входного информационного сигнала, демодулятор осуществляет обратный процесс. Частным случаем модема является широко применяемое периферийное устройство для компьютера, позволяющее ему связываться с другим компьютером, оборудованным модемом, через телефонную сеть (телефонный модем) или кабельную сеть (кабельный модем).

Модем выполняет функцию оконечного оборудования линии связи. При этом формирование данных для передачи и обработку принимаемых данных осуществляет терминальное оборудование, в простейшем случае - персональный компьютер.

Типы модемов для компьютеров

По исполнению:

  • внешние - подключаются через COM, USB порт или стандартный разъем в сетевой карте RJ-45 обычно имеют внешний блок питания (существуют USB-модемы, питающиеся от USB и LPT-модемы).
  • внутренние - устанавливаются внутрь компьютера в слот ISA, PCI, PCI-E, PCMCIA, AMR, CNR
  • встроенные - являются внутренней частью устройства, например ноутбука или док-станции.

По принципу работы:

  • аппаратные - все операции преобразования сигнала, поддержка физических протоколов обмена, производятся встроенным в модем вычислителем (например с использованием DSP, контроллера). Так же в аппаратном модеме присутствует ПЗУ, в котором записана микропрограмма, управляющая модемом.
  • Софт-модем, винмодемы (англ.Host based soft - modem ) - аппаратные модемы, лишённые ПЗУ с микропрограммой. Микропрограмма такого модема хранится в памяти компьютера, к которому подключён (или в котором установлен) модем. При этом в модеме находится аналоговая схема и преобразователи: АЦП, ЦАП, контроллер интерфейса (например USB). Работоспособен только при наличии драйверов которые обрабатывают все операции по кодированию сигнала, проверке на ошибки и управление протоколами, соответственно реализованы программно и производятся центральным процессором компьютера. Изначально имелись только версии для операционных систем семейства MS Windows, откуда и появилось второе название.
  • полупрограммные (Controller based soft-modem) - модемы, в которых часть функций модема выполняет компьютер, к которому подключён модем.

По виду соединения:

  • Модемы для коммутируемых телефонных линий - наиболее распространённый тип модемов
  • ISDN - модемы для цифровых коммутируемых телефонных линий
  • DSL - используются для организации выделенных (некоммутируемых) линий используя обычную телефонную сеть. Отличаются от коммутируемых модемов тем, что используют другой частотный диапазон, а также тем, что по телефонным линиям сигнал передается только до АТС. Обычно позволяют одновременно с обменом данными осуществлять использование телефонной линии в обычном порядке.
  • Кабельные - используются для обмена данными по специализированным кабелям - к примеру, через кабель коллективного телевидения по протоколу DOCSIS.
  • Сотовые - работают по протоколам сотовой связи - GPRS, EDGE, 3G, 4G и т. п. Часто имеют исполнения в виде USB-брелока. В качестве таких модемов также часто используют терминалы мобильной связи.
  • Спутниковые
  • PLC - используют технологию передачи данных по проводам бытовой электрической сети.

Наиболее распространены в настоящее время:

  • внутренний программный модем
  • внешний аппаратный модем
  • встроенные в ноутбуки модемы.

Сетевой адаптер

Сетевой адаптер , также известный как сетевая карта, Сетевая плата, Ethernet-адаптер, NIC (англ.network interface controller ) - периферийное устройство, позволяющее компьютеру взаимодействовать с другими устройствами сети.

Типы

По конструктивной реализации сетевые платы делятся на:

  • внутренние - отдельные платы, вставляющиеся в PCI, ISA или PCI-E слот;
  • внешние, подключающиеся через USB или PCMCIA интерфейс, преимущественно использующиеся в ноутбуках;
  • встроенные в материнскую плату.

На 10-мегабитных сетевых платах для подключения к локальной сети используются 3 типа разъёмов:

  • 8P8C для витой пары;
  • BNC-коннектор для тонкого коаксиального кабеля;
  • 15-контактный разъём трансивера для толстого коаксиального кабеля.

Эти разъёмы могут присутствовать в разных комбинациях, иногда даже все три сразу, но в любой данный момент работает только один из них.

На 100-мегабитных платах устанавливают только разъём для витой пары (8P8C, ошибочно называемый RJ-45).

Рядом с разъёмом для витой пары устанавливают один или несколько информационных светодиодов, сообщающих о наличии подключения и передаче информации.

Одной из первых массовых сетевых карт стала серия NE1000/NE2000 фирмы Novell, а также немало в конце 1980-х было советских клонов сетевых карт с разъемом BNC, которые выпускались с различными советскими компьютерами и отдельно.

Параметры сетевого адаптера

При конфигурировании карты сетевого адаптера могут быть доступны следующие параметры:

  • номер линии запроса на аппаратное прерывание IRQ
  • номер канала прямого доступа к памяти DMA (если поддерживается)
  • базовый адрес ввода/вывода
  • базовый адрес памяти ОЗУ (если используется)
  • поддержка стандартов автосогласования дуплекса/полудуплекса, скорости
  • поддержка теггрированных пакетов VLAN (802.1q) с возможностью фильтрации пакетов заданного VLAN ID
  • параметры WOL (Wake-on-LAN)

В зависимости от мощности и сложности сетевой карты она может реализовывать вычислительные функции (преимущественно подсчёт и генерацию контрольных сумм кадров) аппаратно либо программно (драйвером сетевой карты с использованием центрального процессора).

Серверные сетевые карты могут поставляться с двумя (и более) сетевыми разъёмами. Некоторые сетевые карты (встроенные в материнскую плату) также обеспечивают функции межсетевого экрана (например, nforce).

Функции и характеристики сетевых адаптеров

Сетевой адаптер (Network Interface Card, NIC) вместе со своим драйвером реализует второй, канальный уровень модели открытых систем в конечном узле сети - компьютере. Более точно, в сетевой операционной системе пара адаптер и драйвер выполняет только функции физического и МАС-уровней, в то время как LLC-уровень обычно реализуется модулем операционной системы, единым для всех драйверов и сетевых адаптеров. Собственно так оно и должно быть в соответствии с моделью стека протоколов IEEE 802. Например, в ОС Windows NT уровень LLC реализуется в модуле NDIS, общем для всех драйверов сетевых адаптеров, независимо от того, какую технологию поддерживает драйвер.

Сетевой адаптер совместно с драйвером выполняют две операции: передачу и прием кадра. Передача кадра из компьютера в кабель состоит из перечисленных ниже этапов (некоторые могут отсутствовать, в зависимости от принятых методов кодирования):

  • Прием кадра данных LLC через межуровневый интерфейс вместе с адресной информацией МАС-уровня. Обычно взаимодействие между протоколами внутри компьютера происходит через буферы, расположенные в оперативной памяти. Данные для передачи в сеть помещаются в эти буферы протоколами верхних уровней, которые извлекают их из дисковой памяти либо из файлового кэша с помощью подсистемы ввода/вывода операционной системы.
  • Оформление кадра данных МАС-уровня, в который инкапсулируется кадр LLC (с отброшенными флагами 01111110). Заполнение адресов назначения и источника, вычисление контрольной суммы.
  • Формирование символов кодов при использовании избыточных кодов типа 4В/5В. Скрэмблирование кодов для получения более равномерного спектра сигналов. Этот этап используется не во всех протоколах - например, технология Ethernet 10 Мбит/с обходится без него.
  • Выдача сигналов в кабель в соответствии с принятым линейным кодом - манчестерским, NRZ1. MLT-3 и т. п.

Прием кадра из кабеля в компьютер включает следующие действия:

  • Прием из кабеля сигналов, кодирующих битовый поток.
  • Выделение сигналов на фоне шума. Эту операцию могут выполнять различные специализированные микросхемы или сигнальные процессоры DSP. В результате в приемнике адаптера образуется некоторая битовая последовательность, с большой степенью вероятности совпадающая с той, которая была послана передатчиком.
  • Если данные перед отправкой в кабель подвергались скрэмблированию, то они пропускаются через дескрэмблер, после чего в адаптере восстанавливаются символы кода, посланные передатчиком.
  • Проверка контрольной суммы кадра. Если она неверна, то кадр отбрасывается, а через межуровневый интерфейс наверх, протоколу LLC передается соответствующий код ошибки. Если контрольная сумма верна, то из МАС-кадра извлекается кадр LLC и передается через межуровневый интерфейс наверх, протоколу LLC. Кадр LLC помещается в буфер оперативной памяти.

Распределение обязанностей между сетевым адаптером и его драйвером стандартами не определяется, поэтому каждый производитель решает этот вопрос самостоятельно. Обычно сетевые адаптеры делятся на адаптеры для клиентских компьютеров и адаптеры для серверов.

В адаптерах для клиентских компьютеров значительная часть работы перекладывается на драйвер, тем самым адаптер оказывается проще и дешевле. Недостатком такого подхода является высокая степень загрузки центрального процессора компьютера рутинными работами по передаче кадров из оперативной памяти компьютера в сеть. Центральный процессор вынужден заниматься этой работой вместо выполнения прикладных задач пользователя.

Поэтому адаптеры, предназначенные для серверов, обычно снабжаются собственными процессорами, которые самостоятельно выполняют большую часть работы по передаче кадров из оперативной памяти в сеть и в обратном направлении. Примером такого адаптера может служить сетевой адаптер SMS EtherPower со встроенным процессором Intel i960.

В зависимости от того, какой протокол реализует адаптер, адаптеры делятся на Ethernet-адаптеры, Token Ring-адаптеры, FDDI-адаптеры и т. д. Так как протокол Fast Ethernet позволяет за счет процедуры автопереговоров автоматически выбрать скорость работы сетевого адаптера в зависимости от возможностей концентратора, то многие адаптеры Ethernet сегодня поддерживают две скорости работы и имеют в своем названии приставку 10/100. Это свойство некоторые производители называют авточувствительностью.

Сетевой адаптер перед установкой в компьютер необходимо конфигурировать. При конфигурировании адаптера обычно задаются номер прерывания IRQ, используемого адаптером, номер канала прямого доступа к памяти DMA (если адаптер поддерживает режим DMA) и базовый адрес портов ввода/вывода.

Если сетевой адаптер, аппаратура компьютера и операционная система поддерживают стандарт Plug-and-Play, то конфигурирование адаптера и его драйвера осуществляется автоматически. В противном случае нужно сначала сконфигурировать сетевой адаптер, а затем повторить параметры его конфигурации для драйвера. В общем случае, детали процедуры конфигурирования сетевого адаптера и его драйвера по многом зависят от производителя адаптера, а также от возможностей шины, для которой разработан адаптер.

Классификация сетевых адаптеров

В качестве примера классификации адаптеров используем подход фирмы 3Com, имеющей репутацию лидера в области адаптеров Ethernet. Фирма 3Com считает, что сетевые адаптеры Ethernet прошли в своем развитии три поколения.

Адаптеры первого поколения были выполнены на дискретных логических микросхемах, в результате чего обладали низкой надежностью. Они имели буферную память только на один кадр, что приводило к низкой производительности адаптера, так как все кадры передавались из компьютера в сеть или из сети в компьютер последовательно. Кроме этого, задание конфигурации адаптера первого поколения происходило вручную, с помощью перемычек. Для каждого типа адаптеров использовался свой драйвер, причем интерфейс между драйвером и сетевой операционной системой не был стандартизирован.

В сетевых адаптерах второго поколения для повышения производительности стали применять метод многокадровой буферизации. При этом следующий кадр загружается из памяти компьютера в буфер адаптера одновременно с передачей предыдущего кадра в сеть. В режиме приема, после того как адаптер полностью принял один кадр, он может начать передавать этот кадр из буфера в память компьютера одновременно с приемом другого кадра из сети.

В сетевых адаптерах второго поколения широко используются микросхемы с высокой степенью интеграции, что повышает надежность адаптеров. Кроме того, драйверы этих адаптеров основаны на стандартных спецификациях. Адаптеры второго поколении обычно поставляются с драйверами, работающими как в стандарте NDIS (спецификация интерфейса сетевого драйвера), разработанном фирмами 3Com и Microsoft и одобренном IBM, так и в стандарте ODI (интерфейс открытого драйвера), разработанном фирмой Novell.

В сетевых адаптерах третьего поколения (к ним фирма 3Com относит свои адаптеры семейства EtherLink III) осуществляется конвейерная схема обработки кадров. Она заключается в том, что процессы приема кадра из оперативной памяти компьютера и передачи его в сеть совмещаются во времени. Таким образом, после приема нескольких первых байт кадра начинается их передача. Это существенно (на 25-55 %) повышает производительность цепочки оперативная память - адаптер - физический канал - адаптер - оперативная память. Такая схема очень чувствительна к порогу начала передачи, то есть к количеству байт кадра, которое загружается в буфер адаптера перед началом передачи в сеть. Сетевой адаптер третьего поколения осуществляет самонастройку этого параметра путем анализа рабочей среды, а также методом расчета, без участия администратора сети.

Самонастройка обеспечивает максимально возможную производительность для конкретного сочетания производительности внутренней шины компьютера, его системы прерываний и системы прямого доступа к памяти.

Адаптеры третьего поколения базируются на специализированных интегральных схемах (ASIC), что повышает производительность и надежность адаптера при одновременном снижении его стоимости. Компания 3Com назвала свою технологию конвейерной обработки кадров Parallel Tasking, другие компании также реализовали похожие схемы в своих адаптерах. Повышение производительности канала «адаптер-память» очень важно для повышения производительности сети в целом, так как производительность сложного маршрута обработки кадров, включающего, например, концентраторы, коммутаторы, маршрутизаторы, глобальные каналы связи и т. п., всегда определяется производительностью самого медленного элемента этого маршрута. Следовательно, если сетевой адаптер сервера или клиентского компьютера работает медленно, никакие быстрые коммутаторы не смогут повысить скорость работы сети.

Выпускаемые сегодня сетевые адаптеры можно отнести к четвертому поколению. В эти адаптеры обязательно входит ASIC, выполняющая функции МАС-уровня, скорость развита до 1 гБит/сек, а также большое количество высокоуровневых функций. В набор таких функций может входить поддержка агента удаленного мониторинга RMON, схема приоритезации кадров, функции дистанционного управления компьютером и т. п. В серверных вариантах адаптеров почти обязательно наличие мощного процессора, разгружающего центральный процессор. Примером сетевого адаптера четвертого поколения может служить адаптер компании 3Com Fast EtherLink XL 10/100.

Сетевой концентратор

Сетевой концентратор или Хаб (жарг. от англ.hub - центр деятельности) - сетевое устройство, предназначенное для объединения нескольких устройств Ethernet в общий сегмент сети. Устройства подключаются при помощи витой пары, коаксиального кабеля или оптоволокна. Термин концентратор (хаб) применим также к другим технологиям передачи данных: USB, FireWire и пр.

В настоящее время хабы почти не выпускаются - им на смену пришли сетевые коммутаторы (свитчи), выделяющие каждое подключённое устройство в отдельный сегмент. Сетевые коммутаторы ошибочно называют «интеллектуальными концентраторами».

Принцип работы

Концентратор работает на физическом уровне сетевой модели OSI, повторяет приходящий на один порт сигнал на все активные порты. В случае поступления сигнала на два и более порта одновременно возникает коллизия, и передаваемые кадры данных теряются. Таким образом, все подключённые к концентратору устройства находятся в одном домене коллизий. Концентраторы всегда работают в режиме полудуплекса, все подключённые устройства Ethernet разделяют между собой предоставляемую полосу доступа.

Многие модели концентраторов имеют простейшую защиту от излишнего количества коллизий, возникающих по причине одного из подключённых устройств. В этом случае они могут изолировать порт от общей среды передачи. По этой причине, сетевые сегменты, основанные на витой паре, гораздо стабильнее в работе сегментов на коаксиальном кабеле, поскольку в первом случае каждое устройство может быть изолировано концентратором от общей среды, а во втором случае несколько устройств подключаются при помощи одного сегмента кабеля, и, в случае большого количества коллизий, концентратор может изолировать лишь весь сегмент.

В последнее время концентраторы используются достаточно редко, вместо них получили распространение коммутаторы - устройства, работающие на канальном уровне модели OSI и повышающие производительность сети путём логического выделения каждого подключённого устройства в отдельный сегмент, домен коллизии.

Характеристики сетевых концентраторов
  • Количество портов - разъёмов для подключения сетевых линий, обычно выпускаются концентраторы с 4, 5, 6, 8, 16, 24 и 48 портами (наиболее популярны с 4, 8 и 16). Концентраторы с большим количеством портов значительно дороже. Однако концентраторы можно соединять каскадно друг к другу, наращивая количество портов сегмента сети. В некоторых для этого предусмотрены специальные порты.
  • Скорость передачи данных - измеряется в Мбит/с, выпускаются концентраторы со скоростью 10, 100 и 1000. Кроме того, в основном распространены концентраторы с возможностью изменения скорости, обозначаются как 10/100/1000 Мбит/с. Скорость может переключаться как автоматически, так и с помощью перемычек или переключателей. Обычно, если хотя бы одно устройство присоединено к концентратору на скорости нижнего диапазона, он будет передавать данные на все порты с этой скоростью.
  • Тип сетевого носителя - обычно это витая пара или оптоволокно, но существуют концентраторы и для других носителей, а также смешанные, например для витой пары и коаксиального кабеля.

Сетевой мост

Мост , сетевой мост, бридж (жарг., с англ.bridge ) - сетевое оборудование для объединения сегментов локальной сети. Сетевой мост работает на канальном уровне (L2) модели OSI, обеспечивая ограничение домена коллизий (в случае сети Ethernet). Мосты направляют фреймы данных в соответствии с MAC-адресами фреймов. Формальное описание сетевого моста приведено в стандарте IEEE 802.1D

Различия между коммутаторами и мостами

В общем случае коммутатор (свитч) и мост аналогичны по функциональности; разница заключается во внутреннем устройстве: мосты обрабатывают трафик, используя центральный процессор, коммутатор же использует коммутационную матрицу (аппаратную схему для коммутации пакетов). В настоящее время мосты практически не используются (так как для работы требуют производительный процессор), за исключением ситуаций, когда связываются сегменты сети с разной организацией первого уровня, например, между xDSL соединениями, оптикой, Ethernet’ом. В случае SOHO-оборудования, режим прозрачной коммутации часто называют «мостовым режимом» (bridging).

Функциональные возможности

Мост обеспечивает:

  • ограничение домена коллизий
  • задержку фреймов, адресованных узлу в сегменте отправителя
  • ограничение перехода из домена в домен ошибочных фреймов:
    • карликов (фреймов меньшей длины, чем допускается по стандарту (64 байта))
    • фреймов с ошибками в CRC
    • фреймов с признаком «коллизия»
    • затянувшихся фреймов (размером больше, чем разрешено стандартом)

Мосты "изучают" характер расположения сегментов сети путем построения адресных таблиц вида "Интерфейс:MAC-адрес", в которых содержатся адреса всех сетевых устройств и сегментов, необходимых для получения доступа к данному устройству.

Мосты увеличивают латентность сети на 10-30%. Это увеличение латентности связано с тем, что мосту при передаче данных требуется дополнительное время на принятие решения. Мост рассматривается как устройство с функциями хранения и дальнейшей отправки, поскольку он должен проанализировать поле адреса пункта назначения фрейма и вычислить контрольную сумму CRC в поле контрольной последовательности фрейма перед отправкой фрейма на все порты. Если порт пункта назначения в данный момент занят, то мост может временно сохранить фрейм до освобождения порта.
Для выполнения этих операций требуется некоторое время, что замедляет процесс передачи и увеличивает латентность.

Программная реализация

Режим бриджинга присутствует в некоторых видах высокоуровневого сетевого оборудования и операционных систем, где используется для «логического объединения» нескольких портов в единое целое (с точки зрения вышестоящих протоколов), превращая указанные порты в виртуальный коммутатор. В Windows XP/2003 этот режим называется «подключения типа мост». В операционной системе Linux при объединении интерфейсов в мост создаётся новый интерфейс brN (N - порядковый номер, начиная с нуля - br0), при этом исходные интерфейсы находятся в состоянии down (с точки зрения ОС). Для создания мостов используется пакет bridge-utils, входящий в большинство дистрибутивов Linux.

Шлюз

Сетевой шлюз

Сетевой шлюз - аппаратный маршрутизатор (англ.gateway ) или программное обеспечение для сопряжения компьютерных сетей, использующих разные протоколы (например, локальной и глобальной).

Описание

Сетевой шлюз конвертирует протоколы одного типа физической среды в протоколы другой физической среды (сети). Например, при соединении локального компьютера с сетью Интернет вы используете сетевой шлюз.

Роутеры (маршрутизаторы) являются одним из примеров аппаратных сетевых шлюзов.

Сетевые шлюзы работают почти на всех известных операционных системах. Основная задача сетевого шлюза - конвертировать протокол между сетями. Роутер сам по себе принимает, проводит и отправляет пакеты только среди сетей, использующих одинаковые протоколы. Сетевой шлюз может с одной стороны принять пакет, сформатированный под один протокол (например Apple Talk) и конвертировать в пакет другого протокола (например TCP/IP) перед отправкой в другой сегмент сети. Сетевые шлюзы могут быть аппаратным решением, программным обеспечением или тем и другим вместе, но обычно это программное обеспечение, установленное на роутер или компьютер. Сетевой шлюз должен понимать все протоколы, используемые роутером. Обычно сетевые шлюзы работают медленнее, чем сетевые мосты, коммутаторы и обычные роутеры. Сетевой шлюз - это точка сети, которая служит выходом в другую сеть. В сети Интернет узлом или конечной точкой может быть или сетевой шлюз, или хост. Интернет-пользователи и компьютеры, которые доставляют веб-страницы пользователям - это хосты, а узлы между различными сетями - это сетевые шлюзы. Например, сервер, контролирующий трафик между локальной сетью компании и сетью Интернет - это сетевой шлюз.

В крупных сетях сервер, работающий как сетевой шлюз, обычно интегрирован с прокси-сервером и межсетевым экраном. Сетевой шлюз часто объединен с роутером, который управляет распределением и конвертацией пакетов в сети.

Сетевой шлюз может быть специальным аппаратным роутером или программным обеспечением, установленным на обычный сервер или персональный компьютер. Большинство компьютерных операционных систем использует термины, описанные выше. Компьютеры под Windows обычно используют встроенный мастер подключения к сети, который по указанным параметрам сам устанавливает соединение с локальной или глобальной сетью. Такие системы могут также использовать DHCP-протокол. Dynamic Host Configuration Protocol (DHCP) - это протокол, который обычно используется сетевым оборудованием чтобы получить различные данные, необходимые клиенту для работы с протоколом IP. С использованием этого протокола добавление новых устройств и сетей становится простым и практически автоматическим.

Интернет-шлюз - программный сетевой шлюз, распределяющий и контролирующий доступ в сеть Интернет среди клиентов локальной сети (пользователей).

Описание

Интернет-шлюз, как правило, это программное обеспечение, призванное организовать из локальной сети доступ к сети Интернет. Программа является рабочим инструментом системного администратора, позволяя ему контролировать трафик и действия сотрудников. Обычно Интернет-шлюз позволяет распределять доступ среди пользователей, вести учёт трафика, ограничивать доступ отдельным пользователям или группам пользователей к ресурсам в Интернет. Интернет-шлюз может содержать в себе прокси-сервер, межсетевой экран, почтовый сервер, шейпер, антивирус и другие сетевые утилиты. Интернет-шлюз может работать как на одном из компьютеров сети, так и на отдельном сервере. Шлюз устанавливается как программное обеспечение на машину с операционной системой (например, Kerio winroute firewall на Windows), либо на пустой компьютер с развертыванием встроенной операционной системы (такой, как Ideco ICS с встроенным linux).

Программные интернет-шлюзы
  • Microsoft ISA Server
  • Kerio Winroute Firewall
  • Traffic Inspector
  • Usergate
  • Ideco Internet Control Server
  • TMeter

Маршрутизатор

Маршрутизатор или роутер , рутер (от англ.route ), - сетевое устройство, на основании информации о топологии сети и определённых правил, принимающее решения о пересылке пакетов сетевого уровня (уровень 3 модели OSI) между различными сегментами сети.

Работает на более высоком уровне, нежели коммутатор и сетевой мост.

Принцип работы

Обычно маршрутизатор использует адрес получателя, указанный в пакетах данных, и определяет по таблице маршрутизации путь, по которому следует передать данные. Если в таблице маршрутизации для адреса нет описанного маршрута, пакет отбрасывается.

Существуют и другие способы определения маршрута пересылки пакетов, когда, например, используется адрес отправителя, используемые протоколы верхних уровней и другая информация, содержащаяся в заголовках пакетов сетевого уровня. Нередко маршрутизаторы могут осуществлять трансляцию адресов отправителя и получателя, фильтрацию транзитного потока данных на основе определённых правил с целью ограничения доступа, шифрование/дешифрование передаваемых данных и т.д

Таблица маршрутизации

Таблица маршрутизации содержит информацию, на основе которой маршрутизатор принимает решение о дальнейшей пересылке пакетов. Таблица состоит из некоторого числа записей - маршрутов, в каждой из которых содержится адрес сети получателя, адрес следующего узла, которому следует передавать пакеты и некоторый вес записи - метрика. Метрики записей в таблице играют роль в вычислении кратчайших маршрутов к различным получателям. В зависимости от модели маршрутизатора и используемых протоколов маршрутизации, в таблице может содержаться некоторая дополнительная служебная информация. Например:

192.168.64.0/16 via 192.168.1.2, 00:34:34, FastEthernet0/0.1 где 192.168.64.0/16 - сеть назначения, 110/- административное расстояние /49 - метрика маршрута, 192.168.1.2 - адрес следующего маршрутизатора, которому следует передавать пакеты для сети 192.168.64.0/16, 00:34:34 - время, в течение которого был известен этот маршрут, FastEthernet0/0.1 - интерфейс маршрутизатора, через который можно достичь «соседа» 192.168.1.2.

Таблица маршрутизации может составляться двумя способами:

  • статическая маршрутизация - когда записи в таблице вводятся и изменяются вручную. Такой способ требует вмешательства администратора каждый раз, когда происходят изменения в топологии сети. С другой стороны, он является наиболее стабильным и требующим минимума аппаратных ресурсов маршрутизатора для обслуживания таблицы.
  • динамическая маршрутизация - когда записи в таблице обновляются автоматически при помощи одного или нескольких протоколов маршрутизации - RIP, OSPF, IGRP, EIGRP, IS-IS, BGP, и др. Кроме того, маршрутизатор строит таблицу оптимальных путей к сетям назначения на основе различных критериев - количества промежуточных узлов, пропускной способности каналов, задержки передачи данных и т. п. Критерии вычисления оптимальных маршрутов чаще всего зависят от протокола маршрутизации, а также задаются конфигурацией маршрутизатора. Такой способ построения таблицы позволяет автоматически держать таблицу маршрутизации в актуальном состоянии и вычислять оптимальные маршруты на основе текущей топологии сети. Однако динамическая маршрутизация оказывает дополнительную нагрузку на устройства, а высокая нестабильность сети может приводить к ситуациям, когда маршрутизаторы не успевают синхронизировать свои таблицы, что приводит к противоречивым сведениям о топологии сети в различных её частях и потере передаваемых данных.

Зачастую для построения таблиц маршрутизации используют теорию графов.

Применение

Маршрутизаторы помогают уменьшить загрузку сети, благодаря её разделению на домены коллизий или широковещательные домены, а также благодаря фильтрации пакетов. В основном их применяют для объединения сетей разных типов, зачастую несовместимых по архитектуре и протоколам, например для объединения локальных сетей Ethernet и WAN-соединений, использующих протоколы xDSL, PPP, ATM, Frame relay и т. д. Нередко маршрутизатор используется для обеспечения доступа из локальной сети в глобальную сеть Интернет, осуществляя функции трансляции адресов и межсетевого экрана.

В качестве маршрутизатора может выступать как специализированное (аппаратное) устройство (характерные представители Cisco, Juniper), так и обычный компьютер, выполняющий функции маршрутизатора. Существует несколько пакетов программного обеспечения (в большинстве случаев на основе ядра Linux) с помощью которого можно превратить ПК в высокопроизводительный и многофункциональный маршрутизатор, например Quagga.

Список литературы.

1. Крейг Закер – Компьютерные сети. Модернизация и поиск неисправностей. Изд. BHV. 2001 г.

2. Материалы из Википедии – свободной энциклопедии http://ru.wikipedia.org

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Чуть ранее в статье , я упоминал такую штуку как сервер, но подробно на этом внимание не заострял. Ну, server он и есть server (типа, всем и так понятно). Из-за этого, как мне кажется, могло возникнуть недопонимание, а потому пришла пора исправить ситуацию.

Итак, что же такое сервер? На самом деле, это вещь (а иногда и программа) без которой не было бы интернета. В общем понимании сервер — это рабочая станция (по сути обычный компьютер), которая по большей части работает без участия человека (разве что требуется его изначальная настройка).

Работа его заключается в выполнении специальных сервисных программ («serve» — значит служить), которые зачастую и определяют назначение этого устройства. Т.е. по сути — это служебный компьютер . С понятием сервера тесно связано , о котором мы уже говорили, ведь именно на них размещены все сайты интернета. Понятно? Нет? Ну, тогда чутка поподробнее...

Server — это служебный компьютер

Путаница в головах пользователей возникает в основном потому, что под термином сервер можно понимать, как аппаратную часть компьютера (часто довольно специализированного — с большим объемом оперативной и твердотельной памяти, мощным серверным процессором, но без мыши, клавиатуры и монитора — просто ящик, зачастую в стоечном исполнении):

Сервера различают по «мощности» (и емкости) входящих в них компонентов. Когда для выполнения какой-либо задачи (например, размещения сильно посещаемого сайта) возможностей даже самой продвинутой машины не хватает (с максимум памяти и процессоров), то имеется возможность распределения нагрузки используя связку серверов и соответствующее ПО.

Для чего чаще всего используются сервера?

Ну, например, игровые бывают сервера. Их «поднимают», чтобы играть в онлайн-игры (типа Доты, Воркрафта и др.) сразу большому числу людей подключаемых к нему со своих ПК. Еще бывают домашние сервера, например, для хранения и раздачи мультимедия домочадцам.

Но все же самыми распространенными, наверное, являются «служебные компьютеры», на которых размещаются сайты. Живут они на так называемом хостинге и о них стоит сказать чуть подробнее.

Web server — что это такое и зачем нужны хостеры?

На хостинге используется программное обеспечение называемое веб-сервером (наиболее известным из них, думаю, является Апатч). На одной аппаратной единице (физическом компьютере) может быть «поднято» от одного до сотен программ web-server и на каждом из них может размещаться от одного до сотен сайтов. Почему это делается и зачем вообще все это нужно?

Смотрите. Вы захотели создать сайт. Создали (допустим на своем локальном веб-сервере, как я писал выше). Что дальше? Сайт должны посещать люди, а как они на него попадут? Правильно, через интернет? Значит ваш компьютер должен быть всегда включен (днем и ночью) и постоянно иметь широкий канал доступа в интернет? Но это же ужасно сложно и дорого, в конце концов.

Выход как раз и состоит в использовании услуг хостинг-провайдера , у которого целая куча серверов в специальных помещениях (дата-центрах), круглосуточно работающих и подключенных к интернету. Именно их он и сдает в аренду, либо может за денежку разместить там ваш server и следить за ним, как за своими. Причем найдутся варианты на все случаи жизни:

  1. Для маленьких и малопосещаемых сайтов — самые дешевые тарифы виртуального хостинга. Представьте, что на одной аппаратной единице (служебном компьютере) размещаются сотни сайтов. В итоге, платить приходится мало, но зато могут доставлять беспокойство соседи, например, отбирая на свои задачи слишком много ресурсов сервера (процессорного времени, объема оперативной памяти или забивая канал связи с интернетом).
  2. Для более-менее посещаемых сайтов можно взять виртуальный выделенный сервер (VPS — их может быть опять же несколько на одной аппаратной единице), получив тем самым гарантированное количество ресурсов сервера и не замечая влияния соседей. В этом VPS устанавливается своя операционная система и поднимается нужное число программ web-server. Но нужно уметь всем этим управлять, либо платить .
  3. Для сайтов с серьезной посещаемостью и нагрузкой берут один или несколько (работающих в параллель) физических серверов (аппаратных единиц). Тут уже без администратора (удаленного) управляющего и оперативно реагирующего на проблемы всего этого хозяйства будет не обойтись.
  4. Колокация — для тех же целей, что описаны в предыдущем пункте, многие используют свои собственные «служебные компьютеры», но размещают их в дата-центре хостера, чтобы получить круглосуточный доступ в интернет и гарантию наличия питания, тушения пожара и мониторинга других проблем с «железом».

Таким образом, без серверов не было бы сайтов (блогов, соцсетей, форумов, поисковых систем, порталов и т.п.), а значит не было бы и самого интернета. О, как!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Host - что такое хост и чем он отличается от Hosts и хостинга Что такое DNS и как ДНС-сервера обеспечивают работу интернета VPS от NeoServer - станьте владельцем своей виртуальной вселенной
ВЕБ - что такое web 2.0, веб-поиск, вебсайт, веб-браузер, web-сервер и все остальное с приставкой веб (онлайн) WHOIS сервисы - информация о домене (чей он, каков его возраст и история, когда освобождается) или IP адресе
Локальный сервер Denwer - как создать сайт на компьютере - установка, настройка и удаление Денвера
FASTVPS - как выбрать оптимальный VPS или выделенный сервер для своего сайта

По большому счету, организации, имеющей в сети более 7-8 компьютеров, сервер необходим. Он облегчит администрирование, позволит обеспечить надежность хранения файлов и т. п. У вас освободился компьютер и вы решили использовать его в качестве сервера для вашего предприятия, а ваш приходящий сисадмин говорит, что сумеет его настроить? Не сомневаемся, что вполне реально запустить серверную операционную систему на «бытовом» компьютере. Да, это поможет сэкономить ощутимую сумму, но так ли это выгодно и здорово? Давайте разбираться.

Выбор железа для вашего сервера должен быть обусловлен задачами, которые вы собираетесь возложить на этот многотрудный агрегат. Что и говорить, даже само название «сервер» у большинства людей несведущих ассоциируются с чем-то большим - огромные компьютеры, тяжелые платы, многочисленные индикаторы и разъемы... и невероятная производительность. Чаще всего - это совершенно не так.

На данный момент существует множество форм-факторов и большое разнообразие аппаратного и программного обеспечения именно серверного типа. Иногда и обычное бытовое железо используется для реализации задач, свойственных серверам. Насколько такой подход адекватен, можно сказать лишь подробно рассмотрев функции выполняемые таким сервером и требования, которые предъявляются к его надежности. Но все же, это решение больше подходит для домашней сети, чем для серьезного корпоративного решения.

Самая главная характеристика сервера - его надежность. Это самое важное требование к абсолютно любому серверу. Посудите сами - выход из строя этого устройства с большой долей вероятности оставит вас без необходимой для бизнес-процессов вашей фирмы информации. Это может быть база клиентов, база бухгалтерии, накопленный массив документов, договоров или методической информации. Умерший сервер - удар в самое сердце вашего предприятия.

Доступность сервера в любой момент работы - это второе важнейшее условие. Поэтому аппаратная часть и программное обеспечение должны быть подобраны так, чтобы время простоя сервера в рабочие часы было минимально - стремилось к нулю.

Третьей важной характеристикой серверного железа должно считаться возможность быстрого технического обслуживания. При этом, оно должно производиться не оказывая влияния на два первых критерия.

Очевидно, что для выполнения этих требований, даже на минимальном уровне, «бытовое» железо малопригодно, даже если ваш сисадмин кудесник и рукодельник в одном флаконе. Минимальную надежность, доступность и быстрое обслуживание без остановки сервисов обеспечит только серверное железо. Любой специалист, имеющий хотя бы минимальный опыт, скажет вам, что «бытовое» железо непригодно для круглосуточного функционирования, а заменить сломанный жесткий диск или блок питания, не выключая компьютера, на который завязано множество процессов невозможно. Серверное железо в этом плане незаменимо.

«Профессиональное» железо дорогое. Даже не так. Чаще всего, оно ДОРОГОЕ! Это плата вовсе не за суперпроизводительность, а как раз за надежность, возможность бесперебойной работы в течении длительного времени и возможность замены вышедших из строя узлов без остановки системы. Также часто вместе с серверными системами вы приобретаете гарантию, а это дорогого стоит, так как часто для таких замены вышедших из строя узлов таких систем необходимо точно такое же оборудование, а вовсе не аналогичное нового поколения. Попробуйте найти точно такие же комплектующие на замену бытовому железу, выпущенному полтора года назад… А для серверных систем на гарантии производитель обязуется такие комплектующие предоставить, в случае поломки.

Начнем с так называемого форм-фактора. Форм-фактором в данном случае называют стандарт, определяющий размеры материнской платы, места ее крепления к корпусу; положение на ней интерфейсов шин, портов ввода/вывода, процессорного гнезда и слотов для оперативной памяти, а так же тип разъема для подключения блока питания.

Существует несколько типов серверных форм-факторов. Существуют обычные серверы с вертикальными корпусами, внешне напоминающие настольные ПК. Они позволяют устанавливать материнские платы ATX или EATX, можно легко использовать и стандартные комплектующие. Но для систем, включающих в себя больше, чем один-два сервера, намного удобнее стоечные (rackmount) серверы. Они обычно устанавливаются в 19-дюймовые шкафы-стойки в горизонтальном положении. В результате в 19" стойку входит несколько серверов. Стойки бывают разной высоты и глубины.

Комплектующие стоечных серверов чаще всего нестандартные и вообще не совпадают с «бытовым» сектором. Высота 19" серверов обычно выражается в U (unit, стандартный корпус, на жаргоне часто называют "юнит"). Серверы, как правило, встречаются высотой 1U, 2U и 4U. Есть серверы и с большей высотой, но это редкость и они обычно заточены под какое-то узкое применение.

Для установки в стойки выпускаются многие другие продукты, включая сетевые коммутаторы, маршрутизаторы и брандмауэры, патч-панели, студийные аудио- и видеоблоки, блоки бесперебойного питания (UPS), сетевые хранилища (NAS), телефонные станции т.д.

Существует еще и подкатегория стоечных серверов, называемая blade-серверы (dlade анг. - лезвие). Они навного тоньше обычных серверов. Устанавливаются они не в стойку, а в специальную оснастку, предварительно установленную в стойке.

Blade-серверы разработаны для повышения плотности расположения вычислительных блоков в условиях ограниченного пространства. Также этот форм-фактор несколько упрощает обслуживание систем, делая более удобной прокладку кабелей, обеспечивая модульность и лёгкость развёртывания. К стоечным серверам нужно подводить питание, кабели дисплея, сети и т.д., а blade-серверы попросту вставляются в слоты с "горячей" заменой.

Давайте чуть более подробно остановимся на отдельных узлах сервера и их отличиях от «бытового» железа. Традиционно начнем с процессоров. Здесь безраздельно властвуют 2 фирмы: Intel и AMD. Именно эти фирмы выпускают процессоры для абсолютного большинства серверных решений различного уровня. Названия линеек серверных процессоров не менялись достаточно давно: XEON - у Intel, и Opteron для AMD. От «бытовых» процессоров их отличает более гибкое энергопотребление (зависит от нагрузки), расширенная аппаратная поддержка виртуализации (возможность создания на одном сервере нескольких «виртуальных» серверов), лучшая поддержка параллельных процессов и наличие ряда технологий, позволяющих производить мониторинг состояния как отдельных процессоров и ядер, так и сложнейших многопроцессорных систем вцелом.

Процессоры от AMD дешевле, но Intel-овские традиционно считаются более надежными. Обе фирмы выпускают процессоры, которые могут работать только на специфических материнских платах. Таким образом, на плату для процессора AMD невозможно поставить процессор от Intel.

К процессору нужно подбирать соответствующую материнскую плату для сервера. Если вы собираетесь строить многопроцессорную систему с применением виртуальных серверов, то и материнскую плату нужно выбирать с возможностью установки нескольких процессоров.

Кроме поддержки многопроцессорности, современные серверные материнские платы могут иметь массу других полезных функций и устройств, в корне отличных от «бытовых» устройств. Например, несколько встроенных сетевых интерфейсов, что позволяет использовать их как для объединения различных сетей, так и в качестве отдельных каналов связи для виртуальных серверов, созданных на одном железе. Для систем с повышенными требованиями к скорости работы с сетью может стать спасением функция объединения 2 и более сетевых интерфейсов в один, что повысит скорость (пропускная способность интерфейсов суммируется) и надежность (при выходе из строя одного интерфейса, сервер остается доступным). Такие технологии тоже присутствуют в ряде материнских плат.

Серверные материнские платы также могут работать с большими объемами оперативной памяти. Для большинства бытовых систем предел - 4 гБ, а серверные оперируют 8, 16 и более гБ. Это часто совершенно необходимо для нормальной работы сервисов и приложений. Кроме того, количество каналов для работы с память в таких платах увеличено до 6 и более, что дает возможность серверу более эффективно одновременно выполнять множество задач.

Часто такие платы оснащаются встроенной аппаратной поддержкой RAID. RAID (англ. redundant array of independent disks — избыточный массив независимых жёстких дисков) — это массив из нескольких дисков, взаимосвязанных скоростными каналами и воспринимаемых системой как единое целое. В зависимости от типа используемого массива может обеспечивать различные степени отказоустойчивости и быстродействия. Служит для повышения надёжности хранения данных и/или для повышения скорости чтения/записи информации. Сейчас даже в бытовых материнских платах появляется поддержка такого рода массивов, но это лишь бледное отражение тех возможностей, которые имеют серверные аппаратные контроллеры.

Также в этих платах, кроме уже ставших привычными разъемов для присоединения SATA-дисков, есть и разъемы для подключения так называемых SAS-дисков - серверной версии SATA, обеспечивающих более высокую надежность и производительность.

SAS-диски, пришедшие на смену серверным дискам SCSI полностью унаследовали их основные характеризующие винчестер свойства, в том числе - скорость вращения шпинделя (15000 rpm - скорость вращения внутри устройства магнитных пластин, на которых находится информация), что позволяет читать данные с более высокой скоростью. Кроме этого, стандарт SAS позволяет передавать данные параллельными потоками, чего старые винчестеры не умели.

Кроме этого, практически все современные серверные материнские платы оснащаются очень простым графическим контроллером с небольшим количеством выделенной памяти. И это оправдано, так как приложения, требующие мощных видеокарт на серверах не запускаются. Более того, большинство времени к серверу вообще может не быть подключен монитор.

Принцип работы оперативной памяти сервера точно такой же как и в обычных «бытовых» компьютерах. Разница лишь в том, что в серверной памяти встроен аппаратный механизм исправления некоторых видов ошибок для сохранения целостности данных. Это избавляет систему от множества проблем.

Отдельного разговора заслуживают серверные блоки питания. Эти устройства для профессионального сектора специально разработаны с учётом максимальной надёжности и быстроты замены. Даже нормальный бытовой блок питания может устранить последствия одной отсутствующей фазы, но профессиональные решения справляются и с более серьёзными сбоями. В том числе - обеспечивают ещё и защиту от перенапряжения, частично дублируя функционал систем бесперебойного питания (UPS).

Кроме этого, профессиональные блоки питания модульные и обеспечивают избыточность в виде двух модулей. Каждый из таких модулей способен выдать системе достаточное питание. В случае выхода из строя одного блока, система продолжит свою работу от второго блока. Замена такого модуля может быть произведена без отключения сервера.

Таким образом, очевидно, что надежность и удобство использования серверного железа на порядок выше, чем у «бытового». Использование в этом ответственном качестве обычного компьютера — лотерея в чистом виде. Вы готовы рискнуть?

Часто при выборе сервера у пользователей возникает вопрос: Зачем тратить довольно приличную сумму на приобретение сервера, когда можно за вдвое меньшие деньги купить обычный компьютер и он будет работать как сервер? Давайте рассмотрим собственно зачем нужен сервер, и верен ли будет такой подход к решению данного вопроса.

Экономия при отсутствии информации - Финансовые потери в будущем

Одной из наиболее частых ошибок при выборе любого оборудования, в том числе и сервера, является преобладание одного критерия - стоимости. Ошибкой будет как экономия на том, на чем экономить нельзя, так и финансовые траты на ненужные комплектующие. Если сервер предназначен для хранения и обработки данных, прекращение доступа к которым выльется в значительный материальный ущерб для организации, то экономия на сервере будет безумным расточительством и выбрасыванием денег на ветер. Есть и другая крайность - для сервера, на котором просто хранятся редко обновляемые данные или данные небольшого объема, которые можно легко архивировать в нескольких местах, заказывается мощный сервер высокой стоимости. Возникает совершенно очевидный вопрос - чем отличается серверная платформа от специального как бы серверного корпуса, выпускаемого многими фирмами? Наиболее существенные отличия таковы:

1. Платформа имеет конструкцию, жестко ориентированную именно на серверное использование - Возможность установки жестких дисков с горячей заменой. Более продуманная система вентиляции, адаптивный блок питания.

2. Источники питания в платформе рассчитаны на широкий разброс напряжения и частоты сети переменного тока и ориентированы на непрерывную работу с высокой степенью отказоустойчивости.

3. Световая индикация и звуковое оповещение пользователя о сбоях в сервере, т.е. наличие собственных устройств диагностики, не привязанных к конкретным комплектующим.

В чем здесь дело? Дело в том, что серверная платформа рассчитана на любые стандартные жесткие диски, RAID контроллеры, память и т.п..

Настоящий сервер или высокопроизводительный ПК в качестве сервера?

Каждое устройство должно использоваться по назначению - понимание этого позволит избежать убытков, вызванных сбоями в работе целого предприятия. Персональный компьютер предназначен для индивидуального использования. Выход ПК из строя может причинить ущерб только его пользователю. В отличие от ПК сервер отвечает за непрерывное и надежное обслуживание множества пользователей в корпоративной сети. И эта ответственность предъявляет совершенно иные требования к характеристикам и возможностям систем. В отличие от используемого в качестве сервера персонального компьютера, серверы обладают следующими преимуществами:
- возможность установки большего количества процессоров, жестких дисков, большего объема памяти;
- более высокая пропускная способность (несколько независимых шин данных, несколько сетевых адаптеров);
- более высокая надежность за счет дублирования подсистем (блоки питания и процессоры, память, жесткие диски);
- возможность удаленного управления сервером;
- удобство монтажа (в одной стойке площадью менее 1 кв. м может быть смонтировано несколько серверов).

Почему нельзя использовать мощную рабочую станцию в качестве сервера?

Минусы решения использования в качестве сервера обычного персонального компьютера:

1. Первый и самый очевидный минус: надежность такого сервера сопоставима с отказоустойчивостью аналогичной рабочей станции. Но сервер должен обеспечивать ресурсами все подключенные к нему компьютеры организации. Если один из персональных компьютеров выйдет из строя, то все остальные смогут продолжить работу. А если сломается сервер, то не будут нормально функционировать и все остальные персоналки. Организация просто не сможет работать до устранения поломки сервера. А если вдруг еще и информацию на сервере восстановить не удастся, то весь дальнейший бизнес окажется под вопросом. Надежность сервера должна быть значительно выше, чем у обычного ПК.

2. На персональных компьютерах обычно не предусматривается защита данных на случай отказа. Необходимо использование "зеркалирования" (для обеспечения бесперебойной работы сервера при отказе основного из зеркальных дисков) и резервирование данных на случай случайной порчи информации (случайно стерли нужный файл, вирусная атака). Необходимы специальные решения для сохранения данных на сервере при отказе его компонентов.

3. Операционные системы и аппаратная конфигурация, используемые на персональных компьютерах, рассчитаны на работу с 1-2 пользователями. При работе с множеством пользователей сервис для них предоставляется неравномерно, выполнение задач одних пользователей блокирует или сильно замедляет работу других.

Для сервера необходимо использовать серверную операционную систему и компоненты, обеспечивающие одновременную обработку от многих пользователей.

4. Используемые комплектующие для персонального компьютера построены из принципа 40% нагрузки при работе с одним пользователем. При возрастании нагрузки значительно усиливается тепловыделение. Отвод этого дополнительного тепла в персональных системах обычно не предусматривается. Нередко системный блок сервера убирают в глухую нишу или запирают в шкаф (не специализированный), где циркуляция воздуха ограничена и нет притока холодного воздуха к серверу. В результате ПК, работающий в режиме сервера подвержен перегреву. Конфигурация сервера должна поддерживать оптимальные условия работы его компонентов. Компоненты должны быть рассчитаны на длительную работу при высокой нагрузке.

5. Как правило, все понимают, что при неисправности сервера, его можно починить, заменив неисправные компоненты. Но, как правило, запасного комплекта нет. Как нет и резервного сервера, способного взять на себя функции неисправной системы. А ведь вынужденный простой - это незапланированные затраты и недополученная прибыль. Необходимо предусматривать резервирование важных серверных компонентов и возможность их быстрой замены.

Основные отличия сервера от рабочей станции, используемой в качестве сервера:

1. В сервере используются комплектующие, при производстве которых предъявляются повышенные требования к качеству изготовления. Надежность серверных компонентов в несколько раз выше, чем комплектующих для персональных компьютеров.

2. В серверных компонентах применяются специальные наборы микросхем, обеспечивающие дополнительные функции контроля работоспособности, фиксации ошибок, исправления мелких сбоев на аппаратном уровне.

3. Сервер рассчитан на круглосуточную работу при полной загрузке его мощностей. Приняты специальные меры для уменьшения перегрева компонентов сервера по отношению к окружающей среде.

4. Серверы изготавливаются с возможностью использования "горячей" (без остановки работы сервера) замены некоторых компонентов, что значительно может уменьшить время простоя подключенных к нему пользователей.

5. Все основные компоненты сервера сертифицированы для работы с серверными операционными системами. Это гарантия стабильной работы и производительности.

6. Используемые в сервере технические решения в сочетании с серверными ОС обеспечивают более высокую надежность хранения и доступность данных, ее конфиденциальность. Серверная архитектура рассчитана на работу со многими пользователями с высокой производительностью, предоставляя им всем одновременно уровень сервиса в соответствии с установленным для них приоритетом.

Заключение

Рассмотрев и сравнив основные компоненты сервера начального уровня и компьютера, который выступает в качестве сервера, мы убедились что выбор в пользу второго себя не оправдывает. Как в качестве требуемых задач от сервера, так и в плане "Экономичности". Ведь если потребуется увеличение мощности сервера (а это произойдет несомненно, если компания развивается), понадобится менять всю платформу целиком, что приводит к увеличению стоимости совокупного владения, а также убытки связанные с простоем на время замены. А это гораздо большие затраты, нежели чем сомнительная экономия на комплектующих на начальном этапе выбора сервера.

Вы все еще думаете поставить мощный компьютер вместо сервера?